Методологические вопросы конкурентоспособности и пути ее повышения: На примере изделий швейной промышленности
В связи с этим перед нами встает острая проблема правильного планирования и прогнозирования ассортимента продукции, выпускаемой предприятием. Какой товар производить и сколько для достижения коммерческого успеха? Как оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции? Как устоять в конкурентной борьбе? Ответы на все эти вопросы позволит дать анализ конкурентоспособности выпускаемой продукцииа… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
- 1. 1. Понятие конкурентоспособности
- 1. 2. Методы повышения конкурентоспособности продукции
- 1. 3. Качество как слагаемое конкурентоспособности
- 1. 3. 1. Планирование качества
- 1. 3. 2. Анализ затрат на качество продукции
- 1. 4. Основные слагаемые конкурентоспособности и пути ее повышения
- 1. 5. Определение уровня конкурентоспособности товара
- Выводы по главе
- 2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
- 2. 1. Факторы и критерии конкурентоспособности
- 2. 2. Классификация критериев конкурентоспособности
- 2. 3. Исследование спроса
- 2. 3. 1. Постановка целей
- 2. 3. 2. Исследование спроса
- 2. 3. 3. Исследование конкурентов
- 2. 4. Определение уровня конкурентоспособности продукции
- 2. 4. 1. Открытый системный метод анализа иерархий как инструмент оценки конкурентоспособности 69 2.4.1.1. Матрица парных сравнений
- 2. 4. 2. Определение уровня конкурентоспособности плащей ЗАО «Большерйчка» и ЗАО «Маяк»
- 2. 5. Алгоритм определения уровня конкурентоспособности продукции
- Выводы по главе.". ,.ЮЗ
- 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- 3. 1. Анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в условиях кризиса
- 3. 1. 1. Понятие конъюнктуры
- 3. 1. 2. Специфика экономической конъюнктуры в текущий момент
- 3. 2. Основные принципы формирования стратегии предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции
- 3. 2. 1. Определение основных направлений стратегии ЗАО «Большевичка»
- 3. 2. 2. Алгоритм реализации стратегического плана
- 3. 3. Роль и функции маркетинговой службы в реализации стратегического плана
- 3. 1. Анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в условиях кризиса
- Выводы по главе
- 4. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
- 4. 1. Обоснование необходимости создания новой стратегии ЗАО «Большевичка»
- 4. 2. Методика определения уровня цен с учетом факторов спроса
- 4. 2. 1. Условное кодирование факторов
- 4. 2. 2. Корреляционно-регрессионный анализ
- 4. 2. 3. Обработка данных по сегментирующему фактору
- 4. 2. 4. Установление свободной отпускной цены с учетом ее восприятия потребителями
- 4. 2. 5. Расчет экономического эффекта от внедрения методики ценообразования для повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Большевичка» в условиях кризиса
- 4. 2. 6. Моделирование свободных отпускных цен на изделия в зависимости от условий продаж
Методологические вопросы конкурентоспособности и пути ее повышения: На примере изделий швейной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Девяностые годы отмечены глубокими экономическими преобразованиями в России. Процесс формирования рыночной экономики связан с большими трудностями, обусловленными крушением старой системы. Весь экономический потенциал, включая выпускаемую продукцию, квалификацию рабочей силы и основные фонды, постепенно устаревал и был обречен на разрушение, когда административно-командная система была демонтирована.
Эта уязвимость экономической базы осложнена еще и тем хаосом, который неизбежно сопровождает крушение старого строя. Эти процессы гипертрофированно отразились в экономике легкой промышленности. Большинство новых продуктов, наряду со старыми, не проходят испытания рынком, особенно это осложнено большим количеством импортных товаров, с которыми отечественные не всегда выдерживают конкуренцию.
В связи с этим перед нами встает острая проблема правильного планирования и прогнозирования ассортимента продукции, выпускаемой предприятием. Какой товар производить и сколько для достижения коммерческого успеха? Как оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции? Как устоять в конкурентной борьбе? Ответы на все эти вопросы позволит дать анализ конкурентоспособности выпускаемой продукцииа детально разработанная и адаптированная к ситуации на рынке методология изучения конкурентоспособности продукции поможет производителю добиться максимально высоких позиций товара на рынке и, в конечном счете, приведет к успеху.
Цель работы.
Целью настоящей работы является комплексное исследование конкурентоспособности продукции и, на ее основе, разработка методологии изучения конкурентоспособности продукции швейной промышленности.
Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи: анализ существующего подхода к проблемам изучения конкурентоспособности продукции, определение основных слагаемых конкурентоспособности и их роли, изучение влияния факторов микрои макросреды на конкурентоспособность товара и определение приоритетности этих факторов, определение исследований критериев конкурентоспособности продукции швейной промышленности с целью воздействия на нихопределение роли качества и нахождение правильного соотношения цены и качества выпускаемой продукции с использованием стоимостного анализа, исследование рынка по направлениям: а) определение позиций данного товара на рынке, б) изучение позиций конкурентов, в) определение емкости рынка, изучение потребителей с целью: а) определения потребителя конкретного товара, б) определения требований потребителей к товару, определение уровня конкурентоспособности данного товара с помощью метода анализа иерархий,.
— разработка комплексной методики повышения конкурентоспособности отдельных изделий предприятия,.
— разработка стратегии предприятия по повышению конкурентоспособности продукции швейной промышленности,.
— выработка программного метода в отборе оптимальной стратегии,.
— определение методики ценообразования с учетом стратегических целей на основании исследования факторов спроса,.
— определение экономического эффекта от реализации исполь-^ зуемой методики.
Методы исследований.
Для решения поставленных задач целесообразно применить комплексную методику обработки результатов маркетинговых исследований, включающих экономико-математические методы, методы математической статистики и экономического анализа с обработкой результатов исследований на ПЭВМ.
Научная новизна.
— разработана принципиально новая классификация критериев конкурентоспособности продукции, позволяющая увеличить объемы продаж на отдельных сегментах рынка, вследствии чего возрастет прибыль и появится возможность ее использования для развития предприятия;
— предложен метод оценки отношения потребителя к товару в виде функции «неудовлетворенности покупателя товаром», минимизация которой повысит конкурентоспособность продукции и даст возможность предприятию завоевать новые сегменты рынка сбыта;
— впервые применен метод анализа иерархий, основанный на определении степени приоритетности критериев и оценке изделий по ним с целью оптимизации структуры ассортиментных групп. Это позволит предприятию ускорить реализацию готовой продукции и увеличить оборачиваемость оборотных средств ,.
— разработана компьютерная программа «Макет», позволяющая быстро и безошибочно определить уровень конкурентоспособности изделия, с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности ,.
— впервые в отрасли применена методика оптимизации выбора стратегии из множества возможных, которая позволит предприятию не изменяя цену на выпускаемую продукцию увеличить объемы продаж на данном сегменте рынка ,.
— предложена усовершенствованная методика планирования рентабельности продукции разных ассортиментных групп. Данная методика даст возможность снизить дебиторскую задолженность предприятия вследствие увеличения скорости реализации продукции с последующим снижением потребности предприятия в заемных оборотных средствах.
Практическая значимость.
Выполненные теоретические исследования и разработки имеют прикладную направленность.
Практическая значимость подтверждена актом внедрения разработок в ЗАО «Большевичка» с экономическим эффектом 24 172,57 р. для двух моделей.
Предложенная методика определения уровня конкурентоспособности продукции учитывает не только особенности рыночной конъюнктуры, но и отраслевую специфику.
Созданная программа определения конкурентоспособности продукции позволит определять ее уровень в целом, по ассортиментным группам, по отдельным моделям, что поможет оптимизировать структуру ассортимета.
Разработанные методы подхода к стратегическому планированию, дают возможность выбрать оптимальную для каждого сегмента ассортиментную и ценовую стратегию, что улучшит показатели сбыта и прибыли предприятия.
Мобильность и быстрота в подходе обеспечивается компьютерной программой «Макет» .
Предложенный подход в ценообразовании, ориентированный на восприятие цены конкретными сегментами, способствует повышению обоснованности ценовой политики и увеличению объемов реализации.
Выводы по главе.
Проведенный маркетинговый анализ позволил выявить различное восприятие потребителями цены на плащи, в зависимости от сегментации по уровню дохода.
В ходе корреляционно-регрессионного анализа получены модели, выявляющие зависимость отпускной цены предприятия от факторов, обуславливающих конкурентоспособность изделия, что позволит предприятию формировать ценовую политику для различных ассортиментных групп. Эти цены можно сравнить с ценами, воспринимаемыми как приемлемые различными сегментами рынка (выделенные по полу, возрасту, уровню доходов, предпочитаемому месту совершения покупки и т. д.) и корректировать розничные цены за счет торговой надбавки на предприятиях фирменной торговли.
Учитывая все результаты многопланового анализа, проведенного нами для определения конкурентоспособности продукции ЗАО «Большевичка», мы рекомендуем данному предприятию в своем стратегическом планировании придерживаться следующих направлений;
1. Снижение уровня рентабельности до 25% на модели выпускаемых изделий, пользующиеся наибольшим спросомвыпуск данных изделий большими партиями.
2. Установление рентабельности на уровне 25−50% на модели более высокого качества пошива или из более дорогих тканейвыпуск партиями среднего размера,.
3. Установлёние рентабельности на уровне 50−100% на модели высокого качества, модели последних коллекцийвыпуск небольшими партиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Проведенные исследования позволили определить основные факторы и критерии конкурентоспособности продукции и их отраслевую специфику, связанную со вкусовыми предпочтениями, психофизическими особенностями потребителей и влиянием моды и сезона реализации.
2. Предложена новая классификация критериев (показателей) конкурентоспособности продукции, рассматривающая их как рычаги управления конкурентоспособностью продукции. Эти критерии подразделяются на два кластера:
• по их влиянию на конкурентоспособность изделия (а — по форме воздействия, б — по степени воздействия);
• по возможности и характеру воздействия на сами критерии (а — по управляемости, б — по скорости воздействия).
Учет иерархии важности критериев для потребителя и предложенной классификации позволяют определить, насколько возможно повышение конкурентоспособности изделия и сколько времени на это потребуется.
3. Разработаны методы определения относительного уровня конкурентоспособности изделия на основании Метода Анализа Иерархий, позволяющие получить формализованный интегральный показатель конкурентоспособности продукции. С помощью разработанной нами компьютерной программы «Макет» учитываются постоянно меняющиеся требования потребителя к товару, и создается возможность сравнения до 17 единиц изделий, конкурирующих на одном рынке, по параметрам, не превышающим 20.
При сравнении трех видов плащей: женского и мужского плащей ЗАО «Маяк» и женского плаща ЗАО «Большевичка», удалось получить показатели их конкурентоспособности: 0,5933- 6,588 и 10,0 (соответственно), показывающие преимущества женского плаща ЗАО «Большевичка», а из плащей ЗАО «Маяк» конкурентоспособность выше у мужского плаща.
4. На основании маркетингового исследования определена специфика спроса на продукцию швейной промышленности в условиях кризиса. Выявлены основные сегменты сбыта плащей ЗАО «Большевичка» и определены перспективы развития рыночной деятельности фирмы.
Выявлена дифференциация требований потребителей к плащам ЗАО «Большевичка» в зависимости от их возраста, дохода, рода занятий и прочее.
Это дало возможность отразить полученные различия функцией «неудовлетворенности потребителя товаром», позволяющей формально определить перспективы реализации товара на каждом конкретном сегменте потребителей.
При избранном нами сегментирующим признаке — «доход» — эти значения таковы (D): сегмент с низким доходом.4,3- сегмент со средним доходом.3,4- сегмент с доходом выше среднего.4,1- сегмент с высоким доходом.5.
Минимизация данной функции дает нам лучший результат — 3,4 (при 0.
Следовательно, наиболее перспективный для нас сегмент со средним уровнем дохода, а затем — с доходом выше среднего (4,1).
Данный анализ удобен при планировании рыночной стратегии предприятия.
5. На основании изучения существующих методик стратегической деятельности фирм и анализа основных трудностей, с которыми сталкиваются предприятия в 1997;99 годах, предложена конкретная стратегия для ЗАО «Большевичка», направленная не только на преодоление этих трудностей, но и на дальнейший рост и повышение престижа фирмы. Одной из важнейших проблем швейных предприятий является рост цен на ткани, что существенно влияет на структуру издержек фирмы затраты на сырье и материалы в среднем возросли на 30% (от 20 до 50%).
Методом трендового моделирования был сделан прогноз изменения структуры затрат, отражающий устойчивую тенденцию увеличения доли затрат на сырье и материалы и уменьшение доли затрат на обработку.
Установлена зависимость между группами критериев конкурентоспособности и соответствующими им затратами.
Все это доказывает необходимость переориентации выпуска большей части ассортимента на отечественное сырье.
Нами были рассмотренытри различных варианта стратегии (А, Б, В) с различным процентом использования импортных тканей (и определено влияние каждого из вариантов на критерии конкурентоспособности изделия, с учетом этого влияния с использованием универсальной маркетинговой программы «Макет», был определен вариант, приводящий к наибольшему повышению уровня конкурентоспособности продукции. Избранное направление легло в основу формирования стратегии ЗАО «Большевичка» .
6. Разработан алгоритм путей формирования стратегии, основой которого является маркетинговое исследование и производственные возможности предприятия.
Главной частью реализации этой стратегии является правлиьно организованная структура управления.
Определена роль и функции маркетинговой службы как на стадии разработки, так и на стадии внедрения и корректировки.
Предлагается формирование мобильных целевых групп, формируемых из других отделов, работающих по различным направлениям (по рыночным сегментам, по изделиям) под руководством квалифицированного специалиста-маркетолога.
7. Основным из критериев конкурентоспособности продукции является восприятие потребителями соотношения цена-качество. Поэтому одним из ключевых моментов в повышении конкурентоспособности, помимо постоянной работы над качеством продукции является гибкая ценовая политика.
Нами предлагается стратегия ценовой дифференциации, учитывающая доходы населения, их возможности, их требования к товару в зависимости от возраста, рода занятий, роста, пола и прочее.
Полученные в результате корреляционно-регрессионного анализа зависимости цены изделия от сегментации потребителей позволила рассчитать уровень цены для каждого конкретного сегмента в определенный момент.
Таким образом, среднее восприятие цены для полупальто щ смесовой ткани (Ф5751−5) — 1360,80 руб., полупальто из смесовой ткани (Ф5751−5) — 1701,00 руб., полупальто из смесовой ткани (044−99) — 907,20 руб., полупальто из смесовой ткани (052−99) — 1020,60 руб., полупальто из смесовой ткани (Ф3281−5) — 793,80 руб.
8. Ориентация на отечественное сырье и гибкая политика цен даст ощутимый экономический эффект для ЗАО «Большевичка», который составит только для рассмотренных моделей (052−99), (Ф5751−5) с величиной партии по 150 единиц — 24 172,57 руб.
Список литературы
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах — М., Сов. радио, 1974, 292 стр.
- Баркан Д.И. Маркетинг для всех: беседы для начинающих — Д., Культ-информсервис, 1991, 256 с.
- Баркан Д.И. Управляем фирмой в условиях рынка: маркетинг — Л., Аквилон, 1991.
- Баркан Д.И., Вандайцев С. В., Долбежкин В. А. и др. Практический маркетинг, вып. 3 — ЛНПФ Аквилон, 1994.
- Башев Г. Л., Красикова Н. И. и др. Теория и практика маркетинговой деятельности. Стратегическое планирование маркетинга — Санкт-Петербург, УЭФ, 1993.
- Башев М.И. Маркетинг и рыночные сети — Санкт-Петербург, УЭФ, 1994.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений — М., Экономика, 1976, 78 стр.
- Бобылев Ю. Промышленный спад и структура производства — «Экономист», 1996, № 12, стр. 35−39.
- Боулдинг К. Общая теория систем — скелет науки // Исследования по общей теории систем /Под ред. Садовского В. Н., Юдина А. Г. — М., Прогресс, 1969, 326 стр.
- Будищева И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции — М., Издательство стандартов, 1989,184 стр.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху — М., 1996.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине /Изд. 2 — М., Сов. радио, 1968. 216 стр.
- Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика, т. 2— Санкт-Петербург, Экономическая школа, 1997.
- Гасс С. Линейное программирование, методы и приложения — М., Физматгиз, 1961, 303 стр.
- Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы — М., 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы, структуры — М., Дело, 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования — «Маркетинг», 1996, № 2, стр. 104−116.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. И., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения — М., Экономика, 1993, 296 стр.
- Горбатко Е.А. Теория и практика маркетинговой деятельности. Маркетинг в организации управления конкурентоспособностью промышленной продукции — Санкт-Петербург, УЭФ, 1993.
- Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики — М., Экономика, 1988.
- Гурков И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции — «Маркетинг», 1997, № 1, стр. 20−26.
- Давид Г. Метод парных сравнений — М., Статистика, 1978- Наука, 1987.
- Даниляк В.И. и др. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность — М., Издательство стандартов, 1990.
- Данциг Д. Линейное программирование — М., Прогресс, 1966, 600 стр.
- Дихтиль Е., Хершин X. Практический маркетинг — М., Высшая школа, 1996.
- Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходой экономике. Экономические проблемы и поведение — М., 1995. л
- Долинская М.Г. Маркетинг — ключ к решению проблемы «конкурентоспособность» — «Стандарты и качество», 1990, № 9, стр. 21−24.
- Долинская М.Г. Маркетинг в МС ИСО серии 9000 — «Стандарты и качество», 1989, № 6.
- Долинская М.Г. Создание новой конкурентоспособной продукции за рубежом — «Стандарты и качество», 1988, № 12.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции — М., Издательство стандартов, 1991, 128 стр.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и коренное повышение качества продукции — «Стандарты и качество», 1986, № 12.
- Ждановская Г. А., Васина Е. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебание спроса на те или иные виды товаров и услуг — «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», 1996, № 2, 225 стр.
- Завьялов П. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводства и пути их решения — «Маркетинг», 1996, № 5, стр. 21−32.
- Исикава Каору. Японские методы управления качеством — М., Экономика, 1988.
- Как добиться успеха. Практические советы деловым людям /Под общей ред. В. Е. Хруцкого — М., Республика, 1992, 510 стр.
- Как продать Ваш товар на внешнем рынке /Под ред. Ю. А. Савинова — М., Мысль, 1990.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепции, содержание, символы — М., Экономика, 1991.
- Карпов В. Выбор целевого рынка /Материалы и лекции — «Маркетинг», 1994, № 3, стр. 61 -71.
- Карпов В. Маркетинг /Материалы и лекции — «Маркетинг», 1993, № 2, стр. 57−67.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика-—М., Прогресс, 1982, 398 стр.
- Ковалев А.И., Волейко В. В. Маркетинговый анализ — М., Центр экономики и маркетинга, 1996,197 стр.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий — М., Прогресс, 1987.
- Корба С.Ф. Реальные шаги к стабилизации — «Текстильная промышленность», 1997, № 1, стр. 9−14.
- Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. Общ. ред. П. Е. Тиньковой — М., Прогресс, 1990, 736 стр.
- Краснова В., Макаров А. От маркетинга, как от судьбы, не уйти — «Эксперт», 1996, № 24, стр. 31−40.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии — М., Финстатинформ, 1994.
- Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование — М., БЕК, 1997.
- Лисарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем — М., Мир, 1973, 344 стр.
- Львов Н.А. Маркетинг в управлении качеством — «Стандарты и качество», 1990, №> 9, стр. 21−24.
- Маджаро С. Международный маркетинг — М., Международные отношения, 1979, стр. 97−100.
- Мануковский А.Б., Хартунов Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок — М., ШМБМГИМО, 1991.
- Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции — М., Издательство стандартов, 1984.
- Минин Б.А. Уровень качества — М., Издательство стандартов, 1989.
- Ноздрева Р.Б., Цигичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке — М., Финансы и статистика, 1991, 304 стр.
- Одинец В.П., Тарасевич В. М. Рынок, спрос, цены, стратификация, анализ, прогноз — Санкт-Петербург, Издательство СПУЭФ, 1993, 157 стр.
- Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела — М., Тригон, 1992,432 стр.
- Основы предпринимательского дела //Учебник, 2-е изд., переработанное и дополненное /Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой — М., Издательство БЕК, 1996, 476 стр.
- Основы предпринимательской деятельности /Под ред. В. М. Власовой — М., Финансы и статистика, 1995.
- Пирадова И., Татачный Е. Оценка конкурентоспособности продукции — «Маркетинг», 1993, № 1, стр. 133−140.
- Плешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы — М., Ось-89, 1996.
- Половцева Ф. Маркетинговая деятельность в торговле: методология, формирование, эффективность — «Маркетинг», 1995, № 4, стр. 34−45.
- Половцева Ф., Куликова J1. Маркетинг в управлении качеством продукции — «Маркетинг», 1994, № 3, стр. 30−41.
- Попов В.А. Экономико-математические методы и модели в плановом ценообразовании — М., Экономика, 1982.
- Портер М. Международная конкуренция — М., Международные отношения, 1993.
- Проблемы методологии системного исследования /Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Е. Г. и др. — М., Мысль, 1970,435 стр.
- Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики /Под ред. Е. Э. Обнипского — М., 1993.
- Ричмен Д.Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Дж.В. Современный бизнес, т. 1−2 — М., Республика, 1995.
- Робертсон А. Управление качеством /Пер. с англ. — М., Прогресс, 1974, 253 стр.
- Росс Эшби У. Введение в кибернетику — М., ИЛ, 1959,432 стр.
- Рубин Ю.Б. Портфель конкуренции и управление финансами: книга конкурента — М., Финансы и статистика, 1996, 458 стр.
- Рубин Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы — М., Знание, 1990, 246 стр.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем /Пер. с англ. — М., Радио и связь, 1991, 224 стр.
- Сапиро Е.С. Экономический анализ качества продукции — М., Экономика, 1988.
- Стандартизация и управление качеством продукции в легкой промышленности //Учебник для ВУЗов /Под ред. М. И. Круглова, Н. Ю. Кругловой, A.M. Талаевой, Г. Н. Лебедевой — М., Легкопромбытиздат, 1991.
- Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика1. М., Прогресс, 1989.
- Тарасевич В.М. Математические методы и модели в плановом ценообразовании — М., Экономика, 1982.
- Тарасевич В.М. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании /Учебник, ч. 1−2 — Л., Издательство ЛФЭИ, 1991.
- Тарасевич В.М., Ведерникова Н. М. Методы экспертных оценок, их приложение к ценообразованию /Учебное пособие — Л., Издательство ЛФЭИ, 1989.
- Тихонов P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции
- М., Издательство стандартов, 1985, стр. 8−12.
- Третьяк О.А. Маркетинг взаимодействия производства, торговли и потребления — Санкт-Петербург, Университет, 1992.
- Уотермен Р. Фактор Обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании ~М., Прогресс, 1988.
- Фейгенбаум А. Контроль продукции / Пер. с англ. — М., Экономика, 1986, 471 стр.
- Форрестер Д. Динамика развития города — М., Прогресс, 1974, 287 стр.
- Фостер П. Обновление производства: Атакующие выигрывают — М., Прогресс, 1987.
- Фостер П. Цена и качество — М., Прогресс, 1974.
- Френкель А. Прогноз основных показаний социально-экономического развития России на 1997 год — «Вопросы статистики», 1997, № 1, стр. 44−50.
- Хейне П. Экономический образ мышления — М&bdquo- Дело&Са1а11аху, 1993.
- Хруцкий В.Е. Основы современного маркетинга — М., Финансы и статистика, 1991, 256 стр.
- Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга — М., Филинъ, 1997.
- Цветкова А.А., Гаврилова Н. С. Характерные особенности развития рынка товаров легкой промышленности — «Текстильная промышленность», № 12, 1995, стр. 10.
- Ценообразование и рынок /Под ред. Пунина Е. И., Рычкова С. Б. — М., 1994.
- Цены и экономика капитализма /Общ. ред. и предисловие д.э.н. Пунина Е. И., к.э.н. Рычкова С. Б. — М., Прогресс, 1989.
- Черчмен У., Акофф Р., Аронф JI. Введение в исследование операций — М., Наука, 1968, 486 стр.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия — М., ИНФА-М, 1996.
- Шонбергер Р. Японские методы управления производством — М., Экономика, 1988,251 стр.
- Шумаев О. Тенденции развития товарных рынков — «Риск», 1996, № 10−12, стр. 52.
- Где Вы обычно покупаете плащиа) в фирменном магазинеб) в универмагев) в мелких магазинахг) в киоскахд) на рынкее) прочее
- Покупали ли Вы раньше одеждув фирменных магазинах ЗАО" Большевичка"а) даб) нет
- Покупали ли Вы раньше продукцию АО «Маяк"а) даб) нет
- Продукцию каких отечественных производителей Вы предпочитаетеа) Первомайская Заряб) Большевичкав) Маякг) самопошивд) другое
- Продукцию каких производителей Вы предпочитаетеа) отечественныхб) зарубежныхв) все равно
- Плащи каки зарубежных стран-производителей Вы приобреталиа) Китайб) Турцияв) Италияг) Германияд) Голландияе) Финляндияж) Англияз) Прочее
- Какую сумму Вы планируете потратить на изделие, руб. а) до 500б)500−1000в) 100−1500г) свыше 1500
- Какому тону Вы отдаете предпочтениеа) темныйб) светлыйв) не определился в выборе
- Какой цвет Вы предпочитаетеа) белыйб) черныйв) серыйг) бежевыйд) красныйе) зеленыйж) синийз) другие
- Какому стилю Вы отдаете предпочтениеа) классическийб) романтическийв) спортивныйг) фольклорныйд) оригинальный
- Проранжируйте основные свойства плащей по степени важности для Васа) фасонб) соответствие фигурев) качество тканиг) качество пошивад) формоустойчивостье) отделкаж) фурнитураз) расцветка ткании) ценак) соответствие моде л) престиж фирмы м) упаковка