Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуальный подход к коррекции дезадаптационных состояний студентов адаптогенами растительного происхождения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всероссийской научной конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 1999), на XVIII съезде физиологического общества имени И. П. Павлова (Казань, 2001), на X и XI Международных симпозиумах «Экологофизиологические проблемы адаптации» (Москва, 2001, 2003), на третьей Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2002), на III Международном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Подходы к оценке здоровья человека
    • 1. 2. Общие неспецифические адаптационные реакции организма
      • 1. 2. 1. Типы адаптационных реакций
      • 1. 2. 2. Периодическая закономерность развития неспецифических адаптационных реакций
      • 1. 2. 3. Система ареактивности
    • 1. 3. Критерии оценки функционального состояния организма
    • 1. 4. Биологический возраст человека как интегральный показатель оценки здоровья
    • 1. 5. У потребление растительных адаптогенов как способ коррекции дезадаптационных состояний

Индивидуальный подход к коррекции дезадаптационных состояний студентов адаптогенами растительного происхождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы: В настоящее время основными направлениями в изучении здоровья стали определение этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегий развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития (Психофизиология, 2001; Исследование., 2002).

Большинство методов, предлагаемых для оценки здоровья с позиции академической науки, основаны именно на оценке адаптивных возможностей организма и его отдельных систем (Кураев Г. А., Чораян 0.г., 2001; Апанасенко Г. Л., 2002). Однако теоретическое обоснование индивидуальной дозировки любого лечебного воздействия учитывается при этом недостаточно.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков: около 94% из них имеют нарушения в состоянии здоровья (Андреянов В.Ю. и др., 2000). Эффективность адаптации подростков к обучению в школах и вузах определяется уровнем их морфо — биологической и психической готовности, который зачастую весьма низок (Бурханов А.И. и др., 1992; Влияние психической ., 1999; Анисова Е. А., 2004). Потребность молодежи в самоактуализации и трудности ее осуществления часто приводят к социально-психологической дезадаптации (Здоровье ., 1997; 1999; Петрова Н. И., 2003). Особенно уязвимыми являются студенты младших курсов (Маркина Л.Д., Сидорова О. Н., 1994; Маркина Л. Д., Маркин В. В., 2000; Егорова Г. А., 2000; Дедков Е. Д. и др., 2003). В связи с актуальностью исследования адаптационных возможностей организма как фактического «запаса здоровья» человека, перспективной видится разработка и внедрение методов, позволяющих расширить возможности адаптации и сохранить высокий уровень здоровья молодежи в условиях интенсивного учебно-производственного процесса (Маркин В.В., 1999; Маркин В. В., Маркина Л. Д., 2001; Маркина Л. Д., Маркин В. В., 1999;2003).

Создание физиологического портрета студента (Агаджанян Н.А. и др., 2001) с учетом его уникальных психофизиологических качеств позволит раскрыть сущность человека и сделать образовательный процесс творческим, развивающим, обогащающим (Маркина Л.Д., Маркин В. В., 2000; Корнеенков С. С., 2004). С этой целью в настоящем исследовании проведена оценка и самооценка адаптационных возможностей организма и коррекция дезадаптационных состояний методом активационной профилактики и терапии (АПТ) с помощью адаптогенов растительного происхождения (аралии маньчжурской, лимонника, родиолы розовой). Доступность этих средств открывает широкий простор их применению, однако до сих пор не разработаны индивидуальные схемы приема различных адаптогенов с учетом исходного функционального состояния организма.

Цель исследования: Оценить эффективность коррекции дезадаптационных состояний студентов индивидуально подобранными схемами приема адаптогенов растительного происхождения. Задачи исследования:

1. Определить динамику уровня реактивности и типа адаптационной реакции организма.

2. Доказать эффективность коррекции дезадаптационных состояний с помощью примененных схем употребления адаптогенов.

3. Отработать индивидуальные сроки воздействия адаптогенами для улучшения уровня здоровья человека.

4. Сопоставить метод активационной профилактики и терапии с методом вариационной пульсометрии по Р. М. Баевскому.

5. Определить влияние психофизиологических особенностей на адаптационный статус человека.

6. Изучить влияние биологического возраста человека на состояние адаптации.

Научная новизна исследования:

1. Впервые определены критерии исходного состояния организма, влияющие на сроки развития позитивной динамики адаптации при употреблении адаптогенов растительного происхождения.

2. Экспериментальным путем установлены сроки улучшения уровня здоровья (УЗ) при использовании растительных адаптогенов в дозах, рекомендуемых методом АПТ: для настойки аралии маньчжурской и экстракта родиолы розовой — 1−4 месяцадля настойки лимонника — 4−7 месяцев.

3. Статистически подтвержден максимальный эффект настойки аралии и экстракта родиолы розовой среди интровертов и лиц с высоким уровнем нейротизма, а настойки лимонника — среди экстравертов и стабильных личностей.

4. Выявлена сочетаемость методов АПТ и вариационной пульсометрии в определении крайних адаптационных состояний (высокого и низкого УЗ) и большая разрешающая способность метода АПТ в дифференциальной диагностике промежуточных состояний.

5. Выявлена ключевая роль стиля саморегуляции психофизиологического функционального состояния (СС ПФС) организма в достижении стабильно гармоничного адаптационного состояния. Доказано позитивное влияние малых доз растительных адаптогенов на СС ПФС.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Комплексное исследование позволило сформировать целостный индивидуальный психофизиологический портрет молодого человека. Определены маркеры способности организма управлять функциональным состоянием (ФС), что позволяет прогнозировать динамические изменения индивидуального статуса человека. Гармоничный СС ПФС обеспечивает поддержание хорошего адаптационного состояния даже без употребления адаптогенов. Показана эффективность малых доз адаптогенов в краткосрочной (1−2 месяца) коррекции состояния лиц с выраженной экстраверсией, нейротизмом и коронарным типом «А». Длительный (7−8 месяцев) прием адаптогенов нежелателен при высоких уровнях экстраверсии и нейротизма, так как ведет к ухудшению адаптационного статуса.

