Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большой вклад в разработку проблемы ученического творчества внесли педагоги — представители филологического направления в методике. Ими были поставлены вопросы о сущности понятий «воспроизведение» и «творчество» в учебной деятельности школьника, о необходимости органического сочетания упражнений репродуктивного и творческого типов в практике письменных работ по русскому языку и словесности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Предпосылки руководства творческой деятельностью учащихся в педагогических системах русских словесников второй половины XIX века
    • 1. 1. Состояние методики преподавания гуманитарных предметов во второй половине XIX века (общая характеристика периода)
    • 1. 2. Традиции риторики в русле «практического» изучения словесности (М.Ф. Архангельский, А.П. Смирнов)

    1.3. «Воспроизводящая» и «производительная» деятельность школьников как прообраз репродукции и творчества в теории и практике филологического направления (И.В. Гаврилов, Л. И. Поливанов, Ю. Н. Верещагин, П. Е. Басистов, П.В. Смирновский).

    1.4. Руководство творчеством учащихся в педагогической системе

    Ц.П. Балталона.

    1.5. Литературное творчество учащихся в системе эстетического воспитания И. Ф. Анненского.

    Глава II. Воспитание творческих качеств личности: философский, психолого-педагогический и методический аспекты проблемы.

    2.1. Осмысление сущности творчества в различных философско -эстетических системах.

    2.2. Исследование творческих качеств личности в отечественной и зарубежной психологии.

    2.3. Психологические закономерности процесса художественного творчества и художественного восприятия.

    2.4. Психологические особенности детского творчества.

    2.5. Современные общедидактические и частные методические технологии творческой деятельности.

    2.6. Проблема творческой деятельности в методике преподавания литературы.

    Глава III. Комплексная система творческих заданий при изучении гуманитарных предметов в 5−7 классах школы.

    3.1. Принципы формирования системы творческих заданий.

    3.2. Система заданий для развития творческих качеств учеников

    5−7 классов.

Возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качественные перемены, происходящие во всех сферах нашего общества, вызвали изменения и в системе образования. Суть этих изменений — в гуманизации образовательных процессов, в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей. Гуманистический характер образования как основной принцип государственной политики в этой области закреплен в законе РФ «Об образовании» (1996).

На смену традиционной системе обучения, парадигма целей которой ориентирована на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на преимущественное развитие рационально-логической сферы личности, на воспитание человека с внешне заданными свойствами, постепенно приходит личностно-ориентированная педагогика, которая видит свою цель в развитии всей совокупности природных задатков и способностей личности, ее интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала. Содержание, методы и средства гуманистически ориентированной системы обучения и воспитания направлены на формирование креативной личности, стремящейся к реализации своих возможностей, способной и готовой к восприятию и созиданию нового. Поэтому важной задачей становится создание условий для творчества и самоактуализации личности.

Богатыми возможностями для приобщения школьников к творчеству располагают предметы гуманитарного профиля — литература, русский язык, риторика, мировая художественная культура. Уже сами изучаемые в школе произведения искусства дают ученикам возможность учиться творчеству у мастеров художественного слова. Проблема творческой деятельности интересно и многогранно разрабатывается в методике преподавания гуманитарных предметов (Б.М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, Т. А. Ладыженская, Н. В. Колокольцев, В. И. Капинос, С. А. Леонов, Л. С. Айзерман, В. В. Литвинов, Н. Р. Бершадская, В. З. Халимова и др.). Приемам анализа, привлекающим учащихся к творческой деятельности, уделяют большое внимание З. Я. Рез, В. Г. Маранцман. Т. В. Чирковская, Н. А. Станчек, Т. Б. Соломатина, Т. С. Зепалова, З. С. Смелкова и др.- ведутся активные поиски в области творческих форм урока литературы (Е.В. Карсалова, Р. И. Альбеткова, Н. В. Тимерманис, Е. О. Галицких, Т. П. Ионичева и др.), создаются программы гуманитарного образования, в которых ученическое творчество является одним из ведущих элементов (З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, В.А. Левин).

Но хотя методика преподавания гуманитарных предметов и добилась определенных успехов в решении проблемы творчества учащихся, реализация творческих заданий в школьной практике вызывает затруднения, связанные с тем, что использование отдельных заданий вне определенной системы малоэффективно. Со всей очевидностью выявилась необходимость комплексного, системного подхода к решению проблемы. Попытки создания системы творческих заданий предпринимались в методике (В.И. Лейбсон, В.Н. Шамардин). Однако система В. И. Лейбсона преимущественно ориентирована на развитие интеллектуальных, мыслительных операцийкомплексная система развития литературно-творческих способностей В. Н. Шамардина рассчитана на старших школьников. Поэтому представляется целесообразным продолжить поиски в этой области и предложить систему творческих заданий, направленную на развитие не только интеллектуального, но и эмоционально-образного потенциала учащихся средних классов (10−14 лет). Этот возраст психологи считают сензитивным периодом для формирования творческих способностей. Согласно Государственному стандарту литературного образования (1998) к среднему звену относятся 5−7 классы.

Однако для разработки системы творческих заданий недостаточно одного только практического опыта, необходимо специальное изучение истории вопроса. По справедливому утверждению известного дидакта М. Н. Скаткина, «это избавляет каждого отдельного педагога от необходимости заниматься заведомо безнадежным делом — заново открывать все педагогические истины, накопленные человечеством» (244, с. 14). В истории русской педагогики имеется интересный опыт руководства творческой деятельностью учащихся, поэтому обращение к нему становится актуальным.

Наиболее интересным для исследования представляется опыт педагогов — словесников второй половины XIX века в силу следующих причин. Словесность, сформировавшаяся как особая учебная дисциплина в 60-е годы XIX столетия, наследовала традиции преподавания риторики и пиитики, в которых творчество обучаемых — различные ораторские и поэтические упражнения — являлось обязательным условием. Традиции риторики получили развитие в 50-е гг. XIX в. в русле «практического» изучения словесности (М.Ф. Архангельский, А.П. Смирнов).

Теория словесности, окончательно пришедшая на смену риторике и пиитике в 60−70-е гг., тесно связывалась с практической стилистикой и письменными упражнениями учащихся по русскому языку. Особенному оживлению этой области преподавания способствовало широкое распространение филологического направления в изучении словесности (И.В. Гаврилов, Л. И. Поливанов, Ю. Н. Верещагин, П. Е. Басистов, П. В. Смирновский и др.). Основную задачу преподавания представители этого направления видели в том, чтобы «научить учеников читать и правильно писать в обширном значении этого слова». Задача развития дара слова не могла быть решена без собственной творческой деятельности учащихся. В связи с этим начались научно-педагогические искания в области теории и практики деятельности воспроизводящего и творческого типов. В педагогические дискуссии по вопросам о сущности понятий «воспроизведение» и «творчество», о терминах для их обозначения, о гармоническом сочетании репродуктивных и творческих упражнений включились такие педагоги, как И. В. Гаврилов, Л. И. Поливанов, Ю. Н. Верещагин, а также представители университетской науки, в частности, И. И. Срезневский.

Во второй половине XIX в. был накоплен богатый опыт проведения литературных бесед, активно пропагандировавшихся педагогами образовательно — воспитательного направления (Ц.П. Балталон). Литературные беседы были попыткой дать выход ученическому творчеству.

Нередко и сами писатели, поэты выступали как педагоги — словесники. В частности, известнейший поэт, критик, переводчик, И. Ф. Анненский преподавал языки и словесность в средних и высших учебных заведениях, являлся директором 8-ой Петербургской, а затем Николаевской Царскосельской гимназии. В системе эстетического воспитания, предложенной И. Ф. Анненским, творчеству учащихся уделяется самое серьезное внимание.

Вопросы развития методики преподавания словесности изучались учеными — методистами XX века. Обстоятельные исторические обзоры были сделаны В. В. Голубковым, Я. А. Ротковичем, А. П. Скафтымовым, Д. К. Мотольской, О. А. Моденской, A.M. Красноусовым, В. Ф. Чертовым, Т. Е. Беньковской. В ряде диссертационных исследований рассматривалось методическое наследие отдельных педагогов, а также методические проблемы в их историческом развитии. Однако идеи и открытия педагогов-словесников в области творческой деятельности учащихся, подготовившие дальнейшие поиски и свершения методики XX в., до настоящего времени не получили должного освещения. Имена многих педагогов были незаслуженно отвергнуты в советское время и стали заново открываться лишь в середине 90-х гг. XX в.

Настоящая диссертация, находясь в русле названных выше историографических исследований, является попыткой конструктивно-критического осмысления методического опыта с целью наиболее целесообразного и продуктивного его использования для решения задач творческого развития современных школьников.

Таким образом, проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде следующего вопроса: что из опыта педагогов-словесников прошлого может обогатить современную теорию и практику творческой деятельности учащихся?

Объектом исследования является процесс преподавания гуманитарных предметов во второй половине XIX века и в современной школе.

Предмет исследования — возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников.

Источниками исследования являются труды М. Ф. Архангельского, А. П. Смирнова, И. В. Гаврилова, Л. И. Поливанова, Ю. Н. Верещагина, П. Е. Басистова, П. В. Смирновского, Ц. П. Балталона, И. Ф. Анненскогопедагогические воспоминания.

Цель исследования — выявление возможностей использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: развитие творческих качеств школьников в процессе изучения гуманитарных предметов станет эффективным, если будет разработана и задействована в процессе обучения система заданий, стимулирующих развитие этих качеств, в которой учитывается опыт руководства творческой деятельностью учащихся, сложившийся в преподавании словесности во второй половине XIX века;

— в ее разработке будут использованы достижения современной психолого-педагогической науки, исследующей комплекс качеств, составляющих творческую способность личностиспособы измерения степени выраженности этих качествсредства их развития в учебном процессе.

В соответствии с объектом, предметом, проблемой, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

— выявить в педагогическом опыте прошлого наиболее плодотворные идеи, тенденции, способы руководства творческой деятельностью учащихся, имеющие значения для современного преподавания гуманитарных дисциплин;

— на основе анализа отечественных и зарубежных трудов по философии, психологии, педагогике, дидактике, методике преподавания литературы и русского языка теоретически обосновать выбор основных творческих качеств личности, определить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы развития данных качеств в процессе преподавания гуманитарных предметов (литературы и русского языка);

— разработать и экспериментально проверить комплексную систему заданий, направленную на развитие творческих качеств личности, в которой реализуется лучший педагогический опыт словесников второй половины XIX века.

Методологической основой исследования является диалектика как общий метод познания, заключающийся в целостном рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии. Исследование базируется на принципе научного историзма, комплексном, целостном подходе к изучению явления, положениях о единстве и взаимной обусловленности теории и практики обучения.

Исходные методологические позиции исследования составляют историко-педагогические взгляды на образование (А.Н. Джуринский, С. Ф. Егоров, Н. А. Константинов, А. И. Пискунов, З. И. Равкин и др.) — философские и психологические концепции творческой деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, JI.B. Яценко и др.) — исследования по психологии художественного творчества (Б.М. Теплов, А. Г. Ковалев, Б. С. Мейлах, Л. Г. Жабицкая, А. Г. Цейтлин, П. М. Якобсон и др.) — психолого-педагогические теории развития художественных способностей школьников (Л.С. Выготский, В. А. Левин, Е. А. Корсунский, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, В. П. Ягункова и др.) — педагогические теории развития творческих качеств личности (И.П. Волков, И.П. Иванов) — принципы личностно-ориентированного подхода (В.А. Сухомлинский, П. П. Блонский, Ш. А. Амонашвили). Исследование опирается также на теорию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.) — исследования по технологиям в учебном процессе (В.П. Беспалько, М.В. Кларин) — психолого-педагогической диагностике (А. Анастази, Дж. Гилфорд, Э. Торранс, Е.Е. Туник).

Методологические установки предопределили методы исследования: теоретические — сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный методы, позволяющие осмыслить прошлое, раскрыть сложность процесса становления теории и практики творческой деятельности учащихсяметод анализа проблемы (изучение, отбор и систематизация материалов по данной проблеме) — изучение и обобщение психолого-педагогического опытаметод теоретического обобщения данных опытно-экспериментальной работыэмпирические — психолого-педагогический экспериментизучение ученических творческих сочиненийметоды психолого-педагогических измерений (наблюдение, тестирование).

Основные этапы исследования.

Первый этап (1999 — 2000). Изучение научной литературы по проблеме диссертации, выделение основных направлений работы, разработка теоретических основ исследования. Определение целей, задач, гипотезы исследования, изучение методических трудов педагогов-словесников второй половины XIX века.

Второй этап (2000 — 2001). Историко-педагогический анализ методических трудов. Проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ полученных данных. Теоретическое обоснование и разработка системы творческих заданий, проведение экспериментального обучения (учителями школ, студентами, диссертантом).

Третий этап (2001 — 2002). Продолжение экспериментального обучения. Проведение контролирующего измерения, анализ и обобщение полученных результатов. Коррекция теоретических положений с учетом данных эксперимента. Оформление текста диссертации.

Базой исследования являлись общеобразовательные школы N 39, 80, гимназия N 2 г. Ярославля.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на исходные методологические позиции и апробированные взаимодополняющие методы исследованияпривлечением широкого круга источниковрепрезентативностью выборки контингента эксперимента и полученных данных, использованием различных методов статистической обработки для количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что на основе историко-ретроспективного анализа и обобщения опыта словесников второй половины XIX в. дано теоретическое обоснование системы заданий, обеспечивающих формирование творческих качеств современных школьников.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в педагогическом опыте прошлого выявлены перспективные для современного преподавания гуманитарных предметов тенденции, способы, принципы руководства творческой деятельностью учащихся;

— на основании данных психолого-педагогической науки выявлены возможности объединения творческих заданий в систему по принципу развития креативных качеств личности: воссоздающего и творческого воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления, эмпатии, чувства слова как средства выражения мысли и чувства творца;

— разработана и экспериментально проверена система заданий для развития творческих качеств учащихся 5−7 классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы можно использовать для совершенствования преподавания гуманитарных предметов, усиления его творческой направленности. Результаты исследования могут быть включены в учебные пособия по методике преподавания литературы и других гуманитарных дисциплин, стать основой спецкурсов и спецсеминаров, использоваться в учебной, научно-исследовательской работе со студентами педагогических вузов.

Разработанная система творческих заданий может найти применение в практической работе учителей — словесников.

Личный вклад автора в исследование состоит в выявлении перспективных для современного преподавания гуманитарных дисциплин тенденций, принципов, способов руководства творческой деятельностью учащихся в наследии русских педагогов-словесников второй половины XIX века;

— в теоретическом обосновании и разработке комплексной системы заданий для развития творческих качеств учеников 5−7 классов, в которой реализованы как опыт словесников прошлого, так и достижения современной психолого-педагогической наукив проведении опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предложенной системы заданий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В педагогическом наследии можно условно выделить такие принципы и приемы руководства творческой деятельностью учащихся, которые доказали свою жизнеспособность и широко используются в современной школе, и такие, которые могут обогатить современное преподавание.

2. Так, прочно вошли в школьную практику принципы регулярности, систематичности в выполнении упражненийразнообразия видов упражненийразвития способностей, необходимых для творчества.

3. Обогащению современного преподавания литературы могут способствовать.

— принцип полифункциональности творческих работ;

— принцип «триединства» в обучении сочинению (чтение и разбор образцовых литературных произведений — вывод на этой основе теоретических правил — выполнение репродуктивных и творческих упражнений);

— принцип вариативности и дифференциации заданий в зависимости от интересов и склонностей учащихся;

— использование приемов побуждения к творчеству: размышление о предмете сочинениячтение сочинений о предметах, сходных с данной темой, или таких, авторы которых имеют общее с учеником настроение в мыслях и чувствах;

— приемов совершенствования сочинений: чтение и обсуждение в классе, работа с черновикомиспользование системы упражнений по овладению «техникой» творчества.

4. Система заданий для развития творческих качеств учеников 5−7 классов (в которой нашли реализацию названные принципы и приемы), обоснованная теоретически и прошедшая экспериментальную проверку, является новым подходом к решению проблемы творчества учащихся.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления автора на научно-практических конференциях (Ярославль, ЯГПУ, 1999, 2000, 2001), на открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (ЯГПУ, 2002), межрегиональной научно-методической конференции, посвященной актуальным вопросам изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе (Ярославль, 2002), на ежегодных конференциях молодых ученых (Ярославль, ЯГПУ, 1999 — 2001), через практическую педагогическую деятельность автора и преподавателей школ N 39, 80, гимназии N 2 г. Ярославля.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по III главе Итак, нами предпринята попытка создания комплексной системы творческих заданий при изучении гуманитарных дисциплин в 5−7 классах, направленной на формирование и развитие творческих способностей личности. В ее конструировании мы опирались на достижения современной психолого-педагогической мысли и на опыт педагогов — словесников прошлого. Опытное обучение показало, что последовательное применение системы заданий способствует повышению у учащихся интереса к предметам гуманитарно-эстетического цикла. На этой основе происходят положительные сдвиги в их художественно-творческом развитии, которое содействует общему повышению творческих потенций формирующейся личности.

Заключение

.

Проведенный в диссертационном исследовании историко-педагогический анализ проблемы творческой деятельности выявил давний и постоянный интерес к ней ученых разных областей знания — философов, психологов, педагогов, методистов. Значимость проблемы определяется тем, что современная действительность требует от школы выпускника, обладающего креативными потенциями, стремящегося проявить свои способности в различных сферах общественно-трудовой деятельности. Воспитание творческих качеств личности стало одной из основных задач школы.

Существенную помощь в ее решении может оказать изучение лучшего педагогического опыта прошлого. Развитие теории и практики творческой деятельности учащихся при изучении гуманитарных предметов началось во второй половине XIX столетия. В настоящей работе мы рассмотрели методическое наследие русских педагогов — словесников этого периода с точки зрения использования лучшего опыта для творческого развития современных школьников. Это дало возможность увидеть преемственность и поступательное движение методической мысли в области руководства творческой деятельности учащихся с 50-х гг. XIX в. до настоящего времени.

В середине XIX столетия в русле «практического» изучения словесности были созданы методические системы М. Ф. Архангельского и А. П. Смирнова. В трудах этих педагогов отчетливо прослеживается влияние традиций риторики и и пиитики: направленность на литературное творчество обучаемыхразвитие способностей, необходимых писателю: мышления, памяти, воображения, чувства изящного, дара слова. Стремясь сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы над сочинением, М. Ф. Архангельский разработал упражнения, которые тренировали умения, необходимые пишущему сочинение (умения обдумывать тему, собирать материал, логично, последовательно излагать его, совершенствовать написанное). В обучении сочинению педагог не отказался от некоторых риторических приемов, например, от использования общих риторических мест (топиков), помогающих в сборе материала для сочинения, от украшения речи с помощью тропов, риторических фигур. Из риторики Архангельский взял и приемы побуждения к сочинению, состоящие в размышлении о предмете сочинения или в чтении произведений, тема которых сходна с темой сочинения. Мы убеждены, что в связи с восстановлением риторики как предмета преподавания в школе элементы методической системы М. Ф. Архангельского могут быть востребованы в практике современного учителя — словесника.

Ориентация на «практическое» изучение словесности отличает и пособие А. П. Смирнова. Предложенная педагогом методика совершенствования ученических сочинений, принципы «триединства» в обучении сочинению, вариативности, дифференциации тем в зависимости от интересов ученика, его профессиональной направленности составляют значительный вклад педагога в решение проблемы руководства творческой деятельностью учащихся. Кроме того, в учебно-методических пособиях М. Ф. Архангельского и А. П. Смирнова были представлены разнообразные виды практических упражнений, в том числе и творческих, которые могут найти применение в современном преподавании.

Большой вклад в разработку проблемы ученического творчества внесли педагоги — представители филологического направления в методике. Ими были поставлены вопросы о сущности понятий «воспроизведение» и «творчество» в учебной деятельности школьника, о необходимости органического сочетания упражнений репродуктивного и творческого типов в практике письменных работ по русскому языку и словесности и сделаны первые шаги к их разрешению. Новым явлением в истории методики стали литературные стилистические хрестоматии и пособия для ведения ученических сочинений, созданные представителями филологического направления И. В. Гавриловым и Ю. Н. Верещагиным. Литературные хрестоматии, предназначавшиеся для объяснительного чтения и изучения теории словесности, также ставили задачу развития дара слова учащихся с помощью разнообразных устных и письменных упражнений. Большую популярность получили хрестоматии Л. И. Поливанова, П. Е. Басистова, П. В. Смирновского. Опыт построения литературных хрестоматий разного типа (принципы подбора текстов, система упражнений по овладению «техникой» творчества, методика формирования стиля учащихся через определенную последовательность упражнений приобретает сегодня особую актуальность в связи с потребностью в специальных пособиях или разделах хрестоматий, посвященных вопросам культуры речи, культуры творческой деятельности.

Перспективым для современной методики преподавания гуманитарных дисциплин является принцип полифункциональности письменных творческих работ, выдвинутый и обоснованный сторонниками логико-стилистического направления. Данный принцип может быть противопоставлен тенденции видеть в творческих заданиях средство достижения какой-либо одной, узкой цели.

Значительное внимание уделяли руководству творчеством учащихся представители образовательно-воспитательного направления. Опыт Ц. П. Балталона по совершенствованию методики проведения литературных бесед как творческой формы организации классных и внеклассных занятий может быть интересен современному учителю. Вопросы и задания, разработанные педагогом для бесед по произведениям русской классической литературы, входящим в школьные программы и в настоящее время, могут найти применение на уроках анализа произведений, в организации исследовательской деятельности учащихся в качестве тем сочинений, докладов, рефератов.

Особый интерес представляет вклад в решение проблемы руководства литературным творчеством учащихся И. Ф. Анненского в силу того, что в его методической системе отразился опыт не только педагога, но художникатворца. Плодотворным представляется подход Анненского к литературному творчеству как элементу общей системы эстетического воспитания, в которую входит преподавание словесности, музыки, изобразительного искусства. Несомненную пользу окажет учителю знакомство с опытом педагога в постановке драматических произведений на школьной сцене, с положительным, заинтересованным отношением к стихотворной форме ученических сочинений. Рекомендации Анненского по работе со стихотворными сочинениями учащихся важны для многих современных педагогов, которые испытывают затруднения, сталкиваясь с этим явлением в своей школьной практике.

Изучение методического наследия позволило нам осветить вклад в развитие теории и практики творческой деятельности многих педагоговсловесников, незаслуженно забытых или отвергнутых в советское время, доказать, что многие их идеи актуальны и сегодня. Анализ методических систем показал связь отечественной педагогической мысли с западно-европейской педагогикой, что обогащало отечественную науку и практику, способствовало ее развитию.

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что вторая половина XIX в. является важным и значительным периодом в развитии методики преподавания гуманитарных предметов, открывшим большие возможности для дальнейших поисков в области руководства ученическим творчеством.

Современная педагогика и методика стремится не только знать лучшие достижения педагогической мысли, но и претворять их в своей практике. Особенно это важно, когда опыт прошлого отвечает нуждам, запросам, тенденциям настоящего времени. Комплексный подход к проблеме творчества, характерный для педагогов — словесников второй половины XIX в., актуален для современной методики, сосредоточившейся на решении отдельных аспектов проблемы, в частности, на разработке различных видов творческих заданий. Задача объединения их в комплексную систему осложняется тем, что необходимо найти принципы концептуальной связи заданий в единое целое. Такие попытки уже предпринимались в методике (В.И. Лейбсон, В.Н. Шамардин). Продолжая поиски в этой области, мы предложили объединить творческие задания в систему по принципу формирования качеств, свойственных креативной личности. Исходя из данных психологии творчества, мы отнесли к таким качествам интенсивность воображения, острую наблюдательность, богатство ассоциирования, высокий уровень эмпатии, развитое чувство художественного слова.

При разработке системы творческих заданий мы использовали опыт педагогов — словесников второй половины XIX в.: измененные с учетом современных условий виды творческих упражнений (извлечение, подражание, сочинение в форме диалога, пересказ с изменением содержания и формы произведения и др) — принципы руководства творческими упражнениями. Последние особенно полезны в определении условий эффективности применения системы творческих заданий.

Эффективность предлагаемой системы была проверена в процессе опытно-экспериментальной работы на базе 5−7 классов средних школ г. Ярославля N 39, 80, гимназии N 2. Применение системы заданий способствовало повышению уровня развития качеств, свойственных творческой личности. Творческие сочинения учащихся экспериментальных классов свидетельствуют о самостоятельном подходе к сочинениям, развитии воссоздающего и творческого воображения, ассоциативного мышления, повышении выразительности, образности речи.

Результаты нашего исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что опыт педагогов — словесников второй половины XIX столетия может способствовать обогащению современной теории и практики творческой деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT.C. Сочинение о сочинениях. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -494 с.
  4. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1998. — 74 с.
  5. А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982. — 295 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
  7. И.Ф. К вопросу об эстетическом элементе в образовании // Русская школа. 1892. — N 11. — С. 65−86.
  8. И.Ф. Образовательное значение родного языка // Русская школа. 1890. — N 1. С. 21−44.
  9. И.Ф. Письменные работы и устное преподавание // Русская школа. 1895.-N2.-С. 87−103.
  10. И.Ф. Проблема Гамлета // Анненский И. Ф. Вторая книга отражений. СПб., 1909. — С. 73−91.
  11. И.Ф. Что такое поэзия // Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. — С. 199−205.
  12. B.C. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.И.Водовозова. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1953 -15 с.
  13. М.Ф. Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях. СПб., 1857. — 318 с.
  14. М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высш. шк., 1990. — 176 с.
  15. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ, 1981. — 112 с.
  16. Ц.П. Воспитательное чтение. 4-ое изд. — М., 1914. — 142 с.
  17. С.П. Принципы обучения. М.: МГПИ, 1975. — 94 с.
  18. К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. -М., 1930.-320 с.
  19. П.Е. Для разборов и письменных упражнений: Хрестоматия. -М., 1868.-253 с.
  20. П.Е. Для чтения и рассказа: Хрестоматия. М., 1862. — 260 с.
  21. П.Е. Заметки о практическом преподавании русского языка. -М., 1878.-79 с.
  22. П.Е. Материалы к решению вопроса: что надобно делать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждением // Учебно-воспитательная библиотека. Том II. — М., 1873. — С. 146−181.
  23. Ф. Творчество // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1901. — Т. ХХХИА. С. 729−730.
  24. Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  25. В.Г. Статьи о Пушкине. Статья пятая. // Белинский В. Г. Полное собр. соч. Т. VII. М.: Изд-во Акад. наук СССР. — 1955. — С. 302−358.
  26. Е.В. Метод ведения сочинений в старших классах гимназий. -М., 1881.-72 с.
  27. Е.В. Педагогические воспоминания. 1861−1902. М., Издание редакции журнала «Вестник воспитания», 1905. — 247 с.
  28. А. Творческая эволюция. СПб.: Русская мысль, 1914. — 332 с.
  29. Н.А. Смысл творчества//Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. Т. 1. — 541 с.
  30. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -479 с.
  31. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  33. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  34. В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 28−56.
  35. П.П. Память и мышление. СПб- Питер, 2001. — 288 с.
  36. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983. — 176 с.
  37. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  38. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  39. Э.де. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -320 с.
  40. Э. де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  41. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  42. А.В. Воображение и познание//Вопросы философии. -1967.-N 11.-С. 80−86.
  43. Ф.И. О преподавании отечественного языка: В 2-х ч. М.: Тип. Университетская, 1844.4.1. — 335 с.
  44. Н.К. Практика мышление — знание: К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
  45. Ю.Н. Заметка к вопросу об улучшении преподавания русского языка в гимназиях в связи с письменными упражнениями // Филолог, записки. 1889. — N 3−4. — С. 33−54.
  46. Ю.Н. Руководство к чтению избранных произведений русской словесности в их исторической последовательности: В 2-х т. Т. 1. -СПб., 1903.-519 с.
  47. Ю.Н. Стилистическая хрестоматия: Пособие для ведения письменных и устных работ по русскому языку в четырех низших классах гимназии. СПб., 1902. — 333 с.
  48. Ю.Н. Учебник истории русской словесности в связи с упражнениями в изложении мыслей и внеклассным чтением учащихся: В 2-х ч. -М., 1900.-4.1.-639 с.
  49. В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868. — 407 с.
  50. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
  51. И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 86 с.
  52. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения. -М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  53. Воспитание творческого читателя. / Под ред. С. В. Михалкова. М., 1981.-240 с.
  54. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2000.-614 с.
  55. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  56. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  57. И.В. Материалы для письменных упражнений в старших классах средних учебных заведений. СПб., 1886. — 215 с.
  58. И.В. Область и цель письменных упражнений (сочинений) в старших классах среднеучебных заведений. СПб., 1884. — 92 с.
  59. И.В. Письменные упражнения. Руководство к ведению и составлению ученических сочинений. СПб., 1875. — 239 с.
  60. И.В. Применение стилистических задач в связи с преподаванием грамматики и чтением хрестоматии. СПб., 1875. — 58 с.
  61. И.В. Стилистические задачи для низших классов. СПб., 1875.-150 с.
  62. Гаврилов И. В. Темы, расположения и материалы для сочинений в старших классах. СПб., 1876. — 168 с.
  63. П.П. Творчество // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 670.
  64. Ш. И. Очерки по истории русской школы в России второй половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 302 с.
  65. Г. В. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.
  66. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.-С. 35−98.
  67. М.Н. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994. — 143 с.
  68. Н.В. Авторская исповедь // Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1978.-Т. 6. — С. 420−455.
  69. Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. — С. 25−33.
  70. В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. — 583 с.
  71. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.H. Когда книга учит. М.: Педагогика., 1988. — 192 с.
  72. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. -319 с.
  73. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. // Советская педагогика. — 1961. — N 8. С. 32−42.
  74. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  75. М. Старые и новые педагоги. Их жизнь, мысли и труды. М., 1912.-182 с.
  76. В. Очерки по истории среднешкольного движения. СПб., 1909.70 с.
  77. Н.А. «Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях» М. Архангельского // Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9 т. М. — Л., 1962. — Т. 2. — С. 374−375.
  78. В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. Л.: Наука, 1983. — С. 123−139.
  79. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1975. 157 с.
  80. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // «Психология мышления». (Под ред. A.M. Матюшкина. М.: «Прогресс», 1965. -С. 35−74.
  81. К. Русские педагоги второй половины XIX столетия. СПб., 1904. — 167 с.
  82. Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. — 320с.
  83. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  84. В.И. Теория обучения. М.: Академия, 2001. — 187 с.
  85. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  86. A.M. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1965.-535 с.
  87. Искусство и дети. Эстет, воспитание за рубежом. / Ред. сост. В. Шестаков. — М.: Искусство, 1969. — 272 с.
  88. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 246 с.
  89. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  90. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  91. М.С. Человеческая деятельность.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  92. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  93. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 168 с.
  94. И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения. В 6-ти т.- М.: Мысль, 1966. Т. 5. — 564 с.
  95. В.И., Сергева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы. М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
  96. П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914. — 211 с.
  97. Е.В. и др. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. — 192 с.
  98. Е.В. «Стихи живые сами говорят.»: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  99. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: 1992. -171 с.
  100. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  101. Н.А. Очерки по истории средней школы. М., 1956. -247 с.
  102. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158 с.
  103. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. -145 с.
  104. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 121 с.
  105. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  106. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. — 38 с.
  107. А.В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры. Новые открытия. Л.: Наука, 1983. — С. 61−155.
  108. A.M. Автор образ — читатель. — Л., 1983. — 352 с.
  109. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 62 с.
  110. В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994. — 191 с.
  111. В.И. Искусство слова в эстетическом воспитании школьников // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп / Под ред. Н. А. Кушаева, В. П. Сомова. М., 1978. — С. 3−15.
  112. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79 с.
  113. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  115. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  116. ИЛ. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  117. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  118. Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. -СПб., 1900. 299 с.
  119. В.В. Сочинение в старших классах как самостоятельная работа. М.: Учпедгиз, 1957. — 93 с.
  120. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. — 144 с.
  121. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  122. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  123. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  124. П.Н. В лаборатории писателя. Л.: Сов. писатель, 1971. -392 с.
  125. Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Учпедгиз, 1938. — 509 с.
  126. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  127. .С. Пути комплексного изучения художественного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. — С. 3−78.
  128. Мелик-Пашаев А.А. О психологическом облике художника: Проблемы развития творческих способностей школьников. // Искусство в школе. 1991. -N3.-C. 20−24.
  129. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  130. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. — 126 с.
  131. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей. // Новые исследования в психологии. 1981.-N 1.-С. 22−30.
  132. Г. С., Меркин Б. Г. Путь к сотворчеству. М.: «Просвещение», 1991.- 128 с.
  133. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинения разных жанров (VII-VIII классы) / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  134. С.М. Творческая деятельность // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2. — С. 420.
  135. Модзалевский J1.H. Очерк истории воспитания и обучения от древнейших до наших времен. В 2х ч. СПб., 1892. — ч. 1. — 432 с. Ч. 2 — 605 с.
  136. Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М., 1964. 144 с.
  137. А.И. О преподавании русской словесности. СПб., 1880.79 с.
  138. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстет, воспитания. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.
  139. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 155 с.
  140. З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. — 48 с.
  141. З.Н. «Стихи продолженье мое и начало.» — М.: Знание, 1982.-95 с.
  142. А., Шоу Дж. С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. // Психология мышления. Сборник переводов с нем. и англ. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 500−529.
  143. Общая психология // Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-463 с.
  144. Овсянико-Куликовский Д. Н. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч. в 9-ти т. СПб., 1912−1914.-Т. 6.-С. 31−125.
  145. В.П. Беседы о преподавании словесности. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1887. — 111 с.
  146. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. // Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: «Педагогика», 1976.- 600 с.
  147. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. // Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: «Педагогика», 1991. — 448 с.
  148. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV-V классы). М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
  149. Л.И. Поливанова (к 10-летию его кончины). М., 1909. 182 с.
  150. К.Г. Поэзия прозы // О писательском труде. М.: Сов. писатель, 1955. — С. 120−231.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н.А. Сорокин- Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  152. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пел. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 602 с.
  153. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  154. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1968.-Т. 4.-911 с.
  155. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: «Педагогика», 1972. 184 с.
  156. Повышение самостоятельности и творческой активности на уроках по основам наук в школе. / Под ред. И. Т. Огородникова. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1967, N273.
  157. Л.И. Письменные упражнения И.В. Гаврилова. // Обучение отечественному языку. Обозрение руководств и пособий по русскому языку и словесности. М., 1877. — С. 482−488.
  158. Л.И. Русская хрестоматия для двух первых классов средних учебных заведений. М., 1870.
  159. Л.И. Русская хрестоматия. Часть И. Для III и IV классов средних учебных заведений. М., 1875. — 485 с.
  160. Л.И. Русская хрестоматия. Часть III. Для V, VI, VII, VIII классов средних учебных заведений. М., 1878. — 504 с.
  161. Л.И. Урок объяснительного чтения в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей. -М, 1868.
  162. Ю. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.
  163. Я.А. Психология творения. М.: Издательство псих. — соц. ин-та, 1999.-475 с.
  164. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 352 с.
  165. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 302 с.
  166. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  167. А.А. Мысль и язык. 2-е изд. Харьков, 1892. — 228 с.
  168. Ю.Ю. Методическое наследие И.Ф. Анненского. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. канд. пед. наук. Л., 2001. — 20 с.
  169. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 с.
  170. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика Пресс, 1999. — 440 с.
  171. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  172. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  173. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. (IV VII классы).- Л.: Просвещение, 1968. 175 с.
  174. Т. Творческое воображение. СПб., 1901. — 318 с.
  175. Е.С. Проблемы изучения драматических произведений в школе (в историко-методическом освещении): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. Л., 1970. — 22 с.
  176. Д. Грамматика фантазии. Искусство придумывания историй. -М., 1978.-212 с.
  177. Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Л.: Наука, 1983. — С. 105−123.229 .Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.-270 с.
  178. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802−1902. СПб., 1902. — 785 с.
  179. М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2001. — 253 с.
  180. М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. Ярославль, 2000. — 90 с.
  181. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946. — 703 с.
  182. Е.Ю. Город мастеров // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990. — С. 453 — 515.
  183. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  184. А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль, 1996. 192 с.
  185. Система обучения сочинениям в 4−8 классах. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1973. — 367 с.
  186. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  187. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  188. М. Воспоминания о П.Е. Басистове // Русские методисты словесники в вопоминаниях. — М.: Просвещение, 1969. — С. 139−142.
  189. А.П. Материалы для учебной теории словесности. В 3 частях. -М., 1858.-418 с.
  190. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Учпедгиз, 1963. — 312 с.
  191. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1954. — 310с.
  192. П.В. О курсе чтения в 4-х низших классах гимназии с приложением объяснительной записки к обеим частям моей «Русской хрестоматии». СПб, 1891. — 49 с.
  193. П.В. Русская хрестоматия. В 2 частях. СПб., 1880.
  194. Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М. — Л., 1927. -119 с.
  195. А.Г. Живая этика. М.: Педагогика, 1983. — 512 с.
  196. И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях // Сб. отд. рус. яз. и словесности Императ. А.Н. 1871. — Т. VIII. — N 3. — С. 11−21.
  197. И.И. Об изучении родного языка // Русский Пед. Вестник. -1860.-Т. IV. N 12. — С. 203−325.
  198. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 253 с.
  199. Л.Н. Жизнь творчество — человек. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  200. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  201. Съезд учителей русского языка и словесности Московского учебного округа. М., 1866.
  202. Теория и практика педагогического эксперимента (Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  203. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 194−223.
  204. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
  205. Ю. А. Басистов П.Е. (Некролог) // Русские методисты -словесники в воспоминаниях. М.: Просвещение, 1969. — С. 145−146.
  206. Е.Е. Опросник креативности Д. Джонсона. СПб, 1997. — 10 с.
  207. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997. — 34 с.
  208. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1905. — 444 с.
  209. Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1900. — 264 с.
  210. Фрейд 3. Художник и фантазирование. Пер. с нем. М.: Республика, 1995.-396 с.
  211. А.Г. Труд писателя: Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. М.: Сов. писатель, 1968. — 563 с.
  212. В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.- 128 с.
  213. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912.-224 с.
  214. В. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении. М., 1886. — 115 с.
  215. А. Мир как воля и представление. // в 2-х т. М.: Наука, 1993. — 669 с.
  216. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -79 с.
  217. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  218. . Проблема творчества в американской теории художественного воспитания. // Искусство и дети. М., 1969. — С. 51−127.
  219. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  220. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
  221. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-291 с.
  222. Яковлева E. J1. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 78 с.
  223. М.Г. Творчество // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 671.
  224. Guilford Т.Р., Fruchter В. Fundamental Statistics in Psychology and Education. N.Y., 1973.
  225. Torrance E.P. Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1963.
  226. Barron F. Creative Person and Creative Process. N.Y., 1969.
Заполнить форму текущей работой