Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры посредством метода сопряжённого воздействия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделяются следующие виды упражнений: — скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т. п.); — требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т. п.); — требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной… Читать ещё >

Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры посредством метода сопряжённого воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава I. Теоретические основы исследования развития скоростно-силовых способностей

1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях

1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств

1.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств

1.4. Средства и методы воспитания физических качеств

1.5.Физическое упражнение? основное средство воспитания скоростно-силовых качеств

1.6.Методика развития скоростно-силовых способностей школьников Глава II. Практические основы исследования развития скоростно-силовых качеств посредством метода сопряженного воздействия

2.1. Организация исследования

2.2. Результаты исследования Рекомендации Заключение Литература Приложения Введение В России сегодня рождается 28% здоровых и 72% больных детей. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10% здоровых. Феномен ускоренного физического развития в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей. Младший и средний школьный возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать различные физические качества, в том числе и скоростно-силовые способности. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.

Актуальность данной проблемы послужила основной для выбора темы выпускной квалификационной работы: «Развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры посредством метода сопряжённого воздействия».

Объект процесс развития скоростно-силовых способностей у учащихся младшего школьного возраста.

Предмет методика применения средств и методов физического воспитания скоростно-силовых способностей.

Цель работы определить эффективность средств метода сопряжённого воздействия на уроках физической культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. проанализировать научно методическую литературу по развитию скоростно-силовых качеств.

2. проанализировать средства и методы у детей младшего школьного возраста.

3. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава раскрывает понятие о скоростно-силовых способностях, физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств, периоды развития скоростно-силовых качеств, средства и методы воспитания физических качеств, физическое упражнение? основное средство воспитания скоростно-силовых качеств, методика развития скоростно-силовых способностей младших школьников. Вторая глава посвящена описанию организации исследования, и её результатов.

Глава 1. Теоретические основы исследования развития скоростно-силовых способностей

1.1 Понятие о скоростно-силовых способностях Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц [4,21,13,8,]. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц. Мышечная сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу: миометрический режим, например, при уменьшении своей длины (преодолевающий, т. е. жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);приседание со штангой на плечах); полиометрический режим, например, т. е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне без изменения своей длины (статический, вперед);при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный режим, например, подъем, силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).Первые два режима характерны для динамической, третий — для статической, четвертый — для статодинамической работы мышц. В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы. Различают следующие виды силовых способностей: собственносиловые, и их соединение с другими ДС (скоростно-силовые и силовая выносливость, и силовая ловкость).

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется изначальная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т. п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента. К числу скоростно-силовых способностей относят:? быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;? взрывная сила? способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т. д.).

В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения (жим штанг от груди); при уступающей работе — действующие по ходу движения (опускание штанги на грудь). Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический» режим. Можно выделить три главные формы силовых способностей:

1. Собственно-силовые способность к проявлению максимальной силы. Максимальная сила — это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном максимальном мышечном сокращении. Она определяет движения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительное сопротивления (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, борьба и др.).

2. Скоростно-силовые — способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений. Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для достижений во многих движениях, т.к. составляют основу быстроты спринтеров и способность к «рывковым» ускорениям в игровых видах спорта.

3. Силовую выносливость — способность организма сопротивляться утомлению при силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.). Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр).

Указанные виды силовых способностей являются основными, однако, они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы. Важную разновидность составляет «взрывная сила» — способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Показатели «взрывной силы» зависят от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т. е. нервных процессов. Так, у тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих[7,12,23].

Собственно-силовые способности в основном проявляются в статических режимах и медленных (жимовых) движениях. Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятием так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. Силу, которую проявляет человек в каком-либо движении, оцененную безотносительно к собственному весу, иногда называют абсолютной силой. Абсолютная сила может характеризоваться, например, показателями динамометра, предельным весом поднятой штанги.

В видах физической деятельности, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила. Увеличение относительной силы может быть связано с изменением собственного веса. В одном случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением собственного веса. За счет соответствующего режима жизни и питания создают условия для увеличения относительной силы. Однако этот путь (рост силы с одновременным падением веса) далеко не всегда возможен. Он эффективен у лиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканях тела. Второй путь — рост силы с одновременным увеличением мышечной массы. При функциональной гипертрофии мышц сила всегда вырастает быстрее, чем собственный вес. Показатели абсолютной и относительной силы, проявляемые в статическом режиме работы мышц, находятся в тесной связи с показателями медленной динамической силы[2,19,40]. Наличие большой силы не указывает на способность к ее быстрому проявлению. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, где помимо силы требуется высокая скорость движения. Воспитание скоростно-силовых способностей осуществляется при помощи использования непредельных отягощений с предельным числом повторений, требующих предельной мобилизации силовых возможностей. С этой целью применяются непредельные отягощения с установкой на максимально возможную скорость выполняемых движений [5,16,18]. Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силу? способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения)

1.2 Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств скоростной силовой физический упражнение Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется силой и скоростью приложенного воздействия. Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы. Силовой компонент мощности (динамическая сила). Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц, концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению (а), сообщаемому массе (m), при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению, ускорению с обратным знаком, движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определение основано на физическом законе, согласно которому F = m х а. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы.

К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх, с прямыми ногами, или прыжка в длину с места переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы, используются градиенты силы, т. е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент) либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы. Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц — частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила. В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, т. е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. 22,34,38]

В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц, или иначе занимают на поперечном срезе, значительно большую площадь, по сравнению с представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости. Скоростной компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие (сила), приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение. Скорость спринтерского бега зависит от двух факторов: величины ускорения (скорость разбега) и максимальная скорости. Первый фактор определяет, как быстро спортсмен может увеличить скорость бега. Этот фактор наиболее важен для коротких отрезков дистанции (10 — 15м) в беге для игровых видов спорта, где требуется максимально быстрое перемещение тело из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Если спортсмен имеет высокий уровень обеих форм проявления скорости, это дает ему большое преимущество на спринтерских дистанциях. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи друг с другом. У одних спортсменов медленное ускорение, но они обладают большой максимальной скоростью, у других, наоборот, быстрое ускорение и относительно небольшая максимальная скорость. Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим — улучшение координации работы мышц. Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон у выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта, особенно у спринтеров, процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующих выносливость. Внутри икр мышечная координация также способствует увеличению скорости движения (мощности), так как при координированной работе мышц их усилия кооперируются, преодолевая внешнее сопротивление с большей скоростью. В частности, при хорошей мышечной координации сократительное усилие одной мышцы, или группы мышц, лучше соответствует пику скорости, создаваемой предыдущим усилием другой мышцы, или группы мышц. [25,29,36]

Скорость и степень расслабления мышц-антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять в тренировочных занятиях специфические движения, такие же, как в соревновательном упражнении со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений. С энергетической точки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным. Предельная продолжительность их — менее 1−2 мин. Для энергетической характеристики этих упражнений используются 2 основных показателя: анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость (способность).

Максимальная анаэробная мощность. Максимальная для данного человека мощность работы может поддерживаться лишь несколько секунд. Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счет энергии анаэробного расщепления мышечных фосфагенов — АТФ. Поэтому запасы этих веществ и особенно скорости их энергетической утилизации определяют максимальную анаэробную мощность. Короткий спринт и прыжки являются упражнениями, результаты которых зависят от максимальной анаэробной мощности.

Максимальная анаэробная емкость. Наиболее широко, для оценки максимальной анаэробной емкости, используется величина максимального кислородного долга — наибольшего кислородного долга, который выявляется после работы предельной продолжительности от 1 до 3 м. Это объясняется тем, что наибольшая часть избыточного количества кислорода, потребляемого после работы, используется для восстановления запасов АТФ, КНФ и гликогена, которые расходовались в анаэробных процессах за время работы. Такие факторы, как уровень катехоламинов в крови, повышенная температура тела и увеличенное потребление кислорода, часть сокращающимся сердцем и дыхательными мышцами, также могут быть причиной повышенной скорости потребления кислорода во время восстановления после тяжелой работы. [20,27,39]

Поэтому имеется лишь умеренная связь между величиной максимального долга и максимальной анаэробной емкостью. В среднем величины максимального кислородного долга у спортсменов выше, чем у не спортсменов, и составляют у мужчин 10,5 л. (140 млкг веса тела), а у женщин — 5,9 л.(95 млкг веса тела). У не спортсменов они равны (соответственно) 5 л.(68 млкг веса тела) и 3,1 л. (50 млкг веса тела). У выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта максимальный кислородный долг может достичь 20 л. Величина кислородного долга очень вариативна и может быть использована для точного представления результата. По величине алактацидной (быстрой) фракции кислородного долга можно судить о той части анаэробной (фосфагенной) емкости, которая обеспечивает очень кратковременные упражнения скоростно-силового характера. Типичная максимальная величина «фосфагенной фракции» кислородного долга — около 100 калкг веса тела, или 1,5−2л. кислорода. В результате тренировки скоростно-силового характера она может увеличиваться в 1,5−2 раза.

