Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

О составе древнеяпонского придворного чиновничества в VIII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Только в конце правления императора Сёму позиции представителей рода Фудзивара, точнее сказать, его «южного дома"-40, снова усиливаются. В 749 г. Фудзивара-но Асоми Тоёнари назначается Правым министром (при том, что он только год назад был назначен Дайнагоном41). В этом же году Санги Фудзивара-но Асоми Накамаро, минуя следующую в должностной иерархии за Санги должность Тюгнагона, назначается… Читать ещё >

О составе древнеяпонского придворного чиновничества в VIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ О составе древнеяпонского придворного чиновничества в VIII в.

1. Общая структура государственного аппарата Японии в раннем средневековьи В японской исторической литературе существует достаточно публикаций, посвященных различным аспектам взаимоотношений между различными аристократическими родами в VII— VIII вв., и особое внимание исследователи древней истории Японии уделяют периоду правления императора Тэмму (673—686), который в результате целенаправленных политических преобразований попытался изменить баланс основных сил в стране. Как известно, восшествие Тэмму на престол сопровождалось кровопролитной войной, получившей название «смута г. дзинсин» (яп. «дзинсин-но ран»). Победу Тэмму обеспечила поддержка тех сил, которые были недовольны ущемлением своих наследственных прав. К ним относились как старая родоплеменная аристократия (например, Оотомо и Абэ), так и новая «служилая знать». Последняя не могла похвастаться своей родовитостью, но отличилась преданностью принцу 0: ама (будущему императору Тэмму) во время «смуты г. дзинсин». В результате (после провозглашения Тэмму императором) выходцы из сравнительно молодых кланов получили придворные должности и тем самым изменили существовавшую до Тэмму расстановку основных политических сил. Из материалов летописи «Нихон сёки» видно, что на протяжении царствования Тэмму и его супруги Дзито: (686—697) новая «служилая знать» постепенно набирает силу и начинает представлять угрозу влиянию «старой» родоплеменной аристократии при дворе. По всей видимости, как Тэмму, так и Дзито: вполне устраивала такая ситуация. Используя противоречия внутри правящей элиты, им удалось укрепить свои позиции и проводить политику реформ, направленную на создание централизованного государства. Но преодолеть давление традиций аристократического общества не удалось, и к концу VIII в. важнейшие государственные посты занимали преимущественно представители «старых» аристократических родов.

Попробуем проследить, какие изменения происходили в структуре придворного чиновничества в первой половине VIII в. (начиная с правления внука Тэмму — императора Момму (697— 707). Такое исследование следует проводить по нескольким параметрам и, в первую очередь, на составе высших государственных должностей.

Важнейшими источниками, содержащими интересующие нас данные, являются государственная хроника «Сёку нихонги» (797 г.) и официальный свод назначений на высшие государственные посты «Кугё: бунин» (первые свитки составлены в середине XII в.). По нашему мнению, сопоставление данных этих двух сводов позволят проследить, как изменялся баланс сил при императорском дворе. А следовательно, такое сопоставление может быть полезно для хотя бы частичного ответа на вопрос, каким образом складывались взаимоотношения различных аристократических родов, представители которых занимали важнейшие должности при дворе.

Согласно законодательным сводам, во главе государства стоял император, который обладал верховными правами в области административного управления, назначения и продвижения чиновников, ведения внешних сношений и управления войском. Непосредственно императору подчинялись три высших государственных учреждения — Палата Большого Государственного Совета (Дадзё:кан), Палата Небесных и Земных Божеств (Дзингикан) и Палата Цензоров (Дандзёгтай), основной функцией которых было проведение в жизнь указов императоров. Но реально только Дадзё: кан был центральным правительственным органом, в той или иной мере контролировавшим два других учреждения — Дзингикан и Дандзёгтай. Аттестацию и продвижение по службе чиновников этих учреждений также фактически контролировал Дадзёжан.

Итак, главным административным органом был Дадзё: кан. Дадзёжан обладал огромной властью, что серьезно ограничивало монополизацию властных полномочий «правящим родом». Дадзёжан возглавлял Главный министр (Дайдзё: дайдзин), который считался наставником императора в делах управления. В случае, если этот пост оставался вакантным, предусматривались должности Левого (первого помощника Главного министра) и Правого (второго помощника Главного министра) министров, а также целый штат советников, число которых постоянно возрастало.

Внутри Дадзёжан существовал Высший Политический Совет (Гисэйкан), куда входили только представители старых аристократических родов, обосновавшихся в пяти центральных провинциях столичного района Кинай (Ямато, Ямасиро, Сэццу, Кавати и Идзуми). По всей видимости, Гисэйкан был не просто совещательным органом, а представлял собой аналог существовавшей в танском Китае Палаты политических дел (Чжэншитан). На совещаниях Гисэйкан обсуждались все важные государственные и военные вопросы, и лишь после этого о них докладывалось императору и начиналась выработка соответствующих указов и распоряжений. Другими словами, это был центральный государственный орган, осуществляющий выработку политического курса и контролирующий все остальные государственные учреждения.

На протяжении VIII в. назначение в Гисэйкан находилось в фактической монополии 21 рода, происходивших из Кинай и известных с более раннего, «дореформенного» времени. К их числу относились: Фудзивара (ветвь Накатоми), Тадзихи, Абэ, Ки, Исоноками (бывш. Мононобэ), 0: томо, Косэ, Исикава (бывш. Сога), Татибана, Накатоми, Фунъя, Авада, Такамуко, Симоцукэно, Оно, Агатаинукаи, 0: но, Хиками, Киби, Югэмикиё, Саэки. Однако это вовсе не означало, что представители каждого из этих родов постоянно входили в состав Гисэйкан. Состав Гисэйкан менялся в соответствии с расстановкой политических сил. Существовало несколько наиболее влиятельных родов, которые покровительствовали менее могущественным, и, таким образом, создавали политические группировки и коалиции, получая возможность контролировать государственную политику. К числу таких наиболее влиятельных родов можно отнести пять: Фудзивара, представители которого в VIII в. 29 раз входили в состав Гисэйкан (преимущественно во второй половине VIII в.), Тадзихи — 7 раз, Ки — 8 раз, Оотомо — 9 раз и Абэ — 6 раз. Представители остальных из вышеперечисленных родов гораздо реже включались в состав высшего государственного органа (например, представители 10 родов только по одному разу занимали посты в Гисэйкан).

В японской традиционной историографии, а вслед за ней англоязычной, превалирование именно Дадзёжан (точнее сказать, Гисэйкан) над всеми остальными государственными учреждениями Японии в VIII в. называется одной из причин усиления политического влияния при дворе рода Фудзивара. Здесь необходимо отметить, что подобная точка зрения требует некоторой корректировки. Несомненно влияние рода Фудзивара было достаточно велико, особенно в IX—XI вв. (в японской историографии период X—XI вв. часто называется «Фудзивара дзидай», то есть «период Фудзивара»), но в VIII в. система его доминирования еще не сложилась окончательно.

В самом начале VIII в. ни один из родов не имел решающего преимущества при решении политических вопросов. Сразу после обнародования кодекса «Тайхо: рицурё:» (701—702 гг.), в котором подтверждался провозглашенный еще в «Наставлениях из 17 статей», приписываемых кисти Сё: току-тайси (574—622), принцип коллективного обсуждения важнейших государственных дел, важнейшие посты (более одного) при императорском дворе не занимали представители одного рода. Например, в 703 г. десять ключевых постов в государственной иерархии занимали: Абэно Асоми Минуси — Правый министр, принц крови Осокабэ — Тидадзёжандзи (доел, «сведущий в делах управления Большого государственного совета» — должность ниже Правого министра, но выше «Старшего государственного советника» — Дайнагона), Исоноками-но Асоми Маро — Дайнагон, Фудзивара-но Асоми Фухито — Дайнагон, Ки-но Асоми Маро — Дайнагон. К пяти политическим советникам двора (Санги), должность которых была специально учреждена в 702 г. (при этом политические советники (Санги) имели право высказывать свое мнение при решении важнейших государственных вопросов, обсуждавшихся в Гисэйкане, стало быть, имели непосредственное отношение к осуществлению политического правления страны на самом высоком уровне), относились: Оотомо-но Сукунэ Ясумаро, Авада-но Асоми Махито, Такамуко-но Асоми Маро, Симоцукэно-но Асоми Комаро и Оно-но Асоми Кэно5.

К концу правления императора Момму (697—707) ситуация фактически не изменилась. Так, в 707 г. в Гисэйкан входили девять сановников. После смерти Правого министра Абэ-но Асоми Минуси в 703 г. 6 главой Гисэйкана по старшинству стал принц крови Осакабэ (его должность «Тидадзёжандзи» была следующей после Правого министра)7, но уже в самом начале 704 г. Правым министром и, соответственно, главой Гисэйкана был назначен Дайнагон Исоноками-но Асоми Маро8, сохранивший эту должность до 707 г. Упоминаемый уже Тидадзё: кандзи, принц крови Осакабэ, умер в 705 г. 9, и через несколько месяцев императорским указом на эту должность был назначен принц крови Ходзуми10 (к 707 г. он сохранил эту должность). Интересно, что принц крови Ходзуми не входил в состав Гисэйкана до 705 г. То же произошло и в 720 г., когда после смерти принца крови Ходзуми (произошедшей еще в 715 г.11) на должность Тидадзё: кандзи был назначен принц крови Тонэри, также ранее не входивший в состав Гисэйкана и назначенный на эту должность специальным императорским указом12. Такое положение позволяет предположить, что должность Тидадзё: кандзи была создана именно для представителей императорского рода (как известно, из четырех человек, назначенных на эту должность за время ее существования, трое были принцами крови: Осакабэ, Ходзуми и Тонэри, а четвертым был принц Судзука). По всей видимости, стоит согласиться с мнением Хаяси Рикуро, что назначения на эту должность представителей правящего рода использовались с целью недопущения радикальных изменений «баланса сил» внутри правящей элиты. Но со временем (при императоре Сё: — му) этой меры уже явно было недостаточно, и в 745 г. должность Тидадзё: кандзи была упразднена13.

Таким образом, в конце правления императора Момму в Гисэйкан входили: Дайнагоны — Фудзивара-но Асоми Фухито и Оотомо-но Сукунэ Ясумаро (последний также являлся Главным наместником региона Сайкай — Дадзай-но соти). Тю: нагонами («Средними государственными советниками», должность которых была введена в 705 г.14) были Авада-но Асоми Махито, Такамуко-но Асоми Маро и Абэ-но Асоми Сукунамаро. Наконец, придворными советниками — Санги (как и в 703 г.) являлись Оно-но Асоми Кэно Симоцукэно-но Асоми Комаро.

Во время правления императрицы Гэммэй (707—715) ситуация радикально не изменилась. Даже несмотря на то, что Фудзивара-но Асоми Фухито в начале 708 г. был назначен Правым министром15, он был единственным представителем рода Фудзивара в Гисэйкан. Правда, высказываются предположения, что род Фудзивара все же получил относительное большинство над другими родами, когда в 708 г. Тю: нагоном был назначен брат Фудзиварано Асоми Фухито — Накатоми-но Асоми Омимаро, ранее не входивший в состав Гисэйкана16, однако следует помнить, что Накатоми-но Асоми Омимаро хотя и был братом Фудзивара-но Асоми Фухито, но с 698 г. носил родовое имя «Накатоми» (а также являлся главой рода Накатоми)17, а следовательно, не принадлежал к собственно Фудзивара. Кроме того, Накатоми-но Асоми Омимаро оставался в должности Тюгнагона вплоть до смерти в 711 г. 18 При этом Левым министром (выше Правого министра) оставался Исоноками-но Асоми Маро, а должность Тидадзё: кандзи занимал принц крови Ходзуми19. В итоге к концу правления императрицы Гэммэй (на начало 715 г.) высшие государственные должности занимали представители пяти родов (с императорским, к которому относился принц крови Ходзуми, — шести): Исоноками (Левый министр); Фудзивара (Правый министр); Авада, Абэ и Косэ (Тю:нагоны).

Только при императрице Гэнсё: (715—724) после смерти Исоноками-но Асоми Маро в 717 г. Фудзивара-но Асоми Фухито возглавляет Гисэйкан20, и тогда же политическим советником (Санги) был назначен сын Фухито — Фудзивара-но Асоми Фусасаки21, а другой его сын Фудзивара-но Асоми Мутимаро в 718 г. стал первым претендентом на должность Санги (яп. «хи санги»)22. При этом в 717 г. должность Дайнагона оставалась вакантной23. Но, видимо, представители правящего рода (возможно, и не только они) не собирались мириться с тем, что род Фудзивара изменяет баланс сил в Гисэйкане в свою сторону, и реакция последовала незамедлительно. Уже в начале 718 г. Дайнагонами были назначены принц Нагая и Абэ-но Асоми Сукунамаро (ум. в 720 г.), а Тю: нагонами — Тадзихи-но Махито Икэмори (будущий Дайнагон, ум. в 730 г.), Косэ-но Асоми Оодзи (ум. в 724 г.) и Оотомоно Сукунэ Обито (будущий Дайнагон, ум. в 731 г.)24. По мнению Хаяси Рикуро, такие назначения могли быть осуществлены с целью максимального недопущения доминирования рода Фудзивара на политической арене25. После смерти Фудзивара-но Асоми Фухито в 720 г. ключевые посты в Гисэйкан заняли принц Нагая (Правый министр с 721 г.), принц крови Тонэри (Тидадзё:кандзи с 720 г.) и Тадзихи-но Махито Икэмори (Дайнагон с 721 г.). Другими словами, важнейшие должности принадлежали представителям императорского рода (род Тадзихи считался ответвлением правящего рода и вел свое происхождение от принца Камицу Уэха — наследника императора Сэнка, 535—539), либо выходцам из родов, не приветствовавшим возвышение рода Фудзивара (Оотомо и Косэ), что привело к временному замедлению продвижения по службе сыновей Фухито.

В начале правления императора Сё: му (724—749) служебная карьера представителей рода Фудзивара складывалась не совсем удачно. И хотя в Гисэйкан входило два представителя рода Фудзивара (Фудзивара-но Асоми Мутимаро и Фудзивара-но Асоми Фусасаки), расстановка сил внутри Гисэйкана была не в пользу рода Фудзивара. Сразу после восшествия Сё: му на престол принц Нагая был назначен Левым министром26. В это время в Гисэйкан входило 8 сановников. Помимо принца Нагая туда входили: принц крови Тонэри (Тидадзё:кандзи), Тадзихи-но Махито Икэмори (Дайнагон), Косэ-но Асоми Оодзи, Оотомо-но Сукунэ Обито и Фудзивара-но Асоми Мутимаро (Тю:нагоны), наконец, Фудзивара-но Асоми Фусасаки и Абэ-но Асоми Хиронива (Санги)27. Только после устранения принца Нагая в 729 г. род Фудзивара вновь начинает набирать силу. В том же 729 г. — меньше чем через месяц после обвинения принца Нагая в совершении ритуалов даосской «черной магии» (яп. «садо:») с целью извести императора Сё: му28 Фудзивара-но Асоми Мутимаро (по всей видимости, один из инициаторов устранения Нагая и его четверых сыновей как реальных претендентов на престол) получил повышение и был назначен Дайнагоном, а его брат — Фудзивара-но Асоми Маро был повышен в ранге (получил третий младший ранг и, таким образом, формально стал входить в состав высших сановников кугё, что давало большие возможности получения должности в Гисэйкане)29. В 731 г. Фудзивара-но Асоми Умакаи и Фудзивара-но Асоми Маро назначаются Санги и, таким образом, все четыре сына Фудзивара-но Асоми Фухито стали входить в состав высшего политического органа — Гисэйкана30. А в 734 г. Фудзивара-но Асоми Мутимаро становится Правым министром и возглавляет Гисэйкан31.

император род аристократический престол

2. Система рангов. Род Фудзивара Однако нельзя сказать, что крупнейшие аристократические роды (такие, например, как Оотомо, Абэ и, конечно же, императорский род) не приложили усилий к отстаиванию своих позиций на политической арене. Сразу после устранения принца Нагая, помимо двух представителей рода Фудзивара: Фудзиварано Асоми Умакаи и Фудзивара-но Асоми Маро, — реальных претендентов на получение должности Санги (следовательно, и права на вхождение в состав Гисэйкана), было трое: Тадзихи-но Махито Агатамори (брат Тадзихи-но Асоми Икэмори), Исикавано Асоми Иситари и Оотомо-но Сукунэ Мититари (сын Дайнагона Оотомо-но Сукунэ Ясумаро, который в это время занимал должность Главы Палаты Цензоров32). Все они именуются в «Кугё: бунин» «Гонсанги» («Кэнсанги»), то есть «уравненными в правах с Санги"33. В том же году Исикава-но Асоми Иситари умирает, а уже в 731 г. Тадзихи-но Махито Агатамори (позднее Тккнагон) и Оотомо-но Сукунэ Мититари (вплоть до своей смерти в 741 г. остался Санги) назначаются Санги. В то же время Санги назначаются принц Судзука (младший брат принца Нагая) и принц Кадзураги (более известный под именем Татибана-но Асоми Мороэ)34. В итоге, к концу 731 г. расстановка сил внутри Гисэйкана выглядела следующим образом: из 9 человек трое принадлежали к императорскому роду (Тидадзё:кандзи — принц крови Тонэри, Санги — принц Судзука и Санги — принц Кадзураги); один являлся представителем рода, отпочковавшегося от императорского дома (Тадзихи-но Махито Агатамори); четыре происходили из рода Фудзивара (все сыновья Фудзивара-но Асоми Фухито); один представитель рода, являвшегося давним соперником дома Фудзивара (Оотомо-но Сукунэ Мититари). Таким образом, представители представители рода Фудзивара хотя и имели преимущество над любым другим отдельно взятым родом, но в общем раскладе сил такого преимущества не получили. По всей видимости, императорский род, Тадзихи и Оотомо создали нечто вроде коалиции, основной задачей которой было противостояние политическому доминированию рода Фудзивара.

Временное преобладание над другими родами Фудзивара получили в 735 г., когда после смерти Тидадзё: кандзи принца крови Тонэри и полном отсутствии Дайнагонов Правый министр Фудзивара-но Асоми Мутимаро остался единственным из старших чиновников35 в Гисэйкане, но в 735 г. сначала на о-ве Кюсю, а затем и по всей Японии распространилась эпидемия оспы. Особенно свирепствовала болезнь в столице (отметим, что японская медицина в то время еще не знала эффективных способов лечения этой болезни). По подсчетам Кавахара Хидэо, во время эпидемии только в столице умерло около двух тысяч (включая и мелких неранговых) чиновников36. От оспы умирают все четверо сыновей Фудзивара-но Асоми Фухито.

После смерти всех четырех сыновей Фухито в 737 г. ключевые посты занимают представители императорского рода (хотя Татибана-но Асоми Мароэ являлся основателем нового рода, но он оставался выходцем из императорского рода в первом поколении; как известно, его отцом был принц Мину), а также родов Тадзихи и Оотомо. В 738 г. Татибана-но Асоми Мороэ был назначен Правым министром37, и после этого в состав Гисэйкана стали вводиться представители тех родов, которые являлись «союзниками» императорского рода по противодействию возвышения Фудзивара. Если в 738 г. в Гисэйкан входили только пять человек: Татибана-но Асоми Мороэ, принц Судзука, Тадзихи-но Махито Хиронари (младший брат Тадзихи-но Махито Икэмори и Тадзихи-но Махито Агатамори), Оотомо-но Сукунэ Мититари и Фудзивара-но Асоми Тоёнари (сын Фудзивара-но Асоми Мутимаро), то в следующем, 739 г., состав Гисэйкана изменился (в Гисэйкан стали входить 9 человек). Правым министром (с 743 г. — Левым министром38) оставался Татибана-но Асоми Мороэ, должность Тидадзё: кандзи сохранил принц Судзука (младший брат принца Нагая). В начале этого же 739 г. умирает Тю: нагон Тадзихи-но Махито Хиронари, и придворными советниками Санги сразу же назначаются Оотомо-но Сукунэ Усикаи (позднее Ткхнагон), Косэ-но Асоми Натэмаро (позднее Дайнагон), 0: но-но Асоми Адзумандо и Агата Инукаи-но Сукунэ Ивасуки (напомним, что мать Татибанано Асоми Мороэ была Агата Инукаи-но Татибана-но Мити). Помимо этого, должность Санги имели Оотомо-но Сукунэ Мититари и Фудзивара-но Асоми Тоёнари39.

Только в конце правления императора Сёму позиции представителей рода Фудзивара, точнее сказать, его «южного дома"-40, снова усиливаются. В 749 г. Фудзивара-но Асоми Тоёнари назначается Правым министром (при том, что он только год назад был назначен Дайнагоном41). В этом же году Санги Фудзивара-но Асоми Накамаро, минуя следующую в должностной иерархии за Санги должность Тюгнагона, назначается сразу Дайнагоном42. Наконец, в том же 749 г. Санги назначается Фудзивара-но Асоми Киёкава43 (сын Фудзивара-но Асоми Фусасаки). И даже несмотря на то, что в начале 50-х годов VIII в. в Гисэйкан входили представители, по крайней мере, восьми родов (Татибана, то есть императорский род, Фудзивара, Косэ, Оотомо, Исоноками, Ки, Тадзихи и Исикава), влияние рода Фудзивара сильно возросло. Например, в 755 г. из десяти членов Гисэйкана четверо носили родовое имя Фудзивара (два из «южного дома"44 и два из «северного дома"45), двое носили фамилию Татибана (Татибана-но Асоми Мороэ и его сын Татибана-но Асоми Нарамаро, оба до 757 г.), по одному происходили из родов Ки (Ки-но Асоми Маро, до 757 г.), Оотомо (Оотомо-но Сукунэ Эмаро, до 756 г.), Тадзихи (Тадзихи-но Махито Хиротари, до 757 г.), Исикава (Исйкава-но Асоми Нэнтари, до 762 г.) Наконец, после устранения Татибана-но Асоми Мороэ в 757 г. происходит решительное усиление позиций рода Фудзивара, связанное с деятельностью Фудзивара-но Асоми Накамаро. Стоит хотя бы сказать, что уже в 758 г. в состав Гисэйкана входило четыре представителя рода Фудзивара. И даже несмотря на казнь Накамаро, обвиненного в государственной измене, положение рода Фудзивара в государственной иерархии в целом не изменилось. Единственным достаточно ощутимым ударом по влиятельности Фудзивара были реформы, предпринятые императором Камму Тогда, после смерти Правого министра Фудзивара-но Асоми Цугинава (Цугутада) в 797 г., большую часть ключевых постов в государственном аппарате получили представители правящего рода. Уже в 798 г. Правым министром стал принц Мива, а единственным Дайнагоном — принц Итисино. Но после смерти Камму баланс сил вновь изменился в пользу Фудзивара.

Небезынтересно привести общую таблицу назначений в Гисэйкан представителей различных родов в VIII в. (до падения режима Фудзивара-но Эми-но Асоми Осикацу (Накамаро), когда доминирование рода Фудзивара в придворной политике было установлено.

Как видно из таблицы, реально способными, если не допустить полного доминирования рода Фудзивара на придворную политику в первой половине VIII в., то хотя бы замедлить его возвышение, помимо, собственно, императорского рода, были пять родов: Оотомо (представители этого рода на протяжении VIII в. почти постоянно входили в состав Гисэйкана); Тадзихи, не только часто назначаемые в Гисэйкан, но и возводившие свою родословную к представителям правящего рода; Абэ, Косэ и Кй (по всей видимости, используемые представителями правящего рода в качестве «союзников», чьи отношения с Фудзивара были напряжены).

Пожалования рангами осуществлялись регулярно и очень часто просто не учитывалось, существуют на этот момент вакантные должности или нет, что в результате приводило к неоправданному разрастанию ранжированного чиновничества и увеличению количества невостребованных чиновников («санкан»). По этой причине нас в первую очередь интересовали те чиновники, которые имели не только придворные ранги, но и занимали конкретные должности при дворе.

Как известно, с 685 г. шкала ранжирования для древнеяпонского чиновничества состояла из 6 рангов, разделявшихся в свою очередь на 48 степеней49, и только в 701 г. ранговая иерархия была заменена на классическую китайскую модель 9 рангов 30 степеней50, и буквально через два месяца было осуществлено первое массовое пожалование (всем кто имел шестой старший ранг верхней ступени) низшего придворного ранга (пятого младшего нижней ступени)51. В результате такой целенаправленной политики в состав «придворного чиновничества» (яп. «кидзоку кандзин») вливались свежие силы, и трудно предположить, что такой способ усиления своих позиций при императорском дворе не использовался представителями наиболее влиятельных аристократических родов.

Уже к концу 702 г. в состав придворного чиновничества (здесь мы учитываем только тех, кто занимал конкретные должности или выполнял различные поручения при дворе) входили представители 31 рода, 20 из которых представлены только одним человеком, остальные — от двух до четырех представителей. Общая структура придворного чиновничества выглядела следующим образом.

3. Борьба между аристократическими родами за власть и ее результаты в самом начале VIII в. среди различных древнеяпонских аристократических родов, чьи представители выполняли различные поручения при дворе, не было ни одного, абсолютное доминирование которого бы явно замечалось (например, род Саэки, хотя и был «сильнее» всего представлен среди придворного чиновничества, но ни один из его представителей не занимал высших придворных должностей). Кроме того, из девяти человек, входивших в 702 г. в Гисэйкан (их имена подчеркнуты), шестеро были единственными представителями своего рода в среде придворного рангового чиновничества вообще.

К периоду правления императрицы Гэнсё: ситуация стала изменяться. Шением императору Тэмму) имели только по одному представителю в среде придворного рангового чиновничества. К ним относились: Тагима-но Махито Оона, Ина-но Махито Наримаро, Окинага-но Махито Омитари, Микуни-но Махито Хитотари, Хата-но Махито Ёса, Хэгури-но Асоми Ясумаро, Такамуко-но Асоми Оотари, Оварида-но Асоми Ясумаро, Сакамото-но Асоми Асомаро, Кумэ-но Асоми Маро, Тагути-но Асоми Масухито, Хикэта-но Асоми Махито, Ооякэ-но Асоми Оокуни, Исоноками-но Асоми Тоёнива, Ходзуми-но Асоми Ою, Энои-но Асоми Хирокуни, Камицукэно-но Асоми Хирохито, Симоцукэно-но Асоми Ивасиро, Сами-но Асоми Касамаро, Курамамоти-но Асоми Масу, Имбэ-но Сукунэ Кообито, Хадзи-но Сукунэ Тоёмаро, Сакаибэ-но Сукунэ Оокида, Агата Инукаи-но Сукунэ Тикуси, Кусакабэ-но Сукунэ Ою. Всего 41 род.

Как видно из таблицы, при императрице Гэнсё: начинает оформляться «ядро» придворного чиновничества, и многие роды, чьи представители входили в Гисэйкан, покровительствуют более молодым выходцам из своих родов. Другими словами, высшие сановники (среди них Оотомо-но Сукунэ Табито, Абэ-но Асоми Сукунамаро, Тадзихи-но Махито Икэмори, Фудзивара-но Асоми Фухито, Фудзивара-но Асоми Фусасаки, Косэ-но Асоми Оодзи и Авада-но Асоми Махито) вводят в состав придворного чиновничества своих ставленников, на которых они могли бы опираться при проведении своей политики при дворе. В дальнейшем этот процесс приобретает более устойчивые формы.

Всего 38 родов, происходивших из центральной Японии" .

Сопоставляя таблицы, видно, что к 30-м годам VIII в. при императорском дворе сложилось несколько «группировок», имеющих политическое влияние. К середине VIII в. такие «группировки» оформились еще сильнее. Так, в 746 г. (Гисэйкан в то время возглавлял Левый министр Татибана-но Асоми Мороэ) придворные должности занимали 13 представителей рода Оотомо, 9 — из рода Тадзихи, 8 — из рода Фудзивара, 8 — из рода Ки, 7 — из рода Саэки, 5 — из рода Абэ, по 4 — из родо Косэ и Исикава (к этому моменту также начал возвышаться иммигрантский род Кудара, представители которого занимали 5 придворных должностей). Немного странным на первый взгляд кажется тот факт, что при таком величии Татибана-но Асоми Мороэ придворные должности занимали только два представителя этого рода (сам Мороэ и его сын — Сукунамаро), но нельзя забывать, что род Татибана появился совсем недавно, а должности, занимаемые его представителями, были весьма высоки (как известно, Сукунамаро в 749 г. назначен политическим советником двора — Санги). Наконец, после смерти Татибана-но Асоми Мороэ и прихода к власти Фудзивара-но Асоми Накамаро общий вес рода Фудзивара в среде придворного чиновничества резко возрос. В 762 г. придворные должности имели 24 представителя рода Фудзивара и только 11 представителей рода Оотомо (остальные еще меньше). Интересно, что охрана Императорского дворцового комплекса при Фудзивара-но Асоми Накамаро перешла под полный контроль рода Фудзивара. Если с 701 г. по 756 г. Командирами Пяти служб дворцовой охраны (Гоэфу) шесть раз становились представители рода Оотомо, четыре — Саэки, а два — выходцы из императорского рода (принцы), то с 757 г. по 791 г. Командирами Гоэфу становились: 20 раз — представители рода Фудзивара, 6 раз — Оотомо, 6 раз — Ки, 3 раза — Абэ и 2 раза — Саэки. При Накамаро из пяти назначений Командиров Гоэфу трижды эти должности доставались представителям рода Фудзивара. Что же касается двух служб, осуществлявших личную охрану императора (Тю:эфу и Конэфу), то подавляющее большинство их командиров происходили именно из рода Фудзивара (для Тю: эфу) — 10 из 12, а для Конэфу — 6 из 8). Таким образом, во второй половине VIII в. личная безопасность императоров сильно зависела от рода Фудзивара. Это позволило японскому исследователю Сасаяма Харуо предположить, что японские императоры со второй половины VIII в. превратились в «заложников» могущества дома Фудзивара100.

Кроме этого, из сопоставления вышеприведенных таблиц 2—4 видно, что выходцы из родов, которые начали свое возвышение при императоре Тэмму (так называемая «новая «служилая знать»), к середине VIII в. не только не занимали высших государственных постов, но и заметно сократили свое присутствие в среднем звене придворного чиновничества (должности пятого и, частично, четвертого рангов). Представители этих родов (к таковым можно отнести, например, Тагима, Фусэ, Ходзуми, Мити, Микуни, Ина, Хата, Окинага и т. д.) по большей части имели только придворные ранги, но не имели должностей в столице (входили в категорию «санкан»), то есть только формально (по рангу), а не фактически (по должности) принадлежали к придворному чиновничеству. Так, представители рода Тагима-но Махито в дальнейшем принимали участие только в проведении посмертных ритуалов (так называемых «оплакиваний») представителей правящей династии (например, экс-императрицы Дзито: и императора Момму) и высших сановников (например, Левого министра Исоноками-но Асоми Маро). Единственным исключением является разве что род Тадзихи, чьи представители сохраняли достаточно большое влияние при дворе в первой половине VIII в., и не утеряли его полностью во второй половине этого же столетия.

Итоги Подводя общий итог, следует отметить следующее.

Во-первых, о доминировании рода Фудзивара в придворной жизни можно говорить только не ранее конца 50-х годов VIII в. При этом следует иметь в виду два момента. Это доминирование знает по крайней мере два «перерыва»: период господства До: кё: (765—766), когда многие из Фудзивара были фактически отстранены от дел, а в состав Гисэйкана и других государственных учреждений начали вводиться представители рода Югэ101, из которого, собственно, и происходил До: кё:; и правление Камму, когда на важнейшие должности стали назначаться представители императорского рода, в частности принцы Мива (Правый министр) и Итисино (Дайнагон) и принцы крови Камино (Глава Министерства Центральных дел), Корэясу (Глава Министерства Церемоний), Кудзухара (Глава Министерства Гражданской администрации) и Оотомо (Глава Военного Министерства). Кроме того, говоря о роде Фудзивара, мы не должны упускать из виду, что в середине VIII в. этот род не был един, а состоял из четырех ветвей, наиболее могущественными из которых были «южная» (Мутимаро, Накамаро и т. д.) и «северная» (Фусасаки, Нагатэ, Уона и т. д.). Чтобы лучше представлять себе этот процесс, следует вспомнить, что «северный дом» принимал участие в подавлении восстания Фудзивара-но Асоми Накамаро, а позднее стал быстро возвышаться. Фудзивара-но Асоми Нагатэ и Фудзивара-но Асоми Уона, например, стали Левыми министрами. Наконец, во время правления Камму после смерти Левого министра Фудзивара-но Асоми Уона в 782 г. ни одна из «ветвей» рода Фудзивара не имели большинства в Гисэйкане (по два представителя от «южного», «северного» и «церемониального домов»). По всей видимости, они не смогли выработать «совместного курса» по отношению к императорскому роду, что позволило Камму лавировать между ними и назначить на важные посты своих ставленников. Во-вторых, в отличие от рода Фудзивара, другие роды проявили большее единство (по крайней мере, на протяжении VIII в.) в проведении своего политического «курса». Важнейшими родами, способными противостоять устремлениям Фудзивара к политическому господству в стране, были императорский род, Оотомо, Тадзихи, Абэ и Ки. Эти пять родов можно смело назвать самыми влиятельными родами (о правящем роде, собственно, особый разговор) в политической жизни Японии в VIII веке. Именно они принимали непосредственное участие в решении всех важнейших государственных задач и, по всей видимости, образовывали несколько «силовых центров» при дворе102.

В-третьих, помимо наиболее могущественных, существовала группа родов, быстрый рост политического влияния которых приходится на отдельные периоды. К их числу можно отнести: Косэ, Исикава (бывш. Сога) и Исоноками (бывш. Мононобэ). По всей видимости, это были роды, время политического могущества которых уже прошло (например, для Исиноками—Мононобэ — VI в., а для Исикава—Сога — конец VI — первая половина VII вв.), но и в VIII в. они представляли собой очень эффективных «союзников», используемых более могущественными родами для достижения своих политических целей. Например, Исоноками использовался в качестве «союзника» императорским родом, Косэ — зачастую действовал вместе с Оотомо, Исикава же довольно часто становился «союзником» Ки, а по мнению Накагава Осаму, и Абэ103.

В-четвертых, существовала группа родов, представители которых только один раз входили в состав Высшего государственного органа — Гисэйкана (на протяжении VIII в. таких родов было десять). Эти роды, скорее всего, также являлись «союзниками» более могущественных родов, хотя и не такими сильными как описанная выше группа. Например, роды Ооно и Агата Инукаи использовались в качестве «союзников» императорским родом (в это время ведущее положение при дворе занимал принц Кадзураги — более известный, как Татибана-но Асоми Мороэ), Авада и Оно, по всей видимости, являлись «союзниками» рода Фудзивара, Такамуко — ставленниками Ки.

В-пятых, каждый из представителей аристократических родов, после своего вхождения в Гисэйкан, особое внимание уделял вопросу продвижения представителей как своего собственного рода, так и родов, с которыми были дружественные отношения. Так, если в 702 г. придворными должностями обладало только три представителя рода Оотомо, то к 729 г. их было уже шестеро (в случае Тадзихи — двое и шестеро, соответственно). Из источников видно, что периоды усиления позиций рода Оотомо при дворе совпадают со временем возвышения рода Саэки. К 729 г. При дворные должности были у шести представителей рода Оотомо и только у трех — из рода Саэки, а в 746 г. должности при дворе занимали 13 представителей рода Оотомо и 7 — Саэки. Не менее интересен пример усиления рода Авада. Если в 702 г. придворная должность была только у одного представителя рода Авада (Авада-но Асоми Махито), то назначение его в этом же году в Гисэйкан дало свои результаты и уже в 717 г. придворные должности имели три представителя рода Авада (Махито, Хито и Хитоками). После смерти Авада-но Асоми Махито в 719 г. продвижение по службе представителей рода Авада замедлилось (в 729 г. их уже двое, а в конце VIII в. — только один).

Наконец, в-шестых, высшая политическая элита Японии продемонстрировала высочайшую степень приспособляемости даже к очень изменившимся условиям пореформенного времени и не претерпела сильных изменений по сравнению с VII в., хотя внутри ее самой и произошло серьезное перераспределение властных полномочий. Попытка императора Тэмму осуществить определенную реструктуризацию правящего класса (ввести в его состав хотя бы некоторых представителей служилой знати) с помощью реформы социальных рангов-кабанэ потерпела, с точки зрения исторической перспективы, полную неудачу. Например, к концу VIII в. (из родов, пожалованных при Тэмму высшим рангомкабанэ «махито») только выходцы из рода Тадзихи назначались на придворные должности (среднее звено), при этом высшие должности были для них почти недоступны.

В конце VIII в. только Тадзихи-но Махито Ханидзукура и Тадзихи-но Махито Нагано входили в состав Гисэйкана и то только короткий промежуток времени (меньше года).

1. Иноуэ Мицусада. Нихон кодай кокка-но кэнкзо: (Исследование древнеяпонского государства). Токио, 1969.

2. Кавахара Хидэо. Рицурё: икайсэй то дзайти сякай (Система ранжирования [в период] рицурё: и периферия [древнеяпонского государства]). Кокуси гаку (Журнал национальной истории). Токио, 1983, № 121. Кугё: бунин (Дополнительные сведения о назначениях высших сановников — кугё:). Т.1. Токио, 1971.

3. Курамото Кадзухиро. Дайдзё: кансэй-но сэйрицу (Становление системы Дадзёжан). — Нихон кодай си. Ронсо: (Дискуссионные проблемы древней истории Японии). Токио, 1991.

4. Накагава Осаму. Ко: мё: Накамаро тайсэй-но кайсэй (Становление [политического] режима Ко: мё: и [Фудзивара-но Асоми] Накамаро). — Кокуси гаку (Журнал национальной истории). Токио, 1972, N° 78. Наоки Кодзиро:. Дзинсин-но ран (Смута г. дзинсин). Токио, 1974. Нихон кодай си дзитэн (Справочник по древней истории Японии). Токио, 1993.

5. Нихон сёки (Анналы Японии). Т. 2. СПб., 1997.

6. Номура Тадао. Хассэйки сёто:-ни окэру кидзоку кандзин-но ко: сэн (Должностная аттестация придворного чиновничества в начале VIII столетия). — Нихон рэкиси (История Японии). Токио, 1980, N° 380. Рицурё: (Уголовные и гражданские законы). Серия «Нихон сисо: тайкэй». Токио, 1994.

7. Сасаяма Харуо. Тюэфуно кэнкю: (Исследование Тю: эфу). — Кодайгаку (Вестник древней истории). Осака, 1957. Т. 6, № 3.

8. Саэки Арикиё:. Синсэн сё: дзироку-но кэнюо:. Хомбун (Исследование «Синсэн сёдзироку». Текст памятника). Т. 1. Токио, 1962.

9. Сёку нихонги (Продолжение анналов Японии). Серия «Син Нихон котэн бунгаку тайкэй». Т. 1—5. Токио, 1989—1996.

10. Фурусэ Нацуко. Тэнно: то кидзоку (Император и аристократия). — Нихон кодай си. Ронсо: (Дискуссионные проблемы древней истории Японии). Токио, 1991.

11. Хаякава Сё: хати. Нихон кодай канрё: сэй-но кэнкю: (Исследование бюрократической системы в древней Японии). Токио, 1986.

12. Хаяси Рикуро:. Тэмпё: ки-но Фудзивара сикё: дай (О четырех сыновьях Фудзивара[-но Асоми Фухито] в период Тэмпё:). — Кокуси гаку (Журнал национальной истории). Токио, 1995, № 157.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой