Смазывающая способность малосернистых дизельных топлив и методы её повышения
Разработана методика исследования смазывающей способности ДТ, обладающая высокой чувствительностью, на ЧШМ при приложенной нагрузке 100 Н, продолжительности испытания 60 мин., температуре 20 °C, частоте вращения верхнего шарика 1460±70 об/мин. В своих исследованиях применяли в качестве базового топлива фракцию 180−250 °С мотоалкилата, отличающегося постоянством группового химического состава… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- ГЛАВА 1. МОТОРНЫЕ ТОПЛИВА С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИ- 8 ЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ
- 1. 1. Современные аспекты и тенденции производства моторных топ
- 1. 2. История развития требований к моторным топливам по охране окружающей среды в некоторых странах
- 1. 3. Получение дизельных топлив с улучшенными экологическими показателями
- 1. 4. Смазывающая способность глубокоочищенных топлив
- 1. 5. Методы оценки смазывающей способности дизельных топлив
- 1. 6. Пути улучшения смазывающих свойств дизельных топлив за счет использования специальных присадок
- 1. 7. Основные задачи и направления исследований
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВА НИИ И АНАЛИЗА
- 2. 1. Объекты исследований
- 2. 2. Методы исследований
- 2. 2. 1. Исследования смазывающей способности
- 2. 2. 2. Стандартные методы исследований
- 3. 1. Влияние сернистых соединений на смазывающую способность дизельных топлив
- 3. 2. Влияние некоторых классов углеводородов на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 2. 1. Влияние ароматических углеводородов на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 2. 2. Влияние нормальных алканов на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 2. 3. Влияние алкенов на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 3. Влияние некоторых кислородсодержащих соединений на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 3. 1. Влияние органических кислот на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 3. 2. Влияние альдегидов на смазывающую способность топливных композиций
- 3. 3. 3. Влияние эфиров на смазывающую способность топливных композиций
- 4. 1. Влияние побочного продукта процесса гидроформилирования пропилена на смазывающую способность топливных компози- 73 ций
- 4. 2. Разработка композиции жидкого топлива со сниженным содер- ^ жанием серы и повышенной смазывающей способностью
- 4. 3. Разработка смазывающей присадки к дизельным топливам
Смазывающая способность малосернистых дизельных топлив и методы её повышения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач для современной нефтеперерабатывающей промышленности (НПП) является повышение экологических показателей моторных топлив. С учетом увеличения количества транспортных средств, работающих на дизельном топливе, особое значение приобретает повышение экологических характеристик именно таких топлив.
Способов повышения экологических показателей ДТ несколько. Основными из них являются:
— введение в состав топлива специальных присадок (антидымных, противо-сажевых и т. п.);
— производство так называемых биодизельных топлив, то есть дизельных топлив (ДТ), содержащих до 20% и более компонентов растительного происхождения;
— снижение содержания в ДТ сернистых соединений и ароматических углеводородов (АУ).
Использование специальных присадок позволяет снизить количество вредных выбросов в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания. Например, «с целью обезвреживания выхлопных газов автомобилей от оксида углерода» авторами [ 122 ] предлагается добавлять к топливу «присадки из низших кислородсодержащих органических соединений». В качестве проти-водымной присадки к топливам авторами [ 123 ] предлагается включение пероксида, а авторами [ 124−126 ] - спиртов, в состав топливной композиции (ТК).
Производство биодизельных топлив связано с вовлечением в их состав продуктов переработки растительного сырья и их модификаций. Среди них наибольшее распространение получили рапсовые, соевые, подсолнечные, пальмовые масла и их эфиры. Так, в Австрии находит применение в качестве добавки к ДТ (в количестве до 20%) смесь сложных метиловых эфиров, полученных на базе рапсового масла. Во Франции путем льготного налогооблажения стимулируется добавление до 5% аналогичных добавок. В США метиловые эфиры на базе соевого масла используются либо как 100%-ное топливо, либо в качестве 20%-й добавки к нефтяному. В Малайзии принято решение о строительстве завода по производству метиловых эфиров на базе пальмового масла, с целью их использования в качестве ДТ или его компонента [33, 97, 99, 100 ].
Качество добавок на основе продуктов переработки сырья растительного происхождения, несколько отличается от нефтяных топлив, что обусловлено разницей в химическом составе. Например, для рапсового масла по сравнению с нефтяным топливом характерны более высокие значения кинематической вязкости и температуры вспышки, определяемой в закрытом тигле. Дополнительно стандарт предусматривает оценку окисляемости рапсового масла — определяется индукционный период окисления [ 33, 34 ].
Введение
в состав ДТ указанных добавок снижает эмиссию практически всех вредных веществ по сравнению с нефтяными топливами. Согласно [ 100 ], уменьшение содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, работающих на ДТ, содержащем 20% рапс-метилового эфира составляет: монооксида углерода — 43,2%, углеводородов — 56,3%, твердых частиц — 55,4%.
Следует отметить, что в продуктах переработки растительного сырья содержится ультранизкое количество сернистых соединений (не более 24 ррт) и не содержится АУ [ 96, 100 ]. Таким образом, введение в состав ДТ указанных добавок позволяет значительно улучшить экологические показатели работы двигателей.
Снижение содержания сернистых соединений и АУ достигается посредством протекания процесса гидроочистки на новых поколениях катализаторов, наиболее эффективных для данного, конкретного типа сырья при более высоких температурах и парциальном давлении водорода. В результате процесса содержание сернистых соединений в гидрогенизате может составлять 0,005% масс. (50 ррт) [ 155 ]. Однако снижение содержания сернистых соединений может привести к значительному ухудшению его смазывающих свойств. Это связано с тем, что сернистые соединения, которые удаляются в процессе гидроочистки, играют роль «природных» присадок. Данная работа посвящена изучению основных факторов, влияющих на смазывающую способность ДТ с низким содержанием серы, поиску и разработке эффективных противоизносных присадок к ним и другим смежным вопросам.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Разработана методика исследования смазывающей способности ДТ, обладающая высокой чувствительностью, на ЧШМ при приложенной нагрузке 100 Н, продолжительности испытания 60 мин., температуре 20 °C, частоте вращения верхнего шарика 1460±70 об/мин. В своих исследованиях применяли в качестве базового топлива фракцию 180−250 °С мотоалкилата, отличающегося постоянством группового химического состава.
2. Исследовано влияние основных классов углеводородов, содержащихся в ДТ, на их смазывающую способность. Показана высокая смазывающая способность АУ и алканов линейного строения, причем первые повышают смазывающую способность ДТ уже при содержании 0,05% об., a JTA повышают смазывающую способность ДТ лишь при концентрациях 1,0% об. и больше. Среди исследованных углеводородов алканы изостроения и алкены проявляют минимальную смазывающую способность.
3. Показана возможность повышения смазывающей способности ДТ путем введения в их состав ряда кислородсодержащих соединений: карбоновые кислоты, альдегиды. Обнаружено, что при одинаковом числе атомов углерода эффект повышения смазывающей способности снижается в ряду: карбоновые кислоты, альдегиды, простые эфиры.
4. Впервые установлена высокая смазывающая способность ВППГП. На топливную композицию, содержащую данную добавку получен патент РФ и разработана нормативно-техническая документация для организации промышленного производства.
5. На основе ВППГП и олеиновой кислоты разработана высокотехнологичная смазывающая присадка к ДТ (ПС-1), характеризующаяся улучшенными экологическими показателями. На присадку ПС-1 разработаны технические условия.
Список литературы
- Абодже А.А., Баулин О. А. Исследование зависимости вязкости дизельного топлива от содержания различных присадок: Тез. докл. всероссийской научно-технической конференции // Коршуновские чтения, Тольятти: ТГТУ, 2005. С.90−92.
- Алиев P.P., Овсянников В. А., Алиев P.P. Григорьев Н. А. Получение экологически чистого дизельного топлива: гидроочистка на катализаторах серии ГКД // Химия и технология топлив и масел. -1997. № 6.-С.11−14.
- Андонов Г. Н., Пехливанов Д. Д., Милина Р. С., Иванов А. С. Опыт производства автомобильных бензинов с пониженным содержанием бензола в «Лукойл Нефтохим» // Нефтепереработка и нефтехимия. -2003. -ЖЗ.-С.7−12.
- Антипов И. А., Емельянов В. Е. Улучшение экологических и эксплуатационных свойств автомобильных бензинов // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 5. — С.37−40.
- Арсенов Е.Е., Смаль Ф. В. Перспективные топлива для автомобилей. -М.: Транспорт, 1989. 154 с.
- Ахметов А.Ф., Сайфуллин Н. Р., Абдульминев К. Г., Навалихин П. Г., Абдулахи Х. М. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1998. — № 7. -С.42−47.
- Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Уфа: Гилем, 2002. — 672 с.
- Баулин О.А., Абодже А. А., Рахимов М. Н. Дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями: Тез. докл. II
- Всероссийской научной internet конференции // Интеграция науки и высшего образования в области органической и биоорганической химии и механики многофазных систем. — Уфа: УГНТУ, 2003. — С.22.
- Баулин О.А., Рахимов М. Н. Улучшение смазывающей способности дизельного топлива с низким содержанием серы: Тез. докл. 55-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Уфа: УГНТУ, 2004. — С.421.
- Баулин О.А., Рахимов М. Н., Рахимова З. Ф., Ахметов А. Ф. Вариант повышения смазывающей способности дизельных топлив с улучшенными экологическими показателями // Башкирский химический журнал. 2005. — № 4. — С. 72−74.
- Баулин О.А., Рахимов М. Н., Чистов О. И. Дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями. Проблемы и перспективы: Тез. докл. республиканской студенческой научно-практической конференции // Экология и мы, УФА: УГИС, 2004. С. 22−24.
- Бондаренко В.Н., Мень Я. М. Процессы и оборудование для производства дизельного топлива с использованием рапсового масла // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 2. — С.24−25.
- Бощевский С.Б., Емельянов В. Е., Климова Т. А., Крылов И.Ф.,
- Меджибовский А.С., Гущин А. И. // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 3. — С.15−16.
- Брагинский О.Б., Шлихтер Э. Б. Мировая нефтепереработка: экологическое измерение. М.: Academia, 2003. — 262 с.
- Булатников В.В. Проблемы улучшения экологических свойств нефтяных топлив // Мир нефтепродуктов. 2001. — № 3. — С.30.
- Булатников В.В. Формирование требований к качеству горючесмазочных материалов // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 4. — G.37−38.
- Буяновкий И.А. Учение о граничной смазке: начальный период // Химия и технология топлив и масел. 1996. — № 1. — С.46−49.
- Вайль Ю.К., Сухоруков A.M., Николайчук В. А., Байбурский B.JL, Спиридонов С. Э. Получение экологичеки чистого дизельного топлива: одностадийная гидроочистка смесевого сырья // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 1. — С.25−27.
- Вайсблюм М.Е. Экологические требования к АТС и тенденции их развития // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 3. — С.25−28.
- Винокуров В.А., Куренков И. А., Глухов С. Д., Грехов JI.B., Жердев А. А. Диметиловый эфир компонент смесевого топлива для дизельных двигателей // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2005. — № 4. — С. 12−14.
- Виппер А.Б. На международной конференции по топливам Европа 2003 // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2004. — № 1. — С.62−63.
- Виппер А.Б., Евдокимов А. Ю. Дизельные топлива на базе растительного сырья за рубежом // Нефтепереработка и нефтехимия. -2004. -№ 6.-С.11−14.
- Виппер А.Б., Ермолаев М. В. Новое в топливной проблематике за рубежом // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. -№ 10. — С.52−55.
- Вишнякова Т.П., Голубева И. А., Крылов И. Ф. и др. Стабилизаторы и модификаторы нефтяных дистиллятных топлив. М.: Химия, 1990. -92 с.
- Выбросы твердых частиц с отработанными газами бензиновых идизельных двигателей в Европе // Нефтегазовые технологии. -1998. № 5−6. — С.47.
- Гайле А.А., Залищевский Г. Д., Семенов Л. В., Варшавский О. М., Колдобская Л. Л., Кайфаджян Е. А. // Нефтепереработка и нефтехимия.2004. -№ 1.-С.23−26.
- Галиакбиров А.Р., Баулин О. А., Рахимов М. Н. Смазки для строительных материалов: Тез. докл. 56-ой научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Уфа: УГНТУ, 2005.-С.302.
- Галиакбиров А.Р., Баулин О. А., Рахимов М. Н. Дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями: Тез.докл. 56-ой научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Уфа: УГНТУ, 2005.-C.303.
- Ганцев В.А., Теляшев Г. Г., Чахеев В. П. и др. Материалы II Конгресса нефтегазопромышленников России, Уфа: Институт проблем нефтехимпереработки АН РБ. 2002. — С.48−49.
- Гафаров А.Г., Рагимов Ч. М. Расширение области применения нефтяных кислот // Мир нефтепродуктов. 2003. — № 4. — С. 14.
- Гильмутдинов А.Т., Танатаров М. А. Перспективы и проблемы альтернативных моторных топлив. Уфа: издательство УГНТУ, 1994 -131 с.
- Гмурман В.Е. Руководство по решению задач по теории вероятности и математической статистике. М.:ВШ, 2000. — 400 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.:ВШ, 2000.-479 с.
- Гуреев А.А., Митусова Т. Н., Соколов В. В., Веретенникова Н. П., Спиркина Н. П., Меленчук А. И. Улучшение экологических свойств дизельных топлив // Химия и технология топлив и масел. 1992. — № 6. — С.2−3.
- Гуреев А.А., Спиркина Н. П., Удалов Г. А., Пригульский Г. Б. Улучшение защитных свойств малосернистых дизельных топлив // Химическая технология топлив и масел. 1992. — № 10. — С.21−24.
- Давыдова С.Л., Тагасов В. И. Нефть и нефтепродукты в окружающей среде. -М.: РУДН, 2004. 163 с.
- Данилов A.M. Новые присадки к топливам. Анализ публикаций за 1991−1996 гг. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 1. -С.35−38.
- Данилов A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996. — 232 с.
- Данилов A.M. Присадки к топливам, используемые в России // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 2. — С.2−6.
- Данилов A.M. Присадки к топливам. Разработка и применение в 19 962 000 гг. // Химическая технология топлив и масел. 2001. — № 6. — С.43−50.
- Данилов A.M., Митусова Т. Н. Все о дизельных топливах. Лекция 2 // Мир нефтепродуктов. -2003. № 3. — С.44−47.
- Данилов A.M., Митусова Т. Н. Все о дизельных топливах. Лекция 3 // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 1. — С.46−48.
- Дейнеко П.С., Васильева Е. Н., Попова О. В., Башкатова С. Т. Нафтеновые кислоты как противоизносные присадки к реактивным топливам // Химическая технология топлив и масел. 1994. — № 9−10. — С.6−8.
- Дизельные топлива www/ongk.ru/info/oil/diztoplivo.phtml Донченко В. В. Проблема обеспечения перевозчиков дизельным топливом европейского уровня на территории России // Мирнефтепродуктов. 2006. — № 1. — С.3−5.
- Дружинин О.А., Санников A.JL, Хавкин В. А., Каминский Э. Ф., Митусова Т. Н., Гуляева JI.A. Производство глубокоочищенного дизельного топлива гидрированием прямогонных дистиллятов при умеренном давлении водорода // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 2. -С.12−13.
- Дунюшкина Р.Е. Стимулирование производства экологичных моторных топлив евростандарта на НПЗ России // Мир нефтепродуктов. 2006. — № 1. — С.6−11.
- Елшин А.И., Алиев P.P., Томин В. П., Кращук С. Г. Отечественные установки гидроочистки // Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 3. — С. 15−17.
- Емельянов В. Е. Производство автомобильных бензинов в России // Нефтегазовые технологии. -2001. -№ 2. С.30−33.
- Емельянов В.Е. Производство автомобильных бензинов в России // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 5. — С. 18−19.
- Емельянов В.Е., Крылов И. Ф. Присадки и добавки к автомобильным бензинам. Лекция 1. Роль присадок и добавок в производстве современных и перспективных автомобильных бензинов // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 3. — С.45−47.
- Захарова Э.Л., Емельянов В. Е., Дейнеко П. С. Разработка за рубежом моющих присадок к автомобильным топливам // Химия и технология топлив и масел. 1994. — № 1. — С.36−38.
- Захарова Э. Л, Емельянов В. Е., Октябрьский Ф. В., Дейнеко П. С. Присадки для улучшения антидетонационных и экологических свойств автомобильных бензинов // Химия и технология топлив и масел. -1994. № 2. — С.35−38.
- Зегер К.Е., Котлер В. Р. Получение дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками // Химия и технология топлив и масел.- 1996.-№ 6.-С.15−16.
- Зеленая книга России: Часть 2. Кн.1. М.: Универсум, 1994. -с.21−22.
- Ирисова К.Н., Талисман E.JL, Смирнов В. К. Проблемы производства малосернистых дизельных топлив // Химия и технология топлив и масел. 2003. — № 1−2. — С.21−24.
- Кабанова Е. Н, Башкатова С. Т., Лихтеров С. Д. Винокуров В.А. Композиционная присадка для газоконденсатного дизельного топлива ГШЗ // Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 1. — С.29−34.
- Каминский Э.Ф., Булатников В. В., Хавкин В. А. Перспективны повышения качества нефтепродуктов в России // Мир нефтепродуктов. -2004. -№ 5.-С.20−21.
- Каминский Э.Ф., Пуринг М. Н., Хавкин В. А. и др. Состояние и перспективы производства экологически чистого дизельного топлива на предприятиях отрасли. / Тематический обзор. Секция Переработка нефти и нефтехимия. М.: ЦНИИИТЭнефтехим, 1995. — № 2. — 97 с.
- Каминский Э.Ф., Хавкин В. А. Глубокая переработка нефти: Технологический и экономический аспекты. М.: Техника, 2001. — 254 с.
- Каминский Э.Ф., Хавкин В. А., Курганов В. М., Осипов Л. Н., Бычкова Д. М., Лощенкова И. Н. // Химия и технология топлив и масел. 1996. -№ 2. — С.14−15.
- Каминский Э.Ф., Чернак Г. Н. О производстве экологически чистых моторных топлив // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 1. -С.14−15.
- Климова Т.А., Глинчак С. И., Емельянов В. Е., Шафигуллин К. М., Дейнеко П. С., Скибенко А. П., Осьмушников А. Н. Многофункциональные присадки к автомобильным бензинам // Химия и технология топлив и масел. 1996. — № 5. — С.32−33.
- Клокова И.В. Присадки и добавки к автомобильным бензинам. Лекция 5. Антикоррозийные присадки для автомобильных бензинов // Мирнефтепродуктов. 2005. — № 2. — С.46−48.
- Ковалев В.А., Ермолаев М. В., Финелонова М. В., Андрюханова Н. П., Данилов A.M., Митусова Т. Н., Сафонова Е. Е. Противоизносная присадка «Каскад-5» к малосернистым дизельным топливам // Нефтепереработка и нефтехимия. 2006. — № 5. — С. 12−14.
- Крылов И.Ф., Емельянов В. Е., Никитина Е. А., Вижгородский Б. Н., Рудяк К. Б. Малосернистые дизельные топлива: плюсы и минусы // Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 6. — С.3−6.
- Кулиев Р.Ш., Кулиев Ф. А., Муталибова А. А., Кулиева С. Р. Улучшение антиокислительных и антикоррозионных свойств растительных масел // Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 6. — С.41−43.
- Курамшин Э.М., Сайфуллин Н. Р., Имашев У. Б. Термоокислительная стабильность дизельных топлив. М.: Химия, 2001. 231 с.
- Липкин Г. И. Влияние оксигенатных дизельных топлив на энергоэкологические параметры работы двигателя // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 3. — С.8−10.
- Липкин Г. И. Испытанная окислительная технология получения сверхмалосернистого дизельного топлива // Мир нефтепродуктов. -2004. -№ 1.-С.35.
- Липкин И.Г. Взгляд на альтернативные топлива // Мир нефтепродуктов. -2003. № 3. — С.23−24.
- Липкин И.Г. Окислительных процесс для получения сверхмалосернистого дизельного топлива // Мир нефтепродуктов. -2004.-№ 5.-С.36−37.
- Луговский А.И., Логинов С. А., Лебедев Ю. Н., Ложкин Л. П., Ханин Ю. Д., Вулисанова Г. С. Установки гидроочистки дизельного топлива на Рязанском НПЗ // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 1. -С.15−17.
- Лупанов Н.В., Рудяк КБ., Харрис Д., Яскин В. П. Проблемы производства и применения малосернистых дизельных топлив с присадками на заводах ТНК-ВР // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 4. -С.6−7.
- Лыков О.П., Вишнякова Т. П., Завьялов С. В., Емельянов В. Е., Гребенщиков В. П. Моющие свойства спирто — эфирных компонентов автомобильных бензинов // Химическая технология топлив и масел. -1990.-№ 10.-С.17−18.
- Майо С., Бревурд Е., Геритсен Л., Плантенго Ф. Процесс получения сверхмалосернистого дизельного топлива // Нефтегазовые технологии.-2001. № 3. — С.91−93.
- Марченко А.П., Семенов В. Г. Альтернативное биотопливо на основе производных рапсового масла // Химия и технология топлив и масел. -2001. № 3.-С.31−32.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В. Влияние качествадизельных топлив на их противоизносные свойства // Нефиехимия и нефтепереработка. 1999. — № 2. — С.8−11.
- Митусова Т.Н., Калинина И. В., Полина Е. В. Определение содержания и состава ароматических углеводородов в дизельных топливах // Нефтехимия и нефтепереработка. 1998. — № 4.-С.14−17.
- Митусова Т.Н., Калинина М. В. Мировые тенденции улучшения качества дизельных топлив // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 2. — С.5−7.
- Митусова Т.Н., Калинина М. В. Получение дизельных топлив, соответствующих требованиям «Евро-4» и «Евро-5» на российских НПЗ. Тезисы докладов: II Российская конференция «Актуальные проблемы нефтехимии». Москва, 2005. С. 47.
- Митусова Т.Н., Калинина М. В. Производство биодизельного топлива // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 5. — С.20−23.
- Митусова Т.Н., Калинина М. В., Данилов A.M. Биодизельные топлива // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 2. — С. 16−20.
- Митусова Т.Н., Калинина М. В., Полина Е. В. Снижение температуры помутнения дизельного топлива за счет применения специальной присадки // Нефтепереработка и нефтехимия. 2005. — № 2. — С. 18−20.
- Митусова Т.Н., Логинов С. А., Полина Е. В., Рудяк К. Б., Капустин В. М., Луговской А. И., Выжгородский Б. Н. Улучшение смазывающих свойств дизельных топлив // Нефтепереработка и нефтехимия. 2002. — № 1. -С.28−31.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В. Все о дизельных топливах. Лекция 1 // Мир нефтепродуктов. 2002. — № 3. — С.45−47.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В. Все о дизельных топливах. Лекция 2 // Мир нефтепродуктов. 2003. — № 3. — С.44−47.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В. Все о дизельных топливах. Лекция 3 // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 1. — С.46−48.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В. Влияние качествадизельных топлив на их противоизносные свойства // Нефтепереработка и нефтехимия. 1999. — № 3. — С.8−11.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В. Исследование противоизносных свойств дизельных топлив // Нефтепереработка и нефтехимия. 1998. — № 2. — С.20−22.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В., Сафонова Е. Е., Ахтырская B.C. Присадки к современным дизельным топливам // Нефтепереработка и нефтехимия. 2002. — № 7. — С.34−37.
- Митусова Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В. Современные дизельные топлива и присадки к ним. М.: Техника, 2002. — 64 с.
- Митусова Т.Н., Полинина Е. В., Калинина М. В., Сафонова Е. Е. Присадки к современным дизельным топливам www.vniinp-topliva.ru/?sid=16@PHPSESSID-ee564c388b656159353
- Митусова Т.Н., Пугач И. А. Эталонное дизельное топливо // Химическая технология топлив и масел. 1998. — № 5. — С. 12−13.
- Митусова Т.Н., Сафонова Е. Е., Бармина JI.B., Брагина Г. А. Ароматические углеводороды дизельных топлив // Нефтепереработка и нефтехимия. 2005. — № 4. — С.15−16.
- Митусова Т.Н., Сафонова Е. Е., Брагина Г. А., Бармина JI.B. Дизельные топлива и присадки, допущенные к применению в 2001—2004 гг.. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2006. — № 1. — С.12−14.
- Насиров Р.К., Харченко В. Ю., Насиров И. Р. др. Экологические аспекты производства и сертификации нефтепродуктов. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996.-С.6−1.
- Никулин С.С., Шеин B.C., Злотский С.С и др. Отходы и побочные продукты нефтехимических производств сырье для органического синтеза. — М.: Химия, 1989. — 240 с.
- Новейшие достижения в развитии технологии гидрообессеривания. // Тематические обзоры. Нефтепереработка и нефтехимия. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 2000. — 81 с.
- Олейченко С.Н., Емельянов В. Е., Крылов И. Ф. Современные и перспективные автомобильные бензины // Химическая технология топлив и масел. 2003. — № 6. — С.3−5.
- Олтырев А.Г., Самсонов В. В., Власов В. Т., Попова О. А. Расширение ресурсов сырья для производства дизельных топлив на установках гидроочистки за счет утяжеления прямогонных дизельных фракций // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. — № 5. — С. 13−16.
- Онойченко С. Н, Крылов И.Ф. Присадки и добавки к автомобильным бензинам. Лекция 4. Оксигенаты высокооктановые компоненты автомобильных бензинов // Мир нефтепродуктов. — 2005. — № 1. — С.46−47.
- Патент РФ № 96 106 288 /Пантух Г. Н., Остерн Е.М./ Топливная композиция. 1996.
- Патент РФ № 95 109 085 /Евстегнеева Н.К., Дроздов С. С., Шигорин
- A.И., Евстегнеев М. С., Лалаян Б.В./ Способ обезвреживания выхлопных газов автомобилей от окиси углерода. 1995.
- Патент РФ № 95 114 225 /Фазлиахметов Р.Г., Шапиро Г. С., Парфенов Е. В., Фурер С. М., Сальникова И. В., Шакун А.Н./ Противодымная присадка к топливам. 1995.
- Патент РФ № 96 106 512 /ШапироА.Л., Емельянов В. Е., Капустин
- B.М., Мартц Д., Данилец В. М. / Топливная композиция. 1997.
- Патент РФ № 97 268 465 /Кондрат P.M./ Топливная композиция для карбюраторных двигателей. 1996.
- Патент РФ № 99 108 755 /ЗакировС.Н., Гуцуляк Б.М./ Добавка к бензину, топливная композиция. 1999.
- Патент № 2 254 357 РФ /Рахимов М.Н., Ишмияров М. Х., Рахимов Х. Х.,
- Рогов М.Н., Баулин О. А., Чистов О.И./ Композиция жидкого топлива. -2005.
- Патент Великобритании № 2 158 750 /Брид Дилуэрт/ Композиция жидкого топлива. 1998.
- Патент Великобритании № 95 122 648 /Капротти Р., Бовингтон Ч. Г., Дуглас Макрае К.Д./ Топливная композиция. 1995.
- Патент РФ № 2 091 443 /Зерзева И.М., Шафранский Е. Л., Акимова Н.В./ Присадка к дизельному топливу. 2001.
- Патент РФ № 2 126 032 /Задко И.И., Баженов В. П., Ермолае М. В., Данилов A.M., Митусова Т. Н., Окнина Н.Г./ Топливная композиция. -1998.
- Патент РФ № 2 132 359 /Утробин А.Н., Митин Н. А., Любимов К. Б., Емельянов В. Е., Симоненко Л. С., Скворцов В.Н./ Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов. 1998.
- Патент РФ № 2 134 714 /Барсуков А.В., Лебедев С. Р., Никитина Е. А., Курбатов Е. В., Никитин С.Ф./ Добавка к бензину и топливная композиция. 1998.
- Патент РФ № 2 139 913 /Волгин С.Н., Пименов Ю. М, Усин В. В, Улитько А. В., Давыдовский А.В./ Топливная композиция. 1998.
- Патент РФ № 2 139 914 /Якунин В.А., Старовойтов М. К., Юхнев В. А., Батрин Ю. Д., Суханов С. В., Симоненко Л. С., Климова Т. А., Мелик-Ахназаров Талят Хосров Оглы, Емельянов В.Е./ Беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам. 1999.
- Патент РФ № 2 148 073 /Пименов Ю.М., Волгин С. Н., Усин В. В., Улитько А.В./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 148 074 /Пименов Ю.М., Волгин С. Н., Усин В. В., Улитько А.В./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 148 075 /Волгин С.Н., Пименов Ю. М., Усин В. В., Улитько А.В./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 148 076 /Волгин С.Н., Пименов Ю. М., Усин В. В., Улитько А.В./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 152 981 /Маврин В.Ю., Сопин В. Ф., Емельянов В. Е., Кадкин О.Н./ Присадка к углеводородному топливу. 1999.
- Патент РФ № 2 155 793 /Утробин А. Н, Митин Н. А., Любимов К. Б, Емельянов В. Е., Симоненко Л. С., Скворцов В.Н./ Высокооктановая добавка для получения автомобильных бензинов. 2000.
- Патент РФ № 2 155 794 /Пименов Ю.М., Волгин С. Н, Усин В. В., Улитько А.В./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 155 795 /Волгин С.Н., Пименов Ю. М., Бурмантов Ю.А./ Топливная композиция. 1999.
- Патент РФ № 2 128 209 /Капустин П.П., Курочкин Л. М., Гильмутдинов Н. Р., Кузьмин В. З., Гусамов Р. Г. Абзалин З.А./ Высокооктановый кислородсодержащий компонент. 1999.
- Патент РФ № 2 132 358 /Капустин П.П., Курочкин Л. М., Гильмутдинов Н. Р., Кузьмин В. З., Гусамов Р. Г. Абзалин З.А./ Высокооктановый кислородсодержащий компонент. 1998.
- Патент РФ № 2 137 809 /Степанов В.Г., Ионе К.Г./ Способ получения высокооктановых бензиновых фракций и ароматических углеводородов. 1998.
- Патент РФ № 2 139 915 /Мкртычев А.А., Капустин В. М., Попов А. Я., Лешенок А. Н., Хафизов М. К., Кореляков С.А./ Топливная композиция. 1999.
- Патент США № 2 141 995 /Флеиш Теодор, Маккарти Кристофер, Миккелсен Сванд-Эрик, Юдович Карл, Базу Арунадха/ Композиция дизельного топлива, состав дизельного топлива. 1997.
- Потехин В.М., Потехин В. В. Основы теории химических процессов технологии органических веществ и нефтепереработки. СПб: Химиздат, 2005.-912с.
- Прокофьев К.В., Котов С. В., Федотов Ю. И. Экологически безопасныевысокооктановые компоненты автомобильных бензинов // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 1. — С.3−4.
- Пьядичев Э.В., Микутенок Ю. А. Использование газоконденсатных топлив в дизелях // Мир нефтепродуктов. 2005. — № 2. — С. 13−15.
- Радченко Е.Д., Нефедов Б. К., Алиев P.P. Промышленные катализаторы гидрогенипзационных процессов нефтепереработки.
- Рассадин В.Г., Шлыгин О.Ю, Лихтерова Н. М., Славин В. Н., Жаров А. В. // Химия и технология топлив и масел. 2006. — № 4. — С.8−12.
- Рассказчикова Т.В., Капустин В. М., Карпов С. А. Этанол как высокооктановая добавка к автомобильным бензинам // Химия и технология топлив и масел. 2004. — № 4. — С. З — 7.
- Рахимов Х.Х., Смирнов В. К., Рогов М. Н., Галдиев Р. Ф., Кадников В. Л. Технологии и катализаторы гидрогенизационных процессов получения компонентов моторных топлив. М.:ЦНИИТЭнефтехим, 2006. — 60с.
- Ривкинзон И. Снижение содержания серы в бензине использованием новых технологий катализаторов каталитического крекинга и добавок // Материалы еонференции по технологиям нефтепереработки. Москва, 2001.
- Рикошинский А.Е. Автомобильный бензин и дизельное топливо. Производство и потребление // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 1. -С.2−5.
- Сайдахмедов С.И., Капустин В. М., Сайдахмедов А. И. Октанповышающая композиционная добавка на основе этанола // Химия и технология топлив и масел. 2006. — № 2. — С.23−34.
- Сварти Т.Ч., Нока Д. Л., Росс Д. Варианты удовлетворения требованийспецификаций на сверхмалосернистые дизельное топливо и бензин в соответствии с программой второго этапа TIER 2 // Нефтегазовые технологии. 2001. — № 3. — С.87−91.
- Семенов В.Г., Зинченко А. А. Альтернативные топлива растительного происхождения. Определение фракционного и химического составов // Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 1. ~ С.29−34.
- Семенова В.Г. Оптимизация состава бинарного альтернативного дизельного топлива // Химия и технология топлив и масел. 2003. -№ 4. — С.29−32.
- Сираева И.Н., Улендеева А. Д., Парфенова М. А., Никитина Т. С., Ляпина Н. К. Сероорганические соединения нефтей различного типа // Нефтепереработка и нефтехимия. 2002. — № 9. — С.33−38.
- Смирнов В.К., Ганцев В. А., Полункин Я. М. Катализаторы гидрооблагораживания нефтяных и газоконденсатных фракций // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 4. — С.38−40.
- Смирнов В.К., Ирисова К. Н., Талисман Е. Л., Бабаева И. А., Сборник трудов: 5-й Международный форум «Топливно-энергетический комплекс России: Региональные аспекты» СПб, 4−7 апреля, 2005. -С.284−287.
- Смирнов В.К., Ирисова К. Н., Талисман Е. Л., Полункин Я. М., Шрагина Г. М., Рудяк К. Б. Цеолитсодержащие катализаторы для гидрооблагораживания средних дистиллятов // Химия и технология топлив и масел. 2004. — № 4. — С.37−41.
- Соколов В.В., Туровский Ф. В. Технические требования к качеству моторных топлив для современной и перспективной автомобильной техники // Мир нефтепродуктов. 2004. — № 2. — С.22−25.
- Сомов В.Е., Садчиков И. А., Шершун В. Г., Кореляков Л. В. Стратегические приоритеты Российских нефтеперерабатывающих предприятий. -М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2002. 292 с.
- Спиркин В.Г., Бельдий О. М. О противоизносных свойствахгазоконденсатных дизельных топлив. // Химия и технология топлив и масел.-2000. № 4.-С.28−31.
- Спиркин В.Г., Бельдий О. М., Методика оценки противоизносных свойств дизельных топлив из газоконденсатного сырья. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2000. -№ 10. — С.21−25.
- Спиркин В.Г., Бельдий О. М., Ткачев И. И. Влияние химического строения присадок на противозносные свойства газокондесатных дизельных топлив // Нефтепереработка и нефтехимия, 2001. -№ 12. -С.27−29.
- Спиркин В.Г., Мурашев С. В. Противоизносные свойства дизельных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Химия и технология топлив и масел. 1999. — № 3. — С.29−30.
- Спиркин В.Г., Ткачев И. И., Рыков Р. В., Влияние полимерных и карбоксилсодержащих присадок на смазывающие свойства дизельных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. -№ 6. — С.46−49.
- Старовойтова Н.Р. Автомобильные бензины и дизельные топлива // Мир нефтепродуктов. 2000. — № 4. — С.5−8.
- Сурин С.А. Мировые тенденции развития рынка топлив и присадок для них // Мир нефтепродуктов. 2003. — № 4. — С.40.
- Тупотилов Н.Н., Остриков В. В., Конев А. Ю. Производные растительных масел как добавки к смазочным материалам // Химия и технология топлив и масел. 2006. — № 3. — С.29−30.
- Федорова З.Г. Экологизация выпускаемой продукции на Нижнекамском НПЗ // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 3. — С.48−51.
- Фукс И.Г., Евдокимов А. Ю., Джаламов А. А. Экологические аспекты использования топлив и смазочных материалов растительного и животного происхождения // Химия и технология топлив и масел. -1992.-№ 6.-С.36−40.
- Хавкин В.А., Осипов Л. Н., Курганов В. М. Из историигидрогенизационных процессов // Мир нефтепродуктов. 2006. — № 4. -С.26 — 28.
- Целиди Е.И., Рябочкина О. В., Городецкий M.JI. Тестирование катализаторов гидроочистки // Химия и технология топлив и масел. -1998. № 2. — С.45−46.
- Экономическое состояние нефтеперерабатывающей промышленности. / Аналитический обзор. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 2004. — 110 с.
- Юркина О.В., Краев Ю. Л. де Веки А.В. Гидродеароматизация керосиновых фракций // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. — № 1. — С.24−26.
- ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО САЛАВАТНЕФТЕОРГСИНТЕЗ (ОАО СНОС)1. УТВЕРЖДАЮ Главный инженер1. Х.Х. Рахимов
- Топливо дизельное с улучшенными экологическими показателями1. Технические условия ТУ1. Объем тн)1. Дата введения с
- СОГЛАСОВАНО Главный врач ГУЗ «Центр» Госсантехнадзора № 20 Федерального Управления «Медбиоэкстрем»
- Н.А. Мулдашева «11 2004 г. 1. Главный технолог1. М. Н. Рогов «» 2004 г.
- Начальник технического управления1. Ю. М. Цаплин «» 2004 г.
- Руководитель службы охраны труда В. И. Моисеенко «» 2004 г.
- Главный инженер НПЗ М. Р. Зидиханов «» 2004 г.
- Начальник ОТК П. П. Воинова «» 2004 г.
- Проректор УГНТУ, профессор Ю. Г. Матвеев «» 20 042 004 г.
- В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
- А (арктическое) рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °C и выше.
- По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на четыревида:1.— массовая доля серы не более 0,015%-1. — массовая доля серы не более 0,035% -
- I — массовая доля серы не более 0,05%-1. — массовая доля серы не более 0,2% .2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящих технических условий по технологии, утвержденной в установленном порядке.
- По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным и табл. 1.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- Температура вспышки для марок: Л выше 40 °C, 3 выше 30 °C, А выше 30 °C -топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л выше 61 «С. 3 выше 40 °C, А выше 35 °C топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.
- Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м .
- Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4 класса опасности.
- Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.
- Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.