Наибольшая (медленная) фракция кислородного долга после работы предельной продолжительности в несколько десятков секунд связана с анаэробным гликолизом, т. е. с образованием в процессе выполнения скоростно-силового упражнения молочной кислоты, и поэтому как лактацидный кислородный долг. Эта часть кислородного долга используется для устранения молочной кислоты из организма путем ее окисления до СО2 и Н2О и ресинтеза до гликогена. Максимальная емкость лактацидного компонента анаэробной энергии у молодых нетренированных мужчин составляет 200калкг веса тела, что соответствует максимальной концентрации молочной кислоты в крови около 120% (13 мольл). у представителей скоростно-силовых видов спорта максимальная концентрация молочной кислоты в крови может достигать 250−300 мг%, что соответствует максимальной лактацидной (гликолитической) емкости 400−500 калкг веса тела. Такая высокая лактацидная емкость обусловлена рядом причин. Прежде всего, спортсмены способны развивать более высокую мощность работы и поддерживать ее более продолжительно, чем нетренированные люди. Это в частности, обеспечивает включением в работу большой мышечной массы, в том числе быстрых мышечных волокон, для которых характерна высокая гликолитическая способность. Повышенным содержанием таких волокон в мышцах спортсменов — представителей скоростно-силовых видов спорта — является одним из факторов, обеспечивающих высокую гликолитическую мощность и емкость. Кроме того, в процессе тренировочных занятий, особенно с применением повторно-интервальных упражнений анаэробной мощности, по-видимому, развиваются механизмы, которые позволяют спортсменам «переносить» более высокую концентрацию молочной кислоты и соответственно более низкие значения в крови и других жидкостях тела, поддерживая высокую спортивную работоспособность. [11,17,37]

Силовые и скоростно-силовые тренировки вызывают определенные биохимические изменения в тренируемых мышцах. Хотя содержания АТФ и КрФ в них несколько выше, чем в не тренированных на 20−30%, оно не имеет большого энергетического значения. Более существенно повышение активности ферментов, определяющих скорость оборота (расщепления и ресинтеза) фосфогенов (АТФ, АДФ, АМФ, КрФ), в частности миокенозы и креатинфосфокинозы[9,7,26].

1.3 Периоды развития скоростно-силовых качеств В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды: координационные способности — наибольший прирост с 5 до 10 лет; быстрота — развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16−17 лет; сила — развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16−17 лет; скоростно-силовые качества — развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 -16 лет; гибкость — развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13−14 лет, 15−16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9−10 лет, 11 -12 лет, 14 -17 лет (девочки); выносливость — развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности — и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.

В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5−10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности. Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание «левши» на противоположную ведущую нецелесообразно [10,23,30].

1.4 Средства и методы воспитания физических качеств скоростной силовой физический упражнение С помощью воспитания физических качеств осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое способствует укреплению здоровья и формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью спортивной тренировки, имеют свойство переноса, т. е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы. Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила, как физическое качество, характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложение). Средствами воспитания силы являются: гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей — сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямления туловища, приседания и т. п.); разнообразные прыжки; специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами); специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гантелями, штангой и др.). Наиболее распространены следующие методы воспитания силы. Метод максимальных усилий — характеризуется выполнением упражнений с применением предельных или около предельных отягощений (90% от рекордного для данного спортсмена).

В одной серии (при одном подходе к снаряду) выполняется 1−3 повторений. За одно занятие выполняется 5−6 серий. Отдых между сериями 4−8 мин. Преимущественно развивается при использовании этого метода максимальная динамическая сила. Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощениям 30−70% от рекордного, 4−12 повторений в одном подходе, 3−6 серий, отдых между сериями — 2−4 мин. При этом методе происходит эффективное наращивание мышечной массы. [6,14,24]

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений — до 30% от рекордного, 15−20 повторений за один подход в максимальном темпе, 3−6 серий, отдых между сериями 2−4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются спортивно-силовые качества.

Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4−6 с., 3−5 раз повторяют с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30−60 с. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе. При выполнении силовых упражнений их необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и с расслаблением участвовавших в работе мышц. Воспитание быстроты движений (скорости). Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции максимальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени.

К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры.

Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и т. п.), упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание более тяжелых снарядов и т. п.). При выполнении упражнений на развитие быстроты движений следует соблюдать следующие требования: повторение упражнений следует выполнять с около предельной или предельной интенсивностью; длительность упражнения должна не быть большой, так как поддерживать долго максимальную интенсивность невозможно; во время отдыха между повторениями рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой, а отдых продолжать до восстановления дыхания; упражнения повторять до тех пор, пока скорость не начнет снижаться; дальнейшее выполнение упражнений на быстроту следует прекратить. 15,32,33]

В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально" и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т. е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, учащийся на занятиях метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

1.5 Физическое упражнение? основное средство воспитания скоростно-силовых качеств К основным средствам физического воспитания младших школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнениеэто двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействие. В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам.

Выделяются следующие виды упражнений: — скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т. п.); - требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т. п.); - требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т. п.); - требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т. п.). Помимо представленной относительно общей классификации существуют так называемые частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. Так, в биомеханике принято делить упражнения на статические, динамические, циклические, ациклические и др.; в физиологии — упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. К циклическим движениям относятся такие, все элементы, составляющие один цикл которых, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание).Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение (прыжки в высоту или в длину, кувырки). При нестандартных движениях характер их выполнения целиком зависит от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Нестандартные движения делятся на две группы: на единоборства и спортивные игры. В единоборствах сложность выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта. Степень сложности действий в спортивных играх определяется числом участников, размерами площадки, быстротой перемещения, продолжительностью игры, ее правилами. Упражнения условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т. д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов. Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т. п.)

2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т. п.)

3.Упражнения с противодействием партнера. Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:

— Бег с высоким с подниманием бедра, в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 15−30м.

— Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 20−40м.

— Бег в гору (крутизна — 20) в среднем и быстром темпе — 15−25 м.

— Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 10−30 прыжков. — Прыжки на одной ноге с продвижением вперед — 15−30 м на каждой ноге. — Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания — 30−40 прыжков

— Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками — 6−8 раз.

— Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа — по 5−7 раз на время.

Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности.

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

1.6 Методика развития скоростно-силовых способностей школьников Раскроем особенности средств и методики развития скоростно-силовых способностей. В программах физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ их состав, пожалуй, наиболее широк и разнообразен. Это различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные, гимнастические и др.); метания, толкания и броски спортивных снарядов и других предметов; скоростные циклические перемещения; большинство действий в подвижных и спортивных играх, а также единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.); прыжки с возвышения 15−70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы). [35,38,1]

В процессе развития скоростно-силовых способностей предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая «контролируемая скорость»). Величина внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должна превышать 30−40% от индивидуального и максимального отягощения ученика. Для детей младшего школьного возраста используются незначительные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метания мяча, других легких предметов, прыжки, медицинболы до 1 кг и т. п.). Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии, в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий, на уроке колеблется в пределах 6−12 повторений. Число серий в рамках отдельного занятия — 2−6. Отдых между сериями должен составлять 2−5 мин. Применять скоростно-силовые упражнения (учитывая ограниченное Число занятий — 2−3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего учебного года и в течение всего периода обучения ребенка в школе. Учитель должен постепенно повышать величину отягощении, используемых в этих целях снарядов (например, в начальной школе использовать набивные мячи весом 1−2 кг; в основной — 2−4 кг; в средней — 3−5 кг). Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и т. п.). В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются, как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и раз — витию координационных способностей в первой половине основной части урока. Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств можно разбить на три группы: система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи — развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому. Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях.

К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях. Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. Таким образом, можно сделать вывод: скоростно-силовые качества увеличиваются за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост достигается за счет увеличения мышечной силы. Для эффективного развития скоростно-силовых способностей младших школьников необходимо учитывать их физиологические особенности.

В первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели развитие скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста, а так же дали физиологическую характеристику скоростно-силовых качеств, оценку периодов развития скоростно-силовых способностей, уделили внимание основным средствам и методам работы с учащимися в школе по физическому воспитанию. В финале наметим перспективу: необходимо проведение комплексных исследований по развитию скоростно-силовых способностей у младших школьников и изучению проблемы формирования у детей здорового образа жизни. Существует хорошая связь между положительным отношением к физической культуре и направленностью личности младших школьников. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий и в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино, выставками.

Глава 2. Практические основы исследования развития скоростно-силовых качеств посредством метода сопряженного воздействия

2.1 Организация исследования

С целью оценки уровня физической подготовленности нами было проведено тестирование среди девочек младшего школьного возраста (10 — 11 лет). Выборка составила 15 человек.

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в начале практики был проведён комплекс двигательных тестов на определение уровня развития физических качеств школьников.

Я применял следующие основные тесты для расчета двигательного возраста:

1) Тестирование силы:

— сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, испытуемому предлагается от пола выполнить данный тест;

— поднимание туловища, учащийся лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах на 90°. Партнер держит ноги. Руки крест-накрест прижаты к груди, не отрываются от груди. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, что локти касаются бедер, затем опускаются на пол, касаясь, пола лопатками. Фиксируется количество выполненных сгибаний за 30 секунд. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.

2) Тестирование скоростно-силовых качеств:

— прыжок вверх с места (по Абалакову), испытуемый становится к стене, одна рука вверх прямая и мелом отчерчивает линию (линия 1). Прыжок вверх выполняется толчком одновременно на двух ногах. В прыжке мелом отчерчивается другая линия (линия 2). Результат измеряется от Линии 1 до Линии 2 и записывается в сантиметрах.

3) Тестирование гибкости:

— наклоны вперед из положения, сидя, испытуемый (без обуви) садится на мат так, чтобы его пятки приближались к линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20−30см. Ступни вертикально. Руки вперед — внутрь, ладони вниз. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон зачетный, выполняется за 3сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев.

4) Тестирование скоростных качеств:

— бег на 30метров, бег проводится на ровной дорожке. Из положения высокого старта по команде «Марш!» ученик пробегает расстояние. Учитывается время в секундах от команды «Марш!» до момента прихода на финиш.

5) Тестирование выносливости:

— 6 минутный бег, выносливость оценивается по метрам, за 6 минут необходимо пробежать как можно больше метров.

Формулы для вычисления физ. подготовленности:

— количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа __О=(Р-НВП):НВП

— поднимание туловища __________________________С=(Р-НВП):НВП

— прыжок вверх с места ___________________________П=(Р-НВП):НВП

— наклоны туловища вперед _______________________Н=(Р-НВП):НВП

— бег 6 минут ____________________________________Б=(НВП-Р):НВП

— бег 30 метров _________________________________БС=(НВП-Р):НВП Где Р — результат в соответствующих тестах; НВП — норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Общий уровень физической кондиции тестируемого вычисляется по формуле: ОУФК = (О+С+В+Н+Б+БС):6 (результат соотносится с данными таблицы).

Таблица 1

Оценка ОУФК

Значение ОУФК

Оценка

0,61 и выше

супер

0,21 до 0,60

отлично

— 0,20 до 0,20

хорошо

— 0,60 до -0,21

удовлетворительно

— 1,00 до -0,61

неудовлетворительно

— 1,01 и ниже

опасная зона

2.2 Результаты исследования

Первый этап исследования проводился в течение 3 учебных дней 4 четверти. При подготовке и проведении двигательных тестов учитывались психофизиологические факторы, факторы внешней среды (температура на улице), отдых между упражнениями. Так же учитывался:

1) психологический настрой на достижение наивысших результатов (перед началом каждого теста);

2) проведение стандартной разминки с применением подводящих и подготовительных упражнений;

3) в каждом тесте высчитывалось среднее арифметическое значение;

4) тестирование проводилось в одинаковых условиях для каждого испытуемого;

при проведении тестов вариант присутствия посторонних людей

был исключён;

6)после процедуры тестирования применялся метод релаксации на восстановление организма.

После проведённого тестирования по определению исходного уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста был проведён поиск наиболее оптимальных средств и методов которые дают возможность более эффективно развивать скоростно-силовые способности. В результате был составлен комплекс, рекомендуемых упражнений который использовался на уроках по физической культуре. Данный комплекс вы можете посмотреть в приложении 4.

На втором этапе исследования было решено проверить уровень физической подготовленности после проведённой работы. На этом этапе мы учитывали:

1) присутствие мотивации на достижение наивысшего результата;

2) время на восстановление между попытками (оно было одинаковым);

3) разминку испытуемые проводили самостоятельно;

Результаты тестирования приводятся в графиках. Расчёты тестирования представлены в приложении. Обработка результатов проводится с использованием методов математической статистики. Полученные результаты сравниваются с нормативами соответствующими возрасту и полу испытуемых. В итоге выводится итоговая оценка развития двигательного качества у испытуемого.

Рисунок 1. Результаты тестирования силы (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)

88%- испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели силовых качеств (8человек);

93%- испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели силовых качеств (10человек).

Проведя тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лёжа и сравнив полученные данные, видно, что развитие силовых качеств у занимающихся на высоком уровне. По данным видно, что у занимающихся на протяжении учебного процесса с использованием комплекса упражнений результаты стали выше. Это объясняется тем, что учителем подбирались подходящие упражнения для развития силовых качеств в этом возрасте.

Рисунок 2. Результаты тестирования силы (поднимание туловища из положения, лежа на спине)

30% - испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели силовых качеств;

70% - испытуемых на первом этапе исследования имеют средние показатели силовых качеств;

77% - испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели силовых качеств;

23% - испытуемых на втором этапе исследования имеют средние показатели силовых качеств.

Проведя тестирование силы, а именно поднимание туловища из положения, лежа на спине, и сравнивая полученные данные между собой видно, что развитие силы в группе занимающихся на двух этапах разное. На первом этапе исследования высокие показатели гораздо ниже, чем у занимающихся на втором этапе исследования. Это связано с тем, что учителем подбирались подходящие упражнения для развития силовых качеств в этом возрасте.

