Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Таможенная составляющая активизации внешнеэкономической деятельности и воспроизводственного процесса региона в условиях интеграции России в мировое хозяйство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональные воспроизводственные циклы могут быть дополнены и «настроены» через воспроизводственные циклы более высокого уровня, импульсы от которых передаются посредством внешнеэкономической деятельности через каналы единичных воспроизводственных процессов предприятий — участников ВЭД. В результате взаимосвязи между субъектами международного общения опосредуются определенными уровнями управления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ МЕСТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССАХ АКТИВИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 1. 1. Ретроспективный анализ функций таможенных органов во внешнеэкономической сфере национальной экономики
    • 1. 2. Воспроизводственный процесс региона как органичная часть национального и общемирового воспроизводственных процессов
    • 1. 3. Место таможенных органов в межфазовом замыкании регионального воспроизводственного цикла
    • 1. 4. Концепция использования внешнеэкономической деятельности для активизации воспроизводственного процесса и экономического роста региона
  • 2. ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
    • 2. 1. Исследование воспроизводственного и внешнеэкономического потенциала региона
    • 2. 2. Выявление проблемно-целевых блоков и индикация внешнеэкономической активности экономики Южного федерального округа
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
    • 3. 1. Разработка модели выбора таможенных инструментальных средств обеспечения эффективности воспроизводства региональной экономики
    • 3. 2. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью региона как фактора активизации его воспроизводственного процесса

Таможенная составляющая активизации внешнеэкономической деятельности и воспроизводственного процесса региона в условиях интеграции России в мировое хозяйство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективность рыночных преобразований в российской экономике и ее регионах во многом предопределяется ныне современными процессами и спецификой интеграции национальной экономики в мировую экономику, особенностями современного мирового воспроизводственного процесса.

Анализ исследований в области экономической теории и практики развития национальной экономики в контексте ее интеграции в мировую экономику показал, что одним из перспективных направлений адаптации национального воспроизводственного процесса к мировому представляется совершенствование существующих методов организации и контроля таможенными органами внешнеэкономической деятельности ее участников, путём приведения их к общепринятым мировым сообществом правилам и нормам, как в субъектах России, так и в стране в целом.

Основным институтом государственного регулирования ВЭД выполняющим фискальную функцию государства выступают таможенные органы РФ. С учётом сложившейся ситуации в мировом хозяйстве роль и важность таможенного контроля неуклонно возрастает, в связи с чем в сложившихся условиях требуются качественно новые концепции и подходы к активизации внешнеэкономической деятельности средствами и методами таможенных органов различных иерархических уровней.

В условиях широкой либерализации ВЭД в России, наделения регионов страны широкими полномочиями во внешнеэкономической сфере возрастает, роль таможенных органов в активизации внешнеэкономической деятельности региона и интенсификации его воспроизводственных процессов, что и предопределяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию процессов интеграции России в мировое хозяйство, как основе укрепления конкурентных позиций стран, регионов, корпораций, посвящены работы целого ряда зарубежных и отечественных ученых.

Общее представление о процессах интеграции России и мирохозяйственных связях, прогнозировании путей развития российской экономики в мировое хозяйство, разработке отдельных определенных направлений реформирования внешнеэкономической деятельности в стране, исследований в области зависимости региона от географического расположения и экономического состояния на воспроизводственные процессы внутри его, изучение роли и места институтов власти, как регулирующих органов ВЭД, получили развитие в трудах таких зарубежных и отечественных авторов, как Р. Барр, А. Бузгалин, А. Добрынин, Д. Гелбрэйт, Ф. Кенэ, Д. Львов, К. Маркс, Дне. С. Милль, П. Самуэльсон и др.

Отдельные аспекты развития регионов России под влиянием внешнеэкономического фактора исследованы в работах JI. Вардомского, О. Воронковой, А. Гранберга, JI. Евтеева, Е. Пузаковой, П. Таранова, Э. Рубинской и др.

Идеи же воспроизводственного подхода к изучению региональной экономики были впервые выдвинуты в работах Р. Шнипера, а позднее продолжены в исследованиях А. Добрынина, А. Маршаловой, А. Новоселова и др.

Современные взгляды на влияние институтов власти, включая таможенные структуры, в развитии мировой и национальной экономиках представлены в трудах известных западных экономистов Р. Вернона, Дж. Даннинга, П. Кругмана, М. Портера и др., а также в научных трудах отечественных исследователей, таких как В. Андрианов, А. Бандурин, Ю. Винслав, М. Гельвановский, Б. Дякин, В. Дементьев, Е. Ленский, К. Люхто, А. Мовсесян, В. Цветков, М. Эскиндаров и др.

Проблематике таможенного аспекта деятельности институтов власти, как регулирующего инструмента ВЭД в современной экономике, и их влияния на динамику экономического роста России и ее регионов посвящены работы таких авторов как С. Барамзин, В. Баутов, Н. Блинов, И. Дюмулен, А. Ершов, С. Зубарев, И. Иванча, А. Казырин, К. Корняков, Е. Кузина, Н. Липатова, М. Вялов, В.

Макрусев, Г. Мартенкович, В. Панченко, Ю. Пресняков, В. Соловьев, Т. Терешко, А. Хапилин, А. Швец и других.

Однако большинство авторов не рассматривают таможенные структуры, как неотъемлемый субъект в процессах стимулирования и мотивации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с позиций развития ее как средства для формирования и поддержания условий расширенного воспроизводства в регионе и эффективной адаптации национальной воспроизводственной системы к мировой, не учитываются роль и функции таможенных органов в разрезе отдельных стадий воспроизводственного процесса в стране и регионах.

Следует отметить, что теоретико-методологическая разработанность проблемы повышения роли таможенных структур в условиях современных рыночных изменений в национальной (российской) и региональной (субъектов Российской Федерации) экономиках для обеспечения их эффективной интеграции в мировую (глобальную) экономику весьма ограничена.

Недостаточная проработанность теоретико-методологических и методических положений в оценках влияния таможенных органов на внешнеэкономическую деятельность в национальной и региональной экономиках в свете активизации региональных воспроизводственных процессов средствами и инструментами таможенных структур и предопределили выбор предмета, объекта и цель данного исследования, а также состав решаемых задач и структуру диссертации.

Целью диссертации является теоретико-методологическое обоснование места и функций таможенных органов, а также разработка принимаемого ими методического инструментария активизации внешнеэкономической деятельности региона и его воспроизводственной динамики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие этапные задачи исследования.

1. Провести ретроспективный анализ динамики функций и структур таможенных органов во внешнеэкономической сфере России и на этой основе идентифицировать и уточнить современное место и задачи таможенных органов в инфраструктурном обеспечении ВЭД региона во взаимодействии с ее региональными субъектами.

2. Исследовать сущность регионального воспроизводственного процесса как органичной части национального и общемирового воспроизводственного процессов с целью выявления стимулирующих внешнеэкономическую деятельность функций таможенных органов в отдельных фазах регионального воспроизводственного цикла.

3. Развить концепцию использования внешнеэкономической сферы для активизации воспроизводственного процесса и экономического роста региона.

4. Исследовать воспроизводственный и внешнеэкономический потенциал региона — Южного федерального округа по отраслям и сферам деятельности.

5. Выявить наличие проблемно-целевых блоков региональной экономики и осуществить индикацию ее внешнеэкономической активности.

6. Разработать и апробировать логическую модель выбора предпочтительных инструментальных средств таможенных органов в активизации региональной внешнеэкономической деятельности.

7. Развить методические положения по совершенствованию системы управления ВЭД региона как фактора активизации его воспроизводственного процесса с использованием средств и возможностей таможенных органов.

Объектом диссертационного исследования является внешнеэкономическая деятельность региона (Южного федерального округа) как фактора активизации регионального воспроизводственного процесса, а также таможенные органы как составляющие инфраструктурного обеспечения региональной внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования является совокупность функций и структур таможенных органов, стимулирующих позитивное развитие региональных внешнеэкономических операций участников внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи с мировым и национальным воспроизводственным процессом.

Диссертация выполнена в рамках п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов» паспорта научной специальности 08.00.14 — мировая экономика.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Исследование базируется на использовании гипотез и концепций теории международной экономики, теории региональной экономики, фундаментальных и прикладных трудах зарубежных и отечественных экономистов, исследующих проблемы воспроизводственной динамики всемирного хозяйства, институционализма, концепции развития региональной экономики, а также на прогнозных и программных разработках федеральных и региональных органов власти.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики и ее регионального подразделения в Ростовской области, Федеральной таможенной службы РФ и Южного таможенного управления, а также методические и аналитические разработки Института мировой экономики и международных отношений РАН, Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, информационные материалы, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати.

Нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс РФ, нормативно-правовые акты в области таможенного законодательства РФ и другие акты действующего законодательства РФ и её субъектов.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в научном предположении существования факта взаимосвязи функций таможенных органов во взаимоотношениях с участниками ВЭД с динамикой параметров регионального воспроизводственного процесса, его экономического роста, что предполагает возможность и имеет практическую целесообразность включения таможенных структур в «региональную систему программирования и стратегического управления воспроизводственным процессом», носящую неформальный, коллегиальный характер. г.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В условиях интенсивной интеграции российских регионов в мировую хозяйственную систему традиционная (фискальная) роль таможенных органов дополняется стимулирующими функциями в активизации деятельности 8 региональных субъектов ВЭД (предприятий и фирм, ведущих внешнеэкономическую хозяйственную деятельность), что предполагает целесообразность «привлечения» руководящих структур таможенных органов в процессы принятия решений по разработке региональных программ развития ВЭД и формированию долговременных прогнозов социально-экономического развития регионов страны.

2. Региональные воспроизводственные циклы могут быть дополнены и «настроены» через воспроизводственные циклы более высокого уровня, импульсы от которых передаются посредством внешнеэкономической деятельности через каналы единичных воспроизводственных процессов предприятий — участников ВЭД. В результате взаимосвязи между субъектами международного общения опосредуются определенными уровнями управления сотрудничеством, что предполагает возможность в сфере взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД выделить их специфические функции, ориентированные на прямое или косвенное стимулирование активности ВЭД в регионе и активизации региональных воспроизводственных процессов*.

3. Поскольку процесс внешнеэкономической деятельности осуществляется при непосредственном участии таможенных органов, то в механизме управления региональной ВЭД целесообразно выделить место и предусмотреть функции таможенных органов, оказывающих через участников ВЭД воздействие на отдельные стадии воспроизводства, осуществляя при этом замыкание регионального воспроизводственного цикла по стадиям производства, распределения, обмена и потребления.

4. Взаимосвязь показателей экономического роста, инвестиционной привлекательности региона и активности его ВЭД позволяет построить (усовершенствовать) механизм управления экономической системой, обосновать концептуальную схему анализа и моделирования последней по критерию максимального улучшения воспроизводственного потенциала. При этом рациональность и эффективность практической реализации предложенной схемы предопределяет необходимость позитивного влияния таможенных органов на освоение внешнеэкономического пространства.

5. Состояние воспроизводственного и внешнеэкономического потенциала Южного федерального округа (ЮФО) отражает его ориентацию на мировой 9 рынок, что долгое время будет оставаться для ЮФО исключительно выгодным экономическим направлением. В этой связи органам управления необходимо совершенствовать механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона, используя различные пути и формы деятельности таможенных органов.

6. В ходе обследования воспроизводственного и внешнеэкономического потенциала субъектов ЮФО выявлен состав проблемно-целевых блоков в экономике региона («Промышленность», «Топливно-энергетический комплекс», «Строительный комплекс», «Транспорт и связь», «Аграрно-промышленный комплекс», «Туристско-развлекательный комплекс»), что указывает на необходимость создания в регионе системного механизма по разрешению данных отраслевых бизнес-проблем средствами и возможностями активизации ВЭД.

Для целей выявления предпочтительных для конкретного региона форм ВЭД, активизирующих приток инвестиций в отрасли региональной экономики, целесообразно использовать количественные измерители (индикаторы) эффективности тех или иных видов и форм ВЭД региона и применять их для решения выявленных «проблемно-целевых» блоков по соответствующим стадиям его воспроизводственного цикла.

7. Проблемно-целевые блоки экономики Южного федерального округа могут рассматриваться как предметная область целенаправленного использования средств и возможностей таможенных структур для приоритетной активизации тех видов и форм региональной внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают приток дополнительных инвестиций в выявленных проблемно-целевых сферах экономики, обеспечивая тем самым активизацию хозяйственной деятельности субъектов ВЭД по соответствующей стадии воспроизводственного цикла.

Формирование методики использования таможенных инструментарных средств для активизации региональной внешнеэкономической деятельности в контексте ее воздействия на воспроизводственные циклы экономики региона является слабоформализуемой задачей, что предполагает возможность использования методов экспертных оценок. В качестве критериев принятия решений целесообразно использовать следующие: 1) обеспечение функционального замыкания воспроизводственного цикла- 2) отраслевой приоритет в региональной экономике- 3) соответствие региональной.

10 специализации ВЭД- 4) минимальные в рамках действующего законодательства издержки участника ВЭД- 5) минимизация времени совершения международных сделок.

8. Установленные в результате анализа проблемно-целевые блоки экономики региона преимущественно относятся к сфере регулирующего воздействия специализированных государственных структур и, как следствие, указывают на необходимость реформирования действующей «региональной системы программирования и стратегического управления воспроизводственным процессом» (РСПиСУВП). Место таможенных органов в такой системе представляется в фискальной сфере регулирования ВЭД, что не способствует активизации региональных воспроизводственных процессов. По мнению автора, понятие «регионального программирования» предполагает обозначение места таможенных органов в институциональном обеспечении региональной ВЭД, в том числе и как звена в принятии плановых социально-экономических решений, то есть в качестве элемента системы управления воспроизводственными процессами.

Научная новизна результатов исследования заключается в теоретикоt методологическом обосновании места и функций таможенных органов в J активизации внешнеэкономической деятельности региона и его воспроизводственной динамики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство, а также в разработке адекватного методического инструментария активизации региональной ВЭД методами и средствами таможенных органов.

Элементы научной новизны состоят в следующем.

1. Уточнены место и функциональные возможности таможенных органов в k.

I части инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов территорий, что способствует их включению в процессы принятия решений при формировании программ внешнеэкономического и социально-экономического развития регионов.

2. Выявлена и обоснована взаимосвязь воспроизводственных процессов интернационального, национального и регионального уровней, отражающая возможности построения самовоспроизводящихся экономических систем национального и регионального уровней, стимулирующих создание конкурентных преимуществ предприятиями, отраслями и межотраслевыми комплексами, что предполагает необходимость развития в сфере ВЭД поддерживающих и стимулирующих функций региональных и национальных органов власти, включая таможенные органы.

3. Установлена правомерность и идентифицирована связь между функциями таможенных органов во взаимоотношениях с участниками ВЭД и динамикой параметров регионального воспроизводственного процесса, что предполагает необходимость включения таможенных органов региона в процесс и организационный механизм программирования региональной внешнеэкономической деятельности и активизации региональных воспроизводственных циклов, что позволит целенаправленно использовать функции и инструменты таможенных органов в разрешении «проблемно-целевых» блоков региональной экономики.

4. Обосновано, что эффективность ВЭД может быть представлена в виде функции, связывающей приращение продукта конкретной отрасли хозяйства, в которую инвестированы финансовые ресурсы из внешнеэкономической сферы, с величиной дополнительных капитальных вложений и приращением числа рабочих мест в отраслях регионального хозяйства, что будет способствовать выбору наиболее важных инструментов таможенных органов, ориентированных на стимулирование таких форм ВЭД, которые могли бы улучшить инвестиционный климат и увеличить приток инвестиционных ресурсов по конкретным фазам воспроизводственного цикла экономики региона.

5. Проведенный анализ воспроизводственного и внешнеэкономического потенциала Южного федерального округа выявил его ориентацию на мировой рынок (продукция АПК, запасы газа, нефти, железной, никелевой и медной руд и др.), что позволяет сохранять высокие темпы роста по отдельным позициям региона в мировом производстве и одновременно требует дальнейшего их усиления средствами таможенных органов, совершенствования механизма управления внешнеэкономической деятельностью во всех фазах регионального воспроизводственного процесса.

6. В экономике Южного федерального округа выявлены «проблемно-целевые» блоки (узкие места), для разрешения которых предложено.

12 использовать методику индикации внешнеэкономической активности, позволяющей выбирать предпочтительные («эффективные») виды и формы региональной внешнеэкономической деятельности (торговые и воспроизводственные) по соответствующим отраслям и фазам воспроизводственного цикла регионального хозяйства, в которых целесообразно применять поддерживающие и стимулирующие функции таможенных органов.

7. Предложена авторская многопараметрическая логическая модель, заключающаяся в воздействии на региональные отрасли экономики через отдельно взятые предприятия посредством влияния на применяемые ими формы ВЭД инструментами таможенного регулирования, что активизирует отдельные стадии воспроизводственного цикла.

8. Разработана авторская методика формирования «Региональной системы программирования и стратегического управления многоуровневым воспроизводственным процессом», включающая в качестве основных подсистем региональные административно-управленческие структуры, региональные бизнес-структуры, региональные таможенные органы, что позволяет целенаправленно создавать комплексные программы социально-экономического развития региона при условии широкого привлечения сферы ВЭД и, в частности, возможностей таможенных органов в активизации региональной внешнеэкономической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теоретико-методологических положений и научных подходов к оценке использования средств и возможностей таможенных структур во внешнеэкономической сфере в контексте активизации воспроизводственных процессов региональной и национальной экономик и их интеграции во всемирное хозяйство.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования административными органами управления разработанной авторской методики выбора предпочтительного таможенного инструментария, стимулирующего развитие разнообразных видов и форм региональной внешнеэкономической деятельности, направленной на активизацию воспроизводственных процессов конкретного региона.

Отдельные материалы и результаты исследования, касающиеся анализа и систематизации теоретических основ интернационализации хозяйственной деятельности в национальной и региональной экономиках могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и получили положительную оценку на международных и региональных научно-практических конференциях, использовались в учебном процессе РГЭУ «РИНХ» при чтении дисциплин «Внешнеэкономическая деятельность региона», «Таможенно-тарифное регулирование». Концептуальные положения диссертации нашли свое отражение в практической деятельности Южного таможенного управления, что подтверждено справкой об использовании материалов исследования.

Основные положения и результаты диссертации изложены в 9 публикациях автора общим объемом 5,42 п.л., в том числе в двух коллективных монографиях, двух статьях в периодических изданиях, рекомендованных ВАК, а также в статьях других изданий и межвузовских сборников, в тезисах докладов и выступлений на научно-практических конференциях.

Структура и объем работы. Структура диссертационной работы определена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 189 наименований и 4-х приложений. Работа изложена на 171 стр., содержит 20 таблиц и 33 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствие с поставленной целью данной диссертационной работы обосновано, что одним из перспективных направлений активизации и адаптации национального воспроизводственного процесса к мировому представляется совершенствование существующих методов организации и контроля таможенными органами внешнеэкономической деятельности ее участников.

Не достаточная теоретико-методологическая разработанность проблемы повышения роли таможенных структур в условиях современных рыночных изменений в национальной и региональной экономиках потребовала проведения теоретико-методологических исследований в области обоснования концептуальных основ влияния таможенной инфраструктуры на воспроизводственные процессы на различных уровнях экономики.

Действительно, в условиях интенсивной интеграции российских регионов в мировую хозяйственную систему фискальная роль таможенных органов должна дополняться стимулирующими функциями в активизации деятельности региональных субъектов ВЭД. В этой связи в диссертации идентифицировано и уточнено место таможенных органов в части инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов территорий, что предполагает принципиальную возможность включения таможенных органов в процессы принятия решений при формировании программ внешнеэкономического и социально-экономического развития регионов.

В результате выявления и обоснования взаимосвязи воспроизводственных процессов интернационального, национального и регионального уровней, отражающих возможности построения самовоспроизводящихся экономических систем национального и регионального уровней, установлено, что взаимосвязи между субъектами международного общения опосредуются определенными уровнями управления сотрудничеством, что предполагает возможность в сфере взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД выделить их специфические функции, ориентированные на прямое или косвенное стимулирования активности ВЭД в регионе и активизации региональных воспроизводственных процессов.

Для построения такого механизма управления экономической системой нами было предварительно обосновано, что эффективность ВЭД может быть представлена как некая функция, связывающая приращение продукта конкретной отрасли хозяйства, в которую инвестированы финансовые ресурсы из внешнеэкономической сферы, с величиной дополнительных капитальных вложений и приращением числа рабочих мест в отраслях регионального хозяйства, и что было положено в основу выбора наиболее предпочтительных функции таможенных органов в сфере регулирования ВЭД, ориентированных на стимулирование таких видов и форм ВЭД, которые наиболее эффективно могли бы способствовать улучшению инвестиционного климата региона и притоку инвестиционных ресурсов.

Для демонстрации правомерности выдвинутой нами гипотезы осуществлен анализ состояния воспроизводственного и внешнеэкономического потенциала конкретного региона (Южного федерального округа), на основании данных которого выяснилось, что в экономике региона имеют место «проблемно-целевые» блоки и что органам управления субъектов ЮФО необходимо совершенствовать механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона, используя индикаторы внешнеэкономической активности по всем видам и формам ВЭД и практически во всех фазах воспроизводственного процесса региона.

При этом, поскольку процесс внешнеэкономической деятельности региона осуществляется при непосредственном участии таможенных органов, то в механизме управления региональной ВЭД целесообразно выделить место и предусмотреть функции таможенных органов, оказывающих воздействие (через участников ВЭД) на отдельные этапы воспроизводственного процесса не только в экономических сферах внутристранового региона, но и в рамках международного.

разделения труда. Для этого идентифицирована зависимость (связь) между функциями таможенных органов во взаимоотношениях с участниками ВЭД и динамикой параметров регионального воспроизводственного процесса в отдельных стадиях: в сфере производства, распределения, обмена, потребления.

В диссертации проведена разработка подобного рода механизма, в котором предусматривается моделирование комплекса (системы) наиболее предпочтительных таможенных инструментов регулирования ВЭД для различных групп хозяйствующих субъектов. Формирование методики использования таможенных инструментальных средств для активизации региональной внешнеэкономической деятельности в контексте ее воздействия на воспроизводственные циклы экономики региона, потребовало использования методов экспертных оценок, как способа принятия решений с учетом важнейших критериев функционирования региональной экономики: обеспечение функционального замыкания воспроизводственных циклов, учет отраслевых приоритетов в региональной экономике, соответствие региональной специализации ВЭД, минимизация издержек участников ВЭД и времени свершения международных сделок.

Таким образом, одной из главных задач административных структур региона, включая таможенные органы, является создание максимально благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, расположенных на его территории (по всей совокупности видов и форм ВЭД) и привлечение их возможностей для обеспечения положительной воспроизводственной динамики.

Выявленные в результате анализа проблемно-целевые сферы экономики региона преимущественно относятся к сфере регулирующего воздействия специализированных государственных структур и, как следствие, указывают на необходимость реформирования действующей «региональной системы программирования и стратегического управления воспроизводственным процессом». Для ее разработки нами предложена многопараметрическая логическая модель выбора инструментальных средств обеспечения эффективности региональной ВЭД, позволившая разработать авторский экспертно-классификационный подход к выбору инструментария таможенного регулирования воспроизводственными процессами в региональной экономике и согласно которому региональные государственные органы могут выбирать ключевые принципы построения региональной системы программирования и стратегического управления многоуровневым воспроизводственным процессом.

Одновременно предложен алгоритм программирования эффективности ВЭД региона, на основе которого разработана авторская методика (схема) формирования «Региональной системы программирования и стратегического управления многоуровневым воспроизводственным процессом», включающая в качестве основных подсистем — региональные административно-управленческие структуры, региональные бизнес-структуры, региональные таможенные структуры.

Такая система позволяет целенаправленно разрабатывать комплексные программы социально-экономического развития региона из условия широкого привлечения сферы ВЭД и, в частности, возможностей таможенных структур в активизации региональной внешнеэкономической деятельности, что и было предусмотрено целью данной диссертационной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1997. — 48 с.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
  3. Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995, № 157-ФЗ.4.3акон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003−1.
  4. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 883 «Об уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организаций».
  5. Приказ ФТС России от 02.03.2006 № 163 «Об итогах работы таможенных органов РФ в 2005 году и задачах на 2006 год».
  6. Приказ ГТК РФ от 18.06.2004 № 696 «Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации».
  7. Приказ ГТК РФ от 11.06.2004 № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии».
  8. Ю.Приказ ГТК от 05.12.2003 № 1399 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации».
  9. Приказ ГТК РФ от 21.10.2003 № 1179 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии».
  10. Приказ ГТК РФ от 30.09.2003 № 1077 «Об утверждении порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления».
  11. Приказ ГТК РФ от 16.09.2003 № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению».
  12. М.Приказ ГТК РФ от 16.03.2003 № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
  13. Приказ ГТК РФ от 02.04.2002 № 300 «Об утверждении положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации».
  14. Приказ ГТК РФ от 16.07.2001 № 672 «Об утверждении Положения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств».
  15. Письмо ФТС от 16.03.2005 г.№ 17−15/7800 «О направлении информации о результатах деятельности подразделений таможенной инспекции таможенных органов в 2004 году».
  16. Письмо ФТС РФ от 16.03.2005 № 17−15/7911 «О вопросах назначения проведения таможенных ревизий».
  17. Письмо ГТК РФ от 19.12.2003 № 01−06/49 564 «О направлении методических рекомендаций по применению методов определения таможенной стоимости».
  18. Письмо ГТК РФ от 19.08.2003 г. № 21−12/32 516 «О применении в деятельности подразделений таможенной инспекции опыта стран-членов Всемирной торговой организации в организации и проведении инспекционных мероприятий участников ВЭ Д».
  19. Распоряжение ГТК РФ от 01.11.2001 № 1025-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) сиспользованием методов аудита».
  20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Официальный текст. -М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.-206 с.
  21. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» //Российская газета. -1995. 21 июля.
  22. Федеральный закон № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» //Внешняя торговля. 1995. — № 5.-С. 3−11.
  23. Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» //Российская газета. -1999. -16 января.
  24. Федеральный закон № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. -1999. -14 июля.
  25. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. //Российская газета. -1996. -11 июня.
  26. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: Экономика, 1999. 431 с.
  27. Е.Ф. Международные экономические отношения- Учебник. -М.: Экономиста, 2004. 366 с.
  28. С.В. Система управления таможенными процессами на основе МС ИСО серии 9000: Рекомендации по освоению и макет системы. — М.: РИО РТА, 1998. С.-180.
  29. С.В. Теория и методология систем управления таможенными процессами. М.: РИО РТА, 1999. С. — 272.
  30. С.В. Управление качеством таможенной деятельности. М.: Книга и бизнес, 2001. С. — 304.
  31. Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность. — М.: МТ-Пресс, 2001. С.-186.
  32. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1999. 512 с.
  33. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -М.: Фин. и стат., 1995.- 288с.
  34. A.M. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Ростов — на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 2002. — 272 с.
  35. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. .М.: Наука, 1973. — 159с.
  36. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. —М.: Экономика, 1976. — 79 с.
  37. Т. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России //Внешняя торговля. 1999. — № 6. — С. 10−12.
  38. А. Масштабы недоинвестирования в российской промышленности //Вопросы экономики. 1999. — ШО. — С. 85.
  39. Ю.М., Глухов В. В. Организация внешнеэкономической деятельности (особенности менеджмента): Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2000. -444с.
  40. А.Р. Эффективный экономический рост в 2001—2010 гг.: условия и ограничения //Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 13−47.
  41. B.C., Захаров Р. Ф. Региональная экономика. -Калининград, 1998.
  42. Бляхман JL, Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики //Российский экономический журнал. 2001. — № 3. -С. 12−23.
  43. Болыпая Советская энциклопедия /Под ред. Б. А. Введенского. М.: 1971, т. 34.
  44. В.Х., Торчоков К. В. Теоретические аспекты трансформации регионального хозяйственного механизма в переходный период экономики/Экономические проблемы России и региона: Уч. зап. Вып. 7.- Ростов н/Д: РГЭУ, 2002.
  45. В.Х. Структурно-инвестиционные факторы повышения эффективности региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской республики)// Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. кан. эк. наук. — Ростов-на-Дону, 1999.
  46. О.В., Голева Г. А., Воронкова О. Н., Торчоков К. В. Инвестиционные и структурно-функциональный аспекты мирохозяйственных процессов. Монография / Под ред. проф. В. И. Самофалова / Рост. гос. эконом, универ. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), — 2000.- 263 с.
  47. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики:. Ростов н/Д: «Март», 2000. — 448 с.
  48. JI. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. М.: Экономика, 2000.
  49. Л.Б. Регионализация международного экономического сотрудничества и Россия // Внешняя торговля. -1992. № 2. — С. 5−7.
  50. Л.Б. Внешнеэкономические факторы и состояние экономики регионов России //Внешняя торговля. -1995. № 12. — С. 2−5.
  51. Л.Б. Открытие российской экономики: региональное измерение. -М.: ИМЭПИ РАН, 1997.
  52. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник /Под ред. Л. Е. Стровского М.: ЮНИТИ, 2003. — 823 с.
  53. Н.Н. Современное состояние экономики и внешнеэкономической деятельности регионов России и проблемы их развития. //Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 9. — С. 79−86.
  54. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата \ Вопросы экономики, 1996, № 6. — С. 34−39.
  55. B.JI. Пределы «догоняющего» развития М.: 2001.
  56. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. М.: ГУ ВШЭ, 1999.-495 с.
  57. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С. 3−5.
  58. А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономический связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. -1995. № 1. — С.3−8.
  59. Д.И. Статистические модели в управлении производством. М.: Статистика, 1973. -368 с.
  60. В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы имодели для менеджмента. СПб.: «Лань», 2000.- С. — 134.
  61. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ Ред. К. В. Виноградова. -М. Рус. яз., 1999. С. 784.
  62. Ю.А., Мезенцев Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. — М.: Финансы и статистика, 1992. С. 145.
  63. В.П., Егоров А. А. Проблемы и перспективы использования таможенного аудита // Исследование проблем таможенного дела. — 2000. С. 132 136.
  64. A.M. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Уч. пособие для студентов вузов. М.: Статистика, 2000. — С.-345.
  65. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы,— М.: «Финансы и статистика», 1998.-С. 129.
  66. И.И. Всемирная торговая организация — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2003. С. 271.
  67. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. -М.: Экономика, 1998. 215 с.
  68. Д.Д., Радеба Ли.Х. Международный бизнес. М.: Дело-Лтд, 1994.
  69. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с анг., 6-е изд. — М.: Дело, 1998.
  70. .Г. Международный бизнес и мировая экономика: взаимосвязи и взаимозависимости//Сб. тезисов конференции. Казань: 1999. — С. 7−10.
  71. Л.П., Евстигнеев Р. Н. Россия и экономическая глобализация //Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 5−17.
  72. Ю. „Инвестиционный голод“ или отсутствие „инвестиционного аппетита“? \ Экономика и жизнь. 1998, № 2. — С. 34- 41.
  73. Н.Д. Основы политической экономии / Учеб. пособие для аспирантов экон. специальности. Ростов-н/Д: Рост. гос. экон. акад. 1997. — 528 с.
  74. С.А. Экономические модели и методы в управлении.- М.: „Дело и сервис“, 1998.- С. 278.
  75. Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2. — С. 15- 21.
  76. А.А. Стратегия „глобализационного лидерства“ для России //Независимая газета. 2000. — 7 сентября. — № 168. — С.8.
  77. А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX в. // Вопросы экономики. 1997. — № 10. — С. 117 -129.92."И не друг, и не враг, а так.» //Экономика и жизнь. 2002. — № 13. — С. 2−3.
  78. Т. Глобализация противоречивая черта мирового развития //Общество и экономика. — 2000. -№ 3−4. — С. 189−197
  79. А.В. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности //Внешнеэкономический бюллетень. 1998.-№ 6.-С. 71−75.
  80. С. М. Влияние внешнеэкономической деятельности на развитие регионального воспроизводственного процесса/Автореф. на сосиск. уч. степ. кан. эк. наук. -РГЭУ «РИНХ» Ростов-на-Дону, 2006.
  81. Э.Г. Геоэкономика: освоение мирового экономического пространства. -М.: БЕК, 1999.-480 с:
  82. Крупнейшие инвестиционные проекты в Российской Федерации с участием иностранного капитала: региональные и отраслевые предпочтения // Инвестиции в России. 2000. — № 10. — С. 34−37.
  83. В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — 238 с.
  84. .Н. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. 2000. — № 3. — С. 3−13.
  85. ЮО.Курс переходной экономики. М.: Экономика, 1997. — С. 35
  86. Н.Г., Самофалов В. И., Торчоков К. В. Концепция трансформации регионального хозяйственного механизма/ Технологии управления.- 2002.- № 1.
  87. К.А. Технологическая схема — основа таможенного контроля // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2003. С. 303−305.
  88. ЮЗ.Корняков К. А. Управление развитием технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств в таможенных органах РФ: Монография. М.: РИО РТА, 2003. С. — 108.
  89. Т.Е. Глобализация мирового хозяйства и национальная экономика: проблемы взаимосвязи. — Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2002. С. 155.
  90. Т.Е. Проблемы открытости и внешнеэкономической безопасности национальной экономики России в глобализирующемся мире. — Ростов-на-Дону.: СКНЦВШ, 2003. С. 168.
  91. Юб.Коновко С. М. Влияние внешнеэкономической деятельности на развитие регионального воспроизводственного процесса, РГЭУ «РИНХ». — Ростов-на-Дону, 2006.
  92. Г. В., Юшкова С. Д. Аудит импортных операций: Практическое пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004. С. — 190.
  93. E.JI. Экономико-организационные основы таможенной ревизии // Академический вестник. -2005. № 3. — С. 29−31.
  94. Н. Г. Вялов М.А. Информационные технологии и современная таможня // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2003. С. 336−339.
  95. ПО.Лозбенко Л. А. Пути создания теории управления таможенной службой государств мира // Безопасность Евразии. 2001. — № 4. — С. 541−554.
  96. Ш. Лозбенко Л. А. О некоторых актуальных проблемах развития таможенных служб в условиях глобализации мировой торговли // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. — 2000. № 1. — С. 17 — 23.
  97. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. -М.: Прометей, 1998. С. 34−35.
  98. З.Мальцев А. Местное управление и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности: из опыта США // Вопросы экономики. 1991.-№ 11.-С. 127−135.
  99. И.Маршалова АС., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. М.: Экономика, 1998. — 189 с.
  100. В. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами //Внешняя торговля. -1998. № 7−8.- С.3−5.
  101. Материалы международной конференции «Постиндутриальный мир: Центр. Периферия. Россия» от 21−23 октября 1999 г. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2, 3.
  102. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.-221 с.
  103. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000.
  104. Мировая экономика и международный бизнес/кол. авторов, под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. М.: КНОРУС, 2008. — 288 с.
  105. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н. Н. Ливенцова. М.: Магистр, 2008. — 654 с.
  106. А.Н. Управление внешнеэкономической деятельностьюфирмы: Учеб. пособие М.: МАЭП, 2000. — 112 с.
  107. Н.Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М.: 1987. -158 с.
  108. А. Изменения в системе мирового хозяйствования //Экономист.- 2000.-№ 12.-С. 79−86.
  109. А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М.: Финансовая академия, 2001.
  110. В.В. Современная идеология таможенного дела России // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. -М.: РИО РТА, 2003. С. 391−395.
  111. Г. Г. Основы правового регулирования таможенного контроля с использованием системы анализа и управления рисками // Законодательство и экономика. 2004. — № 7.- С. 69−72.
  112. JI.H. Последующий таможенный контроль — новые правила // Иностранный капитал в России. 2001. — № 9. — С. 55−59.
  113. А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. — № 12. — С. 65 -70.
  114. В.Е. Теоретические основы формирования таможенных пошлин //Таможня и бизнес Ч. 1, СПб им. В. Б. Бобкова, филиал РТА, 2001. С. 152−154.
  115. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1 984 132.0решкин В. А. Внешнеэкономической комплекс России на пороге XXI века — итоги, проблемы, перспективы развития //БИКИ. 2000. -№ 12, 5 февраля — С. 1−3.
  116. А.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Внешнеэкономический вестник. — 2006. № 1. — С. 12−17.
  117. JI.A. Сущность, принципы, задачи и функции таможенного аудита // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов. — 2003. — С. 327−332.
  118. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник-М.: Юристъ, 1999.456с.
  119. В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы). — Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 1996. С. -96.
  120. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М.: «Дашков и К», 2008. — 500 с.
  121. М. Международная конкуренция /Под ред. и с предисловием В. Д. Щедрина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  122. Е.П. Международный бизнес: проблемы идентификации и классификации/Технологии управления. Научно-практический журнал. Ростов-на-Дону, № 3 (11)/2007.
  123. Е.П. Международные экономические отношения. Учеб.пособие. — Ростов н/Д: МарТ, 2000.
  124. Развитие внешнеэкономических связей Татарстана и регионов Поволжья и проблемы подготовки экономистов международного профиля: Материалы междунар. конф. Казань: «Новое Знание», 2000. — 231 с.
  125. Региональное развитие: опыт России и европейского Союза. М.: Экономика, 2000.
  126. Регионы России. Статистический ежегодник. 1998. В 2-х ч.- М.: Госкомстат, 1999.
  127. Россия в цифрах, 2002. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат, 2003.
  128. Россия в цифрах, 2003. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат, 2004.145 .Россия в цифрах, 2004. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат, 2005.
  129. Россия в цифрах, 2005. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат, 2006.
  130. Россия в цифрах, 2006. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат, 2007.
  131. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М.: ИД ФБК Пресс. 2001. С. — 210.
  132. Э.Т., Солодков Г. П. Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999.
  133. Региональная экономика Учебное пособие под редакцией проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. — Ростов нД: Феникс, 2001.
  134. Н.К. Аудит и анализ как методы системного контроля: Монография- Министерство путей сообщения РФ. Дальневосточный гос. ун-т. 2001. С.-233.
  135. Е.Е. Финансы организаций: Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. С. — 457.
  136. С.В. Роль таможенных органов в системе государственно-финансового контроля // Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов. Выпуск 1, 2000 С. 109−126.
  137. В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // Право и экономика. — 2005. № 12. — С. 67−76.
  138. B.JI. «Экономико-статистические методы анализа внешней торговли». -М.: «Финансы и статистика», 2004.- С. 512.
  139. В.А. Таможенное оформление и таможенный контроль в Российской Федерации // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 — № 8. — С.64−72.
  140. Н.М. Организация работы по проведению таможенной ревизии // Академический вестник. — 2005. № 3. — С. 37−39.
  141. В.И., Торчоков К. В. Системный анализ форм внешнеэкономической деятельности как факторов инвестиционной привлекательности региона (концептуальный подход). Ростов-на-Дону, \Вестник Академии\-№ 1, 2002.
  142. С.Н. Мировое хозяйство: новые тенденции развития //
  143. Российский экономический журнал. 2000. — № 8. — С. 63−75.
  144. Современная внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие /Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: МГУП, 2000. — 234 с.
  145. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. 2001. — № 1. — С. З -17
  146. А., Авдеева Т. Глобализация мировой экономики // Международная жизнь. 2000. — № 5. — С. 49−56.
  147. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник 2005 года. Москва: Федеральная таможенная служба, 2006.
  148. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник 2006 года. Москва: Федеральная таможенная служба, 2007.
  149. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник 2007 года. Москва: Федеральная таможенная служба, 2008.
  150. Таможенная статистика внешней торговли. Южный федеральный округ. T-TV кварталы 2007гг. Ростов-на-Дону: Южное таможенное управление, 2008.
  151. Таможенная политика в реалиях Российской экономики/Межвузовский сборник научных трудов студентов, научных сотрудников и молодых ученых, РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2005.
  152. П.В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России (вопросы теории и методологии). Монография. -Ростов н/Д: РГУ, 2000. 220 с.
  153. К.В. Влияние внешнеэкономической деятельности региона на его социально-экономическое развитие (на примере КБР), Рос.гос.ун-т. Ростов-на-Дону, 2002.
  154. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учеб. пособие /Под ред. Э. Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1999. -284 с.
  155. Н., Шагалов Г. Эффективность включения России в международное разделение труда.//Экономист. —2001. № 5.
  156. Формирование экономической системы России в координатах мирового развития / Под ред. К. А. Хубиева.-М.: Экономический факультет. ТЕИС, 2001. 796 с.
  157. И.П. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России //Российский экономический журнал. 2000. № 10.-С. 45−56.
  158. В. Россия в глобальном и внутреннем мире // Независимая газета. -2001.-21 февраля. С. 8.
  159. JI.A. Влияние внешнеэкономической деятельности на структурные сдвиги в экономике, РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2008.
  160. А. Инновационная и корпоративная реструктуризация в мировой экономике //Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. -С.34−39.
  161. О. Б. Структурно-инвестиционная политика в регионе. \ Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. — Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998.
  162. П. Бунт капиталов //Эксперт. 2000. — № 23.
  163. А.В. Внедрение института таможенного аудита в структуру таможенных отношений // Таможня: история, теория, практика. Выпуск X. 2003. -С. 335−343.
  164. А.В. Экономическая эффективность внедрения института таможенного аудита в структуру таможенных отношений // Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе: Сборник материалов. 2003. -С. 298−314.
  165. П1итова Н. Н. Проверки по ранжиру. Таможенная инспекция выстраивает систему ревизий // Таможня. 2004. — № 11. — С. 6−7.
  166. И. А. Иозеф А. История экономического анализа: В 3-х т/ Под ред. Автономова. СПб.: Высшая шкала экономики, 2001. С — 988.
  167. Экономические стратегии стран СНГ и Россия: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003.-297 с.
  168. И.В. Российская практика и зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне // внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 5. — С. 41−45.
  169. Е. Состоится ли экономический рост в России? //http://www.hse.ru/ic3/reports/yasincontent.htm18 5. http://www.donland.ru186.http://www.opec.ru187.http://www.rambler.search.ru/ 189. http://www.rbc.ru http://www.subcontract.ru
Заполнить форму текущей работой