Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Историко-философские аспекты ленинской теории социалистической революции в области идеологии и культуры и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Товарищей М. И. Калинина, А. А. Жданова, М. А. Суслова, Б. Н. Пономарева. В процессе решения основных социально-политических и экономичес ких задач социалистического строительства в СССР, особенно зло бодневным стало решение задач идеологической и культуротворчес кой деятельности, имеющей все более возрастающее значение, и все стороннего развития новой, социалистической культуры. Неоспори мым… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОЛЕТАРСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕШОД)
    • I. Марксизм-ленинизм — мировоззренческая и методологическая основа учения об идеологии и культуре
    • 2. Идейно-политическая борьба В. И .Ленина против антимарксистских и псевдомарксистских концепций культуры
    • 3. Разработка в дооктябрьских трудах В. И .Ленина вопросов о соотношении общества и культуры
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕНИНСКОГО УЧЕНИЯ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОБЛАСТИ ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ И ИДЕЙНАЯ БОРЬБА ЗА СОЗИДАНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    • I. Культурная революция — общая закономерность социалистического преобразования общества
    • 2. Социалистическая революция и преемственность в развитии культуры

    § 3. Актуальное значение ленинского учения о социалистической культуре в условиях перехода от капитализма к социализму в странах социалистического содружества (на примере ПНР) и современной идеологической борьбы на международной арене.

Историко-философские аспекты ленинской теории социалистической революции в области идеологии и культуры и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Острота современной классовой борьбы на международной арене отражается в противоборстве двух систем, социализма и капитализма в области экономики, политики, идеологии и культуры. Империализм, нагнетая международную напряженность, осуществляет бешеную гонку вооружений, ставит человечество на грань ядерной катастрофы, представляющей собой угрозу ценностям культуры, мировой цивилизации и самой жизни человека на Земле,.

Международный рабочий класс, трудящееся человечество, и прежде всего, народы содружества социалистических стран, руководимые коммунистическими и рабочими партиями, являются главной силой, которая способна преградить путь ядерной войне, спасти многовековые достижения мировой культуры и будущее народов от нависшей над ними опастности.

Исторический опыт десятилетий, прошедших со времени победы Великого Октября (1917 г.) в России, построение социализма, сначала в Советском Союзе, а затем в ряде стран Европы, Азии, Америки (Куба), образование и упрочение мировой системы социализма отчетливо показывают постоянный рост влияния учения и дела коммунизма на судьбы человечества и, следовательно, неуклонно ведет к ограничению и сужению сферы империалистического гнета и эксплуатации. Страны реального социализма стали могучей силой, способствующей борьбе с империализмом и колониализмом, указывающей народам верный путь экономического, социально-политического и культурного развития — путь к социализму.

Естественно, что этот закономерный ход исторического развития в современную эпоху наталкивается на бешеное сопротивление империалистической реакции, предпринимающей все новые и новые авантюры против социализма и демократии, свободы и независимости народов, пытаясь приостановить и сорвать начатый Октябрьской революцией мировой революционный процесс.

Империалисты и их пособники систематически проводят враждебные кампании против социалистических стран, — подчеркивалось в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, — они чернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главноеотвратить людей от социализма" .

Бесспорные успехи Советского Союза и других социалистических стран в области экономической, социально-политической и духовной лизни являются самыми весомыми аргументами в пользу социализма. Вместе с тем нельзя, как доказывает опыт истории социалистического строительства в ряде стран мира, недооценивать возрастающего значения политической и идеологической борьбы социализма против враждебных ему сил на международной арене, что особенно отчетливо проявилось на примере событий в Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.) и в Польше (начало 80-х гг.).

Вопросам идеологии и идеологической борьбы на современном этапе был специально посвящен июньский (1983 г.) Пленум Центрального Комитета КПСС. В Постановлении Пленума, принятом по докладу тов. К. У. Черненко, подчеркивалось: «Усилия партии и народа концентрируются на задачах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся. Идеологическая работа все больше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение. При решении новых задач, учил В .И .Ленин, «с политической точки зрения подготовка именно масс есть самое важное» «2.

В связи с задачами идеологической работы, стоящими перед КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями социалистических.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982, с. 9.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г.

М., 1983, с.67−68. стран, возрастает необходимость исследования и разработки проблем развития социалистической идеологии и культуры на основе принципов марксизма, ленинских традиций и интернационального опыта коммунистических и рабочих партий.

Актуальность данного исследования состоит прежде всего в том, что опыт социалистического строительства в СССР и других странах социалистического содружества доказывает всеобщий, интернациональный характер такой закономерности перехода от капитализма к социализму как социалистическая революция в области идеологии и культуры, этот опыт доказывает также важность и необходимость последовательной идеологической борьбы за победу социализма.

Исторический опыт стран, вставших на путь социализма, показал, что пока идет классовая борьба в странах, переходящих к социализму, пока существуют антагонистические системы социализма и империализма, возрастает актуальность вопросов идеологии и культуры, проблем идеологического противоборства социализма и капитализма, Империализм, теряя свои экономические и политические позиции в историческом соревновании с социализмом, развертывает постоянную «холодную войну» в сфере идеологии и культуры, пытаясь в борьбе идей, в психологической войне против социализма, обосновать незыблемость и вечность капиталистической системы, фальсифицировать историческую правду о неотвратимости общественного прогресса в сторону социализма и коммунизма.