Рисунок 3. Тестирование скоростно-силовых качеств (прыжок вверх с места (по Абалакову)

10%- испытуемых на первом этапе исследования имеют средние показатели скоростно-силовых качеств;

90% - испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели скоростно-силовых качеств;

40%- испытуемых на втором этапе исследования имеют средние показатели скоростно-силовых качеств;

60%- испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели скоростно-силовых качеств.

Проведя тестирования скоростно-силовых качеств и сравнивая их между собой видно, что уровень развития физических качеств у занимающихся на первом и вторых этапах разный. Это связано с тем, что упражнения для развития скоростно-силовых качеств были подобраны правильно и в нужном количестве.

Рисунок 4. Тестирование гибкости (наклоны туловища вперед из положения сидя)

80%- испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели гибкости;

20%- испытуемых на первом этапе исследования имеют средние показатели гибкости;

90%- испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели гибкости;

10%- испытуемых на втором этапе исследования имеют средние показатели гибкости.

Проведя тестирование гибкости и, сравнивая данные между собой, видно, что развитие гибкости на двух этапах исследования находятся на различном уровне. На втором этапе исследования показатели гибкости выросли на 10%. Это связано с возрастом испытуемых и многообразием упражнений, используемых учителем, которые способствовали повышению не только скоростно-силовых качеств, но и повышения гибкости.

Рисунок 5. Тестирование выносливости (6 минутный бег)

30%- испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели выносливости;

70%- испытуемых на первом этапе исследования имеют средние показатели выносливости;

60%- испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели выносливости;

40%- испытуемых на втором этапе исследования имеют средние показатели выносливости.

Проведя тестирование выносливости, а именно 6-минутный бег, и сравнив полученные данные между собой, видно, что результаты у учащихся на втором этапе исследования незначительно, но выше чем на первом. Это связано с тем, что используемый комплекс упражнений также способствовал повышению уровня выносливости.

Рисунок 6. Тестирование скоростных качеств (бег 30 метров)

60%- испытуемых на первом этапе исследования имеют высокие показатели скоростных качеств;

90%- испытуемых на втором этапе исследования имеют высокие показатели скоростных качеств.

Проведя тестирование, а именно бег на 30 м и сравнив полученные данные, видно, что развитие скоростных качеств у занимающихся на разном уровне. По данным видно, что у занимающихся на первом этапе показатели ниже, чем на втором. Это говорит о том, что подобранный комплекс упражнений способствовал повышению результатов.

Рисунок 7. Оценка общего уровня физической кондиции

70% - испытуемых повысили свой уровень физической кондиции;

20% - испытуемых понизили свой уровень физической кондиции;

10% - испытуемых не изменили свой уровень физической кондиции.

По полученным данным можно сказать о том, что большая часть испытуемых повысили свой уровень физической кондиции. Это связанно с тем, что большинство испытуемых регулярно посещали учебные занятия, к занятиям относились ответственно и с интересом.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что результаты по всем двигательным тестам стабильные, достаточно высокие и соответствуют двигательному и физиологическому возрасту испытуемых. Следует полагать, что такие почти стабильные результаты оказались вследствие учета правильной методики подготовки младших школьников в первом и втором этапах.

В результате применения рекомендуемых упражнений и их соотношений в 4 четверти учебного года отмечено существенное улучшение скоростно-силовых способностей и физической подготовленности в целом у учащихся 4 классов.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что рекомендуемое соотношение средств целенаправленного развития двигательных способностей учащихся образовательного учреждения эффективны и могут быть рекомендованы учителям физической культуры.

Рекомендации

По результатам исследования данной темы выдвигаются практические рекомендации:

1. С целью выявления уровня развития скоростно-силовых качеств занимающихся следует проводить комплексное тестирование уровня их развития в начале и в конце учебного года.

2. Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств детей в младшем школьном возрасте целесообразно использовать данный комплекс, составленный из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями.

3. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные морфофункциональные особенности учащихся и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля их состояния и хода процесса восстановления после нагрузки, а также осуществлять необходимые восстановительные мероприятия на основе использования вариации режимов двигательной активности в паузах между выполнениями тренировочных нагрузок и в заключительной части занятий.

Также следует учитывать энергообеспечение скоростно-силовой работы для того, чтобы предупредить утомление занимающегося и рационально построить занятие.

Заключение

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется изначальная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т. п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, (например, при поднимании гантели), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

Для развития скоростно-силовых способностей применяются следующие методы:

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движении. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т. п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники

Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям учебного процесса.

Таким образом, общая физическая подготовка младших школьников направлена на общее развитие и укрепление организма: повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшение координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектов телосложения и осанки.

Все стороны подготовленности младшего школьника органически взаимосвязаны. Но соответствующим планированием урочных занятий, объема нагрузки, дней активного и обычного отдыха, а также соревнований и изменении внешних условий можно целенаправленно изменять работоспособность центральной нервной системы, повышая ее к дню соревнования и снижая с целью восстановления в последующие дни.

Тестирование двигательного возраста позволило сделать вывод о том, что развитие физических качеств младших школьников, занимающихся легкой атлетикой неоднородно и полностью зависит от соблюдения многих факторов физического воспитания.

1. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 2008.? 193 с.

2. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск.: Нар. Асвета, 2010.? 88 с.

3. Евстафьев Б. В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 2013? № 4.? С. 49−52.

4. Еркомайшвили И. В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников.? Екатеринбург, 2008.? 118с.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 543 с.

6. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2009.? 192 с.

7. Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал. Естествознание.? № 14 (159).? 2014.

8. Сиротин О. С. Методология и теория спортивных способностей/ Теория и практика физической культуры, 2014.? № 4.? С. 60−63.

9. Толковый словарь спортивных терминов // Под ред. Ф. П. Суслова., С.М. ВайцеховскогоМ.: Физкультура и спорт, 2010. — 352 с.

10. Физиология человека // Под ред. Н. В. Зимкина.? М.: Физкультура и спорт, 2010.? 536с.

11. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA, 2012.? 480 с.

12.Аверьянов B.C. и др. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности. Л., 2008.-50 с.

13.Агаджанян Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М., 2010.-230 с.

14.Алабин В. Г. Многолетняя подготовка лёгкоатлетов: (на прим. Скоростно-силовых видов). Мн.: Высш. школа, 2013.-350 с.

15.Алабин В. Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных лёгкоатлетов: Учебное пособие. — Челябинск, 2011.-255 с.

16.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 2013.-122 с.

17.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 2014.-340 с.

18.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 2013.-189 с.

18.Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. — М.: Просвещение, 2009.-244 с.

19.Вацула И. и др. Азбука тренировки лёгкоатлета. — Минск: Полымя, 2011, с.55−57.

20.Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 2009.-242 с.

21.Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. Киев, 2013. -136 с.

22.Волков В. М. Восстановительный процесс в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 270 с.

23.Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 155 с.

24.Горожанин В. Психология спринтера. — Легкая атлетика, 2008, № 9.

25.Грипенко М. Ф. Целебная сила движений. — М. 2010. 288 с.

26.Грошенков С. С., Лясотович С. И. О прогнозе перспективных спортсменов по морфо-функциональным показателям. — Теория и практика физической культуры, 2013. № 9.

27.Дубровский В. И. Спортивная медицина. М., 2013. — 147 с.

28.Донской Д. Д. Ходить и бегать для здоровья. — М. 2013. — 233 с.

29.Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 384 с.

30.Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. М., 2010. — 262 с.

31.Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. М., 2011. — 260 с.

32.Зациорский В. М., Булгакова Н. Ж., Рагимов Р. М., Сергиенко Л. П. Проблема спортивной одарённости и отбор в спорте: направления и методология исследований. — Теория и практика физической культуры, 2013, № 7.

33.Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт. 2012. — 238 с.

34.Ингрем К., Тейлор Дж. Экспериментальная физиология / Пер. с англ. М., 2012. — 120 с.

35.Ковалёв А. Г. Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л., 2014. — 308 с.

36.Криворучко Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинёв, 2011. — 261 с.

37.Матвеева Л. П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 325 с.

38.Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2010. — 234 с.

39.Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 2013 — 187 с.

40.Ремин В. П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств. М., 2011. — 243 с.

Приложение 1

Возрастные оценочные нормативы для школьников

Для девочек

Возраст (лет)

1. Количество сгибаний — разгибаний рук в упоре лежа (раз)

2. Прыжок вверх с места (см)

3. Поднимание туловища (раз за 30 сек)

4. Наклоны туловища вперед (см)

5. Бег 6 минут (м)

6. Бег 30 метров (сек)

6,1

6,0

Приложение 2

Результаты исследования в подготовительный период (1 этап)

Ф.И.

Возраст

Т.1

Т.2

Т.3

Т.4

Т.5

Т.6

М.О.

5.9

Я.Л.

5.7

М.С.

5.9

А.С.

5.7

Ц.И.

5.8

П.Я.

5.9

И.Ю.

5.9

К.Л.

6.0

Ц.К.

5.6

Ж.С.

5.7

П.Ж

5.8

Т.Р

5.9

Ш.В

5.9

К.Т

5.9

Н.Е

5.7

Оценка общего уровня физической кондиции в подготовительный период (1 этап)

Ф.И.

Возраст

Сумма

Результат

М.О.

0,16

хорошо

Я.Л.

0,088

хорошо

М.С.

— 0,06

удовлетворительно

А.С.

0,048

хорошо

Ц.И.

— 0,003

удовлетворительно

П.Я.

0,124

хорошо

И.Ю.

0,162

хорошо

К.Л.

0,18

хорошо

Ц.К.

0,13

хорошо

Ж.С.

0,089

хорошо

П.Ж

0,16

хорошо

Т.Р

— 0,005

удовлетворительно

Ш.В

0,14

хорошо

К.Т

0,132

хорошо

Н.Е

— 0,04

удовлетворительно

Приложение 3

Результаты исследования в соревновательный период (2 этап)

Ф.И.

Возраст

Т.1

Т.2

Т.3

Т.4

Т.5

Т.6

М.О.

6.1

Я.Л.

5.9

М.С.

6.0

А.С.

6.1

Ц.И.

6.0

П.Я.

5.8

И.Ю.

6.0

К.Л.

5.7

Ц.К.

5.6

Ж.С.

5.5

П.Ж

5.8

Т.Р

5.9

Ш.В

5.9

К.Т

5.9

Н.Е

5.7

Оценка общего уровня физической кондиции в соревновательный период (2 этап исследования)

Ф.И.

Возраст

Сумма

Результат

М.О.

0,096

хорошо

Я.Л.

0,088

хорошо

М.С.

0,073

хорошо

А.С.

0,11

хорошо

Ц.И.

0,022

хорошо

П.Я.

0,14

хорошо

И.Ю.

0,211

отлично

К.Л.

0,128

хорошо

Ц.К.

0,199

хорошо

Ж.С.

0,119

хорошо

П.Ж

0,120

хорошо

Т.Р

0,135

хорошо

Ш.В

0,201

хорошо

К.Т

0,094

хорошо

Н.Е

0,033

хорошо

Приложение 4

Рекомендуемые упражнения для целенаправленного развития двигательных способностей учащихся 4 классов.

Для развития силы — подтягивание в висе (мальчики), в висе лёжа (девочки) — повторить 2−3 раза быстро, а затем до отказа; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа — 3−4 раза быстро, а затем в удобном темпе до отказа; лазание по канату 3−4 м любым способом. Приседание с набивным мячом (2 кг) 6−8 раз быстро, а затем — в удобном темпе до отказа. Вис на согнутых руках 5−6 сек с последующим медленным их выпрямлением (повторить 3−4 раза). В висе поднимание ног 5−6 раз быстро, а затем в удобном темпе до отказа (повторить 3−4 раза). Игры: «Перетягивание каната», «Тяни в круг», «Перетягивание в парах».

Скоростной силы — прыжки: в длину и в высоту с места, в высоту с 3−5 шагов разбега способом «согнув ноги», на горку матов (высота до 50 см), с высоты 30−40 см с быстрым выпрыгиванием после приземления, прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд, тройной прыжок с места. Броски набивного мяча от груди, из-за головы, толчок мяча правой и левой рукой. Игры: «Охотники и утки», «Попади в мяч», «Перестрелка», «Эстафета с преодолением препятствий», «Преодоление полос препятствий».

Быстроты — бег на месте в максимальном темпе (2 раза по 10 сек), челночный бег 3*10 м (2 раза), бег 30−40 метров с максимальной скоростью (2−3раза). Игры: «Команда быстроногих», «День и ночь», «Быстро по местам», эстафета с длиной этапов 20−30 м.

Гибкость — круговые движения руками, туловищем, маховые движения ногами; пружинящие наклоны вперёд, в стороны, назад; «мост» из положения лёжа, «полушпагат» правой и левой назад.

Координационных способностей — общеразвивающие упражнения на координацию движений, сочетание движений руками и ногой — разноимённых, разнонаправленных, выполняемых быстро и медленно; прыжки на месте в сочетании с движениями руками; прыжки со скакалкой на двух и одной ноге, с промежуточными прыжками, с медленным и быстрым вращением скакалки вперёд и назад. Прыжки с места на заданное расстояние по показанному ориентиру. Прыжки с места с увеличением расстояния каждого следующего (от 50% максимальной величины). Метание малого мяча в сторону с максимальной силой и в пол силы (оценка на дальность отскока). Игры: «Эстафета с преодолением препятствий», «Охотники и утки», «Эстафета с бегом, метанием, прыжками, лазанием и перелезанием».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой