Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Алгоритмы формализации и автоматизации решения задач на основе среды компьютерного моделирования задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и публикации. Основные теоретические результаты, а также результаты прикладных исследований и разработок докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях, публиковались в сборниках трудов: 2 статьи в журнале «Вестник Томского Государственного Педагогического Университета», 2 статьи в журнале «Вестник Московского городского… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Анализ проблем и задач методологии обучения
    • 1. 1. Обзор и анализ существующего программного обеспечения по физике
      • 1. 1. 1. Программы, реализующие численные методы
      • 1. 1. 2. Математические пакеты
      • 1. 1. 3. Специализированные программы по физике
      • 1. 1. 4. Моделирующие среды
    • 1. 2. Основные элементы задачи и факторы, влияющие на решение
      • 1. 2. 1. Объект — задача: условие, требование. Данные задачи
      • 1. 2. 2. Предметная область — физика. Общая классификация физических задач. Группы задач
      • 1. 2. 3. Субъект — учащийся. Анализ и синтез формулировки задачи субъектом: переформулирование, перекодирование. Сложность и трудность
      • 1. 2. 4. Система обучения решению: стратегии, общие и частные правила. Алгоритмические предписания
    • 1. 3. Требования к программе обучения решению задач
    • 1. 4. Выводы
  • 2. Глава. Исследование и разработка алгоритма компьютерного моделирования задач
    • 2. 1. Основные понятия и цели моделирования. Математическое и компьютерное моделирование
    • 2. 2. Задача как объект моделирования
      • 2. 2. 1. Классификация решаемости вычислительных задач в среде моделирования
      • 2. 2. 2. Цели решения задач
    • 2. 3. Алгоритмы формализации задачи
      • 2. 3. 1. Этапы создания формализованного представления задачи
      • 2. 3. 2. Алгоритм реализации предметного представления
      • 2. 3. 3. Алгоритм реализации модельного представления
      • 2. 3. 4. Алгоритм реализации компьютерного представления
    • 2. 4. Предметное представление задачи
      • 2. 4. 1. Пример анализа данных условия задачи об автомобилях
      • 2. 4. 2. Алгоритм многоаспектного анализа задач
      • 2. 4. 3. Недостаточность и переизбыточность данных
      • 2. 4. 4. Формализация аспектов и субаспектов с помощью предикатов
    • 2. 5. Модельное представление задачи
      • 2. 5. 1. Основные элементы алгоритма моделирования
      • 2. 5. 2. Диаграмма процесса решения задачи
      • 2. 5. 3. Классификация задач механики по типам
    • 2. 6. Компьютерное представление задачи
      • 2. 6. 1. Формализм метода компонентных цепей и его преимущества
      • 2. 6. 2. Необходимость расширения формализма компонентной цепи
      • 2. 6. 3. Расширение базового формализма метода компонентных цепей
    • 2. 7. Выводы
  • 3. Глава. Среда компьютерного моделирования задач
    • 3. 1. Функциональная схема среды компьютерного моделирования задач
      • 3. 1. 1. Общие требования к среде компьютерного моделирования задач
      • 3. 1. 2. Среда компьютерного моделирования как система
      • 3. 1. 3. Функциональная схема среды
      • 3. 1. 4. Назначение и описание работы программных модулей среды
    • 3. 2. Внешний интерфейс среды компьютерного моделирования задач
      • 3. 2. 1. Пользователи среды
      • 3. 2. 2. Режимы решения задач
    • 3. 3. Использование редакторов
      • 3. 3. 1. Редактор данных
      • 3. 3. 2. Редактор схем
      • 3. 3. 3. Панель решения
    • 3. 4. Генератор и библиотека моделей компонентов
      • 3. 4. 1. Библиотека моделей компонентов
      • 3. 4. 2. Генератор моделей компонентов
    • 3. 5. Модуль контроля и анализа ошибок
      • 3. 5. 1. Ошибки математические
      • 3. 5. 2. Ошибки топологические
    • 3. 6. Модуль параметризации задач
    • 3. 7. Преимущества использования СКМЗ
      • 3. 7. 1. Алгоритм выделения объектов из условия задач
      • 3. 7. 2. Использование объектно-ориентированного подхода при моделировании структуры задачи
    • 3. 8. Выводы
  • 4. Глава. Применение компьютерного моделирования в обучении решению задач
    • 4. 1. Компьютерное учебное пособие
      • 4. 1. 1. Программная структура КУПа
      • 4. 1. 2. Пример решения физической задачи
    • 4. 2. Использование формализованной задачи в КУПе
      • 4. 2. 1. Формализованное представление задачи
      • 4. 2. 2. Банки задач
      • 4. 2. 3. К вопросу о сложности решения задач
    • 4. 3. Сравнение методик решения задач
      • 4. 3. 1. Определение образовательного эффекта и успешности программы КУП по физике в учебном процессе
      • 4. 3. 2. Оценка пользовательских интерфейсов КУПа
      • 4. 3. 3. Экспериментальная проверка эффективности применения КУПа в обучении физике
    • 4. 4. Выводы

Алгоритмы формализации и автоматизации решения задач на основе среды компьютерного моделирования задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. С развитием компьютерной индустрии и IT-технологий, массовым оснащением компьютерами образовательных учреждений по общероссийской программе компьютеризации усилился интерес к использованию компьютеров в предметном обучении. Компьютер, как техническое средство, открывает большие возможности для совершенствования учебного процесса путем его автоматизации. Однако, использование компьютера в обучении предметам (в частности, физике) не получило широкого распространения и носит ограниченный характер. С одной стороны, проблема связана с методическим наполнением обучающих программ и программных средств, которое часто не соответствует содержанию учебного процесса по педагогическим причинам. С другой стороны, проблема имеет технический характер и связана непосредственно с разработкой самих программ. Предлагаемые разработчиками компьютерные программы по физике в основном являются закрытыми для пользователя: содержат закрытый банк задач, тестов, теорию и демонстрации без возможности добавления и решения задач обучающимся, что ограничивает выбор пользователя и ставит его в некоторые рамки предлагаемого материала. Программы же, позволяющие достичь открытости для пользователя, обычно не поддерживают решение задач по физике или достаточно трудны в использовании, требуют знания языков программирования (Pascal, С, Delphi, Excel) или знания численных методов. Поэтому остается актуальным поиск универсальных технологий автоматизации решения задач по естественно-научным дисциплинам, опирающихся на современные кибернетические подходы и открывающие новые возможности для эффективного овладения материалом. В том числе актуальна проблема создания такой открытой среды, в которой органично сочетаются традиционные и компьютерные методы обучения.

Для автоматизации процесса решения задач в открытых средах наиболее всего, на наш взгляд, подходит метод моделирования. Перевод некоторого исследуемого объекта в форму модели позволяет обнаружить в нем такие свойства, которые невыявляемы при непосредственном оперировании с ним, что ведет к конкретизации элементов условия задачи и более глубокому пониманию сути решения. Использование метода моделирования требует разработки метода формализации и алгоритмизации решения задач и создания программы, в данном случае — среды компьютерного моделирования задач (СКМЗ), которая сочетает традиционные и компьютерные методы, позволяющие решать учебные задачи, введенные пользователем.

Настоящая работа посвящена разработке алгоритмов формализации решения задач, созданию функциональной схемы СКМЗ и ее программной реализации, содержащей интерактивные редакторы для обработки входной и выходной информации, программные модули для обеспечения автоматизации процесса обучения компьютерному моделированию задач.

В рамках соответствия программы учебному процессу существует необходимость создания обучающего блока — компьютерного учебного пособия (КУП), наполнение которого может изменяться в зависимости от изучаемых образовательных предметов и методик. Так как программа в основном предназначена для предметного обучения, в качестве примера взяты задачи и материал по физике «КУП по физике». Обучающий блокКУП и инструментальный блок — СКМЗ отделены друг от друга с целью обеспечения возможности раздельного изменения архитектуры и наполнения их пользователем.

Цель работы. Исследование и разработка алгоритмов формализации задач. Реализация на основе разработанных алгоритмов СКМЗ, предназначенной для автоматизации процесса решения вычислительных задач из различных предметных областей.

Объект исследования. Алгоритмы формализации и компьютерного моделирования вычислительных задач из разных предметных областей с использованием метода компонентных цепей (МКЦ). Задачи исследования:

1. Выявить особенности процесса решения и определить классы решаемых задач для компьютерного моделирования.

2. Создать с учетом выявленных особенностей алгоритм формализации задач.

3. Разработать и создать функциональную структуру программы, включающую в себя интерактивные редакторы для обработки входной и выходной информации, а также программные модули, необходимые для автоматизации решения задач.

4. Создать программно-инструментальные средства, позволяющие ориентировать СМ МАРС (Среда Моделирования МАРС) на процесс компьютерного моделирования задач по естественно-научным дисциплинам.

Разработать компьютерное учебное пособие и на его основе показать эффективность применения компьютерного моделирования в обучении решению задач по физике.

Методы исследования работы. Реализация поставленных задач осуществляется с использованием системного подхода на основе применяемых в настоящее время наиболее эффективных программных средств (CASE-технологий, средств визуального программирования и т. д.), объектно-ориентированных подходов, метода компонентных цепей, развиваемого школой под руководством Дмитриева В.М.

Научная новизна заключается в следующем: 1. Исследованы и предложены алгоритмы, позволяющие формализовать процесс моделирования задач.

2. Расширен формализм МКЦ для автоматизации компьютерного моделирования задач не только по техническим, но и по естественнонаучным дисциплинам.

3. На основе предложенных алгоритмов и требований впервые исследована и реализована открытая СКМЗ, позволяющая автоматизировать процесс решения вычислительных задач.

Практическая значимость. Предложенные методики и алгоритмы развивают теорию моделирования, пополняют банк моделей компонентов. Разработанная СКМЗ позволяет практически использовать ее в учебном процессе. На основе разработанных алгоритмов и СКМЗ создано методическое и программное обеспечение в виде КУП по физике, позволяющего обучать решению вычислительных задач по физике. К защищаемым положениям относятся:

1. Алгоритмы формализации задачи, позволяющие правильно выделить основные этапы моделирования задач и их содержательную сторону. Диаграмма процесса решения задач, предназначенная для выделения элементов структуры задачи: объектов моделирования, состояний, условий переходов между состояниями.

2. Алгоритм многоаспектного анализа задач, позволяющий преобразовывать слабо структурированные исходные данные к виду хорошо структурированных исходных данных для реализации компьютерного моделирования задач.

3. Применение расширенного МКЦ для автоматизации компьютерного моделирования задач по естественно-научным дисциплинам за счет доопределения понятийно-определительного аппарата.

4. Разработка функциональной структуры и алгоритмов работы СКМЗ с учетом программно-аппаратных и психолого-педагогических требований, сформулированных в диссертации.

Реализация результатов работы. Создано компьютерное учебное пособие — КУП по физике, которое было внедрено в учебный процесс высшего колледжа информатики, электроники и менеджмента (ВКИЭМ) ТУСУРа, на кафедре Теоретических основ электротехники (ТОЭ) ТУСУРа и протестировано в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) на кафедре общей физики.

Апробация работы и публикации. Основные теоретические результаты, а также результаты прикладных исследований и разработок докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях, публиковались в сборниках трудов: 2 статьи в журнале «Вестник Томского Государственного Педагогического Университета», 2 статьи в журнале «Вестник Московского городского педагогического университета», 3 статьи в сборнике «Компьютерные технологии в образовании». Доклады на научно-технической конференции «Научная сессия ТУСУР — 2004» и XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии», проводимой в Томском Политехническом Университете, отмечены дипломами первой степени. На программные модули было получено свидетельство об отраслевой регистрации разработок № 4058 от 22 ноября 2004 года.

Общее число публикаций — 26. По теме диссертации — 23. Из них две работы находятся в печати.

Достоверность полученных результатов обеспечивается исходными теоретическими, методологическими и практическими данными исследований, апробацией результатов.

Личный вклад автора. Постановка задач исследования, проведение обзорных и теоретических исследований, разработка алгоритмов формализации задач, доведение разработок до программно-алгоритмических решений, конкретных алгоритмов, комплекса программ СКМЗ и КУП, теоретические и практические результаты и их интерпретация в основном получены соискателем.

Диссертация основана на теоретических идеях, предложенных научным руководителем, профессором Дмитриевым В. М, а также методических и экспериментальных исследованиях, выполненных соискателем совместно с сотрудниками кафедр ТОЭ ТУСУРа и кафедры общей физики ТГПУ.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений и содержит 211 страниц основного текста, 98 рисунков, 92 использованных источника и 6 приложений.

4.4. Выводы

В данной главе были получены следующие результаты: • Показана необходимость и взаимосвязь между инструментарием СКМЗ и методической составляющей КУПа.

Рассмотрена структура формализованной задачи в КУПе и преимущества, получаемые при осуществлении формализации задачи.

Осуществлено сравнение методик решения задач между компьютерным моделированием и «ручным» способом решения задачи.

Выдвинуто предположение о том, что сложность решаемых задач можно измерять по составу структуры задачи, а именно по компонентам расширенного формализма метода компонентных цепей.

Показаны возможные направления в развитии данного подхода компьютерного моделирования задач.

Выполнена оценка образовательного эффекта и успешности программы КУП по физике в учебном процессе

Результаты анкетирования преподавателей показали, что модули КУПа и СКМЗ, можно использовать в учебном процессе, повышая эффективность преподавания физики.

Выполнена экспериментальная проверка эффективности применения КУПа в обучении физике. Полученные данные показали, что наибольший эффект применения программы достигается при комплексном сочетании традиционного способа решения задач и компьютерного моделирования. Подтверждена целесообразность использования КУПа для учебного процесса обучения компьютерному моделированию задач на основе актов Высшего Колледжа Информатики Электроники и Менеджмента ТУСУРа, Теоретических Основ Электротехники ТУСУРа, Томского Государственного Педагогического Университета.

Заключение

В настоящее время использование компьютерных технологий, в преподавании, как правило, ориентировано на решение вычислительных задач, заданных алгоритмически, но, уже сейчас наблюдается потребность решать практические задачи, используя спроектированные и созданные базы знаний на основе инструментариев для педагогов. Данная работа — первый шаг к созданию таких систем. На основе разработанного подхода нужно создавать банки задач, благодаря которым, систематизация накопленных знаний позволит переходить на качественно новые аксиоматические уровни абстракции изучаемых предметов [92].

Целью настоящей работы была разработка алгоритмов формализации и автоматизации решения задач на основе СКМЗ. Для достижения поставленной цели удалось успешно решить большинство задач исследования, результатами которых стало следующее:

1. Построен алгоритм компьютерного моделирования задач, позволяющий формализовать исходные данные в компьютерное представление.

2. Разработан алгоритм многоаспектного анализа задач, позволяющий преобразовать слабо структурированные исходные данные к виду хорошо структурированных исходных данных для реализации компьютерного моделирования задач.

3. Предложена диаграмма процесса решения статических задач. Выделены четыре основных типа задач.

4. Исследована необходимость разработки расширенного формализма компонентных цепей. Определены основные подклассы класса компонентов-преобразователей: компонентов объектных моделей, компонентов системных и частных отношений.

5. Построена функциональная структура СКМЗ. Выделены подсистемы и блоки обработки входных и выходных данных. Описан внешний интерфейс и преимущества СКМЗ. Среда компьютерного моделирования задач в составе КУП по физике внедрена в учебный процесс.

6. Создан генератор моделей компонентов, позволяющий автоматизировать получение сложных математических моделей в неявном виде. Реализована библиотека моделей компонентов СКМЗ, имеющая открытый характер для пополнения ее новыми моделями компонентов.

7. Предложена структура КУПа по физике.

8. Описаны и разработаны методики, повышающие эффективность автоматизации моделирования вычислительных задач.

Таким образом, в рамках диссертационной работы решена проблема формализации и автоматизации процесса решения вычислительных задач на примере задач физики.

Среди перспектив развития в области автоматизации моделирования задач можно назвать следующие направления: реализовать возможность работы программы по сети, внедрить поддержку различных уровней автоматизации процесса обучения, расширить библиотеки моделей компонентов и задач, реализовать модуль генерации задач по указанной преподавателем сложности, автоматизировать системы контроля знаний и обработки результатов через Интернет, повысить уровень интерактивности программного обеспечения, а также включить элементы мультимедиа в КУП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Http://ito.edu.ru/2003/II/1 /II-l-3430.html.
  2. В.Е. Обучение школьников решению задач //Физика в школе 2002. № 7. — С. 42 — 44.
  3. Кривошеев А. О, Кузнецов Н. И. Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Международный сборник. Липецк: ЛГПИ, 1998. С. 77−84.
  4. Дистанционное образование: Учебное пособие / По ред. Е. С. Полат. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 192 с.
  5. А.В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе.-М.: ИОСО РАО, 2000.
  6. Н.Н. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме эффективности дистанционного образования.// Открытое и дистанционное образование, 2002. № 2 (6).
  7. А.Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», Санкт-Петербург: «Информатизация образования», 1999. № 2.
  8. Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию 9−11 класс, Базовый уровень: Учебное пособие / под ред. Н. В. Макаровой, СПб: Питер, 2007. 192 с.
  9. В.П., Абраменкова И.В. Mathcad 7.0 в математике, физике и в Internet. М.: Нолидж, 1998. — 352 с.
  10. В. П. Mathcad 2001: Учебный курс / В. Дьяконов. СПб.: Питер, 2001,-621 с.
  11. П.Дьяконов В. П. Mathematica 4 с пакетами расширений. М.: «Нолидж», 2000. — 608 с.
  12. В.Г. Система MatLAB: Справочное пособие / В. Г. Потемкин. М.: Диалог МИФИ, 1997. — 350 с. 20 313. http://ito.edu.rU/2003/II/l/II-l-2861.html.
  13. Боревский J1 .Я. Курс физики XXI века.- М.: МедиаХаус, 2002. (2 CD-ROM).
  14. Открытая физика. Часть I. Механика. Термодинамика. Механические колебания и волны. г. Долгопрудный.: ООО «Физикон», -1997. (CD-ROM).
  15. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика. Квантовая физика. г. Долгопрудный.: ООО «Физикон», — 1997. (CD-ROM).
  16. Подготовка к ЕГЭ. Физика. г. Долгопрудный.: ООО «Физикон», -2004. (CD-ROM).18. 1С: Репититор. Физика 1,5.-АОЗТ"1С" 1998−2001. (CD-ROM).
  17. Физика. Основная школа 7−9 классы: часть I. Просвещение МЕДИА -2003. (CD-ROM).20. http://stratum.pstu.ac.ru.
  18. О.Н. Моделирование задач по физике в компьютерной образовательной среде: Дис.. канд. пед. наук. Томск, 2006. — 156 с.
  19. В.М., Шутенков А. В. Виртуальные лаборатории и программно-инструментальное обеспечение для их разработки / Под ред. В. М. Дмитриева. Компьютерные технологии в образовании Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — Вып. 1. — с. 86 — 94.
  20. В.И. Электронная лаборатория на IBM PC. Программа Electronics Workbench и ее применение. Издание 2-е, дополненное и переработанное. «Солон-Р», 2001. 726 с.
  21. В. Д. Система схемотехнического моделирования Micro-Cap V / В. Д. Разевиг. М.: Солон, 1997. — 273 с.
  22. В.Д. Применение программ P-CAD и PSpice для схемотехнического проектирования на ПЭВМ: В 4 выпусках. Вып. 3: Моделирование аналоговых устройств. М.: Радио и связь, 1992. — 120 с.
  23. В.М., Шутенков А. В., Кураколов А. Н., Ганджа Т. В. Открытая моделирующая среда // Открытое и дистанционное образование. -Барнаул, 2002.
  24. В.М., Шутенков А. В., Ганджа Т. В., Кураколов А. Н. Среда автоматического моделирования для реально-виртуальных лабораторий. // Проблемы современной радиоэлектроники и систем управления. Всероссийская конференция. Томск. — 2002. — С. 111−113.
  25. В.М., Шутенков А. В. Формализованное представление систем с информационно-энергетическими потоками в связях / Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 2. — С. 15 — 22.
  26. В.М., Арайс Е. А. Моделирование неоднородных цепей и систем на ЭВМ. М: Радио и связь, 1982. — 160 с.
  27. А.Н. Работа в среде моделирования «МАРС» // Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 2. — С. 93 — 103.
  28. О.В. Методика обучения основам компьютерного моделирования будущих учителей физики в педвузе. Автор, дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000. 16 с.
  29. В.Е. Освоение учителями способов реализации образовательного потенциала новых информационных технологий в процессе повышения квалификации. Автореф. Дисс. канд пед.наук. СПб. -25 с.
  30. Репетитор КиМ. Физика. -М.: Кирилл и Мефодий, 1998. (CD-ROM)35. 1С: Репетитор. Физика.-М.: Фирма «1С», 1997. (CD-ROM)
  31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. М.: ACADEMA, 2000. 271 с.
  32. Компьютерное учебное пособие по ТОЭ. Дмитриев В. М., Шутенков А. В, Кураколов А. Н., Ганджа Т. В., Гусев Ю. В, Хатников В. И. Томск, 2004. (CD-ROM)
  33. В.М., Шутенков А. В., Гусев Ю. В., Ганджа Т. В., Кураколов А. Н. Виртуальная лаборатория по курсу «Теоретические основы электротехники». Томск, 2003. — 110 с.
  34. В.И., Бондарь В. А., Кульбицкий В. И., Яковенко В. А. Практикум по методике решения физических задач. Выш. шк., 1983.-272 с.
  35. А. Ф. Эсаулов. Психология решения задач. М., 1972, с. 17.41. http://paradox.tom.ru/slovar/slovar.html.
  36. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: учеб. 3-е изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. — 396 с.
  37. Т.Н. Краткий курс физики: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш. шк.- 2000. 352 с.
  38. JI.H. Механика: Кинематика: Пособие по решению задач.-М.: КОНТУР-М, 2004.-112 с.
  39. .Г. Проектирование как трехступенчатый процесс: анализ оценка — синтез, http://library.sredaboom.ru/project/librbarhinanalys.htm.
  40. Джексон Питер. Введение в экспертные системы.: Пер. с англ.: Уч. Пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 624 с.
  41. М. Фреймы для представления знаний, http://shtz. shadrinsk.net/source/Minsky/sod .htm.
  42. Системный анализ и структуры управления, (книга восьмая). / Под редакцией проф. В. Г. Шорина. М., «Знание», 1975.
  43. Р.Ю. Имитационное моделирование систем искусство и наука: Пер. с англ. -М.: Мир, 1978.-418 с.
  44. Ю.С., Малюгин В. И., Кирлица В. П. и др. Основы имитационного и статистического моделирования. Учебное пособие Мн.: Дизайн ПРО, 1997, -288 с.
  45. Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. «Лекции по теории сложных систем» М. Издательство «Советское радио», 1973, 440 с.
  46. Н.П. «Моделирование сложных систем» М. Издательство «Наука», 1978, 400 с.
  47. Е.С., Колесов Ю. Б., Сениченков Ю. Б. Практическое моделирование динамических систем. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 464 с.
  48. И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. М.: Радио и связь, 1988.-230, 1. с.
  49. В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. М., 1977.
  50. И.В. Математическое моделирование больших систем: Учебное пособие для специальности «Прикладная математика» вузов.-Минск: Высшейш. шк., 1985.-119 с.
  51. Информатика. 7−9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2003. — 368 е.: ил.
  52. А.Ю., Дмитриев В. М., Шарова О. Н. Формализованное представление задач для компьютерного моделирования // Вестник
  53. Московского городского педагогического университета. 2004. — № 2. — С. 43 — 56.
  54. А.Ю., Дмитриев В. М., Зеличенко В. М., Шарова О. Н. Формализованное описание различного типа задач для автоматизированного моделирования // Вестник ТГПУ Томский гос. пед. ун-т, 2002. -№ 2. С. 73 -77.
  55. Н.И. Логический словарь. -М.: Наука, 1971. 656 с.
  56. В.М., Арайс Е. А. Автоматизация моделирования многосвязных механических систем. М.: Машиностроение, 1987. — 240 с.
  57. Е.А. Арайс, Г. С. Сибиряков. Авто-аналитик Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 1974. — 284 с.
  58. А.Ю., Дмитриев В. М., Шарова О. Н. Метод многоаспектного анализа как алгоритм формализации задач по физике // Вестник Московского городского педагогического университета, 2005. -№ 1.-С. 57−63.
  59. А.Ю. Многоаспектный анализ задач в процессе их формализации и компьютерного моделирования // Труды выпускников аспирантуры ТУСУРа. Томск: Томск, гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, — 2005. — С. 169 — 175.
  60. А.Ю., Дмитриев В. М. Виртуально геометрическая лаборатория // Общие вопросы моделирования процессов, устройств и явлений. Новочеркасск. 2004. — 4.4. — С. 62 — 63.
  61. В.М., Арайс Л. А., Шутенков А. В. Автоматизация моделирования промышленных роботов. М.: Машиностроение, 1995. — 304 с.
  62. В.М., Шутенков А. В. Формализованное представление систем с информационно-энергетическими потоками в связях // Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 2. — С. 15 — 22.
  63. А.Ю. Язык формализованного описания задач // Информатизация учебного процесса в образовательных учреждениях. Региональная конференция 26−27 марта. 2002.
  64. А.Ю., Шарова О. Н. Структура и назначение среды компьютерного моделирования задач по физике // XII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии». 2006. — С. 206 — 208.
  65. А.Ю., Фикс Н. П., Дмитриев И. В. Генератор параметров задач // Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — Вып. 1. — С. 74 — 78.
  66. А.Ю., Дмитриев В. М., Шарова О. Н. Система моделирования и решения задач // Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — Вып. 2. — С. 40−50.
  67. М.А., Ганджа Т. В. Язык представления математических выражений для реализации редактора Макрокалькулятор // Компьютерные технологии в образовании / Под ред. В. М. Дмитриева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — Вып. 2. — С. 23 — 28.
  68. Т.В. Алгоритм формирования компонентных цепей систем математических выражений // Сборник аспирантов и выпускников аспирантуры ТУ СУР.
  69. .Г. Архитектура электронного учебника // Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании. Материалы 2-й ежегодной Всероссийской конференции. Москва. МЭСИ. — 2001.
  70. В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. 5-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2003 .-416с.
  71. А.В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. М.: Дрофа, 2003. — 256 с.
  72. Элементарный учебник физики / Под ред. акад. Г. С. Лансберга. Том 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. -М.: Наука, 1973.- 656 с.
  73. Л.С., Мараджан В. А. Курс физики для средних специальных учебных заведений. Часть первая. Механика и Молекулярная физика. -М.: Наука, 1971.-464 с.
  74. Г. Технология конструирования мультимедийного урока. // Учитель, 2004. № 2.
  75. А.Ю., Шарова О. Н. Система моделирования и решения задач по физике СВИМЗ. // 3 международная научно-практическая конференция «Электронные средства и системы управления». Томск 12−14 октября-2005.
  76. А.Ю., Шарова О. Н. Методическое описание обучающей программы по физике «Система моделирования и решения задач» // VIII всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск. — 2004. — Т. 1, Ч. 1. — С. 6 — 16.
  77. А.Ю., Дмитриев В. М., Зеличенко В. М., Шарова О. Н. Решение задач физики с помощью системы визуального моделирования и решения задач (СВИМЗ) // Вестник ТПТУ. Серия: Педагогика (Теория и методика обучения). Томск. 2006. -№ 3 (54). — С. 43 — 47.
  78. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 368с.
  79. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского НПО «МОДЭК», 2002.-352 с.
  80. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИКЕ
  81. Справочник абитуриента-98. Мультимедийный справочник Ознакомительный справочник. Отсутствует. Содержит задачи с решениями, отсортированными по вузам. Предназначена для самостоятельного ознакомления и выбора вуза. Контроль отсутствует.
Заполнить форму текущей работой