Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних
Проанализировано психическое состояние подростка при совершении им противоправного деяния, включающее при достаточной степени социализации несовершеннолетнего три составных элемента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный, тесно связанных и взаимно обусловливающих друг друга. Это позволило выработать критерии, используемые при установлении виновности несовершеннолетнего обвиняемого… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРЕДМЕТА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО
- УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- 1. Развитие современных научных представлений о предмете доказывания по делам несовершеннолетних
- 2. Понятие, значение и особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних
- ГЛАВА II. ВИНОВНОСТЬ В ПРЕДМЕТЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО
- УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- 1. Виновность и возрастная невменяемость несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)
- 2. Обстоятельства, характеризующие особенности установления виновности несовершеннолетнего
- 2. 1. Интеллектуальная составляющая виновности
- 2. 2. Волевая составляющая виновности
- 2. 3. Эмоциональная составляющая виновности
- 2. 4. Социализация личности несовершеннолетнего
- 1. Использование в уголовном процессе современных научных познаний о личности
- 2. Обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)
- 3. Обстоятельства, определяющие особенности наказания несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)
Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Борьба с подростковой преступностью является одной из сложнейших проблем, которую пытается решить человечество. Это обстоятельство определяет актуальность темы исследования, обусловленную большой общественной значимостью изучения вопросов связанных с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, приоритетом охраны прав и законных интересов этой категории лиц в уголовном процессе, необходимостью уточнения установленных уголовно-процессуальных правоотношений государства и подростка-правонарушителя в современных условиях.
Значимость изучаемой темы очевидна, особенно после произошедших в 90-х годах XX столетия социально-политических преобразований в России, приведших к смене экономического базиса государства, становлению рыночной экономики, в свою очередь изменивших систему общественных отношений, повлекших нарастание криминогенности в обществе, на фоне снижения общественной нравственности и усиления правового нигилизма.
Сложное социально-экономическое и политическое положение в стране, крушение господствовавшего коммунистического мировоззрения и отсутствие новой идеологии общества, социальная незащищенность большинства населения и особенно подрастающего поколения, законодательная неурегулированность вновь сформировавшихся общественных отношений, в том числе уголовно-правовых и уголовно-процессуальных, создали серьезные трудности в обществе, привели к возникновению внутренних конфликтов. Эти негативные изменения, на которые наиболее остро отреагировали несовершеннолетние, оказали решающее воздействие на правовую культуру людей и особенно подрастающего поколения, среди которых участились случаи асоциального поведения, факты жестокости, агрессивности, снизился возрастной порог совершения противоправных деяний. Последние годы ХХ-го столетия характеризовались высоким уровнем преступности несовершеннолетних: в Воронежской области в.
1996 году их совершили 1994 подростка (удельный вес составил 10,8%) — в.
1997 — 1758 (8,5%) — в 1998 — 1778 (6,8%) — в 1999 — 1752 (7,4%) — в 2000 -1748 (7,5%). По данным УВД Воронежской области, в 1996 году противоправные деяния совершили 611 подростков, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственностив 1997 — 814, в 1998 — 950, в 1999 -976, т. е. за четыре года рост составил 37,4%. Не снизилась криминальная активность этой категории подростков и в 2000 году: 956 человек, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, совершили 985 противоправных деяний, что на 26,7% больше, чем в 1999 году. Все чаще несовершеннолетние стали рекрутироваться организованными преступными группами в новые виды преступной деятельности: политический экстремизм, терроризм, рэкет, наркоманию, проституцию, экономические преступления и др.
В этих условиях обострения криминогенной обстановки в стране значительно возросла роль государства по совершенствованию уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, усилению контроля за их исполнением. В силу определенных накопившихся противоречий, в том числе в области ювенальной юстиции, применение действующего УПК стало затрудняться. На основе новой Конституции Российской Федерации, закрепившей базисные правоотношения, были внесены изменения в действующее законодательство. В 1996 году был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации, однако уголовно-процессуальное законодательство находится в стадии разработки. Как показало настоящее исследование, проектируемое уголовно-процессуальное законодательство по изучаемым вопросам нуждается в уточнении и дополнении. При всем том, анализ развития современных научных воззрений по проблемам ювенальной юстиции, а также становления предмета доказывания, проведенный при подготовке настоящей работы, показал, что отдельные проблемы, касающиеся несовершеннолетних правонарушителей, остались вне поля изучения уголовно-процессуальной науки и практики.
Практика показывает, что принимаемые правоохранительными органами меры борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в настоящее время не обеспечивают надлежащего решения указанной проблемы. Например, опыт такой работы правоохранительных органов Воронежской области свидетельствует, что ее эффективность, в решающей степени, зависит от социальных условий, окружения несовершеннолетнего правонарушителя, проводимой с ним воспитательной работы, множества других факторов, влияющих на формирование его личности и выработки правосознания, а также правильности установления меры уголовного наказания либо принудительного воспитательного воздействия за совершенное преступление, т. е. от того, насколько точно судебными и правоохранительными органами выявлены реальные возможности исправления и перевоспитания несовершеннолетнего с изоляцией его от общества либо без нее.
Как показывает анализ причин и условий совершения подростками повторных преступлений, наряду с другими, в том числе недоработками должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих контроль за осужденными условно, среди этих причин и условий заметную роль играют упущения в деятельности судебных органов при определении несовершеннолетним меры наказания. Суды, несмотря на неоднократные указания вышестоящих судебных органов, не изучают индивидуальные особенности личности подростка, его окружение, другие обстоятельства, определяющие его противоправное поведение. Мнение должностных лиц органов внутренних дел, осуществлявших с этой категорией правонарушителей воспитательную работу, о возможности и целесообразности его перевоспитания без изоляции от общества не принимается во внимание. Указанные причины приводят к тому, что определяемые несовершеннолетнему подсудимому меры наказания, не связанные с лишением свободы, недостаточно эффективны, не достигают своей цели и обесценивают проводимую работу в целом. Это не способствует исправлению правонарушителя и предотвращению совершения им новых преступлений, ведет к вовлечению в преступную деятельность других подростков.
Возрастание роли уголовно-процессуальных норм в решении проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних во многом повышает значение правильного установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) и ряда других факторов.
Важность решения этих вопросов неоднократно подчеркивалась в нормативно-правовых актах, литературе и периодической печати1. Отдельные их аспекты рассматривались в работах Г. Н. Ветровой, А. П. Гуськова, П. С. Дагеля, В. М. Корнукова, Д. П. Котова, Н. С. Мановой, Э. Б. Мельниковой, Р. И. Михеева, Е. В. Ремизовой, П. Н. Сидорик, К. К. Сперанского, А.Г. Сто-впового, П. П. Цветкова и др.
Большой интерес, который в последнее десятилетие проявился в России к ювенальной юстиции, а также трудности, с которыми сторонники этой идеи столкнулись в нашей стране (недостаточная разработанность темы в литературе, отсутствие специализированного законодательства, нерешенность вопросов подготовки специалистов по этой проблематике, знающих специфические принципы, формы и методы функционирования ювенальной юстиции, отсутствие судебной практики и финансовых средств на организацию ювенальных судов), побуждают передовую научную мысль.
1 См., например: Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., № 120-ФЗПостановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 №. 7- Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект.-М., 1994. С.69−178- Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие.-М., 2000. С.6−9- Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник.-1996. №№ 1,2- Ценностные ориентации молодежи Воронежской области //Аналитическая записка по материалам социологического исследования (апрель-июнь 1995 го да).-Воронеж, 1995; Перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности // Российская газета.-1998.-7апр.- Ювенальные суды // Известия.-2000.-9 авг. и др. разрабатывать новые модели участия гражданского общества в борьбе с преступностью несовершеннолетних, в защите прав и интересов подростков.
Однако, как правильно отметила Э. Б. Мельникова, приверженцами ювенальной юстиции в России становятся в первую очередь не юристы, а представители иных областей знания: педагоги, социологи, врачи, психологи, которые расширяют теоретическое и практическое пространство ювенальной юстиции. Среди юристов этими проблемами, в большей степени, занимаются криминологи, хотя представляется обоснованным высказанное в литературе мнение о том, что проблемами разработки философии и концепции ювенальной юстиции, содержания и компетенции органов, включенных в нее, совершенствования ювенального уголовно-процессуального законодательства, подготовки кадров в первую очередь должны заниматься специалисты в области уголовного процесса, поскольку центральным ее звеном является суд — одна из ветвей власти государства, который, наряду с законодательными органами, должен осуществлять политику государства по данному вопросу2.
Указанные обстоятельства, в совокупности, определяют актуальность и обусловливают выбор темы исследования.
Объектом данного исследования являются регулируемые уголовным и уголовно-процессуальным законодательством правоотношения, возникающие между государством и несовершеннолетним в связи с совершением подростком противоправного деяния. В частности, объектом диссертационного исследования является одно из направлений ювенальной юстиции — определение некоторых особенностей предмета доказывания по делам несовершеннолетних, выражающихся в специфическом установлении обстоятельств виновности несовершеннолетнего правонарушителя, опре.
2 См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии.-М., 2000. С. 7. делении ему наказания либо применении принудительных мер воспитательного воздействия.
Предмет исследования — обстоятельства, определяющие особенности предмета доказывания по уголовным делам этой категории субъектов преступления, к которым, по мнению автора, в первую очередь следует отнести обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя и факторы, обусловливающие его развитие.
Целями настоящего диссертационного исследования являются: во-первых, анализ становления и развития в уголовно-процессуальном законодательстве норм, определяющих предмет доказывания по делам несовершеннолетнихво-вторых, обоснование понятий возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего и их установление с учетом возрастных особенностей личностив-третьих, определение обстоятельств, необходимых для привлечения несовершеннолетнего правонарушителя к уголовной ответственности либо применения к нему принудительных мер воспитательного воздействияв-четвертых, выработка предложений по совершенствованию правовых норм действующего уголовного и разрабатываемого уголовно-процессуального законодательства.
Задачи исследования обусловлены указанными целями и состоят в следующем:
1) раскрыть сущность и содержание, определить понятие предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних, показать его значение и особенности;
2) обосновать понятия возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) и установить обстоятельства, их обусловливающие;
3) показать актуальность проблемы изучения личности подростка в уголовном процессе, установить правила такого изучения, определить его объем;
4) разработать основополагающие критерии и правила, которые необходимо применять при реализации целей наказания несовершеннолетнему правонарушителю, установить обстоятельства, их определяющие;
5) выработать предложения по совершенствованию норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, на основе которых осуществляется правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и частные методы: диалектического материализма (логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции), сравнительно-правовой и формально-логический, конкретно-социологический и статистический, а также комплексный системный подход к рассмотрению проблем изучения личности несовершеннолетнего в уголовном процессе.
Теоретической базой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных авторов по общей теории права, уголовному процессу, уголовному праву, криминалистике, криминологии, а также философии, психологии, социологии, педагогике и др.
Выводы диссертации основаны на изучении положений Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса 1960 года, Концепции судебной реформы в Российской Федерации, Теоретической модели УПК под редакцией В. М. Савицкого, проектов УПК: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерства юстиции РФ, Государственно-правового управления Президента РФ, а также проекта уголовно-процессуального кодекса, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и других нормативных актов.
Результаты исследования обосновываются также данными изучения других нормативных источников, международных правовых актов, российским и зарубежным опытом в области ювенальной юстиции, криминологии, подростковой психологии, а также трудами ученых, посвященных вопросам теории личности.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные по уголовным делам несовершеннолетних Воронежской области за период 1997;2000 годоврезультаты изучения судебной практикиинформация о работе судебных и правоохранительных органов Воронежской области. По ряду актуальных и спорных вопросов темы был проведен опрос 113 практических работников правоохранительных органов Воронежской области: судей, работников прокуратуры, следователей, сотрудников подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Также было опрошено 152 осужденных подростка, к которым была применена условная мера наказания либо принудительные меры воспитательного воздействия, состоящих на учете в органах внутренних дел, отбывающих наказание в Бобровской ВТК (Воронежская область).
Данные анкетирования, результаты изучения судебной практики и статистики, анализ профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Воронежской области нашли отражение в диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в следующем: во-первых, непосредственно изучению предмета доказывания по делам несовершеннолетних посвящено лишь две работы (Е.В.Ремизовой «Предмет доказывания по делам несовершеннолетних в советском уголовном процессе», 1968 г. и Н. С. Мановой «Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних», 1988 г.), после опубликования которых произошли значительные изменения как социально-экономического состояния общества, так и законодательстваво-вторых, в ней впервые предпринята попытка обобщить положительный опыт, накопленный в уголовно-процессуальном праве по изучаемой теме, и рассмотреть эту проблему с позиций современных научных познаний о личности в философии, юридической и подростковой психологии, социологии, педагогике и других смежных с ними отраслях наукив-третьих, исследован психологический механизм совершения подростком преступления, его движущие силы, которые приводят этот механизм в действие, а также причины и условия, их обусловливающие. На этой основе выявлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам несовершеннолетних, определяющие его особенности, и в первую очередь, связанные с изучением личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Впервые на научное обсуждение выносится уголовно-процессуальное понятие виновности несовершеннолетнего и, в свете развития теории личности, аргументируется понятие возрастной невменяемости.
В работе обосновываются и выдвигаются на защиту положения и выводы, ставшие результатом решения сформулированных выше задач, наиболее важными из которых являются:
1) определение понятия предмета доказывания по делам несовершеннолетних, его значения для полного, всестороннего и объективного рассмотрения уголовных дел, особенностей, обусловленных особенностями социально-психологических качеств личности в подростковом возрасте и рядом других факторов, влияющих на ее формирование;
2) обоснование понятия возрастной невменяемости как состояния личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), зависящего от особенностей психики человека в подростковом возрасте и виновности как уголовно-процессуального понятия, определяемого уровнем его социализации, интеллектуального, волевого и эмоционального развития;
3) анализ психологических этапов преступного деяния и психологического механизма перехода от делинквентного к устойчивому антисоциальному поведению, позволяющий обосновать мотивы преступного поведения несовершеннолетнего;
4) обоснование зрелости психических, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств подростка, определение степени его социализации и особенностей личности для установления возможности и целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и определения ему наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия;
5) анализ развития и современного состояния теории и практики изучения личности в различных отраслях науки, применения этих знаний в целях изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя в уголовном процессе, установление объема такого изучения и определение правил, применяемых для решения этих задач;
6) установление обстоятельств, определяющих наличие или отсутствие оснований для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, критериев и правил возможного и целесообразного применения к несовершеннолетнему обвиняемому (подсудимому) уголовного наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия;
7) обоснование внесения дополнений в действующий УК, устанавливающих критерии применения к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия и передачу его под надзор родителей или лиц, их заменяющих;
8) предложение об изменении редакции статей проекта УГЖ:1) устанавливающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам несовершеннолетних- 2) определяющих вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему подсудимому- 3) уточняющих условия участия педагога или психолога в предварительном следствии (судебном заседании) — и о внесении новой статьи о проведении психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в следующем: во-первых, положения и выводы, содержащиеся в ней, могут быть применены для дальнейшего теоретического изучения обстоятельств, определяющих особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетнихво-вторых, выводы и результаты исследования можно использовать в практической деятельности следственных и судебных органов при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых), а также при проведении профилактической работы с этой категорией правонарушителейв-третьих, выводы диссертационного исследования дали возможность внести предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательствав-четвертых, результаты работы целесообразно применять при проведении учебных занятий по уголовному процессу со студентами юридических высших учебных заведений.
Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, докладывались на научно-практических конференциях3, нашли свое отражение в опубликованных 1.
См.: Некоторые проблемы профилактики преступлений среди несовершеннолетних и пути их решения // Молодежная преступность на современном этапе: Материалы науч.-практ. конф. Администрации Воронежской области, Совета молодежных организаций Воронежской области, ВНИИ МВД РФ.- Воронеж, 1994 (0,25 п.л.) — Проблемы криминализации и профилактики подростковой преступности // Проблемы укрепления законности, усиления борьбы с преступностью и профилактика правонарушений в современных условиях: Материалы науч.-практ. конф. ВНИИ МВД РФ, Администрации Воронежской области.- Воронеж, 1996 (0,2 п.л.) — Информационный мониторинг преступности несовершеннолетних //Актуальные проблемы информационного мониторинга: Материалы науч.-практ. конф. Воронежского филиала Московской академии экономики и права, Международной академии информатизации.- Воронеж, 1998 (ОД п.л.) — Подросток и организованная преступность // Организационно-правовые проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы межведомственной науч.-практ. конф.- Воронеж: ВВШ МВД РФ, 1999 (0,1 п.л.) — Особенности доказывания виновности несовершеннолетних // Актуальные проблемы правовой реформы в России: Тезисы межвузовской науч.-практ. конф. адъюнктов (аспирантов) и слушателей (студентов) юридического факультета ВВШ МВД России.- Воронеж, 1999 (0,1 п.л.) — О предмете доказывания по уголовным делам несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: Тез. докл. науч.-практ. конф. ВИ МВД РФ.-Воронеж, 2000 (0,1 п.л.). работах4, использовались автором при подготовке инструкции «О порядке проведения органами внутренних дел области служебных расследований по фактам совершения преступлений несовершеннолетними», объявленной приказом начальника УВД Воронежской области № 9 от 19.01.96 г., а также применяются в учебном процессе на кафедре уголовного процесса и криминалистики Воронежского института МВД РФ.
Структура диссертации обусловлена поставленными целями и вытекающими из них задачами, а также необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
17. Результаты исследования убеждают в необходимости законодательного закрепления порядка определения у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) уровня психического и нравственного развития, а также особенностей характера и темперамента, иных свойств личности, необходимых для установления уголовной ответственности, индивидуализации наказания, выбора мер воспитательного воздействия.
Поэтому целесообразно дополнить проект УПК статьей «Проведение комплексной психолого-психиатрической и психологической экспертизы несовершеннолетнего», которую целесообразно представить в следующей редакции:
1) Для установления наличия хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, психической аномалии несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
2) Для выяснения уровня интеллектуального, волевого и эмоционального развития личности, особенностей психических процессов, темперамента и характера, иных социально-психологических свойств подростка, которые учитываются при установлении уголовной ответственности несовершеннолетнего, назначении ему наказания и выборе мер воспитательного воздействия, проводится психологическая экспертиза.
3) Проведение экспертиз, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, для несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста, обязательно".
18. В целях принятия обоснованного решения о применении к несовершеннолетнему обвиняемому (подсудимому) принудительных мер воспитательного воздействия, конкретизации воспитательной работы с ним и повышении ответственности за ее проведение, внесены предложения по изменению и дополнению ст.ст. 90, 91 УК и ст. 493 проекта УПК: а) в 4.1 ст. 90 УК внесено дополнение следующего содержания: «При определении принудительных мер воспитательного воздействия учитываются особенности личности несовершеннолетнего, его взаимоотношения с окружающими, наличие среди них лиц, оказывающих на него отрицательное влияние, условия его жизни и воспитания, желание и возможность родителей или лиц, их заменяющих, осуществлять воспитание и контроль за его поведением, а также рекомендации психолога или педагога по осуществлению воспитательного воздействия на подростка и другие обстоятельства" — б) ч.2 ст. 91 УК целесообразно изложить в следующей редакции: «2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При принятии решения суд должен учитывать авторитетность и оказание положительного влияния на подростка лица, которому он передаётся под надзор, его умение правильно оценить содеянное несовершеннолетним, желание и возможность обеспечить надлежащий контроль за его поведением, рекомендации психолога (педагога) по индивидуализации воспитательного воздействия и другие обстоятельства». в) статья 493 «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему подсудимому» предложена в следующей редакции:
1) При постановлении приговора несовершеннолетнему суд наряду с вопросами, перечисленными в статье 346 настоящего кодекса, обязан обсудить вопрос об условном осуждении, назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь в том случае, когда установлено, что его исправление невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
2) В случаях условного осуждения, назначения меры наказания, не связанной с лишением свободы, помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение либо применения принудительных мер воспитательного воздействия суд уведомляет об этом специализированный государственный орган и возлагает на него и лицо, которому несовершеннолетний передается под надзор, обязанность осуществления конкретного воспитательного воздействия и контроля за поведением осужденного".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итоги работы дали возможность сформулировать в обобщенной форме положения, выводы и рекомендации по изучаемой теме и позволили обосновать предложения о внесении изменений и дополнений в действующий уголовный кодекс и проект уголовно-процессуального кодекса, принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. Основные результаты работы можно представить в следующем виде:
1. Сформулировано понятие предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних, под которым понимается система обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства. Предмет доказывания предполагает установление как обстоятельств совершения подростком преступления, участия в нем обвиняемого, его виновности, наступивших вредных последствий, так и обстоятельств, исключающих преступный характер деяния, освобождающих несовершеннолетнего от уголовной ответственности, дающих возможность применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия либо направления для перевоспитания в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних обусловлены особенностями физического и социально-психологического развития человека в подростковом возрасте, степенью зрелости личностных качеств подростка и другими обстоятельствами, влияющими на формирование его личности, определяющими виновность и наказуемость обвиняемого (подсудимого).
2. Определено значение предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних, которое заключается в том, что правильное его установление способствует полному, всестороннему и объективному расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде, укреплению законности, повышению гарантий обеспечения прав и интересов участников уголовного процесса. Его значение заключается еще и в том, что он выражает задачи уголовного процесса, как непосредственные, так и общесоциальные.
3. Предложено уголовно-процессуальное понятие виновности несовершеннолетнего, под которой следует понимать причастность к совершению преступления социализированной личности, достигшей возраста привлечения к уголовной ответственности, обладающей для этого зрелыми интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами. Особенности виновности подростков, так же, как и особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних, обусловлены особенностями социально-психологических качеств человека в подростковом возрасте. Отмечено, что уголовно-процессуальное понятие виновности констатирует завершенность противоправного деяния и поэтому шире уголовно-процессуального понятия вины, уже включенного в виновность в форме умысла или неосторожности.
4. Обосновано понятие возрастной невменяемости — особого психического состояния личности несовершеннолетнего правонарушителя, при котором он не в полной мере осознает фактический характер и общественную опасность своих противоправных действий либо не в полной мере обладает способностью руководить ими и которое с преодолением подросткового возраста исчезает. Понятие возрастной невменяемости предполагает недостаточные для своего возраста: а) уровень психического развития подростка, необходимый для осознания им в полной мере своих противоправных действий (бездействия) и их вредных последствийб) способность сознательно руководить этими действиями для достижения поставленной преступной цели.
5. Проанализировано психическое состояние подростка при совершении им противоправного деяния, включающее при достаточной степени социализации несовершеннолетнего три составных элемента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный, тесно связанных и взаимно обусловливающих друг друга. Это позволило выработать критерии, используемые при установлении виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) в уголовном процессе: а) Зрелость интеллектуального развития обвиняемого (подсудимого) подростка определяется с помощью психологической либо психолого-психиатрической экспертизы, в процессе которых устанавливается его способность осознавать преступную сущность своих противоправных деяний через понимание регулирующей роли базовых ценностей, социальных норм общества и возможности доступа к ним. В период предварительного следствия и судебного разбирательства целесообразно использовать специалиста-психолога для изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). б) Критериями оценки зрелости волевого фактора виновности являются: 1) наличие волевых состояний и качеств личности, соответствующих каждому этапу преступного деяния- 2) установление факта целеобразова-ния и решения на целедостижение противоправного результата, варианта принятия решения, а также планирование деяния (наличие умысла, цели, мотива и осознания вредных последствий преступления) — 3) установление факта совершения противоправного деяния. Указанные обстоятельства обусловлены системой ценностных ориентаций, потребностей, установок, стремлений, желаний подростка, его мировоззрением, убеждениями, что в свою очередь предопределяется условиями его жизни, окружением, дефектами воспитания, акцентуациями характера, темпераментом, причинами и условиями, определяющими ситуативность преступления и способствовавшими его совершению. в) Эмоциональная составляющая психического процесса устанавливается с помощью выявления зрелости нравственных чувств подростка, определяющих его духовную зрелость: чувства долга, чести, совести и других, являющихся показателями нравственного и социального развития несовершеннолетнего, отражающих отношение подростка к окружающему миру, его мировоззрение, потребности и установки, которые формируются в процессе жизнедеятельности и тесно связаны с темпераментом и характером, эмоциональным типом личности, наличием самоконтроля.
6. Установлено, что определение механизма и института социализации, наиболее приемлемых для конкретного несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, эффективно влияющих на его правосознание, позволяет правильно выбрать меры уголовного наказания либо принудительного воспитательного воздействия. Личностными качествами, вырабатываемыми у подростка в процессе социализации, являются самосознание и самоконтроль, развитость которых зависит как от его психических качеств, так и воздействия на него со стороны его окружения, что также необходимо выяснять при установлении его виновности и определении ему наказания.
Важным критерием социализации подростка при установлении ему меры наказания является степень интериоризации его личности, обусловленной особенностями темперамента, чертами и акцентуациями характера которые, помимо генетически определенных факторов и психических аномалий, определяются недостатками воспитания, неблагоприятным влиянием среды, недостатком социального контроля, попустительством асоциального поведения, что способствует формированию асоциальной жизненной стратегии.
При оценке деяния подростка особенно важно правильно установить мотивы преступления, вычленяя те из них, которые связаны с психическим созреванием несовершеннолетнего, дефектами правовой социализации: правовым негативизмом, правовым инфантилизмом, правовым нигилизмом, социально преступным поведением.
Поскольку на процесс социализации подростка большое влияние оказывает социальная группа, для определения его виновности необходимо установить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние на него окружения.
7. Определено, что для обоснования возможности и целесообразности привлечения подростка к уголовной ответственности и установления ему наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, следует выявить зрелость психических качеств личности и степень его социализации. Для этого необходимо использовать специально разработанные методики, позволяющие выявить самооценку подростка, мотивацию его поведения, основные свойства личности, выражающие ее структуру, важнейшие индивидуально-психологические особенности, индивидуально-типологические свойства и устойчивые особенности личности, их психофизиологические основы, уровень социально-психологической зрелости и др.
8. Установлено, что изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном процессе необходимо для достижения следующих целей: а) доказывания виновности либо невиновности несовершеннолетнего обвиняемогоб) определения подростку, в отношении которого установлена виновность, уголовного наказания либо применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
9. Сравнительный анализ целей уголовного наказания и принудительных мер воспитательного воздействия показывает, что и те, и другие направлены на: а) восстановление социальной справедливости и оказание помощи несовершеннолетнему в переходе от асоциальной к социально адаптированной форме поведенияб) изменение мировоззрения подростка путем воздействия на его правосознаниев) исправление его противоправного поведения и предупреждение совершения им новых преступлений путем установления за ним контроля и ограничения определенных форм досугаг) изменение отношения несовершеннолетнего к противоправному деянию путем установления обязанности загладить причиненный им вредд) устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
10. К основным критериям, на основании которых суд, прокурор, следственные органы могут признать возможным и целесообразным применение к несовершеннолетнему обвиняемому (подсудимому) принудительных мер воспитательного воздействия следует отнести: развитость правосознания и способность следовать требованиям норм праваналичие у подростка самоконтроля, зрелость психических и нравственных качеств, дающих возможность подростку осознать свое противоправное поведение.
11. При реализации целей уголовного наказания в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, компетентным органам целесообразно руководствоваться правилами, которые выработаны на основании принципов юридической ответственности, принятых в Российском праве, подходах, установленных Пекинскими правилами при выборе мер воздействия на подростка: а) соотнести тяжесть совершенного преступления с обстоятельствами его совершения и с особенностями личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) — б) убедиться, могут ли цели юридической ответственности быть достигнуты с помощью более мягких видов уголовного наказания, установленных ст. 88 УК, либо применением принудительных мер воспитательного воздействияв) установить причины и условия совершения преступления, в том числе причины возникновения дефектов воспитания подростка, взаимосвязь этих дефектов с совершенным противоправным деянием, и определить меры по их устранениюг) при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, следует учитывать условия жизни и воспитания подростка за период, предшествовавший совершению преступления, и после него, а также его взаимоотношения с окружением и особенно лицами, которым он передается под надзорд) при ограничении досуга и установлении особых требований к поведению несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) следует руководствоваться правилом об обеспечении благополучия подростка, предоставлении ему возможности для полноценного и всестороннего развития, в то же время ограждения его от отрицательного влияния.
12. Анализ концепций изучения личности позволил сделать вывод, что исчерпывающее исследование всех ее аспектов у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) в каждом случае делать практически невозможно и нецелесообразно. Изучение личности должно проводиться в объеме, необходимом для реализации задач уголовного процесса: установления обстоятельств, дающих основание для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности или его оправдания, определения ему уголовного наказания или освобождения от него либо применения принудительных мер воспитательного воздействия.
13. Разработаны правила, которые целесообразно применять при изучении личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого): а) все качества личности должны устанавливаться в комплексе, неотрывно друг от друга, поскольку представляют системную целостность взаимодействующих между собой свойствб) исследование обвиняемого (подсудимого) необходимо проводить за период, предшествовавший совершению преступления, и после него, поскольку свойства личности, взаимодействуя со средой, постоянно находятся в динамике (развитии), изменяются под воздействием внешних и внутренних факторовв) у несовершеннолетнего правонарушителя должно быть установлено наличие системообразующих признаков, с помощью которых формируется мировоззрение, мотивационная сфера, самосознание, самоконтроль, что определяется выработанностью моральных принципов на основе принятых личностью нравственных ценностей и нормг) для полноты и глубины исследования качества личности следует дифференцировать на индивидуально-психологические, психофизиологические и социальные, одни и те же из которых могут служить для установления разных ее характеристик.
14. Предложена классификация, состоящая из двух блоков обстоятельств, обосновывающих правильность принятия решения о наличии или отсутствии оснований привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, об определении ему уголовного наказания или освобождении от него либо применении принудительных мер воспитательного воздействия.
Первый блок обстоятельств, определяющих наличие или отсутствие оснований уголовной ответственности несовершеннолетнего, включает:
1) возраст несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого);
2) уровень его психического развития: а) зрелость психических свойств и состояний личностиб) вменяемость личности;
3) интеллектуальное развитие личности: а) условия, определяющие развитие интеллекта подросткаб) качества личности несовершеннолетнего обвиняемого, определяемые развитостью его интеллекта;
4) степень развитости волевых качеств личности: а) условия, определяющие развитие волевых качеств личностиб) личностные качества и чувства, определяемые развитостью волевого фактора.
Второй блок обстоятельств, устанавливаемых для определения несовершеннолетнему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, включает:
1) зрелость эмоций несовершеннолетнего обвиняемого: а) условия, определяющие зрелость эмоциональной сферы подросткаб) эмоциональные качества личности, определяемые ее зрелостью;
2) обстоятельства, определяющие социализацию подростка: а) условия, определяющие степень социализации его личностиб) качества личности, определяемые зрелостью ее социализации;
3) обстоятельства, определяющие характер личности: а) факторы, обусловливающие развитие характераб) качества личности, определяемые чертами и особенностями характера;
4) обстоятельства, влияющие на степень и характер уголовной ответственности: а) смягчающие наказание, б) отягчающие наказание.
15. На основе данной классификации предложена новая редакция ст. 483 «Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних» проекта УПК, принятого Государственной Думой в первом чтении, которую целесообразно представить в следующем виде:
При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делу о преступлении несовершеннолетнего наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в статье 72 настоящего кодекса, необходимо установить:
1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2) уровень психического, интеллектуального, волевого и эмоционального развития несовершеннолетнего, особенности его темперамента и характера;
3) степень социализации подростка, условия его жизни, взаимоотношения с окружающими, их влияние на несовершеннолетнего, дефекты воспитания, причины, их обусловливающие".
16. Для установления обстоятельств, имеющих психологическую природу, выработки рекомендаций о содержании применяемых к подростку принудительных мер воспитательного воздействия целесообразно привлекать к изучению личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) специалиста-психолога. Это обстоятельство дает основание внести предложение о переименовании ст. 488 проекта УПК, которую целесообразно назвать «Участие педагога и психолога» дополнить частью 4 и изложить части 3 и 4 в следующей редакции:
3) Педагог или психолог в процессе предварительного следствия по усмотрению следователя, прокурора, либо по ходатайству защитника изучает личность несовершеннолетнего обвиняемого с целью установления обстоятельств, имеющих психологическую природу. Он вправе дать рекомендации о содержании воспитательных мер, которые необходимо применить к данному лицу. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, обязательно.
4) Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого в суде определяется правилами частей первой, второй и третьей настоящей статьи".
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Рос.газ.- 1993.- 25 дек.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-Ф3 (в ред. от 09.07.99 г.) // СЗ РФ.- 1996.- № 25.- Ст.2954- 1999.- № 28.- Ст. 3491.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (в ред. от 07.08.2000 г.) // Ведомости ВС РСФСР.- 1960.- № 40.- Ст. 592- СЗ РФ.- 2000.- № 33.- Ст. 3345.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 г. № 223-Ф3 (в ред. 02.01.2000 г.) // СЗ РФ.- 1996.- № 1.- Ст. 16- 2000.- № 2.- Ст. 153.
- Федеральный закон от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ.- 1999.-№ 26.-Ст. 3177.
- Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ (в ред. от 20.07.2000 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ.-1998.-№ 31.- Ст. 3802.
- Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 110-ФЗ «О внесении дополнений в статью 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // СЗ РФ.- 2000.- № 32.- Ст. 3333.
- Федеральный закон от 21.12.96 г. № 159-ФЗ (в ред. от 07.08.2000 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ.- 1996.- № 52.- Ст. 5880- 2000.- № 33.- Ст. 3348.
- Федеральный закон от 15.07.95 г. № ЮЗ-ФЗ (в ред. от 21.07.98 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ.- 1995.- № 29.- Ст. 2759- 1998.- № 30.- Ст. 3613.
- Закон РСФСР от 18.04.91 г. № 1026−1 (в ред. от 25.07.2000 г.) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 16.- Ст. 503- СЗ РФ.-2000.- № 31.- Ст. 3204.
- Указ Президента РФ от 22.11.94 г. № 2100 (в ред. от 14.10.97 г.) «О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1994.- № 31.- Ст. 3253.
- Указ Президента РФ от 06.09.93 г. № 1338 (в ред. от 14.01.2000 г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // САПП РФ.- 1993.- № 37.- Ст. 3449.
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.67 г. (в ред. от 25.02.1993 г.) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Ведомости ВС РСФСР.- 1967.- № 23.- Ст. 536.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.91 № 1801−1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР.-1991.-№ 44.- Ст. 1435.
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 г. № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» // СЗ РФ.-2000.-№ 41.- Ст. 4074.
- Постановление Правительства РФ от 10.03.99 г. № 270 (в ред. от 28.07.2000 г.) «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы» // СЗ РФ.- 1999.- № 12.- Ст. 1484- 2000.-№ 33.- Ст. 3394.
- Постановление Правительства РФ от 31.07.98 г. № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» // СЗ РФ.- 1998.-№ 32.- Ст. 3911.
- Постановление Правительства РФ от 18.12.97 г. № 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 -2000 годы» // СЗ РФ.- 1997.- № 51.- Ст. 5815.
- Постановление Правительства РФ от 26.02.97 г. № 222 (в ред. от 27.07.98 г.) «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов» // СЗ РФ.- 1997.- № 10.- Ст. 1173- 1998.- № 32.-Ст. 3891.
- Постановление Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1092 «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ.-1999.-№ 39.- Ст. 4562.
