Исследование технологии восстановления посадочных втулок цилиндров судовых дизелей
Для восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров исходя из условия работы сопряжения и получения качественного сварного соединения наиболее полно подходят сплавы на медной основе Бр. АМц 9−2 и Бр. КМц 3−1, обладающие такими свойствами, как: высокие антифрикционные свойства и коррозионная стойкостьнизкий предел текучести позволяет избежать образования трещин в наплавленном… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние вопроса и задачи исследования. II
- 1. 1. Анализ причин возникновения трещин в верхних опорных буртах втулок цилиндров судовых дизелей II
- 1. 2. Конструктивно-технологические возможности восстановления зазоров в сопряжении «блок-втулка цилиндра»
- 1. 3. Анализ возможности наплавки посадочных поверхностей втулок цилиндров судовых дизелей
- 1. 4. Задачи исследования
- Глава 2. Теоретические предпосылки восстановления изношенных посадочных поверхностей втулок цилиндров плазменной наплавкой
- 2. 1. Анализ влйшя величины зазора в сопряжении «блок-втулка цилиндра» на долговечность втулки
- 2. 2. Обоснование выбора способа наплавки посадочных поверхностей втулок цилиндров
- 2. 3. Обоснование выбора наплавочных материалов для восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров
- Выводы
- Глава 3. Методика проведения исследований
- 3. 1. Методика планирования экспериментов
- 3. 2. Методика обработки результатов экспериментальных исследовании
- 3. 3. Методика определения геометрических размеров наплавленного валика
- 3. 4. Методика металлографических исследований зоны сплавления
- 3. 5. Методика исследования механических свойств наплавленного металла и соединения при наплавке бронз на чугун
- 3. 5. 1. Методика определения прочности сцепления наплавленного металла с основным
- 3. 5. 2. Методика определения твердости наплавленного металла
- 3. 5. 3. Методика определения микротвердости зоны сплавления
- 4. 1. Установка для плазменной наплавки втулок цилиндров
- 4. 2. Сравнительные исследования наплавки бронз на переменном и постоянном токе
- 4. 3. Влияние параметров режима наплавки на геометрические размеры валика
- 4. 4. Влияние параметров решша наплавки на глубину проплавления и структурные изменения чугуна в зоне термического влияния и микротвердость
- 4. 5. Влияние параметров режима наплавки на прочность сцепления наплавленного металла с основным и свойства наплавленного металла
- 4. 6. Технология плазменной наплавки посадочных поверхностей втулок цилиндров
- 4. 6. 1. Разработка режимов наплавки
- 4. 6. 2. Техника наплавки посадочных поверхностей втулок цилиндров судовых дизелей
Исследование технологии восстановления посадочных втулок цилиндров судовых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными направлениями развития народного хозяйства СССР, принятыми ХХЯ съездом КПСС, намечено широкое внедрение в производство прогрессивных технологических процессов и научных достижений направленных на экономию трудовых я материальных ресурсов.
В настоящее время 83,5 $ тоннажа морского флота СССР составляют суда с дизельными энергетическими установками. С 1965 года почти 90 $ ежегодно строящихся судов дедвейтом свыше 2 тыс. тонн имеют дизеля.
Двигатели фирмы «Бурмейстер и Вайн» и ее лицензиатов широко распространены на серийных судах советского морского флота. Только на Дальневосточном бассейне более 200 судов с дизелями типа «Бурмейстер и Вайн», что составляет более 60 $ от общего количества судов.
Современное развитие дизелестроения характеризуется повышением цилиндровой мощности за счет форсирования двигателя, что приводит к возрастанию механических и тепловых нагрузок во втулке цилиндра. Увеличение напряжений при неизменной конструкции втулки привело к снижению срока ее службы в результате появления трещин в галтели опорного бурта [59, 72, 73, 74, 78, 96, Юо].
Одной из основных причин отказов втулок цилиндров (трещины в галтели опорного бурта) являются колебания их в цроцессе работы дизеля. Образованию трещин способствует увеличение напряжений и достижение цредельных значений в результате возрастания амплитуды колебаний втулки в цроцессе износа поверхностей соцряжения блока и втулки цилиндра.
Для повышения долговечности втулок цилиндров зазоры в сопряжении «блок-втулка цилиндра» через 10−15 тыс. часов работы дизеля должны быть уменьшены до 0,1−0,2 мм, а иначе в результате износа посадочных поверхностей зазоры у дизелей типа «Бурмейстер и Вайн» достигают через 20 тыс. часов 0,5−0,7 мм, а иногда 0,8−1,0 мм, и вследствие больших циклических напряжений, вызываемых колебаниями втулок, возникают усталостные трещины в галтелях опорных буртов втулок.
Высокая стоимость втулок цилиндров дизелей «Бурмейстер и Вайн» и большая ежегодная потребность в них (в Дальневосточном ордена Ленина и ордена Октябрьской революции морском пароходстве выбраковываются свыше 30 штук из-за трещин в галтели опорного бурта) обусловили необходимость разработки технологии восстановления изношенных посадочных поверхностей втулок для получения требуемой посадки в сопряжении «блок-втулка цилиндра» и уменьшения циклических напряжений в опасном сечении опорного бурта втулки и повышения ее срока службы.
Для втулок цилиндров дизелей «Бурмейстер и Вайн» фирма рекомендует серый чугун с повышенным содержанием фосфора (до 0,7 $), легированный титаном, вольфрамом и медью.
Известно, что чугун обладает плохой технологической свариваемостью, обусловленной тем, что металл наплавки и околошовной зоны имеет большую склонность к образованию закалочных непластичных структур и трещин. Низкая прочность чугуна и практически полное отсутствие пластичности способствуют трещинообразованию при наплавке, как в наплавленном, так и в основном металле.
Отсюда вытекает необходимость изыскания способа наплавки такой ответственной чугунной детали, как втулка цилиндра, и выбора присадочного материала для ее наплавки, обеспечивающих получение высококачественного сварного соединения с требуемыми свойствами наплавленного металла, а также нахождения и исследования оптимальной области режимов наплавки.
В настоящее время существует довольно много различных способов наплавки чугунных деталей. Однако большинство из них осуществляется вручную или имеет ряд недостатков, делающих их неприемлемыми для наплавки втулок цилиндров [il, 37, 60, 109, НО, 116 и др.| .
Из всего многообразия существующих способов наплавки чугуна наиболее перспективным методом является наплавка с использованием в качестве источника тепла низкотемпературной плазмы, которая позволяет получать сварные соединения с высокими физико-механическими свойствами и возможность последующей их обработки с требуемой точностью [31, 75, 8б].
Плазменный процесс один из наиболее широко регулируемых технологических процессов наплавки и обладает рядом цреимуществ [27, 31, 51, 65, 97, 120]: высокая локальность нагрева и вследствие этого незначительная зона термического влияния и деформация деталейвозможность изменения в широких пределах газодинамических параметров дуги, что позволяет регулировать глубину цроплавления и форму наплавляемого валика с целью уменьшения отходов металла при последующей механической обработкераздельное регулирование нагрева основного металла и плавления присадочной проволоки обеспечивает возможность получения минимального тепловложения в изделие и проплавления чугуна при наплавке.
Целью работы является разработка технологии восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров для получения номинального зазора между блоком и втулкой и уменьшения вероятности возникновения трещин в районе верхнего опорного бурта втулки.
Научная новизна работы заключается:
— в разработке методики расчета предельно допустимого зазора в сопряжении «блок-втулка цилиндра» ;
— в разработке схемы питания плазменной двойной дуги переменного тока, обеспечивающей стабильное зрение дуги от двух сварочных трансформаторов;
— в результатах исследования влияния параметров режима наплавки на основные технологические свойства сварного соединения;
— в нахождении оптимальной области параметров режима наплавки, обеспечивающей необходимое качество сварного соединения и наплавленного металла;
— в разработке технологии восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров дизелей типа «Бурмейстер и Вайн» .
Основные результаты работы заключаются в следующем:
— теоретически обосновано, что одной из основных причин отказов втулок цилиндров (трещины в районах опорных буртов) является износ поверхностей сопряжения «блок-втулка цилиндра», в результате которого увеличиваются циклические напряжения до величины, превышающей предел выносливости втулок;
— получены сравнительные данные по плазменной наплавке чугуна на постоянном и переменном токе и доказана целесообразность применения переменного тока для обеспечения качественного соединения металла наплавки с основным;
— получены математические модели, описывающие влияние основных параметров режима наплавки на прочность сцепления наплавленного металла с основным, механические свойства металла наплавки, на площадь проплавления, структурные изменения чугуна и микротвердость в зоне термического влияния, на геометрические размеры наплавляемого валика;
— разработана плазменная горелка для наплавки на переменном токе, обеспечивающая стабильную работу на токах до 300 А и создана установка для плазменной наплавки посадочных поверхностей втулок цилиндров судовых дизелей на базе токарного станка и серийного сварочного оборудования.
Научное значение работы заключается в разработке методики расчета предельно допустимого зазора в сопряжении «блок-втулка цилиндpa». Кроме того, при разработке технологии восстановления втулки цилиндра сделана попытка комплексного учета зависимости основных показателей качества сварного соединения от параметров режима наплавки. Определена область параметров режима при плазменной наплавке, обеспечивающая оптимальное сочетание физико-механических свойств сварного соединения и наплавленного металла.
Практическая ценность работы. Результаты работы дают возможность правильно выбирать параметры режима при плазменной наплавке ответственных чугунных деталей дизелей, при которых обеспечивается наиболее оптимальное сочетание комплекса технологических показателей. На основе исследований разработана и внедрена технология восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров дизелей «Бур-мейстер и Вайн» на Владивостокском судоремонтном заводе, позволяющая повысить срок службы втулок более, чем в 1,5 раза.
Основные материалы работы доложены, обсуждены и одобрены на научных конференциях Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г. И. Невельского в I975-I98I годахна науч-но-црактической конференции по сварке в судоремонте в г. Клайпеде в 1979 годуна совещании по обмену опытом восстановления судовых деталей в г. Одессе в 1980 годуна семинаре по восстановлению изношенных деталей ДВС на СРЗ МШ в г. Одессе в 1981 году.
Основные результаты диссертации опубликованы в восьми статьях общим объемом 2,8 печатных листа[7,74,75 и др.], подготовлено два научно-технических отчета, зарегистрированных в ВИНИТИ.
Работа состоит из введения, пяти глав основного содержания, выводов, библиографии (137 наименований) и приложений. Изложена на /27 страницах машинописного текста, включает 52 рисунка, 25 таблиц и 19 страниц приложений.
выводы.
1. Анализ литературных источников по исследованиям причин отказов втулок цилиндров и методам восстановления ответственных чугунных деталей показал недостаточную изученность в таких вопросах, как:
— влияние величины зазора в сопряжении «блок-втулка цилиндра» на срок службы втулки;
— выбор рода тока при плазменной наплавке чугуна;
— влияние параметров режима наплавки на структурные изменения чугуна в зоне термического влияния, геометрические размеры валика, прочность сцепления наплавленного металла с основным и т. д.
2. Износ поверхностей сопряжения «блок-втулка» цилиндра в цроцессе эксплуатации дизелей приводит к увеличению амплитуды колебаний втулки, росту циклических напряжений в опасном сечении опорного бурта и превышению предела выносливости втулок цилиндров. И как следствие этого в галтели опорного бурта появляется трещина. Для повышения срока службы втулок цилиндров судовых дизелей необходимо зазор в сопряжении «блок-втулка цилиндра» в нижних посадочных местах ограничивать.
3. Для восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров целесообразно использовать способ наплавки двойной сжатой дугой переменного тока, которая обладает следующими технологическими преимуществами: возможностью получения высококачественного сварного соединения благодаря минимальному цроплавленшо основного металла и перемешиванию его с наплавляемым материаломкатодной зачисткой поверхности основного металла, присадочного материала и сварочной ванныимпульсным тепловым воздействием тока, позволяющим получать процесс с мелкокапельным переносом при меньших погонных энергиях наплавкиминимальным растворением газов в сварочной ваннеболее высокой химической однородностью и плотностью наплавленного металла.
4. Для восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров исходя из условия работы сопряжения и получения качественного сварного соединения наиболее полно подходят сплавы на медной основе Бр. АМц 9−2 и Бр. КМц 3−1, обладающие такими свойствами, как: высокие антифрикционные свойства и коррозионная стойкостьнизкий предел текучести позволяет избежать образования трещин в наплавленном металлеспособность к упрочнению при холодной деформации и достаточно высокая твердость при наплавке в один слой благодаря легированию элементами из основного металла.
5. Проведенные сравнительные исследования наплавки бронз на переменном и постоянном токе на втулку цилиндра позволили установить, что переменный ток позволяет получить: более высокую прочность сцепления наплавленного металла с основнымменьшую величину микротвердости и ширину зоны термического влиянияменьшую микронеоднородность наплавленного металламеньшую высоту валикабольшую скорость наплавки, (на 10−15 $) благодаря эффекту катодной зачистки и лучшему смачиванию чугуна медным сплавом.
6. При плазменной наплавке ширина валика на 1−5 мм больше установленной амплитуды колебаний горелки. Высота валика находится в пределах 3,3−4,2 мм, что обеспечивает минимальный припуск на механическую обработку.
Регулирование ширины валика при постоянной амплитуде колебаний горелки достигается изменением скорости наплавки или тока в цепи «электрод-изделие» .
7. Получение сварного соединения ледебурита с минимальным количеством в зоне сплавления (до 5 $ от площади зоны) достигао ется при площади цроплавления основного металла до 10 мм. Наибольшее влияние на площадь проплавления оказывают расход плазмообразующего газа и ток в цепи «электрод-изделие» и скорость наплавки.
8. Прочность сцепления наплавленного металла с основным зависит от параметров режима наплавки. Наибольшее влияние оказывают ток в цепи «электрод-црисадочная проволока» и ток в цепи «электрод-изделие», меньшее скорость наплавки и расход плазмообразующего газа.
Прочность сцепления в исследуемой области изменения параметров режима наплавки составляет 77−104 $ от прочности основного металла.
9. Твердость наплавленной бронзы Бр. Мц 9−2 зависит от параметров режима наплавки и находится в цределах 137−170 НВ. Наибольшее влияние на твердость оказывают расход плазмообразующего газа, сила тока в цепи «электрод-црисадочная проволока», несколько меньшее — скорость наплавки.
Твердость наплавленной бронзы Бр. КМц 3−1 не зависит от параметров режима наплавки и находится в пределах 120−137 НВ.
10. Проведенные исследования позволили разработать и внедрить технологический цроцесс восстановления посадочных поверхностей втулок цилиндров на Владивостокском судоремонтном заводе.
Эксплуатационные испытания втулок с наплавленными посадочными поверхностями в течение 6769 часов позволили установить, что устранение завышенных зазоров в сопряжении «блок-втулка цилиндра» повышает срок службы втулок более, чем в 1,5 раза.
Годовой экономический эффект за счет увеличения срока службы втулок цилиндров от внедрения данной технологии составит. 111 203,6 руб.
Список литературы
- Абрамович В.Р., Алентов Б. П., Парфенов В. И. Оценка влияния расплавленных меди и ее сплавов на механические свойства стали. Автоматическая сварка, 1977, $ 12, с. 17−18.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента цри поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976.280 с.
- Ардентов В.В., Вайнерман А. Е., Захаров В. Ф., Прилуков В. Н. Влияние проникновения медного сплава в сталь на свойства биметалла. Автоматическая сварка, 1979, $ 5, с. 36−38.
- Арлаускас В.Ю. Исследование технологического процесса сварки на переменном токе промышленной частоты от источникас индуктивностью и емкостью в сварочной цепи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к, т.н. Л., 1975. — 20 с.
- Арлаускас В.Ю., Кеблас Л. Л., Вишняк И. С. Механизированная сварка плавящимся электродом на переменном токе в среде защитных газов. В кн.: Тезисы докладов конференции, посвященной 50-летию подготовки инженеров-сварщиков, Владивосток, 1980, с.18−19.
- Арон А.В. Анализ надежности втулок цилиндров двигателей «Бурмейстер и Вайн». В кн.: Исследования по эффективности и качеству судоремонта. Владивосток, 1980, с.13−16.
- Арон А.В., Леонтьев Л. Б. Установка для механизированной наплавки и сварки чугуна. Научные труды ДВВИМУ, вып. 31, Владивосток, 1976, с.102−104.
- Асиновская Г. А. Газопламенная пайка металлов. М.: Маш-гиз, 1955. — 72 с.
- Асиновская Г. А. Газопламенная пайка металлов. М.: Маш-гиз, 1963. — 126 с.
- Асиновская Г. А., Зеликовская Н. М. Газовая сварка латуни и наплавка ее на черные металлы. М.: Машгиз, I960. — 104 с.
- Асиновская Г. А., Иванов Б. Г. Некоторые способы сварки чугуна. М.: Машгиз, 1971. — 49 с.
- Асиновская Г. А., Любалин П. М., Колычев В. И. Газопламенная сварка и наплавка цветных металлов. М.: ЩШТИхимнефтемаш, 1970. — 89 с.
- Аснис А.Е., Грецкий 10.Я. Состояние и перспективы сварки чугуна. Автоматическая сварка, 1978, J? 8, с. 39−42.
- Аснис А.Е., Грецкий Ю. Я. Тенденции развития и основные задачи сварки чугуна. В кн.: Проблемы сварки и резки чугуна. -К.: ИЭС им. Е. О. Патона АН УССР, 1976, с. 3−8.
- Аснис А. Е., Грецкий Ю. Я., Мельниченко И. М. Само защитная цроволока ШНЧ-П для механизированной сварки чугуна. Автоматическая сварка, 1976, № 2, с. 69.
- Аснис А.Е., Прохоренко В. М., Швиндлерман JI.C. 0 механизме образования трещин при сварке и наплавке меди на сталь. -Сварочное производство, 1965, № II, с. 8−9.
- Бахтиаров Д.Б. Некоторые особенности применения плазменной резки, сварки и наплавки в судоремонте. ЦБНТИ ММФ. Сер. Судоремонт, 1971, вып. 4.
- Беляев В.М. Исследование процесса плазменной сварки алюминиевых сплавов на постоянном токе обратной полярности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Л., 1973. 17 с.
- Бенуа Ф.Ф., Озолин В. 10. Исследование автоматической электродуговой наплавки латуней Л62 и ЛС59−1 на серый чугун. -Сварочное производство, 1957,)? I, с. 4−8.
- БенуаФ.Ф., Хмелевская В. Б., Катлер А. И. Исследование плазменной наплавки латуней на сталь. Труды ЛИВТ, вып. 126,1971, с. 88- 89.
- Божко A.M. Исследование механиз-ма образования трещин при сварке стали с гледыо и ее сплавами. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. — Киев, 1970. — 24 с.
- Брайшш Э.К., Лейтман В. А., Пясецкая Л. И. Оценка прочности соединения наплавленного сплава НПЧ-1 со сталью и чугуном при газопорошковой наплавке. Сварочное производство, 1976,1. II, с. 14.
- Бунин К.П., Малиночка Я. Н., Таран Ю. Н. Основы металлографии чугуна. М.: Металлургия, 1969, — 415 с.
- Быховский Д.Г., Беляев В. М. Энергетические характеристик, ки плазменной дуги при сварке на обратной полярности. Автоматическая сварка, 1971, В 5.
- Вайнерман А.Е. О влиянии цроникновения медного сплава на свойства соединений, получаемых наплавкой медных сплавов на стали. В кн.: Наплавка металлов, Ч. П — Л.: ЛДНТП, 1970, с. 25−35.
- Вайнерман А.Е. Наплавка металлов полунезависимой дугой.-Л.: ЛДНТП, 1971. 22 с.
- Вайнерман А.Е., Веселков В. Д. Свойства соединений разнородных металлов при плазменной наплавке. Сварочное производство, 1968, Дз I.
- Вайнерман А.Е., Гайдай П. И., Сютьев А. Н., Филимонов Н. Н. Усталостная прочность стальных валов с наплавленным слоем бронзы. Сварочное производство, 1972, № 2, с. 30−32.
- Вайнерман А.Е., Захаров В. Ф., Сютьев А. Н. Наплавка сжатой дугой нержавеющей стали на углеродистые и низколегированные стали. Л.: ЛДНТП, 1975, — 24 с.
- Вайнерман А.Е., Сютьев А. Н. Влияние диффузионных прослоек на механические свойства биметалла. Автоматическая сварка, 1977, ib 8, с. 56−59.
- Вайнерман А.Е., Шоршоров М. Х., Веселков В. Д., Новоса-дов B.C. Плазменная наплавка металлов. Л.: Машиностроение, 1969. — 190 с.
- Ваншейдт В.А. Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1969. — 639 с.
- Веселков В.Д., Вайнерман А. Е. Соединение разнородных металлов при плазменной наплавке. Л.: ЛДНТП, 1968, — 32 с.
- Вол А. Е. Строение и свойства двойных металлических систем. Том П. М.: Физматгиз, 1962. — 982 с.
- Волченко В.Н. Оценка и контроль качества сварных соединений с применением статистических методов. М.: Стандарты, 1974. — 160 с.
- Вощанов К.П. Сварка чугуна (обзор). М.: ЦИНТИМаш, 1961. — 52 с.
- Вощанов К.П. Ремонт оборудования сваркой. М.: Машиностроение, 1967. — 192 с.
- Гитлевич А.Д. Методика ориентировочного расчета удельных показателей себестоимости электрической сварки плавлением. -Сварочное производство, 1979, JS 9, с.32−33.
- Грецкий Ю.Я. Условия получения прочно-плотных соединений при дуговой сварке тонкостенных чугунных деталей. В кн.: Проблемы сварки и резки чугуна. — К.: ИЭС им. Е.О. Патона1. АН УССР, 1976, с. 17−24.
- Грецкий Ю.Я. Исходные положения при разработке высокоэффективной технологии дуговой сварки чугуна без подогрева. -Автоматическая сварка, 1978, № II, с. 41−45.
- Грецкий Ю.Я. Образование соединения при дуговой сварке конструкционных чугунов. П. Условия качественного сплавления. -Автоматическая сварка, 1980, JS 8, с. 27−29.
- Грецкий Ю.Я. Влияние состава сварочной ванны на условия кристаллизации металла у границы сплавления при дуговой сварке чугуна. Автоматическая сварка, 1980, № 12, с. 18−23.
- Грецкий Ю.Я., Васильев В. Г., Крошина Г. М. Формирование структуры околошовной зоны при сварке серого перлитного чугуна.-Автоматическая сварка, 1979, JS 12, с. 22−25.
- Грецкий Ю.Я., Мельниченко И. М. Механизированная сварка чугуна без подогрева самозащитной проволокой ПАНЧ-П. В кн.: Проблемы сварки и резки чугуна. — К.: ИЭС им. Е. О. Патона АН УССР, 1976, с. 25−27.
- Данилов А.И. и др. Перспектива применения плазменной наплавки постоянным током обратной полярности. Вопросы судостроения, сер. Технология и организация производства судового машиностроения, вып. 19, 1980, с. 95−97.
- Данилов Б. Механизированная сварка чугуна. Судоремонт флота рыбной промышленности, 1977, № 6, с. 1−5.
- Джевага И.И. Р1сследования особенностей образования пор црии механизированной электродуговой сварке меди и ее сплавов.-Сварочное производство, 1968, № 9.
- Джевага И.И., Кулагина М. А., Иващенко Г. М. Образование железистых включений в шве при сварке и наплавке меди на углеродистые сплавы. Труды НЕСИ, вып. № 94, 1975, с. I08-II3.
- Джевага И. И., Лебедев Ю. М., Иващенко Г. М. Исследование зоны сплавления сварного соединения углеродистой стали с алюминиевой бронзой. Автоматическая сварка, 1970, № 8, с. 11−14.
- Джевага И.И., Триголосов И. И., Иващенко Г. М. Исследование наплавки сплавов меди, содержащих кремний на углеродистые стали. Труды НКИ, вып. 45, 1971, с. I0I-II0.
- Дудко Д.А., Корниенко А. Н. Тепловая эффективность процесса сварки плазменной дугой переменного тока. Автоматическая сварка, 1967, II, с. 27−30.
- Дудко Д.А., Корниенко А. Н. Сварка алюминиево-магниевых сплавов плазменной дугой переменного тока. В кн.: Резка, наплавка и сварка сжатой дугой. Вып. I. — М.: ЩШТИхимнефтемаш, 1968, с. 35−42.
- Дудко Д.А., Лакиза С. П., Вшюградский Ф. М., Корниенко А. Н. Сварка сжатой дугой на переменном токе. Автоматическая сварка, 1966, № 7, с. 47−49.
- Елистратов П.С. Глубина проплавления чугуна при наплавке стальным электродом. Сварочное производство, 1961, В 4, с. 20−21.
- Елистратов П.С. Металлургические основы сварки чугуна. М.: Машгиз, 1957. — 156 с.
- Елистратов П.С. Сварочные свойства чугуна. М.: Машгиз, 1959. — 147 с.
- Елистратов П.С., Елистратов А. П. Сварка чугуна сталью. -Минск: Наука и техника, 1974. 206 с.
- Иванов Б.Г. Исправление дефектов чугунного литья. М.: Машгиз, 1955. — 124 с.
- Иванов В.П., Антропов B.C., Савин Н. М. Повышение надежности втулок цилиндров транспортных дизелей. М.: Транспорт, 1976. — 176 с.
- Иванов Б.Г., Куравицкий Ю. И., Левченко В. И. Сварка и резка чугуна. М.: Машиностроение, 1977. — 208 с.
- Иванов Б.Г., Левченко В. И., Терский Ф. Н. Технологичность способов сварки чугуна. Сварочное производство, 1976, № II, с. 1−3.
- Иванов Б.Г., Левинков В. И., Терский Ф. Н. Материалы для сварки чугуна. Сварочное производство, 1976, JS 31, с. 3−5.
- Иващенко Г. М. Влияние железа и углерода на механические свойства металла шва при наплавке меди и ее сплавов науглеродистые стали. Труды НКИ, вып. 53, 1972, с. 60−67.
- Илюшенко В.М. Металлургические и технологические особенности механизированной дуговой наплавки бронзы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Киев, ИЭС, 1971. — 28 с.
- Исследование возможности уменьшения появления трещини восстановления поврежденных цилиндровых втулок ДВС плазменной наплавкой и сваркой. Рук., к.т.н., профессор Меграбов, 1981. -68 с.
- Клячкин Я.Л. Сварка цветных металлов и их сплавов. -М.: Машиностроение, 1964.
- Коваленко B.C. Металлографические реактивы. Справочник.-М.: Металлургия, 1970. 130 с.
- Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1977. — 232 с.
- Конопако II.И., Малахов Н. Д. Предупреждение образования трещин под опорными буртами цилиндровых втулок двигателей «Бурмейстер и Вайн» ЦБНТИ ММФ. Сер. Техническая эксплуатация флота, 1978, вып. & I, с. 3−23.
- Контроль качества сварки. Под ред. В. Н. Волченко. -М.: Машиностроение, 1975. 328 с.
- Краснов А.Н., Зильберберг В. Г., Шаривкер С. Ю. Низкотемпературная плазма в металлургии. М.: Металлургия, 1970. -216 с.
- Крылов Е.И. Надежность судовых дизелей. М.: Транспорт, 1978. — 160 с.
- Леонтьев Л.Б. О выборе допустимых зазоров в сопряжении блок-цилиндровая втулка для судовых ДВС. Научные труды ДВВИМУ, вып. 23, Владивосток, 1974, с. 72−77.
- Леонтьев Л.Б. Повышение долговечности втулок цилиндров судовых дизелей. Б кн.: Исследования по эффективности и качеству судоремонта", Владивосток, 1980, с. 5−13.
- Леонтьев Л.Б., Арон А. В. Механизированная плазменная наплавка бронзы на чугун. Научные труды ДВВИМУ, вып. 31, Владивосток, 1976, с. 106−109.
- Лесков Г. И. Электрическая сварочная дуга. М.: Машиностроение, 1970. — 335 с.
- Лесков Г. И., Лугин В. П. Переменному току дорогу в сварку. — Тула.: Приокское книжное изд-во, 1969. — 61 с.
- Малахов Н.Д., Шеремет В. Ф. Предотвращение образования трещин посадочного бурта цилиндровых втулок двигателей «Бурмей-стер и Ваин». ЦБНТИ ММФ. Сер. Техническая эксплуатация флота, вып. 28, 1970, с. 3−17.
- Мамонов М.Т. Ремонт дизелей типа «Бурмейстер и Вайн».-М.: Транспорт, 1972. 144 с.
- Методика оцределения экономической эффективности использования на морском транспорте новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М.: MR®, 1978. — 110 с.
- Метода статистической обработки эмпирических данных. -М.: Комитет стандартов, 1966. 101 с.
- Методы испытания, контроля и исследования машиностроительных материалов. /Под общ. ред. А. Г. Туманова. Т. П. Методы исследования механических свойств металлов. М.: Машиностроение, 1974. — 320 с.
- Митропольских А.Х. Техника статистических вычислений. -М.: Физматгиз, 1961. 460 с.
- Михайлов В.И., Федосов К. М. Планирование экспериментов в судостроении. Л.: Судостроение, 1978. — 160 с.
- Ников Н.Я., Хмелевская В. Б. Исследование процесса плазменной наплавки латуни на сталь и чугун. Труды ЛКИ, вып. 26, 1973, с. 77−80.
- Норин П.А., Пацкевич И. Р. Вибродуговая наплавка чугунных деталей в потоке воздуха. Автоматическая сварка, 1967, № 3,с. 56−57.
- Оботуров В.И., Толкачев Ю. И. Некоторые особенности образования и разрушения окисных плен цри аргоно-дуговой сварке алюминиевых сплавов. Сварочное производство, 1973, № II, с. 22−24.
- Пахолко В. В. Монтажные напряжения в цилиндровых втулках двигателей «Бурмейстер и Вайн». ЦБНТИ МШ. Сер. Техн.экспл. флота", 1979, В 14, с. I-I2.
- Пахолко В. В. О причинах образования трещин в цилиндровых втулках судовых тихоходных дизелей. ЦБНТИ ММФ, Сер. Техн. экспл. флота, экспресс-информация, 1980, № 6, с. I-I8.
- Петров А.В. Плазменная сварка. В кн.:. Сварка, том 12 (Итоги науки и техники), ВИНИТИ АН СССР, М., 1980, с. 53−109.
- Дижурин А. А. Современные методы исследований технологических процессов в деревообработке. М.: Лесная промышленность, 1972. — 248 с.
- Пименов А.Я., Брикер А. С. К вопросу возникновения трещин в посадочных буртах цилиндровых втулок дизелей «Бурмейстер и Вайн». ЦБНТИ ММФ. Сер. Техническая эксплуатация флота, 1971, вып. 22, с. 3−12.
- Плазменная технология. Опыт разработки и внедрения. Л.: Лениздат, 1980. — 152 с.
- Псарас Г. Г. Особенности наплавки меди на чугун. Сварочное производство, 1978, J6 9, с. 16−18.• 99. Рабкин Д. М., Фурсов В. А. О процессе катодного распыления в сварочной дуге. Физика и химия обработки материалов, 1973, № 5, с. 22−28.
- Разработка технологии и опытное внедрение плазменной наплавки посадочных поверхностей цилиндровых втулок ДВС для уменьшения возможности появления трещин в буртах. ДВВИМУ. Рук. к.т.н., профессор Меграбов Г. А., 1979. 31 с.
- Селин В. Сварка деталей из серого чугуна в среде аргона. Судоремонт флота рыбной промышленности, 1974, J? 25, с. 42.
- Семенов B.C., Трофимов П. С. Долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1969. — 216 с.
- Серенсен С.В., Когаев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчеты деталей машин на црочность. М.: Машгиз, 1963. — 451 с.
- Сидоров А.И., Пулатов С. И. Исследование глубины цроплавления при наплавке сжатой дугой. Труды ВСХИЗО, вып. 13,1976, с. 30−34.
- Смирягин А.П., Смирягин Н. А., Белова А. В. Промышленные цветные металлы я сплавы. Справочник. М.: Металлургия, 1974. — 488 с.
- Соснин Н.А. Исследование регулирования технологических характеристик плазменной сварочной дуги.: Автореф. дис. на соискание ученой степени к.т.н. Л., 1974. — 15 с.
- Справочник по сварке. Том 4. /Под ред. А. И, Акулова. -М.: Машиностроение, 1971. 416 с.
- Стеренбоген Ю.А. и др. Сварка высокопрочного чугуна со сталью тонкой электродной проволокой в COg. Автоматическая сварка, 1962, J& 7, с. 61−67.
- Стеренбоген Ю.А., Хорунов В. Ф., Грецкий Ю. Я. Сварка и наплавка чугуна. К.: Наукова думка, 1966. — 210 с.
- ПО. Стеренбоген Ю. А, Хорунов В. Ф., Грецкий Ю. Я. Сварка и наплавка чугуна, К.: Укр. НИИНТИ, 1969. — II с.
- Сютьев А.Н., Вайнерман А. Е. Плазменная наплавка бронз на изделия цилиндрической формы. Л.: ЛДНТП, 1970. — 19 с.
- Сютьев А.Н., Вайнерман А. Е. Разработка и внедрение плазменной наплавки бронзы КМц 3−1. Технология судостроения, 1972, J& 7, с. 91−93.
- Сютьев А.Н., Вайнерман А. Е., Веселков В. Д. Опыт промышленного применения наплавки плазменной струей с токоведущей присадочной проволокой медных сплавов и нержавеющих сталей. Л.: ЛДНТП, 1973. — 20 с.
- Трение, изнашивание и смазка.: Справочник, Кн. I /Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — 400 с.
- Трофимов Н.М., Коряжкин В. В., Шевченко Г. Д. и др. Стабилизация процесса аргонодуговой сварки переменным током спомощью дежурной дуги. Сварочное производство, 1976, № 10, с. 39−41.
- Тысовская С.Е. Новый способ наплавки бронз на чугун и сталь. Л.: ЛДНТП, 1958. — II с.
- Усов Л.Н., Борисенко А.й. Применение плазмы для высокотемпературных покрытий. М.-Л.: Наука, 1965. — 86 с.
- Хмелевская В.Б. Влияние электрогазодинамических параметров плазменной дуги переменного тока на интенсивность катодного распыления окисных пленок цри наплавке цветных металлов. -Труды ЛИВТ, вып. 135, 1975, с. 75−79.
- Хмелевская В.Б. Исследование процесса плазменной наплавки цветных металлов и сплавов на детали судовых машин и механизмов. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. — 1973.157 с.
- Хорунов В.Ф., Стеренбоген Ю. А. Влияние состава чугуна на его графитизацию в условиях сварки. Автоматическая сварка, 1964, № 12, с. 46−51.
- Цилиндровые втулки. Информационное письмо БМЗ J? 77/7−75 от 22 июня 1977 г.
- Шеремет В.Ф. Конструктивные изменения цилиндровых втулок двигателей «Бурмейстер и Вайн». ЦБНТИ МШ>. Сер. Техническая эксплуатация флота, 1970, Да 16, с. 26−30.
- Шеремет В.Ф. Оценка надежности работы деталей цилиндро-поршневой группы двигателей типа K6Z 57/80 фирмы МАН и ее лицензиатов. ЦШТИ М№. Сер. Техн.экспл.флота, вып. 2, 1973, с. 3−20.
- Шмаков Э.И., Махлин Н. М., Федотенков В. Г., Крамер М. С. и др. Применение переменного тока для сварки низкоуглеродистых и легированных сталей, алюминия и его сплавов. Монтажные и специальные работы в строительстве, 1978, J? 4, с. 20−22.
- Шоршоров М.Х., Красулин Ю. Л. 0 природе физико-химических явлений в сварных и паянных соединениях. Сварочное производство, 1967, J6 12.
- Югансон Э.Ю. Исследование цроцесса соединения меди и ее сплавов со сталью и чугуном струей перегретого металла.
- Труды ШЛЕТ тт. Байкова, вып. № 2, 1957.
- Albaneai F., Reverdy С. Applicazioni industriali dell! arco-plasraa nei procedimenti di saldatura dei matalli. -Rivista Italians della Saldatura, 1971, No. 1, p. 16−29.
- Cookson C. Quench Welding Process for Joiring Cast Iron. Welding and Metal Fabrication, 1970, V.38, p.319−325.
- Eichhorn F., Rasche S. Grundsatzliche Untersuchungen zur Physik und Technologie des Plasma-Auftragschv/ei ens.-Industrie-Anzeiger, 1974, No.20, s.469−471.
- Eichhorn F., Walter F. Undersuehungen uber das Plasma-auftragschwei en. Schweissen und Schneiden, 1967, No.12, s.570−575.
- Gregory E.N., Jones S.B. Welding cast irons. Welding cast, Abington, 1977, vol.1, p. 145−156.133″ Hogaboom A.G. Welding of gray cast iron. Welding Journal, 1977, V.56, No.2, s.17−21.
- Izmer W., Michlik R., Hirsch P. Untersuchungen zur Warmeverteilung feim Plasmaauftrag-schwei en, Schvveisstechnik, 1969, No.11, s.486−489.135
- Исида Ц. Взаимодействие железа с медью при пайке. -Есэцу гаккай си, 1970, т. 39, Я 4, с. 259−268.
- Тамура Гэн, Максиока Мщу о. Выбор электродов для сварки чугунных отливок. Есэцу гпдзюцу, 1967, № 9, с. 149−157.
- Wiegand Н., HufJ: Н. Dauerhaltbarkeit warmgeschwei ter Bauteik aus grauem Gu eisen, Konstruktion im Maschinen Apparate und Gerate-fau, 1964, Bd.16, No.6, s.205−207.