Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лонгитюдное исследование взаимных осязательно-зрительных переносов в сопоставлении с индивидуальными особенностями когнитивных и эмоциональных характеристик школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На каждом из этапов лонгитюда выявлены в той или иной степени тесные взаимосвязи одного или двух показателей переносов с одним или двумя показателями эмоциональной сферы (отклонением от аутогенной нормы и тревожностью). Так, например, чем выше успешность зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов, тем ниже уровень негативной эмоциональности (тревожности — в 3-м классе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Осязание в структуре психической организации человека
    • 1. 1. Жизненное значение осязания
    • 1. 2. Исследование тактильной сферы в психологии
    • 1. 3. Осязание как источник свойств проекции и предметности
    • 1. 4. Взаимодействие осязания и зрения
      • 1. 4. 1. Сравнительный анализ осязательных и зрительных перцептивных образов
      • 1. 4. 2. Экспериментальные исследования осязательно-зрительных взаимодействий
  • Глава 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Описание методик
  • Глава 3. Результаты и их обсуждение
    • 3. 1. Влияние осязания на успешность выполнения когнитивных задач
    • 3. 2. Соотношение между успешностью зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов и когнитивными, эмоциональными и личностными характеристиками у школьников на разных возрастных этапах
    • 3. 3. Индивидуально-типические особенности динамики показателей зрительно-осязательного переноса и тестов Равена и Готтшальда-Виткина

Лонгитюдное исследование взаимных осязательно-зрительных переносов в сопоставлении с индивидуальными особенностями когнитивных и эмоциональных характеристик школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития психологии как науки все с новой остротой встает проблема соотношения между исходными, первообразными (или интегральными) и производными психологическими характеристиками в структуре индивидуальности. Этот аспект имеет не только фундаментальное теоретическое значение, но и основанную на достаточно обширных эмпирических данных практическую ценность. Пристальный взгляд психологов, вновь обращенный к простейшим сенсорным элементам психики человека обусловлен, кроме того, существенными недостатками большинства психодиагностических методов, основанных преимущественно на использовании второй сигнальной системы и зависящих от уровня вербализации мышления, а также влиянием на результаты субъективизма оценок и других побочных факторов, заслоняющих диагностируемые свойства.

Впервые обсуждение проблемы соотношения между исходными и производными психологическими характеристиками было затронуто Дж. Локком, который утверждал, что именно сенсорная стимуляция представляет собой своего рода строительный материал для развития высших психических функций.

Начало же собственно экспериментально-научного изучения данной проблематики следует отнести к исследованиям Ф. Гальтона — основателя дифференциальной психологии. Ф. Гальтоном, при разработке им первых в истории тестов умственного развития, была предпринята попытка рассматривать в качестве исходных характеристик ощущения различных модальностей. Так, например, он изучал восприятие цветов, веса и скорость реакции на различные стимулы. Качество выполнения этих заданий должно было, по мнению Гальтона, свидетельствовать об уровне умственного развития человека. Однако попытка тестирования интеллекта по сенсорным показателям оказалась (и была признана самим Гальтоном), на первый взгляд, неудачной.

Позднее также было проведено несколько исследований умственных способностей, основанных на данных ощущений. Так, например, Джейме Моккин Кэттел пытался оценить интеллектуальное развитие с помощью простых сенсорных показателей. Однако, в результате также не найдено серьезных взаимосвязей между результатами методик и другими свидетельствами, характеризующими уровень умственного развития детей [54).

А. Бине с коллегами — В. Анри и Т. Симоном — разработали метрическую шкалу для диагностики умственных способностей детей от 3 месяцев до 15 лет. В качестве исследуемых показателей интеллекта были взяты более сложные психологические характеристики — память, внимание, воображение — сенсорной основой которых являлись, преимущественно, зрительные и слуховые ощущения, в отдельных случаях — ощущения, связанные с восприятием веса предметов, и ощущения прикосновения [31). Тем не менее, эта система измерения умственного развития также имела существенные недостатки.

На наш взгляд, первоначальная идея Ф. Гальтона диагностировать уровень умственного развития по простейшим сенсорным показателям (ощущениям) не так уж ошибочна. Весь вопрос в том, какие элементарные психические явления следует считать отправной точкой для исследования категорий более высокого уровня. По нашему мнению, ошибка (неудача экспериментов) Ф. Гальтона заключалась в неправильном подборе исходных характеристик, поскольку ощущения разных сенсорных модальностей неравнозначны по степени и качеству их влияния на производные от них психические процессы и явления. что сенсорно-перцептивные процессы связаны не только с организацией его жизнедеятельности, но и с психическими процессами и явлениями более высоких уровней [6, 120].

Логично предположить в связи с этим, что чем больше степень «включенности» осязания (осязательных образов) в другие сенсорные модальности (в частности, зрительную), тем благоприятнее это скажется на развитии когнитивной, эмоциональной и личностной сфер человека. Наше исследование посвящено изучению этой проблемы.

Объектом исследования на протяжении 5-летнего лонгитюда являлись одни и те же испытуемые (23 человека) — учащиеся школы № 90 Выборгского района г. Санкт-Петербурга в период их обучения в 3-ем, 6-ом и 8-ом классах.

Предмет исследования — взаимосвязи осязательно-зрительной «включенности» (по результатам зрительно-осязательных и осязательно-зрительных переносов) с когнитивными, эмоциональными и личностными характеристиками школьников на разных возрастных этапах.

Цель исследования:

1. установление взаимосвязей между успешностью взаимных осязательно-зрительных переносов, с одной стороны, и успешностью в решении когнитивных задач, а также характеристиками эмоционально-личностной сферы, с другой, в младшем школьном, младшем подростковом и подростковом возрасте.

2. Выявление индивидуально-типических линий соотношения между динамикой успешности зрительно-осязательного переноса, с одной стороны, и когнитивных и эмоциональных характеристик школьников, с другой, на протяжении всего лонгитюда.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие гипотезы:

1. Степень «включенности» осязания в зрительную модальность (оцениваемая по успешности взаимных осязательно-зрительных переносов) положительно влияет на успешность в решении когнитивных задач и состояние эмоциональной сферы школьников.

2. Динамика успешности в решении когнитивных задач, а также динамика показателей эмоциональной сферы связаны с динамикой успешности зрительно-осязательного переноса (от 3-го к 6-му, затем — к 8-му классу).

3. Показатели степени «включенности» осязания в зрительную модальность найдут свое отражение в проявлении некоторых эмоционально-личностных характеристик.

На основании гипотезы с целью ее проверки были поставлены следующие задачи исследования:

1. разработать методику изучения степени «включенности» осязания в зрительную модальность;

2. провести дополнительный эксперимент по изучению полезависимости-поленезависимости с помощью теста Готтшальда-Виткина. «Включенные фигуры» с предварительным предъявлением стимула не в зрительной, как обычно, а в осязательной модальности и сравнить полученные результаты с результатами стандартного варианта данного теста;

3. выявить связи между показателями успешности взаимных осязательно-зрительных переносов, с одной стороны, и когнитивными и эмоционально-личностными характеристиками, с другой, на каждом этапе лонгитюда;

4. сопоставить динамику успешности зрительно-осязательного переноса с таковой в решении когнитивных задач и изменениями эмоциональных характеристик от 1-го этапа лонгитюда ко 2-ому и от 2-го к 3-ему;

5. выявить (на основании п. 4) индивидуально-типические варианты изменения успешности всех сопоставляемых показателей.

Новизна исследования:

1. Впервые предпринята попытка экспериментального изучения степени «включенности» осязания в зрительную модальность.

2. Изучение соотношения исходных и производных психологических характеристик проводилось на одном и том же контингенте испытуемых на разных возрастных интервалах.

3. Выявлены индивидуально-типические варианты динамики успешности зрительно-осязательных переносов, частично связанные с динамикой когнитивных характеристик.

Научно-практическое значение. Результаты исследования дают базу для разработки принципиально новых психодиагностических методов, создают теоретическую и экспериментальную основу для использования резервов осязания в педагогике и медицине, а также для оптимизации процесса обучения и гармоничного развития человека.

Статистическая обработка полученных данных проводилась пакетом статистических прикладных программ «Statgraphics» с использованием корреляционного анализа. Соотношение между успешностью зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов и показателями когнитивной и эмоционально-личностной сферы оценивалось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Достоверность различий между сопоставляемыми показателями определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Для выявления индивидуально-типических вариантов развития изучаемых характеристик использовался метод идиографического анализа.

Апробация работы. Результаты исследования были доложены и отмечены дипломом на открытом конкурсе на лучшую научную студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в ВУЗах Российской Федерации в 1996 г., на Ананьевских чтениях в СПбГУ 1997;98 гг., на межвузовской конференции «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» в РГПУ им. А. И. Герцена в 1999 г., на аспирантских семинарах, а также были использованы при чтении курсов «Дифференциальная психология» и «Психология личности» на отделении биологии-психологии факультета биологии РГПУ им. А. И. Герцена, на факультете психологии СПбГУ (специализация «Психология развития и дифференциальная психология»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Осязание «включено» в другие сенсорные модальности и психологические характеристики более высокого уровня. В частности, степень «включенности» осязательных образов в зрительные можно оценить по успешности выполнения зрительно-осязательных и осязательно-зрительных переносов.

2. Успешность выполнения взаимных осязательно-зрительных переносов отражается в успешности решения когнитивных задач, а также в проявлении эмоционально-личностных характеристик школьников.

3. Наблюдаются индивидуально-типические варианты возрастной динамики успешности зрительно-осязательного переноса, частично связанные с динамикой когнитивных характеристик школьников (от 3-го класса к 8-му).

Основные теоретические и практические результаты отражены в публикациях:

1. К дифференциально-психологическому исследованию интегральной функции осязания. СПбГУ, ф-т психологии, Ананьевские чтения-97: тезисы научно-практической конференции 28−30 октября 1997, — СПб, 1997, с. 37−39 (в соавторстве).

2. Лонгитюдное исследование интегральной функции осязания у школьников. СПбГУ, ф-т психологии, Ананьевские чтениыя-98: тезисы научно-практической конференции 27−29 октября 1998, — СПб, 1998, с. 113 114 (в соавторстве).

3. Лонгитюдное исследование соотношения между успешностью зрительно-осязательных переносов и когнитивно-эмоциональными характеристиками у школьников (3-й, 6-й 8-ой классы). РГПУ им. А. И. Герцена: тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18−20 мая 1999 г., — СПб, 1999, с. 298−299.

Заключение

.

Диссертационное исследование было направлено на изучение проблемы соотношения исходных и производных психологических характеристик человека, поднятой еще в философских трудах Аристотеля, Локка, Кондильяка и Беркли. Во всех этих случаях высказывалась мысль о первообразной, исходной функции осязания сравнительно с другими душевными (психическими) характеристиками.

