Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка эффективного метода защиты придорожной местности от загрязнения противогололедными химическими веществами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с климатическим расчетом по формулам (2.43), (2.45) (см. вторую главу) для всех участков дороги определяли (см. приложение 4, табл. 1) повторяемость снежно-ледяных отложений, к, толщину отложений льда, h, (мм) и коэффициент вариации на толщину отложений льда, Cvh (мм). По нормам использования хлоридов для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах устанавливали… Читать ещё >

Содержание

1.ОБЗОР И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ЗАЩИТЫ ПРИДОРОЖНОЙ МЕСТНОСТИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ 1Л. Существующие методы защиты придорожной местности от вредного воздействия хлористых солей

1.2. Существующие методы учета факторов гололедообразования при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог

Выводы по первой главе

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ЗАЩИТЫ ПРИДОРОЖНОЙ МЕСТНОСТИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

2.1. Риск использования недостаточного и избыточного количества хлоридов для борьбы с гололедом на автомобильных дорогах

2.2. Риск загрязнения хлоридами почв придорожной местности и допустимое их количество для борьбы с гололедом.

2.3. Климатический метод определения параметров скользкого покрытия автомобильных дорог

2.4. Влияние факторов гололеда на безопасность движения транспортных средств 89

Выводы по второй главе

3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И

ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА

3.1. Определение допустимых уровней использования противогололедных материалов

3.2. Оценка загрязнения почв придорожной местности хлористыми солями.

3.3. Преобразование статистической информации метеорологических станций для определения факторов гололедообразования на автомобильной дороге.

3.4. Зависимость безопасности движения транспортных средств от факторов гололеда

Выводы по третей главе

Разработка эффективного метода защиты придорожной местности от загрязнения противогололедными химическими веществами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях количественные и качественные показатели автомобильного транспорта зависят от состояния и уровня технического обслуживания автомобильных дорог, поэтому эффективность автомобильных перевозок невозможна без совершенствования сети автомобильных дорог, обеспечения их надежности в любое время года и в любых погодных условиях. Движение автомобилей происходит в реальных природных условиях, а неблагоприятные явления погоды являются возмущающими по отношению к комплексу систем: водитель — автомобиль — дорога.

В зимний и переходные периоды года на покрытиях автомобильных дорог появляются снежно-ледяные отложения, которые влияют на безопасность движения транспортных средств. Главной задачей зимнего содержания дорог является предупреждение, нейтрализация и ликвидация воздействий неблагоприятных метеорологических явлений на транспортно-эксплуатационное состояния дорог.

Актуальность работы. Процесс строительства автомобильных дорог связан с вмешательством человека в природную среду. Это выражается в изменении рельефа (устройство насыпей, выемок и др.), в изменении естественного стока поверхностных и грунтовых вод, в устройстве проезжей ^ части из специальных материалов, в борьбе со снежно-ледяными отложениями различными методами и в том числе химическими средствами.

Вредное влияние последнего из перечисленных воздействий на окружающую среду можно свести к минимуму применением рационального количества химических веществ на некоторых участках дорог с минимальными значениями концентрации хлоридов в почвах придорожной местности. Это достигается путем климатического прогноза образования гололеда по участкам дорог и нейтрализации скользкости покрытий методами инженерных решений (использование покрытий дорог из материалов с противогололедными добавками, трассирование проектируемых дорог с учетом факторов гололеда и др.). Такой подход уменьшит загрязнение хлоридами придорожной местности, а также снизит коррозию металлических частей автомобилей и обустройства дорог, уменьшит влияние химических загрязнителей на растительный и животный мир. Поэтому снижение загрязнения хлоридами придорожной местности является актуальной задачей.

Работа выполнена в соответствии с Федеральной программой «Дороги России» (постановление Правительства Российской Федерации № 1310 от 01.12. 1994 года), а также в развитии научно-исследовательских работ СГТУ по теме: «Совершенствование методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог» (государственная регистрация № 1 910 047 076).

Цель работы. Разработка и реализация метода защиты придорожной местности от загрязнения противогололедными химическими веществами на базе вероятностной модели и климатического подхода по минимизации сезонной скользкости покрытий автомобильных дорог.

В соответствии с целью работы сформулированы задачи исследований:

1 .Разработать методику оценки и определить допустимые уровни загрязнения почв придорожной местности химическими веществами, применяемыми для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог.

2.Разработать методику определения параметров гололеда на участках автомобильных дорог при использовании климатического анализа данных метеостанций.

3.Разработать рекомендации для проектирования и эксплуатации автомобильных дорог по условию минимизации параметров гололеда, безопасности движения транспортных средств и уровня засоления почв придорожной местности.

Объект исследования. Придорожная местность и участки автомобильных дорог, на которых появляются снежно-ледяные отложения.

Предмет исследования. Природно-метеорологические факторы, определяющие гололедообразование, и методы снижения загрязнения противогололедными веществами придорожной местности.

Научная новизна. Впервые на базе вероятностной модели и климатического подхода разработаны:

— методика оценки загрязнения почв и определены допустимые уровни использования хлоридов для противогололедных мероприятий;

— методика определения параметров гололеда на автомобильной дороге по данным метеорологических станций;

— методика учета гололедообразования при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.

Практическая ценность работы. Результаты исследований могут быть использованы: в нормативных документах по методам оценки и контроля за загрязнением почв придорожной местностив нормативных документах по уточнению норм расхода химических веществ и контролю за их рациональным использованием для борьбы с обледенением автомобильных дорогв разработке «Экологического паспорта автомобильных дорог» — в рекомендациях по экологической экспертизе проектов автомобильных дорог.

Практическая реализация. Результаты выполненных исследований внедрены и используются в разделах «Концепции метеорологического обеспечения дорожной отрасли» при размещении дорожных метеорологических станций на автомобильных дорогах Саратовской области и при разработке проектов автомобильных дорог в Поволжском учебно-исследовательском центре «Волгодортранс» СГТУ.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены специалистами на секции охраны окружающей среды научнотехнических конференций (1987 — 2001 г. г.): «Пути повышения эффективности зимнего содержания автомобильных дорог» (г. Москва 1987 г.), на региональной научно-практической конференции «Проблемы автодорожного комплекса Саратовской области и пути их решения» (г.Саратов, 16−17 мая 1996 г.), на Международной научно-технической конференции «Проблемы транспортного строительства и транспорта» (г. Саратов, апрель 1997 г.), на заседании рабочей группы по разработке «Концепции метеорологического обеспечения дорожной отрасли» (г. Москва, 26−27 июня 1997 г.), на Международной научно-практической конференции «Состояние биосферы и здоровье людей» (г. Пенза, 27−28 ноября 2001 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано девять печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, приложений и содержит 224 страницы, включая 27 рисунков, 35 таблиц, 137 наименований использованных источников, 7 приложений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РАБОТЕ.

1. Теоретически обоснован, экспериментально оценен и подтвержден разработанный метод защиты придорожной местности от загрязнения противогололедными химическими веществами. Решена задача, имеющая существенное практическое значение по обеспечению снижения загрязнения придорожной местности хлористыми солями.

2. Разработана методика рационального использования хлористых солей для борьбы с обледенением дорог. Установлены численные значения эффективности применения различных химических веществ для ликвидации гололеда на автомобильных дорогах. Требуемое количество хлоридов может быть снижено против существующих норм на 10 — 15%.

3. Разработана методика оценки загрязнения почв хлоридами в соответствии со значением ПДК и закономерностями теории риска. Ее применение позволяет оценить засоленность почв на различных расстояниях от дороги с учетом рельефа местности и наличия лесополос.

4. Определены допустимые уровни использования хлоридов в зависимости от фактического загрязнения почв придорожной местности и значения ПДК. На участках с фоновыми значениями концентрации соли в почве и коэффициентом вариации не более 0.1 можно допустить использование хлоридов. Риск загрязнения почв не превысит значения 10″ 4, а фактическая концентрация — значения ПДК. При более интенсивном засолении почв необходимо запретить использование хлоридов, а для борьбы с обледенением дорог использовать решения, понижающие параметры гололеда.

5. Разработана методика климатического прогноза обледенения покрытий автомобильных дорог. Ее реализация с использованием информации метеостанций позволяет определять параметры гололеда по участкам трассы. Адекватность методики установлена путем сопоставления определяемых параметров с аварийностью на автомобильных дорогах. Методика дает возможность устанавливать причины изменчивости параметров гололеда и,.

167 применяя конкретные решения, понижать вероятность обледенения покрытий дорог.

6. Разработана методика учета параметров гололеда при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог. Строят линейные графики параметров обледенения и засоленности почв, анализ которых позволяет выполнить сравнение и выбор варианта плана и профиля проектируемой трассы. На участках эксплуатируемых дорог, где параметры гололеда превышают допустимые значения, назначают инженерные мероприятия, понижающие их уровень.

7. При использовании методики климатического прогноза требуемое количество хлоридов уменьшается по отношению к нормам ВСН 20−87. Значение удельного регионального показателя экологического ущерба на 1 га придорожной местности составляет 14,14 тысяч рублей в год.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРИДОРОЖНОЙ МЕСТНОСТИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

4.1. Рекомендации по использованию рационального количества хлоридов и инженерных решений для снижения скользкости дорог.

Рекомендации по защите придорожной местности от загрязнения противогололедными химическими веществами определяются требованиями по охране окружающей среды, которые заключаются в следующих положениях.

1. Для оценки загрязнения придорожной местности определять фактическую концентрацию хлоридов в почвах и, сообразуясь с допускаемым риском засоления почв (по международной шкале г < 10″ 4) использовать хлористые соли, не допуская их накопления выше ПДК.

2. Не допускать распластывания загрязненных хлоридами талых вод по придорожной местности, для чего проектировать и строить водоотводящие лотки и накопители этих вод с последующей утилизацией и очисткой.

3. В период проектирования автомобильных дорог назначать инженерные решения, понижающие экстремальные значения скорости и направления гололедонесущего потока, повторяемости, длительности и толщины отложений льда в соответствии с экспозицией дороги и анализом метеорологических данных.

4. Использовать строительные материалы для покрытий дорожных одежд и поверхностной обработки с пониженными адгезионными свойствами к ледяным отложениям.

5. Для эксплуатируемых автомобильных дорог выполнять климатический анализ причин появления экстремальных значений параметров гололеда (скорости и направления ветра, повторяемости, длительности и толщины отложений льда) и путем использования инженерных решений (без использования хлоридов) понижать значения параметров гололедообразования на участках автомобильных дорог.

6. Располагать базы противогололедных материалов на участках дорог с интенсивным отложением льда.

7. Для лесополос использовать породы зеленых насаждений, устойчивые к засоленным почвам.

Использование хлористых солей для ликвидации гололеда на автомобильных дорогах возможно при минусовых допусках на их нормативные значения (см. вторую главу). Остаточный лед имеет рыхлую структуру, легко убирается щетками и не оказывает влияния на безопасность движения транспортных средств (см. третью главу), тогда как снижение количества соли против нормативных значений приводит к уменьшению загрязнения хлоридами придорожной местности.

Выбор хлористой соли для борьбы со снежно-ледяными отложениями на автомобильных дорогах осуществляют в соответствии с минимальным значением коэффициента эффективности Zy (см. приложение 5, табл. 3). При необходимости выполняют лабораторные испытания противогололедного материала по определению этого коэффициента, используя методику, приведенную в главе 3.

Установлено (см. вторую главу), что при уменьшении количества используемых хлоридов увеличиваются требования к точности дозирования при изменениях температуры воздуха, точности распределения соли по обледенелой площади покрытия дороги и требования к изменениям толщины льда, которая зависит от ровности покрытия дорог.

Как известно, при метеорологическом прогнозировании понижения температуры воздуха (в отличие от климатического прогноза) требуемое количество соли возрастает, а при прогнозах повышения температуры необходимое количество соли уменьшается. Поэтому, если ожидается понижение температуры, то уменьшать количество хлоридов против нормативных значений для обработки обледенелого дорожного покрытия не рекомендуется. Если ожидается повышение температуры, то следует вести обработку покрытия с уменьшением требуемого количества соли.

Определение необходимого количества хлоридов выполняли в следующей последовательности.

Автомобильную дорогу разбивали на участки длиной 8 — 15 километров. При этом выделяли участки с плохой видимостью, с крутыми уклонами, с кривыми малого радиуса, с пересечениями в одном уровне, с наличием искусственных сооружений и все другие места, где особенно часто может требоваться экстренное торможение транспортных средств [39], а также участки с наличием или отсутствием лесополос и характерным рельефом придорожной полосы: дорога в насыпи, в выемке, на косогоре и др.

В соответствии с климатическим расчетом по формулам (2.43), (2.45) (см. вторую главу) для всех участков дороги определяли (см. приложение 4, табл. 1) повторяемость снежно-ледяных отложений, к, толщину отложений льда, h, (мм) и коэффициент вариации на толщину отложений льда, Cvh (мм). По нормам использования хлоридов для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах [39] устанавливали необходимое количество хлоридов qmp, (кг/м2мм). При этом учитывали вид ледяных отложений и прогнозируемую температуру.

В соответствии с допускаемым коэффициентом вариации на дозирование хлоридов (cvq (t)don = 0.05), устанавливали допустимое среднее квадратическое отклонение температуры воздуха ((Jtdon) — Так как в соответствии с нормами [39] (см. приложение 1 табл. 1) для технической соли:

— при Т= 0 -г -5°Сq = 0,020 кг/м2 мм = 20 гр/м2 мм;

— при Т= -5 ч- -10°С — q = 0,040 кг/м2 мм = 40 гр/ м2 мм;

— при Т= -10 -ь -15°С — q = 0,070 кг/м2 мм = 70 гр/ м2 мм, то среднее квадратическое отклонение дозирования хлоридов будет равно: од (0 = Cf) donq = 0,05*0,020 = 0,001 кг/м2 мм = 1 гр/ м2 мм.

Значению <3q (l) = 1 гр./м2 мм соответствует изменение температуры.

5t = 5/20 = 0.25 (°С/гр.), поэтому среднее квадратическое отклонение температуры воздуха будет равно: при t°C от 0 до -5 — crtdon = 0,25 (°С/гр.), при t°C от -5 до -10 — ctdon = [-10 — (-5)]/(40 — 20) = 0.25 (°С/гр.), при t°C от-10 до -15 — atdon = [-15 — (-10)]/(70 — 40) =0.16 (°С/гр.).

Практически, изменение температуры воздуха на 0.25°С определяет необходимость переходить к иной дозировке хлоридов qmp, (гр/м мм). Такое требование может быть выполнено при использовании механизмов с автоматическим дозированием.

В соответствии с допустимой точностью распределения соли по площади покрытия дороги, которая характеризуется допустимым коэффициентом вариации CvFdon — 0.05, рекомендуется выполнять регулирование рабочих органов машин. При этом также рекомендуется использовать автоматическое регулирование.

По данным определений толщины отложений льда (см. приложение 4, табл. 1) и итогового коэффициента вариации, вычисляемого по формуле (2.25), по участкам дорог строили линейные графики (рис. 4.1, рис. 4.2).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация контроля загрязнения почв: Обзорная информация: Серия Автоматизация сбора и обработки гидрометеорологической информации. Вып. 3 / ВНИИГМИ-МЦЦ. — Обнинск, 1984. — 42 с.
  2. Ю.Р., Блажко Н. И. Математические методы в географии: Учебн. пособие / Казанск. у-т. Казань, 1976. 352 с.
  3. В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог: В 2 ч. -М.: Транспорт, 1987.
  4. В.М. Геология и грунтоведение. -М.: Недра, 1977. 256 с.
  5. И.А., Самородов Ю. А., Соколов B.C. Зимнее содержание аэродромов. -М.: Транспорт, 1982. 192 с.
  6. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1965.-465 с.
  7. А.В., Исаков С. С. Новый противогололедный материал // Наука и техника в дорожной отрасли. 1998. — № 3. С. 17.
  8. А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. М.: Транспорт, 1976. — 224 с.
  9. А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения. -М.: Транспорт, 1986. 248 с.
  10. А.П., Немчинов М. В. Безопасность движения в осенний и весенний периоды года. М.: Транспорт, 1976. — 80 с.
  11. А.П., Сиденко В. М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебн. для вузов / Под ред. А. П. Васильева. М.: Транспорт, 1990. — 304 с.
  12. А.П., Фримштейн М. И. Управление движением на автомобильных дорогах. М.: Транспорт, 1979. — 296 с.
  13. А.К. Дорожное районирование. М.: Транспорт, 1989.95 с.
  14. Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. М.: Фед. дор. сл. России, 1997. — 63 с.
  15. А.Т. Учет гололедообразования при проектировании автомобильных дорог // Пути повышения эффективности зимнего содержания автомобильных дорог: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч.-техн. конф./ Минавтодор РСФСР. М., 1987. — С. 32 — 34.
  16. А.Т. О концепции метеорологического обеспечения дорожной отрасли Российской Федерации // Проблемы транспортного строительства и транспорта: Матер. Междунар. науч.-технич. конф. Вып. 2. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 1997. — С. 20 — 22.
  17. А.Т. Размещение дорожных метеорологических станций на автомобильных дорогах Саратовской области // Проблемы транспортного строительства и транспорта: Матер. Междунар. науч.-технич. конф. Вып. 2. / Сарат.гос.техн.ун-т. Саратов, 1997. — С. 22−25.
  18. А.Т. Необходимость разработки экологического паспорта автомобильных дорог // Состояние биосферы и здоровье людей: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Пенз. гос. арх. стр. академ. Пенза, 2001.-С. 20−21.
  19. Е.А., Ротенбург Т. М. Анализы почв, растений и удобрений. -Саратов.: Приволж. кн. изд-во., 1965. 134 с.
  20. Э.Р. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей: Учеб. пособие / Э. Р. Домке, В. В. Лянденбурский, А. И. Влазнев. Пенза: Пенз. арх. -строит, академ., 2001. — 127 с.
  21. Э.Р., Вдовина В. Я. Проектирование внутрихозяйственных автомобильных дорог: Учеб. пособие для вузов, 2-е изд., Пенза: Пенз. арх. -строит, академ., 1999. — 177 с.
  22. Е.П. Гололед и изморозь. Л.: Гидрометеоиздат, 1971. — 228 с.
  23. И.Е. Важный показатель качества строительства дороги -сохранение окружающей среды // Повышение качества строительства автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР / Тез. докл. Под ред. В. А. Семенова. Владимир: ВПИ, 1981. С. 77- 81.
  24. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.: ООО Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
  25. И.Е., Савин В. В. Защита природной среды при строительстве, ремонте, и содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1989. -239 с.
  26. В.А., Рыжевич П. И., Пастернацкий В. А. Использование галитовых отходов для борьбы с гололедом // Автомобильные дороги. -1980.-№ 12.-С. 15−16.
  27. Жизнь растений: В 6 т. / Гл. ред. А. А. Федоров. М.: Просвещение, 1980. — Т.5.Ч.1. Цветковые растения. / Под ред. A.JI. Тахтаджяна. — 430 с.
  28. С.Н. Управление состоянием автомобильных дорог // Проблемы транспортного строительства и транспорта.: Матер. Междунар. науч.-техн. конф. Вып. 1. / Сарат.гос.техн.ун-т. Саратов, 1997. — С. 23 — 24.
  29. А.Д. Морось и гололед при значительных морозах // Метеорология и гидрология. 1953. — № 4. — С. 34 — 36.
  30. А.С. Синоптическая метеорология и основы предвычисления погоды: Учеб. для вузов. Л., Гидрометеоиздат, 1968. — 774 с.
  31. Зимнее содержание автомобильных дорог / Под ред. А. К. Дюнина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1983. — 197 с.
  32. Зимнее содержание дорог: Пер. с нем. М.: Транспорт, 1977. — 176 с.
  33. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах: ВСН 20−87. М.:Транспорт, 1988. — 41 с.
  34. Инструкция по повышению эффективности работы снегозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог: ВСН 17−73. М.: Транспорт, 1974.-32 с.
  35. Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог: ВСН 34−78. М.: Транспорт, 1979. — 24 с.
  36. Использование информации о погодно-дорожных условиях при зимнем содержании дорог в Финляндии / Приложение к письму № К1 423. -М.: Минавтодор, 1985.-4 с.
  37. Ц.А. Местные условия образования гололеда в Саратовской области // Сб. раб. по синоптике № 2. JL: Гидрометеоиздат, 1958. -С. 87 — 96.
  38. Н.В. Косвенные методы расчета климатических характеристик. М.: ВНИИГМИ-МЦД, 1976. — 30 с.
  39. Н.В., Наровлянский Г. Я. Климатологическая обработка метеорологической информации. Л.: Гидрометеоиздат, 1978 — 296 с.
  40. В.И. Сток и потеря талых вод на склонах полевых водосборов. -Л.: Гидрометеоиздат, 1968. 168 с.
  41. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. 4-е изд., пер. со 2-го амер. изд. / Под ред. И. Г. Арамановича. -М.: Наука, 1977.-832 с.
  42. М., Нибрюгге Л. Опыт использования приборов оповещения об опасности гололеда в объединении «Ландшафтсфербанд Вестфален-Липпе»: Пер. с нем. № М-38 747. М.: ЦООНТИ/ВНО, 1986. — 20 с.
  43. М., Нибрюгге Л. Система состояния дорог и погодной информации в объединении «Ландшафтсфербанд Вестфален-Липпе». Пер. с нем. № 1293/1. Саратов: ТПП СССР, 1989. — 9 с.
  44. П.Л., Лазебников М. Г. Пути снижения зимней аварийности на дорогах Московской области // Автомобильные дороги. 1992. — № 1. -С. 13−14.
  45. Д.Л. Физика пограничного слоя атмосферы 2-е изд., перераб. и доп. Л.:Гидрометеоиздат, 1970. -342 с.
  46. И.Ф., Воронов Ю. В. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие -М.: Стройиздат, 1988. 192 с.
  47. Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. М.: Транспорт, 1980. — 311 с.
  48. Л.Е. Влияние возвышенностей азиатской части СССР на величину гололедно-изморозевых отложений // Метеорология и гидрология. 1981. № 8. — С. 52 — 57.
  49. Л.Е. О влиянии рельефа на гололедно-изморозевые отложения // Метеорология и гидрология. 1981. № 2. 49 55.
  50. В.Н., Буслаев А. П., Трофименко Ю. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. -М.: ИНФРА-М, 1998. 408 с.
  51. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш .шк., 2001. — 273 с.
  52. В.И., Рудаков Л. М. Влияние жидких хлоридов на скользкость дорожного покрытия // Труды ГосдорНИИ. 1979. — № 26. — С. 122 — 126.
  53. В.И., Бережная Ю. А. Использование отхода п/о «Лакокраска» для борьбы с гололедом на автомобильных дорогах // Труды ГосдорНИИ. -1980.-С 145 150.
  54. И.И., Молдаванов О. И., Шишов В. Н. Инженерная экология. Общий курс: В 2 т. -М., 1996.
  55. О.В., Солнцев Ю. К., Сорокин Ю. И. Толковый словарь математических терминов: Пособие, для учителей. Под ред. В. А. Диткина. -М.: Просвещение, 1965.-540 с.
  56. М.И. Краткосрочный прогноз метеорологических условий обледенения самолетов на земле и взлетно-посадочной полосы в аэропорту София // Метеорология и гидрология. 1983. — № 7. С. 54 — 60 .
  57. Материалы конференции по вопросам изучения и информации о состоянии дорог в зимний период: Пер. с фр. № 361/2. Минск: БелНИИНТИ, 1980.-23 с.
  58. Метеорологические станции капиталистических стран: Обзорная информация: Серия Автоматизация сбора и обработки гидрометеорологической информации. Вып 1. / Обнинск, — ВНИИГМИ-МЦЦ, 1984.-46 с.
  59. Методы зимнего содержания дорог в Финляндии / Под ред. Е. Н. Баринова. Пер. с англ. Санкт-Петербург.: Дор. уч.-науч. центр, 1995. — 66 с.
  60. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М.: Гос. ком. по охр. окр. среды. 1999. 71 с.
  61. Методические рекомендации по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения. -М.: Транспорт, 1983.- 120 с.
  62. А.А. Проблемы охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации дорог в Сибири // VII Всесоюзн. сов. дор.: Тез. докл. М.: СоюздорНИИ, 1981. — С 19−21.
  63. А.А. Вопросы охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации дорог // Повышение качества строительства автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР / Тез. докл. Под ред. В. А. Семенова. -Владимир: ВПИ, 1981. С 81 88.
  64. Микроклимат СССР Под ред. И. А. Гольцберг. -JL: Гидрометеоиздат, 1967. -287 с.
  65. А.В. О методе определения сил смерзания льда и льдоподобных образований с поверхностью дорожных бетонов // Контроль и повышение качества в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. / Сб. статей. -М.: ЦБНТИ, 1985. С. 99 -105.
  66. А.В. О создании гололедно-безопасных дорожных одежд // Автомобильные дороги. -1981.№ 11.-С. 11 13.
  67. А.В., Коцюбинская Т. А. О дорожно-строительной климатологии и геофизике // Контроль и повышение качества в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог / Сб. статей. ГипродорНИИ. М.: ЦБНТИ, 1985. — С 90 — 98.
  68. Н.С. Гололедные образования на воздушных линиях связи и электропередачи. Л.: Гидрометеоиздат, 1945. — 123 с.
  69. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып.З.Ч.1. Метеорологические наблюдения на станциях. Л.:Гидрометеоиздат, 1969. -306 с.
  70. Н.П. Общее землеведение. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. — 336 с.
  71. М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей. М.: Транспорт, 1985. — 231 с.
  72. Нормативные данные по предельнодопустимым уровням загрязнения вредными веществами объектов окружающей среды // Спр. материалы. Санкт-Петербург: АМЕКОС, 1993. 233 с.
  73. И.Г., Стародубцев В. Б., Распоров О. Н. Научные исследования проблем дорожного комплекса // Проблемы автодорожного комплекса Саратовской области и пути их решения / Матер.науч.-пр.конф.,-Саратов.:Сарат.гос.техн.ун-т, 1996 С. 72 -75.
  74. Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы. М.: Транспорт, 1982. — 176 с.
  75. Охрана природы. Экологический паспорт природ ©-пользователя. Основные положения, типовые формы: ГОСТ Р 17.0.0.06−2000. Введ. 11.09.2000. -М.: Госстандарт, 2000. 62 с.
  76. Е.И., Буралев Ю. В. Экология транспорта: Учеб. для вузов. -М.:Транспорт, 1999.-232 с.
  77. .С., Торнз Дж.Е. Использование компьютерной модели для прогнозирования образования льда на дорожных покрытиях: Пер. с англ. № Р-29 037, М.: ЦООНТИ/ВНО, 1988. — 46 с.
  78. В.В. Растительный мир нашей родины: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1991.-207 с.
  79. П.И., Щит В.А., Строков Д. М. Применение шумозащитных придорожных экранов для снижения шума в жилой застройке // Проблемы транспортного строительства и транспорта / Матер.науч.-техн. конф-Саратов.:Сарат.гос.техн.ун-т., 1997-С. 12- 14.
  80. А.П., Соколов В. И. Меры снижения воздействия противогололедных материалов на придорожные территории // Наука и техника в дорожной отрасли. 1997. — № 2. — С. 11 с.
  81. В.П., Самодурова Т. В., Федорова Ю. В. Экологические аспекты зимнего содержания дорог. Воронеж: Воронежская гос. арх.-стрит.акад., 2000.- 152 с.
  82. Полосина-Никитина Н. С. Рациональное использование природных ресурсов основа благоприятной экологической обстановки в зоне автомобильных дорог // Обзорн. инф. Вып. 4. — М.:Информавтодор, 1994.-52 с.
  83. Полосина-Никитина Н.С., Пошехонова Т. А. Использование цеолитов для создания гололедобезопасных покрытий // Автомоб. дороги. Сер. Стр-во и эксплуатация автомоб. дорог: Приложение к информ. сб. «Экспресс-информ.» Вып. 2.-М.: ЦБНТИ, 1992. 38 с.
  84. .И. и др. Охрана окружающей среды при транспортном строительстве на крайнем Севере // VII Всесоюзное совещание дорожников / Тез. докл. и сообщ. Секция планир. и проектир. автомоб. дор. -М.: СоюздорНИИ, 1981. С. 17 — 19.
  85. Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических картограмм. Изд 2-е, перераб. и доп. -М.: Россельхозиздат, 1969. 328 с.
  86. Предотвращение коррозии автомобилей: Сб. статей. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1983. — 192 с.
  87. М.Г. Справочник инженера синоптика. — Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 327 с.
  88. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера -дорожника Под ред. Г. А. Федотова. М.: Транспорт, 1989. — 437 с.
  89. Е.Д., Седов А. В. Закономерности разрушения дорожных асфальтобетонных покрытий в агрессивных средах противогололедных материалов // Проблемы эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. Харьков: Знание, 1998. — С. 72 — 77.
  90. А.Н. К вопросу о повторяемости гололеда // Метеорология и гидрология. 1953 — № 1. — С. 28 — 32 с.
  91. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. М.: Минтранс, 1995.- 124 с.
  92. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера -дорожника / А. П. Васильев, В. Н. Баловнев, М. Б. Корсунский и др. Под ред. А. П. Васильева. М.: Транспорт, 1989. — 287 с.
  93. Л. Грунтовые воды в строительстве. Пер. с англ. Вып. 3: Под ред.
  94. B.А.Кирюхина. М.: Стройиздат, 1989. — 432 с.
  95. Р. Информационная система обнаружения льда и метеоусловий на дороге // Обзор: Пер. с англ. №> 1406/4. Саратов, ТПП СССР, 1990. — 24 с.
  96. ЮЗ.Ройзин В. Я., Иванов А. В., Глухов А. Т. Охрана природной среды при ремонте и содержании автомобильных дорог // Совершенствование эксплуатации автомобильных дорог. Сб. науч. тр. / ОмПИ. Омск, 1984.1. C. 79−81.
  97. Е.Н. Микроклиматическая изменчивость основных элементов климата. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. — 280 с.
  98. Р.В. Надежность человека в системе «Водитель-автомобиль-дорога-среда» // Пути повышения безопасности дорожного движения. Тез. докл. и сообщ. II Всесоюзн. межвуз. науч.-техн. конф. /- М.: МАДИ, 1975. -С. 59−70.
  99. Л.М. Бишофит для борьбы с гололедом // Автомобильные дороги. 1984. -№ 1.-С. 8 с.
  100. Л.М., Арбузов В. А. Использование жидких хлоридов для борьбы с зимней скользкостью на дорогах // Автомобильные дороги. 1980. — № 10-С. 10−11.
  101. Ф., Сотерей Р., Валдтефль П. Дорожная метеорология: Пер. с фр. № 46/86. М.: ГипродорНИИ, 1987. — 7 с.
  102. Н.А. Охрана природы и окружающей среды при проектировании автомобильных дорог. // Тез. докл. и сообщ. VII Всесоюзн. сов. дор.: — М.: СоюздорНИИ, 1981.-С. 14- 16.
  103. О.Г. Микрометеорология. Исследование физических процессов в нижних слоях атмосферы: Пер. с англ. / Под ред. Д. Л. Лайхтмана. Л.: Гидрометеоиздат, 1958. — 356 с.
  104. В.М., Михович С. И. Эксплуатация автомобильных дорог. Уч. для студ. вузов. М.: Транспорт, 1976. — 288 с.
  105. О.П., Козлов Ю. Д. Влияние активности естественных радионуклидов строительных материалов на радиационный фон помещений: Учебное пособие. -М.: Энергоатомиздат, 1996. 160 с.
  106. А.П. Расчет конструкций на основе теории риска. М.: Стройиздат, 1985. — 304 с.
  107. П.М., Муравин Э. А. Агрохимия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 1988. -447 с.
  108. СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.-53 с.
  109. Справочник по климату СССР. Вып. 1 34. В 5 ч. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965 — 1970.
  110. В.В. Дорожные условия и организация движения с использованием теории риска: Учеб. пособие. Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 1999. — 167 с.
  111. В.В. Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска. В 2 ч. Саратов.: Сарат. гос.техн.ун-т. 1994.
  112. В.В. Риск как мера безопасности движения при проектировании и реконструкции автомобильных дорог // Безопасность на транспорте. -Санкт-Петербург, 1993.-С. 380−400.
  113. В.В., Писной А. Л. Экологический анализ транспортных проектов // Актуальные проблемы эксплуатации транспорта: Межвуз. науч. сб. Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2000. С. 114 — 120.
  114. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24−75. М /Транспорт, 1976. — 264 с.
  115. Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог: ВСН 29−76. М.: Транспорт, 1977. — 158 с.
  116. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью: ВСН 38−77. М.:Транспорт, 1978. — 56 с.
  117. Труды ГГО. Вып. 3. Л.: Гидрометеоиздат, 1947. — 72 с.
  118. Труды ГипродорНИИ. Вып. 19. М.: ГипродорНИИ, 1976. — 191 с.
  119. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах: ВСН 25−88. -М.:Транспорт, 1988. 183 с.181
  120. Г. А. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1986.-317 с.
  121. В.В. Проблемы и методы оценки экологического качества автомобильных дорог // Проблемы эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. Харьков: Знание, 1998. — С. 13−24.
  122. JI.A., Кривченко А. С. Использование химических отходов для борьбы с гололедом на дорогах Украины // Автомобильные дороги. -1981-№ 11.-С. 13- 14.
  123. В.Л., Калашников В. И., Крестин И. Н. Охрана окружающей среды на предприятиях строительной индустрии: Учеб. пособие. Пенза: Пенз. гос. архит.-строит. акад., 1998. 156 с.
  124. С.П., Мамонтова Л. И. Метеорологический словарь. -Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 568 с.
  125. А.Я., Хухрянский В. Т., Изотов Д. И. Снижение коррозионной активности антигололедного реагента ХКФ // Автомобильные дороги. -1981. № 9.- С. 3−4.
  126. .М., Детлаф А. А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. Изд. 7-е, испр. М.: Наука, 1979. — 943 с.
Заполнить форму текущей работой