Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, как отмечают многие исследователи, в практике музыкально-педагогического образования нередко наблюдается стремление педагогов-пианистов вести преподавание по образцу консерваторий, что приводит к потере профессионально-педагогической направленности фортепианной подготовки учителя музыки. Очевидно, в решении данной проблемы применение индивидуально-дифференцированного подхода может… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к процессу обучения студентов-музыкантов
    • 1. 1. Индивидуально-дифференцированный подход как категория общей и музыкальной педагогики
    • 1. 2. Педагогические условия осуществления индивидуально-дифференцированного подхода на уроках фортепиано
    • 1. 3. Методы специальной музыкальной подготовки в контексте задач индивидуально-дифференцированного подхода
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.,
    • 2. 1. Задачи и общие условия опытно-экспериментальной работы. Содержание констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 2. Ход и результаты формирующего эксперимента

Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

с.

Модернизация системы образования на современном этапе обусловливает поиск более оптимальных и эффективных путей обучения студентов. Необходимость решения проблемы результативности педагогической деятельности предусматривает наличие у преподавателя вуза способности выбирать наилучшие варианты организации учебного процесса. В полной мере это относится и к высшему музыкально-педагогическому образованию, в числе наиболее существенных проблем которого можно назвать следующие:

— заданность цели и содержания образования извне (т.е. внеличностный характер процесса и содержания обучения);

— низкий уровень мотивации обучения;

— репродуктивный характер познавательной деятельности обучаемых;

— субъект-объектные отношения обучающих и обучаемых;

— монологичность процесса обучения;

— слабая выраженность эмоционально-ценностного компонента в содержании образования и др.

Одним из способов решения названных проблем, очевидно, может стать внедрение в процесс обучения будущего учителя музыки индивидуально-дифференцированного подхода, суть которого состоит в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным особенностям студентов.

Особое значение индивидуально-дифференцированный подход может приобрести в подготовке учителя музыки в классе фортепиано. Необходимость его осуществления в данной сфере обусловливается рядом особенностей, присущих процессу инструментального обучения в педагогическом вузе.

Первая из них, на наш взгляд, связана с профессионально-педагогической направленностью подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано, требованием синтеза в ней исполнительских и педагогических качеств. Именно многокомпонентность состава исполнительской деятельности преподавателя-музыканта в общеобразовательной школе определяет отличие процесса обучения в классе основного инструмента от специальной фортепианной подготовки студента в профильном музыкальном вузе. Если в последнем содержание обучения сконцентрировано, в основном, на совершенствовании исполнительских качеств будущего музыканта-профессионала, то инструментальное обучение учителя музыки должно иметь значительную психолого-педагогическую составляющую (умение не только исполнять произведения, но и преподносить музыкальный материал школьной аудитории, умение общаться с детьми, учитывая их возрастные особенности и др.). Помимо этого, к числу осваиваемых в классе фортепиано умений и навыков, относятся: владение методикой самостоятельной работы над произведениями, разнообразные виды творческого и ансамблевого музицирования, умение играть незнакомый нотный текст «с листа» и т. д.

Между тем, как отмечают многие исследователи, в практике музыкально-педагогического образования нередко наблюдается стремление педагогов-пианистов вести преподавание по образцу консерваторий, что приводит к потере профессионально-педагогической направленности фортепианной подготовки учителя музыки. Очевидно, в решении данной проблемы применение индивидуально-дифференцированного подхода может позволить снять односторонность узкой исполнительской специализации студента, компенсировав ее многообразными компонентами, входящими в комплекс профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Исходя из того, что подготовка студента является частью данного комплекса, мы рассматриваем индивидуально-дифференцированный подход в свете концепции целостности музыкально-педагогической деятельности.

Л.Г.Арчажникова) и базирующегося на ней требования комплексности подготовки учителя музыки.

Другой важной предпосылкой необходимости осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианном классе, по нашему мнению, является значительная разница в уровне довузовской исполнительской подготовки студентов. Особая значимость данной проблемы связана со сложностью освоения и развития игровых навыков в зрелом возрасте. Обучение в вузе предполагает наличие соответствующей базовой подготовки, однако далеко не всегда она имеется у поступающих на специальность «Музыкальное образование» (особенно это актуально для провинциальных городов). Во многом подобная ситуация объясняется тем, что в настоящее время на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов России одновременно могут обучаться такие разные категории студентов, как выпускники музыкальных школ, общеобразовательных гимназий и лицеев с музыкальным образованием, выпускники музыкально-педагогических отделений педагогических колледжей, музыкальных училищ, училищ искусств и т. п. Диапазон уровня имеющихся у них общемузыкальных знаний, игровых умений и навыков необычайно широк. Поэтому преподаватель фортепианного класса вуза сталкивается с необходимостью дифференциации методов и форм своей работы не только в зависимости от индивидуальных особенностей студента, но и от характера его довузовской подготовки. Однако данный процесс осуществляется, в основном, на интуитивно-эмпирическом уровне, вне четко обоснованной системы.

Таковы основные проблемы практики преподавания фортепиано в педагогическом вузе, обусловливающие актуальность настоящего исследования, направленного на внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в процесс специальной подготовки учителя музыки в классе фортепиано.

К настоящему времени имеется достаточно большое количество общепедагогических исследований по вопросам индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся (А. А. Бударный, И. Д. Бутузов, Р. Б. Вендровская, Е. Я. Голант, З. И. Калмыкова, А. А. Кирсанов, В. Т. Козлова, Г. Ф. Кумарина, K.JI. Мешалкина, В. М. Монахов, Н. С. Пурышева, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт, И. С. Якиманская, Л. А. Яцыневич и.

ДР-).

Проблема индивидуализации и дифференциации была в центре внимания целого ряда работ, посвященных музыкальному образованию учащихся школы (Е.П.Александров, Н. Н. Зелинская, Р. Г. Касимов, K.JI. Кравченко, О. С. Литвиненко, М. С. Приставкина и др.).

Вопросы индивидуализации и дифференциации в подготовке будущего учителя раскрыты в диссертациях Л. Г. Ахтариевой, В. А. Маликова, А. Я. Никоновой, Л. Ю. Образцовой, Р. К. Саттаровой, Л. Б. Сосновской, О. Р. Черноусовой, Л. В. Шмельковой и др.

Выполнено достаточно большое количество исследований по проблемам индивидуализации и дифференциации подготовки учителя музыки. В них рассмотрен следующий ряд аспектов:

— индивидуальный подход как условие совершенствования личностных качеств будущего учителя музыки (В.И.Муцмахер);

— понимание музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения (И.А.Левочкин, С. И. Торичная, Ю. А. Цагарелли и др.) — индивидуальный подход как условие развития творческой индивидуальности студента (И.С. Букреев и др.) — характеристика музыкально-педагогических и исполнительских способностей (И.В.Тихомирова, А. И. Медянников, Т. Ф. Цыгульская, Л. Л. Радомская и др.);

— подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников (Т.А.Палагина);

— учет индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано (М.В.Никешичев);

— индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов (В.А. Овсянникова) — индивидуальный подход как условие развития творческой самостоятельности студентов (Н.М. Зелинская);

— осуществление в классе фортепиано подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития (Ж.Ж. Искакова).

Таким образом, в музыкальной педагогике накоплен значительный опыт в подготовке музыканта-исполнителя на основе учета индивидуальных особенностей личности, однако, в то же время, современный этап подготовки будущих учителей музыки нуждается в конкретизации общих положений применительно к данной области.

Сам термин «индивидуально-дифференцированный подход» не получил в музыкальной педагогике достаточного обоснования. В качестве рабочего определения в диссертации мы принимаем положение, согласно которому содержание индивидуально-дифференцированного подхода заключается в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным и типологическим особенностям студентов. Таким образом, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки должно представлять собой двуединый процесс, в ходе которого происходит учет как индивидуальных (неповторимых) качеств личности, так и типических (общих) характеристик обучаемых.

В аспекте сказанного, цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий и методов осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.

Объект исследования: процесс подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано.

Предметом исследования являются педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в специальной подготовке будущего учителя музыки в классе фортепиано.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что реализация индивидуально — дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано возможна при соблюдении следующих условий:

— осуществления типологической дифференциации студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности);

— создания в ходе обучения прогностической модели музыкально-исполнительского развития студента;

— построения процесса обучения на диалогическом общении преподавателя и студента, основанного на применении творческих методов обучения, в том числе и игровых (ролевых);

— оптимального сочетания различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов с целью стимулирования мотивации учения, а именно: спецкурсы, индивидуальные и индивидуально-групповые занятия в классе с преподавателем, разнообразные виды музицирования — игра в ансамбле, эскизное освоение произведений, чтение с листа, подбор по слуху и др.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его ведущие задачи:

1.обобщить теорию и практику использования индивидуально-дифференцированного подхода в общей и музыкальной педагогике;

2.сформулировать педагогические условия осуществления индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях фортепиано;

3. проанализировать методы подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано и выделить их особенности в контексте задач индивидуально-дифференцированного подхода;

4. разработать и апробировать в процессе опытно-экспериментального исследования методику специальной музыкальной подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Методологической основой исследования явились положения психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — психологии индивидуальных различий и способностей (Б.Г.Ананьев, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.) — профессиональной обусловленности личных качеств учителя (Н.Д.Левитов, В. А. Сластенин и др.) — выводы педагогической науки о сущности индивидуализации обучения (Ю.К.Бабанский,.

A.А.Кирсанов, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт и др.) — личностно-ценностный подход к организации педагогического процесса (Е.В.Бондаревская,.

B.В.Сериков и др.) — основные положения общей и музыкальной педагогики о необходимости понимания своеобразия общего и музыкального развития обучаемых при выборе форм педагогического воздействия (Л.А. Баренбойм, Л. С. Выготский, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Прокофьев, Б. М. Теплов, М. Э. Фейгин и др.) — теоретические положения о формировании методологической и художественной культуры, а также мировоззрения учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л. А. Рапацкая, Б. М. Целковников и др.) — выводы общей и музыкальной педагогики высшей школы о путях формирования профессиональной готовности учителя (Л.Г.Арчажникова, Н. В. Кузьмина, И. Н. Немыкина, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.), в том числе, к профессионально-личностной рефлексии (Т.А. Колышева).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологопедагогической, искусствоведческой литературы по теме исследованияизучение и обобщение опыта осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессеопытно-экспериментальная работа, включавшая: целенаправленное педагогическое наблюдение, систему тестирования и анкетирования, сравнительно-сопоставительный анализ, метод экспертных оценок, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

Базой исследования являлась кафедра музыкальных дисциплин педагогического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1998;2000 гг.) был посвящен выбору и теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению степени ее разработанности, уточнению понятийного аппарата, проведению констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня музыкально-исполнительской обученности студентов и диагностике их мотивационной сферы.

В содержание второго этапа исследования (2000;2002гг.) вошло проведение формирующего эксперимента, основной задачей которого была проверка эффективности педагогических условий осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки.

Третий этап (2002;2003гг.) включал обобщение полученных данных, систематизацию и обработку результатов исследования, формулирование выводов, а также оформление диссертации в целом.

Научная новизна. В теорию и практику подготовки учителя музыки введена категория индивидуально-дифференцированного подхода.

Выявлены педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки, среди которых: осуществление типологической дифференциации студентовдиагностика мотивации учения и осуществление ее стимуляцииопределение оптимального сочетания различных форм учебной деятельности и др.

Разработана научно обоснованная методика осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано, опирающаяся на диагностику, типологизацию и дифференциацию педагогических методов в зависимости от уровня обученности и мотивации студентов.

Предложена модель музыкально-исполнительской подготовки будущего учителя в классе фортепиано, на основе которой созданы 3 типа прогностической модели музыкально-исполнительского развития студентов в зависимости от уровня исполнительской обученности.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации содержится теоретическое обоснование значения индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано, необходимости его внедрения в процесс обучения педагогического вуза.

Проблема реализации индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано впервые стала предметом самостоятельного научного исследования.

Практическая значимость исследования заключается в соответствии индивидуально-дифференцированного подхода актуальным проблемам современной практики инструментального обучения в педагогическом вузе.

Разработана система средств педагогического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианном обучении будущего учителя музыки. Данная система позволяет повысить уровень профессиональной подготовки педагога-музыканта и может быть использована в условиях обучения студента игре на другом музыкальном инструменте.

В рамках исследования его автором разработана программа курса «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано), созданы и внедрены в практику программы спецкурсов «Фортепианная музыка для детей», «Краткий курс истории фортепианного искусства», «Выдающиеся пианисты XX столетия», «Фортепиано в камерном ансамбле».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положенийприменением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиякачественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в теорию и практику музыкального обучения в педагогическом вузе является эффективным средством оптимизации процесса специальной подготовки учителя музыки, поскольку индивидуально-дифференцированный подход, с одной стороны, располагает возможностями для компенсации разницы в довузовском музыкальном образовании студентов, а с другой, позволяет сохранить целостность профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

2. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в специальной подготовке учителя музыки в классе фортепиано должно представлять собой двуединый процесс, в ходе которого происходит учет как индивидуальных особенностей студентов, так и типологических характеристик обучаемых.

3. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано возможна при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: осуществления типологической дифференциации студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности) — создания в ходе обучения прогностической модели музыкально-исполнительского развития студентастимулирования мотивации учения с учетом результатов ее диагностикипостроения процесса обучения на диалогическом общении преподавателя и студентаоптимальном сочетании различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов.

4. Обучение студента в условиях осуществления индивидуально-дифференцированного подхода требует сопоставления и использования разнообразных методов, адекватно подобранных для определенной исполнительской типологии и предполагает, в случае необходимости, замену менее эффективных приемов и методов более целесообразными и действенными.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГОПУ им. М. А. Шолохова и кафедры музыкальных дисциплин ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Материалы исследования использовались в выступлениях с докладами на городских, областных, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях. Данные, полученные в ходе работы, отражены в 7 публикациях автора: тезисах и научных статьях в сборниках, изданных в гг. Москве, Чите, Костроме, Чебоксарах.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе диссертации.

1. В организационном плане на первых стадиях осуществления индивидуально-дифференцированный подход требует некоторого повышения трудозатрат преподавателя, связанных, прежде всего, с диагностикой и типологической классификацией студентов. Однако, в дальнейшем, типологизация позволит педагогу систематизировать и адресно направлять свои действия.

2. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода позволяет строить процесс обучения в классе фортепиано более объективно, целенаправленно и конкретно.

3. Выдвинутые педагогические условия, формы и методы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в инструментальной подготовке учителя музыки находятся во взаимодействии и взаимосвязи.

4.Реализация комплекса педагогических условий осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано дала положительные результаты, чем была доказана выдвинутая гипотеза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и итоги опытно-экспериментальной работы дают основание сделать следующие выводы.

Индивидуально-дифференцированный подход является одним из ведущих средств повышения эффективности современного образования. Он основан на учете индивидуальных особенностей обучаемых и выборе соответствующих форм и методов педагогического взаимодействия. Наибольшее воплощение он находит в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.

Внимание к индивидуальным особенностям учащихся является характерной чертой отечественной фортепианной педагогики. В условиях подготовки учителя музыки, когда в классе фортепиано одновременно могут обучаться студенты с разным уровнем довузовской подготовки, возникает необходимость дифференцированного подхода, предполагающего учет типологических особенностей студентов (связанных с характером их базовой подготовки), и организацию их последующего обучения. Таким образом, в процессе фортепианного обучения учителя музыки содержание индивидуально-дифференцированного подхода заключается в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным и типологическим особенностям студентов.

Наиболее оптимальное осуществление индивидуально-дифференцированного подхода возможно, если:

— осуществляется типологическая дифференциация студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности);

— в ходе обучения создается прогностическая модель музыкально-исполнительского развития студента;

— диагностируется уровень мотивации учения и осуществляется ее стимуляцияпроцесс обучения основывается на диалогическом общении преподавателя и студента, связанном с применением творческих методов преподавания;

— ¦ реализуется оптимальное сочетание различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов.

Учебному процессу в классе фортепиано в условиях индивидуально-дифференцированного подхода свойственны:

— гуманистическая педагогическая позиция;

— активная вовлеченность педагога и ученика в процесс совместной художественной деятельности;

— вариативность педагогического мышления;

— адекватность используемых методов изменениям в музыкально-исполнительском развитии студента.

Обучение студента в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода требует использования и сопоставления разнообразных методов, оптимально подобранных для определенной исполнительской типологиипредполагает, в случае необходимости, замену менее эффективных приемов и методов более целесообразными и действенными.

Итак, применение индивидуальнодифференцированного подхода в музыкальной подготовке учителя музыки содержит в себе значительные возможности совершенствования процесса фортепианного обучения студентов, содействует его оптимальной профессиональной направленности на специфику общеобразовательной школы, ускорению формирования и развития музыкально-исполнительских способностей студентов, приобретению ими определенных навыков и умений, необходимых учителю музыки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.- 111с.
  2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения // Ананич И. А., Василевский А. Б., Водейко В. И. и др. / Под ред. Л. Н. Рожиной. — Минск: Нар. асвета, 1992, — 191с.
  3. Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы: Дис.. док. пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 386с.
  4. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971 -287с.
  5. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С.3−25.
  6. .Г. О принципах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-242с.
  7. Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1982. — 82с.
  8. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984.- 111с.
  9. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 и 2. Изд-е 2. М.: Музыка, 1971.-376с.
  10. Ю.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.:Педагогика, 1982. 357с.
  12. А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997. 19с.
  13. JI.А. Л.В.Николаев основоположник ленинградской пианистической школы. — В кн.: Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников, письма. — Л.: Советский композитор, 1979. — С.46−49.
  14. М.Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.
  15. Л.А. Н.Г.Рубинштейн: История жизни и деятельности. — М.: Музыка, 1982.-278с.
  16. Л.А. Фортепианная педагогика. -М.: Музыка, 1967. -212 с.
  17. Г. И. Межличностные контакты педагога и учащихся в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 16с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -384с.
  19. Н.А. Идея индивидуализации и дифференциации в творческом наследии В.А.Сухомлинского (1918−1970гг.)// Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М., 1997. — С. 133−138.
  20. Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1977. — 97с.
  21. B.C. От науконаучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  22. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика личности в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
  23. М. Два образа веры. М.: Смысл, 1999. — 248с.
  24. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Советская педагогика. 1965. — № 7.- С.38−47.
  25. В.К. Развитие мотивационной сферы в старшем студенческом возрасте: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1973. — 21с.
  26. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.2. М.: Изд-во Тихомирова, 1912.
  27. О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности): Автореф.дис. канд.пед.наук. СПб., 1993. — 18с.
  28. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-283с.
  29. М.С. Оборин артист и учитель. — В кн.: Л. Н. Оборин. Статьи. Воспоминания. — М.: Музыка, 1977. — 156с.
  30. JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344с.
  31. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С. М. Хентовой. M.-JI.: Музгиз, 1966. — 46с.
  32. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — 253с.
  33. Е.О. Личностно ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2002. — 23с.
  34. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе. Тарту, 1970. — 295с.
  35. А.Б. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: Музгиз, 1969.- 164с.
  36. М.К. К истории творческого объединения педагогов-пианистов при ЦДРИ // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. — М., 1963. — С.26−31.
  37. Ю.В. Дифференцированно-групповая форма работы как средство повышения качества обучения школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Челябинск, 2002. — 24с.
  38. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Просвещение, 1957. -298с.
  39. Дидактика средней школы: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
  40. М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997.-327с.
  41. Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1988.— 15с.
  42. И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000 -31с.
  43. Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Вып.З. Горький: Горьковский гос. пед. инст-т, 1975. — 78с.
  44. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 208с.
  45. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: 1979.
  46. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Доклады АПН РСФСР. 1959. -№ 6. — С.28−39.
  47. А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 144с.
  48. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 224с.
  49. Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. — 185с.
  50. Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования.- М., 1997. 97с.
  51. Я.А. Великая дидактика // Избр.сочинения. М.:Учпедгиз, 1955.-583с.
  52. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 6270.
  53. .Л. О педагогике Г.Г.Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1971.- Вып.З.- С.264−296.
  54. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. — 119с.
  55. Н.В. Очерки психологии труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -251с.
  56. Ю.Н., Сухобская Г. Г. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.-112с.
  57. Н.С. Индивидуальные различия в способностях. // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 74−90.
  58. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 193с.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  60. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.:Музыка, 1988.-84с.
  61. О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф.. дис. канд. пед.наук. -М., 1995. 18с.
  62. Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство — СПб», 2000. — 704с.
  63. Н.К. Педагог и ученик. Проведение урока // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1955. Вып.1. -С.39−52.
  64. Л. Игра наизусть. Л.: Музыка, 1967. — 141с.
  65. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  66. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика-ХХ1, 2002. — 120с.
  67. И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1999. — 20с.
  68. А.И. Опыт изучения индивидуальных творческих качеств студента музыкально-педагогического факультета в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
  69. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности,-М.: Наука, 1986.-256с.
  70. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.: Советский композитор, 1963.- 128с.
  71. .Е. Воспитание ученика-пианиста.- М.: Кифара, 2002.- 182с.
  72. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С.129−139.
  73. Я.И. К.Н. Игумнов.- М.: Музыка, 1975. — 471с.
  74. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. — 208с.
  75. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.42−47.
  76. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: Прометей, 1988. — 63с.
  77. JI.JI. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Дис. док.пед.наук. М., 2000. — 415с.
  78. С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.85−94.
  79. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М: Музыка, 1988. — 240с.
  80. И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие / Урал. гос. пед. инст-т. — Екатеринбург: Уральск, гос. пед. ин-т, 1993. -61с.
  81. М.В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 35−45.
  82. М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов. как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано: Дис.. канд.психол.наук.- М., 1990. 193с.
  83. JI.B. Статьи и воспоминания современников. Л.: Музыка, 1979.- 189с.
  84. Э.Ф. Индивидуальные особенности личности студента как важный фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки // Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
  85. Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов: Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1979.- 175с.
  86. И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. -2001. № 6. — С. 16−19.
  87. Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1998.- 189с.
  88. Н.Е. В классе рояля. М.: Музыка, 1986. — 97с.
  89. Н.В. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента в музыкальном училище: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1999. 24с.
  90. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 384с.
  91. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  92. М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1984.-21с.
  93. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): Сб. трудов / Сост. М. М. Берлянчик. — Новосибирск, 1984, вып.2. 152с.
  94. Программы педагогических институтов / Министерство просвещения СССР. М.: Просвещение, 1983. Сб.№ 14. Основной инструмент — фортепиано. Исполнительская практика и др. — 70с.
  95. Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем//Вопросы психологии. 1959.- № 5.-С. 59−70.
  96. Г. П. Формирование музыканта-исполнителя (пианиста) / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956.
  97. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей, 1993. — 161с.
  98. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. —214с.
  99. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1980. — 457с.
  100. JI.JI. Формирование исполнительских способностей учителей музыки в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд.пед.наук. Ровно, 1983. — 186с.
  101. О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов: Автореф.. дис. канд. пед.наук.- М., 1985. 23с.
  102. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.- 141с.
  103. И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических ' способностей у студентов-музыкантов: Дис.. канд.пед.наук.-М., 1998.- 165с.
  104. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 193с.
  105. К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. хх в.). Тексты. М., 1986.
  106. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.1990. -№ 1.-С. 16−24.
  107. C.JI. Бытие и сознание. М.: Учпедгиз, 1957. — 342с.
  108. C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.-424с.
  109. С.И. Л.Николаев: пианист, композитор, педагог. — Л,-М.: Музгиз, 1950.- 189с.
  110. С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961.- 157с.
  111. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.
  112. Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: Автореф.. дис. Канд.пед.наук. — Казань, 1996, — 19с.
  113. JI.C. Индивидуальный подход: Педагогическая энциклопедия. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1965. С.209−213.
  114. М.А. Э.Г. Гилельс- педагог // Вопросы фортепианного искусства. М., 1968.-Вып.2. — С. 153−172.
  115. .Н. Практические занятия по психологии. — М.: Просвещение, 1989. 239с.
  116. Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. — 281с.
  117. Л.Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода: Дис.. канд.пед.наук. Л., 1989. — 177с.
  118. В.А. Развитие индивидуальных способностей и наклонностей учащихся // Советская педагогика. 1962. — № 12. — С.38−45.
  119. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 343с.
  120. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 336с.
  121. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
  122. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 328с.
  123. С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дис.. канд.пед.наук. М., 1980. — 164с.
  124. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1961.
  125. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация.- М.:Педагогика, 1990.- 192с.
  126. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1974. — 296с.
  127. М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога.- М.: Музыка, 1975. 110с.
  128. М.Э. Музыкальный опыт учащихся / Вопросы фортепианной педагогики. М., 1971.-36с.
  129. С.Е. Мастерство пианиста. — М.: Музыка, 1978. 231с.
  130. С.Е. Пианизм как искусство. — М.: Музыка, 1969. 516с.
  131. Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Автореф.. дис. канд.пед.наук. М., 1998. — 24с.
  132. Е.А. Пути повышения дифференцированной роли педагогической оценки при обучении музыке. Минск, 1990.
  133. Г. М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 192с.
  134. Г. М. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988. — 384с.
  135. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 76с.
  136. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис.. докт.пед.наук. -М., 1978. 29с.
  137. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 368с.
  138. О.Р. Индивидуальный подход в совершенствовании педагогического мастерства учителя: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Минск, 1993.-21с.
  139. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 31 с.
  140. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 20с.
  141. В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С.72−77.
  142. О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.12. — Л., 1973.- С. 187−222.
  143. А.П. Фортепианная педагогика.- М.: Музгиз, 1960. 139с.
  144. Г. И. Введение // Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. М.: Просвещение, 1984. — С.3−19.
  145. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  146. В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. — Минск, 1993. -243с.
  147. В.Л. Профессиональная ориентация студентов музыкально-педагогического факультета на индивидуальных занятиях //Музыка в школе. 1988. — № 3. — С.26−28.
  148. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969.— 168с.
  149. Л.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1981.-21с.
Заполнить форму текущей работой