Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества речевой информации с учетом действия акустических шумов транспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разборчивость и качество речи могут быть увеличены путём использования полосовых фильтров с крутыми скатами (до 6 дБ/Гц) амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Такую крутизну скатов АЧХ обеспечивают только цифровые фильтры, которые чаще выполняются на микропроцессорах, например ADSP-2181 с программным обеспечением на 8 основе быстрого преобразования Фурье (БПФ). Однако и цифровые фильтры… Читать ещё >

Содержание

  • Список основных сокращений
  • Глава 1. Анализ методов и средств повышения качества речевой 9 информации
    • 1. 1. Состояние вопроса на железных дорогах Вьетнама
    • 1. 2. Перспективные системы железнодорожной радиосвязи
    • 1. 3. Анализ развития сотовых систем подвижной связи Вьетнама
    • 1. 4. Определение разборчивости и качества речевой информации
    • 1. 5. Вывод по главе: Перечень актуальных задач, подлежащих исследованию
  • Глава 2. Разработка узкополосного синтетического способа передачи 32 речевых сигналов для повышения их разборчивости и качества
    • 2. 1. Экспериментально снятый спектр акустического шума тепловоза
    • 2. 2. Синтетический способ цифровой передачи PC
    • 2. 3. Структурная схема передающей стороны разработанного вокодера
    • 2. 4. Структурная схема приемной стороны разработанного вокодера
    • 2. 5. Возможность дальнейшего уменьшения скорости цифровой передачи 44 речевых сигналов
    • 2. 6. Принципиальная схема передатчика частотной составляющей PC
    • 2. 7. Принципиальная схема приемника частотной составляющей PC
    • 2. 8. Макет экспериментальной установки
    • 2. 9. Экспериментальная проверка зависимости кривой СПМ и приёмопередатчика в целом
    • 2. 10. Выводы по главе
  • Глава 3. Невокодерые способы повышения разборчивости и качества речевых сигналов в радиостанциях подвижной железнодорожной радиосвязи
    • 3. 1. Возможности вейвлет-анализа для обработки зашумленного речевого сигнала
    • 3. 2. Адаптивная компенсация акустических шумов
    • 3. 3. Выделитель опорного шума для адаптивной компенсации шумов
    • 3. 4. Оптимизация АЧХ ЭАТ передатчика ЖР для повышения разборчивости и качества речи при воздействия АШ локомотива
    • 3. 5. Цифровая фильтрация акустических шумов и электрических помех
    • 3. 6. Выводы по главе
  • Глава 4. Повышение разборчивости и качества речевых сигналов за счёт помехоустойчивости подвижной радиосвязи
    • 4. 1. Постановка задачи исследования
    • 4. 2. Точное описание под- и надпороговой области ЧМ
    • 4. 3. Линейный демодулятор ЧМ сигналов, улучшающий разборчивость 101 речи
    • 4. 4. Альтернативное определение «обобщенного выигрыша системы»
    • 4. 5. Повышение разборчивости и качества речи за счёт исключения действия станционной многолучёвости на систему связи
    • 4. 6. Исследование помехоустойчивости косвенной ЧМ
    • 4. 7. Повышение помехоустойчивости приёма ЧМ сигналов за счёт исключения преобразования паразитной AM в ФМ в приёмнике
    • 4. 8. Выводы по главе
  • Глава 5. Увеличение помехоустойчивсти приёма радиосигналов и качества речи в ЖР за счёт управляемого слогового компандирования
    • 5. 1. Управляемое слоговое компандирование, рекомнендованное МККР
    • 5. 2. Разработка метода УСК без сокращения полосы частот речевого сигнала и с меньшим уровнем нелинейных искажений
    • 5. 3. Разработка УСК без по днесущей для ЖР
    • 5. 4. Выигрыш в помехоустойчивости системы связи с ЧМ при использовании УСК
    • 5. 5. Исключение сокращения полосы частот PC в УСК путём деления/умножения в 2 раза его полосы частот
    • 5. 6. Однополосная передача ЧМ колебания поднесущей
    • 5. 7. Реализация УСК
    • 5. 8. Выводы по главе 5
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Литература
  • Приложения

