Диагностический комплекс для контроля цилиндрических изделий методом свободных колебаний
Среди современных методов НК веществ, материалов и изделий, нашедших широкое применение в разных технических приложениях, достойное место занимают акустические методы, включая низкочастотные их разновидности. Одним из низкочастотных акустических методов НК является метод свободных колебаний (МСК). Информативным параметром МСК является изменение параметров свободных колебаний (СК) проверяемого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние вопроса исследований
- 1. 1. Методы неразрушающего контроля
- 1. 1. 1. Применение капиллярных методов контроля
- 1. 1. 2. Радиационный метод контроля
- 1. 1. 3. Применение средств оптико-визуального контроля
- 1. 1. 4. Особенности контроля изделий ультразвуковым методом
- 1. 2. Низкочастотные методы контроля
- 1. 2. 1. Резонансные методы контроля
- 1. 2. 2. Велосиметрический метод контроля
- 1. 2. 3. Импедансный метод контроля
- 1. 3. Виды колебаний, используемых при проведении контроля
- 1. 4. Приборы, реализующие метод свободных колебаний
- 1. 5. Выводы по главе
- 1. 1. Методы неразрушающего контроля
- Глава 2. Определение информативных критериев наличия 43 дефектов методом конечных элементов
- 2. 1. Методы расчета частот колебаний изделий
- 2. 2. Принцип виртуальных перемещений
- 2. 3. Решение алгебраической задачи
- 2. 4. Расчет дефектных и бездефектных стержней
- 2. 5. Расчет осей железнодорожных вагонов
- 2. 6. Расчет частот с различной ориентацией дефекта 57 относительно опоры
- 2. 7. Выводы по главе
- Глава 3. Экспериментальный комплекс для контроля 64 цилиндрических изделий методом свободных колебаний
- 3. 1. Экспериментальный комплекс
- 3. 1. 1. Экспериментальная установка для исследования стержней
- 3. 1. 2. Экспериментальная установка для автоматического 69 контроля осей железнодорожных вагонов
- 3. 2. Оценка погрешности результатов измерений 70 3.2.1. Оценка повторяемости результатов измерений
- 3. 3. Алгоритмы и программы обработки экспериментальных 72 данных
- 3. 3. 1. Численные методы и статистические критерии, 72 используемые в программе анализа спектров
- 3. 3. 2. Описание программного обеспечения контроля 75 цилиндрических изделий МСК
- 3. 3. 2. 1. Описание программы DrSonic
- 3. 3. 2. 2. Описание программы Synthesis — программы 84 моделирования свободных колебаний
- 3. 1. Экспериментальный комплекс
- 3. 4. Классификация контролируемых изделий
- 3. 5. Проверка работоспособности критериев сравнения 88 спектров
- 3. 6. Выводы по главе
- 4. 1. Оценка повторяемости результатов измерений
- 4. 2. Исследование влияния дефектов на изменение параметров 95 сравнения спектров
- 4. 2. 1. Поперечный дефект в центре стержня
- 4. 2. 2. Исследование влияния ориентации дефекта на изменение 99 параметров сравнения спектров
- 4. 3. Обнаружение дефектов в заготовках лопаток компрессора 101 газотурбинных двигателей
- 4. 4. Исследование осей колесных пар железнодорожных 108 вагонов
- 4. 5. Определение оптимальной точки нанесения удара
- 4. 6. Изменение спектров одной оси при разных граничных 111 условиях опирания
- 4. 7. Определение изменения спектров при увеличении силы 113 удара
- 4. 8. Определение требований к точности позиционирования оси 114 на измерительной позиции
- 4. 9. Исследование оси с увеличением дефекта
- 4. 10. Заводской измерительный стенд
- 4. 11. Результаты заводских испытаний работы стенда
- 4. 12. Методика оценки качества принимаемых сигналов
- 4. 13. Формирование начального амплитудного спектра с учетом 127 параметров затухания
- 4. 13. 1. Различия «обычных» и начальных амплитудных спектров 129 при формировании эталонов
- 4. 13. 2. Различия «обычных» и начальных амплитудных спектров 136 при контроле изделий
- 4. 13. 3. Анализ чувствительности к дефектам «обычных» и 139 начальных амплитудных спектров
- 4. 13. 4. Контроль заготовок длиной 119 мм 141
Диагностический комплекс для контроля цилиндрических изделий методом свободных колебаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высокая надежность оборудования и длительный срок его службы достигаются путём применения различных методов неразрушающего контроля (НК) на всех этапах жизненного цикла — при производстве, эксплуатации и ремонте — всех составляющих этого оборудования. Поэтому являются актуальными научные исследования, направленные на совершенствование различных методов НК и расширение области их применения.
Среди современных методов НК веществ, материалов и изделий, нашедших широкое применение в разных технических приложениях, достойное место занимают акустические методы, включая низкочастотные их разновидности. Одним из низкочастотных акустических методов НК является метод свободных колебаний (МСК). Информативным параметром МСК является изменение параметров свободных колебаний (СК) проверяемого изделия при наличии в нём дефекта. В современных реализациях МСК наибольшую информацию удаётся извлечь при измерении различий спектров проверяемого и эталонного изделий. Перечень диагностических признаков, дающих численную меру названных различий, достаточно широк. В основном они тем или иным способом определяют изменение спектра колебаний.
Возрастающие требования к надежности определения дефектов, большое разнообразие изделий сложной формы предполагают совершенствование методов обработки сигналов, использование таких перспективных методов получения диагностической информации, как спектральный анализ и статистическое распознавание состояний с применением новых компьютерных технологий.
Обзор публикаций показал, что актуальны вопросы контроля заготовок лопаток ГТУ, осей железнодорожных вагонов, штанг насосных установок нефтяных скважин, поршней двигателей внутреннего сгорания, прутков и т. д. В диссертационной работе решается задача развития метода свободных колебаний применительно к контролю цилиндрических изделий по параметрам колебаний, на основе численных и экспериментальных исследований.
Объектом исследования являются колебания цилиндрических изделий.
Предметом исследования являются дефекты (типа «трещина») в цилиндрических изделиях, возникающие на разных стадиях производства и эксплуатации.
Цель исследования — разработка автоматизированного диагностического комплекса и методики контроля цилиндрических изделий по параметрам колебаний на основе конечноэлементного моделирования и статистических критериев сравнения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Общей задачей является теоретическое обоснование, разработка и создание оригинального диагностического комплекса для контроля технического состояния цилиндрических изделий по параметрам колебаний на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований.
Для этого необходимо решить следующие частные задачи:
1.Провести теоретические исследования влияния дефектов на частоты колебаний стержней и установить связь между наличием дефекта в стержне и изменением его частотных характеристик.
2.Определить информативные критерии, позволяющие обнаруживать дефекты в стержне по анализу спектра частот собственных колебаний.
3.Разработать компьютерную программу анализа экспериментальных данных для обнаружения дефектов в стержне по параметрам собственных колебаний, позволяющую проводить контроль изделий в автоматическом режиме.
4.Разработать экспериментальные установки и провести исследования параметров собственных колебаний цилиндрических изделий в лабораторных и промышленных условиях.
5.Разработать методику и устройство для контроля цилиндрических изделий методом свободных колебаний.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа содержит 180 е., из них 20 страниц приложений. В диссертации 98 рисунков и 21 таблиц. Библиографический список включает 132 наименования.
Во введении рассмотрена актуальность работы и дана краткая её характеристика.
В первой главе проводится анализ существующих методов обнаружения дефектов, приведена классификация акустических методов контроля. Рассмотрены низкочастотные акустические методы, к которым относятся: велосиметрический, импедансный, резонансный, метод свободных колебаний. Сделан вывод, что наиболее эффективные современные средства диагностики, как стационарные, так и переносные, строятся на базе компьютерной техники и технологии. Именно эти средства позволяют использовать все возможности таких методов получения информации как спектральный анализ и статистическое распознавание состояний.
Анализ уровня развития и применения низкочастотных акустических методов контроля позволил определить цель и задачи исследования.
Во второй главе излагается метод конечных элементов в приложении к исследованию частот колебаний стержней при наличии в них дефектов различных размеров и местоположения.
Основой математической модели исследования колебаний цилиндрических изделий являются вариационные уравнения движения трехмерного континуума, полученные из принципа виртуальных перемещений и принципа Даламбера. Расчеты проводились при помощи оригинального программного обеспечения, созданного в Приволжском (Казанском) федеральном университете под руководством проф. А. И. Голованова. Исследовались цилиндрические стержни и оси железнодорожных вагонов, установленные на специальные опоры. Задача состояла в определении сдвига частот при наличии трещин в изделии в поперечном направлении. Дефекты имитировались как разрезы различной формы со свободными краями, плоскости которых совпадают с плоскостями конечных элементов.
В результате проведения численного анализа определено влияние различного рода дефектов на частоты и формы колебаний:
Полученные результаты сведены в таблицы.
Третья глава посвящена выбору и описанию диагностических признаков наличия дефектов в изделиях, моделированию результатов расчетов, разработке решающего правила сортировки изделий по классам «годен-брак». Решение о состоянии изделия принимается в результате сравнения амплитудных спектров с эталонным по ряду критериев. Формирование спектров проводится алгоритмом быстрого преобразования Фурье.
При анализе учитываются частоты локальных максимумов амплитуды (для этого амплитуда на хотя бы двух соседних — слева и справа — частотах должна быть меньше амплитуды на данной частоте).
Для классификации объектов «годный» или «дефектный» по всем выбранным параметрам строятся доверительные интервалы.
По результатам исследований разработан диагностический комплекс, проведена оценка повторяемости результатов экспериментов, определена ошибка результатов измерений параметров колебаний, проверено соответствие результатов математического моделирования и данных экспериментов.
Подводя итог проведенным в этой главе исследованиям, можно сделать вывод, что выбранные критерии сравнения спектров могут быть использованы для обнаружения дефектов в конструкциях по параметрам их колебаний.
В четвертой главе разработана методика контроля методом свободных колебаний цилиндрических изделий.
Для достоверности проведения экспериментальных измерений необходима однообразная укладка исследуемого изделия на измерительный стенд, неизменны точка приложения возбуждающей силы и сама возбуждающая сила. Соблюдение этих требований реализовано в конструктивных особенностях экспериментальных установок и применении специальных приспособлений для контроля проведения экспериментов.
С целью определения соответствия результатов математического моделирования и экспериментальных данных, были проведены эксперименты по определению собственных частот колебаний дефектных и бездефектных стержней.
В результате проведенных работ, создан стенд и методика для контроля осей на Горьковской железной дороге в технологическом цикле изготовления колесных пар по технологии «новые колеса-старые оси».
Научная новизна:
1. Проведены численные расчеты частот собственных колебаний стержней с дефектом типа трещина и без дефекта. Определено влияние дефектов на изменение частот колебаний стержней при разных размерах и положениях дефектов.
2. Впервые определены статистические и информативные критерии, позволяющие обнаруживать наличие дефекта, его размер и положение в цилиндрическом изделии по анализу частот собственных колебаний.
3. Разработаны экспериментальные установки и получены новые экспериментальные данные по обнаружению дефектов в цилиндрических изделиях.
4. На основе теоретических и экспериментальных исследований создан диагностический комплекс, позволяющий проводить контроль технического состояния цилиндрических изделий.
Практическая значимость.
1,Опеределены закономерности изменения частот колебаний цилиндрических изделий в зависимости от наличия, положения, размера и ориентации дефекта.
2.На основе теоретических и экспериментальных исследований создан автоматизированный диагностический комплекс для контроля цилиндрических изделий методом свободных колебаний.
На защиту выносятся:
1. Результаты исследований влияния дефектов на частоты колебаний цилиндрических изделий, зависимость изменений частот колебаний от наличия дефектов.
2. Информативные критерии для обнаружения дефектов по анализу частот собственных колебаний цилиндрических изделий.
3.Алгоритм обнаружения дефектов в цилиндрических изделиях по частотам их собственных колебаний, позволяющий проводить контроль в автоматическом режиме.
4. Разработанные установки и результаты экспериментальных исследований параметров колебаний цилиндрических изделий.
5. Методика и диагностический комплекс для контроля технического состояния и обнаружения дефектов типа «трещина» в цилиндрических изделиях методом свободных колебаний.
Достоверность теоретических результатов и выводов диссертации обеспечены применением общепринятых методов для расчетов параметров колебаний конструкций. Теоретические результаты согласуются с соответствующими экспериментальными данными. Достоверность новых экспериментальных данных, полученных при исследовании дефектных и бездефектных изделий, обеспечивается применением аттестованных измерительных средств и апробированных экспериментальных методик, анализом погрешности и воспроизводимостью результатов измерений.
Апробация работы. Основные положения работы, научные и практические результаты докладывались, обсуждались и были одобрены на вузовских, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных конференциях в том числе: «Современные проблемы аэрокосмической науки и техники» (г. Жуковский, ЦАГИ, 2000 г.), «Прогнозирование надежности и долговечности конструкций» (СЛетербург, СПГТУ, 2001 г, 2003 г.), УП, IX, XI международной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, и экономики» (Москва-Сочи, 2004, 2006, 2009 гг.), Всероссийских межвузовских научно-технических конференциях, «Электромеханические и внутрикамерные процессы в энергетических установках, струйная акустика и диагностика, приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий» (Казань, КВВКУ, 19 962 000, 2003, 2007, 2011 гг.), научно-технических советах Горьковской железной дороги, филиале ОАО «Российские железные дороги», семинарах физического факультета КГУ, неоднократно на конференциях и семинарах КВАКУ, КГЭУ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ. Из них 3 статьи в журналах из перечня ВАК, 2 свидетельства о регистрации программы для ЭВМ, 7 материалов трудов конференций.
Личный вклад автора. Автор принимал непосредственное участие в разработке алгоритма анализа сигналов, в создании программного обеспечения для анализа данных, разработке и изготовлении измерительного комплекса, проводил все измерения, первичную и статистическую обработку, и анализ экспериментальных данных.
Реализация работы. Разработанный комплекс и методики контроля внедрены на «Горьковской железной дороге», филиале ОАО «Российские железные дороги» при контроле осей железнодорожных вагонов, Казанском моторостроительном производственном объединении, при контроле заготовок лопаток газотурбинных двигателей. и.
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЙ.
Контроль технического состояния материалов, машин и оборудования является естественным путем повышения качества продукции и снижения эксплуатационных расходов.
За рубежом при создании нового ответственного оборудования многие производители уже на протяжении ряда лет комплектуют его системами мониторинга и диагностики: достаточно часто объединяя их функционально с системами автоматического управления. Это позволило одной из ведущих фирм в производстве средств коммуникаций «Motorolla» «внедрить стратегию шести сигм: не более 4 браков на 1 млн. изделий «. Одно только количество участников в американском обществе неразрушающего контроля (ASNT) — 500 предприятий и фирм США, Австралии, Японии, Канады, говорит о том внимании, какое уделяется технической диагностике (ТД) и неразрушающему контролю (НК) развитыми странами в мире [1].
На эксплуатируемом оборудовании в России до сих пор работа по внедрению систем контроля, даже без функционального объединения их с системами автоматики, ведется крайне слабо, «нет интегративных специалистов по всем видам НК и ТД. [2].
В системе РЖД всего 15 тысяч дефектоскопистов [2], а процент аттестованных специалистов по видам контроля в отраслях промышленности крайне низок: визуальный контроль — 72.4%, ультразвуковой — 34.9%, вибродиагностика — 3.2% [3].
И это несмотря на то, что использование нового поколения систем диагностики не требует серьезных капитальных вложений и окупается в кратчайшие сроки.
Ведущий специалист в области диагностики, президент РОНКТД, академик РАН Клюев В. В. отмечает: «в августе 2009 г авария самой большой и мощной гидроэлектростанции в мире, пропавший сухогруз «Arktic Sea «, трагедия с «Русскими витязями»: почему это происходит? Есть ответ: нет совершенной технической диагностики и неразрушающего контроля качества.
По масштабам потерь от чрезвычайных ситуаций из-за крайней изношенности (до 80%) оборудования, техническая безопасность требует постоянной диагностики остаточного ресурса и оценки риска эксплуатации (составление банка и базы данных дефектов, аварий наблюдаемых объектов и связи их). Наиболее опасные дефекты в промышленности и строительстве: коррозия, износ, усталость материалов, потери от которых в США и России более 100 млрд $, всё это будет увеличиваться [4].
В настоящее время методы обслуживания машин и механизмов принято подразделять в общем случае на три вида:
Первый вид — обслуживание оборудования после выхода его из строя.
В этом случае машины и оборудование эксплуатируются до выхода их из строя (рис. 1.1) [5]. В основном, это касается дешёвого вспомогательного оборудования при наличии его резервирования, когда замена оборудования дешевле, чем затраты на его ремонт и обслуживание.
В отсутствии резервирования на время ремонта производственный процесс приходиться останавливать. Часто, при эксплуатации оборудования до выхода его из строя, проводятся дополнительно еще и периодические его обследования, что позволяет снижать время ремонта (см. нижний график рис. 1.1) за счет возможности определить в первом приближении время, когда машина может выйти из строя, и своевременно обеспечить обслуживающий персонал запасными частями, имея возможность оценить, какие запасные части могут в этом случае понадобиться.
Поломка.
Производственный процесс Производственный процесс.
Время.
1 Техническое обслуживание / ремонт Поломка.
Производственный процесс Производственный процесс.
1 1 1 1 1 1 1 1 Л.Время.
Периодические измерения.
Техническое обслуживание / ремонт.
Рис. 1.1. Обслуживание оборудования после выхода его из строя.
Второй вид обслуживания — обслуживание оборудования по регламенту.
В этом случае обслуживание производится в соответствии с рекомендациями завода изготовителя через определенные промежутки времени, например, еженедельно или раз в месяц, независимо от технического состояния оборудования. Такой вид обслуживания обычно называется планово-профилактическим. Если периодичность обслуживания определяется методами статистического анализа, то, в соответствии с регламентирующими документами, период между обслуживаньями обычно составляет время, в течение которого не менее 98% оборудования работает без отказов. При обслуживании по регламенту, казалось бы, не теряется, по крайней мере, возможность воспользоваться гарантией завода изготовителя. Но оказывается, что не менее 50% из числа всех технических обслуживаний по регламенту выполняются без фактической их необходимости (Р/РМ.
Technology magazine, 98). Кроме того, для многих машин обслуживание и ремонт по регламенту не снижает частоту выхода их из строя (рис. 1.2) [6].
Более того, надежность работы машин и оборудования после технического обслуживания, если обслуживание предусматривает разборку механизма или замену деталей, часто снижается, иногда временно, до момента их приработки, а иногда это снижение надежности обусловлено появлением отсутствовавших до обслуживания дефектов монтажа. Исследования показали, что порядка 70% дефектов вызвано обслуживанием машин и оборудования [7].
Третий вид обслуживания — обслуживание по фактическому техническому состоянию.
При этом виде обслуживания состояние машин и механизмов контролируется или периодически (при отсутствии дефектов), или в зависимости от результатов диагноза и прогноза технического состояния (см. рис. 1.3). Проведение технического обслуживания в этом случае производится только тогда, когда это необходимо в связи с наступлением высокой вероятности отказа оборудования. Тем самым, не нарушается работа исправного механизма из-за вмешательства человека.
Обслуживание оборудования по фактическому состоянию.
А Уровень механических колебаний.
Поломка.
Техническое обслуживание.
Время.
Техническое обслуживание.
Рис. 1.3. Обслуживание оборудования по техническому состоянию.
Сравнительный анализ различных методов обслуживания оборудования роторного типа по данным Ассоциации Открытых Систем Управления Информацией о Состоянии Машин «MIMOSA», показал, что удельные затраты на техобслуживание в энергетическом секторе США составили в 1998 г.
• $ 18 на л.с. — при работе оборудования до выхода из строя.
• $ 13 на л.с. — при обслуживании по регламенту.
• $ 9 на л.с. — при обслуживании по техническому состоянию. Аналогичные результаты получены и в России, например, при переходе на техническое обслуживание по фактическому состоянию в одном только депо Московка, Западно-Сибирской железной дороги, получен экономический эффект в 1.5 млрд. рублей [8].
Результаты, полученные в России и за рубежом, близки, как с точки зрения коэффициента окупаемости — в 10 раз ($ 25.000 к $ 250.000, и 105 млн руб. к 1,5 млрд руб.), так и с точки зрения сбережения трудовых ресурсов (снижение количества необходимых обслуживаний с 274 до 14 в Европе и с 216 до 17 в России).
Из приведенных данных следует, что наиболее экономически выгодна эксплуатация оборудования по техническому состоянию. Эксплуатация оборудования по техническому состоянию предполагает широкое использование средств и методов неразрушающего контроля, следовательно, разработка эффективных методов неразрушающего контроля является важной задачей.
Все дефекты, подлежащие выявлению при НК, можно разделить на две основные группы [9]:
— производственно — технологические;
— эксплуатационные.
Производственно — технологические дефекты возникают при плавке и литье, при прокате и ковке, при соединении металлов, т. е. сварке, пайке, склеивании, при термической и электрохимической обработке [10]. Эксплуатационные дефекты образуются после некоторой наработки изделий. Их можно разделить на две основные подгруппы: трещины различного происхождения и коррозионные поражения [11].
Проблемы выявления производственно — технологических дефектов, а также эксплуатационных дефектов в виде трещин, занимают значительное место в практике неразрушающего контроля.
Заключение
.
1. Основным научным результатом является применение к неразрушающему контролю стержней современных достижений в области механики деформируемого твердого тела, помехоустойчивых методов анализа экспериментальных данных, критериев параметрической и непараметрической статистики.
Для определения частотного спектра колебаний изделий с дефектами, в отличие от известных аналитических методов, использован метод конечных элементов. Использование метода конечных элементов позволяет моделировать дефекты в изделиях произвольных размеров и местоположения. Такое моделирование ускоряет разработку методов обнаружения дефектов, изделий, по параметрам собственных колебаний и исключает необходимость изготовления большого количества дорогостоящих эталонных образцов для отработки методики контроля конкретных изделий.
2. Установлено, что для объективной оценки наличия дефекта в изделии, могут служить следующие параметрические и непараметрические критерии сравнения спектров: статистика амплитуд, коэффициент корреляции, корреляция Спирмена, статистика знаков Фишера, статистика знаковых рангов Вилкоксона, ранговая сумма Вилкоксона.
3. Предложен и научно обоснован алгоритм разбраковки изделий по параметрам собственных колебаний с использованием выбранных статистических критериев.
4. Основным практическим результатом является разработка диагностического комплекса для контроля технического состояния стержней. Разработан и изготовлен стенд для контроля технического состояния осей по параметрам собственных колебаний.
5. Работоспособность алгоритма разбраковки изделий, программного обеспечения и достоверность получаемых при их использовании результатов, проверена в лабораторных и цеховых условиях.
Таким образом, все задачи, поставленные в диссертационной работе, решены. Цель диссертации достигнута.
Список литературы
- Абдулаев И.М., Козлов К. Ю. Особенности вибрационного контроля и диагностики технического состояния электромеханических устройств при эксплуатации и изготовлении.// 2006 Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. № 7.
- КоноваловН.Н., Михалев B.C. Развитие нормативно-методической базы неразрушающего контроля на опасных производственных объектах // Безопасность труда в промышленности.- 2008. № 1.- С. 17−19.
- Кочеткова О.Н. ,. Харитонов C. JI Аттестация в области неразрушающего контроля // Там же. 2008. № 10.- С. 10−14.
- Клюев В.В. Глобализация неразрушающего контроля и технической диагностики // Стандарты и качество. 2010. — № 2. — С. 42−44.
- Баркова A.B. Современное состояние виброакустической диагностки машин, http:// www.wibrotec.com.
- Баркова A.B. Возможности нового поколения систем мониторинга и диагностики // Металлург, № 11,12, 1998 г.
- Р/РМ Technology magazine, Apr 98.
- Клюев B.B. Научно-технический прогресс и диагностика // Приборы и системы управления. 1989. № 5. С. 5 6.
- Клюев. В. В. Технические средства диагностирования: Справочное пособие //под ред. Клюева B.B. М.: Машиностроение, 1989, -672 с.
- Цюренко. В. Н. Эксплуатационная надежность колесных пар грузовых вагонов // Железнодорожный транспорт № 3, 2002.
- Защук И.В. Электроника и акустические методы испытания строительных материалов. // М: Высшая школа, 1968.
- Берг О.Я. Физические основы теории прочности бетона и железобетона. //Госстройиздат, 1961.
- Защук И.В. Новые методы испытаний дорожных материалов и сооружений без разрушения.// М.: Автотрансиздат, 1962.
- Осмотр заклепок фланца подвода топлива 18.303.009 камеры сгорания (НК-08). // Методика МТ-0186−82.
- В.А. Степанов Акустический контроль качества металлов. // Под.ред. В. А. Степанова.- М.: Машиностроение, 1984, 259 с.
- Баранов В.М. Акустические измерения в ядерной энергетике. //М.: Энергоатомиздат, 1990.-320 с.
- Заключение-7592 ПАП/103 // ГОСНИИГА, 1992.
- Ультразвуковой контроль корпуса камеры сгорания в эксплуатации (НК-8−2У). //Методика МТ-0318−86.
- Наговицин. B.C. Неразрушающий контроль и направления его развития // Железнодорожный транспорт № 3, 2002.
- Ультразвуковой контроль материалов. Справочное изд. И. Крауткремер, Г. Крауткремер // Пер. с нем. М.: Металлургия, 1991. — 752 с.
- Лабораторный практикум по металлографии и физическим свойствам металлов и сплавов // под ред. проф. Лившица Б. Г. М: Металлургия, 1966, 248 с.
- Кычкин В.И., Севастьянов В. В., Якимов С. В. Способ контроля технического состояния изделий из композиционных материалов. Патент 2 037 819, 19.06.95. Бюл. № 17.
- Старцев О.В., Мелетов В. П., Вапиров Ю. М. Крутильный маятник для измерения вязкоупругих свойств материалов. Авт. Свид. № 1 221 542, Бюлл. Изобр. 1986, № 12, с. 199
- Николаев В.А., Шуваев В. Г., Папшев В. А. Способ контроля качества сборки деталей. A.c. 1 793 366, 07.02.93. Бюл. № 5.
- Старцев О.В., Кирицев П. Н., Мелетов В. П. Колебательная система крутильного маятника для определения вязкоупругих свойств материалов. Авт. Свид. № 1 099 236, Бюлл. Изобр. 1984, № 23, с. 140
- Потапов А.И., Михейкин С. С., Ильичев С. М., Красников Р. П., Концевич А. И. Устройство для контроля целостности строительных изделий. A.c. 1 527 575, 07.12.89. Бюл. № 45.
- Старцев О.В., Вапиров Ю. М., Кирицев П. Н., Мелетов В. П. Колебательная система крутильного маятника для определения вязкоупругих свойств материалов. Авт. Свид. № 1 045 070, Бюл. Изобр. 1983, № 36, с. 162
- Швеев В.И., Тесля A.C., Василевич O.A., Кандауров Ю. Н. Способ обнаружения дефекта механического оборудования. A.c. 163 351, 07.03.91. Бюл .№ 9.
- Перепечко И.И., Старцев О. В., Мирзакаримов A.A. Акустическая спектроскопия полимеров // Пластические массы, 1973, № 4, с.71−73
- Старцев О.В., Перепечко И. И. Исследование вязкоупругих свойств полимеров при низких температурах методом свободных крутильных колебаний//В сб. «Свойства и применение полимерных материалов при низких температурах», Якутск, 1977, с. 210−217
- Старцев О.В. Исследование молекулярной подвижности и структуры некоторых аморфных и кристаллических полимеров методом свободных крутильных колебаний//Автореферат кандидатской дисс., Москва, 1975 г.
- Перепечко И.И., Старцев О. В. Акустические свойства и структура аморфных полимеров//Акустич. журн., 1976, т.22. № 5, с. 749−754
- Перепечко И.И., Старцев О. В., Суслопаров А. З. Пластмассы. Определение динамического модуля сдвига и тангенса угла механических потерь методом свободных крутильных колебаний ГОСТ 20 812–75
- Основные факторы влияющие на погрешность ультразвуковой дефектометрии // Дефектоскопия 1991, № 5 — с.3−33.
- Голубев A.C., Добротин Д. Д., Паврос С. К. Влияние шероховатости поверхности изделия на флюктуацию амплитуд регистрируемых сигналов при имерсионном контроле теневым методом //Дефектоскопия 1982 № 4 -с.51−56.
- Райхман А.З. Ультразвуковая дефектоскопия сварных соединений энергетических установок: // Докт. дис. М: ЦНИИТНМАШ, 1978. 288 с.
- Шербинский В.Г., Алешин Н. П. Ульразвуковой контроль сварных соединений. // М.: Стройиздат, 1989, -320 с.
- Хинсли Дж. Методы испытаний материалов без разрушения . //Пер. с англ. -М: Металлургия, 1962.
- Кулик A.A. Потери ультразвука на границах ввода и приема при контактно дефектоскопии металлов // Дефектоскопия 1973, № 1 — с.13−18.
- Шербинский В.Г. Исследование динамического акустического контакта при ультразвуковом контроле // Дефектоскопия 1967, № 2 — с. 13−18.
- Пасси Г. С. Исследование стабильности акустического контакта при контроле прямым преобразователем // Дефектоскопия -1988, № 3 с.69−78.
- Щербинский В.Г. Исследование надежности ультразвукового контроля в зависимости от качества акустического контакта // Дефектоскопия 1971, № 2- с.88−93.
- Крамаренко Г. К., Мельканович А. Ф., Гринберг O.A. Влияние обработки поверхности изделий на ультразвуковой контроль прямым искателем в контактном варианте // Дефектоскопия 1973, № 3 — с. 16−24.
- Осмотр наружных карманов камеры сгорания эндоскопами Н-200 и УСП-8М. Методика МТ-0179−82.
- Осмотр внутренних и наружных колец плиты 86.3331.001−1 камеры сгорания (НК-86) в эксплуатации. Методика МТ-0180−82.
- Осмотр зоны сварного шва штуцера подвода топлива к камере сгорания в эксплуатации (НК-8). Методика МТ-0038−73.
- Осмотр карманов камеры сгорания оптическими приборами Н-200 и УСП-8М. Методика МТ-0154−81.
- Крауткремер И., Крауткремер Г. Ультразвуковой контроль материалов // Справочное изд. Пер. с нем. М.'.Металлургия, 1991. 752 с.
- Алешин Н.П., Белый В. Е., Велишкин А. Х. Методы акустического контроля металлов. // М.: Машиностроение, 1989. 456 с.
- Ермолов И.Н., Алешин Н. П., Потапов А. И. Неразрушающий контроль. кн.2. Акустические методы контроля. Под ред. проф. Сухорукова. М: // Высшая школа, 1991.
- Кондратьев А.Е., Кочергин A.B., Ягофаров О. Х. К вопросу контроля макроструктуры заготовок турбинных лопаток, полученных методом направленной кристаллизации. // Известия ВУЗов. Авиационная техника. № 1.-Казань, 1998 г.
- Гершберг М.В., Ильюшин С. В., Смирнов В. М. Неразрушающие методы контроля судостроительных стеклопластиков. ПЛ.?Судостроение, 1971. 200 с.
- Скучик Е. Простые и сложные колебательные системы. // М.: Мир, 1971. 557 с.
- Ланге Ю.В., Рябцев Г. И., Устинов Е. Г. Акустический импедансный дефектоскоп АД-40И // Неразрушающий контроль и диагностика: Труды НИКИМП. М., 1980. С.66−73.
- Нешпор B.C., Зайцев Г. П., Славина Л. Я. и др. Физико-механические характеристики высокотвердых поликристаллических материалов // Огеупоры, 1995, № 9.
- Нешпор B.C., Зайцев Г. П., Славина Л. Я. и др. Физико-механические характеристики высокотвердых поликристаллических материалов // Огеупоры, 1995, № 9.
- Ланге Ю.В.А.С. 161 564 СССР
- Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий: // Справочник: В 2 ч. 4.2 / Под ред. В. В. Клюева. М.: Машиностроение, 1986, 352 с.
- Ланге Ю.В., Филимонов С. А., Шишкина Н. В. и др. Дефектоскоп УВФД-1 для контроля многослойных конструкций и изделий из неметаллов // Дефектоскопия. 1965. № 6. С. 61−68.
- Лушников Г. А., Гаревских A.C. Неразрушающий контроль качества углеродных материалов. // М.: Металургия, 1976. 48 с.
- Шкуратник В.Л., Ямщиков B.C., Ермолин A.A. Акустический способ контроля качества изделий. // A.c. 1 603 291, 30.10.90. Бюл № 40.
- Балицкий Ф.Я., Иванова М. А., Соколова А. Г., Хомяков Е. И. Виброакустическая диагностика зарождающихся дефектов // М: 1984, 120 с.
- Мак-Мастера Р Неразрушающие испытания. Кн.2. Пер. с англ. под ред. // М:. Энергия, 1965.
- Мурашов В.В. A.c. 437 010 СССР
- Ланге Ю.В., Устинов Е. Г. Низкочастотный акустический дефектоскоп АД-60С // Дефектоскопия. 1982. № 1. С.12−15.
- Ившин И. В. Разработка нового виброакустического способа определения технического состояния изделий сложной формы с использованием результатов численного моделирования. // Журнал «Вестник КГТУ (КХТИ»)№ 2 .Казань :КГТУ, 2009.С.125−129.
- Ившин И. В Разработка новых низкочастотных виброакустических методов контроля технического состояния деталей, узлов и механизмов вооружения и военной техники.//Научное издание. Казань:КВВИУ.2009.170 с.
- Гаврилов В.А., Ившин И. В., Кочергин A.B., Сабиров А. Р. Применение методов вынужденных колебаний для диагностики рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя. // Журнал «Известия вузов. Авиационная техника"№З.Казань№ 3:КГТУ им. Туполева, 2007. С80−84.
- Ившин И.В. Информационно-измерительная система контроля технического состояния рабочих лопаток турбины авиационных газотурбинных двигателей. // Журнал «Вестник КГТУ (КАИ»)№З.Казань:КГТУ им. Туполева., 2009.С.122−125.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Изменение диагностических признаков в зависимости от идентичности и способа возбуждения колебаний // Сб. тез. докл. XIIНТС, Казань, КФВАУ, 2000, с. 166.
- Ваньков Ю.В., Ившин И. В., Кочергин A.B. Способ контроля дефектности изделий. 05.98, Бюл. № 14, патент № 211 485.
- Ваньков Ю. В, Казаков Р. Б. Численный анализ взаимодействия оснастки дефектоскопа с контролируемой конструкцией. // Проблемы энергетики, 2003, № 5−6, с. 108−114
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Диагностический комплекс для обнаружения дефектов по параметрам колебаний изделий. // Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 2003, № 12.
- Абдюшев А. Х, Ваньков Ю. В., Казаков Р. Б. Численный анализ эффективности прибора для акустической диагностики дефектов сварныхшвов летательного аппарата // Казань, КГТУ им. А. Н. Туполева Сб. межд.конф. «Экраноплан-96», 1996 г., с. 100−101.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р.Б, Яковлева Э. Р. Собственные частоты изделия как информативный признак наличия дефектов // С-Петербург. Техническая акустика, http://webcenter.ru/~eeaa/ejta2003, 5.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Диагностика зон выреза летательного аппарата. // Сб. тез. докл. IX НТС, Казань, КВАКНУ, 1997, с. 70.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Оперативный контроля сварных швов тонкостенных конструкций // Сб. тез. докл. X НТС, Казань, КВАКНУ, 1998, с. 134.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Метод локальных свободных колебаний при контроле изделий разной толщины. // Сб. тез. докл. X НТС, Казань, КВАКНУ, 1998, с. 135.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Дефектоскоп для контроля тонкостенных конструкций. // Сб. тез. докл. XI НТС, Казань, КВАКНУ, 1999, с. 91.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б., Голованов А.И, Первухин Д. Н. Неразрушающий контроль оси грузового вагона методом свободных колебаний // Казань, КФВАУ, Отчет по НИР № 280, 2001 г., 60 с.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б., Голованов А.И, Первухин Д. Н. Неразрушающий контроль колес грузового вагона методом собственных частот.// Казань, КФВАУ, Отчет по НИР № 281, 2002 г., 90 с.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Контроль изделий из ПКМ низкочастотным акустическим методом // Тез. межд. конф. Современные проблемы аэрокосмической науки, Жуковский, ЦАГИ, 2000 г
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Некоторые аспекты математического обеспечения диагностики тонкостенных элементов конструкций, узлов и агрегатов летательных аппаратов. // Казань, КО РАН, сб.докл. Межд.конф. по матем. моделированию, 1997, с. 100−103.
- Ваньков Ю.В., Первухин Д. Н. Диагностика сварных швов корпуса камеры сгорания ГТД методом свободных колебаний. // Сб. науч. техн. статей. Казань, КВВКИУ РВ, 1993, с. 39−40.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Анализ временных рядов при дефектоскопии композитных материалов //Сб. тез. докл. XI НТС, Казань, КВАКНУ, 1999, с. 91.
- Ваньков Ю.В., Казаков Р. Б. Диагностика лопасти вертолета из ПКМ методом колебаний. //Н. Новгород, НФ ИМАШ РАН, сб. межд. конф., 2000 г, с. 25.
- Мисевич П.В. Сценарно-ситуационный подход к проектированию средств интеллектуальной поддержки процесса функционирования автоматизированных систем // Системы управления и информационные технологии. 2007. № 2.1(28) С 166−171.
- Мисевич П. В Использование логистического подхода к вопросу построения процедур выделения и преодоления аварийных ситуаций в атоматизированных системах.// Системы управления и информационные технологии.2006.№ 4.2(26).С256−261.
- Мисевич П. В Применение рабочей технологической модели для проектирования и сопровождения автоматизированных систем.// Системы управления и информационные технологии.2007.№ 1.2(27).С248−253.
- Мисевич П. В Модели этапов проектирования средств интеллектуальной поддержки функционирования автоматизированной системы.// Системы управления и информационные технологии.2007.№ 2(28).С57- 62.
- Мисевич П. В Построение агента сбора статистики о реализациях типового сценария автоматизированной системы // Системы управления и информационные технологии.2008.№ 3.1 (ЗЗ).С 179−184.
- Мисевич П. В. Системы мониторинга на базе мобильных интеллектуальных датчиков.// Датчики и системы.2008,5 С24−26.
- Мисевич П. В Мультиагентный подход к вопросам построения автоматизированных систем //Информационные системы и технологии. ИСТ-2008 :тр.междунар.конф.НГТУ.-Н.Новгород, 2007.С.187
- Барков A.B., Баркова H.A., Азовцев А. Ю. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации.// С. Пб, Изд. АО В ACT, 1997 г.
- Соколова А.Г. Методы и средства акустической диагностики машин // Акустика в промышленности: 1 сессия Российского акустического общества. -М.: 1992.-c.9−18.
- Застрогин Ю.Ф., Застрогин О. Ю. Лазерные приборы вибрационного контроля и точного позиционирования. // М.: Машиностроение, 1995.-314.
- Глаговский Б. А, Московенко И. Б. Низкочастотные акустические методы контроля в машиностроении. // JI: Машиностроение, 1977.
- Ланге Ю.В. Акустические низкочастотные методы неразрушающего контроля многослойных конструкций. // М.: Машиностроение, 1991.
- Ваньков Ю.В. Низкочастотные методы контроля. Метод свободных колебаний. // Казань.: Издательство КГЭУ, 2003 г., 140 с.
- Кондратьев А.Е., Кочергин А.В, Хабибуллин М. Г. Контроль технического состояния рабочих лопаток турбины ГТД методом акустических характеристик //Известия ВУЗов. Авиационная техника. 1998. № 1.
- Белов E.B. Диагностика рабочих лопаток компрессора ГТД методом акустических характеристик: // Дис.. канд.техн. наук. 05.07.05. Казань. 1993.
- Ившин И.В. Разработка методики диагностики лопаток турбины газотурбинного двигателя методом свободных колебаний: // Дис.. канд.тех.наук.05.07.05. Казань. 1995.
- Кондратьев А.Е. Исследование акустических характеристик заготовок турбинных лопаток газотурбинного двигателя, полученных литьем направленной кристаллизации, для контроля их технического состояния: // Дис.. канд.тех.наук. 05.07.05. Казань. 1998.
- Московенко И.Б. Метод свободных колебаний самый древний метод неразрушающего контроля // В мире неразрушающего контроля, 1998, № 2, с.10−13.
- Применение метода свободных колебаний для диагностики технического состояния поршней дизельного двигателя автомобиля КамАЗ / А. Е. Кондратьев, А. Р. Загретдинов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов.
- Ваньков Ю.В., Голованов А. И., Яковлева Э. Р. Математическое моделирование «эталонов дефектов» // Казань, КФВАУ, сб. ХШ НТК, 2002, с. 155.
- Иванов Э.П. Способ контроля качества многослойных листовых изделий. A.c.1 486 918. 15.06.89. Бюл. № 22.
- Павлюченков Н. Ф., Нефедов С. В. Особенности использования дефектоскопа АД-64М для неразрушающего контроля воздушных винтов.// 14 Российская научно-техническая конференция «Неразрушающий контроль и диагностика» М.: 1996
- Галлагер Р. Метод конечных элементов. Основы. // М.: Мир, 1984.0 428 с.
- Методы. Низкочастотные акустические методы контроля электронный ресурс. // Контроль. Измерение. Диагностика, [сайт]. [М. 2008]/ - URL: http://www.defectoscop.ru/index.php7show aux page=64 (27.03.11)
- Новые технологии при ремонте подвижного состава Электронный ресурс. // ЗАО «ОЦВ»: [сайт]. [Б.м.], 2003−2011. — URL: http://www.ocv.ru/infocenter/pressa/index.php?EID=68 (16.02.11)
- Метод ударных импульсов http://www.vibration.ru/spm/spm.shtml А. Е. Левчин ООО «Комдиагностика» по материалам фирмы SPM Instrument арсенале современной диагностики. Сайт поддерживается ООО «ИНКОТЕС»
- Takama S., Japenese Developments in the vetrasonic Examenation of Pressure Vessels J.Pres., Ves, // Piping 28, 1987, p. 25−47. 124. The British Journal on Non-Destructive Testing. //1973. Vol. 15. № 6. P. AD18.
- Acoustic Flaw Detector. Portable Disbond Detector: Просп. англ. фирмы Inspection Instruments. 2 p.
- Pat. 3 564 903 United States, G 01 N 29/04 Bond Failure Detection in Laminated Structures Using Vibration Response.
- Remmezov V.B., Shkarlet Yu. M. The increase of Electromagnetic and Acoustic Devises Effectiveness by Means of Separating Excitation and Reception Frequensies // 10 th World conference on Non-Destructive Testing (Moscow). 1982. Rep. 1A-33.
- Miller W.G. Von Zerstorungsfeies Schwingungsmessverfaren zur Prufung von Strukturen aus kohlenstoffaserverfahren Kunstoffen (KFK)-Materialprufung, 1982 V vol.24, № 5, p. 179−181.
- Pue С.J., Adams R.D. A vibration method for the determination of stress intensity factors. Engineering Fracture Mech. 1982, vol. 16 № 3, p.433−445.
- Teagle P.R. The quality control and non-destructive evaluation of composite aerospace components. Composites, 1983, IV, vol 14, N 2, p. 115−128.