Развитие идеологии и культуры по социалистическому пути сначала в одной стране — Советском Союзе, а затем в других странах подтвердило и обогатило новым исторически реальным содержанием марксистско-ленинскую теорию социалистической революции в области идеологии и культуры, раскрыло и конкретизировало интернациона-листичес1^ую сущность пролетарской культуры — культуры социализма и международного рабочего движения. Оно доказало всеобщий и закономерный характер культурной революции и развития новой культуры, социалистической по содержанию и национальной по ее формам. Социалистическая культурная революция для каждой страны, ставшей на путь социализма, является важным условием ее успехов во всех областях сознательного, целенаправленного созидания нового, социалистического общества. Проблемам социалистической революции, в том числе революции в области культуры, была посвящена, написанная в 1923 г., гениальная статья Ленина «О нашей революции», а также ряд других послеоктябрьских трудов Владимира Ильича. В этой работе В. И .Лениным было сделано то открытие, что если в предшествующих формациях новая культура возникала в рамках старого строя, то социалистическая революция начинается с завоевания политической власти рабочим классом, и на этой основе происходит в переходный период создание новой, социалистической экономики и новой, социалистической культуры. Открытие В. И. Лениным возможности нешаблонного пути развития социализма в России стало важным аспектом в разъяснении закономерного характера культурной революции в процессе социалистического переустройства общества. Эта закономерность существует и в настоящее время, и любая недооценка значения идеологической борьбы, проблем развития социалистической культуры может не только повредить, но даже затормозить процесс социалистических преобразований.

В основе того идейного арсенала, который вооружает партию и народ социалистических стран на борьбу за построение социалистического общества, в том числе на созидание и упрочение социалистической культуры, лежит теоретическое наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, приумноженное богатейшим интернациональным опытом коммунистических и рабочих партий, следующих учению марксизма-ленинизма.

КПСС, другие марксистско-ленинские партии постоянно подчеркивают огромное значение идеологии и культуры на всех этапах процесса социалистического строительства. Эти вопросы широко освещаются в работах партийных работников, обществоведов, во многих публикациях, посвященных политической, пропагандистской, идейно-воспитательной деятельности.

Московское Совещание представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957 г.), как одно из важнейших зафиксировало в своих документах положение о том, что культурная революция есть общая закономерность переходного периода от капитализма к социализму. Декларация Совещания среди главных закономерностей, присущих всем странам, указывает на такую необходимую закономерность, как «осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры» .

Проблемам социалистической революции в области идеологии и культуры уделялось и уделяется большое внимание в документах съездов КПСС, Центрального Комитета КПСС, Советского государства, в работах соратников и учеников Ленина, в том числе тов. М. И. Калинина, А. А. Жданова, Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и других руководителей КПСС. Проблемам дальнейшего всестороннего развития и распространения марксистско-ленинской идеологии и социалистической культуры, вопросам идеологической борьбы на современном этапе посвящены работы и выступления товарищей Г. Гусака, Т. Живкова, Я. Кадара, Ле Зуана, Ф. Кастро, Э. Хонеккера, В. Ярузель-ского и ряда других руководителей стран социалистического содружества, видных деятелей международного коммунистического движения.

Особо злободневны эти вопросы для коммунистов, рабочего класса и трудящихся масс Народной Польши, которую в I980-I98I гг. международный империализм избрал ареной классовых битв, пытаясь сначала ослабить, а затем и сорвать строительство социалистического общества, новой, социалистической культуры в Народной Польше, по.

I Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм.

M., 1961, с. 13. вернуть вспять процесс исторического развития польского народа. Научный, партийно-классовый анализ этих исторических событий, основанный на ленинской теории и практике социалистического строительства, на интернациональном опыте КПСС и других марксистско-ленинских партий, является актуальной задачей для марксистско-ленинской теоретической мысли как в Польше, так и в других социалистических странах.

В данном исследовании автор исходил также из необходимости разоблачения попыток антисоциалистических элементов извратить историю строительства социализма в ПНР, которые стремятся с позиций анархо-синдикализма, буржуазного национализма и антимарксизма, объяснить кризисные явления в 1956, 1970, 1980;1981 гг. якобы кризисом народной власти, противопоставить рабочий класс и трудящиеся массы П0Н1, социалистическому народному государству. Эта: демагогические спекуляции подвергнуты критике, разоблачены в выступлениях руководителей П0И1, польских, советских и других марксистов. Острота классовой борьбы на современном этапе заставляет особо усилить требовательность и беспощадность в указании подлинных причин и факторов исторических событий, избегая некритического восприятия распространяемых буржуазной пропагандой трактовок противоречий при социализме, в том числе и находящих отражение в духовной жизни общества, как противоречие мезду «управляемыми» т и «управляющими» .

Научный анализ реального исторического процесса, основанный на диалектико-материалистической методологии, является единственной гарантией раскрытия объективных и субъективных факторов событий, указания их различного происхождения и характера. Неверная оценка классовой структуры польского общества, существущих про.

I Фундаментальную критику буржуазных теорий власти, абстрагирующихся от классового ее анализа дал Кейзеров Н. М. — Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М., 1973. тиворечий и антагонизмов, ошибочное понимание их причин и характера, гипертрофирование национального единства шло только на пользу классовому противнику и давало ему возможность воздействовать на ряды рабочих, крестьян и интеллигенции враждебной идеалам социализма и коммунизма мелкобуржуазной идеологией, волюнта-ристско-анархистского или реакционно-консервативного толка, воскрешая национализм, пропагандируя клерикализм.

В диссертации говорится, что предпринимаемые международным империализмом попытки препятствовать. развитию социализма в ПНР, в том числе и социалистической культуры, проявлялись на всем протяжении истории социалистического строительства в Польше. Б 19 441 948 гг. сторонники реставрации довоенных буржуазных порядков пытались путем террора и бандитизма затормозить процесс социалистической революции в Народной Польше. Как в эти первые послевоенные годы, так и в 1980;1981 гг., противники социализма на польской земле пользовались политической, идеологической, материально-технической, финансовой и иной подцержкой со стороны империалистической реакции. В области идеологии и культуры это проявилось в активизации деятельности подрывных центров империалистической пропаганды (Радио «Свободная Европа», Парижский Литературный Институт и многие другие), в пропаганде антисоциалистическими элементами, связанными с реакционными кругами польской эмиграции, враждебных социалистической Польше идей и взглядов, а также в антисоветских выступлениях и действиях реакционных кругов католического духовенства как в самой Польше, так и за рубежом.

Из всего этого вытекает необходимость дать научный анализ процессов идеологического и культурного развития, совершающихся в современном польском обществе, его социалистической культуре, общественном сознании на основе принципов марксизма в свете ленинского учения. Автор видит в этом одну из своих главных задач.

— 10.

Первоочередной целью исследования является историко-философский анализ сущности марксистско-ленинского учения о социалистической революции в. области идеологии и культуры, освещение важнейших теоретических проблем строительства и всестороннего развития социалистической культуры, возникающих на современном этапе в странах социализма, в частности в Польше, и связанных с обострением классовой, идеологической борьбы на международной арене.

Основными задачами, поставленными и рассмотренными в данном исследовании являются:

— анализ всеобщей исторической закономерности социалистической революции в области идеологии и культуры и особенностей созидания новой культуры при социализме в сравнении с историей культуры в предыдущие общественные формации;

— освещение ленинской концепции зарождения пролетарской культуры в капиталистическом обществе и ее развитие после победы пролетарской революции, а также критика ее искажений в буржуазной и ревизионистской литературе;

— выявление определяющего значения ленинской стратегии и тактики борьбы коммунистической партии в области идеологии и культуры в период строительства социализма как с реакционно-буржуазны-ш антимарксистскими и антинародными концепциями, отвергающими саму возможность культурного творчества рабочего класса, трудящихся масс, так и с псевдомарксистскими мелкобуржаз^но-экстре-мистскими «теориями», которые отбрасывают ценное культурное наследие народов и ставят под сомнение возможность его критической переработки в интересах социализма;

— раскрытие ведущей рож рабочего класса, руководства коммунистической партии и социалистического государства в процессе социалистического культурного строительства в борьбе за то, чтобы вся масса трудящегося народа стала субъектом творческого развития новой, социалистической культуры (материальной, духовной, политической);

— выяснение на основе марксистско-ленинского учения о преемственности в истории культуры особенностей этой преемственности в процессе становления и развития новой, социалистической культуры;

— анализ актуальности и интернационального значения советского опыта созидания социалистической культуры — исторического процесса, осуществляемого под идейно-политическим и организационным руководством партии Ленина — КПСС;

— краткий анализ процесса социалистической культурной революции, совершающейся на основе принципов марксизма-ленинизма в странах социалистического содружества, главным образом в ПНР, в условиях классовой борьбы за построение и победу социализма.

Исходя из указанных выше и других важных задач, стоявших перед автором диссертации, новизна проведенного исследования состоит в следующем: в диссертации, следуя ленинскому диалектическому принципу конкретного анализа конкретной ситуации, диссертант критически рассматривает ревизионистские, абстрактно-схематические, оторванные от конкретного исторического опыта суздения о построении социалистической культуры в различных странах по аналогии, не учитывая специфики исторического развития и традиций этих стран, их культурного наследия и т. д. Исходя из исторического опыта ленинской теории и практики, документов и деятельности КПСС и Советского государства, а затем и других стран, вставших на путь социалистического строительства, автор стремится раскрыть диалектику общего и особенного в закономерном развитии социалистической культуры в различных странах, переходящих к социализму, в том числе в ПНР. В диссертации автор предпринимает попытку научной критики буржуазных и ревизионистских концепций, в том числе и современных (в частности, антимарксистских концепций ренегата антикоммуниста Л. Колаковского, антиленинских взглядов А. Шаффа, отрицающего всемирно-историческое значение и жизненность опыта СССР. В диссертации критикуются также антисоциалистические экстремистские «платформы» контрреволюционных организаций: Конфедерации Независимой Польши, КОС-КОР, враждебной социализму верхушки «Солидарности», оказавших разлагающее влияние на развитие культуры в Народной Польше в попытках увести ее с пути социалистического развития).

Основными источниками, использованными в процессе работы над диссертацией, явились прежде всего труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС, П0Н1 и других марксистско-ленинских партий, международного коммунистического и рабочего движения, работы советских и польских обществоведов и других исследователей-марксистов.

Всю литературу, использованную диссертантом, можно разделить на имеющую мировоззренческо-методолошческое значение, историко-информативную ценность и такую, которая явилась объектом критического анализа.

Важное принципиальное значение для определения основных направлений исследования имели первые работы, посвященные раскрытию ленинской теории социалистической культуры и культурной революции, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, А. М. Горького, Н. К. Крупской и др., ряда выдающихся советских ученых, писателей и деятелей советской культуры, которые в своих работах идейно-теоретически обосновывали процесс строительства социалистической культуры.

Большое методологическое значение для раскрытия темы и решения задач диссертации имели работы видных советских философов, исследовавших и освещавших в своих работах идеи марксизма-ленинизма и их воплощение в процессе строительства социалистической культуры и в идеологической борьбе, имеются в виду труды: В. В. Адоратского, А. М. Деборина, И. К. Луппола, П. Н. Федосеева, М. Б. Митина, Б Л. Кедрова, П. Ф. Юдина, М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, А.Д.Ко-сичева, С. Т. Калтахчяна, Б. А. Чагина, М. М. Розенталя, Л. И. Когана, И. М. Кейзерова, С. М. Ковалева, М. Ф. Овсянникова, С. И. Попова, С.А.Ти-таренко, Ю. А. Лукина и др.

В последующем проблематика, являющаяся предметом диссертации, в послевоенные годы и по сей день находит свою дальнейшую разработку и многогранное освещение. Печаталось огромное количество книг и статей, особого внимания заслуживают работы советских философов, социологов, историков, литературоведов и др. Авторов, исследующих вопросы ленинской теории социалистической революции в области идеологии и культуры и проблемы всестороннего развития новой социалистической культуры, можно разделить на тех, в творчестве которых презде всего акцентируется внимание >на осмыслении реального исторического процесса, путей его развития и его закономерностей, среди которых следует отметить А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, В. В. Горбунова, В. Т. Ермакова, Е. Е. Карпова, М. П. Кима, И. С. Смирнова и многих других.

Автор в работе над диссертацией использовал также научные достижения исследователей, концентрирующихся на дальнейшей разработке и развитии марксистско-ленинской методологии и теории социалистической культуры, из которых необходимо указать на труды: Е. В. Боголюбовой, Л. П. Буевой, В. Е. Давидовича, Ю.А.Зданов©?, Н.С.

Со.

Злобиной, Ю. МЛотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Н.З.Чавчавад-зе, Б. Д. Яковлева и многих других.

В диссертации также рассматривались имеющие немаловажное значение в работе над диссертацией труды польских обществоведов-марксистов В. Весоловского, С. Козыр-Ковальского, Я. Ладоша, Ю. Липе-ца, Т. Мендельского, А. Новицкого, М. Ожеховского, С. Опары, Я.Ще.

— 14 паньского, З. Цацковского, Т. Ярошевского и др.

Культурная революция и теоретическо-организационная роль В. И. Ленина в процессе созидания новой культуры, а также вопросы развития социалистической культуры и ее теории, явились объектом исследований С. Чарновского, С. Оссовского, Б. Суходольского, К. Жигульского, С. Кжемень-Ояка, А. Клосковской, Е. Кмиты, Я. Конд-зельского, Е. Коссака, З. Кудеровича, В. Льоранца, В. Палючука, Е .Внук-Липеньского и др.

В связи с критикой ряда буржуазных антимарксистских, а также оппортунистических и ревизионистских концепций, диссертант обращался к литературе этих идеологических течений: О. Шпенглера, Н. Бердяева и др., а также к современным авторам: Р. Арону, Д. Беллу, Л. Колаковскому, Г. Маркузе, А. Шаффу и др.

Объект, цели и задачи исследования предопределили структуру диссертации: она состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, выделяются главные проблемы исследования в их теоретическом и историческом контексте, а также говорится о научной новизне работы.

Научный анализ социалистической револБщии, в том числе и в области идеологии и культуры, основывается на марксистско-ленин ском учении о всемирно-историческом процессе общественного разви тия, зивдется на философско-методологической основе диалектичес кого и исторического материализма, Классики марксизма-ленинизма внесли величайшш'! вклад в миро вую культуру, поставив обществознание, а в том числе и теорию культуры, на почву науки. Марко, Энгельс и Ленин доказали, что основным фактором всемирно-исторического процесса развития обще ства и его культуры является борьба классов. Б трудах В. И. Лени на, в документах КПСС, других марксистско-ленинских партий, меж дународного коммунистического и рабочего движения обосновывает ся и раскрывается закономерность социалистической револнвдии в области идеологии и культуры, необходимость последовательного проведения марксистско-ленинской идеологии в процессе социалис тического преобразования общества. Московское Совещание представителей коммунистических и рабо чих партий социалистических стран (1957 г.), как одно из ваш1ей ших зафиксировало в своих документах положение о том, что социа листическая культурная революция есть общая закономерность пере ходного периода от капитализма к социализму. Дех^арация совеща ния среди главных закономерностей, присущих всем странам, указы вает также на такую необходимую закономерность, как «осущест вление социалистической революции в области идеолопш и культуры» .Проблемам социалистической революции в области идеологии и культуры уделялось большое внимание в документах съездов КПСС, Центрального Комитета КПСС, Советского государства, в работах.

товарищей М. И. Калинина, А. А. Жданова, М. А. Суслова, Б. Н. Пономарева.В процессе решения основных социально-политических и экономичес ких задач социалистического строительства в СССР, особенно зло бодневным стало решение задач идеологической и культуротворчес кой деятельности, имеющей все более возрастающее значение, и все стороннего развития новой, социалистической культуры. Неоспори мым доказательством этого является повышенное внимание всей пар тии и Советского государства к вопросам идеологии и культуры, к дальнейшей разработке и осуществлению ленинских принципов в об ласти культуры, активизирующаяся научно-исследовательская работа советских ученых, выступления деятелей советской культуры, а так же исследования марксистско-ленинских обществоведов других социа листических стран. По сей день фундаментом научного исследования процессов и явлений социалистической культуры, ее дальнейшего развития является марксистско-ленинское учение о культуре и куль турной революции, и, как показал опыт социалистического строитель ства в СССР и после П мировой войны в Польше, Чехословакии, ГДР, Руьлынии, Болгарии, только ленинский путь является верныл! путем к успешному осуществлению иде%ОБ социализма и коммунизма.В. И. Ленин исследовал ростки социалистической и демократичес кой культуры, предвосхищая дальнейшее их развитие. В послеоктябрь ский период, возглавляя ." _. ' • ., — •. '.-." «советское го сударство, В. И. Ленин организовал и управлял сознательным, плано мерным, целенаправленным процессом развития и распрост^внения со циалистической культуры. Рассматривая культурную революцию и социалистическое строи тельство Б области идеологии и культуры в качестве необходимого этапа Б последовательном культурном развитии человечества, В. И. Ленин особенно подчеркивал закономерный характер этого процесса,.

указывал на его общие и особенные черты, на необходимость борьбы с догматизмом, субъективизмом и волюнтаризмом по отношению к про цессу развития культуры и ее ценностям. Волюнтаризм, преклонение перед стихийностью исторического процесса или канонизирование не которых устаревших представлений, законов теории общественного раз вития, не принимая в расчет актуальный уровень развития, являются одинаково опасными для успешного целенаправленного культурного строительства. Опыт Великого Октября и построение социализма явились убеди тельнейшим доказательством правильности ленинского подхода, дали возмошюсть глубоко раскрыть и четко сформулировать обшде законо мерности и основные задачи культурной революции. В результате по беды Великой Октябрьской сощ1алистической революции было доказа но, что, во-первых, борьбу за новую культуру с необходимостью должно опережать взятие власти пролетариатом и установление дик татуры пролетариата, во-вторых, демократизация культуры, которая, в зависимости от конкретных исторических условий в стране, будет заключаться в решении всех тех задач, которые откроют путь народ ным массам к сознательному участию в культурной деятельности на всех ее уровнях, в частности, задач поднятия уровня образованнос ти, освобождения культуры от религиозных и др. чуждых, отсталых влияний, раскрепощения женщ1шы и т. п. и т. д. В-третьих, ваш1еЁ;

шим аспектом ленинской концепции культурной революции является принятие и осуществление на практике преемственной связи культур ного развития, т. е. превращение всей прогрессивной, созданной в досоциалистические эпохи культуры в общенародное достояние. В-чет вертых, целью культурного «переворота» является не только лишь открытие народным массам возможностей для творчества, но также стил5улироваш1е и развитие у людей потребности в творчестве во всех областях жизнедеятельности общества. В-пятых, немаловажной.

задачей является формирование новой, социалистической интелли генции, квалифицированных кадров во всех отраслях деятельности в обществе, а также воспитание и перевоспитание интеллигенции ста рой школы, ее сознательный переход на позиции социализма." Ленинская програл1ма культурной революции явилась важныд^ вкладом в революционную теорию и практику. Ее основное содержание: подъем народного просвещения — создание всех условий для приобще ния самых широхшх масс трудящихся к политике, знаниям, эстетичес KHTvi ценностямраспространение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народапреодо ление мелкобуржуазных взглядов и нравов" •'•.Эти задачи, формировавшиеся в ходе револющюнных событий и научной деятельности В. И. Ленина, как основные задачи культурной революции, объективно связаны и существенно определяют социально экономичес1сий и идейно-политический процесс революционного пере устройства. Их указание и сам процесс их решения на практике име ют и по сей день непреходящее и интернациональное значение. Выше сказанное относится к объективным закономерностям, и указанные процессы в специфических условиях данной страны могут отличаться: темпами, акцентами, методами и трудностями, связанными с уровнем экономического, социально-политического развития, с характером национальных традиций культуры. Непреходящее значение 1шеет положение В. И. Ленина об интерна циональном характере социалистической культуры, основанном на коммунистической идейности. Всем ходом истории по настоящее время ярко доказано, что буржуазный национализм и национальная ', замкну 1 К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969, с.29−30.2 См.: Горбунов В. В. В. И. Ленин и социалистическая культура. М., 1972, с. 130.тость крайне обедняли и извращали процесс культурного развития и перестройки культуры на социалистических началах. Все попытки ука зания на вредность идейной последовательности и монолитности, фор сирование так называемого плюрализма, приводили, как правило, к идейным шатаниям и разброду. Культурная револкюсия органически свя зана со всем процессом социалистического переустройства жизни об щества, ее роль является особенной, так как от успешного проведе ния культурной революции зависит темп и сама реализация социалис тической революции. Культурная револкщия является одним из гаран тов осуществления идеалов социализма и коммунизма, она ускоряет этот процесс, составляет ва:1шейшее содержание перемен, имеющих место во время революционного процесса. Принцип классового характера культуры, убедительно доказанный классиками марксизма-ленинизма, и сегодня сохранил все свое зна чение и силу. Он постоянно находится в центре идейной борьбы в области культуры. Буржуазные теоретики культуры, пытающиеся про тащить идею о ее якобы внеклассовом характере, не в состоянш! дать по настоящему верные представления о процессах и явлениях, происходяпщх в культуре, раскрыть их генезис, социальный характер, функции и пути развития. Тысячи страниц, исписанных такими «куль турологами» как Т. В. Адорно, Е. Шиллс, Е. Морен, Д. Белл, Х. Арендт и рядом других, свидетельствуют лишь о некоторой описательной воз можности их сочинений, мистифицирующих тенденции к массовости, униформизации, стандартизации и т. п., присзшще современной куль туре. Б противоположность этим буржуазным концепциям марксистско ленинская философия исходит из методологических позиций диалекти ческого и исторического материализма, из всестороннего учета про цессов развития культуры и идеологии в современном мире, из изу- 159 ;

чения и обобщения богатого интернационального опыта созидания и развития социалистических культур. Проведенные исследования обращают внимание на широкий спектр перспектив дальнейших научных разработок актуальных проблем со циалистической культуры, возникающих в ходе строительства социа лизма и коммунизма. При этом ваш1ым является дальнейшее творчес кое применение марксистско-ленинской методологии в процессе конк ретных исследований реального исторического процесса, развитие дифференцированного подхода к анализу закономерностей развития социалистической культуры, с учетом достигнутого данной страной уровня общественного, экономического, социально-политического и культурного развития и ее национальных традиций. Такой подход яв ляется нвобходшлыл'1 условием выработки правильной, научно обосно ванной и гарантирующей конечный успех стратегии и тактики социа листического строительства в области идеологии и культуры. Общественный прогресс и происходящая научно-техническая рево люция ровдают все новые и новые явления в культуре, открывая не известные ранее возможности для ускорения развития, и, следова тельно, первоочередной задачей исследователей-марксистов являет ся своевременно дать научный анализ появляющихся неисследованных процессов в сфере культуры, раскрыть их классовое содержание и найти пути использования всего того ценного, что способствует успешному продвижению вперед к общечеловеческим идеалам социа лизма и ком1"1унизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в мире ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544. 1.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест коглмунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459. 1.
  3. К. Четвертый годовой отчет Генерального Совета Мевдународного Товарищества Рабочих Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., T. I6, с.331−336. 1.
  4. Ф. В.Боргиусу, 25 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.39, с.174−177. 1.
  5. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксистов). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.1, C. I25−346. 1.
  6. Ленин В. И. Эконолшческое содержание
  7. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Ленин В.И, Поли собр. соч., Т.2, C.5G5−550. 1.
  8. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.6, с.1−192.
  9. В.И. Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.6, с.203−210. 1.
  10. В.И. Письмо «Северному Союзу РСДРП». Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.6, 360−370. 1.
  11. В.И. Шаг вперед, два шага назад (Кризис в нашей партии). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.8, с.185−414. 1.
  12. Ленин В. И, Социалистическая партия и беспартийная революционность. Ленин Б. И. Полн. собр. соч., т.12, с. 133 141. 1.
  13. В.И. Заметки публициста. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.16, с.54−66. 1.
  14. В.И. Аграрный вопрос в России к концу XIX века. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.17, с.57−137. 1.
  15. В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.17, с.206−213. 1.
  16. В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.17, с.415−426. 1.
  17. В.К. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.17, с.429−438. 1.
  18. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические за-летки. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.18, с.7−384. 1.
  19. В.И. Об избирательной кампании и избирательной платформе. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.20, с.355−363. 1.
  20. В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т.23, с.1−4. 1.
  21. В.И. Три источника и три составных части марксизма. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.23, с.40−48.
  22. В.И. Проект платформы к IX съезду социал-демократии Латышского края. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.23, с.203−211. 1.
  23. В.И. Марксизм и ревизионизм. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.24, с.1−4. 1.
  24. В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.24, с.113−150. 1.
  25. В.И. «О «культурно-национальной» автонолии. Ленин B. I Поли. собр. соч., т.24, с.174−178. 1.
  26. В.И. Переписка Маркса с Энгельсом. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.24, с.262−269. 1.
  27. В.И. Об авантюризме. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.25, с.220−223. 1.
  28. В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.26, с.43−93. 1.
  29. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма (Популярный очерк). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.27, 0.299−426. 1.
  30. В.И. Тетради по империализму. I9I5-I9I6 гг. Ленин B.V. Поли. собр. соч., Т.28, с.1−740. 1.
  31. В.И. Конспект «Науки логики». Учение о понятии. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.29, с.149−218. 1.
  32. В.И. В.Шулятников. «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Э.Маха. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.29, с.459−474. 1.
  33. Ответ П. Киевскому (Ю.Пятакову). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.30, с.68−74.
  34. В.И. О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме». Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. ЗО, с.77−130. 1.
  35. В.И. Империализм и раскол социализма. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. ЗО, с.163−179, 1.
  36. В.И. Доклад о революции 1905 года. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. ЗО, с.306−328. 1.
  37. В.И. Как запугивают народ капиталисты? Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.32, с.120−122. 1.
  38. В.И. «Волнующие население слухи». Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.32, с. 326. 1.
  39. В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. ЗЗ, C. I-I20. 1.
  40. В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25−26 октября (7−8 ноября) I9I7 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.35, с.7−29. 1.
  41. В.И. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6−8 марта I9I8 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.36, с.1−76. 1.
  42. В.И. Главная задача наших дней, Ленин Б.И. Поли. собр. соч., т.36, с.78−82. 1.
  43. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.36, с.127−164. 1.
  44. В.И. Очередные задачи Советской власти. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.36, с.165−208. 1.
  45. В.И. О Социалистической академии общественных наутс. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.36, с.372−373.
  46. В.И. ЗУ конференция профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов. Москва, 27 июня-2 июля I9I8 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.36, с.433−469. 1.
  47. Письмо к американским рабочим. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.37, с.48−64. 1.
  48. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.37, c. IOI-IIO. 1.
  49. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.37, с.235−338. 1.
  50. В.И. Речь на объединенном заседании В Щ К Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января I9I9 г. Ленин Б. И. Поли. собр. соч., т.37, с.412−427. 1.
  51. В.И. Успехи и трудности Советской власти. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.38, с.39−73, 1.
  52. В.И. УШ съезд РКП(б) 18−23 марта I9I9 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.38, с.125−215. 1.
  53. В.И. Привет венгерским рабочшл. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.38, с.384−388. 1.
  54. В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля I9I9 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.39, с.131−138. 1.
  55. В.И. Доклад о работе В Щ К и Совнаркома на первой сессии В Щ К УП созыва 2 февраля 1920 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.40, с.87−110. 1.
  56. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.41, C. I-I04.
  57. В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.41, с.298−318. 1.
  58. В.И. «О пролетарской культуре». Ленин В. И. Поли. собр. соч., T.4I, с.336−337. 1.
  59. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.41, с. 398 408. 1.
  60. В.И. Кризис партии. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.42, с.234−244. 1.
  61. В.И. П Всероссийский съезд горнорабочих 25 января 2 февраля I92I г. Заключительное слово по докладу о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 24 января. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.42, с.256−261. 1.
  62. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов 17 октября I92I г. Ленин В. И. Поли, собр. соч., т.44, с.155−175. 1.
  63. В.И. О значении воинствующего материализма. Ленин В. И. Поли. собр. соч., Т.45, с.221−229. 1.
  64. В.И. О кооперации. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.45, с.369−377. 1.
  65. В.И. О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова). Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.45, с.378−382. 1.
  66. В.И. Лучше меньше, да лучше. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.45, с.389−406.
  67. В.И. А.М.Горькому. 12 (25) февраля 1908 г. Ленин В .И Поли. собр. соч., Т.47, с.141−145. 1.
  68. В.И. А.М.Горькому. 13 или 14 ноября. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т.48, 0.226−229. 1.
  69. В.И. И.Ф.Арманд. 30 ноября. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т, 49, с.328−334.
  70. Официально-документальные материалы 2.
  71. Програмлные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М I96I. 2.
  72. Програмгла Колшунистической партии Советского Союза. Материалы ХХП съезда Ш1СС. М.: Госпожтиздат, 1962, с.320−428. 2.
  73. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва 5−17 июля 1969 г. М.: Политиздат, 1969. 352 с. 2.4. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление Центрального Комитета КПСС. М., 1970. 2.
  74. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М I98I, T. I3, с.352−368. 2.
  75. Постановление ЦК КПСС «О 110-й годовщине со дня рождения В. И .Ленина». В кн.: KflGG в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., I98I, т.13, C.53I-542. 2.
  76. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I. 223 с. 2д
  77. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. 80 с.
  78. Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. М.- Политиздат, 1983. 320 о. 2.
  79. К.У. Авангардная роль партии коммунистов. М.: Мысль, 1982. 463 о. 2.
  80. К.У. Народ и партия едины. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. 496 с. 2.12. IX Hadzwycsajny zjazd Polskiej Zjednoczonej Partii Robotnicze 14−20 lipca 1981 г.: Podstav-owe dokumenty i materiaiy.- VZ-v/a, Ksiazka i V/iedza, 1981 .-234 s. 2.13. VI Plenum KG PZPR, 27−28 listopada 1981 r.-U-v/a, 1981. 2.14. VIII Plenum KG PZPR, 9 lutego 1982 r. Podstawowe dokumenty i me teriaiy.-W-wa, 1982.-113 s. 2.