Более конкретной теоретической основой нашего исследования явилась концепция Л. М. Веккера об осязании как источнике таких фундаментальных свойств психики как проекция («интенциональность» по Ф. Брентано) и предметность, и о заимствовании именно у осязания этих свойств другими сенсорными модальностями и психическими процессами более высокого уровня. Другими словами, эта идея предполагает своеобразную «включенность» осязания в другие сенсорные модальности и, в частности, что особенно важно, в зрение, ввиду его высокого информационного потенциала.

Анализ психологической литературы по изучаемой проблеме позволил констатировать отсутствие специальных исследований (тем более лонгитюдных), в которых бы изучалось степень «включенности» осязания в зрение и ее влияние на проявление и развитие производных психологических характеристик (включая уровень личности) на разных возрастных этапах.

В диссертационной работе была предпринята попытка экспериментального изучения указанной выше степени «включенности» осязательных образов в зрительные с помощью специально разработанных методик зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов. Подтверждением положения, что осязание «включено», в частности, в зрение являются полученные нами экспериментальные данные, во-первых, о двусторонней успешности как зрительно-осязательного, так и осязательно-зрительного переносов, а, во-вторых, о значительном повышении успешности выполнения теста Готтшальда-Виткина «Включенные фигуры» при замене зрительного образца — эталона осязательным. Таким образом, скрытая в сложном зрительном контексте фигура выделяется легче, если она предварительно воспринимается испытуемыми с помощью осязания, а не зрения. По нашему предположению, предварительное осязательное восприятие стимула повышает уровень предметности зрительного образа, делает его как бы более «весомым», активизируя тем самым внимание и усиливая поленезависимость, повышает качество выполнения теста.

Подтверждением гипотезы о взаимосвязи степени осязательно-зрительной «включенности», оцениваемой по успешности выполнения соответствующих межмодальностных переносов, с проявлением и развитием когнитивных и эмоциональных характеристик послужили следующие факты:

1. Трижды воспроизводимая на протяжении 5-летнего лонгитюда положительная связь содержательных (по числу ошибок в выборах копии эталонного образца) показателей зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов с показателями успешности выполнения когнитивных тестов, т. е. более успешные в выполнении переноса испытуемые показывали и более высокие результаты как в тесте Равена, так и в тесте Готтшальда-Виткина.

2. Динамический (временной) показатель зрительно-осязательного переноса оказался положительно взаимосвязан с временем выполнения тестов на 1-ом и 2-ом этапах лонгитюда, т. е. испытуемые (в период их обучения в 3-м и 6-м классах), быстрее выполнявшие поиск объектов в указанном переносе, тратили меньше времени и на решение когнитивных задач.

3. На каждом из этапов лонгитюда выявлены в той или иной степени тесные взаимосвязи одного или двух показателей переносов с одним или двумя показателями эмоциональной сферы (отклонением от аутогенной нормы и тревожностью). Так, например, чем выше успешность зрительно-осязательного и осязательно-зрительного переносов, тем ниже уровень негативной эмоциональности (тревожности — в 3-м классе и отклонения от аутогенной нормы — в 8-м). Легко видеть, что этот третий факт является как бы дополнительным к упомянутому выше первому факту аналогичного сопоставления с показателями успешности решения когнитивных задач. (Что касается возможного объяснения полученных связей между «включенностью» осязания в зрение и особенностями эмоциональности, то один из вариантов такого объяснения — гипотеза И. М. Палея о различном у разных людей соотношении в осязании объективного и субъективного компонентов — приведен в главе 1.3. с.50).

4. Указанные выше взаимосвязи содержательных показателей переносов с когнитивными характеристиками воспроизводятся также в большей или меньшей степени на каждом этапе лонгитюда связями успешности (преимущественно по числу ошибок) взаимных осязательно-зрительных переносов с успеваемостью по гуманитарным и математическим дисциплинам, а также (в 8-ом классе) по физике: испытуемые, проявившие большую успешность в кросс-модальных переносах, достигали и более высоких результатов при обучении указанным предметам.

5. Степень «включенности» осязания в зрение отразилось также в проявлении некоторых эмоционально-личностных характеристик школьников, диагностируемых опросником Айзенка и Hand-тестом Э. Вагнера (адаптированного Т.Н. Курбатовой).

По результатам опросника Айзенка, чем меньше «включенность» осязания в зрение (больше ошибок во взаимных осязательно-зрительных переносах), тем больше выраженность экстраверсии.

По данным Hand-теста, испытуемые, менее успешные (по числу ошибок) в зрительно-осязательных переносах, характеризуются меньшими директивностью, аффектацией и страхом, и, одновременно, более высокими показателями напряжения и безличной активности. Большая длительность зрительно-осязательного переноса статистически связана с меньшими активностью и зависимостью, но с более высоким уровнем безличной пассивности, страха и напряжения.

6. На основе анализа результатов всех измерений на каждом этапе лонгитюда были выявлены индивидуально-типические варианты возрастной динамики успешности зрительно-осязательного переноса, частично связанные с динамикой когнитивных и эмоциональных характеристик школьников (от 3-го класса к 8-му). Так, у 19 испытуемых (из 23-х) в этих возрастах в одном и том же направлении изменяется успешность зрительно-осязательных переносов когнитивных тестов и школьной успеваемости, из них у 11-ти — на всем протяжении исследования, а у 8-ми — только на одном его интервале. Подобная картина наблюдается и при сопоставлении временных показателей: у 20-ти испытуемых изменению скорости выполнения переноса соответствует однонаправленное с ним изменение скорости решения когнитивных задач, но у 13-ти — на всем протяжении лонгитюда, а у 7-ми — также только на одном интервале.

Отчетливо выраженную межвозрастную закономерность при сравнении динамики результатов зрительно-осязательного переноса и показателей эмоциональной сферы (отклонения от аутогенной нормы и тревожности) выявить не удалось.

Таким образом, в ходе исследования сформулированные гипотезы в значительной степени подтвердились. Однако, направление, в котором была выполнена работа, требует дальнейшего продолжения. В частности, предполагается разработка и проведение тренинга осязания и взаимных осязательно-зрительных переносов, а также отслеживание результатов их влияния на изменение (а, возможно, и развитие) когнитивных, эмоциональных и личностных характеристик школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Ш., Ананьев Б. Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства // Восприятие пространства и времени. — JL: Наука, 1969. -с.5−11.
  2. Э. Новая педагогика (Система доктора М. Монтессори),-Б.М.: Изд-во «Вестник знания», 1913,-63 с.
  3. .Г. К постановке проблем чувствительности // Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, Л., 1940. — Т. 13. -с.4−10.
  4. .Г. Материалы к психологической теории ощущения // Проблемы психологии Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. -с.29−30.
  5. .Г. Некоторые вопросы теории восприятия // Ученые записки вып. 3. 1949. -с.3−33.
  6. .Г., Давыдова А. Н. Особенности осязательного восприятия при взаимодействии обеих рук // Ученые записки вып. 3, 1949. -с.34−39.
  7. .Г. Функциональные асимметрии в осязательно-пространственном различении // Ученые записки ЛГУ. 1954. -№ 185, -Сер. филос. наук. -Вып. 6: Психология: -с. 101−112.
  8. .Г. Пространственное различение Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. -188с.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения //
  10. Вопросы психологии 1963, — № 5. -с.83−98.
  11. П.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека // Вопросы психологии. -1968. № 1, -с.3−11.
  12. .Г. Человек как предмет познания Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
  13. З.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие М.: Педагогика, — 1982, -с.7−31.
  14. .Г., Веккер JI.M., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, -263с.
  15. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия -М.: Просвещение, 1968. -334с.
  16. В.А., Зевеке А. В., Малышева Р. И., Полевая С. А. Об избыточности пространства сенсорных кодов кожного анализатора // Сенсорные системы, -1992, Т. 6, вып. 4. -с.97−99.
  17. Г. Г., Шотт Е. К. КГР как проявление эмоциональных, ориентрировочных и двигательных составляющих стресса // Психологический журнал. 1998, — № 4, -с.70−79,155−156.
  18. Л. Восприятие как вероятностный процесс // Вопросы психологии, -1961, № 5, -с. 17−21.
  19. Л., Соколов Е. Н. Стохастическая теория восприятия: Сообщ. 5: Осязательное узнавание неизвестных сложных изображений // Докл. АПН РСФСР. 1962, -№ 1, -с.71−72.
  20. Л., Соколов Е. Н. Стохастическая теория восприятия: Сообщ. 6: Оценка эффективности восприятия основе анализа траектории движения при осязании // Докл АПН РСФСР. 1962, -№ 2, -с.61−64.
  21. Л., Соколов Е. Н. Стохастическая теория восприятия: Сообщ. 7: Особенности сокращения осязательного восприятия буквенных изображений // Докл. АПН РСФСР, 1962, — № 3,-с.77−81.
  22. Л., Соколов Е. Н. Стохастическая теория восприятия: Сообщ. 9: Осязательное узнавание развернутых во времени изображений // Докл АПН РСФСР, 1962, — № 5, -с.83−84.
  23. Арана-Ларреа Л. Взаимодействие зрительного, кожного и двигательного анализаторов при восприятии веса предметов. Автореф. дисс. канд. пед. наук (по психологии). М.: 1955. -16с.
  24. Аристотель О душе // сочинения: в 4-х т.: т.1. М: Мысль, 1975. -с.369−451.
  25. Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979, -320с.
  26. Т.К. О роли селективных процессов в познавательной деятельности // Сб. материалов по пробл. «Психика человека в единстве теории и практики» Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1975, -с.31−33.
  27. Дж. Опыт новой теории зрения // Сочинения, М.: Мысль, 1977, -с.49−136.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992.-с.8−14.
  29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Канонические.-М.: Гос. библейское о-во 1994. -с.935, 303, 34 с разд. паг.
  30. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга М.: Наука, 1977. -176с.
  31. А. Измерение умственных способностей СПб.: «Союз», 1998. -с.217−221.
  32. П.П. Развитие мышления школьника // Избр. пед и психол. сочинения: Т.1. М.: Педагогика, 1979. -с.5−117.
  33. А.С., Побаченко С. В., Ярошенко А. А. Временные параметры восприятия человеком тактильных сигналов // Физиология человека, 1986, -Т. 12, № 3. -с.407−413.
  34. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. -2-е изд., перераб. и дополн. М.: медицина, 1988.-239 с.
  35. А.В. Тезисы к диссертации на тему: Об отражении некоторых психических состояний в кожной чувствительности. -Л., 1946, -с.8−11.
  36. Вин Чжин-Цин, Зинченко В. П., Рузская А. Р. сравнительный анализ осязания и зрения: Сообщ. 3: Некоторые приемы сенсорного обучения // Докл. АПН РСФСР. 1961. -№ 4. -с.73−76.
  37. И.А., Кузнецова JI.B. Кожная чувствительность пальцев рук у детей с нормальным и сниженным слухом // Сенсорные системы.-1994. Т.8, вып. 2. -с.56−60.
  38. Н.Е. Полное собрание сочинений: Т.5: Курс лекций по физиологии животных и человека, читанных в Петербургском ун-те в 19 111 913 гг. Л.: -Изд-во ЛГУ, 1954, -380с.
  39. Л.М. Динамика осязательного восприятия пространства // Материалы университет, психол, конференции 1−5 акт. 1947. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. -с. 112−114.
  40. Л.М. К проблеме осязательного восприятия // Ученые записки ЛГУ, -1953. -№ 147. Сер. филос. наук. Вып.4: Психология, -с.247−271.
  41. Л.М., Лапе Ю. П. К проблеме построения осязательного образа // Вопросы психологии. 1961. — № 5. -с. 143−153.
  42. Л.М. Психические процессы: Т.1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -с. 112−118.
  43. Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов.-М.: «Смысл», 1998.-С.243−257.
  44. Л.В., Зинченко Т. П. Кроссмодальная интерференция: Поиск ориентиров // I Международ, науч. Ломовские чтения, Москва, 17−20 дек., 1991: Тез. докл. М., 1991. -с.79−80.
  45. Л.В. Особенности обработки информации в условиях кроссмодального конфликта: Автореф. дисс. канд.психол. н.-СПб.: 1996. -18с.
  46. Л.В., Зинченко Т. П. К проблеме конфликтного кросс-модального взаимодействия // Труды ин-та психол. РАН. -1997. № 2. -с. 168−174.
  47. Н.М. Особенности осязания при церебральных спастических параличах // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969, -с. 17−19.
  48. Вул И.М. К вопросу о генезисе кожной чувствительности // Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -175с.
  49. Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста // Изд-во АПН РСФСР. 1948. — Вып. 14. -с. 197−215.
  50. А.Г. Межполушарная функциональная асимметрия тактильного восприятия // Ростовский ин-т. Ростов н/Д., — 1989. — 10с. — Рукопись деп. в ВИНИТИ.
  51. И.М. К вопросу об упражняемости тактильной чувствительности // Вопросы психологии. 1963. — № 1. — с.35−40.
  52. О.С., Алешина Е. С. Исследование соотношения когнитивного стиля и особенностей сенсомоторной деятельности // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. — Вып. 2. — с. 128−131.
  53. А.С. Концевые аппараты в коже человека // Записки Академии наук. 1903.-т. 14, № 8.-54с.
  54. М.С. Психология индивидуальных различий // М., 1997. с. 10−14.
  55. Л. Д., Пономаренко Г. Н., Потехина И. Л. Кожная рецепция низкочастотных акустических колебаний // Сенсорные системы. 1992. — т. 6, вып. 4, — с.37−39.
  56. В.Д. Пространственно-временная организация электрической активности коры головного мозга детей при восприятии предмета посредством осязания // Физиология человека. 1979. — т. 5. — № 1, — с. 130 138.
  57. Р.Ж. Микроструктура внимания в процессе обработки бисенсорной информации // Психологические проблемы индивидуальности.- М., 1983. Вып. 1. — с.67−68.
  58. Ю.М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М.: Наука, 1981. — 198с.59.3авалова Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 174с.
  59. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Р. Восприятие и действие. -М.: Просвещение, 1967, — 324с.
  60. В.П. Сравнительный анализ осязания и зрения: Сообщ. 2: Особенности ориентировочно-исследовательских движений глаза у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР. 1960. — № 2.
  61. Игнатий (епископ). В помощь кающимся: Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова): Восемь главных страстей с цх подразделениями и отраслями. Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1990. -47с.
  62. В.Д. Пространственные и временные аспеекты распознавания образов у человека // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л.: Наука, 1974. — с.91−104.
  63. К.Х. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. -М.: Медгиз, 1946. 185с.
  64. Н.Н. Эффекты интерорецепции в процессах обработки информации человеком: Дис. канд. психол. наук. Л. — 1986. — 319с.
  65. Т.М. Роль обратной афферентации в восприятии длительности воздействия на кожный анализатор // Докл. АПН РСФСР. 1962. — № 4. -с.85−86.
  66. С.М. О роли ориентировочных реакций глаза в формировании невидимых движений руки // Докл. АПН РСФСР. 1959. — № 2. — с.83−86.
  67. И.В. О связях ведущего глаза и ведущей руки // Ученые записки ЛГУ. 1954. — № 185. Сер. философы, наук. — Вып. 6.: Психология. — с. 157 163.
  68. Э.Б. Трактат об ощущениях // Сочинения: В 3-х т.: Пер. с фр.: т.2. М.: Мысль, 1982. — с. 189−400.
  69. С.В. Взаимодействие органов чувств. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948.- 128с.
  70. С.В. О взаимодействии органов чувств // Исследования по психологии восприятия. М.- Л.: Идз-во АН СССР, 1948. — с.23−42.
  71. Л.В. Сравнение кожной чувствительности пальцев рук у слепых и зрячих // Сенсорные системы. 1993. — т.7. -вып. 1. — с.45−47.
  72. Ю.А. Развитие осязательного восприятия рельефных изображений слепыми детьми // Докл. АПН РСФСР. 1960. — № 1. — с.123−127.
  73. Л.В., Фенькина Р. П. Исследование особенностей динамики состояния тактильного анализатора в условиях разных видов целенаправленной деятельности // Психофизиологические аспекты целенаправленной деятельности человека. -М., 1992. с. 28.
  74. Т.В., Рузская А. Р. Сравнительный анализ осязания и зрения: Сообщ. 5: Одновременное интерсенсорное сопоставление формы в дошкольном возрасте // Докл. АПН РСФСР. 1960. — № 4. — с.73−76.
  75. Ю.П. Об измерительной функции руки // Докл. АПН РСФСР. 1960. -№ 5. — с.53−56.
  76. М.В. Анализ динамики формирования образов восприятия // Журнал АН Грузинской ССР. 1978. — № 4. — с. 102−106.
  77. М.В. Кросс-модальное взаимодействие зрительных и осязательных образов и проблема «зрительного плена»: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л. 1985. — 24с.
  78. М.В., Мургулец Л. И. Кроссмодальное взаимодействие осязания и зрения. Исторический аспект // Вестник ЛГУ. 1994. — с.
  79. М.В., Мургулец Л. И., Калошян Р. К. Осязательно-зрительный конфликт: диагностика, коррекция // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1995. — Сер. 6., вып. 4, — с.81−89.
  80. .Ф. Опыт экспериментального исследования двуручного осязательного восприятия // Ученые записки ЛГУ. 1954. — № 185. — Сер. философ, наук. — Вып. 6: Психология. — с.113−123.
  81. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975. -№ 2. с.31−35.
  82. .Ф. Психологические проблемы космического полета // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1979. — с.5−17.
  83. .Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. -М.: Педагогика, 1982. с.197−218.
  84. А.А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста. // Проблемы психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. -с.67−74.
  85. И.И. Осязательное восприятие и его восстановление у детей с церебральным параличом // Детский церебральный паралич / Под ред. Фиценко П. Я. Л., 1974. — с. 106−109.
  86. Р.А. Некоторые этапы формирования представлений основных геометрических форм у слепоглухонемых // Докл. АПН РСФСР. 1962. — № 1. — с.125−127.
  87. Д.С. Способ определения асимметрии тактильного восприятия // Психологический журнал. 1990, -т. 11, № 1. — с.62−71.
  88. ЮО.Милнер П. Физиологическая психология: Пер. с англ. М.: Мир, 1973. 647с.
  89. Монтессори-материал. -М.: Изд-во «Мастер», 1992- 80с.
  90. Р.Г. О психологической природе некоторых видов интермодальной общности ощущений // Сб. тр. НИИ психиатрии. Тбилиси, 1978.-с. 23.-с.117−122.
  91. ЮЗ.Науменко В. В. Анализаторы. Киев: Изд-во УСХА, — 1991. — 72с.
  92. Н.А. Индивидуальные особенности познавательных процессов и их электродермальные корреляты // Автореф. канд. психол. наук., М., 1981. -24с.
  93. Е.А. Сравнительный анализ зрительного и осязательного восприятия на материале вертикально-горизонтальной иллюзии: Дипломная работа / Санкт-Петербургский университет, СПб, 1993. 24с.
  94. Юб.Палей А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — с.118−126.
  95. Н.Г. Инструментальное осязательное восприятие плоскостных форм // Ученые записки ЛГУ. 1953. — № 147. — Сер. философ, наук. — Вып. 4.: Психология. — с.235−246.
  96. A.M. Об алгоритмической структуре активного осязания // Вопросы психологии. 1963. — № 1. — с.67−79.
  97. Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1997. — 152 е.
  98. Ю.Педагоагика Марии Монтессори // Курс лекций. Интродукция. М.: Российский открытый унив-т, 1992. — 69с.111 .Позднова Г. П. Развитие взаимодействия рук в процессе занятий ручным трудом в начальной школе // Докл. АПН РСФСР. 1962. — № 2. — с.99−102.
  99. А. А. О взаимоотношении зрительного и осязательного восприятия в развитии детского сознания // Материалы университетской психологической конференции 1−5 окт. 1947 г. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. -с.115−117.
  100. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г., Ананьева, Е. И. Степановой. -М.: Педагогика, 1972. 246с.
  101. Г. З. Соотношение различных рецепторов в поведении обезьяны // Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940. — т. 13. — 178−184.
  102. Г. З. Появление навыков и интеллекта у антропоидов в действиях с палкой // Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. — с. 108 129.
  103. Г. З. Особенности осязания у низших обезьян // Материалы университетской психологической конференции 1−5 окт. 1947 г. Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. — с. 100−102.
  104. Н.А. Сенсомоторная функция рук в различных трудовых действиях и динамика отношений пространственных, временных и силовых компонентов // Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. — с. 118−119.
  105. В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт // Учебное пособие. М., 1995, с. 187−191.
  106. Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание // Восприятие. Механизмы и модели: Пер. с англ. М.: Мир, 1974. — с.275−289.
  107. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, -1989. -328с.
  108. Руководство по психиатрии: в 2 т. /Под ред. А. В. Снежневского: т. 1. М., 1983.
  109. Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. 1995. — т. 16, № 5. — с.84−91.
  110. И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Избр. философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. -с.551−556.
  111. И.М. Участие органов чувств в работе рук и зрячего си слепого // Избр. философские им психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947, — с.392−397.
  112. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1990. — 416с.
  113. А.Г., Полякова М. В. Оценка временного интервала разными пальцами руки // Физиология человека, 1983. — т. 9. — № 3. — с.374−380.
  114. В.В., Зинченко В. П. Сравнительный анализ осязания и зрения: Сообщ. 6: Произвольное запоминание формы в дошкольном возрасте // Докл. АПН РСФСР. 1960. — № 5. — с.49−52.
  115. А.А. Исследование чувствительности осязания // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1916. — т. 12, вып. 1, — с.17−37.
  116. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. -Одесса: «Хаджибей», 1995. с.193−197.
  117. Г. С. К вопросу о двуручном осязательном восприятии у слепых // Ученые записки ЛГУ. 1954. — № 185. — Сер. философ, наук. — Вып. 6: Психология. — с. 124−126.
  118. А.Ш., Колымба и.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Московского ун-та, сер. Психология, 1999, № 2. — с.54−58.
  119. И.М. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов. -М.: Медицина, 1975. -168с.
  120. А.В. К вопросу об адекватном отражении пассивно осязаемого объекта // Вопросы психологии. 1965, — № 4. — с.103−110.
  121. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика, 1992. — 511с.
  122. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Пер. с фр.: Вып. Vi -М.: Прогресс, 1966. 429с.
  123. Р. А. Методика исследования мышечно-суставной чувствительности и осязания пальцами // Вопросы психологии. 1960. — № 5. -с. 140−144.
  124. Л., Суткова А. К патологии осязания. Ведение в проблему астереогноза // Арх. биол. наук. 1936. -, т.44, вып. 1. — с. 141−159.
  125. Н.А. Проявление стилевых и личностных особенностей в процессе взаимодействия осязания и зрения . Автореф. дисс. канд. психол. наук.-СПб.- 1998.-24с.
  126. Ф.Н. Развитие руки на первом году жизни ребенка // Ученые записки НИИП.-т. 2.-М.: 1941. с.299−321.
  127. Л.А. Особенности осязательного восприятия формы // Труды Инта по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940. — т. 13. — с.27−43.
  128. Л.А. К вопросу о тактильном восприятии пространственных форм // Труды Ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940. — т. 13. -с.43−52.
  129. Л.А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности // Исследования по психологии восприятия. М.- -Л.- Изд-во АН СССР, 1948. с.43−93.
  130. А.В. Формирование пространственных представлений на ограниченной сенсорной основе // Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. -с.49−66.
  131. А.В. Вкусовое чувство и осязание ртом у слепоглухонемых // Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. — с.87−93.
  132. А.В. Тактильно-вибрационная чувствительность при крайне ограниченной сенсорике // Ученые записки. Вып. 3. 1949. — с.40−53.
  133. А.В. Развитие сознания при крайне ограниченной сенсорике // Ученые записки. Вып. 3. 1949. — с.54−65.
  134. Ballesteros S., Manga D., Navarredonda A.B., Reales J.M. Parceptual asymmetry in haptic discrimination: Pap. and Poster 34th Annu & Mut. Psychon. Soc. Washington. D.C., Now. 5−7, 1993 // Bull. Psychonom. Soc. 1993. — Vol. 31, № 5 — P.359.
  135. Bushnell E.E. Cross modal perception during infancy: Influences from mixed results // Infant Behav. and Develop. Spec. ICIS issue. 1994. V 17. P. 443.
  136. Carello C., Peck A., Pitzpotrick P. Haptic and visual matches for haptically percevied extent are equivalent // Bull. Psychonom. Soc. 1993. — Vol. 31, № 1. -P.13−15.
  137. Clark D.L., Kreutzberg J.R., Chee F.K.W. Vestibular influence on motor development in infants // Science. 1977. № 196, P. 1228−1229.
  138. С. Е., Johnson К.О. Neural coding of tactile texture: Compasion of spatial and temporal mechanisms for ronghness perception // J. Neurosci. 1992. — Vol. 12, № 9. — P. 3414−3426/
  139. Craig J.C., Baihua Xu. Temporal order and tactile patterns // Percept, and Psychophys. 1990. — Vol. 47. № 1, — P. 22−34.
  140. Evans P.M., Craig J.C. Response conpentition: A major sourse interference in a tactile identification task // Percept. Psychophys. 1992. — Vol. 51, № 2, — P. 199 206.
  141. Evans P.M., Craig J.C. Perceptual processing of adjacent and nonadjacent tactile nontargets // Percept. Psychophys. 1992. — Vol. 52, № 5. — P. 571−587.
  142. Ganeshan S., Lederman S.J., Ellis R. Haptic perception of the extent of statically held rods.: Pap. and Poster. 34th Annu. Meet. Psychon. Soc., Washington, D.C., Nov., 5−7, 1993 // Bull. Psychonom. Soc., 1993. — Vol. 31, № 5 — P.359.
  143. Genetta-Wadley A., Swirsky-Saccetti T. Sex differences and handedness in hemispheric lateralisation of tactile spatial funktions // Percept. Mot. Skilles. -1990. — Vol. 70, № 2. — P.579−590.
  144. Gottfried A.W., Rose S.A., Bridger W.H. Cross-modal transfer in human infants // Child Develop. 1977. V. 48. — P. 118−123.
  145. Handbook of cross-cultural psychology, Developmental psychology. / Triandis H.C., Heron A. (eds.): Boston, etc.: Allyn. a., Bacon, 1981, V. 4.
  146. Heilbronner Robert L., Parcons Oscar A. The clinical utility of the tactual performance test (TPT): issues of lateralization and cognitive style // Clin. Neuropsychol. 1989. — Vol. 3. — № 3. — P.250−264.
  147. Heller M.A., Rogers G.J., Perry C.L. Tactile pattern recognition with the Optocon: syperior performance with active touch and the left hand // Neuropsychologia. 1990. — Vol. 28, № 9, — P. 1003−1006.
  148. Heller M.A. The effect of orientation on tactual braille recognition: Optimal touching positions // Percept. Psychophys. 1992. — Vol. 51, № 6, — P.549−556.
  149. Hollins M, Fopldowsky R., Roo S. Joung forrest perceptual dimensis of tactile surface texture: A multidimensinal scaling analysis // Percept. Psychophys. 1993. -Vol. 54, № 6, — P.697−705.
  150. Ito K., Tanabe H., Ikejiri Y. et all. Tactile extinction to simple (elementory) and complex stimuli // Acta neural. Xond. 1989. — Vol. 80, № 1, — P.68−77.
  151. Johnson K.O., Hsiao L.L., Bankman I.N. et all. Representation and transformation of tactile from in the somatosensory sistem // 31 Intern, Congr, Physiol. Sci., Helsinki, 9−14 July, 1989: Abstr. Oulu, 1989. — P. 126.
  152. Johnson K.O., Hsiao L.L. Neurol mechanisms of tactual from and texture perception // Annu. Rev. Neurosci. Polo Alto (Calif), — 1992. — Vol. 15, — P.227−250.
  153. Katz D. Der Aufbau der Tastwelt // Abt. Ztschr. fur Psychol. Erg. Bd 11.-Leipzig. 1925.-270 s.
  154. Kaitz M., Zapidot P., Bronner R., Eijdelman A. Parturient women can recognize their infants by touch // Rev. Psychol., 1992. Vol. 28, № 1, — P.35−39.
  155. Klotzky R.L., Loomis J.M., Lederman S.J. et all Haptic identification of objects and their depictions // Percept. Psychophys. -1993. Vol. 54, № 2, — P. 170−178.
  156. Konner M.J. Infants of a foraging people. Unpubl. doctor, diss. Harvard Univ., 1973.
  157. Lewkowicz D.J. Developmental implications of gualitatively different mechanisms of intersensory integration // Infant Behav. and Develop. Spec. ICIS issue. 1994, V. 17, P. 442.
  158. Loomis J.M. Counterexample to the hypothesis of funktional similarity beetween tactile and visual pattern perception // Percept. Psychophys. 1993. Vol. 54, № 2, — P.179−184.
  159. Marvin R.S. et all. Infant-caregiver attachment among the Haus of Nigeria // McGurk H. (ed.). Ecological factors in human development. Amsterdanr. L North-Holland, 1977.
  160. Molina M. Asymmetrial intermodal transfer: myth or reality? Infant Behav. and Develop. Spec. ICIS issue. 1994, V. 17, P. 831.
  161. Maurer D., Mondloch C. Neonatal synesthesia can account for early cross-modal transfer // Infant Behav. and Develop. Spec. ICIS issue, 1994, V. 17, P. 441.
  162. Pagano C.C., Fitzpatrick P., Turoly M.T. Tensorial basis to the contansy of perceived object extent over varistions of dynamic touch // Percept. Psychophys. -1993. Vol. 54, № 1, — P.43−54.
  163. Reed C.M., Delhome L.A., Durlach N.T., Fischer S.D. A study of the tactual and visual reception of fmgersselling // Speech Hear. Res. 1990. Vol. 33, № 4, -P.786−797.
  164. Reed C.M., Caselli R.J. Tactile agnosia: An analysis of processing deficits. Pap. and Poster. 34th Annu. Meet. Psychon. Soc. Washington, D.C., Nov, 5−7, 1993 // Bull. Psychonom, Soc. 1993. Vol. 37, № 5, — P.367.
  165. Rose S.A. Cross-modal transfer in human infants. What is beeing transfered? // The development and neural bases of higher cognitive funktions, N.Y. Ann. N. Y. Acad. Sci. 1990, V. 608, P. 38−50.
  166. Rose S.A., Gottfried A.W., Melloy-Carminar P., Bridger W.H. Familiarity and novelty preferences in infant recognition memory: Implication for information processing // Child Develop. 1982, V. 18, P. 704−713.
  167. Rowe M.J. Processing and coding of information for tactile sensation // Proc. Austral. Physiol. Pharmacol. Sci. 1990. Vol. 21, № 1, — P. 1−26.
  168. Schaffer G., Emerson P. The Development of social attachments in infansy. Monogr. Soc. Resear. Child Develop., Serial # 94, 29.
  169. Shaw C., Kentridge R.W., Aggleton J.P. Cross-modal mathing by amnesic subjects // Neuropsychologia. 1990. Vol. 28, № 7, — P.665−671.
  170. Stevens J.C. Tactile acuity and aging // Bull. Psychonom. Soc. -1993. Vol. 31, № 5, — P.356.
  171. Stvery A. Constraints on intermodal transfer between touch and vision in infancy // Infant and Develop. Spec. ICIS issue, 1994, V. 17, P. 439.
  172. Todorovic D. Orientation anisotropy of spatialdiscrimination on the skin // Rev. Psychol. 1989. — Vol. 19, № ½, — P.9−16.
  173. Thayer S. Psychology of touch // Journal of nonverbal behavior. 1986. — Vol. 10, № 1, — P.84.
  174. Tsonis M., Stack D.M. Seven-month-old infants haptic perception of visible and nonvisible textures // Infant Behav. and Develop. Spec, issue. 1994, V. 17, P.984.
  175. Turkewitz G., Mellon R.S. Dynamic organization of intersensory function // Canad. J. Psychol. 1989, V. 43, P. 632.
  176. Vega-Bermudez F., Johnson K.O., Hsiao S.S. Human tactile pattern recognition: Active versus passive touch, velocity effects and patterns of confusion. // J. Neurophysiol. 1991. — Vol. 65, № 3, — P.531−546.
  177. Warren D.H., Rossano M.I. Intermodality relations vision and touch / Heller Morton A.J., Schiff Wiliam (eds.). The psychology of touch, lowrence Erlbam, A srociates. -N.Y., 1991.-P. 119−137.
  178. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embeadded figures // J. Pers. 1950. -Vol. 19,-P.1−15.
  179. Woodword K.L. The relationship between skin compliance, age, gender and tactile discriminative thresholds in humans // Somotosens. Mot. Res. -1993. Vol. 10, № 1, — P.63−67.
Заполнить форму текущей работой