Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, включающий в себя этапы: мотивационно-ориентировочный этапэтап формирования производственно-технологических уменийэтап формирования профессионально-технологических умений в конкретных ситуациях профессиональной деятельностиэтап формирования проектировочных умений при выполнении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
    • 1. 1. Анализ и перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях
    • 1. 2. Дидактические основы профессионального обучения студентов техникумов электротехническим дисциплинам
    • 1. 3. Специфические особенности технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
    • 2. 1. Модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам
    • 2. 2. Технологический процесс и научно-методическое обеспечение профессионального обучения студентов техникума электротехническим «дисциплинам
    • 2. 3. Опытно-экспериментальное исследование и результаты по реализации технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам
  • Выводы по второй главе

Технология профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для эффективного решения сложнейших технических задач требуется специалист качественно нового типа: профессионально-компетентный, коммуникабельный, конкурентоспособный, готовый к самостоятельной постановке целей и их творческому достижению. Это предъявляет принципиально новые требования к уровню развития и качеству подготовки рабочего и специалиста электротехнического профиля. Повышение внимания к проблемам качественной подготовке специалистов данной отрасли труда в средних профессиональных учебных заведениях является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса и производства. Реализация тенденций гуманизации, интеграции, технологизации, многоуровневости профессиональной подготовки в практике обучения, в том числе и электротехническим дисциплинам, обусловлена многими факторами:

— развитием научно-технического прогресса;

— повышенными требованиями к подготовке рабочих и специалистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

— интенсификацией технологических процессов, характеризующихся высокой сложностью и трудоемкостью;

— дальнейшим развитием высокотехнологичных производств на крупных и средних промышленных предприятиях.

Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями науки и производства.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные аспекты совершенствования технологии обучения специалистов являются предметом исследования многих ученых в профессиональной педагогике.

Проблемы содержания и технологии обучения специальным дисциплинам отражены в трудах Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой,.

B.П. БеспалькоП.Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, Н. И. Думченко, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Н. Ф. Талызиной и др. Теоретические основы формирования профессиональных умений представлены в научных трудах.

C.Я. Батышева, А. П. Беляевой, П. Я. Гальперина, М. А. Жиделева, К. Н. Катханова, Н. Е. Кузнецовой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, З. А. Решетовой, В. В. Чебышевой и др.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий, проявившихся в системе среднего профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:

— современными требованиями, предъявляемыми обществом и производством к уровню электротехнической подготовки будущих техников, способных осуществлять инновационные процессы, и существующими подходами к их подготовке;

— потребностью в разработке новых технологий обучения электротехническим дисциплинам и недостаточностью научного обоснования технологии профессионального обучения студентов.

Разрешение данных противоречий позволяет определить проблему разработки технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, как актуальную.

Цель исследования — научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам.

Объект исследования — профессиональное обучение электротехническим дисциплинам студентов техникума.

Предмет исследования — технологический процесс и научно-методическое обеспечение, обеспечивающие эффективность профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам.

Гипотезу исследования составляет следующее предположениепроцесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам будет более эффективным, если:

— выявлены особенности профессиональной деятельности будущих специалистов электротехнического профиля;

— разработана модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, обеспечивающая взаимосвязь познавательной, практической и профессиональной деятельности студентов в процессе обучения;

— разработан технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам;

— создано научно-методическое обеспечение реализации модели технологии профессионального обучения студентов техникума, обеспечивающее эффективный процесс обучения электротехническим дисциплинам.

Для достижения цели исследования и проверки основных положений изложенной гипотезы потребовалось решение следующих задач:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике, выявить на этой основе тенденции развития профессиональной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования.

2. Проанализировать содержание и характер профессиональной деятельности специалистов электротехнического профиля.

3. Разработать модель и технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам.

4. Разработать научно-методическое обеспечение, реализующееэффективное профессиональное обучение специалистов электротехнического ' профиля.

5. Разработать и экспериментально проверить технологию профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам.

Теоретико-методологической основой исследования является синтез идей психологии, педагогики и методики преподавания специальных и общетехнических дисциплин:

— методологические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Т. К. Кязимов, Ю. Н. Петров и др.);

— теория интегративно-модулыюго подхода к обучению (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, К. Я. Вазина и др.);

— концепция личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.);

— технология педагогического проектирования (Н.А. Алексеев, П. И. Балабанов, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. В. Краевский, С. М. Маркова, В. М. Монахов и др.);

— проектирование содержания обучения в средних профессиональных учебных заведениях (П.Ф. Анисимов, В. И. Байденко, Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко и др.);

— психолого-педагогическая теория формирования личности в > процессе образования (Б.Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— научно-педагогические положения по проблеме проектирования технологий обучения (B.C.Беспалько, В. С. Безрукова, К. Я. Вазина и др.);

— управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых (А.К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, A.M. Сохор, Т. Н. Шамова и др.).

Экспериментальной базой исследования выступает Нижегородскийавтомеханический техникум. Экспериментом было охвачено около 160 студентов, обучающихся по специальности 140 613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

Для решения поставленных задач и подтверждения положений гипотезы использовались следующие методы:

— общенаучные методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, технической, психологической, педагогической и методической литературы, программной, нормативно — правовой и учебной документации для средних профессиональных учебных заведений, теоретический анализ диссертационных работ по теме исследования, педагогическое моделирование, обобщение новаторского опыта по исследуемой проблеме;

— методы эмпирического исследования: анкетирование, опрос, беседа, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценкаизучение продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов.

Этапы исследования. Теоретические основы и поставленные задачи определили процедуры опытно-экспериментального изыскания, которое проводилось с 2001 по 2006 год.

Первый этап (2001 — 2003 гг.) включил в себя: изучение и анализ состояния проблемы в педагогической науке и практикеобосновывалась ч актуальность, разрабатывалась программа исследованияисследовались тенденции развития системы среднего профессионального образования на современном этапеизучались и обобщались существующие подходы в решении проблемы разработки и реализации модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам. Определялись методологические основы, предпосылки, а также уточнялись цели и задачи исследования, выявлялись противоречия, формировалась гипотеза, разрабатывалась методика научного поиска.

На втором этапе (2003 -2004 гг.) разрабатывались модель и технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, определялись структура, содержание, принципы ее реализации. Разрабатывалось научно-методическое обеспечение учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельностью студентов, определялись критерии оценки качества образовательной деятельности, разрабатывались нормативные документы по учебно-методическому обеспечению, организации и контроля профессионального обучения. Уточнялись и корректировались программа исследования, рабочая гипотеза, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) продолжался педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, в ходе которого уточнялись структурные элементы и принципы ее реализации, корректировались критерии, характеризующие качество и результаты образовательной деятельности, выявлялись условия повышения ее эффективности. Осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, делались выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— научно обоснована и разработана модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, реализующая цели повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов электротехнического профиля;

— разработан технологический процесс профессионального обучения электротехническим дисциплинам, состоящий из следующих этапов: мотивационно-ориентировочного, этапа формирования производственно-технологических умений, этапа формирования профессионально-технологических умений в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, этапа формирования проектировочных умений при выполнении проекта электрооборудования локальных объектов, этапа формирования проектировочных умений при выполнении проекта электроснабжения системных объектов, рефлексивного этапа;

— определено научно-методическое обеспечение реализации модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, обеспечивающее достижение целей образования, разработку содержания, определение методов и средств профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены педагогические идеи и принципы построения технологии профессионального обучения электротехническим дисциплинам в системе среднего профессионального образования на основе системного, интегративно-модульного и профессионально-технологического подходов. Определена структура модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, обеспечивающая непрерывный технологический процесс через организацию учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельностивыделены виды профессиональной деятельности специалистов электротехнического профиля (производственно-технологическая, организационно-управленческая, конструкторско-технологическая) — определены требования к квалификации и профессионально-значимым качествам личности специалистов данного профиля.

Разработаны учебные программы теоретического и практического обучения, программы квалификационной, технологической и преддипломной практики, методические указания по выполнению курсового и дипломного проектирования.

Разработана система методических приемов, обеспечивающая решение производственно-технологических, конструкторско-технологических задач, формирование профессионально-значимых качеств личности.

Разработаны структура и содержание интегрированного курса «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», обеспечивающие формирование профессиональных знаний, умений и навыков на каждой стадии профессионального обучения.

Практическая значимость исследования:

— разработана и внедрена модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам;

— разработано и реализовано научно-методическое обеспечение, включающее: комплект учебно-методического обеспечения по учебной дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" — методические указания по выполнению курсового и дипломного проектирования по дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" — программы по производственной квалификационной, технологической и преддипломной практике.

Применены конкретные пути и средства реализации технологии обучения студентов электротехническим дисциплинам. Определены показатели эффективности технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, критерии усвоения знаний и умений.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом теоретических и экспериментальных исследованийисходными методологическими положениямиреализацией системного, интегративно-модульного и профессионально-технологического подходовприменением совокупности методов исследования, адекватных поставленным задачамвыбором оптимальных критериев для оценки эффективности подготовки будущих специалистов электротехнического профилярезультатами статистической обработки данных эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, включающая цели, нормы, этапы и способы формирования профессиональной деятельности, обеспечивающая установление связей между учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельностью студентов и формирование производственно-технологических, организационно-управленческих и конструкторско-технологических умений.

2. Технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, включающий следующие этапы: мотивационно-ориетировочный, этап формирования производственно-технологических умений, этап формирования профессионально-технологических умений в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, этап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электрооборудования локальных объектов, этап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электроснабжения системных объектов, рефлексивный этап, обеспечивающие непрерывность продвижения студентов от начального * уровня усвоения профессиональных умений до уровня, который соответствует профессиональной квалификационной деятельности выпускника.

3. Научно-методическое обеспечение реализации модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, состоящее из:

— комплекта учебно-методического обеспечения по учебной дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— методических указаний по выполнению курсового и дипломного проектирования по дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— программ по производственной квалификационной, технологической и преддипломной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, Совете факультета среднего профессионального образования и Ученом совете Волжского государственного инженерно-педагогического университета, на заседании педагогического совета и предметно-цикловой комиссии электротехнических дисциплин Нижегородского автомеханического техникума. Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались и получили одобрение на IV Международной научнометодической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г.Н. Новгород, 2005 г.), на Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, соискателей и студентов «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов» (г.Н.Новгород, 2005 г.), на Межвузовской научной конференции «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (г. Н. Новгород, 2005 г.), на III Международной научно-практической конференции «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» (г. Пенза, 2005 г.), на Региональной межвузовской научно-практической конференции «Человек. Природа. Общество» (г. Н. Новгород, 2006 г.), на II Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе» (г. Пенза, 2006 г.), на Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых «Современные проблемы науки, образования и производства» (г. Н. Новгород, 2006 г.), на VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород, ВГИПУ, 2006 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Технология профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, разработанная на основе системного, интегративно-модульного и профессионально-технологического подходов, раскрывает логическую структуру педагогического процесса, определяет требования к построению содержания и организации технологического процесса обучения электротехническим дисциплинам и обеспечивает подготовку современных специалистов в области организации и технологии электротехнического производства.

2. Методологической основой технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам являются следующие теоретические положения и принципы:

— ориентация профессионального обучения на принципы непрерывности и многоуровневости, гуманизации и технологизации, научности и творчества;

— направленность процесса профессионального обучения студентов на формирование профессиональных умений специалиста, способного к активной творческой деятельности, осознающего себя субъектом профессиональной культуры в новых социально-экономических и социокультурных условиях.

3. В ходе исследования выявлены общие и специфические особенноститехнологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам: целевая установка, решение мировоззренческих задач, формирование положительного отношения к профессиональной деятельности, умение ставить цели и разрабатывать программу их достижения, видеть практические результаты, владеть инвариантными способами профессиональной деятельности.

4. Модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам рассматривается в исследовании как категория профессиональной педагогики, обеспечивающая установление связей между технологическим процессом и принципами их организации, отражающая социокультурные процессы и связанная с определением целей, норм, этапов и способов осуществления профессиональной деятельности.

5. В исследовании выделены этапы технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам:

— первый этап (мотивационно-ориентировочный), обеспечивает формирование знаний о будущей профессиональной деятельности в целом, раскрывается значение развития специальных знаний, умений и навыков в области электротехнического производства, развитие у студентов познавательного интереса к будущей профессии;

— второй этап — этап формирования производственно-технологических умений через усвоение алгоритмов производственной деятельности, где. студенты уже выполняют действие, но пока во внешней, материальнойформе с развертыванием всех входящих в него операций;

— третий этап — этап формирования профессионально-технологических умений в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, преимущественно в процессе учебно-производственных практик;

— четвертый этап — этап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электрооборудования локальных объектов;

— пятый, этап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электроснабжения системных объектов;

— шестой, рефлексивный этап.

6. В ходе исследования было разработано научно-методическое обеспечение, реализующее технологию формирования производственно-технологической,. организационно-управленческой и конструкторско-технологической деятельности специалистов. Ими являются:

— комплект учебно-методического обеспечения по учебной дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— методические указания по выполнению курсового и дипломного проектирования по дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— программы по производственной квалификационной, технологической и * преддипломной практике.

7. Экспериментальные исследования подтвердили эффективность модели технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам. После проведенного эксперимента почти 45% студентов достигали высокого уровня овладения конструкторско-технологической деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании на основе теоретических и. экспериментальных материалов подтверждена корректность выдвинутой гипотезы и сформулированы следующие выводы:

1. Анализ состояние проблемы профессиональной подготовки специалистов электротехнического профиля в техникуме показал, что «основные направления его совершенствования обусловлены социально-экономическими, психолого-педагогическими, профессиологическими факторами, тенденциями и позитивными инновационными процессами в профессиональном образовании и производстве.

2. Определены требования к профессиональной подготовке и профессионально деятельности будущих техников-электриков. Подготовка техника-электрика должна ориентироваться на опережающий уровень развития техники, технологий, услуг, производственных и общественных отношений Специалист должен уметь гибко реагировать на изменяющиесянаучно-технические, социально-экономические, технико-экономические, производственно-технологические условия в своей трудовой деятельности.

3. Определены методологические подходы к исследованию: системный, интегративно-модульный, профессионально-технологический.

4. Выделены виды деятельности специалиста электротехнической области: производственно-технологическая, организационно-управленческая и конструкторско-технологическая.

5. Разработана модель технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, построенные на основе принципов непрерывности, многоуровневости и интенсивности, что. обеспечивает формирование целостной системы профессиональной деятельности через интеграцию и дифференциацию теоретического, практического и производственного обучения.

6. Разработан технологический процесс профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, включающий в себя этапы: мотивационно-ориентировочный этапэтап формирования производственно-технологических уменийэтап формирования профессионально-технологических умений в конкретных ситуациях профессиональной деятельностиэтап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электрооборудования локальных объектовэтап формирования проектировочных умений при выполнении проекта электроснабжения системных объектоврефлексивный этапи характеризующийся интенсификацией и активизацией процесса обученияобеспечивающий профессиональное развитие студентов в области организации и технологии электротехнического производства.

7. Создано научно-методическое обеспечение реализации модели технологии профессионального обучения студентов техникума специальным дисциплинам. Ими являются разработанные:

— комплект учебно-методического обеспечения по учебной дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— методические указания по выполнению курсового и дипломного проектирования по дисциплине «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

— программы по производственной квалификационной, технологической и преддипломной практике;

— рабочие программы по специальным дисциплинам.

8. Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной технологии профессионального обучения студентов техникума электротехническим дисциплинам, основанной на междисциплинарной интеграции. Результаты свидетельствуют о высоком уровне развития профессиональных качеств и творческом характере производственно-технологической и конструкторско-технологической деятельности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
  2. , А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, — 1989.
  3. , П.Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика.- 1996,-№ 2.-С. 11−14.
  4. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский // Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254с.
  5. , П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П. И. Балабанов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -200с.
  6. , С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. — М.: АПО, 1997.-255с.
  7. , С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования/ С.Я. Батышев//Педагогика. -1998. -№ 6.
  8. , А.П. Интегративно-модульная педагогическая система -профессионального образования / А. П. Беляева. СПб. Радом: Ин-т v профтехобразования РАО. — 1997. — 227с.
  9. , А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО. — 1999. -480с.
  10. Ю.Беляева, А. П. Перспективы развития профессиональной школы / А. П. Беляева // Педагогика. 1994. — № 4.
  11. П.Беляева, А. П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / А. П. Беляева. СПб., Радом: Ин-т -профтехобразования РАО ИТЭ. — 1995. — 49с.
  12. , М.Н. Гуманизация образования: направления ц проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 23−26.
  13. , M.H. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулава//Педагогика. -1994. -№ 5. С. 21−22.
  14. М.Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Воронежский ун-т, 1997.-204с.
  15. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -ИРПО.-М., 1995.-336с.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989, — 192с.
  17. , В.П. Стандартизация в образовании: основные идеи и понятия / В.П.Беспалько//Педагогика. 1993.- № 5 -С. 16−25.
  18. Бим-Бад, Б. Д. Образование в контексте социализации / Б.Д.Бим-Бад А.В. Петровский//Педагогика. 1996. -№ 1.
  19. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг-М.: Эдиториал УРСС, 1997. -448с.
  20. , И.В. Системный подход в современной науке / И.В.. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин Э.Г. // Проблемы методологии ^ системного исследования. М., 1970. — С. 7−14.
  21. Блауберг, И. В Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин Э.Г. М.: Мысль, 1973. — 270с.
  22. , Е.Н. Еще раз об умениях и навыках / Е. Н. Бойко // Вопросы психологии.- 1957.-С. 133−139.
  23. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. -Т. 1−2.
  24. , Н.В., Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2000. — 304с.
  25. , Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие / Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед.ун-т, 1994. — 88с.
  26. , К.Я. Саморазвитие человека и профессиональная Деятельность / К. Я. Вазина. Н. Новгород, 1993. — 57с.
  27. , К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К. Я. Вазина. Челябинск, 1997. — 240с.
  28. , К.Я. Саморазвитие человека: Модульное обучение / К. Я. Вазина. Н. Новгород, 1991. — 120с.
  29. , К.Я., Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. Н. Новгород, 1996.- 296с.
  30. , Л. Н. Программа «Интеграция» и задачи Федерального исследовательского университета / JI.H. Вербицкая // Вест. высш. шк. -1999. С. 21−22.
  31. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий //Метод. Пособие. -М.: Высш. шк., 1991.-207с.
  32. , М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе / М. А. Викулина. Н. Новгород, 2000. — 135 с.
  33. , Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.- 140 с.
  34. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., I960. — 500 с.
  35. , С.И. Дидактические основания процесса обучения / С. И. Высоцкая // Нов. исслед. в пед. науках. 1986. — № 1. — С. 36−40.
  36. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
  37. , П.Я. Психология как объективная наука/ П. Я. Гальперин. М.: Ин-т практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
  38. , П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального образования/П.Я. Гальперин. -М.:МГУ, 1979. -28с.
  39. , П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопр. психологии. 1957. — № 6.
  40. , П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ, серия 14. Психология. -М., 1979, № 4. С. 54−63.
  41. , М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов / М. М. Гарифуллин // Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань: НИИ ПТО, 1987. — 19 с.
  42. , И.Г. Научное исследование / И. Г. Герасимов. М.: Наука, 1972.-246 с.
  43. , Б.С. Педагогическая диагностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Высш. шк., 1986. — 200 с.
  44. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласе, Дж. Стэнли. -М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  45. , Т.В. Система методического обучения непрерывного многоуровневого профессионального образования / Т. В. Гончаренко // Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 179 с.
  46. , В.Г. Специфика технических наук в системе научного знания / В. Г. Горохов, В. М. Розин // Вопр. философии. 1978. -№ 9.
  47. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 140 613
  48. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)". М.: изд-во ЗАО «Полиграфия», 2002. — 9 с.
  49. , Г. С. Дидактические условия связи общеобразовательных и профессионально-технических предметов / Г. С. Гуторов // Педагогика и психология в системе профтеобразования. Л., 1978.
  50. , Г. С. Взаимосвязь общего и профессионального образования / Г. С. Гуторов, А. Я. Кудрявцев // Обзор ОНТИ ВНИИ профтехобразования. -Л., 1974.
  51. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995.-№ 1. С.29−39.
  52. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. -239с.
  53. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  54. , М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М. А. Данилов // Сов. педагогика. 1969. -№ 5.
  55. , М.А. Методологические основы построения педагогической теории / М. А. Данилов, В. К. Малинин // Сов. педагогика. -1972,-№ 2.
  56. , А.Я. Теоретико-методические основы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Автореф.. кан. пед. наук. Ростов н/ Д: Рост. гос. пед. ун-т. — 1997. — 27с.
  57. , Дж. Методы проектирования / Дж. Джонс. М.: Мир, 1986. -326 с.
  58. Дидактические основы реализации принципа гуманизации в содержании и в процессе обучения в профлицеях: Отчет о НИР / Ин-т профтехобразования РАО- Науч. руководитель Н. М. Александрова. -№ ГР 01.9.80 004 065- Инв.№ 02.9.900 014. СПб. — 1998. — 75с.
  59. Должностные инструкции в электротехническом производстве (изд. 2-е, дополн.). М., 2002.
  60. , М.А. Современные методы обучения / М. А. Жиделев. М.: Высш. шк., 1985. — 72 с.
  61. , Н.Ф. Социально-педагогический подход к разработке концепции интенсивных технологий профессионального обучения / Н. Ф. Золотухина // Методические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения.
  62. , В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Г. Иванов // Высш. Образование в России. 1997. — № 4.
  63. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развитие образования / Е.Н. Кабанова-Меллер. М., 1981.
  64. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80с.
  65. , М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Сов. педагогика. 1984. — № 4 — С. 117−122.
  66. , М.М. Формирование важных качеств в процессе • подготовки к производственной деятельности / М. М. Князев // Вести. Ярослав. Ун-та. 1972.-Вып.З.-С. 87−102.
  67. , А.И. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А. И. Коленченко. СПб, 1992. — 183 с.
  68. , В.В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика, 1989. № 2. — С. 79−86.
  69. , С.П. Управление формированием профессиональных интересов / С. П. Крегжде // Вопросы психологии, 1985. № 2. — С. 20−23.
  70. , В.Г. Проблемное обучение: поиски, сущность, перспективы / В. Г. Кудрявцев. М: Знание, 1991. — 79 с.
  71. , О.М. Дидактические условия педагогического проектирования интегративных курсов при подготовке инженеров-педагогов / О. М. Кузнецова // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1991. -19 с.
  72. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина.-Л.: ЛГУ, 1980.-216 с.
  73. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  74. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1989.-67 с.
  75. , А.В. Эффективность и качество инженерной подготовки как -социальная проблема / А. В. Курлов // Автореф. дис.. д-ра социол. наук. -Уфа, 1994.-3 с.
  76. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. -М., 1964.
  77. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с. V
  78. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев: в 2 т.- М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 с.
  79. , И.А. Дидактические основы методов обучения / И. А. Лернер. М.:Педагогика, 1981. — 184 с.
  80. , И.А. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть / ^ И. А. Лернер. М.: Знание, 1978
  81. , И.А. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. А. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  82. , И.А. Учебный предмет, тема, урок / И. А. Лернер. М.: Знание, 1988.-80 с.
  83. , Б.Т. Основные категории педагогики / Б. Т. Лихачев // Педагогика.- 1991.- № 1.- С. 10−24.
  84. ЮЗ.Либтер, X. Научные понятия модели / X. Либтер // Эксперимент, модель, теория. М., 1982. — С. 187−195.
  85. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  86. , В.Н. Актуальные проблемы дидактики: Лекции / В. Н. Максимова. Л.:ЛГПИ, 1982. — 48 с.
  87. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984.- 143 с.
  88. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова // Междунар. гуманит. фонд «Знание». М., 1996. — 309 с.
  89. , СМ. Дидактические системы и модели обучения / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. — 100 с.
  90. , СМ. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 85 с.
  91. Ю.Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе / A.M. Матюшкин. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  92. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М., Педагогика, 1972. — 208 с.
  93. , М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах / М. И. Махмутов // Метод, рекомендации АПН СССР.-М., 1983.-64 с.
  94. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд. —. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  95. , Н.А. О концепции формирования умственных действий / Н. А. Менчинская // Вопр. психологии. 1960. -№ 1. — С. 157−164.
  96. Моделирование педагогических ситуаций: Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  97. , В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
  98. , Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н. М. Мочалов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. — 158 с.
  99. , А.А. Инновации в образовании / А. А. Наин. Челябинск, 1995 -228 с.
  100. , А.А. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / А. А. Наин // Учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59 с.
  101. , А.А. Общенаучные понятия в педагогике / А. А. Наин // Педагогика. -1992. № 7−8. С. 15−19.
  102. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюл. м-ва образования РФ. 1999.-№ 11.-С. 3−7.
  103. , A.M. Проектирование педагогических систем / A.M. • Новиков // Специалист. 1998. — № 5. — С. 23−28.
  104. A.M. Профессиональное образование России: (Перспективы развития) / A.M. Новиков. М.: ИЦП НПРО РАО, 1997. — 254 с.
  105. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М., 1992.-921 с.
  106. Педагогика- Под ред. Ю. Н. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. — -М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  107. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под Ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  108. Перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. Б. С. Гершунского. — JI.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  109. , Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю. Н. Петров. Н. Новгород: ВГИПИ, 1994.- 142 с.
  110. , Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспект управления) / Ю. Н. Петров // Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 38 с.
  111. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  112. , М. Личностное знание / М. Полани. М., 1985. — 344 с.
  113. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1981.-С. 350
  114. , К.К. Психологический практикум: Учебное пособие для идустр.-пед. техникумов / К. К. Платонов. М.: Высш. пж., 1980. — 165 с.
  115. , И.П. НОТ учителя / И. П. Раченко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989.-238 с.
  116. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
  117. , P.M. Основы общей психологии: в 2 т. / P.M.. Рубинштейн -М.: Педагогика, 1989. -Т.1. -488 с- Т.2. -323 с.
  118. МО.Рудик, Г. А. Прогнозирование и проектирование профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике / Г. А. Рудик // Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. Кишинев, 1994. — 58 с.
  119. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  120. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350с.
  121. Системный подход в педагогических исследованиях проблем «профтехобразования: Сб. науч. тр. / Редкол.: А. П. Беляева (отв. ред.), Л. В. Савельева, Н.Ф. Золотухина- ВНИИ профтехобразования. Л., 1987. — 128 с.
  122. , М.Н. Методология и методика педагогическихисследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  123. , М.Н. О школе будущего / М. Н. Скаткин. М.: Знание, 1974.-64 с.
  124. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  125. , В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. -М.: «Прометей», 1991.
  126. , A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа / A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  127. , Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина //Вестник высшей школы. 1986. — № 3.
  128. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990. — 49 с.
  129. , Н.Ф. Теория и технология образования/ Н. Ф. Талызина.-Тверь, 1992. 342 с.
  130. , Е.В. Инженерно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы / Е. В. Ткаченко // Содержание и перспективы развитияинженерно-педагогического образования. -Свердловск: Науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. 1990. — С. 30−45.
  131. , А.В. Эволюция теории формирования научных понятий / А. В. Усова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 30−34.
  132. , А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  133. , О.Ф. Дидактическая система профессиональнотехнической подготовки / О. Ф. Федорова, В. А. Мартынова // Сов. педагогика. 1985. -№ 1.-С. 55−59.
  134. , О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. -М.: Высш. шк., 1970.-301 с.
  135. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  136. , И.Д. Индивидуальность как субъективная реальность / И. Д. Фролов // Системное исследование индивидуальности. Пермь: ПЛГУ, 1991. -С. 48- 53.
  137. , Т.В. Саморегуляция личности / Т. В. Фролова, Т.Ю. Калошина//Магистр, 1993. № 5. — С. 38−45.
  138. , B.C. Доступность и трудность в обучении / B.C. Цетлин. -М.: Знание, 1984.-79 с.
  139. , Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н. К. Чапаев. Екатеринбург: Свердл. инж,-пед. ин-т- 1991. -224 с.
  140. , В.В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. -М.: Высш. шк., 1983.-239 с.
  141. , В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков/ В. В. Чебышева. М.: Высш. шк., 1980. -79 с.
  142. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.-437 с.
  143. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  144. , Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1982. 176 с.
  145. , П.М. Методика упражнений по математике / П.М.
  146. Эрдниев. М.: Просвещение, 1970. — 319 с.
  147. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  148. , П. А. Принципы модульного обучения // Сов. педагогика / П. А. Юцявичене. 1990.-№ 1.-С. 55−60.
  149. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 31−42.
  150. Anderson L.W. Increasing teacher effectiveness. Paris, 1991. — 193 p .
  151. Bellanca J. Keep them thinking: Level 3. A handbook of model174. lessons. Palatine (III), 1990. — 114 p.
  152. Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. L.- N.Y., 1981.- 227 p.
Заполнить форму текущей работой