Совершенствование механизма управления туристскими активами в рамках развития услуг в сфере внутреннего туризма в России
Автором выявлено несовершенство действующего механизма контроля за отчуждением туристских активов, при котором не все заинтересованные в приобретении туристского актива стороны могут своевременно получить информации о планируемой продаже соответствующего актива и вовремя отреагировать на предстоящую сделку, особенно это относится к органам управления в сфере туризма, заинтересованным в покупке… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации
- 1. 1. Внутренний туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики
- 1. 2. Развитие внутреннего туризма в России путем создания благоприятного инвестиционного климата
- 1. 3. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России
- Выводы по первой главе
- Глава II. Анализ и оценка причин современного состояния туристских активов в России
- 2. 1. Анализ опыта СССР в области развития туристских услуг и использования туристских активов
- 2. 2. Современное состояние туристских активов в Российской Федерации. ^
- 2. 3. Предпосылки формирования единого центра управления туристскими активами на базе крупных российских организаций в целях совершенствования туристских услуг. ^
- Выводы по второй главе
- Глава III. Методическое обеспечение управления туристскими активами крупных российских организаций в рамках развития сферы услуг внутреннего туризма
- 3. 1. Формирование механизма создания Центра туризма и отдыха на базе объектов туристской направленности крупных российских организации с государственным участием
- 3. 2. Методика оценки вклада туристского комплекса в развитие услуг в сфере внутреннего социального туризма России
- 3. 3. Мероприятия по осуществлению контроля за реализацией туристских активов с целью развития сферы услуг внутреннего туризма. ^
- Выводы по третьей главе
Совершенствование механизма управления туристскими активами в рамках развития услуг в сфере внутреннего туризма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена объективно существующими обстоятельствами:
— вклад внутреннего туризма в развитие экономики страны оценен во всем мире. Устойчивое развитие данной сферы может способствовать повышению уровня жизни населения, укреплению морального духа и воспитанию чувства патриотизма в гражданах, повышению уровня образования и культуры населения, укреплению экономики страны, повышению инвестиционной привлекательности и т. д.;
— признание важности перехода страны к инновационному социально ориентированному типу экономического развития путем создания условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации [17];
— в советское время была создана отлаженная система обеспечения граждан СССР путевками в санатории, дома отдыха, пансионаты и др., работало значительное количество секций и кружков по интересам, проводились турслеты и туристические походы, по всей стране организовывались экскурсии. С этой целью была создана значительная материальная база, включающая в себя различные коллективные средства размещения, объекты досуга и показа. На балансе каждого крупного предприятия находился имущественный комплекс туристской направленности, достаточный для обеспечения туризма и отдыха сотрудникам предприятия и их семей. В настоящее время часть данных объектов туристской направленности, оставшаяся на балансе организаций, не имеет достаточного финансирования и ресурсов, чтобы считаться экономически эффективными. Часть данных активов ветшает и подлежит списанию, другая часть продается и в последующем может быть перепрофилирована;
— в последнее время усилилось внимание государства и общества к использованию и управлению государственными и муниципальными активами в том числе активами организаций, государство или муниципалитет владеет достаточным пакетом акций которых для влияния на принимаемые решения по 3 управлению), в том числе туристской направленности. Между тем, текущее положение дел не позволяет говорить об эффективности контроля использования и управления данными активами. У многих крупных российских организаций сохранились избыточные туристские активы, по содержанию которых последние несут издержки, что служит причиной принятия решений об их продаже;
— в настоящее время отдых внутри страны может позволить себе далеко не каждый гражданин России. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин, в том числе высокой стоимостью туров и устаревшей материальной базой туристских активов. Таким образом, внутренний туризм России ориентирован, как правило, на работающее население страны со средним достатком и выше среднего.
— в развитии туризма важен социальный аспект. Вовлеченность общества, включая незащищенные слои населения, в данную отрасль экономики позволит получить максимальный положительный эффект. В настоящее время существует потребность в коллективных средствах размещения, особенно социально ориентированных, таких как детские оздоровительные лагеря, санатории и пансионаты и т. д. Государство принимает активное участие в создании новых туристских комплексов, компенсируя издержки по обеспечению их необходимой инфраструктурой [17]. Вместе с тем, намного эффективнее и экономичнее было бы инвестировать в уже созданные туристские комплексы.
Подводя итог вышесказанному, следует признать, что тема данного диссертационного исследования является, безусловно, актуальной и имеет как теоретическую, так и существенную практическую значимость. Диссертация представляет собой по существу одну из попыток исследования проблем внутреннего социального туризма и комплексной разработки рекомендаций по формированию в России эффективной системы управления туристскими активами в целях развития сферы туристских услуг. Решение данной задачи может способствовать развитию внутреннего социального туризма в России, путем смены принципов управления некоторыми туристскими активами и объединения их в единый центр отдыха и туризма, что может послужить платформой для реализации масштабной социальной политики государства в сфере туризма внутри страны и позволит использовать преимущества данного слияния.
Цель диссертационной работы — разработка теоретико-методического обеспечения по совершенствованию управления туристским комплексом в России в современных и перспективных условиях.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
• оценить значимость развития внутреннего туризма в России;
• рассмотреть инвестиционный аспект развития внутреннего туризма;
• выявить проблемы, затрудняющие развитие внутреннего туризма в России;
• проанализировать опыт СССР в сфере туристских услуг;
• проанализировать современное состояние туристских активов в России;
• выявить предпосылки формирования единого центра управления туристскими активами на базе крупных российских организаций;
• разработать механизм создания Центра туризма и отдыха на базе туристских активов крупных российских организаций;
• разработать методику оценки вклада туристского комплекса в развитие услуг внутреннего туризма России;
• выработать мероприятия по осуществлению контроля за реализацией туристских активов.
Объектом исследования выступает туристский комплекс, находящийся на балансе организации и относящийся к непрофильной деятельности, являющийся избыточным или неэффективно используемым.
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере внутреннего туризма, а также процессы взаимодействия экономических субъектов мезои микроэкономического уровня и их функции по совершенствованию туристских услуг путем оптимизации механизма управления и контроля, как отдельным туристским комплексом, так и всей материальной базой внутреннего туризма.
Теоретическую и методическую основу исследования составили системный подход к изучению проблем управления, комплексный экономический анализ, математическое моделирование. Автор в своем исследовании опирался на отечественные и зарубежные теоретические и методические разработки в области организации управления в сфере туризма, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров. В работе использована официальная нормативно-правовая документация по управлению туризмом. Базой аналитической работы послужили статистические данные, материалы международных организаций и Федеральной службы государственной статистики, публикации, личные опросы, наблюдения и выводы автора, полученные в ходе исследования. При разработке теоретических опросов были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления (О.С. Виханского, Б. З. Мильнера, М. Х. Мэскона, Ф. Котлера, Г. Р. Латфуллина, М. Портера, Р. А. Фатхутдинова и др.), экономические исследования в сфере туризма, а также историческому аспекту развития туризма (Ю.А. Барзыкина, B.C. Боголюбова, A.A. Васильева, JI.A. Горностаевой В. Г. Гуляева, Г. П. Долженко, М. А. Жуковой, И. В. Зорина, О. В. Лесниковой, Ю. С. Путрика, М. В. Соколовой, В. И. Стржалковского, Г. С. Усыскина, А. Д. Чудновского и др.).
Научная новизна исследования.
В результате диссертационного исследования получены следующие новые научные результаты:
• проведена оценка значимости внутреннего туризма России на уровне государства, бизнес сферы и населения в культурном, экономическом и социальном аспектах;
• выявлены предпосылки формирования единого центра управления туристскими активами на основе анализа их состояния, уровня загруженности средств размещения, а также информации об избыточных туристских активах крупных российских организаций;
• разработан механизм создания Центра туризма и отдыха на базе объектов туристской направленности крупных российских организаций, который может стать базой дальнейшего развития устойчивого внутреннего туризма России и способствовать реализации социальной политики в сфере внутреннего туризма, предлагая качественный турпродукт, поддерживая единые стандарты сервисаобъединение туристских комплексов позволит использовать эффект синергии в продвижении туристских услуг, а также сохранить и эффективно использовать имеющуюся материальную базу в сфере внутреннего туризма;
• предложена форма управления объединенными туристскими активами, отвечающая критериям прозрачности управления и надежности их сохранения, в том числе от недружественного захвата;
• разработана методика оценки вклада туристского комплекса в развитие услуг в сфере внутреннего социального туризма России, которая позволяет оценить эффективность реализации туристским комплексом услуг в рамках соответствующих социальных проектов и программ, а также отследить и выявить тенденции развития социального туризма;
• выработаны мероприятия по осуществлению контроля за реализацией туристских активов, основанные на своевременном информировании федеральных и региональных органов управления в сфере туризма о планируемой продаже туристского актива в случае его соответствия одному из предложенных в диссертации критериев. Данная информация позволит органам управления в сфере туризма своевременно отреагировать на возможную продажу актива и при необходимости согласовать его приобретение или оказать содействие в поиске покупателя. Кроме того, предложено включить в перечень собираемой Росстатом информации сведения о планируемой продаже туристского актива, что также позволит своевременно отреагировать заинтересованным органам управления на планируемую продажу, Росстат получит более емкую и полную статистическую информацию в данной сфере.
Апробация работы. Основные научные положения, методические рекомендации и практические результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на трех научно-практических конференциях, в том числе на Международной научно-практической конференции «Туризм и культура в современном мире» (Санкт-Петербург, 2011), на 26-ой.
Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления — 2011» (ГУУ, 2011 г.), 25-ой Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления -2010» (ГУУ, 2010 г.).
Отдельные предложения и рекомендации по совершенствованию управления туристскими активами, в том числе внедрению социальных программ, получили одобрение и были приняты к использованию в практической деятельности ряда организаций.
Публикации.
Результаты диссертационного исследования отражены в 6 работах, написанных автором лично, общим объемом более 2,3 п.л. (лично автору принадлежит 2,3 п.л.). Из них 3 работы опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации, объемом 1,6 п.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В работе 135 страниц основного текста, 7 рисунков и 15 таблиц.
Список литературы
включает 152 наименования.
Выводы по третьей главе.
Третья глава диссертации посвящена разработке мероприятий по сохранению, повышению эффективности использования и управления, а также осуществлению контроля и оценки туристских активов, не относящихся к основной деятельности крупных российские организаций, которым они принадлежат.
1. Принимая во внимание тот факт, что часть объектов, принадлежащих российским организациям, относится к туристским ресурсам и находится под угрозой отчуждения и перепрофилирования или совершенного обветшания, автором сделан вывод о том, что выделение данных объектов туристской направленности и объединение их в отдельную структуру с единым центром управления — Центр туризма и отдыха, состоящую из туристических комплексов в различных регионах России и, возможно, за рубежом и отвечающую современным требованиям рынка, позволит сохранить данные объекты и повысить эффективность их использования.
2. Автором разработан и предложен Механизм создания Центра отдыха и туризма, состоящий из следующих этапов: 1) формулировка целей, задач и сроков реализации создания центра- 2) анализ ресурсного обеспечения Центра- 3) выбор правовой формы Центра- 4) инвестиционная составляющая Центра- 5) организация процессов работы- 6) оценка социально-экономической эффективности создания Центра- 7) управление процессом создания Центра и контроль за ходом его выполнения.
3. Автором разработаны и предложены основные критерии отбора туристских активов для включения в состав Центра, учитывающие географическое положение актива, уникальность, востребованность, наличие определенной документации на объект, состояние, рыночную стоимость актива, наличие потенциальных инвесторов, наличие аналогичных объектов и их удаленность друг от друга, обременения и другие.
4. Кроме того, в диссертации подробно рассмотрены возможности и угрозы создания Центра, в первую очередь, с точки зрения социально-экономической эффективности (этап 6 Механизма создания Центра отдыха и туризма).
5. Контроль и оценка влияния Центра на развитие внутреннего социального туризма являются одной из ключевых задач органов управления данной структуры.
6. Автором разработана и предложена Методика оценки вклада Центра в развитие внутреннего социального туризма России и регионов (далее также — Методика), выделен объект Оценки и задачи ее проведения, предложен расчет показателей, по мнению автора, наиболее ёмко отражающих оценку вклада туркомплекса, входящего в Центр, в развитие социальных услуг и участия в социальных проектах в сфере туризма.
7. Методологический подход автора к оценке вклада Центра в развитие социального туризма базируется на том, что любой туристский комплекс при грамотной и продуманной стратегии может и должен принимать участие в реализации социальных программ и проектов по обеспечению туризма и отдыха. Важно проводить своевременную оценку вклада комплекса в содействие развитию социального туризма и влияния участия в социальных программах на туристский комплекс.
8. В диссертации обосновано утверждение о том, что продуманная политика и сбалансированная помощь в реализации социальных проектов не оказывает негативного влияния на финансово-хозяйственную деятельность туристского комплекса, а напротив, имеет свои преимущества, как для бизнеса, так и для развития региона в целом.
9. Бесконтрольное отчуждение объектов туристской направленности может привести к постепенной утрате материальной базы, создаваемой годами в советское время для развития внутреннего туризма социальной направленности.
10. На основании анализа существующего механизма отчуждения туристских активов автором в диссертационном исследовании предложен алгоритм предварительного уведомлении организацией Ростуризма о намерении продать туристский актив, собственником которого она является, что позволит вышеуказанному федеральному органу вовремя отреагировать на данное сообщение, проинформировать органы местного управления в сфере туризма, на территории которых находится актив, или привлечь заинтересованных инвесторов, нацеленных на развитие и модернизацию выносимых на продажу активов с целью последующего развития на их базе приоритетных видов внутреннего туризма. Уведомление Ростуризма частными организациями о продаже туристского актива может носить рекомендательный характер.
11. Также в третьей главе диссертации представлены разработанные автором критерии туристских активов, отчуждению которых следует уделить особое внимание Ростуризма и региональных органов в сфере туризма, и соответственно, сведения по отчуждению которых необходимо заблаговременно представлять в Ростуризм или Росстат. К данным критериям можно отнести: все объекты детского отдыха и туризма: детские оздоровительные / спортивные /летние лагеря и базы отдыхасанатории и профилактории, пансионаты, базы отдыха и дома отдыха, рассчитанные на размещение более 50 человекобъекты, находящиеся на территории заповедников или в непосредственной близости от природных ресурсов, таких как водоемы, горные возвышенности, лесной массив и др., составляющие уникальность данного туристского активавсе туристские активы, расположенные на особо охраняемых природных территориях, а также только земельные участки, относящиеся к особо охраняемым природным территориям или ранее относимым к данной категории, на которых располагаются или ранее располагались туристские активы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Признание внутреннего и социального туризма приоритетными направлениями развития экономики [1, 17], а также повышение внимания государства и общественности к использованию и расходованию бюджетных средств и использованию материальных активов, особенно перспективных, общественно значимых и важных, в том числе туристских активов, потенциально пригодных для развития внутреннего социального туризма, указанные факты обуславливают объективную необходимость подробного пересмотра сложившийся системы управления и контроля за подобными туристскими активами.
