Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические особенности ресоциализации личности делинквентов средствами спортивной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время сложилось мнение, что ресоциализация делинквентов — задача комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних. Недостаток их работы, не позволяющий им добиваться хороших результатов в своей работе, заключается в том, что они больше ориентированы на меры административного воздействия, чем на социально-психологическую помощь и поддержку. При этом принятые и нашей страной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. РОБЛЕМА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
    • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
      • 1. 1. Основные понятия психологии делинквентного поведения
        • 1. 1. 1. Делинквентное поведение как результат нарушения процесса социализации
        • 1. 1. 2. Классификация делинквентного поведения
      • 1. 2. Причины и условия делинквентного поведения
        • 1. 2. 1. Социальные факторы делинквентного поведения
        • 1. 2. 2. Социально-психологические факторы делинквентного поведения
        • 1. 2. 3. Психобиологические факторы делинквентного поведения
        • 1. 2. 4. Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения
      • 1. 3. Ресоциализация делинквентов средствами спортивной деятельности
    • 4. 1.3.1. Общая характеристика ресоциализации делинквентов
      • 1. 3. 2. Условия и критерии ресоциализации делинквентов
      • 1. 3. 3. Психокоррекционые возможности спортивной деятельности
      • 1. 4. Резюме
  • ГЛАВА. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
    • 2. ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 1. Задачи и организация исследования
      • 2. 2. Методы, методики и процедуры исследования
      • 2. 3. Перечень экспериментально исследуемых показате
  • ГЛАВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
    • 3. ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 3. 1. Психологические особенности делинквентов и их взаимосвязь с уровнем социального развития
        • 3. 1. 1. Особенности индивидных свойств психики делинквентов
        • 3. 1. 2. Особенности личностных качеств делинквентов
        • 3. 1. 3. Уровень социального развития делинквентов
      • 3. 2. Оценка эффекта ресоциализации делинквентов сред* ствами спортивной деятельности
        • 3. 2. 1. Сравнительный анализ психологических особенностей делинквентов до и после ресоциализации
        • 3. 2. 2. Сравнительный анализ психологических особенностей ресоциализированных, нересоциализированных делинквентов и социально адаптированных сверстников
      • 3. 3. Психологические факторы ресоциализации делинквентов
      • 3. 4. Обсуждение результатов исследования

Психолого-педагогические особенности ресоциализации личности делинквентов средствами спортивной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Прежде всего, криминальной ситуацией в среде несовершеннолетних, которая характеризуется снижением возрастного ценза субъектов противоправных действий, ростом доли тяжких уголовных преступлений, ростом количества делинквентов женского пола. Кроме того, преступность несовершеннолетних является источником рецидивной и взрослой преступности. Так, по данным Г. М. Миньков-ского (1994) 60−65% рецидивистов — это люди, начавшие противоправную деятельность, не достигнув совершеннолетия. Значение этих фактов определяется не только непосредственным ущербом, причиняемым противоправными действиями, но и тем, что центром этой проблемы является личность несовершеннолетнего правонарушителя, а ее коррекция — одним из главных вопросов борьбы с преступностью. Это подтверждает и тот факт, что (по оценке экспертов) 6−8 из десяти преступлений, совершаемых несовершеннолетними можно предотвратить, так как для 70−80% несовершеннолетних преступников характерно постепенное, в течение нескольких месяцев вовлечение их в криминогенную среду (В.Ф. Семенихин, 1990). Таким образом, необходимы исследования эффективных средств коррекции и превенции делинквентного поведения.

О высоком и устойчивом в течение многих лет профессиональном интересе психологов к проблеме делинквентного поведения свидетельствует направленность и количество работ по этой проблеме: по криминологическим аспектам: B.JI. Васильев, 1997; В. Н. Кудрявцев, 1986; А. Е. Личко, 1983; Г. М. Миньковский, 1994; В. Ф. Пирожков, 1998; по клиническим аспектам: Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан, 1991; В. В. Королев, 1992; К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова, 1988; по социально-психологическим и педагогическим аспектам: А. С. Бадмаев, 1993; С. А. Беличева, 1994; И. А. Долгова, 1981; Ю. А. Клейберг, 1996; А. С. Макаренко, 1983; Р. В. Овчарова, 1996;

А.А. Реан, 1993, Л. С. Славина, 1966; Р. И. Цветкова, 1990. При этом анализ литературы показывает обеспокоенность исследователей де-линквентного поведения сложившимся в настоящее время разрывом между практикой и теорией, что, прежде всего, сказывается на действенности, результативности работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Поэтому сегодня существует острая необходимость объединить и систематизировать результаты многочисленных разнообразных исследований в юридической, возрастной, социальной и педагогической психологии по проблемам отклоняющегося поведения для повышения эффективности превентивной и кор

• рекционно-реабилитационной работы в конкретных реально существующих исторических условиях.

Официально ресоциализацией делинквентов занимается достаточно большое количество специалистов разных служб — учреждений образования, социального обеспечения, правоохранительных органов и т. д. Между тем, эффективность их работы нельзя оценить как высокую, что на наш взгляд, связано, прежде всего, с незнанием психологических механизмов возникновения и коррекции делинквентного поведения, особенностями личности делинквентов, а это в свою очередь не позволяет осознанно и эффективно управлять процессом ре-социализации. Исходя из этого, актуальным является изучение делинквентной личности и психологического эффекта и факторов ресоциа-лизации.

Гипотезы исследования:

1. Причиной делинквентного поведения является социально-психологическая деформация личности, индивидные свойства психики не имеют существенной роли в генезисе делинквентного поведения.

2. Ресоциализация делинквентов идет, прежде всего, через позитивное изменение самосознания, оптимизацию самоотношения.

3. Включение в спортивную деятельность является эффективным средством ресоциализации делинквентов.

Цель исследования заключалась в изучении психолого-педагогических особенностей ресоциализации делинквентов средствами спортивной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены его задачи (см. раздел З.1.). Во-первых, выявить уровень социального развития и психологические особенности делинквентов, и их взаимосвязь. Во-вторых, осуществить оценку эффекта ресоциализации делинквентов средствами спортивной деятельности, для чего необходимо провести сравнительный анализ психологических особенностей делинквентов до и после ресоциализациипровести сравнительный анализ психологических особенностей занимавшихся спортом делинквентов и их социально адаптированных сверстников, а также делинквентов, не занимавшихся спортом. В-третьих, выявить психологические факторы ресоциализации делинквентов.

Объект исследования: рассматривались показатели уровня социального развития и психологические особенности пяти групп испытуемых:

2 группы по 30 человек — делинквенты (14−17 лет), состоящие на учете в милиции (УВД Всеволожского района Ленинградской области), и их социально адаптированные сверстники (правопослушные),.

3 группы по 15 человек — ресоциализированные делинквенты (занимавшиеся в спортивном клубе 1 год), социально адаптированные сверстники (занимавшиеся в спортивном клубе 1 год), нересоциали-зированные делинквенты (не занимавшиеся спортом).

Предметом исследования являются психологические различия делинквентов и их сверстников, психологический эффект ресоциализации делинквентов средствами спортивной деятельности и психологические факторы ресоциализации.

Теоретико-методологической основой работы послужили:

1. Положения современных психологических концепций деятельности и личности, разработанные Б. Г. Ананьевым, 1971; А.Г. Ас-моловым, 1984; J1.C. Выготским, 1984; В. Н. Мясищевым, 1960; А.В.

Петровским, 1984; К. К. Платоновым, 1986; В. М. Русаловым, 1979;

B.В. Сталиным, 1983; Д. И. Фельдштейном, 1994; Д. А. Ядовым, 1975.

2. Положения современных социально-психологических и психолого-педагогических концепций в области психологии девиантного поведения, разработанные Г. М. Андреевой, 1980; С. А. Беличевой, 1994; B.JI. Васильевым, 1997; И. А. Долговой, 1981; А. С. Макаренко, 1983; Р. В. Овчаровой, 1996; В. Ф. Пирожковым, 1998; А. А. Реаном, 1993; Р. И. Цветковой, 1977.

Методы и методики исследования.

В ходе исследования нами были использованы следующие мето-* ды: беседа, анкетирование, тестирование, математико-статистический анализв качестве вспомогательных методов исследования были использованы анализ документального материала (изучение личных дел) и метод экспертных оценок (учителя, инспектора милиции). Основным организационным методом экспериментального исследования явился метод психолого-педагогического формирующего эксперимента.

Был использован пакет методик: методика изучения свойств темперамента В. М. Русаловаметодика изучения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкинойметодика изучения агрессивности А. Басса — А. «Даркиметодика изучения ценностных ориентации М. Рокича (Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский, 1998) — 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела (Р.В. Овчарова, 2000) — патаха-рактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (А.Е. Лич-ко, М. Я. Иванов, 1976) — методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (1993) — методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. А. Реана (1996) — методика изучения отношения к девиациям поведения В. А. Худика (1993). Уровень социализации определялся по параметрам, предложенным.

C.А. Беличевой (1994) и Ю. А. Клейбергом (1996).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования кратко заключается в следующем — впервые:

1. комплексно изучены психологические особенности делинквентов на данной возрастной выборке (14−17 лет),.

2. психологические особенности делинквентов рассмотрены во взаимосвязи с уровнем их социального развития,.

3. изучены психологический эффект и психологические факторы ресоциализации делинквентов средствами спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для оптимизации превентив-но-коррекционной работы с опорой на психологические факторы ресоциализации делинквентов. Знание психологических факторов ресоциализации делинквентов служит научно-практическим ориентиром для выработки эффективных технологий регулирующего воздействия на личность делинквентов, для прогнозирования того, как будет протекать процесс ресоциализации, для осознанного управления этим процессом. Кроме того, данное диссертационное исследование ориентировано на необходимость расширения средств ресоциализации, в частности, изучалась ресоциализация делинквентов средствами спортивной деятельности.

Достоверность полученных данных обеспечивается валидно-стью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Положения, выносимые на защиту:

1. Причиной делинквентного поведения является деформация личностных качеств, индивидные свойства психики не участвуют прямо в генезисе асоциального поведения.

2. Ведущим психологическим фактором ресоциализации является позитивное изменение самоотношения делинквентов, а именно, самоуважения и аутосимпатии.

3. Включение в спортивную деятельность является эффективным средством ресоциализации делинквентов.

Апробация исследования: основной теоретический материал и результаты экспериментального исследования изложены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях и научных конференциях кафедры психологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

Практическая апробация и внедрение полученных в исследовании данных и выводов осуществлены в работе межрегиональной детской общественной организации «Ассоциация скаутов», в работе Комитета по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной материал диссертации изложен на 126-ти страницах. Материал иллюстрирован 12-ю таблицами. Библиография включает 129 наименований, в том числе 4 — на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Делинквенты в сравнении с социально адаптированными сверстниками отличаются большей ригидностью нервной системы, что затрудняет их адаптационные возможности. По остальным индивидным свойствам психики они не имеют значимых отличий, что позволяет сделать вывод об опосредованном значении психоиндивидных свойств в генезисе асоциального поведения. Индивидные особенности психики не являются причиной делинквентного поведения, а лишь участвуют в формировании способов его осуществления.

2. Социально-психологическая деформация личности, являющаяся наряду с антиобщественным воздействием на личность причиной делинквентного поведения, проявляется в негативном изменении личностных качеств. а) Деформация личностных профилей делинквентов выражается в эмоциональной нестабильности, тревожности и напряженности, доминантности и подозрительности к своему ближайшему окружению, агрессивности и враждебности, бесприниципности и игнорировании общественного мнения, акцентуированности характера. б) Деформация самоотношения выражается в меньших уровнях аутосимпатии и самоуважения при неадекватном (крайне завышенном или крайне заниженном) уровне самоуничижения. в) Деформация личности выражается, кроме того, в искаженном понимании содержания общечеловеческих ценностей, терпимом отношении к девиациям поведения, эгоцентрических установках и слабой мотивированности профессиональной деятельности.

3. В процессе ресоциализации средствами спортивной деятельности позитивному изменению подвергается большая часть деформированных качеств делинквентов. Повысились уровни обучаемости, самоуважения, аутосимпатии, негативного отношения к девиациям поведения, снизились уровни акцентуированности характера, враждебности и самоуничижения. Уровни эмоциональной стабильности, уверенности в себе, самоконтроля, расслабленности — напряженности и социального развития соответствуют таковым у социально адаптированных сверстников, что позволяет считать спортивную деятельность эффективным средством ресоциализации.

4. Ведущим фактором является позитивное изменение самоотношения, выражающееся в усилении самоуважения и аутосимпатии. В тройку основных психологических факторов ресоциализации средствами спортивной деятельности входят также усиление негативного отношения к девиациям поведения, возрастание силы Я (эмоциональной стабильности) и сверх-Я (совестливости). Наряду с этими к психологическим факторам ресоциализации относятся усиление мотивированности профессиональной деятельности, снижение подозрительности и тревожности, усиление самоконтроля и снижение напряженности.

5. Так как ресоциализация представляет собой по своей психологической сущности позитивное изменение Я — концепции, успешное осуществление ресоциализирующих воздействий возможно лишь при соблюдении условий, влекущих это изменение: наличие социально одобряемой значимой деятельности, в которой возможно достижение успеханаличие общественного признания своей деятельности, выраженное со стороны референтной группы сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема девиантного поведения носит междисциплинарный, межотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельность различных органов, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественные и благотворительные организации. Такая межведомственная разобщенность, а также изолированность, несостыкованность научных подходов в изучении этой острой социальной проблемы делают особенно актуальным создание психологического обеспечения профилактической и коррекци-онной работы.

В настоящее время сложилось мнение, что ресоциализация делинквентов — задача комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних. Недостаток их работы, не позволяющий им добиваться хороших результатов в своей работе, заключается в том, что они больше ориентированы на меры административного воздействия, чем на социально-психологическую помощь и поддержку. При этом принятые и нашей страной международные стандарты и нормы ООН в отношении детей и подростков предусматривают «создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социальноопасном положении и нуждается в особой заботе и защите», подчеркивая, что только «участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность» (Сборник международных стандартов., 1998, с.90).

Изменить существующее положение призван принятый в мае 1999 года Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). В законе, в частности, определены основные задачи и принципы пре-вентивно-коррекционной деятельности, а также органы и учреждения системы профилактики и коррекции. Актуальность данного закона определяется необходимостью перевода превентивно-коррекционной работы с уровня административных мер на уровень психолого-педагогической коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980.-526с.
  2. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива. Афтореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1978.-18с.
  3. .Г. О психологических эффектах социализации. // Человек и общество. Л., 1971. — с. 145−167.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 416с.
  5. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. — 272с.
  6. В.П. Проблемы социализации личности. // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — с. 19−21.
  7. Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. -М.: Наука, 1991.-243с.
  8. Ю.М. Причины преступного поведения. М.: Академия МВД РФ, 1992.-205с.
  9. Ю.М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. -115с.
  10. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития. // Психологический журнал. 1999. -Том 20. — № 1. — с.6−19.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 104с.
  12. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1981.-24с.
  13. О.Н., Задоя Е. С. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков. Николаев: НГПИ, 1990.-88с.
  14. А.С. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: NB Магистр, 1993. -144с.
  15. Ф.В. Проблемы бессознательного. М.: Медицина, 1968.- 468с.
  16. И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. — с. 15−26.
  17. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-изд. центр «Социальное здоровье России», 1994. — 221с.
  18. С.А. Специализированные подростковые клубы как институт социализации «трудных» подростков. // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 6. — с.48−54.
  19. С.В., Лисецкий К. С., Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997. — 65с.
  20. А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. -272с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 404с.
  22. И.Ю. «Гедонистический риск» и отклоняющееся поведение молодежи. // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. Сборник научных трудов./ Фельдштейн Д. И. и др. М.: АПНСССР, 1990−159с.-с.54−62.
  23. О.А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков в 10−11 лет. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1999.-25с.
  24. Г. Г. Психологическая характеристика мотивацион-ной среды подростков правонарушителей. // Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — с.239−250.
  25. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984. — 144с.
  26. Н.Е. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. / Сборник науч.-практич. работ. Челябинск, 1993.
  27. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986.-208с.
  28. Н.И. Особенности самоопределения подростков с физическими дефектами. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994.- 16с.
  29. Г. К. Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии. 1989. -№ 1.- с.45−55.
  30. Васильев B. J1. Юридическая психология. СПб: Питер, 1997. -656с.
  31. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6-ти томах. М., 1984.
  32. О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе. // Психологический журнал, 1999, том 20, № 4. с.96−101.
  33. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. -207с.
  34. И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 1992. — 19с.
  35. В.А. Система пубертатной психопатологии на судебно-психиатрическом материале/ Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов, 8-й- Тезисы докладов. М., 1988. — Т.3.-с.335−338.
  36. Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1978. -21с.
  37. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981.-159с.
  38. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Политиздат, 1982.-304с.
  39. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии. // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.-с. 15−19.
  40. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологические характеристики личности подростков с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — с.83−90.
  41. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980. — 160с.
  42. А.Ф. Криминологические и уголовно-правовые аспекты неосознаваемой психической деятельности. // Советское государство и право. 1984. — № 9. — с.52−58.
  43. Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб.: 1998.-21 с.
  44. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — с.89−95.
  45. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-163с.
  46. В.В., Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. — 558с.
  47. В.В. Активные групповые методы как средство коррекции психологических характеристик педагогически запущенных подростков. // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. -с.104−113.
  48. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 176с.
  49. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.-335с.
  50. В.В. Психические отклонения у подростковправонарушителей. М.: Медицина, 1992. — 206с.
  51. .Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития. // Психологические проблемы физического воспитания школьников. / Составители: Б. Б. Коссов и Т. А. Ратанова. М.: АПН СССР, 1989. — 182с.
  52. Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13−14 лет средствами физического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 24с.
  53. Криминальная мотивация. / Под ред. В. Н. Кудрявцева М.: Наука, 1986.-303с.
  54. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1981. — 25с.
  55. А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. — с.47−58.
  56. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988.-165с.
  57. Г. В. Личность и деятельность спортсмена парашютиста. — М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986. -152с.
  58. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. -575с.
  59. А.Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его применения. Л., 1976. — 57с.
  60. А.Е. Психоиатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 256с.
  61. Ч. Преступление. СПб., 1900.
  62. Медицинская психология. / Под ред. Гройсмана А. Л. М.: Магистр, 1998.-359с.
  63. А.С. Собрание сочинений: В 8 томах. М.: Педагогика, 1983.
  64. А.С. Книга для родителей. М.: Правда, 1986. — 44с.
  65. И.Д. Антисоциальное поведение несовершеннолетних с психическими аномалиями. М.: МВШМ, 1994. — 24с.
  66. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. -684с.
  67. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.
  68. Г. М. Криминология. М.: МГУ, 1994. — 413с.
  69. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 224с.
  70. А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь: ПГПИ, 1988. -78с.
  71. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Триволга, 1995.- 357с.
  72. Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996. — 305с.
  73. Р.В. Технологии практического психолога в образовании. М.: Сфера, 2000. — 441с.
  74. М.С. Специализированные клубы подростков по месту жительства эффективная форма предупреждения правонарушений. / Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978. — с. 88−96.
  75. С.Б. Девиации поведения как один из объектов психопрофилактики. // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. М.: МАИ, 1992.-104с. — с.45−46.
  76. С.Р. Методика исследования самоотношения. / Психодиагностическая серия. Вып. 7. Изд. «Смысл». -М., 1993. -48с.
  77. Т.Б. Нервно-психическое напряжение у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990. — 15с.
  78. А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № 4. -с.15−30.
  79. В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 1998: Книга 1. Психология подростковой преступности. — 1998. -304с.
  80. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-254с.
  81. Практическая психодиагностика. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: «Бахрах», 1998. — 669с.
  82. И.С. Асоциальные стихийные группы несовершеннолетних и лидерство в них. // Вопросы борьбы с пьянством, наркоманией и другими формами антиобщественного поведения. -ML, 1976. с.133−138.
  83. Психология физического воспитания и спорта. В двух частях. // Т. Т. Джамгаров и А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. -179с.
  84. А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана НИР в области физической культуры и спорта. // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 6.
  85. В.М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практич. семинара. / Составители: И. А. Невский, Р. В. Овчарова. Архангельск, 1993. — 165с.
  86. А.Р. Личность преступника как криминально-психологическая проблема. // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47 М., — 1988. — с.110−121.
  87. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб.: ЛГОУ, — 1996. — 109с.
  88. А.А. Психологическая служба школы: принципы деятельности и работа с «трудными». СПб., 1993. — 43с.
  89. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999. — 416с.
  90. А.А. Характерологические особенности подростков делинквентов. // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — с. 139−144.
  91. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.:ВНИИФК, 1996. -23с.
  92. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
  93. Ю.Р. Психологическая характеристика жизненных планов несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. — 24с.
  94. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: «Интер-диалект+», 1998.-128с.
  95. В.Ф. Социально-правовые аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. // Дети с девиант-ным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. М.: МАИ, 1992.-104с. — с.49−52.
  96. П.В. О природе неосознаваемого психического. // Психологический журнал. 1986. — Том 7. — № 2. — с. 145−148.
  97. JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.- 150с.
  98. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.-213с.
  99. Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Центр карьеры, 1999. — 367с.
  100. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  101. Н.А. Криминология и проблема личности преступника. // Теоретические проблемы учения о личности преступника. -М., 1979. с.39−48.
  102. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 236с.
  103. Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966. -451с.
  104. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30 июня 1999 года, с.4−6.
  105. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. -222с.
  106. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная пед. академия, 1994. — 192с.
  107. ПО Фокс В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1985. -310с.
  108. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 446с.
  109. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М.: Педагогика. 1986. — 408с.
  110. В.А. Психология аномального развития личности в дет114 115 116 117 118 111 674 345 378 680 653 479 936ском и подростково-юношеском возрасте. Киев: Здоровье, 1993. — 144с.
  111. Р.И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 16с. Цветкова Р. И. Психология трудного подростка. — Хабаровск: ХГПИ, 1990.-79с.
  112. B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь: Торба, 1993. — 139с.
  113. Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000. — 333с.
  114. М.В. Девиантное поведение личности несовершеннолетних женского пола и пути его коррекции. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Рос. Академия гос. службы при президенте РФ, 1995.-21с.
  115. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. М: Педагогика, 1980.
  116. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -с.6−20.
  117. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 333с. Юричка Ю. И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. — Бирск: Бирс. ГНИ, 1994. -145с.
  118. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников. Уфа, 1990. 1 Юс. Юсупов И. М. Социопатические предпосылки криминальных деяний. — Казань, 1996. — 27с.
  119. Д.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — с.89−105.
  120. Bandura A. and Walters R.H. Social learning and personality development. New York, 1964. — 329p.
  121. Kemper T.D. Referense groups, socialization and achievement. // American Sociological Review, 1968. Vol. 33, № 1. -p.30−54.
  122. Kennedy D. and Kerber A. Resocialization: an American experiment. //New York: Behavioral Publ. 1976. -p.5−50.
  123. Look 1. W., Warren M.Q. New York, 1966. — 212p.
Заполнить форму текущей работой