Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главными посылками исследования налогового регулирования экономического поведения предприятий в рамках системно-эволюционной методологии выступают следующие положения: первое, налоговая система — это особая, специфическая система, обладающая внутренним единством, собственными закономерностями функционирования и развития, имеет свой собственный механизм осуществления. Воздействие государства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 1. 1. Методологическое обоснование исследования налогового регулирования экономического поведения предприятий
    • 1. 2. Функции и противоречия процесса налогового регулирования экономического поведения предприятий
    • 1. 3. Границы применения налогового регулирования экономического поведения предприятий
  • Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Адаптация структуры налоговой системы к меняющимся условиям деятельности предприятий в России
    • 2. 2. Изменения в учете и налогообложении доходов предприятий

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ни одно государство не может обойтись без налогов. Налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы в обществе. От того, каков этот фон, зависит многое: состояние финансовой системы, уровень накопления и потребления, экономическое поведение субъектов хозяйствования (предприятий). Если налоговая система адекватна сложившейся экономической ситуации, государство имеет возможность сконцентрировать в своих руках значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Разумное с точки зрения экономической ситуации налогообложение позволяет эффективно и в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам. Неразумные налоги приводят к противоположным эффектам. Искажая экономические процессы, они зачастую приводят к стагнации и депрессии, к экономическим кризисам, а в отдельных случаях к тяжелым социальным и политическим потрясениям.

Становление рыночных отношений в России связано с активизацией теоретических исследований налогового регулирования экономикой, в том числе и поведения отдельных экономических субъектов. В условиях, когда экономика стоит на пути выхода из экономического кризиса, особую остроту приобретают проблемы выработки новых подходов к формированию политики государственного участия в хозяйственных процессах. Точность и эффективность этой политики в значительной степени определяется разработанностью проблем налогообложения.

В русле рыночной экономики налоги — один из тех немногих, остающихся в руках государства, экономических рычагов, с помощью которого оно может вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, в экономике, влиять на них. Это обуславливает важную роль налогообложения в определении поведения предприятий, степени их доверия государственным органам власти, желания и возможности их участия в финансовой и инвестиционной жизни страны, что требует глубоких теоретических и практических исследований по проблемам налогового регулирования предприятий в экономической жизни общества.

Современный уровень экономических знаний часто оказывается недостаточным для познания и прогнозирования налогового воздействия на состояние предприятий, их взаимоотношений, динамику доходов. Отсюда очевидна постоянная необходимость дальнейшей активизации теоретических исследований по проблемам роли и значения налогов в экономическом поведении субъектов хозяйствования. Теория призвана объяснить зависимость материального благополучия и финансового состояния предприятия от распределения доходов в обществе, от возможности использования льгот, отсрочек, налоговых кредитов для сосредоточения средств на расширение и обновление производства, увеличение своих и общегосударственных доходов.

Субъекты хозяйствования негативно воспринимают завышенные налоги, стремятся различными способами избежать их уплаты, уйти «в тень». Такое их поведение негативно сказывается на формировании доходной части государственного бюджета, вызывает недоверие в отношениях между государством и предприятиями, снижает инвестиции в реальный сектор, делает напряженной всю финансовую ситуацию в стране в целом. Конечно, нельзя все негативные последствия такого поведения объяснить только налогами. На поведение экономических субъектов влияют множество других не менее важных факторов, определяющих их экономическое положение. Но было бы неправильно приуменьшать их значение в экономическом поведении предприятий в российской экономике.

Актуальность выбранной темы обусловлена и тем, что в настоящее время широкое распространение получил теневой сектор. По некоторым данным его размеры составляют от 40 до 70 процентов экономики страны, а его доходы сравниваются с годовым бюджетом страны. Одной из причин такого массового ухода «в тень» различных видов деятельности называются высокие налоги. Такое положение дел не может не вызывать тревогу общества. Исправление ситуации и возвращение капитала в официальную, подконтрольную государству, сферу требует обоснованного принятия мер и разработанных программ, вызывающих доверие инвесторов и гарантии доходов.

Исследование налогового регулирования экономического поведения предприятий имеет большое значение для выявления основополагающих и специальных для переходного периода тенденций развития поведенческих отношений, степени их зависимости от распределительных отношений, открывает возможности для новых теоретических обобщений и решения целого ряда практических проблем. Дальнейшие исследования экономического поведения предприятий в условиях меняющихся экономических условий в зависимости от налогового бремени обеспечат существенный вклад в формирование нового научного экономического знания.

Степень разработанности проблемы. В работах отечественных и зарубежных авторов тема налогового регулирования экономического поведения предприятий разработана недостаточно полно, хотя имеется большое количество научных трудов по теории налогообложения и направлениям и последствиям воздействия налогов на результаты экономической деятельности предприятий.

Основополагающие вопросы теории налогообложения рассматривались в трудах В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, где были заложеы основы классического представления о роли налогов в экономике. В «Трактате о налогах и сборах» В. Петти пишет о зависимости настроения налогоплательщиков от уровня налогов и сборов, выясняет причины их недовольства и плохого платежа в государственную казну1.

В литературе высказывается мнение, что впервые вопрос об идеальной налоговой системе поставил А. Смит, который в конце XVIII века сформулировал основные требования к налоговой системе. Они достаточно просты, выдержали испытание временем и повсеместно признаются сегодня как основные приоритеты.

1 См.: Петти В. Трактат о налогах и сборах И Антология экономической классики. М., 1993. А. Смит видел не только необходимость участия подданных в содержании правительства, а и зависимость их состояния от общего состояния государства, а потому особо настаивал на том, что каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его2. Попытки обоснования практики налогообложения мы находим в трудах Ж.-Б. Сейя и английских экономистов Д. Рикардо и Дж. Милля, но при всей значимости их позиции, их анализ распространялся лишь на принципы справедливости взимания (равномерного или справедливого) налогов и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью3. С усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулирования социально-экономических границ налогообложения. В настоящее время выделяются два основных направления в исследовании процессов налогообложения — кейнсианское и неоклассическое. Кейнсианская теория, построенная на постулате «эффективного спроса» содержит обоснование важных макроэкономических направлений государственного регулирования, в рамках которой обосновывается предназначение государства с его кредитно-денежной и бюджетной политикой в руководящем влиянии на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов.4.

2 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1931.

3 Сей Ж.-Б. Сокращенное учение о государственном хозяйстве или дружеские разговоры, в которых объясняется, каким образом богатство производится, делится и потребляется в обществе. Спб.: 1916. Сей Ж.-Б. Трактат политэкономии. М. 1896- Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. М.1995.

4 См.: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1978. С. 364−365.

Сам Кейнс был сторонником прогрессивности налогообложения и считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. В условиях научно-технического подъема и все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических процессов. В соответствии с этим сторонниками данного направления широко обосновываются взгляды о нацеленности корректирующих мер на устранение препятствий, мешающих действию законов свободной конкуренции5. Построенная неоклассическая модель Дж. Мида отводит государству лишь косвенную роль в связи с тем, что государство с безграничным ростом расходов выступает дестабилизирующим фактором в экономике.

В неоклассической теории, как известно, складываются два направления: теория «экономики предложения» и монетаризм. Сторонники теории экономики предложения выступают за снижение налогов и предоставление налоговых льгот, поскольку, по их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. В начале 80-х годов в США М. Уэйденбаум, М. Берне,.

5 См.: Осадчая И. М. Современное кейнсианство. М. 1971. С. 127.

Г. Стайн, А. Лаффер обосновывали идею о радикальном сокращении предельных налоговых ставок, снижении уровня прогрессивности налогообложения, что, по их мнению, могло бы способствовать увеличению собственных источников накопления у предприятий. Они напрямую связывали экономическую активность предприятий с уровнем налоговых ставок и степенью их прогрессивности6. По теории А. Лаффера увеличение налогов ведет к увеличению теневой экономики, легальному и нелегальному укрытию от налогов, при котором большая часть полученного дохода не декларируется.

Теория монетаризма, у истоков которой стоял американский экономист М. Фридман, предлагает ограничить роль государства регулированием денежного обращения. Основным регулирующим средством признать изменение денежной массы и процентных банковских ставок, а в качестве главного инструмента воздействия на инфляцию и изъятия лишних денег из обращения считать налоги7.

В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории налогового регулирования. Во многих странах используются все три основные концепции и хотя неоклассические теории чаще используются в качестве теоретической основы для налогового регулирования, ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, а все более обосновывая их взаимопроникновение и дополнение.

Заметный вклад в теорию налогового регулирования внесла российская наука. Дореволюционная наука в области налогов в основном рассматривала проблемы сущности налогов, их форм, видов,.

6 См.: Федосов В. М. Современный капитализм и налоги. Киев. 1987.

7 См.: Фридман М. Количественная теория денег. Пер. с англ. 1996. выполняемых функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, И. Гореловпо праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки в области налогообложения. Ценность работ этих авторов состоит в том, что процессы налогообложения рассматривались ими применительно к российской экономике, с учетом специфики российских условий8.

Роль налоговой системы в экономической жизни общества, с учетом происходящих изменений, широко показана в работах современных ученых, среди которых следует назвать А. В. Брызгалина, А. Б. Заславского, Л. Н. Павлову, В. Г. Панскова, Д. В. Игнатьева, Д. Г. Черника, М. В. Корнееву, А. В. Левина, С. В. Барулина, Б. П. Кузнецова. В трудах этих ученых анализируются принципы налогообложения, последствия применения этих принципов в переходной российской экономике, а сами налоги — как инструмент экономического регулирования 9.

Группа ученых-экспертов под руководством В. Фролова предложили свою концепцию налогообложения, которая перекликается с постулатами «экономики предложения». Авторы предлагают свой принцип классификации налогов, который позволяет оценить влияние каждого налога на мотивы экономического поведения производителей10.

8 См.: Горелов Теория финансов. Казань. 1845.

9 См.: Барулин С. В. Налоги как инструмент регулирования экономики// Финансы. 1996.№ 1- Брызгалин А. В. Справедливость как основной принцип налогообложения// Финансы. 1997.№ 8- Заславский А. Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения// Экономика и математические методы. М.1993. Т.29- Корнеева М. В. Налоговая система современной экономики // Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной системе. М.1993 — Пансков В. Г., Игнатьев Д. В. Налоговый федерализм и местные налоги// Рос. эконом, журн. 1995.№ 4- Павлова Л. Н. Финансы предприятий. М.1998.

10 См.: Какой быть налоговой реформе в России./ Под ред. В. Н. Фролова. Екатеринбург. 1993.

Вопросы усиления стимулирующей роли налогов в ходе налоговой реформы исследовались в работах Ю. М. Любимцева, С. Шаталова, Д. С. Львова, Е. Ю. Фаермана Д. Евсеева, А. Воскобойникова, Н. Павленко, И. И. Харланова, С. Н. Рагимова, Б. Пенькова и др. Главное внимание в работах этих авторов уделяется повышению эффективности налогового воздействия на экономику, увеличению доходов бюджета при одновременном снижении налогового бремени для хозяйствующих субъектов11. Однако, в этих исследованиях не уделяется должного внимания реакции субъектов на изменение налогов, не затрагиваются проблемы изменения поведения субъектов в отношениях с партнерами по бизнесу.

Есть немало работ, посвященных методологии исследования проблем налогообложения и построения моделей налогообложения. К их числу можно отнести работы Е. Н. Егоровой, Ю. А. Петрова, Л. И. Якобсона, В. А. Скрипкина и др. В работах этих авторов затрагиваются и в той или иной мере анализируются вопросы механизма взимания налогов и возможности его упрощения12. Выводы и предложения, сформулированные в этих работах, позволяют более обоснованно строить анализ налогового воздействия на экономические интересы субъектов хозяйствования.

11 См.: Евсеев Д., Воскобойников А. О перспективах реформирования налоговой системы в России// Финансы. 1997. № 7- Львов Д. С., Фаерман Е. Ю. Региональные последствия социально-экономических реформ // Экономика и математические методы. 1996. № 4- Любимцев Ю. И. Бюджетная политика и бюджетно-налоговая система РФ (вопросы реформирования) // Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М.1996; Пеньков Б. Оптимизация налогообложения // Экономист. 1996. № 8- Рагимов С. Н. Размышления о налоговом бремени // Финансы. 1997. № 3.

12 См.: Егорова Е. Н., Петрова Ю. А. Оценка полной ставки налогообложения добавленной стоимости в России и зарубежных странах // Экономика и математические методы. 1996.Т.32. № 2- Скрипкин В. А. Какая оценка номинальной величины подоходного налога является истинной? // Финансы. 1997.№ 10- Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М. 1995.

В российской науке разработан алгоритмический подход к формированию налоговых отношений. В трудах М. П. Белянина, М. Фрибе, А. А. Кугаенко обоснован алгоритм зависимости налоговых ставок от экономических показателей, который включает модель оптимизации налогов в российской экономике и оценку максимальной величины общих налогов. Авторы считают, что каждому из пяти этапов трансформации в российской экономике должен соответствовать свой вариант налоговой системы, который бы адекватно отражал происходящие изменения и выступал стимулом развития инициативы и предприимчивости13. В работах Химичевой Н. И., Зуйкова И. С., Корнеева М. В., Бутакова Д. Д., Козырина А., Логвиной А. обоснованы правовые аспекты налогообложения14.

Современная зарубежная литература по вопросам налогообложения в лице таких известных авторов, как Б. Даффлон, Э. Б. Аткинсон, М. Мужо, Ж. Ведаль, С. Колм, Б. Бернард, Г. Жильбер, Л. Вебер, Р. Мюзеллек, С. Пондавэн, ДжБ. Стриглиц, особое внимание уделяет оптимизации налоговой системы и минимизации налогов и их влияния на экономичекую ситуацию в стране15.

Однако, как в зарубежной, так и отечественной литературе недостаточно полно исследованы вопросы оптимальности налоговой системы, ее конкретного влияния на поведения предприятий, границ налогового воздействия на состояние и поведение предприятий, не.

13 См.: Кугаенко А. А., Белянин М. П. Налоги: Кто? Кому? Сколько? М.1993; Фрибе М. Оптимизация налогообложения с целью стимулирования экономического развития и предпринимательской деятельности. Диссерт. канд. экон. Наук./ РАУ. Центр проблем рыночной экономики. 1994. 1 Химичева Н. И. Налоговое право. М. 1997.

15 См.: Аткинсон Э. Б., Стигиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. M.1995;Weber L. L’analyse economique des depenses publiques. Paris.1978; Pondaven C. Economie des decisions publiques. Paris.1998; Muzellec R. Finances lokales. Paris. 1995; Muzellek R. Finances publiques. Paris. 1995; Kolm S.C. Justice et equite. Paris. 1972. выявлены противоречия этого воздействия, не определены направления такого налогового воздействия, которые изменяли бы поведение предприятий таким образом, чтобы экономический климат в стране изменялся в лучшую сторону.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является политэкономическое обоснование налогового регулирования экономического поведения предприятий и разработка направлений такого воздействия, которое делало бы поведение предприятий адекватным сложившимся условиям и эффективным в получении доходов и формировании госбюджета. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— дать методологическое обоснование применения налогового регулирования экономического поведения предприятий в условиях становления рыночных отношений в России;

— раскрыть экономическое содержание процесса налогового регулирования экономического поведения предприятий;

— выявить границы налогового воздействия на экономическое поведение предприятий в условиях российской экономики;

— определить наиболее эффективные направления налогового воздействия на экономическое поведение предприятий и обосновать их применение.

Предмет и объект исследования. Предметом данного исследования является система экономических отношений между государством и предприятиями — налогоплательщиками по поводу оптимизации деятельности последних в условиях становления и развития рыночных отношений в России. Объектом исследования выступает процесс изменения экономического поведения предприятий под влиянием меняющейся системы налогообложения.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования стали теории, разработанные отечественными и зарубежными учеными: переходной экономики, теории фирмы, рыночной экономики, государственного регулирования, финансов, налогов, инфляции, конкуренцииконкретно-экономические разработки по проблемам формирования налогооблагаемой базы, использования льгот, налоговых кредитов. Методологической основой для исследования послужила материалистическая теория познания. Автором использовались принципы диалектической логики, диалектика явления и сущности, формы и содержание, развитие через противоречия. Исследование построено на основе макроэкономического подхода с использованием структурно-системного, функционального и эволюционного методов исследования.

Личный вклад автора и научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— дано авторское определение экономического поведения предприятий как активное саморазвитие и инициативное воздействие хозяйствующего субъекта на окружающую среду с тем, чтобы изменить ее, приспособить под себя в соответствии с внутренними мотивациями и собственными интересамисложный, динамично меняющийся процесс принятия решений под влиянием множества производственных возможностей и условий экономического окружения: восприятие и оценка информации, усвоение нового, изменение существующей производственной и социальной структуры, динамики отношений, процедуры принятия решений, формализация этих изменений и облачение их в соответствующие организационные формы;

— сформулированы методологические предпосылки исследования налогового регулирования экономического поведения предприятий в рамках системно-эволюционной методологии: первая, налоговая система — это особая, специфическая система, обладающая внутренним единством, собственными закономерностями функционирования и развития, имеет свой собственный механизм осуществления. Воздействие государства на плательщиков налогов через эту систему приобретает определенную обособленность, отличительность, некоторую самостоятельность, а значит и системностьвторая, налоговое регулирование экономического поведения предприятий — совершенно определенная, постоянно действующая хозяйственная связь, и в этом своем качестве оно выступает составной частью хозяйственного механизма общества, его элементом, действующим во взаимосвязи и взаимодействии с другими его элементами, оказывающим решительное влияние на финансовое здоровье страны и каждого субъекта в отдельноститретья, процесс налогового регулирования экономического поведения предприятийпроцесс изменчивый и стабильный, динамичный, а потому самоорганизующийся, эволюционно развивающийсячетвертаяпроцесс налогообложения — это способ достижения равновесия во всех фазах воспроизводственного процессарассмотрено налоговое регулирование экономического поведения предприятий как экономическое явление (специфическое N событие, осуществляющееся как воздействие, которое реализуется в виде особой системы, включающей субъектов и объектов, для реализации общенациональных интересов с учетом индивидуальных интересов хозяйствующих агентов через обеспечение упорядоченного, равновесного функционирования экономики без сбоев и потрясений) и как экономический процесс (осуществление упорядоченности действия предприятий в процессе формирования, получения и распределения доходов);

— дано определение сущности налогового регулирования экономической деятельности предприятий как специфической формы реализации организационно-экономических отношений, направленной на формирование финансовых ресурсов государства и стимулирующей рост благосостояния предприятий, которая реализуется как способ воздействия на конечный результат деятельности предприятий посредством безвозмездного изъятия у них части созданной стоимости в форме финансовых средств и использования их на благо общества;

— на основе анализа закономерностей и противоречий процесса налогового регулирования определены границы налогового регулирования экономического поведения предприятий как определенный допустимый предел величины налогового изъятия из дохода налогоплательщика, экономическое содержание которого состоит в том, что это определенная, допустимая мера экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта в данной хозяйственной системе и определенная гарантия защиты неотчуждаемой части дохода, без чего немыслимо существование демократического общества и рыночной экономикиустановлено, что границы налогового регулирования экономического поведения предприятий выполняют следующие функции: защиты прав собственности, реализации принципа экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, формирования уровня доходов предприятий и поддержания уровня бюджетного финансирования, реализация которых, во-первых, создает основу для совершенствования предприятиями собственного производства, установления и реализации устойчивых хозяйственных связей, решения социальных программво-вторых, гарантированность доходов государственного и местных бюджетов, что позволяет существовать государству как целостному организму, преумножать богатство общества, реализовать социальные гарантии, обеспечивать достойную жизнь работающим и неработающим гражданам;

— выделены принципы процесса совершенствования налогового воздействия на экономическое поведение предприятий: система воздействия на деятельность предприятия формируется на основе закрытого перечня региональных и местных налоговраспределение собираемых налогов между федеральным и местными уровнями осуществляется в рамках четко определенной компетенции налогового и бюджетного законодательствапроцесс совершенствование налогового воздействия — не кардинальная ломка налоговой системы, а эволюционное ее преобразование с целью гармонизации всего хозяйства, неукоснительное соблюдение которых крайне необходимо для создания одинаковых условий хозяйствования для всех предприятий на территории России, что позволит каждому из них спрогнозировать и просчитать экономические и налоговые последствия принимаемых ими организационных, управленческих и инвестиционных решений, или финансовые последствия той или иной экономической либо неэкономической деятельности;

— предложена новая модель налогообложения, включающая сочетание умеренных ставок налога на прибыль с временной отменой тех налогов, неуплата которых стимулировала бы процессы накопления капитала и экономический рост, с ограниченными льготами и жесткой платежной дисциплиной.

Степень научной новизны результатов исследования характеризуется тем, что: налоговое регулирование экономического поведения предприятий, в отличие от имеющихся в литературе определений, представлен как процесс организации хозяйства, превращения его в единый хозяйственный организм, придающий ему надежность, гибкость, пластичность, определяющий его внутреннюю устойчивость и, в конечном счете, эффективностьналоговое регулирование экономического поведения предприятий представлен как некий хозяйственный акт, совершаемый экономическими субъектами во времени и пространстве. Поэтому он существует как процесс общественно-исторического развития, факт действительности, реальный опыт хозяйственного субъекта, элемент хозяйства, инструмент его организации, способ организации полноценной жизнедеятельности общества. Благодаря этому хозяйственному акту хозяйство приобретает органичность, процесс хозяйствования — смысл и значение, а деятельность отдельных самостоятельных собственников — общественное свойство;

— впервые в экономической литературе налоговое регулирование экономического поведения предприятий рассмотрено как экономическая категория, выражающая реально существующие в обществе, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, производственные отношения по характеру — экономические, поскольку возникают непосредственно в общественном производстве, по форме — организационно-экономические, поскольку реализуются в процессе распределения результатов производства и организуют сам процесс их распределения, по содержанию — финансовые, поскольку складываются между государством и предприятиями по поводу движения денежных потоков на безэквивалентной основеконкретизировано определение сущности налогового регулирования экономического поведения предприятий через уточнение его свойств и функций, среди которых выделены: регулирующая, распределительная, стимулирующая, контрольная в единстве и тесном взаимодействии которых налоговое регулирование экономического поведения предприятий может проявить себя в качестве категории, организующей изъятие части стоимости у получателя дохода;

— введено в научный оборот понятие «механизма установления предела государственного налогового давления на предприятия», отражающее согласование различных экономических интересов. В практике хозяйствования этот механизм реализуется как упрощение или усложнение налоговой системы, повышение или понижение налоговых ставок, увеличение или уменьшение количества налогов и включает механизм реализации прав самостоятельности субъекта и механизм реализации прав собственности в их органическом единстве применительно к денежной и налоговой политике. В зависимости от действия этого механизма граница налогового регулирования имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, а отсутствие любого из этих составляющих приводит к выводу налогового регулирования за пределы эффекта, то есть за пределы дозволенного в процессе воздействия;

— уточнена структура налогового воздействия государства на экономическое поведение предприятий, оптимальность адаптации которой к меняющимся условиям хозяйства определяется количеством налогов, целью налогообложения, степенью защищенности самой налоговой системы, ее определенной стабильностью, ее способностью сохранить целостность нации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы при реформировании налоговой системы, установлении и изменении налоговой системы на региональном и местном уровне для стимулирования развития производства и мелкого предпринимательства. Научные результаты исследования могут быть использованы для развития теории налогового регулирования, в учебном процессе в виде спецкурсов, спецсеминаров, разделов в учебном курсе экономической теории.

Апробаиия работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в 3-х публикациях общим объемом 2,7 п.л. Диссертация обсуждалась на кафедре экономической теории и национальной экономики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы и от того, как идут эти преобразования, насколько они вписывается в трансформационные процессы экономики, зависит процесс ее перестройки. Отсюда важность и необходимость теоретического осмысления проблем налогообложения.

Существующая налоговая система в России за годы социализма и на стадии перехода к рыночным формам хозяйствования формировалась в основном методом проб и ошибок. Лишь в последние годы стали появляться работы по разработке теоретических основ налогообложения и то в основном они касаются отдельных элементов налоговой системы и, прежде всего, размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий, объектов обложения, условий или замены одних видов налогов на другие. Исследование налогового регулирования экономических процессов в нынешней фазе развития рыночных отношений становится особенно актуальным.

Экономическое поведение предприятий есть активное саморазвитие и инициативное воздействие хозяйствующего субъекта в соответствии с внутренними мотивациями на окружающую среду, стремление изменить ее, приспособить под себя в соответствии с собственными интересами. Экономическое поведение предприятийсложный, динамично меняющийся процесс принятия решений под влиянием множества производственных возможностей и условий экономического окружения: восприятие и оценка информации, усвоение нового, изменение существующей производственной и социальной структуры, динамики отношений, процедуры принятия решений, формализация этих изменений и облачение их в соответствующие организационные формы.

Предприятия в ходе реализации своей сложной экономической жизни способны менять экономическую среду, воздействовать на все стороны жизни общества, поэтому их поведение государство обязано регулировать через свои экономические рычаги, чтобы оно не навредило развитию экономической системы.

Главными посылками исследования налогового регулирования экономического поведения предприятий в рамках системно-эволюционной методологии выступают следующие положения: первое, налоговая система — это особая, специфическая система, обладающая внутренним единством, собственными закономерностями функционирования и развития, имеет свой собственный механизм осуществления. Воздействие государства на плательщиков налогов через эту систему приобретает определенную обособленность, отличительность, некоторую самостоятельность, а значит и системностьвторое, налоговое регулирование экономического поведения предприятий — совершенно определенная, постоянно действующая хозяйственная связь, и в этом своем качестве оно выступает составной частью хозяйственного механизма общества, его элементом, действующим во взаимосвязи и взаимодействии с другими его элементами, оказывающим решительное влияние на финансовое здоровье страны и каждого субъекта в отдельноститретье, процесс налогового регулирования экономического поведения предприятийпроцесс изменчивый и стабильный, динамичный, а потому самоорганизующийся, эволюционно развивающийся. Это придает налоговой системе такие качества, как возможность адаптироваться к меняющимся условиям, быть определенной, удобной для субъектовчерез налоговое воздействие на хозяйствующих субъектов реализуются интересы государства и предприятий, причем реализуются таким образом, чтобы экономика всегда, при всех нарушениях экономических процессов, стремилась к равновесию. Процесс налогообложения — это способ достижения равновесия во всех фазах воспроизводственного процесса.

Понятие налогового регулирования экономического поведения предприятий — процедура косвенного воздействия государства на деятельность и результаты деятельности предприятий. В налоговом воздействии воплощено экономически выраженное формирование финансовых ресурсов общества.

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий — экономическое явление и экономический процесс. Как экономическое явление налоговое регулирование экономического поведения предприятий представляет собой специфическое событие, осуществляющееся как воздействие. Оно реализуется в виде особой системы, включающей субъектов и объектов. Ее назначениереализация общенациональных интересов с учетом индивидуальных интересов хозяйствующих агентов через обеспечение упорядоченного, равновесного функционирования экономики без сбоев и потрясений.

Как экономический процесс налоговое регулирование экономического поведения предприятий есть осуществление упорядоченности действия предприятий в процессе формирования, получения и распределения доходов. В результате контроля, реализации заинтересованности и ответственности интересов государства и самих субъектов и возникает регулирующий эффект, то есть возникает согласование интересов, равновесное состояние экономической и социальной сферы в стране.

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий есть процесс организации хозяйства, превращение его в единый хозяйственный организм, а отношения налогового регулирования являются организационно-экономическими. Надежность, гибкость, пластичность отношений налогового регулирования определяет внутреннюю устойчивость экономики, ее надежность, гибкость, динамичность и, в конечном счете, эффективность. Отношения между государством и предприятиями по поводу уплаты налогов это отношения финансовые. Они складываются по поводу движения денежных потоков на безэквивалентной основе. По характеру эти отношения экономические, поскольку возникают непосредственно в общественном производстве, а по форме организационно-экономические, поскольку реализуются в процессе распределения результатов производства, организуют сам процесс их распределения. Выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, налоговое регулирование экономического поведения предприятий выступает в качестве экономической категории.

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий — некий хозяйственный акт, совершаемый экономическими субъектами во времени и пространстве. Поэтому он существует как процесс общественно-исторического развития, факт действительности, реальный опыт хозяйственного субъекта, элемент хозяйства, инструмент его организации, способ организации полноценной жизнедеятельности общества. Благодаря этому хозяйственному акту хозяйство приобретает органичность, процесс хозяйствования — смысл и значение, а деятельность отдельных самостоятельных собственников — общественное свойство.

Сущность налогового регулирования экономической деятельности предприятий состоит в том, что это специфическая форма реализации организационно-экономических отношений, направленная на формирование финансовых ресурсов государства и стимулирующая рост благосостояния предприятий, которая реализуется как способ воздействия на конечный результат деятельности предприятий посредством безвозмездного изъятия у них части созданной стоимости в форме финансовых средств и использования их на благо общества.

Налоговое регулирование экономического поведения предприятий — процесс, обладающий множеством свойств, проявлением которых он полезен государству, предприятию, обществу: отражать организацию изъятия части созданной стоимости у производительного субъекта, регулировать соотношение доли изъятия с полученным доходом, способствовать приращению вновь создаваемой стоимости, отражать влияние изменения доли изъятия на финансовое положение предприятия и состояние финансовых ресурсов государства. В зависимости от этих свойств процесс налогового регулирования экономического поведения предприятий выполняет следующие функции: регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную. Только в их единстве и тесном взаимодействии налоговое регулирование экономического поведения предприятий может проявить себя в качестве категории, организующей изъятие части стоимости у получателя дохода.

Процесс налогового регулирования экономического поведения предприятий можно определить как систему экономических противоречий, реализующихся в ходе изъятия доли дохода у предприятий в пользу государства. Эта система включает в себя противоречия, возникающие в ходе функционирования предприятия как хозяйствующего агента — собственника, принимающего хозяйственные решения и в процессе их реализации и формирующего доход, и противоречия, возникающие в ходе распределения этого дохода под воздействием интереса государства.

Противоречия организационной функции налогового регулирования экономического поведения предприятий проявляются через столкновение интересов предприятий и государства по поводу организации всей системы налогообложения, ее соответствия условиям хозяйствования, возможностями предприятий нести налоговое бремя, законодательного оформления прав и ответственности налогоплательщиков и налогополучателейвозникают противоречия между целями государства и конкретными целями предприятия. Государство сталкивается с недостатком поступающих средств в доходную часть бюджетов всех уровней. Разрешение этих противоречий лежит на пути формирования четко организованной налоговой системы, работы налоговой инспекции и налоговой полиции, доработкой и законодательным оформлением Налогового Кодекса РФ.

Противоречия распределительной функции осложняют противостояние интересов государства и предприятий в ходе формирования бюджетных ресурсов, что имеет своим следствием возникновение бюджетного дефицита, создаются препятствия на пути перехода к экономическому росту и реализации социальных программ. Одно из условий разрешения противоречий распределительной функции — эффективное функционирование распределительного механизма на принципах определенности, стабильности, соблюдения интересов, использования системы льгот.

Противоречия стимулирующей функции отрицательно влияют на мотивации и ценностные ориентации субъектов, приводят к формированию псевдорыночных мотиваций и псевдорыночной экономики, дезорганизации товарно-денежных потоков, переплетаются процессы инфляции, девальвации рубля, спада производства, обесценивания рублевых накоплений, падения уровня жизни, возрастания социальной напряженности. Разрешение этих противоречий актуально необходимо, что требует четкого законодательно закрепленного определения налогооблагаемой базы, научно обоснованного и реально применяемого понятие «доход», стабильных ставок по налогам.

Противоречия контрольной функции привели в последние годы к сокращению возможностей накопления и объемов капитальных вложений, сжатию внутреннего рынка на инвестиционные товары, растягиванию периода спада, а в целом к ослаблению факторов структурной перестройки российской экономики в ходе реформ. Разрешение противоречий контрольной функции возможно при организации в общественном производстве накопительных процессов капитала, мобилизации и целевом использовании государственных инвестиционных ресурсов на развитие производства, адресной поддержке товаропроизводителей.

Процесс налогового регулирования экономического поведения предприятий имеет свои следующие закономерности: достижение соответствия налоговой системы условиям и особенностям экономической системыстремление государства и хозяйствующих субъектов к согласованию интересовустановление оптимального размера доходов предприятий и налогового изъятия в бюджеты всех уровнейпостоянное стремление к росу благосостояния субъектов и государства. В рамках этих закономерностей разрешение противоречий процесса налогового регулирования экономического поведения предприятий даст тот положительный регулирующий эффект, на который рассчитывают государство, формируя налоговую систему, и предприятия, вступая в процесс производства и осуществляя затраты для создания продукции.

Граница налогового регулирования экономического поведения предприятий — определенный допустимый предел величины налогового изъятия из дохода налогоплательщика. Экономического содержания этого предела состоит в том, что это определенная, допустимая мера экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта в данной хозяйственной системе. Величина налогового изъятия количественно определяет, регулирует размер его материальной (в денежном выражении остающейся доли вновь созданной стоимости) или хозяйственной самостоятельности.

Границы налогового регулирования экономического поведения предприятий формируются под воздействием внутренних и внешних факторов, которые выступают экономическими условиями формирования границы налогового регулирования. Большинство из этих факторов взаимодействуют с хозяйственными и финансовыми рисками. Поэтому сама граница налогового регулирования — это граница экономического риска существования любой экономической системы. Существует оптимальная и неоптимальная граница налогового регулирования.

Объективное и субъективное начала формируют механизм установления предела государственного налогового давления на предприятия, взаимодействие которых выступает как механизм согласования различных экономических интересов. В практике хозяйствования этот механизм реализуется как упрощение или усложнение налоговой системы, повышение или понижение налоговых ставок, увеличение или уменьшение количества налогов. В зависимости от действия этого механизма граница налогового регулирования имеет свойство перемещаться во времени и пространстве.

Наиболее четкий экономический эффект от налогового регулирования экономического поведения предприятий возникает тогда, когда механизм его осуществления включает механизм реализации прав самостоятельности субъекта и механизм реализации прав собственности в их органическом единстве применительно к денежной и налоговой политике. Отсутствие любого из этих составляющих приводит к выводу налогового регулирования за пределы эффекта, то есть за пределы дозволенного в процессе воздействия. Объясняется это тем, что право личности (для предприятий право на самостоятельность) и право собственностифундаментальные политико-экономические проблемы налоговых отношений в обществе. Их сочетание и взаимодействие формируют стабильность денежной и легитимность налоговой системы. Именно оно объективно определяет экономическое содержание демократизации хозяйства. Границы налогообложения в силу взаимозависимости этих процессов формируются при наличии ряда противоречий. Наиболее очевиден конфликт между правом частной собственности и системой социальной защиты, который опосредуется принципами организации самой налоговой системы. Уровень налогообложения выступает формой разрешения этих и других противоречий, поэтому саму границу налогового вмешательства государства в деятельность предприятий можно рассматривать как форму разрешения социально-экономических противоречий общества!

Граница налогового регулирования экономического поведения предприятий выполняет ряд функций: функция защиты прав собственности границы тесно взаимодействует с функцией реализации принципа экономической самостоятельности хозяйствующих субъектоэ, поскольку собственность выступает той объективной экономической основой, на которой покоится экономическая самостоятельность субъекта. Налоговые отношения — это отношения не только изъятия-части дохода, а и определенная гарантия защиты неотчуждаемой части, без чего немыслимо существование демократического общества и рыночной экономики. Две другие функции границы налогообложения: формирования уровня доходов предприятий и поддержания уровня бюджетного финансирования имеют своим следствием формирование следующих факторов: во-первых, гарантированность доходов предприятий, что создает основу для совершенствования собственного производства, установления и реализации устойчивых хозяйственных связей, решения социальных программво-вторых, гарантированность доходов государственного и местных бюджетов, что позволяет существовать государству как целостному организму, преумножать богатство общества, реализовать социальные гарантии, обеспечивать достойную жизнь работающим и неработающим гражданам.

Границы налогового регулирования экономического поведения предприятий имеют не только качественные, а и количественные характеристики. Дело в том, что налоговые отношения — отношения денежные, а деньги имеют свойство быть всегда сосчитанными. Суммы взимаемых налогов — это результат установленных законодательными органами норм первичного распределения созданных в обществе доходов. Количественно налоговые отношения реализуются не только через величину налоговых отчислений, а и через экономический эффект получаемых доходов предприятий, бюджетный дефицит, количество и объемы реализуемых социальных проектов. Таким образом, количественные параметры границы налогового регулирования экономического поведения предприятий представляют собой результат взаимодействия объективных тенденций и закономерностей усиления государственного налогового давления на налогоплательщиков, поощрения увеличения доходов, противодействия производителей государственному давлению и т. д.

Границы налогового регулирования экономического поведения предприятий нарушаются под действием объективных и субъективных факторов. Способы их восстановления и оздоровления разнообразны, их применение зависит от характера нарушений в области косвенного регулирования. Самые важные среди них, это совершенствование налоговой системы, усиление ее прозрачности и простотыоздоровление экономики, выход ее на экономический ростсовершенствование хозяйственного механизма и упрочение хозяйственных связей между предприятиямистабилизация денежного обращения, упрочения положения рубля. Учет всех этих факторов позволяет формировать наиболее оптимальный, равновесный процесс налогового воздействия на субъектов.

Процесс совершенствование налогового воздействия на экономическое поведение предприятий строится на ряде принципов, среди которых наиболее важными являются: система воздействия на деятельность предприятия формируется на основе закрытого перечня региональных и местных налоговраспределение собираемых налогов между федеральным и местными уровнями осуществляется в рамках четко определенной компетенции налогового и бюджетного законодательствапроцесс совершенствование налогового воздействия — не кардинальная ломка налоговой системы, а эволюционное ее преобразование с целью гармонизации всего хозяйства. Их неукоснительное соблюдение крайне необходимо для создания одинаковых условий хозяйствования для всех предприятий на территории России. При этом каждое предприятие сможет спрогнозировать и просчитать экономические и налоговые последствия принимаемых ими организационных, управленческих и инвестиционных решений, или финансовые последствия той или иной экономической либо неэкономической деятельности.

Структура налогового воздействия государства на экономическое поведение предприятий включает в себя множество элементов. Их взаимодействие тогда создаст оптимальные условия для деятельности предприятий, когда станет реальностью установление разумного количества налогов, разумной величины налогового изъятия путем установления оптимальной ставки налогов. При этом порядок распределения налогов по уровням государственной власти приобретет качество оптимальности, а права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, зафиксированные законом, станут реально реализоваться.

Оптимальность адаптации структуры налоговой системы к меняющимся условиям хозяйства — это вопрос о количестве налогов, о цели налогообложения. При этом речь идет о реальной цели государственной власти, реализация которой не ущемляет интересы хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков. Такая цель включает одновременное улучшение материального положения производителя и государства, что предполагает и сопровождается одновременной максимизацией чистого дохода производителя и увеличением его вклада в бюджет государства. Сюда же относится и вопрос о защищенности самой налоговой системы, ее определенной стабильности, сопровождающейся определенностью и постоянством поступлений сумм сборов в бюджет. Это и вопрос о сохранении целостности нации, поскольку одно из экономических предназначений налоговой системы состоит в защите независимости нацииналоговая система государства — это важнейший экономический элемент механизма самосохранения страны, ее структура накладывает отпечаток на систему ценностей, на мотивацию поведения людей и их идеалы.

Величина налогового изъятия влияет на структуру капитала предприятия — на соотношение привлекаемого и собственного капитала, а значит на соотношение источников финансирования деятельности предприятия, на стоимость привлекаемого предприятием капитала. Значение этого фактора возрастает в условиях жесткого налогообложения прибыли, когда ставки налога на прибыль высоки, а льгот по этому налогу мало, либо они вовсе отсутствуют. В этих условиях проявляется склонность предприятия к долговому финансированию, поскольку получаемые предприятием кредиты налогом не облагаются.

Оптимальность адаптации структуры налоговой системы к объекту налогового воздействия зависит от соотношения между ставками налогов внутри налоговой системы, особенно по налогам с доходов. Важность этой проблемы объясняется тем, что от разности величины ставки по отдельным видам доходов зависят: во-первых, у государства — возможности пополнения казны, у предприятий — возможности расширения производства и инвестированияво-вторых, возможности перераспределения доходов в пользу тех, которые облагаются по меньшим ставкам. Для снижения фискального давления на предприятия и эффективного стимулирования развития производства целесообразно в ходе дальнейшей реформы сформировать новую модель налогообложения, включающую сочетание умеренных ставок налога на прибыль с временной отменой тех налогов, которые бы стимулировали процессы накопления капитала и экономический рост, с ограниченными льготами и жесткой платежной дисциплиной.

Оптимальная адаптация структуры налоговой системы и условий деятельности предприятий не исключает, а предполагает использование предприятием налогового щита — инструмента, позволяющего ему в рамках действующего законодательства защищать свои доходы от налогообложения, осуществляя свою деятельность в рамках действующего правового поля, сохранять свой бизнес при эффективном налоговом планировании. В свою очередь, налоговая система выступает действенным инструментом стимулирования экономического развития предприятий при условии четкого определения налогооблагаемые базы, правил их формирования, сроков и способов начисления и перечисления налогов, ответственности за их нарушения. Налоговая система для всех форм налогов должна быть единой, а основные рычаги государственного воздействия должны сводиться к снижению налоговых ставок и введению целевых льгот, уменьшающих размер налогооблагаемой базы. Только при этих условиях налоговая система государства выполнит роль объединителя нации и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С 4−16.
  2. Л.И. Экономическая теория и хозяйство // Экономист. 1993. № 11. С.3−9.
  3. Л. И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1. С.4−14.
  4. Л.И. К цели через кризис. М. Луч. 1992.
  5. В.Г. Системность и общество. М. 1980.
  6. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование, налогообложение. //Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 141−151.
  7. В.И. Теории катастроф. М. 1983.
  8. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. По ред. Г. П. Иванова. М. Закон и право. 1995. 317с.
  9. Алле Морис. Условия эффективности в экономике. М., Научно-издательский центр «НАУКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА». 1998. 299с.
  10. А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей // Экономист. 1998. № 1.С.67−75.
  11. М. Н. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. 1995. 284с.
  12. Е. Налог на имущество предприятия и накопление основного капитала // Миров. Экон. и междун. отнош. 1999.№З.С.86−93.
  13. В.Г. Финансы фирмы. М. ИНФРА-М. 1999. 296с.
  14. С.В. Налоги как инструмент регулирования экономики // Финансы. 1996. № 1. С. 25−29.
  15. В.Н. Основы теории активных систем. М. Наука. 1997.
  16. А.А. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки. М. Тривола. 1995.
  17. В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного заказа // Российский экономический журнал. 1994. № 2.С. 108−111.
  18. Г. С. Проблема диалектического противоречия в «Капитал» // «Капитал» Маркса, философия и современность. М. Наука. 1968. С.186−213.
  19. О.Б., Амиров В. А. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. Вопросы экономики. 1997. С. 17−19.
  20. А.А. Текгология. Всеобщая организация науки. Кн.1. М. Экономика. 1989. 304с.
  21. А.А. Тектология. Всеобщая организация науки. Кн.2. М. Экономика. 1989. Экономика. 304с.
  22. А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. № 8. С. 28−29.
  23. А.В. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики. 1995. № 2.
  24. А. Государственное регулирование необходимо // Экономист. 1994. № 6. С. 13−23.
  25. Е. Мотивация и поведение российских предприятий // Вопросы экономики. 1995. № 6. С. 15−21.
  26. Бек Н. Н. Управление развитием предприятий на основе согласования интересов // Управление развитием предприятий. М. 1992. С.6−16.
  27. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами. Пер. с англ. М. 1996.791 с.
  28. Влияние налоговой политики на инвестиционную активность предприятия //Экономист 1996. № 7. С.79−83.
  29. А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности // Экономист. 1998.№ 4.С.69−78.
  30. И. К. Налогообложение предприятий, занимавшихся производством сельскохозяйственной продукции // Финансы. 1997.№ 2.С. 27−32.
  31. Все налоги России. 2000. М. Экономика и финансы. 1999−2000. 715с.
  32. Ю.Е., Бертенев С. Н. Экономика России: эффекты и парадоксы. М. Изд-во ВЕК. 1995.
  33. Л. Реформа и интересы // Вопросы экономики. 1995. № 6. С. 121−130.
  34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М. Мысль. 1974. С.452С.
  35. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М. Мысль. 1990. 524с.
  36. В. В. Главная задача мобилизация доходов в бюджетную систему//Финансы. 1996. № 3.
  37. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М. «ВлаДар». 1993. 310с.
  38. С.Ю. Состоится ли в 1999-м переход к политике экономического роста // Рос. экон. журн. № 1−2.
  39. Г., Ступин В. Платежный кризис в экономике с неравновесными ценами //Вопросы экономики. 1998.№ 5.
  40. Дж.К. Экономическая теория и цели общества. М. Прогресс. 1979. 406с.
  41. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М. Финансы и статистика. 1999. 204с.
  42. Л.И., Новиков Д. Ю. Вопросы теории и практики налогообложения ценных бумаг//Финансы. 1999. № 2. С.25−29.
  43. И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. 1999. № 1. С.22−25.
  44. Д., Воскобойников А. О перспективах реформирования налоговой системы в России // Финансы. 1997. № 6. С. 39−41.
  45. Е.Н., Петров Ю. А. Оценка полной ставки налогообложения добавленной стоимости в России и зарубежных стран // Экономика и математические методы. 1996. Т.32. № 2. С.38−48.
  46. А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономика и математические методы. М. 1993. Т.29. С. 39−55.
  47. И. С. Зуйкова Л.В. О налоговых проблемах недоимки бюджета//Финансы. 1997. № 8. С.30−31.
  48. А. Бремя государства // Вопросы экономики. 1996. № 6. С.4−27.
  49. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  50. А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. 1998. № 12. С. 12−31.
  51. О.В., Куликов В. В. Как «высветить» реформируемую экономику // Рос. экон. журн. 1997. №%-6. С.3−9.
  52. Т., Мирошниченко В. Об экономическом механизме управления предприятиями на переходный период // Экономика украины. 1992. № 5. С. 92−93.
  53. Конституция Российской Федерации. М., Юрид. литер. 1993. 64с.
  54. И. Налоговые методы регулирования инвестиций в западной экономике // Право и экономика. 1997. № 4.
  55. В.А. Методы устранения двойного налогообложения и из значение для защиты интересов России // Финансы. 1997.№ 5. С20−24.
  56. Дж. Большие системы (связанность, сложность и катастрофы). М., Мир. 1982.
  57. В.Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства // Финансы. 1997.№ 8. С. 19−23.
  58. Н.И. Опыт теории хозяйственных связей. Саратов. 1996. 223с.
  59. Н.И. Теория регулирования хозяйственных связей в экономике России. Саратов. 1998.110с.
  60. В. Система территориального регулирования // Экономист. 1999. № 2.
  61. А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. 1993.
  62. А. И. Налогообложение предпринимательской деятельности. М. 1994. 191с.
  63. М.В. Налоговая система современной экономики // Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1993. С. 3−60.
  64. А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2000. № 2. С. 3−6.
  65. А. Л., Новикова А. И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 5−8.
  66. Кугаенко А.А. .Белянин М. П. Налоги: Кто? Кому? Сколько? М.1993. 351с.
  67. В.Д., Харланов И. И. О проблемах российской налоговой системы // Аналитический вестник. Аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ. М. 1996. № 10 (34).
  68. И.Е. Теория и практика функционирования механизма хозяйственного регулирования экономики России. Саратов. 1997. 95с.
  69. В. Усиление государственного регулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований// Рос. экон. журн. 1999. № 2. С.3−13.
  70. Я. Путь к свободной экономике (Страстное слово в защиту экономических преобразований)//Пер. с англ. М. Экономика, 199.149с.
  71. Р.Г. Природа фирмы //Теория фирмы. Спб. 1995.
  72. С.П. Проблемные вопросы практики налогообложения II Финансы. 1999. № 4. С. 27−29.
  73. .П. Отношения территориального налогообложения в переходный период. Дис. канд. экон. наук. СГУ. Оаратов. 1997.158с.
  74. .П. В поисках нового: опыт работы с крупными налогоплательщиками // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 9−10.
  75. ДЖ.М. Общая теория занятости, процента и денег. М. Прогресс. 1978.
  76. И.Ю. Налогообложение предприятий и проблемы совершенствования законодательной базы // Финансы. 1999. № 3. С.26−28.
  77. А.Н. Налоговая реформа: территориальный аспект// финансы. 1997. № 12. С. 27−30.
  78. А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. 1996. № 2. С.77−82.
  79. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. / Пер. с англ. Политиздат. 1990. 415с.
  80. Ю.И. Бюджетная политика и бюджетно-налоговая система РФ (вопросы реформирования) // Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М. 1996. С. 193−203.
  81. Ю., Логвина А. Концепция финансовой безопасности (общегосударственный и региональный аспекты) // Экономист. 1998. № 3. С.55−64.
  82. А. От формальной к реальной финансовой стабилизации //Экономист. 1998. № 12. С. 59−79.
  83. В., Новицкий Н. Совершенствование финансово-налоговой системы // Экономист. 1998. № 2. С.61−67.
  84. Д.с., Фаерман Е. Ю. Региональные последствия социально-экономических реформ // Экономика и математические методы.1996. № 4. С. 163−166.
  85. В.И. Изменения в учете и налогообложении в 1999 году. М.1999. 141с.
  86. Т.Д. Опыт распределения регулирующих налогов в территориальных органах казначейства // Финансы. 1997. № 10. С.29−30.
  87. Д. Г. Административно-правовая ответственность за налоговые нарушения // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 120−122.
  88. Н.И., Веселова А. В. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы//Финансы. 1999. № 1. С.26−30.
  89. Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства // Экономист. 1998. № 10.С.43−51.
  90. А.А. Решить проблему неплатежей // Финансы.1997.№ 10. С. 31.
  91. May В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений // Вопросы экономики. 1999. № 4. С.27−43.
  92. С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М.1999. 394с.
  93. Т.И. Инвестиционный кризис и проблемы налогово-бюджетной политики // Аналитический вестник. Аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ. М. 1996. № 10 (34).
  94. .А. О порядке определения облагаемой базы по налогу на добавленную стоимость // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 17−19.
  95. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.1999. 94с.
  96. М. Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.
  97. Налоги. Под ред Черника Д. Г. М. 1994. 400с.
  98. Налоги и налоговое право. Под ред. Брызгалина А. В. М. 1997.
  99. Налоговая система зарубежных стран. Под ред. В. Князева, Д.Черника. М. 1995.
  100. Налоги Саратовской губернии. Часть 3. Саратов. 1999.150с.
  101. В. ФСНП начнет широкомасштабные проверки по всей России // Налоги. 1999.№ 2.
  102. Налоговая политика в индустриальных странах. Сб. обзоров/РАН. ИНИОН-М. 1995.170с.
  103. Налоговая система Российской Федерации. В 2-х томах. М. ИНФРА. 1993. 320с.
  104. Новое налоговое законодательство России. Сост. P.M. Цивилев. М. Политиздат. 1993. 256с.
  105. А.И., Мельник А. Д. Налоговый паспорт региона в центре внимания // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 3−4.
  106. С.Н., Глазова Е. С., Степанова М. П. Налоги в системе государственных финансов // Деньги и кредит. 1995. № 11.
  107. С., Глазова Е., Степанова М. Изменения в системе налогообложения // Мир. экон. и межд. отнош. 1999.№ 8.С.35−42.
  108. В.В. Сущность налога, его общественное назначение II Налоговый вестник. 2000. № 2. С. 165−168.
  109. Л. Налоги и налогообложение в России. М. 1996.
  110. Ю. Трансформация хозяйственных систем. М. 1994.
  111. Ю. «Желтое колесо» (механизм социально-экономической трансформации)// Вопросы экономики. 1997.№ 5. С.40−52.
  112. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М. 1994. 362с.
  113. В. Основы национальной экономики. М. Экономика. 1996. 351с.
  114. Л.Н. Финансы предприятий. М. ЮНИТИ.1998. 636с.
  115. Л. Источники финансирования бюджетного дефицита // Экономист. 1998. № 1. 76−79.
  116. В. Г., Игнатьев Д. В. Налоговый федерализм и местные налоги // Рос. экон. журн. 1995.№ 14. С.38−44.
  117. В. Оптимизация налогообложения // Экономист. 1996. № 5. С. 31−38.
  118. Ю. Российская экономика в «XIII-XIV пятилетках»: от трансформационного шока к воспроизводственному коллапсу // Рос. экон. журн. 1999. № 7. С.3−13.
  119. Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых странах//Финансы. 1997. № 8. С.32−34.
  120. Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах//Финансы. 1999. № 12. С.29−34.
  121. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М. 1996. 192с.
  122. В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки И Финансы. 1999. № 6. С.33−36.
  123. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М. Прогресс. 1986. 432с.
  124. С. В. Роль налоговых органов в предупреждении несостоятельности предприятий //Финансы. 1997. № 9. C33−34.
  125. В.А., Рагимов С. Н. Формирование рыночной инфраструктуры и налоги // Финансы. 1997. № 5. С.25−28.
  126. Д. Начала политической экономии и налогообложения. М. 1995. 368с.
  127. К.И., Хьюис С. Управление финансовыми рисками./Пер. с анг. М., Инфра, 1996.
  128. В. Принципы и формы налогообложения. Анализ налоговой системы России // Вопросы экономики. 1993. № 3. С. 140−154.
  129. А.В. Что дает новый налоговый кодекс регионам // Финансы. 1997. № 11. С. 23−24.
  130. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М., Перспектива. 1995.
  131. О. Влияние платежно-расчетной системы на экономику // Экономист. 1998. № 8. С.73−82.
  132. В.Н. Основания общей теории систем. М. Наука, 1997.
  133. В.Г., Гринкевич Л. С. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы // Финансы. 1998. № 12. С.20−22.
  134. А. Исследования о природе и причинах богатства народа. М.1962.
  135. К.В. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы // Финансы. 1996.№ 2. С.28−32.
  136. А. Государственная собственность и налогооблагаемая база//Экономист. 1999. № 10С.23−27.
  137. В.А. Какая оценка номинальной величины подоходного налога является истинной? //Финансы. 1997. № 10. С. 32−35.
  138. В. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 56−63.
  139. Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М., Перспектива. 1994.
  140. Г., Растимешин В., Куприянова Т. Так достигается устойчивость//Экономист. 1999. С.28−38.
  141. А. Налогообложение: модели оптимизации // Экономист. 1998. № 2. С.68−76.
  142. А.Дж. Постижение истории. М. Прогресс. 1991. 736с.
  143. Н.Б. Особенности развития налоговой системы России. Саратов. 1996.
  144. Н.Б. Функции налоговой системы и их реализация // Сб. Налоговая система, Проблемы, поиски, решения. Тез. док. практической конферен. 1996 г. Саратов.
  145. Т.И. Проблемы реформирования налогообложения в России / Сб. Налоговая система, Проблемы, поиски, решения. Тез. док. практич. конф. Саратов. 1996.
  146. Л.В. О некоторых спорных вопросах налогового законодательства // Финансы. 1997.№ 10. С.26−28.
  147. A.M. Налоги как инструмент государственного регулирования // Экономист. 1996. № 11 .С.24−32.
  148. О. Налоговый кодекс//Экономист. 1998.№З.С.65−75.
  149. В. Актуальные проблемы экономики России и СНГ // Экономист. 1999.№ 10. С.3−14.
  150. А.И. Системный подход и общая теория систем. Минск. Наука и техника. 1993.
  151. Финансовое управление компанией. Под ред. Кузнецовой. М., Фонд правовая культура. 1995.
  152. Финансовое право. Отв. Ред. Химичева Н. И. М. 1995.
  153. Финансово-экономическая деятельность и налоговая практика органов местного самоуправления за рубежом (обзор). М. НПМП «Ресурс». 1991. 157с.
  154. Финансы. Под ред. Родионовой В. М. 1993. 398с.
  155. Федеральные налоги. Порядок исчисления и уплаты, отчетность. М.1999. 285с.
  156. М., Сэвэдж Л. (США). Анализ выбора в условиях рынка.// Пер. с англ. Рос. экон.журн. 1993. № 9. С. 105−118.
  157. М. Оптимизация налогообложения с целью стимулирования экономического развития и предпринимательскойдеятельности. Дис. канд. экон. наук / РАУ. Центр проблем рыночной экономики. М. 1994. 164с.
  158. Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист. 1998. № 10. С. 52−59.
  159. В.Ф. Налоговая реформа в России. Заседание «круглого стола» в Торгово-промышленной палате РФ // Финансы. 1997. № 7. С.29−32.
  160. Н.И. Налоговое право. М. 1997. 325с.
  161. С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы. 1996.№ 4. С. 10−13.
  162. Р.Н. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. М.Дело. 1993. 126с.
  163. Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь// Рос. экон. журн.1995. № 2. С.98−102.
  164. Э. Неразумные налоги порождают искушение их не платить // Экономика и жизнь. 1996. № 52.
  165. А. Рациональные ставки налога на имущество предприятий//Экономист. 1998. № 12. С.71−73.
  166. В.Е. Бюджеты в системе экономических преобразований //Сб. Экономические проблемы региона. 1997. № 34. С. 195−203.
  167. Т.В. Миграция населения: методология и современные методы исследования. Саратов. 1999. 91с.
  168. Е. М. Васильева Н.Е. Финансово-экономические расчеты. М. Финансы и статистика. 1990.
  169. Й. Теория экономического развития. М.1998. 456с.
  170. С. Налоговый кодекс как гарант стабильности налоговой системы // Консультант. 1996. № 1.
  171. С. Налоговая система и проблемы налогового законодательства. Сб. док. «Макроэкономика». 1996. С.3−7.
  172. Ф.И. Методика корректировки прибыли для налогообложения // Финансы. 1999. № 9. С.33−35.
  173. М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно бюджетного инструментария // Рос. экон. журн. 1999. № 7. С. 13−19.
  174. А.С. Единый налог с малого предпринимательства: иллюзия или реальность // Финансы. 1997. № 6.С. 42−44.
  175. В.Д. К вопросу о подоходном налогообложении предприятий в России // Финансы. 1999. № 3. С. 23−25.
  176. К. Эффективная экономика: шведская модель. // Пер. с англ. М. Экономика. 1991. 349с.
  177. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 170−178.
  178. Ю.В. История цивилизаций. М. ВлаДар. 1995. 461с.
  179. Ю. В. Стратегия стабилизации и развития производства // Экономист. 1999. № 10. С. 15−22.
  180. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.1995. 278с.
Заполнить форму текущей работой