Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственный контроль за использованием и охраной вод в СССР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы контроля в государственном управлении привлекают большое внимание советских ученых — представителей различных отраслей научных знаний. Особенно интенсивно эти вопросы исследуются правовой, в частности — административно-правовой, наукой. Тем не менее, до сих пор указанные вопросы исследовались применительно к общим проблемам обеспечения социалистической законности в государственном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
    • 1. Р Развитие правового регулирования государственного контроля за использованием и охраной вод
    • 2. Понятие и значение государственного контроля за использованием и охраной вод
    • 3. * Принципы и задачи государственного контроля за использованием и охраной вод
  • ГЛАва II. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОД
    • I. * Система и компетенция органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод *"
    • 2. " Формы и методы осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод *
    • 3. Пути совершенствования государственного контроля за использованием и охраной вод

Государственный контроль за использованием и охраной вод в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: Проблема организации рационального использования природных ресурсов и их охраны относится к числу важнейших проблем коммунистического строительства. Статья 18 Конституции СССР гласит: «В интересах настоящих и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечение воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека природной среды» .

Среди всех природных ресурсов особое место занимает вода, которая широко используется почти во всех без исключения сферах человеческой деятельности, играет важную роль во всех природных про-цессахв Значение воды в природе наиболее ярко охарактеризовано В. И"Вернадским* «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов» Нет земного вещества — материала, горной породы, живого тела, которое бы ее не заключало. Все земное вещество — под влиянием свойственным воде частичных сил, ее прообразного состояния, ее вездесущности и верхней части планеты — ею проникнуто и охвачено.. Мы жит вем в биосфере — в водной оболочке .

Наша планета является, по существу, водной, но в ней всего лишь 2 $ приходится на долю пресных вод. По данным М. И. Львовича, в этих 2# пресных вод ледники составляют 85 $, подземные воды — 14 $, озера — 0,6 $, почвенная влага — 0,03 $, пары атмосферы — 0,05 $, речные воды — 0,004#2.

Вернадский В .И. Избранные соч., т.1У. — М.: йзд-во Акад. наук СССР, I960, с.16−17″.

2 Львович М. И. Мировые водные ресурсы и их будущее. — Мв: Мысль, 1974, с. 28.

Основную часть используемых водных ресурсов СССР составляет речной сток, средняя многолетняя величина которого равняется 4714 км³ в год, что составляет 11 $ мирового речного стока. Огромп О ные запасы воды содержат озера — около 26 500 км, около 3000 км о воды содержат крупные горные ледники, более 290 км составляют т разведанные запасы пресных подземных вод. Таким образом, СССР обладает огромными водными ресурсами (занимая 2-е место в мире после Бразилии). Вместе с тем, проблема пресной воды актуальна и в СССР, хотя и не стоит так остро как в некоторых других странах. Актуальность этой проблемы определяется прежде всего неравномерностью расположения водных ресурсов на территории нашей страны, а также неуклонным ростом потребления воды. Так, по расчетам.

ВНИИЭУВХ Минводхоза СССР, объемы водопотребления в народном хозяйч я стве в целом составят: в 1980 г. — 445 км, в 1990 г. — 640 км, в 2000 г. — 930 км³. 2.

Вместе с ростом водопотребления катострофически увеличивается загрязненность водных ресурсов, бытовая канализация, промышленные сточные воды идут в реки, заражают грунтовые и подземные воды, ухудшают условия водоснабжения населения и использование воды в хозяйственных целях. Известно весьма тяжелое состояние водных объектов в Уральском регионе. В таких реках, как Белая, Томь, йсеть, Тагил, концентрация вредных примесей превышает предельно допустимые. Тревожное положение наблюдается в Центральном регионе, в целом ряде областей Украины и Белоруссии. Очистка сточных вод только в локальных очистных сооружениях в настоящее время не.

См.: Бородавченко И., Толстихин 0. Водные ресурсы: рациональное использование и охрана. — Коммунист, 1975, Л? 14, с.42−43.

2 См.: Экономические проблемы рационального использования и охраны окружающей среды. — М.: Изд-во МГУ, 1982, с.73″ решает проблемы сохранения водоемов на ближайшую перспективу.*.

Решение этой проблемы связано прежде всего с организацией рационального использования и охраны вод, которая должна обеспечиваться комплексом организационных, хозяйственных и законодательных мероприятий. Так, например, в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 г. г. и на период до 1990 г, предусматривается ускорение строительства водоохранных объектов в бассейнах Черного, Азовского, Балтийского, Каспийского морей и важнейших промышленных районах страны, увеличение мощности систем оборотного и повторного использования вод, внедрения бессточных систем водопользования и усиление охраны водных источников от истощения и загрязнения2. Такого рода мероприятия способствуют сбережению водных ресурсов. Так, по сравнению с 1980 годом объемы оборотной и повторно используемой воды возросли на 36 кубических километров. В настоящее время 69 процентов потребности промышленных предприятий обеспечивается системами оборотного и повторного водоснабжения, что позволяет отказаться от забора из природных источников свыше 220 кубических километров воды в год" Ряд крупных предприятий Миннефтехимпрома СССР, Мин-автопрома, Минцветмета СССР и некоторых других министерств практио чески полностью переведен на замкнутое (бессточное) водоснабжение.

Важную роль в обеспечении рационального использования и охраны вод играет организация и осуществление государственного контроля в данной области с помощью которого достигается соблюдение требований соответствующих правовых норм и обеспечивается выполнение водоохранных мероприятий" Без этого даже самые хорошие хот.

Петров А. Пока река ничейная. — Труд, 1984, 13 июля.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.184−185.

3 Нуриев 3. Сберечь для потомков. — Правда, 1984, 4 июня. зяйственные решения не дают должной отдачи. В решениях ХХУ1 съезда КПСС было прямо указано на необходимость совершенствования управления и усиления контроля в области природопользования и охраны окружающей среды.*.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование правовых проблем организации и осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод в направлении совершенствования государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, в связи с чем автором предпринята попытка решения следующих основных задач: определить понятие и особенности государственного контроля за использованием и охраной вод" показать его значение в обеспечении рационального использования и охраны вод, а также проанализировать с исторической точки зрения развитие действующего в этой области законодательства как правовой основы осуществления данной функции государственного управления} раскрыть содержание принципов, форм и методов государственного контроля за использованием и охраной вод и выявить степень их применения в практической деятельности органов по регулированию использования и охране водисследовать систему и полномочия органов общей и специальной компетенции, осуществляющих контроль за использованием и охраной вод, с позиции выявления характера, объема и пределов полномочий данных органов по осуществлению контроля в этой областина основе проведенного исследования дать научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод".

Предмет исследования составили общесоюзное и республиканское законодательство, регламентирующее использование и охрану вод, а.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.Ш. также деятельность органов по осуществлению государственного контроля в данной области. Особое внимание в диссертации уделено системе, компетенции, формам и методам деятельности органов специально уполномоченных осуществлять государственный контроль за использованием и охраной вод, что, однако, не умаляет значения контрольной деятельности в этой области других государственных органов, участия в контроле общественных организаций и содействия его проведению со стороны граждан.

Методологической и теоретической базой диссертации явились труды основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, доклады и выступления руководителей Коммунистической партии по вопросам организации рационального использования и охраны природных ресурсов. В рамках общего диалектико-ма-териалистического метода исследования государственно-правовых явлений диссертант использовал и иные методы исследования. Исторический подход сочетается с формально-юридическим, используются методы системного, комплексного и сравнительного анализа.

Ведущую роль в диссертационной работе имеет исследование нормативного материала по вопросам государственного управления и контроля в области использования и охраны вод, а также иных природных ресурсов. Обобщена практика деятельности водоохранных органов РСФСР и Белорусской ССР. Содержащиеся в работе выводы и положения опираются на результаты исследований правовой, экономической и других наук.

Научная новизна состоит в том, что данная работа представляет собой первое исследование монографического характера, специально посвященное! становлению и развитию государственного контроля как функции государственного управления в области использования и охраны вод 5 анализу правового положения и полномочий органов, осуществляющих государственный контроль в данной области, как каждого из них в отдельности, так и в их взаимосвязи и взаимодействии — путям дальнейшего развития указанной функции и системы осуществляющих ее органов*.

Проблемы контроля в государственном управлении привлекают большое внимание советских ученых — представителей различных отраслей научных знаний. Особенно интенсивно эти вопросы исследуются правовой, в частности — административно-правовой, наукой. Тем не менее, до сих пор указанные вопросы исследовались применительно к общим проблемам обеспечения социалистической законности в государственном управлении. Данные исследования получили свое отражение в работах советских административистов: Я. А. Здира, М.С.Сту-деникиной, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунёва, Ю. А. Тихомирова, Е. В. Шориной, О. М. Якубы и др. Между тем, оставались без внимания проблемы контроля, осуществляемого в отношении различных видов природных ресурсов. Эти виды контроля лишь затрагивались в отдельных монографиях или кратко характеризовались в учебной литературе по советскому земельному праву и по правовой охране природы.* В некоторой мере, указанные вопросы в отношении отдельных видов природных ресурсов или окружающей среды в целом, освещены в следующих работах: Байсалов 0. Водное право Казахской ССР. — Алма-Ата, Наука, 1966} Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. (Под ред.Н.И.Краснова). М., Наука, 1969; Гусев Р. К. Правовые проблемы управления государственным лесным фондом СССР. Автореф. дис.. канд.юрид. наук. — М., 1971} Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР. — М., Юрид.лит., 1972; Забелышенский А. А. Управление земельным фондом в СССР. -Свердловск, Изд-во Свердловского юрид. ин-та, 1974; Хмотов А. И. Государственное управление в области охраны природы. Автореф. дис.. канд.юрид. наук. — Саратов, 1976} Шемшученко Ю. С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. -Киев, Наукова думка, 1976}Тютекин Ю. И. Природа, общество, закон. — Кишинев, Изд-во Штиица, 1976} Каверин A.M., Правовая ох.

В работах, затрагивающих проблемы организации и осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод, основное внимание акцентировалось на вопросах правового регулирования использования и охраны вод и полномочиях отдельных контрольных органов в этой области. Однако до настоящего времени в юридической литературе отсутствует исследование, рассматривающее теоретические и практические вопросы повышения эффективности функционирования всей совокупности контрольных органов в области использования и охраны вод, форм и методов их деятельности. Причем, большинство из указанных работ были написаны до издания Положения о государственном контроле за использованием и охраной вод.1.

Актуальность проблемы организации рационального использования и охраны вод, недостатки в организации контроля, а также слабая теоретическая разработка вопросов функционирования механизма государственного контроля в данной области обусловили выбор темы рана вод от загрязнения. — М., Dpид. лит., 1977 $ Мухамедов А. Р. Государственный горный надзор за использованием недр. Автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 1978; Беличенко Ю. П., Волков В.й. Правовая охрана вод. — М., юрид.лит., 1980; Голиченков А. К, Государственный санитарный надзор по защите окружающей среды. Автореф.. дис.канд.юрид.наук. — М., 1980; Петров В. В. Экология и право. — М., Юрид.лит., 1981 $ Лунёв А. Е. Природа, право, управление. — М.: Наука, 1981 $ Красов О. И. Государственное управление в области использования и охраны лесных ресурсов. — Сов. государство и право, 1982, № 5 $ Атаев М. Государственное управление использованием и охраной вод* - Ашхабад, Изд-во Ылым, 1982 $ Малышко Н. И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. — Киев, Наукова думка, 1982; Общая теория советского земельного права. — М., Наука, 1983 $ Сакович О. М. Правовая охрана вод по законодательству зарубежных социалистических стран-членов СЭВ. Автореф. дис.. канд.юрид. наук. М., 1983 и др.

1 См.: СП СССР, 1979, № 17, ст. 114.

— 10 настоящего диссертационного исследования.

Основными положениями, выдвигаемыми в диссертации на защиту, являются следующие:

I. Понятие и специфика государственного контроля за использованием и охраной вод, содержанием которого охватывается как проведение проверок (состояния использования и охраны вод, правил учета их использования и других правил, установленных водным законодательством) и установление фактов нарушений водного законодательства, так и принятие мер по устранению вскрытых нарушений* 2* Государственный контроль за использованием и охраной вод рассматривается как относительно самостоятельная (обособленная) функция государственного управления в области использования и охраны вод, которая оказывает непосредственное воздействие на осуществление основных функций государственного управления и на весь процесс управления в данной области в целом.

3. Анализируется соотношение научно обоснованных принципов контроля за использованием и охраной вод, сформулированных теорией советского водного права, и существующей практики организации данной функции, как отношение «модель-оригинал» «Исследование степени соответствия составных частей данного отношения служит критерием для определения эффективности и обоснованности существующей организации контроля в данной ооласти.

Аргументируется предложение о целесообразности выведения водоохранных органов из системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и создания специального органа по регулированию использования и охране вод при Совете Министров СССР, либо в составе органа, осуществляющего государственное управление применительно ко всем видам природных ресурсов (Государственного комитета СССР по охране окружающей природной среды). Однако, создание такого органа предполагает также функционирование специальных ведомственных структурных подразделений в системе Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и других министерств и ведомств эксплуатирующих водные ресурсы, для осуществления контроля за использованием и охраной вод подведомственными им предприятиями.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что рассмотрению в ней проблемы позволяют в определенной мере восполнить пробел в исследованиях, посвященных государственному управлению в области использования и охраны природных ресурсов* Теоретические предложения и выводы могут также быть использованы: при разработке проектов законодательных актов по вопросам регулирования использования и охраны природных ресурсов вообще и вод, в частности} при совершенствовании организационной структуры и компетенции органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной вод.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, а также докладывались на теоретической конференции аспирантов Института государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

— 12.

1. Маркс К, Экономические рукописи 1857−1869 годов.

Введение

~ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с. З— 48.

2. Маркс К. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2-е изд. 1.46, ч.1, с.51−508. 3* Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т.20, с, 343−626.

3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7−384.

4. Ленин В. И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33,с.1−120,.

5. Ленин В. И. Заседание коммунистической фракции ВЦСПС. Доклад оконцессиях. Полн^собр.соч., т.43, с.165−183.

6. Ленин В. И. Наказ от СТО (совета труда и обороны) местным советским учреждениям. Проект. Полн.собр.соч., т.43, с.278−279.

7. Официально-документальные материалы.

8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, — 222 с.

9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26−27 декабря 1983 г. M. s Политиздат, 1984, — 32 с.

10. Материалы Пленз^ма Центрального Комитета КПСС 10 апреля I98& г, М": Политиздат, 1984, — 31 с.

11. Конституция (Эсновной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.- Политиздат, 1977, — 62 с.

12. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Закон от 13 декабря 1968 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, В 51, ст. 485.

13. Основы водного законодашельства Союза ССР и союзных республик. Закон СССР от 10 декабря 1970 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, № 50, ст. 566,.

14. Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик. Закон СССР от 17 июня 1977 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 25, ст. 388.

15. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. Закон СССР от 9 июля 1975, № 29, ст, 435.

16. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. Закон СССР от 19 декабря 1969 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, № 52, ст. 466.

17. Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов и автономных округов. Закон СССР от 25 июня 1980 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, ст. 526.

18. О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. Постановление Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1972, lb 39, ст, 34.

19. Об административной ответственности за нарушение водного законодательства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от I октября 1980 г* Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 41, ст. 846.

20. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. СП СССР, 1979, № 18, ст. П8.

21. Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и мероприятиях по их охране. Постановление Совета Министров СССР от 4 сентября 1959 г. СП СССР, 1959, № 17, ст. 13. Изменения от 6 апреля 1972 г. — СП СССР, 1982, № 13, ст. 70.

22. О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов. Постановление Совета Министров СССР от 22 апреля I960 г. СП СССР, I960, № 9, ст. 67.

23. Положение о Министерстве рыбного хозяйства СССР, СП СССР, 1968, № 9, ст. 57. Изменения от 6 апреля 1982 г. — СП СССР, 1982, В 13, ст. 70,.

24. Положение об. Администрации Северного морского пути при Министерстве морского флота. СП СССР, 1971, № 17, ст. 124.

25. Положение о Министерстве мелиорации и водного хозяйства СССР, СП СССР, 1971, J& б, ст, 49. Изменения от б апреля 1982 г. -СП СССР, № 13, ст. 70.

26. Положение о Государственном комитете СССР по лесному хозяйству. СП СССР, 1969, }Ь 23, ст. 134,.

27. Положение о Министерстве геологии СССР, СП СССР, 1968, № 20, ст. 114. Изменения от 22 июня 1979 г, — СП СССР, 1979, К 17, ст, 114.

28. Положение о Министерстве химической промышленности, — СП СССР, 1976, № 17, ст.Пб.

29. Положение о Государственном комитете СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, -СП СССР, 1982, № II, ст. 64.

30. Положение о государственном санитарном надзоре. Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г, СП СССР, Ё973,16, ст. 86. Изменения от 19 августа 1982 г, СП СССР, № 23, ст. 119.

31. О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР, Постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. СП СССР, 1958, № 16, ст. 127.

32. Положение о государственном учете вод и их использования. Постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1975 г. -СП СССР, 1975, № 8, ст. 46.

33. О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, Постановление Совета Министров СССР от 10 ию* ня 1977 г, СП СССР, 1977, № 19, ст. 118.

34. Положение о государственном контроле за использованием и охраной вод. Постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1979 г, СП СССР, 1979, Ш 17, ст. 114.

35. Положение о курортах. Постановление Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. СП СССР, 1973, № 20, ст. П2.

36. Об охране природы Белорусской ССР. Закон Белорусской ССР от 21 декабря 1961 г. СЗ БССР, 1961, № 38, ст. 380.

37. Об организации проверок рационального использования и охраны вод / Методические указания органам по регулированию использования и охране вод Минводхоза РСФСР/. М", 1976. — 32 с.

38. Устав эксплуатационной службы органов мелиорации и водного хозяйства СССР. Утвержден постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 197I г. СП СССР, 1971, № 18, ст. 132.

39. Сборник нормативных актов по вопросам использования и охраны вод. Часть П. М., 1980, — 540 с. 3. Книги.

40. Аксенёнок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М.: Госюриздат, 1950, — 306 с.

41. Аксенёнок Г. А. Правовое обеспечение комплексного и наиболее эффективного использования природных богатств и их охраны. Б кн. ХХП съезд КПСС и проблемы колхозного и земельного права.- М.: Госюриздат, 1962. 330 с.

42. Аксенёнок Г. А. О научных основах координации водного законодательства Союза ССР и союзных республик. В кн.: Вопросы кодификации водного законодательства Союза ССР и союзных республик. М.: Юрид.лит., 1963, — 286 с.

43. Анучин В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект.- М.- Мысль, 1978, 293 с.

44. Атаев М. Государственное управление использованием и охраной вод. Ашхабад: Изд-во Ылым, 1982, — 163 с.

45. Дембо Л, И, Основные проблемы советского водного законодательства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948, — 135 с.

46. Забелышенский А. А" Управление земельным фондом в СССР. -Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института: 1974, — 154 с.

47. Здир Я. И. Государственные инспекции в СССР. М.: Госюриздат, I960, — 134 с.

48. Иконицкая И, А. Проблемы эффективности в земельном праве. -М.: Наука, 183 с*.

49. Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения. -М.: Юрид. лит., 1977, 104 с,.

50. Козлов Ю. М. Основы советского административного права. -М.: Знание, 1975, 176 с.

51. Колбасов 0, С., Корзун В. И., Каверин A.M. Новое в водном законодательстве. М: Юрид. лит., 1972, — 96 с.

52. Колбасов О. С, Теоретические основы права пользования водами в СССР. М.: Наука, 1972, — 228 с.

53. Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР. М: Юрид. лит., 1972, 216 с.63″ Колбасов О. С, Экология: политика право, — М" — Наука, 1976, — 230 с.

54. Колбасов О. С, Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. Итоги науки и техники. ВИНИТИ АН СССР. М., 1978, — 208 с.

55. Комплексное использование и охрана водных ресурсов, М.: Колос, 1983, — 296 с.

56. Краснов Н, И. Правовой режим земель специального назначения. М.: Госюриздат, 1961, — 215 с.

57. Лазарев Б. М. Управление советской торговлей. (Организационно-правовые вопросы), M. s Юрид. лит., 1967, — 184 с.68″ Лунёв А. Е, Теоретические проблемы государственного управления, М: Наука, 1974, — 248 с,.

58. Лунёв А. Е, Природа, право, управление, М.: Наука, 1981, -268 с.

59. Львович М. И. Мировые водные ресурсы и их будущее. М.: Мысль, 1974, 448 с.

60. Малышко Н. И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, Киев: Наукова думка, 1982, — 128 с,.

61. Общая теория земельного права. М.: Наука, 1983, 356 с.73″ Охрана водных ресурсов. М.: Колос, 1979, — 247 с,.

62. Петров В. В. Экология и право. M. i Юрид. лит., 1981, — 224 с.

63. Правовые вопросы охраны природы. M. s Госюриздат, 1963, «294 с.

64. Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. / Под ред, Н. И. Краснова, М.: Наука, 1969, — 216 с.

65. Правовая охрана природы. / Под ред.В. В. Петрова. М.: Изд-во МГУ, 1980, -312 с.

66. Советское земельное право, / Под ред.Н. И. Краснова. М.: Юрид.лит., 1981, — 464 с.

67. Советское административное право. Формы и методы государственного управления. М.: Юрид.лит., 1977, — 524 с.

68. Социалистическая законность в совестком государственном управлении. М.: Госюриздат, 1948, — 136 с.

69. Старосьцяк Е" Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965, — 423 с.

70. Студеникина М. С. Совершенствование правового положения государственных инспекций в СССР. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.25. М.: 1971, с.73−76.

71. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления.- М.: Юрид.лит., 1974″ 160 с.

72. Тихомиров Ю. А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1978, 336 с.

73. Тютекин Ю. И. Природа, общество, закон. Кишинев: Изд-во Штиица, 1976, — 152 с.

74. Ill емшученко Ю. С" Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев: Наукова думка, 1976, ~ 275 с.

75. Шорина Е"В" Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981, — 300 с.

76. Экономические проблемы рационального использования и охраны окружающей среды. М": Изд-во МГУ, 1982, — 198 с.

77. Якуба О. М. Советское административное право. (Общая часть).- Киев: Вища школа, 1975, 232 с. 4. Авторефераты диссертаций.

78. Голиченков А. К" Государственный санитарный надзор по защите окружающей среды. Автореф" дис.. канд.юрид.наук. М.$ 198Ij — 28 с.

79. Коольмейстер И. Х. Организационно-правовые проблемы сочетания отраслевого, функционального и территориального управления охраной окружающей среды, Автореф. дис.. канд.юрид. наук, -М.| 1982, 24 с.

80. Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук, М", 1966, — 31 с.

81. Круглов В. Б, Права и обязанности промышленного предприятияпо охране окружающей среды. Автореф. дис.. канд, юрид. наук, М., 1980j — 20 с,.

82. Мухамедов А, Р" Государственный горный надзор за использованием недр. Автореф. дис, ,., канд, юрид. наук, М, 1978, — 16 с.

83. Сахаров П. Д. Еще раз о земельном процессе в СССР. Советское государство и право, 1971, № 9, с.38−44.

84. Тимофеев JI.A. Принцип комплексного использования водных ресурсов в современном водном законодательстве. Советское государство и право, 1976, № 7, с.82−86,.

85. Турубинер A.M. О праве водопользования в СССР и его Еидах, — Советское государство и право, 1963, № 8, с, 122−126.

86. Шахназаров Г. Х, Стадии управления и демократический контроль, — Советское государство и право, 1969, К 2, с, 23−33.

87. Шемшученко Ю, С, Комплексная экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды. Советское государство и право, 1978, № 10, с.91−100.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой