Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Противодействие терроризму в условиях развитой демократии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе просматривается определенная закономерность — степень разработанности проблем терроризма намного выше, чем уровень исследования политики, средств и методов противостояния террористической угрозе и определения путей повышения ее эффективности. Отдельные аспекты контртеррористической политики развитых демократий находят свое… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРО РИЗМУ
    • 1. 1. Терроризм: понятие, сущность, содержание
    • 1. 2. Политический терроризм: общее и особенное. Источники современного терроризма: базовые
    • 1. 3. концептуальные подходы Противодействия терроризму как функция совре
    • 1. 4. менного государства
  • ГЛАВА 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕН
  • ДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Специфика эволюции западноевропейского терроризма во второй половине XX века
    • 2. 2. Терроризм XXI века в контексте европейской интеграции
  • ГЛАВА 3. ЭТНОСЕПАРАТИСТСКИИ ТЕРРОРИЗМ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНО СТИ ГОСУДАРСТВА
    • 3. 1. Борьба с североирландским терроризмом в Великобритании
    • 3. 2. Противостояние испанского государства и ЭТА: борьба за единство страны
    • 3. 3. Франция и корсиканский сепаратизм: попытки политического урегулирования
  • ГЛАВА 4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ «РЕВОЛЮЦИОННОМУ» ТЕРРОРИЗМУ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНО СТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 4. 1. Федеративная Республика Германия: политика нейтрализации ультралевого и ультраправого терроризма
    • 4. 2. «Стратегия напряженности» в Италии и пути выхода из нее
  • ГЛАВА 5. ЕВРОПА В БОРЬБЕ ПРОТИВ «ИСЛАМСКО ГО» ТЕРРОРИЗМА
    • 5. 1. Политика «нулевой терпимости» и реалии мультикультурного общества во Франции
    • 5. 2. Механизмы снижения террористических рисков в политике ФРГ
    • 5. 3. Великобритания в борьбе против исламского тер- 285роризма
  • ГЛАВА 6. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ОБ
  • ЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
    • 6. 1. Контртеррористическая политика Европейского
  • Союза: проблемы и перспективы
    • 6. 2. Эффективность контртеррористической политики и права человека
  • ЗАКЛЮЧЕ
  • БИБЛИО
  • ГРАФИЯ

Противодействие терроризму в условиях развитой демократии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные тенденции развития политического процесса в современном мире связаны с высоким уровнем угроз, причем во многих случаях они носят глобальный характер, затрагивают все страны и континенты в равной степени, в связи, с чем требуют выработки достаточно универсальных механизмов противодействиям им. Наряду с глобальными экологическими и техногенными катастрофами к данной категории угроз, безусловно, относится и опасность совершения террористических актов, которые все чаще становятся причиной гибели сотен, а иногда и тысяч людей, крупномасштабных материальных и финансовых потерь, нарушения баланса политических сил в национальном, региональном или общемировом масштабе. Ответные действия в таких случаях носят также беспрецедентный характер и требуют взаимодействия самых различных организаций многих стран.

Трагедия 11 сентября 2001 года в США ознаменовала собой новый этап в эволюции терроризма и потребовала поиска эффективных путей противодействия феномену, уже получившему название «чумы XXI века». Следует, однако, учитывать, что при всей специфике современного терроризма само по себе использование террора как средства политической борьбы и террористическая деятельность как один из возможных вариантов достижения определенных политических целей использовались многократно, более того, они часто становились причиной радикальных изменений в ходе мирового политического процесса.

Соответственно, по мере развертывания спирали террористического насилия шел и поиск наиболее эффективных путей противостояния ему. Однако в связи с этим возникает закономерный вопрос о степени соответствия применяемых в борьбе с терроризмом средств принципам современного демократического правового государства.

Особый интерес в этом плане представляет, на наш взгляд, опыт развитых демократий Западной Европы. Связано это со следующими обстоятельствами.

Во-первых, на протяжении большей части XX века именно Европа была местом наибольшей террористической активности.

Во-вторых, в тот или иной период времени в этом регионе были зафиксированы действия всего спектра террористических организаций, отличавшихся друг от друга по целям, идеологиям, принципам организации, стратегии и тактике осуществляемого террора.

В-третьих, несмотря на практически постоянную угрозу терроризма, западноевропейские государства сохранили свой либерально-демократический характер и, в целом, поддерживали высокий уровень стабильности своих политических систем и режимов.

В-четвертых, противодействие терроризму в Западной Европе рассматривалось не только как функция государства, но и как объект контроля со стороны институтов гражданского общества, что фебовало от властей особого внимания к адекватности и соизмеримости своих контртеррористических действий в сочетании с их эффективностью.

Таким образом, опыт развитых демократий Европы, совершенных ими ошибок и достигнутых успехов, факторов, оказавших влияние на достигнутые результаты, может и должен быть востребован всеми, кто готов активно противостоять глобальной угрозе терроризма в XXI веке.

Степень разработанности темы исследования.

Собственно анализу характера современных террористических организаций, а также их предшественников — террористических групп и объединений второй половины XX столетия — посвящены многочисленные исследования, рассматривающие политические, экономические, правовые, технологические, социальные аспекты данной проблемы. Особый интерес в этом плане представляют, на наш взгляд, работы И. Александра, Ю. Антоняна, О. Белько-ва, Ж. Бодрияра, В. Василенко, Б. Дженкинса, А. Джорджа, Э. Иззадуста, Е. Кожушко, С. Комбса, Ю. Косова, М. Креншоу, Б. Крозье, С. Ланцова, У. Лаке-ра, Д. Лонга, В. Лукина, Г. Мирского, X. Мюнклера, П. Олсона, М. Требииа, П. Уилкинсона, Дж. Уордлоуа, Л. Ховарда, Д. Чартерса, А.Шмидта.

Значительное внимание уделяется изучению этносепартистского терроризма, в первую очередь деятельности таких организаций, как ЭТА и ИРА. Наибольший интерес в этом плане представляют, с нашей точки зрения, работы Дж. Арраса, Г. Волковой, Н. Грибина, Г. Кенена, П. Крусанова, Я. Новикова, М. Орловой, Е. Поляковой, Н. Серовой, Е.Черкасовой. Л. Мак-ферлейна, П. Вудворта и ряд других.

Проблемам «революционного» терроризма посвящены работы Е. Алексеенковой, Е. Кругловой, Е. Пастухова, А. Джеймисона, А. Ландабасо, М. Майера, О. Салливана, Б. Хогефельда и некоторых других авторов. Специфика исламского терроризма применительно к Западной Европе анализируется в работах Е. Бондаревой, А. Кронина, А. Глиза, Э. Хусейна, П.Симса.

В то же время, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе просматривается определенная закономерность — степень разработанности проблем терроризма намного выше, чем уровень исследования политики, средств и методов противостояния террористической угрозе и определения путей повышения ее эффективности. Отдельные аспекты контртеррористической политики развитых демократий находят свое отражение в работах таких российских исследователей, как Г. Алексеевская, А. Козырев, В. Луков, Г. Лукьянцев, И. Николаев, Н. Нарочницкая, Ю. Панков, А. Сафонов, А. Тарасов И.Хлебников, Ю.Федотов. Значительный интерес в этом отношении представляет исследование группы авторов — специалистов по вопросам национальной безопасности, нашедшее свое отражение в книге «Международный терроризм: борьба за геополитическое господство» под ред А. В. Возженикова, а также сборник научных трудов «Европа. XXI век. Европа и США перед вызовом терроризма», подготовленный в 2003 году отделом Западной Европы и Америки ИНИОН РАН. Комплексный подход к проблеме контртерроризма характерен для докторской диссертации Грачева С. И., хотя ряд выводов и предложений автора носит, на наш взгляд, спорный характер.

Наибольший интерес из зарубежных исследований представляют работы И. Алексадра, Л. Блока, П. Чока, Дж. Фореста, Л. Гиббона, Х. Гринуэйа, П. Шермана, сборники под редакцией Д. Спенса, Х. Такера и К. фон Хиппеля.

В то же время определенная ограниченность проведенных в русле заявленной нами темы исследований, связана, на наш взгляд, со следующими моментами. Во-первых, в центре внимания российских исследователей находи гея, главным образом, опыт США и в ряде случаев — Израиля. Рассмотрение опыта противостояния терроризму в Европе, чаще всего, ограничивается какой-либо одной страной и одним видом терроризма. Как правило, речь идет о борьбе с ИРА и ЭТА или в исторической ретроспективе с РАФ и Красными бригадами. Во-вторых, крайне мало исследований посвящено решению проблемы исламского терроризма в Западной Европе. В-третьих, временные рамки исследований не охватывают периода после террористических актов в Мадриде 2004 года и Лондоне 2005 года. В-четвертых, с одной стороны, представляется вполне естественным особое внимание, которое уделяется в последние годы борьбе с исламским терроризмом, однако представляется, что забывать о необходимости противодействия террористическим силам иной идеологической направленности явно преждевременно. В-пятых, недостаточное внимание уделено анализу взаимодействия между европейскими государствами на уровне ЕС, его проблемам и перспективам.

Следует также отметить, недостаточную, на наш взгляд, проработанность в концептуальном плане такой острой и дискуссионной проблемы как возможность сочетания эффективной борьбы с терроризмом и соблюдения прав и свобод гражданина и человека.

