Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль индивидуально-личностных особенностей младших школьников в детерминации их поведенческих трудностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико — методологической основой исследования явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи. Прежде всего это работы по возрастной и педагогической психологии отечественных психологов (Л.И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, A.B. Запорожца, С. Н. Карповой, А. Н. Леонтьева, Л. Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина). Наиболее значимыми для нас при выделении понятия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Индивидуальные — личностные особенности и их поведенческие трудности младших школьников
    • 1. 1. Обзор понятий, близких по значению к термину «поведенческие трудности»
    • 1. 2. Определение понятия «поведенческие трудности»
    • 1. 3. Психологические особенности младшего школьного возраста
    • 1. 4. Структура индивидуально — личностных особенностей детей
      • 1. 4. 1. Развитие представлений о темпераменте
      • 1. 4. 2. Концепция темперамента А. Томаса и С. Чесс
      • 1. 4. 3. Учет темперамента детей в учебно — воспитательном процессе
      • 1. 4. 4. Темперамент и характер в структуре индивидуально — личностных особенностей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Исследование индивидуально — личностных особенностей младших школьников с поведенческими трудностями
    • 2. 1. Стандартизация опросника Томаса — Чесс по определению поведенческих проявлений темперамента у младших школьников
    • 2. 2. Тендерные различия в проявлении черт темперамента по опроснику Томаса — Чесс
    • 2. 3. Стили семейного воспитания и темпераментные особенности детей
    • 2. 4. Индивидуально — личностные характеристики, влияющие на особенности поведения младших школьников
    • 2. 5. Темпераментные и характерологические особенности младших школьников с противоположными поведенческими трудностями
    • 2. 6. Темпераментные и характерологические особенности детей с поведенческими трудностями по сравнению со сверстниками
    • 2. 7. Индивидуально — личностные особенности учащихся с поведенческими трудностями двух категорий, выделенных на основе субъективного восприятия педагогов
    • 2. 8. Синдромы дезадаптивного поведения и индивидуально — личностные особенности детей
    • 2. 9. Рекомендации по оказанию психолого — педагогической помощи ребенку в зависимости от особенностей проявления черт темперамента
    • 2. 10. Общее обсуждение полученных результатов
  • Выводы

Роль индивидуально-личностных особенностей младших школьников в детерминации их поведенческих трудностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования продиктована проблемой, возникающей в профессиональной деятельности школьных практических психологов при работе с запросами педагогов начальных классов средней школы по вопросу преодоления тех или иных поведенческих трудностей у их учеников.

Социальная ситуация развития ребенка в начальных классах ужесточает условия жизни, вводя его в строго нормированный мир отношений и требуя от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, а так же за умственное развитие.

В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель становится не просто взрослым, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он — посредник знаний, в функции которого входит передача ребенку достижений культуры, опыта человечества. Отношения в диаде «ребенок — учитель» реализуются в этот период как отношения в системе «ребенок — общество». Педагог является значимым взрослым, реальным носителем требований общества к ребенку как ученику. Младший школьник ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным. Система «ребенок — учитель» определяет отношения ребенка к родителям к детям, она является центром его жизни. Следовательно, от того, как выстраиваются взаимоотношения с педагогом, во многом зависит самооценка, формирующееся самосознание, самовосприятие школьника, его отношения с одноклассниками.

К сожалению, не всегда отношения в диаде «ребенок — учитель» складываются благополучно. Специфика профессионального восприятия и оценивания педагогов определяют их трудность в принятии индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, проявляющихся в их поведении. Учитель, имея свои сложившиеся стереотипы, выработанные практикой педагогической деятельности, жизненным опытом, сложившимся индивидуальным стилем деятельности, актуальной ценностно — личностной ориентацией, содержанием «образа Я», при взаимодействии не всегда воспринимает и адекватно оценивает особенности поведения в пределах нормы того или иного учащегося. Вследствие этого, поведенческие трудности младших школьников — это особенности их поведения в пределах нормы, детерминированные социальной средой и индивидуально — личностными особенностями, которые вызывают затруднения у педагогов при организации учебновоспитательной работы. Я. Корчак писал, что «трудный» ребенок нередко для педагогов и родителей означает, прежде всего, неудобный, не вписывающийся в силу каких — либо причин, обстоятельств в некий эталон, стереотип поведения.

Существует две диаметрально противоположные крайности в восприятии и оценивании педагогом особенностей детей, проявляющиеся в их поведение, обусловленные их имплицитными теориями личности (А.Г.Шмелев, В.М. Просекова). В одном случае — дети с ярким, динамичным поведением воспринимаются и оцениваются педагогами как «плохие», поэтому требующих их постоянного, пристального внимания, ограничения, запретов, и в этом смысле эти дети оцениваются как неудобные, «трудные». В другомдети с незаметным, не ярким, нередко пассивным поведением маркируются, оцениваются педагогами как «хорошие», не требующие особого внимания, заботы с их стороны. Эти дети выпадают из «зоны их активного внимания». Такие крайние реакции учителя как значимого взрослого приводят к трудностям у детей во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с одноклассниками, к ощущению дискомфорта, чувству неполноценности. И в том, и в другом случае это — поведенческие особенности детей в пределах нормы. Существует реальная опасность со стороны окружающих, прежде всего, учителя в присвоении и закреплении за ними ярлыка «трудные». Педагог своими действиями, неадекватными реакциями часто непроизвольно, неосознанно создает определенные социальные условия, влияющие на формирование и закрепление некоторых отклонений в личностных особенностях ребенка и его поведении.

Проведено достаточно много исследований роли особенностей социальной среды на поведение детей, результаты которых широко используются в практике психологического консультирования (М.К.Акимова, Е. М. Борисова, И. В. Дубровина, O.A. Карабанова, А. Г. Лидере, Р. В. Овчарова и пр.). Для оказания более эффективной психологической помощи учителям начальных классов нам представляется необходимым выделить и исследовать те индивидуально — личностные особенности, детерминирующие наряду с объективными социальными условиями, поведенческие трудности детей.

Цель работы заключается в исследовании роли индивидуально — личностных особенностей младших школьников, таких как черты темперамента и характера, детерминирующих наряду с социальной средой их поведенческие трудности.

Объект исследования — поведенческие трудности учащихся начальной школы, выделенные учителями как наиболее распространенные особенности поведения детей в их педагогической практике, препятствующие гармоничному развитию личности детей и их процессу социализации в обществе на примере следующих противоположных поведенческих трудностей — боязливость и агрессивность, молчаливость и чрезмерная общительность, медлительность и торопливость.

Предметом исследования явились индивидуально — личностные характеристики: черты темперамента, хорошо выраженные в возрасте 9−10 лет, и свойства характера, формирующиеся и проявляющиеся на этом этапе онтогенеза, влияющие на особенности поведения младших школьников.

При проведении исследования в качестве гипотез были сформулированы следующие предположения:

1. В составе индивидуально — личностных характеристик детей младшего школьного возраста, влияющих на особенности их поведения, отмечаются определенные сочетания достаточно выраженных черт темперамента с формирующимися свойствами характера.

2. Поведенческие трудности детей 9−10 лет обусловлены крайними поведенческими проявлениями определенных черт темперамента в составе их индивидуально — личностных особенностей.

3. Реакции, действия и отношения значимого взрослого, в первую очередь педагога, является тем психологическим опосредующим звеном между крайними проявлениями отдельных индивидуально — личностных особенностей детей младшего школьного возраста и возникающими у них поведенческими трудностями, а в более широком смысле и формирующимися свойствами характера и личности в целом.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие «поведенческие трудности» на основании анализа психологической и педагогической литературы, выявить психологические особенности младшего школьного возраста влияющие на поведение детей, рассмотреть соотношение темперамента и характера в структуре индивидуально — личностных характеристик и их выраженность у детей исследуемого возраста.

2. Обосновать необходимость исследования индивидуально — личностных характеристик, таких как темперамент и характер, детерминирующих наряду с социальными условиями особенности поведения детей 9−10 лет, которые вызывают затруднения у педагогов при организации учебно — воспитательного процесса.

3. Подобрать надежные психодиагностические методики для исследования черт темперамента и свойств характера детей младшего школьного возраста.

4. Стандартизировать опросник Томаса — Чесс для использования в диагностике поведенческих проявлений темперамента у младшего школьника.

5. Исследовать темпераментные и характерологические свойства младших школьников с определенными поведенческими трудностями, выделенными на основе субъективного восприятия их поведения педагогами.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что было сформулировано и обосновано понятие «поведенческие трудности» — прослежены взаимосвязи между чертами темперамента и характера, свойственных детям 9−10 летпроведено исследование индивидуальноличностных характеристик учащихся с поведенческими трудностями и экспериментально выявлено доминирование определенных, биологически заданных, устойчивых черт темперамента в их структуреустановлено, что педагогами в основном не принимаются крайние поведенческие проявления следующих черт темперамента у младших школьников — активность, контактность, порог чувствительности и интенсивность эмоциональных реакций. Проявление четко фиксируемых педагогами синдромов дезадаптивного поведения у младших школьников в большей степени обусловлено выраженностью черт темперамента, чем характерологических свойств.

Проведена предварительная стандартизация опросника Томаса — Чесс по исследованию поведенческих проявлений темперамента у детей 9−10 лет, определены тендерные различия детей данного возраста по уровню выраженности ряда черт темперамента.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования индивидуально — личностных особенностей детей в детерминации их поведенческих трудностей позволили сформулировать психолого — педагогические рекомендации для родителей и педагогов по эффективному взаимодействию с младшими школьниками с учетом проявления их черт темперамента.

Данные проведенного исследования являются основой для разработки практических занятий с педагогами начальной школы по развитию и совершенствованию навыков конструктивного взаимодействия с детьми, по безоценочному принятию и учету темпераментных особенностей школьников в учебно — воспитательном процессе.

Стандартизированная методика по исследованию черт темперамента у младших школьников — опросник Томаса — Чесс — рекомендуется для практического использования педагогам — психологам.

Теоретико — методологической основой исследования явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи. Прежде всего это работы по возрастной и педагогической психологии отечественных психологов (Л.И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, A.B. Запорожца, С. Н. Карповой, А. Н. Леонтьева, Л. Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина). Наиболее значимыми для нас при выделении понятия «поведенческих трудностей» стали работы А. Л. Венгера, Л. С. Выготского, Ю. А. Клейберга, И. С. Кона, А. Е. Личко, Н. В. Морозовой, Р. В. Овчаровой, М. Раттера, В. Г. Степанова, Л. В. Шибаевой, P.D. Scott, при анализе психологических особенностей младшего школьного возраста — Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, B.C. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, при составлении психолого — педагогических рекомендаций по оказанию психологической помощи младшим школьникам — М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, И. В. Дубровиной, O.A. Кара-бановой, M.Iii. Курчинки, при определении концепции поведенческих проявлений темперамента А. Томаса и С. Чесс — работы В. И. Колесникова, М. Ш. Курчинки, А. Г. Лидерса, М. Раттера, Е. Ф. Рыбалко.

Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы: наблюдения, опроса, эксперимента и частные диагностические методики по определению темпераментных свойств — опросник Томаса — Чесс, характерологических свойств — модифицированный детский вариант личностного опросника Р. Кеттела, симптомов дезадаптивного поведения — «Карта наблюдения» Д. Стотта. Результаты исследования были подвергнуты обработке методами математической статистики: корреляционному анализу, определению достоверности различий по критерию Стьюдента.

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуре индивидуально — личностных особенностей детей 9−10 лет, влияющих на их поведение, отмечаются различия в сочетаемости одних врожденных черт темперамента с формирующимися свойствами характера по сравнению с другими.

2. Уровень проявления таких черт темперамента как активность, контактность, порог чувствительности и интенсивность эмоциональных реакций в составе индивидуально — личностных характеристик детей 9−10 лет, обусловливают особенности их поведения в пределах нормы, которые вызывают затруднения у педагогов при организации учебно-воспитательной работы с ними.

3. Реакции, действия и отношение значимого взрослого, в первую очередь педагога, является тем психологическим опосредующим звеном между крайними проявлениями определенных индивидуально — личностных особенностей детей младшего школьного возраста, главным образом черт темперамента, и поведенческими трудностями, а в более широком смысле и формирующимися свойствами характера и личности в целом.

Выводы.

1. В составе индивидуально — личностных характеристик детей 9−10 лет отмечается сочетание семи из девяти черт темперамента по концепции А. Томаса и С. Чесс с девятью из двенадцати свойств характера по опроснику Р.Кеттела. Степень влияния одних черт темперамента на формирование свойств характера и поведения детей на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту различна по сравнению с другими. Существуют тендерные отличия в уровнях выраженности трех параметров темперамента — активность, порог чувствительности и качество настроения, что обусловливает проявление противоположных свойств характера у мальчиков и девочек. Такие черты темперамента, как контактность и интенсивность реакций, в виду отсутствия значимых связей со свойствами характера, непосредственно влияют на поведение детей этого возраста.

2. Индивидуально — личностные особенности младших школьников, детерминирующие их противоположные поведенческие трудности, такие как агрессивность — боязливость, торопливость — медлительность, чрезмерную общительность — молчаливость, отличаются по выраженности черт темперамента и, в первую очередь, по уровню активности. Кроме того, на особенности поведения детей во взаимодействии с другими, и по темпу деятельности детей 9−10 лет влияет различный уровень контактности, а на трудности поведения в сфере коммуникации — различная по силе интенсивность эмоциональных реакций.

3.Наиболее существенные отличия в проявлении индивидуально — личностных характеристик, детерминирующих поведенческие трудности младших школьников, в сравнении с их сверстниками без поведенческих трудностей отмечаются в выраженности таких черт темперамента, как активность, контактность, интенсивность реакций и порог чувствительности.

4. Индивидуально — личностные особенности младших школьников с поведенческими трудностями двух категорий — «заметные, требующие внимания» и «незаметные, не беспокоящие», выделенные исходя из субъективного восприятия их педагогами, отличаются разным уровнем проявления двух черт темперамента — активности и контактности, и трех свойств характера, которые связаны с такой чертой темперамента как активность.

5. Опосредованный имплицитными теориями личности педагогов, существующий у них стереотип восприятия и оценивания поведения учеников, в первую очередь по уровню проявления черт темперамента, способствует маркировке детей как плохих и хороших. Это определяет неадекватность их реакций и создает неблагоприятные объективные условия, детерминирующих поведение учеников в целом, и для прогноза развития их личности.

6. На проявление отклоняющегося поведения в виде синдромов, свидетельствующих о плохой приспособленности и ориентации младших школьников в условиях обучения в школе, влияет выраженность следующих черт темперамента: высокая активность и интенсивность эмоциональных реакций, неритмичность, ненастойчивость — неусидчивость, низкая адаптивность и чувствительность, и трех свойств характера тесно связанных с указанными параметрами темперамента.

7. На особенности поведения детей 9−10 лет свойства характера оказывают меньшее влияние по сравнению с чертами темперамента, гак как на данном этапе онтогенеза они не сформировались окончательно.

8. Стандартизированный и адаптированный в ходе исследования опросник Томаса — Чесс рекомендуется для использования в профессиональной деятельности психологов в качестве инструментария по изучению поведенческих проявлений темперамента у детей младшего школьного возраста.

9. Не только значимые взрослые (родители) в силу своих личностных особенностей, ценностных ориентиров и установок определяют способы воспитания ребенка, но и он сам своими поведенческими проявлениями темперамента (уровнем активности, качеством настроения, адаптивностью, интенсивностью реакций и чувствительностью) обусловливает стиль и содержание воспитательного воздействия со стороны взрослых (родителей) по отношению к нему.

10. Полученные результаты свидетельствуют в том, что психологическая помощь педагогам по преодолению поведенческих трудностей у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на осознание и безоценочное принятие ими врожденных, устойчивых черт темперамента учащихся, детерминирующих особенности их поведения на данном этапе развития, и которые, по сути, не могут быть «хорошими» или «плохими». Их необходимо учитывать в процессе учебно — воспитательной работы с детьми.

Заключение

.

В проделанной работе на основании анализа психолого — педагогической литературы было дано определение понятию «поведенческие трудности» детей, выявлены психологические особенности младшего школьного возраста, влияющих на особенности их поведения, определено соотношение темпераментных и характерологических черт в структуре индивидуально — личностных свойств.

Черты темперамента и характера — это те важные компоненты индивидуально — личностных характеристик детей 9−10 лет, которые наряду с социальной ситуацией влияют на особенности их поведения в пределах нормы, вызывая затруднения у педагогов при организации учебно —воспитательной работы с ними.

Для исследования индивидуально — личностных особенностей детей с поведенческими трудностями использовался опросник темперамента, предложенный американскими учеными А. Томасом и С. Чесс, известный за пределами нашей страны как тест Кери, и адаптированный модифицированный вариант детского вопросника Р. Кетгела для изучения характерологических свойс тв младших школьников. В ходе работы был стандартизирован и адаптирован опросник темперамента Томаса — Чесс для определения уровня выраженности девяти черт темперамента у детей младшего школьного возраста, отдельно для девочек и мальчиков. Составлено и издано методическое пособие по применению и использованию данного опросника в диагностической практике психологов и педагогов, работающих с детьми данного возраста, а так же даны психолого — педагогические рекомендации по работе с детьми, имеющими крайние проявления тех или иных черт темперамента.

Проведенное исследование индивидуально — личностных характеристик младших школьников с поведенческими трудностями, описываемых на языке черт темперамента и характера, показало доминирующее влияние крайних проявлений именно темпераментных особенностей детей, наиболее не воспринимаемых и неадекватно оцениваемых педагогами в их поведении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379с.
  2. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла (методические рекомендации) / составители Э. М. Александровская и И. Н. Гильяшева. Л.: НПИ им. В. М. Бехтерева, 1985. -40с.
  3. Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: «Фолиум», 1993. — 16с.
  4. . Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1985. 152с.
  5. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество / Под общ. Ред. Б. Г. Ананьева и Л. И. Спиридонова. Л., 1971. Вып. IX.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-446с.
  7. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  8. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Издание 4-е. М.: Издательство Магистр, 1999. 96с.
  9. В.П. Отрицательные переживания у детей. // Журнал практического психолога. 1996. № 1, с.6−23.
  10. Ю.Беличева С. А. Основы привентивной психологии. М., 1994. 198с.
  11. В.В. Обусловленность психологического симптомокомплекса типом нервной системы // Вопросы психологии. 1968. № 6, с. 77 86.
  12. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1982.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 340с.
  14. М.Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Работник просвещения, 1921. — 137с.
  15. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188с.
  16. JI.H. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. 464с.
  17. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998, — 128с.
  18. С.М. Почему детям трудно учиться? М., «Знание», 1975. -64с.
  19. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  20. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителей и родителей. -2-е изд. М.: Просвещение, 1992. — 255с.
  21. Ф.Е. Психология переживания М., 1984. 200с.
  22. A.A. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков. В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976, с. 23 — 24.
  23. А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. 2-х частях. М.: Генезис, 2001.-160с. — 128с.
  24. А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд — во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 160с.
  25. К. Темпераменты. Тюмень, 1990. — 28с.
  26. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В.
  27. , Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  28. Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: 11рофиздат, 1992. -96с.
  29. В. Основы физиологической психологии. М. 1880.
  30. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996. — 536с.
  31. Выготский J1.C. Собрание сочинений: Вб-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  32. Вяткин Б. А Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Изд во ПГПедИ, 1992. С. 36- 55.
  33. П.Я. Методы обучения и умсвенного развития ребенка М. Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 44с.
  34. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. -336с.
  35. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.-240с.
  36. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980. -272с.
  37. Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. Курс лекций / Под редакцией профессора Н. Ф. Добрынина. М.: Издательство «Просвящение», 1965. 296с.
  38. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. — 328с.
  39. Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 304с.
  40. H.M., Логинова M.С., Вопросы психиатрической терминологии Журн. невропатол. и психатр., 1980, вып 11, с. 292 — 295.41.3аззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2.
  41. Зарубежная практическая психология. Учебное пособие: М.Е. Валиулли-на, И. М. Городецкая, O.K. Граужанина и др. под общей ред. Проф. Л. М. Попова и доц. C.B. Петрушина. Казань.: Изд — во Казан, ун-та, 2000. -168с.
  42. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: «Педагогика», 1986. -109с.44.3имбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). -СПб: Питер Пресс, 1995. 256с. — (Серия «Сам себе психолог»).
  43. Иванов Смоленский А. Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека — «Журнал высшей нервной деятельности» 1953. Т 3. Вып. 1, с. 36 — 54.
  44. В.В. Преодоление: неконтактный ребенок в семье СПб., Фолиант, 1996. — 155с.
  45. И. Антропология. Пер. Н. М. Соколова. СПб., 1900.
  46. О.В. К учению о динамике психопатий (1961). В кн.: Избр. труды. М.: Медицина, 1971, с. 163 — 187.
  47. A.B. положение детей в системе общения в классном коллективе. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, ч.2. с. 8 — 17.
  48. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт — М», 2001.-160с.
  49. А.Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер. В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд — во Моск. ун-та, 1982. — 320 с.
  50. B.B. Психогенные характерологические и патохарактерологиче-ские реакции у детей и подростков. В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. М., 1973, с. 75 — 90.
  51. С.М. Воспитание и самовоспитание. -М.: Мысль, 1986. -287 с.
  52. Я. Л. Березовин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977. — 63 с.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. -М: Просвещение, 1989. 255с.
  54. H.H. словарь справочник практического психолога. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. — 224с.
  55. Я. Как любить детей. Минск: Знание, 1991.- 190с.
  56. Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л., Медгиз, 1958. 320с.
  57. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика Пресс, 1995.-607с.
  58. Курчинка Мэри Ш. Ребенок «с характером». СПб: Питер Пресс, 1996. -352с. — (Серия «Вы и ваш ребенок»).
  59. Г. В. Особенности поведенческих проявлений темперамента у мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Психолог в школе № 3 -4, 2000, с. 75 83.
  60. Г. В. Поведенческие проявления темпераментных черт младших школьников. Методические рекомендации Тюмень: ТОГИРРО. 2001. — 24с.
  61. Я. Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 384с.
  62. Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1969. 424с.
  63. Леонгард Карл Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: изд во «Феникс», 1997. — 544с.
  64. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.- 43с.
  65. A.B. Дифференциальная психология: На перекрестке европейских, российских и американских традиций. 2 изд. переработанное. М.: Смысл- Per Se, 2000. — 549с.
  66. А.Г. О детском темпераменте. // Семейная психология и семейная терапия. -№ 1.-1997, с. 84 87.
  67. А.Г., Колесников В. Г. Опыт использования опросника темперамента А.Томаса в психологическом консультировании. // Психолог в детском саду. -№ 1.-1999, с. 34 39.
  68. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -256с.
  69. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: «Медицина», 1 985. — 416с.
  70. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 416 с.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,-444с.
  72. Малая энциклопедия для родителей и педагогов (Трудные вопросы воспитания). Составители A.B. Кудрявцев, P.P. Кашапов- Ижевск, изд-во Удмуртского университета, 1992, 268с.
  73. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. с чеш. -М.: Просвещение, 1992. -320с.
  74. B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд — во Моск. Ун- та, 1982. — 320с.
  75. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 304с.
  76. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Проблемы экспериментальной психологии личности / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970. Вып. 6.
  77. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: Учебное пособие. АО «Корпорация «Федоров», 1997, 120с.
  78. Н.В. Дифференцированный подход к организации психологической службы учебного коллектива. // «Вестник психосоциальной и коррек-ционно реабилитационной работы». 1994. № 1.
  79. Н.В. Путь к благополучию ученика // Народное образование № 2, 1995. С. 108- 110.
  80. B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия». — 432с.
  81. В.Н. Личность и неврозы. Л.:Изд во Ленингр. Ун — та, I960. -426с.
  82. В.Н. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд -во Моск. Ун- та, 1982. — 320с.
  83. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Издательство «Наука», 1976 г. — 336с.
  84. И.М., Грановская P.M. Психологическая зашита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 507с.
  85. А.У. Побеги из дома при патологических нарушениях поведения у подростков. В кн.: Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973, с. 24−31.
  86. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 1999. — 442с.
  87. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., Учпедгиз, 1950. -264с.
  88. В.П., Таран Л.Н Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. М., 1981.
  89. В.В., Столин В. В. Психология: Метод. Указания для студентов непсихол. фак. гос. ун тов. — М.: Изд — во Моск. Ун — та, 1989. — 66с.
  90. Практическая психология. Учебное пособие / Под ред. М. К. Тутушкиной -СПб., 2000. -252с.
  91. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. 528с.
  92. В.М. Динамика профессионального самосознания психологов практиков (психосемантический аспект). Дисс.канд.психол. наук. -Казань, 2001.
  93. Психолог в начальной школе: Учеб. практ. пособие / Г. С. Абрамова, Т. П. Гаврилова, А. Г. Лидере и др.- Под ред. Т. Ю. Андрущенко. — Волгоград: Перемена, 1995. — 152с.
  94. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 440с.
  95. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. -384с.
  96. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пу-зырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288с.
  97. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / состав. Куликов Л. В. СПб.: Изд — во «Питер», 2000. — 480с.
  98. Психология младшего школьника / Под редакцией Е. И. Игнатьева. М.: Издательство академи педагогических наук РСФСР, 1960. 336с.
  99. Психолого педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. -544с.
  100. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
  101. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителя / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. К.: Рад. шк., 1989. — 1 28с.
  102. Раттер Майкл Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. М.: Апрель Пресс, Изд — во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 432с.
  103. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич Щербо- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. -336с.
  104. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии: В 2 т. Т. 11. М.: Педагогика, 1989.-328с.
  105. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). 2-е изд. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. — 128с.
  106. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под ред. И.В. -'1убровиной М., 1995.) Издательский центр «Академия», 1995. — 170с.
  107. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях, — М.: «Наука», 1990, с.165 171
  108. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5, с. З 17.
  109. E.H. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка//Журнал практического психолога № 3−4, 2001, с. 91 95.
  110. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.-320с.
  111. Стреляу Ян Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982. 232 с.
  112. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т 1 -3., М.: Медгиз, 1955 1969.
  113. Э. Учебник психологии. Пер. А.Болтунова. М.: М1РЪ, 1914.
  114. А.Т., Виленский Ю. Г. Темперамент . Что это? Киев: Изд-во «Наукова Думка», 1968 112с.
  115. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  116. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: «Педагогика -Пресс», 1993, — 140с.
  117. С. Темпераментъ и характеръ. Пер. Линда. М., 1 896 89 с.
  118. H.A., Аладьин A.A., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999. — 224с.
  119. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарнер Теория личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 592с.
  120. С.К., Линденсей Г. Теории личности.-М.: «КСП +», 1997. 612с.
  121. Г. А. Виды общения в обучении Томск: Пеленг, 1993. -268с.
  122. A.B. Интегративная модель системной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997 год. М., 1997. 160 с.
  123. Т.С. Психологические особенности деформаций педагогического общения. Дисс. канд.психол. наук. СПб., 1999.
  124. Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагентство, 1996. 163с.
  125. А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности. Дисс. докт. психол. наук. М., 1994.
  126. Г. Основы психологии. СПб., «Общественная польза», 1912. -268с.
  127. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. (Вып.1) Под общей редакцией д.м.н., проф. Л. И. Вассермана. М.: «Фолиум», 1996, 48с.
  128. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989, — 192с.
  129. Д.Б., Лисина М. И. Вопросы психического развития // Вопросы детской и педагогической психологии на 18 Международном конгрессе психологов / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1969.
  130. Э. Детство и общество. Перевод с англ. С. Ю. Бильчугов. Под общ. ред. Лидерса А. Г., Колесникова В.и. Библиотека детского практического психолога. Вып. 1. Обнинск: изд — во «Принтер», 1993. — 56с.
  131. П.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. — 291с.
  132. М.Г. Иван Михайлович Сеченов родоначальник науки о поведении. В кн. И. М. Сеченов. Психология поведения (Избр. психол. труды), М.-Воронеж, 1995,
  133. М.Г. Иван Петрович Павлов основоположник учения о нервно-психической регуляции поведения./ В кн. И. П. Павлов. Мозг и психика (Избр. психол. труды).- М.-Воронеж, 1996.
  134. А. (1989). Human agency in social cognitive theory // American Psychologist, 44, 1175 1184
  135. Burt C. The Analysis of Temperament. «British Journal of Medical Psychology», 1937, vol. 17, № l, p. 158 — 188.
  136. Burt C. The Factorial Study of Temperament Traits. «British Journal of Medical Psychology», 1948, № 1, p. 178 — 203.
  137. Buss, A. H., Plomin, R.A. (1984). Temperament: Early developing personality traits. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  138. , D.M. (1995). Psychological sex differences: Origins through sexual selection // American Psychologist, 50, 164 -168.
  139. Cattell R.D. Personality: a systematic, theoretical and factual study. N.- Y.: Mc Graw-Hill, 1950.).
  140. Guilford J.P., Guilford R. B. An Analysis of the Factors in a Typical test of Introversion Extraversion. — «Journal of Abnormal and Social Psychology», 1934, vol. 28, p. 377−399.
  141. Guilford J.P., Zimmerman W.S. Fourteen Dimensions of Temperament. -«Psychological Monographs», 1956, vol.70, № 10, p. 1- 26.
  142. Hebb D.O. Drives and C.N.S In: Curiosty and Exploratory Behavior. Ed. By H/Fowler New York, 1965.
  143. Hewitt L.E. and Jenkins R.L. (1946). Fundamental Patterns of Maladjustment: The Dynamics of Their Origin, State of Illinois, Springfield.
  144. Heymans, G., Wiersma, E. (1912). Beitrag zur speziellen Psychologie auf Grund einer Massenuntersuchung // Zps. 1912. Bd. 62.
  145. Jenkins R.L. Classification of behaviour problem in children Am. J. Psvchiat, 1969, v. 119, Nr. 2, p. 247 — 252.
  146. L. (1926) Grundlagen der Characterkunde. Leipzig.).
  147. , J.V. (1984) The import of temperament for psychosocial functioning: Tests of a «goodness of Fit» model // Merill Palmer Quarterly, 30, 177 — 188.
  148. Leuba C.J. Toward Some Integration of Leaning Theory: the Concert of Optimal Stimulation, Ibid.
  149. Lovell C.A. Study of Factor Structure of Thirteen Personality Variables. -«Education and Psychological Measurement», 1945, vol.5, № 4, p. 335 350.
  150. Michaux L. Psychiatrie infantile Paris, 1953. Michaux L/ Les troubles du charactere Paris, 1964.
  151. , M.K., (1991) Temperament: A Developmental Framework // Strelau J., An-gleitner A. (Eds.). Explorations in Temperament. London- New York: Plenum Press, pp. 61−75.
  152. P.D. (1965). Delinguency: In J.G. Howells (ed.), Modern Perspectives in Child Psychiatry, Oliver & Boyd.
  153. W.H., Stevens S.S. (1942) The Varieties of Temperament: A psychology of constitutional differences. New York: Harper & Bros.
  154. Sheldon W.H., Stevens S.S., Tucker, W.B. (1940). The varieties of human physigue: An introduction to constitutional psychology. New York: Harper & Bros.
  155. H. Психиатрия детского и юношеского возраста. (1960). В кн.: Клиническая психиатрия / Под ред. Г. Груле и др. Пер. с нем. М., 1967, с. 678 -779.
  156. Thomas A., Chess S., Birch H.G. Temperament and Behavior Disorders in Children. N.-Y. — London, 1968.S.71.
  157. A., Chess S., Birsh H. (1970). The origin of Personality // Scientific American, 223 (2), 102−109.
  158. Thomas. A., Chess. S. Temperament and Development. New York: Brunner / Mazel, 1977.
  159. Thomas. A. Chess. S. Know Your Child: An Authoritative Guide for Today’s Parents. New York, Bsic Book Inc., 1987.
  160. Thurstone L.L. The Dimensions of Temperament. «Psychometrica», 1951, vol. 16, № 1, p. 11 -20.
  161. Torgersen A.M. Influence of genetic factors on temperament development in early childhood // Temperament differences in Infants and Young Children. L., 1982.
Заполнить форму текущей работой