- Постановление Правительства РФ от 03.08.96 г. № 919 (в ред. от 29.03.2000 г.) «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ.- 1996.- № 33.- Ст. 3995- 2000.- № 15.-Ст. 1590.
- Постановление Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829 «О приемной семье» // СЗ РФ.- 1996.- № 31.- Ст. 3721.
- Постановление Правительства РФ от 17.09.92 г. № 723 (в ред. от 21.03.98 г.) «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» // САПП.- 1992.- № 12.- Ст. 980.
- Приказ Генерального прокуратура РФ от 18.06.97 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» // Опубликован в электронной версии «Консультант Плюс».
- Приказ Генерального прокурора РФ от 18.05.95 г. № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением закона о несовершеннолетних» // Опубликован в электронной версии «Консультант Плюс».
- Указание Генерального прокуратура РФ от 23.06.95 г. № 36/15 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей» // Опубликовано в электронной версии «Консультант Плюс».
- Приказ МВД РФ от 14.07.92 г. № 231 (в ред. от 01.07.97 г.) «Об утверждении инструкции по организации работы участкового инспектора милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1997.-№ 18.
- Приказ ФСЗ РФ от 26.04.95 г. № 94 «Об утверждении «Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан» // Опубликован в электронной версии «Консультант Плюс».
- Приказ ФСЗ РФ от 06.05.94 г. № 59 «Об организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу» // Опубликован в электронной версии «Консультант Плюс».
- Постановление Минтруда РФ от 30.01.97 г. № 3 «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Бюллетень Минтруда РФ.- 1997.- № 3.
- Письмо Минобразования РФ от 09.06.99 г. № 244/26−5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Официальные документы в образовании.- 1999.- № 17.
- Письмо Минсоцзащиты РФ от 20.09.94 г. № 1−3628−18 «Об обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних при решении вопросов, связанных с приватизацией и продажей жилья» // Опубликован в электронной версии «Консультант Плюс».
- Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества. Утв. Минпросом РСФСР от 30.10.69 г. // Опубликованы в электронной версии «Консультант Плюс».
- Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.03.63 г. № 2 «О строгом соблюдении законов при рассмотрении судом уголовных дел // Бюллетень Верховного Суда СССР.- 1963.- № 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Рос. газ.- 2000.- 14 марта.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.99 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1999.- № 8.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.96 г. № 1 «О судебном приговоре» // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1996.- № 7.
- Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17.09.75 г. № 5 (в ред. от 21.12.93) «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»
- Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 1993.- М.: Юрид.лит., 1994- Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- № 3.
- Аверин В.А. Психология личности. СПб., 1999. — 89 с.
- Алексеев H.H. Основы философии права СПб., 1998 — 216 с.
- Алексеев Н.С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса-Воронеж, 1980.-251 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
- Андреева Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987.
- Астемиров З. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних-М., 1970. -125 с.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Изд. 4-е М., 1999- 96 с.
- Баев О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуаль-ный закон. Воронеж, 1977- 145 с.
- Банин В.А. Предмет доказывания в советском уголовном процессе (Гносеологическая и правовая природа) / Под ред. Ш. К. Вахитова Саратов, 1981.- 157 с.
- Белкин P.C. Курс криминалистики: В 3 т. Т.1. Общая теория криминалистики. М., 1997. — 404 с.
- Белкин P.C. Собрание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. М., 1966. — 295 с.
- Березин М.Н. и др. Профилактическая работа следователя органов внутренних дел: Учеб. пособие. Волгоград, 1975. — 85 с.
- Бойков А.Д. Проекты УПК РФ: иллюзии утрачены, надежды остаются // Законность 1995- № 3.
- Борьба с преступностью несовершеннолетних в условиях научно-технического прогресса: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. И.Н. Сороко-тягин. Свердловск, 1982. — 128 с.
- Богомягков Ю.С. К вопросу об ограниченной (уменьшенной) вменяемости в теории советского уголовного права. Уфа, 1980.
- Богомягков Ю.С. Уголовно-правовая невменяемость: критерии и признаки // Сов. государство и право 1989 — № 4.
- Бодрынин Н.Ф., Бардин A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. -М, 1965.
- Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.- 464 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- Божович Л.И. Проблема формирования личности. М. — Воронеж, 1995.- 348 с.
- Божьев В.П. Прекращение дел на досудебных стадиях уголовного судопроизводства//Рос.юстиция- 1996-№ 5.
- Борисова Н.Е. Концепция формирования отрасли ювенального права в российской правовой системе: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук М., 1999.-40 с.
- Борисова Н.Е. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь.-1999.-№ 18.
- Боровых Л.В. Проблема возраста в механизме уголовно-правового регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук Екатеринбург, 1993 — 23 с.
- Быков В.М., Ломовский В. Д. Приостановление производства по уголовному делу. М., 1978. — 112 с.
- Васильев В.Л. и др. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Учеб. пособие Л., 1980 — 81 с.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. -СПб., 2000 613 с.
- Введение в психодиагностику: Учеб. пособие / Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой 2-е изд., стереотип — М ., 1998 — 192 с.
- Ветрова Г. Н и др. Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР: Теоретическая модель / Под ред. В. М. Савицкого М., 1990.-316 с.
- Волгарева И.В. Проблема повышения возраста уголовной ответственности за совершение некоторых преступлений // Вестн. Ленингр. гос. унта. Сер. 6. История КПСС. Науч. коммунизм. Философия и право. 1989. -Вып. 4.- № 27.
- Вопросы взаимосвязи уголовного права и процесса: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Д. Ломовский Калинин, 1988 — 149 с.
- Вопросы расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях: Темат. сб. науч. трудов / Отв. ред. Д. Г. Мовсумов. Баку, 1987 — 79 с.
- Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.1.- М., 1982.- 485 с.
- Гарантии прав личности в социалистическом уголовном праве и процессе. Межвуз. тематич. сб. Ярославль, 1977 — 82 с.
- Гарантии прав личности и проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.Л. Круг-ликов-Ярославль, 1989 190 с.
- Глисков A.A., Садовский М. Г. По поводу публикации проекта Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Правозащитник 1997-№ 1.
- Голубева Л.М. Судебное рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних (Вопросы теории и практики).- Фрунзе, 1981.-331 с.
- Горский Г. Ф., Кокорев Л. Д., Элькинд П. С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе Воронеж, 1978 — 304 с.
- Гуковская Н.И. Деятельность следователя и судьи по предупреждению преступлений несовершеннолетних: Метод, пособие М., 1967 — 112 с.
- Гуковская Н.И. и др. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних М., 1974- 208 с.
- Гуревич С. А. Ответственность юных преступников по русскому законодательству // Дети-преступники: Сборник статей / Предисл. и под ред. М. Н. Гернета М., 1912.
- Гуськова А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в уголовном процессе: Учеб. пособие-Оренбург, 1995.- 116 с.
- Гуськова А.П. Личность обвиняемого в уголовном процессе (проблемы теории и практики): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук Екатеринбург, 1997.-42 с.
- Дагель П.С. Проблема «бессознательного» и некоторые вопросы вины в уголовном праве // Учен. зап. Дальневост. гос. ун-та. Сер. Юрид. науки-1968.-Т.14.
- Дагель П.С., Котов Д. П. Субъективная сторона преступления и её установление-Воронеж, 1974−243 с.
- Дагель П.С., Михеев Р. И. Теоретические основы установления вины-Владивосток, 1975 167 с.
- Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности.- Л., 1983.- 42 с.
- Дозорцева Е.Г. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых: (Психологические аспекты): Дис.. канд. психолог, наук -М., 1988 -224 с.
- Доля Е.А. Проект Общей части УПК Российской Федерации: Критический анализ // Государство и право 1995 — № 5.
- Еникеев М.И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости // Сов. государство и право 1989 — № 12.
- Еникеев М.И. Общая и юридическая психология: В 2 ч. 4.1. Общая психология М, 1996.-510 с.
- Еникеев М.И. Общая и юридическая психология: В 2 ч. 4.2. Юридическая психология М., 1996 — 560 с.
- Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних-Минск, 1997.
- Задержка психического развития детей и пути ее преодоления: Обзорная информация. Вып. № 13 / Под ред. Т. А. Власовой.- М., 1976.
- Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии М., 1973- 152 с.
- Зеленецкий B.C. Предупреждение преступлений следователей Харьков, 1975.- 172 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. 2-е изд.- М., 1998- 140 с.
- Ильин Е.П. Психология воли СПб., 2000 — 280 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб., 2000.- 508 с.
- История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 195 5−1991гг.: Сб. правовых актов / Отв. Ред. Р.Х. Якупов- сост. В.Н. Га-лузо.-М., 1997.-800 с.
- Калашник Я.М. Судебная психиатрия М., 1961 — 383 с.
- Калмыкова Н.В. Защита по делам несовершеннолетних Минск, 1981 .110 с.
- Кандинский В. X. К вопросу о невменяемости М., 1990.
- Каневский JI. JL Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних- М., 1982 111 с.
- Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т.6. Религия в пределах только разума: Метафизика нравов.- М., 1994 612 с.
- Келина С.Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного праваМ., 1988.- 173 с.
- Ковалев М.И., Алмазов Б. Н. Оценка психического здоровья человека уголовным законодательством: Учеб пособие Свердловск, 1987 — 67 с.
- Кокорев Л.Д. Положение личности в советском уголовном процессе: Автореф. дис.. д-раюрид. наук. J1., 1975.
- Кокорев Л.Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учеб. пособие-Воронеж, 1993.-221 с.
- Кокорев Л.Д., Кузнецов Н. П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание / Науч. ред. Л. Д. Кокорев.- Воронеж, 1995 268 с.
- Кокурин И.П. Особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право-1996.- № 5.
- Коломеец В.К. О проекте УПК Российской Федерации // Рос.юрид.журн-Екатеринбург, 1995.-№ 2.
- Колосович С.А., Кузнецов И. А. Соотношение уголовно-процессуального и уголовного права: (в свете современной концепции судебной реформы) // Государство и право 1996 — № 12.
- Комарова H.A., Сидорова H.A. Некоторые особенности предварительного расследования по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями // Вестн. С.-петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право СПб., 1995 — Вып. 2.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Бойко Ростов н/Д — М. 1996 — 734 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой.- М., 1998.- 878 с.
- Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Отв. ред. A.B. Наумов.- М, 1997.- 822 с.
- Корноухов В.Е. Комплексное судебно-экспертное исследование свойств человека-Красноярск, 1982 183 с.
- Корнуков В.М. Теоретические и правовые основы положения личности в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук Харьков, 1987.-34 с.
- Коршик М.Г., Степичев С. С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. Изд 2-е, исправ. и дополн -М., 1969- 80 с.
- Костицкий М.В. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук Киев, 1990.-39 с.
- Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание: (Вопросы теории и практики).-Воронеж, 1975- 152 с.
- Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу / Науч. ред. Л. Д. Кокорев Воронеж, 1987 — 212 с.
- Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы: Автореф. дис. д-ра юрид. наук М., 1991.- 45 с.
- Криминалистика: Учебник для студентов юрид. фак. / Отв. ред. Ябло-ков Н.Т.- М., 1995.-689 с.
- Криминология / Под ред. А. И. Долговой М., 1997 — 779 с.
- Кудрявцев В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений-М, 1963.-324 с.
- Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления М., 1960 — 244 с.
- Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза М., 1988.- 224с.
- Кудрявцев И.А. Ограниченная вменяемость // Государство и право-1995.-№ 5.
- Кузнецов Н.П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела.-Воронеж, 1983.- 116 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).- М., 1996.- 175 с.
- Курляндский В.И. Уголовная ответственность и меры общественноговоздействия-М., 1965 142 с.
- Курганов С.И., Кравченко А. И. Социология для юристов М., 1999−254 с.
- Ларин A.M., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России. Лекции-очерки / Под ред. проф. В. М. Савицкого. М., 1997 324 с.
- Ларьков А.Н. Изучение личности расхитителя и предупреждение хищений на предварительном следствии и в суде: Дис.. канд. юрид. наук-М., 1969.-199 с.
- Лебедев В.М. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания // Бюллетень Верховного Суда РФ 1999 — № 9.
- Лебединский М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.- Л., 1996.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д., 2000.- 544 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1972.- 575 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.- М., 1983.-Т.1.-391 е.- Т.2.-318 с.
- Лившиц Л.В. Некоторые вопросы преодоления противодействия при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними // Новое российское законодательство и практика его применения Барнаул, 1997.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии-М., 1984.-444 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал.- 1981.- Т.2.- № 1.
- Лукашевич В.З. Установление уголовной ответственности в советском уголовном процессе Л., 1985 — 193 с.
- Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте: социально-правовые очерки-М., 1923.
- Люжико В.В. Судебное производство по делам несовершеннолетних / Отв. ред. А. Я. Светлов.-Киев, 1987.- 143 с.
- Манова Н.С. Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук Саратов, 1988.-22 с.
- Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность / Отв. ред. Ф. М. Решетников М., 1990 — 118 с.
- Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии.- М., 2000 272 с.
- Мельникова Э.Б., Ветрова Г. Н. Проект Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Правозащитник 1996 — № 2.
- Миловидов Г. Е., Михайлов А. С. Спецшкола: Социально-психологические особенности подростков и рецидивы // Социологические исследования 1992 — № 9.
- Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних М., 1959 — 208 с.
- Михайлянц А.Г. Профилактическая функция советского уголовного процесса / Отв. ред. Г. П. Саркисянц Ташкент, 1977 — 61 с.
- Михеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве Владивосток, 1983- 300 с.
- Михеев Р.И. Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (Теория и практика): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук М., 1995 — 32 с.
- Мороз Л.В. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав: Учеб. пособие.- М., 1985.- 78 с.
- Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования).- М., 1996 124 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л., 1960.- 424 с.
- Назаренко Г. В. Невменяемость в уголовном праве Орел, 1994 — 113 с.
- Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под общ. ред. В. М. Лебедева 2-е изд., перераб. и доп-М., 1997.- 788 с.
- Некрасов Ю.Б. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного характера (Уголов.-процессуал. вопр.): Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1991.-25 с.
- Непомнящая Н.И. и др. Ценностность, как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии 1980 — № 1.
- Николюк В.В., Дунин В. А. Прекращение предварительного следствия с передачей уголовного дела в комиссии по делам несовершеннолетних: Учеб. пособие Омск, 1983 — 58 с.
- Обуховский В.А. Уголовные доказательства в истории и советском праве Харьков, 1926 — 188 с.
- Очередин В.Т. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учеб. пособие Волгоград, 1985 — 39 с.
- Очередин В.Т. Обеспечение законности при расследовании преступлений несовершеннолетних следователями органов внутренних дел: Учеб. пособие Волгоград, 1990 — 82 с.
- Павлов В.Г. Субъект преступления в уголовном праве- М- СПб., 1999.-119 с.
- Павлов В.Г. Теоретические и методологические проблемы исследования субъекта преступления // Правоведение 1999 — № 2.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., 1971−351с.
- Пашин С. О проекте российского Уголовно-процессуального кодекса // Правозащитник 1996-№ 3.
- Пилипчук JI.C. Особенности самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психолог. Наук Алматы, Республика Казахстан, 1999- 26 с.
- Пионтковский A.A. О понятии уголовной ответственности // Сов. государство и право 1967- № 12.
- Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы.-М., 1995.-204 с.
- Преступность и правонарушения. 1991: Стат. сборник М., 1992 — 172с.
- Преступность и правонарушения (1991−1995): Сатистический сборник. М., 1996.
- Преступность несовершеннолетних в России: Статистический сборник (1993−1997). М, 1998.
- Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний. М., 1979.- 63 с.
- Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов.- М., 1981.- 108 с.
- Проект общей части уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / С. А. Пашин, С. Е. Вицин, И. Б. Михайловский и др.- М., 1 994 184 с.
- Протченко Б. А. Понятие невменяемости в советском уголовном праве // Правоведение 1987 — № 4.
- Психология-М., 1966.-451 с.
- Психология и педагогика: Учеб. пособие / Отв. ред. В.М. Николаенко-М.-Новосибирск, 1998 171 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000.-616 с.
- Рарог А.И. Субъективная сторона преступления // Проблемы вины в советском уголовном праве: Учен. зап. Дальневост. гос. ун-та- 1968-Вып. 21−4.1.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие.- М., 1998 263 с.
- Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью М., 1978 — Вып.29.
- Ремизова E.B. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних в советском уголовном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук М., 1968.- 20 с.
- Ремизова Е.В. Уголовно-процессуальные вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР М., 1979- 131 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПб., 1999 — 705 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира М., 1957 — 327 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Отв. ред. Ябло-кова Е. А.-М-Новосибирск, 1997.-221 с.
- Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М., 1995 599 с.
- Сведения о состоянии преступности в Российской Федерации и результаты деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений за1997 г.: Стат. сб.-М., 1998.
- Сведения о состоянии преступности в Российской Федерации и результаты деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений за1998 г.: Стат. сб.-М., 1999.
- Семенюк JIM. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции М., 1998 — 93 с.
- Сидорик П.Н. Профилактическая деятельность следователя по делам несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук Минск, 198 819 с.
- Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. — 96 с.
- Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности М., 1 998 272 с.
- Словарь практического психолога / Сост.С. Ю. Головин Минск, 1 997 798 с.
- Совершенствование профилактической деятельности следственного аппарата: Материалы конференции Волгоград, 1975 — 230 с.
- Советская криминология М., 1966 — 319 с.
- Советский уголовный процесс / Под ред. JI.M. Карнеевой, П.А. Лупин-ской, И.В.Тыричева-М., 1980 568 с.
- Сперанский К.К. Особенности расследования дел несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1969 23 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие.- 2-е изд.-М., 1998.-321 с.
- Стовповой А.Г. Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, как элемент предмета доказывания: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-Л., 1980.-25 с.
- Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса.-М., 1968 Т.1.-470с.
- Судебная психиатрия: Учеб. для вузов / Под ред. Г. В. Морозова.- М., 1986.-335 с.
- Тадевосян B.C. Расследование преступлений несовершеннолетних: Метод. руководство М., 1950 — 68 с.
- Тарбагаев А.Н. Понятие и цели уголовной ответственности Красноярск, 1986.- 120 с.
- Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перева-лова М., 1997.-559 с.
- Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н. В. Жогин. Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 1973- 735 с.
- Трусов А.И. Три проекта УПК: иллюзии и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Cep. ll, Право 1995 — № 5.
- Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.М. Здра-вомыслов М., 1996 — 509 с.
- Уголовно-правовые и процессуальные проблемы реализации уголовной ответственности: Межвуз. сб. ст. / Отв. ред. С. А. Шейфер Куйбышев, 1986.-180 с.
- Уголовный процесс. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева- М., 1997.- 192 с.
- Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В. П. Божьева М., 2000 — 574с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Проект / Л. Б. Алексеева, М. М. Бобров, В. П. Божьев и др.- М., 1994 283 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Проект / А. Д. Бойков, И. В. Демидов, Ю. В. Кореневский и др.- М., 1994 235 с.
- Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект М., 1994- 296 с.
- Устименко В.В. Специальный субъект преступления Харьков, 1 989 103 с.
- Чувилев А. Новые основания прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего // Законность-1998 № 2.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. Б.В. Олыианского-М.- Ростов н/Д, 1999.- 538 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Полн. собр. соч.- М., 1900- Т.1.- Вып. 2−4.
- Фаткуллин Ф. Н Общие проблемы процессуального доказывания 2-е изд.- Казань, 1976 — 206 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды- М., 1999.-672 с.
- Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений: правовые проблемы / Под. ред. А. Л. Ременсона Томск, 1985 — 118 с.
- Философский энциклопедический словарь 2-е изд.- М., 1989- 814 с.
- Фрейеров O.E. Возрастной критерий уголовной ответственности // Соц. законность 1968-№ 12.
- Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних//Рос.юстиция- 1999-№ 12.
- Хоза Л.П., Лебедева Л. В. Проблемы предварительного расследования по делам несовершеннолетних // Актуальные проблемы уголовного процесса-Тюмень, 1994.
- Холличер В. Человек в научной картине мира М., 1971- 431 с.
- Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого Л., 1973 -95 с.
- Цветков П.П. Теория и практика исследования данных о личности обвиняемого в советском уголовном судопроизводстве (в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел): Ав-тореф. дис.. д-раюрид. наук Л., 1974 — 38 с.
- Шахриманьян И.К. О понятии юридического (психологического) критерия невменяемости // Проблемы психиатрии Л., 1967.
- Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. Волгоград, 2001. — 228 с.
- Сведения о несовершеннолетних, совершивших преступления за 1997 год по Воронежской области
- Мотивы совершения преступления, направленные на приобретение
- Наркот. средств Психотр. средств Спиртных напит. Денежных средств14.15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
- Мотивы совершения преступлениякорыстные хулиганские сексуальные бытовые 14.15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет 14−15 лет 16−17 лет >18 лет27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
- Мотивы совершения преступления Несовершеннолетние, совершившие преступление в состоянии опъянения
- Сокрыт. др. преет. Вражда, месть Алкогольн. Наркотич. Токсическ.14.15 лет 16−17 лет оо Ен гН О) л е- 14−15 лет 16−17 лет 00 Ен гН О) Л C 14−15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
- Несовершеннолетние, совершившие преступление Ранее совершившие преступление в группах
- В течении года после осв. из ИУ Условно осужденным неоднократно Всего н/л В том числе
- Организ. группа Преступи. сообщество14.15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет 14−15 лет 16−17 лет51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61