Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте
Квалификация незаконного перемещения товаров в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации как контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ требует, чтобы такое перемещение имело место в отношении товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей, что относится к преступлениям средней тяжести. Вместе с тем вследствие издания актов об амнистии подлежат прекращению уголовные дела о преступлениях… Читать ещё >
Содержание
- диссертационного исследования на тему: «Уголовно — правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте» 1. Введение
- 2. Глава № 1. Общая криминологическая характеристика контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 1. 1. Понятие и классификация товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 1. 2. Криминологический анализ контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте и характеристика лиц ее совершающих
- 1. 3. Особенности причинного комплекса контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 1. 4. Основные направления предупреждения контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 3. Глава № 2. Уголовно — правовая характеристика контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 2. 1. Объективные и субъективные признаки контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте (ст. 188 УК РФ)
- 2. 2. Состояние правоприменительной практики и проблемы квалификации контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте
- 2. 3. Совершенствование уголовно — правовых мер направленных на борьбу с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте
Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Становление рыночной экономики в России в немалой степени определяется эффективным развитием ее внешнеэкономической деятельности, которая, традиционно, не только является существенным сегментом доходной части бюджета, но и вносит значительный вклад в модернизацию всех отраслей экономики, активно способствует решению социально-экономических задач.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России создала реальные условия для устранения отрицательных проявлений существовавшего многие годы монополизма. Однако она же активизировала и криминальные проявления во внешнеэкономической сфере, одним из которых является контрабанда товаров, не ограниченных в гражданском обороте. Контрабандному потоку соответствующих товаров в Россию, так и за ее пределы способствует технически не оборудованные государственные и таможенные границы1.
Особую озабоченность, по мнению автора, основанную на результатах проведенного исследования, вызывает все возрастающий рост низкокачественного контрабандного товара из Китая, доля которого уже сейчас на внутреннем рынке России составляет 70−75%. Об актуальности проблемы говорит и тот факт, что существуют также и другие, не решенные вопросы противодействия контрабанде товаров, не ограниченных в гражданском обороте. К их числу следует отнести частую смену приоритетов в противодействии этому преступлению, нестабильность таможенного законодательства (в большей степени это касается ведомственных нормативных актов), высокий уровень коррупции в правоохранительных органах (этому поспособствовал недавний вывод значительной части.
1 По данным ФТС РФ // Отчет ФТС РФ, 2004 г., в котором говорится, что технически не оборудовано 65% таможенной границы с государствами СНГ. сотрудников ФТС РФ в разряд госслужащих, вследствие чего их социально-экономическое положение резко ухудшилось).
В 2000 году в России выявлено 4371 фактов контрабанды, в 2001 году -3860, в 2002 году — 2145, в 2003 году — 2498, в 2004 году — 20 782. Несмотря на то, что число зарегистрированных фактов контрабанды уменьшилось, фактически же ее объемы и степень общественной опасности, если исходить из данных, полученных автором в ходе исследования и данных других криминологических исследований3, не только не уменьшились, а возросли. Необходимо также учитывать и тот факт, что значительная часть контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, по материалам проведенного диссертантом исследования, носит организованный характер, что составляет около 53%. Все это в немалой степени подрывает экономическую безопасность государства, и свидетельствует об актуальности избранной автором темы исследования.
Одним из важных средств, способных позитивно влиять на сложившуюся ситуацию является уголовно-правовое регулирование. Как следует из материалов экспертных оценок, существующие на практике проблемы повышения эффективности применения нормы об ответственности за контрабанду (ст. 188 УК РФ) обусловлены ее юридическими и техническими недостатками. В частности, ст. 188 УК РФ не в полной мере отражает фактическое многообразие и общественную опасность различных форм контрабанды. Интересы защиты общественных отношений во внешнеэкономической сфере диктуют необходимость совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с отмеченным преступлением и, что существенно, поиска путей и средств преодоления имеющихся недостатков. В этой связи целесообразна выработка более совершенной конструкции.
2 См.: форма статистической отчетности № 1-А ГИАЦ МВД России. 2000, 2001,2002, 2003,2004 гг.
3 Карнишина Г. В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой (на материалах Южного федерального округа): Дисс.. к.ю.н. — М., 2005. соответствующей уголовно-правовой нормы. Руководствуясь этим, законодатель периодически вносит изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации4. Однако, по мнению автора, в настоящее время решены не все дискуссионные моменты, продиктованные правоприменительной практикой противодействия контрабанде товаров, не ограниченных в гражданском обороте. Указанные обстоятельства и обусловили актуальность проведенного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. В юридической литературе проблемы уголовно-правовых мер борьбы с контрабандой подвергались исследованию рядом известных ученых-правоведов, среди которых наиболее известными являются: Б. В. Волженкин, Е. Ф. Галанжин, А. В. Грязнов, А. В. Драников, С. В. Душкин, Т. А. Диканова, Н. И. Загородников, Ю. И. Зелинский, М. П. Карпушин, Ю. Г Кисловский, Д. В. Коземаслов, В. И. Колосова, М. А. Кочубей, В. М. Колдаев, Г. В.
Карнишина, Ю. И. Ляпунов, А. В. Наумов, А. А. Пионтковский, Л. Ф. Рогатых, Л. Ю. Родина, Ю. И. Сучков и ряд других, что составляет теоретическую основу для рассмотрения избранной автором проблемы. Не умаляя заслуг перечисленных авторов, следует отметить тот факт, что большинство из этих работ осуществлялись в иной социально-экономической и криминогенной ситуации, в период действия законодательства Российской Федерации до 1997 года или сразу после введения нового Уголовного кодекса РФ. Большинство работ посвящены проблемам уголовной ответственности за контрабанду, индивидуализации и дифференциации наказания, контрабанде наркотиков, оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, стратегически важных сырьевых товаров, соотношению контрабанды с.
4 Федеральный закон №-50ФЗ от 7 мая 2002 г. «О внесении изменений в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в очередной раз внес изменения в ст. 188 УК РФ. К этой же цели стремились создатели нового Таможенного кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 2004 года. другими нормами, предусматривающими ответственность за внешнеэкономические преступления и правонарушения. Специальные исследования, посвященные особенностям правовой оценки контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, в современной литературе отсутствуют. Данное обстоятельство определенным образом способствует сохранению пробелов в разработке мер уголовно-правового воздействия на преступления данного вида.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является изучение уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте, и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства в данной области (ст. 188 УК РФ), установлению причин и условий, способствующих совершению контрабанды данных товаров, а также специализированных мер предупреждения этого преступления.
Поставленная цель достигалась решением следующих задач:
— выработка исходного понятия «товаров, не ограниченных в гражданском обороте», и их классификация;
— определение основных причин и условий, способствующих совершению данного преступления;
— разработка основных направлений и предложений по организации деятельности органов внутренних дел в профилактике контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте;
— уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков нормы, устанавливающей ответственность за контрабанду (ст. 188 УК РФ);
— обоснование необходимости введения ряда квалифицирующих признаков в уголовно-правовую норму об ответственности за контрабанду, а также иных предложений, направленных на ее совершенствование.
— изучение состояния, структуры, динамики и тенденций контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте;
— выявление наиболее общих закономерностей совершения контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте.
Объект исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают общественные отношения в сфере уголовно-правовой борьбы с незаконным перемещением товаров, не ограниченных в гражданском обороте через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом исследования являются: закономерности эффективного противодействия фактам контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, уголовно-правовыми и криминологическими мерами.
Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания социально-правовых явлений (анализ, синтез, системно-структурный и др.), частнонаучные методы (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) и специальные криминологические методы (статистический, анкетирования, экспертной оценки, типологии).
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовные кодексы РСФСР и РФ, Таможенные кодексы РСФСР и РФ, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Административный кодексы РФ, ведомственные нормативные акты (МВД России, ФТС РФ), регламентирующие внешнеэкономические отношения.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных ученых-специалистов в области уголовного права, уголовной политики, криминологии, таможенного права, гражданского, административного права: Г. А. Аванесов, Д. И. Аминов, А. И. Алексеев, А. А. Аслаханов, Ю. М. Антонян, С. Е. Вицин, Л. Д. Гаухман, Б. В. Волженкин, П. Ф. Гришанин, А. И. Долгова, А. Э. Жалинский, К. Е. Игошев, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, С. В. Максимов, С. Ф. Милюков, Г. М. Миньковский, А. В. Наумов, В. А. Плешаков, Э. И. Петров, А.А.
Пионтковский, Э. Ф. Побегайло, П. Г. Пономарев, В. П. Ревин, В. Е. Эминов, П. С. Яни и ряд других ученых.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебно-следственной практики:
— судебная практика Верховных судов СССР и Российской Федерации за 1990;2004 гг.;
— материалы 154 архивных уголовных дел, рассмотренных судами;
— в целях изучения ряда проблем, возникающих в ходе противодействия контрабанде товаров, не ограниченных в гражданском обороте, опрошено 148 сотрудников правоохранительных органов, 75 лиц, осужденных за контрабанду, 107 субъектов внешнеэкономической деятельности;
— использовались статистические данные ГИАЦ МВД России, а также аналитические обзоры ОВД и ФТС РФ за 2000 — 2004 гг.
Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором темы исследования, комплексным подходом к ее изучению, современной криминологической характеристикой контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, включая криминологическую характеристику лиц, совершающих данное преступление, выявление и описание специфических особенностей контрабанды указанных товароввыявлении отдельных, ранее не исследованных, неточностей в уголовно-правовой норме (ст. 188 УК РФ), а так же специфических проблем при ее применении на практикеполученными результатами с учетом вступившего в действие с 2004 года нового Таможенного кодекса РФ. В работе содержатся положения, направленные на совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте, формулируются специализированные меры предупреждения данного преступления.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Авторское понятие «товаров, не ограниченных в гражданском обороте», как незаконно перемещаемое через тамоэ/сенную границу движимое имущество, имеющее материально-вещественную форму, обладающее потребительской стоимостью, произведенное любой отраслью промышленности и не ограниченное в граэ/сданском обороте.
2. Основной причиной контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, является сверхдоходность данной преступной деятельности, благоприятной средой для которой является негативная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации, а также необоснованно высокие таможенные пошлины как на импортируемые, так и на экспортируемые товары. Одним из определяющих условий, способствующих контрабанде указанной группы товаров, является отсутствие надлежащим образом обустроенной таможенной границы с большинством из государств бывшего СССР.
3. Система специализированных мер предупреждения контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте. К ним отнесены: меры экономического характера (снижение таможенных пошлин на большинство отечественных и ряд импортных товаровразвитие отечественной промышленности) — организационные меры (борьба с коррупцией в правоохранительных органахналаживание взаимодействия и, как следствие этого, более эффективная деятельность всех правоохранительных органов, осуществляющих противодействие контрабанде) — воспитательные меры (пропагандистская деятельность СМИ — телевидения, радио, прессы).
4. В целях противодействию незаконному ввозу в Россию недоброкачественных промышленных и продовольственных товаров дополнить ч. 3 ст. 188 УК РФ следующим квалифицирующим признаком: «.товаров, не отвечающих требованиям безопасности для э/сизни и здоровья населения».
5. С учетом того, что специальным субъектом контрабанды являются не только должностные лица, но и иные лица, по мнению автора, квалифицирующий признак «должностным лицом с использованием своего служебного положения» (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ) следует сформулировать следующим образом: совершение контрабанды «лицом с использованием своего служебного положения».
6. Контрабанда товаров, не ограниченных в гражданском обороте, может совершаться не только организованной преступной группой (преступным сообществом), но и группой лиц по предварительному сговору.
В этой связи предлагается внести в диспозицию ч. 3 ст. 188 УК дополнительный квалифицирующий признак совершения контрабанды «группой лиц по предварительному сговору», который бы охватывал любые случаи совершения контрабанды в соучастии.
7. Квалификация незаконного перемещения товаров в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации как контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ требует, чтобы такое перемещение имело место в отношении товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей, что относится к преступлениям средней тяжести. Однако, вследствие издания актов об амнистии уголовные дела о преступлениях, отнесенных к категории небольшой или средней тяжести, подлежат прекращению. Наибольшая же санкция за такое преступление — пять лет лишения свободы с возможностью назначения альтернативного наказания в виде штрафа. Отмеченные санкции будут адекватны тяжести содеянного, в том случае, если стоимость незаконно перемещенного товара незначительно или в несколько раз превышает 250 тысяч рублей. В то же время, такие санкции абсолютно не соответствуют тяжести противоправного деяния, если стоимость контрабандного товара превышает указанную цифру в десятки, сотни или же тысячи раз. Вследствие этого целесообразно часть 3 ст. 188 УК РФ дополнить квалифицирующим признаком «на сумму свыше 2 500 тысяч рублей».
8. Дополнить часть 4 ст. 188 УК РФ и представить в следующем содержании: «., либо с использованием возмолсностей другого лица, без его ведома». Данное дополнение ст. 188 УК РФ позволит на практике реализовать принцип вины, закрепленный в ст. 5 УК РФ, дать объективную квалификацию содеянного, а так же оказать предупредительное воздействие на лиц, намеревающихся совершить контрабанду указанным выше способом и защитить добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке новых решений ряда уголовно-правовых и организационных проблем борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте, на основе учета социально-экономической ситуации в России, оно вносит определенный вклад в развитии теории уголовного права, восполняет пробелы, сложившиеся в теоретической разработке данного состава, создает основы для проведения как более общих, так и новых специальных исследований явления контрабанды указанных товаров.
Практическая значимость работы заключается в разработке автором предложений, направленных на совершенствование следственной и судебной практики по применению ст. 188 УК РФ при противодействии контрабанде товаров, не ограниченных в гражданском оборотеизменению редакции действующей уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду.
Изложенные в диссертации выводы и положения могут быть использованы:
В нормотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства в сфере борьбы с контрабандой.
В правоприменительной деятельности подразделений Министерства внутренних дел России, Федеральной таможенной службы Российской Федерации и иных правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности.
В научно-исследовательской и преподавательской работе, на курсах повышения квалификации практических работников различных правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования получила выражение в трех научных публикациях автора. Основные выводы и положения диссертационного исследования были изложены на научно-практических конференциях, проводимых Академией управления МВД России, Академией экономической безопасности МВД России, Белгородским юридическим институтом МВД России (Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и Украине: состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов и магистров. — Белгород, 2003 г.- Проблемы правоохранительной деятельности и образования: Сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Белгород, 2004 г.- Проблемы организации раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики: Материалы региональной научно-практической конференции. — Белгород, 2004 г.), а также внедрены в практическую деятельность УВД Белгородской области.
Структура и объем диссертации
Работа выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК Российской Федерации. Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволило автору сформулировать следующие теоретические выводы и предложения:
1. Провести анализ и дать классификацию товаров, не ограниченных в гражданском обороте, на основе чего выдвинуть авторское определение товаров не ограниченных в гражданском обороте.
2. Рассмотреть и дать характеристику особенностям причинного комплекса контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте, а так же условий ей способствующим. В этой связи, основной причиной контрабанды указанных товаров является сверхдоходность данной преступной деятельности, благоприятной средой для которой является негативная социально-экономическая ситуация сложившаяся в Российской Федерации, а также необоснованно высокие таможенные пошлины как на импортируемые так и на экспортируемые товары. Одним из определяющих условий, способствующих контрабанде товаров, не ограниченных в обороте, является отсутствие надлежащим образом обустроенной таможенной границы с большинством из республик бывшего СССР.
3. На основе анализа общего и индивидуального предупреждения контрабанды отмеченных товаров, выдвинуть идею о том, что внедрение специализированных мер предупреждения данного преступления в значительной степени повысит эффективность деятельности правоохранительных органов по противодействию этого вида контрабанды.
К таким мерам следует отнести: меры экономического характера (снижение таможенных пошлин на большинство отечественных и ряд импортных товаровразвитие отечественной промышленности) — организационные меры (борьба с коррупцией в правоохранительных органахналаживание взаимодействия и как следствие этого более эффективная деятельность всех правоохранительных органов осуществляющих противодействие контрабанде) — воспитательные меры (пропагандистская деятельность СМИ-телевидение, радио, пресса).
4. Рассмотреть общественную опасность, как свойство контрабанды именно товаров, не ограниченных в гражданском обороте, которая характеризуется следующими моментами: а) нарушается установленный порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступающей составной частью внешнеэкономической деятельностиб) наносится ущерб не только общему порядку перемещения через таможенную границу товаров, но и специальному порядку перемещения их отдельных видов, монополии государства на их экспорт и импортв) причиняется вред либо создается угроза причинения вреда финансовой системе страныг) страдает экономическая безопасность государствад) создается угроза здоровью населенияе) контрабанда сочетается с другими преступлениями.
5. Непосредственный объект контрабанды рассматривается с двух позиций. Во-первых, это общественные отношения (а так же соответствующие интересы, блага и ценности), обеспечивающие осуществление нормальной (легальной, правомерной) внешнеэкономической деятельности. Это то, что объединяет контрабанду с другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, при более детализированном рассмотрении непосредственного объекта с акцентом не на сходство, а на различия, в качестве такового выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части его формирования посредством таможенных платежей.
6. Предмет контрабанды позволяет отграничить уголовно-наказуемое деяние от административного правонарушения и квалифицировать это преступление по соответствующей части ст. 188 УК РФ.
7. Проведенный анализ объективной стороны контрабанды, как бланкетной нормы, позволил рассмотреть такие понятия, как «перемещение» товаров, «таможенная граница», «таможенная территория» и их пределы.
Рассматриваются способы совершения контрабанды. Одни из них являются обязательными признаками состава преступления, другие выступают в качестве квалифицированных, либо особо квалифицированных признаков состава контрабанды.
8. Характеризуя субъективную сторону контрабанды, установлено, что значение ее признаков в составе преступления не однозначно. Исходя из законодательной конструкции состава контрабанды (формальный состав), вина может быть выражена только в прямом умысле. Лицо осознает, что незаконно помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием перемещает товары в крупных размерах через таможенную границу России, и желает этого. Таким образом, осознанием лица в первую очередь должны охватываться фактические обстоятельства, характеризующие контрабанду (крупный размер товара, перемещение через таможенную границу, способ совершения), и незаконность действий. Кроме этого, в предусмотренных законом случаях в осознание также должны входить:
— по ч. 3 и ч. 4 ст. 188 УК РФ — отягчающие обстоятельства;
— факт совершения преступления в соучастии с другим лицом — ст. 33 УК РФ.
Отмечается тот факт, что мотивы и цель контрабанды, будучи, как правило, корыстными, не имеют значения для правовой оценки содеянного, однако учитываются при определении судом наказания.
9. Субъектом контрабанды может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст. 20 УК РФ), однако контрабанда может совершаться как частными лицами (общий субъект), так и должностными лицами (представителями власти, к которым, например, относятся офицеры контрольно-пропускных пунктов пограничных войск, сотрудники таможенных органов, и другие категории должностных лиц) -специальный субъект. Не подлежит сомнению, что если контрабанда и совершается должностным лицом, но без использования своего служебного положения или властных полномочий, она признается совершенной общим субъектом.
10. Рассматривая динамику выявления контрабанды, размер причиненного материального ущерба, ее совершение в составе ОПТ за 2000 -2004 г. г. по данным ГИАЦ МВД России (ф. 1-А, 1-ОП) автор приходит к выводу, что одним из существенных ведомственных пороков является устремленность правоохранительных органов к упрощенным методам выявления и раскрытия контрабанды по объемным количественным показателям (70% от общего объема выявляемой контрабанды) и конфискации стоимости товаров.
11. Рассмотрение специфики объективной стороны состава контрабанды (ст. 188 УК РФ) показало, что в большинстве случаев, особенно при контрабанде товаров, не ограниченных в гражданском обороте, невозможно осуществить задуманное без соучастия нескольких лиц, что уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности совершаемого деяния.
Как свидетельствует практика по делам о контрабанде указанных товаров, зачастую не представляется возможным установить и доказать все признаки деяния, присущие организованной группе. Сотрудникам правоохранительных органов приходиться квалифицировать такие деяния по ч. 1, либо ч., 3 ст. 188 УК РФ, при наличии других обязательных признаков объективной стороны.
Исходя из изложенного выше, автор считает возможным ч. 3 ст. 188 УК РФ дополнить пунктов «в» в следующей редакции: «группой лиц по предварительному сговору».
12. С учетом того, что специальным субъектом контрабанды являются не только должностные лица, но и иные лица, по мнению автора, квалифицирующий признак «должностным лицом с использованием своего служебного положения» (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ) следует сформулировать следующим образом: совершение контрабанды «лицом с использованием своего служебного положения».
13. Квалификация незаконного перемещения товаров в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации как контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ требует, чтобы такое перемещение имело место в отношении товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей, что относится к преступлениям средней тяжести. Вместе с тем вследствие издания актов об амнистии подлежат прекращению уголовные дела о преступлениях, отнесенных к категории небольшой или средней тяжести. Максимальная же санкция за такое преступление — пять лет лишения свободы с возможностью назначения альтернативного наказания в виде штрафа. Упомянутые санкции будут адекватны тяжести противоправного деяния, если стоимость незаконно перемещенного товара незначительно или в несколько раз превышает 250 тысяч рублей. Однако такие санкции абсолютно не соответствуют тяжести содеянного, если стоимость контрабандного товара превышает указанную цифру в десятки, сотни или тысячи раз. Вследствие этого целесообразно часть 3 ст. 188 УК РФ дополнить квалифицирующим признаком «на сумму свыше 2 500 тысяч рублей».
14. Входе изучения способов совершения контрабанды товаров, не ограниченных в гражданском обороте автором был выявлен такой способ ее совершения, когда это преступление происходит с использованием возможностей другого лица, без его ведома.
Исходя из изложенного выше целесообразно дополнить часть 4 ст. 188 УК РФ и представить в следующем содержании: «., либо с использованием возможностей другого лица, без его ведома» .
Список литературы
- Федеральное законодательство:
- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
- Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями и дополнениями на 1 октября 1983 г. М. 1983 г.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. Федеральный Закон № 174-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня 2004 г. М. 2005 г.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С изменениями и дополнениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня 2004 г.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1. С изменениями и дополнениями от29 июня 2004 г.
- Ю.Таможенный кодекс РФ. Вступил в действие 1 января 2004 г.
- Сборник Постановлений Пленумов ВС СССР и РСФСР по уголовным делам. М. 1996 г.
- Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации». М. 2005 г.
- Проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». М. Академия управления МВД России, 1997.
- Собрание законодательства Российской Федерации. № 42. 1995 г.
- Кандидатские и докторские диссертации, авторефераты:
- М.А. Кочубей «Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности». Дисс. к.ю.н. Ростов на — Дону. 1998 год.
- Т.А. Диканова. «Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями». Дисс. д.ю.н., М. 2000 г.
- JI.IO. Родина. «Ответственность за контрабанду: социально-экономический, криминологический и уголовно-правовой аспекты». Дисс. к.ю.н. М. 1998 г.
- А.В. Дранников. «Уголовная ответственность за контрабанду предметов, ограниченных в гражданском обороте». Дисс. к.ю.н. Ростов-на-Дону.2000 г.
- И.П. Портнов. «Проблемы профилактики преступности в городах (по материалам органов внутренних дел)». Дисс. д.ю.н. М. НИИ МВД России, 1993 г.
- Н.А. Андреев. «Методы убеждения и принуждения в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних». Автореферат Дисс. к.ю.н. М. 1982 г.
- Е.Ф. Галанжин. «Предупреждение контрабанды: по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации». Дисс. к.ю.н. М. 1995 г.
- М.П. Клейменов. «Уголовно-правовое прогнозирование». Автореферат дисс. д.ю.н. Екатеринбург. 1992 г.
- Ю.И. Сучков. «Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству: проблемные аспекты теории и законодательства». Дисс. д.ю.н. Калининград. 1997 г.
- П.А. Модестов. «Контрабанда: общественная опасность, квалификация, вопросы ответственности». Дисс. к.ю.н. Н. Новгород. 2002 г.
- А.В. Грязнов. «Контрабанда: историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование. Дисс. к.ю.н. М. 2000 г.
- В.М. Колдаев. „История и современные способы борьбы с контрабандой в СССР“. Дисс. к.ю.н. Ленинград. 1972 г.
- С.В. Душкин. „Уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой. (Вопросы дифференциации ответственности и индивидуализации наказания)“. Дисс. к.ю.н. М. 2002 г.
- В.Г. Беспалько. „Доказывание по делам о контрабанде“. Дисс. к.ю.н. М.2001 г.
- Монографии, научные публикации, статьи в журналах:
- Журнал „Таможенный вестник“. № 4. 2001 г.
- Б.В. Волженкин. „Экономические преступления“. СПб. 1999 г.
- А.А. Гравина. „Уголовная ответственность за контрабанду“. Комментарий судебной практики. Выпуск № 3. М. 1997 г.
- В. Соболев, С. Душкин. „Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления“. Журнал „Законность“, № 7. М. 1999 г.
- А.И. Михайлов, Л. А. Сергеев. „Процессуальная сущность раскрытия преступлений“. Журнал „Советское право“, М. 1986 г. № 4.
- В.Е. Сидоров „Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика“. М., 1992 г.
- Н.М. Блинов „Некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью в таможенной сфере. Теневая экономика и организованная преступность“. Материалы научно-практической конференции. М., 1999.
- С.Н. Качев „Криминологическое исследование контрабанды“ Журнал „Социалистическая законность“. М. 1990 г.
- Ю.И. Сучков. „Защита внешнеэкономической деятельности РФ по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства)“. СПб. 1997 г.
- Н.И. Ропаков. „Категория „цель“: проблемы исследования“. М. 1980 г.
- П.Н. Панченко, А. П. Кузнецова. „Налоговые и иные хозяйственные преступления: выявление, расследование, квалификация“. Н. Новгород. 1995 г.
- Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. „Ответственность за контрабанду и нарушение таможенного законодательства Российской Федерации“. Журнал „Российская юстиция“. 1995 г. № 1.
- С. Никулин. „Уголовная ответственность за контрабанду“. Журнал „Законность“. 1995 г. № 1.
- В.В. Коптенко, М. А. Кочубей. „Оценка некоторых предметов таможенных преступлений“. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону. 1997 г.
- Ю.Г. Кисловский „Контрабанда: история и современность“, М. 1996 г
- В.Г. Беспалько. „Причины и условия, способствующие совершению контрабанды, как элемент предмета доказывания“. Труды Академии управления МВД России. М. 2001 г.
- К.К. Горяинов, А. П. Исиченко, JI.B. Кондратюк. „Латентная преступность“. М. 1994 г.
- Информационный бюллетень № 11. Академия управления МВД России. М. 2003 г.
- С.В. Дерюгина. „Понятие и правовой режим свободных таможенных зон“. Журнал „Дело и право“. М. 1995 г. № 8.
- И.П. Фаминский. „Свободные экономические зоны в экономике России“. Журнал „Общество и экономика“. М. 1993 г. № 5.
- А. Кузнецов. „Особенности свободных экономических зон в СССР“. Журнал „Вопросы экономики“. М. 1991 г. № 10.
- А. Владимиров. „Страна контрастов“. Журнал „Итоги“. 2004 г. № 38.23 .Прогноз социально-экономического развития субъектов РФ на 2005 год и на период до 2007 года. Журнал „Итоги“. № 38. 2004 г.
- Н.Ф. Кузнецова. „Преступление и преступность“. М., 1969 г.
- И.И. Карпец. „Проблема преступности“. М. 1969 г.
- А.Э. Жалинский. „Специальное предупреждение преступлений в СССР (вопросы теории)“. Львов. 1976 г.
- Н.А. Стручков. „Преступность как социальное явление“. Л. 1979 г.
- Г. А. Аванесов „Криминология и социальная профилактика“. М. 1980 г.
- С.Е. Вицин. „Системный подход и преступность“. М. 1980 г.
- А.Г. Лекарь. „Профилактика преступлений“. М. 1972 г.
- А.И. Алексеев. „Индивидуальная профилактика рецидива преступлений“. М. ВНИИ МВД СССР. 1975 г.
- И.П. Портнов. и др. „Индивидуально-профилактическое воздействие, осуществляемое участковыми инспекторами милиции“. М. ВНИИ МВД СССР. 1988 г.
- Г. М. Миньковский. „Личность преступника и метод ее изучения“. Тезисы доклада на научной конференции. М. 1973 г.
- А.И. Алексеев. „Индивидуальная профилактика“. М. 1997 г.
- А.П. Клюшниченко. „Административная и общественная ответственность несовершеннолетних“. Киев. 1980 г.
- К.Е. Игошев. „Социальный контроль и профилактика преступлений“. Горький. 1976 г.
- Г. А. Аванесов. „Криминология и социальная профилактика“. М. 1980 г.
- С.В. Бородин. „Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы“. М. 1990 г.
- С.В. Максимов. „Предупреждение коррупции“. М. 1994 г. 40."Преступность в России. Аналитическое обозрение». М. 1997 г.
- В.Я. Таций, «Ответственность за хозяйственные преступления», Харьков. 1984 г.
- Г. В. Бушуев, Л. К. Малахов, Э. С. Тенчов. «Социальная эффективность норм об уголовной ответственности за посягательства на экономическую систему: Сборник научных трудов». ГВШ МВД СССР Горький. 1985 г.
- А.А. Пионтковский. «Учение о преступлении». М. 1961 г.
- А.И. Санталов. «Общественные отношения и преступления», Вестник
- Ленинградского университета, № 23. 1974 г.
- В.С. Прохоров. «Преступление и ответственность». Л. 1984 г.
- Ю.И. Ляпунов. «Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права». М. 1989 г.
- С.В. Дьяков, М. П. Карпушин. «Ответственность за государственные преступления». М. 1980 г.
- C.IO. Иванова. «Специальная противоправность как признак таможенных преступлений». Ижевск. 1997 г.
- А.А. Тер-Акопов. «Ответственность за нарушение специальных правил поведения». М. 1995 г.
- С.Ю. Иванова. «Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России». Ижевск. 1997 г.
- В.Я. Таций. «Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система». Киев. 1984 г.
- Н.А. Лопашенко. «Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания». Саратов. 1997 г.
- В. Оболенский. «Открытость экономики и экономическая безопасность России». М. МЭиМО. 1995 г.
- В.М. Есипов. «Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности». М. 997 г.
- Ю.И. Сучков. «Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства). СПб. 1997 г.
- С. Дорожков. „Уголовно-правовая характеристика контрабанды“. Журнал „Законность“ № 1. 2003 г.
- Т.А. Диканова, В. Е. Осипов. „Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием „грязных“ денег“. М. 2000 г.
- А.Л. Апель, В. А. Гунько, И. Б. Соколов. „Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах“. СПб. 2002 г.
- Я.М. Бельсон. „Интерпол в борьбе с уголовной преступностью“. М. 1989 г.
- Л.Ш. Берекашвили. „Проблемы оценки деятельности органов внутренних дел“. М. 1981 г.
- С.С. Босхолов. „Конфиденциальная юриспруденция и теневая экономика (политологический аспект)“. Материалы научно-практической конференции, состоявшейся 9−10 июня 1998 г. М. 1998 г.
- Ю.В. Голик. „Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем“. Журнал „Государство и право“. № 2. М. 2001 г.
- Н.М. Голованов, В. Е. Перекислов, В. А. Фадеев. „Теневая экономика и легализация преступных доходов“. СПб., 2003 г.
- А.И. Гуров. „Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и их уголовно-правовое регулирование“. Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая 1 июня 2001 г. М. 2002 г.
- С.В. Дьяков. „К вопросу о причинности механизма преступного поведения“. Вопросы борьбы с преступностью. Выпуск № 45. М. 1987 г.
- В.А. Казакова. „Методика определения уровня латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков“. Криминологическая ассоциация. М. 1996 г.
- И.И. Карпец. „Международная преступность“. М. 1988 г.
- В.М. Коган. „Социальные свойства преступности“. Академия МВД СССР. М. 1976 г.
- А.И. Коннов. „Некоторые тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации“. Под редакцией А. И. Долговой и С. В. Дьякова. Криминологическая ассоциация. М. 1996 г.
- В.Н. Кудрявцев. „Криминальная мотивация“. М. 1986 г. 72."Криминальная ситуация в России и ее изменения». Криминологическая ассоциация. М. 1996 г.
- В.Н. Кудрявцев. «Причинность в криминологии: (О структуре индивидуального преступного поведения)». М. 1968 г.
- Н.Ф. Кузнецова. «Проблемы криминологической детерминации». М. 1984 г.
- А.И. Марцев, С. В. Максимов, В. И. Морозов, А. А. Нечепуренко. «Общее предупреждение преступлений: (Проблемы и перспективы)». Монография. Омская высшая школа МВД России. 1993 г.
- В.Н. Кудрявцев. «Механизм преступного поведения». М. 1981 г.
- J1. Прохоров, М. Тащилин. «Назначение наказания и российская криминальная ситуация». Журнал «Российская юстиция». № 8. 1999 г.
- А.Н. Харитонов. «Государственный контроль над преступностью: (Теоретические и правовые проблемы)». Монография. Омский юридический институт МВД России. 1997 г.
- Подзаконные (ведомственные) нормативно-правовые акты, отчеты, обзоры, статистика:
- Доклад заместителя начальника ГУБЭП МВД России Ю. Н. Демидова «О состоянии и мерах противодействия экономической преступности в России». 1999 г.
- Положение «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» утвержденное 8 июля 1994 года указом Президента РФ № 1482.
- Аналитический обзор ГТК РФ. 2002 г.
- Ежегодный аналитический отчет ГТК РФ за 2002 г.
- Статистическая форма ГИАЦ МВД России № 1 А. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
- Отчет о составе осужденных. Форма № 11. Архив судебного департамента по Белгородской области при Верховном Суде РФ. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
- Аналитический обзор ГТК России за 2003 год.
- Журнал «Таможенный вестник», № 12 2001 г.
- Журнал «Таможенный вестник», № 9, 2002 г.
- Ю.Пресс бюллетень Государственного таможенного комитета Российской Федерации. № 21. 2002 год.
- И.Приказ МВД России № 1055 дсп от 21 декабря 1999 г. «Об утверждении инструкции о взаимодействии между МВД России, Минюстом России, ФСНП России, ГТК России, ФПС России, ФМС России при осуществлении федерального розыска и обмена информацией».
- Положение «О свободной таможенной зоне „Шереметьево“. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992 г. № 25.
- Указ Президента РФ № 361 „О борьбе с коррупцией в системе государственной службы“ от 04.04.1992 г.
- Н.Указ Президента РФ № 1189 „О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью“ от 08.10.1992 г.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300. „Российская газета“ от 26.12.1997 г.
- Приказ МВД России № 257 ДСП от 07 апреля 1999 г. „О мерах по выполнению Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы“.
- Форма статистической отчетности № 1 ОП ГИАЦ МВД России. 2000, 2001,2002, 2003,2004 гг.
- Форма статистической отчетности № 2 ГИАЦ МВД России. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
- Форма статистической отчетности № 5 ГИАЦ МВД России. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.20."Таможня и наркотики: Обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков в 2003 году». М. 2004 г.
- Учебник «Уголовное право России». Общая и особенная части, под редакцией В. П. Ревина, М. 2000 г.
- А.И. Рарог. «Вина и квалификация преступлений». Учебное пособие. М. 1982 г. 3. «Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ», в 2-х томах. Т. 1. Н. Новгород. 1996 г.
- Комментарий к УК РФ. Под ред. О. Ф. Шишова. Т.2. М. 1998 г.
- Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. Отв. ред. И. Я. Козаченко. З. А. Незнамова и Г. П. Новоселов. М. 1997 г.
- Учебник «Криминология» под общей редакцией А. И. Долговой. Издательская группа «ИНФРА М НОРМА», М. 1997 г. 7. «Криминология». Учебник для юридических вузов под редакцией В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999 г.
- В.Н. Кудрявцев. «Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие». М. Изд., группа «Форум-Инфра-М», 1998 г.
- Ф.К. Рябыкин, М. В. Данилевская, С. И. Кириллов. «Криминология и предупреждение преступлений органами внутренних дел». Учебное пособие. Под ред. Засл. Деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора Г. А. Аванесова. М. ЮИ МВД России. 1999 г.
- Советское уголовное право. Часть Особенная. М. 1961 г.
- Советское уголовное право. Часть Особенная. М. 1964 г. 17."Ответственность за государственные преступления", ч. 2. М. 1965 г.
- Советское уголовное право. Часть Особенная. М. 1969 г.
- Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 3. JI. 1973 г.
- Учебник «Российское уголовное право». Общая часть. Под редакцией В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М. 1997 г.
- П.В. Алексеев, А. В. Панин. «Философия: Учебник для вузов». М. 1996 г.
- И.Н. Зубов, В. Ю. Попков, А. П. Титов, В. Н. Тищенко. «Организация информационно-аналитической работы в органах внутренних дел». Методическое пособие ГУК МВД России. М. 1998 г.
- Пособие по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ для оперативного состав таможенных органов. Под редакцией А. Е. Озолинга, А. Н. Сергеева. М. 1997 г. 1. Словари:
- С.И. Ожегов. «Словарь русского языка», под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова. М. 2004 г.
- В.И. Даль. Толковый словарь. Т. 3. М. 1995 г.
- Юридический энциклопедический словарь. М. 2003 г.