Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ненасилие, как политическая технология решения конфликтов: Зарубежный опыт и традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. например: Бондаренко Ю. Я. Этика парадоксов. Очерк этики и философии даосизма. — M., 1992; Васильев Л. С. История Востока. — в 2-х Т., -М., 1993; Григорьева Т. П. Дао и Логос. Встреча культур. — M., 1992; Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.(Очерки общей теории). — М., 1990; Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990; Китай, китайская цивилизация и мир… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Методологическое обоснование теории ненасилия в политической мысли Востока и Запада
    • 1. Структурогенез проблемы ненасилия в различных политологических направлениях
    • 2. Ненасилие, как традиция политической мысли Востока
    • 3. Ненасилие, как политическая технология
  • Раздел П. Механизмы реализации принципов ненасилия в политической сфере
    • 1. Политика ненасилия: поиск технологий политических перемен
    • 2. Традиции «гандизма» и политические технологии неповиновения
    • 3. Социально-устойчивая экономика, как стабилизатор социальнополитических конфликтов
  • Раздел Ш. Тенденции внешней политики современной Индии в контексте принципов ненасилия
    • 1. Роль Индии в Движении неприсоединения: основные политические итоги
    • 2. Механизмы политического урегулирования индийскопакистанских отношений
    • 3. Региональный контекст контроля за нераспространением ядерного оружия (Ицция — Пакистан)

Ненасилие, как политическая технология решения конфликтов: Зарубежный опыт и традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Уже сейчас вполне очевидно, что во второй половине XX века человечество вступило в некую новую фазу своей эволюции, которую наиболее адекватно, с нашей точки зрения, отражает термин «эра риска» или «эра максимальной неопределенности» .

Понимание глубины цивилизованного кризиса, экологических проблем на принцип силы, на конфронтацию, привело к становлению нового научно-теоретического и идейного движения последних десятилетий, акцентрируещего внимание на необходимости глобального единства человечества. Это единство с природой, единство хозяйственных связей, социальных процессов и исторических судеб разных стран, взаимозависимость политических решений и процессов, а также культуры, науки и техники.

Становление данного движения происходит в условиях нарастания риска самоуничтожения, «максимальной неопределенности», отсутствия ясного и единого представления о сущности человека и его месте в мире, о целях и предназначении человеческой жизнедеятельности, о характере взаимоотношений человека с окружающей средой, человеческих сообществ, культур и цивилизаций.

Перед человеком встает грандиозная задача, решению которой людям придется посвятить все интеллектуальные и духовные силы, так как от этого зависит и выживание, и благополучное бытие земной цивилизации.

Современный мир требует становления альтернативной модели в условиях органического единства человечества в рамках некоего общецивилизационного синтезатребует общего языка культуры, такого же универсального, как универсальны науки, экономика, транспорт и связь XX века.

Однако бездушное, механическое единство, не учитывающее особенности различных культурно-цивилизационных менталитетов, обречено.

Уже давно существовала некая общая зона теоретического и практического поиска подобного органического и социального единства. Общее «поле» этого поиска мы обозначили как «проблема ненасилия». «Проблемой ненасилия» в социологии впервые стал заниматься выдающийся русский ученый М. М. Ковалевский.

История знает немало «предельных» общественных ситуаций, когда главной задачей становится выживание, в результате чего происходит либо возвращение к основам истинно человеческой жизни, переосмыслению оснований социально-экономической жизни, здравому смыслу, свободному от привычных идеологических наслоений, либо происходит «спасительная» упрощающая «зоологизация» социальной жизни, в процессе которой человек в значительной степени теряет свои человеческие черты.

В первом случае люди ищут нетрадиционные пути осмысления действительности и самопознания. Возникает настоятельная потребность вернуться к истокам цивилизации, чтобы найти изначальную ошибку или убедиться в том, что именно с таким духовным опытом социум может выжить. С невероятной энергией возобновляется поиск согласия и единства на мировоззренческой основе.

Во втором случае общество возвращается к законам стаи, не оставляя слабым никакой надежды на выживание. В истории «предельные ситуации» преодолевались как на основе первой, так и второй путь разрешения предельной ситуации означает тупик, гибель для человечества, а может быть и планеты в целом. Поэтому в XX веке акцент в разрешении «предельной ситуации» все более настойчиво смещался в сторону первого варианта.

Одним из возможных вариантов первого пути разрешения «предельной ситуации» является столь модная на Западе, особенно во Франции, социология ненасилия. Она явилась основой нового научно-теоретического, идейного и общественно-политического движения, рассматривающего ненасилие в качестве альтернативы существующим моделям общественного развития.

Автор диссертации исходил из того, что в теоретических разработках представителей современной социологии ненасилия, ненасилие выступает не только и не столько как противоположная насилию нравственно-этическая модель, а как в первую очередь модель поведения личности, общества и государства.

Таким образом, проблема ненасилия диссертантом рассматривается как проблема комплексная: во-первых, как глобальная проблема войны и мира, в том числе и войны на Северном Кавказево-вторых, как проблема сущности взаимодействий между народами и государствами, их межкультурных, межцивилизационных связей и отношенийв-третьих, как проблема характера взаимоотношений человека с окружающей средойв-четвертых, как проблема сущности власти в человеческом обществе, форм и методов ее осуществления, ее авторитета, роли национальных традиций и культур в ее осуществлениив-пятых, как проблема взаимоотношений внутри социума, государства, общества и личностив-шестых, как проблема самого человека, его способности преодолеть самого себя (свою «животную» природу), в условиях, когда вся его жизненная модель по инерции продолжает удерживать его во власти этой «животности», агрессии и насилия.

В конце XX века в России решение проблемы ненасилия приобретает особо актуальный характер. Это связано, прежде всего, со следующими моментами: во-первых, в XX веке само развитие мировой цивилизации подошло к такому рубежу, когда потребовался отказ от целого ряда прежних представлений, прежних технологий урегулирования социально-экономических и политических измененийво-вторых, человечество встало перед необходимостью поиска принципиально новых технологий социально-экономических и политических изменений в направлении создания ненасильственного мирав-третьих, это — поставленная еще П. А. Сорокиным проблема разнообразия социокультурных систем, ценностных ориентации людей и стилей жизни, что обострило проблему согласования различных и часто противоположных социальных, национально-государственных и культурных ориентации. Это согласование требовало новых форм коммуникаций, где диалог, взаимные уступки, сдержанность в принятии решений, учет в них интересов всех сторон, гласность и открытость выступали бы в качестве приоритетных форм взаимодействия сторонв-четвертых, мультидеменциональные модели дали возможность описать принципиально новые типы социальных объектов (т.е. объекты, которые представляют собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими" эффектами), освоение которых потребовало и новых стратегий, где новации, чтобы не вызвать катастрофических последствий, должны стать естественным элементом живого, целостного социального организма. Все большую роль начинают играть ограничения, запреты на поспешные, насильственные формы внедрения нового и преобразований данных синергетических систем. Социология ненасилия давала реальные примеры в-пятых, нарастающая бездуховность технотронного общества, прогрессирующее «обесчувстливание» межчеловеческих отношений потребовало защиты человека от созданного им мира, от самого себя, от себе подобных. Автор настаивает на возможности разрешения этносоциальных конфликтов при помощи гибких социальных технологий.

Степень разработанности проблемы.

В России идеи ненасилия стали предметом систематического социально-политического анализа совсем недавно, а именно с конца 80-х годов. Россия, давшая миру ЛН. Толстого — выдающегося апостола идей ненасилия — на протяжение многих десятилетий оказалась изолированной от теории и практики ненасилия и теперь вынуждена открывать для себя вновь то, что во всем мире считается уже признанным и известным. До недавнего времени заидеологизированная отечественная научная литература трактовала ненасилие по-преимуществу либо как наивную, утопическую и оторванную от реальности идею, но допустимую в качестве фактора приобщения масс к идеалам классовой борьбы пролетариаталибо как в принципе чуждую, враждебную интересам классовой борьбы теорию, отвлекающую от истинных задач этой борьбы.

В то же время нельзя не отметить, что даже в этот период сделано немало ценного в плане содержательной характеристики различных аспектов как теоретического наследия классиков ненасилия1, так и теории и практики массовых демократических движений и «новых социальных движений» 2, в недрах которых идеи ненасилия приобрели особую значимость.

Ситуация начала меняться со второй половины 80-х в связи с концептуальной разработкой идей «нового политического мышления» 3 и с ростом интереса к феномену «новых социальных движений» 4. Вышедшие же в начале 90-х годов книги по философии и этике ненасилия ознаменовали собой новую веху в исследовании феномена ненасилия5. Они освещали этические.

1 См. например: Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение М.К.Ганди. — М., 1969; Маймин Е. А. Лев Толстой. — М., 1984; Митрохин Л. Н. Негритянское движение в США: идеология и практика. — М., 1974; Орлова Р. Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди. // Народы Азии и Африки, 1971.

2 См. например: Борьба прогрессивных сил за демократические преобразования в условиях нестабильности современного капитализма. — M., 1980; Революция и демократия. Международная дискуссия марксистов. — Прага, 1980; США: обострение социальных противоречий и массовые демократические движения. -М., 1980; Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. -М., 1981; Красин Ю. А. Не соперничество, а сотрудничество. Коммунисты и новое в социальных движениях. — М., 1984; Вопрос всех вопросов: Борьба за мир и исторические судьбы человечества. -М., 1985; Цыганкова Э. Н. Массовые демократические движения как одна из главных движущих сил общественного развития.// Научный коммунизм., 1986, N 3- Антивоенное движение в Северной Америке и Западной Европе: тенденции, проблемы, перспективы. — М., 1986; Вдовиченко Л., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. -M., 1984; Виммер Э. Идеология «новых социальных движений». // Проблемы мира и социализма., 1985, N 7- «Зеленые»: идеология и политика. — M., 1981; Патрушев С. В., Кертман Г. Л., Лисюткина Л. Л., Шмачкова T.B. Массовое антивоенное движение: вопросы идеологии и политики. // Рабочий класс и современный мир., 1985 и др.

3 См. например: Алтухов В. Л. О перестройке мышления. — M., 1989; Бурлацкий Ф. М. Новое мышление. Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. — М., 1989; Буева Л. П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. — M., 1988; Диалектическая сущность нового мышления. — M., 1990; Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — M., 1987; Хозин Г. С. Современная глобалистика и проблемы перестройки системы международных отношений.// Социально-политические науки., 1990, N 5 и др.

4 См. например: Современный мир глазами «зеленых». — M., 1987; Савельева И. М. Альтернативный мир: модели и идеалы. — M., 1990; Трудящиеся массы и антивоенное движение. — М., 1988; Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения// Молодежь запада и «новый» иррационализм. — M., 1986 и др.

5 См. например: Антология ненасилия. — Москва-Бостон., 1991; Принципы ненасилия. идеалы ненасилия и мирного разрешения конфликтов. В них были сделаны первые попытки в отечественной научной литературе систематического осмысления классического наследия идей ненасилия Запада, Востока и России, традиций идеологии и практики пацифистских движений, степени влияния идей ненасилия на теоретические и практические аспекты международных отношений. Также в них ставились проблемы поиска наиболее эффективных форм практической ненасильственной борьбы для разрешения современных политических и этических конфликтов. Среди авторов книг известные философы, историки, общественные деятели Австрии, Великобритании, Германии, Канады, США, Польши, Франции и России. Среди них: Д. Фейхи, Д. Шарп, Р. Фишер, У. Юри, Ж. Госс, Р. Холмс, А. Гжегорчик, С. Запаскин, И. Лазари-Павловска, Э. Патридж, ЖБанье, Дж. Коуэл, Р. Дитс, К. Перри, Х. Госс-Майер, Ф. Де Рузе, Гусейнов А. А., Иванов В. М., Степин B.C., Джибладзе Г., Мелешко Е. Д., Мартышин О. В., Илюхина Р. М., Корнев В. И. и др. Материалы этих книг показали перспективность идеи ненасилия, ее способность стать философским фундаментом нового глобального сознания всего человечества.

Несомненный вклад в мировоззренческое осмысление проблемы ненасилия был сделан серией книг посвященных общим вопросам культуры и цивилизации, методологии их.

Классическое наследие. — М., 1991; Ненасилие: философия, этика, полшика. -1993 исследования1. Существенное значение имели также работы современных российских ученых, исследующих культуры Кавказа, обобщающих исторический опыт восточных цивилизаций2.

На Западе исследования идей ненасилия приобрели устойчиво-актуальный и самостоятельныхй характер с конца 60-х годов. Их стали увязывать с общими проблемами мирового развития, перспективами развития человечества. В этом сыграло свою определяющую роль обострение глобальных проблем, которые заставляли по-новому подойти к настоящему и будущему цивилизации. Эти проблемы стали предметом изучения и широкого публичного обсуждения. Появился целый ряд аналитических работ по глобалистике ученых и политиков, бизнесменов и общественных деятелей. Среди них: В. Анел, Д. Белл, Д. Габор, В. Гаврилишин, ИГалтунг, Дж. Гэлбрейт, А. Кинг, Дж. Коуэл, В. Мазруи, Д. Медоуз, С. Мендловиц, М. Месарович, Дж. Нэсбитт, Э. Пестель, АЛеччеи, Я. Тинберген, А. Тоффлер,.

1 См. например: Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. — М., 1993; Михайловский В. Н., Светов Ю. И. Научная картина мира: архитектоника, модели, информатизация. — Спб., 1993; Моисеев Н. Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство.// Человек., 1992, N 3- Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. — Новосибирск, 1992; Сорокин Ю. А. Этническая конфликтология. — Самара, 1994; Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию.// Этическая мысль. — М., 1992 и др.

2 См. например: Бондаренко Ю. Я. Этика парадоксов. Очерк этики и философии даосизма. — M., 1992; Васильев Л. С. История Востока. — в 2-х Т., -М., 1993; Григорьева Т. П. Дао и Логос. Встреча культур. — M., 1992; Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.(Очерки общей теории). — М., 1990; Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990; Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы. Тез. докл. IV Междунар. науч. конф. — М., 1993; Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. — М., 1990; Мамонова М. А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. — М., 1991; Степанянц М. Т. Человек в традиционном обществе Востока. Опыт компаративистского подхода.// Вопросы философии., 1993, N 3- Ушков A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока. Китайско-конфуцианский культурный ареал.// Запад и Восток: Традиции и современность. (Курс лекций для негуманитарных специальностей). М., 1993 и др.

Р.Фолк, Дж. Форрестер, Р. Хиггинс и др.

Наряду с этим нарастала и озабоченность населения западных стран проблемами обеспечения мира и безопасности, состоянием окружающей среды, явной неспособностью официальной политики справиться с решением этих проблем. Но главное — возник и стал набирать силу слой людейносителей альтернативных ценностей, формировавших новые движения и партии, которые трансформировали альтернативные ориентации и ценности, среди которых одно из центральных мест занимала ценность ненасилия, в политические требования.

К 80-м годам антивоенная и экологическая проблематика и связанные с ними идеи ненасилия приобрели самостоятельный статус и заняли одно из центральных мест в научных исследованиях Запада1. Особый интерес эти исследования проявляли к обобщению политической практики движений ненасилия, исследованию вопросов эффективности «технологии» ненасилия и возможности ее применения при разрешении различного рода внутренних и внешних конфликтов, что является и сегодня объектом особого внимания2. См. например: Acot P. Histoire de i’ecologie. — P., 1988; Bok S. A strategy for Peace. Human Values and the Threat of War. — N.Y., 1989; Boyliss-Smmith Т., Wanmali S. (eds). Understanding Green Revolutions. Agrarian Change and Development Planning in South Asia. -Cambridge., 1984; Byrne P., The Campaign for Nuclear Disarmament. — L., 1988; Button J. A dictionary of green ideas: Vocabulary for a sane a. sustainable future. — L., 1988; Tokar B. The Green Alternative: Creating an Ecological Future. -San Pedro, 1987 и др.

2 См. например: Уэстинг А. На пути к урегулированию конфликтов ненасильственными средствами и к сохранению окружающей среды: заключительные замечания. // Морально-этические нормы, война, окружающая среда. — М., 1989; Шарп Д. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов? // Этическая мысль: научно-публицисгаческие чтения. — М., 1992; Introducing women" s theory a. practice. — L., 1993 и др.

Следует признать, что в последнее время появляется все большее количество работ посвященных фундаментальным политическим, социологическим и культурно-цивилизационным аспектами идей ненасилия.

В современных условиях этно-социальных конфликтов необходимо особое внимание к традициям Запада и Востока1. Эти исследования несомненно способствуют более глубокому раскрытию проблем политических и социальных коммуникаций2.

Современное состояние исследования феномена ненасилия в России характеризуется растущим научным и практическим интересом к нему3. Однако, несмотря на наступивший в 90-е годы перелом в исследовании тематики ненасилия, нельзя считать ее раскрытой, и уж тем более исчерпанной. Требует более глубокого осмысления теория ненасилия с точки зрения проявившегося в ней социального контекстаполитическая ценность ненасилия с точки зрения ее универсальности и равнозначимости для всех социокультурных образованийспецифика культурно-цивилизационного освоения данной ценности в рамках различных.

1 См. например: Magno J.A. Hinduism on the morality of violence.// Intern. Philos. Quart. -1988; Bhikkhu V.S. Buddhism and non-violence.//Middle Way. — L., 1989. — Vol. 63, N 4- Altman N. The nonviolent revolution: A comprehensive guide to ahimsa — the philosophy of dynamic harmlessness. -Dorset., 1988 и др.

2 См. например: Ситарам К. С., Когделл P.T. Основы межкультурной коммуникации.// Человек., 1992, NN 2, 3, 4- Фукуяма Ф. Конец истории.// Вопросы философии, 1990, N 3- Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций.// Политические исследования., 1994, N 1 и др.

3 См. например: Гусейнов А. А. Ненасилие и перспективы общества.// Философские науки, -М., 1990, N 11- Лыкин С. С. Ненасилие (к вопросу о понятии и перспективе ненасильственного развития)// Гуманизм и личность. — Коломна, 1992; Степанянц М. Философия ненасилия// Коммунист., 1990, N 13- Скорик Е. Ф. Концепция ненасилия Л. Н. Толстого: история и современность.: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1992; La toF erance aujourd’hui. Analyses philosophiques. Document de travail pour le XIX Congres Mondial de Philosophic (Moscow, 22−28 august 1993) — UNESCO., 1993 и др. культурных традиций народов России.

Цель диссертационного исследования — показать теорию и провести анализ урегулирования этнополитических конфликтов с позиции идеологии ненасилия.

Эта цель может быть представлена также как попытка найти в многообразии составляющих данное проблемное поле парадигм ненасилия, с одной стороны, то общее, что позволяет характеризовать, их как единый тип мировоззрения, как единый тип восприятия мира, тип мышления, тип ценностных ориентаций и представлений о характере и формах политической деятельности, а с другой, и то особенное, что проявляется в их специфических чертах и фиксирует наиболее вероятные формы социальных и политических традиций.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать основные парадигмы решения проблемы ненасилия в современной политологиирассмотреть обусловленность этих парадигм духовными доминантами трех основных социокультурных традиций Запада, Востока, Россиирассмотреть основные проблемы их практического применения в политике XX века, особенно при урегулировании этнополитических конфликтовпоказать альтернативный характер теории и практики ненасилияопределить составляющие концепций ненасилия в современной политологии.

Теоретические и методологические основания исследования.

Автор диссертации опирался на широкий круг источников, отражающих получившие широкое распространение в науке методы компаративистского анализа политических явлений и процессов. В работе использовались плодотворные идеи классиков мировой социальной мыслиД. Вико, Л. фон Штайна, МВебера, К. Маркса, А. Тойнби, Н. Я. Данилевского, З. Фрейда, П. Сорокина, Н. Бердяева, Т.Шардена. Авторская позиция сформировалась под влиянием методологии Д. И. Менделева, П. Сорокина, Л. Н. Гумилева, Ю. А. Жданова.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Главное качественное своеобразие «теории ненасилия» -это ее универсальный характер. Она обнаруживает себя в каждом социуме, в каждой политической культуре, в каждом обществе. Достаточно обратиться к уже существующим традициям ненасилия в России.

2. Многовариантность парадигм решения проблемы ненасилия в современных политических науках имеет позитивное значение, так как позволяет выйти на новый уровень решения проблем на основе гибких политических технологий.

Теоретическая и практическая значимость работы Изложенный в диссертации новый подход к анализу сущности теории и практики ненасилия позволяет с большей объективностью постичь сущность ненасилия как альтернативы современным моделям урегулирования конфликтов немирными средствами. Он также открывает возможности для более глубокого постижения основных тенденций динамики в частности, политических процессов на Кавказе, а также позволяет более адекватно реальному смыслу происходящего оценить характер и направленность происходящих в нашей стране политических событий. Диссертация дает основание для того, чтобы по-новому взглянуть на доминирующую систему политических ценностей, на доминирующие принципы происходящих политических процессов, на доминирующие формы и методы осуществления власти и на ее будущий характер. Результаты исследования могут быть учтены российской политикой в решении многих практически значимых задач, касающихся обеспечения реальных основ стабильного мира, оптимальных форм разрешения национальных и социальных конфликтов, в том числе и в регионе Кавказа.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социологии, этносоциологии, политологии и международным отношениям.

Научная новизна диссертации заключается в проведении комплексного исследования идеологии ненасилия как политической технологии урегулирования конфликтов. В ходе исследования проводится компаративистский анализ зарубежного опыта по разрешению сложных политических ситуаций, выдвигаются концептуальные идеи относительно специфики и перспектив использования теории ненасилия в современных условиях, предлагается авторское видение проблемы на основе личного опыта работы в южно-азиатском регионе.

Структура работы отражает логику и порядок исследования поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

у ¦

В результате проведенного автором начно-аналнтического исследования, посвященного проблеме разрешения конфликтов на основе зарубежного опыта Индии, Пакистана и США, установлено, что использование принципов ненасилия в качестве технологии или инструмента урегулирования спорных внешнеполитических вопросов на современной международной арене полностью оправдывает себя и является действенным механизмом сглаживания «острых углов» в ходе переговорного процесса, а так же путем избежания эскалации конфликта вплоть до начала ведения военных действий.

На основе проделанной работы автор приходит к следующим выводам.

1. Принципы ненасилия имеют комплексную, многогранную, универсальную природу, вследствие чего они могут успешно применяться в различных сферах жизни человеческого общества, т. е. в политической, экономической и социальной.

2. На фоне растущей международной напряженности, прежде всего, в Югославии и на Ближнем Востоке проблема разрешения конфликтов мирными способами вновь становится приоритетной и особенно актуальной.

3. Человечество по мере своего развития все меньше и меньше прибегает при разрешении споров к «последнему доводу королей» — войне, вырабатывая «цивилизованные» пути решения своих конфликтов, т. е. формируя новые методы и формы мирного урегулирования, модернизируя международно-правовое поле. И, на наш взгляд, потенциал принципов ненасилия в этом контексте также еще полностью не изучен и не исчерпан.

4. Эффективность использования ненасилия как политической технологии разрешения конфликтов в современном мире, как показывает зарубежная практика, в значительной степени зависит от информационной подготовки внешнеполитической акции, поддержки международного сообщества, что в противном случае может привести не к урегулированию противоречий, а к их стагнации и консервации. (Например, кашмирский вопрос, арабо-израильские войны).

Автор диссертации полагает, что накопленный зарубежный опыт по урегулированию международных конфликтов представляет научный и практический интерес для российских организаций, занимающихся анализом и выработкой внешнеполитического курса России.

На фоне сегодняшней борьбы с терроризмом как на региональном уровне (Северный Кавказ), так и глобальном принципы ненасилия становятся краеугольным камнем в политике противодействия межнациональному экстремизму и терроризму. Очевидно, что старые «насильственные» схемы уже перестали быть эффективными, что продемонстрировали события 1991;95 гг., и настала очередь за новыми технологиями, основанными не на проведении силовых акций, а — на убеждении, заинтересованности и гуманизме.

Только соблюдая данные принципы ненасилия, российское руководство сможет «развязать» Кавказский узел и избежать новых региональных очагов национализма и терроризма в будущем.

V V V V V.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Западно-восточные размышления или о несходстве сходного // Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. — М: 1983. — с.37−40.
  2. С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. -1988. № 7. — с210−220- № 9. — с227−239.
  3. МА. Загадка Толстого. Берлин.: Ладыжников, 1923. -127с.
  4. Антивоенное движение в Северной Америке и Западной Европе: тенденции, проблемы, перспективы./ Отв. ред. Ю АЗамошкин. М, 1986.-208 с.
  5. ИИ. Современный капитализм. Социодинамика власти. М: Мысль, 1990. — 272 с.
  6. Р.Г., Марченко Г. И. Размышления после конференции // Филос. науки. М., 1990. -№ 11.- с.54−60.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1992. — 608 с.
  8. Ауробиндо Шри. На пути к сверхчеловечеству. Эссе экспериментальной эволюции. Краснодар.: Русь, 1992.
  9. Ауробиндо Шри. Планы бытия // Человек. -1999. № 4.
  10. А.С. Социально-культурные проблемы развития России.-М, 1999.
  11. В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: МГТУ, 1992.- 144с.
  12. Э.Я. Философия бунта. М., 1973. — 222 с.
  13. Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США.-М., 1982.-336с.
  14. Бжезинский 3. Большой провал. Англия коммунизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. — с.256−277.
  15. Бжезинский 3. Преждевременное сотрудничество // Политические исследования. -1994. № 1. — с.58−67.
  16. А.П. Новое философское мышление. М.: УДН, 1993.-71 с.
  17. Ю.Я. Этика парадоксов. Очерк этики и философии даосизма. М.: Знание, 1992.
  18. Буддизм в Японии / РАН. Институт востоковедения- Отв. ред. Григорьева Т. П. М.: Наука, 1993. — 704 с.
  19. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск.: Наука, 1990. — 216 с.
  20. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Философские заметки). М.: Знание, 1988. -64 с.
  21. Булгаков Сергий. Православие. Очерки учения Православной церкви. М.: Терра, 1991. — 416 с.
  22. М.К., Климов Ю. М., Мотылев В. В. Разум против безумия (Социально-экономические аспекты новых массовых движений). М.: Мысль, 1987. — 252 с.
  23. Ф.М. Новое мышление. Диалог и суждения отехнологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1988. — 431 с.
  24. Т.П. Л.Н.Толстой в трактовке русской религиозно-идеалистической критики рубежа XIX—XX вв. М.: МГУ им. М. В .Ломоносова., 1987. — 35с. Деп. 30 162.
  25. . Трудное созревание для ненасилия // Философские науки. М., 1990. — № 11. — с.73−77.
  26. Л.С. История Востока. В 2-х Т. М.: Высшая школа, 1993.-Т.1,Т.2−495 с.
  27. Л., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. М., 1984. — 36 с.
  28. Власть: очерки современной политической философии Запада. -М.: Наука, 1989.-327 с.
  29. Восток и мировое обществознание. Зарубежные концепции развития освободившихся стран. М.: Наука, 1991. — 243 с.
  30. А.А., Котов В. Н., Красин С. М. Капитализм сегодня: парадоксы развития. М.: Мысль, 1989. — 315 с.
  31. М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. -М, 1992.-№ 3.-с.65−66.
  32. М. Моя жизнь. М.: Наука, 1969.
  33. Ганди и индийская революция. М.: Международные отношения, 1987. -16 с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Санкт-Петербург.: Наука, 1993.-478с.
  35. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ, и франц. / Сост. Л. И. Василенко и В.Е.Ермолаевой- вводи, ст. Ю. А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  36. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. — 271 с.
  37. А.В. Махатма Ганди. М.: Международные отношения, 1989.
  38. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. М., 1992. — № 3. — с.54−64.
  39. . Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия // Этика ненасилия: материалы международной конференции. М., 1991. — с.6−14.
  40. Т.Н. Странная вера доктора Швейцера. М.: Советская Россия, 1985. — 208 с.
  41. Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М.: Наука, 1992.-422С.
  42. Т.П. Будда в лесу Уолдена. Новые пророки Америки // Человек. -1994. № 2. — с. 15−29.
  43. Гросс-Майер X. Основы ненасилия: пояснение понятия // Философские науки. М., 1990. — № 11.- с.69−72.
  44. Н.Н. Лев Толстой против государства и церкви. -Berlin.
  45. Л.Н. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993. — 576 с.
  46. А.А. 198 методов ненасильственных действий //
  47. Философские науки. М., 1991.- № 12. — с.33−40.
  48. А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. М., 1992.-№ 3 .-с.72−81.
  49. А.А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. М., 1990. -№ 11.- с.83−89.
  50. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия (Проблемы нравственной философии). М.: Молодая гвардия, 1989.-318с.
  51. Ф. Оружие и надежда. М.: Прогресс, 1990. — 288с.
  52. Н.Я. Сборник политических и экономических статей Н.Я.Данилевского. Спб., Страхов, 1890. — 676с.
  53. Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.
  54. Г. Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. -М., 1986.-256с.
  55. Г. Г. К новой модели человека // Вопросы философии. -1989. № 9. — с.65−74- - № 10. — с.47−61.
  56. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. -1990. -№ 3. -С.ЗМ5.
  57. И. А. Начальный период общественно-политической деятельности М.К.Ганди. Первая сатьяграха в Южной Африке (1893−1914): Автореф. диссертации канд. ист. наук / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1986. — 20с.
  58. Д.В., Цымбурский В. Л. Генотип европейской цивилизации //Полис. -1991. № 1.
  59. .С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Очерки общей теории /. М.: Наука, 1990.
  60. Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
  61. Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. М.: Международные отношения, 1991.
  62. Н.Н. М.Вебер о влиянии индуизма на социально-экономическое развитие: Автореф. диссертации., канд. ист. наук / АН СССР, Институт Востоковедения. М., 1991. — 15с.
  63. Я.Ф. Новые подходы к анализу современной эпохи // Мировая экономика и международные отношения. -1990.-№ 9.-с.79−86.64. «Зеленые»: идеология и политика / В. Д. Гранов, В. Г. Васин, Б. С. Орлов, Я. Г. Фогелер. М.: 1985. — 190с.
  64. В.М. Христианство и ненасилие. М., 1991. — с.32−58.
  65. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Новости, 1991.-339с.
  66. М.П. Учение графа Л.Н.Толстого о непротивлении злу. Витебск., 1901. — 32с.
  67. И.А. Погребение набальзамированного толстовстваглавы из книги «О сопротивлении злу силой») // Вопросы философии. -1992. № 4.
  68. Ю.В. Человеческое измерение политики / Рос. акад. упр., Туманит, центр. М.: Луч, 1993. — 222с.70. «К вечному миру» И.Канта. М.: Московский рабочий, 1989. -77с.
  69. А.В. Национально-освободительное движение. Теория и практика. М.: Наука, 1989. — 331с.
  70. М.Л. Любите врагов наших // Вопросы философии. -1992.-№ 3 .-с.66−74.
  71. М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль: Научно-публицисгические чтения. М.: Республика, 1992. — с. 168 181.
  72. Ю.Я. Философия формирования безопасности мира // Вопросы философии. 1987. — № 4. — с.30−40.
  73. Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы. Тез. докл. IV Междунар. науч. конф. (Москва, 6−8 окт. 1993 г.)., Институт Дальнего Востока. -М, 1993. ч.1. 237с.- ч.2. 203с.
  74. Концепции общественного, прогресса: Точка зрения африканистов. Сборник / Следзевский И. В. (руководитель), Краснопевцева Т. Н., Соколов Б. В. и др.- Отв. ред. Труевцев К.М.- Институт Африки АН СССР, АН СССР. М, 1991. — 239с.
  75. Э.Н., Литман А. Д. Мировоззрение М.К.Ганди. М.: Наука, 1969.-е. 16−25.
  76. В.И. Проблема ненасилия в восточных религиозных традициях // Принципы ненасилия: Классическое наследие. М., 1991.-c.9−31.
  77. М.Е. Этнокультурное разнообразие древнего Китая //Восток.-1992.-№ 3.
  78. Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. — № 8. — с.3−9.
  79. И.А. История религий. Очерки в 2 т. т. 1−2 М.: Мысль, 1988.-827с.
  80. Э.С. Человек и природа в Китае. М.: Наука, 1990.
  81. В. И. Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии // Поли. собр. соч. 5-е изд. — т. 17. — с. 186−196.
  82. Де Лобье П. Социальная доктрина Католической Церкви: Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
  83. Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. — 480с.
  84. Г. Идеи ненасилия и миролюбия в традициях буддизма // Этика ненасилия: материалы международной конференции. М., 1991. — с. 117−118.
  85. А.Е. Лао-цзы. Философия раннего даосизма. М.:уда, 1991.
  86. С.С. Ненасилие (к вопросу о понятии и перспективе ненасильственного развития) // Гуманизм и личность. Коломна, 1992.-c.8−17.
  87. Л. Россия между Западом и Востоком. Сборник статей. М.: Московский философский фонд 1993. -158с.
  88. М.А. Запад и Восток. Традиции и новации рационального мышления. М: МГУ, 1991. — 120с.
  89. К. К критике гегелевской философии права // Маркс ., Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2-е — М., 1954. — т.1 — с. 414 429.
  90. К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2-е — М., 1954. -т.4.-с.291−306.
  91. А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.-317с.
  92. О.В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принципы ненасилия: классическое наследие. -М., 1991.-с.113−162.
  93. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 1−2. М.: СП «Слово», 1991. — 749с.
  94. Н.Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане. (50-е начало 80-х годов XX в.) — М.: Наука, 1989. — 168с.
  95. Н. Ненасилие: движения и организации // Вопросы философии. М., 1992. — № 3. — с.180−181.
  96. Мир / Peace: Альтернативы войне от античности до конца Второй Мировой войны. Антология. Отв. ред.: ЧЛэтфилд, РМИлюхина. М.: Наука, 1993. — 349с.
  97. Н. Ненасилие: движения и организации // Вопросы философии. -М., 1992. -№ 3. -с. 180−181.
  98. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. — 222с.
  99. Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. -1994. № 4. — с.3−14.
  100. Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек.-1992.-№ 3.
  101. Н.Н. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего? // Политические исследования. -1991. № 3. — с.27−38.
  102. Н.Н. У роковой черты // Октябрь. М., 1988. — № 3. -с.163−178.
  103. Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. -255с.
  104. Н.Н. Человек. Среда. Общество. М.: Наука, 1982. -240с.
  105. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.-351с.
  106. С.В. Общие положения развития универсалии ненасилия в истории // Вопросы новой и новейшей истории стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1992. — с.49−56.
  107. К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950−1970-х годов. М., 1985. -287с.
  108. Л.З. Религия и гуманизм в мировоззрении Толстого: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1988. — 36с.
  109. Ненасилие: философия, этика, политика./ Отв. ред. Гусейнов А. А. М.: Наука, 1993. — 188с.
  110. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы: (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. М., 1992. — № 8. — с.3−29.
  111. Дж. Автобиография., М., 1955.
  112. Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.-428с.
  113. С.В., Кертман Г. Л., Лисюткина Л. Л., Шмачкова Т. В. Массовое антивоенное движение: вопросы идеологии и политики // Рабочий класс и современный мир. М., 1985.-№ 3. -с. 100−116.
  114. А. Слово Конфуция. М.: ТПО «Фабула», 1992. -190с.
  115. А.В. Типы методологий историко-философского исследования. Свердловск., 1991. — 196с.
  116. А. Человеческие качества / Пер. с англ. М., 1980. -302с.
  117. К.Г. Неизвестная Япония. М.: А/О «Япония сегодня», 1993. — 286с.
  118. Принципы ненасилия. Классическое наследие. / Отв. ред. В. М. Иванов /. М.: Прогресс, 1991. — 232с.
  119. Прорыв: Становление нового мышления. Советские и западные ученые призывают к миру без войн. М.: Прогресс, 1988.-368с.
  120. В.В. Л.Н.Толстой и русская церковь. Спб., 1912.
  121. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск., 1992. — 216с.
  122. В. Гандизм. М-Л.: Красный пролетарий., 1931. -112с.
  123. А. Семинар-практикум по ненасилию //
  124. Философские науки. М., 1991. — № 12. — с.29−33.
  125. Русский космизм: Антология философской мысли (Сост. С. Г. Семеновой, А.Г.Гачевой- М.: Педагогика-Пресс., 1993. -368с.
  126. Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра. Минск.: Университетское, 1986. — 271с.
  127. И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. -М.: Наука, 1990.-209с.
  128. А. Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. -1990.-№ 4.-с.4−25.
  129. Г. Г. Апостол ненасилия // философские науки. -М., 1991.-№ 8. -с. 108−120.
  130. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия -Гуманизм в действии / Сов. движение «Педагоги за мир и взаимопонимание», Сов. фонд Мира М, 1990. — 16с.
  131. К.С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. -1992. № 2. — с.50−64- - № 3. — с.60−68- -№ 4. -с. 106−116.
  132. Современный мир глазами «зеленых» / Маклярский Б. М., Коллонтай В. М., Жирицкий А. К. и др. М., 1987. — 230с.
  133. О.С. ЛТолстой о смысле жизни: этические искания исовременность//Вопросы философии. -1985. -№ 11. -с. 124−132.
  134. Ю.А. Этническая конфликтология. Самара.: Русский лицей, 1994. — 94с.
  135. П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. (Перевод и предисловие Т.С.Васильевой). М.: Институт социологии РАН, 1993. — 195с.
  136. Сохранит ли человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.: Международные отношения, 1989. — 272с.
  137. М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. -М.: Общество «Знание» РФ, 1992. 38с.
  138. B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1992. — с. 182−199.
  139. B.C. Философия ненасилия и будущее цивилизации// Коммунист. М., 1991. — № 2. — с.53−64.
  140. М. Философия ненасилия // Коммунист. М., 1990.-№ 13. с. 106−112.
  141. М.Т. Человек в традиционном обществе Востока. (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии.1991.-№ 3. -с. 140−151.152. 100 лет социального христианского учения. М.: МП1. Останкино, 1991. 64с.
  142. Е.Ф. Концепция ненасилия JI.Н.Толстого: история и современность: Автореф. дис. канд. филос. наук / Туманит. Акад. вооруженных сил, каф. философии. М., 1992. — 20с.
  143. А.П. Христианская концепция зла // Этическая мысль. М.: Республика, 1992. — с.56−73.
  144. Социодинамика культуры: Сборник / РАН. Институт социол.- Редкол.: Ионин Л. Г. (отв. ред.) и др. М., 1993. — 116с.
  145. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. -240с.и
  146. Г. М., О.Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. — 272с.
  147. Я. Пересмотр международного порядка / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 416с.
  148. Дж. Постижение истории. М., 1991.
  149. Л.Н. О борьбе со злом посредством непротивления. Три письма к разным лицам. Швейцар, отд. «Свободного слова», 1900.-32с.
  150. Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. — 431с.
  151. Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль. М.: Республика, 1992.
  152. Л.Н. Христианство и патриотизм. Новосибирск.:1. СНА «Вена-89», 1989.-23с.
  153. JI.H. Закон насилия и закон любви. М.: Посредник, 1901.-64с.
  154. JI.H. и Герцен А.И. О ненасилии. Статьи Л. Толстого и А.Герцена. М.: Дубровский, 1907. — 60с.
  155. Л.Н. Из неопубликованного // Новый мир. -1991. -№ 7.-С.З-26.
  156. Е.А. Даосизм: Опыт ист.-религиовед. описания. -Спб.: Андреев и сыновья, 1993. 309с.
  157. К.А. Ненасилие: от идеи к практике // Вопросы философии.-М, 1993. -№ 2.-с. 153−155.
  158. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. Ч. 1 М.: Наука, — 480с.
  159. Трудящиеся массы и антивоенное движение. М.: Наука, 1988.
  160. А. Социальные движения, революция, демократия // Свободная мысль. 1990. — № 14. — с.32 -43.
  161. Р.А. Три лидера великого индийского народа. М.: Политиздат, 1986. — 231с.
  162. A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока. Китайско-конфуцианский культурный ареал // Запад и Восток: традиции и современность (Курс лекций для негуманитарных специальностей). М: Знание РФ, 1993. с. 178−194.
  163. A.M. Социальные утопии Востока: традиции исовременность. М., МГУ, 1982.
  164. А. На пути к урегулированию конфликтов ненасильственными средствами и к сохранению окружающей среды: заключительные замечания // Морально-этические нормы, война, окружающая среда М., 1989. — с.203−211.
  165. И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: Средневековье и новое время. Монография / РАН. Институт востоковедения. М.: Наука, 1993. — 284с.
  166. Формация или цивилизация? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. — № 10. — с.34−59.
  167. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991.-296с.
  168. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 338с.
  169. Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. -№ 3.
  170. С. П. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. -1994. № 1. — с.33−48.
  171. Христианские корни европеизма. Научно-аналитический обзор. АН СССР ИНИОН и Институт Европы. М., 1990. — 54с.
  172. А.Г. Индийская философия ненасилия и нравственные идеалы К.Э.Циолковского: Грани взаимодействия // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991. — с. 161−173.
  173. А.Г. Индийская философия ненасилия и проблемаперестройки международных отношений// Социально-политические науки. М., 1990. — № 12. — с.53−60.
  174. В.Ц. Современные альтернативные движения // Молодежь Запада и «новый» иррационализм. М., 1986. — 150с.
  175. Циклические процессы в природе и обществе: (Материалы Первой международной конференции «Циклические процессы в природе и обществе», 18−21 окт., г. Ставрополь) Ставрополь.: Изд-во Ставропольского ун-та, 1993. -271с.
  176. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. — 270с.
  177. Человек как философская проблема: Восток-Запад / Отв. ред. Н. С. Кирабаев. М.: Изд-во УДН, 1991. — 279с.
  178. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия // Коммунист. -1989. № 15. — с.67−81.
  179. Что стоит за «кризисом цивилизации»? Международный заочный «круглый стол» // Проблемы мира и социализма. 1989. -№ 9. — с.56−62.
  180. Дж. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов? // Философские науки. М., 1990. -№ 11, — с.78−83.
  181. Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. М, 1992. — № 8. — с.30−39.
  182. Альберт Швейцер великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи. — М.: Наука, 1970. — 240с.
  183. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.-576с.
  184. JI. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше // Вопросы философии. -1992. № 7.
  185. А. Лев Толстой и Махатма Ганди // Новый мир. -1972.- № 6. -с.219−227.
  186. О. Закат Европы. М., 1923.
  187. Этика ненасилия: Материалы международной конференции. / Под общ. ред. Гусейнова А. А. М.: Философское общество СССР, 1991.-242с.
  188. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. 527с.
  189. Acot P. Histoire de l’ecologie. P.: Presse univ. de France, 1988. -285p.
  190. Alienation and violence. For the intern, center of social and penitentiary research and studies / ed. by Shoham S.G. Nortwood, 1988.- 181p.
  191. Altaian N. The nonviolent revolution: the philosophy of dynamic harmlessness. Dorset: Element, 1988. — 180p.
  192. Anderson L. Ecofeminism as a route to solution of the «Problem» // Green Party news. Vancouver, 1988.
  193. Ansel Ph. The attitude of French towards nuclear power //
  194. Report on the ENS/РМГ 91 conf. Annecy, 1991.
  195. Babic J. Pacifism: is its moral foundation possible or needed? I I Contemporary Yugoslav philosophy: the analytic approach. -Dordrecht etc, 1988. -p.57−70.
  196. Bell D. The coming of Post-Industrial Society Dialogue, n.2, vol.11,1978.-p.8-ll.
  197. Billington R. Living Philosophy (An Introduction to Moral Thought). L. &N.Y., 1988.
  198. Bhikkhu V.S. Buddhism and non-violence // Middle Way. L., 1989. — vol.63, N.4 — p.225−230.
  199. Blaxter R. People, food and resources. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1986. -118p.
  200. Bok S. A strategy for peace. Human values and the threat of war. -N.Y.: Pantheon Books, 1989. -202p.
  201. Boyliss-Smith T, Wanmali S. (editors). Understanding green revolutions. Agrarian change and development planing in South Asia. -Cambridge Univ. Press, 1984. 384p.
  202. Branch T. Parting the waters: Martin Luther King a. the civil rights movement 1954−63. L.: Basingstoke: Macmillan, 1988. -1064p.
  203. Broun J.M. Gandhi: Prisoner of hope. New Haven, L.: Yale univ. press, 1989. — p.434−440.
  204. Bondurant J.V. Conquest of violence. The Gandhian philosophy of conflict. Princeton: Princeton univ. press, 1958. -269p.
  205. Button J. A dictionary of green ideas: Vocabulary for a sane a. sustainable future. L.: Routledge, 1988.
  206. Burgel J. CHR. L’ldee de la non-violence dans l’islam, quelgues reflections et quelgues exemples // Droit de Гпотте: zeme recontre islamo-chretienne, Carthage, 24−29 may 1982. -Tunis, 1985. p.229−233.
  207. Byrne P. The Campaign for Nuclear Disarmament. L.: Croom Helm., 1988. — 24lp.
  208. Cady D.L. From warism to pacifism: moral continuum. -Philadelphia: Temple univ. press, 1989.
  209. Capra F. Wendezeit. Bausteine fur ein neues weltbild. -Munchen, 1982.-324p.
  210. Capra F. Spretnak Ch. Green politics. N.Y.: Button, 1984. -224p.
  211. Chondhary G.P. Relevance of Gandhism. Delhi: Capital publ. house, 1985. — 136p.
  212. Chondhury M.A., Malik U.A. The foundations of Islamic political economy. L., Basingstoke: Macmillan, 1992. — 336p.
  213. Civil Society and the state. New European Perspectives. L., N.Y.: Verso, 1988.-426p.
  214. Colaiaco J.A. Martin Luther King, JR. Apostle of militant nonviolence. Basingstoke, London: Macmillan, 1988. — 238p.
  215. Contemporaiy crisis and Gandhi. Delhi: Discovery publ. house, 1986. -301p.
  216. Clutterbuck R. International crisis and conflict. L.,
  217. Basingstoke: Macmillan, N.Y.: StMartiris press, 1993. 277p.
  218. Die Grunen und die religion. Frankfurt a. M.: Athenaum, 1988.- 302p.
  219. Dixit R.D. Civil disobedience: A philos. study. Delhi: GDK publ., 1980. — 104p.
  220. De Leon D. Everything is changing: Contemporary U.S. Movements in history perspective. N.Y., ets.: Praeger, 1988. — 287p.
  221. Dreyer J.T. China’s political system: modernization a. tradition.- L., Basingstoke: Macmillan, 1993. 449p.
  222. Edvardes M. The myth of the Mahatma Gandhi, the British a. the Raj. L.: Constable, 1986. — 270p.
  223. Estey, George F. and Hunter, Poris A. Nonviolence. A reader in the ethics of action. Waltham (Mass). Toronto, 1971. — 287p.
  224. Ethics and European security / Ed. by Paskins В., London- Sydney: Croom Helm.- Dover (Mass) — Auburn house publ.- 1986. -199р.
  225. Flew A. Thinking about social thinking. The philosophi of social sciences. Oxford- New York- Blackwell, — 1986. — 222p.
  226. Ferguson M. The Aquarian conspiracy: Personal a. social transformation in the 1980's. L, 1981. — 448p.
  227. Forrester Duncan B. Christianity and the Future of Welfare. -Epworth Press, Fiestpubl., 1985.
  228. Gandhi’s significance for today / Ed. by Hick J., Hempel L.C., Basingstoke- L.: Macmillan, 1989. 275p.
  229. Gandhian model of development and world peace. New Delhi.: Concept publ. со, 1990. — 283p.
  230. Gladdening Ch. Waking up in the nuclear age: The book of nuclear therapy. N.Y.: Beech three book (Morrow), 1987. — 237p.
  231. Govier T. Nuclear hard ware and power: The war of perceptions // Canad. j. of philosophy. Edmonton, 1987. — Vol.17, № 4. — p.749−766.
  232. Gellner E. Culture, identity and politics. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1987. — 189p.
  233. Goldstein S. Long Cycles: prosperity and war in the modern age. -New Haven and London.: Yale Univ. Press, 1988. 433p.
  234. Grand strategies in war and peace / Ed. by Kennedy P. New Haven- L.: Yale univ. press, 1991. — 228p.
  235. Grob L.M. Non-Violence: A barbarian perspective // J. of Jew. studies. Oxford, 1986. — Vol.37, № 1. — p.76−87.
  236. Hague R, Harrop M, Breslin Sh. Comparative government and politics: An introduction. L.: Macmillan, 1992. 504p.
  237. Hailiday F. Three concepts of internationalism // Intern, affairs. -L, 1988. Vol. 64,№ 2.-p.187−198.
  238. Halperin M. N, Scheffer P.J., Small P.L. Self-determinations inthe new world order. Wash.: Carnegie endowment for intern, peace, 1992.-177p.
  239. Heier E. Tolstoy and nihilism // Canadian Slavic Papers. -Vol.ll.- 1969.-№ 4.-p.454.
  240. Hindess B. Choice, Rationality and social theory. London.: UnwinHyman, 1988. — 132p.
  241. Ideas and Politics in modern Britain. / Ed. by J.C.D. Clark. -Macmillan, 1990.
  242. James D.N. Gandhi and the ethics of fasting // Intern. J. of appl. philosophy. Fort pierce, 1989. — Vol.4, № 3. — p.7−14.
  243. Japanese social organization / Ed. by Takie Sugiama Lebra. -Honolulu: Univ. of Hawaii press, 1992. 236p.
  244. Japanese sense of self / Ed. by Rosenberger N.R. Cambridge univ. press, 1992. -176p.
  245. King M.L. Strength to Love. New York.: Pocket Books, 1964.
  246. King M.L. Why we can’t wait. New York.: Signet Books, 1964.
  247. King M.L. Stride Toward Freedom. The Montgomery story. -New York Evanston.: Perennial Library, Harper & Row, 1964.
  248. Krejei J. The human predicament: Its changing image: A study in comparative religion and history. L.- Basingstoke: Macmillan- N.Y.: St. Martin’s press, 1993. — 194p.
  249. La tole’rance aujourd’hui. Analyses philosophiques. Document de travail pour le XIX Congres mondial de philosophic (Moscou, 1993). Paris.: UNESCO Division de la philosophic et de l’ethique, 1993.- 128p.
  250. Laugguth G. The «green» factor in German politics from protest movement to political party. / Transl. by R. Straus L., Western Press, 1986. -134р.
  251. Lentz R. Symbols, the news magazines, and Martin Luther King. -Baton Rouge- L: Louisiana state univ. press, 1990. 376p.
  252. Mango J.A. Hinduism on the morality of violence // Intern. Philos. Quart. Bronx (N.Y.), 1988. — Vol.28, № 1. — p.79−93.
  253. Mehta J.K. Gandhian thought: An analytical study. New Delhi: Ashish, 1985.-243p.
  254. Miller K.D. Voice of deliverance: The language of Martin Luther King, jr. a. its sources. -N.Y.: Free press, 1992. 282p.
  255. Muller-Rommel F. New social movements and Smaller Parties. A comparative perspective // West European Politics. 1985. — Vol.8, №l.-p.41−54.
  256. Nanda B.R. Gandhi and his critics. Delhi etc.: Oxford univ. press, 1985. — 178p.
  257. Narain J. Gandgi’s view of political power. New Delhi.: Deep a. deeppubl., 1987.- 163p.
  258. Parekh B. Gandhi’s political philosophy: A critical examination. -Notre Dame (End.).: Univ. of Notre Dame press, 1989. 248p.
  259. Parekh B. Gandhi’s concept of ahimsa // Alternatives. Delhi- N.Y., 1988.-Vol.13,№ 2.-p.l95−217.
  260. Pour une alternative verte en Europe / Juquin P., Stengers I., Antunes C. et al. P.: La De’couverte, 1990.
  261. Puri R.-S. Gandhi on war and peace. N.Y. ETC.: PRAEGER, 1987.-245р.
  262. Rationality in thought and action. / Ed. by Martin Tamny and K.D. Grani. N.Y., Westport, Connecticut.: Greenwood Press, 1986. -286p.
  263. Science, hegemony and violence: A requiem for modernity / Ed. by Nandy A. Tokyo.: UN Univ.- Bombay etc.: Oxford univ. press, 1988.-30 lp.
  264. Shastri H.P. The world within the mind (Yoga-Vasishtha). L.: ShantiSadan, 1989.- 142p.
  265. Singh R.R. Non-Violence, Gandhi and our times // Intern. J. of appl. philosophy. Fort Pierce, 1990. — Vol.5, № 1. — p.35−41.
  266. Simpson P. Just war theory and the IRA // J. of appl. philosophy. Abingdon, 1986. — Vol.3, № 1. -p.73−88.
  267. Schweitzer A. An antology. / Ed. by Ch. R. Joy. Boston.: Beacon press, 1960. — 355p.
  268. Smith K.L., Zepp J.G. jr. Search for the beloved community: The thinking of Martin Luther King, jr. Lanham etc.: Univ. press of America, 1986.- 159p.
  269. Sharp G. Gandhi as a political strategist: with essays on ethics and politics / Introd. by King C.S. Boston.: Porter sargent, 1979. -357p.
  270. Symposium on military defense // International J. of appl. philosophi. Fort pierce, 1991. — Vol.6, № 1. — p.59−76.
  271. Teixeira B. Comments on «ahimsa» (nonviolence) // J. of transpersonal psychology. Palo Alto (Cal.), 1987. — Vol. 19, № 1.р.1−17.
  272. Tambian S.J. Culture, thought and social action: An antropol. perspective. Cambridge (Mass) — London: Harvard univ. press, 1985. -41 lp.
  273. Tokar B. The green alternative: greeting an ecological future. -San Pedro: Miles, 1987. 176p.
  274. Twitchell J.B. Preposterous violence. Fables of aggression in modern culture. New York, Oxford: Oxford university press, 1989. -338p.
  275. The handbook of ecological monitoring / Ed. by Clarke R. -Oxford: Clarendon press, 1986. 298p.
  276. The green alternative: guide to good living. L.: Greenville F., 1987. — 368p.
  277. Walerstein I. The modern world-system. San Diego, N.Y. etc.: Acad, press, 1987. — Vol.3: The second era of great era of great expansion of the capitalist world-economy, 1730−1840. — 372p.
  278. Wallenstein I. Historical systems as complex systems // Europ. J. of operational research. Amsterdam, 1987. — Vol.30, № 2. -p.203−209.
  279. Whitaker B. The global connection: The crisis of drug addiction. -L.:Cape, 1987.-432p.
  280. Studies of scrambling: movement and non-movement approaches to free world-order phenomena.// Edited by Norbert Corver, Henk van Riemsdijk. Berlin, New York, Mouton de Gruyter, 1994.
  281. NAM and regional problems.// Editor Sunder Raman. New Delhi, India- Indian Institute for Non-Aligned Studies, 1989.
  282. Uma Shankar Jah. South Africa and the non-aligned movement: agenda for the twenty-first century. Delhi, Association of Indian Africanists, 2001.
  283. Ram R. Ramchandani. NAM and third world development dilemma in the post-cold war era: a comparative study of India and Sub-Saharan Africa. Delhi, Kalinga Publications, 2000.
  284. Non-aligned movement: bits future and action programme.// Bantarto Bandaoro, editor. Jakarta: Centre for Strategic and International Studies, 1992.
  285. Jagmohan Singh. Emerging international order and non-aligned movement. New Delhi, Kaneshka Publisher, Distributors, 1996.
  286. Non-aligned movement in the era of globalization: with reference to information and communication. Editor: Harmoko. Jakarta, Yayasan Gebyar Aksara Mandiri, 1992.
  287. The non-aligned movement towards the next millennium. Jakarta, Publication Secretariat for the Non-Aligned Movement Book, 1995.
  288. Arvind Prakash. Non-aligned movement and Indo-Soviet relations. Allahabad, India, Chugh Publications, 1990.
  289. S.B.Jain. India’s foreign policy and non-alignment. New Delhi, Anamika Publishers and Distributors, 2000.
  290. Hanna Ojanen. Non-alignment movement and European security policy: ambiguity at work. Helsinki, Finland, Ulkopoliittineninstituutti, 2000.
  291. The XII Ministerial Conference of the Movement of Non-Aligned Countries, New Delhi, April 4−8, 1997: selected documents compiled by Govind Nara Srivastava. New Delhi, International Institute for Non-Aligned Studies, 1997.
Заполнить форму текущей работой