Все это и предопределило базовую направленность данного исследования, целыо которого стала выработка на основе анализа западноевропейского опыта концептуальных подходов к повышению эффективности политики противодействия терроризму в условиях демократического правового государства.

Задачи исследования:

• Дать анализ основных теоретических подходов к пониманию терроризма как сложного комплексного социально-политического явления глобального значения;

• Определить базовые характеристики присущие современному терроризму;

• Выявить причины широкого распространения терроризма в условиях развитых демократий Западной Европы;

• Определить основные стратегии демократического государства по противодействию различным видам современного терроризма.

• Дать сравнительную характеристику применяемым на практике инструментам контртерроризма, которыми располагает демократическое государство;

• Выявить факторы, определяющие эффективность контртеррсристиче-ской политики Европейского Союза.

Объект исследования: государственная политика западноевропейских демократий по противодействию терроризму.

Предмет исследования: противоречия, возникающие в процессе определения и реализации контртеррористической политики в условиях демократического правового государства.

В качестве методологической основы исследования использован междисциплинарный подход, включающий исторический анализ причин возникновения и развития современного терроризма, сравнительный политико-правовой анализ стратегии и тактики противодействия терроризму со стороны демократических государств Западной Европы, конфликтологический анализ.

Терроризм и политика противодействия ему рассматриваются с позиций мультипарадигмальности, допускающей наличие нескольких равноправных парадигм, каждая из которых дает лишь определенный угол рассмотрения данного аспекта социально-политической действительности и не может претендовать на абсолютность и самодостаточность.

Продуктивным для оценки деятельности органов государственной власти по противодействию терроризму представляется использование системного и структурно-функционального подходов.

Новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:

1. Обоснована необходимость мультипарадигмального подхода к изучению терроризма.

2. Разработана методология «воронки причинности» применительно к идентификации источников современного терроризма для определения стратегии противодействия проводимой им политики насилия и устрашения.

3. На основе комплексного анализа западноевропейского опыта уточнены основные компоненты контртеррористической деятельности в условиях развитой демократии.

4. Определены базовые факторы, детерминирующие степень эффективности контртеррористической политики демократического правового государства.

5. Выявлены глубинные противоречия между функционированием эффективной системы противодействия терроризму и правами человека и обоснованы пути смягчения этих противоречий.

6. Дана оценки степени скоординированности контртеррористической деятельности в рамках Европейского Союза, сопоставлена результативность базовых форм сотрудничества в условиях общеевропейской интеграции.

Гипотеза исследования: эффективность политики противодействия терроризму в условиях демократического правового государства детерминируется оптимальным для данной конкретно-исторической ситуации соотношением «жестких» и «мягких» методов контртеррористической и антитеррористической деятельности на основе принципов адекватности и соразмерности, нацеленных на разрешение или, по крайней мере, перевод в ненасиль.

Шмидт, «Вопрос об определении такого понятия, как терроризм, не может быть оторван от вопроса о том, кто дает определение"1.

Данная научная проблема существенно затрудняет формирование достаточной и прочной нормативной правовой базы для оценки отдельных преступных деяний как террористических, хотя соответствующие законы существуют в большинстве стран, в значительной степени затронутых террори1 сгическими проявлениями" .

Даже среди союзников по Североатлантическому блоку не существует в этом вопросе абсолютного единства. Так, Комитет по защите конституции в ФРГ под терроризмом понимает «продолжительно ведущуюся борьбу за политические цели, которые предполагается достигнуть путем угрозы жизни и собственности других людей, особенно путем совершения тяжких преступлений (таких как убийства, похищения людей, поджоги)"3.

В соответствии с Британским «Актом о предотвращении терроризма», принятым в 1974 году, терроризм — «это использование силы для достижения политических целей, включающее в себя любое применение насилия с целью запугать общество или часть его"4.

В США действует сразу несколько определений терроризма. Государственный департамент США рассматривает в качестве терроризма любой акт насилия в политических целях со стороны негосударственных акторов или агентов иностранных государств обычно в отношении гражданских лиц с целью оказать влияние на общество. Американское законодательство (18 U.S.С. 3077) определяет в качестве террористического акта преступное насилие, которое оказывается предназначенным для того, чтобы «(i) запугать.

1 Hanlc D. Terrorism: The Newest Face of Warfare. VA. Pergarrion Brassey. 1989, — p 104.

2 Соответствующие законы были приняты в Германии, Италии, во Франции, в Великобритании, в Испании). В РФ Закон «О противодействий терроризму» в новой редакции принят в 2006 году. ФЗ-Э5 (в ред. ФЭ-153 от 27.07.2006) // Law 619 380−2 006 0725l33135.rtf.

3 Hanle D. Terrorism.- p. 105.

4 Heymann Ph. Terrorism and America: A Commonsense Strategy for a Democratic Society Cambridge, MA: The MIT Press, 1998, p.3. или принудить гражданское население- (?1) оказать влияние на политику правительства путем запугивания или принужденияили (ш) воздействовать на поведение правительства убийством или похищением". ФБР определяет его как «незаконное использование силы или насилия против лиц или собственности для запугивания или принуждения гражданского населения или части его для продвижения политических или социальных задач». Министерство обороны — как «незаконное использование или угрозу применения силы или насилия против отдельных лиц или собственности для принуждения или запугивания правительств или обществ, часто с целью достижения политических, религиозных или идеологических задач».

Европейский Союз квалифицирует терроризм как «международно осужденный акт, совершенный отдельным лицом или группой против одной или нескольких стран, их институтов или граждан, с целью устрашить и фундаментально изменить или уничтожить политические, экономические или социальные структуры государства».

В свою очередь группа министров внутренних дел Европейского Союза, координирующих свои усилия в противодействии угрозе терроризма, утверждает, что «терроризм это. использование или угроза использования насилия (за исключением военного периода) группой связанных между собой.

— ! лиц для достижения политических целей".

В Докладе Группы ООН высокого уровня предлагается следующая дефиниция терроризма, которая, по мнению авторов, может оказаться приемлемой для большого числа государств: «.любое деяние. которое имеет целью вызвать смерть мирных жителей или некомбатантов или причинить им тяжкие телесные повреждения, когда цель такого деяния, в силу его характера или контекста, заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какоепибо действие или воздержаться от его совершения».

Цит.по: Неутапп РЬ. Тегготт апс! Атепса., р.З. ствепное русло того социального конфликта, который предопределил выдвижение соответствующих целей людьми и организациями, обратившимися для их достижения к терроризму.

Положения, выносимые на защиту:

1.1 В основе борьбы с терроризмом должно лежать четкое осознание специфики этого феномена, того вызова, который он бросает государству как основному политическому институту. Однако в условиях Западной Европы терроризм направлен не только на разрушение соответствующей государственной машины, но и на подрыв самого образа жизни общества с его приверженностью идеалам либерализма, гарантией прав и свобод человека и гражданина, культом толерантности и уважения личности.

2.Терроризм всегда есть следствие наличия определенного социального конфликта. Даже тогда, когда характер этого конфликта представляется очевидным, необходимо помнить о том, что, как правило, обращение к терроризму вызвано целым комплексом причин не только социального, но и лич-ностно-психологического характера.

3.Противодействие терроризму является сегодня одной из главных задач по обеспечению национальной безопасности. Соответственно, государственная политика должна ставить своей целью предотвращение и разрешение тех конфликтов, которые потенциально могут спровоцировать террористическую деятельность.

4.В рамках государственной политики противодействия терроризму можно выделит два базовых направления: контртеррористическое и антитеррористическое.

Основная задача контртерроризма — борьба с причинами террора, ведущая роль в которой отводится политическим средствам, с помощью которых возможен перевод конфликта, лежащего в основе терроризма, в ненасильственное русло. Иначе говоря, управление конфликтом.

Основная задача антитерроризма — борьба с проявлениями и ликвидация последствий террористических актов. Ведущую роль в ней призваны сыграть соответствующие органы государственной власти — спецслужбы, правоохранительные структуры, судебная власть и т. п.

В то же время при всей правомерности такого разделения на практике оно не всегда возможно, поскольку и в том, и в другом случае в основе осуществляемых мероприятий лежат принципиальные политические решения.

5.Существует глубинное противоречие между требованиями эффективности антитеррористических действий и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В данном случае мы можем говорить о реально существующем конфликте между правами большинства и меньшинства.

6. Базовыми принципами противодействия терроризму в демократическом обществе являются подотчетность и соразмерность действий силовых структур, адекватность используемых средств и методов конкретной ситуации и уровню террористической угрозы. Только в этом случае государство может рассчитывать на поддержку общества, которая, как показывает, опыт Западной Европы, является необходимым условием эффективности противодействия терроризму.

7. Стратегия и тактика борьбы с терроризмом должна базироваться на выявлении реальных, а не просто декларируемых целей соответствующих террористических организаций. При националистическом (этно-сепаратистском) терроризме главная задача заключается в переводе конфликта в русло переговорного процесса. При «революционном» — основной акцент должен делаться на том, чтобы развенчать сам миф революционности, предложить иную идеологию, сконструировать иной политический миф. При конфессиональном терроризме особое значение приобретает борьба с радикализмом внутри самой конфессии.

8. Вне зависимости от идеологических оснований терроризма в рамках контртеррористической политики необходимо:

• обратить особое внимание на работу с молодежью, в первую очередь студенческой;

• сделать ставку на поддержку аналогичных по своей идеологической (конфессиональной) направленности умеренных политических сил, осуждающих насилие;

• проводить целенаправленную работу по разрушению мифологии терроризма, в том числе не допускать действий, способствующих героизации террористов в общественном мнении.

9. Повышение эффективности антитеррористической деятельности органов государственной власти в условиях демократического политического режима зависит от:

• Четкости и однозначности политического решения (заказа);

• Оптимального сочетания контр и анти террористических мер;

• Степени доверия к государству и его спецслужбам со стороны граждан;

• Профессионализма и технического обеспечения всех, задействованных в антитеррористических операциях лиц;

• Системности проводимых мероприятий;

• Координации действий и готовности к сотрудничеству: о Между различными ведомствами и спецслужбами одного государствао Между спецслужбами различных государств в рамках двухстороннего, регионального или глобального сотрудничества.

10. Поскольку терроризм все больше превращается в транснациональный феномен, то, соответственно, возрастает и роль международного сотрудничества. Однако его эффективность напрямую зависит от способности сторон отодвинуть в этом вопросе идеологические и межгосударственные противоречия на второй план, не только на словах, но и на деле рассматривая терроризм как глобальную угрозу человеческой цивилизации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой теоретико-методологической основы определения и реал изации политики противодействия терроризму со стороны демократической политии, выразившейся, в частности, в выявлении:

• наиболее подверженных вовлечению в террористическую деятельность индивидуумов, групп и организаций;

• общего и особенного в контртеррористической стратегии в зависимости от политических целей и идеологических оснований соответствующих террористических организаций;

• соотношения «жестких» и «мягких» методов противодействия терроризму;

• «болевых точек» в реализации контртеррористической политики с точки зрения соблюдения прав человека;

• принципов взаимоотношений между государством и гражданским обществом в процессе определения, реализации и оценки политики противодействия терроризму.

Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию методов противодействия терроризму и практики их применения. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти, местного самоуправления политических партий и общественных организаций по научному обоснованию новых и уже действующих механизмов контртеррористической борьбы.

Представленные в диссертации результаты анализа и выводы автора могут быть использованы в процессе преподавания курсов, спецкурсов и спецсеминаров по политологии и политической социологии, государственной политике и управлению.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе Международной научно-практической конференции ««Новая Россия: проблема доверия в современном российском политическом сообществе» (Москва, май 2007 года), ежегодных Международных научно-практических конференций.

Реальность этноса" (Санкт-Петербург, апрель 2008 года, апрель 2007 года, апрель 2005 года), 5-я Всероссийскойя научно-теоретической конференции «Россия в глобальном мире» (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийской научно-теоретической конференции «Природа терроризма и психология человека на историческом фене его угрозы» (Санкт-Петербург, 2007), Межвузовской научно-практической конференции «Межэтнические столкновения в поликультурной студенческой среде и пути их разрешения» (Санкт-Петербург, 2007и 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Философия г лобалистики и геополитики» (Санкт-Петербург, 2007), Герценовских чтений 2007 и 2008 годов (Санкт-Петербург), а также в практике работы автора в государственных структурах, обеспечивающих национальную безопасность страны.

ВЫВОДЫ:

1.Процесс выработки общей контртеррористической политики внутри Европейского Союза активизировался после событий 11 сентября 2001 года и террористических актов 2004 года в Мадриде и 2005 года в Лондоне.

Основная цель одобренной Советом министров юстиции ЕС новой стратегии контртерроризма заключается в том, чтобы в четкой и ясной форме раскрыть общественности политику Европейского Союза в сфере борьбы с терроризмом. В рамках стратегии обозначено четыре главных задачи: предупредить, защитить, преследовать и отвечать. Главным является установление тесного сотрудничества между членами ЕС в различных сферах деятельности с целью предупреждения терроризма.

2.Наиболее важными моментами осуществляемых в настоящее время в рамках ЕС антитеррористических действий являются:

• введение в январе 2004 года Европейского ордера на арест;

• совершенствование системы координации действий членов ЕС, в рамках которой основной акцент делается на обмене информацией между странами ЕС;

• усиление внимания к проблемам безопасности на границах Европейского Союза;

• осуществление мер по получению дополнительной информации, необходимой для борьбы с терроризмом, от телефонных компаний и Интернет провайдеров;

• принятие мер по повышению уровня готовности органов власти и рядовых граждан к предупреждению и отражению возможной террористической атаки;

• активизация деятельности по противодействию финансированию терроризма;

• разработка и реализация конкретных мер, направленных на предотвращение радикализации и рекрутирования молодежи террористическими организациями;

• разработка и принятие плана действий по искоренению причин терроризма, то есть направленных на решение тех экономических и политических проблем, которые становятся питательной почвой для исламского фанатизма.

3.Несмотря на предпринимаемые усилия, по-прежнему существует целый ряд проблем, приводящих к снижению эффективности совместной контртеррористической деятельности. Главным образом, это связано со слабым сотрудничеством между государствами-членами ЕС и специализированными европейскими агентствами, такими как Европол и Евроюст. Причины этого кроются в глубоко укоренившихся различиях в национальных иден-тичностях, историческом опыте и национальных интересах и приоритетах отдельных стран.

4.Контртерроризм в Европейском Союзе стоит перед дилеммой. С одной стороны, цель создания ЕС — образование возможно более тесного союза с устранением границ для свободного передвижения людей, товаров и услуг, что в реальности создает крайне благоприятные условия для международного терроризма. С другой стороны, для того, чтобы предотвратить и победить международный терроризм, необходимо усилить трансграничное сотрудничество внутри ЕС и в то же время усилить контроль за пересечением границ и финансовыми трансакциями, тем самым, подрывая ключевые ценности самого Европейского Союза.

5.Для успешной борьбы с терроризмом необходимо достижение определенного консенсуса не только между различными государствами, но и между государством и обществом в отдельной, конкретно взятой стране. При этом необходимо учитывать два ключевых момента. Во-первых, принципы либеральной демократии требуют, чтобы государство действовало против терроризма. Во-вторых, любые ответные меры, предпринимаемые государством, должны соответствовать либерально-демократической концепции конституционной власти. Таким образом, идеальным вариантом является нахождение таких контртеррористических средств, которые одновременно являлись бы эффективными и приемлемыми.

6.Основные проблемы с соблюдением либеральных принципов возникают в четырех основных сферах контртеррористической политики: разработке и принятии антитеррористического законодательства, проведении оперативно-розыскных мероприятий, использовании военизированных антитеррористических подразделений и государственном контроле за СМИ.

7. Степень приемлемости тех или иных конкретных действий напрямую зависит от уровня террористической угрозы, степени ее осознания общественностью. Однако даже в крайне острых ситуациях на действия органов государственной власти налагаются определенные ограничения. Это связано с необходимостью достижения успеха в борьбе с терроризмом теми средствами, которые не подорвут основы современного правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Органам государственной власти любой страны в процессе своей деятельности приходится вести целенаправленную работу по предотвращению и разрешению неминуемо возникающих в процессе общественного развития конфликтов. Особое внимание уделяется социальным конфликтам, выражающим осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребностей, интересов и являющееся следствием нарастания напряженности в обществе.

Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени не разрешаемых противоречий. При определенных обстоятельствах конфликтная ситуация обостряется кризисным состоянием или перерастает в чрезвычайную, характеризующуюся применением насилия. Одним из наиболее опасных инструментов, используемых различными силами для достижения политических целей, в современном мире выступает терроризм, превратившийся в настоящее время в одну из глобальных угроз человечеству.

Как показывает анализ западноевропейского опыта определение и реализация политики противодействия терроризму должна строиться с учетом следующих базовых оснований.

Во-первых, в современных условиях любое государство, даже то, где не отмечена террористическая активность, должно систематически проводит профилактическую работу, включающую в себя:

• политические меры по предупреждению и разрешению тех социальных конфликтов, которые при их эскалации могут привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия;

• выявление потенциальных источников террористической угрозы (людей, групп, организаций).

• активную работу по формированию демократической лолитиче-ской культуры, для которой, в частности, характерно неприятие насилия в качестве инструмента достижения своих политических целей.

Во-вторых, в случае наличия реальной террористической угрозы необходимо сконцентрировать внимание на:

• сборе и анализе информации, касающейся конкретного террористического акта, специфики террористической деятельности в целом;

• выявлении конкретных лиц и групп, осуществляющих террористическую деятельность;

• анализе базовых характеристик террористической организации, ее кадровых, материальных и финансовых ресурсов, специфике внутригрупповых отношений и психологической характеристике лидеров и рядовых членов;

• определении характера конфликта, повлекшего за собой использование терроризма для достижения соответствующих политических целей.

• принятии ключевых политических решений, закладывающих основу стратегии противодействия терроризму;

• определении тактики контртерроризма, выборе конкретных инструментов, форм и методов, конкретизации в соответствии с этим круга задействованных акторов.

Принципы функционирования демократического правового государства требуют при определении и реализации политики противодействия терроризму стремиться к достижению консенсуса между государством и обществом по вопросу стратегии и тактики контртерроризма.

При этом особенно важным представляется:

• Создание такой правовой базы, которая с одной стороны, обеспечивала бы неотвратимость наказания за терроризм, с другой, исключала бы (или, по крайней мере, сводила бы к минимуму) возможность злоупотреблений и нарушений со стороны субъектов контртеррористической деятельности, ведущих к нарушению прав человека.

• Налаживание конструктивного сотрудничества со СМИ с целью выработки общих подходов к освещению проблем терроризма и борьбы с ним, что способствовало бы формированию в обществе атмосферы нетерпимости к политическому насилию как средству достижения целей.

• При выборе конкретных инструментов, форм и методов противодействия терроризму последовательно соблюдать принципы результативности, адекватности конкретной ситуации, минимальной достаточности применения силы, приемлемости политико-культурным и морально-этическим нормам, господствующим в данном обществе.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что западноевропейский опыт борьбы с терроризмом особенно важен для России, создающей с Европейским Союзом «общее пространство безопасности» в рамках концепции «четырех общих пространств».

Противодействие терроризму и всем формам организованной преступности является одним из важнейших направлений «Дорожной карты» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия и «Дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности'. Борьба с терроризмом ведется на основе Совместных заявлений ЕС и России, а также в рамках ООН. В частности, стороны предполагают завершение работы над проектом Всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму.

В дорожной карте зафиксированы общие принципы пространства внутренней безопасности:

1 «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, утвержденная на саммите Россия-ЕС, Москва, 10 мая 2005 года.

Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности утверждённая на саммите Россия-ЕС, Москва, 10 мая 2005 года 11−05−2005. http://www.mid.ru.

• приверженность сторон единым ценностям: демократии и верховенству права;

• их эффективному применению независимыми судебными системами;

• равенство между партнерами и взаимное уважение интересов, а также прав человека.

По замыслу сторон, сочетание различных направлений взаимодействия необходимо для баланса между безопасностью, с одной стороны, и правосудием и свободой, с другой.

21 марта 2006 года на заседании Постоянного совета партнерства Россия и ЕС согласовали действия по реализации «дорожной карты». Стороны наметили ряд приоритетных направлений, в том числе:

— борьба с терроризмом: защита важных объектов инфраструктуры, готовность противодействия (включая обучение спецподразделений), планирование действий в чрезвычайных ситуациях и обмен информациеймеры по борьбе с финансированием терроризма;

— противодействие киберпреступности, преступлениям в сфере высоких технологий и использованию Интернета в преступных целях;

— содействие защищенности документов, включая поэтапный ввод биометрических данных в ряд документов, удостоверяющих личность;

— пограничное сотрудничество: развитие сотрудничества между Европейским агентством ФРОНТЕКС и Федеральной пограничной службой России;

— борьба с отмыванием денег.

Важным событием в реализации дорожной карты стало принятие Государственной Думой РФ федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», поскольку формат Совета Европы также играет важную роль в обеспечении эффективного сотрудничества в борьбе с терроризмом между странами ЕС и Россией.

Поскольку с самого момента своего создания в 1949 году, Совет Европы защищает права человека, верховенство закона и плюралистическую демократию, то вполне естественна его жесткая позиция по вопросу о необходимости борьбы с терроризмом, который отрицает эти основополагающие ценности. Совет Европы начал заниматься этой проблематикой еще в 1970;е годы. А сразу же после террористических актов 11 сентября 2001 года Комитет Министров, Парламентская Ассамблея и Конференция министров юстиции взяли на себя обязательство разработать и реализовать план действий, направленный на усиление правовой деятельности направленной против терроризма. Этот план действий был принят Комитетом Министров уже в ноябре 2001 года.

Деятельность Совета Европы по противодействию терроризму основывается на трех основополагающих принципах:

• усиление правовой деятельности направленной против терроризма;

• сохранение основных ценностей;

• деятельность, направленная на искоренение причин терроризма1.

В основе усилий, направленных на укрепление правовой деятельности против терроризма лежит непреложный принцип, согласно которому с терроризмом можно, и необходимо бороться, соблюдая права человека, основные свободы и принцип верховенства права, а также положения таких правовых актов как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271 (2002) ПАСЕ «Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека», принятые 24 января 2002 года и «Основные принципы борьбы с терроризмом», утвержденные Комитетом Министров Совета Европы 15 июля 2002 года. Этот свод основных принципов является первым международным текстом в данной области и провозглашает 17 основных принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека.

1 Террори зм — злейший враг демократии. Iittp:/Avvv.coe.int/t/dc/riles/tIiemcs/terrorisme/dcfaultRU.asp.

15 мая 2003 года был открыт к подписанию Протокол с поправками (СЕД № 190) к Европейской конвенции от 1977 года о ликвидации терроризма1.

В этом Протоколе содержится несколько важных поправок к Конвенции. Во-первых, значительно расширен список правонарушений, не могущих быть квалифицированными как политические или как политически мотивированныев настоящее время он включает все правонарушения, предусмотренные комплексом антитеррористических конвенций ООН.

Во-вторых, предусмотрена упрощенная процедура внесения поправок, которая позволяет добавлять к этому списку новые нарушения.

В-третьих, предусмотрена возможность отказа в экстрадиции правонарушителей в те страны, где им грозит смертная казнь, пытки или пожизненное заключение без досрочного освобождения.

В-четвертых, значительно уменьшены возможности отказа от выдачи на основании оговорки к Конвенции. При этом любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.

Наконец, Конвенция открыта для присоединения государств — наблюдателей, а также других государств не членов Совета Европы, при условии согласия Комитета Министров.

Особый интерес вызывает четкое определение Комитетом Министров Совета Европы в ноябре 2002 года шести приоритетных направлений деятельности в области борьбы с терроризмом. К ним относятся:

• исследование понятий «апология терроризма» или «призывы к терроризму»;

• специальные методы расследования;

• защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия;

• международное сотрудничество в области правоприменения;

1 1Шр:/Л \ \-.сосл1и/1/сЛсцп1аГГ-пг&/1с^-11со~орсга11оп/р1й111-^-п11 311сггог]8ш/.

• деятельность, направленная на борьбу с источниками финансирования терроризма;

• вопросы, связанные с документами, удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом1.

Для реализации приоритетных направлений было создано несколько специальных межправительственных комитетов. Их полномочия отражают стремление Совета Европы найти равновесие между борьбой с терроризмом и соблюдением прав человека, что па практике часто является трудно разрешимой проблемой.

Важную роль в обеспечении сотрудничества государств в рамках Совета Европы сыграла 25-ая конференция министров юстиции, проходившая в Софии в октябре 2003 года. В принятой по ее итогам резолюции министры подтвердили свое намерение продолжать совместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан в духе солидарности, а также на основе общих ценностей, которым неизменно привержен Совет Европы. Кроме того, министры определили и другие возможные направления деятельности такие, как:

• защита, поддержка и выплата компенсации жертвам терроризма;

• оценка эффективности национальных правовых систем при реагировании на террористические акты;

• поддержка расширения законодательных и институциональных возможностей государств — членов Совета Европы в области борьбы с терроризмом;

• изучение возможности создания европейского свода национальных и международных норм, в первую очередь норм в области борьбы с терроризмом;

1 The fight against terrorism — Council of Europe standards (4th edition). 2007. — p.28.

• роль в борьбе с терроризмом, которую смогла бы сыграть в будущем общая Европейской конвенции о борьбе с терроризмом1. Координацией контртеррористической деятельности и анализом конкретного вклада Совета Европы в борьбу с терроризмом поручено заниматься комитету экспертов по вопросам терроризма (CODEXTER)2.

Таким образом, мы видим, что взаимодействие России и Европейского Союза, в первую очередь, стран Западной Европы в борьбе с терроризмом осуществляется по целому ряду направлений и в рамках различных форм сотрудничества.

В то же время необходимо признать, что создание общего пространства свободы, безопасности и правосудия сталкивается с большими трудностями. Причиной этого, на наш взгляд, является не только недоверие сторон друг другу как наследие времен «холодной войны», но и нередко встречающееся недопонимание принципиальных подходов и принципов, которыми руководствуется каждая из сторон, и которые являются результатом развития конкретно-исторической ситуации в каждой из стран, задействованных в совместной контртеррористической деятельности. Именно поэтому изучение политики противодействия терроризму, как отдельных государств Западной Европы, так и ЕС в целом представляется крайне важным не только в теоретическом, но и в политико-практическом плане. Оно помогает лучше осознать, что лежит в основе тех политических решений, которые принимаются нашими европейскими союзниками в борьбе с современным терроризмом.

Именно стремление сторон к пониманию друг друга является залогом того, что координация усилий в противодействии угрозам безопасности, одной из которых является международный терроризм, выразится в конкретных соглашениях и действиях, что представляет собой необходимый шаг в построении общего пространства, в котором в равной степени заинтересованы и ЕС и Россия.

1 Там же, р.29.

2 The Committee of Experts on Terrorism (CODEXTER) http.//vvvvvv.coe.int/t/e/legalaffairs/legalco-operation/fightagainstterrorism/3CODEXTER/.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики, — М.: Славянский диалог, 2001.
  2. Е. Становление и эволюция иерархиезироваиных террористических сетей: на примере итальянских «Красных бригад» // Полис.-2005,-№ 6.-С. 53−65.
  3. Ю.М. (ред.) Этнорелигиозный терроризм. М. Аспект Пресс, 2006.
  4. Дж. Терроризм вчера, сегодня и навеки". Баку: «SADA». 2003 г. www.worldwarfour.org/blok22.shtml
  5. В. И., Остапенко Г. А. Информационные аспекты противодействия терроризму. М.: Горячая линия-Телеком, 2008.
  6. О. Международный терроризм слова и смыслы // Власть. -2002. -№ 2. -С. 19−24.
  7. Е. Создается Талибан в Европе // Российская Федерация сегодня. 2001. -№ 21.- С. 62−63.
  8. Л.В., Кудрявцев В. Н. Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: 2002
  9. Ю.Василенко В. Терроризм как социально-политический феномен, — М.: Изд-во РАГС, 2002, — 190 с. 11 .Великобритания Ирландия. Как перешагнуть через историю. http://www.newsru.com/background/10juii2005/ulsterconfl.html
  10. Э. Германия недостаточно подготовлена к борьбе с террором // INTERNATIONALE POLITIK. 2004. — № 1. — С. 36−41.
  11. А. (ред.). Международный терроризм: борьба за геополитическое господство- М.: Изд-во РАГС, 2005.
  12. Г. Баскский терроризм и политика регионального автономиз-ма в Испании// Мировая экономика и международные отношения. -2002. № 2. — С. 93 — 97.
  13. Г. Испания: демократия vs. терроризм // Космополис. 2003. -№ 1. — С.74−88.
  14. С. И., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма. М.: Дрофа, 2007.
  15. Р. Терроризм и пропаганда. Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма. 1997. № 4.
  16. А., Дмитриев А. Современный терроризм: состояние и перспективы. -М., 2000.
  17. Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М.: Гвардия, 2008.
  18. А. Политический экстремизм. М.: Мысль, 1986.
  19. С.И. Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии. Диссертация. уч.ст. доктора полит. наук 23.00.02 Нижний Новгород, 2008.
  20. Н. Трагедия Ольстера / Н. Грибин, — М.: Междунар. отношения, 1983.
  21. Т. Любовь к смерти?: об обращении с терроризмом // INTERNATIONALE POLITIK. 2001. — № 11. — С. 50−59.
  22. М. Международный терроризм как социально-политический феномен // Безопасность Евразии. 2002. — № 3. — С. 576−590.
  23. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ст. 15 http://olexa.org.ua/rus/law/law03.htm
  24. И. Грядущий Аттила. Прошлое, настоящее и будущее международного терроризма М.: Азбука-классика, 2008.
  25. К. В. Терроризм и террористы. Справочник. М.:Харвест, 1999.
  26. В. Хронограф терроризма и антитеррора. М.: МакБланш, 2007.
  27. В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму. М.: ТОМ, 2007.
  28. Э. Покушение на мирную жизнь (взгляд на современный терроризм). М.: ACADEMIA, 2007.31 .Испанская конституция. http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM
  29. Италия. Реформы спецслужб, http://www.agentura.ru/dossier/italy/
  30. П. Политический терроризм: криминологическая характеристика и меры сдерживания. Нижнекамск: НХФ МГЭИ, 1998. — 40 с.
  31. С. Ирландская Республиканская Армия объявила о разоружении. http://lenta.ru/articles/2005/07/29/ira/
  32. Г. Веспер, Энслин, Баадер: немецкий терроризм: начало спектакля. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004.
  33. Ю. Концепция войн и борьбы с международным терроризмом демократических государств. М.: Типография, 2002.
  34. , Е. Современный терроризм: анализ основных направлений. -Минск: Харвест, 2000.
  35. А. Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму// Обозреватель:-Observer. 2003. — № 10. — С. 26−33.
  36. М. «Бэби-бомба от дьявола: жестокий роман немецкого терроризма"//Новое время. -1997. -№. 26. С. 19−23.
  37. Д. Испания опять уступила террористам. Парламент одобрил переговоры с ЭТА. http://www.rg.ru/tema/avtor-Dmitrij-Kosarev/index.html
  38. Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема// www.anthropoiogy.ru/ru/texts/kosov/terror.html
  39. Е.В. К вопросу о социально-психологической природе правого экстремизма (на примере современной Великобритании) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер: Политология. — 2003. — № 4 — С. 95.
  40. П. Действующая модель ада: очерки о терроризме и террористах. М.: ACT — СПб.: Астрель-СПб, 2004.
  41. А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран). М.: Знание, 1990.
  42. А. Мусульмане во Франции // Россия и мусульманский мир, — 2002,№ 11. -с. 150−175.
  43. Н. Терроризм как тип политического поведения// Социологические исследования. -1993. № 8. — С. 20−23.
  44. А. Терроризм и этнополитические конфликты. Кн. 1. Из истории басков / А. Ландабасо Ангуло, А. Коновалов. М.: ОГНИ, 2004,382 с.
  45. С. А. Террор и террористы. СПб: Изд-во СПбГУ, 2004
  46. В.Н. Глобализация и международный терроризм. М.:Наука, 2006.
  47. В.В. Об эволюции концепций контртерроризма. http://www.counterterrorismcenter.rii/main/pages/lukov.htiTil51 .Луков В. В. Об идеологии контртерроризма. http://articlcs.excelion.ru/science/lifesecurity/4 491 814.html
  48. , Г. О проблематике терроризма в контексте прав человека //Московский журнал международного права. 2002. — № 2. — С. 4−17.
  49. В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм // Общественные науки и современность. 2004. -№ 3. — С. 81−88.
  50. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Московский журнал международного права. 2001. — № 1. — С. 230−252.
  51. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: дискуссия // Международная жизнь. 2001. -№ 3. -С. 71−1 10.
  52. , Г. Дракон встает на дыбы (о международном терроризме): современный терроризм в контексте глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3. — С. 36−46.
  53. Р. Международный терроризм: организационная структура и коммуникативная стратегия // Вестник Моск. ун-та. Сер. Политические науки. 2004. — № 5. — С. 62−72.
  54. А. Вертикальная горизонталь // Французская Чечня.// „Дело“ 27/3/2006 http://www.idelo.ru/412/20.html
  55. X. Терроризм сегодня: война становится асимметричной //INTERNATIONALE POLITIK. 2004. — № I. — С. 4−16.
  56. . Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма. М.: Паблишер, 2007.
  57. И. Независимое военное обозрение. Опыт Великобритании в пример, http://nvo.ng.ru/spforces/2002-l 1 -29/7greatbritain.html
  58. И. Новый лик терроризма// Обозреватель-Observer. -2001. -№ 7−8. С. 53−54.
  59. Я. Терроризм в Северной Ирландии: история и современность // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 6 — С. 214−230.
  60. М. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М.: Наука, 1994.
  61. Э. Социальная природа экстремизма и терроризма// Общественные науки и современность. 2002. — № 4. — С. 113−124.
  62. Д. „Либо ислам европеизируется, либо Европа исламизируется“. VOA News. www.voanews.com/russian/archive/2006−06/2006−06−29-voa5.cfm
  63. Ю. Испытание Корсикой. Как Франция решает проблемы корсиканского сепаратизма. http://www.infrance.ru/tourisme/art-regions/corse-politique/corse-politique.html
  64. Е. Красные бригады // Континент. 2005.- № 19, — С. 42−50
  65. В. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  66. К. Скепсис Старого Света // INTERNATIONALE POLITIK. -2002. № 4, — С. 29−38.
  67. Е. Ольстер: истоки трагедии, — М.: Наука, 1982, — 167 с.
  68. Е. Терроризм в Ирландии как метод политической борьбы // Политика и власть в Западной Европе XX в. М.: ИВИ РАН, 2000. — С. 101−125.
  69. А. Кризисная ксенофобия. РБК Daily. 21.05.2009 http://www.rbcdaily.ru/2009/05/21/focus/415 471
  70. В. И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. Саратов: СГУ, 2008.
  71. Проблемы глобализации экономики и борьбы с международным терроризмом: подбор статей // Проблемы современной экономики. 2002. -№ 3−4. — С. 52−62.
  72. Психология и психопатология терроризма: Гуманитарные стратегии антитеррора: Сборник статей /под ред. Решетникова М. М. СПб: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 2004.
  73. , В. Международное сотрудничество альтернатива международному терроризму? // Социологические исследования. — 2004,-№ 1. -С. 137−139.
  74. Ф. Век террора. М.: Эксмо, 2003.
  75. Резолюция Совета Безопасности ООН по международному терроризму: документы за 2001 г. // Московский журнал международного права. -2002. -№ 1. С. 240−249.
  76. М.М. Неочевидный образ будущего: социальные процессы и терроризм в Европе, http://nfp.oedipus.ru/node/9081 .Рогожников М. Политические смыслы террора // Эксперт. 2004. — № 35. — С. 24−25.
  77. , В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3. — С. 50−57.
  78. , Е. Глобализация терроризма и ее последствия // Международная жизнь. 2001. -№ 9−10. — С. 17−25.
  79. А. Необходима глобальная система противодействия терроризму // Международная жизнь. 2003. — № 1. — С. 34−42.
  80. М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008.
  81. В. Первая война XXI века // Власть. 2002. — № 4. — С. 43−50.
  82. Н. В тупике сепаратизма. // Русский Журнал, июль 2003 г. http://www.politnauka.org/library/compare/serova.php
  83. , Н. Что ожидает мир? // Международная жизнь. 2001. — № 12.-С. 30−38.
  84. Современный терроризм: состояние и перспективы / под ред. Е. Степанова, — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  85. С. Терроризм и организованная преступность. М.: ЮНИТИ, 2008.
  86. В. А., Нестик Т. А. Современный терроризм: Социально-психологический анализ. М.: РАН, 2008.
  87. Субъективность и бунт. Интервью с Тонино Л. Пароли о возникновении и развитии „Красных бригад“, http://www.politizdat.ru/interview/34/
  88. Судья Жан-Луи Брюгьер: „Мы должны по- новому взглянуть на проблему Чечни“ 20.06.2003 http://emigration.russie.ni/news/5/l 168l. html
  89. С., Привалов К. Метод Брюгьера.//Итоги. № 28 (474) 12.07.05 http://www.itogi.ru/archive/2005/28/66 684.html
  90. А. Вьетнам близко, или партизанская война на берегах Рейна. www.leftdv.narod.ru
  91. Тарасов А. Как победить терроризм. Газета „ЯБЛОКО России“, № 39, 916 октября 1999 года http://www.yabloko.ru/News/Npaper/3999/yr-3999−9.html
  92. Тень свастики над Германиейhttp://www.km. ru/magazin/viewprint.asp?id={7El 80 879-Е94С-4В56−831F-F07FA59ED778) &data= 31.07.2000
  93. Терроризм угроза человечеству в 21 веке / отв. ред. Р. Рыбаков — М.: „Крафт +“, 2003.
  94. Терроризм в современном мире. Истоки, сущность, направления и угрозы. М.: Ин-т социологии РАН, 2003.
  95. Терроризм в современном мире. Монография / Науч. ред.: Анто-нян Ю.М., Шульц В. Л. М.: Наука, 2008.
  96. А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1994.
  97. , М. Терроризм в 21 веке. Минск: Харвест, 2004.
  98. В. В. Россия: 10 лет борьбы с международным терроризмом. М.: Групп, 2008.
  99. Ю. Глобальная паутина террора //Международная жизнь -2003.-№ 3. -с.50−59.
  100. В. Терроризм и глобализация// Космополис. 2003. — № 3. — С. 133−147.
  101. Фельтринелли К. Senior Service: Жизнь Джанджакомо Фельтри-нелли / К. Фельтринелли. М.: ОГИ, 2003.
  102. Фракция Красной Армии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D 1% 86%D0%B8%D1%8F%D0%9 A%D 1%80%D0%B0%D 1%81%D0%BD% D0%BE%D0%B9%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8
  103. Франция: беспорядки. http://nclrc.org/webcasts/russian/2006−10−27/oct27script.htm
  104. Французская система борьбы с терроризмом http://www.agentura.ru/dossier/france/counterterrorism/
  105. С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО „Издательство ACT“, 2003.
  106. М. Бродит по Европе призрак исламизма. http://www.continent.kz/2002/06/14.html
  107. И. Итоги и уроки „четвертой мировой“ войны: как бороться с международным терроризмом? // Обозреватель Observer. -2003. -№ 10. — С. 71−77.
  108. И. Международный опыт борьбы с терроризмом: терроризм можно победить, устранив его причины // Обозреватель-Observer. 2002. — № 11−12. — С. 41−46.
  109. , И. Об основных направлениях борьбы с современным терроризмом // Власть. 2002. — № 12. — С. 3−7.
  110. О. Вооруженная борьба против международного терроризма.» политико-правовые аспекты// Московский журнал международного права. 2001 .-№ 4. — С. 11−21.
  111. К. К идеологическому обоснованию терроризма. М.: Айрис-пресс. 2001.
  112. , М. Что значит «бороться с терроризмом» / М. Ховард // Россия в глобальной политике. -2003.-№ 1.- С. 10−17.
  113. С. Либерализм в зеркале международного терроризма// Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2002. -№ 4. — С. 6−24.
  114. В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3. — С. 47−49.
  115. . Терроризм взгляд изнутри. — М.: Ультра. Культура, 2003.
  116. С. Столкновение глобализаций: как сделать мир более пригодным для жизни // Россия в глобальной политике. -2003. № 1. -С. 78−91.
  117. Хухлындина JL, Хохлов Д. Интеграция: объединенная Европа или сообщество свободных европейских регионов? http://www.elib.org.ua/politics/uareadme.php?subaction=showiull&id=109 6 447 249&archive=&startfrom=&ucat=2&
  118. В. Медиа-терроризм. Терроризм и средства массовой информации. М.: Ника-Центр, 2004.
  119. , Е. Страна Басков: терроризм или борьба за самоопределение // Мировая экономика и международные отношения, — 2002, — № 10,-С. 77−86.
  120. М. Германские нацисты жаждут реванша. РБК Daily 22.05.2009http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml?2003/09/18/archive/45 125
  121. , У. Распад государства как глобальная угроза: неустойчивые государства и транснациональный терроризм // INTERNATIONALE POLITIK.- 2003. № 6. — С. 17−28.
  122. Ю. Бундесхакеры. В ФРГ узаконили обыски компьютеров через Интернет Время новостей: № 211, 14 ноября 2008 www.vremya.ru/2008/211/5/217 029.html
  123. B.JI. Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. М.: ACT, 2006
  124. Шульцки Хаддути, К. Черви и вирусы в сети: угрозы кибер-террора и борьба с ними / К. Шульцки — Хаддути // INTERNATIONALE POLITIK. — 2004. — № 1. — С. 49−58.132. ЭТА. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%A2%D0%90#citenote-0#cite note-0
  125. С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. — № 4. — С. 24-
  126. Alexander У. Counterterrorism Strategies: Successes and Failures of Six Nations. Potomac Books, 2006.
  127. Alexander Y., Finger S.(eds.) Terrorism: An Interdisciplinary Perspective. New York: John Jay Press, 1997.
  128. Y., Myers K. (eds.) Terrorism in Europe. L.: Croom Helm, 1982.
  129. Y., Pluchinsky D. (eds). European Terrorism Today and Tomorrow. New York: Brassey’s, 1992.
  130. Alexander Y., Pluchinsky D. Europe’s Red Terrorists: The Fighting Communist Organizations. London: Frank Cass, 1992.
  131. Alexander Y. Combating terrorism: strategies of ten countries. University of Michigan Press, 2002.
  132. Alexander Y., Adeniran Т., Kilmarx R.(eds.). International Violence. N.Y.: Praeger, 1993.
  133. Y., Gleason J. (eds.). Behavioral and Quantitative Perspectives on Terrorism. N.Y.: Pergamon, 1991.
  134. Alexander Y., Wilkinson P. and Carlton D. (eds). Terrorism. Theory and Practice. Boulder, CO: Westview Press: 1979.
  135. Anti-terrorism Policy. http://www.euractiv.com/en/security/anti-terrorism-policy/article-136 674
  136. Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001. http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2001/ukpga20010024enl
  137. Arquilla J., Ronfeldt D. The Advent of Netwar: Analytical Background // Studies in Conflict and Terrorism, vol 22, 3 (July-September 1999). -p.190−207.
  138. Association of University Teachers. The Terrorism Bill and Academic Freedom, November 2005.
  139. Banks W., Wallerstein M., de Nevers R. Combating Terrorism, Strategies and Approaches. Washington: CQ Press, 2007.
  140. Baudrillard J. The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. London: Verso, 1993.
  141. Bergen P., Pandey S. The Madrassa Scapegoat. //The Washington Quarterly. Volume 29, Number 2, Spring 2006. p. 110−119.
  142. Block L. Evaluating the Effectiveness of French Counter-Terrorism// Terrorism Monitor Volume: 3 Issue: 17 September 14, 2005 http://www.jamestown.org/single/7nocache- 1 &txttnews%5 Bttnews%5 D -560
  143. Bolz F. The Counterterrorism Handbook: Tactics, Procedures, and Techniques, N.Y.: CRC, 2007.
  144. Bonante L. Some unanticipated consequences of terrorism // Journal of Peace Research, 16(3). 1979. — p. 198−211.
  145. Bosch O., van Ham P. Global Non-Proliferation and Counter-Terrorism: The Impact of UNSCR 1540. Brookings Press, Chatham House, and Clingendael, 2007.
  146. Brown G. We are about to take the war against terror to a new level. http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2009/mar/22/gordon-brown-terrorism
  147. Bundesamt fiir Verfassungsschutz. http://en.wikipedia.org/wiki/Verfassungsschutz
  148. Bundesnachrichtendienst. http://en.wikipedia.org/wiki/Bundesnachrichtendienst
  149. Bunker R. Weapons of Mass Disruption and Terrorism // Terrorism and Political Violence, vol 12, 1 (Spring 2000) p. 40 -56.
  150. Bunyan T. The Origins of Emergency Powers Acts in the UK. http://www.statewatch.org/news/2003/jun/23bcivil.htm
  151. Burke J. France braced for 'rebirth of violent left'. // The Observer, Sunday 4 January 2009.
  152. Carter A., Deutch J. and Zelikow Ph. Catastrophic Terrorism: Tackling the New Danger // Foreign Affairs (November/December 1998). p.78−87.
  153. Chalk P. West European Terrorism and Counter-Terrorism: The Evolving Dynamic (New York: St. Martin’s Press, 1996.
  154. D. (ed.) The Deadly Sin of Terrorism: Its Effect on Democracy and Civil Liberty in Six Countries. Westport, Conn: Greenwood Press, 1994.
  155. Clutterbuck R. International Conflict and Crisis. London: .Macmillan, 2003.-p. 216−218.
  156. Combs C. Terrorism in the 21st Century. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall, 2002.
  157. Cossiga’s revelations on False Flag Terrorism. http://spookterror.blogspot.com/2008/10/cossigas-revelations-on-false-flag.html
  158. Council steps up cross-border hot pursuit. Euractiv 20 July 2005 http://www.euractiv.com/en/security/council-steps-cross-border-hot-pursuit/article-142 756
  159. Counter-intelligence and counter-terrorism organizations. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enwiki/7 852 403
  160. Counter-terrorism Strategy. http://security.homeoffice.gov.uk/counter-terrori sm-strategy/
  161. Crank J., Gregor P. Counter-Terrorism after 9/11: Justice, Security and Ethics Reconsidered L.: LexisNexis 2005.
  162. Crenshaw M. The War on Terrorism: Is the US Winning? http://www.realinstitutoelcano.org/analisis/1051/1051CrenshawUSWarT errorism. pdf
  163. Crenshaw M.(ed.) Terrorism in context. Pennsylvania: Penn State Press, 1995.
  164. Cronin A. Behind the Curve: Globalization and the International Terrorism // International Security 27, N.3 (winter 20 022 003). p.30−58.
  165. Cronin A.& Ludes J. (eds.) Attacking Terrorism. Elements of a Grand Strategy. Washington.: Georgetown University Press, 2004.
  166. Dewar M. Weapons and Equipment of Counter-Terrorism. N.Y.:Arms and Armour Press, 1995.
  167. Diamond L. The Global State of Democracy // Current History, vol 99, no.641 (December 2000). -p. 409−421.
  168. ETA. http://www.en.wikipedia.org/wiki/ETA
  169. EU Counter Terrorism Startegy and Plans Handbook (World Business and Investment Library). International Business Publications, USA. 2009.
  170. EU unprepared for bioterror threat. EurActiv 14 Feb 2005. http://www.euractiv.com/en/security/eu-unprepared-bioterror-threat/article-135 340
  171. European arrest warrant ruled unconstitutional in Germany. EurActiv 19 July 2005 http://www.euractiv.com/en/security/european-arrest-warrant-ruled-unconstitutional-germ any/article-142 674)
  172. Europol Terrorism Report for 2009: EU terrorism situation and trend report Posted on 29 April, 2009 http://www.statewatch.Org//news/2009/apr/europo!-te-sat-2009.pdf
  173. EU-US agreement on passenger data has to be renegotiated, say MEPs EurActiv 19 March 2004 http://www.euractiv.com/en/security/eu-us-agreement-passenger-data-renegotiated-meps/article-114 845
  174. Export Administration Act of 1979. http://www.access.gpo.gov/bis/ear/txt/legalauthority.txt
  175. Extreme-Nationalist Organizations In Europe. http://www.beyondweird.com/ufos/BruceWaltonTheJUndergroundNazi Invasion31 .html
  176. Fanon F. The Wretched of the Earth. Harmondsworth: Penguin, 1967.
  177. Fascism and the Establishment. Italy: The strategy of tension. http://www.struggle.ws/freeeartli/fe3italy.html
  178. Ferracuti F. A Sociopsychiatric Interpretation of Terrorism//The Annals of the American Academy of Political and Social Science, No. 463, September 1992. p. 129−141.
  179. Forest J. Countering terrorism and insurgency in the 21st century: international perspectives. Westport Greenwood Publishing Group, 2007.
  180. France’s 'Terrorist Grocers:' Could They Be Behind Department Store Bomb? // The Independent. December 18, 2008 http://www.huffingtonpost.com/2008/l2/18/frances-terrorist-grocersn152226.html
  181. French Ultra Left Faces Unhinged Repression: Tarnac Affair. http://tendancecoatesy.wordpress.com/2008/12/05/french-ultra-left-faces-unhinged-repression-tarnac-affair/
  182. Fukuyama F. State-Building: Governance and World Order in the 21st Century. Ithaca, NY: Cornell University Press. 2004.
  183. Ganor B. The Counter-Terrorism Puzzle: A Guide for Decision Makers. Transaction Publishers, 2007.
  184. George A (ed.) Western State Terrorism. N. Y.: Routledge, 1991.
  185. Germany On Guard for Terrorism Linked to Mideast, http://www.dw-world.de/dw/article/0"2 125 622,00.html
  186. Germany. Grenzschutzgruppe 9 (GSG-9). http://www.specialoperations.com/Foreign/Germany/GSG9.htm
  187. Ghosh T., Prelas M., Viswanath D. Science and Technology of Terrorism and Counterterrorism New Delhi: CRC, 2002
  188. Gibbon L. Fighting Extremism. // Epigram, N.174. 21 November 2005. http://www.epigram.org.uk/
  189. Glees A., Pope C. When Students Turn to Terror: Terrorist and Extremist Activity on British Campuses //Social Affairs Unit. September 2005.
  190. Global Counter-terrorism Handbook. USA International Business Publications. Routledge Intl Business Pubns USA, 2006.
  191. Green D., Griffith M. Globalization and Its Discontents// International Affairs. V. 78, № 1, 2002. p.45−61.
  192. Greenway H. How France confronts terrorism http://www.boston.com/bostonglobe/editori alopinion/oped/articks/2009/02 /17/howfranceconfrontsterrorism/
  193. Hanle D. Terrorism: The Newest Face of Warfare. VA: Pergamon Brassey.1989.
  194. Hauter B., Gray J. Counter Terrorism. L.A.: Hauter, 2004
  195. Hewitt S. The British War on Terror: Terrorism and Counter-Terrorism on the Home Front Since 9/11 L.: Continuum, 2008.
  196. Heymann Ph. Terrorism and America: A Commonsense Strategy for a Democratic Society Cambridge, MA: The MIT Press, 1998.
  197. Hippel von K. (ed.) Europe Confronts Terrorism. London: Palgrave Macmillan, 2005.
  198. J., Lewis C. (eds.) Counter-Terrorism and the Post-Democratic State. Edward Elgar Publishing, 2008.
  199. Hocking J. Terror Laws: ASIO, Counter-Terrorism and the Threat to Democracy Universal Publishers, 2006.
  200. House of Commons Defence Committee (HCDC). Defence and Security in the UK: Volume I. London: The Stationery Office. 2002.
  201. L. (ed.) Terrorism: Roots, Impact, Responses. New York: Praeger, 1992.
  202. Howard R., Sawyer R., Bajema N. Terrorism and Counterterrorism: Understanding the New Security Environment, Readings and Interpretations N.Y.: McGraw-Hill/Dushkin, 2008.
  203. Howell J., Lind J. Counter-Terrorism, Aid and Civil Society: Before and After the War on Terror. L.: Palgrave Macmillan. 2009.
  204. Hunsicker A. Understanding International Counter Terrorism: A Professional’s Guide to the Operational Art. Universal Publishers, 2006.
  205. Husain Ed. The Islamist: Why I Joined Radical Islam in Britain, What I Saw Inside and Why I Left. L.: Penguin, 2007.
  206. Intelligence Services Act 1994http://www. statutelaw.gov. uk/content.aspx?activeTextDocld= 1 426 823 223. Irish Republican Army. http://www.en.wikipedia.org/wiki/IrishRepublican Army
  207. Jackson R. Writing the War on Terrorism: Language, Politics and Counter-terrorism. Manchester: Manchester University Press, 2005
  208. Jamieson A. Identity and Morality in the Italian Red Brigades // Terrorism and Political Violence, 4 (1990). p. 501−517.
  209. Jenkins B. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Los Angeles: DTIC, 1974.
  210. Joint Terrorism Analysis Centre, http://www.mi5.gov.uk/outpiit/joint-terrorism-analysis-centre.html
  211. Jongman A. Trends in International and Domestic Terrorism in Western Europe, 1968−1988.// Terrorism and Political Violence, 4(4) (Winter 1992). -p. 41−54.
  212. Katona P., Sullivan J., Intriligator M. Countering Terrorism and WMD: Creating a Global Counter-Terrorism Network (Cass Series on Political Violence) Routledge, 2006.
  213. Katzenstein P. The Same War, Different Views: Germany, Japan, and Counterterrorism //International Organization, Vol. 57, No. 4. (Autumn, 2003)-p. 13−29.23 1. Kirchheimer O. Political Justice. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2005.
  214. Kushner H. Encyclopedia of Terrorism. L.: SAGE Publications, 2002.
  215. Lacaze J. Report of The Committee on Foreign Affairs and Security on Terrorism and its Effects on Security in Europe. European Parliament Session Documents, A3−0058/94, 2 February 1994.
  216. Laqueur W. The Age of Terrorism. Boston: Little Brown and Company, 1987.
  217. W. (ed.). The Terrorism Reader. N.Y.: New American Library, 1988.
  218. Latter R. Terrorism in the 1990s' // Wilton Park Papers 44 (November 1991). p. 2−19.
  219. Lauwers G. National Liberation Front of Corsica (FLNC) http://212.150.54.123/organizations/orgframe.cfm?orgid=85
  220. Long D. The Anatomy of Terrorism. New York: The Free Press, 2000.
  221. Lupsha P. Explanation of Political Violence: Some Psychological Theories Versus Indignation // Politics and Society 2, N.l. 1998 — p.93 -109.
  222. Macfarlane L. Human Rights and the Fight against Terrorism in Northern Ireland. // Terrorism and Political Violence. N.4 (1) (Spring 1992). p.89−103.
  223. Maher Sh. Glasgow bombs: the doctor I knew. //New Statesman. 05 July 2007. http://www.newstatesman.com/200 707 050 013
  224. D., Monar J. (eds.) International Terrorism A European Response to a Global Threat? Oxford: Peter Lang Verlag, 2006.
  225. Marchington J. Counter-Terrorism Weapons & Equipment. Casemate Pub & Book Dist Lie, 2003.
  226. Mayer M. The German October of 1977 //New German Critique, No. 13, Special Feminist Issue. (Winter, 1978). p.40 -53.
  227. Meggle G. Ethics of Terrorism and Counter-Terrorism (Philosophical Research). Ontos Verlag, 2005.
  228. Miller S. Terrorism and Counter-Terrorism: Ethics and Liberal Democracy. L.: Blackwell, 2008.
  229. Nacos B. Terrorism and Counterterrorism: Understanding Threats and Responses in the Post 9/11 World. L.:Longman, 2009.
  230. National Liberation Front of Corsica. http://www.en.wikipedia.org/'wiki/NationalFrontfortheLiberation ofC orsica
  231. Negt O., Gundel T., Harrigan R., Zipes J. Terrorism and the German State’s Absorption of Conflicts //New German Critique, No. 12. (Autumn, 1977).-p.21−34.
  232. Nesi G. International Cooperation in Counter-terrorism: The United Nations and Regional Organizations in the Fight Against Terrorism. Ashgate Publishing, 2006
  233. Nucleo Operativo Centrale di Sicurezza. http://www.en.wikipedia.org/wiki/NucleoOperativoCentrale di Sicurezza
  234. R., Makarychev A. (eds.) National Counter-Terrorism Strategies: Legal, Institutional, and Public Policy Dimensions in the US, UK, France, Turkey and Russia Volume 14 NATO Security. (Nato Security Through Science Series) IOS"Press 2006.
  235. O’Sullivan N. Terrorism, Ideology & Revolution: the origins of modera political violence. Sussex, 1986.
  236. O’Kane R. Terrorism. Oxford: Blackwell, 2007.
  237. Olson P. The terrorist and the terrorized: Some Psychoanalytic considerations. //The Journal of Psychohistory, 2004. -No.76(1). p. 43−57.
  238. Oots K, Wiegele T. Terrorist and Victim: Psychiatric and Physiological Approaches from a Social Science Perspective// Terrorism: An International Journal, No. 1, 2005. p. 1−32.
  239. Piazza Fontana bombing. http://www.en.wikipedia.org/wiki/PiazzaFontanabombing
  240. Pickering Sh., McCulloch J., Wright-Neville D. Counter-Terrorism Policing: Community, Cohesion and Security. Springer. 2007.
  241. Polaine M., Sambei A., du Plessis A. Counter-Terrorism Law and Practice: An International Handbook. Oxford University Press, USA 2009.
  242. Post J. Current Understanding of Terrorist Motivation and Psychology: Implications for a Differentiated Antiterrorist PoIicy//Terrorism. No. 1, 2000, pp.65−71.
  243. Prevention of Terrorism Act 2005http:// www.opsi.gov.uk/acts/acts2005/ukpga20050002enl
  244. Promoting good campus relations: dealing with hate crimes and intolerance. Guidelines. http://bookshop.universitiesuk.ac.uk/downloads/promotinggoodrelations.pdf
  245. Red Army Faction. http://en.wikipedia.org/wiki/RedArmyFaction
  246. Red Brigades: the Story of Italian Terrorism.// The Economist. May 26, 1990.
  247. Refugee Movements and International Security. // Adelphi Papers 268. (Summer 1997).
  248. W. (ed.), Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  249. Revolutionary People’s Struggle (ELA). http://www.fas.org/irp/world/para/ela.htm
  250. Ronfeldt D. Netwar Across the Spectrum of Conflict: An Introductory Comment // Studies in Conflict and Terrorism, vol. 22, 3 (1999). p. 187−204.
  251. Sanchez A. Corsica: France’s Petite Security Problem //Studies in Conflict & Terrorism, 1521−0731, Volume 31, Issue 7, 2008. -p. 650−669.
  252. Schaefer B. Expanding Freedom to Counter Terrorism., Routledge 2002.
  253. Schmid A., de Graaf J. Violence as Communication. Insurgent Terrorism and the Western News Media. London: Sage, 1982.
  254. Schmid A., Jongman A. Political Terrorisin: A New Guide to Actors, Authors, Concepts, Data Basis, Theories and Literature. N.Y.: Transaction Publishers, 2005.
  255. Shearman P., Sussex M. European security after 9/11. L.:Ashgate Publishing, Ltd., 2004.
  256. Sheehan M. Crush the Cell: How to Defeat Terrorism Without Terrorizing Ourselves Three Rivers Press, 2009.
  257. Silke A. The Psychology of Counter-terrorism. L.: Routledge, 2009.
  258. Sims P. Ban the bombers? //New Humanist. Volume 122 Issue 5 September/October 2007. http://newhumanist.org.uk/1571
  259. Smith J. Threat of dirty bombs 'increased'. http://news.bbc. co. uk/2/hi/uknews/7 960 466.stm
  260. Spain and France to combat terrorism, illegal immigration (Roundup). Europe News. Apr 28, 2009. http://www.monstersandcritics.com/news/europe/news/article1473586.php/ SpainandFraucetocombattenorismillegalimmigrationRoundup
  261. D. (ed.) The European Union and Terrorism. London: John Harper Publishing. 2007.
  262. Staniforth A., Walker C., Parkinson J. Blackstone’s Counter-terrorism Handbook. Oxford: Oxford University Press, 2009.
  263. Stevenson J. Counter-Terrorism: Containment and Beyond (Adelphi Papers). L.: Routledge. 2005.
  264. Strategy of tension. http://en.wikipedia.org/wiki/Strategyoftension
  265. Terrorism Act 2006. http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2006/ukpga2006001 1 enl
  266. The Electoral Commission. Northern Ireland Assembly elections. http://www.electoralcommission.org.uk/election-data/
  267. The European Union Counter-Terrorism Strategy. http://ue.eu.int/uedocs/cmsData/docs/pressdata/en/jha/87 257.pdf.
  268. The French White Paper on defence and national security http://www.elysee.fr/download/?mode=press&filename=Dossierde presse LBlancDSNenanglais. pdf
  269. Threats posed by Islamist terrorism/ extremism by foreigners. http://www.en.bmi.bund.de/nnl 16 300/Internet/Content/Themen/Terroris m/DataAndFacts/
  270. ThreatsposedbyIslamistterrorismextremismbyforeigners.1. Html
  271. Thuraisingham B. Web Data Mining and Applications in Business Intelligence and Counter-Terrorism. New Delhi: CRC, 2003.
  272. H. (ed.), Combating the Terrorists, Democratic Responses to Political Violence. N.Y.: Center for Security Studies. 1998.
  273. Tupman W.A.Where has all the money gone? The IRA as a profit-making concern, http://wwvv.ex.ac.uk/~watupman/tandoc/audrey.doc
  274. UK Home Office, Dealing with Disaster. UK Resilience website, third edition, http://www.ukresilience.info/contingencies/dwd/introduction.htm.
  275. Union of Islamic Organisations of France. http://www.en.wikipedia.org/wiki/UnionofIslamicOrganisationsof1. France
  276. United Nations Security Council (UNSC): 56th year, 4370th meeting, New York. 12 September 2001 S/PV.4370: http://www.un.org/Docs/sc/committces/1373/pv4370e.pdf
  277. Valeri L. and Knights M. Affecting Trust: Terrorism, Internet and Warfare// Terrorism and Political Violence, vol 12, 1 (Spring 2000).- p. 1022.
  278. War in Afghanistan (2001 -present)/http://www.en. wikipedia.org/wiki/WarinAfghanistan (2001%E2%80%93 present)
  279. Wardlaw G. Political Terrorism. Theory. Tactics and Counter-Measures. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  280. Wilkinson P. Political Terrorism. London: Macmillan, 1997.
  281. Wilkinson P. Terrorism Versus Democracy: The Liberal State Response. New York: Routledge 2006.
  282. Willan Ph. Terrorists 'helped by CIA' to stop rise of left in Italy. //The Guardian, March 26, 2001.
  283. Whittaker D. Counter-Terrorism and Human Rights. L.: Longman 2009.
  284. Woodworth P. Dirty War, Clean Hands: ETA, the GAL and Spanish Democracy. Yale University Press, 2002.
  285. Zelic Freedman L. (ed.) Perspectives on Terrorism. Wilmington, Delaware: Scholarly Resources, 2003.
  286. Zuller V. Liberty Dies by Inches: German Counter-Terrorism Measures and Human Rights 5 German Law Journal No. 5 (1 May 2004) http://www.germanlawjournal.com/aiticle.php?id=424#edn 1
Заполнить форму текущей работой