Обоснование методики размещения лесосек и транспортного освоения лесов лесозаготовительного предприятия на базе геоинформационных систем
Создание лесной транспортной инфраструктуры в целом и строительство лесовозных дорог в частности является одной из самых серьезных проблем всего российского лесопромышленного комплекса. Отсутствие лесных дорог является одним из ограничений, сдерживающих рост лесной промышленности. Слабо развитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура сдерживает возможности более полного освоения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния научных разработок по транспортному освоению лесов и задачи исследования
- 1. 1. Общие положения
- 1. 2. Анализ требований отвода лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия
- 1. 3. Обзор методов организации транспортного освоения лесного фонда лесозаготовительного предприятия
- 1. 4. Планирование производственного процесса заготовки древесины на базе ГИС-технологий
- 1. 5. Постановка задач исследования
- Выводы 1 главы
- Глава 2. Теоретические предпосылки обоснования транспортного освоения лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия
- 2. 1. Математическая модель подбора лесосек и транспортного освоения арендных лесных участков
- 2. 2. Выбор и обоснование метода оптимизации
- 2. 3. Анализ факторов влияющих на стоимость лесосечно-транспортных процессов
- Выводы 2 главы
- Глава 3. Алгоритм размещения лесосек и транспортнго освоения лесного фонда методом динамического программирования
- 3. 1. Формулировка описательного алгоритма задачи рационального подбора и транспортного освоения лесосечного фонда
- 3. 2. Блок-схема алгоритма подбора лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия
- 3. 3. Блок-схема алгоритма определения оптимальной лесосеки на расчетный период
- 3. 4. Блок-схема алгоритма обеспечения сроков примыкания лесосек
- Выводы 3 главы
- Глава 4. Разработка методики и программного обеспечения организации транспортного освоения лесов и подбора лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия
- 4. 1. Обоснование выбора гис-системы для реализации разработанного алгоритма
- 4. 2. Описание методики и комплекса программ подбора лесосек и транспортного освоения лесов
- 4. 3. Порядок работы в программе «РТОЬ»
- Выводы 4 главы
- Глава 5. Экспериментальное исследование системы транспортного освоения лесов и подбора лесосечного 91 фонда лесозаготовительного предприятия
- 5. 1. Цели и задачи экспериментов на математической модели
- 5. 2. Методика выполнения вычислительного эксперимента
- 5. 3. Планирование и подготовка исходных данных для машинного эксперимента
- 5. 4. Проведение и анализ результатов эксперимента
- Выводы 5 главы
- Глава 6. Оценка эффективности методики организации транспортного освоения лесов и подбора лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия
- 6. 1. Сведения об объекте реализации разработанной системы
- 6. 2. Исходные данные для машинной обработки
- 6. 3. Результаты работы системы при решении задачи подбора лесосечного фонда и организации транспортного освоения лесных участков, арендуемых ЗАО «Комилесзаготпром»
- Выводы 6 главы
- Заключение и
- выводы 151 Библиографический
- список
- Приложения
Обоснование методики размещения лесосек и транспортного освоения лесов лесозаготовительного предприятия на базе геоинформационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
: Лесные ресурсы России являются важнейшей частью национального богатства и источником экономического развития. Россия обладает самыми богатыми лесными ресурсами в мире. Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Россия занимает ведущие позиции в мире по большинству показателей, характеризующих обеспеченность лесными ресурсами. Основными лесозаготовителями в лесах Российской Федерации являются предприятия лесопромышленного комплекса, на долю которых приходится 60% объемов лесозаготовок. Остальная часть заготовки древесины приходится на местные бюджетные и сельскохозяйственные организации, мелкие коммерческие структуры и население.
Ежегодно в нашей стране заготавливается только 15% от ежегодного прироста. Во многом это объясняется низкой транспортной доступностью лесных ресурсов. Промышленные леса всё дальше уходят от потребителя, существенно ухудшая лесозаготовительную инфраструктуру, лесовозные дороги строятся в минимальном количестве, растет расстояние вывозки, увеличивается расстояние трелёвки. Эффективность работы лесопромышленного комплекса, в целом, и лесозаготовительного предприятия в частности, зависит от рационального размещения путей транспорта и отводимых в рубку лесосек, качества строительства, содержания и ремонта лесовозных дорог, обоснованного выбора подвижного состава, системы управления вывозкой древесины [94].
Создание лесной транспортной инфраструктуры в целом и строительство лесовозных дорог в частности является одной из самых серьезных проблем всего российского лесопромышленного комплекса. Отсутствие лесных дорог является одним из ограничений, сдерживающих рост лесной промышленности. Слабо развитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов. Низкая транспортная доступность значительной части лесных ресурсов приводит к тому, что лесопользование сосредоточено на небольших участках в экономически доступных лесах, имеющих развитую транспортную сеть и запас коммерчески ценных пород. Основной объем вывозки древесины осуществляется по лесовозным автомобильным дорогам, получается, чем плотнее сеть дорог общего пользования, тем меньше надо строить лесовозных дорог, тем ниже транспортные расходы и себестоимость заготовленной древесины.
Территориальное размещение и климатические особенности лесных площадей нашей страны определяют сезонность лесосечно-транспортных процессов. Часть лесных площадей доступна только в зимнее время. Обоснование транспортного освоения с учетом сезонности лесосечно-транспортных работ является актуальным для эффективного планирования и организации лесозаготовительных работ, а также обоснования типа проектируемых дорог (зимние или круглогодовые) при их размещении. Для осуществления лесозаготовительной деятельности, предприятию необходимо разработать проект освоения лесов, в котором содержится информация о лесном фонде и транспортной инфраструктуре арендуемой территории. Проект освоения лесов должен содержать перечень лесотаксационных выделов по годам освоения. В настоящее время эта задача трудновыполнима, так не существует автоматизированной системы подбора оптимального лесосечного фонда на десятилетний период, а существующие методы подбора не учитывают все особенности лесосечно-транспортного процесса.
При подборе лесосечного фонда и транспортного освоения лесов необходим учет всего комплекса лесозаготовительных, лесохозяйственных, экологических и социально-экономических требований. Существующие методы подбора лесосечного фонда и размещения лесовозных автомобильных дорог при разработке проекта освоения лесов для заготовки древесины и формирование лесных деклараций выполняются вручную, основываясь на действующем законодательстве и опыте специалиста. Современное развитие компьютерных технологий представляет возможность, на базе геоинформационных систем и математико-картографическом моделировании, автоматизировать процесс подбора оптимального лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия.
Для решения задач такого рода применяется разработка экономико-математических моделей и их реализация на ЭВМ с учетом особенностей решаемых задач.
Лесозаготовительному предприятию, целесообразно планировать свою деятельность на значительный срок, максимально на 10 лет, на срок действия лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов для заготовки древесины. При разработке проектов освоения лесов осуществляется набор лесосек по годам освоения для заготовки древесины [83]. Проект освоения лесов должен содержать ведомость лесотаксационных выделов, в которых планируется заготовка древесины по годам, и информацию о дорогах (категория, расположение). Планирование лесозаготовительной деятельности на значительный период позволит прекратить хаотичное строительство лесных дорог и развивать их сеть с минимальными затратами для лесозаготовителя.
С учетом вышеизложенного, разработка методики и программного обеспечения на основе системного подхода, математического моделирования и оптимизации, позволяющей комплексно решать задачу рациональной организации подбора лесосечного фонда и транспортного освоения лесов лесозаготовительного предприятия с выбором лесосек на плановый период вплоть до 10 лет, является актуальной задачей.
Целью исследования является повышение эффективности транспортных процессов лесозаготовительного предприятия, путем создания методики рационального размещения лесосек и их транспортного освоения с учетом сезонного зонирования лесов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Разработана методика и математическая модель размещения лесосек, которая учитывает долгосрочные цели полного транспортного освоения и критериальные цели планируемого периода.
2. При подборе лесосек учитывается сезонный характер лесозаготовительного процесса и обеспечена взаимосвязь подбора лесосечного фонда и перспективных календарных планов ввода запроектированных генеральной схемой участков магистралей и веток.
3. Обеспечена возможность использования спутниковых навигационных систем для полевых работ отвода в рубку запланированных лесосек.
4. Разработан алгоритм и программный комплекс рационального размещения лесосек лесозаготовительного предприятия по сезонам освоения на основе геоинформационных систем.
5. Проведен машинный эксперимент с использованием программного комплекса с целью апробирования работоспособности и оценки эффективности его использования.
6. С помощью разработанного программного комплекса решена задача подбора лесосечного фонда и транспортного освоения лесов действующего лесозаготовительного предприятия и дана оценка ее эффективности.
Объектом исследования является исследования лесосечный фонд и транспортная сеть лесозаготовительного предприятия.
Предметом исследования: методика набора лесосек в рубку и календарная последовательность транспортного освоения лесов с учетом сезонного зонирования лесов на основе геоинформационных систем.
Методы исследования. Решение поставленных задач получено на основе системного подхода, метода динамического программирования, математико-картографического моделирования, геоанализа и вычислительного машинного эксперимента средствами геоинформационных систем. Для разработки программного комплекса системы и экспериментальных исследований использовались: геоинформационная система Mapinfo, язык программирования MapBasic, операционная система Windows ХР, пакет программ Microsoft Office. Научная новизна исследования. Научной новизной обладают:
1. Методика рационального размещения лесосек и транспортного освоения лесов с учетом сезонного зонирования на базе геоинформационных систем.
2. Математическая модель рационального размещения лесосек и их транспортного освоения по сезонам (лето, зима) на период до 10 лет.
3. Программный комплекс PTOL на базе геоинформационной системы Mapinfo, реализующий алгоритмы рационального подбора лесосек по сезонам освоения (лето, зима), с формированием календарной последовательности строительства дорог.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается: в разработке методики, математической модели, алгоритма и программного обеспечения рационального размещения лесосечного фонда с учетом сезонного зонирования лесов, на срок до 10 лет, на основе геоинформационных систем. Использование методики и разработанного программного комплекса снизит затраты на трелевку, вывозку древесины, строительство, содержание и ремонт дорог, что повысит рентабельность лесозаготовительного предприятия. Результаты исследований могут быть использованы лесозаготовительными предприятиями, научноисследовательскими, проектными, и учебными заведениями лесной отрасли при разработке проектов освоения лесов и формировании лесной декларации.
Научные положения, выносимые на защиту: методика рационального размещения лесосек и транспортного освоения лесов с учетом сезонного зонирования на основе геоинформационных систем;
— математическая модель рационального размещения летних и зимних лесосек и их транспортного освоения на период до 10 лет;
— разработанный алгоритм оптимизации подбора лесосек и их транспортного освоения на основе метода динамического программирования;
— программный комплекс РТОЬ на базе геоинформационной системы Мар1пй), реализующий алгоритмы рационального подбора лесосек по сезонам освоения (лето, зима), с формированием календарной последовательности строительства необходимых участков дорог.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили одобрения на заседаниях кафедры сухопутного транспорта леса СПбГЛТУ, научных конференциях профессорско-преподавательского состава СПбГЛТУ в 19 982 012гг.
Реализация результатов. Разработанная методика и программный комплекс был использован при подборе лесосечного фонда на 10 лет, с проектированием элементов технологических путей лесотранспорта в арендных лесах ЗАО «Комилесзаготпром», а так же при подборе лесосечного фонда и его транспортном освоении, в арендных лесах ООО «ВЦБК-Лес».
Полученные результаты используются в учебном процессе при курсовом и дипломном проектировании студентов СПбГЛТУ.
Публикации. По результатам научных исследований опубликованы 6 печатных работ, в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования Российской Федерации.
Свидетельства и патенты. Разработанный программный комплекс транспортного освоения лесов PTOL зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2 011 616 538 от 19 августа 2011 года.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения и выводов, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 188 страницах машинописного текста, включая иллюстративный материал и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И ВЫВОДЫ.
1. В результате анализа особенностей технологического процесса лесозаготовительного предприятия установлено, что для решения задачи размещения лесосек и транспортного освоения лесов необходимо применение комплексного логистического подхода основанного на математико-картографическом моделировании в ГИС-среде. Традиционный ручной подбор лесосечного фонда не обеспечивает долгосрочные цели полного транспортного освоения арендных лесов лесозаготовительного предприятия и приводит к хаотичному строительству лесовозных дорог. 2. Существующая практика разработки проектов освоения лесов с распределением по годам отводимых в рубку выделов учитывает только лесохозяйственные и экологические требования и не учитывает лесосечно-транспортные, технологические особенности и глобальные задачи полного транспортного освоения арендных лесов, что приводит к хаотичному строительству дорог и увеличению затрат.
3. Для того чтобы избежать хаотичного строительства дорог необходимо обеспечить взаимосвязь подбора лесосек и перспективных календарных планов ввода запроектированных генеральной схемой участков магистралей и веток. Подбор лесосечного фонда с использованием геоинформационных систем позволяет получить географические координаты отвода лесосек, и облегчает полевые работы по их отводу при использовании GPS навигаторов.
4. Разработанная математическая модель рационального размещения лесосек дает возможность комплексно планировать организацию лесосечных и лесотранспортных работ, учитывая сезонный характер лесозаготовительного процесса.
5. При подборе лесосек и их транспортном освоении, критерием оптимизации являются удельные транспортные затраты на трелевку, вывозку древесины, затраты на строительство лесных дорог и их содержание с учетом лесохозяйственных и лесоэксплуатационных ограничений.
6. Разработанная методика, математическая модель, алгоритм и созданный на их базе программный комплекс РТОЬ, позволяют получить рациональный план транспортного освоения арендных участков лесного фонда с набором лесосек и последовательность строительства дорожной сети на плановый период до 10 лет, снижающий удельные транспортные затраты на 17.39%.
7. Результаты апробации разработанной методики и программного комплекса РТОЬ в разнообразных природно-производственных условиях функционирования лесозаготовительного предприятия подтвердили работоспособность и достоверность предложенной модели, а также созданных на ее базе алгоритмов и программного обеспечения.
8. Результаты исследований успешно внедрены в ЗАО «Комилесзаготпром» арендующем лесные массивы в Питкярантском лесничестве республики Карелия, ООО «ВЦБК-Лес», а также используются в учебном процессе в СПбГЛТУ. Экономическая эффективность применения программного комплекса РТОЬ в сравнении с ручным способом подбора лесосечного фонда в ЗАО «Комилесзаготпром» составляет 9,5%, для ООО «ВЦБК-Лес» составила 8%.
9. Результаты исследований могут быть рекомендованы к внедрению в производственно-технических отделах лес озаготовительных предприятий и использоваться научно-исследовательскими и проектными организациями лесного комплекса при разработке проектов освоения лесов, лесных деклараций лесозаготовительного предприятия и организации транспортного освоения лесов и размещения лесосек по сезонам на период до 10 лет.
Список литературы
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: «Наука». 1976, 278 с.
- Акулич И.А. Математическое программирование в примерах и задачах. М., 1993. С. 98−120.
- Алексеев В.Е., Ваумин A.C., Петрова Г. Б. Вычислительная техника и программирование. Практикум по программированию. М., 1991. 400 с.
- Алябьев В.И., Грехов Г. Ф., Ильин Б. А., Кувалдин. Б. И. Сухопутный транспорт леса. М.: Лесная промышленность, 1990. 416 с.
- Андреев В.Н., Герасимов Ю. Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. Йоэнсуу. ¡-Издательство университета Иоэнсуу., 1999. 200 с.
- Антонов A.B., Фроловичев В. Н. Стратегическое управление лесным™л/п-гттр*-гпм ал ¦ lurvn 2008 216 сivuiuii^vivwiUi IT А.. ITH ^Х^ ^ WU" X.' I J V •
- Антонова Т.С. Рациональное размещение лесовозных автомобильных дорог при разработке проектов освоения лесов для заготовки древесины./ Т.С. Антонова// Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Вып. 197. СПб.: СПбГЛТУ, 2011. С.130−138.
- Антонова Т.С. Подбор лесосечного фонда в проекте освоения лесов на базе геоинформационных систем. / Т.С. Антонова// Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Вып. 198. СПб.: СПбГЛТУ, 2012. С.126−135.
- Антонова Т. С Подбор оптимального лесосечного фонда в проекте освоения лесов на базе геоинформационных систем. / Т. С. Антонова //
- Материалы международной научно-технической конференции молодых ученых 10−11 ноября 2011 года «Современные проблемы и перспективы рационального лесопользования в условиях рынка». СПб.: ГЛТУ, 2011. С. 252−256.
- Анучин Н.П. Проблемы лесопользования. М., 1986. 264 с.
- Беллман Р. Динамическое программирование. М., 1960.400 с.
- Борисов Г. А. Методы автоматизированного проектирования лесотранспорта. Петрозаводск: Издательство Карелия, 1978. 198 с.
- Борозна A.A., Салминен Э. О. Состояние проблемы развитие лесного комплекса (по материалам Международного лесного саммита). СПб.: СПбГЛТА, 2004. 40 с.
- Васильева Е.М., Левит Б. Ю., Лившиц B.H. Нелинейные транспортные задачи на сетях. М.: Финансы и статистика., 1981. 103 с.
- Венценосцев B.H. Основы теории лесопромышленных производств. М.: Лесная промышленность, 1966. С. 152−161.
- Вейола П., Дружинин H.A. и др. Экологические рекомендации по лесоуправлению и лесопользованию под ред. Тарасова М. Е. Хельсинки -Санкт-Петербург: Метсялиитто, Ботния, 2009. 56 с.
- BCH 01−82 Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий № 236 и согласованная с Госстроем СССР 25.06.82 г.
- BCH 05−87 «Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог». Разработана Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз» Гослесхоза СССР.
- BCH 7−82 Инструкция по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог, утвержденная Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству 15.10.82 № 5 и согласованная с Госстроем СССР 20.09.82 № БП-5232−1.
- Вуколова И. А. Геоинформатика в лесном хозяйстве: Учебник. М.:ВНИИЛМ, 2002 216 с.
- Герасимов B.C. Исследование сетей лесовозных автомобильных дорог с применением ЭВМ: Автореферат дисс. канд. техн. наук. МЛТИ, 1975. 19 с.
- Герасимов Ю.Ю., Сюнов B.C. Экологическая оптимизация технологических процессов и машин для лесозаготовок. Йоэнсуу.: Издательство университета Йоэнсуу., 1998. 178 с.
- Гладков Е.Г. Задача обоснования развития лесотранспортной сети для единовременно вырубаемых лесосек. / Информационные системы управления в лесном комплексе: Материалы научно-технической конференции. СПб.: ЛТА, 1999. С. 29−37.
- Гладков Е.Г. Задача обоснования транспортных связей фрагментарного лесного массива. / Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1994. С. 85−93.
- Гладков Е.Г. Территориальная динамика лесозаготовительных предприятий. Экономико-математические модели планирования лесозаготовок. Сыктывкар., 2002. 102 с.
- Гладков Е.Г. Территориальная динамика лесозаготовок. Моделирование и оптимизация эффективного развития лесозаготовок в современных экономических условиях. СПб. Издательство Санкт-Петербургского университета., 2006. 188 с.
- Гладков Е.Г., Израелит A.A., Никитина И. С. Проблемы организации лесотранспортных сетей постоянного действующих предприятий. / Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1994. С. 79−84.
- Гладков Е. Г Моделирование технологических процессов. Моделирование территориальной динамики лесопромышленных предприятий. Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТА, 2010. 148 с.
- Громская Jl.Я. Исследование параметров структуры лесной транспортной сети. Известия СПбГЛТА. Выпуск 186.: СПбГЛТА, 2009. -С. 72−77.
- Громская Л.Я. Математическая модель рациональной структуры лесной транспортной сети. Сухопутный транспорт леса. Материалы научно-технической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Кром», 2009. С. 7680.
- Громская Л.Я., Тюрин H.A. Обоснование размещения лесных дорог в арендных лесах лесозаготовительных предприятий. Сухопутный транспорт леса. Материалы научно-технической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Кром», 2009. С. 72−76.
- Громская Л.Я., Тюрин H.A. Оптимизация структуры транспортной сети лесозаготовительного предприятия. Известия СПбГЛТА. Выпуск 186.: СПбГЛТА, 2009. С. 72−77.
- Громская Л.Я., Тюрин H.A., Тюрин А. Н. К вопросу обоснования требуемой густоты транспортной сети для заготовки древесины.
- Сухопутный транспорт леса. Материалы научно-технической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Кром», 2009. С. 64−68.
- Громская Л.Я., Тюрин H.A., Тюрин А. Н. Классификация лесов по транспортно-промышленной доступности. Сухопутный транспорт леса. Материалы научно-технической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Кром», 2009.-С. 68−71.
- Громская Л.Я., Тюрин H.A., Тюрин А. Н. Обоснование требуемой густоты транспортной сети для заготовки древесины. Леса России в XXI веке. Материалы первой международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: СПбГЛТА, 2009. С. 211−214.
- Громская Л.Я. Обоснование рациональной структуры и размещения сети лесных автомобильных дорог на базе геоинформационных систем. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. СПб. 2011.
- Гультяев А.К. Имитационное моделирование в среде Windows, практ. пособие. СПб.: Корона принт, 1999. Т. 1. 304 с.
- Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб.: Питер. — 1997.
- Засухин Д.П., Серый B.C., Минин Н. С. Рекомендации по защите лесных почв от повреждения при проведении лесозаготовительных работ в Республике Коми. Сыктывкар. 2004, 17 с.
- Зеленкова Т.С. Рациональная организация освоения годового лесосечного фонда ЛЗП. / Информационные системы управления в лесном комплексе: Материалы научно-технической конференции. СПб.: СПбГЛТА, 1999. С. 60−61.
- Зеленкова Т.С. Рациональное освоение годового лесосечного фонда. Диссертация на соискание степени магистра. СПБ, 1998. С. 28−42.
- Ильин Б.А. Об определении необходимой густоты сети дорог в лесу // Науч. тр. ЛТА вып. 586. 1967. С .54−59.
- Ильин Б.А. Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. М.: Лесная промышленность, 1982. 384 с.
- Ильин Б.А., Корзунов Б. К., Кувалдин Б. И. Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. М.: Лесная промышленность, 1971. 576 с.
- Ильин Б.А., Салминен Э. О. Теория лесотранспорта. СПб., 1992. 188 с.
- Исмаилов Р.Ш., Колинько П. Г., Разумовский Г. В., Радионов C.B., Сискович Т. И. Операторы, процедуры, фикции, файлы языка Паскаль. Сб. лабораторных работ. Чебоксары.: Чуваш, унивеситет, 1989. 72 с.
- Капралов Е.Г., Кошкарев A.B., Тикунов B.C. и др. Основы геоинформатики: В 2 кн. Кн. 2: Учебное пособие для студентов вузов под редакцией Тикунова B.C. М.: Изд. Цент «Академия», 2004. 480 с.
- Капралов Е.Г., Кошкарев A.B., Тикунов B.C. и др. Основы геоинформатики: В 2 кн. Кн. 1: Учебное пособие для студентов вузов под редакцией Тикунова B.C. М.: Изд. Цент «Академия», 2004. 352 с.
- Ковалев Р.Н. Научные основы планирования транспортных систем лесных предприятий в условиях многоцелевого использования. Автореферат диссертации доктора технических наук. СПб.: ГЛТА, 1995. -35 с.
- Ковалев Р.Н. Моделирование транспортных систем лесных предприятий с учетом новых условий лесопользования / Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1994. С. 94−100.
- Ковалев Р.Н. Параметрическое описание транспортных систем лесных предприятий с учетом принципов рационального лесопользования / Известия вузов: Лесной журнал. СПб.: СПбГЛТА, 1993. № 4. С. 48−52.
- Ковалев Р.Н., Хлюстов B.K. Экологический подход к формированию рациональной структуры и стадийному развитию транспортной сети лесных предприятий / Лесосечные лесоскладские работы и транспорт леса. СПб.: СПбГЛТА, 1993. С. 78−83.
- Коваленко Т.В., Рациональная организация лесных грузопотоков при освоении годового лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. СПб. 2005.
- Кондрашкин В.Е., Аршанский В. М. Алгоритмизация инженерных задач. Методические указания для слушателей ФПК. Л. ЛТА. 1991. 28 с.
- Коробов В.В. Приоритетные научные проекты федерального уровня в лесозаготовительной отрасли России // Лесной журнал. 2005. № 1−2. С. 24.
- Коробов П.Н. Математическое программирование и моделирование экономических процессов. СПб., 2006. 376 с.
- Коробов П.Н. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении. СПб.: Изд-во РИО ЛТА, 1993. 56 с.
- Кувалдин Б. И. Сыромятников С.А. Изыскания лесовозных дорог. М.: Лесная промышленность, 1974. 176 с.
- Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. М., Просвещение. 1988. 208 с.
- Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ).
- Лесная промышленность и лесное хозяйство: Словарь: В 2 т. 3-е изд., перераб. и доп./И.Р. Шегельман. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. -Т. 1 (А-О).-252 с.
- Лесная промышленность и лесное хозяйство: Словарь: В 2 т. 3-е изд., перераб. и доп./И.Р. Шегельман. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. -Т. 2 (П-Я).-240 с.
- Любимов А. В., Салминен Э. О., Вавилов С. В. Географические информационные системы в отраслях лесного комплекса. Программное обеспечение профессиональной ГИС IDRISI for Windows: Учебное пособие для студентов лесных вузов. СПб.: ЛТА, 1999. 130 с.
- Матвиенко Л.С. Автомобильные лесовозные дороги: Справочник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Экология, 1991. — 336 с.
- Мелехов И.С. Лесоводство. М., 1989. 302 с.
- Меньшиков В.Н. Обоснование технологии заготовки леса при комплексном освоении лесных массивов. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Л. :1989г. -522с.
- Мурашкин Н.В., Мурашкин А. Н., Сеник Н. М. Тюкина О.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование. Псков., 1999. 336 с.
- Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. Приказ № 155 от 15 июня 1993 г.
- Петров В.А., Алексеев В. Е., Титов М. А., Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. М. Высш.шк. 1984. 320 с.
- Петров В.Н., Зубко A.A. Экономическая оценка лесной рекреации. СПб.: Наука, 2005. 195 с.
- Побединский A.B. Рубки главного пользования. М., 1980. 192 с.
- Починков С. В. Экономические основы устойчивого лесопользования. -СПб: ПрофиКС, 2007. 112 с.
- Починков C.B. Проблемы освоения вторичных лесов. ЛеспромИнформ № 6 (72). 2010. С. 76−83.
- Починков C.B. Эх, дороги. ЛеспромИнформ № 2 (60). 2009. С. 70−75.
- Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесений в них изменений».
- Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8.02.2010 г. № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядок его разработки».
- Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 8.12.2008 № 529 «О лесной декларации».
- Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 184 «Об утверждении правил заготовки древесины».
- Ранцев A.A. Определение наивыгоднейшего расстояния трелевки // Лесная индустрия. 1987. С. 45−48.
- Рахманин Г. Д., Шалабин Г. В. Оптимальное размещение предприятий отрасли. М.: Экономика, 1969. 167 с.
- Резанов В.К. Адаптивное управление трансформацией и развитием лесопользования. Владивосток: Науч. изд. Дальнаука, 2001. 351 с.
- Романюк Б.Д., Захаров Г., Шинкевич С., Хюнюнен Я. Устойчивая и интенсивная модель лесопользования и планирование рубок ухода. Йоэнсуу. 2004. С. 3−11.
- Рощупкин В.П., Леса России. СПб., 2005. 48 с.
- Салминен Э.О. Основы моделирования и оптимизации процессов лесотранспорта. Линейное программирование. Л., 1987. 52 с.
- Салминен Э.О., Заяц A.M., Тюрин H.A., Гуров C.B., Васильев Н. П., Коваленко Т. В., Кочанов В. В., Павлюченко В. Ю. Информационные технологии и системы в лесопромышленном комплексе. Учеб. пособие./ СПб., СПбЛТА. 2002. 180 с.
- Салминен Э.О., Грехов Г. Ф., Тюрин H.A. и др. Транспорт леса. В 2 т. Т. 1. Сухопутный транспорт: Учебник для высш. учеб. заведений под ред. Э. О. Салминена. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.
- Сеннов С.Н. Рубки главного пользования и рубки ухода. Л., 1989. С. 1216.
- Симонович C.B., Информатика: Базовый курс. СПб., 2002. 640 с.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 2005. 343 с.
- Старостенко Д.А. Геоинформационные технологии в лесной отрасли. МПР, Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России», 2000, № 11−12.- 137 с.
- Стороженко С.С. Повышение эффективности транспортно-технологического процесса лесопромышленных предприятий на базе логистико-математических моделей. Диссертация на соискание степени кандидата технических наук. СПб. СПбГЛТА, 2003. 209 с.
- Сущук М.А. Экономико-математическое моделирование развития регионального лесопромышленного комплекса. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 17.
- Сыромятников С.К. Оптимальная транспортная сеть //Сб. науч. тр. ЦНИИМЭ. 1948. вып. 1. С. 14−32.
- Тюрин А.Н. Обоснование методики проектирования лесосечно-транспортных процессов на базе геоинформационных систем и глобальных систем позиционирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. СПб. 2010 г.
- Тюрин Н.А. Пространственно-временное распределение годового лесосечного фонда и вывозки леса в ЛЗП / Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1994. С. 122−126.
- Тюрин Н.А., Коваленко Т. В. Календарное планирование и управление лесными грузопотоками при освоении годового лесосечного фонда в ЛЗП / Информационные системы управления в лесном комплексе: материалы науч. техн. конференции. СПб. 1999. С. 52−55.
- Тюрин Н.А., Коваленко Т. В. Рациональная организация грузопотоков при освоении годового лесосечного фонда в ЛЗП / Лесосечные, лесоскладские работы и транспорт леса. Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1999. С. 48−51.
- Тюрин Н.А., Пинчуков А. Я. Система автоматизированного проектирования лесосечно-транспортного освоения годового лесосечного фонда ЛЗП / Лесосечные, лесоскладские работы и транспорт леса. Сб. науч. тр. СПб.: ЛТА, 1999. С. 36−40.
- Хомоненко А.Д., Гридин В.В. Microsoft Access. Быстрый старт. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 304 с.
- Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 287 с.
- Черниховский Д.М. Создание лесных карт с помощью ГИС-технологий. Методическое пособие. СПб.: СПбГЛТА. — 2003. — 84 с.
- Чулуунбаатар Б. Организация подбора годового лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия методом динамическогопрограммирования. Выпускная работа на степень магистра техн. наук, -СПб.: СПбГЛТА., 2004. 50 с.
- Чулуунбаатар Б., Организация подбора годового лесосечного фонда ЛЗП методом динамического программирования // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии, вып. 10., СПб.: ЛТА, 2006. С. 20−23.
- Чулуунбаатар Б. Организация транспортного освоения арендуемых участков лесного фонда лесозаготовительного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. СПб. 2009 г.
- Ширнин Ю.А., Успенский Е. Н., Белоусов А. С. Технология и эффективность рубок с естественным возобновлением леса. Йошкар-Ола.: Издательство МарПИ, 1991. 100 с.
- Шубинский И.Б. Основы алгоритмизации инженерных задач. Учеб. пособие. СПб., СПбЛТА. 1994. 96 с.
- Шубинский И.Б., Ганичев И. В., Джерихов В. В., Уткин Л. В. Алгоритмизация и программирование. СПб.: СПбЛТА, 2001. 136 с.
- Щелкунов В.В., Скрипов Н. И. Эффективность применения различных типов лесовозных дорог. М.: Гослесбумиздат, 1963. 110 с.
- Bazara М., Sheetty С. Nonlinear programming: Theory and algorithms. New York: John Wiley & Sons, 1979. 560 p.
- Charges A., Cooper W.W. Deterministic equivalents for optimizing and satisfying under chance constraints // Oper. Res. 1963. N 11. P. 18−39.
- Dahlin В., Fredriksson J. Computer-Assisted Forest Road Planning A Proposed Interactive Model with Special Emphasis on Private Forest Land. International Journal of Forest Engineering. Vol.6 No.2: p. 35−39. 1995.
- Francis Greulich. Transportation Networks in Forest Harvesting: Early Development of the Theory. University of Washington. USA. 2002.
- Larsson G. Studies on forest road planning. Stockholm, 1959.
- Larsson G., Rydstern O. Economic design of motor track haul road system in forest areas. Stockholm, 1968.
- Mattews D. Cost control in the logging industry. New York, 1942.
- Ronald Eastman J. IDRISI Kilimanjaro Guide to GIS and Image Processing. Clark Labs. Clark University. USA. 2003. 328 p.
- Rowman J., Hessler R. New look at optimum road density for gentle topography // Transportation research record. № 898. 1983. P. 27−37.
- Tan J. Planning a forest road network by spatial data handling-network routing system. Helsinki, 1992. 52 p.