Система автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов судовых энергетических установок
В настоящее время проблеме контроля продольных колебаний уделяется все большее внимание. Таким образом, в требованиях ряда классификационных обществ имеются разделы, посвященные расчёту и измерениям продольных колебаний судовых валопроводов. Надо сказать, что Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) также ведутся работы по разработке требований относительно продольных колебаний. Помимо… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ГРЕБНОЙ ВИНТ. АНАЛИЗ ОСЕВЫХ ЗНАКОПЕРЕМЕННЫХ УСИЛИЙ И ПРОДОЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ВАЛОВ СЭУ
- 1. 1. Гидродинамические нагрузки на гребной винт
- 1. 2. Продольные’колебания валов судовых энергетических установок
- 1. 3. Анализ характерных повреждений элементов СЭУ, вызванных влиянием продольных колебаний валов
- 1. 4. Силы вызывающие продольные колебания
- 1. 4. 1. Осевые усилия, возникающие со стороны двигателя
- 1. 4. 2. Осевые усилия, возникающие со стороны гребного-винта
- 1. 4. 3. Осевые усилия, возникающие от переменного упора гребного винта, вследствие влияния морского волнения
- 1. 5. Методы аналитического исследования продольных колебаний валов судовых энергетических установок
- 1. 5. 1. Классический метод расчёта продольных колебаний
- 1. 5. 2. Операционный метод расчета продольных колебаний
- 1. 5. 3. Исследование продольных колебаний с позиции теории упругих сред
- 1. 5. 4. Моделирование продольных колебаний
- 2. 1. Датчики механических напряжений валов судовых энергетических установок
- 2. 1. 1. Тензорезисторные преобразователи
- 2. 1. 2. Магнитоупругие преобразователи
- 2. 2. Датчики продольных колебаний линии валопровода
- 2. 2. 1. Датчики с разветвлёнными магнитными цепями рабочей и компенсационной частей
- 2. 2. 2. Датчик с разделенными магнитными цепями рабочей и компенсационной частей
- 2. 2. 3. Датчики с общей магнитной цепью рабочей и компенсационной и компенсационной частей
- 2. 2. 4. Акустические преобразователи линейных перемещений
- 2. 2. 5. Волоконно-оптический датчик линейных перемещений
- 2. 3. Системы измерения продольных колебаний и осевых усилий линии валопровода
- 2. 3. 1. Система продольных колебаний AVM-KM
- 2. 3. 2. Система измерения линейных перемещений
- 2. 3. 3. Система измерения крутящего момента, упора, частоты вращения и мощности на гребном валу Kyama Shaft Power Meter (КРМ)
- 3. 1. Принцип действия магнитоупругого датчика упора и продольных колебаний
- 3. 2. Динамические характеристики ТМУП осевых усилий
- 3. 3. Устройство и конструкция магнитоупругого преобразователя упора и продольных колебаний
- 3. 4. Влияние крутящего м<�эмента на выходной сигнал ТМУП осевых усилий --------------------------------------------------------------------------------------------ЮЗ
- 3. 5. Линейно-кольцевой магнитоупругий датчик упора и продольных колебаний
- 3. 6. Комплексный магнитоупругий датчик упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ
- 3. 7. Функциональная и принципиальная схемы системы измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ
- 1. 1. Экспериментальное исследование статических характеристик
- 4. 1. 2. Экспериментальное исследование влияния крутящего момента на выходной сигнал ТМУП осевого усилия
- 4. 1. 3. Натурные испытания системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ
Система автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов судовых энергетических установок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При вращении гребного винта развивается упор, — сила, под действием которой осуществляется движение судна[43]. Однако управление судовой энергетической установкой (СЭУ) осуществляется в основном при помощи таких величин как: п1} - частота вращения двигателя и гребного винтаМкркрутящий моментР — мощность двигательной установки. При этом упор гребного винта определяется косвенным путем при помощи винтовых характеристик.
Пульсации упора гребного винта приводят к возникновению продольных колебаний. В ряде случаев продольные колебания приводят к серьезным поломкам элементов СЭУ.
Систематические исследования продольных колебаний начались в 40-ые годы двадцатого века. Однако в виду отсутствия надёжных систем измерения упора и продольных колебаний их исследования проводились крайне редко. В основном для измерения упора гребного винта и продольных колебаний использовались тензорезисторные или индуктивные преобразователи.
В настоящее время проблеме контроля продольных колебаний уделяется все большее внимание. Таким образом, в требованиях ряда классификационных обществ имеются разделы, посвященные расчёту и измерениям продольных колебаний судовых валопроводов. Надо сказать, что Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) также ведутся работы по разработке требований относительно продольных колебаний. Помимо этого в настоящих требованиях РМРС указано, что современные системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) должны обеспечивать изменение знака и величины упора гребного винта [69], аналогичные требования предъявляются и для подруливающих устройств систем динамического позиционирования.
В международной конвенции СОЛАС глава 5, правило 19, имеются требования к оснащению судов навигационными системами и оборудованием, согласно которых все суда, построенные после 1 июля 2002 г. и валовой вместимостью 500 и более р.т., должны иметь индикаторы усилия и направления упора гребного винта и если возможно усилия и направления упора подруливающего устройства [44].
Таким образом, появляется необходимость измерения, упора гребного винта, однако в настоящее время такие измерения производятся весьма редко. Прежде всего, это связано с тем, что необходимо измерять механические напряжения, вызванные влиянием упора гребного винта при его вращении. Так как гребные валы обладают значительнымзапасом прочности, то их упругие деформации, особенно в продольном направлении, ничтожны, что затрудняет преобразование этих деформаций в электрический сигнал.
В результате этого задача надёжного измерения, упора гребноговинта и продольных колебаний до настоящего времени не имеет удовлетворительного технического решения.
На основании вышеизложенного была определена необходимость разработки системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) Исследование гидродинамических нагрузок на гребной1 винт и определение причин возникновения продольных колебаний валов СЭУ.
2) Анализ методов аналитического исследования продольных колебаний.
3) Сравнительный * анализ датчиков И' систем измерения упора и продольных колебаний.
4) Определение статических и динамических характеристик трансформаторного магнитоупругого преобразователя (ТМУЦи осевого усилия.
5) Разработка магнитоупругого датчика с малой чувствительностью к магнитной неоднородности материала’вала.
6) Разработка функциональной' и принципиальной* схемы системы измерения>упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ.
7) Проведение экспериментальных исследований системы измерения упора и продольных колебаний.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования, основанные на теории электромагнитного поля, теории вероятности и математической статистики, теории механических колебаний и теории упругих сред с распределенными параметрами, а так же методах математического моделирования.
Экспериментальные исследования проводились в лаборатории «Элементы и функциональные устройства судовой автоматики» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова». Натурные испытания системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний были проведены на танкере-химовозе, дизель-электроходе «Stolt Stream» .
Научная новизна диссертационной работы.
Научные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:
1. Предложена методика расчета продольных колебаний, в которой вал рассматривается как упругая механическая система с распределенными упруго-массовыми параметрами.
2. Аналитическим, расчетным и экспериментальным методами доказано отсутствие влияния крутящего момента на выходной сигнал магнитоупругого датчика упора.
3. Результаты экспериментальных исследований позволили установить: линейную зависимость выходного сигнала трансформаторного магнитоупругого преобразователяотсутствие влияния крутящего момента на выходной сигнал ТМУП осевого усилия;
— значительное уменьшение влияния магнитной неоднородности материала вала в линейно-кольцевом и комплексном магнитоупругих датчиках.
Практическое значение работы состоит в следующем:
1. Разработаны линейно-кольцевой и комплексный магнитоупругие датчики осевого усилия, которые позволяют значительно снизить влияние магнитной неоднородности материала вала;
2. Разработана система автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ на основе ТМУП осевого усилия.
Внедрение данной системы позволит предотвратить работу СЭУ в режиме сильно развитых продольных колебаний и, как следствие, поможет предотвратить преждевременные поломки их элементов.
Достоверность полученных теоретических результатов и выводов базируется на использовании фундаментальных законов и положений теорий: электромагнитного поля, вероятности и математической статистики, механических колебаний и теории упругих сред с распределенными параметрами, а так же удовлетворительным совпадением результатов расчетов с данными, полученными при лабораторных и натурных испытаниях.
Достоверность результатов экспериментов" обеспечена использованием современных средств измерения и регистрации, и необходимым уровнем воспроизводимости, повторяемости результатов измерения.
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационной работы < докладывались и обсуждались на следующих конференциях:
1. Научно-технических конференциях профессорско-преподавательского — состава, научных сотрудников и курсантов ФГОУ ВПО.
Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова 2003;2009 гг. г. Санкт-Петербург.
2. Конференции профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования г. СанктПетербурга, 2007 г.
3. Восьмой сессии международной научной школы «Фундаментальные и прикладные проблемы надежности и диагностики машин и механизмов» Учреждение Российской академии наук Институт проблем машиноведения РАН, 2007 г., г. Санкт-Петербург.
4. Секции электротехники и автоматизации научно-технического совета Федерального государственного учреждения Российский Морской Регистр Судоходства, 2008 г. г. Санкт-Петербург.
5. Российской конференции с международным участием «Технические и программные средства управления, контроля и измерения» Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2008. г. Москва.
6. Второй международной научно-практической конференции «Измерения в современном мире — 2009». Российская метрологическая академия, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2009 г. СанктПетербург.
7. Международной научно-технической конференции «Наука и образование — 2009». Мурманский государственный технический университет, 2009 г. Мурманск.
8. X Международной научно-технической конференции «Интеллектуальные электромеханические' устройства, &bdquo-системы и комплексы». Южно-Российский Государственный технический университет. 2010 г. Новочеркасск.
Аннотация работы по главам.
В первой главе диссертационной работы приведен обзор гидродинамических нагрузок на гребной винт и анализ сил вызывающих продольные колебания валов СЭУ. Выполнен анализ характерных повреждений элементов СЭУ, вызванных влиянием продольных колебаний, валов. Проведен анализ методов аналитического исследования продольных колебаний, на основании, которого предлагается рассматривать вал с позиции теории упругих сред.
Вторая глава посвящена датчикам и системам измерения осевого усилия и продольных колебаний валов СЭУ. В результате выполненного анализа датчиков и систем измерения осевого усилия и продольных колебаний для измерения упора гребного винта и продольных колебаний в качестве первичного преобразователя предлагается использовать трансформаторный магнитоупругий преобразователь.
Третья глава посвящена вопросам разработки системы измерения упора гребного винта и продольных колебаний на основе использования ТМУП. Для уменьшения вредного влияния магнитной неоднородности материала вала предложено использование линейно-кольцевого и комплексного магнитоупругого датчиков.
В четвертой главе приведены данные экспериментальных и натурных исследований системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Методика расчета продольных колебаний, при которой вал рассматривается с позиции теории упругих сред с распределенными упруго-массовыми параметрами. ,.
2. Результаты теоретического исследования влияния крутящего момента на выходной сигнал магнитоупругого датчика упора гребного винта.
3. Система автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ. 1.
4. Результаты экспериментальных исследований системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов СЭУ.
Во время работы над диссертацией коллективом авторов: Жадобин Н. Е.,.
Крылов А.П., Лебедев А. И. и Труштин А. Г. были разработаны и защищены патентами на изобретения, следующие новые устройства:
1. Пат. № 2 326 355 Российская Федерация, МПК С2 001Ъ 1/12.
Устройство для измерения крутящего момента на вращающихся валах / Жадобин Н. Е., Крылов А. П., Лебедев А.И.- заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО Государственная Морская Академия им. адм. С. О. Макарова. — № 2 006 116 740/28 — заявл. 15.05.2006 — .опубл. 10.06.2008, Бюл. № 16. — 4 с.: ил.
2. Пат. № 2 343 088 Российская Федерация, МПК С2 В63Н 21/22, в08С 25/00. Устройство управления судовой энергетической дизельной установкой / Жадобин Н. Е., Крылов А.П.*, Лебедев А. И. — заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО Государственная Морская Академия им. адм. С. О. Макарова. — № 2 006 116 742/11 — заявл. 15.05.2006 — опубл. 10.01.2009, Бюл. № 1. — 5 с.: ил.
3. Пат. № 2 354 942 Российская Федерация, МПК 001Ъ 5/12. Устройство для измерения осевого усилия во вращающихся валах / Н. Е. Жадобин, А. П. Крылов, А. И. Лебедев, А. Г. Труштин.- заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО Государственная Морская Академия им. адм. С. О. Макарова. — № 2 007 135 035/28 — заявл. 20.09.2007 — опубл. 10.05.2009. Бюл. 13.;
5. Пат. 2 354 941 Российская Федерация, МПК вОНЛ 5/12. Устройство для измерения осевого усилия и частоты вращения во вращающихся валах / Н. Е. Жадобин, А. П. Крылов, А. И. Лебедев, А. Г. Труштин. заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО Государственная Морская Академия им. адм. С. О. Макарова. — № 2 007 135 036/28 — заявл. 20.09.2007 — опубл. 10.05.2009. Бюл. 13. Идея разработки перечисленных выше устройств принадлежит д.т.н., профессору Жадобину Н. Е., автору диссертации принадлежит разработка функциональных схем перечисленных выше устройств.
Помимо этого автором диссертации разработано и защищено патентом на изобретение новое устройство:
Пат. 2 380 667 Российская Федерация, МПК 001Ь 3/10. Устройство для измерения крутящего момента и осевого усилия во вращающихся валах / А. И. Лебедев. Заявитель и патентообладатель Лебедев А. И. — № 2 008 142 332/28 — заявл. 24.10.2008 — опубл. 27.10.2010 Бюл. 3. при разработке, которого автор диссертации использовал свои идеи й разработками полученными им единолично.
Данные устройства позволили разработать систему автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний судовых энергетических установок на основе трансформаторных магнитоупругих преобразователей осевого усилия, обладающей бесконтактным методом съема сигнала, высокой помехоустойчивостью, надежностью и малой инерционностью.
ВЫВОДЫ ПО 4 ГЛАВЕ.
1. Проведенные лабораторные исследования доказывают линейность статической характеристики ТМУП и отсутствие влияния крутящего момента на выходной сигнал датчика упора.
2. ' При определении статических характеристик ТМУП сходимость расчетных и экспериментальных данных составила 92%, при определении влияния крутящего момента на выходной сигнал датчика упора — 99%.
3. Полученные при судовых испытаниях системы автоматического упора и продольных колебаний валов СЭУ осциллограммы, ^ доказывают значительное уменьшение влияния магнитной неоднородности материала вала в линейно-кольцевом комплексном магнитоупругом датчике, а так же подтверждают работоспособность системы в судовых условиях эксплуатации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Разработана методика расчета продольных колебаний, в которой гребной вал рассматривается как упругая механическая система с распределенными упруго-массовыми параметрами.
2. Проведенные в работе исследования показали отсутствие влияния крутящего момента на выходной сигнал магнитоупругого датчика упора и продольных колебаний.
3. Разработаны линейно-кольцевой и комплексный магнитоупругие датчики. -4. Разработаны функциональная и принципиальная схемы системы автоматического измерения упора гребного винта и продольных колебаний валов судовых энергетических установок.
5. Экспериментально подтверждена линейная зависимость выходного сигнала ТМУП осевого усилия валов СЭУ. —.
6. Экспериментальные исследования показали значительное уменьшение влияния магнитной неоднородности материала вала в линейно-кольцевом и комплексном магнитоупругих датчиках.
В работе получены совокупность теоретических и практических результатов, которые вносят существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса в области создания систем автоматического измерения основных параметров колебаний валов СЭУ и следовательно, разработки новых систем автоматического управления судовыми энергетическими установками, обеспечивающих безопасность мореплавания судов.
Список литературы
- Аварии судовых механизмов. // По материалам Регистра Ллойда. ЛЦГЖБ. Пер. 006−111−446,1972.
- Аладьев, В. MAPLE 6 Решение математических, статистических и инженерно-физических задач / В Аладьев, М Богдявичус. М.: Лаборатория Базовых знаний. 2001. — 824 с.
- Алексеев, А. М, Некоторые вопросы продольной вибрации судовых валопроводов / A.M. Алексеев // Тр. ЦНИИ им, А. Н. Крылова. 1959.- Вып. 145.
- Бабаков, И.М. Теория колебаний / И. М. Бабаков. М.: Наука, 1968. — 560 с
- Баршай, Ю.С. Динамические нагрузки в главных электродвигателях ледокола «Киев» / Ю. С. Баршай, Е. Я. Горбунов // Труды. ЦНИИМФ, вып. 129. Л.: Транспорт. 1970.
- Баршай, Ю.С. Исследование вибродинамических характеристик оборудования ледоколов типа «Капитан Сорокин» / Ю. С. Баршай, Е. Я. Горбунов, А. Ю. Антомошкин // Труды ЦНИИМФ, вып. 147. Л.: Транспорт, 1971.
- Басалыгин, Г. М. Моделирование динамических режимов главного упорного подшипника при взаимодействии винта со льдом / Г. М. Басалыгин // Сб. научных трудов ЦНИИМФа. Судовые энергетические установки. — Л.: Транспорт, 1988. С. 66 — 73.
- Басалыгин, Г. М. Моделирование динамических характеристик масляных зазоров упорного подшипника в составе упругоинерционной системы / Г. М.
- Басалыгин, Б.М. Левин. // Сб. научных трудов ЦНИИМФа. Энергетические установки и оборудование морских судов. -М.: Транспорт, 1990. — С. 3 — 12.
- Басалыгин, Г. М. Анализ динамических характеристик валопровода и главного упорного подшипника ледоколов типа «Арктика» / Г. М. Басалыгин, И. М. Каган // Судостроение. 1992. — № 11 — 12 — С. 15 — 19.
- Басалыгин, Г. М. Снижение динамических нагрузок на главные упорные подшипники арктических ледоколов / Г. М. Басалыгин // Судостроение. — Г995. -№ 1.-С. 20−22.
- Басалыгин, Г. М. Анализ влияния энергообмена в масляных зазорах ГУЛ на динамику валопровода ледокола. / Г. М. Басалыгин, И. О. Доможаков // Научно-технический сборник СПб.: Российский морской регистр судоходства, вып. 27, 2004.-338 с.
- Бидерман, В.Л. Теория механических колебаний / В. Л. Бидерман — М.: Высшая школа, 1980. 408 с.
- Браславский, Д.А. Точность измерительных устройств / Д. А. Браславский, В. В. Петров. М.: Машиностроение, 1976. 312 с.
- Брук, М.А. Режимы работы судовых дизелей / М. А. Брук, A.A. Рихтер Л.: Судпромгиз, 1963.
- Важдаев, К.В. Принципы построения акустических преобразователей линейных перемещений / К. В. Важдаев // Сборник докладов международной НТК. Датчики и системы. 2005.
- Виноградов, Ю.А. Электронные системы для контроля малых перемещений / Ю. А. Виноградов М.: Машиностроение, 1976, 277 с.
- Виноградов, Ю.А. Электронные измерительные системы для контроля малых перемещений / Ю. А. Виноградов, В. М. Манишистов, С. А. Розентул с М.: Машиностроение, 1976. 357 с.
- Гаврилов, М.Н. Вибрация на судне / М. Н. Гаврилов М.: Транспорт, 1970.
- Гаврилов, В.А. Система измерения линейных перемещений / В. А. Гаврилов, A.A. Трофимов // Датчики и системы. № 9. — 2005.
- Гильбо, Е.П. Обработка сигналов на основе упорядоченного выбора / Е. П. Гильбо, И. Б. Челпанов — М.: Советское радио, 1975.
- Гоноровский, И.С. Радиотехнические цепи и сигналы / И. С. Гоноровский, М.: Советское радио, 1977.1. N.
- Горбунов, Е.Я. Расчеты продольных колебаний водопроводов силовых установок / Е. Я. Горбунов // Тр. ЦНЙИМФ, — 1970. Вып. 122. С. 12:8−144.
- Горбунов, Е.Я. Исследование собственных частот продольных колебаний коленчатых валов и валопроводов дизельных силовых установок / Е.Я. Горбунов//Тр.ЦНИИМФ. 1971. — Вып. 143. — с. 103−109.
- Горбунов, Е.Я. Допускаемые граничные параметры и предложения по ограничению продольных колебаний валов судовых" дизельных установок / Е. Я. Горбунов // Труды ЦНИИМФ, Л.: Транспорт, вып. 159. 1972.
- Горбунов, Е.Я. Анализ развития повышенной осевой вибрации судовых валопроводов / Е. Я. Горбунов // Морской транспорт, серия ТЭФ. вып. 662. 1986.
- Горбунов, Е.Я. Влияние продольных колебаний коленчатых валов на работу рамовых подшипников / Е. Я. Горбунов // Морской транспорт, серия ТЭФ. 1991 г., вып. 20 (760).
- Дьяконов, В.П. МАРЬЕ 9,5/10 в математике, физике и образовании / В. П. Дьяконов М.: СОЛОН-Пресс, 2006, 719 с.
- Жадобин, Н.Е., Магнитоупругие преобразователи в судовой автоматике / Н. Е. Жадобин Л.: Судостроение, 1985, 92 с. 31 .Жадобин Н. Е. Динамические характеристики магнитоупругих преобразователей / Н. Е. Жадобин М.: в/о мортехинформреклама, 1988,30 с.
- Жадобин Н.Е. Элементы и функциональные устройства судовой автоматики / Н. Е. Жадобин, А. П. Крылов, В. А. Малышев СПб.: Элмор, 1988,438 с.
- Жадобин, Н.Е. Измерение продольных колебаний магнитоупругими преобразователями / Н. Е. Жадобин, А. И. Лебедев // Электросистемы. 2005. № 1. С. 16−18.
- Жадобин, Н.Е. Магнитоупругие преобразователи в СЭУ / Н. Е. Жадобин, А. И. Лебедев // Транспорт Российской Федерации 2006. — № 6. — С. 36 -38.
- Жадобин, Н.Е. Применение методов комплексирования для- измерения продольных колебаний валопроводов / Н. Е. Жадобин, А. И. Лебедев // Эксплуатация морского транспорта. — 2007. № 1 (47). — С. 39 — 42.
- Жадобин, Н.Е. Комплексирование при измерении магнитоупругими преобразователями механических напряжений вращающихся валов / Н. Е. Жадобин, А. И. Лебедев // Датчики и системы. 2008. — № 2. — С. 13 — 16.
- Жадобин, Н.Е. Линейно-кольцевой магнитоупругий датчик упора и продольных колебаний валопроводов / Н. Е. Жадобин, А. И. Лебедев // Мехатроника, автоматизация, управление. 2008: -№ 4. — С. 6 — 8.
- Иванов, Ю.П. Комплексирование информационно-измерительных устройств летательных аппаратов / Ю. П. Иванов, А. Н: Синяков, И. В. Филатов Л.: Машиностроение, 1984. 208 с.
- Кацман, Ф.М. Теория судна и движители / Ф. М. Кацман, Д. В. Дорогостайский Л.: Судостроение, 1979. 279 с.
- Консолидированный текст конвенции СОЛАС 74, СПб.: ЦНИИМФ, 2003, -48 с.
- Корсунский, М.И. Применение индукционных датчиков для измерения перемещений при высоких температурах / М. И. Корсунский, A.C. Лагунов A.C. Байвель // Измерительная техника № 8, 1963. с. 16 — 19.
- Коллокот, Р. Диагностика повреждений / Р. Коллокот М.: Мир, 1989, 180 с.
- Лебедев, А.И. Измерение продольных колебаний гребных валов магнитоупругими преобразователями / А. И. Лебедев // Эксплуатация морского транспорта. — 2007. № 4 (50). — с. 67 — 69. '
- Левинтов, С.Д. Принципы расчёта магнитоупругих силоизмерительных преобразователей приставного типа / С. Д. Левинтов // Сборник научных трудов. Вып. 223. 1979, 141 с.
- Лиманова, И.И. Метод контроля вибрации и его практическое использование в автоматизированных системах / И-И. Лиманова // Датчики и системы. № 4, 2006.
- Липис, В.Б. О колебаниях упора и вращающего момента гребного винта, при качке судна / В. Б. Липис // ЦНИИМФ, сборник трудов 1975, вып. 123.
- Липис- В. Б. Гидродинамика гребного винта при качке судна / В. Б. Липис -Л:. Судостроение, 1975., 55: Липис, В. Б. Безопасные режимьг штормового плавания* судов / В. Б. Липис, Ю. В. Ренз -М.: Транспорт, 1982.
- Лисогурский, Ф.А. Продольные колебания коленчатых валов быстроходных двигателей / Ф. А: Лисогурский // Тр.ЦНИДИ. Вып. 6. Л.: Машиностроение, 1966.
- Лисогурский, Ф-А. Исследование причин обрывов шпилек противовесов, коленчатых валов / Ф. А. Лисогурский //Тр.ЦНИДИ: — В^>ш. 8. Л.: Машиностроение, 1967.
- Лисогурский, Ф.А. Расчёт собственных частот продольных колебаний коленчатых валов быстроходных дизелей / Ф. А. Лисогурский // Труды ЦНИДИ, вып. 53, Л.: Машиностроение, 1967
- Матвеев, Н.М. Ряды. Высшая математика. Ч. 4 / Н. М. Матвеев М.: Высшая школа, 1974, 173 с.
- Михайлов, B.C. Бесконтактное измерение упора гребного винта / B.C. Михайлов Судостроение. № 4, 1965.
- Минович, И.Я. Влияние качки корабля на гидродинамические характеристики гребных винтов / И. Я. Минович // Судостроение, 1949, № 5.
- Минович, И. Я. Определение периодических сил и моментов, возникающих на гребном винте / И. Я. Минович Л:. Судостроение, 1962 г., № 4.
- Моек, Е. Техническая диагностика судовых машин и механизмов / Е. Моек, X. Штрихерт Л.: Судостроение, 1986.
- Нетушил, A.B. Теория автоматического управления / A.B. Нетушил М.: Атомиздат, 1974. ^
- Осевые колебания системы гребного вала // По материалам фирмы «Хитачи Цозен». ЛЦПКБ. Пер. 006−111−266, 1967.
- Пановко, Я. Г. Основы теории колебаний и удара / Я. Г. Пановко Л.: Машиностроение, 1976. — 320 с.
- Плотников, A.B. К вопросу о связанных крутильно-продольных колебаниях системы двигатель валопровод с упорным узлом — винт на теплоходах / A.B. Плотников//Судостроение и морские сооружения. 1967. — Вып. 5. С. 163−169.
- Продольные колебания коленчатых валов двигателей больших мощностей // По материалам Бюро «Веритас», 1960, № 6., 31с.
- Правила классификации и постройки морских судов :.СПб, Российский морской регистр судоходства. 2005.
- Пугачев, B.C. Основы статической теории автоматических систем / B.C. Пугачев, И. Е. Казаков, Л. Г. Евланов М.: Машиностроение, 1974.
- Ржепецкий, Н.Л. Дизель в судовом пропульсивном комплексе /^Н.Л. Ржепецкий, A.A. Рихтер — Л.: Судостроение, 1978.
- Румб, В.К. Прочность судового оборудования. Ч. 1. Конструирование и расчёты. прочности судовых двигателей внутреннего сгорания: Учебник / В. К. Румб, В. В. Медведев СПб ГМТУ. — СПб., 2006. — 536 с.
- Серединин, В.И. Измерительные устройства с высокотемпературными трансформаторными датчиками перемещений / В. И. Середин Л.: Энергия, 1986, — 81 с.
- Скорчнев, Н.С. Исследование продольных колебаний валопроводов дизельных установок и их возбуждение крутильными / Н. С. Скорчнев // Автореферат к.т.н. ЛКИ, 1972 г.
- Стоянов, B.C. Исследование осевой податливости коленчатых валов и анализ сил, возбуждающих продольные колебания валопроводов судовых дизельных установок: Автореф. дис. к.т.н. / B.C. Стоянов —^Ленинград, 1970 г.
- Стрелков, С.П. Введение в теорию колебаний. Издание 2-е переработанное / С. П. Стрелков М:. Наука, 1964 г.
- Терских, В.П. Крутильные колебания валопроводов силовых установок. Исследования и методы расчёта / В. П. Терских Л:. Судостроение, 1969.
- Терских В.П. Метод цепных дробей в применении к исследованию колебаний механических систем, т. 1,2 / В. П. Терских Л.: Судпромгиз, 1955.
- Энке, Е. Специальные функции / Е. Энке, Ф. Эмде, Ф. Лем М.: Наука, 1977.
- Яблонский, A.A. Курс теории колебаний / A.A. Яблонский, С. С. Норейко М.: Высшая школа. 1975.
- Яманин, А.И. Динамика поршневых двигателей / А. И. Яманин, A.B. Жаров М:. Машиностроение, 2003 г.
- Anderson, A. Axial Vibrations and Measurements of Stresses of Crankshafts / A. Anderson, A. Olsson // International Ship Progress, 1963, Vol. 10, No 107, p. 235.
- Archer, S. Analysis of Crankshafts vibrations / S. Archer // Transactions I.M.E., 1965, Vol.77,No3.
- Bourcean, G. Some Aspects of the Behavior in Service of Crankshafts and their Bearings / G. Bourcean, Z. Woicik // International Ship Progress, 1968, Vol. 15, No 161.
- Dorey, S. Strength of Marine Engine Shafting / S. Dorey // Transactions ME, 1939, No 55, p 203.
- Gugiielmotti, A. Fiat Stablemen’s Grand motor Techn / A. Gugiielmotti, R. Maciotta // Bullet, 1962, Vol. 12, p. 633.
- Kauchman, A. Axial Shaft Vibration in. Large Turbine-powered Merchant Ships / A. Kauchman // Transactions I.M.E., 1965, Vol 77, No 3.
- Kane, L. Longitudinal Vibration of Marine Propulsion Shafting System / L. Kane, R. Goldinck // The Society of Naval Architects and Marine Engineers, 1949, No 57, p. 193.
- Kleiner, A. Axial Vibration of the Crankshaft and propeller Shafting of Motor of Ships / A. Kleiner // The Motor Ship, 1963. No 9.
- Parsons, M. G. Mode coupling in Tensional and Longitudinal Shafting Vibrations / M. G. Parsons // Marine Technology, Vol. 20, № 3, 1983.
- Rigby, C. Longitudinal Vibration of Marine Propeller Shafting / C. Rigby // The ME., 1948, No 3, p. 67.
- Ruth, E. Overview of Propulsion Control for Surface Vessels / E. Ruth, O. N. Smogeli, A. J. Soresen // Processing’s of the 7th IF AC Conference on Maneuvering and Control of Marine Craft (MCMC' 06). Lisbon, Portugal, September 20−22.
- Van der Linden, C.A., Torsional-Axial Vibrations of ship’s / C. A. Van der Linden // Propulsion System Part 1, International Shipbuilding Progress, Vol. 16, № 173, 1969.