Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристики вокально-речевого взаимодействия в диадах «мать-младенец»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлена связь между комплексом характеристик материнской речи и характеристиками, отражающими уровень речевого развития детей. Увеличение репертуара гласноподобных и согласноподобных звуков ребенка коррелирует с разнообразием гласных в выделенных голосом словах материнской речи, повторами звуков ребенкакоррелирует с частотой основного тона по фразе в 3 месяца и звуковой активностью матери… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Процесс речеобразования и понятие речевого сигнала
    • 1. 2. Характеристики раннего речевого развития ребенка на протяжении первого года жизни
      • 1. 2. 1. Особенности строения и функционирования речевого аппарата ребенка и его дыхательной системы
      • 1. 2. 2. Типы вокализаций ребенка на протяжении первого года жизни
      • 1. 2. 3. Функциональные изменения мозга ребенка на протяжении первого года жизни
    • 1. 3. Взаимодействие в диаде «мать-младенец» 26 МЕТОДИКА
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Дизайн исследования
    • 2. 3. Анализ взаимодействия в диадах «мать-младенец» на основе видеотестов
    • 2. 4. Акустический спектрографический анализ звуковых сигналов детей и речи их матерей
  • РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Характеристики взаимодействия в диаде «мать-младенец» на основе анализа видеотестов
    • 3. 2. Сравнительная характеристика диад с высоким и низким уровнями речевого развития детей
    • 3. 3. Анализ вокально-речевого взаимодействия в диадах 64 ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ МР — материнская речь м-р — пауза между речью матери и звуком ребенка р-м — пауза между звуком ребенка и речью матери
  • СГ — сочетания согласноподобных с гласноподобными
  • ЧОТ — частота основного тона
  • Б1 — частота первой форманты
  • 2. — частота второй форманты
  • БЗ — частота третий форманты

Характеристики вокально-речевого взаимодействия в диадах «мать-младенец» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Данная работа посвящена актуальной междисциплинарной физиологической проблеме — речевому развитию на ранних этапах онтогенеза. На протяжении первого года жизни ребенка важную роль в развитии его когнитивных функций играет взаимодействие в диаде «мать-младенец». Вокально-речевое взаимодействие является составной частью диадного общения и отражает взаимосвязь раннего речевого развития ребенка и характеристик материнской речи (MP), обуславливающую их изменения. В этот период мать является основным объектом, с которым взаимодействует ребенок, и MP представляет для ребенка главный источник информации об основах родного языка.

Первый год жизни ребенка играет особую роль для последующего психического развития и может рассматриваться как базовый возраст для формирования основных нервно-психических функций и становления системы индивидуальных взаимоотношений. Вместе с тем в возрастной физиологии этот период развития остается недостаточно изученным (Батуев, 2004;2005).

На протяжении первых лет жизни детей речевое развитие проходит ряд универсальных, последовательно сменяющих друг друга стадий (Stoel-Gammon, 1992) при выраженных индивидуальных различиях в сроках их появления. Процессы, обуславливающие смену вокализаций и сроки их появления, до настоящего времени недостаточно изучены. Причинами усложнений ранней вокальной продукции являются изменения в строении и функционировании мозга (Lauronen et al., 2006), анатомические изменения в строении и конфигурации речевого тракта (Kent, 1992), и социальное взаимодействие (Ушакова, Белова, Громова, 2007; Flax et al., 1991), которое, в свою очередь, активирует мозговые механизмы обучения языку (Kuhl, 2010).

МР является важным фактором в развитии речевых способностей ребенка. МР представляет собой феномен, который характеризуется повышенной частотой основного тона (ЧОТ), увеличением количества и качества амплитудной модуляции, удлинением пауз, уменьшением длительности высказываний, просодическими повторами, выраженным интонационным контуром, подчеркиванием ударений и пауз между высказываниями при обращении к ребенку, от речи, направленной взрослому (Ляксо, Челибанова, Галунов, 2003). Мать подстраивает свою речь в соответствии с возрастными особенностями восприятия ребенка, способствуя имитации ребенком материнского голоса. Результаты исследований показали, что у новорожденных детей голос их матерей вызывает более сильную активацию областей мозга, чем голос незнакомой женщины (ВеаисЬешт е1 а1., 2011). При прослушивании голоса матери у младенцев происходит активация в нескольких областях мозга, включая те, которые участвуют в обработке эмоциональной информации (миндалины, орбито-фронтальная кора), но особенно в дистальных отделах левой височной доли коры. Это дает возможность предположить, что голос матери влияет на формирование речевых областей коры на ранних стадиях развития ребенка (БеЬаепе-ЬатЬеЛг е1 а1., 2010).

Установлено, что на формирование МР влияет психосоматический статус ребенка (Ляксо, 2006). В случае нарушения развития ребенка, МР не развивается или содержит недостаточно характеристик для привлечения внимания ребенка, что сказывается на очень низком уровне речевого развития детей. В то же время уровень речевого развития нормально развивающихся детей также варьирует, но о различиях в вокально-речевом взаимодействии в диадах «мать-младенец» с нормально развивающимися детьми известно недостаточно.

Специфическая организация МР способствует речевому развитию ребенка. Указывается (8ос1ег81гот, 2007), что некоторые характеристики обращенной к ребенку речи становятся проблемой для его речевого развития, искажая сигнал таким образом, что затрудняют становление речи, или могут быть полностью нейтральны для овладения языком. На сегодняшний день нет данных, указывающих на то, какие именно характеристики МР оказывают влияние на речевое развитие нормально развивающихся детей на протяжении первого года жизни.

В качестве рабочей гипотезы проверяется предположение о том, что в процессе вокально-речевого взаимодействия в диаде «мать-младенец» определенные характеристики МР могут оказывать различное влияние на уровень раннего речевого развития ребенка.

Цель исследования: выявление в вокально-речевом взаимодействии в диаде «мать-младенец» характеристик материнской речи, вносящих наибольший вклад в речевое развитие ребенка на протяжении первого года его жизни.

Задачи исследования:

1. Оценить уровни речевого развития нормально развивающихся детей на протяжении первого года жизни.

2. Описать характеристики материнской речи и определить их вклад в речевое развитие нормально развивающихся детей первого года жизни.

3. Выявить связь между характеристиками, отражающими уровень речевого развития ребенка, и характеристиками материнской речи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень раннего речевого развития нормально развивающихся детей на протяжении первого года жизни значимо различается по разнообразию и частотности употребления гласноподобных звуков, по звуковой активности, по числу ответных вокализаций, по разнообразию согласноподобных звуков и по количеству слоговых конструкций. Среди детей с высоким уровнем речевого развития соотношение девочек и мальчиков меняется на протяжении первого года жизни.

2. Материнская речь различается в диадах с высоким и низким уровнями речевого развития детей первого года жизни по количеству выделенных голосом слов и разнообразию гласных в них, по звуковой активности, по числу повторов звуков ребенка, по частоте основного тона и ее вариативности по фразе, по длительности пауз и по частоте встречаемости длительных пауз.

3. Существуют определенные характеристики материнской речи, которые оказывают негативное влияние на раннее речевое развитие детей.

4. Между комплексом характеристик материнской речи и характеристиками, отражающими уровень речевого развития детей, выявляется связь. Увеличение репертуара гласноподобных и согласноподобных звуков ребенка на протяжении первого года коррелирует с разнообразием гласных в выделенных голосом словах материнской речи, с повторами звуков ребенка, с длительностью пауз в материнской речи, со значениями частоты основного тона по фразе и со звуковой активностью матери. Повторение матерью звуков ребенка и одинаковых слов взаимосвязано с ответными вокализациями ребенка.

Научная новизна.

Впервые на основе комплексного подхода, включающего психофизиологический, поведенческий, перцептивный и акустический спектрографический методы анализа, показаны значимые различия в речевом развитии нормально развивающихся детей, воспитывающихся в русскоязычной среде, и их зависимость от особенностей построения МР. Установлены характеристики МР, которые вносят вклад в речевое развитие детей на первом году жизни: ЧОТ по фразе и ее вариативность, выделенные голосом слова и разнообразие гласных в них, звуковая активность, повторы звуков ребенка, длительность пауз, наложения речи матери на звуки ребенка. Впервые выявлены характеристики МР, которые оказывают негативное влияние на раннее речевое развитие детей. Показано, что характеристики МР комплексно влияют на расширение репертуара гласноподобных и согласноподобных звуков и произнесение ребенком ответных вокализаций.

Теоретическое и практическое значение работы.

Результаты диссертационного исследования расширяют теоретические представления физиологии сенсорных систем и возрастной физиологии о становлении речевой функции, обосновывая значимость вокально-речевого взаимодействия в диаде «мать-младенец» для речевого развития нормально развивающихся детей на ранних этапах онтогенеза. Выявлены характеристики МР, влияющие на появление характеристик, отражающих определенный уровень речевого развития ребенка. Полученные данные могут быть основой для конкретных методических рекомендаций матерям по взаимодействию с ребенком для успешного развития речи детей. Результаты легли в основу разработки программы «виртуальной матери» (проект РГНФ 08−06−90 604 а/Б «Развитие речи ребенка через эхолалический диалог с.

II II *-" «виртуальной матерью») для элиминации материнской депривации у детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенкаиспользуется в реализации проекта создания мультимедийной сенсорной среды для обоснования подбора стимульного материала (проект РГНФ 11 -06−12 019 В «Моделирование мультимедийной сенсорной среды с элементами интерактивности для изучения психофизиологического состояния детей первого года жизни»).

Апробация работы.

Материалы диссертации представлены на XIX сессии Российского Акустического Общества в Нижнем Новгороде (2007), XX сессии Российского Акустического Общества в Москве (2008), XX Съезде Физиологического общества России в Москве (2007), Третьей международной конференции по когнитивной науке в Москве (2008), Двенадцатой зимней школе CIMO «Регуляторные системы: от фундаментальных исследований до предупреждения заболеваний» в Хельсинки (2008), Семинаре «Акустика детской речи» в рамках секции «Физиология речи» Санкт-Петербургского общества физиологов, биохимиков, фармакологов им. И. М. Сеченова (2012).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 29 печатных работ, среди них 14 статей, 4 из которых в журналах, рекомендованных ВАК.

Объём и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, методики, результатов, обсуждения результатов, выводов, списка литературы. Работа включает 174 страницы текста, содержит 54 иллюстрации, 8 таблиц и 2 схемы.

Список литературы

включает 156 источников, в том числе 86 зарубежных.

выводы.

1. Нормально развивающиеся дети значимо различаются по уровню раннего речевого развития, определяемому на протяжении первого года по разнообразию гласноподобных звуков, звуковой активности, числу ответных вокализацийпо разнообразию согласноподобных звуков, количеству слоговых конструкций и частотности употребления гласноподобных звуков [и] и [о] в 12 месяцев. Среди детей с высоким уровнем речевого развития в 3 месяца преобладают мальчики, в 12 месяцев — девочки.

2. В диадах с детьми, имеющими значимо более высокий уровень речевого развития, материнская речь на протяжении первого года жизни детей характеризуется значимо большим количеством выделенных голосом слов, звуковой активностью, повторами звуков ребенкапри обращении к 3-месячным детям — высокими значениями частоты основного тона в материнской фразе и ее вариативностьюк 12-месячным детямразнообразием гласных в выделенных голосом словах.

3. Выявлены характеристики материнской речи, значение которых достоверно выше в диадах с низким уровнем речевого развития детей: длительность пауз на протяжении первого годачастота встречаемости пауз, превышающих 3000 мс — в 3 месяцаналожение материнской речи на звуки ребенка — в 12 месяцев.

4. Установлена связь между комплексом характеристик материнской речи и характеристиками, отражающими уровень речевого развития детей. Увеличение репертуара гласноподобных и согласноподобных звуков ребенка коррелирует с разнообразием гласных в выделенных голосом словах материнской речи, повторами звуков ребенкакоррелирует с частотой основного тона по фразе в 3 месяца и звуковой активностью матери в 12 месяцев. Ответные вокализации 3-месячного ребенка в процессе взаимодействия с матерью взаимосвязаны с повторением матерью его звуков- 12-месячного ребенка — повторением матерью одинаковых слов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C., Галунов В. И., Ляксо Е. Е. Психофизиологические аспекты формирования речи в онтогенезе. Вопросы и предположения // Мир психологии. 2003. — 2, (34). — С. 50−68.
  2. A.C. Новое представление о раннем детстве // Перинатальная психология и медицина. Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и медицины. СПб.: Издательство ИПТП, 2004−2005. — С. 41−45.
  3. БТС Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  4. Л.В. Фонетика современного русского языка. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998 — 276 с.
  5. Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — 477с.
  6. Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  7. А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление закономерностей / пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. — 608 с.
  8. Е.В. Отношение матери к ребенку как источник патогенности // Семейная культура 21 века. Материалы международных форумов 5−8 декабря 2008 года, Москва и 6−8 июня 2009 года, Санкт-Петербург. СПб.: ИД «Петрополис», 2009. — С. 201−213.
  9. E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. — 165 с.
  10. Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс., 2000. — 1007 с.
  11. Ю.С. Раннее речевое развитие ребенка на первом году жизни в зависимости от особенностей взаимодействия в диаде «мать-дитя» //
  12. Сборник трудов XIX сессии Российского Акустического Общества. Т.З.- М.: ГЕОС, 2007. С. 76−79.
  13. Ю.С., Ляксо Е. Е. Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни //. Вестник СПбГУ, Серия 3. Биология, Вып. З, 2011. — С. 66−74.
  14. В.И. Акустическая теория речеобразования и система фонетических признаков // Материалы межд. конф. «100 лет экспериментальной фонетике в России». СПб., 2001. — С. 58−62.
  15. М.Ф., Гумецкий Р. Я., Губа Б. М., Чабан М. Е. Динамические спектры речевых сигналов. Львов., 1983. — 166 с.
  16. Г. Р. Детская речь: универсальное общее — дифференциальное- индивидуальное // Онтолингвистика наука XXI века: материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им А. И. Герцена. — СПб.: Златоуст, 2011. — С. 36−41.
  17. Л.Р. Общая фонетика. Л.: 1979. 312 с.
  18. Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Иваново, 2002. -С. 20−24.
  19. C.B., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001. — 592 с.
  20. Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2011.- 940 с.
  21. Г. А., Андреева Н. Г., Самокищук А. П. Особенности спектральных характеристик гласноподобных звуков детей первого года жизни и развитие речи // Российский физиологический журнал, 2003. -№ 11.-С. 1411−1422.
  22. Г. А., Андреева Н. Г. Перцептивные границы гласных звуков при разных амплитудных спектральных составляющих // Седьмой Международный Конгресс «Нейронаука для медицины и психологии», 2011.-С. 273.
  23. Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 24−36.
  24. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев М., 1981. -532 с.
  25. A.A. Основы психолингвистики. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2003. -287 с.
  26. A.A. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: КомКнига, 2006. — 248 с.
  27. H.H. Доречевая стадия развития ребенка и её роль в становлении аспектов коммуникации // Детская речь. Лингвистический аспект. СПб.: Образование, 1992. — С. 28−34.
  28. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., Педагогика, 1986. — 143 с.
  29. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 384 с.
  30. Е.Е. Особенности акустического взаимодействия в системе «мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза // Детская речь: Психолингвистические исследования, сборник статей / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. В. Уфимцевой. -М.: ПЕР СЭ, 2001. С. 88−101.
  31. Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психологический журнал, 2002. Т.З., № 2. — С. 55−64.
  32. Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиологический журнал, 2003. Т.89, № 2. — С. 207−218.
  33. Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал, 2005. Т. 26, № 3. — С. 94−106.
  34. Е.Е. Речевая имитация в диадах «мать-ребенок» с детьми, нормально развивающимися и имеющими неврологические нарушения: лонгитюдное исследование // Сенсорные системы, 2006. № 3. -С. 204−215.
  35. Е.Е. Речеобразование, восприятие и распознавание речи. Элементы психоакустики / Психолингвистика. Учебное пособие под ред. Т. Н. Ушаковой. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. -С. 134−164.
  36. Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. Серия: Современный учебник. Учебно-методическое пособие. СПб.: «Речь», 2010.- 190 с.
  37. Е. Е. Сильвен М.А. Сравнительная характеристика ранних вокализаций финских и русских младенцев // Сенсорные системы, 2002. -Т. 1. С. 65−74.
  38. Е.Е., Челибанова О. В., Галунов В. И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический Журнал, 2003. Т. 24, № 5. -С. 58−67.
  39. Е.Е., Сильвен М. А., Шестакова А. Н. Перцептивный, акустический и фонетический анализ вокализаций русских и финских младенцев второго полугодия жизни // Сенсорные системы, 2004. Т. 18, № 2. -С.111−124.
  40. Е.Е., Куражова A.B., Гайкова Ю. С. Индивидуальные особенности речи матерей, обращенной к нормально развивающимся детям первого года жизни // Сборник трудов XVII сессии РАО «Акустика речи». М.: «ГЕОС», 2006.-С. 71−74.
  41. Е. М. Ипполитова И.К. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Медицина, 1985. — 192 с.
  42. Р.Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003 — 288 с.
  43. Е.И. Психофизиология. Психическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, 2003. — 544 с.
  44. А.Д., Баженов Ю. И., Баранникова И. А., Батуев А. С. и др. Начала физиологии: Учебник для вузов. 3-е изд., стер. / Под ред. акад. А. Д. Ноздрачева. СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 1088 с.
  45. Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
  46. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений, в 2-х томах, под ред. акад. РАМН Б. И. Ткаченко. СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. — Т. 2. — 567 с.
  47. Н.К., Басманова Е. Д., Коба В. И., Жилинская Н. К., Титаренко J1.M. Опыт городского центра по пропаганде и поддержанию грудного вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1997. — № 2. — С. 59−61.
  48. Н.К., Басманова Е. Д., Коба В. И., Кобылянская Г. В., Титаренко Л. М. Состояние здоровья детей в зависимости от вида вскармливания в детском возрасте // Российский педиатрический журнал, 2002. № 1. — С. 4−6.
  49. A.A. Диагностика звуковой стороны речи в раннем онтогенезе // Проблемы онтолингвистики 2009, материалы международной конференции 17−19 июня 2009, Санкт-Петербург. — СПб.: Златоуст, 2009. -С. 198−201.
  50. H.JI. Особенности привязанности у детей раннего возраста // Социальная защита детства: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб.: «Астерион», 2006. — С. 231−234.
  51. А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. СПб.: Речь, 2008. — 265 с.
  52. К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. — 320 с.
  53. А.Б. Цифровая обработка сигналов. СПб.: Питер, 2003. -604 с.
  54. Т.Н. Семантика ранних голосовых экспрессий младенца // Детская речь: психолингвистические исследования, сборник статей / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. В. Уфимцевой. М.: ПЭР СЭ, 2001. — С. 22−37.
  55. Т.Н., Белова С. С., Громова O.E. Раннее речевое развитие ребенка и его природные основания // Вопросы психологии, 2007. № 2. — С. 44−56.
  56. Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964. — 284 с.
  57. Г. Г. Психология материнства. М.: Владос, 2002. — 240 с.
  58. Г. Г. Динамика отношений привязанности в беременности // Перинатальная психология и психотерапия. Сборник материалов III Международного конгресса «Перинатальная психология и психотерапия». СПб.: Изд-во «Барс», 2008. — С 186−189.
  59. О.В. Особенности вокально-речевого развития детей в условиях семьи и дома ребенка: Дис.. канд. биол. наук. Санкт-Петербург, 2008. 163 с.
  60. P.M. Психолингвистика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320 с.
  61. Халафян A.A. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. Учебник М.: ООО «Бином-Пресс», 2007. — 512 с.
  62. С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. — 240 с.
  63. О.В., Петрикова H.A., Ляксо Е. Е. Влияние материнской речи на формирование фонологической системы родного языка у ребенка первых шести месяцев жизни // Вестник СПбГУ, 2002. Вып.2, № 11. -С. 93−100.
  64. Л.В., Краснощекова Е. И., Соколова Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. A.C. Батуева. СПб.: Питер, 2006. -240 с.
  65. И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID. СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2000.
  66. Е.В. Развитие крика младенца // Журнал ВНД, 1986. Т. 38, Вып. 3.- С. 441−449.
  67. Ainsworth М. D. S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / Eds. С. M. Parkes, J. Stevenson-Hinde. -New York: Basic Books, 1982. P. 3−30.
  68. Allman J.M. Evolving brains. Scientific American Libraty: New York, 1999.-237 p.
  69. Angelsen N.K., Vik Т., Jacobsen G., Bakketeig L.S. Breast feeding and cognitive development at age 1 and 5 years // Arch Dis. Child, 2001. V. 85 (3). — P. 183−188.
  70. Ardila A., Rosselli M., Matute E., Inozemtseva O. Gender differences in cognitive development // Developmental Psychology, 2011. V. 47(4). -P. 984−990.
  71. Burnham D., Kitamura, C., & Vollmer-Conna, U. What’s new pussycat? On talking to babies and animals // Science, 2002. V. 296. — P. 1435.
  72. Cheour M., Alho K., Ceponiene R., Reinikainen K., Sainio K., Pohjavuori M., Aaltonen O., Naatanen R. Matiration of mismatch negativity in infants. Intern // Journal of Psychophysiology. 1998. — V. 29. — P. 217−226.
  73. Colas A. Introducing infants to referential events: a development study ofmaternal ostensive marking in French // J. Child Lang., 1999. № 26. -P. 113−131.
  74. Conboy B.T., Sommerville J.A., Kuhl P.K. Cognitive Control in Speech Perception at 11 Months // Developmental Psychology, 2008. V. 44, № 5. -P.1505−1512.
  75. Dale R., Spivey M.J. Unraveling the Dyad: Using Recurrence Analysis to Explore Patterns of Syntactic Coordination Between Children and Caregivers in Conversation // Language Learning, 2006. V. 53, № 3. — P. 391−430.
  76. Deacon T. W. The symbolic species: the co-evolution of language and the human brain, 1997. London, UK: Allen Lane The Penguin Press.
  77. Dehaene-Lambertz G., Montavont A., Jobert A., Allirol L., Dubois J., Hertz-Pannier L., Dehaene S. Language or music, mother or Mozart? Structural and environmental influences on infants' language networks // Brain Lang., 2010. -V. 114(2).-P. 53−65.
  78. DePaolis R.A., Vihman M.M., Kunnari S. Prosody in production at the onset of word use: A cross-linguistic study // Journal of Phonetics, 2008. V. 36. -P.406−422.
  79. Draganova R., Eswaran H., Murphy P., Huotilainen M., Lowery C., Preissl H. Sound frequency change detectuin in foetuses and newborns, a magnetoencephalographic study // Neurolmage, 2005. V. 28. — P. 354−361.
  80. Eliot L. What’s going on in there? How the brain and the mind develop in the first five years of life. N. Y.: Bantam, 1999. — 534 p.
  81. Fernald A. Intonation and communicative intent in mothers' speech to infants: Is the melody the message? // Child Development. 1989. — V. 60. — P. 1497−1510.
  82. Fernald A., Kuhl P. Acoustic determinants of infant preference for motherese speech // Infant behavior and development, 1987. № 10. — P. 93−279.
  83. Fernald A., Simon T. Expanded intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. — V. 20. — № 1. — P. 104−113.
  84. Flax, J., Lahey M., Harris K., Boothroyd A. Relations between prosodic variables and communicative functions // Journal of Child Language, 1991.-№ 18.-P. 3−19.
  85. Green J.R., Nip I.S., Wilson E.M., Mefferd A.S., Yunusova Y. Lip movement exaggerations during infant-directed speech // J Speech Lang Hear Res, 2010. -V. 53 (6).-P. 1529−1542.
  86. Hayashi A., Tamekawa Y, Kiritani S. Developmental Change in Auditory Preferences for Speech Stimuli in Japanese Infants // Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2001. V. 44. — P. 1189−1200.
  87. Holowkal S., Petittol L.A. Left Hemisphere Cerebral Specialization for Babies While Babbling // Science, 2002. V. 297, № 5586. — P. 1515.
  88. Hsu H., Fogel A., Infant Vocal Development in a Dynamic Mother-Infant Communication System // Infant & Child Development, № 9, 2002. -P. 1−38.
  89. Imada T., Zhang Y., Cheour M., Taulu S., Ahonen A., and Kuhl P.K. Infant speech perception activates Broca’s area: a developmental magnetoencephalography study // Neuroreport, 2006. V. 17. — P. 957−962.
  90. Johnson E.K., Seidl A.H. At 11 months, prosody still outranks statistics // Developmental Science, 2009.-V. 12(1).-P. 131−141.
  91. Jusczyk P.W. Finding and remembering words: some beginnings by English-learning infants // Essential readings in developmental psychology / Eds. M Tomasello, E.Bates. Blackwell publishing Ltd., 2002. — P. 19−25.
  92. Karrass J., Braungart-Rieker J., Mullins J., Burke Lefever J. Processes in language acquisition: the roles of gender, attention, and maternal encouragement of attention over time // J. Child Lang., 2002. № 29. -P. 519−543.
  93. Kent R.D. The developmental biology of phonological acquisition. // Phonological development. Models, research, and implications / Eds. C.A.Ferguson, L. Menn, C. Stoel-Gammon. Timonium. Md.: York Press., 1992. — P.65−90.
  94. Kent R.D., Murray A.D. Acoustic features of infant utterances at 3, 6 and 9 months // Journal Acoustic Society of America, 1982. V. 72. — P. 353−365.
  95. Keren-Portnoy T., Majorano M., Vihman M.M. From phonetics to phonology: The emergence of first words in Italian // J. Child Lang., 2008. -P. 1−33.
  96. Kitamura C., Notley A. The shift in infant preferences for vowel duration and pitch contour between 6 and 10 months of age // Developmental Science, 2009.-V. 12(5).-P. 706−714.
  97. Kondaurova M.V., Bergeson T.R. The effects of age and infant hearing status on maternal use of prosodic cues for clause boundaries in speech // Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2011. V. 54(3). — P. 740−754.
  98. Koopmans van Beinum F.S., van der Stelt S.M. Early stages in the development of speech movements. Precursors of Early Speech / Eds. B. Lindblom and R. Zetterstrom. -N.Y.: Stockton, 1986. 153 p.
  99. Kropotov J.D., Alho K., Naatanen R., Ponomarev V.A., Kropotova O.V., Anichkov A.D., Nechaev V.B. Human auditory-cortex mechanisms of preattentive sound discrimination // Neuroscience Letters, 2000. V. 280. -P. 87−90.
  100. Kuhl P.K. Language, Mind, and Brain: Experience Alters Perception // The new cognitive neuroscience / Gazzaniga M. S. editor-in-chief. London: MIT press Cambridge, 2000. — 1419 p.
  101. Kuhl P.K. Is speech learning 'gated' by the social brain? // Developmental Science, 2007. V. 10. — P. 110−120.
  102. Kuhl P.K. Brain Mechanisms in Early Language Acquisition // Neuron, 2010. -V. 67(5).-P. 713−727.
  103. Landes J.E. Speech addressed to children: issues and characteristics of parental input // University of Michigan journal, 1975. P. 1467−1770.
  104. Lauronen L., Nevalainen P., Wikstrom H., Parkkonen L., Okada Y., Pihkoa E. Immaturity of somatosensory cortical processing in human newborns // Neurolmage, 2006. V. 33. — P. 195−203.
  105. Legerstee M., Varghese J. Effects of maintaining and redirecting infant attention on the production of referential communication in infants with and without Down syndrome // J. Child Lang., 2002. № 29. — P. 23−48.
  106. Levy J. Lateral differences in the human brain cognition and behavior control / J. Levy // Cerebral correlates of conscious experience, 1978. № 1. -P. 1−17.
  107. Liberman A.M. Some results of research on speech perception // Journ. Acoust. Soc. Amer., 1957. V.29. — P. 117−123.
  108. Lieberman Ph. On the origin of language. -N.Y.: MacMillan, 1975. -154 p.
  109. Locke J.L. First Communion: The emergence of vocal relationships // Social
  110. Development, 2001. V. 10, № 3. — P. 294−398.
  111. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford: Stanford University Press, 1974.
  112. MacNeilage P.F., Davis B.L., Matyear C.L. Babbling and first words: Phonetic similarities and differences // Speech Communication, 1997. -№ 22. P. 269−277.
  113. Mannel C., Friederici A.D. Pauses and intonational phrasing: ERP studies in 5-month-old German infants and adults // Journal of Cognitive Neuroscience, 2009. V. 21(10). — P. 1988−2006.
  114. Masur E.F., Flynn V., Eichorst D.L. Maternal responsive and directive behaviours and utterances as predictors of children’s lexical development // J. Child Lang., 2005.-№ 32.-P. 63−91.
  115. Masur E.F., Olson J. Mothers' and infants' responses to their partners' spontaneous action and vocal/verbal imitation // Infant Behavior & Development, 2008. V. 31 (4). — P. 704−715.
  116. Masataka N. Motherese in a signed language // Infant behavior and development, 1992. № 16. — P. 453−513.
  117. Masataka N. The onset of language. N.Y.: Cambrige University Press, 2003.- 118 p.
  118. Masataka N. The onset of language. Cambridge University Press, 2006. -281 p.
  119. Matsuda Y.T., Ueno K., Waggoner R.A., Erickson D., Shimura Y., Tanaka K., Cheng K., Mazuka R. Processing of infant-directed speech by adults // Neuroimage, 2011. V. 54(1). — P. 611−621.
  120. Meadows D., Elias G., Bain J. Mothers' ability to identify infants' communicative acts consistently // J. Child Lang., 2000. № 27. — P. 393 406.
  121. Meltzoff A.N., Kuhl P.K., Movellan J., Sejnowski T.J. Foundations for a New Science of Learning // Science, 2009. V. 325. — P. 284−288.
  122. Mitchell R.W. Americans' talk with dogs: Similarities and differences with talk to infants // Research on Language and Social Interaction, 2001. V. 34, № 2.-P. 183−210.
  123. Mortensen E.L., Michaelsen K.F., Sanders S.A., Reinisch J.M. The association between duration of breast-feeding and adult intelligence // JAMA, 2002. V. 287. — P. 2365−2371.
  124. Nitschke J.B., Nelsen E.E., Rusch B.D., Fox A.S., Oakes T.R., Davidsona R.J. Orbitofrontal cortex tracks positive mood in mothers viewing pictures of their newborn infants // Neuroimage, 2004. V. 21, T. 2, — P. 583−592.
  125. Oiler D.K. The emergency of the speech capacity. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. — 248 p.
  126. Otomo K. Maternal responses to word approximations in Japanese children’s transition to language // J. Child Lang., 2001. № 28. — P. 29−57.
  127. Page M., Wilhelm M.S., Gamble W.C., Card N.A. A comparison of maternal sensitivity and verbal stimulation as unique predictors of infant social-emotional and cognitive development // Infant Behavior & Development, 2010.-V. 33.-P. 101−110.
  128. Perani D., Saccuman M.C., Scifo P., Awander A., Spada D., Baldoli C., Poloniato A., Lohmann G., Friederici A.D. Neural language networks at birth//Proc Natl Acad Sci U S A, 2011. V. 108 (38).-P. 1656−1661.
  129. Pleshkova N.L., Muhamedrahimov R.J. Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology Psychiatry, 2010. V. 15. — P. 355−362.
  130. Pulvermuller F. Brain reflections of words and their meaning // TRENDS in Cognitive Sciences, 2001. V. 5, № 12. — P. 517−524.
  131. Pulvermuller F. The neuroscience of language. Cambridge University Press, 2005.-315 p.
  132. Reilly S., Eadie P., Bavin E.L., Wake M., Prior M., Williams J., Bretherton L., Barrett Y., Ukoumunne O.C. Growth of infant communication between 8 and 12 months: A population study //Journal of Paediatrics and Child Health, 2006. V. 42. — P. 764−770.
  133. Reissland N., Stephenson T. Turn-taking in early vocal interaction: a comparison of premature and term infants’vocal interaction with their mothers // Child: Care, Health and Development, 1999. V. 25, № 6. — P. 447−456.
  134. Sameth A., Huotilainen M., Kushnerenko E., Fellman V., Pihko E. Newborns discriminate novel from harmonic sounds: A study using magnetoencephalography // Clinical Neurophysiology, 2006. V. 117. — P. 496−503.
  135. Schore A.N. Affect Regulation and the Development of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. New Jersey: Erlbaum, 1994.
  136. Schore A.N. Affect regulation and the repair of the self. N. Y.: W. W. Norton & Company, 2003. — P. 363.
  137. Sedlackova E. Development of the Acoustic Pattern of the Voice and Speech in the Newborn and Infant. Praha: Acad. Naklad. Ceskoslovenske Akad. Ved., 1967.- 111 p.
  138. Shafer V.L., Yu Y.H., Datta H. The Development of English Vowel Perception in Monolingual and Bilingual Infants: Neurophysiological Correlates // Journal of phonetics, 2011. V. 39 (4). — P. 527−545.
  139. Slobin D. Questions of language development in cross-cultural perspective. In the Structure of Linguistic Input to Children // Working Paper, 1969. № 14. -56 p.
  140. Soderstrom M. Beyong babytalk: Re-evaluating the nature and content of speech input to preverbal infants // Developmental Review, 2007. V. 27. -P. 501−532.
  141. Stern D. The first relationship: mother and infant. Cambridge, 1977. -178 p.
  142. Stoel-Gammon C. Prelinguistic vocal development: measurement and predictions / C. Stoel-Gammon // Phonological development: Models, research, implications / Eds. C.A. Ferguson, L. Menn, S. Stoel-Gammon. -N. Y., 1992.-P. 439−456.
  143. Tsao F.M., Liu Y.M., Kuhl P.K. Speech Perception in Infancy Predicts Language Development in the Second Year of Life: A Longitudinal Study // Journal of Child Development, 2004. V. 75, N 4. — P. 1067−1084.
  144. Velleman S.L., Mangipudi L., Locke J.L. Prelinguistic phonetic contingency: data from Down syndrome // First Language, 1989. № 9. — P. 59−74.
  145. Vihman M.M., Nakai S., DePaolis R. Getting the rhythm right: A cross-linguistic study of segmental duration in babbling and first words // Phonology and Phonetics, 2006. P. 341−366.
  146. Vihman M., Croft W. Phonological development: toward a «radial» templatic phonology // Linguistics, 2007. V. 45, № 4. — P. 683−725.
  147. Vihman M.M., DePolis R.A., Karen-Portnoy T. A dynamic systems approach to babbling and words // In E. Bavin (ed.), Handbook of Child Language, 2009.-P. 163−182.
  148. Vouloumanos A., Werker J.F. Listening to language at birth: evidence for a bias for speech in neonates // Developmental Science, 2007. V. 10, № 2. -P. 159−171.
  149. Weber D.P. Sex differences in cognition: a functioning of maturation rate? // Science, 1976. V. 192. — P. 572−574.
  150. Werker J.F., Desjardins R.N. Listening to speech in the 1st year of life: experiental influences on phoneme perception // Essential readings in developmental psychology / Eds. M. Tomasello, E. Bates. Blackwell publishing Ltd., 2002. — P. 28−33.
  151. Westerlund M., Lagerberg D. Expressive vocabulary in 18-month-old children in relation to demographic factors, mother and child characteristics, communication style and shared reading // Child Care Health Dev., 2008. V. 34(2).-P. 257−266.
  152. Zhang Y., Koerner T., Miller S., Grice-Patil Z., Svec A., Akbari D., Tusler L., Carney E. Neural coding of formant-exaggerated speech in the infant brain // Developmental Science, 2011. -V. 14 (3). P. 566−581.
Заполнить форму текущей работой