Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовой статус учреждения начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационное исследование подготовлено на кафедре международного и конституционного права юридического факультета Петрозаводского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в научных публикациях автора, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях (8 Региональная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-правовые проблемы исследования административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования
    • 1. 1. Понятие административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования
    • 1. 2. Административно-правовой режим учреждения начального профессионального образования

    1.3. Понятие образовательного законодательства в области начального профессионального образования и анализ международных норм и норм Содружества независимых государств, регулирующих начальное профессиональное образование.

    1.4. Нормативно-правовая база в Российской Федерации в сфере начального профессионального образования.

    Глава 2. Правовое регулирование государственного управления учреждениями начального профессионального образования.

    2.1. Понятие государственного управления учреждениями начального профессионального образования и лицензирования образовательной деятельности учреждений начального профессионального образования.

    2.2. Аккредитация образовательных учреждений начального профессионального образования.

    2.3. Понятие юридической ответственности учреждения начального профессионального образования.

    Глава 3. Управление учреждением начального профессионального образования на примере Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей».

    3.1. Особенности организации управления в государственном учреждении начального профессионального образования.

    3.2. Взаимодействие учреждения начального профессионального образования с другими организациями, предприятиями и учреждениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Административно-правовой статус учреждения начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося особенностей административно-правового статуса учреждений начального профессионального образования.

В Российской Федерации с переходом к демократическому правовому государству, к рыночной экономике повышается роль образования. Возникают предложения по совершенствованию системы образования с целью достижения эффективности, приближения науки и знаний к практическому применению. Все это требует изменений не только учебных программ, создания материальной базы, совершенствования системы подготовки кадров, но и усовершенствования нормативно-правовой базы и изменения системы организации образования.

Рассмотрение административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования обусловлено тем, что на практике данные учреждения существуют достаточно давно и в настоящее время модернизируются и получают дальнейшее развитие. Однако, правовое положение учреждения начального профессионального образования законодательно недостаточно урегулировано и требует рассмотрения с научной точки зрения.

Выбранная тема приобретает особую важность, поскольку с 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» было включено направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» .

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Таким как раз и выступает выпускник учреждения начального профессионального образования, поскольку он только в этом учебном заведении может получить профессию, а в других профессиональных образовательных учреждениях приобретается специальность. В связи с этим на исследуемых учреждениях лежит большая ответственность по подготовке квалифицированных работников.

В этом контексте исследование административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования приобретает особую актуальность и, несомненно, представляет большой научный и практический интерес.

Степень научной разработанности темы.

Теоретические вопросы настоящего исследования не освещались подробно и широко в юридической литературе. На настоящий момент разработанность вопросов административно-правового статуса учреждений начального профессионального образования представляется явно недостаточной, в связи с чем, степень разработанности можно охарактеризовать как начальную.

Разработанность темы диссертации прослеживается по отдельным рассматриваемым в ней вопросам. Большие дискуссии среди правоведов вызывают проблемы по поводу законодательства в области профессионального образования, в частности, в монографии В. И. Шкатулла, В. В. Спасской, Н. Н. Хридиной, А. Н. Козырина, С. В. Полениной, В. М. Сырых, JI.A. Окунькова, В. Садкова, Б. Петухова, Д. Аронова. Среди работ, посвященных праву на образование, особо следует выделить следующих авторов: Т. В. Грачева, О. В. Белянская, А. В. Захаров, Н. Е. Садохина, Т. Н. Матюшева, АА. Меншиков, Н. С. Голубкова.

Вопросы государственного управления на современном этапе исследовались такими учеными, как: А. В. Воронков, Ю. М. Козлов, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров, и, в частности, в области образования М. Ю. Федорова, В. М. Сырых, В. И. Шкатулла, Е. В. Буслов, А. В. Артюхов.

О лицензировании образовательной деятельности писали такие известные российские ученые, как: А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, О. Олейник, ВА. Привезенцев, М. С. Андиева и другие. Исследованию проблем аттестации и аккредитации образовательных учреждений посвящены работы отечественных авторов, в том числе, С. А. Смирнова, М. Ю. Федорова, J1.B. Коваленко, С. В. Куров, JT.C. Самощенко, А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, Е. Геворкян, В. Наводнов, Г. Н. Мотова, О. Г. Нефедова, М. С. Андиева, Е. В. Буслов. Проблемы управления учреждением образования подробно освещались в трудах российских ученых правоведов, среди которых можно назвать А. П. Алехина А.А. Кармолицкош, Ю. М. Козлова, В. И. Шкатулла, А. А. Седельникова, С. В. Лосякову, Э. В. Габисову.

Однако проблема административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования представляет собой одно из малоисследованных направлений в отечественной юридической науке, многие ее аспекты не нашли практического разрешения.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является комплексный анализ административно-правового положения учреждения начального профессионального образования, выявление проблем нормативно-правового регулирования начального профессионального образования, а также разработка рекомендаций по их разрешению и предложений по совершенствованию законодательства.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач: 1) изучение и анализ действующих международных актов, российского законодательства в сфере начального профессионального образования- 2) сравнение и анализ законодательства субъектов Российской Федерации о начальном профессиональном образовании- 3) определение основных проблем, стоящих при осуществлении государственного управления в области начального профессионального образования- 4) выявление особенностей для начального профессионального образования процедур лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательного учреждения и разработка рекомендаций- 5) изучение, сравнение, анализ и выработка рекомендаций форм самоуправления образовательных учреждений- 6) изучение взаимодействия учреждения начального профессионального образования с иными организациями и органами власти и предложение вариантов указанных взаимоотношений- 7) внесение предложений по принятию правовых норм на федеральном уровне, регулирующих деятельность учреждения начального профессионального образования и по изменению законодательства Республики Карелия в сфере начального профессионального образования.

Объект диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в деятельности учреждения начального профессионального образования в качестве субъекта административного права.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты административно-правового статуса учреждений начального профессионального образования и перспективы его развития.

Методологическую основу диссертации составляют современные общенаучные и специально юридические методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, функциональный, формально-юридический метод, который состоит в определении юридических понятий, выявлении их признаков, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов, исследования по административному праву и другие.

Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать нормы, закрепляющие административно-правовой статус учреждений начального профессионального образования как целостное правовое образование, выявить особенности и недостатки правового регулирования и наметить пути устранения этих недостатков.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных правоведов по проблемам конституционного, административного и образовательного права России, науки управления и иным научным дисциплинам, относящимся к теме исследования. Использование трудов в области общетеоретических исследований позволило избежать узкоспециализированного подхода к изучаемой проблеме.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) анализ международных норм и принципов, федерального законодательства, законодательства субъектов федерации, актов органов местного самоуправления в сфере начального профессионального образования- 2) исследование в виде опроса руководящих работников учреждений начального профессионального образования города Петрозаводска о процедурах лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования- 3) исследование в виде опроса обучающихся и педагогических работников о качестве образования в Государственном образовательном учреждении «Профессиональный лицей № 17» (декабрь 2004 -июнь 2006), Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей» (октябрь 2006;июнь 2009) — 4) анализ учебно-методической базы Государственного образовательного учреждения «Профессиональный лицей № 17», Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей" — 5) принятие участия в работе Педагогического совета Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей" — 6) принятие участия в реорганизации в форме слияния Государственного образовательного учреждения «Профессиональный лицей № 17» и Государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 4» в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей», а также лицензировании образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации созданного Технологического лицея- 7) принятие участия в разработке и изменению локальных нормативных актов Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей" — 8) анализ локальных нормативных актов, структуры органов самоуправления, взаимоотношений учреждений начального профессионального образования при помощи сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна данного исследования определяется как актуальностью и характером затрагиваемой в ней проблематики, так и отсутствием фундаментальных научных работ такого рода в российской науке административного права.

Настоящая диссертация представляет собой первое на современном этапе развития отечественной административно-правовой науки специальное исследование комплексного и всестороннего характера такой разновидности субъектов административного права, как учреждения начального профессионального образования.

Отличается новизной разрабатываемый в диссертации концептуальный подход к обоснованию административно-правового понимания учреждения начального профессионального образования, к теоретической интерпретации прав, обязанностей и ответственности учреждения начального профессионального образования в его отношениях с органами исполнительной власти как публично-правовых и системное освещение этих субъективных публичных прав, публичных юридических обязанностей и публичной юридической ответственности. В диссертации впервые теоретически обосновывается необходимость введения в научный оборот понятия «административно-правовой режим учреждения начального профессионального образования», выделяются и раскрываются его содержательные элементы.

Дано определение понятия и содержания административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования, сформулирована структура и нормативно-правовое регулирование статуса учреждения начального профессионального образования. Проанализированы такие необходимые для учреждения начального профессионального образования процедуры, как лицензирование права образовательной деятельности, государственная аккредитация. Автором изучено управление внутри исследуемого учреждения и сделаны предложения по его усовершенствованию. Определены общие перспективы развития административно-правого статуса учреждений начального профессионального образования. Приведены группы локальных нормативных актов, которые должны приниматься учреждением начального профессионального образования.

В работе предложены рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию правового регулирования и деятельности данного учреждения.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1) административная правосубъектность учреждения начального профессионального образования возникает с момента принятия уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об его учреждении и утверждении его устава, а право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения начального профессионального образования с момента выдачи ему лицензии;

2) учреждение начального профессионального образования как субъект административного права обладает определёнными субъективными публичными правами, под которыми следует понимать установленную законом меру и вид возможных действий учреждений начального профессионального образования ради достижения определённых целей, осуществление которых в сфере публичного управления обеспечено нормативно закреплённой обязанностью органов публичной власти совершить определённые действия или воздержаться от их совершения;

3) авторская разработка формулировок определений понятий:

• административно-правовой статус учреждения начального профессионального образования представляет собой совокупность прав, обязанностей, законных интересов, гарантий их реализации учреждения начального профессионального образования, его административно-правовой режим и административная ответственность за нарушения установленных правил поведения в сфере государственного управления;

• административно-правовой режим учреждения начального профессионального образования — это совокупность правовых требований и мер упорядочивающего воздействия, реализуемых в соответствии с нормами административного права, определяющих деятельность учреждения начального профессионального образования, а также порядок управления ими, направленный на упорядочение общественных отношений в образовательной сфере государственного управления.

4) заключение о том, что юридическая ответственность учреждения начального профессионального образования как субъекта административного права не может сводиться лишь к его административной ответственности в случаях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта ответственность носит публично-правовой характер и может включать ответственность в виде аннулирования лицензии, ответственность из административно-правовых и иных публично-правовых договоров;

5) вывод о том, что, на законодательном уровне в области начального профессионального образования необходимо закрепить следующие положения: структура системы начального профессионального образования, задачи и структура образовательного учреждения начального профессионального образования, порядок создания и реорганизации данных учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации, осуществление управления учебным заведением, права обучающихся рассматриваемых учреждений;

6) вывод о том, что, на законодательном уровне необходимо предусмотреть дополнительные возможности для поступления и при обучении выпускникам учреждений начального профессионального образования по соответствующим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования. В связи с тем, что в соответствии с болонским процессом вводится уровень образования бакалавра, имеет смысл предусмотреть соответствующие дополнительные возможности для получения квалификации бакалавр выпускникам учреждений начального профессионального образования;

7) вывод о том, что на законодательном уровне необходимо определить конкретную процедуру лицензирования образовательной деятельности в общем виде для любого учреждения начального профессионального образования, включая ее этапы, предмет проверки, документы, которые необходимо представить учреждению начального профессионального образования в экспертную комиссию, состав указанной комиссии, срок, на который выдается лицензия;

8) предложение о том, чтобы законодательно определить государственную аккредитацию учреждения начального профессионального образования. В частности, надо предусмотреть следующие положения: определение государственной и общественной аккредитации, предмет проверки, документы, которые необходимо представить учреждению начального профессионального образования в экспертную комиссию и за какой период времени, состав указанной комиссии, в том числе конкретное количество входящих в комиссию лиц.

Особого внимания требует и общественная аккредитация учреждения начального профессионального образования, например, такие вопросы, как: состав экспертной комиссии, какие документы, элементы образовательного процесса подлежат данной проверке, значение общественной аккредитации и каким образом будут оглашаться результаты проведенной проверки учреждения начального профессионального образования заинтересованным лицам и другие вопросы;

9) заключение о том, что вариантами совершенствования и улучшения работы органов самоуправления учреждения начального профессионального образования являются: подбор квалифицированного, компетентного кадрового состава данных органовсистема отчетности нижестоящих органов перед вышестоящимиконтроль со стороны руководства образовательного учреждения за организацией работы данных органов (но не вмешательство в нее) — предоставление необходимых помещений, оборудования и так далее.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью, научной новизной постановки совокупности важных проблем, касающихся сферы функционирования учреждений начального профессионального образования как субъектов административного права, направленностью на решение вопросов, актуальных для административно-правовой науки и имеющих методологическое значение для исследуемой проблематики и выводами.

Кроме того, наше исследование позволяет расширить научные взгляды на природу и содержание учреждения начального профессионального образования, компетенцию государственных органов в сфере управления начальным профессиональным образованием, особенности самоуправления в рассматриваемом образовательном учреждении. В диссертации дан анализ административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования, а также сформулированы теоретические положения, развивающие и дополняющие ряд правовых институтов такого статуса, а именно: его понятие, содержание, отдельные формы механизма реализации административно-правового статуса (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация учреждения начального профессионального образования, управление внутри учреждения начального профессионального образования).

Помимо этого, теоретическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании действующего российского законодательства, а также при разработке новых нормативно-правовых актов, регламентирующих начальное профессиональное образование, участников образовательного процесса и полномочия органов управления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы в деятельности органов представительной власти по дальнейшему развитию законодательства об учреждениях начального профессионального образования и в правоприменительной практике.

Они могут оказать помощь руководителям учреждений начального профессионального образования в работе и для улучшения организации деятельности своего образовательного учреждения. Кроме того, полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения автора по совершенствованию административно-правового статуса учреждений начального профессионального образования, могут создать определенную базу и для дальнейших научных исследований, и для практической деятельности органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации.

Материалы исследования могут быть использованы в организационно-практической деятельности органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование в сфере начального профессионального образования, образовательными учреждениями начального профессионального образования и иными заинтересованными лицами и органами власти.

Апробация результатов исследования.

Диссертационное исследование подготовлено на кафедре международного и конституционного права юридического факультета Петрозаводского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в научных публикациях автора, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях (8 Региональная научная конференция 14−15 апреля 2005 г., проходившая в Кольском филиале Петрозаводского государственного университета г. Апатиты, тема доклада: «Государственное управление в области образования, осуществляемое Федеральной инспекцией труда" — Всероссийская конференция по страховому образованию, 13−15 июня 2007 г. Екатеринбург, тема доклада «Проблемы и перспективы развития страхового образования в образовательном учреждении начального профессионального образования», Международная научно-практическая конференция «Проблемы российского федерализма: региональный аспект» 8−10 октября 2007 г., г. Петрозаводск, тема доклада «Правовое регулирование бюджетного финансирования системы начального профессионального образования»).

Результаты исследования использовались в преподавании спеццисциплины «Образовательное право», также спецдисциплины «Административное право» в частности, по теме «Государственное управление в области образования», для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета Петрозаводского государственного университета, в Приладожском и Беломорском филиалах данного вуза.

Структура диссертации.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами настоящей работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

В результате проведенного диссертационного исследования был изучен административно-правовой статус учреждения начального профессионального образования. Автором работы впервые сформулировано определение административно-правового статуса учреждения начального профессионального образования, суть которого сводится к совокупности прав, обязанностей, законных интересов, гарантий их реализации данного учреждения, его административная ответственность за нарушения установленных правил поведения в сфере государственного управления.

Исследованы отдельные составляющие административно-правового статуса УНПО. Приведена судебная практика по случаям привлечения к административной ответственности УНПО. Отдельное внимание уделяется рассмотрению административно-правового режима УНПО, лицензирования образовательной деятельности УНПО, государственной и общественной аккредитации УНПО и управления, осуществляемого внутри УНПО, как факторов влияющих на административно-правовой статус УНПО.

Проведен анализ правовой основы начального профессионального образования, которая включает в себя общепризнанные международные нормы, принципы и нормы Содружества независимых государств, нормативно-правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, локальные нормативные акты УНПО.

Международные правовые акты в области образования, в основном затрагивают общие положения об образовании, в большинстве из них не устанавливается разграничение между уровнями образования. Основной акцент делается на выделение школьного и высшего образования. Между тем предполагаются и другие ступени образования. В частности выделяется техническое и профессиональное образование, хотя, из формулировки международных норм нельзя с абсолютной точностью определить, какие уровни профессионального образования под него подпадают. Можно предположить, что среди уровней профессионального образования, предусмотренных российским образовательным законодательством, к ним относятся начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование. Выделение уровня начального профессионального образования встречается в международно-правовых нормах Содружества независимых государств. Тем самым в большей степени это особенность российского опыта и законодательства.

Нормативно-правовую базу Российской Федерации в области начального профессионального образования составляют, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» и иные «профильные» федеральные законы, то есть законы, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области начального профессионального образования- «непрофильные» законы, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере начального профессионального образования, подзаконные акты, законодательство субъектов Российской Федерации, муниципальные акты и локальные нормативные акты учреждений начального профессионального образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» является единственным специальным актом, объединяющим общие положения в области образования, и затрагивающим все уровни образования, он не посвящается конкретным уровням образования и отсылает к другим нормативно-правовым актам, которые должны его дополнять и конкретизировать.

Образовательное законодательство Республики Карелия в сфере начального профессионального образования, в сравнении с действующими актами других субъектов Федерации, достаточно скудно. В основном, оно рассматривает общие вопросы образовательной сферы, отражает национальную, территориальную, культурную и иную специфику территории.

Основными направлениями государственного управления учреждением начального профессионального образования является осуществление деятельности органов государственной власти по проведению лицензирования права на ведение образовательной деятельности и государственной аккредитации УНПО. Указанные процедуры являются современными государственно-общественными формами проведения контроля качества образования, регламентирующими деятельность учреждений начального профессионального образования. Осуществление государственного управления учреждением начального профессионального образования является достаточно важным для общества. Это объясняется тем, что у него появляется основание и возможность выбирать, доверять учебному заведению, поскольку оно уверено, что уполномоченные государственные органы власти проверили его на соответствие установленным стандартам и образовательное учреждение может предоставить достойное образование.

Лицензирование образовательной деятельности УНПО законодательно не отличается от аналогичной процедуры в отношении образовательных учреждений другого уровня. То есть, на сегодняшний день у нас в России не приняты соответствующие нормативно-правовые акты, конкретизирующие данные вопросы.

В результате исследования было выяснено, что аккредитация рассматривается как способ заверения общества в том, что уровень образовательной деятельности соответствует провозглашенным образовательным учреждением НПО целям и гарантируется им на определенный период времени. Так, подтверждается и гарантируется соответствующий уровень образования выпускника и качество диплома (аттестата). Одновременно государственная аккредитация может рассматриваться в качестве одного из средств защиты, в том числе правовой, прав и свобод субъектов образовательной деятельности, так как позволяет оградить обучающихся, их законных представителей, потребителей выпускников, а также государство и общество в целом от недобросовестных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих образование не на должном (несоответствующем) уровне.

Управление внутри УНПО определяет административно-правовой статус УНПО и основывается на принципе автономности исследуемого образовательного учреждения, поэтому Закон передает все полномочия по управлению учредителю и самому УНПО, которое закрепляет данное управление в своем уставе. Также управление государственными и образовательными учреждениями НПО строится на принципах единоначалия и самоуправления. В диссертации были проанализированы формы самоуправления, предусматриваемые уставом Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Республики Карелия «Технологический лицей».

Несмотря на отмеченные положительные черты законодательства в сфере начального профессионального образования, существует и большое количество не решенных проблем. Среди федеральных законов, затрагивающих вопросы начального профессионального образования, большую часть составляют специальные («непрофильные») законы, их положения достаточно разнообразны и не всегда соответствуют друг другу. Такое большое количество нормативно-правовых актов равной юридической силы вызывает определенную сложность на практике для деятельности учреждений начального профессионального образования. Существует большое количество иных нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопросы начального профессионального образования. В виду этого, на практике уполномоченным лицам, представляющим учреждение начального профессионального образования, тяжело в них разобраться, тем более если, в них встречаются противоречия. Поэтому необходима систематизация и направленность данных актов на конкретный уровень образования.

Для решения данной проблемы некоторые специалисты образовательного права предлагают кодифицировать правовые нормы. Но, на сегодняшний день, объективно невозможно систематизировать все нормы, затрагивающие образовательные правоотношения. Кроме того, проблема пробелов в образовательном законодательстве в сфере НПО, которая в свою очередь влечет за собой различное толкование правовых норм и, как следствие, нарушение прав и свобод участников образовательного процесса. В связи с этим все больше обостряется потребность в специальных нормативно-правовых актах, детально регламентирующих деятельность исследуемого учреждения.

Нормативно-правовая база Республики Карелия недостаточно развита в данном направлении, по сравнению с другими субъектами Федерации, и требует достаточно обширной доработки. Существенным недостатком выступает, в первую очередь, отсутствие специального закона, регулирующего начальное профессиональное образование.

Законом Республики Карелия «Об образовании» не раскрыто понятие системы образования в Республике Карелия. В том числе, не говорится об образовательных учреждениях, находящихся в ведении данного субъекта Российской Федерации, а также о муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, находящихся на его территории, не установлены нормативы финансирования образования данного субъекта Российской Федерации.

Незначительное место отводится в указанном республиканском законе начальному профессиональному образованию. Данный закон недостаточно полно регулирует образовательную сферу и специфику образования в Республике Карелия, затрагиваются вопросы основного общего, среднего (полного), начального профессионального и среднего профессионального образования. В основном его положения носят универсальный характер, то есть не дифференцируются по уровням образования.

Кроме того, в настоящее время на федеральном уровне не установлен порядок проведения лицензионной экспертизы учреждения начального профессионального образования и ее оплаты, не оглашены публично критерии, нормативы, в соответствии с которыми принимаются решения о выдаче лицензии. В практической деятельности лицензирования нередки случаи нарушения лицензирующими органами установленных нормативно-правовыми актам правилна практике образовательные учреждения, особенно государственные и муниципальные, редко проходят общественную аккредитацию по различным причинам, главным образом в связи с отсутствием необходимых финансовых средств.

Проблемы возникают у учреждения начального профессионального образования и в связи с прохождением процедуры аккредитации, которая отныне включат в себя и процедуру аттестации. Так, основными несоответствиями данных учреждений средним аккредитационным показателям являются: регламентация деятельности образовательного учреждения, методического, кадрового обеспечения, качества подготовки выпускников, соблюдения прав участников образовательного процесса. Еще одна проблема состоит в том, что, несмотря на то, что законодатель предоставил учреждениям НПО обширную компетенцию и самостоятельность, тем не менее, оно находится в финансовой зависимости от учредителя и, следовательно, не может осуществлять организацию своего самостоятельного управления внутри УНПО.

В связи с обозначенными основными проблемами автором работы выдвигаются предложения для законодателя по улучшению сложившейся ситуации. Прежде всего, на законодательном уровне необходимо закрепить следующие положения: структура системы начального профессионального образования, задачи и структура образовательного учреждения НПО, порядок создания и реорганизации данных учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации, осуществление управления учебным заведением, права обучающихся рассматриваемых учреждений и другие.

Кроме того, предлагается концептуализировать законодательно следующие положения: определение начального профессионального образованиявиды образовательных учреждений, в которых возможно получение соответствующего уровня образованиязаконодательство в сфере начального профессионального образованияособенности государственного управления УНПОпримерная структура органов управления УНПОправовое положение обучающихся, педагогических и иных работников (в том числе процедура их аттестации) УНПОособенности финансирования государственных и муниципальных УНПОвзаимодействие УНПО с учреждениями среднего профессионального образования (далее УСПО) по вопросу предоставления сокращения времени обучения в УСПО для выпускников УНПО по соответствующим специальностяммеждународное сотрудничество с образовательными учреждениями иностранных государств по аналогичным направлениям и профессиональным подготовкам и другое.

На законодательном уровне необходимо предусмотреть дополнительные возможности для поступления (зачисление по результатам собеседования) и при обучении (освобождение от спецдисциплин, успешно освоенных в УНПО) выпускникам УНПО по соответствующим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования. Аналогичные гарантии и возможности для выпускников учреждений среднего профессионального образования при поступлении и обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования уже существуют (например, в правилах приема абитуриентов на 2009;2010 учебный год Петрозаводского государственного университета в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). На сегодняшний день обязательно соблюдение указанного трехзвенного образования (начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального). В связи с тем, что в соответствии с болонским процессом вводится уровень образования бакалавра, имеет смысл предусмотреть соответствующие дополнительные возможности для получения квалификации бакалавр выпускникам УНПО.

Предлагается на основании федерального законодательства внести следующие дополнения в образовательное законодательство Республики Карелия в сфере НПО: закрепить специфику данного уровня образования в Карелии, учитывая климатические, национальные, исторические, культурные, экономические и иные факторы, определить основы деятельности учреждений начального профессионального образования.

На федеральном уровне, кроме финансирования государственных учреждений начального профессионального образования из соответствующих бюджетов, должны предусматриваться и иные источники финансирования образовательной деятельности, например, заключение договоров с работодателями, поскольку исторически система начального профессионального образования была создана как кадровая база д ля предприятий.

Необходимо на федеральном уровне законодательно регламентировать примерную структуру и полномочия форм самоуправления учреждения начального профессионального образования для более успешного их воплощения на практике. Причем, не навязывая образовательным учреждениям обязательные органы управления, а лишь предлагая варианты и исходя из них, дать возможность данному учебному заведению создать свои локальные нормативные акты. В связи с этим, основными вариантами совершенствования и улучшения работы органов самоуправления учреждения начального профессионального образования будут выступать: подбор квалифицированного, компетентного кадрового состава данных органовсистема отчетности нижестоящих органов перед вышестоящимиконтроль со стороны руководства образовательного учреждения за организацией работы данных органов (но не вмешательство в нее) — предоставление необходимых помещений, оборудования.

В связи с этим предлагается на законодательном уровне определить конкретную процедуру лицензирования образовательной деятельности в общем виде для любого УНПО, включая ее этапы, предмет проверки, документы, которые необходимо представить УНПО в экспертную комиссию, состав указанной комиссии, срок, на который выдается лицензия.

Для того, чтобы должным образом законодательно определить государственную аккредитацию УНПО, предлагается законодательно урегулировать следующие положения: определение государственной и общественной аккредитации, предмет проверки, документы, которые необходимо представить УНПО в экспертную комиссию и за какой период времени, состав указанной комиссии, в том числе конкретное количество входящих в комиссию лиц. Кроме того, уделить внимание общественной аккредитации УНПО, в частности состав экспертной комиссии, какие документы, элементы образовательного процесса подлежат данной проверке, значение общественной аккредитации и каким образом будут оглашаться результата проведенной проверки УНПО заинтересованным лицам и другие вопросы.

Кроме того, для осуществления учреждением НПО организации своего самостоятельного управления необходимо распределение бюджетных средств учредителем не только на заработную плату, стипендию, питание обучающихся, но и на иные необходимые образовательному учреждению НПО цели, в частности: содержание зданий, помещений, создание новых лабораторий, мастерских, компьютерных классов и иных подразделений необходимых для образовательного процесса

Учреждениям НПО рекомендуется взаимодействовать с иными образовательными учреждениями, организациями, оказывающими возмездные услуги УНПО, предприятиями — местами прохождения производственного обучения на предприятии и производственной практики, Федеральной службой по труду и занятости, органами государственной власти и органами местного самоуправления, международными образовательными учреждениями и другими организациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  2. Соглашение о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера (заключено 10.12.1948) // Международные нормативно-правовые акты ЮНЕСКО. -М.: Логос, 1993. С.231−239, 594, 633.
  3. Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (заключено в г. Москве 17.01.1997). Российская газета (Экономический союз), 1997. № 22.
  4. Соглашение о сотрудничестве в области образования (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992)// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 5.
  5. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS N 157) (заключена в г. Страсбурге 01.02.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11.
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в г. Риме 10.02.1998) // Дипломатический вестник. 1998. № 3.
  7. Ю.Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области образования (подписан в г. Претории 21.11.2002) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 8.
  8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Ведомости ВС СССР. 1962. N 44.
  9. Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (заключено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 3.
  10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 r. N 17.
  11. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (заключена в г. Париже 10.11.1989) // Международные нормативно-правовые акты ЮНЕСКО. -М.: Логос, 1993. С. 110−117.
  12. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  13. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к
  14. Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Российская газета. 1993. 25 дек.
  15. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в редакции от 30.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51.
  16. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» в редакции от 27.12.2009 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30.
  17. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции от 21.12.2009. Российская газета. 1996. 29 авг.
  18. Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» в редакции от 11.12.2002 N 165-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50.
  19. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в редакции от 23.07.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39.
  20. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» в редакции от 09.02.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.
  21. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 30.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14.
  22. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ в редакции от 27.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2.
  23. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244−1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 24.07.2009 // Ведомости СНДиВСРСФСР. 1991. № 21.
  24. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 17.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52.
  25. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции от 24.07.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48.
  26. Федеральный закон от 07.08.2000 N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в редакции от 17.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33.
  27. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ в редакции от 25.11.2009. Российская газета. 2001. 31 декаб.
  28. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть Первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в редакции от 27.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.
  29. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ в редакции от 17.07.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5.
  30. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть Первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ в редакции от 29.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.
  31. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в редакции от 27.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32.
  32. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции от 18.10.2007 N 230-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 45.
  33. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33.
  34. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» в редакции от 26.06.2007 N 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16.
  35. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в редакции от 23.07.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21.
  36. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195-ФЗ в редакции от 21.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1).
  37. Закон РСФСР от 02.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности» в редакции от 27.12.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6.
  38. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 17.07.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.
  39. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.1991 N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» в редакции от 25.02.2003 N 250 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 31.
  40. Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в редакции от 29.02.2008 N 283 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 15.
  41. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 25.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11.
  42. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 19.01.2010 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20.
  43. Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 12.05.2008 N 724 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 40.
  44. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 25.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 21.
  45. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования 2006−2010 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 37.
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» в редакции от 15.09.2008 N 682 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29.
  47. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 14.
  48. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8.
  49. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» в редакции от 31.03.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25.
  50. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» в редакции от 10.03.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15.
  51. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 41.
  52. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору всфере образования и науки» в редакции от 08.08.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 26.
  53. Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2003 г. № 2 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186−03» в редакции от 30.09.2009. Российская газета. 27 фев. 2003.
  54. Приказ Минсельхозпрода Российской Федерации от 18.12.1997 N 75 «Об утверждении Положения о центральном учебно-методическом кабинете по среднему и начальному профессиональному образованию (ЦУМКЕ)» // СПС Консультант Плюс.
  55. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.1997 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 5.
  56. Нормативно-правовые акты Республики Карелия
  57. Закон Республики Карелия от 29.04.2005 № 874-ЗРК «Об образовании» в редакции от 19.12.2008 // Собрание законодательства Республики Карелия. 2005. № 48.
  58. Указ Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 197 «О Министерстве образования Республики Карелия» в редакции от 05.02.2009 // Собрание законодательства Республики Карелия. 2007. N 12 (Часть И).
  59. Распоряжение Главы Республики Карелия от 12.08.2002 № 150-р «О структуре Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2002. № 8.
  60. Распоряжение Главы Республики Карелия от 05.11.2002 № 335-р «О дополнении структуры Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2002. № 11.
  61. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 08.02.2007 № 36 р-П (вместе с «Концепцией Региональной целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008—2010 годах»)// Собрание законодательства Республики Карелия. 2007. № 2 (Часть И).
  62. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29.03.2006 № 75 р-П «О реорганизации государственных образовательных учреждений
  63. Республики Карелия» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2006. № 3.
  64. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации
  65. Закон города Москвы от 29.06.2005 № 32 «О начальном и среднем профессиональном образовании» в редакции от 22.02.2006 N 12 // Ведомости Московской городской Думы. 2005. № 8.
  66. Закон Московской области от 27.07.2006 N 136/2006−03 «Об образовании» в редакции от 18.04.2008 N 45/2008−03. Ежедневные Новости. Подмосковье. 2006. 3 августа.
  67. Закон Республики Адыгея от 06.01.2000 № 156 «Об образовании» в редакции от 07.06.2007 N 87 // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2000. № 1.
  68. Закон Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1982-ХИ «Об образовании» в редакции от 03.07.2009. Республика Татарстан. 1997. 5 авг.
  69. Закон Нижегородской области от 04.08.2005 № 96−3 «Об утверждении комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006−2010 годы» в редакции от 04.07.2008 N 81−3. Нижегородские новости. 2005. 13 авг.
  70. Закон Вологодской области от 28.01.2005 № 1218−03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» в редакции от 10.02.2008 N 1753−03. Крайний Север. 2005. 29 янв.
  71. Закон Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1147-III «О начальном профессиональном образовании в Республике Бурятия» в редакции от 08.05.2008 N 235-IV // Собрание законодательства Республики Бурятия. 2005 № 4.5.
  72. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.04.2003 № 37-P3 «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Кабардино-Балкарской Республике» в редакции от 30.07.2007 N 62-РЗ. Кабардино-Балкарская правда. 2003. 11 апреля.
  73. Закон Курганской области от 30.06.2000 № 333 «О правовом регулировании в сфере образования на территории Курганской области» в редакции от 03.03.2009 // Новый мир. 2000. № 128.
  74. Постановление Правительства Хабаровского края от 09 июля 2007 г. N 135-пр «Об утверждении Положения о Министерстве образования Хабаровского края» в редакции от 26.06.2008 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2007. N 7 (60).
  75. Постановление Правительства Республики Коми от 03.05.2005 № 115 «О реорганизации некоторых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования» в редакции от1004.2008 N 79. Республика. 2005. 17 мая.
  76. Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 08.06.2004 № 186 «О конкурсе проектов областной целевой программы развития образования Курганской области в 2005—2007 годах» // Новый мир. 2004. № 122.
  77. Нормативные акты органов местного самоуправления
  78. Устав Петрозаводского городского округа 1999 года в редакции Решения Петросовета от 04.03.2008 N XXVI/XVI-228. Петрозаводск (приложение). 1999. 19 ноября.
  79. Недействующие нормативно-правовые акты
  80. Закон РСФСР от 02.12.1990 № 394−1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18.
  81. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1990. № 30.
  82. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 N 650 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8.
  83. А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000. 351 с.
  84. А.Б. Административное право: Учебник. Изд. 5-е, перераб. и доп. / А. Б. Агапов. — Эксмо, 2006. 784 с.
  85. Административное право России: учеб. / JI.JI. Попов, Ю. И. Мигачев, С.В. Тихомиров- отв. Ред. JI.JI. Попов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 688 с.
  86. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, JI.JI. Попова. М.: Юристь, 1999. 726 с.
  87. Административное право Российской Федерации / В. Я. Насонов, В. А. Коныиин, К. С. Петров, В. М. Редкоус. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.
  88. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996. -680 с.
  89. Д.Н. Административное право. М. 1996. 355 с.
  90. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. 275 с.
  91. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М.: НОРМА, 2004. 768 с.
  92. . Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973. 512 с.
  93. П.Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности всоциалистическом обществе. М. 1979. 229 с.
  94. А.В. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 220 с.
  95. .Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 480 с.
  96. Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева, 4.1. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 453с.
  97. Т.А., Дихтяр А. И., Дракина М. Н. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 176 с.
  98. Ю.А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право. Учебник. М.: Эксмо. 2005. 1008 с.
  99. К.И. Административная ответственность в сфере лицензирования // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. д.ю.н., профессор Н. Ю. Хаманевой. М.: Институт государства и права РАН, 2004. 390 с.
  100. К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 318 с.
  101. Е.Б. Общая теория административно-правового спора. Воронеж: Изд-во ВГУ. 2002. 246 с.
  102. А.В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР М.: Юрид. лит., 1967. 175 с.
  103. С.В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М.: Наука, 1987. 152 с.
  104. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т.1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. 727 с.
  105. В.Б. Административно-правовые режимы. М.: Щит-М. 2000.264 с.
  106. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. 740 с.
  107. В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -135 с.
  108. Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. 798 с.
  109. Ю.А. Административное право и процесс: полный курс/ Ю.А. Тихомиров- Гос. Университет Высшая школа экономики. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Тихомиров, 2006. 696 с.
  110. Ю.А. Юридическая коллизия. М.: Манускрипт, 1994.140 с.
  111. , А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Толкачев. Москва: Экзамен, 2003. — 542,1. с.
  112. М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -320 с.
  113. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М. 1997. 48 с.
  114. С.Н. Административное право России (Общая часть): Учеб. пособие / С.Н. Чернов- ПетрГУ. Петрозаводск, 2004. 284 с.
  115. А.В. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000.140 с.
  116. В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001.688 с.
  117. О.А. Государственное унитарное предприятие как субъект публичного права. М. 2008.206 с.
  118. Научные статьи из газет и журналов
  119. М.С. Средства государственного управления образованием // Право и образование. 2004. № 1. С. 134 148.
  120. С. Образовательное законодательство (проблемы кодификации) // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 142−148.
  121. Е., Мотова Г., Наводнов В. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации// Alma Mater. 2004. № 1. С. 25−28.
  122. Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. № 10. С. 121−126.
  123. Т.В. Право человека на образование и его развитие в условиях глобализации // Закон и право. -2004. -№ 3. С. 49−51.
  124. Л.В. Аттестация образовательных учреждений — инструмент управления качеством образования // Школа. 2001. № 1. С. 78−80.
  125. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования// Право и образование. 2004. № 4. С. 130−137.
  126. Н.И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики//Правоведение, 1996, № 1. С. 17−18.
  127. О. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2000. № 1. С. 20−24.
  128. Ю.Право на образование // Законность. 1994. № 9. С. 9−10.11 .Привезенцев В. А. О совершенствовании законодательства в области образования// Право и образование. 2003. № 5. С. 161−174.
  129. Э.Н. К принятию нового кодекса об административных правонарушениях // Вестник ВАС РФ. 2002. № 7. С. 85−90.
  130. В., Петухов Б., Аронов Д. Кодификация законодательства в сфере образования проблемы и перспективы. Alma Mater. 2004 № 10. С. 47−50.
  131. С. А. Аттестация учебных заведений начального профессионального образования // Школа. 2003. № 2. С. 45−48.
  132. Н.Н. Правовое регулирование как фактор развития единого образовательного пространства// Право и образование. 2004. № 1. С. 65−71.
  133. В. Образовательное законодательство: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 3−7.1. Диссертации
  134. B.C. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг. Диссертация на соискание ученой степени д.ю.н. Екатеринбург, 1994.307 с.
  135. М.А. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов Н/Д. 2005. 167 с.
  136. М.А. Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов Н/Д. 2007. 203 с.
  137. Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов Н/Д. 2006. 217 с.
  138. Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. Диссканд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. -187 с.
  139. А.А. Административно-правовое регулирование образования в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.162 с.
  140. Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт. Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Саратов, 1999.165 с.
  141. Н.П. Административно-правовое регулирование в области послевузовского профессионального образования. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2004. 217 с.
  142. Авторефераты диссертаций на соискание ученой степени
  143. Н.А. Особенности нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования города Москвы. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2007. — 29 с.
  144. Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2002. 21 с.
  145. Л.А. Конституционное право на образование советских граждан. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1984. 37 с.
  146. Д.С. Административно-правовые режимы и их роль в государственном управлении. Автореф. диссканд. юрид. наук. М. 2000.24 с.
  147. О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности (правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2004. 34 с.
  148. О.А. Государственное унитарное предприятие как субъект административного права. Автореф. дисс— канд. юрид. наук. -М., 2007. — 24 с.
  149. Анализ моделей систем самоуправления в образовательных учреждениях Самарской области. 30.05.2007. Режим доступа http://www.samara.edu.iTj/portal/vmo/ps2006/vs/selfcontrolreport.doc.
  150. А.В. Проблемы управления образовательным учреждением (организацией) и перспективы их разрешения средствами закона. 09.04.2009. Режим доступа http://www.lexed.ru/pravo/journ/0206/artuhov.doc.
  151. О.В., Захаров А. В., Садохина Н. Е. Понятие и основные виды нарушений права на образование. 15.01.2006. Режим доступа http://tsu.tmb.rU/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek2/2.htm.
  152. Е.В. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования. 25.03.2009. Режим доступа http://www.lexed.ru/pravo/journ/0106/buslov.doc.
  153. Э.В. Организационные правовые аспекты лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. 31.05.2007. Режим доступа http://www.viu-online.ru/science/publ/bulletenl4/pagel4.html.
  154. Государственная аккредитация и аттестация учреждения дополнительного образования детей. 31.05.2007. Режим доступа http://study.crsdod.ru/lections/oet/oetaO/oetaOe.htm.
  155. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 40. 14.06.2007. Режим доступа http://pu-40.narod.ni/l.html.
  156. Директора образовательного учреждения поймали на мошенничестве (Северная Осетия). 15.06.2007. Режим доступа http://www.rambler.ru/news/russia/0/l 199 378. html? tdetail=l.
  157. С.В., Самощенко J1.C. Правовые основы аттестации и аккредитации образовательных учреждений. 24.01.2005. Режим доступа http://image.websib.ru/05/textarticle.htm7481.
  158. Лицензирование образования: зачем? 18.06.2007. Режим доступа http://center.fio.ru/manager/Resources/licen 1 .htm.
  159. Локальные акты образовательного учреждения. 10.04.2009. Режим доступа http://www.gnesin.m/normativy/localacts.html.
  160. С.В. Психолого-педагогические основы деятельности ученического самоуправления и роль Совета лицея в воспитательном процессе (из опыта работы). 30.05.2007. Режим доступа http://pll.irk.ru/sovet.htm.
  161. Официальный сайт Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 13.10.2008. Режим доступа: http://www.arbitr.ru/pract/acprac/
  162. Перечень локальных актов для учреждений начального профессионального образования. 10.04.2009. Режим доступа http://www.mosedu.ru/ru/manager/documents/school/enumeration.php.
  163. Петрозаводский педагогический колледж № 1. 14.06.2007. Режим доступа http://minedu.kareUa.ru/edu/sc
  164. Попечительские советы. 08.04.2009. Режим доступа http://www.websib.ru/education/normbasa/mpopechit.htm.
  165. Примерный порядок создания Попечительского совета образовательного учреждения. 30.05.2007. Режим доступа http://www.nios.ru/io/releases/01/docs/03/03.doc.
  166. Профессиональное училище № 7. 14.0^.2007. Режим доступа http://minedu.kareHa.m/edu/school.php?aid=pet&sid=100&page=partner.html.
  167. Профессиональное училище № 14. 14.06.2007. Режим доступа http://minedu.karelia.ru/edu/school.php?aid=pet&sid=102&page=partner.html.
  168. Профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарск. 14.03.2009. Режим доступаhttp://www.npu 15.iWindex.php?option=comcontent&task==view&id=31 &Itemid=26.
  169. Профессиональный лицей № 12. 14.06.2007. Режим доступа http://minedu.karelia.m/edu/school.php?aid=pet&sid= 101 &page=partner.html.
  170. Профессиональный лицей № 17. 14.06.2007. Режим доступа http://minedu.karelia.ru/edu/school.php?aid=pet&sid= 103 &page=partner.html.
  171. Профессиональный лицей № 51. 14.03.2009. Режим доступа http://www.moscowschool.ru/tku/11 025/index.html.
  172. А.А. Управляющий совет и попечительский совет образовательного учреждения: сходства и отличие. 30.05.2007. Режим доступа http://www.krsk-obr.rU/arhiv/l/123 456/stat/statl2/gou2.
  173. О.Н. Управление учреждением образования в контексте образовательной политики: правовой аспект. 09.04.09. Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/journ/0206/smolin.doc
  174. В.В. Современная система российского законодательства об образовании. 07.04.09. Режим доступа http://www.lexed.ru/pravo/journ/0506/spasskaya.doc.
  175. Стенограмма «круглого стола» Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Общественная аккредитация образовательных учреждений: нормативно-правовой аспект». 29.06.2007. Режим доступа http://www.politgolos.ru/sten2.php?id=4.
  176. Федеральный центр образовательного законодательства. 08.04.2009. Режим доступа: http://lexed.ru/mpravo.
Заполнить форму текущей работой