Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие медицинского страхования в России на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная в работе оценка характера изменений законодательства в сфере ОМС, касающихся деятельности медицинских страховщиков, привела к выводу о наличии предпосылок для повышения роли страховых медицинских организаций в функционировании реформированных региональных систем медицинского страхования по следующим направлениям: формирование конкурентной среды в сфере ОМС, усиление экономической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования
    • 1. 1. Экономическое содержание и принципы организации медицинского страхования
    • 1. 2. Роль социального и частного медицинского страхования в финансовом обеспечении расходов на здравоохранение
    • 1. 3. Организационно-правовые и финансовые основы функционирования региональных систем медицинского страхования в России
  • Глава 2. Состояние региональных систем медицинского страхования в современной России
    • 2. 1. Проблемы и тенденции развития медицинского страхования на региональном уровне
    • 2. 2. Оценка состояния и результатов реформирования системы обязательного медицинского страхования в регионах
    • 2. 3. Роль страховых медицинских организаций в системе социального медицинского страхования
  • Глава 3. Направления развития медицинского страхования на региональном уровне
    • 3. 1. Резервы повышения эффективности и укрепления финансовой устойчивости региональных систем социального медицинского страхования
    • 3. 2. Развитие конкурентной среды в сфере медицинского страхования
    • 3. 3. Перспективы и направления развития частного медицинского страхования

Развитие медицинского страхования в России на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Внедрение страховых принципов в организацию национальной системы здравоохранения в начале 90-х годов привело к созданию и функционированию в течение последующих 20 лет бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения и стало отправной точкой в формировании региональных систем обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС). По мере становления медицинского страхования постепенно усиливалась дифференциация уровня его развития в регионах под влиянием экономических, природных, демографических и других факторов.

Несмотря на довольно низкое значение норматива подушевого финансирования в системе ОМС, установленного в период 2009;2012 гг. на уровне около 4100 руб., дефицит финансирования территориальных программ ОМС имел место в 74 субъектах РФ, причем в 50 из них превышал 30%. В целом по России совокупный дефицит финансового обеспечения Территориальных программ госгарантий в 2010 г. достиг 337 млрд руб. Действовавшая территориальная модель финансирования ОМС привела, по сути, к дискриминации населения в получении качественного медицинского обслуживания в зависимости от места проживания. Функционирование системы добровольного медицинского страхования не изменило в корне сложившуюся ситуацию в связи с крайне неравномерным распространением в субъектах РФ вследствие низких доходов и невысокой страховой культуры большей части населения. В общем объеме страховых премий по ДМС, достигшем в 2011 году 97 млрд рублей, 70% пришлось на три региона (Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область).

В сложившихся условиях совершенствование организации медицинского страхования относится к числу особо актуальных проблем, требующих наиболее быстрого решения. В «Стратегии национальной безопасности РФ до.

2020 г." модернизация системы ОМС определена в качестве среднесрочной стратегической цели обеспечения национальных интересов и противодействия угрозам в сфере здравоохранения. С 2011 года национальная система ОМС вступила в фазу активного реформирования, предполагающего существенную перестройку ее организационного и финансового механизма. В каждом субъекте Российской Федерации началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения, направленных на подготовку к переходу на новую модель ОМС, который должен полностью завершиться к 2015 году. Законодательные новации в сфере ОМС постепенно претворяются в жизнь, неизбежно отражаясь на состоянии и тенденциях развития региональных систем обязательного и добровольного медицинского страхования.

Начавшаяся реформа актуализировала потребность в развитии теоретико-методологических основ и разработке практических рекомендаций, направленных на повышение устойчивости и эффективности функционирования медицинского страхования в регионах России. Многообразие имеющих место проблем организации обязательного и добровольного медицинского страхования, неоднозначность их практического решения, необходимость обобщения постоянно обогащающегося зарубежного и отечественного опыта, а также оценки законодательных новаций в данной сфере свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в разработку теории и методологии экономических исследований, посвященных вопросам реформирования и развития медицинского и социального страхования, внесли представители зарубежных экономических школ и направлений: А. Б. Аткинсон, Е. Д. Берковиц, У. Беверидж, Т. Катлер, К. Е. Кларк, Т. Г. Маршалл и другие.

Внедрение в России системы ОМС способствовало активизации научных исследований в области управления и финансирования здравоохранения. Этим вопросам посвящены труды В. Стародубова, В. Шевского, И. Шеймана, О. Щепина и ряда других авторов.

Исследованием вопросов формирования финансовых ресурсов здравоохранения на основе развития страховой медицины занимались Б. И. Бояринцев, В. И. Самаруха, A.M. Таранов, C.B. Шишкин. Значительный вклад в развитие теории и практики медицинского страхования внесли такие ученые, как, В. В. Дрошнев, Э. Т. Кагаловская, A.B. Решетников, В. И. Стародубов. Они уделили внимание современным проблемам развития медицинского страхования, формированию методологии оценки качества функционирования системы охраны здоровья населения.

Проблемы формирования рынка добровольного медицинского страхования нашли свое отражение в работах: Н. Б. Грищенко, Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной, Г. В. Черновой, Т. А. Федоровой, И. М. Шеймана и др.

Исследования вышеперечисленных и других авторов, заложили основу научных знаний, необходимых для развития теории и практики управления региональными, системами медицинского страхования. Однако многие аспекты функционирования обязательного и добровольного медицинского страхования в теоретическом и методологическом плане изучены еще недостаточно. Как показывает анализ научно-практической литературы, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования воздействия осуществляемых преобразований в сфере ОМС на состояние региональных систем медицинского страхования, еще не сформировано научное представление об обязательном и добровольном медицинском страховании как целостной, интегрированной, развивающейся системе.

Актуальность исследования характера и результатов преобразований в системе ОМС, а также поиска новых инструментов повышения эффективности и устойчивости региональных систем медицинского страхования обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении, что предопределило выбор цели и задач диссертационной работы.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Работа выполнена в рамках специальности: 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»: п. 6.1 «Современные тенденции организации и функционирования системы социального страхования и рынка страховых услуг», п. 6.3 «Государственное регулирование развития и эффективного функционирования обязательного и добровольного страхования», п. 6.4. «Резервы и механизмы повышения эффективности функционирования обязательного и добровольного медицинского страхования» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (по экономическим наукам).

Цель диссертационного исследования. Перед исследованием была поставлена цель развития теоретических основ, методологического и методического обеспечения авторского подхода к формированию эффективной интегрированной системы медицинского страхования на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— уточнить экономическое содержание и принципы организации медицинского страхования;

— определить преимущества и выявить роль медицинского страхования в финансировании расходов на здравоохранение в современных условиях;

— раскрыть организационно-правовые и финансовые основы функционирования региональных систем медицинского страхования;

— исследовать современное состояние, выявить проблемы и тенденции развития обязательного и добровольного медицинского страхования в регионах;

— дать оценку результатам и основным направлениям реформирования системы ОМС на региональном уровне;

— обосновать необходимость и механизмы повышения роли страховых медицинских организаций в системе медицинского страхования;

— выявить резервы и разработать механизмы повышения эффективности и финансовой устойчивости региональных систем обязательного медицинского страхования;

— разработать предложения по формированию конкурентной среды в сфере медицинского страхования;

— дать рекомендации по развитию добровольного медицинского страхования в регионах.

Предметом исследования в диссертационной работе являются финансовые отношения, возникающие между субъектами и участниками медицинского страхования.

Объект исследования — региональные системы медицинского страхования России, включая деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций.

Методологической основой исследования послужили диалектический метод и системно-функциональный подход, предполагающие изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, что позволило всесторонне исследовать региональные системы медицинского страхования, а также методологические положения бюджетного, налогового и страхового законодательства. В процессе работы использовались методы анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, обобщения, группировки и классификации, прогнозные расчеты, экономико-статистические методы.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам организации и развития медицинского страхования, а также вопросам финансового обеспечения системы здравоохранения в Российской Федерации в целом.

Информационной базой исследования выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства здравоохранения и социального развития, Федерального и территориальных фондов ОМС, данные отечественной страховой статистикиматериалы, опубликованные в средствах массовой информации, ресурсы компьютерной сети Интернет.

Научная новизна исследования в целом состоит в разработке эффективной интегрированной системы медицинского страхования на региональном уровне на основе развития теории социального страхования и финансов здравоохранения, разработки методологических принципов и методических подходов к организации и интеграции социального и частного медицинского страхования в регионах.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

— предложена трактовка медицинского страхования как системы экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу формирования страховщиком за счет взносов страхователей фонда денежных средств и его использования для оплаты медицинской помощи застрахованным в соответствии с условиями договора (программы) страхования;

— разработана классификация медицинского страхования, отличающаяся более полным составом и четкой формулировкой классификационных признаков;

— уточнены, дополнены и сгруппированы общие и специальные принципы медицинского страхования в разрезе социального и частного;

— доказано наличие общемировой тенденции территориального расширения и углубления страховых принципов финансирования здравоохранения, предопределяющей повышение роли медицинского страхования в финансовом обеспечении расходов на охрану здоровья;

— раскрыто содержание понятия «региональная система медицинского страхования» как функционирующей на территории субъекта РФ двухуровневой интегрированной системы, объединяющей страховщиков (включая организации, выполняющие полномочия или отдельные функции страховщика), обеспечивающих на основе действия страхового механизма оказание услуг социального и частного медицинского страхования в целях обеспечения гарантированной медицинской помощи застрахованным и охраны их здоровья;

— выявлены основные проблемы функционирования региональных систем медицинского страхования и дана их типология по уровню финансовой обеспеченности, прогрессивности используемых технологий, конкуренции и результативности;

— раскрыта многоаспектная связь развития региональных систем медицинского страхования с процессами реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) — определены факторы риска финансовой неустойчивости системы ОМС;

— выявлены, предпосылки повышения роли страховых медицинских организаций в функционировании региональных систем медицинского страхования (формирование конкурентной среды в сегменте ОМСусиление экономической мотивации страховых медицинских организаций к повышению результативности деятельностиусиление конкурентной позиции медицинских страховщиков в сегменте добровольного (частного) медицинского страхования);

— даны предложения по повышению эффективности и устойчивости финансовой системы ОМС на основе использования резервов роста платежей отдельных групп страхователей, рационализации страхового механизма, развития конкурентной среды деятельности страховых медицинских организаций- .

— разработана методика рейтинговой оценки деятельности страховых медицинских организаций, отличающаяся от аналогов набором показателей, которые позволяют обеспечить застрахованных лиц актуальной информацией для реализации права выбора медицинского страховщика;

— обоснована необходимость разработки региональных программ развития добровольного (частного) медицинского страхования и предложены подходы, включая финансовый инструментарий их формирования и реализации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретическую и методологическую базу формирования эффективных интегрированных систем медицинского страхования. Основные теоретические выводы диссертации, отражающие научную позицию автора, доведены до конкретных методических положений и практических предложений, имеющих важное народнохозяйственное значение — повышение финансовой устойчивости и эффективности функционирования региональных систем медицинского страхования в целях гарантированного финансирования расходов на здравоохранение и улучшения здоровья нации.

Разработанные в диссертации научные положения и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности Федерального и территориальных фондов ОМС, органами государственной власти в законотворчестве, внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, в аналитической работе цо совершенствованию организации обязательного медицинского страхования и стимулированию развития добровольного медицинского страхования в регионахстраховыми медицинскими организациями и универсальными страховыми компаниями при разработке программ комплексного медицинского страхования. Теоретические и методические аспекты исследования могут также найти применение в учебном процессе вузов при преподавании дисциплин «Финансы», «Страхование», «Основы социального страхования», «Медицинское страхование», «Внебюджетные фонды» .

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения диссертации обсуждены и получили апробацию в тезисах, статьях и выступлениях на научных конференциях, проходивших в городах Саратов (2010;2011 гг.) и Санкт-Петербург (2011 г.).

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в 9 публикациях автора общим объемом 3,9 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.

Предлагаемые автором отдельные практические рекомендации по совершенствованию организации ОМС в части формирования конкурентной среды и повышения результативности деятельности страховых медицинских организаций используются в деятельности Территориального фонда ОМС Саратовской области. Основные теоретические разработки используются в Саратовском государственном социально-экономическом университете при преподавании дисциплин «Финансы», «Страхование», «Основы социального страхования», «Внебюджетные фонды». Практическое использование результатов исследования подтверждено справками о внедрении.

Заключение

.

Результаты диссертационного исследования представлены в трех группах взаимосвязанных между собой научно-практических проблем.

Первая группа проблем, поднимаемых в диссертации, связана с уточнением, дополнением и сведением в единый комплекс теоретических и организационно-методологических основ функционирования и развития системы обязательного и добровольного медицинского страхования на региональном уровне. Для определения объекта исследования, в качестве которого обозначены региональные системы медицинского страхования, потребовалось сформулировать обобщающее определение медицинского страхования, охватывающее все его формы и разновидности, исключающее лишнюю детализацию и уточнение национальных особенностей организации. С данных позиций медицинское страхование определено в работе как система экономических (финансовых) отношений, складывающихся в процессе формирования страховщиком за счет взносов страхователей фонда денежных средств и его использования для оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным в соответствии с условиями договора (программы) страхования.

Исследование современного содержания медицинского страхования в условиях многообразия его видов и организационных форм потребовало их упорядочивания на основе классификации. Анализ имеющихся наработок по данному вопросу выявил ограниченность состава и нечеткость формулировок классификационных признаков в связи с чем в развитие теории медицинского страхования в диссертации уточнены и обобщены критерии классификации медицинского страхования. Авторская классификация, включающая 14 классификационных признаков, дополнена критериями: «форма страхового обеспечения», «территория страхового покрытия», «возможность возврата страховых взносов», «наличие накопительного элемента». В диссертации доказано приоритетное значение классификационного признака «форма организации медицинского страхования», прямо влияющего на цель, задачи и принципы функционирования медицинского страхования, что определило выбор данного критерия в качестве базового при проведении исследования. В качестве элё-ментов данного классификационного признака обосновано выделение социального и частного медицинского страхования. Такой подход в корне отличается от применяемого в России деления всей сферы медицинского страхования по форме проведения на обязательное и добровольное, но соответствует мировой практике, в частности, используется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Исследование методологических основ медицинского страхования подразумевает определение принципов его организации. На основе положений теории страхования, изучения зарубежного опыта и критического анализа имеющихся по данному вопросу разработок проведено уточнение, дополнение и группировка принципов медицинского страхования в разрезе социального и частного, предполагающая выделение: 1) базовых принципов- 2) принципов организации системы медицинского страхования- 3) принципов — целевых ориентиров.

В работе обосновано разграничение принципов солидарности и взаимности, отражающих финансовую основу формирования и использования страхового фонда и относящихся к базовым принципам социального и частного медицинского страхования соответственно. В качестве общего принципа — целевого ориентира социального и частного страхования предложен принцип синергии (синергического эффекта), означающий достижение максимальной эффективности функционирования медицинского страхования на основе интеграции социального и частного медицинского страхования в единую систему.

Для определения роли медицинского страхования как инструмента финансового обеспечения государственных и частных расходов на охрану здоровья исследован уровень распространения страховых механизмов в мировой практике финансирования здравоохранения. На основе анализа статистики ВОЗ доказано наличие общемировой тенденции территориального расширения и углубления использования страховых принципов как в системе государственных, так и частных расходов на здравоохранение. Выявлено, что через систему социального страхования финансируется около 40% государственных затрат на здравоохранение. За период 2000;2008 гг. наблюдался рост доли социального страхования в государственных расходах на здравоохранение в 40 странах и доли частного медицинского страхования в покрытии частных расходов на здравоохранение в 77 странах. В наибольшей степени страховые принципы в организации государственного финансирования здравоохранения используются в странах Европейского региона и западной части Тихого океана.

Сопоставление уровня и динамики государственных и совокупных расходов на здравоохранение в странах с бюджетной и страховой моделями в период 2000;2008 гг. позволило опровергнуть мнение о более высокой стоимости страховой модели для общества, приводимой в качестве ее основного недостатка. Более высокие административные издержки содержания страховой модели финансирования здравоохранения компенсируются более рациональным расходованием страховых ресурсов. Однако в России, несмотря на принятый государством курс на переход к страховой медицине, уровень использования данного инструмента находится на низком уровне: плотность медицинского страхования в 2,5 раза ниже среднемирового значениячерез страховые механизмы осуществляется не более 30% совокупных расходов на здравоохранение. Достаточно высокий удельный вес частного финансирования здравоохранения в России (36%) в условиях всеобщего социального медицинского страхования является тревожным сигналом, свидетельствующим о снижении доступности й качества медицинской помощи.

Дальнейшее уточнение содержания отношений и состава элементов, относящихся к сфере объекта диссертационного исследования, позволило сформулировать авторское определение региональной системы медицинского страхования как функционирующей на территории субъекта Российской Федерации двухуровневой интегрированной системы, объединяющей страховщиков (включая организации, выполняющие полномочия или отдельные функции страховщика), обеспечивающих на основе действия страхового механизма оказание услуг социального и частного медицинского страхования в целях обеспечения гарантированной медицинской помощи застрахованным и охраны их здоровья. В процессе характеристики организационно-правовых и финансовых основ функционирования региональных систем социального и частного медицинского страхования были выявлены их взаимосвязи, общие и отличительные элементы (методы и инструменты) страхового механизма.

Вторая группа проблем посвящена исследованию состояния и тенденций развития региональных систем медицинского страхования в современной России в условиях модернизации здравоохранения и реформирования системы ОМС. Проведенный в работе анализ позволил сделать вывод о крайне неравномерном развитии социального и частного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации в период до 2011 года. В настоящее время в России функционирует 84 региональных системы медицинского страхования, сильно отличающихся между собой уровнем финансовой обеспеченности, построением страхового механизма, состоянием конкурентной среды, степенью развития частного медицинского страхования и др. Несмотря на постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу ОМС, накопилось много проблем, решение которых сильно затянулось во времени: низкий объем и хронический дефицит финансирования, нарушение страховых принципов оценки риска и солидарностимедленные темпы внедрения прогрессивных технологий, недостаточный уровень финансового контроля в медицинских учрежденияхотсутствие условий для развития конкуренции.

Проведенная в работе оценка состояния частного медицинского страхования в регионах позволил выявить: неразвитый спрос со стороны физических лиц, территориальную неравномерность распространения и темпов роста, высокий уровень концентрации иубыточности страховых операций.

На основе сравнительного анализа и выделения критериев дифференциации в диссертации проведена типология региональных систем медицинского страхования (по уровню финансовой обеспеченностипрогрессивности используемых технологийрезультативностиконкуренцииуровню развития (показателям плотности и проникновения) частного медицинского страхования).

Исследование состояния и результатов реформирования национальной системы ОМС позволило выявить эффекты его влияния на состояние большей части региональных систем медицинского страхования, выражающиеся в повышении и выравнивании уровня финансового обеспечения, сглаживании региональных различий, росте эффективности размещения страховых ресурсов, повышении качества и доступности медицинской помощи, усилении конкурен ции, более полном соответствии страховым принципам, изменении характера спроса на частное медицинское страхование. Однако, несмотря на достигнутые и прогнозируемые положительные результаты реформы, в работе обоснован вывод о сохранении риска финансовой неустойчивости национальной системы обязательного (социального) медицинского страхования, обусловленном действием совокупности факторов.

Проведенная в работе оценка характера изменений законодательства в сфере ОМС, касающихся деятельности медицинских страховщиков, привела к выводу о наличии предпосылок для повышения роли страховых медицинских организаций в функционировании реформированных региональных систем медицинского страхования по следующим направлениям: формирование конкурентной среды в сфере ОМС, усиление экономической мотивации страховых медицинских организаций к повышению результативности деятельностиусиление конкурентной позиции медицинских страховщиков в сегменте ДМС. В диссертации обоснована необходимость одновременного осуществления медицинскими страховщиками операций обязательного (социального) и добровольного (частного) медицинского страхования, что позволит устранить противоречия в их деятельности, связанные, во-первых, с тем, что деятельность страховых медицинских организаций в системе ОМС не является страховой деятельностью, а во-вторых, с тем, что деятельность коммерческих СМО в системе ОМС является некоммерческой.

Третья группа проблем диссертационного исследования охватывает вопросы направлений и инструментов комплексного развития системы обязательного (социального) и добровольного (частного) медицинского страхования в регионах. В условиях осуществления перехода к полноценной страховой модели финансирования здравоохранения система ОМС должна обеспечить высококачественное и доступное медицинское обслуживание и стать фундаментом формирования и развития эффективных интегрированных систем медицинского страхования в субъектах РФ.

В свою очередь, стабильное, эффективное функционирование региональных систем обязательного медицинского страхования возможно только в условиях сбалансированности объемов предоставляемых гарантий и имеющихся финансовых ресурсов. В целях укрепления финансовой устойчивости региональных систем социального медицинского страхования в диссертации выявлены резервы роста доходов системы ОМС и разработана система мер, предполагающих увеличение платежей отдельных категорий страхователей и способствующих одновременно, как повышению финансовой обеспеченности региональных систем ОМС, так и более полной реализации страховых принципов, в частности предложены и обоснованы три альтернативных варианта корректировки порядка расчета страховых взносов на ОМС работающего населения на основе введения (вместо единого федерального) дифференцированных по регионам предельных размеров годовой заработной платы, облагаемой взносами на ОМС. Необходимость введения дифференциации обосновывается существенными расхождениями размера региональной средней заработной платы в России, а также различиями в уровне затрат на медицинское обслуживание населения, обусловленном территориальным расположением регионов.

В отношении такой категории страхователей, как индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы (члены) крестьянских фермерских хозяйств, обоснована необходимость перехода к расчету платежей на ОМС на основе показателя стоимости страхового года, рассчитанного исходя из норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС. Аналогичные предложения сделаны и в отношении платежей на ОМС неработающего населения, в связи с тем, что установленные действующим законодательством пропорции распределения затрат на медицинское обслуживание между страхователями работающего и неработающего населения нарушают границы принципа солидарности.

В целях развития конкуренции в диссертации разработана система мер, предполагающая стимулирование увеличения численности региональных медицинских страховщиков в тех субъектах РФ, где их действующий состав препятствует созданию конкурентных начал, дифференциацию норматива финансирования расходов на ведение дела страховых медицинских организаций в зависимости от степени охвата страхового поля, а также конкретизацию требований к составу и форме размещения публичной информации о деятельности страховых медицинских организаций.

На основе критического сравнительного анализа применяемых в регионах и разработанной Федеральным фондом ОМС методик рейтинговой оценки деятельности страховых медицинских организаций выявлены их недостатки и разработана авторская методика, основанная на расчете 16 показателей, отражающих качество выполнения обязанностей СМО перед застрахованными лицами в разрезе трех направлений деятельности (информационно-разъяснительной, экспертной, судебно-юридической). Использование данной методики и ежеквартальное представление результатов рейтингования региональных страховых медицинских организаций на сайте ТФОМС и стендах СМО в медицинских учреждениях обеспечит широкий доступ застрахованных лиц к актуальной, необходимой для принятия решения о выборе страховой медицинской организации информации и станет действенным фактором повышения мотивации к улучшению результатов деятельности медицинских страховщиков.

Перспективы развития частного медицинского страхования в регионах связаны с полной трансформацией сегмента ДМС из уровня дублирующего услуги системы социального медицинского страхования в уровень дополняющий. В диссертации обосновывается долгосрочная стратегия развития частного медицинского страхования, заключающаяся в его позиционировании и продвижении как классического страхового продукта, построенного на совмещении социального и частного медицинского страхования, ориентированного на массового потребителя, и нацеленного на достижении си-нергического эффекта функционирования двух уровней медицинского страхования. Реализация стратегии предполагается при активном участии региональных органов власти и территориальных фондов ОМС. В работе определен состав регионов, в первую очередь нуждающихся в разработке и реализации региональных программ, стимулирующих развитие ДМСопределены основные инструменты развития частного медицинского страхования на основе реализации региональных программ ДМС. По оценкам автора, положительным эффектом реализации региональных программ станет повышение качества и доступности гарантированной медицинской помощи в регионах, выравнивание расходов домохозяйств на охрану здоровья, повышение страховой культуры и, самое главное, улучшении здоровья населения.

Реализация всего комплекса предложений и методических разработок по формированию, укреплению и развитию интегрированных систем социального и частного медйцинского страхования в регионах будет способствовать более полной реализации преимуществ страховой модели финансирования государственных и частных затрат на здравоохранение и, тем самым, повышению эффективности функционирования региональных систем здравоохранения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. № 7. — 21 янв.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2012.
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5487−1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  4. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации федер. закон от 28 июня 1991 г. № 1499−1 (в редакции от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ). // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 27. — Ст. 920.
  5. О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 354-Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  6. Об исполнении бюджетедерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год федер. закон от 16 нояб. 2009 г. № 372-Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  7. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год федер. закон от 4 окт. 2010 г. № 256-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  8. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год федер. закон от 6 окт. 2011 г. № 269-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № Э26-ФЗ. [Электронный ресурс]. Электрон, дан. — М., 2010. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  10. Об организации страхового дела в Российской Федерации федер. закон от 27 нояб. 1992 г. № 4012−1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  11. О правилах обязательного медицинского страхования постановление Пр-ва РФ от 15 февр. 2011 г. № 74. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  12. О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год постановление Верх. Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543−1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  13. Программа модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011−2012 годы. URL: http: //mirLzdrav.saratov.gov.ni/modemcat/modernprogramm.doc
  14. Аналитическая справка шнтрольно-ревизионной деятельности территориальных фондов ОМС за 2010 год по форме отчетности № KP-ТФОМС. URL: http://www.sartfoms.ru/KRU/Analiz20 lOFFOMS. htm-
  15. Аналитическая справка о контрольно-ревизионной деятельности ТФОМС в сравнении с показатёлями по РФ (ПФО) за 2010 год. URL: http://www.sartfoms.ru/KRU
  16. В.В., Азаров A.B., Тэгай Н. Д., Турицын В. И. Обеспечение и защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / под ред. Таранова A.M. -M.: ФФОМС, 2001.
  17. М.В., Бальчевский В. В., Воробьев П. А. Основы стандартизации в здравоохранении. Учебное пособие, перераб. и допол.- Министерство здравоохранения РФ. М.: Нью ДИАМЕД, 2005.
  18. Е.С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития// Финансы и кредит, 2009. № 4. С. 73−76.
  19. Е.С. Этапы становления обязательного медицинского страхования в России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2009. № 8. С. 7−15.
  20. А.П. О совершенствовании системы обязательного медицинского страхования / А. П. Архипов // Финансы, 2009. № 9. С. 41−46.
  21. А.П., Гомелля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс: учебник/ под ред. Е. В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2007. 416 с.
  22. А.П., Резников A.A. Трансформация рынка обязательного медицинского страхования // Финансы, 2006. № 6. С. 46−50.
  23. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении/ под ред. В. П. Горегляда М.: ТЭОТАР- Медиа, 2006. 239 с.
  24. A.M. Добровольн (c)егдицинское страхование в России, состояние и пути развития // Сибирский медицинский журнал, 2008. № 2. С. 60−61.
  25. С.А. Анализ результативности внедрения одноканальной системы финансирования медицинских организаций (на примере Томской области) // Вестник ТГУ, 2011. № 2 (14). С. 170−174.
  26. С.А. Модернизация системы здравоохранения Томской области в ходе реализации регионального пилотного проекта. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/280/30/lang, ru/
  27. И. Н. Скляр Т.М. Роль страховых медицинских организаций в улучшении качества медицинского обслуживания и увеличении равенства доступа к услугам здравоохранения (на примере Санкт-Петербурга). URL: http://www.socpol.ru/grantprog/pdf/Baranov.pdf
  28. И., Скляр Т. Роль страховых медицинских организаций в реформировании системы здравоохранения Санкт-Петербурга // Экономика здравоохранения, 2003. № 5.
  29. Ю.В. Содержание и значение медицинского страхования // Страховое дело, 2006. № 7. С. 12−16.
  30. , Г. Е. Доступность медицинской помощи. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность/ Г. Е. Бесстремянная, C.B. Шишкин и др.- рук. авт. колл. JI.H. Овчарова/ Независимый институт социальной политики — М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  31. , А.Г. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. Доклад ГУ ВШЭ/ А. Г. Вишневский, Я. И. Кузьминов, В. И. Шевский и др. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
  32. Е.А. Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения //Социальные аспекты здоровья населения Электронный научный журнал. 2010. № 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/214/30/lang, ru/
  33. В.Г. Основы экономии страхования. М.: Анкил, 1993.
  34. M.B. Институгедицинского страхования в Российской Федерации как инструмент обеспечения национальных интересов. URL: http://www.irbis.kraslib.ru:8081/./cgiirbis64.exe
  35. А.И. Основы региональной политики в здравоохранении. Учебное пособие. М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001.
  36. Л.А. Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении. -М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.
  37. A.A. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского и социального страхования в России/ A.A. Гудков, Л. Д. Попович, C.B. Шишкин // Социальное обеспечение экономических реформ. — М.: ИЭПП. 2002. С. 98−190.
  38. Р.И. Фондодержание как возможный механизм управления в сфере здравоохранения Российской Федерации //Менеджер здравоохранения, 2007. № 3. С.33−35.
  39. Р.И. Структура себестоимости и состав затрат, включаемых в тарифы на медицинские услуги //Экономист лечебного учреждения, 2007. № 6. С. 47−58.
  40. Добровольное медицинское страхование в странах Европейского Союза / Элайас Моссиалос, Сара Томпсон- пер. с англ. Т. И. Есипова.- Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. Москва: Весь Мир, 2006.
  41. Доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году. URL: http://www.minzdravsoc.ru/health/guarantee/10
  42. Доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году. URL: http://www.minzdravsoc.rU/docs/mzsr/otchety/4
  43. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2010 г. Женева. ВОЗ, 2010. URL: http://www.who.int/whosis/whostat/RUWHS 10Full. pdf
  44. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. URL: www.fas.gov.ru/netcat.,/h04e658e793276232ec25d39aa9652431
  45. B.B. Обязательное медицинское страхование в России. М.: Анкил, 2006. 256 с.
  46. Европейская база данных. ЗДВ (HFJl>B). Европейское региональное фюро Всемирной организации здравоохранения. URL: http:// www.data.euro.who.int/
  47. В.Я., Набережная А. Т. Системы страхования здоровья в зарубежных странах // Наука и образование, 2007. № 3. С. 43−46.
  48. Е.В. Социальное страхование. М.: Экономисть, 2008. 288 с.
  49. С., Дубае Н. Оптимальная модель медицинского страхования для России //Атлас страхования, 2010. № 6. С. 34−40.
  50. Итоговая справка о состоянии защиты прав застрахованных в системе ОМС Самарской области в 2010 году. URL: http://www.samtfoms.ru/
  51. Э.Т. Добровольное медицинское страхование: формирование фондов для оплаты лечения. М.: Анкил, 2005. 48 с.
  52. В.Г. Финансово-организационный механизм солидарного медицинского страхования. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2007.
  53. В.Г. Комплексная макродинамическая модель добровольного медицинского страхования// Факторы устойчивого развития регионов России. Под общ ред. С. С. Чернова.- книга 3, — Новосибирск: ЦРНС- Изд-во «СИБПРИНТ», 2009.
  54. В.Г. Структурная модификация условий добровольного медицинского страхования // Финансы и кредит, 2009. № 21. С. 23−31.
  55. В.Г., Блохин А. Б., Брыксина Н. В. Добровольное медицинское страхование. Екатеринбург, AHO «Вестник Уральской медицинской академической науки», 2009.
  56. В.Г. Экономическая детерминированность добровольного медицинского страхования // Известия Уральского государственного экономического университета. -Екатеринбург: Изд. Урал. гос. экон. ун-та, 2009.-Вып. 1(23).
  57. В.Г., Казак А. Ю. Роль медицинского страхования в развитии социально ориентированного бизнеса. Екатеринбург, AHO «Вестник Уральской медицинской академической науки», 2006.
  58. В.Г., Князева Е. Г. Теоретические и финансово-организационные основы медицинского страхования // Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. экон. ун-та, 2006.-Вып.5(17).
  59. В.Г., Князева Е.Медицинское страхование в финансово -институциональной структуре национального хозяйства. Финансы, денежное обращение и кредит: науч. зап.- Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008.-Вып.21.
  60. Г. А. Деятельность системы ОМС в условиях современной системы финансирования // Экономика и практика обязательного медицинского страхования, 2005. № 1.С. 5−10.
  61. Н. Такие разные: ДМС и ОМС // Эксперт, 2007. № 42. http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/42/medicinskoe strahovanie/
  62. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект). URL: http://council.gov.ru/infsl/bulletin/item/218/
  63. Концепция создания конкурентной среды в сфере ОМС // Менеджер здравоохранения, 2005. № 4. С. 9−12.
  64. Коокуева В. В, Теоретические аспекты систем социального страхования //Современные исследования социальных проблем, 2010. № 4. С. 384−390.
  65. A.A. Страхование здоровья (опыт Великобритании) / A.A. Кудрявцев, Р. Г. Плам, Г. В. Чернова. М.: Анкил, 2003.
  66. Т.В. Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. URL: vestnik.mednet.ru/content/view/99/30/
  67. В.З. Риск-менеджмент медицинского страхования / В. З. Кучеренко // Экономика здравоохранения, 2008. № 1. С. 34−41.
  68. В.З., Антропов В. В. Системы финансирования здравоохранения в странах Европейского союза // Экономика здравоохранения, 2006. № 6. С. 5−14.
  69. Д., Гиуффрида А., Салахутдинова С. Комментарии специалистов Всемирного банка к докладу о результатах работы экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» (9 ноября 2011 г.). URL: strategy2020.rian.ru/load/366 215 601
  70. А. ДМС и забота о здоровье // Атлас страхования, 2007. № 6. С. 15−17.
  71. И.Л. О некоторых аспектах организации обязательного медицинского страхования за рубежом // Финансы, 2010. № 6. С. 47−52.
  72. Г. Я. Медицинскшрахование и платные услуги. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 160 с.
  73. С.А., Тимчинский Д. Л. Совершенствование механизмов оплаты стационарной помощи в системе добровольного медицинского страхования // Здравоохранение, 2009. № 5. С. 67−74.
  74. Н.С. Система медицинского страхования в Российской Федерации М.: Экономика, 2006.
  75. Н.В. Страховые медицинские организации как субъект квазирынка финансирования здравоохранения // Известия ВолгГТУ, 2006. № 6. С. 125−138.
  76. A.A., Таранов А. М., Чейда A.A. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994.312 с.
  77. Н.Ю. Общественная оценка деятельности страховых медицинских организаций в Республике Северная Осетия-Алания // Современные исследования социальных проблем, № 1 (05), 2011. С. 239−240.
  78. Ю.В., Сон И.М., Леонов С. А. Реформы системы здравоохранения. Предпосылки и основные принципы // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2008. № 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/
  79. Ю.В., Сон И.М., Данилова Н. В. Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинских услуг в здравоохранении // Менеджер здравоохранения, 2009. № 2. С.6−10.
  80. О. Страховщики озабочены качеством медицины // Атлас страхования, 2007. № 6. С. 12−14.
  81. А.Ф., Николаева М. М. Особенности взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования при предоставлении медицинской помощи в условиях различных способов ее оплаты // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2008, 3 (61). С. 111−114.
  82. М.М. Совершенствование деятельности страховщика на региональном рынке медицинских страховых услуг (на примере работы со специализированными стоматологиями) //Вестник ТГУ, 2010. № 2. С. 127−133.
  83. Обзор российского рынка платншедицинских услуг. URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2−12 672.html
  84. О.В. Комплекс мероприятий по переходу системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование //Менеджер здравоохранения, 2010. № 7. С. 26−33
  85. О.В. К обоснованию перехода системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование //Менеджер здравоохранения, 2010. № 6. С. 2024.
  86. О.В. Методы оплаты услуг поставщиков медицинской помощи за счет финансирования из государственных источников. Учебное пособие. М., 2008. 124 с.
  87. А.Е. Совершенствование взаимодействия производителя, покупателя и потребителя на рынке медицинских услуг // Вестник Чувашского университета, 2009. № 1. С.32−36.
  88. Т.Т., Савченко И. И. Система медицинского страхования России и ее проблемы // Вестник ТГЭУ, 2005. № 2. С. 22−30.
  89. С.С. Проблемы развития обязательного медицинского страхования// Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. № 5 (61). С. 12 — 16.
  90. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России. Общая характеристика. 2006 год. База данных. URL: http://www.socpol.ru/researchprojects/pdf/projl42006report.pdf
  91. Основные экономические показатели развития здравоохранения. URL: www.gks.ru/
  92. Основы страховой деятельности: Учебник/ отв. ред. проф. Т. А. Федорова. М.: Издательство БЕК, 2007. 768 с.
  93. Отчет о научно-исследовательской работе: Модернизация России: проблемы и пути их решения. Труды, вып. 5. URL: http://www.modern-rf.rU/netcatfiles/93/47/h
  94. И.Г. Оценка деятельности страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС /Финансы в условиях реформирования экономики региона. -Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005.
  95. Платежи на неработающее населенютанут едиными для всех регионов РФ. URL: http://www.insur-info.ru/press/69 910/
  96. М.Я., Арсланова Л. Д., Шилова С. П., Коршунова Г. Е. Совершенствование системы контроля качества медицинской помощи // Заместитель главного врача, 2007. № 2. С. 80−96.
  97. Е. Медицинское страхование в дореволюционной России и в первые годы советской власти // Врач, 2006. № 9. С. 42—43.
  98. Л.Д., Потапчик Е. Г., Сурков С. В., Шишкин С. В. Анализ возможностей создания системы добровольного медико-социального страхования. URL: http://www.iep.ru/files/text/usaid/analizvozm.pdf
  99. Показатели модернизации российского здравоохранения. URL: http://ria.ru/infografika/20 111 108/483683856.html
  100. Решение Коллегии Счетной палаты РФ от 4 сентября 2009 г. № 38К (675) «О заключении Счетной палаты РФ на отчет об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС за 2008 год». URL: www.ach.gov.ru/ru/bulletin/507/
  101. А.В., Алексеева В. М., Е.Б. Галкин и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательская группа „ГЭОТАР-Медиа“, 2007.
  102. А.В. Социология медицины. Руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 864 с.
  103. А.В. Формирование и эволюция системы обязательного медицинского страхования в России // Медицина труда и промышленная экология, 2005. № 9. С. 1−8.
  104. А.В., Ефименко С. А. Проведение медико-социологического мониторинга. М.: ГЭОТ АР -Медиа, 2007. 160 с.
  105. И.А., Шишкин С. В. Рекомендации по организации взаимодействия территориальных органов здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования. URL: http://zdravinform. mednet.ru/ dev/html/ rus/ documents
  106. В.Д. Основы социального страхования. М.: РАГС, 2007. 456 с.
  107. В.Д. Становление системюциального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения.// Российский экономический журнал, 2007. № 3. С. 86−90.
  108. В.Д. Эволюция форм социальной защиты в России // Страховое дело, 2005. № 1.С. 41−49.
  109. О. И. Медицинское страхование / О. И. Русакова, С. В. Шойко, Н. Н. Абашин и др. Иркутск, 2003.
  110. О.И. Модернизация системы ОМС в Байкальском регионе // Известия государственной экономической академии, 2010. № 6. С. 34−38.
  111. Рынок ДМС и рейтинг ЛПУ: качество диктует стоимость. URL: http://www.raexpert.ru/researches/insurance/dmsandlpu/
  112. С. Азбука страхования // Охрана труда и социальное страхование, 2005. № 5. С. 67−70.
  113. Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг. Вопросы теории и практики. Казань: Медицина, 2000. 256 с.
  114. H.A. Развитие системы обязательного медицинского страхования в регионе. Саранск, 2006.
  115. А. Обязательное медицинское страхование. Пути модернизации. URL: http://www.kreml.org
  116. В.Ю. Экономика здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2004. 648 с.
  117. И. Ф. Информированность населения о правах в области охраны здоровья / И. Ф. Серегина, A. JI. Линдебратен, Н. К. Гришина // Здравоохранение, 2009. № 11. С. 15−21.
  118. Т.А., Мишина О. С. Стратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2011. № 2. URL: http://vestiiik.mednet.ru/content/view/278/30/lang, ги/
  119. Система национальных счетов инструмент макроэкономического анализа: учеб. пособие /под ред. Ю. Н. Иванова. М.: Финстатинформ, 1996.
  120. Система ОМС в Российской Федерации электронный ресурс. Режим доступа: http://ffoms.ru
  121. A.A., Шевский В. И., Шейман И. М., Шишкин C.B. Реформа здравоохранения: трудный поиск решений. //Менеджер здравоохранения, 2004. № 11. С. 35.
  122. , A.A. Модернизация системы здравоохранения: поиск решений /A.A. Слепнев, В. И. Шевский, И. М. Шейман и др.// Менеджер здравоохранения, 2004. № 11. С.23−27.
  123. H.A. О некоторых теоретических и практических проблемах предоставления социально-страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию // Вестник Омского университета, 2009. № 2. С. 98−104.
  124. Социальное страхование: Учебник/ под ред. Кричевского. М.: „Дашков и К“, 2009.
  125. Социальная функция государства в условиях инновационного развития экономики России / под ред. Г. А. Ахинова, И. Н. Мысляевой. М.: МАКС Пресс, 2008.
  126. Ю.А., Дюжиков Е. Ф. Страхование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
  127. М. „Адвокат“ пациента государству не нужен // НЭП 08 Ежедневные экономические вести, Екатеринбург, 17.02. 2012.
  128. Стародубов В.И.-, Флек В. О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации. М.: Менеджер здравоохранения, 2007.
  129. A.A. Концепция развития здравоохранения: проблемы, недостатки и предложения по модернизации системы ОМС // Вестник Росздравнадзора, 2008. № 4. С. 20−25.
  130. Страхование / под ред. В. В. Шахова. М.: Анкил, 2002.
  131. Страхование / под ред. Т. А. Федоровой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2003.
  132. Страхование: экономика, организация, управление: учебник для вузов: в 2 т. / СПбГУ, экон. факультет- под ред. Г. В. Черновой-М.: „Экономика“, 2010. 671 с.
  133. Страховое дело. Учебник / под редроф. Л. И. Рейтмана. М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 1992.
  134. О.Б. Опыт работы страховых представителей в стационарных учреждениях здравоохранения // Экология человека, 2011. № 2. С. 23−27.
  135. О.Б. Информированность жителей Санкт-Петербурга о возможностях системы обязательного медицинского страхования // Экология человека, 2010. № 8. С. 45−50.
  136. A.M. Система ОМС: история и перспективы // Вестник государственного социального страхования, 2003. № 12. С. 20−28.
  137. A.B. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право, 2009. № 6. С. 13−19.
  138. Е. Проблемы здравоохранения в Европе // Современная Европа, 2005. № 3. С. 76−87.
  139. Теория и практика страхования. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003. 704 с.
  140. И.А. Специфика и особенности российской модели обязательного медицинского страхования URL: http://www.medgate.rU/article/99/l 17 707/
  141. С., Фубистер Т. К вопросу о финансовой устойчивости в системах здравоохранения. Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения. 2010 г. URL: http://w^w.euro.who.int/data/assets/pdffile/0019/76 042/
  142. A.A. Сравнительная классификация систем медицинского страхования: межстрановой аспект // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации, 2008. № 3. С. 23−28.
  143. Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. Учебник. М.: Дело, 2007. 500 с.
  144. Турицин В.И.' Права граждан системе обязательного медицинского страхования. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, 2006. № 3. С. 4−13.
  145. Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование „Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года“. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 594 с.
  146. Фейфер-Шишкина Р.Л. Организационно-экономические принципы функционирования рынка обязательного медицинского страхования. URL: http://www.tisbi.org/science/vestnik/2008/issue3/feyershish.html
  147. Финансово-креДитный энциклопедический словарь /под общ. ред А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 1165 с.
  148. В.О. Финансирование российского здравоохранения: проблемы и перспективы/ В. О. Флек. М., 2005.
  149. А.Ю., Дурнова A.A. Управление финансовыми потоками в отрасли здравоохранения // Финансовый менеджмент, 2010. № 1. С. 25−39.
  150. И.С., Жуков В. А. Организационные аспекты медицинской помощи. Перспективы развития добровольного медицинского страхования в Российской Федерации // Вестник МСИ, 2009. № 3−4. С. 7−10.
  151. И.С., Говоров A.M. Добровольное медицинское страхование в Российской Федерации: опыт развития и перспективы оказания качественных медицинских услуг // Вестник Росздравнадзора, 2010. № 1. С. 50−52.
  152. В.И. Системы фондодержания в здравоохранении: типология, содержание, условия реализации // Здравоохранение, 2008. № 4. С. 18−24.
  153. В.И., Шишкин С. В. Реформирование первичной медицинской помощи: препятствия и перспективы. М.: ИЭПП, 2006. 82 с.
  154. В.И., Шейман И.МЦишкин C.B. Модернизация российского здравоохранения: 2008−2020 гг. Концепция Государственного университета Высшей школы экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
  155. И.М. Соплатежи населения за медицинскую помощь: опыт республики Кыргызстан и его значение для российского здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2007. № 2. С.14−18.
  156. И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 320 с.
  157. И.М., Пономаренко A.A. Формирование объединенного рынка обязательного и добровольного медицинского страхования / Модернизация экономики и глобализациям 3 кн. Высшая школа экономики. Кн. 2.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
  158. Шейман И. М, Широких Г. Платные медицинские услуги или фиксированные соплатежи? // Здравоохранение, 2007. № 1. С.11−19.
  159. C.B. Выбор страховой модели финансирования и процесс практического внедрения обязательного медицинского страхования // Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. 415 с.
  160. C.B. Возможные сценарии эволюции системы медицинского страхования в контексте изменений социально-экономической ситуации в России. URL: http://www. zdravinform. ru/pub/EU.1997.C.67.R.doc.
  161. C.B. Пути реформирования систем социального и обязательного медицинского страхования. URL: http://www.iep.ru/files/persona/shishkin/hsi.pdf
  162. C.B. Стратегии трансформации государственных гарантий оказания бесплатно медицинской помощи. URL: http://www.iep.ru/files/persona/shishkin/
  163. C.B. Анализ перспектив развития частного финансирования здравоохранения. М.: ИЭПП, 2009. 112 с.
  164. C.B., Бестремянная Г. А. Организация финансирования и управления здравоохранением // Менеджмент в здравоохранении, 2007. № 1. С. 35−38.
  165. О.П., Стародубов В. И., Линденбратен А. Л., Галанова Г. И. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. М.: Медицина, 2002. 176 с.
  166. И.Б. Реализация прзвстрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования на региональном уровне // В мире научных открытий, 2010. № 4 (10). Ч. 14. С. 95−98.
  167. Экономика здравоохранения /под ред. Колосницыной М., Шеймана И., Шишкина С. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 480 с.
  168. Экономика здравоохранения /под ред. А. В. Решетникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
  169. А.В. ОМС новая модель, новые проблемы. URL: http://www.msur-info.ru/comments/768
  170. А.В. Настоящее и будущее системы обязательного медицинского страхования. URL: http://federalbook.ru/fi 1 es/'F SZ/soderghanie/Tom%2011/WZ11-Yurin.pdf
  171. Busse R., Saltman R., Dubois H. Organisation and financing of social health insurance systems: current status and recent policy developments // Social Healts Insurance Systems in Western Europe. Glasgow, 2004. — P.35
  172. Foubister Т., Thomson S., Mossialos E., McGuire A. Private Medical Insurance in the United Kingdom. World Health Organization 2006, on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, 99 c.
  173. Уровень развития региональных систем частного медицинскогострахования
  174. Региональная система и *> Объем Рост Плотность Уровеньчастного о рынка в рынка рынка ДМС в проникновениямедицинского -0 I 2011 г., млн в%к 2011 г. ДМС в 2010 г. страхования СО О руб. 2010 г. Руб/чел место % от место1. О. >» ВРП
  175. Москва 2 54 282 114 4153 1 0,57 1
  176. Санкт-Петербург 2 7178,4 116 1273 J 0,36 3
  177. Тюменская область 2 5903,8 105 2954 2 0,17 8
  178. Московская область 1 2294,5 128 252 17 0,1 14
  179. Свердловская область 2 2 145,3 114 438 9 0,18 7
  180. Республика Татарстан 2 1624,9 113 381 14 0,14 11
  181. Кемеровская область 2 1484,9 104 517 7 0,23 4
  182. Челябинская область j 1462,7 99 423 10 0,23 4
  183. Пермский край 2 1316 124 402 11 0,17 8
  184. Самарская область 2 1315,2 138 296 17 0,14 11
  185. Нижегород. область 2 1 217,4 92 399 13 0,2 5
  186. Ростовская область 3 1214,3 119 239 18 0,16 12
  187. Башкортостан 2 1060,1 117 223 21 0,12 12
  188. Краснодарский край 1 930,3 111 171 23 0,08 16
  189. Вологодская область 3 848,5 109 708 4 0,3 3
  190. Новосибирск, область 2 817,8 109 282 19 0,16 9
  191. Красноярский край 3 713,2 107 251 19 0,06 17
  192. Томская область 2 680,9 126 518 6 0,19 6
  193. Иркутская область 3 655,6 96 281 20 0,14 11
  194. Оренбургская область 3 604,3 96 308 16 0,14 11
  195. Саратовская область J 570,4 126 180 22 0,12 20
  196. Хабаровский край 4 537,9 103 401 12 0,15 10
  197. Астраханская область «i J 531,7 94 524 5 0,39 2
  198. Волгоградская облает 3 517,8 129 200 27
  199. Омская область 1 459,6 101 230 20 0,12 12
  200. Тульская область 2 449,2 114 289 18 0,17 8
  201. Ставропольский край J 430,8 132 148 33 0,1 14
  202. Республика Коми j 423,2 110 495 8 0,11 13
  203. Удмуртская Респуб. 3 409 125 269 21 0,12 12
  204. Ярославская область J 305,4 115 240 22 0,11 13
  205. Мурманская область 3 286,7 148 360 15 0,08 16
  206. Ленинградская облает 2 285,5 104 165 30 0,05 18
  207. Алтайский край 4 275 86 110 42 0,1 14
  208. Архангельская облает J 255,2 125 210 25 0,06 17
  209. Воронежская область 2 244 97 105 43 0,08 16
  210. Кировская область 4 219,9 122 158 32 0,11 13
  211. Приморский край «i j 217,5 86 111 41 0,05 18
  212. Респ. Саха (Якутия) 3 202,4 107 213 24 0,05 18
  213. ПродО/Нк'ЕНИе приложения I
  214. Ульяновская область 3 180,7 135 137 35 0,08 16
  215. Калининградская обл 3 169,6 111 180 28 0,08 16
  216. Тверская область 3 167,1 159 120 38 0,05 18
  217. Курская область 2 164,3 108 146 34 0,08 16
  218. Чувашская Республик 2 163,2 118 128 36 0,09 15
  219. Белгородская область 1 146,6 142 95 44 0,03 20
  220. Республика Карелия 4 138,1 114 214 23 0,09 15
  221. Рязанская область 3 134,7 121 117 39 0,06 17
  222. Новгородская область л 131,1 88 207 26 0,12 12
  223. Владимирская облает 1 129,1 133 90 46 0,04 19
  224. Калужская область 2 123 245 123 37 0,03 20
  225. Липецкая область 1 97,6 86 83 48 0,04 19
  226. Забайкальский край 3 96,5 98 86 47 0,06 17
  227. Республика Мордовия 2 95,5 146 114 40 0,06 17
  228. Смоленская область 3 89,1 127 91 45 0,05 18
  229. Сахалинская область 4 79,6 106 160 31 0,02 21
  230. Ивановская область 2 72,7 160 74 49 0,05 18
  231. Пензенская область ~> 54,4 96 39 56 0,04 19
  232. Брянская область 2 53,8 153 43 54 0,02 21
  233. Республика Хакасия 3 49,2 180 91 45 0,03 20
  234. Амурская область 4 39,5 123 48 53 0,02 21
  235. Республика Бурятия 1 39,5 88 41 55 0,03 20
  236. Республика Марий Эл 2 39,2 143 57 51 0,03 20
  237. Костромская область л 37,4 107 54 52 0,04 19
  238. Магаданская область 4 27,4 88 175 29 0,05 18
  239. Курганская область 4 26,8 129 28 58 0,02 21
  240. Республика Дагестан л 26 222 10 65 0,004 25
  241. Тамбовская область 22,8 77 21 62 0,02 21
  242. Камчатский край 4 22,3 181 69 50 0,01 22
  243. Орловская область 4 20,3 87 26 60 0,02 21
  244. Псковская область 3 17,5 88 25 61 0,02 21
  245. Северная Осетия Алания 3 22,2 182 31 57 0,02 21
  246. Республика Адыгея 2 8,1 162 18 63 0,01 22
  247. Республика Алтай 2 5,5 59 26 59 0,04 19
  248. Республика Тыва о з 2,5 250 8 66 0,003 26
  249. Еврейск.авт. область 4 2,4 14 64 0,007 24
  250. Карачаево-Черкесская Республика 4 1,4 88 Л 67 0,004 25
  251. Ингушетия 4 0,9 50 — 0,008 23
  252. Чукотский авт. округ 4 0,9 129 — 0,002 27
  253. Кабардино-Балкар.Р. з 0,9 120 — 0,001 28
  254. Республика Калмыкия 3 0,6 150 — 0,002 27
  255. Чеченская Республ. 4 — - - -
  256. Показатели деятельности страховых организаций лидеров ДМС, входящих в ТОР-10 в 2010—2011 гг.
  257. Согаз (Москва) 15 874 /18,5 17 797 /18,3 121 112 33,1 32,4 42 47 8 339 9345 96 95
  258. РОСНО (Москва) 6 902 / 8 7 194/7,4 137 104 33,5 33,8 73 71 1 346 1234 69 76
  259. З.ЖАСО (Москва) 6 148/7,2 6 754 / 7 107 110 62 64,5 92 91 449 567 86 85
  260. Ингосстрах (Москва) 5 254/6,1 6 124 / 6,3 96 117 12,8 11,6 77 76 1 051 1245 92 79
  261. Ресо-Гарантия (Москва) 4 898 / 5,7 5 357 / 5,5 148 109 13,7 11,9 84 81 294 361 64 65б. АльфаСтрахование (Москва) 3 853 / 4,5 5 553 / 5,7 124 144 18,8 19,6 28 29 2 485 2654 68 60
  262. Росгосстрах (Люберцы) 3 460/4 5 771/ 5,9 135 167 4,7 6,8 52 50 1 298 1542 65 55
  263. ВСК (Москва) 2 476/2,9 1796/1,9 168 -27 9,8 6,1 35 31 1 473 1678 64 99
  264. Группа Ренессанс Страхование (Москва) 2 378/2,8 2 418/2,5 131 102 20 16,9 82 82 107 102 60 57
  265. Ю.МАКС (Москва) 1 990 / 2,3 1 990/2,1 151 21 16,2 77 66 436 675 73 112
  266. Согласие (Москва) 1 769/2,1 3 350/3,5 346 189 11 13 57 65 567 971 47 79
  267. Капитал Страхование (Когалым) 1 710/2 1 617/1,7 109 -5 20 22,6 29 32 1160 1050 90 87
  268. Транснефть (Москва) 1 443 / 1,7 2 276 / 2,3 131 158 32 30,4 96 92 61 143 67 57
  269. Итого по ТСШ-10 53 233 /62 62 594 /64,5
  270. Индекс концентрации развитых региональных рынков ДМС в 2010 г.
  271. Номер страховщика по убыванию долей Москва Санкт-Петербург Тюменская обл. Свердловская обл. Кемеровская обл.
  272. Индекс концентрации региональных рынков ДМС в 2010 г.
  273. Номер страховщика по убыванию долей Астраханская обл. Волгоградская обл. Саратовская обл. Вологодская обл. Ульяновская область
  274. Рыночная доля, % ся, % Рыночная доля СЯ Рыночная доля ся Рыночн ая доля ел Рыночна я доля ся1 87,43 87,43 36,96 36,96 53,41 53,41 82,87 82,87 36,45 36,452 3,1 90,53 33,57 70,53 9,88 63,29 4,22 86,92 23,94 60,39
  275. Структура причин обоснованных жалоб, зарегистрированных в ТФОМС и СМО Самарской области в 2010 г.
  276. ТФОМС СМО всего. Самара -Мед МАК С-М АСКО-МЕД АСКО -ВАЗ Альян с-Мед Вита-Мед Ингосстрах
  277. Всего, 32 1 124 843 43 148 59 12 16 3
  278. Выбор ЛПУ в системе ОМС 1 41 34 1 1 — 51. Выбор врача 6 6 — - - - -
  279. Организация работы ЛПУ 4 391 360 о j 15 13 —
  280. Этика и деонтология 1 18 11 7 — - -кмп 1 34 9 8 11 6 —
  281. Лекаре, обеспечение 1 114 99 11 2 2 —
  282. Отказ в мед. помощи 20 308 215 1 60 13 10 7 2
  283. Взимание денег. 4 205 107 20 52 22 4
  284. Прочие причины 4 2 — - 1 — - 1
  285. Нарушения, выявленные при проведении МЭК в 2010 г.
  286. СМО Нарушения Фин. санкции, руб.абс. % на 1 000 абс. на 1 000
  287. MAKC-M 935 039 8,8 851,0 123 266 233,9 112 190,9
  288. Самара-Мед 233 208 2,4 205,2 115 429 399,0 101 560,9
  289. АСКОМЕД 219 000 7,9 403,6 41 967 969,1 77 358,5
  290. ACKO-BA3 110 551 7,5 316,8 61 169 955,0 175 283,1
  291. Альянс-Мед 5 905 2 96,2 1 803 777,0 29 379,9
  292. Вита-Мед 7 813 2,5 121,1 5 098 716,0 79 010,7
  293. Ингосстрах-М 2 881 5,3 220,2 970 111,5 74,161,9
  294. Итого 1 514 397 6 463,7 349 706 161,5 107 082,3
  295. Нарушения, выявленные при проведении МЭЭ в 2010 г.
  296. СМО Нарушения Фин. санкции, руб.абс. % на 1 000 абс. на 1 000
  297. MAKC-M 77 749 19,8 70,8 21 298 841,1 19 385,2
  298. Самара-Мед 114 976 51,7 101,2 34 092 085,0 29 996,0
  299. АСКОМЕД 23 246 13,9 42,8 10 579 282,0 19 500,5
  300. ACKO-BA3 22 347 68 64 8 179 975,6 23 439,8
  301. Альянс-Мед 1 716 7,7 27,9 235 728,0 3 839,5
  302. Вита-Мед 649 16 10,1 610 320,0 9 457,61. Ингосстрах-М 0 0 0 0 0
  303. Итого 240 683 28,5 80,6 74 996 232,7 22 964,3
  304. Нарушения, выявленные при проведении ЭКМП в 2010 г.
  305. СМО Нарушения Фин. санкции, руб.абс. % на 1 000 абс. на 1 000
  306. МАКС-М 6 151 63,9 5,6 7 001 358,8 6 372,3
  307. Самара-Мед 5 028 4 4,4 6 529 813,0 5 745,3
  308. АСКОМЕД 1 409 28,1 2,6 4 079 896,6 7 520,4
  309. АСКО-ВАЗ 3 095 63 8,9 4 814 385,9 13 795,7
  310. Альянс-Мед 259 29,5 4,2 236 753,0 3 856,2
  311. Вита-Мед 11 0,3 0,2 42 153,0 653,21. Ингосстрах-М 0 0 0 0 0
  312. Итого 15 953 10,8 4,9 22 704 360,3 6 952,2
  313. Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ)целевая медико-экономическая экспертизаплановая медико-экономическая экспертиза
  314. Выявление нарушений в 30% и более проведенных МЭЭ
  315. Рис. Основания и объемы проведения экспертиз
Заполнить форму текущей работой