Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Улучшение условий труда и снижение травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно также, что центральное место при изучении вопроса вероятности травмирования людей системы «оператор-машина-среда» занимает подсистема «оператор», то есть конкретный исполнитель, участвующий в процессах управления машиной, выполнения технологических операций в конкретной производственной среде. Это подтверждается статистическими данными о травматизме на сельскохозяйственном производстве… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Социально-экономические аспекты улучшения условий труда и снижения травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения
    • 1. 2. Основные источники травмирования операторов при выполнении технологического процесса
    • 1. 3. Влияние опасных и вредных производственных факторов на функционирование системы «О-М-С»
    • 1. 4. Современные методы оценки технологической безопасности труда оператора мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения
    • 1. 5. Пути и средства повышения безопасности труда операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения
      • 1. 5. 1. Предпосылки использования тренажерных устройств и учебно-тренировочных полигонов для повышения безопасности труда оператора
      • 1. 5. 2. Применение средств и устройств, повышающих проходимость колесной машины
    • 1. 6. Выводы и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 2. 1. Теоретическое обоснование критерия оценки безопасности мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения при выполнении ими технологического процесса
    • 2. 2. Теоретическое обоснование критерия риска травмирования оператора при выполнении им управленческих воздействий в производственном процессе
    • 2. 3. Обоснование показателя для оценки профессиональной пригодности операторов мобильных сельскохозяйственных машин по индивидуально-типологическим особенностям личности
    • 2. 4. Теоретическое обоснование показателя уровня квалификации оператора мобильной сельскохозяйственной машины
    • 2. 5. Обоснование влияния параметров и режимов тренажа на уровень безопасности операторов
    • 2. 6. Обоснование практической отработки навыков на учебно-тренировочных полигонах при управлении мобильной сельскохозяйственной техникой
    • 2. 7. Теоретическое обоснование способов повышения проходимости мобильной колесной машины сельскохозяйственного назначения
      • 2. 7. 1. Самоочищаемость колесных движителей технологических машин сельскохозяйственного назначения как фактор активной безопасности
      • 2. 7. 2. Обоснование способа автоматической блокировки простого шестеренчатого дифференциала ограничителем угловых ускорений ведущих колес
    • 2. 8. Выводы по главе
  • 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Цель, программа и задачи экспериментальных исследований
    • 3. 2. Условия проведения лабораторных экспериментальных исследований
    • 3. 3. Оборудование для проведения экспериментальных исследований
  • Частные методики
    • 3. 3. 1. Приборы, измерительная аппаратура и оборудование для проведения полевых и лабораторных экспериментальных исследований
    • 3. 4. Методика исследования утомляемости операторов в зависимости от процесса буксования мобильной колесной машины сельскохозяйственного назначения
    • 3. 5. Методика исследования процесса буксования колесной машины
    • 3. 6. Комбайновый тренажер — физическая модель системы «О-М»
    • 3. 7. Методика исследования профессиональной пригодности оператора мобильной сельскохозяйственной машины тестированием и анкетированием
    • 3. 8. Методика исследования подсистемы «оператор» в модельных условиях
    • 3. 8. 1. Методика исследования работы оператора в системе «О-М»
    • 3. 9. Выводы по главе
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Результаты определения показателя профессиональной пригодности тестированием и анкетированием операторов
    • 4. 2. Результаты тренажа и установление закономерности влияния функциональной возможности подсистемы «оператор» на показатель уровня квалификации
    • 4. 3. Результат оценки функциональной возможности подсистемы «оператор»

    4.4. Результаты экспериментальных исследований взаимосвязи показателя квалификации оператора мобильной колесной машины сельскохозяйственного назначения и характера изменения функциональной возможности подсистемы «оператор».

    4.5. Результаты экспериментальных исследований утомляемости оператора в процессе буксования зерноуборочной машины.

    4.6. Выводы по главе.

    5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

    5.1. Исходные данные для определения эффективности.

    5.2. Расчет экономической эффективности

Улучшение условий труда и снижение травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации предусматривает устойчивый рост сельскохозяйственного производства за счет повышения производительности и безопасности труда на предприятиях всех форм собственности, которые непосредственно зависят от ускорения научно-технического прогресса, улучшения условий труда и снижения травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения при выполнении ими основных технологических процессов в агропромышленном комплексе (АПК) России.

Следует отметить, что в отрасли сельского хозяйства удельный вес травматизма с летальным исходом среди операторов мобильных сельскохозяйственных машин составляет около 13% от всех погибших на производстве [1,3], а из общего числа травмированных водителей, в среднем, в 78% случаев совершения ими опасных действий происходили по вине самих водителей (приложение А). Одной из причин такого положения является недостаточная изученность факторов опасности при выполнении технологических процессов (предпосевная обработка почвы, уборка урожая, транспортировка грузов и пассажиров и др.).

Известно также, что безопасность системы «оператор-машина-среда» зависит от факторов опасности, заложенных в каждой из ее подсистем, то естьоператоре, машине, среде. Каждая из подсистем охватывает большое количество факторов опасности, которые в определенной мере отображены в ГОСТах и ОСТах системы стандартов безопасности труда. Однако, до настоящего времени алгоритм поиска факторов опасности, вызываемых функционированием системы «оператор-машина-среда» при выполнении технологического процесса весьма мало изучен.

Процесс трудовой деятельности механизатора, с позиции безопасности его труда, можно рассматривать как систему «оператор-машина-среда», то есть — как сложную кибернетическую систему со многими прямыми и обратными связями.

Улучшение условий труда и снижения травматизма операторов мобильных колесных сельскохозяйственных машин при выполнении технологических процессов в АПК является сложной проблемой, так как ее решение находится на стыке технических, экономических, биологических, психологических и целого рядя других наук. Проблема обеспечения операторов безопасными безвредными условиями труда с целью снижения травматизма в технологическом процессе сельскохозяйственного производства, требует учета совместного функционирования биологического (человека) и технического (машины) объектов.

Усиление роли человеческого фактора предполагает решение ряда социально-экономических задач. Одна из задач — повышение эффективности использования высокопроизводительной сельскохозяйственной техники путем улучшения условий труда при ее эксплуатации.

Особенностью сельскохозяйственного производства является условие его проведения при постоянно изменяющихся параметрах производственной среды, которая, в свою очередь, является продуктом природных процессов и производственной деятельности человека. Подавляющее большинство из сельскохозяйственных технологических машин являются мобильными — снабженными пневматическими колесными движителями. Использование этих машин происходит в различных условиях:

— на поверхности с малой несущей способностью (поле, пахота, заболоченная луговина, размытые грунтовые и полевые дороги, глубокий снег и др.);

— на поверхности с высокой несущей способностью (автомобильные асфальтобетонные дороги, дороги с щебеночным и гравийным покрытием, сухие укатанные грунтовые дороги и др.).

При этом одни и те же машины эксплуатируются как на опорных поверхностях с малой несущей способностью, так и на твердых дорогах. Соотношение поверхностей качения для колесных машин различно. Так, до 95% технологических машин (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны и др.) работают в условиях поля, и только 5% - в условиях дорог с твердым покрытием. Транспортные машины, используемые на перевозе выращенного урожая и других грузов по поверхностям с малой несущей способностью, распределяются следующим образом: тракторы — 60.65%, автомобили — 35.40%, а на опорных поверхностях с высокой несущей способностью это соотношение выглядит иначе: тракторы 40.35%, автомобили — до 60% [2, 27, 28].

В то же время, в силу физиологических и экономических причин, возможности адаптации человека и машины к естественным колебаниям параметров производственной среды весьма ограничены. Возникающие в связи с этим рассогласования между отдельными элементами системы «оператор-машина-среда» приводят к резкому возрастанию числа технических и технологических отказов, которые ухудшают условия труда оператора, тем самым, подвергая его травмированию в период технологического процесса сельскохозяйственного производства.

Известно также, что центральное место при изучении вопроса вероятности травмирования людей системы «оператор-машина-среда» занимает подсистема «оператор», то есть конкретный исполнитель, участвующий в процессах управления машиной, выполнения технологических операций в конкретной производственной среде. Это подтверждается статистическими данными о травматизме на сельскохозяйственном производстве, которые свидетельствуют о том, что около 30% всех несчастных случаев происходят по причине ошибочных действий оператора при выполнении операций в течение всего технологического процесса [2].

Низкий уровень безопасности технологического процесса в АПК усугубляется еще и тем, что средства безопасности, устанавливаемые на сельскохозяйственные машинах, разрабатываются без учета физиологически предопределенной вероятности принятия оператором ошибочных действий. Кроме того, отсутствует возможность отключения указанных средств безопасности в случае увеличения трудоемкости обслуживания системы или узла.

Уровень безопасности технологических процессов в АПК формируется многими ведомствами страны, однако, целостной научной концепции данной проблемы не разработано, а системные исследования этой проблемы требуют развития, что в итоге приводит к огромному социальному и материальному ущербу от травматизма и профессиональной заболеваемости. Это связано с тем, что до настоящего времени недостаточно полно разработаны методики интегральных количественных оценок безопасности мобильных сельскохозяйственных машин на стадии их разработки, испытании и эксплуатации. Это в полной мере относится и к операторам мобильных машин на стадии их начальной профессиональной подготовки в государственных образовательных учреждения, а также к производственной среде в реальных условиях сельскохозяйственного производства. Отсюда следует, что исследование и совершенствование методов и средств повышения условий труда операторов системы «оператор-машина-среда», обеспечивающих безопасность технологических процессов в АПК, является актуальной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Цель работы. Улучшение условий труда и снижение травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения.

Объект исследования. Процесс формирования безопасности оператора мобильной колесной машины сельскохозяйственного назначения.

Предмет исследования. Установление закономерностей влияния организационно-технических мероприятий на уровень риска травмирования оператора мобильной колесной машины сельскохозяйственного назначения.

Методика исследования. В качестве основных методик применялись: логика научных исследований, элементы методов инженерно-психологических и эргономических исследований, методы оптимизации, математического и физического моделирования, хронометражные работы и т. д. В результате были разработаны частные методики лабораторных исследований с использованием планирования эксперимента, производственных испытаний машин, устройств и приспособлений. Все расчеты выполнены с использованием ЭВМ.

Научная новизна:

— теоретически и экспериментально обоснован критерий вероятности технологического риска травмирования оператора мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения с учетом показателя его профессиональной квалификации;

— впервые экспериментально определен показатель для оценки профессиональной пригодности операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения по индивидуально-типологическим особенностям личности;

— предложены способ и конструкция автоматической блокировки простого шестеренчатого дифференциала.

Практическая значимость:

— использование предложенной методики оценки профессиональной пригодности операторов по индивидуально-типологическим особенностям личности позволило снизить их травматизм на 10.11%;

— разработанное тренажерное устройство позволяет активизировать процесс формирования безопасности операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения в условиях приближенных к реальным условиям их эксплуатации;

— предложенный критерий оценки вероятности технологического риска травмирования оператора с учетом показателя его профессиональной квалификации позволяет оценить эффективность процесса профессиональной подготовки при тренаже и сократить его время на 20.30%;

— обоснованы и предложены инженерные решения: модернизированное тренажерное устройство и автоматический самоблокирующийся простой шестеренчатый дифференциал, направленные на повышение производительности и безопасности труда операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения.

Реализация результатов исследования:

— результаты исследования по обоснованию методики оценки профессиональной пригодности по индивидуально-типологическим особенностям личности при допуске к работе операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения используются в процессе обучения студентов Челябинского государственного агроинженерного университета на кафедре «Эксплуатация автомобилей и производственное обучение», рабочих и специалистов факультета повышения квалификации при ЧГАУ;

— разработанный метод тренажа, применяемый в процессе профессиональной подготовки и включающий в себя использование тренажерного устройства, а также техническое решение — механизма автоматической блокировки простого шестеренчатого дифференциала, повышающего проходимость колесных машин, — внедрены в АОЗТ «Чесменское» — с. Чесма, Чесменский р-н, Челябинская обл.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены и одобрены на ежегодных международных научных конференциях: ЧГАУ (г. Челябинск 2002;2004 гг.), КазНТУ (г. Алматы 2002 г.), КГСХА (г. Курган 2004 г.), ВНИИ ОТ (г. Орел 2004 г.).

Публикации. Основные результаты исследований по теме диссертации опубликованы в 15 работах.

На защиту выносятся:

— критерий вероятности технологического риска травмирования операто-, ра мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения в технологическом процессе с учетом показателя профессиональной квалификации;

— показатель для оценки профессиональной пригодности операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения по индивидуально-типологическим особенностям личности;

— критерий вероятности технологического риска травмирования оператора мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения от правильности и времени выполнения оператором управленческих воздействий;

— обоснование и конструкция механизма автоматической блокировки простого шестеренчатого дифференциала, повышающего проходимость мобильных колесных машин.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов и рекомендаций, списка литературы из 159 наименований и содержит 130 страниц машинописного текста, включая 62 рисунка, 9 таблиц, 7 приложений.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

— обоснован и предложен критерий технологической безопасности мобильных колесных машин, обусловленный количеством безопасных регулировок управления и количеством технологических регулировок. Установлено, что при увеличении количества операций управления в два раза и технологических регулировок на 25%, критерий технологической безопасности МКМСН снижается на 22%;

— предложена методика оценки профпригодности по индивидуально-типологическим качествам как отдельных кандидатов-операторов мобильных машин так и всего контингента операторов, которая позволяет выявить влияние человеческого фактора на безопасность системы «О-М». Использование предложенной методики позволило снизить травматизм операторов на 10. 11%;

— получены теоретические и экспериментальные зависимости влияния показателя уровня квалификации оператора мобильных колесных машин на критерий уровня риска травматизма. При этом выделены три группы: со стажем до 6 лет, с 6 до 10 лет и свыше 10 лет. Определено, что значительный прирост (тренировочный эффект) уровня квалификации прослеживается у операторов со стажем до 6 летв период с 6 до 10 лет — уровень повышения квалификации замедляется, а группы со стажем работы 10 лет и выше — практически не изменяется;

— получено выражение необходимого числа циклов тренажирования оператора с учетом его стажа работы;

— модернизирована и доработана конструкция комбайнового тренажера для повышения функциональной возможности подсистемы «оператор»;

— разработана конструкция механизма блокировки простого шестеренчатого дифференциала, повышающая проходимость колесных машин, позволяющая в особых условиях движения (пахота, снег, грязь, песок, размытые грунтовые и полевые дороги, гололед) повысить тягово-сцепные свойства в четыре и более раз, производительность указанных машин увеличить на 14. 16%, расход топлива снизить на 10.12%, снизить фактор утомляемости примерно на 15.20%, влияющего на критерий уровня риска травматизма.

Рекомендации.

В результате теоретических и экспериментальных исследований рекомендуется: на стадии проектирования с целью улучшения условий труда и снижения травматизма:

— повысить степень автоматизации технологических регулировок управления МКМСН;

— разработать и оснастить учебные заведения комплексами тренажерных устройств;

— разработать и оснастить транспортные и технологические колесные машины механизмами, предотвращающими их буксование. на стадии эксплуатации.

— обеспечить условия для профессионального отбора по индивидуально-типологическому признаку, приобретения и повышения профессиональных навыков у операторов мобильных колесных машин при выполнении технологического процесса;

— обеспечить рациональный выбор конструкций шин для транспортных и технологических машин с целью исключения их буксования, снижения утомляемости оператора и уменьшения экологического дисбаланса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ несчастных случаев в АПК РФ с летальным и тяжелым исходом за 2002 год по материалам расследований по отраслям и регионам России» // ФГНУ ВНИИ ОТ СХ. Орел, 2003.-364с.
  2. В.Г. Человек и машина в системе управления. М.: Знание, 1973. -64 с.
  3. Н.И., Калюжный А. В., Липкович И. Э. Оценка условий труда механизаторов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. -2001,№ 7.-С. 23−27.
  4. Ю.Г. Снижение травматизма и профессиональной заболеваемости работников АПК путем разработки и внедрения инженерных и организационно-технических мероприятий: Автореф. дисс.. канд. техн. наук // Санкт-Петербург, 2000. 47с.
  5. И.В. Улучшение условий и охраны труда механизаторов сельского хозяйства путем совершенствования техники и технологии: Автореф. дис. докт. техн. наук // Санкт-Петербург, 1999. -40с.
  6. И.В., Шкрабак B.C. Оптимизация машин на безопасность. Сб. науч. тр. С.-П. ГАУ «Пути снижения травматизма в агропромышленном производстве России» // С.-П.: ГАУ, 1993. — С. 4−7.
  7. И.В., Шкрабак B.C., Михайлов В. Н., Сорокин Ю. Г., Шкрабак А. С. Эргономические аспекты безопасности труда. Сб. науч. тр. С.-П. ГАУ «Проблемы охраны труда в АПК и пути их решения» // С.-П. ГАУ, 1999.-С. 164−169.
  8. П.Г. Эксплуатационно-эргономическая оценка машинно-тракторных агрегатов. Дис.. канд. техн. наук // Челябинск, 1978. 218 с.
  9. Ю.Д. О механизме формирования производственных опасностей в растениеводстве и путях их реализации в травмах // Сб. науч. тр. ВНИИ ОТ // Орел: ВНИИОТ, 1996. С. 28−38.
  10. B.C., Митрофанов П. Г. Эргономико психологические основы безопасности деятельности // Уч. Пособие. — С.-П., 1994.
  11. Ю.Д. Снижение риска травмирования механизаторов путем совершенствования техники и технологии: Автореф. дис.. докт. техн. наук // Санкт-Петербург, 1998. 47 с.
  12. B.C., Росляков В. П., Олянич Ю. Д. Теоретическое обоснование условий безопасного функционирования «ЧМ» систем в растениеводстве // Сб. науч. тр. // С.-П.: ГАУ, 1996. С. 78−86.
  13. Комплексная оценка безопасности технологических процессов и оборудования. Тематический сборник: ЦСУ ГССР, 1977. 175 с.
  14. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Скорняков О. Ф., Глемба К. В., Старунова И. Н. Обоснование критерия оценки потенциальной технологической безопасности подсистемы «машина» // Тракторы сельскохозяйственные машины, 2003, № 12.-с. 40−41.
  15. B.C., Олянич Ю. Д. Прогностическая оценка состояния биотехнических систем в растениеводстве и пути повышения ее безопасности // Сб. науч. тр. Травматизм и пожары в АПК и пути их снижения // С.-П.: ГАУ, 1997, С. 59−67.
  16. В.И. Техника безопасности при эксплуатации транспортных средств в сельском хозяйстве. М.: Россельхозиздат, 1978.
  17. И.В., Шкрабак B.C., Лапин А. П. К вопросу об экономической эффективности машин с учетом затрат на безопасность // Сб. научн. Трудов // С.-П.: ГАУ, 1999.-С. 164−169.
  18. С.В., Аверьянов Ю. И. К методике профотбора работников опасных профессий. Проф. образов.: проблемы, поиски, решения // Материалы регион, науч.-практ. конф., ч.1, ЧелГУ // Челябинск, 2002.
  19. В.Г. Денисов. Человек и машина в системе управления. М.: «Знание», 1973. -с. 64.
  20. В.М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990. — 167 с.
  21. М.Б., Булатов А. И. Скорость и безопасность движения на автомобильном транспорте. М., «Транспорт», 1971,48 с.
  22. Е.В. и др. Безопасность дорожного движения: Справочникм // Е.В.
  23. , М.Ю. Заметта, B.C. Волошинов. М.: Росагропромиздат, 1988. -284 с.
  24. В.И., Рыжков С. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. М.: ДОСААФ, 1989. — 224 с.
  25. Р.В. Основы надежности системы «Водитель автомобиль — дорога-среда». -М.: Машиностроение, 1986.-216 с.
  26. А.С. Исследование работы шин переменного давления на деформируемом грунте // Проблемы повышения колесных машин. Сб. ст. // АН СССР.-М., 1959.
  27. Ю.Г. Повышение эффективности функционирования системы «дифференциал пневматический колесный движитель — несущая поверхность» мобильных машин сельскохозяйственного назначения. Дисс.. докт. техн. наук // Челябинск, 1999.
  28. Ю.Г. Самоочищаемость пневматических шин транспортных средств как фактор активности безопасности движения // Труды «Охрана труда в сельскохозяйственном производстве», выпуск 122 // Челябинск, 1977.
  29. В.В. Тягово-сцепные свойства вездехода с регулируемым давлением движителя на грунт // Вопросы проходимости машин: тр. // Благовещенск: Благовещ. СХИ, 1980.
  30. Г. В. Экспериментальное исследование сцепления шин с грунтом при буксовании // «Автомобильная промышленность», 1966, № 4.
  31. Генних М. Э. Сцепление автомобильного колеса с деформируемым грунтом
  32. Проблемы повышения проходимости колесных машин: Сб. ст. // АН СССР.-М., 1967.
  33. С.П., Новопольский В. И. Распределение удельного давления шины на дорогу при высоких скоростях. Тр. // НИИШП. М., 1957.
  34. В.И. и др. Сцепление автомобильных шин с дорогой // О взаимодействии колеса с опорной поверхностью: тр. // НАМИ. М., 1959, вып. 9.
  35. М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность двидвижения автомобиля. М.: Транспорт, 1985.
  36. А.П. Техника безопасности при техническом обслуживании машин.-М.: Россельхозиздат, 1974.
  37. Ю.И. Материалы количественной оценки условий и тяжести труда на рабочих местах и производственных местах в совхозе им. Тимирязева, Кустанайской области. Отчет о науч.-исслед. работе № 4 // Кустанай-Ярославль: КСХИ-ЯРПИ, 1991.
  38. Ю.Г., Валеев Г. А. Скорость движения и дорожно-транспортныепроисшествия. Тр. // Челябинск: ЧИМЭСХ, 1991.
  39. А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. М.: «Транспорт», 1976. — 224 с.
  40. В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения // Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1973. — 271 с.
  41. Т.А. Эксплуатация и надежность гидро- пневмоприводов: Учебник для студентов вузов по специальности «Гидравлические машины, гидроприводы и гидроавтоматика». М.: Машиностроение, 1990. — 248 с.
  42. В.Ф. и др. Проходимость колесных машин по грунту. М.: Авто-трансиздат, 1959.
  43. Т.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1989.
  44. И., Муравин Н. Психология безопасности труда. М.: 1969.
  45. Т.В. Социология труда. М.: 1989.
  46. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
  47. А.А. Экспериментальное исследование подготовки шоферов на тренажере и на учебной машине. В кн.: Исследование структуры и формирования навыков управления движущимися машинами. — М.: «Высшая школа», 1973.
  48. Рекомендации по внедрению программированного обучения на предприятиях химической промышленности. Северодонецк, ротапринт, ВНИИ ТБ ХП, 1973.
  49. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде // Методические рекомендации // М.: Экономика, 1990. 112 с.
  50. Испытательная техника: справочник. В 2-х кн. // Под ред. В. В. Клюева // М.: Машиностроение, 1982. Кн. 2, 1982. — 560 с.
  51. Методические указания к лабораторным занятиям по курсу «Эксплуатация МТП» // Содержание периодических ТО тракторов. Сост. Дорохов А. П. // Челябинск, 1991.
  52. Профессиональный психофизиологический отбор операторов // Сост.: И. П. Бондарев, В. И. Добромыслова и др. (Обзор. Информ. ВЦНИИ ОТ ВЦСПС. Сер. Охрана труда- Вып. 5). М., 1982. — 52 с. 52.
  53. Е.Ф. Полежаев, В. Г. Макушин. Основы психологии и физиологии труда. -М.: Экономика, 1974.
  54. М.В. Гамезо, И. А. Домашенко. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
  55. Применение тренажеров в обучении безопасным методам труда. Сост.: В. В. Филиппов. -М., 1979.-c.41.
  56. Ю.Г. Зурабов., А. В. Соколов. Тренажеры для обучения специалистов морского флота (Обзор. Информация). М., 1974 (М-во морского флота СССР. ЦБНТИ. Обзорная информация. Сер. «Судовождение и связь»).
  57. К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. Роль тренажера в формировании производственного мастерства. В кн.: Материалы 5-й Всероссийской конференции по применению технических средств и программированному обучению. Симпозиум № 11.- М., 1969 (Пед. О-во РСФСР).
  58. Ю.Г., Соколов А. В. Тренажеры для обучения специалистов морского флота (Обзор, информация). М., 1974 (М-во морского флота СССР ЦБНТИ. Обзорная информация. Сер. «Судовождение и связь»).
  59. С. Б. Автоматические информационно-измерительные системы в тренажеростроении. В кн.: Тренажеры и имитаторы тренажерных средств. -Киев: «Знание», 1975.
  60. Рекомендации по внедрению программированного обучения на предприятиях химической промышленности. Северодонецк, ротапринт, ВНИИ ТБХП, 1973.
  61. Л.И. Вопросы управления процессом производственного обучения и педагогические требования к тренажерам. В кн.: Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. М.: «Высшая школа», 1972.
  62. Н.А., Куприянов А. А. К вопросу о классификации тренажеров для подготовки рабочих-химиков. В кн.: Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. — М.: «Высшая школа», 1972.
  63. B.C., Илларионов В. А., Игнатов Н. А. Автомобильные тренажеры. -М.: Транспорт, 1975.
  64. Л.И. Предварительные результаты экспериментального исследования эффективности использования тренажеров. В кн.: Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. — М.: «Высшая школа», 1972.
  65. . Тренажер для подготовки аппаратчиков. Профессионально-техническое образование, 1976, № 5.
  66. Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. — М.: «Высшая школа», 1972.
  67. А.И. О выборе уровня подобия тренажера реальному объекту управления. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 7.
  68. Проблемы общей и инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1976.
  69. Рекомендации по обучению и тренировке летного состава гражданской авиации на авиационных тренажерах. М., 1968 (ГосНИИГА).
  70. Я.Е. Применение действующей модели экскаватора Э652А с тренажером при подготовке машинистов экскаваторов в профессионально-технических училищах. М., «Высшая школа», 1976.
  71. Технические средства обучения и учебно-наглядные пособия, -разработанные и освоенные предприятиями треста в 1972—1975 гг. (Информационный проспект). М., «Высшая школа», 1976.
  72. Действующая тренажерная установка для подготовки операторов нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических производств. Информационно-методический листок. М., «Высшая школа», 1974.
  73. А.А., Косогов В. Д., Марьин Л. Г. Тренажеры по эксплуатационным специальностям. Среднее специальное образок ванне, 1968, № 9.
  74. Л.М., Кателла С. А., Морской. В.А., Ковалев Г. В. Электромеханический тренажер-имитатор. Безопасность труда в промышленности, 1978, № 1.
  75. Новое в обучении безопасным методам труда на Гродненском химическомкомбинате. ЭИ НИИТЭХИМ. Вып. 3 (13). Сер. «Техника безопасности в химической промышленности». М., 1975.
  76. М.У., Суфьянов А. Х. Учебный участок по технике безопасности.
  77. Безопасность труда в промышленности, 1974, № 1.
  78. В. Учебно-тренировочный полигон. Охрана труда и социальноестрахование, 1976, № 9.
  79. В., Горохов Н. Обучаем на выпуске готовой продукции. Профессионально-техническое образование, 1977, № 12.
  80. Н. Учебный полигон. Профессионально-техническое образование, 1977, № 6.
  81. А. Учебный полигон в сельском училище. Профессионально-техническое образование, 1977, № 5.
  82. Е., Кравченко Л. В. Условиях учебного полигона. Профессионально-техническое образование, 1977, № 10.
  83. В.В., Жуков В. Г. Вопросы методики физиологических исследований при решении задач научной организации труда // Психофизиологические эстетические основы НОТ, 2-е изд. // М.: Экономика, 1971.
  84. В.В. Утомление // Руководство по физиологии труда // М.: Медицина, 1969.
  85. В.В. и др. Физиологическое нормирование труда. Донецк:1981.-с. 169−170.
  86. Основы инженерной психологии // Под общ. ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. 334 с.
  87. Д. Эргономические основы разработки сложных систем. М.: Мир, 1979.-455 с.
  88. .П., Иванова В. Н. Обоснование необходимости создания комбайнового тренажера: Сб. науч. тр. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1980, вып. 164, С. 55.66.
  89. Инженерная психология // Под ред. докт. психологических наук Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, В. Ф. Венды. М.: Наука, 1977.
  90. Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  91. В.А., Закиров Р. А., Смирнов И. И. Авиационные тренажеры. М.: Машиностроение, 1978. — 192 с.
  92. А. А. Тренажеры для обучения водителей. Киев: Техника, 1973.-140 с.
  93. ГОСТ 21 036–75. Система «человек машина». Тренажеры. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1977.
  94. В.Ю. и др. Тренажеры и имитаторы ВМФ. М.: Воениздат, 1969. -215 с.
  95. Тренажеры и их использование в процессе производственного обучения. — М.: Высшая школа, .1972.-268 с.
  96. В.А., Короткое А. Д. О количественной оценке обученности пилотов на тренажерах. Вопросы психологии, 1966, № 5, С. 93. 101.
  97. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. — М.: Мир, 1978.-418 с.
  98. Тренажерные системы // Под ред. докт. техн. наук В. Е. Шукшунова. М.: Машиностроение, 1981.- 254 с.
  99. К.К. Психологические вопросы теории тренажеров. Вопросы психологии, 1961, № 4, С. 77.86.
  100. Н.И. Состояние и тенденции развития зерноуборочных машин. — Челябинск, 1978. 56 с.
  101. Л.В., Ковать С. Н. Тенденции развития зерноуборочных комбайнов. Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1980, № 8. -С. 9.12.
  102. В.Д. Автоматизация уборочных процессов. -М.: Колос, 1978. -383 с.
  103. М.А., Борисова К. Д. Исследование и разработка предложений по эргономическому совершенствованию рабочего места в кабине зерноуборочного комбайна типа СКД. Челябинск, 1981. — 33 с.
  104. ГОСТ 16 527–80. Рабочее место оператора сельскохозяйственных самоходных машин. Эргономические требования. М., 1980.
  105. Е.А. Исследование влияния технологической настройки комбайнов на потери зерна при уборке колосовых культур: Автореф. дис.канд.техн. наук. Минск, 1973. — 35 с.
  106. .П. Контроль и управление качеством работы зерноуборочных комбайнов: Сб. науч. тр. Челяб. ин-т мех. и электриф. с. х-ва // Челябинск: ЧМЭСХ, 1976, вып. 113, С. 9.11.
  107. .П., Иванова В. Н. и др. Управление технологическим процессом зерноуборочных машин. Челябинск, 1979. — 113 с.
  108. А. С. 980 120. (СССР). Тренажер водителя транспортного средства // Б. П. Кутепов, В. П. Иванова, М. С. Фриденталь. Опубл. в Б.И., 1982, № 45.
  109. В.Н. О моделировании системы «комбайнер комбайн». — В кн.: Совершенствование способов уборки и послеуборочной обработки зерна: Сб. науч. тр. Челяб. ин-т мех. и электриф. с. х-ва. // Челябинск: ЧИМЭСХ, 1982, С. 9.14.
  110. Применение тренажерного комплекса для обучения водителей автомобиля. М.: Высшая школа, 1960. — 20 с.
  111. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебное пособие. М., ВШ, 1977.
  112. М.И., Русанов А. И. Состояние и тенденция развития зерноуборочных комбайнов. Тракторы и сельхозмашины, 1978, № 11, С. 15. 17.
  113. ГОСТ 22 611–80. Комбайны зерноуборочные. Общие технические условия. -М., 1980.
  114. Основные направления в развитии конструкции зерноуборочных комбайнов. Механизация и электрификация сельского хозяйства, РЖ, 1978, № 4, С. 28.
  115. .П., Бибин A.M. и др. Оценка приспособленности зерноуборочных комбайнов к выполнению технологических регулировок: Сб. науч. тр. // Челяб. ин-т мех. и электриф. с. х-ва. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1980, вып. 164, С. 67.72.
  116. ГОСТ 10 615–72. Комбайны зерноуборочные. Типы и основные параметры. -М., 1972.
  117. А.И. Анализ методов испытаний сельскохозяйственной техники: Обзорная информация. М., 1976. — 62 с.
  118. А.Д. Работа и регулировка комбайнов. М.: Россельхозиздат, 1966. -78 с.
  119. Н.И., Барабаш Г. И. Расчет продолжительности работы комбайнов в течение суток. Техника в сельском хозяйстве, 1979, № 7, С. 58.59.
  120. А.Н. Исследование метода технологической настройки молотилок зерноуборочных комбайнов. Дисс.. канд. техн. наук. — Челябинск, 1973.- 190 с.
  121. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.-488 с.
  122. В.Н. Методика оценки эффективности функционирования системы «комбайнер комбайн» // Сб. науч. тр. Челяб. ин-т мех. и электриф. с. х-ва.-Челябинск- ЧИМЭСХ, 1981, вып. 168, С. 95.104.
  123. В.Н. Оценка функциональных возможностей подсистемы «комбайнер». // В кн.: Совершенствование способов уборки и послеуборочной обработки зерна. Сб. науч. тр. Челяб. ин-т мех. и электриф. с. х-ва. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1982, С. 15.20.
  124. . Н., Лион Ф. Статистика и планирование экспериментов в технике и науке. М.: Мир, 1980. — 610 с.
  125. Л.З. Математическая обработка, результатов эксперимента. -М.: Наука, 1971.- 192 с.
  126. Дж. Анализ результатов наблюдений. М.: Мир, 1981. — 693 с.
  127. В.Н., Кутепов Б. П. Комбайновым тренажер. Уральские нивы, 1982, № 6, С. 59.60.
  128. Операционная технология уборки зерновых культур. Новосибирск, 1976. -134 с.
  129. С.Д. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. — 159 с.
  130. Ю.П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия, 1969.- 158 с.
  131. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при оптимальных условий. М.: Наука, 1976. — 280 с
  132. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В.А.
  133. М.: Транспорт, 1978. 88 с.
  134. Г. Математические методы статистики. М.: «Мир», 1975. -648 с.
  135. В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-247 с.
  136. В.Н. Результаты исследования системы «комбайнер комбайн» в модельных и реальных условиях: Научно-технический бюллетень // Сибирское отделение ВАСХНИЛ. — Новосибирск, 1983, вып. 34, С. 21.23.
  137. Методика определения экономической эффективности использования в сельском хозяйстве результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М.: Колос, 1980. — 112 с.
  138. Методика экономической оценки сельскохозяйственной техники // Под ред. А. С. Власова. М.: Колос, 1979. — 399 с.
  139. Г. В., Гарначина Н. Е. Методика учета требований безопасности при проектировании, организации и проведении технологических процессов производства ДСП // Методические рекомендации. Л., 1984. — 104 с.
  140. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Кульпин Э. Ю., Глемба К. В., Старунова И. Н. Обоснование безопасной скорости движения колесных машин // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2002, № 12. С. 27.30.
  141. Ю.Г. Горшков, Ю. И. Аверьянов, И. Н. Старунова, К. В. Глемба, С. Ю. Попова. К вопросу о безопасности скоростного режима транспортного средства // «Вестник науки КГУ». Костанай, КГУ им. Байтурсынова, 2002, № 7. -С. 78.82.
  142. Ю.Г., Аверьянов Ю.И, Старунова И. Н., Глемба К. В., Суханов Н. В., Шаманова Е. В. О показателях условий труда и утомляемости операторов мобильных машин сельскохозяйственного назначения // Наука. -Костанай: КИнЭУ, 2003, № 2. С. 11. 17.
  143. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Скорняков О. Ф., Глемба К. В., Старунова. Метод оценки безопасности мобильных машин в технологическом процессе // Материалы XLII научно-технической конференции ЧГАУ. Челябинск: ЧГАУ, 2003, ч. 2. — 400 с.
  144. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н., Шаманова Е. В. Условия труда и утомляемость операторов мобильных сельскохозяйственных машин // Вестник ЧГАУ, т. 39. Челябинск, 2003.
  145. Ю.И., Глемба К. В. Анализ существующих тренажерных устройств // Материалы XLI науч.-техн. конф., ч. 2. Челябинск: ЧГАУ, 2002.
  146. Ю.И., Глемба К. В., Попова С. Ю. Повышение безопасности человека-оператора при управлении мобильными сельскохозяйственными машинами // Вестник ЧГАУ, т. 37. Челябинск, ЧГАУ, 2002.
  147. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Попова С. Ю., Старунова И. Н. Факторы опасности мобильных технологических процессов // «Механизация и электрификация сельского хозяйства», № 7, Москва, 2003.
  148. С.В., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В. Использование метода тестирования при оценке профессиональной пригодности водительского состава // Вестник ЧГАУ, т. 38. Челябинск, 2003.
  149. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Чернышев С. В., Глемба К. В. Оценка профессиональной пригодности операторов зерноуборочных комбайнов по индивидуально-типологическим особенностями личности // В печати. Сб. трудов ВНИИОТ СХ // г. Орел, 2004.
  150. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Старунова И. Н., Шаманова Е. В. Метод оценки безопасности подсистемы «машина» при техническом обслуживании мобильных машин // «Механизация и электрификация сельского хозяйства», № 11, Москва, 2003.
  151. Ю.Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Кульпин Э. Ю., Светлакова Н. В., Попова С. Ю. Самоочищаемость колесных движителей технологических машин фактор активной безопасности // «Механизация и электрификация сельского хозяйства», № 2, Москва, 2004.
  152. С.А., Горшков Ю. Г., Кульпин Э. Ю., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Попова С. Ю. Электронный блок управления автоматическим противобук-совочным устройством для мобильных колесных машин // Патент РФ на полезную модель № 35 298, 17 сентября 2003 г.
  153. С.В., Горшков Ю. Г., Кульпин Э. Ю., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Попова С. Ю. Решение о выдаче свидетельства РФ на полезную модель. Дата поступления 12 января. 2004, заявка № 2 004 101 085.
  154. Методические указания по определению социально-экономической эффективности улучшения условий и охраны труда в сельском хозяйстве. -Орел: ВНИИ ОТСХ, 1985. 32 с.
  155. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. -М.: МСХ РФ, 1998.-219 с.
  156. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Экономика сельского хозяйства». Челябинск: ЧГАУ, 2000. — 24 с.
  157. Методические указания по курсу «Экономика сельского хозяйства». Челябинск: ЧГАУ, 2001 — 40 с.
Заполнить форму текущей работой