Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние жизненного цикла заряда твердого топлива на движение неуправляемого реактивного снаряда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращаясь к нелинейной механике сплошной среды, необходимо использовать польностью нелинейные подходы к кинематически аспектам проблемы, причем применяемые частные меры деформации должны иметь требуемые координатно-инвариантые характеристики в смысле независимости описаний физических процессов от системы отсчета. Это требование называют принципом объективности. Хорошо зарекомендовала себя общая… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Конструкции и особенности применения зарядов твердого топлива
    • 1. 1. Назначение и конструктивные схемы НРС РДТТ
    • 1. 2. Конструкции зарядов твердого топлива
    • 1. 3. Конфигурации зарядов ТТ,
    • 1. 4. Основные свойства твердых топлив
    • 1. 5. Основные этапы эксплуатации и особенности нагружения ЗТТ
    • 1. 6. Основные требования к математическим моделям ЗТТ
  • Выводы
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЗАРЯДА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НЕУПРАВЛЯЕМОГО РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И В ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ
    • 2. 1. Конституционные соотношения
    • 2. 2. Математическая модель ЗТТ НРС при длительном хранении
    • 2. 3. Математическая модель динамического поведения ЗТТ НРС при больших деформациях
    • 2. 4. Применение модального разложения к стохастическим нагрузкам на этапе транспортировки
    • 2. 5. МКЭ в реализации модального разложения
    • 2. 6. Математическая модель ЗТТ НРС в процесс горения
  • Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ДИСРЕТИЗАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С КАНАЛАМИ НЕТРИВИАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
    • 3. 1. Отображение двух- и трехмерных областей
      • 3. 1. 1. Дискретизация одноканального и щелевого зарядов ТТ
      • 3. 1. 2. Дискретизация заряд ТТ с каналом звездообразной формы
      • 3. 1. 3. Дискретизация заряд ТТ с каналом «Мальтийский крест»
    • 3. 2. Применение сплайнов в методе отображений
    • 3. 3. Триангуляция ЗТТ на этапе горения
  • Выводы
  • 4. ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НЕУПРАВЛЯЕМОГО РАКЕТНОГО СНАРЯДА ПРИ
  • ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ
    • 4. 1. Постановка задачи о хранении ЗТТ РДТТ НРС и тестирование КЭметодики
    • 4. 2. Деформации при хранении ЗТТ НРС с круговым каналом
    • 4. 3. Влияние жесткости обечайки на деформированное состояние ЗТТ НРС с круговым каналом при хранении
    • 4. 4. Деформированное состояние зарядов ТТ НРС с нетривиальной геометрией канала при хранении
    • 4. 5. Деформирование ЗТТ НРС при транспортировке
  • Выводы
  • 5. ВЛИЯНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЗАРЯДА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НА ДВИЖЕНИЕ НЕУПРАВЛЯЕМОГО РАКЕТНОГО СНАРЯДА НА АКТИВНОМ УЧАСТКЕ ТРАЕКТОРИИ
    • 5. 1. Основные предположения о горении заряда ТТ
    • 5. 2. Деформирование ЗТТ на активном участке траектории
      • 5. 2. 1. Деформирование цилиндрического одноканального заряда ТТ
      • 5. 2. 2. Деформирование заряда ТТ с каналом в форме «шестилучевой звезды»
    • 5. 3. Анализ состояний ЗТТ НРС в полете
    • 5. 4. Влияние массового эксцентриситета на внешнебаллистические характеристики НРС
  • Выводы

Влияние жизненного цикла заряда твердого топлива на движение неуправляемого реактивного снаряда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое внимание в настоящее время уделяется развитию ракетных двигателей. Это объясняется тем, что они позволили создать ракетное оружие практически неограниченной, в пределах земного шара, дальности действия.

Ракетное оружие на твердом топливе зарекомендовала себя как маневреннее, обладающее высокой скорострельностью, отличающейся простотою устройства и обслуживания и, в то же время, как грозное тактическое средство ведения массированного огня [124,125].

Среди тактического ракетно-артиллерийского вооружения по производительности, плотности огня, мобильности, реактивные системы залпового огня (РСЗО) остаются наиболее могущественным видом наземной артиллерии, с помощью которого решаются многие задачи начального периода войны. Они находятся на вооружении всех армий ведущих мировых держав. Не прекращаются работы по созданию новых и совершенствованию существующих образцов. По прогнозам специалистов, к 2010 г. ожидается повышение роли РСЗО в 3.5 раз по сравнению с существующим уровнем [124, 125]. Основными тенденциями развития существуют три стратегических направления развития: выбор перспективных систем для наращивания их могущества путем совершенствования их конструкции и модернизацииавтоматизация процессов подготовки и проведения стрельбыобъединение в единый комплекс средств поражения, разведки и управления огнем в единый комплекс. Решение этих задач невозможно без совершенствования основного поражающего элемента РСЗО — реактивного снаряда (PC).

Ракеты с РДТТ практически всегда готовы к немедленному старту, в то время как подготовка к запуску ракет с другими видами топлива занимает определенное время. К достоинствам РДТТ можно отнести и простоту конструкции. В двигателях твердого топлива форма и размеры топливного заряда наряду с характеристиками самого топлива по скорости горения определяют основные параметры двигателя. Благодаря возможности длительного хранения в снаряженном состоянии РДТТ может находиться неограниченное время как на стартовой позиции независимо от времени года и атмосферных условий, так и на стационарных складах в определенном интервале температур. Это важное качество характерно ещё и тем, что РДТТ можно транспортировать на любые расстояния, что придает таким видам ракет мобильность, которое весьма важно с точки зрения тактики их применения.

Наряду с достоинствами РДТТ нужно отметить и некоторые отрицательные факторы, связанные с физической природой твердых топлив. [117, 130, 131, 134, 138], твердые топлива (ТТ) являются гомогенными полимерами или композитами с полимерной матрицейим присущи следующие основные свойства:

• относительно маленькие жесткости;

• невысокая прочность;

• существенная зависимость механических характеристик от температуры;

• эффекты памяти, то есть зависимость характеристик НДС в момент наблюдения от истории деформирования и нагружения.

Поэтому для нормального функционирования РДТТ определяющим является напряженно-деформированное состояние (НДС) его заряда твердого топлива (ЗТТ). Важным фактором является изменение формы заряда при хранении и транспортировки, обусловленном явлениями ползучести. При этом возможны изменения проходных сечений, приводящие к созданию условий для аномального горения, поэтому возникает необходимость прогнозирования поведения заряда РДТТ в широком диапазоне условий эксплуатации, а особенно в экстремальных условиях, что привело к применению геометрически нелинейной теории вязкоупругости [5, 12, 16, 26, 32, 33, 62], такт как допущения о линейности свойств существенно ограничивали область использования расчетов.

Обращаясь к нелинейной механике сплошной среды, необходимо использовать польностью нелинейные подходы к кинематически аспектам проблемы, причем применяемые частные меры деформации должны иметь требуемые координатно-инвариантые характеристики в смысле независимости описаний физических процессов от системы отсчета. Это требование называют принципом объективности [62, 131, 135]. Хорошо зарекомендовала себя общая теория нелинейная и кубическая теории, предложенные А. А. Ильюшиным [86, 88, 89]. Они применимы к материалам, в которых нелинейные эффекты возникают при малых деформациях (то есть квадратами деформаций можно пренебречь по сравнению с первыми степенями в пределах заданной точности). Малость деформаций, при которых возникают нелинейные эффекты в физически нелинейных материалах, позволяет удерживать нелинейные члены V лишь в физических соотношениях вязкоу пру гости. Однако существуют такие материалы, для которых соотношения между напряжениями и деформациями линейны и при конечных деформацияхнелинейные эффекты обусловлены лишь величиной деформаций, квадраты которых соизмеримы с линейными членами. 6 этом случае важным является вопрос о характеристиках напряженного состояния, так как существенная разница в геометрии недеформированного и деформированного состояния приводит к необходимости вводить различные меры напряжений, которые затем используются при выводе основных соотношений. К таким материалам относят ТТ.

В настоящее время имеется много публикаций, посвященных этому вопросу. Например, в работе [109] используются нелинейные геометрические соотношения Коши — Грина, принци возможных перемещений и физические соотношения Мурнагана, в которых упругие константы заменены интегральными операторами. Задача сводится к нелинейной системе интегральных и интегродифференциальных уравнений. В [179] обсуждаются ^ особенности получения уравнений, вычисления деформаций и напряжений для сжимаемого и несжимаемого материалов. Даны уравнения равновесия конечного элемента для потенциалов Трелоара, Муни, Бартенева-Хазановича и Черных. Интегральным параметром, позволяющим определять предельные условия нормального горения, следует считать параметр Победоносцеваотношение поверхности горения к площади свободного прохода для продуктов сгорания топлива [133, 134]. Этот чисто геометрический фактор очевидным образом определяется формой ЗТТ к моменту воспламенения. Другим фактором следует считать различные случаи разрушения — появление трещин в теле заряда, отслоение бронировки, отслоение от скрепленного с зарядом корпуса. Критерием разрушения твердого топлива является достижение предельных величин деформации, которые определяются опытным путем.

Современное ракетное оружие в основном базируется на подвижных 4 ракетных комплексах, состав и устройство оборудования которых определяются задачами, решаемыми комплексами. В состав подвижных ракетных комплексов входят ракеты и наземное оборудование. Большую роль в составе наземного оборудования играют транспортные средства, служащие для доставки элементов ракетных комплексов — ракет, боевых частей, комплектующего оборудования и т. п. с заводов-изготовителей на арсеналы, склады, базы снабжения позиционных районов и для перемещения данных грузов в пределах этих районов. Транспортировка ракет является одним из основных этапов эксплуатации ракетных комплексов, поэтому ей придается большое значение. Для ракет на твердом топливе случай транспортировки снаряженной ракеты является одним из расчетных моментов, который может определить толщины стенок корпуса ракеты, выбор конструктивной схемы тележки или вагона, количество опор и их расположение и т. п. .При этом следует учитывать, что большие дальности полета современных ракет и высокая точность попадания их в цель предъявляют весьма жесткие требования к условиям и режиму транспортировки, которая сопровождается значительными вибрационными и ^ ударными нагрузками. Особую сложность при моделировании процесса транспортировки доставляет стохастический характер нагрузок. Он обусловлен специфическим характером дорожных покрытий, рельсовых путей, водной.

Z, Tvr=1335.

Ц.м. идеального НРС.

Ц.м. сухого реального НРС езт&-).

МО.

Ц.м. ЗТТ.

Идеальный НРС — изготовлен строга по чертежам, без допусков на изготовление деталей и их сборку, не снаряжен топливом.

Сухой реальный НРС — изготовлен и собран в соответствии с реальными допусками, не снаряжен топливом.

Заряд твердого топлива — изготовлен в соответствии с допусками, имеет предварительные поперечные деформации, полученные в ходе хранения и транспортировки.

Векторы эксцентриситетов сухого реального НРС и ЗТТ расположены в разных плоскостях, взаимное положение которых определяется углом ее*.

НРС в полете вращается за счет начального контакта с ПУ и косо поставленных лопастей с угловой скоростью сМУ).

Рис. 2. Схема расположения эксцентриситетов поверхности, а также законов движения транспортных средств. Воздействие таких случайных нагрузок в сочетании с постоянной составляющей — собственным весом — приводит к тем же эффектам, что и хранение, но усугубляет их благодаря двум обстоятельствамво-первых, невозможности применения профилактических мероприятий, и, во-вторых, наложением динамических и статических нагрузок.

Отметим еще один важный аспект применения результатов анализа деформированного состояния ЗТТ. Как известно, одним из важнейших средств тактического ракетно-артилерийского вооружения являются реактивные системы залпового огня (РСЗО). Среди РСЗО значительную долю составляют системы малых калибров, отличающихся наличием неуправляемых реактивных снарядов. Их малая стоимость, простота в изготовлении и эксплуатации определили их широкое применеие для решения боевых задач на малых и средних дальностях. Применение высокоэнергетических топлив позволяет достичь больших дальностей, но при этом характеристики технического рассеивания PC должны быть существенно улучшены. Одной из существенных составляющих рассеивания является массовый эксцентриситет ЗТТ в силу достаточно высокой относительной массы топлива. Упомянутые выше свойства ТТ (малая жесткость и ползучесть) приводят к тому, что массовый эксцентриситет увеличивается за счет деформаций заряда при хранении и транспортировке и, соответственно, увеличивается и техническое рассеивание. Вследствие этого прогноз кучности стрельбы должен включать в себя и определение положения центра масс ЗТТ перед пуском с учетом предыдущих операций хранения и транспортировки.

Вышесказанное позволяет сформулировать крупную научись техническую проблему анализа напряженно-деформированного состояния заряда твердого топлива РДТТ НРС в процессе хранения, транспортировки и полейте и его влияние на внешнебаллистические характеристики конца активного участка полета с целью выявления возможностей снижения технического рассеивания, повышения прочности и эффективности использования неуправляемых реактивных снарядов за счет конструкторских и организационных мероприятий, решение которой позволяет дать научно-обоснованные рекомендации по внедрению, вносящих значительный вклад в повышении обороноспособности.

Анализ деформированного состояния ЗТТ в процессе работы двигателя требует определения не только деформаций, связанных с массовыми силами за счет высоких продольных ускорений, но и деформаций, накопленных в процессе транспортировки и хранения снаряженного РДТТ. Следует отметить, что в силу относительно невысокой жесткости твердого топлива деформации заряда могут быть значительными в том смысле, что квадратами деформационных градиентов нельзя пренебрегать по сравнению с их первыми степенями. Но тогда суперпозиция деформированных состояний, достигнутых отдельно при хранении, транспортировке и в полете, некорректна и необходимо рассматривать весь процесс эксплуатации, начиная от момента изготовления заряда ТТ, включая промежуточные хранения, транспортировки и процесс горения. В дальнейшем такой процесс будем называть жизненным циклом заряда ТТ, а его составные элементы — этапами жизненного цикла.

Существующие методики прочностных и жесткостных расчетов РДТТ [55, 117, 133, 134, 138], как правило, рассматривают основные случаи нагруже-ния РДТТ — отдельно при работе двигателя, отдельно — при хранении, отдельно — при транспортировке. На наш взгляд, это недопустимо в силу особенностей физической природы твердого топлива: необходимо рассматривать не отдельные состояния, не влияющие друг на друга, а весь процесс в целом. Целью настоящей работы является разработка универсальных методов получения напряженно — деформированного состояния ЗТТ и методов решения краевых задач с подвижными границами для прогноза поведения заряда НРС в условиях различных этапов жизненного цикла, которые послужат научной основой для обеспечения эффективности функционирования НРС.

Рассмотрим особенности отдельных этапов жизненного цикла.

Первым будем считать этап, который начинается с момента окончания последней технологической операции: это внутризаводское хранение и хране ние на армейских складах различного уровня. Отдельно стоит выделить этап предбоевого хранения, который осуществляется по-разному в зависимости от класса ракет. Это может быть вертикальное хранение и хранение на подвижных пусковых установках (ТТУ).

Следующий этап — транспортировка на заводские и армейские склады, отличающаяся высоким уровнем случайных воздействий, обусловленных скорей стями транспортных средств, вибрациями от профиля дороги, по которому движется ЗТТ совместно с РДТТ.

Последний этап — горение заряда ТТ, который характеризуется высоким уровнем продольных и поперечных изменений по времени формой заряда.

Анализ этапов жизненного цикла с точки зрения внешних воздействий на 4 заряд ТТ позволяет предъявить и специфические требования к математическим моделям, а именно:

• динамический характер нагрузок на этапах транспортировки и горения ЗТТ требует учета инерционных сил, то есть применения динамических моделей.

• модель заряда ТТ должна быть инвариантной по отношению к характеру на-гружения.

Эти требования следует считать основными. Остальные вытекают из вышеперечисленных особенностей ЗТТ как материала. Малая жесткость ТТ заставляет применять теорию конечных деформацийэффекты памяти — наслед-^ ственную теорию вязкоупругостизависимость свойств от температуры — теорию термовязкоупругости.

Большинству этих условий отвечает предложенная в [11, 16, 26, 27, 28, 29] математическая модель, основанная на следующих основных предположениях.

1. ЗТТ считается однородным материалом, подчиняющимся наследственному закону Больцмана [5,16,17, 51, 54,117,131]. Л 2. Влияние температуры на свойства ТТ описывается экспериментальной поверхностью R -1 — Т, где R — функция релаксации, t — физическое время, Т — абсолютная температура[31,69, 89].

3. Предполагается линейность соотношений между вторым тензором Пиолы-Кирхгоффа и тензором конечной деформации Коши-Грина [59,62, 123, 137].

4. Вместо уравнений движения используется вариационный принцип Лагранжа, записанный в координатах отсчетной конфигурации [123, 127].

Такая постановка задачи позволяет применить для моделирования сложной пространственной формы заряда метод конечных элементов (МКЭ). Метод конечного элемента для решения задач был использован В. А. Постновым и Й. Я. Хархуримом (в одномерной постановке), М. А. Колтуновым, И. Е. Трояновским, Дж. Оденом и другими российскими и зарубежными учеными.

При помощи метода конечного элемента и применение ЭВМ получается количественная информация о напряженно-деформированном состоянии заряда твердого топлива РДТТ в процессе хранения, транспортировки, в полете и его влияние на внешнебаллистические характеристики конца активного участка полета.

При решении конкретной динамической задачи вектор узловых перемещений конструкции (ансамбля КЭ) представляется разложением по формам свободных колебаний линейно-упругой задачи для тела, форма которого совпадает с формой заряда, плотность такая же, как у ЗТТ, модули упругости такие же, как мгновенные модули ЗТТ, но отсутствуют реологические свойства. Задача о свободных колебаниях для такого тела решается хорошо известными методами линейной алгебры [142,143].

Вышеизложенная постановка задачи была реализована в разделах данной работы.

В первой разделе описывается назначение, базовые конструкции РДТТ, конфигурации ЗТТ, физико-механические свойства, этапы жизненного цикла ЗТТ. Обосновываются требования к математическим моделям анализа НДС ЗТТ.

Вторая глава посвящена разработке математических моделей этапов жизненного цикла. Для этапа хранения разработана математическая модель поведения вязкоупругого тела при конечных деформациях и статических нагрузках.

Приводятся соотношения для решения динамических задач при конечных деформациях, обобщающие метод модальных разложений. Эта модель используется при анализе этапов транспортировки и выгорания ЗТТ. Дано обобщение линейного варианта модального разложения на случай стохастических внешних воздействий. Приведен дискретный вариант перечисленных моделей, удобный для применения метода конечных элементов.

В третьей разделе формулируется эффективная методика конечноэле-ментной триангуляции ЗТТ с каналами нетривиальной геометрии. Ее основой является метод отображений в аналитической и дискретной формулировке. Приведены расчетные формулы для распространенных типов каналов — круговой цилиндр, «звезда», «мальтийский крест», а также для щелевого заряда. Разработана методика триангуляции области с подвижными границами для анализа НДС выгорающего заряда. Показано, что методика обеспечивает относительно малые затраты машинного времени.

В четвертой главе реализована математическая модель этапов жизненного цикла ЗТТ и решены конкретные задачи, причем все задачи касаются тел, которые могут имитировать заряды РДТТ. Рассматриваются задачи деформирования зарядов ТТ в условиях длительного хранения, приведены задачи динамического нагружения (транспортировка). Получены зависимости интегральных оценок искажения формы ЗТТ — смещения центра масс (эксцентриситета ЗТТ) и параметра Победоносцева — для различных форм ЗТТ, условий эксплуатации и температуры.

В пятом разделе полученные результаты применялись для определения зависимостей положения центра масс ЗТТ различной формы от времени на активном участке траектории. Начальная геометрия заряда определялась в гл. 4 в зависимости от условий эксплуатации при хранении и транспортировке. Триангуляция выгорающего заряда по методике гл. 3 учитывала закон горения твердого топлива. Полученные зависимости использовались для анализа движения проворачивающегося НРС с технологическим эксцентриситетом на активном участке траектории. Установлены закономерности влияния эксцентриситета.

ЗТТ и технологического эксцентриситета на законы изменения во времени поперечных составляющих линейной и угловой скорости.

В заключении сделано обобщение полученных результатов и приведены некоторые рекомендации для дальнейшего использования в практических расчетах зарядов ТТ.

Выводы.

1. Инкрементальный алгоритм, сформулированный в разд.2 в сочетании с системой дискретизации разд. З позволяет анализировать состояние ЗТТ в процессе выгорания при сохранении точности расчетов на каждом шаге за счет перестроения сетки конечных элементов.

2. Анализ НДС ЗТТ в полете позволил установить, что менее чувствительными к условиям хранения и транспортировки являются заряды с большими толщинами их элементов, образованными поверхностью сложной формы, например, звезда с меньшим числом лучей.

3. Предварительные деформации за счет хранения и транспортировки приводят к неравномерному разгоранию ЗТТ и, как следствие, к смещению центра масс и наличию дегрессивных остатков топлива. При этом большие значения указанных характеристик характерны для зарядов с каналом сложной формы. Полностью ликвидировать эти негативные явления невозможно, но их можно уменьшить путем введения инертных вкладышей. Полученные для заряда с горением по внутреннему цилиндрическому каналу зависимости для смещения центра масс и дегрессивных остатков являются их нижней оценкой.

4. В начале горения вблизи обечайки образуются зоны больших градиентов перемещений, создающие условия для образования трещин, что нарушает прочность заряда, приводящее к нерасчетным режимам горения на последней стадии.

Исследования влияния массового эксцентриситета, возникающего за счет деформаций заряда, на движение НРС на активном участке, показывают, что для рассмотренных случаев предварительного хранения и транспортировки появляются заметные поперечные составляющие угловой скорости. Законы их изменения во времени представляются нелинейными колебаниями с периодами порядка 0.2.0.25 времени работы двигателя.

Величины угловых скоростей в конце активного участка, формирующие техническое рассеивание НРС, существенно зависят от закона изменения эксцентриситета, связанного с выгоранием заряда.

fe ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Достижение сформулированной во введении цели работы потребовало решения ряда теоретических и вычислительных задач. Важнейшими из них явилась разработка методов расчета напряженно-деформированного состояния вязкоупругих тел сложной формы при статических и динамических нагрузках, определенных в ходе анализа конструкций РДТТ, механических свойств твердых топлив и условий эксплуатации ракет. Широкое использование в практике зарядов сложной формы предопределило выбор основного метода расчета — метода конечных элементов. Обобщение инкрементального алгоритма и метода модального разложения на МКЭ-модели обеспечило возможности анализа зарядов с разнообразными формами каналов при различных сочетаниях условий fr хранения и транспортировки. Для анализа наиболее важного этапа — выгорания заряда при работе РДТТ — использовался пошаговый алгоритм с перестроением сетки КЭ на каждом шаге расчета. Это предопределило разработку быстродействующего алгоритма нанесения сетки конечных элементов на объем с переменными границами, что позволило сохранить точность расчетов на каждом шаге. Результаты расчетов, оформленные в виде зависимостей положения центра масс НРС в полете, послужили исходными данными для решения задачи внешней баллистики на активном участке траектории. Тем самым оказался завершен комплекс математических моделей анализа движения НРС, позволяю-Ф щий определить возмущения движения НРС в конце АУТ за счет несимметрии распределения масс, которые являются доминирующей составляющей бокового рассеивания и, тем самым, определяют эффективность РСЗО.

Получаемая в ходе расчетов информация о НДС ЗТТ позволяет определить опасные с точки зрения разрушения точки и прогнозировать такие нежелательные явления, как появления трещин, отслоение бронировки и т. п. Однако для этого требуется проведение дополнительных экспериментальных исследо-ф ваний по определению предельных напряжений и деформаций и построению кривых выносливости конкретных марок топлив.

Использование комплекса математических моделей позволило получить следующие результаты:

1. Решены задачи хранения (квазистатическая) и транспортировки (динамическая) для ЗТТ с нетривиальной геометрией канала со смешанными граничными условиями. При анализе полученных решений обнаружены следующие эффекты: деформации возникают в процессе хранения и транспортировки ЗТТ РДТТ НРСинтегральная характеристика деформации ЗТТ (эксцентриситет центра масс) в зависимости от режимов хранения и транспортировки лежат в пределах 3% - 5% от наружного диаметра заряда.

2. Расчеты показывают, что при хранении и транспортировке напряженно-деформированное состояние заряда сложноепри учете конечной жесткости оболочки вблизи опирания на ложементы возникают узкие зоны концентрации напряжений, связанные со сменой граничных условий на наружной поверхности оболочки. Поэтому при анализе прочности заряда влияние жесткости оболочки для скрепленных зарядов существенно.

3. При расчете выгорания ЗТТ без предварительного деформирования показано, что наибольшие деформации не превышают 0,6%. В модели с жестким корпусом на небольшом расстоянии от корпуса РДТТ образуется зона с большим градиентом деформаций, ширина этой зоны меняется незначительно за время горения ЗТТ, за пределами этой области деформации практически неизменны и максимальны по величине. При догорании заряда образуется дегрессивный слой, толщина этого слоя порядка 0,05D, где D — внешний диаметр ЗТТ. Характер деформирования ЗТТ таков, что движение его центра масс во время полета аналогично кривой ограниченной ползучести.

4. Искажения формы канала, приобретенные в результате длительного хранения ЗТТ, мало влияют на величину максимальных деформаций ТТ на стадии рабочего режима. Характерная область с большим градиентом деформаций сохраняется, ее ширина незначительно увеличивается, но искажается ее форма. Искажение формы канала зависит от того, в какой момент стадии хранения ракета была взята со склада и запущена. Толщина дегрессивного слоя по порядку величины такая же, что для заряда без предварительного хранения. Движение центра масс ЗТТ в связанной системе координат имеет такую же функциональную зависимость, что и у предварительно недефор-мированного заряда, но амплитуда смещения центра масс увеличивается.

5. Деформации при транспортировке (при плохих условиях) превышают во много раз деформации при хранении, поэтому их влияние на полетную стадию значительно. Отклонение формы канала от недеформированной велико и толщина дегрессивного слоя увеличивается в 2 — 5 раз (в зависимости от условий транспортировки) по сравнению с недеформированным зарядом.

6. Анализ НДС ЗТТ в полете позволил установить, что менее чувствительными к условиям хранения и транспортировки являются заряды с большими толщинами их элементов, образованными поверхностью сложной формы, например, звезда с меньшим числом лучей.

7. Предварительные деформации, полученные на различных этапах жизненного цикла, приводят к неравномерному разгоранию ЗТТ и, как следствие, к смещению центра масс и наличию дегрессивных остатков топлива. При этом большие значения указанных характеристик характерны для зарядов с каналом сложной формы. Полностью ликвидировать эти негативные явления невозможно, но их можно уменьшить путем введения инертных вкладышей. Полученные для заряда с горением по внутреннему цилиндрическому каналу зависимости для смещения центра масс и дегрессивных остатков являются их нижней оценкой.

8. В начале горения вблизи обечайки образуются зоны больших градиентов перемещений, создающие условия для образования трещин, что нарушает прочность заряда, приводящее к нерасчетным режимам горения на последней стадии.

9. Исследования влияния массового эксцентриситета, возникающего за счет деформаций заряда, на движение НРС на активном участке, показывают, что для рассмотренных случаев предварительного хранения и транспортировки появляются заметные поперечные составляющие угловой скорости. Законы их изменения во времени представляются нелинейными колебаниями с периодами порядка 0.2.0.25 времени работы двигателя. Величины угловых скоростей в конце активного участка таб.5.4, формирующие техническое рассеивание PC, существенно зависят от закона изменения эксцентриситета, связанного с выгоранием заряда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А .Я., Ахметзязов М. Х. Поляризационно — оптические методы механики деформируемого тела. М., 1973, 576 с.
  2. А.Я., Соловьев Ю. И. Пространственные задачи теории упругости. М.: Наука, 1978, с. 464
  3. В. Е. и др. Теория ракетных двигателей. М., 1980,533 с.
  4. А.И. Исследование равновесного состояния тяжелого цилиндра при больших деформациях. // Тез.докл. IV науч.-конф., фев.1986-Рига, 1986, — С. 8.
  5. А.И. Квазистатическое деформирование вязкоупругих тел при конечных деформациях. // Численные методы в исследовании напряжений и деформаций в конструкциях: Сб. науч. работ УНЦ АН СССР. -Свердловск, 1987. С. 27- 30.
  6. А.И. Конечные деформации вязкоупругого стержня при стохастических нагрузках. //Современные проблемы математики, механики, информатики. / Тез.докл. Всерос.науч.конф. — Тула: ТулГУ, 2000. — С.66
  7. А.И., Желтков В. И. Динамическое деформирование массивных вязкоупругих тел при больших деформациях. -//Известия ТулГУ Сер. Математика. Механика. Информатика. Тула: 1998, Том 4, Выпуск 2. С.27−34.
  8. А.И., Желтков В. И. Динамическое нагружение вязкоупругих тел. //Современные проблемы механики и прикладной математики./ Тез.докл. школы. — Воронеж, ВГУ, 1998. — С. 16
  9. А.И., Желтков В. И., Редько А. А. Моделирование жизненного цикла заряда PC30. // Оборонная техника, № 11−12, 1999. Москва: 1999.-С.37−39.
  10. А.И., Желтков В. И., Толоконников JI.A. Приближенное решение задач геометрически нелинейной теории вязкоупругости. // Тез.докл. Всесоюзной науч.-тех.конф., фев.1983 г. Рига, 1983.- С. 81.
  11. А.И., Желтков В. И., Хромова Н. Г. Анализ динамики геометрически нелинейных вязкоупрутих тел с помощью преобразования Фурье. // 11-я Междун. зимняя школа по механике сплошных сред. / Тез.докл., Книга I. — Пермь, 1997 г.
  12. А.И., Желтков В. И., Хромова Н. Г. Применение преобразование Фурье к задачам динамики неупругих тел. // Моделирование и критерии подобия в процессах развитого пластического формоизменения. / Тез.докл.междун. симпозиума. — Орел, 1996 г.
  13. А.Й., Желтков В. И., Хромова Н. Г. О корнях характеристического уравнения динамики вязкоупрутих тел. //Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1998. Т.4. Вып. 2. С. 31−34
  14. А.И., Желтков В. И., Хромова Н. Г. Преобразование Фурье в задачах динамики сжато-изогнутых пластин. // В сб. «Труды XVIII международной конференции по оболочкам и пластинкам». Саратов, СГТУ, 1997.
  15. А.Й., Карнеев С. В., Шмараков JI.H. Анализ остаточных напряжений по параметрам внешнего воздествия. // Математическиемодели и краевые задачи./ Труды 7-ой межвуз.науч.конф. Самара, 1997 г
  16. А.И., Горячев JI.B.,, Редько А. А. Конечные деформации вязкоупругого цилиндра при горизонтальном хранении // Оборонная техника, № 5−6,2000. Москва:2000. — С.59−61.
  17. А.И., Горячев Л.В.,, Редько А. А., Сатаров А. В. Математическая модель формоизменения твердого топлива при транспортировке. // Оборонная техника, №, 2001. Москва:2001.
  18. А.И., Горячев J1.B., Желтков В. И., Редько А. А. Деформация зарядов твердого топлива во время полета. // Оборонная техника, №, 2001. -Москва:2001.
  19. А.И. Дискретное разбиение заряда твердого топлива методом отбражения //Сб. ст."Механика деформированного твердого тела и обработка металла давлением", ч. № 1,2001. Тула, 2001., с. 30−33
  20. Ф 31. Андреев А. И. Применение температурно-временной аналогии к описанию поведения термо-вязкоупругих тел при конечных деформациях //В сб. «Механика деформированного твердого тела и обработка металла давлением», ч. № 2,2001. Тула, 2001., с. 48−50.
  21. А.И. Математическое моделирование процессов хранения и транспортировки вязкоупругих тел при конечных деформациях. Тула, ТулГУ, 2001.-102 с.
  22. А.И. Напряженно деформированное состояние толстостенного вязкоупругого цилиндра при горизонтальном хранении //Известия ТулГУ
  23. Серия. Математика. Механика. Информатика., Том 8, Выпуск 2 Тула: -ТулГУ, 2002. -С.27 -30.
  24. А.И. Влияние деформированного состояния заряда твердого топлива на движение PC РСЗО на активном участке траектории //Известия ТулГУ Серия Проблемы специального машиностроения Выпуск 6. Часть 1 -Тула -Тулгу, 2003.-C.3−6.
  25. П.М., Голубев И. С., Колотков Н. И., Манучаров В. А., Новиков В. Н. Хмелевский Г. В., Чернобровкин Л. С., Чураков В. Н. Беспилотные летательные аппараты. М.: «Машиностроение», 1967. — 439 с.
  26. К., Вилсон Е. Численные методы анализа и метод конечных элементов. М.:Мир, 1982. — 287с.
  27. Ю.Н., Цыбенко А. С. Методы и алгоритмы автоматического формирования сеток конечных элементов. Киев: ИПП АН УССР, 1978. -93с.
  28. О.Ф., Кулибаба В. В., Репецкий О. В. Конечноэлементный анализ колебаний машин. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. — 144с.
  29. А. И. и др. Основы теории автоматического управления ракетыми двигательными установками. М., 1978, 328 с.
  30. М., Жомотт А., Вебек Б. Ф., Вандекерхове Ж. Ракетные двигатели, перев. с англ. — М.: Оборонгиз, 1962, 800 с.
  31. О.В. Графика OpenGL: программирование на Фортране. М.: Диалог-МИФИ, 2000, с. 36 843. Беляев Т. Ф. Ракетные заряды к снарядам реактивных систем залпового огня (РСЗО второго и третьего поколения). Москва, 1992, с. 60
  32. А.В. Уравнения математической физики. М: Наука, 1976, с. 296
  33. А.П. Явление последействия в твердом теле. ПММ, т.5, вып.1, 1941.
  34. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗОВ. Лейпциг: Тойбнер, 1979, Москва: Наука, 1980, с. 976
  35. Е.А., Желтков В. И., Хромова Н. Г. Ускоренный способ исследования реакции несущих конструкций на динамические воздействия. // Вопросы специальной радиоэлектроники (сер.РЛТ), вып.28,1993. с. 102−108.
  36. Д.В., Синявский А. Л. Численное решение линейных и геометрически нелинейных задач для ребристых оболочек и пластин. // Расчет пространственных конструкций. -1969. Вып.8.
  37. К. Вариационные методы в теории упругости и пластичности. М.: Мир, 1987, с. 542
  38. Р. Метод конечных элементов. М.: Мир, 1984, — 428 с.
  39. Л., Тамекути М. Усадка двигателей на твердом топливе при горизонтальном хранении. / Ракетная техника и космонавтика, № 8, 1965.
  40. И.С., Самарин А. В. Проектирование конструкций летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1991. — 512 е.: ил. 229.
  41. С.А., Макашов Э. М., Полушкин Ю. Ф., Шефтель Л. В. Расчет и анализ движения летательных аппаратов. Инженерный справочник, М., «Машиностроение 1971. — 352 с. щ 57. Горст А. Г. Пороха и взрывчатые вещества. М, 1972,208 с.
  42. А.И. Твердые ракетные двигатели. М.: Изд-во «Химия », 1969.- 116 с.
  43. А., Адкинс Дж. Большие упругие деформации и нелинейная механика сплошной среды. М.: Мир, 1965. — 456с.
  44. В.Г. Алгебра операторов Вольтерра и ее применение в задачах вязкоупругосга. // Докл. АН СССР, 1968, т. 182, № 1, с. 56 -59.
  45. В.Г. Комплексный метод аналитического описания термомеханических свойств полимерных тел при неизотермических конечных деформациях. // Кн.: Тез.докл. П Всесоюз.симпоз. Теория мех. переболей полимер.материалов. Пермь, 1980, с. 132 — 133.
  46. В.Г. Метод построения определяющих соотношений для термовязкоупругих материалов при конечных деформациях. // Механика деформируемого тела.- Тула, 1983. — С. 53 — 61.
  47. В.Г. Об одном методе аналитического выражения линейных вязкоургугих свойст полимерных материалов. // Механика полимеров, 1970, № 3, с. 987 991.
  48. А.А. Введение в теорию подобия. М.: В. Школа, 1973, с. 296
  49. В.М. Об одном виде несимметричного решения пространственной задачи теории упругости в цилиндрических координатах. / Численныеметоды в исследовании напряжений и деформаций в конструкциях, Свердловск: УНЦ АН СССР, 1987 г. С. 28 — 34.
  50. Дж., Шнабель Р. Численные методы безусловной оптимизации. М.: Мир, 1988, с. 440
  51. В. П. Математическая система MAPLE V R3/R4/R5. М.: СОЛОН, 1998, с. 400
  52. В.П. Справочник по MathCAD PLUS 6.0 PRO. М.: СК Пресс, д 1997, с. 330
  53. Дэй У. А. Термодинамика сред с памятью. М.:Мир, 1970 — 254с.
  54. А. Н., Васильев В. В. Прочность цилиндрических оболочек из армированных материалов. М., 1972,168 с.
  55. В.И., А.А. Хованский Исследование закона скорости горения в условиях деформированного состояния СТРТ. Горение и катализ ТРТ./Под ред. Б. П. Жукова. — М.: 1980.
  56. С.Ю. Общие структурно-равновесные решения краевых задач механики композитов. // 1997. Т.ЗЗ. № 4. — С.474 — 481.
  57. .Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ. М.: Машиностроение, 1991, с. 560
  58. В.И. Применение метода конечного элемента к задачам нелинейной вязкоупругости. // Работы по механике сплошных сред.-Тула, 1975.
  59. В.И., Дехтяр Д. А., Суманеева Е. Н. Определение вязко-упругих характеристик композитных материалов из динамических испытаний. //Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1995. Т. 1. Вып. 2. с. 52−57
  60. В.И., Комолов Д. В., Хромова Н. Г. Некоторые возможности автоматизации расчетов динамики вязкоупругих тел. //Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1995. Т. 1. Вып. 2. С. 58−69
  61. В.И., Кузнецов К. А. //Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1998. Т.4. Вып. 2. С. 74−77.
  62. В.И., Толоконников Л. А., Хромова Н. Г. Переходные функции в динамике вязкоупругих тел. Доклады РАН. сер. 1993. Т. 329. № 6.- С. 718−719.
  63. В.И., Хромова Н. Г. Способ исследования динамической реакции вязкоупругих тел// Мех. деформ. тела/ Тул. гос. техн. ун-т. Тула, 1994. -С. 48−51.
  64. Дж., Абрамович X. Определение реальных граничных условий для подкрепленной оболочки вибрационным методом. //Ракетная техника и космонавтика. М: Мир, 1979, т. 17. № 17
  65. О. Метод конечных элементов в технике. М.:Мир, 1975. — 544с.
  66. О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. М.:Мир, 1986. — 267с.
  67. А.А. Механика сплошной среды. М.: МГУ, 1971.1.
  68. А.А. Пластичность. Основы общей математической теории. -М.: Высш. школа, 1963. 271с.
  69. А.А., Победря Б. Е. К вопросу о нелинейной теории вязкоупругости. // Прочность и пластичность. -1971.
  70. А.А., Победря Б. Е. Основы математической теории термовязкоупругости. М.: Наука, 1970. — 280с.
  71. Н.В. Собственные частоты колебаний цилиндров с неподвижной цилиндрической поверхностью.//В сб. «Числ. методы висследованиях напряжений и деформаций в конструкциях.» Свердловск, 1987. — с.76−79.
  72. Н.В., Матвеенко В. П., Соколов Б. Н. и др. Об исследовании вынужденных установившихся колебаний системы вязкоупругий заполнитель упругая оболочка./УЩ Всес. конф. по прочности и пластичности//Тез. докл. — Пермь, 1983. — с.83.
  73. Н.В., Матвеенко В. П., Юрлова Н. А. Численный анализ диссипативных свойств кусочно-неоднородных вязкоупругих тел./В сб. «Методы расчета изделий из высокоэластичных материалов."//Тез. докл. V Всес. НТК. Рига, 1989. — - с. 95.
  74. Ю.И., Фиров А. Н. Автоматическое построение сетки в конечноэлементном анализе. // В сб. «Метод конечных элементов в строительной механике» Торысий, изд. ГГУ, 1975. — с. 48−53.
  75. В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1977, с. 232
  76. Л.Л., Кузнецов Г. Б., Роговой А. А. Равновесие короткого тяжелого цилиндра при конечных деформациях. // Равновесие тел вращения под действием массовых сил. —1983. — С. 93 — 99.
  77. А.Н., Фомин С. В. Элементы теории функций и функционального анализа. М.: Наука, 1981, с. 544
  78. Колтунов М.А.. К вопросу выбора ядер при решении задач с учетом ползучести и релаксации. Механика полимеров, 1968, № 4.
  79. М.А. Влияние режимов нагружения на механические характеристики, ползучесть и релаксацию стеклопластика. Вестник МГУ, 1965, т.4.
  80. М.А. Определение характеристик вязко-упругих сред по данным квазистатических опытов. Механика полимеров, 1967, № 5.
  81. М.А. Ползучесть и релаксация: Учеб. пособие для студентов высших тех. учеб. заведений. -М.: Высш. школа, 1976. -277 с.
  82. М.А., Васильев Ю. Н., Пасько Д. А. Прочность полых цилиндров. М.: Машиностроение, 1981, с. 264г
  83. М.А., Васильев Ю. Н., Черных В.А, Упругость и прочность цилиндрических тел. М.: В. Школа, 1975, с. 526
  84. М.А., Майборода В. П., Зубчанинов В. Г. Прочностные расчеты изделий из полимерных материалов. М.: Машиностроение, 1983, с. 240
  85. М.А., Трояновский И. Е. Геометрически нелинейная задача теории вязкоупругости. // Механика эластомеров. 1974. Т. 1. С. 36 — 46.
  86. Н.Т. Транспортировка ракет. М.: Воениздат, 1978, с. 150
  87. В., Штальман Ф. Практика конформных отображений.
  88. Ю.Г., Волков И. А., Маковкин Г. А. Математическое моделирование процессов деформирования и разрушения конструкционных материалов: монография.- Н. Новгород, 1996, ч.1, с. 192
  89. Ю.Г., Волков И. А., Маковкин Г. А. Математическое моделирование процессов деформирования и разрушения конструкционных материалов: монография.- Н. Новгород, 1996, ч. 2, с. 82
  90. Кохино Мазахиро. Влияние механических свойств СТТ на характер их горения РЖ Авиационные и ракетные двигатели, № 5,1982. ст.Зк.
  91. Н. Ф. Аэродинамика ракет. М., 1968. 772 с.
  92. Р. Введение в теорию вязкоупругости. М., 1979. — 338 с.
  93. В. Д., Должанский Ю. М. Основы проектирования пороховых ракетных снарядов. М., 1961,294 с.
  94. Ю.О. К оценке оптимальности конечноэлементной модели. // В юн. «Вычислительная техника и краевые задачи». Рига, Зинатне, 1982. -с. 35−42.
  95. Ю.О. Математические критерии оценки расчетной сетки для метода конечных элементов. // Изв. АН ЛатССР. Сер. физ. и техн. наук, 1982, № 3.- с. 95−100.
  96. М.А., Шабат Б. В. Методы теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1973, с. 736
  97. В.И., Фильчакова В. П., Яшин А. А. Конформные отображения физико-топологических моделей. Киев: Наукова Думка, 1990, с. 374
  98. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теория упругости. М.: Наука, 1987, с. 248
  99. А.И. Нелинейная теория упругости. М.: Наука. 1980. — 512 с.
  100. Н.А. и др. Развитие реактивного оружия залпового огня. // Оборон, техника, 1999, № 11−12, с. 4−7.
  101. Н.А., Денежкин Г. А., Обозов Л. И. Вопросы разработки дальнобойных реактивных комплексов высокоточного оружия // Оборон, техника, 1993, № 2.
  102. М.А., Шепетовский А. Я., Юрманова Н. П. Теория тепловых двигателей.(Внутреняя баллистика) Тула.: ТулПИ, 1975. — 235 с.
  103. В.П. Численный анализ вынужденных установившихся колебаний несжимаемых и слабосжимаемых тел.// В сб. Аналитические и численные методы решения краевых задач пластичности и вязкоупругости. Свердловск, 1986, — с. 83 — 87.
  104. В.П. Об одном алгоритме решения задачи о собственных колебаниях тел методом конечных элементов.// В сб. «Краевые задачи теории упругости и вязкоупругости. Свердловск, 1980. — с.20−24.
  105. В.П., Колесникова Н. В., Юрлова Н.А Численноемоделирование собственных затухающих колебаний кусочно однородных вязкоупругих тел. // В кн. «Расчеты на прочность.» Вып.31. -М.:Машинос1р., 1989. с.166−172.
  106. Ю.И. и др. Влияние деформаций на баллистические характеристики ТРТ. Горение и катализ ТРТ./Под ред. Б. П. Жукова. -М.: 1980.
  107. В.В. Сопротивление вязко-упругих материалов (применительно к зарядам ракетных двигателей на твердом топливе). -М., Наука, 1972.-328 с.
  108. Н.И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. М: Наука, 1966, изд. 6-е, с. 708
  109. В.Н., Авхимович Б. М., Вейтин В. Е. Основы устройства и конструирования летательных аппаратов. М: Машиностроение, 1991, с. 368
  110. В.Н., Котельников А. В. Двигательные установки на твердом топливе. М.: Моск. авиац. ин-т., 1979.- 73 е., (ДСП).
  111. П.В., Зограф И. А. Оценка погрешностей результатов измерений. Ленинград: ЭНЕРГОАТОМИЗДАТ, 1991, с. 304
  112. И.Ф. и др. Метод конечных элементов в строительной механике летательных аппаратов. М.:Высшая школа, 1987. — 421с.
  113. Дж. Конечные элементы в нелинейной механике сплошных сред. М.: Мир, 1976, с. 464
  114. .В., Мазинг Г. Ю. Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе. М.: Машиностроение, 1968, с. 536
  115. А.В., В.П. Петровский. Огневые стендовые испытания на прочность твердотопливных ракетных двигателей к воздействию боковойф нагрузки. // Хим. физ., 1995, т. 14, № 1. с. 11−17
  116. Д.Е. К теории движения ракет. // Прикладная математика и механика. 1946. Т.Х. — С.251 — 272.
  117. Е.М. К вопросу о вычислении траектории центров тяжести артиллерийских снарядов. // Прикладная математика и механика. 1951. -T.XV. С. 83 — 94.
  118. Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. М.: Паука, 1980, — С. 256.
  119. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. М.:Наука, 1987, — С. 352.
  120. .Е. Численные методы в теории упругости и пластичности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 344 с.
  121. В.А. Обратная проблема собственных чисел для одномерной разветвленной упругой системы. // Тез. докл. 3 Междунар. симп. «Динамика и технол. проблем мех. конструкций и сплош. сред». -М., 1997. с. 88−89.
  122. В.А. Численные методы расчета судовых конструкций. J1.: Судостроение, 1977. 279 с.
  123. В.А., Тарануха И. А. Матрицы жесткости и принципы дискретизации в методе модуль-элементов. // Труды Ленинградского Ордена Ленина Кораблестроительного института, 1989 с. 81−89.
  124. В.А., Тарануха И. А. Метод модульных элементов в расчетах судовых конструкций. Л.: Судостроение, 1990. 312с.
  125. В.А., Хархурим И. Я. Метод конечных элементов в расчетах судовых конструкций. Л.:Судостр., 1974. — 476с.
  126. Проектирование и испытание баллистических ракет. М.: Воениздат, 1970. — 392 с.
  127. B.C. Приближенный метод исследования плоских нелинейных колебаний оперенного снаряда. // Прикладная математика и механика. 1946.-Т.Х.-С.139−152.
  128. Ю.Н. Ползучесть элементов конструкций. М. .Наука, 1966. -752с.
  129. Ю.Н. Элементы наследственной механики твердых тел. М.: Наука, 1966.
  130. Расчеты конструкций на прочность и жесткость. Интегрированная система автоматизации конструирования и прочностных расчетов изделий машиностроения КИПР-ЕС: Межвуз. сб. научн.тр./Под ред. В. И. Мяченкова. М.:Изд. Мосстанкин, 1987. — 188с.
  131. Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов.: Справочник/В.И.Мяченков, В. П. Мальцев, В. П. Майборода и др. Под общ. ред. В. И. Мяченкова. М.:Машиностр., 1989. — 520с.
  132. А.Р. Строительная механика. М.: Высшая школа, 1982, с. 400
  133. В. В. Двигатели ракет на твердом топливе. М., 1971. -120 с.
  134. М. Исследования ракетных двигателей на твердом топливе. М.: ИЛ., 1963.
  135. С. Химия ракетных топлив. М., 1969. 487 с.
  136. Л. Применение метода конечных элементов. М.:Мир, 1979. — 392с.
  137. М. Метод конечных элементов. М.: Стройиздат, 1993.-664с.
  138. М. Е. Внутренняя баллистика артиллерийских орудий и пороховых ракет. М., 1962. 703 с.
  139. А. И. Твердые ракетные топлива. М., 1964. 77 с.
  140. С.П., Янг Д.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. М: Машиностроение, 1985, с. 472
  141. Л.А. Введение в механику деформируемого твердого тела. Тула, 1976, с. 186
  142. Л.А. Механика деформируемого твердого тела. -М.:Высшая школа, 1979.-318с.
  143. Дж. Алгебраическая проблема собственных значений. М.: Наука, 1970.
  144. В.В. Итерационные алгоритмы. С.-Петербург, 1991, с. 232
  145. Г. Теоремы существования в теории упругости. М.: Мир, 1974, с. 160
  146. А.Н. Асимптотические методы в теории дифференциальных уравнений. Ташкент, ФАН, 1974. — 216с.
  147. А.Н. Усреднение в дифференциальных и интегро-дифференциальных уравнениях-Ташкент, ФАН, 1967.-231с.
  148. А.Н., Шарова Л. В. Интегральные неравенства и теория нелинейных колебаний. М.: Наука, 1976. -152с.
  149. К. Численные методы на основе метода Галёркина: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.-352 с.
  150. И.Я. Метод конечного элемента в нелиненой механике эластомеров.// Механика эластомеров: Межвуз.сб. Краснодар, 1980. -Вып.101. -С.13−24.
  151. Цуй Тян-ю. Расчет методом конечных элементов напряжений в осесимметричном теле при кручении. //Ракетная техника и космонавтика. М.: Мир, 1979, т. 17. № 4
  152. А.С., Ващенко Н. Г., Крнщук Н. Г., Лавендел Ю. О. Автоматизированная система обслуживания конечноэлементных расчетов. Киев: Вшца школа, 1986. — 251с.
  153. К.Ф. Нелинейная теория упругости в машиностроительных расчетах. Ленинград: Машиностроение, 1986, с. 336
  154. А.Н. Радиальные волны сдвига в упруговязкопластической пластине / В кн.: Исследования в области пластичности и обработки металлом давлением. Тула, ТулПИ, 1981. С. 126 -131
  155. Я. М., Мазинг Г. Ю., Прудников Н. Е. Основы проектирования ракет на твердом топливе. М., 1968. 352 с.
  156. И.Н. Построение приближенных решений линейно вязкоупругих задач методом аппроксимаций по известным приближенным упругим решениям. // В сб. «Методы решения задач теории упругости и пластичности. Вып.8». Горький, 1974. — с.88−95.
  157. И.Н., Шевелев Н. А., Машкин А. Н. Влияние сил Кориолиса на пространственные формы и частоты колебаний осесимметричных тел.//В сб. «Тезисы докл. Всесоюзн. конф. по прочности и пластичности.» -Пермь, 1983. с. 195.
  158. И.Н., Шевелев Н. А., Машкин А. Н. Пространственные формы и частоты колебаний осесимметричных тел.// В кн. Прочностные и динамические характеристики машин и конструкций. Пермь, 1985. — с. З-8.
  159. П., Коснар М., Гардан И., Робер Ф., Робер И., Витомски П., Кастельжо П., Жермен-Лакур П., Жорж П. Л., Пистр Ф., Безье П. Математика и САПР. В 2-х кн. М.: Мир, 1989.
  160. Л. Введение в математическую статистику. М.: Наука, 1976, с. 520
  161. М. С. Топлива и рабочие тела ракетных двигателей. М., 1976.-304с.
  162. М.Р. Линеаризованное решение задачи о ползучести в несимметрично нагретых цилиндрах. //Ракетная техника и космонавтика. -М.: Мир, 1979, т. 17. № 17
  163. Angelo В. Mingarelli. Voltera-Stieltjes Integral Equations and generalized Ordinary Differential Expressions. Berlin, Heideberg, New-York, Tokyo: Springer-Verlag, 1983, p. 317
  164. Barkanov E. Frequency response and damping analyses of structures with different damping models. // Механика композитных материалов. 1997. -Т.ЗЗ. № 2. С. 226 — 234.
  165. Boltzmann L. Zur Theorie der elastischen Nachwirkung. Annalen der Physik und Chemie, Erg.Bd. 7,1876
  166. Frank P.G., Zimmerman W.F. Materials for Rockets and Missiles. New-York: The MacmiMan, 1959, p. 124
  167. Kit В., Evered D.S. Rocket Propellant Handbook. New-York: The Macmillan Company, 1960, p. 352
  168. MathCAD PLUS 6.0. Руководство пользователя. M.: Филинъ, 1996, с. 712
  169. Nowacki W. Dynamic problems of thermoelasticity. Institute of Mechanics, Warsaw University, Warszawa, Poland, 1975, p. 436
  170. Rocket Propulsion Elements. London, 1956
  171. Sobotka Z. Rheology of materials and engineering structures. Prague: Academia, 1984, p. 548
  172. Volterra V., Fonctions de lignes. Gauthier-Villard, Paris, 1913.
  173. Hartzman M., Hutchinson J.R. Nonlinear Dynamics of Solids by Finite Element Method.//J. of Sound and Vibr., 1975,№ 3. pp387−397.
  174. Akyuz F.A. Natural coordinate system, An automatic input data generation scheme for a finite element method. II Nuclear Eng. Design, v. 11, 1969, N2. -pp 787−797.
  175. Bank R.E., Sherman A.H. The use of adaptive grid refinement for badly behaved elliptic partial differential equations // Math. And сотр. in simulation, 1980, v. 22, N1, pp. 18−24.
  176. Holsgrove S., Irving D., Lyonn P. The LUSAS finite element system // FEMCAD'88 Ргос.4л SAS-World Conf., Paris, 17−19 oct. 1988. Vol./Numer. Anal. And Comput. Aided Des.-Gournay-sur-Marne, 1988-c.127−132.
  177. Liu W.H., Chang T.B. Vibration of Non-Uniform Skewed Cantilewer Plates by the Method of Finite Element Transfer Matrix.//J. Sound and Vibr., 1990, v.136, № 1. pp. 157−163.
  178. Mbller G, Schuelle H. Berechnungen hach der Finit Element Metode mit ANSYS // Infografik. ~ 1989. -№ 4 c.28.30−32.
  179. NASTRAN computer program for structural analysis. SAE Preprints, 1962. № 12.
  180. Shen Yapeng, Li Lu-xian, Wang Xiao-ming. Numerical method for viscoelasticquasistatic and dynamic problems// Lixue jinzhan. = Adv. Mach. -1994.-24, № 2.-C. 265−272.
  181. Stefanov G.D., Syrmakezis K. Automatic triangular mesh generation in flat plates for finite elements // Comp.&Struct., 1980, v. l 1, pp. 439 464.
  182. Zienkiewich O.C., Phillips D.V. An automatic mesh generation scheme for plane and curved surfaces by isoparametric coordinates. // Int. J. Numer. Math. Eng., 1971, v.3, pp. 519 528.
Заполнить форму текущей работой