Совершенствование законодательства о стандартизации как условие обеспечения качества продукции
Диссертант принимал непосредственное участие в подготовке проектов таких нормативных актов, как Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуску в обращение и содержанию средств измерения и пользования ими» 1, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научр но-технического… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Законодательство о стандартизации в механизме правового обеспечения качества продукции
- I. Понятие законодательства о стандартизации и его соотношение с законодательством о качестве продукции^
- 2. Место законодательства о стандартизации в системе хозяйственного законодательства
- 3. Структура законодательства о стандартизации
- ГЛАВА II. Состояние законодательства о стандартизации
- I. Состояние законодательства об организационных основах стандартизации
- 2. Состояние законодательства о надзоре за стандартами
- 3. Состояние законодательства об ответственности социалистических организаций за нарушение стандартов
- ГЛАВА III. Пути и формы совершенствования законодательства о стандартизации
- I. Общие проблемы совершенствования законодательства о стандартизации
- 2. Пути и формы совершенствования законодательства об организационных основах стандартизации
- 3. Пути и формы совершенствования законодательства о надзоре за стандартами
- 4. Пути и формы совершенствования законодательства об ответственности социалистических организаций за нарушение стандартов
Совершенствование законодательства о стандартизации как условие обеспечения качества продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На современном этапе развития социалистического общества огромное общественное значение приобретают вопросы улучшения качества продукции и совершенствования государственного управления качеством-.
Проблеме улучшения качества продукции (товаров) Коммунистической партией Советского Союза и ее Центральным Комитетом уделяется особое внимание, что нашло соответствующее отражение в решениях съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС последних лет;
Развивая положение Программы КПСС о том, что «систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики» 1, на ХХУ1 съезде КПСС высокое качество всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, постоянное улучшение ее потребительских и технико-экономических свойств раср сматривались как критерии эффективности советской экономики^.
Как указывалось на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, «нас ждет огромная работа по созданию машин, механизмов и технологий, как сегодняшнего, так и завтрашнего дня». Думается, однако, что стоило бы сосредоточить теперь главное внимание на таких целях.- как повышение качества продукции" 3. Декабрьский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС рассматривал повышение качества продукции как общегосудар
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза* М.: Политиздат, 1971, с^8б.
2 См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС?. М.: Политиздат, 1981, с. 51.
3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.10−12. ственную задачу большой важности*;
На встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот» 29 апреля 1984 г, тов. К. У. Черненко, подчеркивая важность проблемы дальнейшего повышения качества продукции2, отметил, что «вопросы качества жилья, товаров, услуг — не только экономические, хозяйственные, но и социальные. Они непосредственно затрагивают интересы миллионов людейЭти вопросы не замыкаются на сугубо производственной сфере. Они имеют большое политическое звучание. Обеспечение высокого качества производимой в стране продукции в соответствии с лучшими мировыми и отечественными образцами имеет существенное значение для повышения международного авторитета Советского государства, способствует расширению импорта продукции СССР. Таким образом, „качество продукции — это как бы линза, в которой концентрируются достижения и недостатки всего народного хозяйства страны и отдельных его отраслей“ *1». Поэтому исследование теоретических и практических проблем государственного управления качеством продукции, — в том числе — и с помощью правового обеспечения ее стандартизации, имеет в современных условиях особую значимость.
Правовое регулирование стандартизации продукции как форма государственного управления играет важнейшую роль применительно к.
1 См-: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.с. 14,18,19.
2 См.: Черненко К-.У. Речь на встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот» 29 апреля 1984 года. Ми Политиздат, 1984, с. 5,9.
3 Там же. с. 18.
4 Емельянова М. Б. Стандарты и качество продукции. М.: изд. Стандартов, 1971, с. 8. технико-экономической полишике в этой области. В. И. Ленин видел суть такого взаимодействия в том, что экономическую политику надо «закрепить закондательно в наибольшей степени для устранения всякой возможности отклонения от нее» *. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы законодательного регулирования отношений в сфере стандартизации качества продукции. В силу постоянного повышения требований к качеству законодательства о стандартизации не должно находиться в статическом состоянии, а требует постоянного совершенствования. В сфере действия законодательства о стандартизации создается критерий качества продукции стандарт. Современный уровень общественного развития предъявляет к стандартам все более строгие требования, что прежде всего отражается на законодательстве о стандартизации, т.к. именно законодательство о стандартизации создает правовую базу для разработки, утверждения и внедрения стандарта, и в этом смысле является начальным звеном в правовом управлении качеством продукции. Поэтому совершенствование законодательства о стандартизации приобретает сейчас особую политико-экрномическую значимость, непосредственно влияет на прогрессивное развитие всего народно-хозяйственного комплекса, что и свидетельствует об актуальности избранной диссертантом темы научного исследования.
При этом следует имегь в виду, что, несмотря на значительное число монографических работ, а также статей и иных исследований, посвященных правовому регулированию качества продукции, такой аспект этой проблемы, как совершенствование законодательства о стандартизации, в полной мере еще не исследован. Это касается, в.
1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.45, с. 244.
2 Качество изделий и стандарты (передовая). — Правда, 4 июня 1984 г.
— б первую очередь, вопросов структуры законодательства о стандартизации, классификации его составных частей, их содержания и взаимодействия. Наконец, вне пределов предшествующих исследований остались проблемы функционального взаимодействия законодательства о стандартизации с законодательством о качестве, его места в системе хозяйственного законодательства. Между тем, отсутствие необходимой теоретической базы в данной области затрудняет практику применения и совершенствования законодательства о стандартизации и, тем самым, снижает общий уровень правового регулирования качества продукции. Все это и предопределило выбор темы для диссертационного исследования.
Основной целью настоящего исследования является теоретическое обоснование правомерности выделения законодательства о стандартизации как самостоятельной подотрасли хозяйственного законодательства, раскрытие функциональной роли законодательства о стандартизации в механизме государственного управления качеством продукции, определение структуры законодательства о стандартизации, разработка ряда практических предложений, направленных на совершенствование законодательства о стандартизации.
В исследовании решаются следующие задачи:
— определяется содержание (границы) законодательства о стандартизации, раскрывается его соотношение с законодательством о качестве;
— раскрывается место и роль законодательства о стандартизации в системе хозяйственного законодательства;
— на основе исследования структуры законодательства о стандартизации дается классификация образующих его нормативных актов и отдельных правовых норм;
— анализируются этапы становления законодательства о стандартизации;
— рассматриваются общие проблемы совершенствования законодательства о стандартизации;
— на основе рассмотрения системы и правового статуса органов, осуществляющих государственное управление стандартизацией, общих принципов стандартизации, категорий и видов стандартов в СССР, обосновываются предложения по совершенствованию правовой регламентации организационных основ стандартизации в стране;
— исследуется система правового обеспечения государственного надзора и контроля за стандартами и даются рекомендации по ее совершенствованию;
— анализируется механизм юридической ответственности, обеспечивающий соблюдение социалистическими организациями правовых предписаний в сфере стандартизации и выдвигается ряд предложений по повышению его эффективности^.
Методологической основой диссертационного исследования послужили марксистско-ленинское учение о государстве и праве, диалектико-материалистическая теория познания, материалы и решения партийных съездов и пленумов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также выступления партийных и государственных деятелей нашего государства. В работе проанализировано законодательство о качестве продукции и стандартизации*" При этом учтены достижения современной правовой науки и обобщены материалы практической деятельности органов государственного управления качеством продукции и стандартизации, а также правотворческих и правоприменительных органов. Кроме юго, автор опирался на личный опыт законопроектной работы. В работе использовались сравнительно-правовой метод, системный анализ и другие методы исследования. Для выявления противоречий и пробелов в законодательстве диссертант опирался на логико-правовой метод анализа действующего права.
В работе использовались юридическая, философская, экономическая и техническая литература, изданная в СССР, некоторые зарубежные источники по названной проблематике, а также материалы изучения работы министерств, государственных комитетов и ведомств, органов арбитража, отдельных предприятий и организаций, данные, опубликованные в периодической печати*.
При анализе теоретических аспектов в работе использовались труды: Алексеева С. С., Братуся C. Hi, Белахова А. Д., Брославского Л. И., Венгерова А. Б., Дозорцева В. А., Емельяновой М. Б., Заменгоф З. М., Каллистратовой Р. Ф., Клейн Н. Й., Красавчикова O.A., Крыловой З. Г., Куника Я. А., Мамутова В. К., Мицкевича А-В., Наумова В. Л., Новоселова В. И., Огрызкова В. М., Опрышко В. Ф., Парция Я. Е., Полениной C.B., Садикова О. Н., Самощенко И. С., Халапа И. А., Шебанова А. Ф-, Черданцева А. Ф., Язева В. А. и др.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Необходимость совершенствования государственного управления качеством продукции обусловливает развитие законодательства о стандартизации. Под ним следует понимать совокупность нормативных актов и отдельных правовых предписаний, регламентирующих общественные отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов и других нормативных актов по стандартизации.
2. Специфика предмета правого регулирования, а также особенности субъектного состава отношений, регламентируемых законодательством о стандартизации, позволяют отнести последнее к той части хозяйственного законодательства, которая решает вопросы, общие для любой хозяйственной деятельности, т^е. к общим вопросам законодательства о народном хозяйстве.
Признание законодательства о стандартизации частью хозяйственного законодательства определяет зависимость его развития от развития хозяйственного законодательства в целом. Этот вывод должен учитываться при определении путей и форм совершенствования законодательства о стандартизации.
3- Единый массив законодательства о стандартизации с учетом различий в социальном назначении и функциональной направленности правовых норм, его образующих, может быть подразделен на: I) законодательство, регламентирующее общие вопросы стандартизации- 2) законодательство о стандартизации отдельных видов продукции и иных объектов стандартизации- 3) закондательство о конкретных стандартах.
Законодательство, регулирующее общие вопросы стандартизации, является основополагающим для иных подсистем законодательства о стандартизации. В его составе выделяется законодательство: по организационным основам стандартизациио надзоре за стандартамиоб ответственности за нарушение стандартов.
4. Состояние подсистем законодательства о стандартизации обусловливает необходимость совершенствования правового обеспечения организационных основ стандартизации, надзора за стандартами, а также ответственности за их нарушение.
5. Обосновывается критерий разграничения ответственности производственных объединений, предприятий, организаций и учреждений за нарушение стандартов и ответственности названных субъектов за нарушение обязательств, связанных с качеством продукции в имущественных отношениях. Последняя не входит в предмет регулирования законодательства о стандартизации, а регламентируется законодательством о договорах.
Нормы об ответственности за нарушение стандартов реализуются в рамках административных правоотношений, где в качестве одной из сторон всегда присутствует властный орган государства. Ответственность за нарушение стандартов наступает в результате административного правонарушения.
Иным является основание ответственности за нарушение обязательств, связанных с качеством продукции в имущественных отношениях. Такая ответственность наступает перед контрагентом в имущественных отношениях за нарушение обязательств, возникающих из договора или иного основания, следовательно, является гражданско-правовой*.
6. С учетом особенностей механизма ответственности в области стандартизации санкции за нарушение стандартов классифицируются по таким основаниям, как форма воздействия на экономические интересы хозяйственных организаций и способ отражения такого воздействия на экономических показателях. Выделяются две группы санкций: непосредственно воздействующих на экономические интересы хозяйственных организаций и косвенно влияющих на эти интересы1.
7. Важнейшей формой совершенствования законодательства о стандартизации должна стать кодификация общих норм и подготовка Закона о стандартизации в СССР, а также комплекса подзаконных актов, конкретизирующих этот Закон применительно к регламентации общественных отношений в области организационных основ стандартизации, надзора за соблюдением стандартов, а также ответственности за их нарушение.
Соискателем предлагается вариант структуры Закона о стандартизации в СССР и нормативных актов, его развивающих, обосновывается содержание их положений;
Впервые в литературе дается развернутое определение законодательства о стандартизации, прослеживается его соотношение с законодательством о качестве продукции, выявляется роль и место этого правового массива в системе хозяйственного законодательства, исследуется структура законодательства о стандартизации и состояние элементов этой структуры, т. е. впервые предпринята попытка комплексного теоретико-прикладного анализа проблем обеспечения качества продукции на основе и посредством совершенствования правовой регламентации стандартизации в СССР;
Выводы и предложения, сделанные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы для совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в целях улучшения механизма разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов и других нормативных актов по стандартизации, усиления роли законодательства о стандартизации в деле обеспечения качества отечественной продукции, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;
Положения работы могут быть полезны для углубления теоретических разработок в сфере административного и гражданского права, общей теории права, для развития науки управления, для совершенствования практической деятельности в сфере государственного управления качеством продукции, а также для чтения спецкурсов в юридических и экономических вузах.
Основные выводы и положения диссертации апробированы на теоретической конференции аспирантов Института государства и права АН СССР и юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 1983 г. и на Всесоюзном семинаре «Правовые основы обеспечения единства измерений в стране в свете Постановления Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 г. «Об обеспечении единства измерений в стране», проводившимся Приволжским Домом научно-технической пропаганды (г. Пенза) 30−31 мая 1984; г, а также в публикациях соискателя.
Выводы и предложения, полученные автором в ходе исследования проблем совершенствования правового обеспечения стандартизации, были использованы Государственным комитетом СССР по науке и технике и Государственным комитетом СССР по стандартам при подготовке ряда нормативных актов и методических указаний. К ним относятся предложения о формах совершенствования законодательства о стандартизации при подготовке Свода Законов СССР, о применении санкций к хозяйственным организациям за нарушение стандартов и некоторые другие-.
Диссертант принимал непосредственное участие в подготовке проектов таких нормативных актов, как Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуску в обращение и содержанию средств измерения и пользования ими» 1, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научр но-технического прогресса в народном хозяйстве», постановления Совета Министров СССР «О дальнейшем усилении роли аттестации промышленной продукции в повышении ее технического уровня и качества» 3, «О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений.
1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 21, ст38б;
2 СП СССР, 1983, № 24 (изложение).
3 СП СССР, 1980, № 2, ст11. в СССР" 1, «Об обеспечении единства измерений в стране» 2, а также Типового положения об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения), Положения о порядке применения экономических санкций за нарушение стандартов и технических условий и некоторых других нормативных актов .
Структура работы определяется целью и задачами исследования, последовательностью раскрытия темы. Она состоит из введения, трех глав и библиографии.
1 СП СССР, 1983, Ш 28, CTI57.
2 СП СССР, 1983, fe 10, ст50.
3 СП СССР, 1980, № 2, ст11.
4 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, № I, с-3.
1. Труды основоположников марксизма-ленинизма".
2. Маркс К. Проект закона о разводе Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т.1, с. I6I-I64.
3. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с. 414−422.
4. Ленин В. И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т. 33, с. I-I20.
5. Ленин В. И. Как организовать соревнование? Полн.собр.соч., т. 35, с. 195−205.
6. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (речь на Ш Всероссийском съезде российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т. 41, с. 298−318.
7. Ленин В. И. УШ Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря. Полн. собр.соч., т.42, с. I28-I6I.
8. Ленин В. И. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр.соч., т. 42, с. 339−347.
9. Ленин В. И. Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер гардиан» М.Фарбману. Полн.собр.соч., т. 45, с. 237−244.
10. Ленин В. И. Письмо В.А.Аванесову. I сентября 1922 г. Полн.собр.соч., т. 54, с. 277−278.