Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые вопросы экологической экспертизы проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распыление правовых норм по многочисленным нормативным актам, преобладание нормативных актов ведомственного назначения, отраслевой подход в регулировании эколого-экспертных отношений, недостаточность отражения особенностей эколого-экспертной деятельности, объектов и предмета экологической экспертизы, ее основных стадий, юридической природы актов экспертизы, а также отсутствие единого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
    • I. Понятие, содержание и сущность экологической экспертизы проектов
    • 2. Классификация видов экологической экспертизы проектов
  • Глава II. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
    • I. Характеристика законодательства по экологической экспертизе проектов
    • 2. Особенности организационных структур и правового положения органов по осуществлению экологической экспертизы проектов. XII
    • 3. Этапы осуществления и правовое оформление результатов экологической экспертизы проектов
  • Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ

Правовые вопросы экологической экспертизы проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, намеченных ХХУ1 съездом КПСС на одиннадцатую пятилетку и на период до 1990 года, является усиление внимания к вопросам охраны природы, земли и ее недр, атмосферного воздуха, водоемов, животного и растительного мира, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов*''.

Реализация поставленных задач требует обоснованных, целенаправленных и планомерных действий партийных и советских органов, министерств и ведомств, общественных организаций и трудовых коллективов, четкой организации их пр1фодоохранительной деятельности и осуществления контроля за соблюдением норм природоохранительного законодательства, творческого и умелого поиска путей, обеспечивающих дальнейшее развитие индустрии и сельского хозяйства в гармонии с окружающей природной средой.

Придавая охране окружащей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов важное социальное, экономическое и политическое значение, КПСС и Советское государство предусматривают для их осуществления комплекс технических, технологических, организационных, правовых, экономических мер и значительные финансовые затраты. Достаточно сказать, что только в текущей пятилетке на природоохранные цели ввделено 10,3 млрд. рублей.

Однако, как подчеркивалось, на декабрьском /1983 г./ Пленуме.

ЦК КПСС, несмотря на серьезные усилия, принимаемые в данной обр ласти, острота проблемы не снимается с повестки дня .

Ведь в условиях научно-технического прогресса на формирова.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 143.

2 Материалы Пленума ЦК КПСС 26−27 декабря 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 16. ние качества окружающей среда значительное влияние оказывают факторы антропогенного характера и, прежде всего, различные объекты искусственного происхождения — строительство предприятий промышленности, транспортной сети, энергетических, градостроительных, водохозяйственных сооружений и коммуникаций, размещение объектов территориально-производственных, агропромышленных комплексов и т. п.

В этих условиях современные масштабы и темпы развития производительных сил, — указывалось на декабрьском /1983 гУ Пленуме ЦК КПСС, — требуют изменения отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов,. устранения ведомственного подхода, который препятствует проведению единой политики в осуществлении природоохранных мероприятий, порождает безответственность за экологические последствия принимаемых решений*.

На необходимости более строгого соблюдения действующего законодательства, и в частности природоохранных норм при строительстве и реконструкции народнохозяйственных объектов, акцентировалось у внимание на апрельском /1у84г./ Пленуме ЦК КПСС, а также на засе3 дании Президиума Верховного Совета СССР 18 июня 1У84 года .

О важности учета экологических проблем при осуществлении мелиорации земель говорил Генеральный секретарь ЦБС КПСС тов.К. У. Черненко в своей речи на октябрьском /1У84 г./Пленуме ЦК КПСС^.

В этой связи принципиальное значение приобретает всесторонний экологический анализ и правильная оценка проектов сооружаемых народнохозяйственных объектов и комплексов. Ведь, по замечанию.

1 Материалы Пленума ЦК КПСС 26−27 декабря 1983 г., с" 16,.

2 Материалы Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1981 г. — М.: Политиздат, 1984, с, 7,13.

3 Правда, 1984, 19 июня.

4 Правда, 1984, 24 октября.

К.Маркса, «человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только бедствия» *.

Поэтому «нужна комплексная экономико-экологическая оценка хозяйственных решений, проектов освоения природных ресурсов, при которой эти проекты и решения всесторонне анализируются с точки зре2 ния влияния их на окружающую среду» .

Этим задачам и служит экологическая экспертиза проектов, которая проводится органами государства на стадии планирования экономического и социального развития, проектирования строительства /реконструкции/ народнохозяйственных объектов, создания схем развития и размещения различных отраслей народного хозяйства, производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, схем районной планировки, генеральных планов городов, других населенных пунктов и иной предпланово-предпроектной, предпроектной и проектной документации.

Экологическая экспертиза проектов осуществляется в нашей стране в рамках государственно-правового механизма управления качеством окружающей среды. Этим определяется интерес и необходимость комплексного научного исследования вопросов экологической экспертизы проектов в области эколого-правовой науки.

Следует отметить, что специальному монографическому исследованию проблемы экологической экспертизы в советской социологической, экономической, технической литературе еще не подвергались, поскольку они являются сравнительно новым направлением в деятельности органов советского государства.

Во всяком случае, мы находим только отдельные публикации, затрагивающие некоторые вопросы экологической экспертизы проектов,.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.31, с. 210.

2 Щербицкий В. В. Научно-технический прогресс — забота партийная. — К.: Политиздат Украины, 1983, с. 252. имеющие, как правило, проблемно-постановочный характер*.

Определенный вклад в развитие методологических основ экологической экспертизы проектов внесли болгарские ученые-экологи Христо Маринов, Марин Механджиев, Васил Ботев и Митко Ненков, о чем свидетельствует опубликованная в 1981 году монография «Эколо2 гизация и экологическая экспертиза» .

В юридической литературе правовым аспектам экологической экспертизы проектов в контексте общих проблем охраны окружающей среды посвящены работы Ю. С. Шемшученко, О. С. Колбасова, В. В. Петроо ва, В. Л. Мунтяна .

1 См.: Олдак П. Г. Современное производство и окружающая среда. Новосибирск, Наука, 1979, с.143−149- Лебединский Ю. П., Саха-ев В.Г., Склянкин Ю. В. Эколого-экономическая оценка проектов строительства или реконструкции производственных объектов. -В кн.: Экономика использования водных ресурсов. — К.: Наукова думка, 1980, с.74−96- Барский В. Г., Семенов М. В., Щавелев Д. С. Об охране среды при проектировании водохранилищ. — В кн.: Проблемы охраны окружающей среды. — Изд-во Ленингр. ун-та, 1980, с.20−24- Банин А. П. Эффективность охраны окружающей среды в капитальном строительстве. — М.: Стройиздат, 1982, — 223 с.

2 См.: Христо Маринов, Марин Механджиев, Васил Ботев, Митко Ненков. Экологизация и экологическая экспертиза. — Свиштов, 1981.

3 Шемшученко Ю. С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. — К.: Наук. думка, 1976; Шемшученко Ю. С., Мун-тян В.Л., Розовский Б. Г. Юрвдическая ответственность в области охраны окружающей среды.-К.: Наук. думка, 1978; Шемшученко Ю. С. Предварительный контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве /на примере Украинской ССР/. — В кн.: Право и сельское хозяйство СССР и Италии. Материалы советско-итальянского «круглого стола» по аграрному праву, 19−30 сентября.

1979 г. — М.: 1980, с.89−92- Правовая охрана природы. Под ред. проф.В. В. Петрова. — Изд-во Московск. ун-та, 1980; Петров В. В. Экология и право. — М.: Юрид.лит., 1981; Он же. Экологическая функция права.-Советское государство и право, 1982, № 5, с.86−94- Колбасов О. С. Экология: Политика-Право. — М.: Наука, 1976; Он же. Основные направления правотворчества в области охраны.

Некоторые теоретические и практические вопросы правового регулирования экологической экспертизы проектов рассматривались в кандидатских диссертациях А. К. Голиченкова, М. А. Миндзаева, Э. С. На.

Т р 3 васардовой, статье Ю. С. Шемшученко, монографии Н. И. Мальппко и других работах4.

Однако, следует отметить, что ни в одной из опубликованных работ не проводилось цельное и комплексное исследование юридической природы экологической экспертизы, ее содержания, сущности, классификации видов, не рассматривались особенности правового механизма, порядка осуществления экспертизы, не раскрывались социально-правовые предпосылки совершенствования ее правовой регламентации.

Таким образом, в настоящее время еще не имеется монографичеокружающей среды. — Советское государство и право, 1980, $ 3, с.74−75- Он же. Экологическая политика Советского Союза. — Советское государство и право, 1982, № 3, с.77−85- Мунтян В. Л. Правова охорона природи УРСР. — К.: Вища школа, 1982.

1 См.: Голиченков А. К. Государственный санитарный надзор по защите окружающей среды. Автореф. дис.. канд.юрвд.наук. — М.: 1980; Миндзаев М. А. Государственно-правовое управление качеством окружающей природной среды. /К теории вопроса/. Автореф. дис.. канд.юрид.наук. Одесса, 1981; Навасардова Э. С. Правовые проблемы совершенствования регионального планирования охраны окружающей среды. Автореф. дис.. канд.юрид.наук. — М.: 1984.

2 См.: Шемшученко Ю. С. Комплексная экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды. — Советское государство и право,.

1978, № 10, с.91−95.

3 См.: Малышко Н. И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. — К.: Наук. думка, 1982.

4 См.: Круглый стол «Советского государства и права». Правовая охрана окружающей среды. — Советское государство и право,.

1979, № 9, с.98−118- Шемшученко Ю. С., Малышева Н. Р., Борьба с шумом в городах. — В кн.: Охрана окружающей среды в городах. Организационно-правовые вопросы.-К.: Наук. думка, 1981, с.199−255. ских работ и специальных диссертационных исследований, посвященных правовым вопросам экологической экспертизы проектов.

Между тем, с момента принятия постановления ЦК КПСС и Совета.

Министров СССР от 29 декабря 1972 г. № 898 «Об усилении охраны т природы и улучшении использования природных ресурсов, которым был сделан акцент на комплексном характере экспертизы проектов, уже накопилось значительное количество нормативных актов, сложилась обширная эколого-экспертная практика, в особенности в Украинской ССР, имеется определенный опыт правового регулирования экологической экспертизы в ряде зарубежных стран. В связи с этим возникает ряд правовых и организационных проблем теоретического и практического характера, которые нуждаются в глубоком осмыслении, детальном анализе и обобщении, выявлении тенденций развития правового регулирования.

Закономерно, что в ряду актуальных природоохранных проблем Научный Совет АН УССР по проблемам биосферы в решении от 25 июня 1982 г. «О правовых проблемах охраны окружающей среды в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» признал необходимым исследование правовых вопросов проведения экологической экспертизы.

Учитывая важность данной проблемы, тему настоящего исследования включили в комплексную программу Минвуза УССР на одиннадцатую пятилетку «Правовые аспекты использования и охраны природных ресурсов» .

Исследование правовых вопросов экологической экспертизы проектов диктуется и особенностями данного вида экспертной деятельности, значимостью экологической экспертизы в решении задач экологической политики Советского государства, выполняемых ею эколо-го-социальных функций — профилактической, природоохранной, прогностической и правообеспечительной.

I СП СССР, 1973, № 2, ст.б.

Актуальность темы

значительно возрастает и в связи с тем, что вопросы внедрения в практику экологической экспертизы проектов и ее законодательного закрепления на уровне отдельных государств стоят в центре внимания международных форумов по охране окружающей среды, а также учитываются при подготовке важнейших междуна-родноправовых программ и документов.

Следовательно, научная разработка правовых вопросов экологической экспертизы проектов оправдана как в теоретическом, так и в практическом плане. Отмеченные выше обстоятельства предопределили выбор темы в качестве диссертационного исследования, обусловили его предмет, основные цели и задачи.

Предмет исследования включает познание содержания экологической экспертизы проектов как действенного средства Советского государства в осуществлении экологической политики на стадиях экологического планирования, проектирования развития и размещения производительных сил и народнохозяйственных объектов, а также создании технической документации, имеющей определенное значение для охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, выявление ее сущности, характерных свойств и особенностей, социального назначения.

Исходя из государственно-правового характера экологической экспертизы проектов, основное внимание в работе уделяется исследованию нормативно-правового и организационного обеспечения экологической экспертизы, детально изучена и проанализирована эколого-экспертная практика, теоретические источники, и на основе этого обосновываются пути повышения ее эффективности.

Цели и задачи диссертации. Цели диссертации вытекают из предмета исследования и заключаются в том, чтобы разработать теоретические основы экологической экспертизы проектов, раскрыть ее политико-юридическую сущность, отразить состояние и особенности правового механизма ее осуществления, определить ее рациональные организационно-правовые формы, тенденции развития и совершенствования правового регулирования в этой сфере общественных отношений.

В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи: а/ рассмотреть содержание и определить понятие экологической экспертизы проектов, показать ее цели, задачи в реализации экологической политики, выполняемые эколого-социальные функции и принципы осуществленияб/ дать классификацию видов экологической экспертизы проектовв/ проанализировать действующее законодательство по экологической экспертизе проектов, выявить роль и место правовых норм в системе советского законодательстваг/ показать особенности организационных структур и правового положения эколо-го-экспертных органовд/ осветить порядок осуществления экспертизы и проблемы его правовой регламентациие/ выработать оптимальную модель организационной структуры эколого-экспертных органовж/ сформулировать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о порядке организации и осуществления государственной экологической экспертизы проектов.

Диссертант не ставил целью в данном исследовании рассмотреть весь комплекс правовых проблем экологической экспертизы, а разработал лишь те вопросы, которые представляют, по его мнению, основополагающую значимость для повышения эффективности данного ввда экспертиз в реализации проблем охраны окружающей среды, рационального природопользования и охраны здоровья населения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение о государстве и праве, о закономерностях и принципах взаимодействия природы и общества, положения Программы КПСС, решения партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС, речи и статьи руководителей партии и правительства, а также д*фективные материалы по во.

— Запросам экономического и социального развития СССР, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В качестве методологических принципов в данном исследовании использованы: принцип историзма, детерминизма, системности, партийности, а также основные понятия и категории теории познания.

В работе широко представлена философская, социологическая, экономическая, техническая и юридическая литература советских и зарубежных авторов.

Исследование основано на нормах Конституции СССР, Конституции Украинской ССР, природоресурсового, природоохранительного, хозяйственного, административного, уголовного и иных отраслей законодательства.

Теоретические концепции и выводы, содержащиеся в работе, базируются на глубоком изучении правового регулирования экспертной деятельности Госкомприроды УССР, Госплана УССР, Госстроя УССР, Минводхоза УССР, Минсельхоза УССР, Минздрава УССР, Минлесхоза УССР, Мингео УССР, Украинского УГКС, ряда строительных и промышленных министерств.

Научная новизна исследования. Системное и комплексное исследование правовых вопросов экологической экспертизы проектов на диссертационном уровне является первой работой в эколого-правовой литературе. В нем обобщены отдельные разработки по данной проблеме, а также сформулирован ряд положений, развивающих теоретические знания правовых аспектов экологической экспертизы проектов, выдвинут ряд предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Научная новизна исследования особо проявляется в теоретических выводах и практических рекомендациях, которые выносятся на защиту:

I. Сформулирован вывод о том, что экологическая экспертиза проектов как важный и неотъемлемый компонент государственно-правового механизма управления качеством окружающей среды является активной и действенной формой превентивного экологического контроля за качеством экологического планирования и проектирования в стране, самостоятельной стадией разработки плановой, предпланово-предпроектной и проектной документации, выступает принципом охраны окружающей среды, специфическим элементом экологического прогнозирования и важной гарантией обеспечения социалистической законности и экологических интересов и прав советских граждан.

Определение экологической экспертизы проектов, ее содержание и выполняемые функции.

2. Потребности систематизации накопленных знаний, выработки теоретических основ, выявление и уяснение закономерностей становления и развития экологической экспертизы проектов и ее правового регулирования, а также решение практических задач по анализу, проверке и оценке проектов эколого-экспертными органами предполагают необходимость классификации ввдов экологических экспертиз.

Предлагается классификация и основные классифицирующие критерии: единство субъектного и объектного состава, территориальная сфера осуществления экспертизы, основания назначения и порядок проведения, сроки осуществления, стадии утверждения проектных материалов, характер и объем решаемых задач экспертными органами.

3. Определение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению экологической экспертизы проектов в качестве самостоятельной правовой общности, образующей, с точки зрения экологического содержания и правовой формы," комплексный — межотраслевой /функциональный/" институт советского природоохранительного законодательства.

4. Особенности объектов и предмета экологической экспертизы, закономерности повышения ее эффективности и действенности в обеспечении качества экологического содержания экспертируемых проектов обусловливают целесообразность организации специальных эколо-го-экспертных подразделений в рамках Государственного комитета СССР по охране окружающей природной среды и регулированию использования природных ресурсов, а для проведения экспертизы особо важных и сложных проектов преобразования природы также целесообразность создания специальных комплексных вневедомственных эколого-экспертных комиссий.

Эколого-экспертные функции в системе Госкомприроды СССР предлагается возложить на Главную инспекцию /Плавное управление/ по государственной экологической экспертизе проектов и организационно подчиненные ей государственные инспекции /управления/ по экологической экспертизе проектов на уровне соответствующих государственных комитетов союзных республик и соответственно отделов по экологической экспертизе на уровне автономных республик, краев, областей и отдельных регионов.

5. С целью экономии управленческих расходов на содержание штатов ведомственных экспертных подразделений, устранения ведомственности и создания специализированных экспертных органов автор считает целесообразным образовывать для родственных отраслей управления межотраслевые эколого-экономические экспертные подразделения /бюро, службы, лаборатории и т. п./ для осуществления эко-лого-экономических экспертиз проектов строительства, расширения предприятий, зданий и сооружений и выполнения иных работ, подлежащих реализации указанными министерствами и ведомствами.

6. Обосновывается вывод о том, что осуществление экологической экспертизы проектов составляет функцию деятельности многих министерств и ведомств. Однако, в Общем положении о министерствах СССР, как и в ряде положений о конкретных министерствах отсутствуют четкие указания по данному вопросу. Для устранения существующего пробела автор предлагает включить соответствующую норму в Общее положение о государственных комитетах СССР и Общее положение о министерствах СССР, намечаемые к изданию в предстоящие годы, с тем, чтобы в последующем внести указанные изменения и дополнения в положения о конкретных министерствах и ведомствах, осуществляющих экспертизу.

7. Определение порядка осуществления экологической экспертизы проектов как определенного процесса, включающего в себя ряд последовательно проводимых этапов: а/ подготовительный или этап проверки наличия необходимых реквизитов представляемых на экспертизу проектных материалов требованиям действующего законодательстваб/ основной или этап аналитической обработки объектов экспертизыв/ заключительный или этап обобщения и оценки данных и составления акта экологической экспертизы.

8. Целесообразность установления единого вида актов экспертизы в форме эколого-экспертного заключения. Аргумент*фован вывод о том, что эколого-экспертное заключение имеет рекомендательный характер. Однако, после соответствующего санкционирования органом государственного управления приобретает силу административно значимого акта индивидуального предписания, учитывая его направленность на разрешение конкретной ситуации.

9. Распыление правовых норм по многочисленным нормативным актам, преобладание нормативных актов ведомственного назначения, отраслевой подход в регулировании эколого-экспертных отношений, недостаточность отражения особенностей эколого-экспертной деятельности, объектов и предмета экологической экспертизы, ее основных стадий, юридической природы актов экспертизы, а также отсутствие единого законодательного акта на уровне Союза ССР диктуют настоятельную необходимость совершенствования правового регулирования цутем включения норм об основах и принципах экологической экспертизы в законодательные акты об охране окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов и принятия специального комплексного нормативного акта на уровне Правительства СССР в форме Положения об организации и осуществлении государственной экологической экспертизы проектов в СССР.

Обосновывается структура и содержание правовых норм, которые следует, по мнению автора, включить в указанное Положение.

10. Дальнейшее развитие экологической экспертизы проектов, повышение ее роли в деле экологического планирования и проектирования, усиление ее демократических основ и научной обоснованности предполагают расширение форм контрольной деятельности эколого-экспертной работы, включая стадию реализации проектов, закрепление процессуально-правовых гарантий участников экспертизы, разработки научно-обоснованных методик оценки проектов с учетом расширения круга ее объектов, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров эколого-экспертных органов, всестороннее использование общественного мнения при оценке проектов и подготовке эколого-экспертных заключений, издание специализированного информационного бюллетеня для освещения теоретических и практических проблем данного вида экспертиз.

11. Расширение административно-правовых и уголовно-правовых мер воздействия на виновных лиц за несоблюдение или невыполнение природоохранных требований при планировании, проектировании, реализации и экспертизе проектов.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при подготовке и принятии Закона СССР об охране окружающей природной среды и соответствующих законов союзных республик, совершенствовании Основ земельного, водного, лесного законодательства и законодательства о недрах, законов об охране и использовании животного мира и охране атмосферного воздуха, а также при разработке нормативного акта об организации и порядке осуществления экологической экспертизы проектов, совершенствовании административного и уголовного законодательства и создании эколого-экспертных методик.

Материалы диссертации могут быть учтены также при совершенствовании организационной структуры эколого-экспертных органов, в эколого-экспертной практике при проведении конкретных экспертиз, при разработке системы мер социальной профилактики, а также в научных целях при последующем исследовании организационно-правовых проблем экологической экспертизы, при выработке общей теории экспертологии.

Ряд положений диссертации целесообразно применять в процессе преподавания курса природоресурсового права и охраны окружающей среды в высших учебных заведениях, юридических вузах, а также при подготовке специалистов-экологов в технических вузах, на курсах повышения профессиональной квалификации специалистов плановых органов и учреждений, проектных организаций и конструкторских бюро и экспертов-экологов государственных органов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях и некоторых рецензиях, опубликованных в журналах «Радянське право», «Советское государство и право», межвузовском сборнике «Проблемы социалистической законности», «Вестнике Киевского госуниверситета», а также научных сборниках.

По ряду проблем экологической экспертизы проектов автор выступал с научными сообщениями на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны окружающей природной среды» /Запорожье, сентябрь 1983 г./, республиканской научной конференции «Проблемы совершенствования республиканского законодательства и создания Сводов законов союзных республик» /Киев, ноябрь 1983 г./, межведомственной республиканской конференциишколе передового опыта /Киев, март 1984 г./, научной конференции, посвященной 150-летию Киевского госуниверситета /март, 1984 г./.

Отдельные предложения диссертанта по совершенствованию законодательства об экологической экспертизе проектов использованы при подготовке научной записки «Совершенствование правового обеспечения утилизации отходов и попутных продуктов производства», направленной Институтом государства и права АН УССР в ЦК Компартии Украины. Основные положения, выводы и рекомендации отражены в докладной записке «О совершенствовании организационно-правовых основ государственной экологической экспертизы проектов», направленной автором в Госкомприроды УССР, в методических рекомендациях по эколого-экономической оценке и экспертизе проектов, подготовленных совместно с СОПСом АН УССР для проектных организаций и экспертных подразделений министерств и ведомств и принятых СОПСом АН УССР к печати, в рекомендациях научных и научно-практических конференций, практически внедрены в учебный процесс юридического факультета Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко, а также используются при осуществлении правовой пропаганды среди населения по эколого-правовым проблемам.

Глава X. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

ПРОЕКТОВ.

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. Маркс К. Дебаты шестого Рейнского Ландтага. Дебаты по поводу Закона о краже леса. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е издание, т.1, с. I19−160.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Сентябрь 1876-игоне 1878 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание, т.20, с.1−338.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. «Энгельс Ф.Соч. 2-е издание, т.20, с.339−626.

5. Маркс К. Переписка между К. Марксом и Ф.Энгельсом. Ноябрь 1864-декабрь 1867. Маркс К. Энгельсу. В Манчестер. Лондон7 августа 1866 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание, т.31, с. 208−210.

6. Маркс К. Критика политической экономии /Черновой набросок 1857−1858 года/. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е издание, т.46, чЛ, с. 49−508.

7. Ленин В. И. Рецензия на книгу К. Каутского «Бернштейн и социал демократическая программа». Полн. собр. соч. т.4,с.199−210.

8. Ленин В. И. Отношение к буржуазным партиям. Полн. собр. соч., т.15, с. 368−388.

9. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии». Полн.собр.соч., т.29. с.219−296.

10. Ленин В. И. Конспект «Науки логики». Ученье о понятии.-Полн.собр.соч., т.29, с. 149−218.

11. ОФИЩАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

12. Программа Коммунистической партии, Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1965, — 142 с.

13. Материалы, ХХ1У съезда КПСС. M. s Политиздат, 1973, -320 с.

14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, -256 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M. s Политиздат, 1981, -223 с.

16. ХХУ1 съезд Коммунистической партии, Украины., Стенографический отчет. К.: Политиздат Украины, 1981, -374 с.

17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1У83, — 80 с.

18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26−27 декабря1983 года. М.: Политиздат, 1983. -30 с.

19. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля1984 года. М.: Политиздат, 1984. -32 с.

20. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС. Правда, 1984, 24 октября.

21. Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. № 898. СП СССР, 1973, № 2, ст. 6.

22. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов: ПостановлениеЦК КПСС и Совета Министров, СССР от, 1 декабря 1978 г. №У84. СП СССР, 1979, № 2, ст. 6.

23. Об усилении: охраны природы и улучшении использования природных ресурсов республики: Постановление ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 8 мая: 1973 г. № 223. -СП УССР, 1973, Р 5, ст. 35.

24. О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела: Постановление ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от. 26 мая 1981 г. Р <590. СП УССР, 1У81, Р 6, ст. 43.

25. Заседание! Президиума Верховного Совета СССР, Правда, 1У84, 19 июня.

26. Нуриев 3. Сберечь для потомков. Правда, 1984, 4 июня.

27. Щербицкий, В.В. Научно-технический прогресс забота партийная. — К.: Политиздат Украины, 1983, — 394 с.- 203 -3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

28. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид.лит., 1968, 187 с.

29. Алексеев С. С. Общая теория права. Т.1. М.: Юрид.лит., 1981, 360 с.

30. Банин А. П. Эффективность охраны окружающей среды в капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982, 223 с.

31. Барабашева Н. С. Правовой статус вузов в СССР. Изд-во Мос-ковск. ун-та, 1979, 216 с.

32. Барский В. Г., Семенов М. В., Щавелев Д. С. Об охране среды при проектировании водохранилищ. В кн.: Проблемы охраны окружающей среды. — Изд-во Ленинградского университета, 1980, с.20−24.

33. Басин Ю. Г. Проект. Строительство. Закон. М.: Юрид.лит., 1978, 152 с.

34. Бешелев С. Д., ГУрвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976, 79 с.

35. Большая Советская Энциклопедия. Гл.ред. А. М. Прохоров. Т.ЗО.-М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1978, 632 с.

36. Бородин А. Е. Итоги работы Госэкспертизы. БСТ, 1983, № 10, с. 31.

37. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982, 262 с.

38. Герасимов И. П. Информационный потенциал современных географических исследований. Известия Всесоюзного географического общества. 1976, № 3, с.196−207.

39. Герасимов И. П. О проблемах экологизации современной науки. В кн.: Социальные аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1982, с.100−108.

40. Голиченков А. К. Государственный санитарный надзор по защите окружающей среды. Автореф. дис. .канд.юрид.наук. М., 1980, 24 с.

41. Гончаров Н., Пасечник А. Не пустое слово. Соц. индустрия, 1980, 9 декабря.

42. Гордезиани Ш. М. О качестве проектно-сметной документации на строительство сельскохозяйственных производственных объектов. БСТ, 1983, № I, с.20−21.

43. Григорьев В. М. Эксперты в системе управления общественным производством. М.: Мысль, 1976, 158 с.

44. Гусев Н. И. О качестве проектов, утверждаемых машинострои- 205 тельными министерствами. БСТ, 1983, № 4, с.22−23.

45. Дедов A.B. 0 природоохранных мероприятиях в проектах химической и нефтехимической промышленности. БСТ, 1982, № 10,с.18−19.

46. Дрейер O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развивающихся стран /теоретико-методологические и социально-политические аспекты/. M.: Наука, 1983, 172 с.

47. Дулов A.B. Вопросы теории судебной экспертизы. Минск, Изд-во Белорусского госуниверситета, 1959, 188 с.

48. Евдокимова Н. П., Соколов В. М. Экологический анализ и хозяйственные решения. США — Экономика, политика, идеология. 1982, «I, с.103−113.

49. Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. К.: Вица школа, 1976, 150 с.

50. Жукова Н. П. В Госстрое РСФСР. БСТ, 1983, № 9, с.16−19. 3.32.Законодательство и законодательная деятельность в СССР. Отв.ред.ГУреев П.Л., Седугин П. И. М.: Юрид.лит., 1972, 325 с.

51. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды.-Л.: Гидрометеоиздат, 1979, 375 с.

52. Иконицкая И. А., Краснов Н. И. Земельное право и охрана природы. Советское государство и право, 1979, № 12, с.51−57.

53. Казанцев Н. Д. Правовое регулирование охраны природы в СССР.-Вестник МГУ, серия права, I960, № I, с.15−23.

54. Казьмин И. Ф., Поленина C.B. Внутренняя система отрасли законодательства. В кн.: Система советского законодательства,-М.: Юрвд.лит., 1980, с.60−75.

55. Качество проектов и эффективность капитальных вложений: /Передовая/. БСТ, 1983, № 5, с.2−5.

56. Кириллов В. И., Старченко A.A. Логика. М.: Высшая школа, 1982, 264 с.- 206.

57. Кичатова О. А. Основные формы деятельности высших и центральных органов власти и управления СССР по охране окружающей среды. В кн.: Проблемы правовой охраны окружающей среды в СССР.-Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979, с.58−101.

58. Князев В. П., Князева О. М. Экологические проблемы маломерного флота. В сб-ке: Проблемы экологии Прибайкалья. Тез.доклад. Всесоюз.научн.конференции. Иркутск, 19−22 октября 1982 г. -Иркутск, 1982, с. 17.

59. Козлов В. Б. Энергетика и природа. М.: Мысль, 1982, 92 с.

60. Козьмин Г. Ф. Кустовое совещание работников экспертных органов. БСТ, 1981, № 12, с.19−20.

61. Козьмин Г. Ф. Кустовое совещание по экспертизе проектов для Сибири и Дальнего Востока. БСТ, 1982, № II, с.18−19.

62. Козьмин Г. Ф. Совещание начальников экспертных подразделений госстроев союзных республик. БСТ, 1983, № 6, с.17−18.

63. Колбасов О. С. Экология: Политика. Право. М.: Наука, 1976, 228 с.

64. Колбасов О. С. Научные основы будущего союзного закона об охране окружающей среды. В кн.: Окружающая среда и право. -М.: 1977, с.7−17.

65. Колбасов О. С. Основные направления правотворчества в области охраны окружающей среды. Советское государство и право. 1980, № 3, с.69−78.

66. Колбасов О. С. Экологическая политика Советского Союза. -Советское государство и право, 1982, № 3, с.77−86.

67. Комплексно использовать природные ресурсы: /Передовая/. -Известия, 1983, 21 июля.

68. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979, 216 с.- 207.

69. Космачев К. П. Географическая экспертиза. Методологические аспекты. Новосибирск, Наука, 1981, НО с.

70. Котляров Ю. Вот так реконструкция! Труд, 1984, 21 июня.

71. Краснов Н. И. Некоторые вопросы развития советской науки земельного права. В кн.: Развитие аграрно-правовых наук. -М.: 1980, с.26−35.

72. Круглый стол «Советского государства и права». Правовая охрана окружающей среды. Советское государство и право, 1979, № 9, с.98−118.

73. Крыгин Е. В. Криминалистическая экспертиза в административном процессе /по материалам судебно-экспертных учреждений/. -Автореф.дис. .канд.юрид.наук. Харьков, 1982, 24 с.

74. Кузьмич Ю. А. Экономия материальных и трудовых ресурсов в результате участия подрядных строительных организаций в процессе проектирования. Промышленное строительство, 1984, № X, с.9−12.

75. Кундиев Ю. И., Чебанова О. В., Тупчий Е. П. Предупредительный санитарный надзор в промышленности и сельском хозяйстве. -К.: Здоров" я, 1980, 208 с.

76. Лебединский Ю. П., Сахаев В. Г., Склянкин Ю. В. Эколого-эконо-мическая оценка проектов строительства и реконструкции производственных объектов. В кн.: Экономика использования водных ресурсов. — К.: Наукова думка, 1980, с.74−96.

77. Либефорт Г., Парфенов Е. Как улучшить контроль за токсичностью. Автомобильный транспорт, 1982, № 3, с.24−25.

78. Лунев А. Б. Природа, право, управление. М.: Наука, 1981, 268 с.

79. Мадар Зденек. ЧССР. Законодательство и управление в области охраны окружающей среды. М.: Прогресс, 1981, 288 с.

80. Мазурин Л. И. Проектно-сметное дело.-М.: Финансы, 1980,184 с.- 208.

81. Малов P.B., Ерохов В. И., Щетина В. А., Беляев В. Б. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды.-М.:Транспорт, 1982, 200 с.

82. Малышко Н. И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. К.: Наукова думка, 1982, 132 с.

83. Мирский Д. Я., Горинов Ю. А., Фефилатев A.B. Предмет, объект и задачи судебной фототехнической экспертизы. В сб.: Вопросы теории судебной экспертизы. Труды ВНИИСЭ. -М.: 1977, шп.31,с. I2I-I4I.

84. Михайлов H.A. Система стандартов в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.-В кн.: Материалы П всесоюзного симпозиума. Стандартизация в области охраны природы. М.: 1982, с.3−10.

85. Морозова Л. А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР /Характер, особенности, пределы/. Советское государство и право, 1980, № 7, с.21−30.

86. Мунтян В. Л. Правовх проблеми рац1онального природокористуван-ня. Вид-во Ки1вського ун-ту, 1973, 182 с.

87. Мунтян В. Л. Уголовная ответственность за нарушение правовыхнорм об охране окружающей среды.-В кн.: Шемшученко Ю. С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.-К.: Наукова думка, 1978, с.214−277.

88. Мунтян В. Л. Правова охорона природа УРСР. К.: Вища школа, 1982, 232 с.

89. Навасардова Э. С. Правовые проблемы совершенствования регионального планирования охраны окружающей среды. Автореф.дис.. канд.юрид.наук. М.: 1984, 24 с.

90. Некаль В. Н., Пригода Ю. Г. Гигиенические вопросы примене- 209 ния новых вяжущих материалов для строительства автомобильных дорог.-В сб-ке: 10-й Украинский съезд гигиенистов. Киев, 14−16 октября 1981 г. Тез.докл. Т.1. К.: 1981, с.64−65.

91. Никитин Д. Н., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. -М.: Высшая школа, 1980, 424 с.

92. Николаева М. Н. Нормативные акты министерств и ведомств в СССР. М.: Юрид.лит., 1975, 143 с.

93. Ноздрачев А. Ф. Нормативные акты министерств и ведомств. Автореф. канд.дис. -М.: 1968, 24 с.

94. Остапенко В. В. 0 работе экспертных подразделений. БСТ, 1983, № 7, с.23−24.

95. Остроумов С. А. Всемирная стратегия охраны природы. Природа, 1980, № 12, с.40−41.

96. Павлова М. П. В Госстрое Белорусской ССР. БСТ, 1982, № 2. с.33−35.

97. Петров В. В. Проблемы эколого-правовой терминологии. М.: 1980, 303 с.

98. Петров В. В. Экология и право. М.: Юрвд.лит., 1981, 224 с.

99. Петров В. В. Экологическая функция права. Советское государство и право, 1982, № 5, с.86−94.

100. Поленина C.B. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979, 205 с.

101. Полянская Г. Н. Законы об охране природы новая форма природоохранительного законодательства. — В кн.: Правовые вопросы охраны пр1фОды в СССР.-М.: Госюриздат, 1963, с.57−73.393.Правда, 1983, 21 декабря.394.Правда, 1984, 19 июня.

102. Право землепользования и его виды.-М.: Юрид.лит., 1964,548с.

103. Правовое регулирование капитального строительства. М.: Юрвд.лит., 1972, 294 с.

104. Правовая охрана природы. Под ред.проф.В. В. Петрова. Изд-во Московск. ун-та, 1980, 312 с.

105. Предупредительный санитарный надзор в гражданском строитель-стветКл1972,Здоровье, 188 с.

106. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНОЕ ДОКУМЕНТЫ.

107. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистаческих республик. Ведомости Верховного Совета СССР, 1У77, № 41, ст. 617.

108. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. Утв. Законом СССР от лУ декабря 1У69 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, № 52, ст. 466.

109. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Утв. Законом СССР от 13 декабря 1968 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 51, ст. 485. 2X6.

110. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик. Утв. Законом СССР от 10 декабря 1У70 г, Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, № 50, ст. 566.

111. Закон Союза ССР об охране атмосферного воздуха от 25 июня 1У80 г.- Ведомости Верховного Совета СССР, 1У80, № 27, ст.52а.

112. Закон СССР о Совете Министров СССР. Принят верховным Советом СССР 5 июля 1у78 г.- ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 28, ст. 436.

113. Постановление Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от <54 сентября 1982 г. №.869 «О проекте плана подготовки законодательных актов СССР и постановлений Правительства СССР на 1У83−1У85 годы» .- СП СССР, 1У82, № 27,ст.137.

114. Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1У73 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство /реконструкцию/ предприятий, зданий и сооружений.- СП СССР, 1973, № 11, ст. 56.

115. Постановление Совета Министров СССР от i8 сентября 1У75 г. 811 «О сроках согласования проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений» .- СП СССР, 1У75, № 20, ст. 136.

116. Постановление Совета Министров СССР от 21 января 1У82 г. № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов». СП СССР, 1У81, № 7, ст. 43.

117. Постановление, Совета Министров СССР от 16 июля 1982 г. Р 667 «0 мерах по упорядочению пользования маломерными судами СП СССР, 1982, Р 21, ст. ЮУ.

118. Общее Положение о министерствах СССР. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1У67 г. № 640. СП СССР" 1967, Р 17, ст. 116.

119. Положение о Государственном плановом комитете СССР /Госплане СССР/. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1У82 г. № 544. СП СССР, 1982, № 20, ст. 102.

120. Положение о Государственном комитете СССР по делам строительства. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1У84 г. № 478. СП СССР, 1У81, № 22, ст. 119.

121. Положение о Государственном комитете по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1964 г. Р 371. -СП СССР, 1964, Р 8, ст., 54.

122. Положение о государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1972 г. № 225. СП СССР, 1972, № 7, ст. 36.

123. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР.- 218 Утв. постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 361. СП СССР, 1973, «16, ст. 86.

124. Положение о государственном контроле за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 7 февраля 1974 г. № 96. СП СССР, 1974, № 6, ст. 24.

125. Положение о государственном контроле за использованием и охраной вод. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1979 г. № 591. СП СССР, 1979, № 17, ст. 114.

126. Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха. Утв. постановлением Совета Министров СССР от19 августа 1982 г. № 764. СП СССР, 1982, № 23, ст. 119.

127. Постановление Совета Министров УССР от 20 июня 1973 г. № 281 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство /реконструкцию/ предприятий, зданий и сооружений». СП УССР, № 6, ст. 49.

128. Положение о Государственном Комитете УССР по охране природыУтв. постановлением Совета Министров УССР от 25 марта 1968 г. № 147. СП УССР, 1968, № 3, ст. 45.

129. Положение о Государственном плановом комитете УССР. Утв. постановлением Совета Министров УССР от 16 ноября 1982 г. lí-o 552. СП УССР, 1982, № II, ст. 95.

130. Постановление Госстроя СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике от 28 декабря 1981 г. № 259/507 «О повышении требований по применению в проектах предприятий малоотходных и безотходных технологических процессов» .

131. Методические указания по составлению территориальных комплексных схем охраны природы. Утв. совместным постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и ГКНТ СССР от 29 ноября 1982 г. № 285/259/527.

132. Порядок проведения вневедомственной экспертизы технико-экономических показателей особо важных видов создаваемой продукции и технологических процессов. Утв. постановлением ГКНТ СССР от 28 октября 1981 г. IP 417. EHAM и В 1982, № 4, с.8−13.

133. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. /СН.245−71/. Утв. Госстроем СССР 5 ноября 1971 г. М.: Стройиздат, 1972.

134. Порядок организации экспертизы типовых проектов предприятий, зданий и сооружений в Госстрое СССР. Утв. приказом Госстроя СССР от 7 марта 1978 г. № II. БСТ, 1978, № 5, с.18−19.

135. Инструкция о составе, порядке разработки проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений /СН 202−81х/. Утв. постановлением Госстроя СССР от29 декабря 1981 г. № 261. М.: Стройиздат, 1982.

136. Инструкция по типовому проектированию /СН 227−82/. Утв. постановлением Госстроя СССР от 18 мая 1982 г. № 141. М.: Стройиздат, 1983 г.

137. Методические указания. Порядок проведения научно-технической и правовой экспертизы проектов стандартов. РД 50−332−82. Утв. постановлением Госстандарта от 18 марта 1982 г. № 1102.-М.: Изд-во стандартов, 1982, 28 с.

138. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения, ГОСТ 17.0.0.01−76. -М.: Госстандарт, 1977.

139. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения. ГОСТ 245 254–80. М.: Госстандарт, 1981.

140. Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и сметпо стройкам, входящим в систему Минводхоза СССР /ВСН-213−75/. Утв. приказом Минводхоза СССР от 28 июля 1975 г. № 369. -М.: 1975, 20.с.

141. Положение о центральном управлении по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов./ ЦУРЭН/ Утв. Главрыбводом 21 августа 1970 г.- 222 Сборник руководящих документов органов рыбоохраны. Т.1. М.: 1974, с.64−68.

142. Методика эколого-экономической оценки проектов. Утв. Госстроем УССР по согласованию с Госпланом УССР, Минздравом УССР, Госкомприродой УССР, УГКС в 1980 году. К.: 1980 г.

143. Положение об Управлении государственной экспертизы проектов Госстроя УССР. Утв. постановлением Госстроя УССР от 20 марта 1983 г. № 31. Нормативные документы по государственной экспертизе проектов Управления госэкспертизы проектов Госстроя УССР 1984 г.

144. Охрана окружающей среды. Справочник. Сост. Шариков Л. П. -Л.: Изд-во Судостроение, 1978, 558 с. 5. МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКИ.

145. Материалы по технико-экономической экспертизе отдела размещения производительных сил и комплексного территориального планирования Госплана УССР за 1983 г. Архив Госплана УССР, 1983 год.

146. Материалы по комплексной экологической оценке проектов за 1978;1983 гг. Архив Госстроя УССР за 1978;1983 гг.

147. Материалы по экологической экспертизе проектов Госкомприроды УССР за 1977;1983 гг. Архив Госкомприроды УССР за 19 771 983 гг.

148. Материалы экспертного совета Госкомприроды УССР, 1984 г.

149. Отчеты о работе по контролю за охраной и использованием природных ресурсов Госкомприроды УССР в 1978;1983 гг. Архив Госкомприроды УССР за 1978;1983 гг.

150. Материалы по экспертизе проектов и смет Управления капитального строительства Минлесхоза УССР за 1980;1983 гг. Архив Минлесхоза УССР за 1980;1983 гг.

151. Материалы по экспертизе проектов экспертно-методической партии Киевской опытно-методической экспедиции Мингео УССР за 1983 г. Архив КОМЭ Мингео УССР, 1983 год.

152. Материалы по экспертизе проектов Минводхоза УССР за 19 811 983 гг. Архив Минводхоза УССР 1981;1983 гг.

153. Материалы по экспертизе проектов и смет Управления проектных организаций и экспертизе проектов Минсельхоза УССР за 19 821 983 гг. Архив Минсельхоза УССР 1981/1982 гг.

154. Решение Научного совета АН УССР по проблемам биосферы от 25 июня 1982 года «0 правовых проблемах охраны окружающейсреды в свете решений ХХУТ съезда КПСС». К.: 1982, с.1−3.

155. II. Рекомендации республиканского семинара «Современные требования к экологической экспертизе проектов». Львов, 1982, 9 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой