Понятие юридической техники.
Понятия «законность» и «правопорядок». Нормы иностранного права
Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания, поскольку эффективность и действенность правовой нормы напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит поэтому к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена… Читать ещё >
Понятие юридической техники. Понятия «законность» и «правопорядок». Нормы иностранного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Средства и приёмы юридической техники. Соотношение законодательной и правоприменительной юридической техники При всей условности применения понятия «юридическая техника» исследование его этимологии представляется не только правомерным, но и научно, и практически оправданным.
Юридическая техника — есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
Большинство исследователей юридической техники выделяют в ее структуре такие элементы, как методы, правила, приемы и средства.
Методы и правила юридической техники представляют собой научно-техническую базу юридической техники, то самое научно-техническое знание, которое появляется в результате преломления знания теоретического через призму практических потребностей.
Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны. Так, С. С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям:
1) по степени обобщения норм (абстрактный и казуистический);
2) по способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный).
А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет перечисление, определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию.
В большинстве учебных пособий, приемы юридической техники подразделяются на две группы.
К первой группе относятся приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок).
Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права. Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств, дефинирование, перечисление), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).
Средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт — текст правового акта.
Наличие таких технических устройств, орудий труда — непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники. По справедливому суждению С. С. Алексеева, «в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология…».
Средства юридической техники крайне разнообразны. Их можно подразделить на:
— формально-атрибутивные (реквизиты документа);
— логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);
— языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и т. д.);
— специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т. д.)
Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания, поскольку эффективность и действенность правовой нормы напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит поэтому к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена вовне быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно, юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы, на которой лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов.
Следует разделять законодательную и правоприменительную юридические техники, которые соотносятся между собой как две части целого.
В законодательной технике выделяют следующие части:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (общая часть) и конкретных предписаний (особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. Крупные акты обычно имеют вводную часть — преамбулу. Она необходима при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, регистрационный номер, подпись соответствующего должностного лица, печать.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
4. Язык и стиль нормативного правового акта. Они во многом определяют эффективность правового регулирования, и важнейшие требования к ним состоят в следующем:
а) краткость, однозначность и доступность для понимания;
б) отказ от использования метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, заимствование из иностранных языков только полностью освоенных слов;
в) формулирование норм в форме обязывающего, предписывающего и констатирующего способов, поскольку нормативным правовым актам присущи директивность и официальность стиля.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. Они охватывают официальные источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Данные правила определяют также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы и методы систематизации нормативных правовых актов распространяются на их учет, консолидацию, инкорпорацию и кодификацию.
Правоприменительная техника включает в себя следующее.
1. Правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен. Он должен иметь определенное юридическое содержание, а также языковое и стилистическое единство и подобие с нормативными актами. Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных бланков, типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.).
2. Способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы. Среди таких способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение сделок, документов и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы загса, архивы, органы юстиции.
3. Способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов.
4. Способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности.
5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
2. Опишите соотношение законности, правопорядка и общественного порядка Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок — результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права.
Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок — это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.
Будучи итоговым результатом действия права, .правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право — законность — правопорядок). Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующее:
— нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
— укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
— конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Содержание законности и правопорядка в условиях восточной деспотии, афинской рабовладельческой демократии или тоталитарных режимов современности очень сильно различается, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок — ее результатом.
В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядкапонимают такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильности правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
Очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан (организаций). Это подчёркивает то, что «законность» и «правопорядок» близки друг другу, они обычно в юридической литературе используются в одном ряду.
Право и законность — своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность — есть и правопорядок. Нет законности — господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находится в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.
Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в её качественных параметрах. Речь идёт не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определённых их качественных характеристиках.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. Данное свойство отчётливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. д.
Реализация требований законности в поведении людей, правомерной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов права, по сути, означает правопорядок. Правопорядок — составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний связан не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).
Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений. Основу общественного порядка составляют правомерные отношения, складывающиеся между людьми при удовлетворении их материальных и духовных потребностей.
Исходя из положений общей теории права, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе. Общественный порядок коренится в самом характере производства, обусловливается в конечном счете системой производственных отношений, являясь в то же время формой упрочения и охраны способа производства, необходимым условием его поступательного развития.
Содержание общественного порядка в широком смысле включает в себя всю систему общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих в обществе во всех сферах жизни социальных норм (норм права, иных социальных норм неюридического характера), принципов, идей, определяющих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей/государственных организаций и общественных объединений. В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются собственными, не правовыми средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом. Основными чертами правопорядка являются:
— господство закона в области отношений, регулируемых правом;
— полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;
— строгая общественная дисциплина;
— обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав;
— безусловное утверждение фундаментальных прав и свобод человека;
— четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия;
— неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение.
Другими словами, правопорядок есть реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера. Это нормы морали, обычаи, правила культуры поведения и др.
Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Итак, общественный порядок — это реально складывающийся в обществе порядок, отвечающий задачам его прогрессивного развития, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организации).
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка», но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Так, например А. Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…». Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и т. д. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы.
Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.
3. Выпишите нормы права, устанавливающие возможность применения на территории Российской Федерации норм иностранного права (4−5 примеров) В соответствии со ст. 15 Конституции РФ и другими нормами (например, ст. 6 Семейного кодекса РФ) приоритет отдается нормам международного договора. В связи с чем, часто возникают коллизии. При этом в мировой практике отчетливо прослеживается тенденция поиска наиболее адекватных конкретным ситуациям гибких решений коллизионных проблем (например, критерий наиболее тесной связи отношения с правом того или иного государства, применение отсылки к праву, наиболее благоприятному для сторон).
Итак, существуют нормы права, устанавливающие возможность применения на территории России норм иностранного права:
1. Согласно п. 2 ст. 1186 ГК РФ, если в соответствии с п. 1 этой статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
2. Согласно п. 3 ст. 156 СК РФ применяется право того из государств гражданства будущего супруга, которое выберет сам этот супруг.
3. Согласно ч. 2 ст. 104 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, во-первых, может принимать документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а во-вторых, должен соблюдать нормы иностранного права о форме удостоверительной надписи.
4. Согласно п. 5 ст. 11 ГПК РФ суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
5. Согласно п. 5 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд в соответствии с международным договором РФ, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права.
Нужно отметить, что включение в ГК РФ ст. 1191 «Установление содержания норм иностранного права» имеет принципиальное значение. В п. 1 этой статьи предусмотрено следующее: «При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве». Из этого положения ГК РФ, а также из ГПК РФ (п. 5 ст. 11) и АПК РФ (п. 5 ст. 13) следует, что судья обязан применять в соответствующих случаях нормы иностранного права.
Однако правило такого рода легче сформулировать в законе, чем применить на практике. В суде любой страны применение иностранного права связано с большими трудностями, поскольку судей нельзя обязать знать право другого государства. Нельзя забывать, что если суд применяет иностранное право, то он должен применять не только иностранные законы, но учитывать обычаи, судебную практику (судебные прецеденты) в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах (п. 1 ст. 1191 ГК РФ).
юридический законность иностранный право
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462−1) (ред. от 03.12.2011)
7. Бережнов А. Г., Воротилин Е. А., Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2004. — 800 с.
8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
9. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с. (Университетская серия).
10. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.