Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанные негативные процессы в сфере правоохраны в той или иной мере связаны с недостатками в организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Одной из причин сложившегося положения является то, что управление их оперативно-служебной деятельностью не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Значительная часть руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и правовые основы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан (историко-правовой анализ)
    • 1. 1. История становления и развития оперативных подразделений органов внутренних дел (НКВД, ГПУ, МТБ, МВД) Казахской ССР
    • 1. 2. Правовые основы организации деятельности оперативных подразделений ОВД на современном этапе развития Республики Казахстан
    • 1. 3. Концептуальные основы совершенствования системы управления и организации деятельности оперативных подразделений ОВД Республики Казахстан
  • Глава 2. Организационные и управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан
    • 2. 1. Организация и структура оперативных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан в борьбе с преступностью
    • 2. 2. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений ОВД
    • 2. 3. Прогнозирование и планирование деятельности оперативных подразделений ОВД
  • Глава 3. Основные направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью
    • 3. 1. Стратегическое управление и моделирование деятельности оперативных подразделений ОВД
    • 3. 2. Организационно-тактические элементы оперативно-розыскной деятельности в системе оперативных подразделений ОВД
    • 3. 3. Совершенствование функционального обеспечения оперативных подразделений ОВД
  • Глава 4. Международное сотрудничество оперативных подразделений
  • ОВД Республики Казахстан со странами ближнего и дальнего зарубежья
    • 4. 1. Правовая основа международного сотрудничества оперативных подразделений ОВД Республики Казахстан с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья
    • 4. 2. Основные направления развития и совершенствования международного сотрудничества оперативных подразделений с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья

Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Республика Казахстан вступила в новую эпоху, характеризующуюся кардинальными общественно-формационными изменениями, глубокими преобразованиями экономических, политических, организационных основ государственной и общественной жизни. Продолжающаяся благоприятная ситуация экономических преобразований в стране, стабильная работа производственного сектора в нефтегазовой отрасли стали основными факторами повышения благосостояния населения тех регионов Казахстана, которые до недавнего времени характеризовались низким социально-экономическим уровнем.

Вместе с тем принимаемые в Республике Казахстан меры по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью явно недостаточны. Не обеспечиваются должное противодействие организованной преступности, коррупции и наркобизнесу, эффективное пресечение экономических преступлений.

Диалектика формирования прогрессивного правового демократического государства и гражданского общества предъявляет исключительные требования к системе государственной власти, системе безопасности, правоохранительным органам, в том числе к оперативным подразделениям органов внутренних дел, стоящим на переднем крае борьбы с преступностью, так как нарастающей и высокоорганизованной преступности может противостоять только столь же высокоорганизованная правоохранительная система.

Не случайно в стратегии развития Казахстана до 2030 года долгосрочными приоритетами определены национальная безопасностьвнутриполитическая стабильность и консолидация общества, в реализации которых важная роль отведена органам внутренних дел1.

При этом особого внимания заслуживает выступление Президента.

1 Назарбаев Н. А. Стратегия развития Казахстана до 2030 года. -Алматы, 1997. -С.34.

Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», где, в частности, было отмечено, что добившись уже многого, мы поставили еще одну стратегическую задачу — в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Предлагаемый курс базируется на принципах развития Казахстана до 2030 года, углубляет их с учетом реалий сегодняшнего дня2.

Необходимость преодоления кризисных явлений, усиления борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности предъявляет особые требования к деятельности правоохранительных органов и в первую очередь оперативных подразделений органов внутренних дел.

Как показывает исторический опыт, формирование правоохранительных структур в системе органов внутренних дел предопределяется не только состоянием правопорядка, но и происходящими социально-экономическими преобразованиями развития государства, как во внутренней, так и во внешней политике.

В своем послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан отмечал: «Безудержный рост преступности создает серьезную угрозу для государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан. Преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности Казахстана». В числе мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, Глава государства назвал необходимость «установить абсолютное верховенство закона и защитить законопослушных граждан от преступности. применить всю силу власти и закона к тем, кто обеспечивает о себе безбедное существование противозаконным путем». 2.

Назарбаев Н. А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. — Астана, 2006.

3 Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и обеспечение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 октября.

В последние годы удалось преодолеть тенденцию роста преступности, в том числе тяжких и особо тяжких ее видов. Анализ статистических данных об общем количестве зарегистрированных преступлений и уровне преступности на 10 тысяч населения за 1995;2006 годы свидетельствует об их снижении.

Сократилось количество убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей и разбойных нападений. Снизился уровень групповой, рецидивной преступности, а также преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем в 2006 году количество зарегистрированных общеуголовных преступлений возросло на 28%. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в настоящее время Министерством внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой проводится жесткая линия по 100-процентной регистрации и учету преступлений и искоренению многолетней практики укрытия преступлений.

Число оставшихся нераскрытыми убийств в 2006 году увеличилось в 1,8 раза, тяжких телесных повреждений — в 1,4 раза, грабежей — на 27,6%, разбойных нападений — на 47,7%. Не были установлены или скрылись с места совершения преступления каждый второй, виновный в его совершении. Раскрываемость краж по-прежнему низка и не превышает 34%. К традиционно низкой эффективности первоначальных розыскных и следственных действий добавилась явно выраженная тенденция снижения результативности оперативно-розыскных мер борьбы с преступностью. Если два-три года назад более 40% преступлений раскрывалось путем осуществления всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, то теперь с их помощью раскрывается менее 20% тяжких преступных посягательств. Ежегодно почти 50% дел оперативного учета прекращается оперативными подразделениями ОВД без возбуждения уголовных дел и только одна треть из них доходит до судебного разбирательства4.

Складывающаяся в стране криминальная обстановка характеризуется повышением уровня организованной преступности, ее мобильности и вооруженности, а также совершением преступлений, имеющих не только большой общественный, но и политический резонанс. Свидетельством этого является факт совершения 13 февраля 2006 года убийства по найму известного политического деятеля Казахстана Алтынбека Сарсенбаева.

Организованная преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, сдерживает социально-экономические преобразования в стране, подрывает ее международный авторитет.

Указанные негативные процессы в сфере правоохраны в той или иной мере связаны с недостатками в организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Одной из причин сложившегося положения является то, что управление их оперативно-служебной деятельностью не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Значительная часть руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел в организации деятельности вверенных им подразделений руководствуются не научными достижениями в сфере организации и управления органами внутренних дел, а методикой и навыками, которые были полезны в совершенно иной криминогенной ситуации и на сегодняшний день являются устаревшими. В большей мере спонтанные, локальные, недостаточно научно обоснованные изменения задач и функций, организационно-структурного построения и штатов не могли и не могут дать существенных, тем более кардинальных, подвижек в их деятельности.

Кроме того, как показывает современное состояние борьбы с преступностью, с начала 2000;х гг. уровень подготовки членов 4 Приказ МВД РК от 21 января 2007 г. «Об объявлении решения Коллегии МВД Республики Казахстан № 1 КМ от 17 января 2006 года «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2006 год и задачах на 2007 год». организованных преступных формирований по вопросам в сфере производства, экономики, кредитования и других знаний в ряде регионов Казахстана превосходит уровень подготовки сотрудников и руководителей органов внутренних дел, что вызывает серьезную озабоченность. В своей деятельности лидеры организованных преступных формирований используют знания и профессиональные навыки квалифицированных специалистов имеющих, разноплановое образование. В то время как в системе органов внутренних дел преобладающее большинство сотрудников имеет, как правило, только юридическое образование. К тому же нередки случаи занятия высоких руководящих постов лицами, не обладающими необходимыми для этого подготовкой, опытом и знаниями в области организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

Из выше приведенного прослеживается причинно-следственная связь роста совершаемых и нераскрытых преступлений, тесным образом взаимосвязанных не только с происходящим процессом становления демократического государства в целом, но и с длящимися в течение последних десяти лет структурными преобразованиями в системе органов внутренних дел. Это в большой степени влияет на качество деятельности оперативных подразделений, где последние вынуждены отвлекаться на исполнение несвойственных им функций.

Так, в период с 1995 по 2006 г. система правоохранительных органов Республики Казахстан подвергалась неоднократной реорганизации (например, создание и упразднение Государственного следственного комитета, реорганизация Межрегиональных управлений ГУБОП, УВДТ и т. д.), что привело к ухудшению организации и управления их деятельностью, увольнению высококвалифицированных сотрудников, на смену которым пришли молодые, энергичные, но неопытные специалисты, из которых 70% имеют стаж работы в оперативных подразделениях менее 5 лет. Помимо этого в системе МВД Казахстана до сегодняшнего дня происходят преобразования в названиях структурных подразделений (переименование Главков в Департаменты, создание Комитетов), в связи, с чем происходит передача их функций и изменение структурно-штатной расстановки личного состава. Данная нестабильность в системе органов внутренних дел в конечном итоге отражается как на качественном состоянии кадров, так и в целом на борьбе с преступностью.

Обеспечение эффективной борьбы с преступностью связано с организацией работы и осуществлением функций не столько общественных формирований, сколько профессиональных органов, способных выполнять поставленные задачи.

Среди факторов, определяющих эффективность деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан, а также в реализации других функций, возложенных на органы внутренних дел, одно из первых мест занимают вопросы управления и организации деятельности органов внутренних дел.

Решению этих проблем в определенной мере подчинена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 20 032 015 годы, утвержденная указом Президента Республики Казахстан 17 мая 2003 года, где в п. 7.1.2 «Развитие образования и подготовка кадров» указано, что реформа образовательного процесса должна быть сквозной и охватывать все уровни и направления подготовки профессиональных кадров. Кроме этого одним из приоритетов Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира является развитие системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров, согласно которой «мы должны приступить к формированию собственной национальной управленческой школы».

Все выше приведенные аргументы необходимости реформирования системы оперативных подразделений органов внутренних дел указывают на то обстоятельство, что процесс становления и развития правоохранительной системы Казахстана в новых условиях действительно актуализировался.

Но при этом обращает на себя внимание тот факт, что в процессе проведения реформ в системе органов внутренних дел, в частности оперативных подразделений, практически не учитываются такие важные управленческие элементы организации оперативно-розыскной деятельности, как состояние и анализ оперативной обстановки обслуживаемого региона (социально-экономические, географические, демографические условия, состояние преступности, имеющиеся наличные силы и средства) и, наконец, профессионально-образовательный уровень руководителей среднего звена. К сожалению, эти важные положения в настоящее время еще не заложены в нормативные акты МВД Республики Казахстан.

В целях дальнейшего реформирования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел необходимо с методологической и научно-практической точек зрения учесть то положение, что в современных условиях реформирование оперативных подразделений системы МВД Республики Казахстан в целом должно быть ориентировано на их опережающую адаптацию к принципиально изменившейся оперативной обстановке. Без этого все очередные преобразования оперативных подразделений органов внутренних дел сведутся лишь к решению задачи выживания, а сама система будет обречена на отставание от темпов и характера общественного развития, потребностей государства и общества в области борьбы с преступностью.

Следовательно, с одной стороны, несмотря на исключительную сложность социально-политической, экономической и криминогенной обстановки в Казахстане, система органов внутренних дел сохраняет свою целостность, являясь одним из эффективных инструментов государственной политики в области правоохраны. Но, с другой стороны, без кардинальных внутренних реформ система органов внутренних дел Казахстана не способна эффективно выполнять возложенные на нее функции, обеспечивать безопасность населения, предупреждение и раскрытие преступлений, общественный порядок и безопасность, тем более успешно реализовывать общегосударственную функцию социального обслуживания населения.

Степень научной разработанности проблемы. В теории оперативно-розыскной деятельности вопросы управления и организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел стали планомерно исследоваться примерно с середины 70-х годов прошлого столетия. С учетом концептуальных теоретических разработок проблем управления ОВД в работах А. И. Алексеева, Б. Е. Богданова, В. Г. Боброва, С. И. Гирько, Д. В. Гребельского, А. В. Губанова, С. В. Гулякевича, B.C. Кубарева, Г. Г. Лаевского, А. Г. Лекаря, В. А. Лукашова, Я. М. Мазутина, М. А. Миловидовой, А. Я. Минина, А. Г. Обложко, С. С. Овчинского, А. В. Преподобного, Г. К. Синилова, Г. А. Туманова, Х. Д. Хачароева, С. И. Цветкова были сформулированы основы управления и организации в сфере оперативно-розыскной деятельности, затем в той или иной степени детализировавшие в ряде докторских и кандидатских диссертаций (В.М. Атмажитов, И. И. Басецкий, Б. П. Смагоринский, А. Б. Утевский и др.).

В научном плане проблема организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел издавна привлекала внимание целого ряда исследователей различных областей знаний.

Исследованию этой проблемы (или ее отдельных аспектов) посвящены работы таких ученых, как А. Г. Ахалая, И. И. Басецкого, Н. П. Водько, А. Л. Вырвича, С. С. Галахова, А. В. Губанова, А. И. Гурова, О. Ф. Гурованова, А. Г. Давыдова, И. Б. Денисова, В. Е. Зобова, В. П. Илларионова, И. А. Климова, Н. Н. Кононенко, B.C. Кубарева, В. П. Кувалдина, В. П. Лаврова, Г. Г. Лаевского, В. Д. Ларичева, Н. Л. Макарова, В. Н. Омелина, Л. А. Прохорова, С. М. Савченко, Б. М. Самохина, В. В. Сергеева, А. Г. Филатова и др.

Развитию теории оперативно-розыскной деятельности и отдельных ее аспектов в Республике Казахстан способствовали теоретико-прикладные исследования казахстанских ученых правоведов Н. А. Абдиканова, Б.А.

Абдрахманова, 3.0. Ашитова, А. Ф. Аубакирова, С. Ж. Галиева, А .Я. Гинзбурга, Е. Е. Дегтярева, Е. Г. Джакишева, А. Н. Джумабекова, С. Е. Еркенова, Е. Е. Каймульдинова, З. Г. Казиева, Е. И. Каиржанова, Б. М. Нургалиева, С. В. Паташкова, Б. Х. Толеубековой, А. Д. Шаймуханова, К. Ш. Уканова, Ж. М. Чокина.

В работах указанных авторов поставлены и успешно решены научно-практические задачи отдельных вопросов организации деятельности оперативных подразделений ОВД. Однако большинство исследований проводилось в иной социально-экономической и криминогенной ситуации, они отдалены от сегодняшнего дня многими годами и не носили характера комплексного изучения рассматриваемой проблемы в рамках самостоятельного исследования. В связи с этим многие сложные вопросы до настоящего времени по ряду причин остаются мало изученными.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и управления ею.

Предметом исследования выступают теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы деятельности оперативных подразделений ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью.

Научная цель исследования — системное исследование концептуальных и практических аспектов организации деятельности оперативных подразделений ОВД, правовых и управленческих проблем функционирования и развития системы оперативных подразделений МВД Республики Казахстан.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решались следующие исследовательские задачи:

1) анализ и обобщение научных знаний, накопленных в теории оперативно-розыскной деятельности, а также развитие их в той части, которая имеет отношение к теме диссертационного исследования;

2) ретроспективный анализ нормативных актов органов внутренних дел относительно становления и процесса развития системы оперативных подразделений МВД Казахстана;

3) сравнительно-правовой анализ организации деятельности оперативных подразделений, Законов Республики Казахстан и Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»;

4) исследование сущности, значения и определение роли оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью;

5) исследование проблем и выявление закономерностей информационного обеспечения, прогнозирования и планирования деятельности оперативных подразделений;

6) выявление в организации оперативно-розыскной деятельности проблем, касающихся стратегического управления и моделирования их системы;

7) определение концептуальных направлений совершенствования системы организации оперативно-розыскной деятельности и управления оперативными подразделениями;

8) исследование правовых проблем международного сотрудничества в организации оперативно-розыскной деятельности по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью;

9) определение основных направлений развития и совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу исследования составили положения диалектики, гносеологии, формальной логики, политологии, социологии, юриспруденции, социального управления и иных отраслей научного знания. В процессе исследования проблем организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование) и частные методы научного познания (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретносоциологический, метод экспертных оценок и др.), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.

На исходную мировоззренческую позицию автора, формирование им начальных теоретических оснований, идей и выводов оказали существенное влияние фундаментальные научные труды ученых по общей теории права, философии права, социологии, политологии, истории, конституционному праву, криминологии, а также известных российских ученых в сфере оперативно-розыскной деятельности, в том числе специалистов в области государственного управления.

Эмпирическая база исследования. В ходе подготовки диссертации использовано 328 научных источников, из них 108 нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регламентирующие организацию деятельности оперативных подразделений МВД Республики Казахстан.

В основу выводов исследования положены данные анализа служебной документации управленческого характера, практики организации деятельности оперативных подразделенийрезультаты экспертного опроса 250 руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел, слушателей Академии МВД Республики Казахстанмноголетний практический и научно-педагогический опыт работы диссертанта в органах внутренних дел, учебных и научных учреждениях МВД Республики Казахстан.

Таким образом, теоретические выводы, законодательные положения и практические рекомендации автора обоснованы достоверными фактическими данными, определяющими репрезентативность полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлено комплексное монографическое исследование методологических и организационно-правовых основ ОРД и деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, базирующееся на научных подходах и анализе изменений, происходящих в структуре МВД. Элементы новизны носят теоретические положения и практические предложения, сформулированные на основе анализа результатов проведенных автором исследований. Среди них можно выделить следующие:

• сформулированы и теоретически обоснованы понятия «правовая основа организации оперативно-розыскной деятельности», «концепция реформы системы управления и организации деятельности оперативных подразделений», «оперативно-розыскная информация», «прогнозирование деятельности оперативных подразделений», «прогнозирование состояния и динамики преступности», «планирование процесса управления», «стратегическое управление», «моделирование оперативно-розыскной деятельности», «организация оперативно-розыскной деятельности», «международная межправительственная организация», «доктрина борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью»;

• выработаны предложения по совершенствованию системы управления и организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел;

• предложены меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в системе органов внутренних дел;

• определены роль и место информационного обеспечения, прогнозирования и планирования деятельности оперативных подразделений МВД Казахстана в борьбе с преступностью;

• обоснованы выводы об использовании методов моделирования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел;

• исследован исторический опыт организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел;

• на основе факторного анализа деятельности оперативных подразделений ОВД в современных условиях и действующего законодательства определены основные организационно-тактические элементы оперативно-розыскной деятельности и выработаны предложения по ее совершенствованию- • обоснованы предложения по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Совокупность полученных в работе результатов представляет собой теоретическое обоснование необходимости совершенствования организации ОРД и системы управления оперативными подразделениями МВД Республики Казахстан с учетом организационных и правовых проблем.

В более конкретной форме научную новизну исследования отражают следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Определены и исследованы этапы становления и развития системы оперативных подразделений органов внутренних дел Казахстана.

При этом установлено, что каждый этап характеризуется как отрицательными, так и положительными моментами. К числу положительных диссертант относит то, что с первых шагов становления структуры оперативных подразделений и последующего ее развития осуществляются попытки научного подхода к организации оперативно-розыскной деятельности, закрепления правового статуса ОРД, уделяется значительное внимание вопросам организационно-управленческого характера с учетом меняющихся целей и задач в борьбе с преступностью.

Сделан вывод, что формирование правоохранительных структур в системе органов внутренних дел предопределяется не только состоянием правопорядка, но и происходящими социально-экономическими преобразованиями развития государства как во внутренней, так и во внешней политике.

2. Аргументировано предложение о необходимости разработки нового законодательного акта регулирующего оперативно-розыскную деятельность, основанного на накопленных знаниях, опыте законотворчества в области уголовной юстиции, достижениях и недостатках непосредственно в самой оперативно-розыскной деятельности и ее организации.

3. Обоснована необходимость разработки концептуальных основ совершенствования системы управления и организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. В целях дальнейшего совершенствования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, следует с методологической и научно-практической точек зрения учесть то положение, что в современных условиях реформирование оперативных подразделений системы МВД Республики Казахстан в целом должно быть ориентировано на их опережающую адаптацию к принципиально изменившейся оперативной обстановке. Без этого все очередные преобразования оперативных подразделений органов внутренних дел сведутся лишь к решению задачи выживания, а сама система будет обречена на отставание от темпов и характера общественного развития, потребностей государства и общества в области борьбы с преступностью.

4. Аргументирован вывод о целесообразности построения структурных подразделений центральных аппаратов уголовного розыска МВД, ДВД* на основе специализации в целях осуществления функций по предупреждению и раскрытию отдельных видов или групп преступлений. Такая организация работы позволит расставить силы оперативных сотрудников с учетом их подготовки, организаторских способностей, опыта работы и личных качеств, а также способствовать повышению их оперативного мастерства и профессиональной квалификации.

5. Сделан вывод, что эффективность работы оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью находится в прямой зависимости от своевременности поиска, качества проверки, сбора, обобщения и обработки, накопления, хранения, передачи и использования различного рода информации, характеризующей внешнюю среду функционирования и внутренние условия их деятельности.

Сбор и накопление информации в оперативных подразделениях ОВД является первоочередным элементом организаторской работы, направленной на создание условий, необходимых для выполнения возложенных действующим законодательством и нормативными актами МВД оперативно-служебных задач.

6. Аргументирован вывод, что одним из значительных резервов обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью является прогнозирование их деятельности на различные сроки, так как процесс прогнозирования обеспечивает выработку стратегических управленческих решений направленных на сбор, накопление, анализ и использование разнообразной информации, относящейся к их компетенции.

Получив с помощью прогнозирования представление о том, как «сложится» в будущем преступность, какие обстоятельства будут оказывать на нее положительное или отрицательное влияние, можно составить научно обоснованные планы борьбы с этим социальным явлением. Налицо два самостоятельных направления работы, тесно связанных друг с другом: прогнозирование и планирование, причем прогнозирование в основном составляет стадию предплановой работы.

7. Теоретически обосновано, что познание и улучшение качества оперативно-розыскной деятельности и соответственно усиление борьбы с преступностью неразрывно связано со стратегическим управлением и моделированием деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

8. Установлено, что правильная постановка организаторской работы оперативных подразделений органов внутренних дел позволяет предпринимать разносторонние меры, направленные на совершенствование всего организационного механизма, призванного обеспечивать бесперебойное и эффективное функционирование структурных подразделений.

Функционирование системы оперативных подразделений органов внутренних дел осуществляется посредством организации оперативно-розыскной деятельности, основанной на организационно-структурных и организационно-функциональных элементах.

9. Доказано, что закономерности функционального обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД объективно вытекают из закономерностей социального управления, связанных с реализацией организационных целей управления.

Основой практической реализации объективных закономерностей и законов в процессе жизнедеятельности правоохранительных систем являются принципы построения и применения информационных технологий.

10. Установлено, что недостаточно развитые механизмы международного взаимодействия в вопросах борьбы с транснациональной организованной преступностью, отсутствие унификации в финансовом, налоговом, таможенном, уголовном, оперативно-розыскном законодательстве, высокий уровень коррумпированности чиновников в некоторых странах создают для преступных элементов широкое поле деятельности на международном уровне, а также позволяют им избегать ответственности за преступления, совершенные в Казахстане.

В связи с этим в борьбе с транснациональной организованной преступностью актуальной видится необходимость унификации законодательства Республики Казахстан в соответствии с нормами международного права.

11. Аргументировано предложение о необходимости создания в рамках ШОС*, международной правоохранительной организации евро-азиатских стран, своеобразного Евро-Азиатского полицейского ведомства — ЕВРОАЗПОЛ.

12. На основе анализа международного законодательства в сфере борьбы с преступностью сделан вывод о необходимости разработки и принятия закона-рамки об оперативно-розыскной деятельности, а также доктрины по локализации возникающих угроз со стороны терроризма и транснациональной преступности.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется обобщением и анализом современного, уникального по своему содержанию материала о состоянии организации ОРД и оперативных подразделений органов внутренних дел.

На основе изучения архивного материала, современных научных познаний, а также оперативно-розыскной практики, автор разработал теоретические положения и прикладные рекомендации, направленные на совершенствование организации и управления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

Автором обоснованы новые концептуальные идеи о совершенствовании оперативно-розыскного законодательства и практики его применения в Республике Казахстан, приведена дополнительная аргументация в защиту сформулированных ранее и разделяемых диссертантом выводов по дискуссионным вопросам.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: а) для совершенствования понятийного аппарата и дальнейшей разработки теории и организации оперативно-розыскной деятельностиб) в законодательной работе по совершенствованию законодательства в области организации оперативно-розыскной деятельности в целом и для выработки концепции развития оперативных подразделений МВД Казахстана в частностив) в дальнейших научно-практических исследованиях по проблемам организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних делг) в учебном процессе при преподавании курсов «Теория оперативно-розыскной деятельности», «Организация оперативно-розыскной деятельности», в системе повышения квалификации и переподготовки руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел, а также при подготовке учебных пособий, лекций, других учебно-методических материалов и статей.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования происходила в форме обсуждения полученных результатов на международных и республиканских научно-практических конференциях и теоретических семинарах, подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в законодательную практику, учебный процесс и правоприменительную деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел Казахстана.

Результаты диссертационного исследования доложены на научных и научно-практических конференциях, «Казахстан-2030 — проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов» (г. Алматы 1999 г.), «Социальная профилактика правонарушений: проблемы и перспективы» (г. Бишкек, 2001 г.), «Правовое развитие Казахстана за 10 лет государственной независимости» (г. Алматы, 2001 г.), «Пути совершенствования кадровой работы в органах внутренних дел» (г. Бишкек, 2002 г.), «Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в стране» (г. Алматы, 2006 г.), «Законодательные основы введения института присяжных заседателей в Республике Казахстан» (г. Астана, 2007 г.), «Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений» (г. Москва, 2007 г.), «Современные тенденции управления расследованием преступлений» (г. Москва, 2007.), «Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (посвященная 50-тилетию кафедры ООРД Академии управления МВД России» (г. Москва, 2007) проходивших в Республике Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республике. Наиболее ценные предложения автора включены в число рекомендаций, по совершенствованию деятельности органов внутренних дел выработанных по результатам конференций.

Основные теоретические положения диссертации, выводы и предложения автора изложены в 43 научных трудах, из них: 2 монографии, 4 учебных пособия, типовая учебная программа, 11 лекций, 25 научных статей, опубликованных в республиканских и ведомственных изданиях. Восемь работ опубликованы в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России, и пять — в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Казахстана.

Диссертант принимал участие в семинарах-совещаниях руководителей оперативных подразделений МВД Республики Казахстан и стран СНГ.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Теория оперативно-розыскной деятельности», «Организация оперативно-розыскной деятельности» в Академии МВД Республики Казахстан, Карагандинском юридическом институте МВД Республики Казахстаннаучно-исследовательской работе ВНИИ МВД России, деятельности оперативных подразделений МВД Республики Казахстан.

Структура и объем диссертации

обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.

1. Законодательные и другие нормативные источники.

2. Конституция Республики Казахстан. Алматы: Казахстан, 1998.

3. Конституция Российской Федерации. М., 1994.

4. Уголовный Кодекс Республики Казахстан. Алматы: Жеты-Жаргы, 1997.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 мая 2006 года. М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан общая характеристика (в сравнении с УПК Каз. ССР). Практическое пособие — Алматы, ТОО «Баспа», 1998.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.

8. Закон Республики Казахстан № 154-XIII «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15.09.1994 года. Алматы: ТОО Аян Одет, 2002.

9. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21.12.1995 года. Алматы: Аян Эдет, 2005.

10. Закон Республики Казахстан «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 года. // Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов. -Алматы: ЮРИСТ, 2000.

11. Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных секретах» // Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов. Алматы: ЮРИСТ, 2000 -173 с.

12. Закон Республики Казахстан от 8 мая 2003 года «Об информатизации» // Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов. -Алматы: ЮРИСТ, 2005.

13. Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СКОТ. 1995. № 1. С. 47- 53.

14. Закон Республике Беларусь «Об информатизации» // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. № 1. С. 57- 63.

15. Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1994. № 6. С. 34- 37.

16. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий / Под ред. А. Ю. Шумилова. М.: Юрид. лит., 1994.

17. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. проф. В. В. Николюка и доц. В. В. Кальницкого, А. Е. Чечетина. Изд. перераб. и доп. Омск: Юридический институт МВД России. — 1999.

18. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.

19. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ. 1995. № 15.

20. Федеральный Закон «Об участии в международном информационном обмене» //СЗ. 1996. № 8.

21. Федеральный Закон «О государственной тайне» // Ведомости РФ. 1993. № 29.

22. Указ Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 г. № 1255 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов. — Алматы: ЮРИСТ, 2004.

23. Указ Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».

24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2004 года № 100 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)».

25. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2004 года № 261 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Республики Казахстан».

26. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2006 года № 313 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Казахстан».

27. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2006 года № 313 «Положение о Комитете криминальной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан. / О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Казахстан».

28. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1958 г. «О порядке исполнения решений судов государств с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи».

29. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 22 января 1943 г. «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров».

30. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Казахстан».

31. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.

32. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1996. № 2. С. 120 129.

33. Концепция и структура межгосударственной подсистемы обмена информации между органами внутренних дел государств-участников СНГ// Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1996. № 2 С. 142−148.

34. Рекомендательный нормативный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствахучастниках Межпарламентской Ассамблеи» // Информационный бюллетень. 1996. № 10. Приложение.

35. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Экономика и право Казахстана: Журнал-дайджест № 8/2002.

36. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре // Экономика и право Казахстана: Журнал-дайджест № 8/2002.

37. Соглашение О банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества // Экономика и право Казахстана: Журнал-дайджест № 8/2004.

38. Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества // Экономика и право Казахстана: Журнал-дайджест № 8/2004.

39. Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Экономика и право Казахстана: Журнал-дайджест № 7/2006.

40. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г. // Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.

41. Устав Интерпола. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации // Информационный бюллетень. М.- 1992. — № 1.

42. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершенных на борту воздушного судна // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель B.C. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2003. 480 с. — (Серия «Высшее образование»).

43. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель B.C. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2003. 480 с. — (Серия «Высшее образование»).

44. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель B.C. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2003. 480 с. — (Серия «Высшее образование»).

45. Ведомости Верховного Совета СССР. 1958.№−23.Ст.345.

46. Приказ МВД РК от 21 января 2006 г. «Об объявлении решения Коллегии МВД Республики Казахстан № 1 КМ от 17 января 2005 года «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2005 год и задачах на 2006 год».

47. Инструкция НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции».

48. Декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции».

49. Постановление Президиума Семиречинского облисполкома «Об организации Верненского отдела уголовного розыска».

50. Постановление ЦИК СССР «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска».

51. Постановление Политбюро ЦК КПСС от 2 октября 1986 г. «О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан».

52. Постановление Политбюро ЦК КПСС от 2 апреля 1988 г. «О состоянии борьбы с преступностью в стране и дополнительных мерах по предупреждению правонарушений».

53. Приказ НКВД СССР от 7 января 1937 г. «О реорганизации УНКВД по Казахской и Киргизской АССР в Народные комиссариаты внутренних дел СССР».

54. Приказ НКВД от 16 марта 1937 г. «Об организации в ГУРКМ НКВД СССР Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией».

55. Приказ НКВД СССР от 14 июля 1937 г. «Об организации XI отделов УГБ НКВД республик и УКНВД краев и областей».

56. Приказ НКВД СССР от 14 июля 1937 г. «О реорганизации шестых отделов ГУГБ НКВД СССР и УГБ НКВД республик и УНКВД краев и областей».

57. Приказ НКВД СССР от 7 августа 1937 г. «Об организации двенадцатого отдела ГУГБ».

58. Приказ НКВД КазССР и НКГБ КазССР от 15 апреля 1941 г. «О борьбе с контрабандой».

59. Приказ НКВД Казахской ССР от 17 апреля 1941 г. «Об организации отдела и отделений по борьбе с бандитизмом Управления милиции НКВД КазССР и его периферийных органов и с объявлением штатов».

60. Приказ НКВД КазССР от 2 января 1942 г. «О результатах проверки состояния агентурно-оперативной и служебной деятельностиУправления милиции УНКВД Алма-Атинской области и его периферийных органов».

61. Приказ НКВД КазССР от 13 февраля 1943 г. «Об активизации агентурно-оперативных мероприятий направленных на борьбу с бандитизмом и дезертирством».

62. Приказ. НКВД СССР от 13 февраля 1943 г. «О мероприятиях по выполнению постановления Государственного Комитета Обороны от 22 января 1943 года».

63. Приказ НКВД СССР от 22 июня 1943 г. «Об усилении борьбы с расхитителями социалистической собственности и поднятия агентурно-оперативной работы ОБХСС милиции».

64. Приказ НКВД СССР от 25 июня 1943 г. «О мероприятиях по усилению борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством».

65. Приказ НКВД СССР от 2 ноября 1943 г. «О текущей подготовке личного состава органов и частей милиции в 1944 году».

66. Приказ НКВД СССР от 12 января 1944 г. «Об улучшении агентурно-оперативной работы и обслуживания спецпереселенцев».

67. Приказ НКВД СССР от 22 апреля 1944 г. «Об организации Управлений НКВД Кокчетавской и Талды-Курганской областей Казахской ССР».

68. Приказ НКВД СССР от 20 июля 1944 г. «Об организации Алма-Атинской школы НОКВД».

69. Декреты Советской власти. T.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957.

70. Директива Министра внутренних дел Союза ССР от 1 апреля 1946 г. «Об усилении агентурно-оперативной работы по изъятию оружия».

71. Директива Министра внутренних дел Союза ССР от 4 апреля 1946 г. «Об агентурно-оперативных мероприятиях по борьбе с фальшивомонетничеством».

72. Директива Министра внутренних дел Союза ССР от 24 апреля 1946 г. «Об усилении агентурно-оперативной работы по обслуживанию спецторгов».

73. Директива Министра внутренних дел Союза ССР от 26 июня 1946 г. «О мероприятиях по борьбе с ограблениями инкассаторов сберегательных касс и магазинов».

74. Приказ МВД Каз. ССР от 15 июля 1947 г. «О структуре Отдела Уголовного Розыска УМ МВД Казахской ССР».

75. Приказ МВД и МТБ СССР от 17 октября 1949 г. «О передаче из Министерства внутренних дел Союза ССР в Министерство государственной безопасности Союза ССР пограничных войск и милиции».

76. Постановление Совета Министров СССР от 27 августа 1953 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью».

77. Приказ МВД СССР от 23 июля 1956 г. «Об организации специальной средней школы милиции МВД СССР в гор. Алма-Ате».

78. Приказом МВД СССР от 25 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР».

79. Приказ МВД Каз. ССР от 15 февраля 1961 г. «Об итогах работы органов внутренних дел Казахской ССР за 1960 год и задачах на 1961 год».

80. Приказ МВД СССР от 15 марта 1974 г. «О создании профилактической службы в аппаратах уголовного розыска».

81. Приказ МВД СССР № 36−1976г.

82. Приказ МВД СССР от 22 октября 1979 г. «Об утверждении Положения «О Главном управлении уголовного розыска МВД СССР».

83. Приказ МВД РК от 29 февраля 1992 г. «Об организационно-штатных вопросах по УВД Алма-Атинского горисполкома».

84. Приказ МВД РК от 22 апреля 1992 г. «Об организационно-штатных вопросах по аппарату МВД Республики Казахстан».

85. Приказ МВД РК от 12 мая 1994 г. «Об организационно-штатных вопросах по МВД».

86. Монографии, учебники, учебные пособия.

87. Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. -Горький, 1975. С.140−141.

88. Аванесов Г. А. Современные требования, предъявляемые к методологии криминологического прогнозирования // В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. -М., 1977.

89. Алексеев А. И. Об уголовно-правовых пределах тактической активности агентуры и возможностях правовой охраны секретного сотрудничества // Труды ВНИИ МВД СССР, 1973, № 25 -С. 3−11.

90. Алексеев А. И., Синилов Г. К. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: ВНИИ МВД СССР. 1975. С. 112−143.

91. Ананич В. А, Яловик B.C. Информационное обеспечение предупреждения в крупном городе тяжких преступлений, совершаемых против личности. // Пути и средства повышения эффективности ОРД ОВД: Межвузовскйй сборник учебных трудов. Минск, 1989. С. 29.

92. Антропов А. Г., Антропов Р. А. Европол. М., 2001.

93. Ансофф И. Стратегическое управление. -М., 1989. С.239−240.

94. Антонян Ю. М., Блувштейн Ю. Д., Чикоидзе Г. Б. Прогнозирование преступного поведения и предупреждение преступлений // Сов. Государство и право, 1977, № 4.

95. Антонян Ю. М, О понятии профилактики преступлений // В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. -М., 1977.

96. Атишев А. Создание и деятельность советской милиции в Казахстане. -Караганда, 1974.

97. Атмажитов В. М. Реализация оперативно-розыскной информации. Лекция. -М.: Академия МВД СССР, 1984.

98. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С.24−37.

99. Афанасьев Б. Г. О системном подходе в социальном познании. -М. 1988.С.106.

100. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. -М., 1977. -С.83.

101. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968. -С.236.

102. Ашитов З. О., Ашитов Б. З. Воинские преступления: причины и предупреждение. Алматы: Жет1 жаргы, 1998.

103. Басецкий И. И. Особенности формирования и функционирования негласного аппарата службы БХСС // Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Киев: ВШ МВД СССР, 1981. с.35−46.

104. Басецкий И. И. Агентурная работа органов внутренних дел (Теоретические основы, правовые, этические и организационно-практические проблемы). -Мн.: МВШ МВД СССР, 1991.

105. Бекмагамбетов Р. К., Бекмагамбетова М. Ж. История правоохранительных органов: Учебное пособие. -Костанай: ОНИиРИР Костанайского юридического института МВД РК, 2001. с. 142.

106. Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание. -М.: ВШ МВД СССР, 1969.С.41.

107. Белкин Р. С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С.110−115.

108. Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М.: Наука, 1989.

109. Бижигитов О.Р.-Б. Бригадный метод оперативной разработки. Понятие, цели, задачи.// Сборник Казахстан-2030 проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов.- Алматы, 1999.

110. Бобров В. Г. К вопросу о сущности планирования оперативной разработки // Труды Киевской ВШ МВД СССР, 1972. № 30.

111. Богданов Б. Е. Основы организации оперативного обслуживания аппаратами БХСС объектов и отраслей народного хозяйства. М.: Академия МВД СССР, 1979. -174с.

112. Большой юридический словарь / Под. ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. стр. 198.

113. Борисов Г. Л. Моделирование деятельности негласного аппарата службы БХСС // Сб. МВД СССР. 1988. № 3. С.41−44.

114. Босхолов С. С. Основы уголовной политики. М., 1999.

115. Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. -М.: Наука, 1990. -272с.

116. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. -М., 1997. С. 18.

117. Боюллюэн Л. Наука и теория информации. -М.: Сов. радио, 1960. С. 49.

118. Вандышев А. С. Методологические и организационно-тактические проблемы оперативного поиска. Сб.: Труды КВШ МВДС СССР, 1976, №−8сс.

119. Бурков В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. -М., 1994.

120. Вандер М. Б. Следственный осмотр и предварительное исследование. -Л. Прокуратура СССР, 1976.

121. Винер Н. Кибернетика. М., 1987. С. 57.

122. Винер Н. Новые главы кибернетики. -М., 1963. С. 23.

123. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. С. 10−12.

124. Виханский О. С. Стратегическое управление. -М, 1995. С. 10.

125. Вицин С. Е. Моделирование в криминологии. -М.: ВШ МВД СССР. 1973. С. 21.

126. Вишняков В. Г. Правовые проблемы становления Евразийского экономического сообщества // «Журнал российского права», 2001, № 10.

127. Власов В. И., Гончаров Н. Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. Домодедово: РИПК МВД России, 1997. -101с.

128. Водько Н. П. Разграничить компетенцию правоохранительных ведомств // Рос. Юстиция. 1997. — № 7. — с.21−22.

129. Галиев С. Ж., Сапарин О. Е. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности». —Алматы: Жет1 жаргы, 1998 г.

130. Гинзбург А. Я. Опознание в оперативно-розыскной и следственной практике // Науч.-теоретич. конф., посвященная 50-летию Советской власти. -Алма-Ата, 1967. -С.40−44.

131. Глушков В. М. Принципы информационных систем. М: 1988 г.

132. Гребельский Д. В. Моделирование при расследовании преступлений // Сов. Милиция, 1982. № 5. С.64−68.

133. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. -М., 1975. -С.28.

134. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1972.

135. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1977. -171с.

136. Губанов А. В. Полиция Запада: основы деятельности по охране правопорядка: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

137. Густов Г. А. Моделирование в работе следователя. -JI. прокуратура СССР, 1980.

138. Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью. -М.: Рипол Классик, 2003. и др.

139. Демин В. А., Иванов В. Е., Лучинин А. В., Ляушин В. П. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства: Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001. -48 с.

140. Долгова А. И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы: Сб. статей / Под ред. А. И. Долговой. -М.: Криминологическая ассоциация, 1997. -С.5−18.

141. Еркенов С. Е. Расследование преступлений, совершаемых транснациональными преступными сообществами. -Алматы: ТООБаспа", 19 983абелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. -М., 1997.

142. Зобов В. Е и др. Типовые методики документирования хищений, совершаемых с использованием служебного положения. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1979.

143. Зорин Г. А. Стратегия борьбы с транснациональной преступностью. — Гродно: Из-во Гродненского ф-ла Негосударственного института современных знаний, 1997.-104с.

144. Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление и инновации в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Лекция. -М&bdquo- 1993. С. 5.

145. Ипакян А. П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования. -М.: Академия МВД СССР, 1982. С. 37.

146. Исиченко А. П. Оперативно-розыскная криминология: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2001.269. «Казахстанская правда». Узнать свой сегодняшний миг 2007. — 8 февраля. — № 21.

147. Казахстан 2030: Процветание, безопасность и обеспечение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // Казахстанская правда — 1997. — 11 октября.

148. Каиржанов Е. И. Криминология. Общая часть. -Алматы, 1995. -168с.

149. Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений. -М., 1998.

150. Калинкович Л. Н. Об использовании информационных моделей в организации агентурной работы // Инф. Бюл. №−2с. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. С.30−33.

151. Карпец И. И. Международная преступность. -М.: Наука, 1988. с. 80.

152. Карпец И. И. Современные проблемы уголовного права в криминологии. М., 1976.

153. Карпец И. И. Международная преступность. -М.: Наука, 1988. с. 80.

154. Кашкин С. Ю. Эффективность действующих международно-полицейских структур // Вестник Европы № 12 / 2004.

155. Кашкин С. Ю. Право Европейского союза. М. «Проспект», 2005.

156. Кереев А. А. Организационно-правовые основы развития профилактической функции милиции Казахстан. М., 1996.

157. Климов И. А., Измайлов Д. С. Информационно-поисковая работа криминальной милиции. Лекция. -М., ЮИ МВД РФ, 1998. С. 10.

158. Колесников В. И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней // Преступность: Стратегия борьбы М., 1997. С.6−18.

159. Краткий статистический ежегодник Казахстана 1996. Алматы, 1997.

160. Крейзмер Л. П. Хранение информации в кибернетических системах // Информация и кибернетика. М.: Сов. Радио, 1978.

161. Кузембайулы А., Аманжолулы Е., Книга-учебник «История Республики Казахстан», FOLIANT, Астана, 1999 г. с. 47.

162. Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

163. Кутушев В. Г., Миндагулов А. Х. Теоретические проблемы правового регулирования профилактики преступлений \ Формирование правового государства и совершенствование деятельности органов внутренних дел. -Хабаровск, 1991. -с. 102−113.

164. Ларичев В. Д. Мошенничество в сфере страхования. Предупреждение, выявление, расследование. -М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

165. Лебединский Н. Перспективные планы и прогнозы. — «Коммунист», 1968, № 9, с. 31.

166. Лекарь А. Г. Научные основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел. М., 1969. — С.49.

167. Лекарь А. Г. Актуальные проблемы теории и практики агентурной работы органов внутренних дел. / Информационный бюллетень № 6. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. С.6−8.

168. Лекарь А. Г. Основы ОРД. М., 1966.

169. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 18. с. 306.

170. Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступлений. -М.: Юрид. Лит., 1981.С.З-4.

171. ЛУБЯНКА. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917;1960 Справочник. // М.: Издание МФД, 1997 352 с. («Россия.ХХ век. Документы.»).

172. Лукашов В. А. Управление оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1976. -176с.

173. Лукашов В. А. Проект Концепции совершенствования агентурно-оперативной работы органов внутренних дел Российской Федерации № 75 с. ВНИИ МВД РФ, 1994.

174. Лукашов В. А. Сущность и задачи организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. -Омск, 1982. С. 6.

175. Абдиканов Н. А. Использование непроцессуальной информации при производстве расследования: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Алматы, 1995.

176. Абдрахманов Б. А. Выявление преступников гастролеров на транспорте: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -ВНИИ МВД СССР, М., 1981.

177. Атмажитов А. Б. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и пути его дальнейшего совершенствования. Автореферат дис. канд. Юрид. Наук. М.: Академия МВД СССР, 1980.

178. Аубакиров А. Ф. Теория и пратика моделирования в криминалистической экспертизе: Автореф. Дисс.. д. юр. Наук. -Киев, 1985. -49с. с. 6.

179. Ахалая А. Г. Организация и тактика оперативной разработки аппаратами уголовного розыска преступных групп, имеющих межрегиональные связи. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: МВШМ МВД РФ, 1986. -24с.

180. Галахов С. С. Организационно-тактические и правовые основы оперативно-розыскной профилактики и пути ее совершенствования (по материалам аппаратов уголовного розыска). Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1988. -21с.

181. Гирько С. И. Уголовно-процессуальные функции милиции: теоретические, правовые и прикладные проблемы. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2004. — 48 с.

182. Губанов А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Автореф. дис.. .канд.юрид. наук. -М.: ВНИИ МВД России, 1997. -49с.

183. Джакишев Е. Г. Проблемы совершенствования криминалистических приемов и средств борьбы с хищениями и иными корыстными преступлениями: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. -Алматы, 1994. -38с.

184. Джумабеков А. Н. Теоретические и организационные основы оперативно-розыскной деятельности: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Алматы, 2001. -28с.

185. Каймульдинов Е. Е. Принципы оперативно-розыскной деятельности (по материалам Республики Казахстан): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М.: НИИ УИС МЮ РФ, 2005. -28с.

186. Казиев З. Г. Актуальные проблемы правового регулирования института специальных знаний в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Алматы, 1996. -26с.;

187. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: ЮИ МВД России, 1995. — 48 с.

188. Кононенко Н. Н. Правовые, организационные и тактические основы оперативного осмотра. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1977. -21с.

189. Кубарев B.C. Правовые и организационно-тактические основы предупреждения преступлений службой борьбы с экономической преступностью: Автореф. дис. .канд.ид. наук. -М.: Академия МВД России, 1991. -23с.

190. Кузьмин А. Н. Предупреждение оперативно-розыскными мерами корыстных преступлений, совершаемых в системе торговли промышленными товарами: Автореф. дис.. канд. Юрид. Наук. М.: МВШМ МВД СССР, 1984. — 26 с.

191. Лаевский Г. Г. Научные основы на пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности по борьбе с лицами, ведущими антиобщественный паразитический образ жизни: Автореф. дис.. .д-ра. юрид. наук. -М.: МВД СССР, 1991. -53с.

192. Мазутин Я. М. Тактика выявления и доказывания вины организаторов преступных групп: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -М.: ЮИ МВД России, 1996. -22с.

193. Паташков С. В. Борьба с противоправной деятельностью осужденных отрицательной направленности в исправительных учреждениях (оперативно-розыскные и тактические аспекты): Автореф.'дисс. канд. юрид. наук. -Алматы, 2000. -28с.

194. Преподобный А. В. Правовые и организационно-тактические проблемы борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -М.: НИИ МВД России, 1992. -24с.

195. Прохоров Л. А. Правовые проблемы и организационно-тактические основы борьбы аппаратов уголовного розыска с групповой преступностью. Автореф. дис. .докт. Юрид. наук. Саратов, 1990. -46с.

196. Самохин Б. М. организационно-тактические основы получения оперативно-розыскной информации с помощью агентов уголовного розыска. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.-21с.

197. Уканов К. Ш. Деятельность аппаратов БХСС по предотвращению хищений зерна в районах освоения и использования целинных и залежных земель (по материалам МВД Каз. ССР): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 1988. -24с.

198. Утевский А. Б. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте и научно-практические меры повышения ее эффективности: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. -М., 1986. -С.22.

199. Хачароев Х. Д. Организация и тактика оперативно-розыскного обеспечения расследования корыстных насильственных преступлений: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -М., 1997;25с.

200. Басецкий И. И. Теоретические основы, правовые, этические и организационно-тактические проблемы агентурной работы ОВД. Научный доклад. Дис. Докт. Юрид. Наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. -61 с,.

201. Бобров В. Г. Правовые и организационные основы оперативной разработки, пути и меры ее совершенствования (вопросы теории и практики). Дис.. докт. Юрид. Наук. М.: Академия МВД СССР, 1990.

202. Гребельский Д. В. Теоретические проблемы оперативно-розыскной деятельности органов милиции. Дис. канд. юрид. наук. -М: ВШ МООП СССР, 1968. С. 64.

203. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Дис. .докт. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1974.

204. Гуров А. И. Теория и практика борьбы с криминальным профессионализмом. Дис. .докт. Юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1987. -437с.

205. Егоров Н. Б. Организация информационного обеспечения деятельности руководителя аппарата БХСС МВД, УВД. Дисс.. канд. юрид. наук. -М., Академия МВД СССР, 1980. С. 43.

206. Зобов В. Е. Борьба с хищениями в местной промышленности (криминологическое и криминалистическое исследование по материалам ОВД). Дис. Канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973. -185с.

207. Илларионов В. П. Правовые, организационные, оперативно-тактические основы ведения переговоров с преступниками в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Дис. .докт. Юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1995. -495с.

208. Кувалдин В. П. Научные основы компьютеризации оперативно-розыскной деятельности аппаратов БЭП. Дис. .док. Юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1993. -499с.

209. Лавров В. П. Общие положения организации и методики расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. Дис. .докт. Юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1980. -469с.

210. Макаров Н. Л. Совершенствование работы с агентами аппаратов уголовного розыска (правовые, организационно-тактические и психологические аспекты). Дис. .канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1989. -278с.

211. Маркушин А. Г. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Дисс., докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1994. -С.17.

212. Паршин И. Н. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска. Дисс.. канд. юрид. наук. -М., Академия МВД РФ, 1996.0 SI.

213. Сергеев В. В. Социалистическая законность в оперативно-розыскной деятельности ОВД (теоретические и организационно-тактические основы). Дис. Докт. Юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1986,458с.

214. Смагоринский Б. П. Теоретические и организационно-тактические основы ОРД ОВД по охране личной собственности от преступных посягательств. Дис. Докт. Юрид. Наук. М.: Академия МВД РФ, 1990. -394с.

215. Токалов Т. Б. Использование агентурного аппарата в борьбе с наркобизнесом в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы. (На материалах Республики Казахстан). Дисс. канд. Юрид. Наук. -М. Академия Управления МВД России. 1998. -220с.

216. Утевский А. Б. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности ОВД на транспорте и научно-практические меры повышения ее эффективности. Дис. .докт. Юрид. Наук. М.: Академия МВД СССР, 1985.-402с.

217. Филатов А. Г. Правовые и организационно-тактические основы поведения сотрудника специального аппарата службы БХСС в преступной среде. Дис. .канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1989. -232с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой