Права на землю лиц, не являющимися собственниками земельных участков
В случае, если кооператив создается из числа работников государственных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных общеобразовательных учреждений, государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных учреждений высшего… Читать ещё >
Права на землю лиц, не являющимися собственниками земельных участков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Аренда земельного участка
- 2. Безвозмездное пользование земельным участком
- 3. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)
- 4. Право общего пользования землёй
- Заключение
- Библиографический список
В результате многочисленных изменений земельного законодательства, земельных реформ, обеспечивавших переходные этапы от социалистической собственности на землю к частной, в нашей стране сохранились множественные формы владения и пользования землёй.
В настоящий период времени наряду с правом собственности на земельные участки как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают и такие права, как
1. Аренда земельного участка
2. Безвозмездное пользование земельным участком
3. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
4. Право общего пользования землёй
Такими правами могу обладать и юридические лица и граждане. Они не являются собственниками земельных участков (несобственники). А права на земельные участки для них подразделяются на вещные и обязательственные.
К вещным правам на земельный участок относятся право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Вещные права не прекращаются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Обязательственные права — это те права, что приобретаются в результате сделок. К ним относятся договоры аренды земельного участка, ренты и пожизненного содержания с иждивением, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления, залога (ипотеки).
Право общего пользования землёй выделяется отдельно. Это право свободно находиться на открытых для общего доступа земельных участках. Право использовать природные объекты на таких участках. Право свободного прохода (если нет иных ограничений). Обычно — это земли государственной или муниципальной собственности.
Если обладание земельным участком ведётся на праве аренды, то, соответственно, обладатели таких участков являются арендаторами.
Юридические лица и граждане, предоставившие земельные участки в аренду, являются арендодателями.
Граждане, получившие земельные участки от организаций в качестве служебных земельных наделов, и юридические лица, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования, являются ссудополучателями. Соответственно, в этом случае собственник земельного участка является ссудодателем.
Несобственникам земельных участков законодательством предоставлена возможность эксплуатации земельных участков с целью получения определённых благ. Правом распоряжения земельными участками (например, правом продажи) несобственники не обладают.
1. Аренда земельного участка
Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ). По данному договору арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ).
Согласно Земельному кодексу аренда земли — это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения какого-либо хозяйства. Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков (ст. 260 ГК РФ), а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, — уполномоченные государством органы.
Договор аренды земли
В Земельном кодексе Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ) аренде земельных участков посвящена ст. 22, согласно которой земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 11 ст. 22 ЗК РФ).
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п. 4 ст. 65 ЗК РФ). Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).
Арендатор земельного участка Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136 ФЗ)., за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, имеет право:
— передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ);
— передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ (п. 6 ст. 22 ЗК РФ).
Особенности аренды земли, находящейся в госсобственности
Организация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:
1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной
собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
2. Если организация берет в аренду землю для строительства.
В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право (если иное не установлено федеральными законами) передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ):
— в пределах срока договора аренды земельного участка;
— без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускаются: изменение условий договора аренды без согласия арендатора и ограничение установленных договором прав арендатора. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
2. Безвозмездное пользование земельным участком
Одним из видов прав на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации является право безвозмездного пользования. Право безвозмездного пользования земельными участками является обязательственным правом.
Гражданское законодательство дает определение понятия договора безвозмездного пользования (договора ссуды). Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 689 ГК РФ).
Таким образом, по договору безвозмездного пользования земельным участком (договору ссуды земельного участка) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает земельный участок или его часть в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть земельный участок или его часть.
Ссудополучатели (землепользователи) — лица, пользующиеся земельными участками на праве безвозмездного пользования, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены
договорами;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Особенности договора безвозмездного пользования земельным участком:
— безвозмездность (отношения сторон являются безвозмездными);
— предметом договора является земельный участок или часть земельного участка, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (индивидуально-определенная непотребляемая вещь).
Безвозмездный характер землепользования является отличительной чертой данного договора.
В договоре безвозмездного пользования земельным участком должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить земельный участок или его часть, подлежащий передаче ссудополучателю в качестве объекта пользования. Земельный участок, подлежащий передаче по договору, определяется путем указания его кадастрового номера (учетного номера части земельного участка), категории земель, вида разрешенного использования, местоположения (адреса), площади. При отсутствии этих данных в договоре условие о земельном участке или его части, подлежащем передаче в пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Договор безвозмездного пользования земельным участком, как и договор аренды земельного участка, устанавливает обязательственные права на земельные участки, что обусловливает у них ряд принципиально сходных черт. Во-первых, в обоих договорах земельный участок передается в пользование, только в одном случае — возмездное, а в другом — безвозмездное.
Во-вторых, при регулировании договора безвозмездного пользования законодатель использует ряд отсылочных норм к главе ГК РФ об аренде (так, пункт 2 статьи 689 ГК РФ содержит отсылки к пяти статьям главы 34 «Аренда» ГК РФ). Принципиальным отличием является то, что земельный участок или его часть при аренде передается не только в пользование, но и во владение, что позволяет арендатору пользоваться комплексом мер по владельческой защите принадлежащего ему права аренды земельного участка, чего лишен ссудополучатель. А также в отличие от арендатора, который вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, ссудополучатель не вправе распоряжаться земельным участком.
Таким образом, отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования земельным участком, регулируются ЗК РФ, главой 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами главы 34 ГК РФ («Аренда»).
Статья 24 ЗК РФ определяет исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в безвозмездное пользование:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, религиозным организациям с предварительным согласованием мест размещения объектов для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений и религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями;
5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на срок строительства объекта недвижимости;
6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;
7) лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из земель, находящихся в частной собственности, а также из земель организаций.
Перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование, является исчерпывающим и не может толковаться расширительно, так как изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования земли, установленного ЗК РФ.
Кроме того, земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (пункт 6 статьи 87 ЗК РФ).
Для строительства в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
2) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, религиозным организациям с предварительным согласованием мест размещения объектов для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;
3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на срок строительства объекта недвижимости;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование религиозной организации для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) религиозная организация, заинтересованная в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании заявления религиозной организации либо обращения исполнительного органа государственной власти, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
2) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявкой религиозной организации, заинтересованной в предоставлении земельного участка для строительства, и за ее счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета.
На основании акта о выборе земельного участка для строительства, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка выполняются кадастровые работы, и осуществляется постановка выбранного земельного участка на государственный кадастровый учет;
3) после постановки выбранного земельного участка на государственный кадастровый учет на основании заявления религиозной организации, заинтересованной в предоставлении земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (на территории Новосибирской области — в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области), если такой документ не представлен религиозной организацией по собственной инициативе.
Появившаяся с 01.01.2007 возможность предоставления в безвозмездное пользование земельных участков в случае заключения государственного или муниципального контракта на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, позволяет без проведения торгов предоставлять земельные участки для строительства, в том числе жилищного, осуществляемого за счет бюджетных средств. Так, по общему правилу продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Одним из исключений из этого правила является предоставление земельного участка в безвозмездное пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство многоквартирного дома, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на срок строительства многоквартирного дома.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Так, на стороне заказчика работ по строительству объекта недвижимости выступает государственный или муниципальный заказчик, представляющий соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование).
Правом подписания (заключения) государственного или муниципального контракта обладает только государственный или муниципальный заказчик, в независимости от того, осуществлялись ли функции по размещению заказа уполномоченным органом или часть таких функций осуществлялась специализированной организацией. Цель заключения государственного или муниципального контракта — выполнение работ по строительству объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд. право аренда сервитут земля
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
С 01.12.2011 появляется возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Так, Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» предусматривается, что Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие Российской Федерации по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа, в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам, в том числе жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии со статьей 16.5 вышеуказанного Федерального закона, для строительства многоквартирных домов, отнесенных к жилью экономического класса и жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии со статьей 16.5 вышеуказанного Федерального закона из числа граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), которые и все жилые помещения в которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса.
Жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ЖК РФ), другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
В соответствии со статьей 16.5 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» жилищно-строительные кооперативы создаются в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, государственных академиях наук и созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им организациях, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, является основным местом работы, а также граждан, имеющих трех и более детей.
Такие граждане имеют право на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому передается земельный участок в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», и однократное вступление в члены такого кооператива. В случае, если такие граждане уже являются членами жилищно-строительного кооператива, которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное пользование, не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» в члены этого кооператива.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 108 утверждены перечень отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства и Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов.
В случае, если кооператив создается из числа работников государственных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных общеобразовательных учреждений, государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных учреждений здравоохранения, государственных учреждений культуры, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных учреждений культуры и (или) граждан, имеющих трех и более детей, то категории граждан из числа лиц, для которых работа в указанных учреждениях является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов» (с изменениями и дополнениями).
Разновидностью безвозмездного пользования земельным участком является пользование служебным земельным наделом. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование гражданам — работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором Трудовой кодекс РФ, ст. 15.
Основания и порядок предоставления земельных участков гражданам в виде служебного надела регулируются кроме ЗК РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Так, согласно Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 № 26Ц, железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации пункт 19 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 № 26Ц. Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской
Федерации, утвержденному постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 № 48, на некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике могут быть разрешены предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов).
Однако пункт 2 статьи 24 ЗК РФ, разрешающий организациям отдельных отраслей экономики, в том числе организациям транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организациям, осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственным природным заповедникам и национальным паркам, предоставлять земельные участки своим работникам в безвозмездное пользование в качестве служебного надела, является типичным примером межотраслевой коллизии (противоречия норм ЗК РФ и ГК РФ).
Из земель, находящихся в частной собственности граждан или юридических лиц, земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование иным гражданам или юридическим лицам на основании договора. Срок договора безвозмездного пользования земельным участком в данном случае законодателем императивно не определен. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается на срок, определенный договором. Если срок безвозмездного пользования земельным участком в договоре не определен, договор безвозмездного пользования земельным участком считается заключенным на неопределенный срок. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом следует иметь в виду, что коммерческая организация не вправе передавать земельный участок в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.
На основании вышеизложенного существует три основания возникновения права безвозмездного пользования земельным участком: гражданско-правовой договор безвозмездного пользования земельным участком; решение (административный акт) органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование; решение организации, в которой работник осуществляет трудовую деятельность, о предоставлении служебного земельного надела на основании заявления работника.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на срок до утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Очевидно, что земельный участок может быть предоставлен бесплатно на определенный срок только на праве безвозмездного пользования в соответствии со статьей 24 ЗК РФ. Вместе с тем, что ЗК РФ возможность предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на праве безвозмездного пользования не предусмотрена.
Вместе с тем пункт 19 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» говорит о возможности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется.
Таким образом, из смысла положений статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и пункта 19 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что первоначальное бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению после государственной регистрации такого объединения и до утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру в безвозмездное пользование возможно.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому или дачному некоммерческому объединению для садоводства или дачного строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для садоводства или дачного строительства в безвозмездное пользование;
4) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком.
Вместе с тем порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства нуждается в уточнении.
Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) при отказе землепользователя (лица, владеющего земельным участком на праве безвозмездного пользования) от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ;
3) по решению суда о прекращении права безвозмездного пользования на земельный участок в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ.
По общему правилу право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен. Однако право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. А также право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
3. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)
В связи с активным развитием земельных правоотношений вопрос о правовом регулировании сервитутов является достаточно актуальным.
Порядку установления сервитутов в Российской Федерации посвящены статьи 274−277 Гражданского Кодекса РФ и статья 23 Земельного Кодекса РФ. Данные статьи содержат определение сервитута, его виды, порядок установления и прекращения. В целом необходимо отметить, что законодательство о сервитутах в России находится только в стадии становления и на практике реализуется достаточно редко.
Определение сервитута
Сервитут — это ограниченное право пользования чужим земельным участком.
В соответствии с п. 1 стр. 274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка, в отношении которого он установлен. Более того, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в отношении которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).
В случае, если права на земельный участок, обремененный сервитутом, перейдут к другому лицу, то сервитут сохраниться. При этом сам по себе сервитут не может быть предметом сделок (купли-продажи, залога и др.) и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой сервитут был установлен (п. 2 ст. 275 ГК РФ).
Виды сервитутов
Действующим законодательством предусмотрен публичный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается.
Кроме того, сервитуты бывают срочными (устанавливаются на определенный срок) и постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).
Основания для сервитутов
В соответствии с п. 3 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокошения или выпаса скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Порядок установления сервитутов
Как уже было сказано выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Следует отметить, что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, в настоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты.
Порядок прекращения сервитутов
Согласно положению ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Механизм государственной регистрации сервитутов
Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту — Закон о регистрации). Сервитуты вступают в силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.
Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
С заявлением о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе обратиться лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год.
Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие таких органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированном праве собственности на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и в отношении которого или части которого устанавливается сервитут, не является основанием для приостановления сервитута или отказа в его государственной регистрации Ст. 27 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
4. Право общего пользования землёй
Есть темы в российском законодательстве, которые вызывают неоднозначное толкование не только у граждан, но и у юристов. Среди вопросов земельных отношений правовой режим земель общего пользования является одним из самых сложных. Однако обойти его стороной не представляется возможным, особенно сейчас, когда заново формируется институт землепользователей и землевладельцев.
Терра инкогнита
Законодательные нормы, касающиеся земель общего пользования, можно найти в Гражданском, Земельном, Градостроительном, Административно-правовом кодексах и ряде законах. Однако это не дает четкого представления о предмете.
Начнем с определения. Как таковое оно встречается в Гражданском кодексе РФ, но касается не земель, а земельного участка общего пользования.
Статус общего пользования имеют «не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких? либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка» (п. 1 ст. 262 ГК РФ).
Из данного определения следует, что речь идет о государственных или муниципальных землях, в отношении которых у граждан есть следующие права. Они могут находиться на этих участках и пользоваться природными объектами. Право присутствия ничем не ограничено; право пользования ограничено законами и собственником земли, то есть государственным или муниципальным органом.
А где мне взять такую землю
Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) в ст. 85 поясняет, что к землям общего пользования относят участки, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и др. В категориальной системе эти объекты причисляют исключительно к землям поселений, которые делятся на различные территориальные зоны: жилые, рекреационные, зоны инженерных и транспортных инфраструктур и др. Примечательно, что земли общего пользования не являются самостоятельной территориальной зоной, а входят в состав других зон. Это понятно на примере автомобильных дорог, которые, с одной стороны, относятся к зоне инженерных и транспортных инфраструктур, а с другой — являются объектом общего пользования всех граждан.
Земельные участки общего пользования могут входить и в состав рекреационных зон. В первую очередь, это лесопарки, пляжи, скверы и другие территории, являющиеся местом отдыха населения. Многие из перечисленных объектов входят и в состав лесного фонда, например Лосиный остров или Воробьевы горы. И здесь возникает первая из правовых коллизий. Хотя действующее законодательство прямо не предусматривает земли общего пользования на иных категориях земель, кроме поселений, но граждане, гуляя по лесу, в полной мере реализуют свои права беспрепятственно находиться на данных территориях и с известными ограничениями пользоваться природными объектами (собирать грибы, ягоды, лекарственные травы и т. п.). При этом закон предписывает гражданам соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений. Таким образом, лес, принадлежащий государству, никак не может быть отнесен к землям поселений, но фактически включает участки общего пользования.
В качестве другого примера земель общего пользования можно привести водные объекты, предназначенные для купания, катания на лодках и т. д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования запрещены.
Чья земля?
Правовой режим земель общего пользования проясняет п. 12 ст. 85 ЗК РФ. В соответствии с законодательством такие земельные участки не подлежат приватизации. Аналогичная норма права содержится и в Федеральном законе от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В п. 8 ст. 28 Закона говорится, что земельные участки, находящиеся в составе земель общего пользования, отчуждению не подлежат. Однако в том же документе содержится норма, приводящая к очередному правовому тупику. Закон признает обязанность собственника здания или сооружения, расположенного на муниципальной земле, оформить участок под объектом недвижимости и рядом с ним в собственность или аренду. Как известно, земли общего пользования также являются муниципальными (государственными), следовательно, ничто не должно препятствовать их приватизации владельцем здания, кроме нормы о запрете на приватизацию земель общего пользования.
Остается аренда
Отказаться от заключения соглашения аренды юридическое лицо не имеет права. Договор аренды — единственно допускаемая законом правовая форма, в которую можно облечь гражданские отношения с приватизированным строением и находящимся под ним земельным участком, входящим в состав земель общего пользования. Заключив договор аренды, юридическое лицо обязано платить арендную плату и налоги.
Но здесь нас поджидает еще один подводный камень. В ч. 1 ст. 606 ГК РФ дано определение договора аренды. Из него следует, что арендуемое имущество передается во временное владение и пользование конкретному лицу — арендатору, который регулярно вносит плату за использование
участка. Но если речь идет о территории, входящей в земли общего пользования, то ситуация становится неоднозначной. Права передаются одному лицу, а пользоваться землей по закону могут все, причем в отличие от арендатора, бесплатно находящегося на земельном участке общего пользования, платит за всех, кто пользуется этой землей (а это бессмысленно), либо земельный участок должен перейти в исключительное право пользования арендатором, но это противоречит закону. Вот такой правовой тупик.
Опять нужны поправки
Выход из сложившейся ситуации может найти только законодатель, внеся изменения в пресловутую 28-ю статью. Варианты решения данной задачи разные. Например, есть в юриспруденции конструкция, называемая публичным сервитутом (право ограниченного пользования чужим земельным участком). Применительно к данным отношениям она выглядит так.
Земельный участок, на котором располагается приватизированный объект, необходимо предоставить собственнику здания или сооружения за определенный выкуп, но законом установить публичный сервитут, то есть наложить на собственника ограничения, которые позволят использовать данный земельный участок любому и каждому, то есть всем. Это касается и объектов незавершенного строительства, находящихся на подобных участках. Сейчас вновь возводимые сооружения в пределах земель общего назначения законодатель вообще не рассматривает, исключив такие участки земли из юрисдикции градостроительных регламентов. Строительство на подобных территориях запрещено (подп. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Удастся ли внести очередные поправки в законы, покажет жизнь.
Заключение
Рассмотрев иные, кроме права собственности, права на землю, можно подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы.
Аренда земельных участков: арендатор владеет и пользуется земельным участком, а также имеет отдельные права по распоряжению. Арендатором может быть любое физическое или юридическое лицо. Согласно ЗК иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки на праве аренды.
В соответствии с российским законодательством право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) бывает публичный. Публичный сервитут устанавливается в интересах не отдельного собственника земельного участка, а для обеспечения интересов государства, местного самоуправления.
В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на срок, установленный законом, из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц на основании договора, из земель организаций на основании трудового договора.
Таким образом, подводя итог можно отметить, что вопрос существования иных кроме права собственности прав на землю является весьма актуальным.
В заключение, можно сделать вывод, что поставленная цель — обобщить самые важные и ценные научные сведения об иных кроме права собственности правах на землю, достигнута, а задачи определения понятий аренды земельных участков, права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), безвозмездного пользования земельными участками, рассмотрение их содержания, а также условий и порядка приобретения этих прав на землю, выполнены.
Библиографический список
1. «Земельный кодекс Российской федерации» от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 г) в ред.08.03.2015 г.;
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации «(принят ГД ФС РФ 21.10 1994) (ред. от 08.03.2015);
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004 г) в ред.31.12.2014 г.;
4. «Трудовой кодекс Российской федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г) в ред.31.12.2014 г.;
5. «Бюджетный кодекс Российской федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 г) в ред.26.12.2014 г.;
6. «Жилищный кодекс Российской федерации» от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004 г) в ред.29.12.2014 г.;
7. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в ред.08.03.2015 г.;
8. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ;
9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ;
10. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» ;
11. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в ред. 31.12.2014 г.;
12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ред. 08.03.2015 г.;
13. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов» ;
14. Постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» ;
15. Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 № 26Ц.