Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование принципов формирования здоровьесберегающего поведения студентов медицинского колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проведения эксперимента на базе Арзамасского медицинского колледжа 2000 — 2004 гг., направленного на повышение доли учащихся с преобладанием здоровьесберегающего поведения получены следующие результаты: к выпускным курсам снизилось число курящих на 30%- повысилась доля студентов на 25%, считающих, что курение вредит здоровью, снизилась доля обучающихся на 15%, часто употребляющих… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Основные тенденции в состоянии здоровья студентов образо- 9 вательных учреждений среднего профессионального образования
    • 1. 2. Факторы, влияющие на здоровье обучающихся в образователь- 14 ных учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 3. Пути охраны здоровья студентов образовательных учреждений 17 среднего профессионального образования
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА, ОБЪЕМ, МЕТОДЫ И БАЗА ИССЛЕ ДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕН
  • TOB СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 3. 1. Заболеваемость студентов образовательных учреждений сред- 32 него профессионального образования медицинского профиля по данным обращаемости в ЛПУ. Трудопотери
    • 3. 2. Заболеваемость студентов медицинского колледжа по данным 45 углубленных медицинских осмотров
  • ГЛАВА 4. ОБРАЗ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИ ЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
  • ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 5. 1. Обоснование путей оптимизации здоровья студентов образова- 80 тельного учреждения среднего профессионального образования
    • 5. 2. Особенности формирования здоровьесберегающего поведения 86 студентов, обучающихся в медицинском колледже
    • 5. 3. Эффективность системы гигиенического обучения и воспита- 96 ния студентов — медиков образовательных учреждений среднего профессионального образования

Научное обоснование принципов формирования здоровьесберегающего поведения студентов медицинского колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Актуальность выбранной темы определяется ситуацией, которая сложилась на данном этапе развития общества. С одной стороны, ускорение ритма жизни, информационный бум, ухудшение экологической обстановки, распространение психоактивных веществ (наркотики, лекарственные препараты и проч.) и т. п. не способствуют оздоровлению населенияа с другой — от современного человека требуется, чтобы он был энергичным, мобильным, активным, успешным, а для этого необходимы жизненные силы и здоровье. Попытки разрешить данное противоречие предпринимаются на уровне государства: разработаны и реализуются различные федеральные программы по улучшению состояния здоровья населения, формированию здоровьесбере-гающего поведенияувеличивается финансирование медицинских исследований в этой области. Но до тех пор, пока каждый из молодой человек не осознает всю важность данной проблемы, ответственность за свое здоровье, его ценность, это противоречие разрешено не будет.

Студенты средних медицинских учебных заведений в контексте затронутого вопроса представляют особый интерес. Помимо того, что каждый из них является субъектом собственной жизни, в своей профессиональной деятельности они будут прямо или косвенно влиять на формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни других людей — это кадровый резерв здравоохранения, обеспечивающий социальное благополучие нашей страны. Следовательно, важно знать особенности отношения студентов к здоровью в процессе их профессионального обучения.

В медицинской службе Министерства обороны и других силовых ведомств остро стоит вопрос о кадрах для комплектования должностей среднего медицинского звена (медицинская сестрафельдшер). Для решения этого вопроса в рамках Федеральной пограничной службы Военно-медицинское управление Федеральной пограничной службы заказало в 2000 году Военномедицинскому институту Федеральной пограничной службы при Нижегородской государственной медицинской академии научно-исследовательскую работу, шифр «Подготовка», по изучению возможности подготовки в Нижегородском регионе медицинских сестёр и фельдшеров, соответствующих по уровню здоровья требованиям нормативных документов.

Для решения вышеуказанной задачи нами было проведено изучение разнообразных аспектов охраны здоровья студенческой молодежи, которое было и остается одним из актуальных направлений медико-социальных изысканий научных коллективов и отдельных исследователей в различных регионах Российской Федерации. Неослабевающий интерес к данной проблеме не случаен. Студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля составляют одну из наиболее прогрессивных групп молодежи, от медико-социальных характеристик которой во многом зависят социальное благополучие и экономическое процветание государства и общества [8- 18].

Учитывая ухудшение показателей здоровья в среде подростков, а также то, что в момент зачисления в ОУ СПО резко изменяется образ жизни молодого человека и сопровождается выраженной мобилизацией адаптивного потенциала организма, неудивительно, что многие авторы отмечают достаточно высокие показатели заболеваемости студентов первых курсов [22−32−68]. Если заболеваемость, образ, условия и качество жизни студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования исследованы довольно хорошо, то те же явления, среди обучающихся в ОУ СПО медицинского профиля, практически не изучены.

Всё вышесказанное и определило цель предпринятого нами исследования.

Цель работы На основании комплексного медико-социального исследования заболеваемости, образа, условий и качества жизни студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля разработать принципы направленного формирования здоровьесберегающего поведения данного контингента.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить общую заболеваемость по данным обращаемости и углублённого медицинского осмотра среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля;

2. Выявить особенности образа, условий и качества жизни студентов-медиков в зависимости от группы здоровья и возрастно-половых характеристик;

3. Определить ведущие факторы, формирующие уровень здоровья студентов-медиков, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

4. Обосновать, апробировать и внедрить принципы здоровьесберегающего поведения в среде обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и оценить их эффективность.

Научная новизна исследования Впервые на основе комплексного социально-гигиенического исследования проведено изучение здоровья студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования медицинского профиля, оценены разнообразные критерии, характеризующие условия, образ и качество их жизни. Обоснованы, апробированы и внедрены современные принципы первичной профилактики, основанные на здоровьесберегающих формах поведения. Доказана их высокая эффективность.

Научно-практическая значимость Выявленные особенности состояния здоровья, качества жизни студентов средних специальных учебных заведений позволили разработать научно обоснованные рекомендации по оптимизации деятельности ОУ СПО медицинского профиля по сохранению и укреплению здоровья студентов. Полученные данные об основных факторах, формирующих здоровье студентов медицинских училищ, были использованы при разработке комплексных методик первичной профилактики. Предложенные принципы формирования здоровьесберегающего поведения студентов позволяют совершенствовать методологию активного гигиенического обучения и воспитания вышеуказанного контингента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Студенты ОУ СПО имеют низкий уровень основных показателей состояния здоровья, который снижается в процессе обучения.

2. Важнейшие социально-гигиенические факторы, формирующие образ жизни студента, характеризуются неблагоприятным влиянием на здоровье обучающихся.

3. Для совершенствования гигиенического обучения и воспитания студентов необходимо активно воздействовать на формирование навыков здорового образа жизни с использованием научно обоснованных методов.

Внедрение результатов исследования в практику Материалы исследования используются в работе органов и учреждений здравоохранения и образования Приволжского Федерального округа и Рязанской области. По результатам научной работы подготовлены и внедрены на уровне Федерального округа методические рекомендации «Инновационные технологии формирования здоровьесберегающих форм поведения» (Н.Новгород, 2005 г., 52 е.), утвержденные Представителем Министерства здравоохранения и социального развития в Приволжском Федеральном округе ректором ГОУ ВПО НижГМА Росздрава членом-корреспондентом РАМН, д.м.н., профессором В. В. Шкариным 25 октября 2005 г. Основные положения и выводы диссертационной работы применяются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «НижГМА Рос-здрава" — на кафедре организации медицинского обеспечения боевых и специальных операций, общественных и гуманитарных дисциплин ВМИ ФСБ РФ, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения ФПДО ГОУ ВПО «РязГМУ Росзд-рава», ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж Росздрава».

Апробация работы Основные положения и результаты исследования доложены на научно-практических конференциях: «Современные проблемы профилактики неблагоприятного влияния факторов производственной и окружающей среды на здоровье человека» (Н.Новгород, декабрь 2004) — X Всероссийская научно-практическая конференция «Молодые учёные в медицине» (Казань, апрель 2005) — «XXXIX итоговой научно-практической конференции слушателей, клинических ординаторов, адъюнктов» (Н.Новгород, апрель 2005) — «Актуальные вопросы клинической медицины, сохранения здоровья и реабилитации сотрудников специальных служб» (Н.Новгород, апрель 2005) — доклад о результатах диссертационного исследования на внутриинститутском конкурсе научных работ в Военно-медицинском институте ФСБ России удостоен диплома 1 степени по итогам года (Н.Новгород, 2003) — «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины» (Санкт-Петербург, май 2005) — III Всероссийская научно-практическая конференция «Роль социальных медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения» (Пенза, сентябрь 2005).

По теме диссертации опубликовано 7 работ и изданы методические рекомендации.

выводы.

1. Материалы комплексного социально-гигиенического исследования, проведенного в крупном промышленном регионе России, свидетельствуют о низком уровне основных показателей состояния здоровья студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля. Заболеваемость по обращаемости составила 1445,2%о, уровень заболеваемости по результатам углубленных медицинских осмотров — 3577,0%о. В структуре заболеваемости по обращаемости первое место (50,3%) занимают заболевания органов дыхания, второе (19,6%) — болезни органов пищеварения, третье (6,1%) — заболевания нервной системыпо данным углубленных медицинских осмотров на первом месте (20,0%) находятся болезни органов пищеварения, на втором (19,4) — заболевания нервной системы, на третьем — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

2. Комплексная оценка образа и условий жизни показала, что здоровые студенты (I группа здоровья) в большей мере ориентированы на здоровьесбере-гающее поведение, по сравнению со студентами, имеющими хронические заболевания (III группа здоровья): значительно меньшая доля курящих — 22,1% и 61,0% соответственно, реже употребляют алкогольные напитки — 36,2% и 63,0% соответственно, лучше организовано питание, более обеспечены в материальном плане, выше ценят своё здоровье, осознают необходимость медицинской активности, чаще занимаются физической культурой. Был определён медико-социальный портрет группы риска обучающихся в медицинском училище: студенты-подростки, имеющие III группу здоровья и проживающие в сельской местности.

3. По данным исследования наиболее значимыми факторами риска для здоровья студентов являются вредные привычки (41,7% общей информативности). Внутри блока наиболее высокие ранги получили: количество выкуриваемых сигарет за деньотношение студентов к пассивному курениюдоля желающих бросить куритьчастота употребления алкоголя. Второе место занимает блок «зависимость состояния здоровья от условий обучения», (29,5% общей информативности), третье — блок «отношение студентов ОУ СПО к своему здоровью», (8,2% общей информативности). Вопросы гигиенического обучения и воспитания, формирования здоровьесберегающего поведения студентов ОУ СПО находятся на низком уровне, что свидетельствует о недостатках в работе как медицинского, так и педагогического персонала.

4. В результате проведения эксперимента на базе Арзамасского медицинского колледжа 2000 — 2004 гг., направленного на повышение доли учащихся с преобладанием здоровьесберегающего поведения получены следующие результаты: к выпускным курсам снизилось число курящих на 30%- повысилась доля студентов на 25%, считающих, что курение вредит здоровью, снизилась доля обучающихся на 15%, часто употребляющих алкогольные напиткиулучшилось качество питанияувеличилась доля занимающихся физической культурой. Заболеваемость студентов в 2004 г. по сравнению с 2000 г. снизилась по данным обращаемости в 1,36 разапо результатам углубленных медицинских обследований в 1,31 раза. При этом, в 2000 г. отмечено повышение заболеваемости по обоим видам на выпускных курсах, то в 2004 г. тенденция была изменена кардинально, на выпускных курсах отмечено снижение заболеваемости.

6. В целях совершенствования вопросов формирования здоровьесберегающего поведения необходимо внедрение инновационных научно обоснованных технологий гигиенического обучения и воспитания студентов. Обоснованные, апробированные и внедрённые принципы формирования здоровьесберегающего поведения позволили получить как медико-социальный эффект, а именно, снижение показателей общей заболеваемости по данным обращаемости в ЛПУ на 26% и по данным углубленного медицинского обследования на 24%, улучшение значений функциональных проб на 38%, так и предполагаемую экономическую эффективность (с коэффициентом 2,4).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Проведение мероприятий по укреплению здоровья студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля необходимо осуществлять с учетом возрастно-половых особенностей и состояния здоровья.

2. В связи с выявленными различиями в уровнях заболеваемости и образе жизни среди студентов, имеющих I и III группы здоровья рекомендовать проведение дополнительных оздоровительных мероприятий с обучающимися, имеющими III группу здоровья.

3. Специалистам лечебно-профилактических учреждений, проводящим лечение студенческой молодёжи, для определения степени риска развития патологии у студентов необходимо использовать разработанные прогностические таблицы.

4. Администрации образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля в целях совершенствования вопросов первичной профилактики целесообразно сосредоточить основные усилия на коррекции образа жизни студентов, повышении медико-педагогической активности преподавателей и улучшении психологического микроклимата в группах.

5. Для медицинских работников колледжей, училищ при формировании ЗОЖ детей и подростков перспективно использование специализированных Web-сайтов, созданных на основе разработанных в ходе исследования принципах применения Интернет-технологий в целях совершенствования гигиенического обучения и воспитания студентов.

6. Психологам и педагогам образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля при проведении гигиенического обучения и воспитания медицинских специалистов среднего звена рекомендуется учитывать сформулированные в ходе исследования принципы формирования здоровьеукрепляющего поведения студентов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой