Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация принципов эколого-географического образования в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «устойчивое развитие» — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности человека настоящего времени, но не ставит под угрозу способность жить будущих поколений. Среди конкретных проблем в программе «устойчивое развитие» на первый план выступает просвещение: только образованное и по-настоящему интеллигентное общество способно реализовать совместное преобразование связей природы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы экологического образования школьников
    • 1. 1. Экологическое образование и воспитание
    • 1. 2. Экологическое мышление и экологическое сознание
    • 1. 3. Экологическая культура
    • 1. 4. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы
  • 2. Психолого-педагогические аспекты экологического образования школьников
    • 2. 1. Место школьной географии в системе наук, способствующих формированию экологического образования
    • 2. 2. Анализ общеобразовательных программ по географии и экологическое образование
    • 2. 3. Роль учителя в процессе экологического образования
    • 2. 4. Научно-методические основы и принципы экологического образования в географии
  • 3. Концептуальная модель формирования экологического образования школьников в условиях общеобразовательной школы в преподавании географии
    • 3. 1. Реализация методов и принципов эколого-географического образования на уроках и внеурочной деятельности
    • 3. 2. Возможности интегрированных уроков в формировании экологического образования обучающихся
      • 3. 2. 1. Технология проблемного обучения в начальном курсе географии (6 класс)
      • 3. 2. 2. Эколого-географическое образование в курсе географии материков и океанов (7 класс)
      • 3. 2. 3. Информационные технологии в курсе физической географии России (8 класс)
      • 3. 2. 4. Возможности игровой технологии на обобщающих уроках в 8 классе
      • 3. 2. 5. Возможности модульной технологии. в курсе физической географии России (8 класс)
      • 3. 2. 6. Технология «Шесть шляп мышления» в курсе географии Томской области (9 класс)
      • 3. 2. 7. Эколого-географическое образование в курсе географии Томской области (9 класс)
  • 4. Значение внеклассных мероприятий в вопросах формирования экологического образования
    • 4. 1. Викторина для обучающихся 7-х классов
    • 4. 2. Праздник «День Земли»
    • 4. 3. Дополнительное образование
    • 4. 4. Экологический туризм
    • 4. 5. Географические знания как база формирования экологического образования и понимания геоэкологических проблем в условиях общеобразовательной школы

Реализация принципов эколого-географического образования в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. С середины XX века мировое сообщество развивает деятельность, направленную на решение проблемы взаимодействия человека и природной среды. Многие страны уже в 60-е годы XX века стали заострять внимание на данных вопросах. Первыми внимание обратили биологи на тот факт, что исчезают отдельные представители флоры и фауны, медики отмечали появление заболеваний, характерных для определенных территорий. В результате, исследователи все чаще стали говорить о глобальных проблемах человечества, в том числе экологической. Самым важным событием в данной области стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), принявшая программу экологического развития общества и обозначившую принципы перехода всех стран к устойчивому развитию.

Понятие «устойчивое развитие» — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности человека настоящего времени, но не ставит под угрозу способность жить будущих поколений. Среди конкретных проблем в программе «устойчивое развитие» на первый план выступает просвещение: только образованное и по-настоящему интеллигентное общество способно реализовать совместное преобразование связей природы и общества. Наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать экологическое воспитание и образование. Их формирование будет идти постепенно, на основе обобщения опыта специалистов в области образования, достижений науки. Современный мир глубоко взаимосвязан, и мы наблюдаем интернационализацию разных сфер общественной жизни, поэтому решение глобальных проблем человечества будет успешнее, если учитывать возможности современного образования, в том числе и экологического. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом приняла 20 декабря 2002 года резолюцию о проведении с 2005 г. по 2015 г. «Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН». Во многих странах, в Японии, США, Швеции,.

Великобритании [115] уделяется большое внимание экологическому образованию, Россия — не исключение.

В конце 90-х XX века обострились дисскусии о российском экологическим образовании. В 1995 г. началась разработка программы «Экологическое образование населения России». В октябре 2000 года правительство РФ приняло Постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», в 2002 году, по инициативе В. В. Путина, была принята «Экологическая доктрина Российской Федерации». Эта доктрина в качестве приоритета ставит переход к устойчивому развитию общества. Реализация доктрины во многом зависит от уровня образованности граждан страны, их знаний правовых и этических норм, регулирующих отношения человека к природе и обществу, умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований, их приверженности идеалам, принципам и этике устойчивого развития [205, с. 29].

Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться при условии непрерывности и преемственности на каждом этапе развития личности. В современной эпохе, насыщенной глобальными экологическими проблемами, только правильно поставленное экологическое образование позволит сформировать человека — гражданина, способного сохранить нашу планету от дальнейшего углубления деградации окружающей среды. Для этого необходимо воспитание экологического мировоззрения, построенного на единстве научных и практических знаний. Признанный во всем мире создатель современной концепции биосферы В. И. Вернадский в своей книге «Биосфера и труд» отмечал, что проблема начала жизни есть проблема начала жизненной среды на нашей планете.

Повышение уровня экологического образования каждого жителя Земли и, прежде всего, школьников выступает залогом устойчивого развития цивилизации, поскольку она связана с особенностями социоприродных систем, на которые направлена умственная деятельность человека. Данное положение раскрывается в умении моделировать и прогнозировать развитие социоприродных систем, принимать экологически ответственные решения и реализо-вывать их на практике.

Школьная география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического образования и воспитания. Однако анализ предлагаемых общеобразовательной школе программ данного предмета и обеспечивающих его учебных пособий показывает, что их содержание не в полной мере нацелено на развитие экологической образованности школьников. В современных программах по географии недостаточно отражены идеи взаимосвязи и взаимозависимости природных и антропогенных объектов и процессов, что значительно снижает экологический потенциал данного предмета.

Цель исследования: показать возможности экологического образования и воспитания на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в средней общеобразовательной школе.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ школьных программ по географии с целью выявления возможностей экологического образования и воспитания.

2. Проанализировать и усовершенствовать научно-методические основы и принципы экологического образования в рамках школьного предмета география.

3. Создать концептуальную модель эколого-географического образования в школе.

4. Провести педагогический эксперимент по апробации названной модели.

5. Реализовать научно-методические основы и принципы экологического образования на уроках географии.

6. Выявить возможности экологического образования на внеклассных мероприятиях.

7. Разработать рекомендации для учителей по использованию методических основ и принципов экологического образования.

Объект исследования — процесс формирования экологического образования школьников.

Предмет исследования — система мероприятий эколого-географической направленности в урочное и внеурочное время в VI-XI классах общеобразовательной школы.

Теоретическую и методическую основу исследования составляют научные разработки в области глобальных проблем человечества, в том числе и экологической — В.И. Данилова-Данильяна, Н. Ф. Реймерса, H.H. Родзевича и др.- экологического образования и воспитания отечественных и зарубежных исследователей — И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной, Л. Л. Розанова и С. Г. Розановой, Н. М. Черновой и A.M. Быловой, Л. П. Печко, С. Д. Деребо и В. А. Левина, В. Д. Бондаренко, Н. Филипповского, А. Н. Кочергина, Ю. Г. Маркова, Н. Г. Васильева, А. Н. Захлебного, Э. В. Гирусова, М. С. Кагана, J.A. Palmer, J. Muir, A. Kudryavtsev, Gore Senator al и др.- в качестве психолого-педагогической основы исследования выступают труды К. Д. Уппгаского, В. А. Сухомлинского, Я. Л. Коломинского, JI.C. Выготского, Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, Д. Локка, В. В. Давыдова, P.C. Немовой, О. П. Солодиловой, И. А. Зимней и др.- о значении географии в экологическом образовании — работы Т. В. Кучера, М. Д. Шарыгина, H.H. Родзевича, В. А. Ананьева и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические методы — историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, прогнозирования, проектирования, моделирования, диагностированияв эмпирические методы — изучение педагогического опыта учителей школ по экологическому образованию и воспитанию, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, контрольные срезы, самооценка учащихся, экспертные оценкив педагогический эксперимент по формированию экологической образованности на урочной и внеурочной деятельности в школьной географии;

• статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.

Вклад автора. На основе анализа литературных источников и педагогического опыта автором разработана модель эколого-географического образования в общеобразовательной школе, эта модель в течение 3 лет апробирована на базе МОУ СОШ № 31, № 12, № 32, № 51, МОУ гимназии № 29 г. Томска. Автором разработана серия уроков по географии экологической направленности, программа дополнительного образования «Юный эколог», программа элективного курса «Геоэкология», проведен комплекс внеурочных мероприятий разного типа (кружок, экологические праздники, викторины, олимпиады, конкурсы различного уровня). На разных этапах в педагогическом эксперименте участвовало более 600 обучающихся.

Научная новизна работы: ® впервые разработана концептуальная модель эколого-географического образования в условиях общеобразовательной школы на уроках и внеурочных мероприятияхпроведен педагогический эксперимент по реализации названной модели;

• разработаны некоторые теоретические аспекты и практические рекомендации для учителей географии по вопросам экологического образования и воспитания.

Практическая значимость: ® разработан и апробирован цикл уроков, сценарии внеклассных мероприятий, программа кружка «Юный эколог», способствующие формированию экологического образования школьников;

• эксперимент по реализации концептуальной модели эколого-географического образования, проведенный на базе школ г. Томска показал, что эта модель эффективна и может быть использована не только учителями географии, экологии и др., а также и студентами географами, экологамибудущими педагогами.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в 21 публикации, в том числе две в журналах, входящих в перечень ВАК. Материалы диссертации докладывались на научных и научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, в том числе и международного: Ш Международная конференция «Горное, нефтяное, геологическое и геоэкологическое образование в XXI веке» (Москва, 2008), IV Международная конференция «Горное, нефтяное, геологическое и геоэкологическое образование в XXI веке» (Цхинвал, 2009), IV Международная конференция <^ргауу уес! еске 1скуе" (РгаЬа, 2008), Международный русско-французский форум «Актуальные проблемы экологии и природопользования Сибири в глобальном контексте» (Томск, 2007), VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Информационные технологии и математическое моделирование» (Анжеро-Судженск, 2008), III Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Анжеро-Судженск, 2008), Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы модернизации образования: опыт, состояние, перспективы» (Томск, 2008), II Межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (Томск, 2008), III Областной форум инноваторов «Инновационные практики в деятельности педагога» (Томск, 2008), II Областной форум «Из опыта работы педагогов-инноваторов Томской области» (Томск, 2008), VIII Международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (Томск, 2009), 9-я Международная научно-методическая конференция «Непрерывное образование в России: традиции, реформы, инновации» (Саратов, 2009), Всероссийская интернет-конференция «Экология и безопасность в техносфере» (Орел, 2009), ХП Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2009), Всероссийская научная конференция «Теоретические и прикладные вопросы современной географии» (Томск, 2009), I Межрегиональная конференция с международным участием «Информация и образование: Границы коммуникаций» (Горно-Алтайск,.

2009), П-я Международная научная заочная конференция «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2009), Всероссийская конференция «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях Российской Федерации» (Тамбов, 2009). Автором неоднократно проводились мастер-классы перед учителями Томской области на курсах повышения квалификации в ТОИГЖРО по различным педагогическим технологиямподтверждениесертификаты.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Основное содержание работы изложено на 165 страницах машинописного текста, содержит таблиц — 5, рисунков — 17, библиографический список из 272 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполненного автором диссертационного исследования проведен анализ состояния вопроса эколого-географического образования в России. Выявлено, что до настоящего времени экологическому образованию уделяли внимание биологи, химики. География в этом плане оставалась в тени. В соответствии с поставленной целью показаны возможности экологического образования и воспитания на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в средней общеобразовательной школе. Нами были рассмотрены понятия экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, что позволило объединить все выше перечисленное термином «экологическая грамотность» обучающегося. Автором разработана концептуальная модель эколого-географического образования на уроках и внеурочных мероприятиях по географии в общеобразовательной школе.

Педагогический эксперимент, по реализации названной модели, проведенный в МОУ СОШ № 31 г. Томска в течение 3 лет (2007;2010 гг.) показал:

1. Экологическое образование выступает залогом устойчивого развития, именно поэтому важно обращать внимание школьников на экологические проблемы.

2. Анализ теоретических основ экологического образования, показал, что некоторые ученые подменяют данный термин экологической культурой, экологическим сознанием и др., мы же считаем, что современным требованиям времени отвечает именно термин «экологическое образование». Под последним понимается процесс, средство и результат получения и усвоения экологических знаний, умений и навыков, целенаправленно организованные и систематически осуществляемые в организациях образования, просвещения и воспитания или самостоятельно.

3. Мы утверждаем, что школьная география обладает высоким потенциалом в реализации экологического образования, поскольку данный предмет отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений.

4. Показана роль учителя в процессе экологического образования, как основного связующего звена между субъектом (учеником) и содержанием предметных областей географии и экологии.

5. Рассмотрены методы и способы формирования экологического образования при изучении школьной географии и предложена концептуальная модель формирования экологического образования.

6. Разработан цикл урочных и внеурочных мероприятий по географии, имеющих практическую и определенную научную значимость.

7. Использование современных педагогических технологий на уроках и внеурочной работе показало высокую эффективность концептуальной модели, предложенной автором.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона : дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Абрамова. — М., 2002. — 187 с.
  2. А. М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охране окружающей среды / А. М. Адам. — Томск: Изд-во Том. гос. архитектур.-строит, ун-та, 2008. 368 с.
  3. Л. В. Методика формирования эколого-ориентированного прогностического умения у школьников // География в школе. 2006. -№ 1. — С.36−38.
  4. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. -681 с.
  5. Активные методы обучения в природоохранном образовании: (дискуссии, ролевая и имитационная игры) / под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — 52 с.
  6. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф. И. Иващенко и др.- под общ. ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского. -Минск: Высш. шк., 1980. 176 с.
  7. А. И. География: население и хозяйство России: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Алексеев, В. В. Николина. -М.: Просвещение, 2007. 208с.
  8. Н. В. Экономическая и социальная география мира / Н. В. Алисов. М.: Гардарики, 2001. — 703 с.
  9. А. П. Экологическое право России / А. П. Анисимов -Волгоград: Панорама, 2006. 288 с.
  10. Ю.Анисимова Т. В. Становление экологической культуры личности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе: дис.. канд. пед. наук / Т. В. Анисимова. М., 2002. — 179 с.
  11. П.Антипова А. В. Экологическая обстановка в России на рубеже XX и XXI вв. // География в школе. 2004. — № 5. — С. 11−16.
  12. Антипова 3. М. Зеленые задачки: сб. задач по математике для 3−4 кл. / 3. М. Антипова, Н. П. Литковская. Томск, 2008. — 26 с.
  13. С. Н. Маркситско-ленинская теория культуры / С. Н. Артановский. М.: Политиздат, 1984. — 384 с.
  14. Бакланова С. JL Интеграция географии и экологии: системный подход // Ландшафты Западной Сибири: проблемы исследований, экология и рациональное использование: материалы VII Междунар. межвуз. конф., посвященной Дню Земли. -Бийск, 2001. С.87−89.
  15. В. В. География Тюменской области / В. В. Бакулин, В. В. Козин. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. -240 с.
  16. Н. Н. Избранные труды : становление советской экономической географии / Н. Н. Баранский. М.: Мысль, 1980. -287 с.
  17. Н. Н. Методика преподавания экономической географии / Н. Н. Баранский. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. -303 с.
  18. С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 295 с.
  19. В. Р. Социальная экология / В. Р. Бганба. М.: Высш. шк., 2004. — 309 с. 2?.Белова Н. И. Экология в мастерских / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. -Спб.: Паритет, 2004. 224 с.
  20. Л. Т. Роль эколого-туристических маршрутов в формировании у школьников социально-экологического опыта // География и туризм: сб. науч. тр. Пермь, 2006. — 263 с.
  21. В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М. — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 352с.
  22. Н. А. Становление и развитее системы непрерывного экологического образования в России (на примере медицинского образования): автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Бирюкова. М., 2006.-40 с.
  23. В. Д. Культура общения с природой / В. Д. Бондаренко. -М.: Агропромиздат, 1987. 174 с.
  24. В. М. География Иркутской области : учеб. пособие для учащ. ст. кл. / В. М. Боярин. 5-е изд., перераб., доп. — Иркутск: Вост.-Сиб. изд. компания, 2000. — 222 с.
  25. А. А. Семантика языка и психология человека / А. А. Брудный. Фрунзе: Ил им, 1972. — 235 с.
  26. М. И. Глобальная экология / М. И. Будыко. М.: Мысль, 1977. -326 с.
  27. Э. В. Цель культура // Земля Томская: проблемы, их решения, размышления. — Томск, 1998. — С. 170−177.
  28. А. М. Эволюция экологического образования // Экология и жизнь. 2006. — № 2. — С. 31−37.
  29. В. И. Экономическая и социальная география зарубежного мира и Российской Федерации : учебное пособие / В. И. Бутов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. и др.: МарТ, 2006. — 208 с.
  30. В. А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития / В. А. Василенко. Новосибирск, 1997. — 123 с.
  31. Т. В. Проблемы природоохранного образования и воспитания / Т. В. Васильева. -М.: Наука, 1982. — 136 с.
  32. В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. — 261 с.
  33. В. И. Труды по философии естествознания / В. И. Вернадский. М.: Наука, 2000. — 504 с.
  34. Внеурочная работа по охране природы в общеобразовательной школе: пособие для учителей / под ред. В. А. Ананьева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.-213 с.
  35. А. Блеск и нищета непрерывного экологического образования в России Электронный ресурс. // Всероссийский Экологический портал. Электрон. дан. — [Б.м.], 2002-. — URL: http://ecoportal.ru/view public. php?id=2944 (дата обращения: 28.03.2008)
  36. Возрастная и педагогическая психология: учебник для пед. ин-тов / В. В. Давыдов и др.- под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.
  37. В. И. Педагогика в схемах и таблицах / В. И. Волынкин. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 282 с.
  38. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранной подготовки студентов: сб. ст. / под ред. Б. Г. Иоганзена. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. — 168 с.
  39. Воспитание//БСЭ. 3-е изд.-М., 1972.-Т. 5.-С. 380
  40. JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  41. Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. М.: Академия, 2006. — 240с.
  42. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А. Ф. Трешников. М.: Сов. энцикл., 1988. — 432 с.
  43. География: 10−11 классы: сб. программ для школ естеств. и гуманит. профилей / сост. JI. И. Елховская, В. И. Сиротин. М.: Просвещение, 1997.-174 с.
  44. География в школе: сб. норматив, док. / сост. JI. И. Елховская. М.: Прсвещение, 1988. — 189 с.
  45. География: сб. авт. программ для 10−11 кл. профил. шк. / сост. Л. И. Елховская, В. И. Сиротин. -М.: Просвещение, 1994. 144 с.
  46. География: интегрированные уроки: 6−10 кл. / сост. Н. В. Болотникова. Волгоград: Учитель, 2007. — 99 с.
  47. География Томской области. Население. Экономика. Экология: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений: 9 кл. / Н. С. Евсеева и др. Томск: SST, 2006. — 200 с.
  48. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8−9 кл. -М.: Экопрос, 2000. 222 с.
  49. География Якутии: учебник для 9 кл. сред. шк. / И. И. Жирков и др. Якутск: Бичик, 2004. — 288 с.
  50. Геоэкология и природопользование: понятийно-терминологический словарь / авт.-сост. В. В. Козин, В. А. Петровский. Смоленск: Ойкумена, 2005. — 576 с.
  51. Т. П. Начальный курс географии : учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2006. — 176 с.
  52. Т. П. Формирование мировоззрения учащихся / Т. П. Герасимова, М. К. Ковалевская, JI. М. Панчешникова. М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  53. Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. М., 1986. — С. 144−158.
  54. С.Н. Экологическая культура мира приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. — № 9−10. — 2003. — с. 17. Электронный ресурс.
  55. Всероссийский портал экокультура. Электрон, дан. — Б.м., 2003- .- URL: http://wwvv.ecocullure.ru/ecolibrarv/art.php (дата обращения: 26.04.2008)
  56. С. Н. Экологическое и экономическое образование // Экологическое образование и воспитание при подготовке учителя. -Волгоград, 1983. С. 3−14.
  57. Глобальная экологическая проблема / Р. А. Новиков и др. М.: Мысль, 1988.-204 с.
  58. Глобальные проблемы географической науки / под ред. И. Т. Фролова.- М.: Центр совет, филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1988. 158 с.
  59. А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. -М.: Центр, 1997. 206 с.
  60. А. А. Экология, наука, моделирование / А. А. Горелов. М.: Наука, 1985.-207 с.
  61. Грамотность // БСЭ. 3-е изд. -М., 1972. — Т. 7. — С. 245
  62. JI. А. Педагогическая психология / JI. А. Григорович. -М.: Гардарики, 2003. 314 с.
  63. Губарева JL И. Экология человека / JI. И. Губарева. М.: Владос, 2003. -111 с.
  64. Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. -М.: Лотос, 2003. 248 с.
  65. Данилов-Данильян В. И. Перед главным вызовом цивилизации: взгляд из России / В. И. Данилов-Данильян. М.: ИНФРА-М, 2005. — 222с.
  66. И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. -Кишенев: Гл. ред. Молд. сов. энцикл, 1989. 408 с.
  67. С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д.: Феникс, 1996 — 480 с.
  68. Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н. В. Добрецова. М.: Агропромиздат, 1988. — 239 с.
  69. Г. В. Культурология / Г. В. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -576 с.
  70. И. В. Методика и технология обучения географии / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможня. М.: Астрель: ACT, 2004. -203 с.
  71. . А. География и психология : подход к проблемам / Б. А. Душков. -М.: Мысль, 1987. -285с.
  72. Н. С. География Томской области / Н. С. Евсеева, Л. Н. Окишева. Томск: Изд-во HTJI, 2005. — 152 с.
  73. JI. Н. География Камчатской области / JI. Н. Ермаков. -Петропавловск-Камчатский: Дальневост. ich. изд-во, Камчат. отд-ние, 1974.-96 с.
  74. В. Н. Модель непрерывного экологического образования во внешкольном учреждении / В. Н. Жданова, К. О. Дейч // Экология и безопасность в техносфере. Орел, 2009. — С. 177−179
  75. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности / авт.-сост. М. Е. Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2007. 94 с.
  76. Е. А. Программы по экологии: технологическое руководство // Педагогические технологии. 2007. -№ 4. — С.64−70.
  77. И. В. Введение в глобальную экологию / И. В. Ильин, А. В. Иванов. -М.: Изд-во: Моск. ун-та, 2009. 386 с.
  78. А. Г. Оптимизация природной среды (географический аспект) / А. Г. Исаченко. М.: Мысль, 1980. — 264 с.
  79. М. С. Человеческая деятельность (опыт систематического анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  80. К. С. География Ульяновской области / К. С. Кальянов, Г. 3. Веснина, В. И. Лебедев. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульян, отд-ние, 1971. — 127 с.
  81. И. А. Геоэкология: учебник для высш. шк. / И. А. Карлович. -М: Акад. проект: Альма-Матер, 2005. 512 с.
  82. Н. С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития // Экология и жизнь. 2006. — № 9. — С. 30−34.
  83. В. Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства : дис.. канд. пед. наук / В. Г. Кезин. М, 1999.-284 с.
  84. О. А. Региональные геоэкологические проблемы : (программа курса профильной школы) // География в школе. 2004. -№ 5. — С. 52−54.
  85. Т. А. Экология : книга для учителя: учебное издание / Т. А. Козлова, Т. С. Сухова, В. И. Сивоглазов. М.: Школа-Пресс, 1996. -192 с.
  86. О. С. Природа забота общая / О. С. Колбасов. — М.: Моск. рабочий, 1982. — 127 с.
  87. Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. -М: Просвещение, 1986. 80 с.
  88. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология / Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. -277 с.
  89. В. М. Охрана природы / В. М. Константинов. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  90. В. Н. Геоэкология Алтая : учеб. пособие / В. Н. Коржнев. -Бийск: НИЦ БПГУ, 2001.-109 с.
  91. В. А. География материков и океанов :7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. 13-е изд., стер. -М.: Дрофа, 2006. — 320 с.
  92. В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. -6-е изд., доп. иперераб. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 576 с.
  93. Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования : дис.. канд. пед. наук / Г. А. Костецкая. СПб., 1999. -186 с.
  94. ЮЗ.Кочергин А. Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. -Новосибирск: Наука, 1987. 214 с.
  95. Л. Проблемы экологизации общественного сознания современности //Молодые ученые об экологии. -М., 2001. С. 23−31.
  96. Н. К. Избранные педагогические сочинения / Н. К. Крупская. М.: Политиздат, 1988. — 430 с.
  97. М. А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ: средняя ступень обучения: дис.. канд. пед. наук / М. А. Кузменок. М., 1999. — 284 с.
  98. В. С. Теория и методика воспитательной работы / В. С. Кукушин. Ростов н/Д.: Март, 2002. — 320 с.
  99. М. А. Изучение экологических проблем на уроках географии // География в школе. — 2006. № 1. — С.39−41.
  100. Культурная деятельность: опыт социологического исследования / JI. Н. Коган и др. -М.: Наука, 1981.-236 с.
  101. Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии / Т. В. Кучер. -М.: Просвещение, 1990. -128 с.
  102. JI. О. Этическое и эстетическое в экологическом воспитании / JI. О. Кяхрик, И. М. Лиллеорг // Экологическое образование и воспитание при подготовке учителя. Волгоград, 1983. — С. 14−26.
  103. И. П. Научные основы охраны природы / И. П. Лаптев. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1970. 489 с.
  104. И. П. Теоретические основы охраны природы / И. П. Лаптев. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. 276 с.
  105. В. Ф. Формирование экологической культуры у учащейся молодежи / В. Ф. Лашманова. Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. — 130с.
  106. А. Н. Природоохранное законодательство развитых стран : аналит. обзор / А. Н. Лебедева, О. Л. Лаврик. Новосибирск, 1993. -256 с.
  107. В. В. Формирование экологической воспитанности старших школьников в школе / В. В. Лебединский, Т. А. Маловидченко // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике. -М., 2001. -С. 111−117.
  108. А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  109. А. Н. Человек и культура / А. Н. Леонтьев. М., 1961. — 116 с.
  110. П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1988.-400 с.
  111. В. В. Совершенствование системы экологического воспитания и образования учащихся / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко. Свердловск, 2003. — 131 с.
  112. Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. М.: 5 за знания, 2007. — 208 с.
  113. М. В. О воспитании и образовании / М. В. Ломоносов — сост. Т. С. Буторина. М.: Педагогика, 1997. — 344 с.
  114. К. С. Потребление возобновляемых ресурсов : экологические и социально-экономические последствия (глобальные и региональные аспекты) / К. С. Лосев, Р. А. Мнацаканян, H. М. Дронин. М.: ГЕОС, 2005. -158 с.
  115. Ю. Л. Педагогические этюды / Ю. Л. Львова. М.: Просвещение, 1990. -63 с.
  116. Л. Экологическое образование Электронный ресурс. / Л. Ляшенко, Н. Михайленко // Экологические вести. 2002. — 20 дек. (№ 15). — Электрон. версия печат. публ. — URL: http://rcecoforum.narod.ru/env st. htm (дата обращения: 05.04.2008)
  117. В. П. Географичекая картина мира : в 2 кн. / В. П. Максаковский. М.: Дрофа, 2006. — Кн. 1: Общая характеристика мира. — 495 с.
  118. В. П. Научные основы школьной географии / В. П. Максаковский. -М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  119. В. П. Экономическая и социальная география мира : учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. -М.: Просвещение, 2007. 400с.
  120. В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. П. Максаковский. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  121. Т. Р. Опыт закона о народонаселении / Т. Р. Мальтус. М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1895. — 249 с.
  122. Ш. Малюга Ю. Я. Культурология / Ю. Я. Малюга. М.: ИНФРА-М, 2004.-333 с.
  123. Н. М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. -М., 2001. С. 72−88
  124. А. В. Краткий словарь терминов по геоэкологии, экологической безопасности / А. В. Мананков, В. П. Парначёв. Томск: Изд-во Том. гос. архитектур.-строит, ун-та, 2006. — 156 с.
  125. Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969. — 228 с.
  126. Д. Ж. Социальная экология / Д. Ж. Маркович. М.: РУДН, 1997.-436 с. 13 6. Между народные экологические акции в школе: 7−9 кл. / авт.-сост. Г. А. Фадеева. Волгоград: Учитель, 2005. — 123 с.
  127. Методика обучения географии в школе: метод, пособие для студентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
  128. Методика обучения географии в средней школе / под. ред. Л. М. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1983. 320 с.
  129. Методическая разработка по экологической профилактике / сост. Н. Р. Букейханов и др. Алма-Ата: Изд-во РУМК, 1990. — 26 с.
  130. Н. Н. Модели экологии и эволюции / Н. Н. Моисеев. М.: Знание, 1983.-64 с.
  131. Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. -М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.
  132. Н. Н. Человек, среда, общество / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1982. — 240 с.
  133. Н. Н. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями / Н. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. -М.: Наука, 1985.-272 с.
  134. JI. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / JI. П. Молодова. Минск: Асар, 2004. — 512 с.
  135. Некрасова 3. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать / 3. Некрасова, Н. Некрасова. М.: ООО Издательство «София», 2008. — 256 с.
  136. Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: Владос, 2004. — Кн.2: Психология образования. — 606 с.
  137. А. А. Возрастная и педагогическая психология / А. А. Никольская. Дубна: Феникс+, 2001. — 332 с.
  138. Ноосферный путь устойчивого развития России и мира / П. Т. Драчев и др. -М.: ПР Стайл, 2002. 472 с.
  139. M. А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества / М. А. Нугаев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975.-293 с.
  140. Р. В. Интерактив в экообразовании / Р. В. Опарин, Н. А. Куликова // Мозаика интерактива: сб. материалов по экологическому просвещению. Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 2002. — Вып. 6. — С. 3746.
  141. Основы экологии / под ред. Е. Н. Мешечко. — Минск: Экоперспектива, 2002. 376 с.
  142. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  143. Ю. Н. Формирование экочеловека : методологические принципы и программные установки / Ю. Н. Пахомов. Спб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. — 124 с.
  144. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1989. -411 с.
  145. H. Н. География / H. Н. Петрова. М.: Форум: Инфа-М, 2006.-224 с.
  146. А. Человеческие качества / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1980. -302 с.
  147. М. Д. ЮНЕСКО и Международное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (2005−2015 гг.) // Контакт: междунар. бюл. Юнеско по науч.-техн. и эколог, образованию. 2003. -Т. 28, №½.-С. 1−7.
  148. И. П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации : автореф. дис.. канд. юрид. наук / И. П. Пономарева. Екатеринбург, 2000. — 26 с.
  149. Практикум по экологии / С. В. Алексеев и др. М.: ООМДС, 1996. — 192 с.
  150. О. Б. Уроки для будущего / О. Б. Приходько. Тюмень: Вектор Бук, 2001.-212 с.
  151. Преподавание интегрированного курса охраны природы в IX-XI классах средней школы: пособие для учителей / под ред. В. А. Ананьева. Томск, 1996. — 167 с.
  152. Преподавание основ охраны природы в V-VIII классах средней школы: пособие для учителей / под ред. В. А. Ананьева. Томск, 1995. -313 с.
  153. Т. А. Качество мышления основной ресурс успешности / Т. А. Прищепа. — Москва, 2004. -43 с.
  154. Проблемы экологического образования и воспитания: организационно-методические основы реализации программы охраны окружающей среды города Томска / под ред. В. А. Ананьева. Томск, 1991.-284 с.
  155. Программы для общеобразовательных учреждений: география: 6−11 кл. / сост. Е. В. Овсянникова. -М.: Дрофа, 2008. 128 с.
  156. Программы для школ (классов) с углубленным изучением географии. -М.: Просвещение, 1990. 42 с.
  157. Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристической подготовке» / сост. JI. Е. Куприн. -М.: Турист, 1991. -40 с.
  158. Программы по географии для 6−10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово — PC, 2008. — 56 с.
  159. В. Ф. Экология / В. Ф. Протасов. М.: Финансы и статистика, 2005. — 380 с.
  160. Э. М. География : природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. М. Раковская. М.: Просвещение, 2007. — 301с.
  161. Н. Ф. Экология : теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994. — 368 с.
  162. Е. В. Путешествие в природу : заповедными тропами / Е. В. Репетунова, О. А. Антошкина. Томск: Печатная мануфактура, 2006. — 80 с.
  163. Н. Н. Геоэкология и природопользование / Н. Н. Родзевич. — М.: Дрофа, 2003. 256 с.
  164. Н. Н. Экологическая глобализация // География в школе. -2005.-№ 4.-С. 8−15.
  165. Н. Н. Охрана и преобразование природы / Н. Н. Родзевич, К. В. Пашканг. М.: Просвещение, 1979. — 240 с.
  166. JI. JI. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. 1999. — № 2. — С. 42 — 46.
  167. ТГУ, 20−22 апреля 2005 г.). Томск, 2005. — С. 53−54. (Вестник Томского государственного университета. Приложение — № 13, Апрель 2005 — Серия «Экология»)
  168. Сборник нормативных документов по географии / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2007. 100 с.
  169. Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации V-X классы. -М.: Просвещение, 1995. 206 с.
  170. Сборник разноуровневых программа по географии VI-X классы. М.: Просвещение, 1996. -187 с.
  171. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
  172. Т. К. Экологический туризм / Т. К. Сергеева. М.: Финансы и статистика, 2004. — 358 с.
  173. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации : дис.. д-ра пед. наук/Г. П. Сикорская. Екатеринбург, 1999. -446 с.
  174. В. А. Дидактика / В. А. Ситаров. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  175. Споры о будущем: окружающая среда / А. М. Рябчиков и др. — под ред. А. М. Рябчикова. М.: Мысль, 1983. — 175 с.
  176. Сознание // БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т. 24 (1). — С. 129
  177. Н. В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества : автореф. дис.. канд. социол. наук / Н. В. Соловьева. Казань, 1994.-21 с.
  178. О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О. П. Солодилова. -М.: Велби: Проспект, 2004. -288 с.
  179. И. А. Методология и методика общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений / И. А. Сосунова, Н. Г. Рыбальский, Е. Д. Самотесов. М.: НИА-Природа: РЭФИА, 2004.-420 с.
  180. Н. А. Практикум по общей экологии / Н. А. Степанчук. Волгоград: Учитель, 2009. — 208 с.
  181. А. В. (Флеенко А. В.) Роль экологического образования в решении глобальных проблем природопользования / А. В. Степанцова // Актуальные проблемы экологии и природопользования Сибири в глобальном контексте. Томск, 2007. — Ч. 2. — С. 376−379.
  182. Стребнева Наталья. В поисках Нардугана // Национальный акцент.2009.- 10 дек. (№ 49).
  183. В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский — сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 560 с.
  184. А. И. Экскурсии в лес по экологической тропе / А. И. Тарасов. Тюмень: СофтДизайн, 1997. — 64 с.
  185. В. А. Модель динамики воздушных загрязнений в условиях потенциального обтекания городской застройки // Экологические проблемы природопользования. Тверь, 1992. — С. 7782.
  186. И.А. / Влияние экологического воспитания на подростков с девиантным поведением. Материалы первого информационного семинара г. Саратов, 21−22 сентября 2002 года
  187. Т. П. Экологические основы природопользования / Т. П. Трушина. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.
  188. А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философия экологического образования. — М. Прогресс-Традиция, 2001. С. 49−71.
  189. А. Д. Перспективы экоразвития / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1990.-270 с.
  190. А. Д. Концепции современного естествознания / А. Д. Урсул, В. А. Лось. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 440 с.
  191. Учебная программа непрерывного экологического образования и воспитания учащихся школ г. Томска-7 / под ред. В. А. Ананьева. -Томск, 1993. 89 с.
  192. К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. -М.: Просвещение, 1968. 556 с.
  193. Г. А. Неделя экологии в школе. Волгоград: Учитель, 2007.-66 с.
  194. Физика и экология: 7−11 классы / сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова. Волгоград: Учитель, 2005. — 74 с.
  195. Н. Б. Компьютер на уроке географии // География в школе. -2001.-№ 2.-С. 51−53.
  196. Н. Экологическое воспитание / Н. Филипповский. — М.: Знание, 1982. 95 с.
  197. А. В. Значение экологизации в современном образовании / А. В. Флеенко // Экология и безопасность в техносфере: материалы Всерос. науч.-техн. интернет-конф. (окт.-дек. 2008 г.). Орел, 2009. -С. 194−195.
  198. А. В. Использование компьютера на интегрированных уроках по географии и экологии / А. В. Флеенко // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'09: сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2009.-С. 128.
  199. А. В. Компьютерные технологии в экологизации образовательного процесса (на примере уроков географии) / А. В. Флеенко // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2009.-№ 3(35).-С. 71−75.
  200. А. В. Устойчивое развитие и внеурочная работа в школе / А. В. Флеенко // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегион. Науч.-практ. Конф., Томск, 6−7 нояб. 2008 г. Томск, 2008. — С. 248−249.
  201. А. В. Формирование экологической культуры в системе непрерывного образования / А. В. Флеенко // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Ш Всерос. науч.-практ. конф., 13−14 нояб. 2008 г. Томск, 2008. — С. 242−244.
  202. А. В. Формирование экологической культуры школьников / А. В. Флеенко // Проблемы региональной экологии. М., 2009. — № 5. -С. 280−282.
  203. А. В. Экологизация школьной географии и информационные технологии / А. В. Флеенко // Непрерывное образование в России: традиции, реформы, инновации: сб. науч. ст. Саратов, 2009. — С. 111.
  204. А. В. Экологический подход в курсе географии Томской области / А. В. Флеенко // Materialy IV mezinarodni vedecko-prakticka konference «Zpravy vedecke ideje 2008», 27 rijna — 05 listopadu 2008 roku. — Praha, 2008. — C. 37−40.
  205. Формы и методы эколого-географического природоохранного образования / А. Г. Воронов и др. // Географическое прогнозирование и охрана природы: сб. науч. тр. -М., 1990. С. 167−173.
  206. И. Т. О причинности и целесообразности в живой природе / И. Т. Фролов. -М.: Гос. изд-во полит, лит., 1961. 184 с.
  207. И. Т. О человеке и гуманизме : работы разных лет / И. Т. Фролов. -М.: Политиздат, 1989. 559 с.
  208. И. Ф. Экологическое образование старших подростков во внеклассной работе в общеобразовательных учреждениях : дис.. канд. пед. наук/И. Ф. Харина. Челябинск, 2003. — 169 с.
  209. M. Ф. География Башкортостана : учебник для 9 кл. / Хисматов М. Ф., Сухов В. П. -Уфа: Китап, 2000. 198 с.
  210. И. В. Экологизация содержания темы «Энергетика и окружающая среда» // География в школе. 2004. — № 7. — С.52−55.
  211. Хусаинов 3. А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. 2005. — № 2. — С. 66−72.
  212. H. М. Экология : учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов / H. М. Чернова, А. М. Былова. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1988. — 265 с.
  213. Н. Л. Экологическое образование: настоящее и будущее // Непрерывное экологическое образование в содержании регионального образовательного пространства: материалы обл. науч.- практ. конф. -Томск, 2002. С. 9−10
  214. С. В. Через искусство к зеленой планете : сборник сценариев пятого (юбилейного) городского экологического конкурса детских театров и агитбригад / С. В. Шаляпин, С. В. Шаляпина — под. ред. В. А. Попова. — Томск: D’Print, 2005. — 156 с.
  215. М. Д. Современные проблемы экономической и социальной географии / М. Д. Шарыгин. Пермь, 2008. — 427 с.
  216. В. А. Введение в методологию научного познания / В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 192 с.
  217. В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. — Л.: Наука, 1966.-302 с.
  218. В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 128 с.
  219. А. Г. Программа курса «Экология родного края» / А. Г. Шурыгина, Т. С. Носкова // География в школе. 2006. — № 3. — С. 5053.
  220. В. А. Подготовка студентов к внеклассной работе по экологическому образованию учащихся в курсе методики обучения географии // Природопользование таежной зоны СССР. Ярославль, 1988.-С. 55−59
  221. Экология: 6−11 кл.: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2009. — 134 с.
  222. Экология: 9 кл.: элективные курсы / авт.-сост. М. В. Высоцкая. — Волгоград: Учитель, 2008. — 126 с.
  223. Экология и политика / К. Я. Кондратьев и др. — СПб., 1993. 286 с.
  224. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Агафонов JL И. и др. Тюмень: СофтДизайн, 1997. — 286 с.
  225. Экологическая безопасность / Л. С. Хорошилова и др. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 312 с.
  226. Экологическая пропаганда в СССР / под ред. Д. М. Гришиани. М.: Наука, 1984. — 128 с.
  227. Экологическая культура: технологии формирования и раскрытия жизненных сил личности Электронный ресурс. // Экономико-правовая библиотека URL: http://vuzlib.net/beta3/liunl/l/4864/4889/ (дата обращения: 22.06.2008)
  228. Экологическая тропа: Академгородок пригородный лес / под ред. И. П. Лаптева. — Томск, 1986. — 55 с.
  229. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н. В. Абаева. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. — 160 с.
  230. Экологический мониторинг: состояние окружающей природной среды Томской области в 2006 году / Департамент природ. ресурсов и охраны окружающей среды Том. обл., ОГУ «Облкомприрода». Томск: Графика, 2007. — 24 с.
  231. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 1999 -930 с.
  232. Экологическое воспитание. М.: Знание, 1982. — 95 с. — (Народный университет. Факультет «Человек и природа» — 6).
  233. Экологическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2007. — 139 с.
  234. Экологическое воспитание дошкольников / под ред. А. М. Федотовой. 2-е изд., доп. и перераб. — Пермь: ВООП. Перм. обл. совет, 1992. -287 с.
  235. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы: (пособие). Новосибирск: РПО СО РАН ХН, 1995. — Ч. 3. -292 с.
  236. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1984. — 136 с.
  237. Экологическое образование школьников / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  238. Экономическая и социальная география / В. П. Дронов и др. М.: Просвещение, 1994.-208 с.
  239. А. В. Охрана живой природы : проблемы и перспективы / А. В. Яблоков, С. А. Остроумов. М.: Лесная промышленность, 1983. -271 с.
  240. О. Н. Экологическая культура / О. Н. Яницкий. М.: Наука, 2007.-271 с.
  241. В. А. История и психология формирования экологической культуры / В. А. Ясвин. -М.: Наука, 1999. 100 с.
  242. Gore А. Earth in the balance: ecology and the human spirit / A. Gore. -Boston: Houghton Mifflin, 1992 408 p.
  243. Kudryavtsev A. Urban environmental education: avenue towards community-based conservation // Regeneration! Newsletter of the
  244. Community Forestry and Environmental Research Partnership Program. -2009.-Vol. 9, no. l.P. 8−9.
  245. Muir J. Nature writings / J. Muir. New York: The Library of America, 1997.-888 p.
  246. Palmer J. A. Environmental Education in the 21st Century: theory, practice, progress and promise / J. A. Palmer. London — New York: Routledge, 1998. — 284 p.
Заполнить форму текущей работой