Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительная характеристика методов оценки состояния здоровья детей и критериев эффективности оздоровительных мероприятий в загородном детском лагере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функциональное состояние кардиореспираторной системы большинства современных школьников следует признать неудовлетворительным: 81,6% обследованных имеют исходные показатели ЖЕЛ ниже нормы, каждый 5 ребенок (20,8%>) не выполняет нормативы пробы Генча, 24,8%) имеют низкие значения жизненного индекса, у 7,2% выявляется артериальная ги-пертензия и у 25,6%о — артериальная гипотепзия, 76,0% детей имеют… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений и условных обозначений

Глава 1. Оздоровление детей в загородных оздоровительных учреждениях, как один из факторов, влияющих на состояние их здоровья (обзор литературы)

1.1. Состояние здоровья детей и подростков. Роль факторов школьной среды в формировании здоровья учащихся

1.2. Методы и критерии оценки здоровья учащихся

1.3. Организованные формы отдыха, как одна из возможностей улучшения здоровья школьников

1.4. Способы оценки эффективности оздоровительных мероприя

Глава 2. Организация, объем и методы исследования

2.1. Характеристика состояния здоровья учащихся образовательных школ Ярославской области и методов их оздоровления

2.2. Характеристика базы исследования

2.3. Комплексная оценка состояния здоровья детей

2.4. Исследование соматометрических и физиометрических показателей здоровья детей в динамике за время их пребывания в детском оздоровительном лагере

2.5. Оценка функционального состояния организма. методом электропунктурной диагностики по Накатани

2.6. Исследование отдалённых результатов оздоровления детей в детском оздоровительном лагере

2.7. Статистические методы исследования

Глава 3. Общая характеристика состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ Ярославской области и методов их оздоровле

3.1. Состояние здоровья детей и подростков Ярославля

3.2. Характеристика летних детских оздоровительных учреждений в Ярославской области

3.3 Эффективность оздоровления детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления Ярославской области по данным 2009 года)

Глава 4. Динамика соматометрических и физиометрических показателей здоровья детей за время пребывания в детском оздоровительном лагере

4.1. Общая характеристика состояния здоровья обследованных детей

4.2. Характеристика и динамика показателей физического разви

4.3. Характеристика и динамика функциональных показателей кардиореспираторной системы в летнем оздоровительном лагере

4.4, Оценка адаптационного потенциала

Глава 5. Применение метода электропунктурной диагностики по Накатани для скрининга и мониторинга функционального состояния школьников

Глава 6. Здоровье школьников в зависимости от характера летнего отдыха

Сравнительная характеристика методов оценки состояния здоровья детей и критериев эффективности оздоровительных мероприятий в загородном детском лагере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что за последние десятилетия стремительно ухудшается здоровье школьников. Отмечается значительный рост острой заболеваемости, функциональных нарушений и хронической патологии. Только 10% современных школьников могут считаться практически здоровыми, тогда как половина из них имеют морфофуикциональные отклонения, а 40% страдают разнообразной хронической патологией, при этом каждый второй имеет сочетание двух и более заболеваний. Распространенность болезней, ограничивающих выбор профессии, достигает среди подростков 30% [26, 66, 115, 129].

На формирование здоровья детей школьного возраста помимо медико-биологических, социальных и экономических факторов, большое влияние оказывает так называемая «школьная среда». Современные условия обучения и воспитания характеризуются интенсификацией учебного процесса, повышением объема учебных и статических нагрузок, что создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на свежем воздухе [51, 62, 63, 132]. Ухудшение здоровья школьников во многом связано, в том числе, с нерациональным использованием каникул для восстановления и укрепления здоровья ребенка.

Высокий уровень заболеваемости детей школьного возраста определяет необходимость проведения целенаправленных профилактических мероприятий на основе реализации приоритетного направления «Здоровье» с использованием различных форм круглогодичного оздоровления учащихся, в том числе, и в период летних каникул.

К наиболее распространенной и доступной форме укрепления здоровья школьников относится их организованный отдых в летних оздоровительных лагерях общего типа. Эти сезонные профилактические учреждения играют важную роль в сохранении здоровья детей, так как позволяют охватить оздоровительными мероприятиями больший контингент школьников в условиях привычной климатической зоны с использованием целебного влияния местных природных факторов. Летняя оздоровительная кампания позволяет восстановить адаптационные резервы организма, повысить его функциональные возможности [31,39,88,102]. Существенными преимуществами загородных лагерей является их доступность для детей из малообеспеченных социальных групп, возможность ежегодного оздоровления учащихся с начальными отклонениями в состоянии здоровья и факторами риска хронических заболеваний.

В летних лагерях осуществляется комплексный подход к реализации-оздоровительных мероприятий, предусматривающих тесное взаимодействие медицинского и педагогического персонала на основе единых принципов и методов оздоровления школьников. Важно, что организатором лечебно-оздоровительного процесса в летних оздоровительных лагерях общего типа является врач. Однако в литературе последних лет практически отсутствуют публикации, характеризующие организацию работы медицинского персонала загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей.

Ретроспективный анализ деятельности оздоровительных учреждений в России свидетельствует о том, что традиционные методы оздоровления в загородных стационарных учреждениях подобного типа не всегда позволяют добиться существенных успехов в повышении медицинской эффективности оздоровительных услуг [103].

Кроме того, несмотря на введение в действие СанПиН № 2.4.4. 1204−03 (2003г.), на территории Российской Федерации отсутствуют единые требования к оценке эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в летних загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей, что вызывает определенные трудности при анализе их деятельности.

Работы, посвященные оценке изменений со стороны функциональных параметров органов и систем организма, происходящих за время пребывания ребенка в детском оздоровительном учреждении, немногочисленны и представлены разноречивыми данными [11,85,104].

Между тем, оценка качества оздоровительной работы невозможна без разработки критериев эффективности оздоровления, которые должны быть унифицированными, простыми и пригодными для массового применения, индивидуальными для каждого ребенка, так и оздоровительной кампании в целом. Поэтому создание и апробация данных критериев является актуальной задачей.

В связи с этим, возникает необходимость, на основании анализа многолетнего опыта работы летних детских оздоровительных лагерей и данных собственных исследований в этой области, объективно оценить исходное состояние здоровья школьников, направляемых в летние оздоровительные учреждения общего типа, эффективность их оздоровления, а также информативность и практическую значимость самих критериев, используемых в настоящее время для оценки качества оздоровления детей в таких учреждениях.

Таким образом, совершенствование диагностики уровня здоровья детей, программ комплексной реабилитации, сроков оздоровительных мероприятий, оценки эффективности в условиях оздоровительного лагеря правомерно рассматривать как актуальную медико-социальную проблему.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучить диагностическую значимость различных методов оценки здоровья детей и эффективность оздоровительных мероприятий для медико-биологического обоснования и разработки организационно-методологических принципов проведения оздоровления в загородном детском лагере.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Исследовать динамику соматометрических и физиометрических показателей здоровья школьников в течение пребывания в загородном детском лагере и обосновать необходимость их использования при оценке эффективности оздоровления.

2. Выработать и апробировать критерии оценки эффективности оздоровительных мероприятий и установить их диагностическую значимость. С помощью разработанных критериев оценить эффективность оздоровительных мероприятий в загородном оздоровительном лагере.

3. Оценить диагностические возможности метода электропунктурной диагностики по Накатани в версии программно-аппаратного комплекса «Диа-комс» для скрининговой оценки оздоровительных мероприятий в загородном детском оздоровительном лагере.

4. Провести сравнительный анализ катамнезе показателей здоровья детей, отдыхающих летом в загородном лагере и проводящих лето в городе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Впервые для построения системы оздоровления в условиях загородного лагеря постулированы организационно-методологические принципы. Дана оценка эффективности оздоровления по предложенной системе, позволившая объективизировать критерии улучшения статусных показателей здоровья. Установлена информативная значимость показателей, характеризующих функциональные и адаптационные способности ребенка за время пребывания в оздоровительном лагере. Доказана возможность повышения функциональных возможностей организма под влиянием рациональной системы физического воспитания.

Предложена система методических рекомендаций по проведению анализа оздоровительных мероприятий, которые позволяют оптимальным образом, с учетом прогнозирования их развития и оценки факторов риска, планировать оздоровительные программы.

Впервые показана высокая диагностическая эффективность метода электропунктурной диагностики по Накатани в версии программно-аппаратного комплекса «Диакомс» для контроля физиологического состояния здоровья детей в процессе их оздоровления в летнем загородном лагере.

Впервые проведена комплексная оценка эффективности оздоровительных мероприятий в детском летнем оздоровительном лагере в катамнезе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Разработан комплекс наиболее достоверных критериев оценки здоровья и эффективности оздоровления школьников в летнем оздоровительном лагере из числа общепринятых соматометрических показателей, физиометриче-ских параметров кардио-респираторной системы и адаптационных возможностей организма школьника, что позволит совершенствовать и унифицировать трудоемкий процесс экспертной оценки функционального состояния организма детей за время пребывания в детском оздоровительном лагере и оптимизировать технологию спортивно-оздоровительной деятельности учреждения в целом.

Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать к использованию программно-аппаратный комплекс «Диакомс» в оздоровительном лагере в целях оценки состояния здоровья детей за время пребывания в лагере.

Разработанные рекомендации по проведению мероприятий массового оздоровления могут быть использованы в оздоровительном лагере, санаторно-курортном учреждении для совершенствования системы управления и создания условий массового спортивно-оздоровительного движения.

Выводы.

1. Данные первичного обследования детей в загородном летнем оздоровительном лагере «Березка» в целом подтверждают неудовлетворительное состояние здоровья современных школьников. Большинство отдыхающих (69,6%) составили дети 1-ой и 2-ой групп здоровья. Но около 1/3 детей (30,4%) имели 3-ю группу здоровья. Отклонения в физическом развитии у 41,6% школьников, при этом, дефицит массы по отношению к росту имели 18,4% и избыток массы 20% детей.

2. Функциональное состояние кардиореспираторной системы большинства современных школьников следует признать неудовлетворительным: 81,6% обследованных имеют исходные показатели ЖЕЛ ниже нормы, каждый 5 ребенок (20,8%>) не выполняет нормативы пробы Генча, 24,8%) имеют низкие значения жизненного индекса, у 7,2% выявляется артериальная ги-пертензия и у 25,6%о — артериальная гипотепзия, 76,0% детей имеют показатель коэффициента выносливости выше должных значений, что указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы. У 80% детей по данным вегетативного индекса Кердо о тмечалась в той или иной степени выраженная симпатикотония.

3. За время пребывания в лагере наблюдается улучшение состояния здоровья детей по всем функциональным показателям, что свидетельствует о благоприятном влиянии пребывания в данных учреждениях на организм детей. Выраженный оздоровительный эффект отмечен у 128 из обследованных детей (51,2%), удовлетворительный оздоровительный эффект — у 43 (17,2%>) и отсутствие оздоровительного эффекта без отрицательной динамики зарегистрировано у 79 человек (31,6%).

4. Наиболее выраженным и стабильным является улучшение показателя кистевой динамометрии и показателей, характеризующих функциональное состояние дыхательной системы (ЖЕЛ увеличилась у 54% детей, результаты пробы Генча у 49,6%), что свидетельствует о благоприятном воздействии двигательной нагрузки аэробной направленности. Показатели сердечно-сосудистой системы имели менее выраженную положительную динамику, для их восстановления, на наш взгляд, требуется больший временной интервал.

5. Оценка функциональных резервов организма детей, отдыхавших летом в загородном лагере, в отдаленном катамнезе выявила достоверно более высокие показатели кистевой динамометрии, устойчивости к гипоксии и коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы по сравнению с детьми, находившимися летом в городе. Именно эти качества, приобретенные в загородном оздоровительном лагере, имеют более длительную «выживаемость».

6. Метод электропунктурной диагностики по Накатани в версии программно-аппаратного комплекса «Диакомс» выявляет положительную динамику показателей элекропроводности за время отдыха по всем меридианам. Наиболее выраженные изменения регистрируются со стороны меридианов сердца, сосудов, толстого кишечника, легких, мочевого пузыря, желчного пузыря — эти меридианы предлагается использовать в качестве маркеров эффективности оздоровительных мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Врачам детских поликлиник при направлении детей в оздоровительный лагерь дополнять учетную форму Ф.№ 079/у «Медицинская справка на школьника, отъезжающего в пионерский лагерь» сведениями полиса обязательного медицинского страхования, данными комплексной оценки состояния здоровья с формулировкой всех диагнозов с указанием степени функциональной недостаточности пораженных органов и систем, датой последнего острого заболевания или обострения хронического. Контролировать возврат в поликлинику данного документа для соблюдения преемственности в организации профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий в отношении детей с низкими показателями здоровья в течение учебного года — («дети группы внимания»).

2. При оценке состояния здоровья детей в динамике их пребывания в загородном летнем оздоровительном лагере использовать комплекс сомато-метрических параметров (масса, рост, динамометрия) и физиометриче-ских показателей функционального состояния кардиореспираторной системы, наиболее информативными из которых являются: жизненная емкость легких, проба на устойчивость к гипоксии (проба Генча), коэффициент выносливости.

3. Для скрининговой оценки физиологического состояния детей в процессе оздоровительных мероприятий рекомендуется использование метода электропунктурной диагностики по Накатани в версии программноаппаратного комплекса «Диакомс».

4. Для оценки оздоровительных мероприятий в загородных оздоровительных учреждениях общего типа использовать коэффициент эффективности оздоровления:

КЭС)=0,21 * АГенча+0,187* АДинамометрии+0,156* ДМассы-0,187*ДЧСС.

0,27*ДКВ.

КЭО (мальчики)=-0,59*ДКВ+0,219*ДДинамомегрии-0,223*ДСАД+0,23*.

ДДАД+0,14*ДГенча+0,137*ДМассы.

КЭО (девочки)=+0,49*ДЖЕЛ+0,277*ДГепча+0,202*ДДинамометрии-0,317* *ДЧСС+0,203*ДСАД-0,2* ДДАД+0,122* ДМассы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Маткивский РА., РазживинаГ.Н., Усанова Е.П.
  2. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья //Педиатрия.- 1996. № 3. — С. 102−103
  3. Н.И. Влияние химического загрязнения окружающей среды на состояние здоровья детей. Автореф. дисе. докт.мед.наук. -Перьмь, 1996.- 33с.
  4. C.B. Современное состояние экологии детства и возможность устойчивого развития российского общества // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 3. — С.8- 11
  5. A.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия.- 2002. -№ 6.- С.37−41
  6. H.A., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников //Вестник РАМН.- 1993.- № 5 .г С. 19−24,
  7. A.A. Гигиеническое обоснование экспресс-метода электропунктурной диагностики функционального состояния юных спортсменов // НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков МЗ СССР- М.- 1989, с225
  8. П.К. Очерки физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 447с.
  9. И.А. Морфофункциоиальные эффекты закаливания детей 5−7 лет: Автореф. дисс. канд.биол.наук. -М., 2002.—172с.
  10. ГЛ. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. 2002.- № 3. — С.27−31,.
  11. ГЛ. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // В книге Валеология диагностика, средства ипрактика обеспечения здоровья.- СПБ.: Наука, 1993,-С.49−59
  12. Е.В., Мустафина И. З., Звездина И. В., Кучма В. Р., Пивоваров В. В., Панкова Н. Б. Комплексная оценка адаптации детей к условиям летнего отдыха //Российский педиатрический журнал,-2004.-№ 5.- С.28−32
  13. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 259с.
  14. P.M., Барсенева А. П., Вакулин В. К. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации.- 1987,-№ 8.- С.6−10.
  15. Баранов А. А, Щеплягина JI.A. Физиология роста и развития детей и подростков. М: Медицина, 2000. — С.515−544.
  16. A.A., Щеплягина Л. А. Здоровье детей на пороге 21 века: пути решения проблемы // Педиатрия.- 2001.- Т.8. № 18.-С.737−740
  17. Баранов А. А, Щеплягина Л. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал.-2000. -№ 5.-С.5−12
  18. A.A., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал.- 2005. № 2. — С.4−8.
  19. НА., Кубергер Н. Б. Болезни сердца и сосудов у детей// Руководство для врачей в 2томах.- М.: Медицина, 1987.- ТЛ. С. 118−132.
  20. Л.М. Оздоровительная физкультура для всех. Пособие для врачей общей практики, специалистов спортивной медицины и лечебной физкультуры. Пермь, 1994.-92с.
  21. Е.С., Матвеева НА., Кузмичев Ю. Г. Тенденции физического развития современных школьников крупного промышленного города// Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы
  22. Конгресса педиатров России. Москва, 2003.-С.39.
  23. Е.А., Трофимова Н. В., Михайлов В. Е. К оценке здоровья // Здравоохранение Российской Федерации.-1990. № 11.- С. 18−20
  24. JI.A. Предпатологические состояния и патологические изменения при нерациональных занятиях спортом // Спортивная медицина/ Под ред. A.B. Чоковадзе, JIA. Бутченко. М.: Медицина, 1984 .- С.200−221.
  25. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / Под ред. A.M. Вейна. М, 2000
  26. Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно- психического здоровья детей и подростков // Педиатрия.-2004.-№ 1.-С.67−70
  27. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. М. -2000.- № 1.- С.5−9.
  28. Ю.Е. Экопатология детского возраста // Педиатрия.-1995.-№ 4.- С.26−33
  29. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья детей // Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии № 2.- М., 1994.- 84с.
  30. Т.Е. Прогнозирование состояния здоровья детей как основное направление деятельности восстановительной медицины // Теория и практика физической культуры.- 2004.- № 8.- С.43−44.
  31. Н.В. Современные подходы и принципы организациивосстановительного лечения в условиях санаторно-курортного комплекса на основе методов моделирования и прогнозирования. Автореф. дис. канд.мед.наук.- Воронеж, 2007.-225С.
  32. .З. Особенности организации и проведения отдыха детей и подростков в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания: Информационный бюллетень.- 2004.- № 3.- С.34−37
  33. .З. Оздоровление детей в загородных учреждениях отдыха // Российский педиатрический журнал.- 2009. № 2. — С.57−60
  34. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал.-1999. № 2. — С.6−13
  35. JT.H. Изучение диагностических возможностей программно-аппаратного комплекса «Диакомс» в оценке состояния здоровья школьников при проведении психокоррекционных мероприятий: Автореф. дисс. канд.мед.наук.- М., 2005.- 300с.
  36. О.Н., Соколюк A.A., Яковлева P.A. и др. Методы исследования, рекомендуемые для оценки эффективности оздоровления школьников в пионерских лагерях общего и санаторного типов: // Методические рекомендации МЗРСФСР. М., 1985
  37. СМ. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков/ СМ. Тромбах / Проблемы охраны здоровья детей дошкольного возраста: Тезисы докладов всесоюзной конференции/под ред. Т.Н. Сердюковской/ М., 1981. № 2-С.65−66
  38. СМ. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медици-наД988.- 78с.
  39. Н.Б. Рациональная интегративная модель комплексной реабилитации в условиях детского санатория реабилитационного центра. Автореф. дисс. канд.мед.наук. — Санкт-Петербург, 2009, — 304с.
  40. СВ., Аверьянова Н. И. Влияние отдыха в летнем детском оздоровительном лагере на организм ребенка // Вопросы современной педиатрии, — 2005.- Том 4, приложение С. 136
  41. СВ. Здоровье школьников, имеющих 2 группу здоровья и эффективность их летнего оздоровления. Автореф. дисс. канд.мед.наук.-Пермь, 2006.-275с.
  42. .И., Вавилова В. П., Коба В. И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохранения Российской Федерации. 1992. — № 9. — С. 17−19
  43. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -250с.
  44. В.И., Лукьянов A.B., Кудренко С. К. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. Ростов -на- Дону: «Феникс», 2007. -140с.
  45. Детские оздоровительные учреждения. Нормативно-правовые материалы /Под ред. Г. Т. Айдинова, Ростов — на -Дону: «Феникс».-2003. -352с.
  46. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева.-М.: Медицина, 1991.- 560с.
  47. A.B., Литвинова Е. В., Решетник Д. А. Реализация программно целевого подхода к оздоровлению подростков во Всероссийском детском центре «Орленок» // Российский педиатрический журнал. 2005 -№ 5. -С.43−45
  48. В.А. КеллерХ., Мураенко Е. М. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник.- М.: Медицина, 1997.-288с.
  49. Л.А., Руссова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Росийсский педиатрический журнал. -1999. № 2.- С.52−56
  50. И.В. Особенности течения адаптационных процессов у детей школьного возраста в зависимости от морфофункционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий Автореф. дисс. канд. биол.наук.- Ярославль, 2003.
  51. А.Г., Степанова М. И., Рапопорт И. К. Здоровье школьников и реформирование школьною образования // Российский педиатрический журнал, — 1999. № 5. — С. 14−18
  52. Использование компьютерного комплекса электропунктурной диагностики «Диакомс» для оценки и мониторинга психофизиологического состояния школьников в системе медико- психологического сопровождения образовательного процесса. Ярославль, 2005.- 100с.
  53. P.A. Школьная медицина. М.: Медицина, 1975. — С. 100
  54. Т.Э. Сердечно-сосудистая система // Спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. A.B. Чоговадзе, JIA. Бутченко. М.: Медицина, 1984.- С.81−84
  55. Г. Как правильно пользоваться статистикой/ Пер. с англ. Б. И. Клименко.—М. «Финансы и статистика», 1982.-293с.
  56. И.А. Особенности формирования здоровья и физическая подготовленность детей и подростков в период школьного обучения. Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Архангельск, 2008 257с.
  57. Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2004. № 5. — С.8−11
  58. Концепция деятельности и развития Городского центра психолого-медико- социального сопровождения г. Ярославля /Под ред. Ю. В. Гоголева. Ярославль, 2010.- 120с.
  59. Критерии оценки эффективности оздоровления детей в сезонных пионерских лагерях общего и санаторного типа: Методические рекомендации.- М., 1990.-21 с.
  60. С.А. Обоснование мер профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников 10−11 лет на этапе перехода к предметному обучению. Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Хабаровск, 2010. 336с.
  61. H.H., Степанова М. И. Гигиеническая характеристика современных форм обучения // Российский педиатрический журнал.- 2004 -№ 2 С.58−61
  62. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- М., 2000.-152с
  63. В.Р., Сухарева JI.M. Основные тенденции в динамике заболеваемости старшеклассников за последние пятнадцать лет //" Вопросы современной педиатрии".- 2005- том 4. -№ 1.- С.291
  64. В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современнойсистеме социально-гигиенического мониторинга // Гигиена и санитария. -2004. № 6. — С. 14−16
  65. В.Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста.- М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2004.-198 с.
  66. В.В. Метод электропунктурной диагностики по Накатани и компьютерный комплекс «ДиакомУчебно с»// методическое пособие. -М.,-РГМУ, — 2003г-С 100
  67. В.В., Свинцицкий И. В., Анухин Ю. М. Компьютерный комплекс экспресс- диагностики и мониторинга состояния здоровья «Диакомс -5.0″ Руководство пользователя//М.-1995, сЗОО.
  68. И. П. Оценка эффективности летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста // Гигиена и санитария
  69. С.Е., Кацова Г. Б. Физическая работоспособность как один из критериев морфофункциональной характеристики подростков // Педиатрия.- 1990.- № 3.- С61−63
  70. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 3. — С.49−53
  71. Е.В. Оздоровительные технологии в специализированном детском центре// Вопросы современной педиатрии.- 2005. том 4, приложение 1.- С.307
  72. Е.В. Оптимизация технологий медицинского обеспечения детей и подростков в период их организованного отдыха: Автореф. дисс. канд.мед.наук. М., 2006- 300с.
  73. Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии.- М.: Наука, 1986.-250с
  74. Е.В. Изучение диагностической эффективности метода электропунктурной диагностики по Накатани и компьютерного комплекса „Диакомс“ при артериальной гипертонии: Автореф. дисс.канд.мед.наук.- М., 2003. 180с.
  75. М.В. Система массового спортивного оздоровления и использования рекреационного потенциала горноклиматических курортов. Автореф.дисс.докт.биол.наук.- Москва, 2009.- 220с
  76. РА. Возрастно-половые особенности физического развития школьников на рубеже 20−21 века // Охрана здоровья детей и подростков: Лекции медицинских работников и педагогов.- М., 2000. -С.37−45
  77. Методические указания по оценке эффективности оздоровления детей в пионерских лагерях общего типа: приложение № 3 к приказу Министра 30 РСФСР № 171 от 21.03.1975 г.-М., 1975
  78. Методы исследования физического развития детей и подростков в по-пуляционном мониторинге: Руководство для врачей /Под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 1999. — 226с.
  79. Л.И. Мониторинг функциональных и адаптационных возможностей школьников и контроль эффективности здоровье укрепляющих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дисс. докт. мед. наук.- М., 2003, — 54с.
  80. Л.И., Черная Н. Л., Колбешина Е.И Методология мониторинга и укрепления здоровья школьников// Поколение 90-х. Здоровье: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ярославль, 2006. — С.98−101.
  81. Л.И., Черная Ii.Л., Шубина Е. В. Мониторинг состояния здоровья школьников на современном этапе \ Материалы X съезда медицинских и фармацевтических работников Ярославской области, часть 1, — Ярославль, 2003.- С. 335- 338.
  82. Г. М., Матвеева Г. В., Мельникова Т. В. Состояние детей школьного возраста. Исследования по программе ELSPAC. \ Поколение 90- х. Здоровье: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием. Ярославль, 2006.- С.6
  83. И.З. Гигиеническая оценка организации работы современных загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Автореф. дисс. канд.мед.наук.- М, 2006, — 189с
  84. И.З. Динамика функциональных возможностей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей // „Вопросы современной педиатрии“.-2006.- том5, — № 1.- С 758−759
  85. Г. Г., Баранов A.A., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно- методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М., 2004.- 154с.
  86. Г. Г., Баранов A.A., Кучма В. Р. Здоровые дети России в XXI веке /Под ред. A.A. Баранова и В. Р. Кучмы М.: Федеральный центр- — Госсанэпиднадзора Минздрава России.-2000.- 159с
  87. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений- Методические рекомендации/Под ред. В. И. Бондаря.- 2-е изд.- М., 1998.- 152 с.
  88. Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей: Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей/ Под. ред. СР. Коновой, В. И. Бондаря.- 2-е изд.- М., 1998.-208с.
  89. Организация работы по профилактике зависимостей в современной школе/ Методические рекомендации под редакцией Гоголева Ю.В.1. Ярославль, — 2009.- 68 с.
  90. B.B. Эффективность физического воспитания детей 8−10 лет при различном планировании педагогического процесса. Автореф. дис. канд.пед.наук.- ЧебоксарыДООО.- 190с
  91. А.Я., Сорокина A.B. К.П. Печруничева Особенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у школьников крупного промышленного центра.// Педиатрия. -2004.- № 4. с. 111−112
  92. Н.В., Нестеренко Е. И., Полунина В. В. Роль семьи в сохранении здоровья детей// Российский вестник гюринатологии и педиатрии.- 2004.-№ 4.- С.61−64
  93. Е.И., Грицинская B.JI. Показатели физической работоспособности детей с различными темпами биологического созревания// Педиатрия.-1999.-№ 5.- С.67−69
  94. П.К. Физическая работоспособность и некоторые особенности энергообеспечения юных спортсменов в зависимости от уровня массо -ростового соотношения // Педиатрия.- 2000.- № 6. -С.61−65
  95. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков.// разработанные экспертами всероссийского научного общества кардиологови ассоциации детских кардиологов России/М, — 1999.- 100с.
  96. Н.В., Рзянкина М. Ф. Летние каникулы резерв оздоровления школьников// Вопросы современной педиатрии, — 2005.- Том 4 приложение 1.- С.450
  97. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ.-М.: Медгиз, 1960.-254с
  98. Н.П., Володина Е. А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозоологических состояний// Гигиена и санитария.-2008.- № 1.-С.58−60
  99. H.H. Использование методов донозоологической диагностики в оценке уровня здоровья человека //Теория и практика физической культуры. 2002.-№ 9. с.8−11
  100. В.М. Физиология физического воспитания и спорта. М.:Владоспресс, 2002.- 607стр.
  101. Спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. A.B. Чого-вадзе, ЛА. Бутченко.- М.: Медицина, 1984.- 384с.
  102. Стандарты физического развития детей и подростков (по данным обследования детей и подростков г. Ярославля в 2006 го-ду)//Методические рекомендации для врачей педиатров.- Ярославль, 2006.- 96с.
  103. Р.И., Длусская И. Г., Цыганок Н. Ю., Ачилова Т. И. Новые принципы оценки функционального состояния организма при санаторно-курортном лечении//Вопросы курортологии, физиотерапии лечебной физкультуры.- 2004.- № 2. С.28−29
  104. СтуДеникин М. Я. Современные тенденции в состоянии здоровья детей // Педиатрия, — 1994.- Специальный выпуск.- С.15−18
  105. H.H. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз // Российский педиатрический журнал.-1999. № 2.-С.36−41.
  106. А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения Росси //Здоровые дети России в XXI веке /Под ред.А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 2000.- С.44−53
  107. А.Г., Михайлова С. А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и санитария.- 2004.- № 1.- С.47−51
  108. Сухарев А. Г Факторы риска формирования осанки школьников //Вопросы современной педиатрии.- 2005, — том 4, приложение I .С 662
  109. Д.М. Практическая акупунктура. М.: Медицина, 1997.- 227с.
  110. СБ., Хрущева СВ. Детская спортивная медицина./ Руководство для врачей/ Под ред. СБ. Тихвинского, С. В. Хрущева.-М.: Медицина, 1991.-560 с.
  111. СБ. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков: Автореф. дисс. докт.мед.наук.- Ленинград, 1972.- 338с
  112. В. А. Корнеев В.И., Куликов В. П. Безматерпых Л.Э. Инте-гративная оценка системы адаптации и имеющихся факторов риска как метод объективизации эффективности санаторно-курортного лечения //Вопросы курортологии .- 1997.-№ 2. С30−32.
  113. Е.А. Использование функциональных методов диагностики в выявлении региональных особенностей состояния здоровья детей:
  114. Автореф. дисс. канд .мед. наук.- С- Петербург, 2008. 300с
  115. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. -1996.- № 7. с 18−23
  116. Функциональные пробы в спортивной медицине. Яр ославль, 2006.-47с.
  117. М.М. Критерии оценки функционального состояния кардио-респираторной системы в определении здоровья ребенка: Автореф. дисс. докт.мед.наук. С. — Петербург, 2005- 336с.
  118. А.Г., Антропова М. Ф., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Медицина, 1990.- 250с.
  119. СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.- М: Медицина, 1980.- 223с.
  120. Черная H. JL, Мозжухина Л. И. Проблема организации качества медицинской помощи детям в детской поликлинике// Российский педиатрический журнал.-2002.-№ 6.- С51−54
  121. О.В., Царегородцев А. Д., Кобринский Б. А. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2004.- № 1.- с.56−60
  122. О.В., Лысиков И. В. О совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях // Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2008, — № 1. с.6−9
  123. Щеплягина Л А., Сухарева Л. М. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам //Российский педиатрический журнал. -1998.-№ 1.-С. 18−20
  124. Л.А. Факторы риска и формирования здоровья детей// Российский педиатрический журнал.-2002.- № 2.-С4−6
  125. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал.1998.- № 1.- C.9−11
  126. Abelin Th. Positive indicators in health promotion and protection |//Wld Hlth stat. Rep. 1989. Vol. 39. № 4 P 353−364
  127. American academy of pediatrics, committee on sports medicine and fitness, committee on school health. Physical fitness and activity in schools //Pediatrics. 2000. — Vol. 105.-№ 5.-P. 1156−1157
  128. Andersen L.B. Tracking of risk factors for coronary heart disease from adolescence to young adulthood with special emphasis on physical activity and fitness. A longitudinal study //Dan. Med. Bull. 1996. — Vol. 43. -№ 5. — P. 407−418.
  129. Berntson G.G., Bigger J.T., Eckberg DL et al. Heart rate variability: origins, methods and interpretative caveats.//Psychophysiology 1997- 34: 632−648
  130. Blair M Taking a population perspective on child health26 November 2005 BMJ (Medline) 129.
  131. Blumberg S.J., Halfon N., Olson L.M. The national survey of early childhood health//Pediatrics-2004.-Vol. 113.-№ 6.-P. 1899−1906.
  132. Bonny A.E., Britto M.T., Klostermann B.K. et al. School disconnectedness: identifying adolescents at risk //Pediatrics 2000. — Vol. 106. — № 5. — P. 1017−1021.
  133. Booth M.L., Okely O.D., Chey T., Bauman A. The reliability and validity of the physical activity guestions in the W1IO health behaviour in schoolchild-ren (HBSC) survey: a population study. /Br. J. Sports Med 2001 35 263 267
  134. Brill P.A., Macera C.A., Davis D.R. et al. Muscular strength and physical function //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. — № 2. — P. 412−416.
  135. Claytor R.P., Cox R.H., Howley E.T., Lawler K.A., Lawler J.E. Aerobic power and cardiovascular response to stress //J. Appl. Physiol. 1988. — Vol. 65.-№.3.-P. 1416−1423 '
  136. Frisk M. School achievement and school adaptation in children in relation to
  137. CNS development as assessed by a complex reaction time measured on school entry -a follow-up //Acta Paediatr. 1993. — Vol. 82. — № 9. — P. 777 782.
  138. Guerra S., Ribeiro J.C., Costa R. Relationship between cardiorespiratory fitness, body composition and blood pressure in school children //J. Sports. Med. Phys. Fitness. 2002. — Vol. 42. -№ 2. — P. 207−213.
  139. Janz K.F., Dawson J.D., Mahoney L.T. Tracking physical fitness and physical activity from childhood to adolescence: the muscatine study //Med. Sci. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. — № 7.-P. 1250−1257.
  140. Koomen H.M., Hoeksma J.B. Regulation of emotional security by children after entry to special and regular kindergarten classes //Psychol. Rep. -2003. Vol. 93. — № 3. — Pt. 2. — P. 1319−1334
  141. Philip Graham Mental health must be» centre stage" in child welfare on 26 November2005 BMJ (pubmed) 132
  142. Samet J.M. Risk assessment and child health //Pediatrics 2004. — Vol. 113. — № 4. — P. 952−956.
  143. Snyderman R., Williams R.S. Prospective medicine: the next health care transformation//Acad. Med.-2003.-Vol. 78.-№ 1 l.-P. 1079−1084.
  144. Twisk J.W., Kemper H.C., van Mechelen W. Tracking of activity and fitness and the relationship with cardiovascular disease risk factors //Med. Sci.
  145. Sports. Exerc. 2000. — Vol. 32. -№ 8.-P. 1455−1461. 154. Vlahov D., Galea S. Urbanization, urbanicity, and health //J. Urban. Health.-2002.-Vol. 79.-№ 4. P. 1−1°
Заполнить форму текущей работой