Проведенное исследование, основанное на анализе состояния и проблем материальной базы внутреннего туризма России, позволило сформулировать и обосновать предложения по усовершенствованию управления и контроля туристскими активами. По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
1. Внутренний туризм России признан приоритетным направлением развития экономики благодаря весомому вкладу, которое оказывает развитие данного вида туризма на экономику страны, потенциалу развития в России, а также его немаловажного влияния на общество. В диссертации проведена оценка значимости внутреннего туризма России на уровне государства, бизнес сферы и населения в культурном, экономическом и социальном аспектах. На уровне населения отмечены такие значительные аспекты развития данного вида туризма как образовательный, воспитательный, оздоровительный, на уровне бизнес структур — личностное развитие сотрудников, повышение работоспособности и мотивации, укрепление работоспособного населения, на уровне страныстабилизации общественности, повышению вклада ВВП страны, укрепление имиджа страны на международной арене, сохранение памятников культуры, развитие въездного туризма и другие.
2. На основании проведенного анализа состояния инвестиционной активности в сфере внутреннего туризма, а также анализа существующих государственных программ поддержки и развития инвестиционных проектов в диссертационном исследовании автором сделан вывод о том, что основным.
115 механизмом взаимодействия государства и инвесторов в сфере туризма является государственно-частное партнерство. Основным условием эффективного развития внутреннего туризма в рамках инвестиционных программ является использование комплексного подхода, учитывающего экономические, технологические, экологические, организационные, социальные и другие аспекты.
3. Проведенный в диссертации анализ проблемного поля внутреннего туризма России позволил выявить ряд проблемных областей, сдерживающих процесс эффективного развития внутреннего туризма, и показал некоторые существующие тенденции, направленные на их решение. Основные проблемы сосредоточены в области материальной базы средств размещения, ценовой политики на услуги в сфере туризма, транспортной проблеме, сбора и обработки статистических данных в целом по отрасли, уровня сервиса и подготовки кадров, восприятия и поведения всех субъектов сферы туризма (уровень «культуры отдыха»), маркетинга.
4. На основе проведенного анализа опыта СССР в области развития и использования туристских активов в диссертации выявлено, что внутренний туризм в СССР, развиваясь стихийно как социальное явление, в последующем стал полностью подконтрольным государству. Внутренний туризм работал на реализацию четко сформированных государством задач, таких как мотивация труда и укрепление здоровья детей и рабочего класса, воспитание патриотизма, пропаганда советской власти среди пролетариата и пионеров, осуществлял образовательную и воспитательную функцию.
5. Опыт СССР может служить примером эффективного использования советской властью положительного влияния внутреннего туризма в социальной сфере. В то же время специфика советского строя, принципы командной экономики не позволяют использовать основные механизмы управления внутренним туризмом периода существования СССР в современной России. Вместе с тем, показатели и достижения внутреннего туризма СССР, а также четкая постановка задач государства перед данной сферой экономики и качество их решения (в период расцвета СССР) заслуживают внимания и могут стать примером для подражания в настоящее время.
6. В диссертации выделены следующие основные тенденции развития туристских активов: ежегодное увеличение количества гостиничных комплексовпостепенное сокращение количества специализированных средств размещениястремление крупных иностранных гостиничных операторов выйти или расширить влияние на российском рынке, обусловленное мировыми событиями, которые в ближайшие годы пройдут на территории Российской Федерации, разрастанием крупных городов, глобализацией и укреплением бизнес отношений с иностранными партнерами, выходом крупных российских организаций на региональные рынки, маркетинговой и инвестиционной политикой России внутри страны и за ее пределамизначительный износ и низкая рентабельность некоторых туристских активов, как правило, находящихся на балансе организаций (или включенных в уставный капитал акционерных обществ, преобразованных из предприятий, с частью уставного капитала, принадлежащей государству), основная деятельность которых не связана с предоставлением услуг в сфере туризма.
7. Проведенный в диссертации анализ современного состояния внутреннего туризма позволил автору выявить проблемы данного вида туризма, одной из которых является неэффективное использование значительного количества нерентабельных или находящихся на грани рентабельности, но имеющих перспективы развития и не относящихся к основной профильной деятельности туристских активов, находящихся на балансе крупных российских организаций, часть или полный пакет акций которых принадлежит государству, или подконтрольных им организациям, преимущественно созданным в советское время, а также обосновать причины возникновения данной проблемы и риски, связанные с дальнейшим неэффективным использованием подобных туристских активов.
8. Автором выделены следующие основные причины неэффективности туристских активов крупных российских организаций или подконтрольных им хозяйствующих субъектов, основной деятельностью которых не является сфера туризма: во-первых, отсутствие достаточного финансирования, необходимого для их функционированияво-вторых, избыточность туристских активов, как правило, некоторые крупные российские организации, сохранившие на балансе туристские активы, которые, в связи с модернизацией и сокращением трудоемкости производства и, как следствие, численности сотрудников данных организаций, являются излишними и не используются в полном объемев-третьих, отсутствие квалифицированного управленческого персонала данных туристских активовв-четвертых, значительные издержки, связанные с продвижением турпродукта, с оплатой труда специализированного персонала (в области медицины, спорта и др.), необходимостью согласования разрешений на работу санитарных учреждений, пожарных инспекций и возможно получением лицензии и т. д., что в рамках непрофильной деятельности является существенным препятствием к дальнейшему развитию туристских активов.
9. Одним из распространенных решений, принимаемых крупными российскими организациями или подконтрольными им хозяйствующими субъектами, по повышению прибыльности непрофильных туристских активов является их продажа, что может привести к их утрате или перепрофилированию.
10. В диссертации предложен и обоснован механизм создания Центра туризма и отдыха в форме закрытого паевого инвестиционного фонда на базе непрофильных туристских активов крупных российских организаций.
11. Автором разработаны критерии отбора, позволяющие выделить наиболее перспективные и приоритетные для включения в Центр туристские активы.
12. Создание Центра туризма и отдыха позволит сохранить перспективные непрофильные туристские активы, может послужить основой дальнейшего развития устойчивого внутреннего туризма России и формирования социальной политики в сфере внутреннего туризма, предлагая качественный турпродукт, поддерживая единые стандарты сервиса. Объединение туристских комплексов в единую структуру в форме закрытого паевого инвестиционного фонда позволит использовать эффект синергии в продвижении туристских активов и повышении уровня профессионализма кадров, а также сохранить и эффективно использовать имеющуюся материальную базу в сфере внутреннего туризма, поднять имидж страны на мировой арене, снизить риски по утрате перспективных активов.
13. Предлагаемый вариант сохранения непрофильных туристских активов и повышения их сохранности и эффективности использования полностью соответствует курсу Правительства Российской Федерации на повышение контроля за государственным имуществом и курсу на создание и развитие массового устойчивого внутреннего туризма в России.
14. Развитие социальных программ внутреннего туризма, по мнению автора, является одним из ключевых направлений развития данной сферы, в этой связи предложенная автором методика оценки вклада туристского комплекса в развитие внутреннего социального туризма России, позволяющая оценить эффективность реализации туристским комплексом социальных проектов и программ в сфере туризма, а также отследить и выявить тенденции развития социального туризма, может быть востребована органами власти в сфере туризма как на региональном, так и на федеральном уровне на этапе контроля и корректировки реализации социальных программ внутреннего туризма.
15. Автором выявлено несовершенство действующего механизма контроля за отчуждением туристских активов, при котором не все заинтересованные в приобретении туристского актива стороны могут своевременно получить информации о планируемой продаже соответствующего актива и вовремя отреагировать на предстоящую сделку, особенно это относится к органам управления в сфере туризма, заинтересованным в покупке социально значимого туристского актива. Разработанный и предложенный в диссертации алгоритм предварительного уведомлении Ростуризма организациейсобственником туристского актива о намерении его продать позволит вышеуказанному федеральному органу вовремя отреагировать на данное сообщение, проинформировать органы местного управления в сфере туризма, на территории которых находится актив, согласовать позицию региона о потребности в данном активе или привлечь заинтересованных инвесторов, нацеленных на развитие и модернизацию выносимого на продажу актива с целью последующего развития на его базе приоритетных видов внутреннего туризма. Для организаций — собственников туристского актива, контрольный пакет акций которых принадлежит государству или государство может влиять на принимаемые данными организациями решения, данное уведомление предлагается ввести в обязательном порядке, для частных негосударственных структур предлагается ввести в рекомендательном порядке.
16. В диссертации представлены разработанные автором критерии туристских активов, отчуждению которых следует уделить особое внимание Ростуризма и региональных органов в сфере туризма, и соответственно, сведения по отчуждению которых необходимо / рекомендовано заблаговременно представлять в Ростуризм или Росстат.
17. Предлагаемый алгоритм уведомления о планируемой продаже туристского актива может дополнить перечень информации, собираемой Росстатом и Ростуризмом, и позволит использовать ее, в том числе, при реализации осуществления функций по управлению государственным имуществом в сфере туризма, а также планировании и формировании программ в сфере внутреннего туризма.
Список литературы
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон Рос. Федерации от 05 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. — № 7, ст. 833.
- О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Федеральный закон Рос. Федерации от 01.12.2007 № 317-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- О Государственной корпорации «Ростехнологии»: Федеральный закон Рос. Федерации от 23.11.2007 № 270-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон Рос. Федерации от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ: в ред. Федерального закона Рос. Федерации от 19 мая 2010 г. № 88-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- О некоммерческих организациях: Федеральный закон Рос. Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об акционерных обществах: Федеральный закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ: в ред. Федерального закона Рос. Федерации от 27 декабря 2009 г. № 352-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об инвестиционных фондах: Федеральный закон Рос. Федерации от 29.11.2001 № 156-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ: в ред. Федерального закона Рос. Федерации от 30 июля 2010 г. № 242-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: в ред. Федерального закона Рос. Федерации от 25 декабря 2009 г. № 340-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 01.03.2008 г. № 134 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Положение о Федеральном агентстве по туризму: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 31 декабря 2004 г. № 901: в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 15 июня 2010 г. № 438 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи: приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 N 35 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Национальный стандарт Российской Федерации «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 506 442 009»: утв. приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 773-ст // Офиц. изд. М.: Стандартинформ, 2010.
- Система классификации горнолыжных трасс: утв. приказом Ростуризма от 14 ноября 2006 г. № 145 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. — № 1.
- Система классификации гостиниц и других средств размещения: утв. приказом Ростуризма от 21 июля 2005 г. № 86 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. — № 38.
- Система классификации пляжей: утв. приказом Ростуризма от 05 сентября 2006 г. № 119 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. — № 44.
- О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране: Постановление ЦК КПСС, СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 31 октября 1980 г. № 983 // Свод законов СССР. 1990. — т. 3. — с. 169.
- О детском туризме: Приказ Народного комиссариата просвещения РСФСР от 28.12.1940 № 293. // Свод законов СССР. 1990. — т. 3.
- О домах отдыха: Декрет СНК РСФСР от 13 мая 1921 г. // Известия ВЦИК.- 1921.-№ 107.- 19 мая.
- О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в РСФСР: Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 18 декабря 1969 г. № 678 // Свод законов РСФСР. 1988. т. 3. с. 224.
- О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 30 мая 1969 г. № 411 // Свод законов СССР. 1990. т. 3. с. 166.
- О мероприятиях по развитию краеведческой работы в дни войны: приказ Народного комиссариата просвещения № 392-М 1942 г // Свод законов СССР. 1990.-т. 3.
- Научные труды и исследования
- Абрамова Т. Проблемы и перспективы туристской индустрии в России // Вестник института экономики РАН. 2011. — № 4. — с. 193−208.
- Актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации: материалы «круглого стола». Москва, 21 мая 2009 г. М.: Советский спорт, 2009. 56 с.
- Балабанов И.Т., Балабанова А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с.
- Балацкий E.B. Инвестиционный портрет российских регионов // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 6 (94).
- Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. Издание 7-е, перераб. и дополненное. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. — 448 с.
- Боголюбов B.C., Быстров С. А., Богомолова С. А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: учеб. пособие для студ. Высш. Проф. Учеб. Заведений. М: Академия. 2009.
- Бунаков O.A. Проблема позиционирования и устойчивого развития в туризме // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал.-2011. -№ 28.-с. 57−63.
- Вахинский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономиста, 2006. — 670 с.
- Воронкова Л.П. История туризма. М., 2001. 304 с.
- Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
- Гаврилов А.Ю. Развитие методологии оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. -2012.-т. 33.-№ 6.-с. 59−68.
- Голубева O.A. Российский туризм в 1920—1970-х годах: система организации и управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15 (196). с. 68−75.
- Горностаева Л. А. Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма // Социально-экономические явления и процессы. 2011. -№ 8 (030).
- Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А. Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТанДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. — 352 с.
- Гуляев В.Г., Селиванов И. А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие // Российская международная академия туризма. М.: Советский спорт, 2008. 280 с. (Профессиональное туристское образование).
- Дехтярь Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.
- Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР: Монография. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. 192 с.
- Дугина E. JL, Лобанов A.C. Формирование и развитие рынка туристических услуг // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права), (электронный журнал). 2012. — № 3. — с. 9.
- Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. Учеб. пособ. М.: КноРус. 2006. 192 с.
- Захаров А.Н., Игнатьев A.A. Государственно-частное партнерство в Российском туризме // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. -№ 3. — с. 11−17.
- Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
- Иванов A.A. История российского туризма (IX-XX века). 6 изд. М.: Форум. 2011. 320 с.
- Изотова М.А., Матюхина Ю. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. М.: Советский спорт, 2006. — 224 с.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Новое издание, 2001. — 432 с.
- Карманова Т.Е., Каурова О. В., Малолетко А. Н. Статистика туризма /учебник. М.: КНОРУС, 2010. 240 с.
- Квартальное В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003 — 672 с.
- Квартальное В.А. Туризм.2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика. 2006. 336 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. В.Б.Боброва- Общ. ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1991.
- Крупская H.K. Задачи школы 1 ступени // Собрание сочинений. т.З. М., 1959.
- Крупская Н.К. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом Соцвосов // Собрание сочинений. т.З. М., 1959.
- КусковА.С., Джаладян Ю. А. Основы туризма: учебник. М.: КНОРУС, 2008.-400 с.
- Латфуллин Г. Р., Райченко A.B. Теория организации: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. — 395 с.
- Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М: Финансы и статистика, 2003. 144 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
- Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. -М.: Финансы и статистика, 2002. 400 с.
- Международный форум «Туризм: наука и образование». 19−21 апреля 2007 г., Москва. Стратегические проблемы развития туризма в России: сб. материалов науч. конф. М.: РИБ «Турист», 2007. — 211 с.
- Меерович М.Г. Очерки истории жилищной политики в СССР и ее реализации в архитектурном проектировании (1917−1941 гг.). Иркутск: ИрГТ., 2003.217 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.-704 с.
- Можаева Н.Г., Богинская Е. В. Туризм: учебник для студентов системы СПО, под ред. проф. A.A. Скамницкого. М.: Гардарики, 2007. — 270 с.
- Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
- Назина H.A. Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. -№ 2.-с. 46−51.
- О мерах по реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма в России // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2010. № 3 (389) 80 с.
- Одной из точек роста российских городов, безусловно, является туризм /Д.А.Медведев // Муниципальная власть. 2008. — № 4. — с. 83−84.
- Осипов Б.А., Соколенко В. В., Шмидт Ю. Д. Методика оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2011. — № 3. -с. 3−11.
- Основы туристской деятельности: Учебник / Г. И. Зорина, E.H. Ильина, Е. В. Мошнягина и др.- сост. Е. Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2002. -200 с.
- Отчет о функционировании особых экономических зон в Российской Федерации в 2008 г. / Федер. агентство по управлению особыми экон. зонами. М., 2008. 376 с.
- Покровский Н.Е., Черняева Т. И. Туризм от социальной теории к практике управления: учеб пособие. 2-е изд., ипр. и доп. — М.: Университетская книга, Логос, 2009. — 400 с.
- Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005. — 608 с.
- Рассохина T.B. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: право и экономика. 2011, N 4. СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Реутова Ю.Н. Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса // Terra Economicus. 2011. — т. 9. — № 1−2. — с. 72−82.
- Сборник правил, положений и инструкций по гостиничному хозяйству / под ред. В. И. Шиходырова. М.- Д.: Изд-во Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1948. с. 72.
- Седых Д.В., Белова Ю. С. Есть ли будущее у внутреннего туризма в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2011.-№ 12.-е. 135 137.
- Скобкин С.С. Формирование конкурентного потенциала предприятий индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2011. N 4 СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
- Соколова М.В. История туризма. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 352 с.
- Сурова С.А. Проблемы и перспективы развития деятельности многофункциональных туристских комплексов // Сервис в России и за рубежом. -2011.№ 3.-с. 173−181.
- Теория менеджмента: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения // Под ред. А. Лялина, Г. Латфуллина. 1-е издание, 2010. — 464 с.
- Тузова Н.Г. Состояние современной системы классификации гостиничных предприятий в России // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. -т. 133. — № 8. — с. 142−147.
- Туризм как экономический приоритет / Л. Ю. Проурзин. М.: Новый век, 2003.-218 с.
- Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие / В. Г. Гуляев, И.А. Селиванов- Российская международная академия туризма. М.: Советский спорт, 2008. — 280 с. (Профессиональное туристское образование).
- Туристские маршруты по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. М.: ЦРИБ «Турист», 1977.
- Усыскин Г. С. Очерки истории россиийкого туризма. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательский дом Герда, 2007. — 208 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент: учебник. 7-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2005. — 448 с.
- Чудновский А.Д., Жукова М. А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие. М: КНОРУС, 2004. — 448 с.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
- Марков В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.-319 с.
- Россия' 2012. Статистический справочник / Федеральная служба государственной статистики. М., 2012.
- Туризм, гостеприимство, сервис: словарь справочник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А.И. Фролов- под ред. Л. П. Воронковой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.
- Туризм в цифрах 2012: Стат. Сб. / ИИЦ «Статистика России». М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. — 39 с.
- Диссертационные исследования
- Баранова С.А. Методы государственного регулирования предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне: на примере Псковской области: Автореф. дис. канд. эк. наук. Великий Новгород, 2012.
- Барзыкин Ю.А. Туризм в системе социально-экономических отношений: основы, функции, пути развития: Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 2007.
- Гуляев В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России: Автореф. дис. д-ра эк. наук. М., 2003.
- Иванова Т.П. Трансформация социального института туризма в России: диссертация канд. соц. наук. Саратов, 2011.
- Кокорев П.А. Организационно-экономические основы повышения социальной ответственности российского бизнеса в сфере туризма: Автореф. дис. канд. эк. наук. Санкт- Петербург, 2011.
- Лесникова О.В. Управление инновациями на предприятиях индустрии гостеприимства: Автореф. дис. канд. эк. наук. М., 2009.
- Лоншакова Н.Е. Публичная политика в сфере туризма: Совершенствование механизма ее формирования и реализации: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2010.
- Морозова Н.С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме: Автореф. дис. д-ра эк. наук. Сочи, 2012.
- Милославский И.С. Регулирование развития сферы туризма в России на основе кластерного подхода: Автореф. дис. канд. эк. наук. Санкт-Петербург, 2012.
- Михайлов В. А. Совершенствование организации развития социального туризма в условиях рынка: Автореф. дис. канд. эк. наук. Санкт-Петербург, 2011.
- Сагидова Н.Г. Организационно-экономический механизм государственного развития туризма: диссертация канд. эк. наук. Махачкала, 2010.
- Arnold D. Virtual Tourism A niche in cultural heritage // Niche Tourism: Contemporary issues, trends and cases / ed. by Mariana Novelli. -Amsterdam: Elsevier, 2005. P. 223−232.
- Cohen E. Contemporary tourism trends and challenges: sustainable authenticity or contrived post-modernity? // Tourism: Critical Concepts in the Social Sciences. Vol. I / Ed. by Stephen Williams. — London- N.Y.: Routledge, 2004. P. 351 365.
- Meethan K. Creating Tourism Spaces: from Modernity to Globalization- Tourism Development and the Political Economy // Tourism in Global Society: Place, Culture, Consumption. Hampshire: Palgrave, 2001. P. 16−65.
- Ryan C. Equity, management, power sharing and sustainability issue of the «new tourism» // Tourism management. 2002. № 3.
- В Москве в ближайшие 5 лет откроются около 30 гостиниц под международными брендами. Официальный сайт Интерфакс. URL://www.interfax.ru/tourism.asp?sec=:1470&id=258 684 (дата обращения 15.08.2012).
- Инвестиции в развитие туристской отрасли Краснодарского края в 2012 г вырастут на 10% / Официальный сайт Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=273 909&sec=1466 (дата обращения: 03.11.2012).
- Итоги летнего туристского сезона 2012 // Официальный сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2121. 27.09.2012 (дата обращения: 10.10.2012).
- Куда тратят деньги российские туристы. Российский туризм. URL: http://www.russiatourism.ru/rubrica/65/21 485 (дата обращения 20.07.2012)
- Кушнарева И.Ю., Лещенко А. Д. История туризма. Самодеятельный туризм в Приморье: ретроспектива и направления развития. URL: http://abc.wsu.ru/BOOKS/up.istor.tur.v.primor/page0003.asp. (дата обращения: 20.08.2012).
- Летний отдых отдыхает // Официальный сайт Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. URL: http://wciom.m/index.php?id=266&uid=13 601 (дата обращения 10.03.2012)
- Лето 2012: планы и бюджет летнего отдыха россиян. // Официальный сайт Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 12 791 (дата обращения 10.06.2012).
- Описание закрытых паевых инвестиционных фондов. URL: http://milcom.ru/service/index.php?ID=16 (дата обращения 10.05.2012).
- Основы современной классификации гостиниц в России // Портал про гостиничный бизнес. URL: http://prohotel.rU/interview-182 975/0/ (дата обращения 20.06.2012).
- Официальный сайт Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны». URL: http://www.oao-oez.ru/special economic zones/tourism recreation zones/ (дата обращения: 16.08.2012).
- Официальный сайт Госкорпорации «Росатом». URL: http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/ (дата обращения: 20.09.2012).
- Официальный сайт Государственной корпорации «Ростехнологии». URL: http://www.rostechnologii.ru/ (дата обращения: 20.09.2012).
- Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/investors/stock/ (дата обращения: 20.10.2012).
- Официальный сайт ОАО «Лукойл». URL: http:// www.lukoil.ru/ (дата обращения: 16.08.2012).
- Пермский край и Тверская область присоединились к «Великой Волге». Ежедневная электронная газете Российского союза туриндустрии. URL: http://www.ratanews.ru/news/news 27 062 012 3. stm (дата обращения: 20.07.2012).
- Портала про гостиничный бизнес Prohotel. URL: www.prohotel.ru (дата обращения: 20.09.2012).
- Правоприменительная практика реализации федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Интернет -интервью Писаревский Е. Л. URL: http://www.garant.ru/action/interview/10 223/ (дата обращения: 01.05.2012).
- Россияне стали чаще летать // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://www.ratanews.ru/news/news1508201218.stm (дата обращения: 15.08.2012).
- Российская газета. URL: URL: http://www.rg.ru/2011/04/18/turizm-anons.html (дата обращения 20.01.2012).
- Сергей Ромашкин: «Мы считаем именно внутренний рынок самым перспективным в туризме» // Ежедневная электронная газета Российского союзатуриндустрии. URL: http://www.ratanews.ru/news/news 23 042 012 4. stm (дата обращения: 15.08.2012)
- Совет Федерации работает над законопроектами в сфере туризма. URL: http ://council. gov.ru/print/infps/chroniclc/2012/03/item 19 035 .html (дата обращения 20.04.2012).
- Тверская и Новгородская область будут вместе развивать туризм. Ежедневная электронная газете Российского союза туриндустрии. URL: http://www.ratanews.ru/news/news 14 092 012 16. stm (дата обращения 16.09.2012).
- Турпоток на Кубани по итогам года может превысить 11 млн человек / Официальный сайт Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=273 927&sec=1466 (дата обращения: 03.11.2012).
- Sustainable Development of Tourism// Официальный сайт Всемирной туристической организации. URL: http://sdt.unwto.org/en (дата обращения -10.05.2012).
- Tourism in Europe: Results for 2011 / Eurostat. Statistics in focus. -28/2012. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statisticsexplained/index.php/Tourismstatistics (дата обращения: 10.11.2012).
- World Tourism Organization UNWTO. URL: http: www2.unwto.org/ru (дата обращения: 16.08.2012).