Полученные результаты способствуют развитию индивидуально ориентированной терапии, профилактики и открывают новые перспективы неинвазивной помощи организму в достижении оптимального ФС.

Результаты работы используются в лекционных курсах по нормальной физиологии (раздел «Современные представления об общем адаптационном синдроме») и психофизиологии (раздел «Функциональные состояния») ВГМУ. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуальный психофизиологический портрет связан с адаптационным состоянием человека.

2. Сроки развития позитивной динамики адаптационного состояния организма зависят от уровня тревоги и нейротизма, степени выраженности экстраверсии и черт коронарного поведения, величины биологического возраста (БВ) и качества вегетативной регуляции функций. Ключевым маркером способности эффективной ауторегуляции организма является стиль саморегуляции ПФС.

3. Дозы растительных адаптогенов, используемые в методе АПТ, вызывают улучшение адаптационного состояния человека в разные сроки: настойка аралии и экстракт родиолы розовой — через 1−4 месяца, настойки лимонника — через 4−7 месяцев.

4. Индивидуальный подход к коррекции дезадаптационных состояний предполагает избирательное назначение растительных адаптогенов: настойка аралии и экстракт родиолы розовой максимально эффективны среди интровертов и лиц с высоким уровнем нейротизма, настойка лимонника больше подходит экстравертам и стабильным личностям. Апробация работы. Основные результаты диссертации представлены на.

Всероссийской научной конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 1999), на XVIII съезде физиологического общества имени И. П. Павлова (Казань, 2001), на X и XI Международных симпозиумах «Экологофизиологические проблемы адаптации» (Москва, 2001, 2003), на третьей Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2002), на III Международном конгрессе валеологов (Санкт-Петербург, 2002), на региональных научно-практических конференциях (Владивосток, 2002; Красноярск, 2002), на X Российско-Японском медицинском симпозиуме (Якутск, 2003), на Международной научно-практической конференции «Современные аспекты охраны психического здоровья» (Владивосток, 2003), на второй Международной конференции «Патофизиология и современная медицина» (Москва, 2004), на II-V Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (Владивосток, 2001;2004), на совместном заседании кафедр госпитальной терапии и нормальной физиологии с курсом психофизиологии ВГМУ (Владивосток, 2004), на проблемной комиссии по внутренним болезням, клинической фармакологии и фармакологии (Владивосток, 2004).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 27 работ.

Структура и объем диссертации

Материал диссертации изложен на 163 страницах машинописного текста на русском языке. Диссертация состоит из введения, шести глав с заключениями, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, представленного 227 источниками (из них 204 отечественных и 23 иностранных наименований). Работа иллюстрирована 11 рисунками и 13 таблицами.

137 ВЫВОДЫ.

1. Установлена изменяемость адаптационных реакций организма. В контрольной группе их динамика носит разнонаправленный характерпри целенаправленном воздействии возможно корригирующее управление состоянием организма.

2. Лица, имеющие гармоничные адаптационные реакции высоких уровней реактивности, характеризуются средним уровнем общей тревоги с относительным преобладанием соматического компонента, малой степенью выраженности черт коронарного поведения, выраженным, с тенденцией к среднему, уровнем нейротизма, малой степенью износа функциональных системобладают благоприятными вариантами стиля саморегуляции психофизиологического функционального состояния, достаточными функциональными резервами гемодинамической системы и устойчивым контуром вегетативной регуляции функций. Эти люди обладают адекватно высокой самооценкой здоровья.

3. Лицам, находящимся в дисгармоничном состоянии адаптации, присущ высокий уровень общей тревоги с тенденцией роста нервного и социального компонентов, значительная степень проявления черт коронарного поведения (тип «А-1» и «А-2»), выраженный, с тенденцией к высокому, уровень нейротизма, опережающие темпы старения функциональных систем, более частая встречаемость затратного стиля саморегуляции психофизиологического функционального состояния. Функциональные резервы системы кровообращения у них снижены, вегетативный гомеостаз сдвинут в сторону напряжения регуляторных механизмов, субъективная оценка здоровья подтверждает наличие психоэмоционального напряжения.

4. Выявлена значительная совместимость методов активационной профилактики и терапии и вариационной пульсометрии в сочетанном применении при диагностике I и IV уровней здоровья. При выявлении переходных состояний (III и IV уровней здоровья) метод активационной профилактики и терапии оказался более дифференцированным и информативным.

5. Установлена тенденция роста показателя биологического возраста при переходе от I ко II, III и IV уровням здоровья. Частота позитивных изменений адаптационного состояния в динамике, скорость их развития на фоне употребления адаптогенов и вероятность стабилизации достигнутого уровня выше у лиц с меньшими значениями биологического возраста.

6. Эффективность употребления малых доз адаптогенов подтверждена статистически. Настойка лимонника оказалась наиболее эффективной в коррекции адаптационного состояния экстравертов и стабильных личностей. Настойка аралии и экстракт родиолы розовой оказывают выраженное благотворное влияние на интровертов и людей с высоким уровнем нейротизма.

7. Экспериментально доказано, что малые дозы экстракта родиолы розовой и, особенно, настойки аралии вызывают гармонизацию адаптационных реакций в течение 1−4 месяцев от начала употребления и в дальнейшем способствуют удержанию достигнутого статуса. Эффект малых доз настойки лимонника развивается постепенно, нарастает к 3−4-му и достигает пика улучшения адаптационного состояния к 6−7-му месяцам употребления.

8. Экстраверсия, низкий уровень тревоги и высокий уровень нейротизма способствуют ранним (после 1−2 месяцев коррекции) позитивным изменениям адаптационного состояния.

9. При высоких уровнях экстраверсии и нейротизма длительное (7−8 месяцев) употребление адаптогенов ведет к ухудшению адаптационного статуса человека.

10. Выявлена ключевая роль стиля саморегуляции психофизиологического функционального состояния организма в обеспечении ауторегуляции адаптационного состояния. Лица с гармоничным стилем способны поддерживать хорошее адаптационное состояние даже без употребления растительных корректоров.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендовать метод АПТ для экспресс — диагностики и коррекции дезадаптационных состояний студентов и других категорий населения.

2. Рекомендовать лицам с выраженной экстраверсией, нейротизмом и коронарным поведением типа «А» прием растительных адаптогенов за 1−2 месяца до экзаменационной сессии с целью профилактики развития дезадаптационных состояний. Длительное (7−8 месяцев) употребление малых доз адаптогенов этим категориям не рекомендуется.

3. Выбор адаптогена и дозы воздействия производить в соответствии с психофизиологическими особенностями человека: при выраженной экстраверсии, умеренном уровне нейротизма и склонности к ваготонии рекомендовать настойку лимонникаинтровертам, нестабильным личностям, симпатикотоникам — настойку аралии или экстракт родиолы.

4. При разработке программ лечения и оздоровления с применением лекарственных средств учитывать стиль саморегуляции ПФС человека, принимая во внимание высокие ауторегуляторные способности лиц с гармоничным стилем саморегуляции ПФС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Экология человека и интегративная медицина // Материалы VIII междунар. симпоз. «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- М., 1998.- С. 2−6.
  2. Н.А. Надежда XXI века студенческая молодежь: здоровье, образование, семья, профессия // Международная научно-практ. конф. «Здоровье студентов».- М.: Изд-во РУДН, 1999.- С. 4−9.
  3. Н.А. Экологическая физиология: проблема адаптации и стратегия выживания // Материалы X международного симпоз. «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- М.: Изд-во РУДН, 2001.- С. 5−12.
  4. Н.А., Воложин А. И., Евстафьева Е. В. Экология человека и концепция выживания,— М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 240с.
  5. Н.А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека.- М.: Изд. фирма «КРУК», 1998, — 416с.
  6. Н.А., Полунин И. Н. Очерки по экологии человека. Адаптация, резервы организма.- М.: Изд-во РУДН, 1997.- 154с.
  7. Л.П., Удальцова Н. В., Шноль С. Э. Корреляция макроскопических флуктуаций в биологических и физико-химических процессах с космофизическими факторами // Электромагнитные поля в биосфере. М.: Наука, 1984.- Т.1.- С. 220−224.
  8. А.Е., Шипов Г. И. Сознание и физическая реальность.- М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996.- 172с.
  9. А. Н. Подготовка лыжников высокого класса с опорой на самооценку функционального состояния.- СПб: ВИФК, 1999.- 112с.
  10. .С. Биологические ритмы и организация жизни в космосе. -М.: Наука, 1983.- 246с.
  11. В.Ю., Нагирная Л. Н., Кислова Н. Н. Здоровье школьников и факторы его формирующие // Тез. регион, научно-практич. конф. «Школа и здоровье».- Владивосток, 2000.- С. 12−18.
  12. Е.А. Физиологическая адаптация первоклассников с разными морфофункциональными особенностями: Автореф. дис.. канд. биол. наук.- Томск, 2004.- 27с.
  13. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестн. АМН СССР.- 1962.- № 4.- С.26−35.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.
  15. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология.-2002.-№ 3.- С. 27−31.
  16. Г. Л. Здоровье спортсмена. Наука в олимпийском спорте.-СПб: Питер, 2000.-86 с.
  17. Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека. // Гигиена и санитария.-1985.-№ 6.- С.55−58.
  18. Г. Л. Оценка физиологического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики // Валеология, — 2003.- № 1.- С. 14−18.
  19. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека.- Спб: Питер, 1992.- 156с.
  20. Г. Л., Козакевич В. К., Коровина Л. Д. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков // Валеология.- 2003.- № 1.- С. 19−24.
  21. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 248с.
  22. Э.Б., Боровкова Г. К., Меженная В. А. Влияние аралии маньчжурской на колебания величины индивидуальной минуты // Физиология человека.- 1998.- Т.24, № 6.- С. 126−128.
  23. Э.Б., Боровкова Г. К., Серебрякова И. П. Суточные и недельные колебания длительности индивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро- экстраверсии // Физиология человека.- 1998.Т. 24, № 2.- С. 51.
  24. Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ.- Новосибирск: Изд-во Сибир. Отд. РАМН, 2000.- 126с.
  25. Л.И., Труфакин В. А. Мозговые корреляты индивидуальной аффективной реактивности: стили переживания тревоги // Мозг: теоретические и клинические аспекты / Под ред. В. И. Покровского.- М.: Медицина, 2003.- С. 450−462.
  26. Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадные ритмы // Биологические ритмы. Т.1.- М.: Мир, 1984.- С. 54−63.
  27. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М.: Медицина, 1979.- 298с.
  28. P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья.- СПб., 1993.- Вып.1.- С. 37.
  29. P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека.- Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996.- 55с.
  30. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний.- М.: Медицина, 1997.- 233с.
  31. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.- М.: Медицина, 1981, — 220с.
  32. Н.А., Чичиленко М. В. Здоровье студентов в различные периоды года от одного дня рождения до следующего // Тез. Междунар. конф. «Здоровье студентов».- М.: Изд-во РУДН, 1999.- С. 97.
  33. Э.С. Теоретическая биология.- М.: ГИЗ, 1935, — 208с.
  34. Л.Э. Информативность методов количественной оценки индивидуального здоровья: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Барнаул, 1997.- 23с.
  35. Л.Э., Куликов В. П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека.- 1998, — Т.24, № 3, — С. 79−85.
  36. Л.М. Онтогенетический метод определения биологического возраста человека // Успехи геронтологии.- 1999, — № 3.- С. 143−149.
  37. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация, человека.-Л.: Наука, 1988.- 271с.
  38. И.И. Синхронизация динамических систем.- М.: Наука, 1971.-894с.
  39. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье.- Л.: Наука, 1987.- 135с.
  40. И.Г., Маркина И. М. Школьная тревожность как фактор социально-психологической адаптации // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы II Всерос. науч. конф.- Ставрополь, 2001.-С. 186−188.
  41. А.И., Носова Л. И., Байгутанов Ж. Б. Адаптация' студентов к обучению в вузе // Гигиена и санитария.- 1992.- № 7/8.- С. 53−55.
  42. И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2001, — 20с.
  43. И.М., Овчинников Б. В. Состояния здоровья и психофизиологический статус студентов медицинского вуза с различнымитипами темперамента // Диагностика и коррекция дезадапционных состояний организма.- СПб., 1994.- С. 43−46.
  44. И.М., Овчинников Б. В. Индивидуально-типологический подход в психокоррекционной работе // Вестн. Психосоц. Коррекцион.-реабилитац. работы.- 1995.- № 3.- С. 21−28.
  45. .М. Некоторые подходы к количественной оценке физиологической компоненты нормы в валеологических исследованиях // Валеология.- 1996.- № 3−4.- С. 47−55.
  46. .М., Нарманский В. Я., Темурьянц Н. А. Космические ритмы.- Симферополь: Изд-во СГУ, 1994, — 176с.
  47. Влияние малых концентраций растворов адаптогенов на функциональную активность клеток костного мозга мышей in vitro / С. Н. Удинцев, В. П. Шахов, И. Г. Боровской, С. Г. Ибрагимова // Биофизика.-1991.- Т.36, Вып.1.- С. 105−108.
  48. Влияние психической и биологической готовности к обучению на адаптацию первоклассников к обучению / Н. Г. Блинова, Е. С. Каган, Е. А. Анисова, С. В. Шабашева // Валеология.- 1999.- № 4.- С. 44−48.
  49. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов / Э. С. Геворкян, А. В. Даян, И. И. Адалгян и др. // Журн. высшей нервной деятельности им. Павлова.- 2003.- Т.53, № 1.- С. 4651.
  50. В.П. Время и часы как проблема теоретической биологии // Вопросы физиологии.- 1985.- № 1.- С. 73−82.
  51. В.П., Полюхов A.M. Системные механизмы развития и старения.- Л.: Наука, 1986.- 184с.
  52. В. П. Козловская С.Г. Современные проблемы геронтологии и гериатрии.- М.: Медицина, 1988.- 215с.
  53. В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию.- Киев: Здоровье, 1991, — 246с.
  54. И.В., Гафаров В. В. Личностная тревожность и ИБС (эпидемиологическое исследование) // Тез. докл. республ. конф. «Актуальные проблемы кардиологии Севера и Сибири».- Красноярск, 1991.-С. 16.
  55. И.В., Гафаров В. В. Эпидемиологический подход к исследованию личностной тревожности: распространенность, связь с ИБС и основными факторами риска // Бюл. СО РАМН.- 1993.- № 3.- С. 77−81.
  56. И.В., Гафаров В. В. Социальный стресс, коронарный тип поведения и нарушения сна у мужского населения в Западной Сибири // Вторичная профилактика и восстановительная терапия в кардиологии.-Томск, 1993.- С. 13.
  57. Л.Х. Об общей неспецифической «реакции активации», способствующей борьбе организма с опухолью // Вопр. клинич. онкологии и нейроэндокринных нарушений при злокачественных новообразовапиях.-Ростов-на-Дону, 1968.- С. 341−348.
  58. Л.Х. Адаптационная «реакция активации» и ее роль в механизме противоопухолевого влияния раздражений гипоталамуса: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.- Донецк, 1969.- 30с.
  59. Л.Х., Квакина Е. Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология.- 1996.-№ 2.- С. 15−20.
  60. Л.Х., Квакина Е. Б. Принципы и методы оздоровления с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология.-1996.-№ 3.- С. 5−9.
  61. Л.Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации.- М.: Имедис, 1998.- 656с.
  62. Дж. Управление стрессом / Пер. с англ. ЗАО Изд. дом «Питер».- СПб: Питер, 2002.-496с.
  63. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний.- М.: Изд-во Москов. ун-та, 1992.- 192с.
  64. И.В. Женьшень, элеутерококк: (к механизму биологического действия).- М.: Наука, 1976.- 184с.
  65. И.В. Возможные механизмы профилактического и лечебного действия препаратов женьшеня и элеутерококка // Бюл. Сиб. отд. АМН СССР.- 1982, — № 4.- С. 46−52.
  66. Е.Д., Вишняков Н. И., Пенюгина Е. Н. Характеристика студентов старших курсов медицинского вуза // Здравоохранение Рос. Федерации.-2003.- № 4.- С. 28−30.
  67. Л.А., Яременко К. В. Влияние экстракта родиолы розовой на опухолевый процесс в эксперименте // Вопросы онкологии.- 1987.- Т. ЗЗ, № 7.- С. 57−60.
  68. Д.Г., Волков Н. А., Комаров Н. Н. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного вуза с использованием программы «ЭСКИЗ» (Экспериментальная система коррекции индивидуального здоровья) // Валеология.- 2003.- № 1.- С. 24−27.
  69. Т.Д. Спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с различной личностной тревожностью в ситуации экзаменационного стресса // Журн. высшей нервной деятельности им. Павлова.- 2003.- № 7/8.- С. 495 503.
  70. С.Л., Пацевич Ю. Л., Лебедев B.C. Состояние здоровья и адаптация к обучению в вузе студентов стомуниверситета // Экология человека.- 2002.- № 3.- С. 26−28.
  71. JI.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности // Принципы системности в психологических исследованиях.- М.: Наука, 1990.- С. 103.
  72. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья педагогов / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, М. Г. Березина и др. //Валеология.- 2003.- № 3.-С. 7−11.
  73. Ф. Онтогенез циркадных ритмов // Биологические ритмы. М., 1984.- Т.71.- С. 56−61.
  74. Г. А. Особенности неспецифических адаптационных реакций и иммунного статуса у студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- М., 2000, — 21с.
  75. Зависимость успешности обучения первоклассников от уровня психической и биологической готовности к школе / Н. Г. Блинова, Е. С. Каган, Е. А. Анисова, С. В. Шабашева // Физиология и психофизиология мотиваций: Сб. науч. трудов.- Воронеж, 1999.- С. 142−147.
  76. Здоровье студентов / Под. ред. Н. А. Агаджаняна.- М.: Изд-во РУДН, 1997.- 199с.
  77. Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. 17 ноября 1999 года / Ред. колл.: Н. А. Агаджанян и др.- М.: РУДН, 1999.- 196с.
  78. В.Г. Современные подходы к оценке биологического возраста человека // Валеология.- 2003.- № 3.- С. 11−19.
  79. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья учащихся в динамике обучения / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Валеология.- 2002.-№ 3.- С. 7−14.
  80. К вопросу об использовании показателя «биологический возраст» в качестве критерия уровня здоровья студентов / Т. Г. Моргалева, Ю. Н. Моргалев, Т. А. Золотарева и др. //Валеология.- 2003.- № 1.- С. 40−47.
  81. В.П., Баевекнй P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения.- JL: Наука, 1980.-260с.
  82. В.И. ЭЭГ анализ индивидуальных стилей переживания тревоги у человека: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Новосибирск, 2002.-20с.
  83. О.И., Баевский P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. -М.: Медицина, 1984.- 178с.
  84. Л.Д. Реакция живых систем на слабые адекватные воздействия // Электромагнитные поля в биосфере.- М., 1984.- С. 6−16.
  85. В.М. Лекционные записки по высшей математике и информатике. Владивосток: ВГМУ, 1998, — 224с.
  86. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития / Н. А. Литвинова, Н. Г. Блинова, Е. А. Анисова, С. В. Шабашева // Валеология.-1997.-№ 3.- С. 16−20.
  87. Комплексный подход в оценке функциональных состояний человека. Сообщ.1: Методология диагностики функциональных состояний / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галеев и др. // Физиология человека.- 2001.- Т.27.-№ 2.- С. 112−122.
  88. С.С. Психологическое обеспечение профессиональнойподготовки: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2004.- 296с.
  89. Н.И. Физиологические механизмы психологической адаптации при психосоматической патологии: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — СПб, 1997.-36с.
  90. А.Б. Валеологические подходы к формированию здоровья студентов владивостокских вузов // Валеология.- 2001.- № 2.- С. 81−84.
  91. М.А., Емельянов A.M. Механизмы саморегуляции психофизиологических функциональных состояний.- М.: Медицина, 1985.-184с.
  92. Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология.- 1996.- № 1.- С. 7−14.
  93. Г. А., Чораян О. Г. Некоторые кибернетические аспекты состояния здоровья // Валеология.- 2001.- № 3.- С. 4−6.
  94. Н.В. Адаптогены и рак // Материалы конф. по опосредованному воздействию на опухолевый процесс.- Л., 1963.- С. 52−55.
  95. М.И., Морозова Г. И., Иваницкая Л. Н. Опыт комплексного валеологического обследования сотрудников и студентов РГУ // Валеология.- 2000.- № 2.- С.- 68−71.
  96. Ю.В., Пономаренко В. А., Ступаков Г. П. Гомеостатический потенциал и биологический возраст человека.- М.: Медицина, 1991.- 124с.
  97. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Тихоокеан. мед. журн.-2000.- № 1.- С. 16−25.
  98. В. Л. Самоуправление своими эмоциями в условиях психического стресса // Вестн. гипнологии и психотерапии.- СПб.- 1994.-№ 4.- С. 15−18.
  99. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.- СПб: Изд. дом «Сентябрь», 2001.- 260с.
  100. В.В. Влияние личностных характеристик студентов на уровень адаптативности // Материалы VIII междунар. симпоз. «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- М., 1998.- С. 243−244.
  101. В.В. Адаптационные возможности студентов в динамике обучения в вузе // Материалы научной конф. с междунар. участием, посвященной 150-летию со дня рождения академика И. П. Павлова.- СПб, 1999.- С. 216.
  102. В.В. Достижение реакции повышенной активации высоких уровней реактивности путем воздействия на биологически активные точки // Сб. трудов междунар. научно-практич. конф. «Здоровье студентов».- М.: Изд-во РУДН, 1999, — С. 44−45.
  103. В.В. Адаптационные реакции и уровень здоровья студентов // Материалы III Междунар. научно-практич. конф. «Здоровье и образование в XXI веке».- М, 2002.- С. 274.
  104. В.В. Прогнозирование психофизиологического функционального состояния студентов на основе диагностики стиля саморегуляции // Материалы III международного конгресса валеологов «Здоровье человека». -СПб, 2002.- С. 140−141.
  105. В.В. Прогнозирование развития неоптимальных функциональных состояний на основе индивидуальных различий // Сб. тр. регион, науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт».- Красноярск: Гротеск, 2002.- С. 202−206.
  106. В.В. Качество регуляции сердечно-сосудистой системы в зависимости от типа кровообращения и реакции на физическую нагрузку // Материалы XI междунар. симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- М: Изд-во РУДН, 2003.- С. 344−345.
  107. В.В. Коррекция дезадаптационных состояний адаптогенами растительного происхождения // Тезисы докл. IV Тихоокеанской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы эксперим., профил. и клинич. медицины».- Владивосток, 2003.- С. 46.
  108. В.В., Маркина Л. Д. Оценка психоэмоционального состояния студентов в начале и конце семестра с помощью компьютерной программы «Антистресс» // Материалы III научно-практич. конференции-семинара.-Владивосток, 2000, — С. 5−6.
  109. В.В., Маркина Л. Д. Индивидуальный подход к оценке и коррекции функционального состояния организма студентов адаптогенами растительного происхождения // Известия Междунар. АН высш. школы, 2001.-№ 4 (18).-С. 163−170.
  110. В.В., Маркина Л. Д. Влияние стиля саморегуляции психофизиологического функционального состояния на уровень здоровья студентов // Материалы X Российско-Японского междунар. симпозиума. -Якутск, 2003.- С. 131−132.
  111. Л.Д. Влияние личностных особенностей студентов на адаптацию к эмоциональному стрессу (экзамену) // Материалы междунар. конф."Теоретические и прикладные аспекты физиологии и психологии в психиатрии". -Владивосток, 1995.- С.85−89.
  112. Л.Д. Теоретические предпосылки интегрального подхода к проблеме здоровья человека // Тихоокеан. мед. журн.- 1999.- № 2, — С. 80−83.
  113. Л.Д. Гармонизация функционального состояния организма методом активационной профилактики и терапии: Учебн. пособие.-Владивосток: Изд-во Дальневосточн. ун-та, 2000.- 40с.
  114. Л. Д., Корнеенков С. С., Маркин В. В. Валеологизация образовательного пространства актуальная проблема современности // Психолого—педагогические аспекты учебно-воспитательного процесса.-Владивосток, 1999.- С. 58−59.
  115. Л.Д., Маркин В. В. Теоретические предпосылки интегрального подхода к проблеме здоровья человека // Материалы междунар. симпозиума «Сознание и здоровье».- Владивосток, 1999.- С. 50−54.
  116. Л.Д., Маркин В. В. Диагностика уровня индивидуального здоровья — важнейший принцип валеологизации образовательной среды // Материалы конф. «Образование и медицинская наука XXI века». -Владивосток, 2000.- С. 18−22.
  117. JI.Д., Маркин В. В. Оценка состояния здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций: перспективы практического использования // Тихоокеан. мед. журн.- Владивосток, 2000.- № 4.- С. 55−57.
  118. Л.Д., Маркин В. В. Сравнительная оценка функционального состояния студентов в конце семестра // Валеология.- 2000, — № 2.- С. 74−76.
  119. Л. Д., Маркин В. В. Гармонизация психоэмоционального состояния методом активационной профилактики и терапии // Психосоматические нарушения на рубеже II-III тысячелетий.- Владивосток Томск, 2000.- С. 256−263.
  120. Л.Д., Маркин В. В. Прогнозирование стиля саморегуляции на основе анализа психофизиологического функционального состояния студентов // Социальные и психологические аспекты семьи.- Владивосток, 2001, — С. 647−652.
  121. Л.Д., Маркин В. В. Биологический возраст студентов-медиков // Материалы III Междунар. научно-практич. конф. «Здоровье и образование в XXI веке».- М., 2002.- С. 274.
  122. Л.Д., Маркин В. В. Личностно-ориентировочное обучение на кафедре нормальной физиологии // Сб. материалов научно-метод. конф. «Профессиональное воспитание в системе высшего медицинского образования».- Владивосток, 2002.- Вып.7.- С. 46−53.
  123. Л.Д., Маркин В. В. Новые принципы оценки состояния здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Тихоокеан. мед. журн.- 2002.- № 1 (8).- С. 29−31.
  124. Л.Д., Маркин В. В. Современные подходы к оценке и коррекции уровня индивидуального здоровья студентов // Тихоокеан. мед. журн,-2003.-№ 2 (12).- С. 39−42.
  125. Л.Д., Селютин С. М., Маркин В. В. Оценка функционального состояния больных бронхиальной астмой // Материалы симпозиума с междунар. участием.- Владивосток, 2000.- С. 69−72.
  126. Л.Д., Шабанов Г. А., Маркин В. В. Оценка индивидуального уровня здоровья на основе ритмической активности ЭЭГ // Тезисы докл. XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова.- Казань, 2001.-С. 546.
  127. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию.- М.: Флинта, 2002.- 400с.
  128. Л.В., Лишманов Ю. Б., Смагин Г. Н. Влияние экстракта родиолы на процессы биосинтеза белка в сердечной мышце при стрессе // Бюл. Сиб. отд. АМН СССР.- 1989.- № 4, — С. 48−50.
  129. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика.- М.: Медицина, 1981.-120с.
  130. Метод количественной оценки адаптационного состояния организма и возможности практического его использования / О. Г. Сорокин, И. Б. Ушаков, Н. В. Щербина и др. // Валеология.-1996.- № 2.- С.38−41.
  131. Методы реабилитации психологического и физиологического статуса учащихся вузов средствами, получаемыми из растений Дальневосточного региона России / Н. Ф. Кушнерева, Я. В. Агапов, Э. Р. Селезнев, Л. Н. Алексейко //Валеология.- 2002.- № 4.- С. 74−77.
  132. О.П. Новая философия здоровья // Материалы симп. «Здоровье в гармонии». -Киев, 1993.- С. 15−16.
  133. Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.-Л.: Наука, 1981.-126с.
  134. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков: Учебн. пособие.- М.: Изд-во МПА, 1999.- 235с.
  135. Мониторинг физического развития детей г. Владивостока (1996−2002 г. г.) / В. Н. Лучанинова, Е. В. Крукович, Л. Н. Нагирная и др. // Тихоокеан. мед. журн.- 2003.- № 2 (12).- С. 35−38.
  136. О.Н. Диагностика и прогнозирование психофизиологического состояния человека.- Красноярск: Изд-во КГУ, 1995.-216с.
  137. О.Н. Практикум по Валеологии.- Красноярск: Изд-во КГУ, 1999.- 178с.
  138. А.В. К изучению невротического расстройства у студентов // Здравоохранение Рос. Федерации.-1991.- № 1.- С.29−30.
  139. Мур-Ид М., Салэмен Ф. Внутренняя временная упорядоченность // Биологические ритмы. Т.1.- М.: Мир, 1984.- С.240−247.
  140. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А. Г. Гладкова.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-432с.
  141. А.И. Прогноз функционального состояния студентов на основании типологических различий в группе: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Томск, 2003.- 21с.
  142. А.Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека.- 2001.- Т.27, № 6.- С. 95−101.
  143. .В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии.- СПб: Речь, 2003.- 288с.
  144. Один из способов поведенческой профилактики повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний у спортсменов-медиков / Н. А. Барбараш, М. В. Миляева, Н. П. Тарасенко и др. // Кардиология.- 1995.- № 7.- С. 44.
  145. Л.А. Вопросы эволюционной физиологии.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.- Т.1.-456с.
  146. Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеологические показатели здоровья студентов различных психофизических групп II Валеология.- 2003.- № 4.- С. 16−20.
  147. Особенности психовегетативного обеспечения учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова и др. // Валеология.- 2002.- № 2.-С.35−40.
  148. Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / И. В. Харитонова, Е. Ю. Горкушкина, В. И. Николаев, Б. В. Овчинников // Физиология человека.- 2000.- Т.26, № 3.- С.121−125.
  149. И.П. Павловские клинические среды. Т.1.- М., 1954.- С. 79.
  150. В. Лекарство, организм, фармакологический эффект.- София, 1974.- 240с.
  151. Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологич. журн.- 2003.- Т.24, № 3.- СЛ 16 121.
  152. К. Циркадианые системы: общая перспектива // Биологические ритмы. Т.1.- М., 1984.- С. 22−53.
  153. А.Е. Прогнозирование и коррекция адаптационных реакций военнослужащих в условиях высоких широт на основе индивидуально-типологического подхода: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-СПб, 1996.-25с.
  154. Практикум по валеологии / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов-на-Дону: Изд-во УНИИВ РГУ, 1999.- 194с.
  155. А.Е. Организация биосферы и ее космические связи.- М.: ГЕО-СИНТЕГ, 1997.-239с.
  156. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.- 432с.
  157. Применение Тинростима в комплексной терапии бронхиальной астмы / Т. А. Кузнецова, Г. И. Суханова, Л. И. Яковец, Л. М. Эпштейн // Тихоокеан. мед. журн.- 1999.- № 3.- С. 90.
  158. Психология здоровья населения в России / В. В. Гафаров, В. А. Пак, И. В. Гагулин, А. В. Гафарова.- Новосибирск: СО РАМН, 2002.- 360с.
  159. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова.- Спб: Питер, 2001 .-496с.
  160. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс / А. В. Даян, А. О. Оганнисян, Э. С. Геворкян и др. // Физиология человека.- 2003, — Т.29, № 2.- С.37−43.
  161. Т.В. Психотипологические аспекты адаптации студентов колледжа: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Томск, 2003.- 21с.
  162. Роль индивидуальных особенностей вегетативных реакций при действии адаптогенов на физическую и умственную работоспособность / Т. И. Шустова, Ф. В. Осьминин, В. А. Нибуш и др. // Физиология человека.- 1987.-Т.13, № 4.- С.696−698.
  163. Ш. Б., Сатбаева Р. Ж., Танефельс Т. Н. Влияние экстракта элеутерококка колючего на реакцию Т-системы иммунитета при стресс-воздействии // Здравоохранение Казахстана.- 1987.- № 11.- С.52−55.
  164. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ.- М.: Медицина, I960.- 254с.
  165. Г. Стресс без ди-стресса: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1982, — 128с.
  166. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию // Гигиена и санитария, 2001.- № 4.- С.46−49.
  167. О.Н. Влияние функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем на некоторые психофизиологические характеристики студентов // Материалы междунар. конф. «Теоретические и прикладные аспекты физиологии и психологии в психиатрии».
  168. В ладивосток, 1995.- С.101−106.
  169. А.Д. О физиологических механизмах природных адаптаций животных и человека.- М.: Медицина, 1964.- 365с.
  170. А.Д. Учение о физиологических адаптациях // Экологическая физиология животных. Т.1. Общая экологическая физиология и физиология адаптаций.- Л.: Наука, 1979, — С.79−182.
  171. О.Г. Некоторые теоретические аспекты адаптационных процессов организма: исследования, практическое применение // Валеология.- 1999.- № 2.- С.59- 63.
  172. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гигиена и санитария.- 2002,-№ 1.- С.47−49.
  173. А.П., Чупраков П. Г. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в зависимости от успеваемости // Вятский мед. вест.- 2001.- № 1.- С.39−42.
  174. В.Б., Голикова Ж. В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // Журн. высшей нервной деятельности.- 2001.- Т.51, № 2.- С.166−173.
  175. Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М.: Прогресс, 1982.-260с.
  176. Г. И., Глушко М. А., Киняйкин М. Ф. Коррекция адаптационных реакций Тинростимом-СТ у больных бронхообструктивным синдромом // Тихоокеан. мед. журн.- 2003.- № 4 (14).- С.70−73.
  177. Тормозящий эффект фитоадаптогенных препаратов биоженьшеня, элеутерококка колючего и левзеи сафловидной на развитие опухолей нервной системы у крыс, индуцированных N-нитрозоэтилмочевиной / В.Г.
  178. , В.А. Александров, К.В. Ярененко и др. // Вопр. онкологии.- 1992.-Т.38, № 7/8/9.- С.1073−1080.
  179. В.А., Афтанас Л.И. И.П. Павлов о типах высшей нервной деятельности: индивидуальная эмоциональная реактивность // Бюл. Восточно-Сиб. науч. центра СО РАМН.- 2001, — Т.1, № 1.- С. 83.
  180. С.Н., Шахов В. П., Боровский И. Г. К механизму дифференцированного влияния малых доз адаптогенов на функциональную активность нормальных и трансформированных клеточных элементов in vitro // Биофизика.- 1991.- Т.36, вып.4.- С.624−627.
  181. Функциональное состояние учащихся 11−12 лет в условиях интенсивных учебных нагрузок по данным анализа вариабельности сердечного ритма / Л. Я. Доцоев., A.M. Усынин, Н. И. Вагнер, А. Т. Тутатчиков // Физиология человека, 2003.- Т.29, № 4.- С.62- 65.
  182. Г. Синергетика.- М.: Мир, 1985.- 410с.
  183. И.В., Белогурова Е. А. Изменение психофизиологических характеристик человека во время эмоционального стресса // Междунар. конф. молодых ученых «Актуальные проблемы патофизиологии».- СПб, 2000.- С.129−131.
  184. М.В., Барбараш Н. А. Влияние сезона рождения на личностные особенности, здоровье и эмоциональные стрессы лиц юношеского возраста // Физиология человека.- 2001.- Т.27, № 4.- С.138−140.
  185. .П. Эффективность адаптации и военно-профессионального обучения курсантов училища вертолетной авиации с различным темпом биологического старения: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Саратов, 2000.-21с.
  186. И.И. Кибернетические вопросы биологии.- М.: Наука, 1968.-223с.
  187. О.П., Царегородцев И. Г., Ерохин В. Г. Медицина и общество.-М.: Медицина, 1983.-387с.
  188. Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека.- 2000.- Т.26, № 5, — С.151−152.
  189. Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологич. журн.- 2002, — Т.23, № 1.- С. 118−122.
  190. Энергообмен и спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с разной степенью нейротизма и тревожности в ситуации экзаменационного стресса / Е. А. Умрюхин, Т. Д. Джебраилова, И. И. Коробейникова и др. // Физиология человека.- 2002.- Т.28, № 2.- С.49−54.
  191. Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. А. Карелина, — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Т.1.- 312с.
  192. И.Н., Григорьева Н. Ф. Гепатозащитные свойства экстракта родиолы жидкого // Эксперимент, и клинич. фармакология.- 2002.- Т.65, № 6.- С.57−59.
  193. Ashoff, Gereche U., Wever R. Desynchronization of human circadian rhythm // Sap. J. Pf Physiology.- 1967.- Vol.17.- P.450−457.
  194. Burke R. Beliefs and fears underlying type A behavior: what makes Sammy run so fast and aggressively? // J. hum. stress.- 1984.- № 10.- P.174−182.
  195. Chang Edvard C. Hope, problem solving ability and coping in a college student population // J. Chin. Psycol.- 1998.- Vol.54, № 7.- P.953−962.
  196. Chiang C.L., Cohen R.D. How to measure health: A stochastic model for an index of health // Internat. J. Epidemiol.- 1973.- Vol.2, № 1.- P.7−13.
  197. Eysenk H.J. The biological basis of personality.- Spring-field, II.: Thomas, 1967.-324p.
  198. Eysenk H.J. Dimensions of personality: The biosocial approach to personality
  199. Explorations in temperament: International perspectives on theory and measurement / Eds. Strelau J., Angleitner A.- N.-Y.: Plenum, 1990.- P.87.о
  200. Freedman M., Rosenman R. H. Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings // J. Amer. Med. Assoc.- 1959.- № 169,-P.1286−1296.
  201. Fredman M., Brown A.E., Rosenman R.H. Voice analysis test for detection of behavior pattern: responses of normal men and coronary patients // J. Amer. Med. Assoc.- 1969.- № 208.- P.828−836.
  202. Halberg F. Quo vadis basic and clinical chronobiology: promise for health maintenance // Amer. S. Anat.- Vol.168.- 1983, — P.543−594.
  203. Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotions, personality and arousal // Neuropsychology.- 1993.- Vol.7.- P.476.
  204. Jenkins C.D. Recent evidence supporting psychologic and social risk factors for coronary disease // N.Engl. J.Med.-1976.- № 294.- P.987−994, 1033−1038.
  205. Lowler A. Types of vegetative reactions on physical and information strain // Personality and Individual Differences.- 1982.- Vol.3.- P.324−327.
  206. Mangina C.A. Developmental psychophysiology of learning abilities and disabilities: effective diagnosis and treatment//Inter. J. Psychophysiol., 1989.-Vol.7, № 2−4.- P.305.
  207. Matthews G. Extraversion and levels of control of sustained attention // Acta Psych.- 1989.- Vol.70.-P.129.
  208. Physical fitness a. all cause mortality / Blaire S., Копе H., Paffenberger R. et al. // J. Amer. Med. Assoc.- 1989.- № 17.- P.2395−2401.
  209. Ragland D., Brand R. Type A behavior and mortality from coronary heart disease //N. Engl. J. Med.- 1988.- № 318, — P.65−69.
  210. Rosenman R.H., Brand R., Jenkins C.D. Coronary heart disease in the Western collaborative group study: final follow-up experience of 81/2 years // J. Amer. Med. Assoc.- 1975.- № 223.- P.872−877.
  211. Rosenman R.H., Friedman M., Straus R. A predictive study of coronary heart disease: The Western collaborative group study // J. Amer. Med. Assoc.- 1964.189.-P. 15−22.
  212. Rowland K.F., Sokol B.A. A rewiew of research examining the coronary-prone behavior pattern // J. hum. stress.- 1977, — № 3.- P.26−33.
  213. Selye H. Stress reaction // American scientist.- 1973.- Vol.62.- P.642−649.
  214. Sparacino J. The type a behavior pattern: a critical assessment // J. hum. stress.- 1979.- № 5.- P.37−51.
  215. Strelau J. Temperament. A psychological perspective.- N.Y.- London: Plenum press, 1998.- 478p.
  216. Taylor J. Anxiousness.- N.Y.: Plenum press, 1953.- 365p.
  217. Считаю своим долгом выразить благодарность д.б.н., профессору В. М. Колдаеву за консультации по вопросам статистической обработки результатов исследования.
Заполнить форму текущей работой