Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институционализация молодежной политики в регионе в условиях переходного состояния российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве регулятивной схемы деятельности органов власти и местного самоуправления по достижению взаимоприемлемых решений в деле создания эффективной региональной молодежной политики на всех уровнях ее проявления выступают принципы, на которых собственно и основывается региональная молодежная политика. Принципы — это те основания, на которых строится вся система молодежной политики, поскольку… Читать ещё >

Содержание

Раздел 1. Методологические основания социологического анализа институционализации молодежной политики 15 Раздел 2. Молодежная политика: сущность и принципы организации 50 Раздел 3. Особенности функционирования молодежной поли-тики в регионе I < ««''»! ' 84

Заключение 123

Литература

Современное российское общество переживает период кардинальных социально-политических изменений. За достаточно короткий отрезок времени трансформировались социальные структуры, социальные институты, ценности, нормы, мировоззренческие установки и ориентиры людей. Судьба страны и судьба граждан сегодня реально могут зависеть не только от политических лидеров, но и от собственной гражданской активности, информированности и грамотности. Переход с тоталитарного на демократический путь развития сопровождается, как правило, довольно продолжительным периодом поиска и выработки конкретных путей реализации такого перехода.

Системный кризис поразивший общество, политическая и социально-экономическая нестабильность, отсутствие четких нравственных ориентиров у молодежи обусловливает необходимость проведения взвешенной государственной политики по отношению к молодому поколению, стремящемуся не только выжить, но и адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям жизни и работы, найти свое место в обществе. Переходное состояние современного российского общества особенно остро ставит проблему выбора эффективной молодежной политики, поскольку по существу, речь идет о будущем страны: как молодежь быстро найдет себя в этой жизни, какие она изберет ориентиры, ценности и пути? Ответы на эти вопросы в значительной степени определят лицо страны уже в ближайшем будущем.

Ослабление роли федерального центра, рост значения регионов в жизни России, специфика местных условий актуализируют региональные аспекты молодежной политики, как политики обращенной в первую очередь к молодежи

Политика в отношении семьи, детства и молодежи, с точки зрения государственного управления, должна являться фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подрастающего поколения, эффективной подготовки его к самостоятельной жизни.

Однако сложившаяся в Российской Федерации за последнее время система формирования политики в отношении семьи, детства и молодежи не учитывает в полной мере кризисных реалий- не базируется на единой концепции воспитания, образования и социализации молодого поколения, отражающих стратегию общественного развития России- функционально и законодательно разрознена- финансово не обеспечена, а ее реализация не подлежит должному контролю. Многие положения и мероприятия политики в отношении семьи, детства и молодежи дублируют друг друга. Методология их формирования сложилась еще в советский, относительно стабильный и экономически благополучный период времени. Очевидно, что в условиях кризиса теория и практика социально-экономической политики в отношении молодежи, целевых программ и мероприятий должны исходить из иных предпосылок и положений, объективно отражающих реальную ситуацию в обществе переходного периода.

Молодежная проблематика нашла довольно обстоятельное освещение в литературе. В поле зрения ученых и при социализме и в современных условиях практически постоянно находились проблемы учащейся и студенческой молодежи, рабочей молодежи, проблемы труда и воспитания, социализации, идейно-политического уровня молодых людей, трудовой активности, жизненной позиции, выбора профессии, жизненных планов, молодежной субкультуры, неформальных организаций молодежи и т. д. Большой вклад в исследование этих проблем внесли И. С. Кон, В. Н. Боряз, Ю. Е. Волков, И. М. Ильинский, Ю. Г. Волков, И. В. Бестужев-Лада, В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, Ю. А. Левада, Немченко B.C., Г. И. Шинакова, Л. С. Белкина, Р. П. Колосова, Г. М. Кочетов, А. И. Ковалева, В. И. Чупров, Э. А. Саар, С. Н. Иконникова, Н. Б. Кофырин, В. Т. Лисовский, Л. Я. Рубина, B.C. Боровик, и т. д.

В связи с начавшимися в середине 80-^х гг. переменами в советском обществе, появлением новых явлений и проблем в его жизни, усилился интерес к таким вопросам молодежного бытия, как неформальные молодежные объ^ди

См., напр.: Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978- Он же. Психология юношеского возраста. М., 1979- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость. М., 1984- Белова JI.B. Образ жизни и духовные потребности молодого человека. JI., 1980- Левада Ю. А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993- Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. Л., 1980- Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы. Л., 1973- Волков Ю. Е. Социальные проблемы молодежи. М., 1973- Филиппов Ф. Р. Социолог о молодежи. М., 1977- Он же. От поколения к поколению. М., 1989- Социальный облик рабочей молодежи. М., 1980- Шубкин В. Н. Социологические опыты. М., 1970- Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974- Рубина Л. Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1981- Немченко B.C., Шинакова Г. И., Белкина Л. С., Колосова Р. П., Кочетов Г. М. Профессиональная адаптация молодежи. Изд-во Московск. ун-та. 1969 и др. нения, наркомания и проституция среди молодежи, социальные проблемы занятости молодежи, молодежная преступность, воспитание. В этих исследованиях заметную роль сыграли работы Т. Э. Петрова, О. Н. Безрукова, Ю. В. Ерминенко, Е. М. Захарова, Э. А. Колесникова, Т. В. Черкасова, Т. К. Горохова, В. Левичевой, А. Кинсбурского, Ф. Шереги, Б. Калачева, H.H. Федотова, В. Г. Бушуровой, М. А. Дмитриевой, A.B. Мудрика, В. Н. Судакова и др.

В последние годы стали изучаться проблемы положения на молодежном рынке труда, занятости и безработицы молодежи, потребительского поведения молодежи, бездомных. Внесли свой вклад в изучение проблем молодежи и саратовские ученые1.

Другой особенностью изучения проблем молодежи и ее положения в нашей стране является схематичность, разрозненность изучаемых проблем молодежи2. Не случайно сегодня в целях преодоления раздробленности разрабатывается новая научная дисциплина — ювенология3, пытающаяся объединить экономические, политические, социологические, правовые, экологические, демографические и иные аспекты ряда научных дисциплин в изучении социализации

1 См.: Федотова H.H. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореф. канд. социол. н. Саратов. 1998- Хлыстунов С. Ю. Политическое сознание молодежи в условиях обновления российского общества: состояние и перспективы. Автореф. канд. социол. н. Саратов. 1999- Тарская О. Ю. Социализация курсантов военно-учебных заведений: патриотический и социокультурный аспекты. Автореф. канд. социол. н. Саратов. 2000- Рослова О. Г. Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России (теоретико-методологические аспекты). Автореф. канд. социол. н. Саратов. 2000 и др.

2 См.: Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы международной научно-практической конференции 26−28.09. 1995 г. Вып. 1. 1995.

3 См.: Там же. подрастающего поколения1.

Тем не менее, крупных монографических исследований, диссертаций, целостно отражающих процессы институциона-лизации молодежной политики, адекватной современному развитию российского общества сегодня практически нет, что весьма актуализирует тему данного исследования.

Исходя из актуальности проблемы, недостаточной степени ее изученности ставится следующая цель работы -изучить особенности институционализации региональной молодежной политики в условиях переходного состояния российского общества.

Поставленная цель обусловливает необходимость последовательного решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач: уточнить методологические основания исследования применительно к процессам институционализации региональной молодежной политики- охарактеризовать категориальный аппарат исследования в связи с появлением новых подходов к изучению молодежи в условиях переходного состояния российского общества-

1 См.: Павловский В. В. Ювенология: становление науки о молодежи. Красноярск, 1997- Он же. Социология молодежи и ювенология // Социологические исследования. 1999. № 5- См.: Скворцова М. Б. Принципы ювенологии и ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000- Кондратьева Я. В. Объекты и субъекты ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. дать количественные и качественные характеристики молодежи региона, показать ее характерные черты и особенности- проанализировать комплекс современных условий, обусловливающих жизнедеятельности молодежи в регионе и их влияние на институционализацию региональной молодежной политики- обозначить основные положения региональной молодежной политики и дать рекомендации по ее совершенствованию и развитию-

Объектом исследования является современная молодежная политика.

Предметом исследования выступает институционализа-ция региональной молодежной политики в условиях переходного общества.

Методологической основой исследования выступают идеи классиков социологии о взаимосвязи экономического, политического процесса и культурно-психологической эволюции общества, выводы Э. Дюркгейма о характере воспроизводства в социальном опыте молодого поколения принципов плюрализованной экономики и политики, ибо он особое внимание уделял переходным состояниям общества и экономической системы. В диссертации использован метод структурно-функционального анализа и совокупность методик предлагаемых западной и отечественной социологией для исследования социальной структуры и переходных состояний общества.

Поскольку тема диссертации находится на стыке ряда обществоведческих наук, потребовались привлечение и анализ литературы по социологии личности, семьи, социальной психологии, демографии, педагогике, юриспруденции и т. д. Использованы материалы официальной статистики, документы органов власти и управления регионов, в частности, материалы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области, материалы отделов молодежи администрации муниципальных образований Саратовской области, а также результаты социологических исследований, проводимых в отдельных регионах России.

Научная новизна диссертационного исследования, связанная с самой постановкой проблемы, состоит в следующем: впервые поставлена проблема институционализации молодежной политики на региональном уровне-

дана авторская интерпретация понятия «молодежная региональная политика" —

определены основные принципы молодежной политики региона и институциональные особенности ее становления-

представлен социально-демографический облик современной молодежи одного из крупных регионов России -Саратовской области: впервые охарактеризованы ценностные ориентации, интересы и предпочтения современной молодежи, обусловленные переходным состоянием российского общества- изучена деятельность органов региональной власти по оказанию помощи и поддержки молодежи, ее отдельных групп и слоев-

Институционализация молодежной политики в регионе в условиях переходного состояния российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

Анализ институционализации региональной молодежной политики в современном российском обществе позволил нам сделать следующие выводы.

Институционализация региональной молодежной политики невозможна без разработки эффективного «молодежного права», отвечающего современным требованиям и перспективам развития российского общества и учитывающего большой опыт такого рода законодательства. Следует продолжить формирование правовой базы и разработки законов молодежной политики.

Успех реализации молодежной политики также находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое становление и развитие молодежи, формирование у нее необходимых качеств и свойств всеми доступными и законными средствами.

Однако следует заметить, что в Саратовской области сегодня действует только 39 органов по делам молодёжи, причем все они не имеют, сколько ни будь однотипной структуры. В их числе: комитетов по делам молодёжи с одним работающим специалистом — 2- комитетов и отделов по делам молодёжи, в которых работают несколько специалистов -1- комитетов и отделов по делам молодёжи, спорту, физической культуре и туризму — 8- смешанных комитетов, отделов по делам молодёжи, спорту, физической культуре и туризму с одним работающим специалистом — 28.

Негативное влияние на ход реализации молодёжной политики в Саратовской области оказывает нестабильное и недостаточное финансирование. Только в четырёх муниципальных образованиях области (г. Балаково, Ртшцево, Саратов. Энгельс) открыто финансирование по бюджетному разделу «Молодёжная политика». В остальных территориях финансирование осуществляется из внебюджетных источников, либо не осуществляются совсем. Все это вызывает серьезные опасения, что за сиюминутными бюджетными вложениями в самые различные сферы жизнедеятельности муниципальных образований, проблемы подрастающего поколения как бы выпадают из поля зрения властей. Это положение нетерпимо, ибо для эффективной социализации молодежи нужны комплексные программы совместных действий комитетов по делам семьи, детства и молодежи, учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, занятости, правоохранительных органов. Механизм реализации молодежной политики должен обеспечить согласованность федеральных интересов с интересами регионов, общественных молодежных и детских объединений с личными интересами юношей и девушек.

С учетом новых реалий необходима ориентация социальных институтов, органов власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечение семьи и молодежи как полноправных партнеров к постановке и решению актуальных социально-экономических и политических проблем. Патернализм следует заменить на активное сотрудничество во всех сферах общественной жизни, в результате чего молодое поколение сможет реально выступить активным субъектом общественного воспроизводства, гарантом его развития.

Следует разработать и принять Федеральный закон «Об основах и приоритетах государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Молодежная политика должна отвечать принципам системности, непрерывности и целостности воспитания, образования и социализации различных категорий молодого поколения. Генеральная цель молодежной политики заключается в создании экономических, политических, организационных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения, а также повышения качества жизни молодежи, социально-правовой защиты многодетной, неполной и кризисной семьи, поддержании здоровой семьи как основополагающего социального института общества.

Институционализация молодежной политики связана с устойчивой общественной потребностью в организации эффективной социализации молодежи. Важное значение приобретает формирование социально активных людей, людей способных к инновационному, творческому мышлению и реальным практическим действиям в непростых условиях переходного состояния, в котором находится российское общество.

Мы считаем, что в современных условиях развития российского общества можно говорить лишь о начальном этапе институционализации государственной и региональной молодежной политики в России. Причины медлительности перемен различны. Одни из них носят психологический характер и связаны с традициями такого рода деятельностидругие вытекают из принципов построения исполнительных блоков по сферам деятельности — культура, спорт, здравоохранение, образование. Третьи связаны с политической позицией отдельных руководителей государства, вытекающей их приоритетности макроскопических процессов и второстепенности социальной политики в целом.

Государственная молодежная политика должна выражать в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, на соблюдения прав человека. Эта установка и должна определять темп продвижения вперед в решении ряда вопросов законодательного закрепления прав молодых граждан и их объединений на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Тем не менее, следует отметить, что в целом меры в деле становления эффективной молодежной политики остаются недостаточными для решения крупных задач. В ряде территорий создается неблагоприятная ситуациядля реализации важнейших направлений государственной молодежной политики .

Поиск оптимального сочетания федеральных, региональных и местных задач в области государственной молодежной политики остается на ближайшие годы важнейшей практической задачей всех участников этой деятельности. Говоря о государственной или региональной молодежной политике невозможно обойти тот факт, что она (политика) реализуется на определенных территориях, в различных социально-экономических условиях, в экономически развитых и социально депрессивных регионах, с сильной или слабой местной властью — это обусловливает и необходимость дифференцированного подхода к ее изучению и к тем рекомендациям и выводам ученых, которые могут составить основу формирования этой политики.

Мы считаем, что предпосылки формирования региональной молодежной политики создаются объективными факторами, а условия вырабатываются и совершенствуются в процессе выработки и формирования этой политики. Условия раздвигают границы предпосылок, делают молодежную политику доступной и понятной, прежде всего для самой молодежи. Сегодня в российском обществе произошли громадные изменения в политической и экономической системах, вызвавшие к жизни новые объективные реальности, без учета которых невозможно построить эффективную молодежную политику .

В качестве регулятивной схемы деятельности органов власти и местного самоуправления по достижению взаимоприемлемых решений в деле создания эффективной региональной молодежной политики на всех уровнях ее проявления выступают принципы, на которых собственно и основывается региональная молодежная политика. Принципы — это те основания, на которых строится вся система молодежной политики, поскольку отсутствие четких ясных ориентиров тормозит процесс стабилизации не только жизнедеятельности всей страны, но и жизни региональных сообществ. Среди них выделяются принцип консенсуса, согласия, политического плюрализма, принцип связи культуры и политики, преемственности и принцип представительства отдельных групп и местных интересов.

Региональная молодежная политика содержит комплекс предположений относительно решения молодежных проблем. В программах, как правило, содержится совокупность мероприятий, которые больше соответствуют практической реализации проблем молодежи области. То есть программы регионального правительства и муниципальных образований предназначена для руководства и решения тактических задач молодежной политики. Основные стратегические направления осуществления молодежной политики Саратовской области в целом соответствуют тем направлениям, которых придерживается молодежная политика государственного уровня, но на практике в ее реальном воплощении, программа кажется неполной, отрывочной, и отдельные ее пункты выглядят слишком поверхностными, не отвечающие целиком поставленной перед ней задачей. Необходимо сделать более широко известной деятельность молодежных объединений, более полно раскрыть цели и задачи их и тех государственных органов, на базе которых они действуют, сделать более доступной для молодежи информацию о работе органов правовой защиты, социальной политики и адаптации.

Диссертант считает, что проблема изучения институ-ционализации региональной молодежной политики еще далека от своего завершения, сегодня еще необходимы усилия многих ученых — философов, социологов, юристов, политологов и историков для анализа этого общественного феномена. Здесь вероятны следующие направления дальнейших исследований: нуждаются в изучении возможности достижения согласия в российском обществе по вопросам социализации молодежинеобходимо дальнейшее изучение региональных аспектов адаптационных механизмов, позволяющих молодежи включиться в активную деятельность по преобразованию общества.

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Американская социологическая мысль. Тексты. / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.

3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JT., 1969.

5. Анцыферова J1. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова, М., 1978.

6. Арон Р. Поколения на стыке веков: Дюркгейм, Парето, Вебер //Полис, 1993.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

8. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.

9. Багдасарьян Н. Г., Консузян JI.B., Немцов A.A. Инновация в ценностных ориентациях студентов //Социологические исследования.1995. № 4.

10. Бегинин В. И., Викулов A.M., Дыльнов Г. В. Социология молодежи: проблемы политической культуры. СГУ, 1994.

11. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

12. Белова J1.B. Образ жизни и духовные потребности молодого человека. J1., 1980.

13. Березкина Т. Е. Бочкова С.Н., Боровик B.C. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.

14. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость. М., 1984.

15. Блинов Н. М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социологические исследования. 1982. № 2.

16. Богатырев Д. Как заржавела сталь? // МК в Саратове 2000.16−23 марта.

17. Боряз В. М, Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1979.

18. Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы. Л., 1973.

19. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России //Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.2. М., 1992.

20. Бушмарин И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М., 1998.

21. Быкова С. Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. // Социологические исследования. 1991. № 9.

22. Быченко Ю. Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов. Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2000.

23. Быченко Ю. Г. Человеческий капитал в рамках современной концепции развития человека. Саратов. Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1998.

24. Вебер М. Избранные произведения. /Пер. с нем. М., 1990.

25. Век № 8 (424) 2001. 23 февраля 1 марта.

26. Вестник образования. 1996. № 8.

27. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.

28. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.

29. Волков Ю. Е. Социальные проблемы молодежи. М., 1973.

30. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.

31. Всемирный кризис ведет к росту безработицы. // Человек и труд. 1999. № 8.

32. Герчиков В. И., Холодняк КВ., Валян Г. З. Хорош ли работник из студента? //ЭК0.1998.№ 10.

33. Горбунов В. И. Социальная политика: региональный аспект // Регион: Политика, Экономика, Социология.1995. № 3.

34. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

35. Гурвич Г. Концепция социальной структуры // Проблемы прогнозирования. Вып.6. 1991.

36. Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3.

37. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

38. Дискун А. Г. Россия перед выбором // Мир России.1997 № 2.

39. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.

40. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

41. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1993 (М., 1994.).

42. Дятлов С .А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.

43. Закон Саратовской области от 23 июля 1998 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

44. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., 1998.

45. Зобов Р. А., Лисовский A.B. Становление личности молодого человека. JI., 1987.

46. Зубкова Т. А. Социальная защита молодого поколения. М., 1993.

47. Зубок Ю. А. Будущее молодых россиян проблематично // Диалог. 1998. № 9.

48. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе и о своих сверстниках. (Социологическое исследование). Л., 1969.

49. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.

50. История социологии. Минск, 1997.

51. История теоретической социологии. В 4-х т. 1997.

52. Каган Л. Н., Павлов B.C. Молодые рабочие: вчера, сегодня. Свердловск,. 197 6.

53. Калужина В. П. Ценностные ориентации молодежи в сфере образования в условиях изменяющегося общества // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб. 2000.

54. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995.

55. Капто А. XXI век Россия, общество, молодежь // Диалог.1998.№ 9.

56. Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1991. № 1−2.

57. Карманный социологический словарь. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та. 2000.

58. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. № 3. 2000.

59. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации.//Социологические исследования № 12. 1998.

60. Катаев С. Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования.1988. № 1.

61. Катульский И. П. Молодежь, как объект и субъект государственной политики.//Социалистический труд.1991. № 9.

62. Климова С. Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи. М., 1992.

63. Климова С. Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен / Человек. 1995. № 3.

64. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.

65. Кон И. Социология // Философская энциклопедия. М., 1970.

66. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3.

67. Кон И.С. Д. Мид и проблема человеческого Я // Вопросы философии. 1969. № 12.

68. Кон И. С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16.

69. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

70. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

71. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

72. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

73. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

74. Кон И. С. Юность как социальная проблема. Бой идет за человека. Л., 1965.

75. Константинов С. А., Константинова Л. В. Профессиональные предпочтения молодежи: методические рекомендации по проведению социологических исследований. Саратов.1997 .

76. Кофырин Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. Л., 1991.

77. Красильников В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2.

78. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.

79. Кунгурцева Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях // Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения. (Тезисы докладов научно-практической конференции). Уфа, 1993.

80. Кязимов К. Активная политика занятости. // Человеческие ресурсы. 1998. № 1.

81. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. -1993.84. Левада Ю. А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.

82. Леванов Е. Г. Самодеятельные объединения, истоки и тенденции развития.// Глобус. 1988. № 3.

83. Левитов Н. Д. Психология старшего школьника. М., 1963.

84. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

85. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений. //Социологические исследования. 1998. № 5.

86. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дисс. Л., 1968.

87. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. Л., 1980.

88. Лисовский В. Т. Социология молодежи. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

89. Лисовский Д. М. Динамика социальных изменений //Социологические исследования. 1998. № 5.

90. Лукачер Г. Л., Макшанцева Н. В., Гудновский В. А., Одурманивающие средства в молодежной среде //Социологические исследования. 1990. № 4.94. Лукашова О. Г., Лукашов А. И. Криминальное лицо безработицы. //Социологические исследования. 1998. № 9.

91. Луков В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования.1998.№ 8.

92. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

93. Магун B.C., Литвинцева А. 3. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.

94. Мартынюк И. О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. Опыт прикладного исследования. Киев. 1993.

95. Маршак A.JI. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // Социологические исследования. № 12 1998.

96. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966; Социологические исследования. 1992. № 3−4.

97. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2.

98. Мид М. Культура детства. Избранные произведения. М., 1988.

99. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983.

100. Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи. // Молодая гвардия. М., 1990.

101. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. (Материалы международной научно-практической конференции 26−28.09.1995 г.). Вып. 1. 1995.

102. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.

103. Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993.

104. Молодежь-97. Социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации (аналитический отчет по итогам мониторинга). М., 1997.

105. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Нижний Тагил, 1996.

106. Монсон Пер Современная западная социология. СПб., 1992.

107. Морозов В. В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально политический журнал. № 1. 1998.

108. Мяло К. Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.

109. Начало пути: поколение со средним образованием. М., 1989.

110. Немировский В. Г., Гладченко A.A. Социально-политические ориентации молодежи // Социологические исследования .1996. № 6.

111. Немченко B.C., Шинакова Г. И., Белкина JI.C., Колосова Р. П., Кочетов Г. М. Профессиональная адаптация молодежи. Йзд-во Московск. ун-та. 1969.

112. Общая газета. 1997. 3−9 апреля.

113. Общество и молодежь. // Социально-политические науки. 1991. № 3.

114. Овчаренко В. И. Социологический психологизм. Минск, 1990.

115. Овчинский В. С. Криминогенные проявления в молодежной среде, //Социологические исследования.1987. № 4.

116. Ольшанский В. В. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. /Ред. Г. В. Осипов. М., 1966.

117. Павлова В. В. Рыночное мышление студенческой молодежи. // Социологические исследования.1998. № 8.

118. Павлова JI.A. Современная советская молодежь: социальные аспекты. Автореф. канд. филос. н. Саратов.1985.

119. Павловский В. В. Ювенология: становление науки о молодежи. Красноярск, 1997.

120. Парамонова С. П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования.1997. № 10.

121. Парсонс Т. Система современных обществ. (Пер. с англ.). М., 1997.

122. Парсонс Т. Социальное взаимодействие. М., 1997.12 9. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

123. Петухов В .Н. Поколение, выбравшее «Пепси» // Российская Федерация.1998. № 7.

124. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.

125. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р. Мертона. // Социологические исследования. 1992. № 2.

126. Положение молодежи в Саратовской области. Доклад Правительству Саратовской области. Саратов. 1998.

127. Полякова Н. Незанятая молодежь: социально-экономический портрет и по ведение. // Человек и труд. 1999. № 4.

128. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивацион-но-ценностных ориентации учащейся молодежи. //Социологические исследования. 1999. № 6.

129. Попов В. Г. Молодежь в сфере криминального влияния. //Социологические исследования. 1998. № 5.

130. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

131. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации».

132. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.

133. Рановская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993.

134. Решетов П. Н. Некоторые вопросы теории и практики исследований молодежного движения в капиталистических странах // Социологические исследования. 1980. № 2.14 4. Родионов В. Молодежная политика в современной России // Диалог. 1998. № 9.

135. Рослова О. Г. Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России (теоретико-методологические аспекты). Автореф. канд. социол. н. Саратов. 2000.14 6. Россия в цифрах: Краткий статический сборник. М., 1999.

136. Скворцова М. Б. Принципы ювенологии и ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб. 2000.

137. Скробов А. П. О некоторых новых подходах к молодежной политики в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 3.

138. Слуцкий Е. Г. Проблемы теории и практики ювенальной политики в России // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб. 2000.

139. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994.

140. Смелзер Н. Социология экономической жизни. М., 1965.

141. Современное студенчество актуальные вопросы образования и воспитания М., 1992.

142. Соколенко Е. М. Социальное содержание занятости молодежи на этапе рыночных реформ. Саратов, 1997.

143. Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути их снижения. //Социологические исследования. 1995. № 9.

144. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

145. Социальное расслоение и социальная мобильность. -М., 1999.

146. Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сборник научных трудов. Саратов. 1997.

147. Социальный облик рабочей молодежи. М., 1980.

148. Социологический энциклопедический словарь. М. 1998 .

149. Социология в России./ Под ред. В. А. Ядова. М., 1998.

150. Социология молодежи. СПб., 1996.

151. Социология сегодня. Проблемы и перспективы // Американская буржуазная социология середины XX в. М., 1965.

152. Староверов В. А. Молодые россияне на рубеже веков // Диалог. 1998. № 9.

153. Сугакова Л. И. Изменение социальности российской молодежи // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб. 2000.

154. Сундиев И. Ю. Неформальные молодежные объединения: Опыт экспозиции. //Социологические исследования, 1987. № 5.

155. Тавокин Е. П, Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов. //Социологические исследования. 1996. № 6.

156. Тарская О. Ю. Социализация курсантов военно-учебных заведений: патриотический и социокультурный аспекты. Автореф. канд. социол. н. Саратов. 2000.

157. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

158. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994 .

159. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология. Львов. 1998.

160. Тощенко Ж. Т. О парадоксах общественного сознания // Социологические исследования. 1995. № 11.

161. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1994.

162. Третий международный конгресс социологов. М., 1957.

163. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

164. Федотова H.H. Социальная интеграциячмолодежи в сферу трудовой деятельности. Автореф, канд. социол. н. Саратов. 1998.17 9. Федотова H.H. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда. Саратов. 2000.

165. Филиппов Ф. Р. Социолог о молодежи. М., 1977.

166. Филиппов Ф. Р., Чупров В. И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. М., 1983.

167. Френкель З. Г. Удлинение жизни и деятельная старость. М., 1949.

168. Хлыстунов С. Ю. Политическое сознание молодежи в условиях обновления российского общества: состояние и перспективы. Автореф. канд. социол. н. Саратов. 1999.

169. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.

170. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве. // Социологические исследования. 1998. № 3.18 6. Чупров В. И. Молодое поколение на рубеже веков // Диалог. 1998. № 9.

171. Чупров В. И. Социальное развитие молодежи и воспроизводство общества // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб. 2000.

172. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1997. № 8.18 9. Шеллерт В. В. Молодежь: концептуализация понятия ВКН. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

173. Шмелев A.A. Молодежные и культурные и социальные движения в России. // Социологические исследования. 1998. № 8.

174. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

175. Шубкин В. Н. Социологические опыты. М., 1970.

176. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999.

177. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

178. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

179. Элбаум М., Маршан О. Занятость и безработица среди молодежи в промышленно развитых странах: специфика Франции // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1996. № 1.

180. Энциклопедический социологический словарь. М., 1996.

181. Эриксон Э. Ребенок и общество. М., 1995.

182. Ядов В. А. Социология в современной России // Социология. 1996. № 12.

183. Ярская В. Н. Методология диссертационного исследования. В помощь соискателю. Часть П. Саратов. 2000.

184. Ярыгина Т. Молодежь в России. М., 1998.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой