Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI — XII вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Буэл Дж. О. ва дигарон. Та’рихи Эрон аз омадани Сальджукиён то фурупошии давлати Элхонон (История Ирана от прихода Сельджукидов до распада государство Ильханов). Перев. Хасана Ануша. Третье издание. Т.5. -Тегеран: Амири Кабир, 1379 г. х. (1960). Хиндушах Сахиби Нахджувани ибн Санджар ибн Абдаллах. Таджарибу-с-салаф дар таворихи хулафо ва вузарои эшон (Опыти предков в истории халифов иих визиров… Читать ещё >

Содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Газневиды после своего поражения в Данденакапе (1040 г.) смотрели на Сельджукидов как на захватчиков своих территорий и основной своей задачей считали возврат утраченных территорий. Враждебная политика Газневидов по отношению к Сельджукидам усилилась до конца правления Фаррухзода (443 г. х./1051−1052 г.). В дальнейшем подобная политика по отношению к Сельджукидам не применялась.

Сельджукиды после полного завоевания Хорасана основной своей задачей поставили укрепление своих восточных территорий и по возможности продвижение в этом направлении. Для осуществления этой цели они хотели улучшить свои отношения с Газневидами. Такая политика Сельджукидов продолжалась до конца жизни правителя Хорасана Чагры-бека. Со времени правления Алп Арслана основной проблемой Сельджукидов стала безопасность их западных территорий. Это вынудило их на установление мира с Газневидами. В свою очередь Газневиды в конце правления Фаррухзода ощутили бесполезность враждебных отношений с Сельджукидами и изъявили желание установить мир со своими оппонентами. Затем во времена правления газневидских султанов Фаррухзода и Ибрахима. и сельджукидских правителей Алп Арслана и Маликшаха зарождается положительный взгляд на установление мирных отношений между двумя государствами, оба государства осознают необходимость обеспечения безопасности своих территорий. Мир, установленный между двумя государствами, продолжался шестьдесят лег и с завоеванием Газны султаном Санджаром он нарушается. Основным приоритетом Сельджукидов в установлении отношений с Газневидами в эпоху правления Санджара явился экономический фактор. Тяжелое экономическое положение государства вынудило Санджара совершить поход на Газну. По нашим наблюдениям, взаимоотношения Газневидов и Сельджукидов в этот период можно разделить на три различные этапа:

1. Враждебные отношения.

2. Дружеские отношения.

3. Зависимость Газневидов от Сельджукидов.

Внутренние и внешние перемены, происходившие в отношениях этих двух стран, стали причиной различных поступков каждой из них в выборе дружественного или враждебного отношения друг к другу. В числе таковых основных внутренних перемен можно назвать бракосочетания по политическим мотивам и восстания местных правителей.

Политическое бракосочетание являлось важным фактором, применяемым центральными властями для управления местными правителями. Подобные меры предпринимались Сельджукидами, и они являлись одним из их племенных обычаев. Сельджукиды путем заключения браков с представительями родов местных правителей или царей других > регионов желали сблизиться с ними и установить сотрудничество. Начало заключению более эффективных политических браков связано с двусторонними отношениями между Газневидами и Сельджукидами со времени правления газневидского султана Ибрахима и сельджукского правителя Маликшаха. Политические бракосочетания заложили основу важных перемен, которые положительно влияли на взаимоотношения между двумя государствами.

После смерти Мас’уда и до конца правления Газневидов кризис наместничества среди правителей этой династии являлся постоянной проблемой. В государстве Газневидов он имел глубокие корни, и после смерти Сабуктегина беспрерывно давал о себе знать. Большинство газневидских правителей для захвата власти и вступления на трон встречались с серьезными соперниками, и это было связано с ослаблением мощи их государства. Такая проблема имела место также у сельджукских правителей. С одной стороны, она стала главным фактором приостановления политических взаимоотношений, а с другой — являлась причиной нападения одной стороны на территорию соседа. Сельджукские правители Тогрул-бек и Алп Арслан путем распределения власти между правителями династии Сельджукидов смогли предотвратить появление кризиса наместничества. Это удалось только им. Остальные сельджукские правители не смогли сделать это. Что же касается газневидских правителей, то они не смогли полностью устранить проблему кризиса наместничества. Среди газневидских правителей она стала причиной сокращения срока их правления. Только в. течение двадцати шести лег правления Сельджукида Тогрул-бека у Газневидов сменилось девять правителей. Это являлось свидетельством слабости их политики по сравнению с Сельджукидами.

Другим влиятельным внутренним фактором в их взаимоотношениях являлся вопрос восстания правителя Лахора — индийской подвластной территории Газневидов. Газневидские правители Индии во всем периоде правления Газневидов на их территории не прекращали поднимать восстания против центральной власти. Эта проблема в большинстве случаев не позволяла Газневидам заниматься вопросами защиты своих приграничных территорий от нападения Сельджукидов. Поэтому Сельджукиды в тех местах, где Газневиды были заняты военными действиями (наподобие Индии), могли беспрепятственно усиливать свое влияние. Почти все газневидские правители после сражения в Данденакане не смогли решить проблему Индии и Сельджукидов.

Одним из основных внешних факторов, влиявших на взаимоотношения Газневидов и Сельджукидов, являлось вмешательство третьего государства — Гуридов. Взаимоотношения между Газневидами и Сельджукидами во второй половине правления Бахрамшаха Газневида и Санджара Сельджукида, развивались под влиянием государства Гуридов, которое являлось общим врагом для вышеназванных государств. Этот фактор в дальнейшем также повлиял на процесс постепенного упадка государства Газневидов. Столкновение султана Санджара с Газаном в Хорасане и его поражение стали причиной разрыва взаимоотношений двух государств.

Таким образом, действия Гуридов и Газаиа привели к прекращению двусторонних отношений между Газневидами и Сельджукидами.

Сельджукиды, несмотря на свое могущество, никогда не ставили своей задачей полное уничтожение Газневидов. Эта тема является очень сложной, и ответ на неё требует серьезных научных изысканий. Даже султан Санджар после захвата Газны воздержался от уничтожения этого государства. Очевидно, существование некоторых важных факторов влияли на такое решение Сельджукидов.

Газневиды в тог период были признаны как газии (борцы за веру), которые были заняты распространением ислама в Индии, и это являлось духовным барьером для Сельджукидов. Несмотря на то, что их территория ограничивалась Восточным Хорасаном и Индией, они имели поддержку халифата и их правители получали соответствующие официальные титулы от аббасидских халифов. Это тоже (хотя и недостаточно) являлось до определенной степени духовным препятствием для Сельджукидам. Другой фактор, влияющий на эту проблему, был связан с географическим расположением территории (высокогорные районы Гиндикуша, труднодоступные места в Гуре) Газневидов, завоевание которых требовало от Сельджукидов больших усилий. В случае завоевания этих территорий, управление ими будет нелёгким. Поэтому нам представляется, что сельджукские правители, особенно их мудрые визири, знали о том, что управление такими обширными и труднодоступными территориями приведет к серьезным трудностям. Неудачный опыт газневидских правителей подтвердило это предложение. Другим важным фактором, воздействовавшим на такой подход Сельджукидов, было влияние их великих визирей, таких как Амиду-л-Мулк Кандари и Ходжа Низам ал-Мульк, которые имели хорошее мнение о Газневидах и смогли положительно воздействовать на взгляды сельджукидских правителей в отношении к Газневидам.

В налаживании двусторонних культурных связей между Газневидами и Сельджукидами большая роль принадлежала поэтам. С установлением мира между двумя государствами взаимоотношения поэтов обоих дворов заметно расширились. На этом поприще газневидские придворные поэты были намного активнее, чем сельджукидские придворные поэты, так как это занятие при дворе Газневидов имело больше прецедента и развивалось достаточно активно. Начиная со времени правления газневидского султана Ибрахима и далее, в диванах стихов газневидских придворных поэтов наблюдается восхваление сельджукских правителей и их визирей. Среди сельджукских придворных поэтов этот случай наблюдается в эпоху правления Санджара.

Одним из факторов продления мира между двумя странами были поэты, потому что только мирная и спокойная среда двусторонних взаимосвязей способствовала развитию поэзии и литературы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что поэты были защитниками и истинными сторонниками мира между Газневидами и Сельджуки дам и. В двусторонних отношениях между двумя дворами того периода поэты стали посредниками для установления культурных связей между странами.

В укреплении двусторонних политических и культурных связей между двумя странами важную роль сыграл также административный управленческий аппарат, во главе которого стоял визират (министерство). Государство Сельджукидов было основано на системе государственного устройства Газневидов. Это подтверждает сходство сельджукидских диванов с диванами эпохи Газневидов. Основным фактором упрочения газневидского управленческого аппарата в государстве Сельджукидов являлись визир и другие сотрудники его административного аппарата, которые находились в его подчинении и до образования государства Сельджукидов являлись официальными служащими управленческого аппарата государства Газневидов.

Самый известный сельджукский визир Ходжа Низам ал-Мульк Туси сыграл огромную роль в упрочении мирных связей между двумя странами. Под его влиянием в государственном административном устройстве Сельджукидов была применена система управленческого аппарата Газневидов.

Среди доступных письменных источников нам не удалось найти сведений о влиянии дивана Сельджукидов на Газневидов. Когда султан Санджар овладел Разной и посадил на трон Бахрамшаха, даже тогда он не произвёл каких-либо изменений в системе административного аппарата Газневидов. Поэтому визир, стоявший во главе административного аппарата государства Газневидов и Сельджукидов сыграл огромную роль в урегулировании и нормализации взаимосвязей двух стран.

Газневидские правители приняли титулы сельджукских правителей «малику-л-а'зам», «султону-с-салотин» и пр., которые были введены Сельджуки дам и. В эпоху правления Тогрул-бека ему как главе государства был присвоен титул «малику-л-а'зам», а другие сельджукские цари, такие как Чагры-бек, Муса Ягбу и прочие, носили титул «малик» или «султан», так как они помогали Тогрул-беку в управлении государством. Однако этот титул при Газневидах означал только влияние авторитета Сельджукидов на правителей этой династии, а при них оно не использовалось в том же смысле, как у Сельджукидов.

Несмотря на то, что Газневидское государство вначале оказывало сильное влияние на новообразованное Сельджукидское государство, со временем это влияние уменьшилось. Наоборот, Сельджукиды с укреплением своей мощи стали распространять свое влияние, хотя оно было не так велико. Причиной этого, с одной стороны, были препятствия, которые мешали их доступу к Газне, а с другой — их занятость вопросами своих западных территорий. Следует отметить, что влияние Газневидов в деле государственного образования и аппарата управления Сельджукидов являлось системным вопросом, и оно оставило свои явные следы во всех сферах государственного аппарата управления Сельджукидов. л

Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI — XII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Абдулвосе' Джабалии Гарчистони. Девони Абдулвосе' Джабали (Диван стихов Абдулвосе' Джабали). Под ред. Забехуллоха Сафо. Третье издание. -Тегеран: Амири Кабир, 1361 (1942).

2. Абулмаджд Мадждуд ибн Одам Саноии Газневи. Хадикату-л-хакикат ва шари’ату-т-тарикат (Сад истины и закони (ордена) тариката). Под ред. Мударриса Ризави. -Тегеран: Донишгохи Техрон, 1359 (1940).

3. Абулмаоли 'Насруллах Мунши. Тарджумаи «Калила ва Димна» (Перевод «Калилы и Димны»). Под ред. Муджтаби Минавии Техрони. 15-е издание. -Тегеран: Амири Кабир, 1375 (1956).

4. Абулфида, ал-Малику-л-муайад 'Имодидин. Та’рихи Абулфидо (Алмухтасар фи ахбори-л-башар) (Краткое изложение в истории человечества). Т.І. -Бейрут: Дору-л-кутубу-л-илмийа, 1417 (1996).

5. Авфи, Садид ад-Дин Мухаммад. Джаме’у-л-хикоёт ва лавоме’у-р-ривоёт.

6. Свод рассказов и блеск легенд). Под ред. Джа’фара Ши’ора. -Тегеран: Сухан, 1374(1955).

7. Авфи, Садидиддин Мухаммад. Лубобу-л-албоб (Разум благородныхлюдей). Под ред. Эдуарда Брауна. Т.ІІІ. -Лейден, 1906.

8. Ал-Хафиз аз-Захаби. Ал-'ибар фи хабар мин Губар (Назидание взапыленных известиях). Под ред. Фуада Сайида. Т.П. -Кувейт: Ат-турас алараби, 1961.

9. Амир Муиззи. Девони Амир Муиззи (Диван стихов Амира Муиззи). Подред. Аббаса Икбала. -Китобфурушии исломия, 1318 (1901).

10. Асами. Футуху-с-салатин (Завоевание султанов). Под. Ред. Махди.

11. Хусейна. -Агра: Агра колледж, 1356 (1938). Ю. Бади', Мунтаджаб ад-Дин. Китаб 'атабату-л-катаба (Книга ступенисоверошенствования катибов). Под ред. Мухаммада Казвини и Аббаса Икбала. -Тегеран: Ширкати саххомии чоп, 1329 (1911).

12. Бадавани, Абдулкодир ибн Мулукшох. Мунтахабу-т-таворих (Избранные истории). Под ред. Кибириддина Ахмада. Т.І. -Калькутта, 1868.

13. Байзави, Кози Носириддин Абдаллах. Низому-т-таворих (Структура летописей). Под ред. Бахмана Мирзокарими. -Тегеран, 1313 (1896).

14. Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн. Та’рихи Байхаки (История Байхаки). Под ред. Са’ида Нафиси. Т.1-Тегеран, 1319 (1940). Т. II, 1326 (1947). Т. III, 1332 (1953).

15. Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн. История Мас’уда. 1030−1041. Пер. А. К. Арендса. -Ташкент, 1962.

16. Бакрон, Мухаммад ибн Наджиб. Джахоннома. Под ред. Мухаммадамина Райохи. -Тегеран: Китобхонаи Ибни Сино, 1342 (1924).

17. Бандории. Исфахани. Та’рихи силсилаи Салджуки (История династии Сельджукидов). Пер. Мухаммада Хусейна Джалили. -Тегеран: Бунёди фарханги Эрон, 2536 шаханшахское летосчисление.

18. Банокати, Фахриддин Довуд. Та’рихи Банокати. (История Банокати). Под ред. Джа’фара Шиора. -Тегеран: Анджумани осори Милли, 1348 (1930).

19. Бахааддин Мухаммад ибн Исфандияр. Та’рихи Табаристон (История Табаристана). Под ред. Аббаса Икбала. Второе издание. -Тегеран: Интишарати падидаи ховар, 1366 (1947).

20. Бируни Абу Райхан Мухаммад. Осор ал-бакия. /Памятники минувших поколений / Перевод и примечания М. А. Салье. -Ташкент, 1957.

21. Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений / Перевод и примечания М. А. Салье. -Ташкент, 1957; Т.Н.-Ташкент, 1963.

22. Бундарии Исфахони, Фатх ибн Али. Та’рихи силсилаи Сальджуки (История родословий Сельджукидов). Перев. Мухаммадхусейна Джалили. —Тегеран: Бунёди фарханги Эрон, 2536 шаханшахское летосчисление.

23. Газзолии Туси, Мухаммад. Насихату-л-Мулук (Назидание царям). Под ред. Джалаладдина Хумай-Тегеран: Силсилаи интишарати анджумани осори милли, 1351 г. х.

24. Гардези, Абусаид. Зайну-л-ахбар. (Та'рихи Гардези) (Украшение известий. История Гардези). Под ред. Са’ид Нафиси. -Тегеран, 1333 г. х. (1954).

25. Гаффории Кошони, Кози Ахмад. Та’рихи джахоноро (История украшающего мира). -Тегеран: Китобфуруши Хофиз, 1343 г. х. (1925).

26. Гаффории Кошони, Кози Ахмад. Та’рихи нигористон (История художественных выставок). Перевод Муртазо Мударриси Гелони. -Тегеран: Китобфуруши Хофиз, 1404 г. х. (1985).

27. Давлатшахи Самарканди, Ибни 'Алоуддавла Бахтишохи Гози. Тазкирату-ш-шуара (Антология поэтов). Под. Ред. Мухаммада Рамазани. Второе издание. -Тегеран: Интишарати падидаи хавар, 1366 г. х. (1987).

28. Джабалии Гарчистони, Абдулвосе'. Девони аш’ор (Диван стихов). Под ред. Забехулло Сафо. Третье издание. -Тегеран: Амири кабир, 1361 г. х. (1942).

29. Джамаль Карши. Мулхакат ас-Сурах (Добавление к «Ясному»), рукопись ЛО ИВ АН РФ В514 (430а).

30. Джамаль ал-Карши. Мулхакат ас-Сурах (Добавление к «Ясному») / Перевод с арабского и примечания Саидова А. —Душанбе: Ирфон, 2006.

31. Джарфодакони, Абушшараф Носех ибн Зафар. Перевод «Та'рихи Иамини». Под ред. Джа’фара Ши’ора. Третье издание. -Тегеран: Илми ва фарханги, 1374 г. х. (1955).

32. Джувайни, Мунтаджибиддин Муайидуддавла. 'Атабату-л-катаба. (Ступени соверошенствования катибов). Под ред. Мухаммада Казвини и Аббаса Икбала. -Тегеран: Ширкати саххомии чоп, 1329 г. х. (1911).

33. Джузджани, Минходжиддин Сирадж. Табакати Насири. (Та'рихи ислом ва Эрон) (Насыровы таблицы. История ислама и Ирана). Под ред. Абдулхая Хабиби. Т. I. -Тегеран: Дунёи китоб, 1363 г. х. (1944).

34. Джузджани, Минходжиддин Сирадж. Табакати Насири (Насыровы таблицы). Рк. ИВ АН РФ, С-1846.

35. Зб. Зубдат ат-таварих (Сливки историй). Рукопись Института народов Азии АН РФ.№ С-505.

36. Ибн ал-Асир. Ал-Камил фит-та'рих (Полный свод истории) / Под ред. Абд Ал-Ваххаба ан-Наджара. Т. I-IX. Каир, 1929;1940.

37. Ибн ал-Асир, Изаддин Али. Та’рихи комили бузурги ислом ва Эрон. (Большой полный свод истории ислама и Ирана). Перевод Али Хашимии Хаири. Второе издание. Т. 16−20. Тегеран: Муассисаи матбуатии илми, 1353−1368 г. х. (1935;1949).

