Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизологические особенности и вариабельность сердечного ритма у школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для показателей вариабельности сердечного ритма характерна большая межиндивидуальная дисперсия, что существенно осложняет оценку межгрупповых различий и корреляционных связей. Важнейшим источником межиндивидуальной вариабельности показателей кардиоритмограммы является комплекс индивидуальных особенностей. К числу этих особенностей, несомненно, относится характер и степень выраженности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Обзор литературы
  • 2. Методика исследования
  • 3. Собственные исследования
    • 3. 1. Исследование антропометрических показателей и показателей функционирования сердечно-сосудистой системы
    • 3. 2. Состояние нервной деятельности по результатам теппинг — теста
    • 3. 3. Определение степени функциональной асимметрии у школьников с учетом пола и возраста
    • 3. 4. Исследование вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе
    • 3. 5. Влияние индивидуальных биологических особенностей на показатели ВСР

Психофизологические особенности и вариабельность сердечного ритма у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей проблемой современной физиологии человека является изучение межсистемных взаимодействий, которые обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды и адаптацию организма к непрерывно меняющимся условиям обитания (М. В. Балыкин и соавт., 2009;

К. В. Судаков, 2000). Изучение такого взаимодействия особенно актуально для детей школьного возраста (Л. П. Банникова, 2006). В этот период жизни организм ребенка испытывает различные социальные стрессы, которые могут привести к устойчивому функциональному нарушению и нарушению здоровья (В. Р. Кучма и соавт., 2008; М. М. Безруких и соавт., 2009).

Особенно высока чувствительность к воздействию социальных стрессогенных факторов во время полового созревания (И. А. Пешкова,.

2007). В пубертатном периоде происходит существенные физиологические, морфологические и психологические перестройки, которые могут снизить адаптационные возможности организма (Э. М. Казин, 2002). С другой стороны, способность школьника к адаптации может быть обусловлена индивидуальными особенностями его организма (Ю. В. Высочин и соавт.,.

2007). К числу важнейших типологических особенностей центральной нервной системы относятся подвижность нервных процессов и функциональная асимметрия (Е. П. Ильин, 2001). Структурнофункциональные особенности мозга, лежащие в основе разной степени устойчивости нервных процессов и межполушарной специализации, во 4 многом определяют способность организма к восприятию и переработке информации, к социализации, к управлению своими эмоциями в критических ситуациях (И. С. Дикий, 2010). Структурно-функциональная целостность процессов высшей нервной деятельности и механизмов, обеспечивающих гомеостаз и адаптацию на уровне висцеральных органов и систем, была выявлена в большом числе исследований, посвященных функционированию вегетативной нервной системы в различных психоэмоциональных состояниях (JI. Я. Доцоев и соавт., 2006). Анализ этих исследований показывает, что координация между высшей нервной деятельностью и вегетативной регуляцией лежит в основе успешной адаптации и максимальной эффективности процессов обучения (А. Р. Наниева и соавт., 2011).

Исследование вегетативной регуляции детей школьного возраста давно уже стало одним из приоритетных направлений возрастной физиологии (В.

Д. Сонькин и соавт., 2005). Эти исследования имеют большое значение как для определения особенностей онтогенеза сердечно-сосудистой системы (В.

Н. Швалев, 2007), так и для выявления гетерогенности в характере функционирования вегетативных механизмов у детей, принадлежащих к одной половозрастной группе (О. И. Зайцева и соавт., 2005). Современная демографическая и эпидемическая ситуация в стране диктует необходимость применения такого рода исследований неинвазивных методов, с помощью которых можно было бы с достаточной точностью измерить функциональное состояние вегетативной нервной системы в данный момент времени, определить характер изменения вегетативного баланса в тех или иных функциональных состояниях или физиологических пробах (Ю. Н. Беленков и соавт., 2007). Общепризнано, что таким методом является исследования вариабельности сердечного ритма посредством анализа последовательности интервалов R-R (Ф. Е. Зарубин, 1998; Malik, 2004; Task Force Heart rate variability, 1996). Вычисляемые на основе анализа ритмограммы вариационные, спектральные, геометрические и нелинейные показатели 5 вариабельности сердечного ритма позволяют определить границы функциональных состояний и оценить степень адаптированности организма к данному комплексу внешних факторов (Р. М. Баевский, 2002).

Изучение взаимосвязи между функциональной асимметрией головного мозга и показателями вариабельности сердечного ритма было проведено для разных возрастных и половых групп (Ю. В. Рясик, 2007). Было установлено наличие выраженной корреляции между степенью функциональной асимметрии головного мозга и показателями вариабельности сердечного ритма в состоянии покоя (Ю. В. Рясик и соавт., 2007). В тоже время, не было исследовано влияния функциональной асимметрии головного мозга на характер изменения вегетативной регуляции при ортостатической пробе, результаты которой являются важным индикатором способности сердечнососудистой системы и ее регуляторных механизмов к адаптации (В. М. Михайлов, 2002). Также отсутствуют данные о возможном влиянии подвижности нервных процессов на характер вегетативной регуляции.

Целью настоящей работы является определение характера влияния особенностей подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии на вариабельность сердечного ритма у детей школьного возраста в покое и при ортостатической пробе.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучение особенностей подвижности нервных процессов у детей школьного возраста.

2. Определение степени функциональной асимметрии у школьников с учетом пола и возраста.

3. Исследование характера вариабельности сердечного ритма у учащихся в покое и при ортостатической пробе.

4. Выявление связи между особенностями высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции ритма сердца.

Научная новизна. Впервые было изучено влияние характера подвижности нервных процессов на показатели вариабельности сердечного 6 ритма у школьников 6−11 классов. Получены новые данные о характере функционирования вегетативной нервной системы при разной степени функциональной асимметрии. Впервые установлено, что особенности функциональной асимметрии оказывают существенное влияние на состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем при ортостатической пробе.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты нашего исследования позволяют расширить представления о межсистемном взаимодействии на уровне центральной нервной системы. Полученные нами данные свидетельствуют в пользу балансной модели Foster, описывающей изменения функций вегетативной нервной системы при различном характере межполушарных взаимодействий.

Полученные данные могут быть использованы при проведении исследований функционального состояния и оценки адаптационных возможностей детей школьного возраста.

Работа выполнена в рамках НИР вуза «ЧГПУ им И.Я. Яковлева» номер гос. регистрации № 9811 от 4 февраля 2008 года.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У школьников чаще всего обнаруживается выпуклый тип варианта динамики результатов выполнения тестов правой рукой, что свидетельствует о преобладании в исследованной группе учащихся с сильной нервной системой. Результаты выполнения теста левой рукой свидетельствуют о необходимости учета функциональной асимметрии при изучении силы нервных процессов.

2. Характер функциональной асимметрии при выполнении различных тестов и динамометрии кистей правой и левой рук значительно варьировал, что свидетельствует о необходимости исследования межполушарных особенностей формирования отдельных видов движений.

3. Характер функциональной асимметрии оказывает выраженное влияние на функционирование вегетативной нервной системы при ортостатической пробе.

Апробация работы. Материалы исследования были доложены на XI Международной научно-практической конференции «Наука и современность — 2011» (Новосибирск 2011), ^^Международной научно-практической конференции «Медицинские и социальные аспекты образования» (Пенза 2011), VII Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2011), а также на итоговых научных конференциях аспирантов, докторантов и научных сотрудников ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2010;2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ, из них 3 статьи в журналах, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук», утвержденный ВАК.

5. Выводы.

1. У детей школьного возраста преобладают следующие типы подвижности нервных процессов: при выполнении теппинг-теста как правой рукой, так и левой рукой, преобладают выпуклый и вогнутый варианты динамики результатов теппинг-теста.

2. Для большинства школьников было характерно преобладание левого полушария. Степень функциональной асимметрии возрастает по мере увеличения возраста, но, не смотря на это, тендерных различий обнаружено не было.

3. Переход из горизонтального в вертикальное положение вызвало существенное изменение ЧСС и вариабельности сердечного ритма, что проявилось в виде увеличения таких показателей как ЧСС, R-R max, VLF, LF/HF, р VLF, р LF, и уменьшения R-R min, RRNN, SDNN, RMSSD, pNN50, TP, HF, p HF. Среди обследованных было выявлено 7,46% лиц с парадоксальной реакцией на ортостаз.

4. Нами обнаружена статистически достоверная связь между, показателями вариабельности сердечного ритма и показателями функциональной асимметрии при ортостатической пробе. Характер этой связи указывает на то, что преимущественная активация левого полушария приводит к более выраженному подавлению парасимпатической активности и к более значительному росту относительного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Заключение

.

Проведенные нами исследования представляют собой реализацию принципа системности физиологии человека (К. В. Судаков, 2000; П. К. Анохин, 1979). Данный принцип предусматривает наличие структурных и функциональных связей между отдельными системами. Эти связи обеспечивают координацию функционирования различных органов и систем организма таким образом, что достигается положительный приспособительный результат в виде поддержания постоянства внутренней среды (К. В. Судаков, 2000). Важнейшим элементом любой функциональной системы является головной мозг, в котором происходит процесс обработки поступающей извне информации и формирование ответной реакции на воздействие стимула. Мозг функционирует как сложная система, в которой все процессы согласуются друг с другом и интегрируютсяпри этом можно говорить о распределенности функций и, одновременно, о наличии определенной специализации участков головного мозга (А. А. Александров, 2003). По мере эволюционного развития мозга происходило развитие его высших отделов, особенно, коры больших полушарий. Это развитие сопровождалось. усложнением цитомиелоцитоархетектоники, формированием сложных нейронных сетей, обеспечивающих взаимодействие между отдельными участками мозга и координацию различных функций — как наиболее древних (вегетативная регуляция), так и наиболее филогенетически новых. Проявлением функционирования этих сетей является координация активности вегетативной нервной системы и лимбической системы, фронтальных участков коры с теменными и затылочными, растральных структур со структурами ствола мозга. Процесс цефализации сопровождался развитием полушарной специализаций (Д. А. Фарбер и соавт., 1994). Вследствие этого высшая нервная деятельность представляет собой результат не только внутриполушарных восходящих и нисходящих, но и межполушарных взаимодействий.

Изучение функционирования организма человека ставит перед исследователями целый ряд задач, решение которых позволяет увеличить научную валидность, биологическую обоснованность и статистическую значимость результатов исследований. К числу таких задач относится исследование влияния индивидуальных типологических особенностей на функционирование регуляторных систем. Решение этой задачи позволяет избежать систематической ошибки наблюдения, которая способна исказить результаты исследования, породив ложные отрицательные и ложные положительные выводы. Традиционно, при изучении человека в качестве таких переменных рассматриваются пол и возраст. Эти переменные учитывались в нашей работе: для каждой статистической модели мы осуществляли проверку ее значимости путем многофакторного линейного анализа, учитывающего пол и возраст.

Подвижность нервных процессов, способность переключать внимание и выполнять стереотипные движения с максимальной скоростью в течении заданного промежутка времени являются важными предикторами успешности процесса усвоения учебного материала. В настоящее время разработан простой, валидный и дающий воспроизводимые результаты метод изучения подвижности нервных процессов и их устойчивости — теппинг-тест.

В результате многочисленных исследований различных возрастных групп школьников и детей дошкольного возраста Е. П. Ильин (2001) выделил основные типологические группы, определяемые по динамике результатов теппинг-теста: с выпуклым типом динамики результатов, с вогнутым типом, с ровным типом, с нисходящим типом, с промежуточным типом. Наши результаты показали, что среди обследованных нами школьников наиболее часто встречались дети с выпуклым (50,75%) и вогнутым (41,79%) типом динамики результатов теппинг-теста. Намного реже наблюдались ровный.

1,49%) и нисходящие (5,97%) типы. Таким образом, в исследованной нами группе преобладают школьники с сильной и средне-сильной нервной системой. Особое внимание привлекают к себе полученные нами данные о.

151 подвижности нервных процессов по результатам проведения теппинг-теста левой рукой. Сразу же оговоримся, что среди исследованных нами школьников лишь двое были выраженными левшами (пользовались левой рукой при письме). При выполнении теста левой рукой происходит снижение максимальной частоты стереотипных движений (для всех полей р<0,05). Наиболее выраженными эти различия были в начале тестапо мере перехода от одного поля к другому они несколько уменьшались, оставаясь при этом статистически достоверными. Смена рук в ряде случаем привела к смене профиля: у двух человек произошло изменение типа с выпуклого на ровный, у 8 с выпуклого на нисходящий, у 19 с выпуклого на вогнутый. Ровный тип при изучении показателей теста правой руки, характерный лишь для одного человека, изменился на выпуклый тип. У 5 человек при переходе на левую руку не произошло изменение показателей динамики результатов теста, для них выпуклый тип был характерен как для правой, так и для левой руки.

У двух школьников, у которых по результатам тестирования правой рукой, был обнаружен нисходящий тип динамики результатов теппинг-теста, при переходе на левую руку, произошла смена типа на вогнутый (у одного изменений не произошло). Наиболее устойчивым к смене руки оказался вогнутый тип динамики результатов: он остался неизменным для показателей как правой, так и левой рук у 17 человек (25,33%), у 8 исследованных (11,92%) он изменился на выпуклый, у 1 (1,49%) он стал ровным, а для 2 человек (2,98%) он изменился на нисходящий тип.

Хотя имелись некоторые различия профиля между полами (у юношей несколько чаще встречался выпуклый тип), эти различия не были достоверными (р>0,05).

Возраст не оказывал существенного влияния на характер динамики результатов теппинг-теста при выполнении правой рукой. Об этом свидетельствуют итоги статистического анализа с помощью дисперсионной модели, в которой в качестве фактора выступал тип динамики результата теппинг-теста, а в качестве зависимой переменной выступал возраст.

Аналогичные результаты получены для результатов теппинг-теста, проведенного левой рукой.

Полученные нами сведения позволяют прийти к выводу о том, что обнаруженные различия в характере подвижности нервных процессов при выполнении тестов левой и правой рукой могут послужить основой для дальнейшего совершенствования методологии и теории функциональной асимметрии головного мозга.

Важной типологической особенностью высшей нервной деятельности, моторики и сенсорного восприятия является межполушарные различия, которые формируются в течение жизни человека. У обследованных нами школьников с возрастом усиливались межполушарные различия: в 12 лет среднее значение КМА составило 0,73±0,05 (95% доверит, интервал 0,620,84), а в 17 лет -0,93±0,02 (95% доверит, интервал 0,89−0,97), (р<0,05). Хотя пол не оказывал существенного влияния на уровень КМА, отдельные тесты мальчики и девочки выполняли по-разному: при выполнении теста «бросание мяча»: среднее значение КМА у мальчиков ровнялось 0,84±0,06 (95% доверит, интервал 0,72−0,96), а девочки все свои попытки выполняли правой рукой.

Наличие «ведущей руки» неизбежно сказывается на степени развития мышц левой и правой кисти. Эти подтверждает проведенный нами тест кистевая динамометрия". В то время, как среднее значение силы правой руки составляло 24,15±1,13 (95% доверит, интервал 21,89−26,40), среднее значение силы левой руки равнялось 21,19±1,12 (95% доверит, интервал.

18,96−23,42) (р<0,05). Анализ показал, что возраст и пол оказывают значительное влияние на значение силы правой кисти. Если данный показатель у мальчиков и девочек в 12 лет не отличается друг от друга, то в возрасте 17 лет показатели динамометрии у юношей выше, чем у девушек р<0,05). Согласно методике Леутина (1988), различие между левой и правой рукой являются значимым, если оно составляет более 2 кг. У 23 школьников.

34,69%) различие между силой левой и правой кисти составило 2 кг и менее,.

153 у 40 обследованных (60,8%) правая рука была намного сильнее левой и у 3 учащихся (4,56%) левая кисть была сильнее правой. При анализе было выявлено, что возраст и пол оказывают значительное влияние на значение силы правой кисти. Значение корреляции г для связи показателя силы правой руки и возраста было равно 0,66, для показателя силы левой руки и возраста г равнялось 0,63. Если данный показатель у мальчиков и девочек в 12 лет не отличается друг от друга, то в возрасте 17 лет показатели динамометрии у юношей выше, чем у девушек. Аналогичная закономерность выявлена и для силы кисти левой руки.

Из логики исследований вытекает необходимость сравнения результатов тестирования асимметрии с помощью традиционных тестов (перечисление тестов) и динамометрии. Не было выявлено достоверной связи между КМА и результатами динамометрии (р>0,05).

Дисперсионный анализ не выявил достоверного влияния подвижности нервных процессов на показатели динамометрии (р>0,05).

Для показателей вариабельности сердечного ритма характерна большая межиндивидуальная дисперсия, что существенно осложняет оценку межгрупповых различий и корреляционных связей. Важнейшим источником межиндивидуальной вариабельности показателей кардиоритмограммы является комплекс индивидуальных особенностей. К числу этих особенностей, несомненно, относится характер и степень выраженности функциональной асимметрии головного мозга. В отечественной литературе имеется ряд публикаций, в которых продемонстрирована связь между доминированием одного из полушарий головного мозга и характером регуляции сердечного ритма (И.С. Дикий, 2010). В этих исследованиях представлены убедительные доказательства влияния функциональной асимметрии на вариабельность ритма в состоянии покоя: по мере увеличения доминирования левого полушария увеличивается преобладание парасимпатического влияния на синусовый узел. Эта связь наиболее ярко проявляется у индивидуумов с сильно выраженной левосторонней или.

154 правосторонней функциональной асимметрией головного мозга. Для исследованной нами группы школьников характерно преобладание активности участков коры левого полушария, о чем свидетельствует выполнение ими большинства тестов правой рукой, ведущий правый глаз и правое ухо. Эта особенность исследованной нами группы привела к тому, что нами не были обнаружены описанные в литературе эффекты. Величина коэффициента корреляции между КА и КМА, с одной стороны, и показателями вариабельности сердечного ритма (показатели) в состоянии покоя варьировала в диапазоне от 0,02 (корреляция между КМА и ЧСС, и между КА и VLF) до 0,23 (корреляция между HF и КА, и -0,23 между LF/HF и КМА). Тем не менее, даже при анализе этих данных можно сделать вывод о том, что имеется тенденция к снижению относительного тонуса симпатического отдела ВНС по мере увеличения выраженности левополушарного доминирования.

Переход тела в вертикальное положение (ортостаз) представляет собой мощный стимул, воздействующий как на периферические, так и на центральные регуляторные системы. Это обусловлено тем, что при ортостазе происходит активация различных сенсорных систем, как висцеральных, так и внешней чувствительности. Активация рецепторов приводит к активации ростральных центров регуляции, преимущественно в ведущем полушарии.

Mercader M. A et all., 2002). Как уже отмечалось выше, ведущим полушарием у большинства обследованных нами школьников было левое.

Активация лобной коры левого полушария в свою очередь вызывает подавление активности париетальной коры ипсилатерального полушария и активацию аналогичного участка коры контрлатерального полушария (Foster,.

2008). Согласно этой модели, выраженность сдвига вегетативного баланса в симпатическую сторону должна быть наибольшей при максимальном доминировании левого полушария. Полученные нами данные согласуются с теоретически предсказанными результатами исследования связи функциональной асимметрии с реакцией кардиорегуляторной системы на.

155 ортостаз. Обнаружены достоверные отрицательные коэффициенты корреляции между КМА и КМБЗБ (-0,25- р<0,05), между КМА и рИК50 (0,34- р<0,05), между КМА и ТР (-0,33- р<0,05), между КМА и УЬБ (-0,25- р<0,05), между КМА и НБ (-0,38- р<0,05), и достоверная положительная корреляция между КМА и ЬР/Ш7 (0,24- р<0,05). Также были обнаружены достоверные корреляции между коэффициентом асимметрии и р№<�Г50 (г=-0,30- р<0,05), между КА и ТР (-0,32- р<0,05) и между КМА и Ш (-0,36- р<0,05).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций / П. К. Анохин. М.: Наука, 1973.-С. 5−61.
  2. , В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных регионах Северо-Востока СССР) / В. В. Аршавский. Владивосток: Изд-во АН СССР, ДВО, 1988.- 136 с.
  3. , Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма / Р. М. Баевский // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 2. — С. 69−82.
  4. , Р. М. Вариабельность сердечного ритма : теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. — № 3. — С. 109−128.
  5. , Р. М. К проблеме прогнозирования функционального состояния человека в условиях длительного космического полета / Р. М. Баевский // Физиологический журнал СССР. 1972. — № 6. — С. 819−827.
  6. , Р. М. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом / Р. М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. М.: Медицина, 1976. — С. 161−175.
  7. , Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 205 с.
  8. , Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-265 с.
  9. , Р. М. Измерьте ваше здоровье / Р. М. Баевский, С. Г. Гуров. М.: Сов. Россия, 1988. — 96 с.
  10. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение // Тез. докл. IV всерос. симп. / Отв. ред. Н. И. Шлык., P.M. Баевский- УдГУ. Ижевск, 2008, 344 с.
  11. , Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984. -220 с.
  12. , JI. П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов адаптации / JL П. Банникова // Гигиена и санитария. 2006. — № 6. — С. 46−48.
  13. , M. М. Регуляция хронотропной функции у школьников 1−4 классов в процессе учебных занятий / M. М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. М., 1981. — С. 249−254.
  14. , M. М. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка / M. М. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека. -2009.-Т. 35.-№ 6.-С. 10−24.
  15. , И. С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И. С. Беленко // Вестник Томского государственногопедагогического университета. 2009. — № 3. — С. 54−58.159
  16. , Ю. Н. Роль неинвазивных методов исследования в диагностике атеросклероза / Ю. Н. Беленков, В. Б. Сергиенко // Кардиология. 2007. — Т. 47.-№ 10.-С. 37−44.
  17. , Д. В. Особенности психофизических возможностей студентов, занимающихся спортивными играми / Д. В. Бондарев, В. А. Гальчинский // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. — № 1. -С. 59−64.
  18. , С. В. Межполушарная асимметрия альфа-активности ЭЭГ при асимметричном предъявлении арифметических задач / С. В. Борисов, А. Я. Каплан //Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии / НИИ мозга РАМН. М., 2001. — С. 42−44.
  19. , Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  20. , Ю. С. Компенсаторно адаптационные реакции кардиореспираторной системы при различных видах мышечной деятельности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков. Казань: Изд-во Таглимат Института экономики, управления и права. — 2003 г. — 128с.
  21. Вариабельность сердечного ритма: теорет. аспекты и практ. применение: тез. докл. междунар. симп., 20−21 нояб. 2003 г. / отв. ред.: Р. М. Баевский, Н. И. Шлык. Ижевск: Издат. Дом «Удмурт, ун-т», 2003.
  22. , Н. Н. Теппинг-тест как инструмент педагогического изучения психофизиологических особенностей реализации студентами учебной деятельности / Н. Н. Веселова // Среднее профессиональное образование. -2007.-№ 11.-С. 75−76.
  23. , В. И. Исследование математико-статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки реакции лиц разного возраста на мышечную нагрузку : дисс.. канд. биолог, наук / В. И. Воробьев. М.: ИМБП, 1978.-178 с.
  24. , А. Д. Статистический анализ сердечного ритма и показателей гемодинамики в физиологических исследованиях / А. Д. Воскресенский, М. Д. Вентцель. М.: Наука, 1974. — 221 с.
  25. , Ю. В. Особенности индивидуального развития и стратегия долговременной адаптации / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко, В. А. Чуев // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 12−2. С. 302−303.
  26. , Я. Л. Вариационная пульсометрия и автокорреляционный анализ в оценке экстракардиальной регуляции сердечного ритма : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Я. Л. Габинский. Свердловск: Свердл. мед. ин-т., 1982. -22 с. /
  27. , А. И. Концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине / А. И. Григорьев, Р. М. Баевский. М., 2001. — 96 с.
  28. , Е. М. Особенности вариабельности сердечного ритма у детей с бронхиальной астмой / Е. М. Гурьянова, Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2003. — № 4. — С. 32−36.
  29. , И. С. Вегетативные реакции у участников скрининговых проверок с различными особенностями межполушарной асимметрии мозга / И. С. Дикий // Сибирский психологический журнал. 2010. — № 37. — С. 21−26.
  30. , Т. А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. М.: Медицина, 1977. -359 с.
  31. , Д. И. Возможности клинического применения иавтоматического анализа ритмограммы : дисс.. докт. мед. наук / Д. И.
  32. Жемайните. Каунас: Мед. ин-т, 1972. — 285 с.162
  33. , Д. И. Ритмичность импульсов синоаурикулярного узла в покое и при ишемической болезни сердца : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Д. И. Жемайните. Каунас: Мед. ин-т, 1965. — 51 с.
  34. , Ф. Е. Вариабельность сердечного ритма. Стандарты измерения, показатели, особенности метода / Ф. Е. Зарубин // Вестник аритмологии. -1998.-№ 10.-С. 25−30.
  35. , Г. Г. Внезапная сердечная смерть : основные механизмы, принципы прогноза и профилактики / Г. Г. Иванов, В. Е. Дворников, В. В. Баев // Вестник РУДН. 1998. — № 1. — С. 144−159.
  36. , Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин // Физиология человека. 2002. — Т. 28. -№ 3. — С. 23−29.
  37. , Э. М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э. М. Казин // Валеология. 2008. — № 3. — С. 18−24.
  38. , С. 3. Проблема контроля и оценки операционного стресса (на основе анализа ритма сердца с помощью ЭВМ): дисс.. докт. мед. наук / С. 3. Клецкин. М.: Ин-т сердечно-сосудистой хирургии АМН СССР. — 1981. -298 с.
  39. Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий: междунар. симп. 27−30 апреля 1999 г., Москва: тез. докл. М., 1999. — 320 с.
  40. Космическая кардиология / В. В. Парин и др. JI.: Медицина, 1967. — 206 с.
  41. , В. И. К проблеме прогнозирования умственного утомления при длительной монотонной работе : автореф. дисс.. канд. биол. наук / В. И. Кудрявцева. М.: ИМБП, 1974. — 23 с.
  42. , О. В. Спектральный анализ вариабельности ритмов сердца, артериального давления и дыхания у детей 8−11 лет в покое / О. В. Кузнецова, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 1.-С. 33−39.
  43. , В. Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т. 7. — № 4. — С. 9−12.
  44. , В. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. -Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1988. — 192 с.
  45. , Н. А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга / Н. А. Литвинов, М. Г. Березина, А. М. Прохорова // Валеология. 1999. — № 3. — С. 26−32.
  46. , Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис.. д-ра биол. наук / Н. А. Литвинова. Томск, 2008. — 38 с.
  47. , Л. М. Холтеровское мониторирование / Л. М. Макаров. М.: Медицина, 2000.-104 с.
  48. Математические методы анализа сердечного ритма: материалы 1 Всесоюз. симп. / под ред. В. В. Ларина, Р. М. Баевского. М.: Наука, 1968. — 157 с.
  49. , В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. СПб., Наука, 2003. -150 с.
  50. Медленные колебательные процессы в организме человека: Теория и практическое применение в клинической медицине и профилактике: сб. науч. тр. симп. 27−29 мая 1997 г., Новокузнецк. Новокузнецк, 1997. — 194 с.
  51. Метод последовательного парного анализа ритма сердца по интервалам RR / Ю. А. Власов и др. // Радиоэлектроника, физика и математика в биологии и медицине. Новосибирск, Просвещение, 1971. — С. 9−14.
  52. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (Теппинг-тест)// Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я.
  53. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — С. 528−530.164
  54. , В. А. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца при гипертонической болезни : автореф. дисс.. докт. мед. наук / В. А. Миронов. Оренбург, 1998. — 53 с.
  55. , Т. В. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца (Введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм) / Т. В. Миронова, В. А. Миронов. Челябинск, Наука, 1998. — 162 с.
  56. , В. М. Вариабельность ритма сердца : опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново:: Ивановская гос. мед. Академия, 2002. — 290 с.
  57. , В. М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения / В. М. Михайлов. Иваново: Ивановская гос. мед. Академия, 2000.-200 с.
  58. , А. О. Физиология и гигиена умственного труда / А. О. Навакатикян. Киев: Здоровье, 1987. — С. 3−30.
  59. , И. Г. Выявление скрытых периодичностей методом спектрального анализа : дисс.. канд. физ-мат. наук / И. Г. Нидекер. М.: ВЦ АН СССР, 1968.-131 с.
  60. , Г. А. Исследование статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях : автореф. дисс.. канд. мед. наук / Г. А. Никулина. М.: ИМБП, 1974. — 30 с.
  61. Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям // Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2003. — С. 200−202.
  62. Особенности формирования вегетативного гомеостаза у детей школьного возраста в различных регионах Сибири / О. И. Зайцева и др. // Успехи современного естествознания. 2005. — № 4. — С. 13−16.
  63. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности / Т. В. Челышкова и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. — № 9. — С. 7177.
  64. , Н. Б. Функциональное развитие вегетативной регуляции сердечнососудистой системы человека в онтогенезе / Н. Б. Панкова // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2008. — Т. 94. — № 3. — С. 267−275.
  65. , В. В. Введение в медицинскую кибернетику / В. В. Парин, Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1966. — 220 с.
  66. , И. А. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье детей / И. А. Пешкова // Успехи современного естествознания. 2007. — № 6. — С. 8991.
  67. , М. Н. Динамика асимметрии активности коры головного мозга человека при эмоциональных состояниях / М. Н. Русалова // Журнал высшей нервной деятельности. 1988. — Т. 38. — № 4. — С. 754.
  68. , М. Н. Функциональная асимметрия мозга : эмоции / М. Н. Русалова // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. М.: Научный мир, 2004. — С. 322−348.
  69. , А. Я. Физиолого-эргономическая характеристика труда преподавателей вуза / А. Я. Рыжов, С. В. Комин // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2006. — № 2. — С. 77−81.
  70. , Г. В. Анализ вариабельности ритма сердца / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев // Кардиология. 1996. — № 10. — С. 87−97.
  71. ВДРябыкина, Г. В. Вариабельность ритма сердца / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. М.: СтарКо, 1998. — С. 2−5.
  72. , Ю. В. Вариабельность сердечного ритма школьников младших классов с учетом функциональной асимметрии мозга и наличия признаков вегетативных нарушений автореф. дисс.. канд. мед. наук / Ю. В. Рясик. -Киров: Киров, гос. мед. акад., 2007.
  73. , Ю. В. Параметры вариабельности сердечного ритма в зависимости от вида функциональной асимметрии полушарий у младших школьников / Ю. В. Рясик, В. И. Циркин // Сибирский медицинский журнал. 2007. — Т. 72. -№ 5.-С. 49−52.
  74. , Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье — пер. с англ. М.: Медгиз, 1960.-275 с.
  75. , А. С. Вариабельность ритма сердца, желудочковые аритмии и риск внезапной смерти / А. С. Сметнев, О. И. Жаринов, В. Н. Чубучный // Кардиология. 1995. — № 4. — С. 49−51.
  76. , В. Д. Вегетативный тонус в звеньях респираторно-гемодинамической системы у детей младшего школьного возраста / В. Д. Сонькин, О. В. Кузнецова // Физиология человека. 2009. — Т. 35. — № 6. — С. 94−102.
  77. Состояние психологических функций и работоспособности у школьников выпускных классов / А. Р. Наниева и др. // Здоровье населения и среда обитания. 2011. — № 4. — С. 22−25.
  78. , К. В. Санатрон. Система оценки здоровья и реабилитации лиц в различных условиях жизнедеятельности / К. В. Судаков. М., 2000. — 147 с.
  79. Факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся (мальчиков и девочек) 10−11 класса / В. В. Зайцева и др. // Новые исследования. 2007. — Т. 1. — № 13.1.-С. 100−115.
  80. , В. Ф. О некоторых неиспользованных возможностях статистических методов в кардиологии / В. Ф. Федоров, А. В. Смирнов // Клинические и физиологические аспекты ортостатических расстройств. М., Наука, 2000. — С. 138−148.
  81. , А. Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. -Новосибирск: Просвещение, 1999. 264 с.
  82. , В. Ф. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. -М.: Научный мир, 2004. С. 349−368.
  83. , В. Ф. Энергетическая физиология мозга / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева. М.: Антидор, 2003. — 288 с.
  84. , Н. Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга : дисс. докт. мед. наук. / Н. Б. Хаспекова. М.: Ин-т ВНД, 1996. — 236 с.
  85. , В. М. Спектральный анализ колебаний частоты сердцебиений : физиологические основы и осложняющие его явления / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. -1999. № 85 (7). — С. 893−909.
  86. , М. В. Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности / М. В. Хватова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. -2005. Т. 10. — № 3. — С. 303−309.
  87. , В. Н. Возрастные изменения регуляторных механизмов сердечнососудистой системы и значение синтетазы оксида азота в норме и при патологии / В. Н. Швалев // Кардиология. 2007. — Т. 47. — № 5. — С. 67 — 72.
  88. , Н. И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей / Н. И. Шлык. Ижевск, Изд-во Нижегор. ун-та, 1991. — 417 с.
  89. Akselrod S. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat to beat cardiovascular control / S. Akselrod, D. Gordon, F. A. Ubel et al. // Science, 213. P. 220−222.
  90. Bailey, J. J. Recommendations for standardization and spe ifications in automated electrocardiography / J. J. Bailey, A. S. Berson, Jr A. Garson et al. // Circulation.-Vol. 81.-P. 730−739.
  91. Berntson, G. G. Heart rate variability: origins, methods, and interpretative caveats / G. G. Berntson, J. T. Bigger, Jr. D. L. Eckberg et al. // Psychphysiology. -Vol. 34.-P. 623−648.
  92. Britton, A. Heart rate variability in healthy populations: correlates and consequences / A. Britton, H. Hemingway // Malik M., Camm, A. J. Dynamic electrocardiography / M. Malik, A. J. Camm. N.Y.: Blackwell Futura, 2004. — P. 90−111.
  93. Doe, C. P. Reflex vascular responses to abdominal venous distension in the anesthetized dog / C. P. Doe, M. J. Drinkhill, D. S. Myers, D. A. Self, R.
  94. Hainsworth // J Physiol Heart Circ Physiol. 1996. — Vol. 271. — H1049-H1056.169
  95. Drinkhill, M. J. Reflex vascular responses to alterations in abdominal arterial pressure and flow in anaesthetized dogs Exp / M. J. Drinkhill, C. P. Doe, D. S. Myers, D. A. Self, R. Hainsworth // Physiol. November 1. — 1997. — Vol. 82. — P. 995−1005.
  96. Drinkhill, M. J. Afferent discharges from coronary arterial and ventricular receptors in anaesthetized dogs / M. J. Drinkhill, J. Moore, R. Hainsworth // J Physiol December. 1993. — Vol. 472. — P. 785−799.
  97. Dynamic electrocardiography ed. / M. Malik, A. J. Camm // N.Y.: Blackwell Futura, 2004. 637 p.
  98. Eckberg, D. L. Phase relationship between normal human respiration and baroreflex responsiveness / D. L. Eckberg, Y. T. Kifle, V. L. Roberts // J Physiol July. 1980. — Vol. 304. — P. 489−502.
  99. EI-Bedawi, K. M. Combined head-up tilt and lower body suction: A test of orthostatic tolerance / K. M. EI-Bedawi, R. Hainsworth // Clinical Autonomic Research. 1994. — Vol. 4, Numbers 1−2. — P. 41−47.
  100. ESC/NASPE (European Society of Cardiology/North American Society of Pacing and Electrophysiology) Task Force Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use // Circulation. 1996. -Vol. 93.-P. 1043−1065.
  101. Eysenk, H. The measurement of emotion: psychological parameters and methods / H. Eysenk // Emotions: Their parameters and measure. N.Y.: Raven Press, 1975.-439 p.
  102. Fagard, R. H. Influence of demographic, anthropometric and lifestyle characteristics on heart rate and its variability in the population / R. H. Fagard, K. Pardaens, J. A. Staessen // J. Hypertens. 1999. — № 11 (Vol. 17). — P. 1589−1599.
  103. Foster, P. S. Cerebral moderation of cardiovascular functioning: A functional cerebral systems perspective / P. S. Foster, V. Drago, B. J. Ferguson, D. Harrison // Clinical Neurophysiology, 2008. P. 2846−2854.
  104. Goldberger, A. Is the normal heartbeat chaotic or homeostatic? / A. Goldberger // News in Physiological Sciences, 1991. P. 87−91.
  105. Hainsworth, R. Circulatory responses from lung inflation in anesthetized dogs / R. Hainsworth // J Physiol, Issue 2. 1974. — Vol. 226. — P. 247−255.
  106. Hainsworth, R. Reflex responses from aortic baroreceptors / R. Hainsworth, J. R. Ledsome, F. Carswell // J. Physiol. Vol. 218. — P. 42329.
  107. Hainsworth, R. Syncope: What is the trigger? // Heart. 2003. — Vol. 89. — P. 123−124.
  108. Haney, M. F. Myocardial Systolic Function Increases During Positive Pressure Lung Inflation / M. F. Haney, G. Johansson, S. Haggmark, B. Biber // Anesth Analg.-2005.-Vol. 101.-P. 1269−1274.
  109. Heart rate variability. Standatds of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. 1996. — Vol. 93. — P. 1043−1065.
  110. Hirsh, J. A. Respiratory sinus arrhythmia in humans, how breathing pattern modulates heart rate / J. A. Hirsh, B. Bishop // American Journal of Physiology. -Vol. 241. H620-H629.
  111. Huikuri, H. V. Sex-related differences in autonomic modulation of heart rate in middle-aged subjects / H. V. Huikuri, S. M. Pikkujamsa, K. E. Airaksinen et al. //
  112. Circulation. 1996. — № 2 (94). — P. 122−125.171
  113. Jensen-Urstad, K. Heart rate variability in healthy subjects is related to age and gender / K. Jensen-Urstad, N. Storck, F. Bouvier et al. // Acta. Physiol. Scand. -1997.-№ 3 (Vol. 160).-P. 235−241.
  114. Kay, S. M. Spectrum analysis: a modern perspective / S. M. Kay, S. L. Marple // Proceedings of the IEEE / Institute of Electrical and Electronics Engineers. Vol. 69.-P. 1380−1419.
  115. Kuo, T. B. Effect of aging on gender differences in neural control of heart rate / T. B. Kuo, T. Lin, C. C. Yang // J. Physiol. 1999. — Vol. 277. — P. 2233 — 2239.
  116. Levy, M. N. Neural control of the heart, in Berne RM (ed) / M. N. Levy, P. J. Martin // Handbook of Physiology-Cardiovascular System I. Baltimore: Waverly Press, Inc, 1979.
  117. Levy, M. N. Effects of single vagal stimuli on heart rate and atrioventricular conduction / M. N. Levy, P. J. Martin, T. Iano, H. Zieske // J Physiol. 1970. -Vol. 218.-P. 1256−1262.
  118. Liao, D. Age, race and sex differences in autonomic cardiac function measured by spectral analysis of heart rate variability the ARIC study / D. Liao, R. W. Barnes, L. E. Chambless et al. // J. Cardiol. — 1995. — Vol. 76. — P. 906−912.
  119. Malik, M. Components of heart rate variability what they really mean and what we really measure / M. Malik, A. J. Camm // American Journal of Cardiology. -Vol. 72.-P. 821−822.
  120. Malliani, A. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency-domain / A. Malliani, M. Pagani, F. Lombardi et al. // Circulation. Vol. 84. — P. 14 821 492.
  121. Molgaard, H. Spectral components of short-term RR interval variability in healthy subjects and effects of risk factors / H. M0lgaard, K. Hermansen, P. Bjerredaard // Eur. Heart J. 1994. — Vol. 15. — P. 1174−1183.
  122. Neil, E. Cardiac vagal efferent activity / E. Neil // In Cardiac Receptors / R. Hainsworth, C. Kidd, R. J. Linden. Cambridge: Cambridge University Press. -P. 361−375.
  123. O’Brien, I. A. Heart rate variability in healthy subjects: effect of age and the derivation of normal ranges for tests of autonomic function / I. A. O’Brien, P. O’Hare, R. J. Corral // Brit. Heart J. 1986. — Vol. 55. — P. 348−354.
  124. Pagani, M. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker of sympatho-vagal interaction in man and conscious dog / M. Pagani, R. Lombardi, S. Guzzetti et al // Circulation, Research. Vol. 59. — P. 178−193.
  125. Parin, V. V. Heart and circulation under space conditions / V. V. Parin, R. M. Baevsky, O. G. Gazenko // Cor et Vasa. 1965. — Vol. 7 (3). — P. 165−184.
  126. Parker, P. Vagal stimulation and cardiac slowing / P. Parker, B. G. Celler, E. K. Potter, D. I. McCloskey // J Auton Nerv Syst. 1984. — Vol. 11. — P. 226−231.
  127. Pomeranz, M. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis / M. Pomeranz, R. J. B. Macaulay, M. A. Caudill et al. // American Journal of Physiology. Vol. 248. — H151-H153.
  128. Ramaekers, D. Heart rate variability and heart rate in healthy volunteers. Is the female autonomic nervous system cardioprotective? / D. Raemakers, H. Ector, A. E. Aubert et al. // Eur. Heart J. 1998. — Vol. 19. — P. 1334−1341.
  129. Ryan, S. M. Gender- and age-related differences in heart rate dynamics: are women more complex than men? / S. M. Ryan, A. L. Goldberger, S. M. Pincus et al. // J. Am. College Cardiol. 1994. — Vol. 24. — P. 1700−1707.
  130. Sayers, B. M. Analysis of heart rate variability Ergonomics / B. M. Sayers. 16. -P. 17−32.
  131. Sinnreich, R. Five min recordings of heart rate variability for population studies: repeatability and age-sex characteristics / R. Sinnreich, J. D. Kark, Y. Friedlander et al. // Heart. 1998. — Vol. 80. — P. 156−162.
  132. Smetana, P. Sex differences in repolarization homogeneity and its circadian pattern / P. Smetana, V. N. Batchvarov, K. Hnatkova et al. // Am. J. Physiol. -2002. Vol. 282. — P. 1889−1890.
  133. Spyer, K. M. Electrophysiology of the nucleus ambiguous // Cardiogenic Reflexes / ed. P.N. McWilliam, R.J. Linden, R. Hainsworth, D. A. S. G. Mary. -Oxford: Oxford University Press. P. 237−249.
  134. Stein, P. K. Differing effects of age on heart rate variability in men and women / P. K Stein, R. E. Kleiger, J. N. Rottman // J Cardiol. 1997. — Aug 1. — Vol. 80(3). -P. 302−305.
  135. Tasaki, H. A 15-year longitudinal follow-up study of heart rate and heart rate variability in healthy elderly persons / H. Tasaki, T. Serita, A. Irita et al. // J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2000 Dec. — Vol.55(12). — M744-M749.
  136. Taylor, E. W. Central Control of the Cardiovascular and Respiratory Systems and Their Interactions in Vertebrates / E. W. Taylor, D. Jordan, J. H. Coote // Physiological Reviews. 1999, July. — No. 3. -Vol. 79. — P. 855- 916.
  137. , J. A. 'Non-hypotensive' hypovolemia reduces ascending aortic dimensions in humans / J. A. Taylor, J. R. Halliwill, T. E. Brown, J. Hayano, D. L. Eckberg // J Physiol. Vol. 483. — P. 289−298.
  138. Thayer, R. E. Activation-Deactivation Adjective Check List: Current Overview and Structural Analysis / R. E. Thayer // Psychological Reports. 1986. — Vol. 58. -P. 607−614.
  139. Tsuji, H. Determinants of heart rate variability / H. Tsuji, Jr F. J. Venditti, E. S. Manders, J. C. Evans, M. G. Larson, C. L. Feldman, D. Levy // J Am Coll Cardiol. 1996. — Nov. — Vol. 15, 28(6). — P. 1539−1546.
  140. Umetani, K. Twenty-four hour time domain heart rate variability and heart rate: relations to age and gender over nine decades / K. Umetani, D. H. Singer, R.
  141. McCraty, M. Atkinson // J Am Coll Cardiol. 1998. — Mar 1. — Vol. 31(3). — P. 593−601.
  142. Wolf, M. M. Sinus arrhythmia in acute myocardial infarction / M. M. Wolf, G. A. Varigos, D. Hunt et al // Medical Journal of Australia. № 2. — P. 52−55.
Заполнить форму текущей работой