Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведена комплексная сравнительная оценка состояния здоровья студентов гражданского и курсантов военного вузов. Установлено, что состояние коллективного и индивидуального здоровья студентов гражданского вуза в ходе обучения ухудшается: растет общая заболеваемость, в структуре групп здоровья уменьшается доля студентов с I группой и увеличивается число студентов с III группой здоровья, снижаются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Физиологические закономерности адаптации человека к внешним факторам
    • 1. 2. Здоровье студентов и адаптация к условиям среды обучения
    • 1. 3. Профилактика и снижение факторов риска заболеваний у студентов
  • ГЛАВА 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Состояние здоровья студентов и курсантов вузов г. Томска
    • 3. 2. Состояние физического развития и физической подготовленности студентов и курсантов вузов г. Томска
    • 3. 3. Физиологическая адаптация студентов и курсантов вузов г. Томска к условиям учебной среды
      • 3. 3. 1. Общий адаптационный потенциал и физическая работоспособность
      • 3. 3. 2. Структура сердечного ритма, вегетативный тонус и вегетативная реактивность студентов и курсантов вузов г. Томска
    • 3. 4. Социально-психологические факторы, оказывающие влияние на адаптацию студентов к условиям учебной среды
    • 3. 5. Состояние здоровья и адаптации студентов как фактор успешности в приобретении профессиональных знаний
    • 3. 6. Факторы профилактики нарушения адаптации студентов к условиям учебной среды
  • ГЛАВА 4. Обсуждение результатов
    • 4. 1. Взаимосвязь здоровья, физиологической адаптации и учебной деятельности студентов гражданского и курсантов военного вузов
    • 4. 2. Основные направления профилактики дизадаптивных состояний у студентов гражданского и курсантов военного вузов

Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На протяжении последних десятилетий уровень здоровья населения России неуклонно снижается, что находит свое отражение в демографических показателях. Так, по данным фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения ежегодно в Российской Федерации умирает более 2 млн. человек, в то время как рождается в 1,5 раза меньше [Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2008 г.]. Проведенные исследования свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья молодого населения России [2,24,43,47,96,108,132].

Значительную часть молодого населения России представляет студенческая молодежь, обучающаяся в высших учебных заведениях (вуз), которая является важнейшим резервом трудового и интеллектуального потенциала страны. Студенчество можно рассматривать как специфическую социальную когорту, имеющую особенности образа жизни, ценностей, установок, эталонов поведения [72]. Получение образования в вузе сопровождается повышенной умственно-эмоциональной нагрузкой, что оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние организма, умственную работоспособность, качество обучения [73,91,120,170]. Так, в период сессии большинство студентов находится в состоянии напряжения и перенапряжения, около одной трети — в состоянии срыва адаптации [38,101].

Среди внешних факторов, формирующих состояние здоровья, важное значение имеют условия воспитания и обучения [11,28,69,70,71,126], социальные факторы [68,125]. Социально-экономический кризис в России, а также состояние среды обитания, социальные и гигиенические факторы отрицательно повлияли на физическое и психическое здоровье студентов [18,60,121]. В свою очередь, установлено, что большая часть обучающейся в вузах молодежи сама недостаточно принимает практических мер к сохранению своего здоровья [11,171]. В военных учебных заведениях имеется опыт решения данной проблемы [79,111], однако для применения его механизмов в вузах гражданского профиля требуются дополнительные исследования.

Таким образом, выявление факторов, влияющих на здоровье студентов, а также особенностей адаптации к ним в процессе обучения в вузе является актуальным, что определило цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования. Выявить факторы, влияющие на здоровье, особенности адаптации к ним и определить направления оптимизации сохранения и укрепления здоровья студентов гражданского и курсантов военного вузов в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Оценить состояние коллективного и индивидуального здоровья студентов гражданского и курсантов военного вузов г. Томска по показателям заболеваемости, физического развития и физической подготовленности на первом курсе и к окончанию периода обучения.

2. Оценить уровень физиологической адаптации студентов гражданского и курсантов военного вузов г. Томска к условиям учебной среды.

3. Выявить факторы, влияющие на состояние здоровья и уровень физиологической адаптации студентов гражданского и курсантов военного вузов г. Томска в период обучения.

4. Характеризовать профилактическую активность студентов гражданского и курсантов военного вузов г. Томска в период обучения и определить его роль в сохранении и укреплении здоровья.

5. Определить направления оптимизации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья молодежи в период обучения в вузе.

Научная новизна.

Проведена комплексная сравнительная оценка состояния здоровья студентов гражданского и курсантов военного вузов. Установлено, что состояние коллективного и индивидуального здоровья студентов гражданского вуза в ходе обучения ухудшается: растет общая заболеваемость, в структуре групп здоровья уменьшается доля студентов с I группой и увеличивается число студентов с III группой здоровья, снижаются показатели физической подготовленности на фоне повышения уровня физического развития. У курсантов военного вуза в ходе обучения происходит позитивная динамика показателей здоровья: снижается заболеваемость, увеличивается доля лиц, относящихся к I группе здоровья, повышаются показатели физической подготовленности и физического развития.

Проведено исследование процесса адаптации студентов гражданского и курсантов военного вузов к условиям обучения. У студентов за период обучения развивается нарушение физиологической адаптации (до уровня неудовлетворительной адаптации), у курсантов развивается полноценная адаптация. Показатели гемодинамики у курсантов не изменяются за период обучения, тогда как у студентов гражданского вуза наблюдается увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления. За период обучения у студентов возрастает тонус симпатического отдела нервной системы, у курсантов — повышается тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Проанализированы факторы, определяющие уровень адаптации обучающихся в вузе. Установлено, что высокая учебная нагрузка, недостаточная продолжительность сна, психоэмоциональное напряжение, наличие конфликтов в учебном коллективе, неудобства условий проживания и досуга снижают уровень физиологической адаптации, что обусловливает высокую заболеваемость и продолжительный период случаев трудопотерь по болезни.

Проведена оценка связи между успешностью овладения профессионально-важными качествами и состоянием здоровья обучаемых в вузе. Установлено, что состояние здоровья студентов предопределяет качество обучения в процессе приобретения профессионально важных качеств: здоровые студенты по сравнению с болеющими имеют хорошую успеваемость, быстрее адаптируются к учебным нагрузкам.

Выявлена низкая мотивация студентов гражданского вуза г. Томска к профилактическому поведению, что связано с недостаточной информативностью о здоровом образе жизни и его роли в сохранении и укреплении здоровья, отсутствием регламентации режима отдыха, быта и досуга.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки способов оценки влияния факторов учебной среды на организм обучаемых в вузе, а также резерва механизмов адаптации к ним.

Разработана организационная система, предусматривающая проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучаемых вузов на индивидуальном (активация мотивационной деятельности) и коллективном уровне (всестороннее обеспечение образовательного процесса, создающее условия для профилактического поведения студентов).

Обосновано включение в перечень критериев деятельности высшего учебного заведения показателей состояния здоровья, физиологической адаптации, профессионально-важных качеств, социально-психологического климата в учебных коллективах, характеристики условий быта, досуга и образа жизни обучаемых.

Положения, выносимые на защиту.

1. У студентов гражданского вуза за период обучения ухудшается состояние коллективного и индивидуального здоровья, развивается нарушение адаптации, снижаются показатели физической подготовленности на фоне повышения уровня физического развития. У курсантов военного вуза за период обучения состояние индивидуального и коллективного здоровья улучшается, развивается полноценная адаптация, повышается уровень физического развития и физической подготовленности.

2. На уровень адаптации студентов гражданского и курсантов военного вузов к условиям учебной среды, наряду с учебной нагрузкой, влияют психологические и социальные факторы, в том числе, взаимоотношения обучаемых между собой и с преподавателями, удовлетворенность условиями проживания и досуга, режим дня, полноценность и регулярность питания, соблюдение принципов здорового образа жизни.

3. Профилактическая активность студентов гражданского вуза ниже, чем курсантов военного вуза, что обусловлено строгой регламентацией военной службы. В сохранении здоровья важное значение имеет мотивация обучаемых.

Реализация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены и используются в учебном процессе Томского государственного педагогического университета, Томского военно-медицинского института, в организации учебного процесса Томского сельскохозяйственного института.

Апробация работы. Результаты исследования были доложены и обсуждены на Международной научной конференции «Философия безопасности: современные угрозы и вызовы» (Кемерово, 2006) — VI Международной научной конференции «Наука и образование» (Кемерово, 2006) — совместном заседании кафедры общей гигиены, гигиены труда, коммунальной гигиены и кафедры эпидемиологии Кемеровской государственной медицинской академии (Кемерово, 2007) — 3-й научной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2008) — X Международном конгрессе молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» (Томск, 2009) — научной конференции с международным участием, посвященной 120-летию кафедры нормальной физиологии СибГМУ (ТМИ) и кафедры физиологии ТГУ (Томск, 2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, одна монография.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 126 страницах компьютерного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и библиографического списка, включающего 183 источника (149 отечественных и 34 зарубежных авторов). Диссертация иллюстрирована 42 таблицами и 4 рисунками.

выводы.

1. Состояние коллективного и индивидуального здоровья студентов за период обучения в гражданском вузе ухудшается: растет общая заболеваемость, уменьшается доля студентов I группы здоровья и увеличивается число студентов III группы здоровьяна фоне повышения уровня физического развития снижаются показатели физической подготовленности. Состояние коллективного и индивидуального здоровья курсантов военного вуза за период обучения улучшается: снижается общая заболеваемость, увеличивается доля лиц с первой группой здоровья, повышается уровень физического развития и физической подготовленности.

2. На первом курсе вуза у студентов и курсантов преобладает тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. К окончанию периода обучения у студентов симпатикотония нарастает, у курсантов усиливается тонус парасимпатического отдела. У студентов гражданского вуза за период обучения развивается нарушение адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в то время, как у курсантов военного вуза развивается полноценная адаптация.

3. На уровень адаптации студентов гражданского и курсантов военного вузов к условиям учебной среды, наряду с учебной нагрузкой, влияют психологические и социальные факторы, в том числе, взаимоотношения обучаемых между собой и с преподавателями, удовлетворенность условиями проживания и досуга, режим дня, полноценность и регулярность питания, профилактическая активность обучаемых. На курсантов военного вуза указанные факторы влияют в меньшей степени.

4. Профилактическая активность студентов гражданского вуза ниже, чем курсантов военного вуза, что обусловлено строгой регламентацией военной службы и контролем со стороны командиров учебных подразделений. В сохранении здоровья обучаемых значительную роль играет их мотивация к ведению здорового образа жизни.

5. Состояние здоровья обучаемых в вузе предопределяет качество обучения в процессе приобретения профессионально-важных качеств, что обосновывает включение здоровьесберегающих технологий в систему организации обеспечения образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим резервом трудового и интеллектуального потенциала является студенты высших учебных заведений, сохранение и укрепление их здоровья является стратегической задачей государства. Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья молодого населения России. В свою очередь, состояние здоровья человека в большей степени определяется не уровнем развития и состоянием медицинского обеспечения, а, так называемыми, немедицинскими факторами — образом жизни, уровнем адаптации к условиям обучения, социальными факторами. Вместе с тем, научных работ, освещающих эту проблему явно недостаточно, показатели здоровья в Российской Федерации для оценки деятельности организаций и учреждений, в том числе и вузов, используются весьма ограниченно и рассматриваются в качестве второстепенных показателей.

К комплексное изучение адаптации студентов гражданских и военных вузов к условиям образовательной среды, состояния их здоровья, оценка факторов, влияющих на его формирование, является высоко актуальным. Проведенное исследование позволило установить, что уровень заболеваемости среди студентов гражданского вуза г. Томска существенно превышает как средне российские показатели, так и уровень общей заболеваемости среди курсантов военного вуза соответствующего возраста. При распределении студентов и курсантов по группам здоровья было достоверно выявлено, что для студентов за время обучения в вузе структура этих групп изменяется в пользу болеющих студентов, в то время как среди курсантов военного вуза доля болеющих лиц динамично уменьшается. Показатели физического развития студентов г. Томска за время обучения их в вузе практически не изменились, физическая подготовленность ухудшилась, при этом у курсантов наблюдалось существенное увеличение данных показателей. Изучение взаимозависимости ФР обследованного контингента выявило наличие тесной связи между этими показателями. Была установлена прямая связь между уровнем заболеваемости, показателями ФР и ФП.

У студентов гражданского вуза за период обучения развивается нарушение адаптации до уровня неудовлетворительной адаптации. У курсантов военного вуза за аналогичный период времени происходит полноценная адаптация.

Была установлена достоверная связь между уровнем заболеваемости и удовлетворенностью студентов условиями своего быта и досуга.

Соотношение профессионально-важных качеств у студентов в процессе их обучения меняются в сторону увеличения доли качеств, формирующиеся в процессе учебы. Была выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем профессиональной пригодности, показателями состояния здоровья обследуемых и их результатами обучения в вузе. 1.

Установлено, что на здоровье студенческой молодежи существенное влияние оказывают факторы среды обучения. Кроме того, профилактическое поведение молодых людей существенным образом влияет на состояние их здоровья, которое во многом детерминирует стиль их жизни.

Сопоставляя данные общей заболеваемости и доли мотивированных к профилактической активности студентов и курсантов, становится очевидной роль мотивационного фактора в сохранении и укреплении здоровья молодых людей в период обучения в вузе.

Таким образом, состояние здоровья обучающейся в вузе молодежи зависит от факторов, влияющих на адаптацию к условиям обучения в вузе. Это определяет сохранение и укрепление здоровья обучаемых как одну из основных задач образовательной деятельности вуза, реализация которой позволит обеспечить социально-экономический и духовно-нравственный уровень развития государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Физиологическое нормирование трудовой деятельности. Л.: Наука, 1988. — 127 с.
  2. , К.А. Образ жизни и здоровье студентов / К.А. Агаджа-нян.-М., 1995.-234 с.
  3. , Л.А. Соматическое здоровье и репродуктивный потенциал Томской области / Л. А. Агаркова, Г. Б. Дикке // Сибирский медицинский журнал. 2004. — № 5. — С. 3−5.
  4. , А.А. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования / А. А. Айдаралиев, А. Л. Максимов. Л., Наука, 1988.- 125 с.
  5. , М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы / М. В. Андропова, Г. В. Бород-кина, Л. М. Кузнецова // Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 1. — С. 56−61.
  6. , И.Г. Динамика физического развития и состояния здоровья студентов мединститута / И. Г. Антипов, М. Я. Безматерных, Н. А. Петухов // Научные основы охраны здоровья студентов: сб. науч. тр.-М., 1987.-С. 160−162.
  7. , Г. Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечнососудистую систему студентов / Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахарова // Гигиена и санитария. 2005. — № 1. — С. 41−42.
  8. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. — 224 с.
  9. , К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Штейнберг. М., 1997.-234 с.
  10. , С.Ф. К вопросу о критериях оценки донозологических состояний // Проблемы донозологической гигиенической диагностики: тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. JI.: Наука, 1989. — С. 21−22.
  11. , А.А. Современный подросток / А. А. Баранов, JI.A. Щепля-гина // Материалы конф. М., 2001. — С. 3−4.
  12. , П.Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. М., 1962. — 339 с.
  13. , Г. А. Роль психофизиологических характеристик в генезе повышенной заболеваемости детей дошкольного возраста разного типа конституции / Г. А. Бориско, О. В. Федкевич, Л. И. Рак // Конституция и здоровье человека: сб. научн. тр. Л., 1991. — С. 7.
  14. , А.А. Взаимосвязь показателей физического развития с уровнем нервно-психической устойчивости / А. А. Боченков, М. В. Воронков // Медико-биологические последствия чрезвычайных ситуаций: мат. междунар. конф. СПб., 2001. — С. 23.
  15. , В.В. Методика антропологических исследований / В.В. Бу-нак. Л.: Биомедгиз, 1931. — 222 с.
  16. , Л.Ф. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни студентов / Л. Ф. Валиуллина, А. Х. Яруллин // Казанский медицинский журнал. 2007. — Т. 88, № 1. — С. 74−76.
  17. , Н.Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния / Н. Н. Василевский // Физиологический журнал. -1994.-Т. 80, № 6.-С. 7−15.
  18. , В.А. Программа «Здоровье студента и учителя» /
  19. B.А. Виноградов // Комплексные гигиенические исследования в районах интенсивного освоения: мат. Всеросс. конф. / В. А. Виноградов // Новокузнецк, 1991. Т. 1. — С. 16−18.
  20. , В.В. Этические проблемы прогнозирования состояния здоровья: использование факторов риска заболеваний / В. А. Власов // Терапевтический архив. 1994. — Т. 64, № 10. — С. 82−86.
  21. ВОЗ: Выявление и профилактика болезней, обусловленных характером работы // Доклад комитета экспертов. Женева, 1987. — С. 56−84.
  22. , А.И. Адаптация и компенсация — универсальный биологический процесс приспособления / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин. -М., Медицина, 1987. 177 с.
  23. , Р.С. Образ жизни подростков в условиях крупного города / Р. С. Гаджиев, З. Н. Айвазова // Здравоохранение РФ. 2006. — № 5.1. C. 41−44.
  24. , Н.Ф. Правовое обеспечение здравоохранения в Российской Федерации / Н. Ф. Герасименко // Здравоохранение РФ. 2007. -№ 1.-С. 6−12.
  25. , Н.Ф. Охрана здоровья населения в правовой системе Российской Федерации / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова, И. Ю. Григорьев // Здравоохранение РФ. 2004. — № 2. — С. 23−27.
  26. , И.Г. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку / И. Г. Герасимов, И. А. Зайцева, Т. А. Тедеева // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 3. — С. 53−57.
  27. Гигиена и основы экологии человека / под ред. Ю. П. Пивоварова. -М.: Академия, 2004. 528 с.
  28. , Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека / Ю. П. Гичев М.- Новосибирск, 2002. — 238 с.
  29. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2008 г. // Здравоохранение РФ. 2009. — № 5. -С. 3−19.
  30. , Н.Н. Методы оценки функционального состояния кардио-респираторной системы человека / Н. Н. Гребнева, А. Б. Загайнова. -Тюмень, 1997.-24 с.
  31. , Н.Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. Тюмень, 2001. — 108 с.
  32. , О.В. Состояние и перспективы развития социально-гигиенических исследований в студенческой среде / О. В. Гринина, Д. И. Кича // Советское здравоохранение. 1986. — № 9. — С. 56−60.
  33. , М.В. Особенности заболеваемости населения Томска / М. В. Гудина, Л. П. Волкотруб, А. Г. Карташев // Здравоохранение России. 2004. — № 5. — С. 24−25.
  34. , И.А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни / И. А. Гундаров, Н. В. Киселева, О. С. Конина // Медицина и здравоохранение. 1989. — № 2. — С. 66−67.
  35. , JI.E. Рождаемость и репродуктивная функция семьи // Демографическое развитие семьи / под ред. А. Г. Волкова. М.: Статистика, 1979.-С. 85−125.
  36. , JI.A. Использование новых информационных технологий для мониторинга и оценки популяционного здоровья / JI.A. Дартау, Л. И. Ефремов // Здравоохранение РФ. 1995. — № 4. — С. 21−26.
  37. Диагностический подход в комплексной оценке здоровья населения / Е. В. Ползик, Б. А. Кацнельсон, Н. В. Ножкина и др. // Здравоохранение РФ. 1994. — № 6. — С. 34−36.
  38. , Н.В. Сравнительное исследование функционального состояния студентов полипараметрическим и клинико-физиологическими методами / Н. В. Дмитриева, В. В. Агафонова, Л. Ф. Лонская // Физиологические основы здоровья студентов. М., 2001. — С. 318−319.
  39. , В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М., 1998.-345 с.
  40. , В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М., 1999.-456 с.
  41. , В.П. Методы исследования в физиологии труда /
  42. B.П. Загрядский, З.К. Сулеймо-Самуйло. Л., 1975. — 95 с.
  43. , А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 54−55.
  44. , Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологическо-го исследования / Г. К. Зайцев. СПб., 1995. — 127 с.
  45. , В.Н. Основные механизмы адаптации человека / В. Н. Захаров.-М., 1998.- 189 с.
  46. , С.Г. Медико-социальная характеристика рядовых и сержантов, проходящих военную службу по контракту / С. Г. Захаров, А. А. Украинцев // Военно-медицинский журнал. 2007. — № 9.1. C. 71−72.
  47. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / под ред. А. А. Баранова.-М., 1999.-154 с.
  48. , М.К. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и здоровья студентов / М. К. Зубрицкий, Г. А. Залезинская // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всероссийской науч. конф. — М., 1995.-С. 91−93.
  49. , И.И. Состояние здоровья и условия жизни студентов средних специальных медицинских заведений Кузбасса : автореф. дис.. канд. мед. наук / И. И. Ивойлова. Кемерово, 2001. — 20 с.
  50. Итоги изучения феномена «индивидуальный годичный цикл человека» на кафедре нормальной физиологии / Н. А. Барбараш, М.В. Чичи-ленко, Д. Ю. Кувшинов и др. // Медицина в Кузбассе. 2005. — № 4. -С. 20−23.
  51. К оценке некоторых факторов, влияющих на состояние здоровья и успеваемость студентов / В. В. Сырнев, Б. П. Невзоров, Т. С. Сырнев, Д. Ю. Кувшинов // Медицина в Кузбассе. 2005. — № 4. — С. 201−203.
  52. Каз, М. С. Динамика экономического знания и мотивация труда: Когнитивно-ценностный подход / М. С. Каз. Томск: Томский государственный университет, 2003. — 352 с.
  53. , В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт / В. П. Казначеев. Л.: Медицина, 1980. — 200 с.
  54. , И.А. Здоровье студенчества Приволжья / И. А. Камаев, O.JI. Васильева // Нижегородский медицинский журнал. 2001. — № 1. -С. 118−122.
  55. Качество жизни здорового населения Санкт-Петербурга / Т.И. Ио-нова, А. А. Новик, Б. И. Гандек др. // Исследование качества жизни в медицине: мат. Всеросс. конф. СПб., 2000. — С. 54−57.
  56. , В.А. Теоретико-методологические основы профилактики профессиональных заболеваний / В. А. Кирьяков, А. А. Комарова, Л. М. Сааркоппель // Здравоохранение РФ. 2001. — № 1. — С. 29−31.
  57. , В.А. Предварительные осмотры важное звено профилактики профессиональных заболеваний / В. А. Кирьяков, А. А. Комарова // Здравоохранение РФ. — 2001. — № 2. — С. 14−18.
  58. , Г. И. Экология — здоровье качество жизни нации / Г. И. Козинцев, В. В. Высоцкий // Терапевтический архив. — 2007. — № 1. — С. 74−77.
  59. , В.И. Теоретические и практические аспекты сохранения здоровья военнослужащих / В. И. Козлов. СПб., 2003. — 106 с.
  60. , Ю.М. Анализ показателей физического развития взрослого населения Сибири / Ю. М. Комаров // Советское здравоохранение. — 1979.-№ 11.-С. 29−33.
  61. , Н.Ф. Профилактика метод медицины / Н. Ф. Кошелев, М. П. Захарченко // Профилактическая медицина. Состояние и перспективы: мат. науч. конф. — Л., 1991. — С. 252.
  62. , С.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций / С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова. Новосибирск, 1998.-100 с.
  63. , Д.Ю. Взаимосвязь успеваемости и никотиновой зависимости у лиц юношеского возраста / Д. Ю. Кувшинов, Т.С. Сырнев
  64. Здоровье и образование. Медико-социальные и экономические проблемы: мат. междунар. научно-пр. конф. Париж, 2004. — С. 143−144.
  65. , С.М. Изменение основных показателей здоровья солдат в связи с особенностями службы : автореф. дис.. канд. мед. наук / С. М. Кудерков. 1982. — 20 с.
  66. , А.И. К вопросу о сути понятий «здоровье» и «болезнь» / А. И. Кудрин // Морской медицинский журнал. 1998. — Т. 5, № 4. -С. 27.
  67. , В.В. Комплексная социально-гигиеническая характеристика здоровья допризывников и призывников : автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. В. Куликов. — Оренбург, 1994. 34 с.
  68. , Г. И. Охрана здоровья подростков в современных условиях: Организационно-методические аспекты / Г. И. Куценко, И.А. Леш-кевич, Е. Е. Егоров. М., 1999. — 238 с.
  69. , В.Р. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическим нарушением / В. Р. Кучма, В.В. Чепра-сов // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 39−42.
  70. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М., 2001. — 239 с.
  71. , В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях: Проблемные лекции / В. Р. Кучма. М., 1996. — 173 с.
  72. , Н.И. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н. И. Латышевская, С. В. Клаучек, Н. П. Москаленко // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 51−53.
  73. , В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-216 с.
  74. , Ю.П. Здоровье как функция образа жизни / Ю. П. Лисицын // Терапевтический архив. 1983. — № 9. — С. 4−14.
  75. , Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицын // Здравоохранение РФ. 1998. — № 3. — С. 49−52.
  76. , Ю.П. Насущные проблемы охраны и укрепления здоровья людей / Ю. П. Лисицын, Г. И. Царегородцев // Политическое самообразование. 1986. -№ 10.-С. 30−37.
  77. , Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. -М.: Знание, 1982.-40 с.
  78. , Б.Ф. Антипация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 278 с.
  79. , А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : дис.. д-ра псих, наук / А. Г. Маклаков. СПб, 1996. — 393 с.
  80. , Ю.В. Мотивация воинской службы: сущность, противоречия и тенденции формирования (социально-философский анализ): ав-тореф. дис.. канд. фил. наук / Ю. В. Масюк. М., 1993. — 28 с.
  81. , В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л., Наука, 1984.- 111 с.
  82. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях / Н. К. Барсукова, Д. Н. Лоранский, П. В. Водогреева, Н.В. Ледов-ских// Здравоохранение РФ. 1996. — № 1. — С 30−33.
  83. , Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации / Ф. З. Меерсон. М.: Дело, 1993. — 138 с.
  84. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшеничникова. М.: Медицина, 1988. -256 с.
  85. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. -М., Наука, 1981.-278 с.
  86. , B.C. Лекции по психологии мотивов человека / Ф. З. Меерсон. Пермь, 1971.-23 8с.
  87. Методика оценки качества жизни / Л. А. Кузьмичев, М. В. Федоров, Е. Е. Задесенец и др. М., 2000. — 124 с.
  88. Методические подходы преподавания вопросов здорового образа жизни в курсе нормальной физиологии / Т. А. Блохина, А. Н. Булыгин, Е. К. Голубева и др. // Современные проблемы гигиенического воспитания населения и военнослужащих. СПб., 2001. — С. 38−39.
  89. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ / под ред. Ю. В. Лобзина. -М., 2002. С. 28−38.
  90. , М.В. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов / М. В. Миляева, Н. А. Барбараш // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 1. — С. 104−106.
  91. , Т.Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе / Т. Ш. Миннибаев // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: мат. междунар. конгр. М., 2004. -Ч. 2. — С. 272−275.
  92. , Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов / Т. Ш. Миннибаев // Гигиена и санитария. — 1993.-№ 3.-С. 55−57.
  93. , А.Г. Статистические исследования в профилактическом исследовании / А. Г. Михайлов, В. А. Зименко. Томск: ТВМИ, 1998. -С. 4−20.
  94. , П.Н. Состояние здоровья и состояние академической успеваемости студентов физкультурного вуза / П. Н. Морозько // Гигиена и санитария. 2005. — № 5. — С. 49−51.
  95. Некоторые особенности заболеваемости с временной утратой трудоспособности у работающей молодежи / С. Л. Молодцов, И. А. Камаев, О. М. Пятилышнова, Н. И. Гурвич // Здравоохранение РФ. 2006. — № 6. — С. 26−29.
  96. , JI.B. Профилактика и здоровье молодежи / Л.В. Нефе-довская. М.: Литтерра, 2007. — 192 с.
  97. , Б.А. Конституция человека / Б. А. Никитюк // Серия «Антропология». ВИНИТИ, 1991. — Т. 4. — 152 с.
  98. , А.А. Концепция исследования качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова, П. Н. Кайнд, — СПб.: ЭЛБИ, 1999. 140 с.
  99. О проблемах здравоохранения и потребности общества в здоровье / Е. В. Панфилова, Е. В. Каракулова, Л. Н. Ленская, М. В. Малаховская // Здравоохранение РФ. 2006. — № 3. — С. 425.
  100. Особенности мониторинга за состоянием здоровья детей г. Кемерово / Л. А. Глебова, Л. Д. Алексеева, В. И. Зайцев и др. // Гигиена и санитария. 2004. — № 6. — С. 4447.
  101. , М.А. Образование и здоровье студента // Высшее образование сегодня. 2002. — № 11. — С. 36−40.
  102. Параметры стрессреактивности и нейродинамики у лиц юношеского возраста с разным уровнем артериального давления / Д. Ю. Кувшинов, Н. П. Тарасенко, А. А. Тарасенко, Н. А. Барбараш // Медицина в Кузбассе.-2009.-№ 3. С. 3−7.
  103. , А.В. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения ее подготовки к службе в ВС России : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. В. Покровский. Н. Новгород, 1999. — 25 с.
  104. Проскурякова, J1.A. Некоторые аспекты состояния здоровья студентов высших учебных заведений крупного промышленного центра / JI.A. Проскурякова // Здравоохранение РФ. 2006. — № 5. — С. 4144.
  105. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. В 2 т. Т. 2. М.: ВЛАДОС, 2002. — 248 с.
  106. Работа по охране здоровья: системный подход, оценка и оптимизация / Н. Г. Коршевер, В. В. Сафронов, С. В. Полковов, С. Н. Черевко // Здравоохранение РФ. 1999. — № 3. — С. 38−42.
  107. , П.В. Методологические вопросы гигиенической оценки здоровья населения / П. В. Рамзаев, А. Н. Либерман // Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения: мат. Всесоюзной науч. конф. — СПб, 1992. — С. 30−32.
  108. , Р.С. Оценка физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих / Р. С. Рахманов, А. В. Колчин, Д.К. Бо-жатков // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 54−56.
  109. , А.В. Медико-социологическая точка зрения на систему охраны здоровья / А. В. Решетников // Профессия и здоровье: мат. 3-го Всеросс. конгр. М., «Дельта», 2004. — С. 36−37.
  110. , Н.А. Заболеваемость студентов-первокурсников медицинского университета за последние пять лет / Н. А. Романова, А. Г. Путятина, Н. В. Марцюха // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. -М.: Изд-во РУДН, 1999. С. 150−151.
  111. , А.В. Оценка и прогнозирование адаптационных характеристик организма человека : дис.. д-ра биол. наук / А. В. Ротов. — Томск, 1997.-216 с.
  112. , Е.И. Распространенность хронических и часто возникающих заболеваний среди студенческой молодежи // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 146−148.
  113. , Д.С. Общая патология человека / Д. С. Саркисов. М.: Наука, 1995.-270 с.
  114. , М.Ф. Динамика физического развития студентов Рязанского государственного медицинского университета / М. Ф. Сауткин, Т. Н. Толстова // Здравоохранение РФ. 2000. — № 3. — С. 53−54.
  115. , И.А. Проблемы формирования здоровья студентческой молодежи / И. А. Свиридова, О. В. Скоморина // Медицина в Кузбассе. -2005.-№ 4.-С. 179−182.
  116. , Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 72−73.
  117. , Ю.А. Физиологические аспекты индивидуальной эко-адаптации человека / Ю. А. Сидоров // Физиологический журнал. -1994.-Т. 80, № 6.-С. 13−21
  118. , Н.И. Психосоциальный компонент формирования здоровья трудоспособного населения / Н. И. Симонова, Р. Г. Нафиков // Профессия и здоровье: мат. 3 Всеросс. конгр. М., 2004. — С. 43−45.
  119. , А.Д. Критерии здоровья и проблемы диспансеризации / А. Д. Степанов // Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения: мат. научн. конф. СПб., 1992. -С.372−374.
  120. , А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения / А. Д. Степанов. Горький, 1975. — 278 с.
  121. , Ю.И. Методики исследований в физиологии труда / Ю. И. Степкин, С. В. Сергеева, Н. П. Романченко // Здоровье населения и среда обитания. 2001. — № 12. — С. 18−20.
  122. , К.В. Системные механизмы мотивации / К. В. Судаков. -М.: Медицина, 1979. 198 с.
  123. , А.Г. Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении : метод, пособие / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская. М., 2002. — 45 с.
  124. , Т.С. Взаимосвязь типа коронарного поведения и успеваемости студентов / Т. С. Сырнев // Медицина в Кузбассе. 2003. -Спецвып. 1.-2003.-С. 113.
  125. , Е.А. Изучение состояния здоровья населения в современных условиях / Е. А. Тищук // Гигиена и санитария. 1997. — № 5. -С. 4649.
  126. Томская область. Здоровье населения на рубеже веков: основные тенденции, факторы риска, пути решения проблем / под ред. Г. И. Мен-дриной, P.M. Тахауова, В. Ф. Олейниченко. Томск, 2002. — 508 с.
  127. , В.А. Социально-гигиенические проблемы оздоровления населения Сибири // Бюллетень СО РАМН. 1996. — № 3. — С. 10−14.
  128. , З.К. Современные подходы к методике и методологии изучения проблемы физиологической адаптации / З. К. Трушинский // Проблемы адаптации взрослого и детского населения в норме и патологии: мат. науч. конф. -М., 1990. С. 10−18.
  129. , И.Б. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Часть 1. Теоретические аспекты / И. Б. Ушаков, Р. А. Вартбаронов, В. М. Усов // Гигиена и санитария. -2004.-№ 2.-С. 61−68.
  130. , И.Б. Современные проблемы качества жизни студентов / И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. — 2007. № 2. — С. 56−58.
  131. , В.В. Профилактическая медицина и ЗОЖ в ВС / В.В. Фи-сенко // Военно-медицинский журнал. 2007. — № 7. — С. 24−32.
  132. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха / под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1984. -140 с.
  133. Физическая активность подростков / Е. К. Пагава, П. А. Мишо,
  134. A. Жанин и др. // Гигиена и санитария. 2006. — № 6. — С. 64−66.
  135. Физическая культура студентов / под ред. В. И. Виленского. М., 2001.-456 с.
  136. , Э.Н. Некоторые аспекты жизни и состояния здоровья студентов / Э. Н. Хисамов, Р. С. Мусалимова // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 53−55.
  137. , В.А. К вопросу об оценке здоровья военнослужащих /
  138. B.А. Хоженко // Военно-медицинский журнал. 1999. — № 8.1. C. 47−49.
  139. , Е.И. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. И. Хрисанфова. М.: МГУ, 1990. — 154 с.
  140. , Е.В. К оценке конституциональных особенностей юношей призывного возраста жителей Южного региона России / Е. В. Чаплыгина // Военно-медицинский журнал. — 2007. — № 5. — С. 62.
  141. , М.В. Учение о конституции, конституционные аномалии, конституционные болезни / М. В. Черноруцкий // Частная патология и терапия внутренних болезней. Т. 4, вып. 1. — М., 1928. -С.23−45.
  142. , А.Ю. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью «экспресс-методики» // Социально-психологические проблемы в производственном коллективе / под ред. А. Ю. Шалыто, О. С. Михалюк. -М.: Наука, 1983. С. 187−197.
  143. , В.И. Психофизиология поведения / В. И. Шостак // Теоретические основы военной психофизиологии. — JI.: ВМА, 1991. -С. 94−108.
  144. , А.С. Понятие нормы в оценке антропологических показателей / А. С. Щедрин // Современные проблемы медицинской антропологии: мат. науч. конф. Тюмень, 1990. — С. 68−70.
  145. , А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Альфа-Виста, 2007. — 144 с.
  146. , А.Г. Медицинская антропология — теоретическая основа профилактической медицины // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии. СПб., 1996. — С. 73−74.
  147. Е.А., Вадиков В. И., Глазачев О. С., Умрюхин Е. А. // Здоровье студентов: сб. тез. междунар науч.-практ. конф. М., 1999. — С. 2628.
  148. , В.К. Здоровье населения и методы его изучения / В. К. Юрьев.-СПб., 1993.-144 с.
  149. Ambrey, В.J. Reflections in medical education: Concerns of the students / В J. Ambrey // J. Med. Educ. -1985. Vol. 2. — P. 98−105.
  150. Apter, M.J. Humour and theory of psychological reversals / M.J. Apter, K.S.P. Cmith — eds. A.J. Charman, H.C. Foot. Oxford: Pergamon Press, 1977.-P. 95−100.
  151. Apter, M.J. The expirience of motivation: The theory of psychological reversals / M.J. Apter. L., N.Y.: Academic Press, 1982. — 378 p.
  152. Bloom, I.R. The relationship of social support and health / I.R. Bloom // Soc. Sci. med. 1990. Vol. 30, N 5. — P. 635−637.
  153. Brook, C.Q.D. Determination of body composition of children from skinfold measuremens / C.Q.D. Brook // Arch. Dis. Child., 2006. Vol. 46, N 2. -P. 182−184.
  154. Cella, D.F. Quality of life: The concept / D.F. Cella // Journal of Palliative Care. 1992. — Vol. 8, N 3. — P. 8−13.
  155. Dannenbring Gary, L. Health psychology: Implications for chiropractic research / L. Dannenbring Gary // J. Manipul. And Physiol. Ther. 1993. -Vol. 16, N 1. — P. 19−24.
  156. Engh, J. De inzet van krijgsmachtdelen in VN verband / J. Engh // Nedel. Milit. Geneesk. 1993. — Vol. 46, N 1. — P. 5−9.
  157. Evans, J. Child care programs as an entry point for maternal and child health components of primary health care / J. Evans, P.M. Shah — Division of Family Health, WHO. Geneva, 1995. — P. 311.
  158. Firth, J. Levels and sources of stress in medical students / J. Firth // Brit. Med. J. 1986. Vol. 12, N 6529. — P. 1177−1180.
  159. Freeman, W. Human constuticion. A study of the correlations between physical aspects of the body and susceptibility to centrain diseases / W. Freeman // Arm. intern, med. 1934. — Vol. 7, N 6. — P. 234.
  160. Garrow, J.S. Anew method for measuring the body density in obese adults / J.S. Garrow // Brit. J. Nutr. 1979. — Vol. 42, N 2. — P. 173−183.
  161. Goldsmith, S.B. The status of health status indikacators / S.B. Goldsmith // Health Serv. Rep. 1982. — Vol. 87. — P. 212.
  162. Hausman, M.F. The assessment of body fat content in young men from measurements of body density and skinfold thickens / M.F. Hausman // Yim. Biol. 1970. — Vol. 42, N 4. — P. 679−681.
  163. Jawadi, А.А. Smoking habits among mosul medical students / A.A. Ja-wadi // Jordan med. J. 1984. — Vol. 18, N 1. — P. 79−89.
  164. Kals, S.V. Quality of the residential Environment, Health and Well Being / S.V. Kals // Bull. N. Y. Acad. Med. 1990. — Vol. 66, N 5. — P. 479−490.
  165. Karlan Robert, M. Using guality of life information to set priorities in heath policy / M. Karlan Robert // Soc. Indie. Res. 1994. — Vol. 33, N 1. -P. 121−163.
  166. Khavari, K.A. Interpersonal influences in college students initial use of alclhol and drugs the role of friends, self, parents, doctors and dealers II / K.A. Khavari // Int. J. Addict. — 1993. — Vol. 28. — P. 377−388.
  167. Kreger, D.W. Self-esteem stress and depression among graduate students / D.W. Kreger // Psychol. Rep. 1995. — Vol. 76. — P. 345.
  168. Moser, J. Alcohol problems in children and adolescents: A growing threat / J. Moser. Basel: Karger 1983. — P. 149.
  169. Myerholtz, L. Screening college students far alcohol problems: psychometric assessment of the SASSI-2. Substance Abuse Subtle Screening Inventory / L. Myerholtz, H. Rosenberg // J. of Stud. On ale. 1998. -Vol. 4. -P. 439146.
  170. Pocock, S.J. Load exposure and children’s intellectual performance / S J. Pocock, D. Achby, M.A. Smith // Int. J. Epidemiol. 1987. — Vol. 16, N l.-P. 57−67.
  171. Principals and Practices of Student Health / H.M. Wallace, K. Patric, G.S. Parcel et al. // School Health. Vol. 2. Oaklend, Calif., 1992. — 167 p.
  172. Psychosocial aspects of back pain in children and adolescents: Abstr. 88 th Annu. Sci. Assen. South. Med, Assoc., Orland, Fla, Nov. 2−6, 1994 / A. Combs Jan, M. Caskey Paul et al. // South Med. J. 1994. — Vol. 87, N 9. — P. 77−78.
  173. Quality of lifeassessments in clinical trials / ed. B. Spilker. Raven Press Ltd.: New York, 1990. — 24 p.
  174. Risk factors for cardiovascular disease in USA medical students: the Preventive Cardiology Academic Award Collaborative date Project /С.B. Eaton, D.C. Schaad, B. Ribicki et al. // Prevent Medicine. 1990. — Vol. 6, N2.-P. 14−22.
  175. Sante et styles de vie des adolescents ages de 16 a 20 ans en Suisse. SMASH 2002: Swiss multicenter adolescent study on health 2002 / F. Nar-ring, A. Tshumper, L. Inderwildi Bonivento et al. Lausanne et. al., 2003.
  176. Slater, P.E. Coronary risk factors in Jerusalem medical students / P.E. Slater, E. Belmaker, E. Simchen // J. Amer. Coll. Hlth. Ass. -1984. Vol. 32, N 6. — P. 266−269.
  177. Stewart, S.M. Stress and vulneravility in medical students / S.M. Stewart // Med. Educ. 1995. — Vol. 29. — P. 119.
  178. Stone, S.V. Gender differences in cardiovascular reactivity / S.V. Stone // Behab. Med. 1990. — Vol. 13, N 2. — P. 137.
  179. Wolf, T.M. Changes in life-style characteristics health, and mood of freshman medical students / T.M. Wolf, G.E. Kissling // J. Med. Educ. 1984. Vol. 59, N10.-P. 806−814.
  180. Turner-Groot, T.G. Perinatal Psychology and medicine psychosomatic disorders In obstetrics gynecology, pediatrics and therapy / T.G. Turner-Groot, В J. Whole // Pet. Psych, and Ther. 2001. — Part. II. — P. 127−138.
Заполнить форму текущей работой