Обоснование конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя геохода
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечены корректной постановкой задачи по исследованию процесса транспортирования винтовым перегружателем, учитывающей особенности его применения в геоходеиспользованием моделей, адекватность реальным процессам которых подтверждена результатами теоретических и экспериментальных исследований, проведенных с использованием… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и задачи исследования
- 1. 1. Обзор конструкций существующих проходческих систем
- 1. 2. Винтоповоротные проходческие системы (геоходы)
- 1. 3. Перегружатель как элемент геохода
- 1. 4. Обзор и анализ существующих конструкций винтовых конвейеров
- 1. 5. Обзор конструкций шнеков, применяемых при бурении скважин
- Выводы, цель и задачи исследований
- 2. Повышение эффективности винтового транспортирования материалов
- 2. 1. Состояние вопроса и классификация методов повышения эффективности транспортирования материалов винтовыми конвейерами
- 2. 2. Разработка вибровозбудителя винтового перегружателя
- 2. 3. Расчёт вибровозбудителя винтового перегружателя
- 2. 3. 1. Кинематический анализ вибровозбудителя
- 2. 3. 2. Динамический анализ вибровозбудителя
- 3. 1. Современное состояние теории транспортирования горной массы винтовыми конвейерами
- 3. 2. Особенности применения винтового конвейера в геоходах
- 3. 3. Расчёт винтового перегружателя геохода
- 3. 3. 1. Дифференциальные уравнения движения частицы в винтовом перегружателе
- 3. 3. 2. Исследования математической модели винтового перегружателя
- 4. 1. Технические средства лабораторных исследований
- 4. 1. 1. Стенды для экспериментальных исследований процесса транспортирования
- 4. 1. 2. Измерительно-регистрирующая аппаратура
- 4. 2. Методика проведения эксперимента
- 4. 2. 1. Виды транспортируемых материалов
- 4. 2. 2. Описание некоторых методических приёмов
- 4. 2. 3. Необходимое количество опытов, точность измерений, обработка экспериментальных данных
- 5. 1. Транспортирование массы деревянных параллелепипедов
- 5. 2. Транспортирование песка
- 5. 3. Транспортирование песчаника
- 5. 4. Транспортирование глины
- 5. 5. Повышение эффективности процесса транспортирования сильносвязного материала (глины) путем его увлажнения и вибровозбуждения винтового перегружателя
Обоснование конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя геохода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Техническое перевооружение горных предприятий неразрывно связано с дальнейшим развитием и совершенствованием проходческой техники. От эффективности проведения горных выработок зависит своевременная подготовка шахтных полей к выемке полезного ископаемого, а следовательно, и технико-экономические показатели добычи в целом.
По данным Академии менеджмента и рынка и Агентства международного развития США (USAID) прогнозы мирового научно-технического развития приоритетных технологий на 2000;2020 гг. по группе «Использование подземного пространства» особо важными определяют научно-технические разработки, связанные с созданием новых технологий сооружения подземных магистралей, автотрасс и железных дорог.
Сооружение капитальных подземных выработок горнодобывающих предприятий, городских коллекторных магистралей и перегонных тоннелей метро представляет собой весьма трудоёмкий и дорогостоящий процесс. Большие объёмы проходки усугубляют данную проблему. Так, в Кузбассе только подготовительных выработок на горных предприятиях проходится около 400 000 метров ежегодно.
Приоритетным направлением развития науки и техники, утверждённым Правительственной комиссией РФ по научно-технической политике в области «Топливо и энергетика», является разработка новых технологий проходки горных выработок.
Недостаточно высокий технический уровень применяемого проходческого оборудования является причиной низких технико-экономических показателей работ по проведению выработок различного назначения. Существующий в настоящее время парк проходческих агрегатов морально устарел, и назрела острая необходимость в разработке новых, высокоэффективных образцов проходческой техники.
Создание винтоповоротных проходческих агрегатов (геоходов) является по сути техническим и технологическим прорывом в области проведения подземных выработок. В связи с этим, учитывая существенную новизну предложенной геовинчестерной технологии, необходима тщательная проработка всех основных узлов геохода, и в том числе одного из наиболее ответственных — винтового перегружателя.
Несмотря на большое количество работ по винтовым транспортёрам и питателям, применяемым в различных областях промышленности и сельского хозяйства, а также работ, посвящённых шнековому бурению скважин на шахтах и разрезах, в настоящее время существует определённый пробел в области теории и экспериментальных исследований высокопроизводительных винтовых конвейеров, предназначенных для транспортирования горной массы с различными физико-механическими свойствами (вязкостью, влажностью) и кусковатостью до 150 мм при различных углах наклона. Ещё в меньшей мере разработаны вопросы оптимального проектирования винтовых конвейеров.
Одной из нерешённых до настоящего времени проблем является транспортирование винтовыми конвейерами сильносвязных материалов, в частности, глинистых и битумосодержащих горных пород, которые налипают на вращающийся шнек вплоть до образования пробок и полного прекращения транспортирования. Данная проблема пока не получила достаточно эффективной технологической и конструкторской проработки.
Одним из способов, позволяющих бесперебойно транспортировать липкие и сильносвязные материалы, является их интенсивное увлажнение при погрузке и в процессе транспортирования, а также оснащение винтового перегружателя эффективным вибровозбудителем.
Таким образом, актуальность разработки надёжного и эффективного винтового перегружателя геохода очевидна как с точки зрения научного исследования, так и с точки зрения практического применения.
Исследования выполнялись в рамках Государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Институтом угля и углехимии СО РАН с Федеральным агентством по энергетике (Рос-энерго) — этап: «Разработка специальной технологии проходки аварийно-спасательных выработок в завалах при ликвидации техногенных катастроф».
Цель работы — обоснование конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя для эффективного взаимодействия с геоходом, реализующим проходку горных выработок в породах с различными физико-механическими свойствами.
Идея работы — заключается в согласовании параметров винтового перегружателя с параметрами проходческого агрегата на основе выявленных закономерностей движения материала, в том числе при его увлажнении и вибровозбуждении.
Задачи исследований:
1. Разработать конструкцию винтового перегружателя геохода, способного эффективно транспортировать сильносвязные материалы.
2. Разработать математическую модель винтового перегружателя, содержащего вибровозбудитель новой конструкции, позволяющий изменять параметры колебаний.
3. Теоретически и экспериментально выявить закономерности процесса транспортирования с учетом увлажнения материала и вибрации.
4. На основании результатов численного и лабораторного экспериментов получить рациональные конструктивные и режимные параметры винтового перегружателя геохода, обеспечивающие транспортирование материалов с различными физико-механическими свойствами.
Методы исследований.
В процессе выполнения работы использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования, в том числе:
— аналитический, включающий анализ и обобщение теоретических и производственных достижений, классические положения теоретической механики и теории упругости, теории колебаний, метод численного решения систем дифференциальных уравнений;
— экспериментальный, включающий лабораторные исследования с использованием теории подобия и физического моделирования, тензометрии, а также метод преобразования аналоговых сигналов в цифровые с дальнейшей обработкой на компьютере полученной информацией на основе методов математической статистики.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Транспортирование сильносвязных материалов обеспечивается винтовым перегружателем геохода, конструктивная схема которого содержит вибровозбудитель, совмещенный с опорными узлами шнека, причем форма последних позволяет совмещать вращательное движение с колебаниями.
2. Зависимости между конструктивными и режимными параметрами винтового перегружателя, учитывающие угол наклона вала шнека и физико-механические свойства транспортируемых материалов, отличающиеся тем, что определены в условиях воздействия увлажнения и вибрации по отдельности и одновременно.
3. Комплексное воздействие путём увлажнения липкого и сильносвязного материала до величины 30% и более и вибровозбуждение шнека с амплитудой 2 мм и частотой 10Гц позволяет повысить коэффициент заполнения межвиткового пространства шнека до 0,5 при циркуляции не более 50%, снизить крутящий момент на валу шнека в 2,5 раза, увеличить производительность в 1,7^-4,0 раза и надёжно транспортировать горные породы в широком диапазоне физико-механических свойств.
4. Наименьшая удельная энергоёмкость транспортирования материала с коэффициентом заполнения до 0,5 и циркуляцией не более 50% достигается при значении шага винтовой поверхности шнека 660 мм (соотношение D/S=l) и частоты его вращения 41 мин" 1.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечены корректной постановкой задачи по исследованию процесса транспортирования винтовым перегружателем, учитывающей особенности его применения в геоходеиспользованием моделей, адекватность реальным процессам которых подтверждена результатами теоретических и экспериментальных исследований, проведенных с использованием современных методов, основанных на классических положениях теоретической механики, теории колебанийприменением методов математического анализа и математической статистики с использованием ЭВМсогласованностью результатов теоретических исследований с экспериментальными данными, полученными в лабораторных условияхприменением современных методик испытаний, а также оборудования и приборов с использованием аналого-цифровых преобразователейсопоставимостью результатов исследований с результатами, полученными другими авторами.
Правомочность допущений, принятых при разработке кинематических моделей движения транспортируемого материала, подтверждается хорошей сходимостью аналитических результатов с экспериментальными данными, расхождение которых не превышает 15%.
Положительные результаты, полученные при проведении лабораторных испытаний в представительных объёмах, подтверждают эффективность и правильность предложенных методов, технических решений, научных положений и выводов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Теоретически обосновано и экспериментально доказано повышение эффективности транспортирования сильносвязных материалов с применением новой конструктивной схемы винтового перегружателя с вибровозбудителем, совмещённым с опорными узлами шнека, имеющими форму, позволяющую совместить вращательное движение с колебаниями.
2. Выявлены закономерности взаимовлияния конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя при различных внешних условиях — пространственного положения геохода и физико-механических свойствах горных пород.
3. Определена эффективность комплексного воздействия на процесс транспортирования путем увлажнения материала и вибровозбуждения винтового перегружателя, и найдены рациональные параметры колебаний.
4. Получены рациональные конструктивные и режимные параметры винтового перегружателя геохода, обеспечивающие эффективное транспортирование материалов с различными физико-механическими свойствами.
В отличие от результатов исследований, полученных другими авторами, дано теоретическое и экспериментальное обоснование и количественная оценка эффекта вибровозбуждения на процесс шнекового транспортирования материалов с различными физико-механическими свойствами.
Объект исследований — процесс транспортирования материалов перегружателем геохода винтового типа при различных конструктивных и режимных параметрах, включая увлажнение и вибровозбуждение.
Личный вклад автора заключается в:
— постановке задач, в организации и участии во всех лабораторных исследованиях;
— разработке и участии в изготовлении экспериментальных стендов, оснащённых вибровозбудителями, а также измерительно-регистрирующей аппаратуры на основе аналого-цифрового преобразователя;
— теоретическом обосновании принципа вибровозбуждения с использованием тел, совмещающих вращение с колебаниями;
— установлении закономерностей процесса транспортирования при различных конструктивных, режимных параметрах ВП и физико-механических свойствах материалов;
— разработке конструкции винтового перегружателя геохода, оснащённого автоматически регулируемым вибровозбудителем.
Автор принимал непосредственное участие в теоретических работах по исследованию процесса транспортирования липких и сильносвязных материалов в условиях увлажнения и вибровозбуждения ВП и установлении рациональных параметров колебаний.
Научное значение работы заключается в выявлении закономерностей процесса транспортирования винтовым перегружателем геохода материалов с различными физико-механическими свойствами в условиях распределённого увлажнения и вибровозбуждения.
Практическое значение работы заключается в:
— возможности на стадии проектирования установления рациональных конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя геохода при различных заданных условиях;
— расширении диапазона физико-механических свойств материалов, при которых возможно их надёжное транспортирование винтовым перегружателем;
— создании инженерной методики расчёта вибровозбудителя, объединённого с опорными узлами и позволяющего совместить вращательное движение шнека с колебаниями в плоскости, перпендикулярной оси вращения;
— разработке конструктивного решения винтового конвейера с вибровозбудителем, что позволяет повысить эффективность транспортирования сильносвязных материалов.
Реализация выводов и рекомендаций работы. Разработанные автором конструктивные решения и режимные параметры перегружателя использованы Институтом угля и углехимии СО РАН при создании компоновочных схем и конструкторской документации на изготовление макетного образца нового вида проходческой техники — геохода, что подтверждено соответствующим актом.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Кузбасского государственного технического университета (г. Кемерово, 2005, 2006, 2007гг.) — на Международной научной конференции «Фундаментальные исследования» Академии Естествознания (Кемерово, 2005 г.) — на научно-практической конференции «Наука в XXI веке: опыт, традиции, инновации» (г. Кемерово, 2006 г.) — На Международной научно-практической конференции Международной академии наук экологии и безопасности (Белые ночи) «Безопасность жизнедеятельности предприятий топливно-энергетического комплекса России» (Кемерово-Санкт-Петербург, 2006 г.) — на IV и.
Российско-Китайском симпозиуме (Кемерово, 2006 г.) — на заседаниях кафедры «Стационарные и транспортные машины» (Кемерово, 2007;2008 гг.).
Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 11 печатных работ, в том числе один патент на изобретение и Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ.
Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка используемой литературы из 142 наименований и приложения. Основной текст изложен на 139 машинописных страницах и содержит 70 рисунков и 4 таблицы.
Выводы.
1. Установлена принципиальная возможность эффективного применения винтового конвейера в качестве перегружателя геохода при транспортировании горных пород с различными физико-механическими свойствами.
2. Получены зависимости между конструктивными и режимными параметрами ВП, учитывающие изменение пространственного положения геохода и физико-механических свойств транспортируемых материалов.
3. Выявлены нерациональные области влажности транспортируемых материалов, которые составляют для песка W=20+25%, песчаника — W=17+23%, глины — W<15%. В указанных областях в результате интенсивного налипания материала на поверхность шнека, циркуляции и пробкообразования процесс транспортирования характеризуется наименьшей производительностью и наибольшей удельной энергоёмкостью.
4. Определено, что крутящий момент на валу шнека М и его осевое усилие F находятся в чёткой функциональной зависимости от коэффициента заполнения шнека |/, влажности материала W и угла наклона 5. С увеличением |/ и 8 момент М и усилие F возрастают, а при неизменном коэффициенте заполнения максимумы М и F соответствуют нерациональным зонам влажности материалов.
5. Доказано, что эффективным способом увеличения производительности ВП геохода, борьбы с циркуляцией, налипанием и пробкообразованием сильносвязких материалов является комплексное воздействие путём подачи воды в транспортируемый материал вдоль всей длины корпуса ВП и вибровозбуждения шнека.
6. Установлено, что комплексное воздействие путём распределенного увлажнения и вибровозбуждения позволяет повысить коэффициент заполнения межвиткового пространства шнека до 0,5 при циркуляции не более 50%, снизить крутящий момент на валу шнека в 2,5 раза, увеличить производительность в 1,7+4,0 раза.
7. Рациональные значения параметров модели при величине угла наклона ±20° составляют: шаг винтовой поверхности шнека S=75mm (при этом отношение D/S=T), частота вращения шнека п=120мин" 1, зазор между кромкой винтовой поверхности шнека и корпусом о=2мм.
8. С учётом геометрического и кинематического симплексов подобия рациональные значения шага винтовой поверхности шнека и частоты его вращения реальной конструкции ВП геохода (натуры) составляют: Sh=660mm, ^=41 мин" 1.
9. Подтверждена эффективность схемы вибровозбуждения ВП геохода с расположением вибраторов на опорах шнека, создающих поперечно-направленную (радиальную) вибрацию.
10. Установлена зависимость режимных параметров при транспортировании материалов винтовым перегружателем от амплитуды и частоты вибрации. Так, усилие на валу шнека и вращающий момент существенно уменьшаются, а производительность увеличивается с ростом частоты вибрации от 0Гц до 10Гц и амплитуды от 0 мм до 2 мм. Эти значения являются рациональными параметрами вибрации.
Заключение
.
Диссертация является научно-квалификационной работой, в которой изложены научно обоснованные технические и технологические решения по определению конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя нового типа горнопроходческой техники — геохода, что имеет существенное значение для горнодобывающей и горно-строительной отраслей.
Основные научные и практические результаты, выводы и рекомендации работы заключаются в следующем:
1. Разработана методика расчёта опорных узлов вибровозбудителя, с использованием которой проведен кинематический и динамический анализ тел, совмещающих колебания с вращением при различных значениях размеров роликов, амплитуды и частоты колебаний. Выявленные закономерности впервые позволили получить формы тел, позволяющих совместить вращательное движение с колебаниями в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
2. Получено дифференциальное уравнение, описывающее движение частицы в винтовом перегружателе геохода и представляющее собой математическую модель процесса транспортирования. Предложенная модель отличается от известных тем, что в ней заложено колебательное движение элементов ВП.
3. Установлены основные закономерности процесса транспортирования материалов винтовым перегружателем в условиях изменения пространственного положения геохода и физико-механических свойств материалов. Выявлены нерациональные области влажности транспортируемых материалов, которые составляют для песка W=20+25%, песчаника — W=17-K23%, глины — W<15%. В указанных областях в результате интенсивного налипания материала на поверхность шнека, циркуляции и пробкообразования процесс транспортирования характеризуется наименьшей производительностью и наибольшей удельной энергоёмкостью.
4. Определено, что воздействие направленной вибрации на ВП уменьшает угол отклонения транспортируемых частиц от вертикали в 1,3+1,5 раза, который принят в качестве критерия эффективности процесса транспортирования. Рациональные значения амплитуды и частоты вибрации составляют для модели соответственно 2 мм и 10Гц. Уменьшение угла отклонения транспортируемых частиц от вертикали снижает циркуляцию материала, удельную энергоёмкость транспортирования и увеличивает производительность ВП геохода.
5. Установлено, что комплексное воздействие путём распределённого увлажнения и вибровозбуждения позволяет повысить коэффициент заполнения межвиткового пространства шнека до 0,5 при циркуляции не более 50%, снизить крутящий момент на валу шнека в 2,5 раза, увеличить производительность в 1,7−4,0 раза.
6. Рациональные значения параметров для модели ВП геохода при величине угла наклона его оси к горизонту в пределах ±20° составляют: шаг винтовой поверхности шнека S=75mm (при этом отношение D/S=l), частота вращения шнека п=120мин" ', зазор между кромкой винтовой поверхности шнека и корпусом о=2мм. С учётом геометрического и кинематического симплексов подобия рациональные значения шага винтовой поверхности шнека и частота его вращения реальной конструкции ВП геохода (натуры) составляют: Sh=660mm, Пн~41мин" '.
7. Разработана конструкция винтового конвейера с вибровозбудителем, на который получен патент РФ, что повышает эффективность транспортирования сильносвязных материалов.
Результаты исследований, приведенные в диссертации, используются Институтом угля и углехимии СО РАН при создании компоновочных схем, конструктивных решений и конструкторской документации на изготовление макетного образца нового вида проходческой техники — геохода.
Список литературы
- Горбунов, В. Ф. Основы проектирования буровзрывных проходческих систем/В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. М. Скоморохов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. 225с.
- Проектирование и расчёт проходческих комплексов/В. Ф. Горбунов, и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. — 274 с.
- Малевич, Н. А. Горнопроходческие машины и комплексы/Н. А. Малевич -М.: Недра, 1980.-384 с.
- Эллер, А. Ф. Винтоповоротные проходческие агрегаты/А. Ф. Эллер, В. Ф. Горбунов, В. В. Аксёнов. — Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма, 1992. 192 с.
- Аксёнов, В. В. Геовинчестерная технология проведения горных выработок/В. В. Аксёнов. Кемерово: Институт угля и углехимии СО РАН. 2004, -264 с.
- А. с. № 1 008 458, МКИ5 Е 21 Д 9/06. Проходческий щитовой агрегат/ В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов (РФ). № 3 329 571/22−03- заявл. 05.08.81- опубл. 30.03.83, Бюл. № 12,-3 е.: ил.
- А. с. № 1 167 338, МКИ5 Е 21 Д 9/06. Проходческий щитовой агрегат/ В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов, В. Д. Нагорный (РФ). -№ 3 552 584/22−03- заявл. 15.02.83- опубл. 15.07.85, Бюл. № 26, 3 е.: ил.
- А. с. № 1 229 354, МКИ5 Е 21 Д 11/00. Проходческий щитовой агрегат/ В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов, В. Д. Нагорный (РФ). № 4 381 104/05- заявл. 11.07.84- опубл. 10.07.86, Бюл. № 17,-3 е.: ил.
- Горбунов, В. Ф. Разработка и испытание вращающегося проходческого агрегата/В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов/ЯИахтное строительство. -1985,-№ 6.-С. 37−42.
- А. с. № 1 323 531, МКИ5 Е 21 Д 11/00. Проходческий щитовой агрегат/ В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов (РФ). № 4 560 405/04- заявл. 09.12.85- опубл. 05.10.87, Бюл. № 29, — 3 е.: ил.
- А. с. № 1 523 674, МКИ5 Е21Д 11/00. Проходческий щитовой агрегат/ В. ВЛблочкин В, А. В. Кореньков, К. С. Новиков (РФ). № 4 781 207/06- заявл. 02.04.87- опубл. 14.11.89, Бюл. № 43, — 4 е.: ил.
- А. с. № 1 647 144, МКИ5 Е 21 Д 9/06. Проходческий щитовой агрегат/ В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, А. Я. Ткаченко, В. В. Аксёнов, В. Д. Нагорный (РФ). -№ 4 033 831/03- заявл. 05.03.86- опубл. 07.05.91, Бюл. № 17,-3 е.: ил.
- Пол. Решение по заявке № 4 307 241/03, МКИ5 Е 21 Д 11/00 от 12.07.88. Проходческий щитовой агрегат/А. Ф. Эллер, В. Ф. Горбунов, В. В. Аксёнов.
- А. с. № 1 668 678, МКИ5 Е 21 Д 11/00. Проходческий щитовой агрегат/
- A. Ф. Эллер, В. В Аксёнов, Н. Б. Пушкина, JI. А. Сарцев, П. Я. Крауиньш (РФ). -№ 4 981 110/08- заявл. 24.10.89- опубл. 17.12.91, Бюл. № 29, 3 е.: ил.
- Подэрни, Р. Ю. Горные машины и комплексы: В 2 Т. 4-е изд., стер./ Р. Ю. Подэрни. — М.: Изд-во Московского государственного университета. — 2001. -854 с.
- Кобылянский, М. Т. Применение винтового конвейера в качестве перегружателя винтоповоротного проходческого агрегата/М. Т. Кобылянский,
- B. Ф. Горбунов, Д. М. Кобылянский//Фундаментальные исследования: Труды Международной научной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Академия естествознания). — М., 2005. № 10. С. — 35−36.
- Гальперин, М. И. Строительные машины/М. И. Гальперин, Н. Г. Добровольский. — М.: Машиностроение, 1971. 360 с.
- Платонов, П. Н. Подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства/П. Н. Платонов, К. И. Куценко. М.: Колос, 1972. — 215 с.
- Бегунов, О. Г. Транспорт торфа и погрузочные машины/О. Г. Бегунов, И. А. Иванишко, П. Ф. Разыграев. Минск: Высшая школа, 1976. — 196 с.
- Красников, В. В. Подъёмно-транспортные машины в сельском хозяйстве/В. В. Красников. М.: Колос, 1973. — 464 с.
- Григорьев, А. М. Винтовые конвейеры/А. М. Григорьев. М.: Машиностроение, 1972. — 184 с.
- Вайнсон, А. А. Подъёмно-транспортные машины/А. А. Вайнсон. — 3-е изд. — М.: Машиностроение, 1974. -431 с.
- Транспорт на горных предприятиях/Б. А. Кузнецов и др.- под общ. ред. Б. А. Кузнецова. 2-е. изд. -М.: Недра, 1976. — 552 с.
- Кальманович, 3. 3. Шнековые исполнительные органы//Уголь. — 1970. — № 7. С. 56−57.
- Vlastimil Кос vara, Oldrich Nemec. Vyvoj rozpojovacich organu valcovych Kombajnii. Hhli, № 9, 1964.
- Маметьев, Л. E. Обоснование и разработка способов горизонтального бурения и оборудования бурошнековых машин: дис.. д-ра техн. наук: 05.05.06: защищена 27.07.92. Кемерово, 1992. — 492 с.
- Vyzkum nekterych vlivu a nakladalci ucnuost rospojovacich ustroji Valcovych Kombajnu. Unli, 1966, № 7. — C. 251.
- Кузьмич, Ю. И. Новый шнековый исполнительный орган/Ю. И. Кузьмич, В. И. Шевцов, В. С. Глущенко//Уголь. 1983, — № 2. — С. 32−33.
- Кобылянский, Д. М. Классификация винтовых транспортирующих уст-ройств/Д. М. Кобылянский/УНаука в XXI веке: опыт, традиции, инновации: Материалы науч.-практ. конф./Представительство ТГУ в г. Кемерово. Кемерово, 2006.-С. 221−224.
- А. с. 517 696, МКИ5 Е 21 С 13/00. Буровой став для машин горизонтального бурения/М. С. Сафохин, JI. Е. Маметьев, И. Н. Пуркаев (РФ). -№ 1 214 329/02- заявл. 17.10.73- опубл. 15.06.76, Бюл. № 22, 3 е.: ил.
- Черниховский, Ю. Ф. Машины для бестраншейной прокладки труб// Механизация строительства. — 1977. № 6. — С. 19—21.
- Искандеров, И. М. Машины для разработки скальных грунтов и механизации вспомогательных работ: обзор инф. ЦБНТИ/И. М. Искандеров. — М.: Изд-во ЦБНТИ, 1971.-51 с.
- Завертнев, В. И. Повышение эффективности работы машин для бурения глубоких скважин на крутых и пологих пластах Донбасса: Донгипроуглемаш, обзор ЦНИЭИуголь/В. И. Завертнев. -М.: Изд-во ЦНИЭИуголь, 1986. 18 с.
- Буткин, В. Д. Научные основы технологии высокопроизводительного бурения на открытых разработках угольной промышленности: дис.. д-ра техн. наук: 05.05.06: защищена 19.04.79. М., 1979.-395 с.
- Ягнаков, А. Ф. Выемка угля бурошнековым способом/А. Ф. Ягнаков. — М.: Недра, 1976.- 121 с.
- Башкатов, Д. Н. Вращательное шнековое бурение геологоразведочных скважин/Д. Н. Башкатов, Ю. А. Олоновский. — М.: Недра, 1968. — 192 с.
- Тагиров, М. Т. Исследование основных зависимостей режима работы шнековых исполнительных органов узкозахватных комбайнов применительно к условиям шахт Кузбасса: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 28.08.68. — Кемерово, 1968.-272 с.
- Вернер, В. Н. Исследование и обоснование рациональных параметров шнековых погрузочно-транспортирующих органов выемочных машин: дис.. д-ра техн. наук: 05.05.06: защищена 17.06.99.—Кемерово, 1999.— 318 с.
- А. с. 443 969, МКИ5 Е 02 5/18. Расширитель для бурения горизонтальных скважин/И. Н. Пуркаев, Н. Д. Бенюх, В. А. Дубровский, М. С. Сафохин (РФ). -№ 1 012 726/08- заявл. 21.04.70- опубл. 25.01.73, Бюл. № 3, -3 е.: ил.
- Медрин, В. В. Материалы для рабочих поверхностей транспортных желобов: реф. на картах ЦНИЭИуголь/В. В. Медрин, В. Н. Тюканов, Г. Н. Городни-чева//Угольная промышленность СССР. 1987. — № 6. — С. 73−77.
- Искандеров, И. М. Механизм для разработки скальных грунтов. Усовершенствованный двухбаровый агрегат и машина горизонтального бурения/ И. М. Искандеров. М.: Стройиздат, 1966. — 32 с.
- Промышленные исследования бурового инструмента при бурении станком СБР-160 с шнекопневматической очисткой/Б. А. Катанов и др.//Механизация горных работ: Сб. науч. тр./Кузбас. политехи, ин-т. Кемерово, 1977. -№ 2.-С. 171−174.
- К вопросу о преимуществе шнекопневматической выдачи буровой мелочи при бурении взрывных скважин на карьерах/Б. А. Катанов и др.//Механизация горных работ: Сб. науч. тр./Кузбас. политехи, ин-т. Кемерово, 1970. — № 21. — С. 288−291.
- Производительность шнеков при бурении скважин с шнекопневматической очисткой/Б. А. Катанов и др.//Механизация горных работ: Сб. науч. тр./ Кузбас. политехи, ин-т. Кемерово, 1999. — № 14. — С. 229−236.
- Машины и инструмент для бурения скважин в угольных шахтах/ М. С. Сафохин и др. М.: Недра, 1972. — 216 с.
- Катанов, Б. А. Теоретические и экспериментальные основы создания эффективных средств шнекопневматического бурения взрывных скважин на карьерах: дис.. д-ра техн. наук: 05.05.06: защищена 16.07.86. Кемерово, 1989. -335 с.
- Латышенко, М. П. Исследование шнекопневматической очистки скважин при бурении резанием на открытых работах Кузбасса: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 09.04.60: утв. 19.01.71. Кемерово, 1971.- 169 с.
- Ромашко, В. Г. Исследование работы бурового инструмента при шне-копневматическом удалении буровой мелочи в условиях разрезов Кузбасса: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 28.10.78: утв. 13.06.79. Кемерово, 1979. -152 с.
- Куракулов, Е. Н. Исследование шнекопневматической очистки скважин при бурении режущешарошечным инструментом на разрезах Кузбасса: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 03.04.82: утв. 10.19.82. — Кемерово, 1982. — 223 с.
- Мотыль, Н. Н. О механизме перемешивания продукта разрушения в призабойной зоне при шнековоздушном бурении с применением эффекта псевдо-ожижения//Инф. бюлл. сер. Промышленность горнохимического сырья. — М.: НИИТЭХИМ, 1973, № 2. — С. 26−30.
- Иванова, А.И. Винтообразное движение вязкой несжимаемой жидкости/Известия АН СССР. 1957. — № 2. — С. 3814.
- Ананьев, А.Н. Обоснование и выбор средств, повышающих эффективность работы шнекового бурового става при бурении горизонтальных скважин: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 06.04.90: утв. 14.11.90. — Кемерово, 1990.-176 с.
- Протасов, М.И. Исследование динамики рабочего органа станков шнекового бурения (на примере СБР-160): дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 17.12.75: утв. 26.06.76. Кемерово, 1976. — 227 с.
- Страбыкин, Н.Н. Бурение взрывных скважин на многолетнемерзлых рос-сыпях/Н.Н. Страбыкин, Е. В. Удогашев. — Иркутск: Изд-во ИЛИ, 1982. — 62с.
- Смолдырев, А.Е. Трубопроводный транспорт (элементы, теория и основы расчета)/А.Е. Смолдырев. -М.: Недра, 1980. 293 с.
- Чановский, Е.Г. Лабораторные работы по грунтоведению и механике грунтов/Е.Г. Чановский. М.: Недра, 1975. — 275 с.
- Цитович, Н.А. Механика грунтов/Н.А. Цитович. М.: Госстройиздат, 1947.-220 с.
- Разумов, И.М. Пневмо и гидротранспорт в химической промышленно-сти/И.М. Разумов. -М.: Химия, 1979. 248 с.
- Ромаиков, П.Г. Гидромеханические процессы химической техноло-гии/П.Г. Романков, М. И. Курочкина. — Л.: Химия, 1982. — 288 с.
- Ветров, Ю.А. Результаты исследования липкости грунтов//Ю.А. Ветров, А. С. Кондра. — Горные, строительные и дорожные машины. — Киев: Техника, 1972.-№ 14.-С. 32−36.
- Фролов, А.Г. Основы транспорта сыпучих материалов по трубам без несущей среды/А.Г. Фролов. — М.: Наука, 1966. 80 с.
- Гениев, Г. А. Вопросы механики неупругих тел/Г.А. Гениев, М.: Стройиз-дат, 1981.-161с.
- Вибрации в технике: Справочник в 6 т./редкол.: В. Н. Челомей. (гл. ред.) и др. М.: Машиностроение, 1980. — 6 т.
- Тишков, А.Я. Исследование рабочего процесса нового вибрационного питателя-виброленты для выпуска руды: дис. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 20.03.65: утв. 04.10.65.-Новосибирск, 1965.-190 с.
- Блехман, И.И. Вибрационное перемещение/И.И. Блехман, Г. Ю. Джанелидзе. М.: Наука, 1971.-403с.
- Букаты, Г. Б. Динамическая прочность вибрационных машин/Г.Б. Бука-ты, J1.A. Вайсберг, А. Д. Рудин/Юбогащение руд. 1970. -№ 1−2, с. 74−80.
- Вайнкоф, Я.Ф. Вибрационная техника на вспомогательных транспортных операциях/Я.Ф. Вайнкоф, А. К. Квитко. — М.: Машиностроение, 1964. -270с.
- Потураев, В.Н. Вибрационные транспортирующие машины/В.Н. Поту-раев, В. П. Франчук, А. Г. Червоненко. — М.: Машиностроение, 1964. — 272с.
- Спиваковский, А.О. Вибрационные конвейеры, питатели и вспомогательные устройства/А.О. Спиваковский, И. Ф. Гончарович. — М.: Машиностроение, 1972.-327с.
- Спиваковский, А.О. Вибрационные и волновые транспортирующие машины/А.О. Спиваковский, И. Ф. Гончаревич. М.: Наука, 1983. — 286 с.
- Машины вибрационные. Термины и определения: ГОСТ 18 502–73. — Введ. 14.02.73. М.: Изд-во стандартов, 1973. — 12 с. — (Гос. стандарт Рос. Федерации).
- Быховский, И.И. Основы теории вибрационной техники/И.И. Быхов-ский. — М.: Машиностроение. 1969. — 363с.
- Повидайло, В.А. Расчёт и конструирование вибрационных машин/ В. А. Повидайло. -М.: Машгиз, 1962. 149с.
- Пат. 2 312 807 Российская федерация, МПК7 В 65 G 33/08. Винтовой конвейер/Кобылянский Д.М., Горбунов В.Ф.- заявитель и патентообладатель ГУ Кузбасс, гос. техн. ун-т. -№ 2 006 110 126/11- заявл. 29.03.06- опубл. 20.12.07, Бюл. 35. — 7с.: ил.
- Артоболевский, И.И. Механизмы в современной технике/ИИ. Артоболевский. — М.: Наука, 1970. 637с.
- Рашевский, П.К. Курс дифференциальной геометрии/П.К. Рашевский. — М.: Гос. Изд-во техн.-теор. лит., 1956. 420с.
- Кобылянский, Д.М. Совместимость вращения и колебаний тел с одной степенью свободы/Д.М. Кобылянский, В. Ф. Горбунов, В. А. Гоголин //Вестн. Куз-ГТУ. 2006. — № 1 — С. 26−28.
- Гоголин, В.А. Движение тел по роликам/В.А. Гоголин, М. Т. Кобылянский, В. Ф. Горбунов, Д.М. Кобылянский//Вестн. КузГТУ. 2006. — № 3. — С. 3−6.
- Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 614 135 РФ. Расчёт геометрии и кинематики тел, совмещающих вращение и колебание при движении по роликам//В.А. Гоголин, Д. М. Кобылянский,
- B.Ф. Горбунов. Заявлено 03.10.06.- Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 01.12.06 г.
- Гоголин, В.А. Геометрия и кинематика тел при движении по роли-кам/В.А. Гоголин, М. Т. Кобылянский, В. Ф. Горбунов, Д. М. Кобылянский //Вестн. КузГТУ. 2006. — № 4. — С. 3−5.
- Карелин, Н. IT. Винтовые транспортёры//Уголь и железо. 1927. — № 26. — С. 29−37.
- Колпаков, В. Н. Теория расчёта шнека//Журнал сахарной промышленности. 1931. — № 5−6. — С. 18−23.
- Пономарёв, В. И. Винтовые транспортёры//Стандартизация и рационализация. 1933.-№ 10. — С. 11−16.
- Соколов, А. Я. Подъёмно-транспортные машины/А. Я. Соколов. М.: Заготиздат, 1946. — 210 с.
- Козьмин, П. С. Портовые и судовые машины непрерывного транспор-та/П. С. Козьмин. -М.: Машгиз, 1947. 172 с.
- Морин, И. В. Анализ рабочего процесса шнека комбайна// Сельхозмашина. 1952. — № 2. — С. 30−35.
- Александр, JI. М. Теория вертикального шнека//Сб. науч. тр. ЦНИИ речного флота. — 1950. № 7. — С. 68−75.
- Григорьев, А. М. Элементы теории винтовых конвейеров//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова. Казань. — 1957. — № 21. — С. 52−58.
- Григорьев, А. М. О наклонном шнеке//Сб. науч. тр. КХТИ им.
- C. М. Кирова. Казань. — 1957. — № 22. — С. 44−49.
- Желтов, В. П. Некоторые вопросы теории наклонных «быстроходных» винтовых конвейеров/В. П. Желтов, А. М. Григорьев//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова. Казань. — 1963. — № 31. — С. 22−25.
- Желтов, В. П. Исследование транспортных средств наклонных винтовых конвейеров: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 17.08.63: утв. 10.05.64. Казань, 1964. 185 с.
- Желтов, В. П. О критических углах наклона конвейеров/В. П. Желтов, А. М. Григорьев//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова. Казань. — 1963. — № 31. -С. 47−52.
- Желтов, В. П. Расчёт производительности крутонаклонных и вертикальных шнеков, транспортирующих сыпучие материалы/В. П. Желтов, А. М. Гри-горьев//Изв. вузов. Горный журнал. 1965. — № 10. — С. 118−126.
- Желтов, В. П. Надёжность метода расчёта и конструирования вертикальных винтовых конвейеров/В. П. Желтов, А. М. Григорьев. — Киев: Машгиз, 1969.-210 с.
- Преображенский, П. А. Графо-аналитическое определение средней осевой скорости периферийной материальной частицы в общем случае наклонного быстроходного винтового конвейера (шнека)//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова, Казань, — 1963.-№ 31.-С. 53−57.
- Преображенский, П. А. Определение оптимального шага транспортирующего винта быстроходного шнека//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова, Казань. 1964. — № 32. — С. 28−34.
- Преображенский, П. А. Определение оптимальной угловой скорости транспортирующего винта быстроходного шнека//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова, Казань. 1965. — № 35. — С. 33−37.
- Катанов, Б. А. Основы теории извлечения штыба штангами шнекового типа при вращательном бурении//Изв. вузов. Горный журнал. 1958. — № 1. — С. 65−72.
- Катанов, Б. А. Определение производительности вертикального шнекового конвейера//Вестник машиностроения. 1958. — № 12. — С. 16−19.
- Катанов, Б. А. О некоторых закономерностях движения одиночной частицы при комбинированной шнеко-пневматической очистке скважины при бурении р’езанием/Б. А. Катанов, М. П. Латышенко, А. Е. Сорокин//Изв. вузов. Горный журнал. 1970. — № 6. — С. 97−102.
- Катанов, Б. А. Основные закономерности транспортирования одиночной частицы наклонным шнеком//Изв. вузов. Горный журнал. 1971. — № 4. — С. 20−26.
- Катанов, Б. А. Уравнение движения одиночной частицы по наклонному шнеку/Б. А. Катанов, В. И. Кузнецов, М. П. Латышенко//Механизация горных работ: Сб. науч. тр./Кузбас. политехи, ин-т. Кемерово, 1971. — № 32. — С. 46−50.
- Катанов, Б. А. Определение закономерностей движения одиночной частицы по шнеку/Б. А. Катанов, В. И. Кузнецов//Изв. вузов. Горный журнал. -1972.-№ 2.-С. 62−66.
- Катанов, Б. А. Влияние некоторых геометрических погрешностей на транспортирующую способность шнека/Б. А. Катанов, В. И. Кузнецов//Изв. вузов. Горный журнал. 1972. — № 11. — С. 23—26.
- S. Botcher. Eine allgemeine Analyse der Aufwartsforderung eines Einzelkorpers in Schneckenfordern beliebiger Neigung. VDI — Zeitschrift, 1963, Nr. 14, Nr. 16, Nr. 18.
- Штуков, H. К. Картина распределения осевых скоростей материальной точки (частицы) в пределах окружности в транспортирующих шнеках/ Н. К. Штуков, А. М. Григорьев//Изв. вузов. Горный журнал. 1967. — № 12. — С. 64— 70.
- Штуков, Н. К. Влияние конструктивных и режимных параметров на осевую скорость транспортируемого материала в вертикальных шнеках/ Н. К. Штуков, А. М. Григорьев, М. К. Бордаченко//Изв. вузов. Горный журнал. — 1968.- № 11.-С. 47−52.
- Штуков, Н. К. Влияние параметров шнека на осевую скорость транспортируемого материала: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 12.02.69: утв. 19.11.69. Харьков, 1969. — 295 с.
- Пуркаев, И. Н. Исследование работы шнекового бурового инструмента при бурении горизонтальных скважин по вязким грунтам: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 26.03.70: утв. 14.12.70. Кемерово, 1970. — 190с.
- Tedder Woldemar. Feststoff- Forderung in Schneckenforderernmit U for-migen Trog. Fordern und Heben, — 1975. — 25. — № 2 — S. 124−126, 87, 91.
- Рыбаков, И. А. Теория и расчёт вертикальных шнеков//Торфяная промышленность. — 1961. № 8. — С. 64−70.
- Григорьев, А. М. К вопросу о производительности вертикального быстроходного шнека/А. М. Григорьев, В. В. Шитиков//Сб. науч. тр. КХТИ им. С. М. Кирова. Казань, 1955. -№ 19−20. — С. 48−54.
- Гутьяр, Е. М. Элементарная теория вертикального винтового транс-портёра//Труды Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства. -М., 1956. № 2. — С. 62−66.
- Курченко, Э. П. К расчёту производительности шнекоштанг при вращательном бурении горизонтальных шпуров/Э. П. Курченко, И. Т. Манжу-ла//Горные, строительные и дорожные машины. 1973. — № 15. — С. 11—15.
- Вайнсон, А. А. Методика расчёта винтовых рабочих органов большого диаметра бурильных машин/А. А. Вайнсон, А. С. Кадырев, В. В. Харченко//Изв. вузов. Строительство и архитектура. — 1987. — № 7. С. 99—107.
- Галкин, Г. Ф. К вопросу определения научно-технического уровня технических объектов/ТГорный журнал. 1993. — № 6. — С. 62−63.
- Воронов, Ю. Е. Методология проектирования станков вращательного бурения нового технического уровня для разрезов: дис.. докт. техн. наук: 05.05.06: защищена 10.06.93. Кемерово, 1993.-377 с.
- Кузьмич, Ю. И. Новый шнековый исполнительный органЯО. И. Кузьмич, В. И. Шевцов, В. С. Глущенко//Уголь. 1983. — № 2. — С. 32−33.
- Соколов, Д. Ю. Теоретическое обоснование и определение параметров машины для щелевой разгрузки массива: дис.. канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 14.03.2000. 212 с.
- Джонс, Дж. К. Методы проектирования/Дж. К. Джонс- пер. с англ. Т. П. Бурмистровой. М.: Мир, 1986. — 326 с.
- Налимов, В. В. Теория эксперимента/В. В. Налимов. — М.: Наука, 1971. 207с.
- Шенк, X. Теория инженерного экспериментаУХ. Шенк. — М.: Мир, 1972.- 372с.
- Кирпичев, В. М. Теория подобия/В. М. Кирпичев. М.: АН СССР, 1953.-379с.
- Алабужев, П. М. Основы теории подобия и моделирования/П. М. Ала-бужев, JI. М. Минкевич. Новосибирск: СО АН СССР, 1965. — 230с.
- Кулаичев, А. П. Компьютерный контроль процессов и анализ сигналов/А. П. Кулаичев. М.: Информатика и компьютеры, 1999. — 300с.
- Измерения в промышленности: Справочник в 3 т./Под ред. П. Профоса.- М.: Металлургия, 1990. 2 т.
- Самбурский, А. И. Бесконтактное измерение параметров вращающихся объектов/А. И. Самбурский, В. К. Новик. -М.: Машиностроение, 1976. — 143с.
- Скорняков, Н. М. Теоретические основы проектирования станков вращательного бурения нового технического уровня для угольных шахт: дис.. д-ра. техн. наук: 05.05.06: защищена 14.02.92: утв. 02.11.92. Кемерово, 1992. — 386с.
- Empirische Entwicklung von Kenngroben zur Auslegung von Hochleis-timgs-Schneckenforderern fur Schuttgut/Gunthner W. A., Fottner J., Rong O. // Schutt-gut. 2002. — 8, № 5. — C. 486−493.
- Налимов, В. В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов/В. В. Налимов, Н. А. Чернова. — М.: Наука, 1965. — 340с.
- Вентцель, Е. С. Теория вероятностей и её инженерные приложения/ Е. С. Вентцель, JI. А. Овчаров. М.: Наука, 1988. — 354с.
- Румшинский, JI. 3. Математическая обработка результатов экспериментов/Л. 3. Румшинский. М.: Наука, 1971. — 165с.
- Рыжов, П. А. Математическая статистика в горном деле/П. А. Рыжов. -М.: Высшая школа, 1973. — 308с.
- Степнов, М. Н. Статистическая обработка результатов механических испытаний/М. Н. Степнов. М.: Машиностроение, 1972. — 232с.
- Кочетов, В.Т. Исследование параметров исполнительного органа шне-ко-буровых машин: дис. .канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 14.03.65: утв. 20.11.65.— Прокопьевск, 1965.- 165с.
- Куцын, JI.H. Исследование процесса транспортирования сухих и гранулированных кормов винтовыми рабочими органами мобильных загрузчиков: дис.. канд. техн. наук: 04.00.06: защищена 04.11.67: утв. 27.06.68. Краснодар. — 1968.-192с.
- Кардыш, В.Г. Бурение неглубоких скважин/В.Г. Кардыш, Б.В. Мурза-ков, А. С. Окмянский. -М.: Недра, 1971. — 267с. Шшшшшшш ш
- Автор (ы): Кобылянский Дмитрий Михайлович (RU), Горбунов Валерий Федорович (RU) ifisft