38. Ибн ал-Варди, Зайниддин Умар. Татимату-л-мухтасар фи ахбори-л-башар. (Краткое допольнение в известии /истории/ человечства). Под ред. Ахмада Риф’ата ал-Бадрови. T. I-II. -Бейрут: Дору-л-ма'рифат, 1389 г. х. (1970).

39. Ибн 'Анба, Джамалиддин Ахмад. Ал-фулулу-л-фахрия. Под ред. Мир Джалалиддина Хусейни Армави. -Тегеран, 1337 г. х. (1919).

40. Ибн Джавзи, Абулфарадж Абдуррахмон ибн Али. Ал-мунтазам фи та’рихи-л-мулук ва-л-умам («Упорядоченный (свод) по истории-владык и народов»). Т. VIII, IX и X. -Хайдарабад: Доирату-л-маорифи Усмон, 1359 г. х. (1940).

41. Ибн Халдун, Абдуррахмон. Ал-Ибар (Та'рихи Ибни Халдун) (Назидание. «История ибн Халдуна»). Перевод Абдулмухаммада Айати. T.III. -Тегеран: Муассисаи муталаат ватахкикати фарханги, 1366 г. х. (1947).

42. Ибн Халдун, Абдуррахмон. Мукаддимаи Ибни Халдун (Введение Ибн Халдуна). Перев. МухаммадаПарвинаГунабади. Восьмое издание. ТД. -Тегеран: Илми ва фарханги, 1375 г. х. (1956).

43. Имам Мухаммад Газзалии Туси. Насихату-л-Мулук (Назидание царям). Под ред. Джалаладдина Хумаи. -Тегеран: Силсилаи интишарати анджумани осори милли, 1351 г. х. (1933).

44. Истахри, Абу Исхок Иброхим. Масолик ва Мамолик (Пути и страны). Под ред Эраджа Афшара. Третье издание. -Тегеран: Илми ва фарханги, 1368 г. х. (1949).

45. Казвини, Хамдаллах ибн Абу Бакр ибн Ахмад ибн Наср Муставфи. Та’рихи гузида (Избранная история). Под ред. Абдулхусейна Навои. -Тегеран: Амири Кабир, 1339 г. х. (1921).

46. Калкашанди, Ахмад ибн Али. Субху-л-а'ша фи сина’ати-л-инша (Утро незрячих в искусстве (редактирования) сочинений"). Под ред. Юсуфа Али Тавила. Т.VI. -Бейрут: Дару-л-китабу-л-илмия, 1407 (1988).

47. Кошгари Махмуд. Девон лугот ат-турк (Диван тюркских слов). Перевод Сайидмухаммада Дабира Сиёки. -Тегеран: Пажухишгохи улуми инсони вамутолиоти фарханги, 1375 г. х. (1956).

48. Куми, Наджмиддин Абурраджо. Та’риху-л-вузаро. (История визиров). Под ред. Мухаммадтаки Донишпажуха. —Тегеран: Муассисаи мутоли’от ватахкикоти фарханги, 1363 г. х. (1944).

49. Малик Муайяд Имададдин Абулфида. Та’рихи Абулфида («Мухтасар фи ахбари л-башар»). Примечания Махмуда Дайуба. Т. I. -Бейрут: Дару-л-кутубу л-илмия, 1417 (1998).

50. Маликшах Хусайни Систани. Эхя ал-Мулук (Возрождение царей). Под. Ред. Манучехри Ситуда. -Тегеран: Бунгахи тарджима ва нашри китаб, 1344 г. х. (1926).

51. Мас’уд Са’ди Салмон. Девони ашъор (Диван стихов). Под ред. Парвизи Бобои. —Тегеран: Огох, 1374 г. х. (1955).

52. Махмуд Аксараи. Та’рихи Салоджика («Мусамирату-л-ахбар ва мусайарату-л-ахйар») (История Сельджукидов. Плодотворные известия и наилучшие пути). Под ред. Асмата Турана. Второе издание. -Тегеран: Итишарати асатир, 1362 г. х. (1943).

53. Механи, Мухаммад ибн Мунаввар. Асрору-т-тавхид фи макомоти аш-Шайх Абусаид (Тайный помысел единобожия в деяниях шейха Абусаида). Под. ред. Забехуллоха Сафо. Третье издание. -Тегеран: Амири Кабир, 1354 г. х. (1936).

54. Мирхонд, Мирмухаммад ибн Сайид Бурхониддин Ховандшох. Та’рихи равзату-с-сафо (История «Сад чистоты»). Т. IV. -Тегеран: Китобфурушихои марказии Хайём ва Парвизи, 1339 г. х. (1921).

55. Му’иззии Нишапури, Мухаммад ибн Абдулмалик. Девони аш’ор (Диван стихов). Под ред. Аббаса Икбала. -Китобфурушии исломия, 1318 г. х. (1901).

56. Муин ад-Дин Замчии Исфизори. Равзату-л-джанот фи авсоф мадинати Хирот (Райский сад в описании города Герата). Под ред. Мухаммад Козима. Т. I. -Тегеран: Интишороти донишгохи Техрон, 1338 г. х. (1920).

57. Мухаммад Захири Котиби Самарканди. Агрозу-с-сиёса фи а’розу-р-риёса. (Цель политики в формах руководства). Под ред. Джа’фара Шиора. -Тегеран: Интишороти донигохи Техрон, 1349 г. х. (1931).

58. Насири Хисрави Кубодиёнии Марвази. Сафарнома (Книга путешествий). Под ред. Мухаммад Дабира Сияки. Второе издание, 1363 г. х. (1944).

59. Низами Арузии Самарканди, Ахмад ибн Умар ибн Али. Чахор макола (Четыре статьей). Под ред. МухаммаДаМу’ина. -Тегеран, 1331−1333 г. х. (1955;1957).

60. Низаму-л-Мулк, Абу Али Хасан ибн Али. Сиёсатнаме (Книга об управление государством). Четвертое издание. -Тегеран: Интишороти илми ва фарханги, 1378 г. х. (1959).

61. Низам ал-Мульк, Абу Али Хасан ибн Али. Сиёсатнаме. Книга о правлении визира XI столетия Низам ал-Мулька / Пер., предис. и примеч. Б. Н. Заходера. -М., Л., 1949.

62. Нишапури, Захириддин. Салджукнома. -Тегеран, 1954.

63. Носири Хисрави Кубодиёнии Марвази. Девони Носири Хисрав (Диван стихов Носири Хисрава). Под ред. Муджтаби Минави и Махди Мухаккика. Второе издание. -Тегеран: Интишороти донишгохи Техрон, 1368 г. х. (1949).

64. Носири Хисрави Кубодиёнии Марвази. Сафарнома (Книга путешествий). Под ред. Мухаммад Дабири Сиёки. Второе издание. (Без указ. место изд.). Китобфурушии Завор, 1363 г. х. (1944).

65. Равенди, Мухаммад ибн Али ибн Сулаймон. Рохата-с-судур ва ойата-с-сурур дар та’рихи Оли Сальджук. (Успокоение сердец и знамение радости в истории Сельджукидов). Под ред. Мухаммада Икбола. Второе издание. -Тегеран: Амири кабир, 1364 г. х. (1945).

66. Рашидаддин Фазлуллох. Джоме’у-т-таварих (Сборник летописей). Под ред. Мухаммада Равшана. -Тегеран: Маркази пажухиши мероси мактуб, 1386 г. х. (1967).

67. Руни, Абулфарадж. Девони аш’ор (Диван стихов). Под ред. Махмуда Махдавии Домгони. -Машхад: Интишороти бостон, 1347 г. х. (1929).

68. Сабити, Сайид Али Муайид. Та’рихи Нишапур (История Нишапура). -Тегеран: Анджумани осори Милли, 2535 шаханшахское летосчисление.

69. Сайид Хасани Газневи. Девони Сайид Хасани Газневи (Диван стихов Сайид Хасана Газневи). Под ред. Мударриса Ризави. -Тегеран: Интишороти асотир, 1362 г. х. (1943).

70. Сано’ии Газневи, Абулмаджид Мадждуд ибн Одам. Макотиби Сано’и. (Переписки Сано’и). Под ред. Назира Ахмада. -Тегеран: Китоби фарзон, 1362 г. х. (1943).

71. Сано’ии Газневи, Абулмаджид Мадждуд ибн Одам. Хадийкату-л-хакийка ва шарий’ату-т-тарийка (Сад истины и закони (ордена) тариката). Под ред. Мударриса Ризави. -Тегеран: Интишороти донишгохи Техрон, 1359 г. х. (1940).

72. Та’рихи Ал-и Сальджук (История Сельджукидов). Рукопись ИВ АН РФ, Д-116.76.'Укайли, Сайфиддин Хаджи ибн Низам. Осору-л-вузаро (Приметы визиров). Под ред. Мир Джалалиддина Хуеейни. Второе издание. -Тегеран: Интишороти иттилоот, 1364 г. х. (1945).

73. Усмон Мухтори Газневи. Девони аш’ор (Диван стихов). Под ред. Рукниддина Хумоюна Фараха. -Тегеран: Интишороти илми, 1336 г. х. (1918).

74. Утби, Абу Наср Мухаммад. Та’рихи Йамини (История Йамини) / Перевод с арабского Абу-ш-Шараф Джарбадакани. Ред. и коммент. Али Кавима. -Тегеран, 1955.

75. Фаришта, Мухаммадкасим ибн Гуломали Хиндушах Астарабади. Та’рихи Фаришта (Истории Фаришта). -(Индия) Лакнау (без указ. года изд.).

76. Фахр Мудаббир, Мухаммад ибн Мансур ибн Сайд (Муборакшох). Одобу-л-харб ваш-ш-шуджа'а. (Правила ведения-войны и отваги). Под ред. Ахмада Сухайли Хонсори. -Тегеран: Интишороти Икбол, 1346 г. х. (1928).

77. Хавафи, Фасех Ахмад. Муджмали Фасехи (Сокращенная /история/ Фасехи). Под ред. Махмуда Фарруха. Часть вторая. -Машхад: Китобфурушии бостон, 1340 г. х.

78. Хондамир, Гиёсиддин ибн Хамомиддин Хуеейни. Дастуру-л-вузаро. (Предписание для визиров). Под. ред. Сайда Нафиси. Второе издание. -Тегеран: Икбал, 2535 шаханшахсое летосчисление.

79. Хусайни, Садриддин Али. Ахбору-д-давла ас-Сальджукийа (Известия о государстве Сельджукидов). Под ред. Мухаммада Икбала. -Бейрут: Маншурот дору-л-офок ал-джадида, 1404 (1985).

80. Хусайнии Язди. Ал-'ароза фи-л-хикояти-с-сальджукийати (Изложение в истории Сельджукидов). -Лейден, 1909.

81. Шабанкарай, Мухаммад ибн Али. Маджма’у-л-ансоб (Собрание генеалогий). Под ред. Мирхошима Мухаддиса. -Тегеран: Амири кабир, 1363 (1944).

82. Шабанкараи, Мухаммад ибн Али. Маджма’у-л-ансоб (Собрание генеалогий). Рукопись ИВ АН РФ. С-372.1.

Литература

на русском и персидском языках:

83. Абдулхай Хабиби. Та’рихи мухтасари Афгонистон аз замони кадим то хуруджи Чингиз ва худуди 600 х. (Краткая история Афганистана с древных времен до появления Чингиза в пределах 600 г. х.). Т.І. -Кабул, 1346 г. х. (1928).

84. Абдулхусайни Зарринкуб. Аз гузаштаи адаби Эрон (Из прошлой иранской литературы). -Тегеран: Интишороти байналмилалии ал-Махди, 1375 (1956).

85. Абдурразак Конпури. Зиндагонии Абуали Хасан ибни Али ибни Исхоки Туси ё Ходжа Низому-л-мулк (Жизнеописание Абуали Хасана ибн Али ибн Исхока Туси или Ходжа Низому-л-мулка). Перевод Сайида Мустафа Таботабои. Второе издание. -Тегеран, 1354 (1936).

86. Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IXXIII вв.-Ашхабад, 1969.

87. Агаджанов С. Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XIXII вв.-Ашхабад, 1991.

88. Агаджанов С. Г. Сельджукиды и Туркмения в XIXII вв. -Ашхабад, 1973.

89. Азиз Ахмад. Та’рихи тафаккури исломи дар Хинд (История исламской мышлении в Индии). Перевод Накии Лутфи и Мухаммад Джа’фара Ёхаки. —Тегеран: Интишороти кайхон бо хамкории интишороти илми ва фарханги, 13 66 г. х. (1947).

90. Алиакбари Сарафроз, Фаридуни Оварзамони. Сиккахои Эрон аз огоз то даврони Зандийа (Иранские монеты от начала до эпохи Зандийцев). -Тегеран: Интишороти самт, 1379 г. х. (1960).

91. Алис Хонсбергер. Носири Хусрав. Лаъли Бадахшон. Пер. Фаридуна Бадраи. -Душанбе: Нодир, 2003.

92. Анвари, Хасан. Истилохоти девонии давраи Газневи ва Сальджуки. (Терминология диванов эпохи Газневидов и Сельджукидов). Второе издание. —Тегеран: Интишороти Сухан ва китобхонаи Тахури, 1373 г. х. (1954).

93. Атикуллах Пажвок. Газневиды. -Кабул: Анджумани та’рихи Афгонистон, 1345 г. х. (1927).

94. Афзалиддин Абу Хамид Кирмани. Салджукиён ва Гуз дар Кирман (Сельджукиды и Гузы в Кирмане). Под ред. Мирзо Мухаммад Ибрахим Хабиси. —Тегеран: Интишороти Куруш, 1373 г. х. (1954).

95. Афони Салджук. Та’рихи Салджукиён ва шуарои он замон (История Сельджукидов и поэти той эпохи) // Вахид. -№ 10. Дехмой. 1352 г. х. (1934).

96. Бартольд B.B. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч. T.I. -М.: Изд-во вост.лит., 1963.

97. Бартольд В. В. География и этнография Ирана // Соч. Т. VII. М.: Наука, 1971. — С. 257−273.

98. Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии // Соч. Т. V. М.: Наука, 1968. — С. 19−192.

99. Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана // Соч. Т. VII. -М.: Наука, 1971. С. 31−235.

100. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана // Соч. Т. II. Ч. 1. -Mt: Наука, 1963. С. 167−433.

101. Бартольд В. В. История Туркестана // Соч. Т.П. Ч. 1. -М.: Изд-во вост. лит., 1963.-С. 109−162.

102. Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья // Соч. Т. П. 4.1. -М.: Изд-во вост.лит., 1963. С 23−106.

103. Бартольд В. В. Гузидаи маколоти тахкики (Избранные научных статьей). Пер. Карима Кишаварза. -Тегеран: Амири кабир, 1358 г. х.

104. Бартольд В. В. Обери дар Туркистон (Орошение Туркестана). Под ред. Карима Кишоварза. -Тегеран: Интишороти муассисаи мутолиот ва тахкикоти иджтимои, 1350 г. х.

105. Бартольд В. В. Туркистоннома (Туркистон дар ахди хучуми мугул) (Туркестан в эпоху монгольского нашествия). Пер. Карима Кишаварза. Второе издание. Т.Н. —Тегеран: Огох, 1366 г. х.

106. Бейлис В. М. Из истории визирата в период кризиса Сельджукского государства // Средневековый восток. История. Культура. Источниковедение.-Москва, 1980.

107. Берадзе Г. Г. О начале монетного чекана в государстве сельджукидов // XXIII.- 1985.-С. 48−51.

108. Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы (Избранные труды).-Москва, 1960.

109. Бертельс Е. Э. Насир-и Хосров и исмаилизм. -Москва, 1959.

110. Бертельс Е. Э. Та’рихи адабиёти форси аз даврони Фирдавси то поёни ахди Салджукиён (История персидской литераьуры от эпохи Фирдавси до конца правления Сельджукидов). Пер. Сируса Эзида. -Тегеран: Хирманд, 1374 г. х.

111. Босворт К. Э. Та’рихи Газневиён (История Газневидов). Перев. Хасана Ануша. Т. I-II. -Тегеран: Нашриёти амири кабир, 1381 г. х. (1962).

112. Босворт К. Э. Та’рихи сиёси ва дудмонии Эрон (Политическая и династическая история Ирана) // Дж. О. Бувайл и другие. Та’рихи Эрон. -Кембридж. Т. 5.

113. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. и примеч. П. А. Грязневича. -М.: Наука, 1971.

114. Браун Э. Та’рихи адабиёти Эрон аз Фирдавси то Са’ди (История литературы Ирана от Фирдавси до Са’ди). Перевод Гуломхусайни Садрии Афшор. Четвертое издание. Т. И. -ТегеранИнтишороти марворид, 1373 (1954).

115. Буниятов З. Г. Государство Атабеков Азербайджана (1136−1225). -Баку, 1978.

116. Буниятов З. Г. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов (1097−1231). -Москва, 1986.

117. Буэл Дж. О. ва дигарон. Та’рихи Эрон аз омадани Сальджукиён то фурупошии давлати Элхонон (История Ирана от прихода Сельджукидов до распада государство Ильханов). Перев. Хасана Ануша. Третье издание. Т.5. -Тегеран: Амири Кабир, 1379 г. х. (1960).

118. Вольдман М. Р. Замона, зиндаги ва корномаи Байхаки (Время, эпоха и хроника жизни Байхаки). Пер. Мансуры Иттиходия (Низоми Мофи). -Тегеран: Нашри та? рихи Эрон, 1375 г. х. (1956).

119. Вольдман М. Р. Ёдномаи Абулфазли Байхаки (Вспоминание о Абулфазле Байхаки). Второе издание.-Машхад: Интишороти донишгохи Фирдавсии Машхад, 1374 г. х. (1955).

120. Гафуров Б>Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -Москва: Наука, 1972.

121. Гордолевский В. А. Государство Сельджукидов Малой Азии. -М., JL, 1941.

122. Гулам Джейлонии Джалоли. Газна ва Газневиён. (Газна и Газневиды). -Кабул: Муассисаи интишороти Байхаки, 1351 г. х. (1933).

123. Гунтаз Херман. Эрон ва Хиндустон (Иран и Индия) // Мероси Эрон (Наследие Ирана). Перевод Азизуллах Хотами. -Тегеран: Бунгохи тарджума ва нашри китоб, 1346 г. х.

124. Гусейнов P.A. К истории тюрок XIXII вв. // Труды Института истории АН АзССР. Т. XII. -Баку, 1957.

125. Гусейнов P.A. Сельджукская военная организация // ПС. Вып. 17 (80). -Москва, 1966.

126. Гусейнов Р: А. Сельджукская тематика в современной историографии // ТС. -Москва, 1970.

127. Давид Морган. Эрон дар карни вусто (Иран в средневекомье). Перевод Аббаса Мухбира. -Тегеран: Тархи нав, 2373 шаханшахское летосчисление.

128. Зарринкуб, Абдулхусейн. Аз гузаштаи адабии Эрон (Из прошлой литературной жизни Ирана). -Тегеран: Интишороти байналмилалии «ал-Худо», 1375 г. х. (1956).

129. Зарринкуб, Абдулхусейн. На шарки на гарби, инсони. (Ни восточный, ни западный, человеческий, -Тегеран: Интишороти сипехри, 1365 (1946).

130. Заходер Б. Н. Денданакан // ИЖ. -1943. -№ 3−4.

131. Заходер Б. Н. Хорасан и образование государства Сельджукидов // ВИ. -1945. -№ 5−6.

132. Зухра Мусави. Шахсиятхо гуруххои хокимдар асри Газневиён бар мабнои «Та'рихи Байхаки» (Личности из представителей правящих групп в эпохе Газневидов на основе «Та'рихи Байхаки») // Кайхони фарханги. -№ 160. Бахман, 1378 г. х. (1959). -С. 52−59.

133. Ибн ал-Ибри, Григориус ибн Харун. Мухтасари та’риху-д-дувал. (Краткое изложение истории стран мира). Пер. Абдулмухаммада Ойати. -Тегеран: Илми ва фарханги, 1377 г. х. (1958).

134. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. -Ленинград, 1958.

135. История народов Узбекистана. T.I. С древнейших времен до начала XVI века.-Ташкент, 1950.

136. История таджикского народа. Т. II. Книга первая. Возникновение и развитие феодального строя (VI-XVI вв.). -Москва: Наука, 1964.

137. Карамзин Н. М. Истрия государства Российского. Т. 1−1Г. -Спб., 1833.

138. Кафасугли Ибрахим. Писарони Салджук (Сыновья Сальджука). Пер. Хусейна Олёри. -Нашрияи донишгохи адабиёти Табриз. № 109. Бахори 1353 (1935).-С. 117−127.

139. Клоуснер К. Девонсолори дар ахди Салджуки. (визорат дар ахди Салджуки) (Управление диванами в эпоху Сельджукидов). Пер. Я’куба Ожанда. -Тегеран: Интишороти амири кабир, 1363 г. х. (1944).

140. Лэмбтон А. К. Молик ва зори' дар Эрон (Землевладелец и крестьянин в Иране). Пер. Манучехри Амири. Четвертое издание. -Тегеран: Интишороти илми ва фарханги, 1377 г. х. (1958).

141. Лэмбтон А. К. Муджмалу-т-таворих ва-л-кисас (Краткие истории и рассказы). Под ред. Маликушшуаро Бахора. —Тегеран: Кулолаи ховар, ГЗ18 г. х. (1901).

142. Лэмбтон А. К. Сайре дар та’рихи Эрон баъд аз ислом (Взглд в истории Ирана после ислама). Перевод Я’куба Ожанда. —Тегеран: Амири кабир, 1372 г. х. (1953).

143. Лэмбтон А. К. Тадовум ва тахаввул дар та’рихи миёнаи Эрон (Продолжения и изменения средневековой истории Ирана). Перевод Я’куба Ожанда. -Тегеран: Нашри най, 1372 г. х. (1953).

144. Массон В. М., Ромодин В. А. История Афганистана. Т. I. С древнейших времен до начала XVI в. -Москва, 1964.

145. Материалы по истории киргизов и Киргизии / Ответ. Ред. В. А. Ромодин. Вып. I.-M.: Наука, 1973.

146. Материалы по истории туркмен и Туркмении / Пер. В. И. Беляева, С.М. Богдановой-Березовской, С. Л. Волина и др.- Под ред., С. Л. Волина, A.A. Ромаскевича, А. Ю. Якубовского. Т. I. -М., Л.: Из-во АН СССР, 1939.

147. Машкути Насруллох. Аз Салоджика то Сафавийа (От Сельджукидов до Сефевидов). -Тегеран: Китобхонаи Ибни Сино, 1343 г. х. (1925).

148. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Перев. с нем. Д. Е. Бертельса. -Москва, 1966.

149. Морган Д. Эрон дар куруни вусто (Иран в средневековье). Перевод Аббаса Мухбира. -Тегеран: Тархи нав, 1373 г. х. (1954).

150. Муллоджонов С. К. Абулфаз Байхаки о государственных традицииях таджиков // Вестник Национального университета (история и право). -Душанбе, 2003. -№ 5. -С. 51−56.

151. Муллоджонов С. К. Девони истифо (Диван истифа) // Экономика Таджикистана: стратегия развития- -Душанбе, 1999. -№ 3. -С. 40−43.

152. Муллоджонов С. К. Диван везират при государстве Газневидов // Материалы первой науч-ной конференции молодых ученых Таджикистана. -Душанбе, 1999. 4.1 -С. 131−133.

153. Муллоджонов С. К. «Таърихи Масъуди» Абдулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов (автореф. дис. кан. ист. наук). -Душанбе, 2000. -20 с.

154. Муллоджонов С. К. «Таърихи Масъуди» Абулфазла Байхаки о государственных традициях таджиков // Материалы международной научный конференции студентов «Культурной наследие просторов Центральной Азии и Евразии». -Ашхабад, 2001. -С. 108−109.

155. Муншии Кирмони, Носириддин. Насоиму-л-ахсор мин латоиму-л-ахбор дар та’рихи вузаро (Легкое дуновение зари от толчков известий в истории визиров). Под ред. Хусайни Армави. -Тегеран: Интишороти донишгохи Техрон, 1338 г. х.

156. Мухаммад Акбари Мадади. Ваз’и иджтимоии давраи Газневиён (Социальное положение эпохи Газневидов). -Кабул: Муассисаи интишороти Байхаки, 1356 г. х. (1938).

157. Насир Хосров. Лирика. Вступительная статья и составление И. Брагинского. -Москва, 1979.

158. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XIV вв. -Ленинград, 1966.

159. Пижвок, Атикуллах. Газнавиён (Газневиды). -Кобул: Анджумани та’рихи Афгонистон, 1345 г. х. (1927).

160. Райохи ЗаМин, Заро. Барраси ва шархи «'Атабату-л-катаба». Поённомаи коршиноси аршади адабиёт (Исследование и толкование /книги/ «'Атабату-л-катаба» (Ступени соверошенствования катибов). -Шераз: Донишгохи Шероз, 1371 г. х. (1952).

161. Райе Тамара. Сельджукиды. Кочевники завоеватели Малой Азии. Перевод с англ. О. И. Миловой. -Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2004.

162. Ранджбар Ахмад. Хуросони бузург (Бахсе перомуни чанд шахр аз Хуросони бузург) (Великий Хорасан (Дискуссия о некоторых городов Великого Хорасана)). -Тегеран: Амири кабир, 1363 г. х. (1944).

163. Розен В. Р. Арабские сказания о поражении Романа Диогена Алп Арсланом // Записки Восточного отделения русского археологического общества (ЗВОРАО). Т. I. Вып. 2. -СПб., 1886.

164. Росляков A.A. Из истории военного искусства туркмен (Организация преследования в войнах туркмен в XIXII вв.) // Труды Ашхабадского гос. Пед. Ин-та им. A.M. Горького. Вып. I. -Ашхабад, 1947.

165. Росляков A.A. Первые Сельджукиды // Известия Туркменского филиала АН СССР.-1951.-№ 3.

166. Росляков A.A. Туркмены и Огузы // Уч. Зап. Туркменского гос. ун-та. Вып. 3. -Ашхабад, 1956.

167. Салджук 'Аффон. Та’рихи Салджукиён ва шуарои он замон (История Сельджукидов и поэти той эпохи) // Маджалаи «Вахид». Шумораи 10. 1352 (1934).-С. 1029−1039.

168. Халили Халилуллох. Газневиён (Газневиды) // Мирхонд Губор ва дигарон. Та’рихи Афгонистон. T.III. -Кобул: Анджумани, та'рихи Афгонистон, 1333 г. х. (1915).

169. Хиндушах Сахиби Нахджувани ибн Санджар ибн Абдаллах. Таджарибу-с-салаф дар таворихи хулафо ва вузарои эшон (Опыти предков в истории халифов иих визиров). Под ред. Аббаса Икбала Оштиёни. Третье издание. -Тегеран: Китобхонаи Тахури., 1357 (1939).

170. Ходжаниязов Т. Денежное обращение в государстве Великих Сельджукидов (по данным нумизматики). Ашхабад: Ылым, 1977.

171. Якубовский Я. Ю. Вопросы периодизации истории Средней Азии в средние века (VI-XV вв.) // КСИИМК. Вып. XXVIII, 1949.

172. Якубовский А. Ю. Махмуд Газневид. К вопросу о происхождении и характере Газневидского государства // Фердоуси. Сб. ст. -JL, 1934.

173. Якубовский А. Ю. Сельджукское движение и туркмены // СЭ. 1947. -№ 4.

174. I.

ЛИТЕРАТУРА

НА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ И ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКАХ:

175. Spuller В. Ghaznvids // Encyclopaedia of islam. Vol. II. -Leiden: Brill, 1965. -P. 1050−1055.

176. Bosworth C.E. Chazna // Encyclopaedia of islam. Vol. II. -Leiden: Brill, 1965.-P. 1048−1050.

177. Bosworth C.E. The Ghaznavids, their empire in Afghanistan and Eastern Iran 994−1040.-Edinburgh, 1963.

178. Bosworth C.E. The Titulature of the early Chaznavids // The Medieval History of Iran, Afghanistan and Central Asia. -London: Variorum peprints, 1977.-P. 210−233.

179. Brockelmann C. Geschichte der arabischen Literatur, BD. IlLeiden, 1943.

180. Deguignes J. Histoire generate des Huns, des Turcs, des Mogols, et des autres Tartares occidentaux. T. I-IV. -Paris, 1756−1758.

181. Flury. S. Le decor epigraphique des monuments de Ghazna. -Syria. Vol. VIS, 1925.-P. 65−90.

182. D’Herbelot. Bibliotheque orientale, ou Dictionnaire universel contenant generalement Tout ce qui regard la connaissance des pueples de L’Orient. -Paris, 1697.

183. Kahen K. The Historiography of the Saldjuqid Period. HME. -L., 1962.

184. Khan Ghulam Mostafa. A History of Bahramshahof Ghaznin // Islamic Culture. 23 (1949). -P. 62−91 & 199−233.

185. Koymen M.A. Buyuk Seljuklu imparatorlugu tarihi. Cilt II. -Ankhara, 1954.

186. Koymen M.A. Seljuklu devri turk tarihi. -Ankhara, 1963.

187. Laoust H. Ibn al-Djawzi // Encyclopaedia of islam. Vol. III. -P: 751 -752.

188. Nazim Muhammad. The life and Time of Sultan Mahmud of Ghazna. -London: Cambridge university press, 1931.

189. Rice Tamara Talbot. The Seljuks in Asia Minor. -London: Thames and Hudson, 1961.

190. Rieu Ch. Supplement to the catalogue of the Arabic manuscripts in the British Museum. -L, 1884.

191. Wittfogel Karl. A. Oriental Despotism. -New Haven: Yale university press, 1959.

192. Nazim Muhammad. The life and Time of Sultan Mahmud of Ghazna. -London: Cambridge university press, 1931.

193. Rice Tamara Talbot. The Seljuks in Asia Minor. -London: Thames and Hudson, 1961.

194. Wittfogel Karl. A. Oriental Despotism. -New Haven: Yale university press, 1959.

195. Sanaekkf M.F. The Decline of the Saljuqid Empire. -Calcutta, 1938.

196. Turan O. Seljuklular tarihi ve Turk-Islam medeniyeti. -Ankhara, 1965.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой