Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологическое обоснование направлений коррекции функционального состояния курсантов высших военно-учебных заведений связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функциональное состояние курсантов 1-й и 2-й групп психофизиологического сопровождения характеризовалось наиболее оптимальными параметрами физиологического уровня функционального состояния организма. Курсанты 3-й и 4-й отличались повышенным напряжением физиологических параметров сердечно-сосудистой, респираторной, вегетативной нервной систем организма, использованием физиологических резервов… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (обзор литературы)
    • 1. 1. Психофизиологическое сопровождение: определение, характери- 16 стика подходов
    • 1. 2. Оценка и прогнозирование функциональных состояний при пси- 21 хофизиологическом сопровождении курсантов высших военно-учебных заведений связи
      • 1. 2. 1. Роль физиологических механизмов ответственных за адаптацию 32 в обеспечении учебной деятельности
    • 1. 3. Стилевые особенности деятельности индивида, как фактор профессионального обучения и адаптации
    • 1. 4. Поведенческий фактор, как составляющая часть комплексной 51 оценки функционального состояния курсантов военного вуза связи
    • 1. 5. Совершенствование системы психофизиологической коррекции функционального состояния организма военных специалистов связи
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объем и структура экспериментальных исследований
    • 2. 2. Методы оценки успешности обучения курсантов в высшем во- 68 енно-учебном заведении войск связи
    • 2. 3. Методы оценки качественных и количественных показателей 74 функционального состояния курсантов в высшем военно-учебном заведении войск связи
    • 2. 4. Методы психофизиологической коррекции курсантов
    • 2. 5. ' Статистическая обработка результатов наблюдений
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ХАРАКТЕ- 87 РИСТИКА ГРУПП ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СВЯЗИ

3.1. Взаимосвязь показателей общеобразовательной подготовленности, 87 познавательных психических процессов и общего интеллектуального развития с уровнем нервно-психической устойчивости у курсантов военного вуза связи

3.2. Показатели физического развития курсантов

3.3. Физиологические показатели сердечно-сосудистой системы и 95 функционального состояния организма курсантов в группах с различным уровнем нервно-психической устойчивости

3.4. Индивидуально-психологические особенности курсантов с раз- 98 личной выраженностью нервно-психической устойчивости

3.5. Комбинированный подход к формированию групп психофизиоло- 101 гического сопровождения курсантов

3.5.1.Физиологические показатели оценки особенностей функциональ- 108 ного состояния организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной систем) курсантов различных групп психофизиологического сопровождения

3.5.2. Индивидуально-психологические, поведенческие особенности и 115 военно-профессиональная направленность курсантов различных групп психофизиологического сопровождения в военно-инженерном вузе (параметры индивидуально-психологического фактора)

3.5.3. Поведенческие особенности и военно-профессиональная направ- 122 ленность курсантов в различных группах психофизиологического сопровождения

3.5.4. Количественные и стилевые показатели интеллектуальной дея- 126 тельности (параметры интеллектуального фактора) курсантов военного вуза связи в различных группах психофизиологического сопровождения

3.6. Динамика показателей успешности учебно-профессиональной дея- 134 тельности, физиологических, индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик курсантов Военной академии связи в процессе обучения

3.7. Структура групп психофизиологического сопровождения курсан- 139 тов на пятом курсе военного вуза связи

3.8. Сравнительный анализ индивидуально-психологических особен- 150 ностей и физиологической регуляции курсантов различных групп психофизиологического сопровождения на пятом курсе военного вуза связи

3.9. Показатели успешности обучения курсантов различных групп 152 психофизиологического сопровождения курсантов на пятом курсе военного вуза связи

3.10. Итоговая характеристика курсантов в различных группах психо- 153 физиологического сопровождения с учетом индивидуально-психологических и поведенческих особенностей, интеллектуального развития и когнитивного стиля интеллектуальной деятельности, физиологических показателей и функционального состояния организма:

3.11. Обсуждение результатов и заключение по главе

Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ l 67 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СВЯЗИ

4.1. Дифференцированный подход в определении основных направлений, методов и организации мероприятий психофизиологической коррекции курсантов различных групп психофизиологического сопровождения

4.2. Организация психофизиологической коррекции курсантов различных групп психофизиологического сопровождения Военной академии связи

4.3. Анализ эффективности мероприятий психофизиологической кор- jyg рекции курсантов

Физиологическое обоснование направлений коррекции функционального состояния курсантов высших военно-учебных заведений связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Вся система обучения и воспитания в военном вузе преследует конечную цель — выпустить из своих стен грамотного профессионально подготовленного военного специалиста с наличием достаточного уровня развития навыков и умений, способного быстро адаптироваться в условиях воинского коллектива. Это в полной мере относится к вузам, осуществляющим военно-профессиональную подготовку офицеров-связистов. В современных концепциях ведения войны, предусматривающих широкое использование информационных технологий, войска связи решают задачи по обеспечению управления войсками в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Обучение в ввузе, особенно в начальном периоде, требует немалого напряжения физиологических регуляторных механизмов, существенно повышаются требования к эмоционально-волевой сфере, физиологическим, психофизиологическим и психическим функциям.

Данные комплексного социально-психологического изучения и психофизиологического обследования допризывной молодежи показали, что многие не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации за короткий срок (Сысоев В.Н., Бочен-ков А.А., Маклаков А. Г., Погодин Ю. И. 2002).

В то же время по данным анализа, проведенного специалистами ВМедА, методического центра по профотбору в вузах, показал, что среди курсантов военно-учебных заведений страны до 10−12% курсантов обладают низким уровнем развития психофизиологических характеристик, среди них процент отчисления из ввузов был в 1,5−3 раза выше (Чермянин С.В., 2002).

Большую роль в успешной военно-профессиональной адаптации в вузе играют физиологические показатели функционального состояния организма курсантов. Определенная часть курсантов отличалась сниженными резервными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. До 12% курсантов имели сниженный и неудовлетворительный уровень переносимости физической нагрузки и сниженными физиологическими резервами (Справка-доклад, 2003). Таким образом, с одной стороны, отсутствие или недостаточный уровень развития необходимых физиологических, психофизиологических и индивидуально-психологических профессионально важных качеств у будущих военных специалистов на фоне выраженных нервно-психических и физических нагрузок, приводящий к формированию дезадап-тационных нарушенийа с другой стороны, повышенные требования к функциональному состоянию организма курсантов в процессе обучения в вузе МО РФ, определили необходимость разработки системы психофизиологического сопровождения курсантов в вузе.

Специалистами ВМедА был предложена проект концепции психофизиологического сопровождения военнослужащих, (Боченков А.А., Маклаков А. Г., Новиков B.C., Чермянин С. В., 1998), хотя она официально не была принята. О необходимости сопровождения курсантов в вузах указывает Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ (пр. МО РФ 2000 г. № 50).

Между тем, до сих пор нет даже общепринятого определения и содержания понятия «психофизиологического сопровождения» в военных вузах. В руководящих документах и методической литературе не решены многие вопросы, связанные с организацией и методическим обеспечением мероприятий психофизиологического сопровождения в военном вузе. Наряду с понятием «психофизиологическое сопровождение» курсантов (учебного процесса) используются понятия «психологическое сопровождение», «медико-психологическое сопровождение» и «профессионально-психологическое сопровождение».

Наибольшую трудность в организации и проведении мероприятий профессионально-психологического сопровождения вызывает отсутствие ясности в методике определения (выделения) курсантов, нуждающихся в сопровождении, углубленном психофизиологическом изучении и коррекции.

Отсутствие конкретики в этих вопросах, привело к тому, что в каждом вузе мероприятия сопровождения организуются, планируются и проводятся по-разному (часто достаточно формально или необоснованно), часто без учета реальной нагрузки и взаимодействия специалистов военного вуза (медицинской службы, врачей-психофизиологов подразделений профессионального отбора, подразделений воспитательной работы и др.).

Исходя из выше изложенного, сформулирована цель исследования: совершенствование психофизиологического сопровождения курсантов в процессе военно-профессиональной подготовки в высшем военном вузе связи с учетом выраженности комплекса показателей их функционального состояния организма (физиологических, познавательных, индивидуально-психологических, поведенческих) и физиологического обоснования направлений психофизиологической коррекции.

Задачи исследования: Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ существующей организации психофизиологического сопровождения курсантов в процессе обучения в высших военно-учебных заведениях МО РФ.

2. Обосновать процесс формирования групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи, определить их структурную динамику в течение периода обучения в военном вузе.

3. Оценить и провести сравнительный анализ комплекса показателей функционального состояния организма (физиологических, интеллектуально-познавательных, индивидуально-психологических и поведенческих) курсантов различных групп психофизиологического сопровождения в военного вуза связи на начальном (период адаптации) и заключительном этапах обучения.

4. Определить общую динамику успешности учебно-профессиональной деятельности, показателей функционального состояния организма курсантов военного вуза связи в процессе обучения.

5. Физиологически обосновать основные направления и оптимизировать методы психофизиологической коррекции функционального состояния курсантов различных групп психофизиологического сопровождения, определить ее эффективность.

Объект исследования: курсанты высшего военно-учебного заведения связи.

Предмет исследования: комплекс показателей функционального состояния организма курсантов различных групп психофизиологического сопровождения и их динамика в процессе военно-профессиональной подготовки в высших военно-учебных заведениях связи.

Научная новизна исследования.

Выявлено, что в разные периоды обучения ведущими у курсантов становятся разные объекты и условия адаптации. Так, если в первом семестре наибольшие трудности для курсантов представляет адаптация к воинской дисциплине, условиям быта и привыкание к воинскому коллективу, то в дальнейшем наиболее трудной проблемой становится учебная деятельность в высшем военном вузе.

Установлено, что проведение психофизиологического сопровождения на основе выделения курсантов с различной выраженностью НПУ имеет ряд недостатков. Показано, что оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается при одновременном и равном учете «полярных» значений показателей и НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях.

Выявлены особенности функционального состояния курсантов сформированных групп психофизиологического сопровождения на основании выраженности и особенностей проявлений четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции организма и влияющих на успеш7 ность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе: а) физиологическогоб) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (социального).

Определена структура групп психофизиологического сопровождения и ее динамика в процессе обучения в лонгитюдном исследовании курсантов высшего военного вуза связи. Показана возможность прогнозирования риска и направлений развития трудностей адаптации и расстройств в разных группах психофизиологического сопровождения курсантов. Установлено, что риск возникновения дезадаптационных расстройств выше у курсантов 3-й и 4-й групп, отличающихся повышенным напряжением в деятельности физиологических систем и увеличением уровня мобилизации функциональных резервов организма.

Физиологически обоснованы и разработаны основные направления, определены методы психофизиологической коррекции, позволяющие дифференцированно оказывать помощь курсантам различных групп психофизиологического сопровождения.

Теоретическая и практическая значимость.

На основании предложенного методического подхода к формированию групп психофизиологического сопровождения разработаны рекомендации по проведению целенаправленной психофизиологической коррекции функционального состояния организма курсантов каждой из трех групп (курсанты 1-й группы в коррекции не нуждались). Экспериментальная проверка программы коррекции в Военной академии связи показала ее достаточно высокую эффективность. Практическое внедрение программы психофизиологической коррекции позволило снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить показатели функционального состояния, работоспособности, снизить тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.

Материалы исследования в целом могут быть использованы в процессе планирования и осуществления мероприятий профессионального сопровождения курсантов во всех вузах МО РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается на основе комбинированного подхода, когда одновременно и в равной степени учитываются показатели уровня нервно-психической устойчивости и развития познавательных психических функций в различных сочетаниях.

2. Мероприятия психофизиологического сопровождения курсантов должны опираться и дифференцироваться на основании выраженности и особенностей динамики четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции функционального состояния организма и влияющих на успешность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе, в числе которых: 1) физиологический фактор — отражает физиологические параметры функционального состояния курсантов и напряжение адаптационных механизмов- 2) интеллектуально-познавательный — отражает не только наличный уровень развития познавательных психических функций (восприятие, память, внимание, мышление), но и типологические когнитивно-стилевые особенности интеллектуальной деятельности- 3) индивидуально-психологический фактор — отражает индивидуально-психологические особенности курсантов- 4) поведенческий (социальный) — отражает уровень военно-профессиональной направленности и склонность к отклоняющемуся поведению.

3. Учет всех факторов функционального состояния в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить направления и специфику психофизиологической коррекции курсантов, особенно в остром периоде адаптации к обучению в военном вузе связи.

Апробация работы и реализация полученных результатов.

Результаты работы реализованы в организации и проведении психофизиологическом сопровождения учебного процесса в Военной академии связи. По результатам исследования подготовлены и утверждены начальником Военной академии связи «Методические рекомендации по проведению психокоррекционных мероприятий с курсантами (слушателями), испытывающими затруднения в военно-профессиональной адаптации», «Инструкция по оценке нервно-психической устойчивости».

По инициативе и непосредственном участии автора в Военной академии связи создан «Внештатный центр психологической помощи и реабилитации», разработано положение о его работе, утвержденное начальником вуза.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на 6-ти всероссийских, всеармейских, межвузовской и вузовской научно-практических конференциях, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гигиены труда 24−25 ноября 2005» (Санкт-Петербург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России» (Санкт-Петербург, 2005) — Всеармейской научно-практической конференции «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ, 2−3 октября 2002» (Санкт-Петербург, 2002) — Всеармейской научно-практической конференции посвященной 5-летию образования кафедры военной психофизиологии ВМедА. (Санкт-Петербург, 2003) — Межвузовской научно-практической конференции «Теоретические основы и практические рекомендации по совершенствованию системы формирования у обучающихся практических навыков и умений в военно-образовательном заведении 25−26 ноября 2003» (Санкт-Петербург, 2003) — Научной конференции слушателей 1 факультета и клинических ординаторов ВМедА (Санкт-Петербург, 2001).

Основные результаты исследования получены в ходе выполнения плановых заказных НИР и вошли в отчеты о НИР ВАС по темам с шифрами: «Навык — 2001», 2002; «Профотбор», 2003; «Пригодность», 2004; «Назначение — ОД», 2004; «Организация», 2005; «Достижение», 2005.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 12 работ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержит 36 таблиц, 17 рисунков. Общий объем работы — 237 страниц, из них машинописного текста — 192 страницы. В списке литературы 241 источник, из них 33 зарубежных.

ВЫВОДЫ:

1. Психофизиологическое сопровождение курсантов на основе выделения групп с различной выраженностью НПУ хорошо дифференцирует и прогнозирует курсантов с трудностями адаптации к воинской дисциплине, казарменным условиям и воинскому коллективу. Курсанты со сниженным уровнем НПУ отличались более высокими показателями ЧСС (р < 0,045), диастолического артериального давления (р < 0,054), тонического напряжения сосудов (р < 0,05) повышенным функциональным напряжением сердечно-сосудистой системы (более низкая сократительная способность сердца (р < 0,09), объем сердечного выброса (р < 0,05), большее периферическое сопротивление сосудов). У них чаще возникают стрессовые реакции и состояния, отмечался повышенный уровень мобилизации функциональных резервов организма (индекс Кердо, пробы Руфье, ПСД). Недостатки такого подхода: различия ОИР в «полярных» по НПУ группах была невысокой (г = от -0,149 до — 0,213) — дисгармоничность индивидуально-психологического профиля показала неоднородность курсантов в группе «худших" — количество курсантов с трудностями адаптации (41,9%) значительно превышало количество курсантов со сниженной НПУ (29%).

2. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза достигается при комбинированном подходе, когда в равной степени учитываются уровни НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях. Функциональное состояние курсантов должно определяться на основании выраженности проявлений четырех основных факторов: а) физиологического (физиологические параметры функционального состояния в период адаптации и последующей военно-профессиональной подготовки) — б) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (военно-профессиональной направленность и склонность к отклоняющемуся поведению).

3. Функциональное состояние курсантов 1-й и 2-й групп психофизиологического сопровождения характеризовалось наиболее оптимальными параметрами физиологического уровня функционального состояния организма. Курсанты 3-й и 4-й отличались повышенным напряжением физиологических параметров сердечно-сосудистой, респираторной, вегетативной нервной систем организма, использованием физиологических резервов организма, повышенной склонностью к срыву оптимального функционирования нервной системы. За период обучения у курсантов выявлен рост функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиологических резервов организма курсантов практически по всем показателям функциональных проб (р < 0,004 — р < 0,001). При этом сохранялись значимые различия показателей функционального состояния у курсантов 1-й группы психофизиологического сопровождения — с 3-й и 4-й.

4. Группы психофизиологического сопровождения являются достаточно устойчивыми до конца периода обучения курсантов в военном вузе связи. Динамика их структуры характеризуется некоторым увеличением доли курсантов 1-й группы. Наименее устойчивой является 3-я группа, которая «пополняла» как 1-ю группу, так и 4-ю. 4-я группа практически не подвержена изменениям.

5. Успешность обучения курсантов последовательно увеличивалась (интегральный показатель СДЦ достигает максимума на выпускном курсе). При этом наибольшая успешность обучения определялась у курсантов 1-й группы, а наименьшая — у курсантов 4-й группы.

6. Исходя из особенностей функционального состояния курсантов дифференцированно определены основные направления и методы психофизиологической коррекции: курсанты 1-й группы в проведении мероприятий коррекции не нуждалиськурсанты 2-й группы нуждались в проведении тренингов развития познавательных психических функцийкурсанты 3-й группы — в обучении индивидуальным и групповым методам психофизиологической саморегуляции, управлении эмоциональным состоянием, нормализации физиологических параметров сердечно-сосудистой и дыхательной системв игровых ролевых тренингах развития коммуникативных способностей. В 4-й группе курсантов, наряду с комплексом методов психофизиологической саморегуляции и тренинга познавательных психических функций, должны применяться методы административного и воспитательного воздействия для повышения ВПН и профилактики отклоняющегося поведения.

7. Анализ результатов проведенной психофизиологической коррекции показал ее достаточно высокую эффективность, позволивший снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить самочувствие 80% курсантов, достоверно улучшить показатели функционального состояния и работоспособности, снизить уровень личностной тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Комплексный подход к оценке функционального состояния, с учетом 4 основных факторов (физиологического, интеллектуально-познавательного, индивидуально-психологического и поведенческого) регуляции организма позволяет более тонко дифференцировать курсантов начального периода обучения войск связи по степени напряжения адаптационных механизмов, что следует учитывать при планировании мероприятий психофизиологического сопровождения.

2. Учет особенностей проявления, выраженности и сочетания различных характеристик курсантов в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить нуждаемость, потребность в проведении различных мероприятий психофизиологической коррекции курсантам как в остром периоде адаптации, так и в процессе дальнейшего обучения в военном вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авдеева-Федосеева Ж. А. Методические рекомендации по выявлению предрасположенности к девиантному поведению / Ж.А. Авдеева-Федосеева, А. Б. Мулик. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 16 с.
  2. B.C. Физиологические механизмы работоспособности / B.C. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова. // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.62−83.
  3. Л.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патологии / Л. П. Авцын // Клин, медицина. 1974, № 5. — С. 3−15.
  4. Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма / Н. А. Агаджанян М.: Знание, 1990. — 239 с.
  5. Актуальные проблемы физиологии военного труда: Учебное пособие. СПб.: ВМедА, 1992.- 240с.
  6. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки XI11. Л.: ЛГУ, 1973. — С.62−69.
  7. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1979. — 454 с.
  8. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. / П. К. Анохин. // М., 1975. — С.12−23.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы / П. К. Анохин // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С. 5−61.
  10. П.К. Теория функциональных систем / П. К. Анохин // Общие вопросы физиологии механизмов: Анализ и моделирование биологических систем. М., 1970.- С. 6−41.
  11. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. / П.К. Анохин//-М.: Наука, 1980.-289 с.
  12. П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудстой системы. / П. К. Анохин // Вестн. АМН СССР. 1965, № 1. — С.10−18.
  13. И.П. Современные проблемы генетики зависимости от ПАВ / И. П. Анохина, Н. Н. Иванец, И. Ю. Шамакина, А. И. Кибитов, Е. Ю. Воскобоева, Э. К. Хуснутдинова // Наркология. 2004. — № 6. — С. 72 — 77.
  14. В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека в повседневных и экстремальных условиях./ В. Я Апчел. СПБ.: ВИФК, 1997. — 69 с.
  15. В.Я. Стресс и стрессустойчивость человека. / В. Я. Апчел, В. Н. Цыган. СПб.: 1999. — 86 с.
  16. А.Ф. Нарушения гормонального звена гомеостаза у подростков и юношей на различных этапах формирования алкогольной зависимости / А. Ф. Артемчук // Наркология. 2003. — № 12. — С. 34 — 37.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. / Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Э.А. Наркомании и токсикомании: Рук. по психиатрии. / Э. А. Бабаян. М.: Медицина, 1988. — Т.- 2. — С. 169 — 216.
  19. P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Бакунин // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 6 — 10.
  20. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. / P.M. Баевский, А. П. Берснева М.: Медицина, 1997.-265 с.
  21. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. / P.M. Баевский М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  22. Р.Н. К проблеме оценки напряжения регуляторных систем организма / P.M. Баевский // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1974. — Т. 1. — С.44.
  23. B.C. Психофизиология обучения / B.C. Баландин. // Теоретические основы военной психофизиологии. Л., 1991. -С. 78−94.
  24. К.В. Перспективы современной военной психофизиологии / К. В. Баразенко // Вопросы физиологии и психологии военных специалистов. 2000. — С.50−52.
  25. Бачериков Н. Е Регулярность занятий физической культурой и спортом и успеваемость студентов / Н. Е. Бачериков, В. Л. Гавенко, Э.И. Добро-миль, В. А. Масалов // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974. — С. 99−100.
  26. В. В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. дис.. докт. мед. наук М., 1982. — 41 с.
  27. Ю.В. Оценка и прогнозирование нарушений адаптации к учебно-спортивной деятельности у студентов младших курсов института физической культуры: Автореф. дис.. к-та мед. наук.- СПб., 2005. 25 с.
  28. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф. Б. Березин Л.: Наука, 1988. — 269 с.
  29. Г. Ф. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов / Г. Ф. Бернштейн // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 11−12. — С. 29−30.
  30. Т.Г. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности лиц, употребляющих алкоголь / Т. Г. Бетелева // Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.- С. 18 — 19.
  31. З.В. Высшая нервная деятельность спортсменов./ З. В. Бирюкова М.: Физкультура и спорт, 1961. — 196 с.
  32. Э. Руководство по психиатрии: Пер. с немец, с доп. по последнему 3-му нем. изд.- Берлин: Изд-во т-ва «ВРАЧ». 1920.-переизд. / Э. Блейлер.-М.: «НПА», 1993.-541 с.
  33. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. / Бодалев А. А. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  34. В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов. / В. А. Бодров, В. Б. Малкин, Б. Л. Покровский, Д. И. Шпаченко. М.: Наука, 1984. -264 с.
  35. М. Стресс в условиях труда / М. Борневассер. // Иностранная психология. 1994. — Т. 2, № 1. — С. 44−50.
  36. Боровиков В. П STATISTICA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. — М.: «Филин», 1997.-458 с.
  37. Д.А. Методы экспресс-диагностики отклоняющегося поведения у лиц призывного возраста (социально-психологические и судебно-психиатрические аспекты) / Д. А. Борохов, В. А. Губин. Л.: Ленинград, 1990. -84 с.
  38. А.А. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов / А. А. Боченков, С. В. Чермянин, В. И. Булыко. // Воен.- мед. журн. 1994. — № 11. -С. 41−46.
  39. А.П. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечёткой нейронной сети: Дис.. канд. мед. наук, СПб.: ВМедА., 2005.- 133с.
  40. Л.И. О системном подходе в оценке психической адаптации / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин, Н. И. Косенков // Обозр. психиат. и мед. психол. 1994. — N 3. — С. 16 — 25.
  41. A.M. Вегетососудистая дистония. / A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосова -М.: Медицина, 1981. 320 с.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / Вербицкий А. А. М.: Высшая школа, 1991. — С. 103−126.
  43. А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки./ А. А. Виру Л.: Наука, 1981. -155 с.
  44. И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе: Дис. на соиск. уч. ст. к. м. н. СПб., ВМедА, 2001 — 221 с.
  45. Т.М. Природа, факторы и механизмы формирования зависимости от психоактивных соединений / Т. М. Воробьева // Наркология. -2004.-№ 1-С. 34−39.
  46. Воскресенский А. Д, Вентцель М. Д. Статистический анализ сердечного ритма и показателей гемодинамики в физиологических исследованиях./ А. Д. Воскресенский, М. Д. Вентцель. М.: Наука, 1974. — 221 с.
  47. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Габай. М.: Б.и., 1988.- 46 с.
  48. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика/ П. Б. Ганнушкин. М.: Кооперативное изд-во «Север», 1933. 143 с.
  49. К.М. Проблемы дифференциальной психологии./ К.М. Гу-ревич Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 379 с.
  50. И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России / И. Я. Гурович // Социальная и клиническая психиатрия. -2001. Т.11, № 1.-С. 9- 15.
  51. Н.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / Н. Н. Данилова, С. Г. Коршунова, Е. Н. Соколов, Е. Н. Чернышенко. // Журн. высш. нервн. деят., 1995. Т. 45. Вып. 4. С. 647−660.
  52. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова. // Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. -192 с.
  53. Н.Н. Психофизиология. / Данилова Н. Н. // Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
  54. Н.Н. Сердечный ритм и информационная нагрузка / Н. Н. Данилова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1995. -№> 4. -С. 14—27.
  55. Н.Н. Функциональные состояния, механизмы и диагностика. /Н.Н. Данилова. М.: МГУ.1985.- 287с.
  56. С. Психология и лечение зависимого поведения- Ред. С. Даулинга: Пер. с англ. P.P. Муртазина / С.Даулинг. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с.
  57. Д.М. Оценка тяжести труда при физических работах с выраженным нервно-эмоциональным напряжением / Д. М. Демина, Е. М. Ратнер, М. Н. Евлампиева // Физиология человека. 1982. — Т.8, № 4. — С. 660−664.
  58. Е.А. Интегральная оценка работоспособности при физическом и умственном труде./ Е. А. Деревянко, В. К. Хухлаев. М.: Экономика, 1976.-76 с.
  59. Е.А. Некоторые методические приемы изучения утомления / Е. А. Деревянко, О. А. Лихачева, Н. С. Дударова // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1975. — № 5. — С. 47−49.
  60. Т.Г. Проблемы адаптации и здоровье человека. / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов. М.: Медицина, 1976. — 148 с.
  61. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. / В. П. Дядичкин. Минск: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  62. М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб: СПбГУ, 1995. — 21 с.
  63. Ю.М. Методические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека-оператора. / Ю. М. Забродин.
  64. Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М. — 1980.- С.24−31.
  65. В.П. Методы исследования в физиологии труда. / В. П. Загрядский, З. К Сулимо-Самуйлло JL: Изд-во ВМедА, 1991. — 110 с.
  66. В.П., Егоров А. С. К понятию «работоспособность человека» //Гигиена труда и профессиональные заболевания. / В. П. Загрядский, А. С. Егоров. 1972. -N.4. -С.21−24.
  67. Г. М. Анализ деятельности: психофизическая структура трудовой деятельности и методы ее выявления / Г. М. Зараковский // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.467−492.
  68. Г. М. Психофизиологический анализ мотивации достижения и избегания в трудовой деятельности / Г. М. Зараковский, В. И. Савченко // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 9. — С. 81−90.
  69. Н.В. Влияние избыточного веса на функциональное состояние организма летчика / В. Н. Згода // Воен.- мед. журн. 1981. — № 5. — С. 4042.
  70. A.M. О концепции функционального состояния центральной нервной системы. / A.M. Зимкина, Г. Д. Лоскутова. // Физиология человек 1976. Т 2, № 2.- С. 179−192.
  71. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося по-веде-ния): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 218 с.
  72. Д.А. Дифференциальная диагностика психического инфантилизма и психопатии у военнослужащих срочной службы / Д. А. Иванов // ApxiB ncHxiarpii. 2002. — № 3(30). — С. 121 — 122.
  73. Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Автореф. дис.. док. мед. наук Л., 1968. — 45 с.
  74. Е.П. Дифференциальная психофизиология. / Е. П. Ильин -Спб.: Питер. 2001.-464 с.
  75. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности // Экспериментальная и прикладная психология. / Е. П. Ильин. 1982. — Вып. 11.- С.74−82.
  76. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния. / Ильин Е. П. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  77. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопр. психологии. 1988- № 6. С. 85—93.
  78. М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. / М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов Л.: Б.и., 1983. — 88 с.
  79. Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов В. И., Н. А. Литвинова и др. // Физиология человека. 2002. — Т 28, № 3. — С. 23−29.
  80. В.П. Адаптация и конституция человека. / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев Новосибирск: Наука, 1986. — 118 с.
  81. В.П. Современные аспекты адаптации./ В. П. Казначеев -Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  82. А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе: Дис.. канд. психол. наук.-СПб. ЛГОУ.-1999.- 153с.
  83. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. М.: Б. и., 2001. 97 с.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 278 с.
  85. Ю. Психологическая теория решений. / Ю. Козелецкий. — М.: Прогресс, 1991.-С. 28.
  86. А.А. Зависимость формирования наркоманической личности от предиспонирующих факторов / А. А. Козлов, М. Л. Рохлина // Ж. неврологии и психиатрии. 2001. — Т. 101, — № 5. — С. 16 — 20.
  87. В.А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили / Под ред. В. В. Колга. Таллинн, 1986.- С. 32—37.
  88. Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. М.: Дрофа, 2002. — 192 с.
  89. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М.:" Просвещение", 1968.-35 с.
  90. Р.Д. Клинико-биологические особенности подростков-правонарушителей, злоупотребляющих алкоголем / Р. Д. Колосов, П. И. Сидоров, В. В. Ручкин, E.JI. Григоренко // Наркология. 2004.-№ 4.- С. 65.
  91. В. А. Прогнозирование успешности обучения в высших военно-медицинских учебных заведениях и динамика формирования профессионально-важных качеств военных врачей в различных видах ВС: Дис.. канд. мед. наук., СПб, 1994. 236 с.
  92. В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб, 2002. — 48 с.
  93. А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. мед. наук М., 1997. — 24 с.
  94. Ц. Г. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц. Г. Короленко, Т. А Донских. Новосибирск, 1990.-34 с.
  95. Ц.П. Психическое здоровье в современной России / Ц. П. Короленко, Е. Н. Загоруйко // Наркология. 2002. — № 9. — С. 10 — 14.
  96. Н.Г. Адаптация и военно-профессиональная подготовка / Н. Г. Коршевер. // Военно-медицинский журнал 1997. — Т.318, № 4. — С.51−53.
  97. А.К. Отклоняющее поведение и контроль над ним / А.К. Ко-эн // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1972. С. 282 — 298.
  98. Г. И. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы: Лекция для слушателей академии / Г. И. Крамаренко, И.С. Рудой- Ред. Л. И. Спивака Л.: ВмедА им С. М. Кирова, 1984. — 28 с.
  99. В. А. Сопоставление вегетативных показателей студентов при экзаменационном стрессе и при физической нагрузке / В. А. Кузьменко. // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 5. — С. 131−133.
  100. Е.Н. Психолого-педагогическая коррекция психофизиологических показателей и личностных качеств курсантов в учебном процессе военного института физической культуры: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. СПб, 2003. — 48 с.
  101. Г. Практическая физиология труда: Пер. с нем. М.: Медицина, 1967. — 336 с.
  102. К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. / К. Леон-гард. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. 64 с.
  103. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 197 с.
  104. А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М.: Московский университет, 1981.- 109 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  106. А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. / А. В. Либин. М.: Смысл, 1999. 532 с.
  107. С.В. Аддиктивное поведение одна из проблем современных локальных войн / С. В. Литвинцев, Е. В. Снедков // Актуальные проблемы психиатрии войн и катастроф. — СПб., 1997. — С. 103 — 107.
  108. С.В. Клинико-организационные проблемы оказания психиатрической помощи военнослужащих в Афганистане: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1994. — 37 с
  109. С.В. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих / С. В. Литвинцев, С. В. Чермянин, А. Г. Маклаков // Морской медицинский журнал. 1997. — № 3. -С. 5−8.
  110. А.Е. Делинквентное поведение при разных типах акцентуаций характера у подростков / А. Е. Личко, А. А. Вдовиченко // Судебно-психиатрическая экспертиза. М., 1980. — № 34. — С. 14 — 19.
  111. А.Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, B.C. Битен-ский.-Л.:Б. и., 1991.-304 с.
  112. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -2-ое изд., доп. и перераб. / А. Е. Личко. Л.: Б. и., 1983. — 255 с.
  113. .Ф. О качестве надежности, стандарта и человеческих факторах / Б. Ф. Ломов Б.Ф. // Стандарты и качество. 1966. — № 7. — С. 24−27.
  114. Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова. // Физиологический журнал СССР. 1975. — Т.61, N 1. — С. З-12.
  115. Ю.Л. Возрастные изменения работоспособности операторов тепловых электростанций и психофизиологические критерии профессионального отбора: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Киев, 1975. -27 с.
  116. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. Дис. .докт. психол. наук. -СПб., 1996.-37с.
  117. В.И. Методологические аспекты изучения функционального состояния. / В. И Медведев. // Методические проблемы обработки медико-биологической информации. Л.: Наука, 1983. — С. 23.
  118. В.И. Функциональное состояние оператора / В. И. Медведев. // Эргономика: Принципы и рекомендации. М., 1970. — Вып. 1. — С. 2562.
  119. В.И. Функциональное состояние человека / В. И. Медведев, А. Б. Леонова. // Физиология трудовой деятельности. СПб: Наука, 1993.- С.25−62.
  120. Медицинская реабилитация и восстановление функционального состояния специалистов операторского профиля в РВСН./ Методическое пособие.-М.: 1997.
  121. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. / Ф. З. Меерсон -М.: Наука, 1981, — 278 с.
  122. Ф.З. Физиология адаптационных процессов. / Ф. З. Меерсон М.: Наука, 1986. — 638 с.
  123. В.Д. Наркозависимость и коморбитные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В. Д. Менделевич. М.: «Медпресс-информ», 2003. — 327 с.
  124. В.Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. М.: «Медпресс», 2001. — 432 с.
  125. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности./B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  126. B.C. Психология индивидуальности./ Мерлин B.C. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
  127. В.Д. Функциональное состояние нервной системы нервной системы человека и ее основные свойства. / В. Д. Небылицын // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука.-1976.-С.187−192.
  128. В. Д. Темперамент / В. Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 138- 156.
  129. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. / В. Д. Небылицын. —М.: Просвещение, 1966.
  130. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. / В. Д. Небылицын. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 682 с.
  131. Новиков В. С Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений. / B.C. Новиков, А. А. Боченков, А. Н. Глушко, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, А. В. Мощенко // Методические рекомендации. М.:МО РФ, 1996.-106 с.
  132. B.C. Медико-психологическое сопровождение учебного процесса. / B.C. Новиков, А. А. Боченков, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, В. И. Попов, Г. В. Находкин, О. А. Чурганов // Учебно-методическое пособие. СПб., 2000. 50 с.
  133. B.C. Психологическое обеспечение учебного процесса Ввузов./ B.C. Новиков, А. А. Боченков, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. -СПб.: ВМедА, 1997. 254 с.
  134. B.C. Психологическое сопровождение учебного процесса ввузов. / В. С Новиков, А. А. Боченков, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. СПб.: ВМедА, 1997.- 254с.
  135. Новиков B.C. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих
  136. B.C. Новиков, А. А. Боченков, С. В. Чермянин. // Воен.-мед. журн. 1997. -№ 3. — С. 53−56.
  137. B.C., Деряпа Н. Р. Биоритмы. Космос. Труд. / B.C. Новиков, Н. Р. Деряпа Н.Р. Л.: Наука, 1992. — 225 с.
  138. Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. / Л.А. Ор-бели -Л., 1949.-360 с.
  139. Организация и проведение проведение профессионального психологического отбора в вузах МО РФ. М., 2002. — 287 с.
  140. И. П. Поли. собр. соч. М.- Л., 1951, т. 3, кн. 1, С. 38.
  141. В.В. Космическая кардиология. / В. В. Парин, P.M. Баев-ский, Ю. Н. Волков, О. Г. Газенко. Л.: Медицина, 1967. — 206 с.
  142. Ю.И. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих. / Ю. И. Погодин, B.C. Новиков, А. А. Боченков // Воен. мед. журнал. 1998, № 11, — С.27−36.
  143. В.А. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности./ В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов. М.: Б. и, 1997. — 150 с.
  144. И.Н. Наркомании / И. Н. Пятницкая. М., 1994. — 544 с.
  145. Руководство по профессиональному психологическому отбору в
  146. Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2000. — 68с.
  147. Руководство по физиологии труда / Под ред. З. М. Золиной и Н. Ф. Измерова. // Медицина. М., 1983. — 12 с.
  148. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий./В.М. Русалов. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  149. И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека. / И. А. Сапов, B.C. Новиков. Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  150. И.А. Некоторые физиологические и медицинские аспекты адаптации / Сапов И. А. // Морской медицинский журнал № 1, 1998. С. 24−29
  151. И.А. Состояние функций организма и работоспособность моряков. / И. А. Сапов, А. С. Солодков. Л.: Медицина, 1980. — 192 с.
  152. Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хижилина, Н. С. Видерман. -М.: Генезис, 2001.-216 с.
  153. Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности: Метод. Руководство. / Л. Н. Собчик Л.Н. М., 1990. — 76 с.
  154. Е.Н. Типы психофизиологических реакций на информационную нагрузку / Е. Н. Соколов, А. И. Станкус // Анализ сердечного ритма. Вильнюс, 1982.- С. 62−68.
  155. Судаков К. В Основные принципы общей теории функциональных систем // Функциональные системы организма. / К. В. Судаков // Руководство. М.: Медицина, 1987. — С.26−48.
  156. К.В. Теория функциональных систем и другие ведущие теории физиологии. / К. В. Судаков // Функциональные системы организма: Руководство. М.: Медицина, 1987. — С.49−76.
  157. С.К. Роль субстанции П в формировании опийной зависимости / С. К. Судаков // Наркология. 2002.-№ 1. — С. 14 — 19.
  158. В.Н. Военно-профессиональная адаптация. СПб.: ВМедА, 1999. -20 с.
  159. В.Н. Методологические подходы к прогнозированию успешности профессиональной деятельности. / В. Н. Сысоев, А. П. Булка. // Вестник Балтийской Педагогической Академии. СПб., 2001. — Вып. 40, № 4. -С. 96−103.
  160. В.Н. Положение о враче-психофизиологе. / В. Н. Сысоев, с соавт. // Вестник Балтийской Педагогической Академии. СПб., 2000. — Вып. 34. С. 14−17.
  161. . М- Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения / Б. М. Теплов //
  162. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. — С. 24−89.
  163. . М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. — С. 90−120.
  164. .М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Б. М. Теплов // Психологическая наука в СССР. М.: Б.и., 1960. — Т. II. — 656 с.
  165. В.А. Исследования индивидуального стиля деятельности / В. А. Толочек // Вопр. психологии. 1991. № 3. С. 53—60.
  166. В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. / В. А. Толочек. М.: Измайлово, 1992. 77с.
  167. В.А. Стили профессиональной деятельности./ В. А. Толочек М.: Смысл. 2000. 199 с.
  168. А.А. Доминанта. / А. А. Ухтомский. М., JL, 1966.272 с.
  169. Физиологическая оценка функционального напряжения организма на производстве / Информационное письмо. М., 1990. — 28 с.
  170. М.В. Состояние и его основные переменные / М. В. Фролов // Методика и техника психофизиологических исследований операторской деятельности. М.: Наука, 1984. — С. 53−58.
  171. А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1982. -240 с.
  172. А.В. Аддиктивное поведение у делинквентных подростков / А. В. Худяков // Российский психиатрический журнал. 2000. — № 2. — С. 50 — 55.
  173. И.И. Психофизиологические детерминанты успешности военно-профессиональной адаптации курсантов инженерного ввуза в начальном периоде обучения: Дис.. канд. мед. наук, СПб.: ВМедА., 2004.-151с.
  174. С.В. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих в условиях локальных войн: Дисс. докт.мед.наук. СПб.: ВМед. — 1997. — С.407.
  175. В.И. Диагностика качественного своеоброазия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Ав-тореф. дис.. канд. мед. наук. JL: ЛГУ, 1983. — 24 с.
  176. В. Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высшем военно-медицинском учебном заведении: Дис.. канд. мед. наук, СПб.: ВМедА., 1995, — 187с.
  177. П.Д. Нейробиологические механизмы подкрепления, активируемые психостимуляторами и глюкокортикоидами / П. Д. Шабанов, А. А. Лебедев, Ш. К. Мещеров // Наркология. 2002. — № 1. — С. 19 — 19.
  178. В.Д. Способности человека. / В. Д. Шадриков. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 288 с.
  179. Л.М. Основные теоретические и практические направления первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Л. М. Шипицына, Л. С. Шпиленя, Н. А. Гусева. // Наркология. 2002. -№ 8. — С. 5 — 8.
  180. В.И. Военная психофизиология теоретические основы, практические аспекты // Теоретические основы военной психофизиологии. -Л., 1991.-С. 3−8.
  181. В.И. Психофизиология поведения // Теоретические основы военной психофизиологии. Л., 1991. С. 94−108.
  182. В.И. Функциональные методы исследования в военных лечебных учреждениях. / Г. М. Яковлев, А. О. Нестеренко, О. В. Виноградский. М.: Воениздат, 1992. — 272 с.
  183. Armfield F. Preventing post- traumatic stress disorder resulting from mititary operations / F. Armfield // Mil. Med. 1994. — Vol. 159, № 12. — P. 739 -746.
  184. Berntson G.G., Bigger J.T., Eckberg D.L. et al. Heart rate variability: origins, methods and interpretative caveats // Psychophysiology 1997. — № 3. — P. 623−648.
  185. Cannon W.B. Organization for physiological homeostasis // Physiology Reviews. 1929. — Vol. 9, N 3. — P. 399−431.
  186. Ceci S.J., Bronfenbrenner U. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Strategic time-monitoring, prospective memory and context. N. Y.: Child Development, 1985. — Vol. 56. — P. 175−190.
  187. Eckberg D.L. Sympathovagal balance. A critical appraisal // Circulation. 1997. — V. 96. — P.3224−3232.
  188. Fleishman E.A. Some new frontiers in personnel research // J. Personal Soc. Psychology 1988. — Vol. 41, № 4. — P. 679−701.
  189. Golay K. Learning patterns and temperament styles.- Newport Beach, CA: Manas-Systems.- 1982. 267 p.
  190. Gunderson E.K. Adaptation of small groups to extreme environ-ments//Aerospace Med. 1985.- Vol. 34, N 12. — P. 1111−1115.
  191. Heart rate variability. Standatds of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. 1996. — V.93. — P. 1043−1065.
  192. Hoppe K. D. Severed ties. In: Psychoanalytic Reflections on the Holocaust: Selected Essays- ed. S. A. Luel P. Markus / K. D. Hoppe. New York: Ktav Publishing House. — 1984. — P. 113 — 133.
  193. Horn J.L. Organisation of abilities and this development of intelligence // Psychology Review. 1968. — Vol. 75. — P. 242−259.
  194. Jacobson J. G. Developmental observation, multiple models of the mind, and the therapeutic relationship in psychoanalysis / J. G. Jacobson // Psy-choanal. Quart. 1993. — Vol. 50, N 243. — P.523 — 552.
  195. Jones F.D. Chronic Post -Traumatic Stress Disorders / F.D. Jones // Textbor of Militari Medicine. Part 1: War Psychiatry. USA. — 1995. — P. 409 -430.
  196. Krystal J. H. Assessing alexithymia / J. H. Krystal // In: Integration and Self-Healing, ed. H. Krystal. Hillsdale, NJ: Analytic Press, 1988. P. 286 — 310.
  197. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substance use disorder / M. Landry // J. Psychiat. Drugs. 1987, Vol.19, № 4. — P. 379 -381.
  198. Lazarus R.S., Eolkman S. Cognitive theories of stress and the issue of circularity // Dynamics of stress. Physiological, psyhological and social perspectives. Eds. M.H.Appley, P.Trumbull. N.Y.: Plenum, 1986. 420 p.
  199. Leonhard K. Akzentuirte Personlichkeiten. Berlin, 1968. 432 s.
  200. Luria A. R. The Nature of Human Conflicts / A. R Luria.- N. Y. 1932.349p.
  201. Martin I., Venables P.H. Techniques in psychophysiology. Chichester: Wiley, 1980. — 699 p.
  202. Matula R.A. Stress and the scientists//Hum. Factors. 1990.- Vol. 23, N 5.-P. 582−586.
  203. Miller W. Addictive behaviors: treatment of alcoholism, drug abuse, smok-ing and obesity / W. Miller Oxoford ets. — 1984. — 353 p.
  204. Nelson N.G. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology / N.G. Nelson, C. Dell’Oliver, C. Koch, R. Buckler, F. George / University, USA. Psychol-Rep. 2001 Jun- 88(3 Pt. 1): P. 759 — 767.
  205. Potenza M.N. The neurobiology of pathological gambling / M.N. Po-tenza // Sem Clin Neuropsychiatry. -2001. Vol.6, N 3. — P. 217 — 226.
  206. Wellford A.T. Stress and performance // Ergonomics. 1973. — Vol. 16.-P. 567−571.
  207. Wills T.A. Stress and Coping factors in epidemiology ofsubstace use / T.A. Wills, I. Kozlowski et al. (Eds.) Research advances in alcohol and drug problems. N. Y: Plenum. 1990. — P. 215 — 250.
Заполнить форму текущей работой