Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства
Социальная политика любой страны является частью государственной политики. При анализе зарубежных конституций можно отметить, что понятие социальной политики в тексте Конституции Российской Федерации практически не встречается. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой… Читать ещё >
Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет) Пермский финансово-экономический колледж;
«Пермский филиал Финуниверситета»
Кафедра финансов Основная профессиональная образовательная программа по специальности З8.02.06 «Финансы»
Курсовая работа по МДК 01.01 «Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации»
Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства Выполнил: студент 310 группы, 3 курса очной формы обучения специальности «Финансы»
Фаттахова Венера Раисовна Научный руководитель Антипова Екатерина Ивановна
Пермь, 2014
В основе появления государства лежат определенные условия, причины, которые теоретически можно подразделить на экономико-политические и социальные. Социальная политика всегда занимала одно из ключевых мест в жизни государства и общества.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила, что Россия — это социальное государство, отдающее приоритет реализации социальных функций, способствующее развитию каждого гражданина путем обеспечения достойного уровня жизни. Наиболее характерные черты России, как социального государства, определяются в его социальной политике, которая в соответствии со ст. 7 Конституции Российской федерации направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако Конституция не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения.
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Анализу развития социального государства посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы и формы социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового статуса принципа социального государства.
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском путей повышения эффективности социальной политики и достижения социальной стабильности в процессе модернизации российского общества.
Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды.
Предметом исследования являются роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является изучение роли государственных внебюджетных фондов в осуществлении социальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
? установить основные направления, сущность и цели социальной политики государства;
? выявить основные приоритеты социального развития Российской Федерации на 2015;2017 годы;
? раскрыть социальноэкономическую сущность внебюджетных фондов Российской Федерации;
? описать состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их роль в реализации социальной политики государства;
? проанализировать расходы внебюджетных фондов на социальное обеспечение населения в России и регионе.
Для достижения поставленной цели использованы следующие методы:
? системный;
? функциональный;
? сравнительный.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе изложены теоретические основы социальной политики в Российской Федерации. Во второй главе дана краткая характеристика государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их роль в реализации социальной политики государства.
Источниками написания работы являются законодательные и нормативно-правовые акты, учебная литература, периодические издания, электронные ресурсы.
Глава 1 Теоретические основы социальной политики в Российской Федерации
пенсионный внебюджетный социальный медицинский
1.1 Сущность, задачи и основные направления социальной политики государства
Слово «социальный» — латинское и в переводе означает «общественный; имеющий отношение к общественному строю». Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 году. Сущность социального государства Штейн определил так: «Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство». В последние годы все больше внимания уделяется социальной политике государства, которая является инструментом, «переходным мостиком» к социальному государству как таковому. В юридической литературе высказываются различные точки зрения о понятии социального государства.
Теоретические основы социального государства, представленные в Конституции Российской Федерации, реализуются на практике путем проведения социальной политики. В науке конституционного права уделяется внимание социальным правам, их гарантиям, но в указанных исследованиях отсутствует четкое определение социальной политики государства, признаков, основополагающих принципов .
Традиционно считается, что социальная политика — это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой социальной политики на всей своей территории.
Социальная политика любой страны является частью государственной политики. При анализе зарубежных конституций можно отметить, что понятие социальной политики в тексте Конституции Российской Федерации практически не встречается. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности. Анализируя текущее российское законодательство на предмет закрепления понятия государственной социальной политики, можно сделать вывод, что государственная политика определяется как «совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер»; «деятельность органов государственной власти»; «совокупность целей и задач в определенной области». Однако четкого определения государственной социальной политики законодатель не дает.
С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение социальной политики государства — это комплекс средств, осуществляемых органами государственной власти, направленных на разработку и выполнение социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения: инвалидов, престарелых, молодежи, молодых матерей, детей, сирот.
Социальная политика обладает следующими признаками:
1. Комплекс средств — совокупность правовых, экономических, организационных, информационных средств, в основе которых лежат идеи, принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Правовое средство — правовое явление, выражается в деянии органов публичной власти, направлено на достижение конечного результата — благополучия всего общества.
2. Социальная политика формируется и реализуется специально уполномоченными субъектами, к которым в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы государственной власти и субъектов Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, органы местного самоуправления и др.
3. Направленность на достижение социально полезных целей, разработка и реализация социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения: инвалидов, престарелых, молодежи, молодых матерей, детей, сирот. Выполнение конкретных задач по улучшению качества жизни малоимущих граждан является частью реализации социальной политики государства.
Применение вышеперечисленных средств позволит нашей стране проводить социальную политику, при которой можно будет преодолеть расслоение населения по многочисленным социально-экономическим показателям, региональную дифференциацию качества жизни, достичь высокого уровня интеллектуального развития общества.
Функции социальной политики рассматриваются как составная часть общей социально-экономической политики государства. Соответственно, основная часть ее функций может быть сгруппирована в два блока, соответствующие двум базовым направлениям социальной политики. Во-первых, это функции социальной политики в сфере общественного благосостояния, по созданию цивилизованного (применительно к конкретно-исторической эпохе) жизненного пространства (обеспечение стабильности и устойчивости общества, создание необходимых условий жизни и др.). Во-вторых, функции социальной политики в области защиты различных социальных групп, значимых для общества на различных этапах его существования (обеспечение достаточного уровня социальной защищенности, разработка системы стандартов и гарантий их обеспечения и др.).
Рассматривая понятие социальной политики, следует иметь в виду, что оно существует как в широком, так и в узком значении данного термина. В широком смысле к социальной политике (а в ее составе и молодежной политике), особенно на этапе формирования базовых государственных институтов, можно отнести любую деятельность государства, направленную на достижение стабильного состояния общества и формирование у государства эффективных инструментов управления. В узком смысле слова это комплекс организационных, административных, управленческих мероприятий, осуществляемых органами общей и/или специальной компетенции в отношении четко определенных, как правило, нормативно зафиксированных, объектов воздействия при наличии/отсутствии обратной связи.
Широкое понятие социальной политики при необходимости ее формулировки и обоснования помогает в целом определить направление исследования, позволяя на стадии формулирования исследовательской парадигмы работы, определения основных исследовательских задач отграничить объект и предмет исследования от сходных научных направлений, показать специфику предмета исследования.
1.2 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Механизмом реализации права социального обеспечения граждан могут быть: бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, добровольное социальное страхование.
Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (многодетным и одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).
Объём средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.
В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм.
Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.
Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды национального дохода в пользу социальных слоёв населения. Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в произведённом либо социальном процессе. Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
? Пенсионный фонд Российской Федерации;
? Фонд социального страхования Российской Федерации;
? Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
? по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
? для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, дорожный фонд, экологический фонд и др.).
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
? обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);
? добровольные взносы юридических и физических лиц;
? доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
? другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Наиболее весомым источником средств государственных внебюджетных фондов до 2010 года являлся единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступал в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утверждёнными Налоговым кодексом Российской Федерации ставками распределялся между фондами. Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 года установлены тарифные взносы в каждый внебюджетный фонд. Так, общий тариф составляет в размере 30,0% (22,0% - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 5,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) [4, ст. 12, п.2] (Приложение 1).
Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, порядок формирования и использования внебюджетных фондов регламентируется соответствующим законодательством. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития, поэтому источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.
1.3 Основные приоритеты социального развития Российской Федерации в 2015 — 2017 гг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008;2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы задачи, одними из которых являются цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике. Особое внимание в Концепции уделено социальной политике государства, в частности определены цели и задачи развития социальных институтов и социальной политики государства, а также пенсионной реформы (реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы; совершенствование системы формирования пенсионных прав; развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного накопления).
Реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 г. принята Стратегия развития пенсионной реформы Российской Федерации до 2030 г., целью которой является определение направлений и задач по формированию в Российской Федерации социально-страховой пенсионной системы.
Дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий граждан и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:
? повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 — 2020 годам до величины, обеспечивающей не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера (Приложение 2);
? создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем до 40 процентов.
Для достижения этих целей с 2015 г. будут осуществлены следующие мероприятия:
? введение минимального страхового взноса, уплата которого в течение 30 лет обеспечивает трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
? перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и установление единого принципа индексации всей суммы пенсии с учетом роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы;
? установление размера тарифа страхового взноса на уровне 26 процентов исходя из необходимого объема финансирования трудовых пенсий, в том числе финансирования ее базовой части за счет этого источника;
? установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе установление принципа снижения ее размера на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6 процентов за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность;
? установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины.
Кроме того, обозначены основные пути для принятия мер по укреплению накопительного компонента пенсионной системы. Также необходимость принятия мер по упорядочению налогообложения взносов работодателей в негосударственные пенсионные фонды на цели негосударственного пенсионного обеспечения своих работников с тем, чтобы размеры резервов негосударственных пенсионных фондов стали основой для повышения уровня обеспечения участников негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации. К 2030 г. номинальный средний размер трудовой пенсии вырастет в 3,87 раза по сравнению с уровнем 2011 г., в реальном выражении темп роста составит 1,81 раза.
Поступление страховых взносов в пенсионный бюджет в период 2015 — 2030 гг. спрогнозировано в условиях сохранения тарифной политики 2012 — 2013 гг.: тариф страхового взноса 22% в пределах установленной базы для начисления страховых взносов, тариф 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом темпа роста средней заработной платы в экономике.
Во исполнение Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Правительством Российской Федерации был разработан законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, которым предусматривается сохранить на период до 2017 года включительно тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2012;2016 годов для основной массы плательщиков в размере 30,0% (22,0% - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 5,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10,0% в бюджет Пенсионного Фонда сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (Приложение 3).
Законопроектом предполагается, что он будет способствовать созданию приемлемого для субъектов экономической деятельности уровня страховой нагрузки.
Любые процессы реформирования системы обязательного пенсионного страхования для достижения сбалансированности ее бюджета и повышения уровня жизни пенсионеров в конечном итоге сведутся либо к повышению тарифа страховых взносов (или поиску иного, отличного от заработной платы, источника финансирования), либо к сокращению численности пенсионеров.
Оптимизация условий формирования пенсионных прав в данной ситуации принципиальной роли не играет, поскольку при недостатке финансовых ресурсов ее стабилизирующее влияние на пенсионный бюджет будет незначительным. Альтернативой может быть отказ от заявленной цели повышения уровня пенсий (что представляется невозможным по причине высокой социальной значимости этой проблемы).
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 г. введён новый порядок исчисления трудовых пенсий — новая пенсионная формула, согласно которой размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии.
Таким образом, социальная политика государства направлена на достижение конечного результата — благополучия всего общества, формируется и реализуется специально уполномоченными субъектами, а механизмом её реализации являются общественные фонды потребления. Основную роль среди общественных фондов потребления выполняют внебюджетные фонды.
Глава 2 Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их роль в реализации социальной политики государства
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), как государственный внебюджетный фонд, образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442−1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» в целях государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан Российской Федерацим на пенсионное обеспечение. ПФР является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.
ПФР является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением «О пенсионном Фонде Российской Федерации (России)» (далее — Положение) [9, п.1].
Социально значимыми функциями ПФР являются:
? назначение и выплата пенсий (для более 40 млн. пенсионеров);
? учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
? назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и т. д.;
? персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
? взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
? выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
? выплата средств материнского капитала;
? управление средствами пенсионной системы;
? реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (программа «тысяча на тысячу» по Федеральному Закону 56-ФЗ от 30.04.2008 года);
? с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
Согласно Положению денежные средства ПФР находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства ПФР формируются за счет [9, п.4]:
? страховых взносов работодателей;
? страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
? страховых взносов иных категорий работающих граждан;
? средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
? средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
? добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Руководство ПФР осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление ПФР выполняет следующие функции [18, с. 48]:
? несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
? определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
? утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
? утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
? решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
Правление ПФР издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к его деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 г. № 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ПФР.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются на:
? выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
? выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
? оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
? доставку пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета ПФР;
? финансовое и материально — техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов;
? другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке. Порядок использования временных свободных средств ПФР определяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный Фонд признан страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд России — государственное учреждение и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации — это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. С созданием Пенсионного фонда Российской Федерации появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий, так как он является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда Российской Федерации.
2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерацией независимых профсоюзов России от 25.12.1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» 01 января 1991 г. был создан Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС). В 1993 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.09. 1993 г. № 1503 «О фонде социального страхования» управление государственным Фондом социального страхования переходит о Федерации независимых профсоюзов к Правительству Российской Федерации [18, с. 55].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101 утверждается «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с Положением, ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации [10, ст. 1, п.2].
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными Фонду социального страхования санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчёт о его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС и отчёты об их использовании после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем.
Основными задачами ФСС являются:
? обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
? участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
? осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
? разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Минфина России предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
? организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
? сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет [10, п.7]:
? страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
? страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
? страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС;
? доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
? добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
? ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
? прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, и других).
Средства ФСС направляются на:
? выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
? оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
? частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
? частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
? частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно;
? создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
? обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
? финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, — охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
? проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
? осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами ФСС, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников ФСС, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
? участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Распорядителями средств ФСС являются председатель и главный бухгалтер, а в региональных и центральных отраслевых отделениях — управляющий и главный бухгалтер отделения ФСС [10, п.9].
Для обеспечения контроля над правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности, трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Руководство деятельностью ФСС осуществляет Председатель и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель ФСС имеет пять заместителей, в том числе одного первого, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; выполняет функции, установленные п. 21 Положения о Фонде Социального страхования.
Таким образом, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
В настоящее время обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) осуществляется в нашей стране на основании Федерального закона «от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ), с введением которого утратил силу с 1 января 2011 г. ранее действующий Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятом Верховным Советом Российской Федерации.
Федеральный закон № 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения [5, ст. 2 п.1].
Статьями 33−34 Федерального закона № 326-ФЗ установлено правовое положение Федерального и территориальных фондов ОМС. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (далее — Устав ФФОМС) [11, п.2].
ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования и является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением [11, пп.1,3].
Полномочия ФФОМС закреплены главой III Устава ФФОМС, в соответствии с которой он имеет следующие основные полномочия:
? участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
? аккумулирует средства ОМС и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
? осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы ОМС;
? получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС, необходимую информацию для осуществления ОМС;
? устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
? издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом № 326-ФЗ
? осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами и участниками ОМС законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств ОМС, в том числе проводит проверки и ревизии;
? ведет единый реестр медицинских и страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС;
? в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами и участниками ОМС, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;
? а также выполняет другие полномочия, предусмотренные ст. 8 Устава ФФОМС.
Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — председателем Федерального фонда. Правление ФФОМС, состоящее из 11 человек, является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности ФФОМС и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью. Состав правления ФФОМС утверждается Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти [12, п.17].
Правление ФФОМС возглавляет председатель, которым по должности является руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. 16 Устава ФФОМС ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 Устава текущий контроль за деятельностью ФФОМС осуществляет Правление Федерального фонда. Контроль за исполнением бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Порядок организации проверок деятельности ФФОМС устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации [5, п.23].
Формирование и исполнение бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом № 326-ФЗ, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Задачами ТФОМС являются:
? обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе ОМС;
? обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы и базовой программы ОМС;
? создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;
? обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика.
Имущество ТФОМС, приобретенное за счет средств ОМС, является государственной собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.
Управление ТФОМС осуществляется директором, который назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с ФФОМС.
Правление ТФОМС является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности ТФОМС и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью, а также иные полномочия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Состав правления ТФОМС утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правление ТФОМС не вправе осуществлять административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции. Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Заключение
Теоретические основы социального государства, представленные в Конституции России, реализуются на практике путем проведения социальной политики, гарантом и проводником которой на всей своей территории является государство. В курсовой работе поставленная цель достигнута и задачи раскрыты полностью, исходя из чего, можно сделать следующие выводы.
Государственные внебюджетные фонды это централизованные фонды государственных денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение социального страхования, социального обеспечения в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные внебюджетные фонды являются целевыми фондами финансовых ресурсов, формируемых за счет обязательных платежей и добровольных взносов юридических и физических лиц или с целью реализации социальных, экономических и научных задач, стоящих перед обществом и государством.
С помощью внебюджетных фондов решаются важные социально-экономические задачи, такие как: социальная защита населения; повышение жизненного уровня наименее защищенных слоев населения; сохранение и улучшение здоровья определенной части населения; социальная ориентация безработных граждан; оказание социальных услуг различным категориям граждан.
Таким образом, говоря о каждом фонде можно выделить следующее.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях социальной защищенности граждан.
Фонд социального страхования представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и услуг населению. Фонд построен на страховой основе и принципе территориального распределения денежных средств.
Фонд обязательного медицинского страхования является централизованным источником финансовых ресурсов для социальной защиты населения. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всех граждан и гарантирует всем равные права и возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
Все Фонды являются специализированными финансово — кредитными учреждениями, юридическим лицом, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением (или Уставом). Средства бюджета Фондов имеют целевое назначение.
Денежные средства Фондов не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются Федеральным законом.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. — 25 декабря.
2. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 24.07. 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный Закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон от 02.10. 2012 г. № 154-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год» (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 256-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 14.10.2014 г. № 296-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год» (с изменениями и дополнениями).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской (с изменениями и дополнениями).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 857 «Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2122−1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») (с изменениями и дополнениями).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 г. № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями).
14. Закон Пермского края от 28.08.2012 г. № 74-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2011 год».
15. Закон Пермского края от 18.11.2013 г. № 235-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2012 год».
16. Закон Пермского края от 07.07.2014 г. № 355-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2013 год».
Учебная литература
17. Гусов К. Н., Буянова М. О. Право социального обеспечения России; учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект —, 2010. — 640 с.
18. Гриценко Н. Н., Волгин Н. А., Попов Ю. Н., Шулус А. А. Основы социального государства; учебник для Вузов. — М.: изд. дом «АТИСО» —, 2009. — 440 с.
19. Поляк Г. Б. Финансы; учебник; - М.: ЮНИТИ-ДАНА —, 2010. — 703 с.
Периодические издания
20. Савельев Р. И. Понятие и структура финансового механизма формирования и использования внебюджетных социальных фондов // Финансовое право. 2012. — № 11.
21. Соловьёв А. К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России // Финансы, 2012. — № 5. — 10 с.
Приложение 1
Прогноз основных бюджетных параметров Пенсионного фонда Российской Федерации (2014 — 2030 гг.) Млрд. руб.
Распределительная составляющая бюджета ПФР | 2014 г. | 2020 г. | 2025 г. | 2030 г. | |
Остаток финансового резерва на начало периода | 123,43 | 219,02 | 324,82 | 443,93 | |
Текущие доходы — всего | 4 567 | 7 490 | 10 337 | 13 740 | |
из них: — страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии | 2 778 | 5 103 | 7 620 | 10 561 | |
в том числе: | |||||
по тарифу 16% (в части формирования СЧП) | 2 986 | 4 358 | 5 934 | ||
по солидарному тарифу | 1 068 | 2 118 | 3 262 | 4 627 | |
— трансферты из федерального бюджета (без средств на покрытие дефицита бюджета ПФР) | 1 789 | 2 387 | 2 717 | 3 178 | |
из них: | |||||
на валоризацию | 1 092 | 1 148 | |||
на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР | 40,8 | ||||
Расходы — всего | 6 284 | 10 729 | 15 364 | 20 811 | |
Выплаты трудовых пенсий всего | 5 121 | 9 087 | 13 476 | 18 418 | |
из них: фиксированный базовый размер | 2 059 | 3 867 | 5 804 | 8 288 | |
страховая часть трудовой пенсии | 3 043 | 5 197 | 7 645 | 10 100 | |
В том числе: | |||||
расходы на валоризацию | 1 092 | 1 148 | |||
Текущий дефицит (-), профицит (+) бюджета, млрд. руб.: | — 1 708 | — 3 239 | — 5 027 | — 7 071 | |
в % тарифа | — 12,2% | — 12,4% | — 12,5% | — 12,4% | |
в % ВВП | — 2,4% | — 2,4% | — 2,4% | — 2,4% | |
Накопительная составляющая бюджета ПФР: | |||||
Текущие страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии | 549,5 | 1 219,6 | 2 116,5 | 3 247,9 | |
Приложение 2
Прогноз уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации (2014 — 2030 гг.)
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. | 2030 г. | |
Размер индексации (увеличения пенсий), % | ||||||
— страховой части трудовой пенсии | 9,0 | 9,6 | 8,2 | 7,1 | 5,7 | |
в т.ч. с 01 февраля | 5,5 | 5,0 | 4,6 | 3,6 | 2,6 | |
с 01 апреля | 3,3 | 4,4 | 3,5 | 3,4 | 3,0 | |
с 01 августа | ||||||
— социальной пенсии | 13,3 | 7,7 | 7,1 | 6,0 | 4,9 | |
в т.ч. с 01 апреля | 13,3 | 7,7 | 7,1 | 6,0 | 4,9 | |
с 01 июля | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Среднегодовая численность получателей трудовой пенсии, млн. чел. | 38,59 | 39,12 | 41,64 | 44,00 | 46,52 | |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, руб. | ||||||
из них: фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, руб. | ||||||
размер страховой части | ||||||
Среднегодовой рост трудовой пенсии, % | 109,4 | 106,8 | 108,1 | 106,4 | 105,4 | |
Среднегодовой размер социальной пенсии, руб. | ||||||
Соотношение размера трудовой пенсии с прожиточным минимум пенсионера, % | 108,0 | 113,0 | 143,0 | 168,0 | 165,0 | |
Соотношение размера социальной пенсии с прожиточным минимум пенсионера, % | 106,0 | 105,0 | 107,0 | 108,0 | 109,0 | |
Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости для новых назначений, руб. | ||||||
Приложение 3
Тарифные ставки по оплате в социальные внебюджетные фонды для всех плательщиков, за исключением отдельных, действующие с 2011 по 2014 гг.
Период. | Пенсионный Фонд, % | Фонд социального страхования РФ, % | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого, % | ||
Федеральный фонд ОМС, % | территориальные фонды ОМС, % | |||||
2011 г. | 26,0 | 2,9 | 3,1 | 2,0 | 34,0 | |
2012 г. | 22,0 | 2,9 | 3,1 | 2,0 | 30,0 | |
2013 г. | 22,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 30,0 | |
2014 г. | 22,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 30,0 | |
2015 г. | 22,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 30,0 | |
2016;2017 гг. | 22,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 30,0 | |
Примечание: для отдельных категорий налогоплательщиков (сельхозтоваропроизводители, индивидуальные предприниматели и др.) ст. 12 Федерального Закона от 24.07. 2009 г. № 212-ФЗ установлены другие тарифные ставки во внебюджетные фонды.
.ur