Список основных сокращений

АДИКМ — адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция

АУДП — автоматическое управление движением поездов

АЦП — аналого-цифровый преобразователь

АШ — акустический шум

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика

ВНП — внутренний национальный продукт

ЖР — железнодорожная радиостанция

ИКМ — импульсно-кодовая модуляция

МККР — международный консультативный комитет по радиосвязи

МПУ — устройство программного управления

НТТМ — научно-техническое творчество молодёжи

ОБП AM — одна боковая полоса AM колебания

ПРС — поездная радиосвязь

PC — речевой сигнал

САПР — система автоматизированного проектирования

СКО — среднее свадратическое отклонение

СПМ — спектральная плотность мощности

ССПС — сотовая система подвижной связи

СЧД — стандартный частотный детектор

ТДМА — многостанционный достуа с временным разделением каналов

ТМУ — тракт микрофонного усиления

УПЧ — усилитель промежуточной частоты

УСК — упрявляемое слоговое компандирование

УСПС — универсальная система подвижной связи

УСПС-Т — универсальная система подвижной связи для транспорта

ФСС — фильтр сосредоточенной селекции

ФЧХ — фазо-частотная характеристика

ЦАП — цифро- аналоговый преобразователь

ЦОС — цифровая обработка сигналов ЧИМ — частотно-импульсная модуляция ТТТИМ — широтно-импульсная модуляция ЭАТ — электроакустический тракт ЭП — электрическая помеха CD — кепстральное расстояние

DAM — Диагностическая мера приемлемости (Diagnostic Acceptability Measure) DRT — Диагностический рифмованный тест (Diagnostic Rhyme Test) ECTS — система безопасности и управления движением поездов ERTMS — единая система управления железнодорожными перевозками ETSI-SMG — Европейский институт стандартов связи — специальная группа подвижной связи

LPC — кодер с линейным предсказанием

MOS — среднее знаяение мнений

S/N — отношение сигнал/шум

SG S/N — сегментальное отношение сигнал/шум

Повышение качества речевой информации с учетом действия акустических шумов транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы свыше 50% всех публикаций в Европе, США и Японии по цифровой передаче речи посвящено увеличению качественных показателей кодеров, работающих на низких скоростях передачи (4,8 кбит/с и ниже).

В экстремальных условиях качество информации железнодорожной радиосвязи может определить исход опасной ситуации для движения поезда.

Снижение качества речевой информации определяется акустическими шумами локомотива и электропомехами различного происхождения.

Акустические шумы порождаются работающими двигателями локомотива, уровень которых доходит до 100 дБ. Шумовая защита микрофона недостаточно ослабляет их проникновение в систему связи, отчего разборчивость и качество речи машиниста в ней низкое.

Электропомехи особенно велики при энергоснабжении переменным током напряжения 25 кВ. Электропомехи, возникающие при электрической дуге между контактной сетью и токоприёмником (пантографом) дают сильные трески и щелчки на выходе радиотелефона локомотивной радиостанции. На их фоне речь почти не различима. Уровень этих помех перекрывает диапазон телефонного канала. В то же время на низких частотах, не превышающих 300 Гц, ощущается значительное влияние проникающих в канал гармоник частоты 50 Гц напряжения контактной сети и низкочастотных помех, связанных с переключением режимов работы в виде скачков тока сильноточных электроагрегатов электровозов (электродвигателей, компрессоров и др.).

Разборчивость и качество речи могут быть увеличены путём использования полосовых фильтров с крутыми скатами (до 6 дБ/Гц) амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Такую крутизну скатов АЧХ обеспечивают только цифровые фильтры, которые чаще выполняются на микропроцессорах, например ADSP-2181 с программным обеспечением на 8 основе быстрого преобразования Фурье (БПФ). Однако и цифровые фильтры не исключают помех и шумов, находящихся в полосе частот речевого сигнала. Это могут сделать адаптивные компенсаторы шумов. Последние пока не находят широкого применения на практике из-за трудности получения опорного шума. В данной работе предлагаются методы его получения. Весьма эффективной и перспективной является обработка зашумленного сигнала с помощью нового преобразования — вейвлет-преобразования. Повышение качества приёма речи способствует увеличение помехоустойчивости железнодорожной радиосвязи, чему так же следует уделить серьёзное внимание. В цифровой системе стандарта TETRA, внедряемой на железнодорожном транспорте, используется низкоскоростная передача цифровой информации (4,8 кбит/с) и вокодер с линейным предсказанием, что позволяет эффективно снизить акустические шумы методом фильтрации. Целесообразна более узкополосная передача речевых сигналов, для практически полного устранения акустических шумов и помех. Эти вопросы решаются в данной работе.

5.8. Выводы по главе 5.

1. Для увеличения качества речи выхода ЖР при использовании УСК предложено.

1.1) поднесущую частоту ЧМ-колебания канала управления выбирать ниже тонального диапазона частот, который является свободным;

1.2) исключить поднесущую частоту, а слоговой огибающей осуществлять ЧМ непосредственно колебания несущей частоты передатчика. При этом целесообразно с точки зрения энергетики иметь два раздельных усилителя:

— усилитель ЧМ колебания слоговой огибающей (канала управления);

— усилитель ЧМ колебания компрессированного PC.

1.3) уменьшить полосу частот в 2 раза путём формирования 0,5 ОБП AM и когеркнтного детектирования последнего на передающей стороне, а так же формирования 0,5 ОБП AM и умножения полосы частот последнего в 2 раза с последующем когерентным детектированием на приёмной стороне. При этом освобождается половина полосы PC, по которой можно передавать не только ЧМ-колебание поднесущей, но и другую информацию.

За счёт деления-умножения частоты в 2 раза полоса частот PC восстанавливается и его качество практически не меняется.

1.4) при цифровой передаче PC с УСК поднесущую предложено брать равной 3700 Гц > Fmax = 3400 Гц, т. е. выше спектра PC и тем самым исключать сокращение полосы частот последнего.

2. Для увеличения помехоустойчивости на 6 дБ за счёт УСК предложено в канале управления использовать ОБП ЧМ.

3. Исследованы принципиальные схемы элементов УСК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Оптимизирована амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) электроакустического тракта по критерию минимума акустических шумов транспортного средства в этом тракте, что повысило разборчивость речи на 10%. Аппроксимирована данная АЧХ методом наименьших взвешенных квадратов. Показано, что погрешность аппроксимации наименьшая (0,5%), если в качестве весовых коэффициентов используются уровни ощущения формант речи.

2. Предложены методы получения опорного шума, решающие проблему адаптивной компенсации акустического шума локомотива, попадающего в микрофон машиниста:

— аппаратный метод;

— метод вейвлет-преобразования.

3. Предложены методы повышения качества компандированной речи, исключающие сокращение её полосы частот:

— передача слоговой огибающей на поднесущей 150 Гц вместо 2850 гц;

— передача слоговой огибающей на несущей частоте передатчика, исключив вообще поднесущую;

— деление в 2 раза полосы частот речевого сигнала на передающей стороне и восстановление её (путём умножение в 2 раза) на приёмной стороне. Это позволяет в полосе частот речевого сигнала передавать дополнительную информацию.

4. Уточнено уравнение для оценки помехоустойчивости (и качества речи) тракта передачи информации с модернизированным управляемым компандированием, что позволило определить помехоустойчивость УСК при поднесущей частоте fn — 150 Гц.

5. Разработан новый механизм прохождения помех в виде паразитной AM на выход приёмника ЧМ сигналов и на его основе разработаны рекомендации по их исключении, что существенно повышает качество речевой информации.

6. Предложен метод, исключающий понижение в 3 раза помехоустойчивости приёма ЧМ сигналов с предыскажением 6 дБ на октаву.

7. Экспериментально получена спектральная характеристика акустических шумов локомотива, из которой следует, что АШ имеют максимум на частоте 300 Гц и перекрывают весь тональный (разговорный) диапазон частот.

8. Для наиболее эффективной фильтрации АШ предложено передавать не полный речевой сигнал (PC), а только его огибающую и частотную составляющую, каждая из которых занимает полосу частот в 31 раз меньшую полосы частот полного PC. На приёмной стороне по этим составляющим синтезируется исходный PC.

9. Экспериментально получена спектральная характеристика частотной составляющей PC, подтвердаюшая названный выигрыш в полосе частот, что явилось основанием для разработки соответствующего вокодера PC.

10. Разработан в соавторстве макет цифрового вокодера с передачей огибающей и частотной составляющей PC, позволяющий организовать в полосе частот поездной радиосвязи 6 цифровых канала, в то время как при передаче полного PC невозможно организовать и одного цифрового канала. Аналоговых же каналов может быть около 14. Разработанный макет данного вокодера успешно демонстрировался в работе перед государственной аттестационной комиссией при защите дипломного проекта, на всероссийской выставке НТТМ в 2001 и 2002 г. г. и авторы удостоены медали и дипломов Минобразования РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Развитие железных дорог Вьетнама на современном этапе Ханой: УМК МТ, 2001.
  2. Г. В., Ромашкова О. Н., Чан Туан Ань. Качество управления речевым трафиком в телекомуникационных сетях // Под редакции Г. В. Горелова.-М.:Радио и связь, 2001.
  3. О. Н. Перспективы применения сотовых систем подвижной связи на железнодорожном транспорте //Автоматика, связь, информатика 2001 № 4, С. 23−26.
  4. Д. В. и др. Устройства железнодорожной автоматики и связи М.: Транспорт, 2002, 4.2.
  5. Г. А. Эффективный алгоритм кодирования речевого сигнала на скорости 4,8 кбит/с и ниже. // «Зарубежная радиоэлектроника», 1996, № 3 -С. 52−68.
  6. А. А., Захаров А. В. Способ низкоскоростной передачи речевых сигналов // Труды IV Международной НТК «Перспективные технологии в средствах передачи информации ПТСПИ 2001», Владимир-Суздаль, 15−17 авг. 2001 г., С. 89−91.
  7. А.С. 1 128 397. Система связи с однополосной модуляцией сигналов// А. А. Волков. Приоритет от 12.09.83
  8. А.С. 1 030 979. Система связи // А. А. Волков. Приоритет от 27.04.83
  9. Ю.Величкин А. И. Теория дискретной передачи аналоговых сообщений. -М.1. Сов. радио, 1970.
  10. И.И., Дежурный И. И. Есть ли будущее у систем FDMA//5-fi бизнес-форум «Мобильные системы-2000» М.:2000. т.2.-с. 152−158
  11. И.И., Дежурный И. И., Козленко Н. И. Аналоговый вокодер интегрального типа// Электросвязь, № 12, 2001, С. 20−24.
  12. Нгуен Кань Лам, Кузнецов С. Н. Цифровой вокодер // Материалы НТК МИИТа «Неделя науки-2002" — М.: МИИТ, 2002 (в печати).
  13. М.В. Однополосная модуляция в радиосвязи -М.:Воениздат, 1972.
  14. Нгуен Кань Лам, Кузнецов С. Н. Использование вейвлет-анализа для обработки зашумленного речевого сигнала // Материалы НТК МИИТа «Неделя науки-2002"-М.: МИИТ, 2002 (в печати).
  15. Дьяконов В. Simulink. Специальный справочник. -Спб.: 2002.
  16. С. В. Вейвлет-синтез в задачах безопасности речевой связи // Международный форум информатизации. МФИ-2000.-Москва: Международная академия информатизации- Тезисы НТК Телекоммуникационные и вычислительные системы, С. 213.
  17. В., Ланнэ А., Черниченко Д. Матлаб для DSP. Использование GUTWAVEMENU для решения инженерных задач. Интернет: http://www/chipinfo.ru/literature/chipnews/20 006/2.html/
  18. Нго Куанг Минь. Исследование эффективности адаптивных линейных предсказателей речи для низкоскоростных кодеков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук.-М.:1997. Научный руководитель: Д.т.н., профессор Фомин А. Ф.
  19. . и др. Адаптивные компенсаторы помех. Принципы построения и применения // ТИИЭР, 1975, Т. 63, № 12, С. 69−98.
  20. Адаптивная компенсация помех в каналах связи/ Ю. И. Лосев, А. Г. Бердников, Э. Ш. Гойхман, Б.Д.Сигов- Под ред. 1 Лосева.-М.: Радио и связь 1988.-208 С.
  21. Ю.К. Случайные сигналы в радиотехнике.- К: Вища школа, 1986.-126 С.
  22. А. А. Оптимизация АЧХ ЭАТ системы связи трпнспортного средства // Электросвязь № 3, 1993, С. 24−25.
  23. И.М., Ковешников В. П. Особенности расчета разборчивости электроакустического тракта о ларингофонами. Вопросы радиоэлектроники. Серия 1110. Вып. II 55, 1980, С. 45.
  24. В. К., Янпольский А. А. Расчетные графики и таблицы по электроакустике. М-Л.: Госэнергоиздат, 1974.
  25. В. Г. Задаци цифровой обработки // Методические указания. Ч. 2-М.: МИИТ, 1999.-40С.
  26. Зильберман-Мягков Я. С, Осипов Л. А, Давыденко В. И, Баданин П. А. Цифровой фильтр для поездной радиосвязи // Автоматика, связь, информатика 2002, № 3, С. 36−38.
  27. Г. В., Фомин А. Ф., Волков А. А., Котов В. К. Теория передачи сигналов на ж. д. транспорте. -М.: Транспорт, 2000.
  28. А. А., Казимир А. А., Ефремов А. Н. Беспороговый демодулятор ЧМ сигналов // Тезисы доклада на международной конференции (МФИ-99)-М.:1999, С. 76−78.
  29. А.А., Нгуен Кань Лам, Кузнецов С. Н. Ещё раз о пороге ЧМ // Материалы 12 Межрегиональной НТК им. А.С. Попова-М.: 2002, С. 29.
  30. А. А. Способ исключения порога ЧМ //Автоматика, связь, информатика 1998 № 7, С. 6−7.
  31. . Р. Теоретические основы статической радиотехники. -М.: Сов. Радио, т.1, 1974−350с- т.2, 1974−275с- т. З, 1976−391С.
  32. А.А., Нгуен Кань Лам. Особенности помехоустойчивости приёма ЧМ сигналов с предыскажением // Труды IV Международной НТК «Перспективные технологии в средствах передачи информации ПТСПИ 2001», Владимир-Суздаль, 15−17 авг. 2001 г., С 88−89.
  33. А. А., Нгуен Кань Лам. Новая возможность повышения помехоустойчивости железнодорожной радиосвязи //Автоматика, связь, информатика 2001 № 12, С 8−10.
  34. Л. Я., Дорофеев В. М. Помехоустойчивость приёма ЧМ сигналов.-М.: Связь, 1997.163
  35. Г. В., Волков А. А., Шелухин В. И. Каналообразующие устройства железнодорожной телемеханики и связи, -М.: Транспорт, 1994. -С. 101−109.
  36. М. Д., Волков А. А., Горелов Г. В. Управляемое слоговое компандирование сигналов в системах передачи информации. М.: Тип. МИИТа, 1995.
  37. А. А., Нгуен Кань Лам. К вопросу повышения помехоустойчивости железнодорожной радиосвязи // Автоматика, связь, информатика 2002 № 8, С 21−23
  38. М. Д., Волков А. А., Нгуен Кань Лам. Способы повышения качества компандированных речевых сигналов // Материалы 12 Межрегиональной НТК им. А.С. Попова-М.: 2002, С. 21−24.
  39. А.С. 1 753 578 (СССР) МКИ НОЗс, 1/52. Формирователь однополосного сигнала / А. А. Волков. Приоритет от 12.01.90.
  40. А. А. Истинная однополосная угловая модуляция // Электросвязь, 2000 № 10, С. 42−44.
  41. А. А. Потенциальная помехоустойчивость системм связи с однополосной и двухполосной угловой модуляцией // Изв. Вузов СССР. Сер. Радиоэлектроника, 1985 № 3, С. 35−39.
  42. А.с. 1 463 156 (СССР), МКИ Н04 В 7/00. Система связи / А. А. Волков. Приоритет от 30.06.86.44.3юко А. Г. Помехоустойчивость и эффективность систем связи.- М.: Госэнергоиздат, 1972.
  43. А. А. Сигтез оптимального передатчика однополосного-компандированных сигналов // Известия ВУЗов СССР. Серия Радиоэлектроника, 1991, № 1, С. 91 -94.
  44. Е.А. Импульсные усторйстав на микросхемах.- М.: Радио и связь, 1991.
  45. М. Л., Липин Г. В. Оценка эффективности оптимальной частотной характеристики электроакустического тракта.- Техника средств связи, вып. II (55). М.: Серия ТПС, 1980, С. 45−49.
Заполнить форму текущей работой