Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная политика государства в Арабских странах: На материалах Йеменской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новое тысячелетие современное общество начало под знаком повышенного внимания к социальным проблемам и социальной политике. И если развитые страны Запада сегодня больше озабочены проблемами совершенствования своих моделей государства благосостояния, то для Третьего Мира особую актуальность имеет разработка и осуществление социальной политики в интересах большинства граждан и, в особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основания государственной социальной политики в арабских странах
    • 1. 1. Специфика современной социальной структуры арабского общества
    • 1. 2. Становление социальных функций государства в современных условиях в арабских странах
    • 1. 3. Основные направления и приоритеты социальной политики государства в арабских странах
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ЙЕМЕНЕ
    • 2. 1. Институционализация социально-политического развитие Йеменской Арабской республики (ЙАР) до объединения (1990г.)
    • 2. 2. Институционализация социально-политического развития Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) до объединения (1990г.)
    • 2. 3. Содержание современной социальной политики Йеменской республики

Социальная политика государства в Арабских странах: На материалах Йеменской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое тысячелетие современное общество начало под знаком повышенного внимания к социальным проблемам и социальной политике. И если развитые страны Запада сегодня больше озабочены проблемами совершенствования своих моделей государства благосостояния, то для Третьего Мира особую актуальность имеет разработка и осуществление социальной политики в интересах большинства граждан и, в особенности — беднейших групп населения. Не является здесь исключением и Йеменская Республика, которая в последние десятилетия переживает весьма бурные события. Новая страница в стране открылась после объединения в 1990 году Юга и Севера в единое государство. Как до объединения, так и после него в обществе осуществлялись определенные меры социального развития. При этом не будет преувеличением отметить, что более заметных результатов достигла социальная политика государства в Южном Йемене в период социалистической ориентации и активной помощи со стороны СССР в 7 0-е и 80-е годы.

В современном Йемене государство все активнее поворачивается к социальным проблемам и начинает осуществлять определенную социальную политику. Для ее проведения объективно необходимы точные политико-социологические знания о современном состоянии социальной сферы, о характере и элементном составе социальной структуры (стратификации) йеменского общества, о тенденциях функционирования и развития социальных институтов и процессов. Не менее важное значение приобретает научное знание специфики и содержания социальной политики как в современном обществе в целом, так и в таком регионе, как Арабский мир. На получение такого знания сориентировано исследование в рамках настоящей диссертации.

К сожалению, в арабской политико-социологической литературе проблемы теории и практики социальной политики пока еще разработаны явно недостаточно. Многие авторы ориентируются на таких британских и американских ученых, как Томас Маршалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фернис, Пол Джексон, Джозеф Стиглиц и др.1 При всей значимости теоретических наработок перечисленных авторов они не могут заменить обстоятельного анализа арабского опыта разработки и реализации государственной социальной политики. В особой мере это относится к Йеменской Республике, в которой публикации по данной проблематике являются большой редкостью.

Перечисленными причинами определяется несомненная научная актуальность и практическая значимость исследования проблем теории и практики социальной политики в арабском регионе и, в особенности — в Йеменской Республике .

Если в арабской литературе научные труды по вопросам социальной политики пока еще только пробивают себе доро.

1 См. Esping-Andersen G. The Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge. 1990. гу, 2 то в современной российской политологии и социологии данная проблематика разработана в достаточной мере.3 В трудах российских ученых глубоко и содержательно раскрыты сущность социальной политики, ее специфика в переходном обществе, особенности и основные приоритеты при повороте к современному демократическому общественному устройству. Вместе с тем в этих исследованиях разработаны принципы системно-социологического и институционального анализа социальной политики как сложного и комплексного феномена.4 На данную научную методологию опирается настоящее диссертационное исследование. При этом в работе используются положения сравнительного политико-социологического анализа социальной сферы и социальной политики в разных странах Арабского мира. Сказанным оп.

2 См.: Данная проблематика освещена в публикациях таких арабских авторов, как Саад аль-дин Ибрагим, Альгабри М. Аль Накиб X, Абдо Осман, Галюн И.

3 Социальная политика в системе социалистического управления. Автореф.канд.дисс. JI., 1983; Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и суждения. Сб.статей. М., 1996; Торлопов В. А. Социальная политика в России: История и современность. СПб., 1999; Стребков А. С. Социальная политика: Теория и практика. СПб., 2000 и др.- Милец-кий В. П. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб. 1997.

4 См.: Сморгунов JI.B. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. С.262−279. ределятся основной сюжет темы диссертации, главные цели и исследовательские задачи данной работы.

Учитывая степень разработанности темы в современной научной литературе, автор усматривает основную цель диссертации в раскрытии специфики, содержания и основных приоритетов современной социальной политики государства в Йеменской Республике на основе сравнительного анализа оснований социальной политики в арабских странах.

Данная цель реализуется путем постановки и поэтапного решения комплекса взаимосвязанных исстедовательских задач, к которым относятся:

— выявление специфики современной социальной структуры арабского общества;

— освещение логики становления социальных функций государства в арабских странах;

— сравнительный анализ основных направлений и приоритетов современной социальной политики арабских государств;

— показ противоречивого характера процесса институ-ционализации социально-политического развития Северного и Южного Йемена до их объединения в единое государство в 1990 году;

— раскрытие содержания, основных приоритетов и особенностей государственной социальной политики Йеменской Республики в современных условиях.

Поставленная основная цель и связанные с ней исследовательские задачи обусловили характер полученных автором результатов проведенного анализа и основных положений, содержащих научную новизну и выносимых на защиту.

1. Раскрыта специфика государственной социальной политики Йеменской Республики, имеющая, после объединения Юга и Севера страны, переходный характер и представляющая собой ключевое направление политико-управленческой деятельности институтов политической власти, связанное с регулированием функционирования и развития социальной сферы йеменского общества по поводу условий жизнедеятельности, среды обитания людей и удовлеворения их многообразных духовных и физических потребностей.

2. Впервые в российской политико-социологической литературе исследована специфика современной социальной структуры различных арабских стран в ее сравнительном аспекте.

3. Вскрыта историческая логика становления социальных функций государства в ведущих странах Арабского мира с момента их освобождения от колониального господства и до настоящего времени.

4. Проведен сравнительный политологический анализ основных направлений и приоритетов государственной социальной политики в группе современных стран арабского Востока.

5. Осуществлена периодизация процесса институциона-лазации социально-политического развития Северного и Южного Йемена с момента обретения независимости и до их объединения в 1990 году. б. Выявлено основное содержание современной государственной социальной политики Йеменской республики, состоящее в осуществлении путем политико-управленческого воздействия на социальную сферу выравнивания острых социальных различий между основными классами и группами общества, южным и северным регионами страны, преодоления бедности и безграмотности большей части населения, особенно сельского, формирования национальных систем здравоохранения, социального обеспечения и защиты граждан.

Характер приведенных положений определяет теоретическую значимость проведенного исследования и полученных результатов, которая заключается в одной из первых в политико-социологической литературе попыток системного анализа специфики, содержания и основных приоритетов государственной социальной политики Йеменской Республики в современных условиях. Вместе с тем проведенная работа позволила продемонстрировать эвристический потенциал метода сравнительного анализа современной социальной политики стран Арабского мира и на этой основе показать в ней общее и особенное. Полученные научные результаты дают также возможность углубить теоретические представления о феномене социальной политики в арабских странах и ее переходном характере в таком государстве, как Йеменская Республика. Вместе с тем проведенное исследование и сформулированные в нем научные положения могут быть использованы в процессе разработки и реализации современной государственной социальной политики в Йеменской республике, а также в преподавании учебных курсов по социо^ 9 логии и политологии в университетах арабских стран, в особенности — в Аденском университете (Йемен).

Основные положения и выводы проведенного исследования были апробированы автором на ряде научно-практических конференций в Санкт-Петербургском государственном университете и опубликованы в открытой печати.

По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка использованной научной литературы.

Заключение

.

Возможности и эвристический потенциал сравнительного политико-социологического анализа государственной социальной политики различных арабских стран не вызывает никаких сомнений. Ведь сравнение социально-политических результатов политико-управленческой деятельности государственных институтов разных стран позволяет увидеть как несомненные позитивные достижения, так и очевидные недоработки власти.

Проведенный анализ показал, что в научной литературе существуют различные подходы к пониманию сущности социальной политики, ее роли и значения в современном обществе. Одни авторы отождествляют ее с мерами социального обеспечения, другие — рассматривают ее с широких социологических позиций. При этом следует учитывать и то, что в разных странах процесс разработки и осуществления социальной политики находится на разных этапах ее жизненного цикла. В развитых странах уже сложилось социальное государство (государство благосостояния), а в развивающихся государствах только начинают приступать к осмыслению феномена социальной политики, ее специфики и основного содержания. К последним, на наш вгляд, в полной мере относится Йеменская Республика, которая после объединения Юга и Севера страны сегодня переживает сложный переходный период, составной частью которого является также институционализация собственной социальной политики, учитывающей социальный состав, историческую специфику и особенности обеих частей объединенного государства.

На наш взгляд, по вопросу о причинах возникновения и становления национальной социальной политики в современных государствах более правомерной является позиция, согласно которой она является результатом осознанной деятельности социальных субъектов (элит) в рамках политических институтов государства по изменению социальной сферы общества в целях не только сглаживания острых социально-экономических противоречий и конфликтов, но и для стимулирования хозяйственного развития. Вместе с тем не вызывает сомнения, что активными участниками процесса зарождения социальной политики в большинстве стран были и являются различные социальные движения наемных работников, социал-демократические политические партии, всевозможные массовые общественные ассоциации граждан, желающие защитить себя или, как минимум, добиться государственных деклараций о гарантиях социальной защиты людей от стихийных и слепых сил рыночного общества. Арабские страны, включая и Йеменскую Республику, в последние годы после целого ряда экспериментов с социалистической ориентацией вступили на путь вполне определенных рыночных преобразований общества, составной частью которых являлись также процессы распространения элементов демократия на социальную сферу. Именно социальная в собственном смысле слова демократизация арабского общества вызвала к жизни феномен социальной политики, связанной с осуществлением мер по преодолению бедности, безграмотности, болезней, безработицы и др. С другой стороны, и в арабских странах социальная политика стала определенной формой социального контракта между наемными работниками и государством (властью) по поводу условий и цены продажи рабочей силы, а также обязательств власти перед обществом в отношении социальной защиты населения от превратностей рыночной стихии.

Конечно, и в арабских странах развитость социально-политической деятельности государства во многом зависит как от уровня развития экономики, так и, в особенности, от организованности и степени ассоциированного воздействия наемных работников на государство в целях отстаивания и реализации своих социальных интересов. Но если в богатых нефтедобывающих странах Персидского залива, как показано в диссертации, эти факторы дают ощутимый результат, выражающийся в активной и действенной социальной политике, то в Йемене, который ныне, после объединения Юга и Севера, все еще переживает переходный период, связанный с формированием единого национального государства, все обстоит гораздо сложнее.

Прежде всего, еще не преодолен синдром: «Одно государство — две нации». Одиннадцать лет совместной жизни пока не привели к преодолению социально-политических различий между Севером и Югом. Южане благодаря активному включению при народной власти в строительство социально-справедливого общества социалистической ориентации отличаются большей политической организованностью и культурой политического участия. Они активнее выдвигают общие социальные цели и добиваются активизации мер социальной политики государства. На Севере ситуация исторически сложилась по-другому. Кроме того, в Южном Йемене имел место обширный государственный сектор, который оказывал благотворное влияние на социально-политическую деятельность правительства.

Эти и другие обстоятельства обусловили продолжительность переходного периода в становлении единой государственной социальной политики. В диссертации сделана попытка на основе сравнения опыта и практики разных стран.

Арабского мира раскрыть специфику государственной социальной политики Йеменской Республики в современных условиях. При этом автор рассматривает последнюю, в качестве ключевого направления политико-управленческой деятельности государственных институтов власти по регулированию социальной сферы общества в целях воспроизводства и поддержания условий жизнедеятельности и среды обитания граждан, а также удовлетворения их многообразных духовных и физических потребностей. Для уяснения содержания и приоритетов современной социальной политики государства в диссертации были проанализированы особенности социальной структуры арабского общества в сравнении с Йеменской Республикой и раскрыта логика становления социальных функций государства. При этом сама логика освещалась в единстве с основными направлениями и приоритетами государственной социальной политики арабских стран.

Главное внимание в диссертации было уделено проблеме периодизации социально-политического развития Северного и Южного Йемена до их объединения в 1990 году. В ходе этого анализа было показано, что в этот период активнее происходило формирование институтов социальной политикй государства на Юге при народной власти. Именно в НДРЙ были изданы некоторые социальные законы, принята Конституция, в которой значительное место уделялось обеспечению и защите социальных прав граждан.

После объединения страны государственная социальная политика Йеменской Республики приобрела переходный характер, ибо она с необходимостью должна была, с одной стороны, сохранить преемственность с социальными достижениями Юга и Севера до их объединения, а с другой — придать ей общенациональный характер, учитывающий все фак.

157 торы: разные уровни социально-экономического развития, неодинаковую активность социально-политических движений наемных работников, наконец, различие структуры и состав властных институтов социальной политики государства.

В современных условиях государство все более сосредоточивает внимание в своей социальной политике на сглаживании наиболее острых социальных различий между основными классами и социальными слоями общества, на стирании существенных граней между населением Юга и Севера, на преодолении бедности, безграмотности населения, на обеспечении занятости населения и ограничении безработицы, на создании собственных национальных систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты граждан. Пока сделаны только первые шаги в деле реализации всех перечисленных приоритетных целей. Для ускорения этого процесса необходимо активизировать политико-социологические исследования всего комплекса практически значимых проблем современной социальной политики государства. Думается, в известной степени призвана внести свой вклад в это дело и настоящая диссертация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Социальная политика государства и социальная структура общества. М., 1995.
  2. Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
  3. А.А. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М., 1988
  4. Р.Н. Изучение социально-экономических проб.араб.стран. Ереван 1988. Вып. № 1
  5. А. Понятие «социальная структура» в современной социологии / / Социологические исследования. № 7. 1996
  6. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новейшая история, экономика и политика): сб. ст. отв.ред. Б. Г. Сейранян, А. О. Филоник. М., 1999
  7. Арабские страны. История, экономика. М., наука. 1986
  8. Арабский мир: Три десятилетия независимого развития. М., 1990
  9. В.Г. системность и общество. М., 1980
  10. В.П., Веретельник А. С. Социальная политика на региональном уровне. СПб., 1996
  11. Н.Белов Г. А. Политология. Курс лекций. М., 1997
  12. А.К. Развитой социализм: Сущность и закономерности. Л., 1982.
  13. Л.А. В поисках среднего класса // Социс. 1999, № 7.
  14. В. Йемен. От свободного порта к свободной зоне. // Азия и Африка сегодня № 1 1997
  15. В.Г. Сравнительный анализ социальной политики государств всеобщего благосостояния. Автореф. канд. дисс. СПб., 2001
  16. К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М., полит. издат .1979
  17. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М. 1996
  18. Ф.Э. Современная социальная политика: Между планом и рынком. М., 1996.
  19. А. Путешествие в «Арабия феликс». М., 1974
  20. М. Избранные произведения. М., 1990
  21. Вопросы социальной справедливости и социальной политики: обзоры и доклад. М. ИНИОН. 1991
  22. В. П. Политическая и государственная система НДРЙ. М., Наука. 197 8
  23. Герасимов Йеменская революция 1962−1975. Проблемы и суждения. М., 1979
  24. О.Г. Йеменские документы. М., Наука 198 7
  25. О.Г. Йеменские документы. М., Наука 1987
  26. Э. Стратификация и классовая структура // Со-цис. 1999. 1992. № 10.
  27. Голенкова 3. Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социс. 1999. № 9.
  28. Е.К. история и экономика стран арабского Востока. М., Наука. 1973
  29. В. Арабская интеграция: робкая надежда или твердый выбор? //Азия и Африка сегодня. 1997. № 11
  30. В. Реформы: Замыслы и реализация // Азия и Африка сегодня. 1997. № 4
  31. Гусаров В. И Аден. М., Наука 1981
  32. В.И. Характерные черты социально-политического развития арабских стран в 1950—1970-е годы. Ереван, 1980
  33. В.И., Сейфульмулюков A.M. Экономика Йеменской арабской республики. М., Наука .1986
  34. А.С. национальный фронт демократического Йемена 1963−1975гг. Становление авангардной партии. М., 1979
  35. Н. Оман. Чудо в пустыне. // Азия и Африка сегодня. № 1. 1997
  36. Г. Проблемы интеграции в арабском мире. // Восток. 1991. № 4
  37. Т.И. Социальная структура современного российского общества // общественные науки и современность. 1997. № 2
  38. И. П. Основные тенденции развития социальной структуры в египетской деревне на третьем этапе аграрных преобразовании (1969 1975гг.)// Актуальные проблемы стран арабского Востока и Северный Африки. М., 1977
  39. В.А. Арабские страны в международном разделении труда: итоги, проблемы перспективы (1961−1990гг.)М., Вост. Лит., 1996
  40. JI.H. Исторический очерк в справочнике Йеменская Арабская республика. М., 1971
  41. Г. М. шариат и его социальная сущность. М., 1978
  42. Н.И. Этнография арабов передней Азии и северной Африки. Краснодар. 1996
  43. Классы, партии и политика в развивающихся странах Востока. М., 1988
  44. В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в нем России: проблемы формировании национальной стратегии. // Вестник СПВО РАЕН. 1997
  45. С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., наука 1996
  46. С. А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М., 1996.
  47. P.M., Стребков А. И. Социальная политика: анализ западноевропейского успеха. СПб-Иваново. 1998
  48. Е.А. Изучение Новый и новейшей истории арабских стран в период (1969−1985). Ереван. 1988. Вып. 1
  49. Н.А. Международные организации. Теория и практика деятельности. СПб.: изд-во СПБГУ, 1999
  50. В. П. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы становления социального государства. СПб., 1997.
  51. В.П. Система государственного управления. В кн.: Сравнительное государственное управление. Под ред. проф. Л. В. Сморгунова. СПб., 2000.
  52. Г. И. Армия и политика в странах Азии и Африки. М., Наука. 1990
  53. Г. И. Ислам и нация: Ближний Восток и центральная Азия. //Политическая исследования. № 2. 1998
  54. В.В. народная демократическая республика Йемен: (к 15-летию независимости). М., Знание. 1982
  55. В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость южного Йемена и национальную демократию (19 631 969гг.) М., 1980
  56. А. Африканская перестройка // Азия и Африка сегодня. 1997. № 657.0лейник А. Социальная политика: Пути достижения эффективности // Полис. 19 98. № 5.58.0лейник А. Социальная политика: пути достижения эффективности // Полис. № 5. 1998
  57. О.Г. социально-экономические и политические проблемы современного Йемена. В кн. Характерные черты социально-политическое развитие арабских стран. Ереван. 1980
  58. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996
  59. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
  60. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций // 1997. № б.
  61. М.Н. диалектика и социология. М., 1980
  62. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 1997. № 7
  63. В.А., Стребков А. И. Политико-экономические реалии социальной политики. СПб-Иваново. 1998
  64. B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М., 1977
  65. Н.А. Город в формационном развитии стран Востока М., Наука. 1990
  66. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999
  67. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.
  68. JI.B. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.
  69. JI.В., Семенов В. А. Политология Учебное пособие. СПб. 1996
  70. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1991
  71. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и суждения. Сб. статей. М., 1996
  72. Социальная политика в России: Мегатенденции 1999−2010 гг. // Социально-политический журнал. 1998. № 6.
  73. Социальная политика КПСС. Под ред. В.3.Роговина. М., 1980.
  74. Социальные проблемы: оценка и пути их решения. Отв.ред. А. И. Амоша. Киев: Наука, 1995
  75. Социальные реформы в России: история современное состояние и перспективы, ред. кол: А. О. Бороноев и др. СПб: Петрополис, 1995
  76. А.И. Индивидуальная легитимация социальной политики современного государства. Автореферат докт.дисс. СПб., 2000
  77. А.С. Социальная политика: Теория и практика. СПб., 2000.
  78. В.А. Социальная политика в России: История и современность. СПб., 1999.
  79. В.В. экономические основы социальной однородности общества. М., 1982
  80. А. Социальная политика: умеренная либерализация // Человек и труд. № 4. 1998
  81. И.П. Социология. СПб., 2000
  82. Esping-Andersen G. The Wolds of Welfare capitalism. Cambridge. 1990.
  83. Gerhotm Т. Market. Mosque and mafrag. Social inequality in Yemeni town. Stockholm. 1977.
  84. Handbook on international T44 orade and Development statistics, 192. UN. N.Y. 1993.
  85. Ibid & W.B. World Development indicators. 1997 .88.Le Monde 21−23. 01. 1981.
  86. New York Herald Tribune. 1962. 3.X.
  87. Urban and rural areas. 1996. -N.Y. UN. 1997. Chart.
  88. W.B. World Development indicators. 1991.
  89. W.B. World Development Report. 1997.1. На арабском языке:
  90. Абдо аль-Садек А.А. и др. Населения и развитие (Аль-сукан ва ат-танмия). 2-я национальная конференция о политике населения. Сана 1996.
  91. Абдуль Фадил Махмуд. Социальное формирование и классовый строй в арабском мире. (Аль-ташкилат аль-игтимаие ва альтаквинат альтабакие фи ал-ватан ал-араби). Бейрут. 1988.
  92. Аль Барадони Абдула. Республиканский Йемен (Альемен альгамори). Дамаск. 1983.
  93. Аль-Сабри и др. Население и положение здоровья в ЙР (Аль-сукан ва аль-ваад ас-сихи фи альгумхурия ал-емания). 2-я национальная конференция о политике населения. Сана 1996.
  94. Аль-Шаргаби А.Б. и др. 2-я национальная конференция о политике населения. (Аль-мутамар аль-ватани аль-тани ли ас-сияса ас-сукания). Сана 1996.
  95. Ахмад Аррахуми и др. Секреты и документы Йеменской революции (Асрар ва ватаэк аттаура альямания). Бейрут. 1978.
  96. Баракат Халим. Современное арабское общество социальное исследования. (Аль-мугтама ал-араби аль-муасер-бахт иститлаи игтимааи). Бейрут. 1984.
  97. Будущие местные власти в ЙР (мустакбал ал-хокм аль-махали фи ал-гумхурия ал-емания). Кол. Ред. Сана Февраль 1995.
  98. Всеобщий народный конгресс, документы 3-го всеобщего съезда (Аль-мутамар аль-шаби аль-ам, ватаек аль-мутамар ал-талет). Сана 1986.
  99. Всеобщий народный конгресс: Программа политической деятельности и организационные документы. (Аль-мутамар аль-шаби аль-ам: парнамег аль-амал ас-сияси ва аль-нудом ва аль-лаваих). Сана. 1984.
  100. ЮЗ.Газета Ас-Саура. Сана 18.02.1971.
  101. Газета Арбаатаашар уктобар. 06. 01. 1970. Аден.
  102. Газета Ас. Саурий, Аден. № 250. 1973.
  103. Юб.Газета Ас-Саури. № 217. Аден 1972.
  104. Гара-ла Омар. О диалектике демократического единства (Ан диалектик аль-вахда аадимократие). // Кадая аль-аср. 1989. № 12.
  105. Д. Абубакр ас-сакаф. Рукопись замечание о книге «Йемен, государство и общество» (Китабат — мулахадат фи китаб ал-емен ад-давла ва ал-мугтама). Аден 1981.
  106. Д. Ахмад Салех ас-Саяд. Власть и оппозиция в современном Йемене. (Аасулта ва альмуаарада фи алемен ал-муаасер). Бейрут. 1992.
  107. Д. Саад ад-дин Ибрагим и др. Общество и государство в арабских странах. (Аль-мугтама ва ад-даола фи аль-ватан аль-араби). Бейрут. 1988.
  108. Д.Мохамед Али Ал-шахари. Исторический путь Йеменский революций. (Тарик аль-таора аль-емание). Каир. 197 6
  109. Д.Мохамед Али М., Д. Али абдолмути. Политика, теория и практика (Ас-сияса пен аль-надария ва ал-татбик). Бейрут 1985.
  110. Журнал Ат-талиа. № 7. Каир. 1970
  111. Журнал Аль-тавабет. № 11, Сана. 1998.
  112. Закон № 9 о режиме местной администрации, 30 июня 1968. (Аль-канун ракм тиса ан нидам аль-идара аль-махалия). Аден 1968.
  113. Пб.Ибрагим Галюн. Метод исследовании демократической перспективы в арабских странах. (Манхаг дирасат мус-такбал аль-димукратия фи аль-булдан ал-арабия). // Аль-мустакбал аль-араби. № 213. Ноябрь 1996.
  114. Каэд аль-Шаргаби. Деревня и государство в йеменском обществе (Алькарья ва аддаула фи альмогтама альямани). Бейрут. 1990.
  115. Книга ежегодных статических данных. 1998. (Китаб аль-ихса ас-санви ли аам 98). Сана апрель. 1999 .
  116. Национальная хартия. (Аль-митак аль-ватани). Аден. 1968.
  117. Объединенный арабский экономический отчет. (Аль-такрир аль-араби аль-иктисади аль-муахад). 1997.
  118. Отчет Всемирного Банка 1996. (Такрир аль-банк аль-дуали ли-ам 96)
  119. Отчет о человеческом развитии Йемен (Такрир ат-танмия аль-башария ан ал-емен). Сана. Апрель 1999.
  120. Отчет ООН 1995 Г.- Йемен. (Такрир аль-омам альмотахи-да ан ал-емен ли-ам 95).167
  121. Отчетный доклад генерального руководства V съезду политической организации Н.Ф. (Такрир аль-амин аль-аам ли атандим ас-сияси аль-габха аль-каомия ила алмутамар аль-хамес.) Аден 1972.
  122. Официальная газета (ал-гарида ар-расмия). № 19. Сана. 1994. 2-я часть.
  123. Программа ЙСП на этапе национально-демократической революции (Парнамег аль-хезб аль-иштираки аль-емани ли мархалат ал-таора аль-ватания аль-димократия). Аден. 1978 .
  124. Программа ПОНФ на этапе национально-демократической революции. (Парнамег атандим ас-сияси аль-гапха аль-каомия ли мархалат ал-таора аль-ватания аль-димократия). Аден. 1972.
  125. Решения Генерального руководства № 1, 2. №. (крарат аль-кияда аль-аама). Аден. 1967.
  126. Саад аль-Дин Ибрагим. Проблема общества или проблема класса. (Мушкилат могтама ам мушкилат табака). // Аль-манар. 1985.
Заполнить форму текущей работой