  81. Sytuacja spoiecano-polityczna i kierunki dzialania partii XII Plenum KG PZPR, 31 maja 1983 r. Podstawowe dokumenty i mal teria3: y.-W-wa, Ksiq2ka i Wiedza, 1983.-80 s. 2.16. XIII Plenum KG PZPR, 14−15 pazdziernika 1983 r.-W-wa, 1983. 2.
  82. SpraxYozdanie z prac Komisji KG PZPR powolanej dla wyjasnienis przyczyn i przebiegu konfliktow spolecsnych v dziejach Polski Ludowej.-W-wa, 1983.-78 s. 2.
  83. Jarazelski W, Przemowienia 1981−1982.-W-wa, KsiQzka i ITiedza, 1983.-513 s. 3. К H И Г И 3.
  84. Т.Д. Октябрьская революция и историческая наука I9I7-I923. М.: Наука, 1968. 300 с. 3.
  85. A.I. Место искусства в познании лшра. М.: Политиздат, 1980. 255 с. (Над чем работают, о чем спорят философы). 3.
  86. Г. З. В.И.Ленин и художественное наследство. М.: Знание, 1968. 62 с.
  87. .А. Социалистическая поэтика. М., 1928. 3.
  88. А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолидации соц.стран. М.: Мысль, 1973. 159 с. 3.
  89. А.И. В.И.Ленин и культурная революция. М.: Знание, 1969. 16 с. 3.
  90. А.И. Социалистическая культура: Теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984. 174 с. 3.
  91. М.М. Критика буржуазных концепций художественного творчества: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высш. шк., 1984. 127 с. 3.
  92. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Сов. Россия, 1984. 272 с. 3.
  93. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 294 с. З П Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 341 с. 3.
  94. Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин, 1923. 3.
  95. А. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса. Лекции, прочитанные в Московском Пролеткульте весною I9I9 г. М.: Государственное Издательство, 1920 г. 92 с. 3.
  96. А. Тектология. Всеобщая организационная наука, Ч.1, П, Ш. Берлин-Петербург-Москва. Изд. З. И. Гржебина. 1922. 531 с. 3.
  97. Н.Д. Апология безвыходности (Анализ буржуазных интерпретаций кризиса капитализма). М.: Мысль, 1984. 208 с.
  98. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-тых годов. Материалы, документы воспоминания. (Ред. сост.: В. Н. Перельман. М.: Сов. художник, 1962. 403 с. 3.
  99. М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ). Киев: Наукова думка, 1984. 216 с. 3.
  100. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 1983. 199 с. 3.
  101. Э.Л. Культурная революция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 34 с. 3.
  102. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 176 с. 3.
  103. П.П. Эстетическая культура и социальный прогресс (Проблема эстетического как феномена культуры). Киев: Наукова думка, 1978. 244 с. 3.
  104. Г. Е. Роадение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. 255 с. 3.
  105. В.В. В.И .Ленин и Пролеткульт. М.: Политиздат, 1974. 239 с. 3.
  106. В.В. Ленин и социалистическая культура. (Ленинская концепция формирования социалистической культуры). М.: Мысль, 1972. 340 с. 3.
  107. Е.Н. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября I930-I960 гг. Очерки. М.: Наука, 1982. 383 с. 3.
  108. Т.Ф. Культурная революция в СССР составная часть ленинского курса построения социализма (I9I7-I937 гг.). М.: Высш. школа, 1968. 94 с.
  109. П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. 175 с. 3.
  110. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростовна-Дону: Изд-во Рост. на-Д. ун-та, 1979. 263 с. 3.
  111. Диалектика деятельности и культура (В.Г.Табачковский, Н. Ф. Тарасенко, Н. М. Бсинчук, А.П.Я1денко, Э. К. Бнстрицкий, А.Н.Дой). Киев: Наукова думка, 1983. 296 с. 3.
  112. Диалектика интернационального и национального в развитии общественной мысли. Кишинев: Штиинца, 1984. 231 с. 3.
  113. Диалектика социального развития (Сборник /Под ред. Павлова Ю. М. М., 1976, 295 с. 3.
  114. Духовный мир развитого социалистического общества. Авт.: И. А. Степанян, А. И .Арнольдов, Г. Л. Смирнов и др. /Ред. коллегия: А. И. Арнольдов и др. М.: Наука, 1977. 479 с. 3.
  115. В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М.: Мысль, 1968. 151 с. 3.
  116. К.И. Три революции в России в наше время. М.: Мысль, 1975. 605 с. 3.
  117. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980, 302 с. 3.
  118. Н.С. Социалистическое государство и культура. М.: Знание, 1968. 31 с. 3.
  119. В.В. Марксизм -ленинизм об относительней сшлостоятельности общественного сознания. М.: Высш. школа, I96I. 158 с. 3.
  120. В.В. Проблема духовной жизни развитого социализма. М.: Высш. школа, 1980. 176 с. 3.
  121. Л.В. Форг»!ирование советской научной интеллигенции (I9I7-I927 гг.). М.: Наука, 1980. 392 с.
  122. Э.В. Искусство и кошлунистический идеал: Избр. статьи ло философии и эстетике. (Вступ, статья Мих. Лифпшца. М.: Искусство, 1984. 349 с. 3.
  123. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. (Размышления над книгой В. И. Ленина «Материализм и эмшриокритицизм!?). М.: Политиздат, 1980. 175 с. 3.
  124. М.Г. Ленинизм. Философские традициии современность. М.: Мысль, 1982. 275 с. 3.
  125. Н.Т., Коган Л. И. Советская социалистическая культура. Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. 208 с. 3.44. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. -/Пер. с нем. З. В. Горловой. Послесловие М. С. Васильева. М.: Прогресс, 1969. 478 с. 3.
  126. Исследования в СССР по философским проблемам культуры: Сборник /Ред. кол.: Арнольдов А. И. (отв. ред.) и др.- АН СССР. Ин-т философии. М., 1983. 141 с. 3.
  127. Исторический материализм как социально-философская теория: Моногр. /Под ред. В. И. Разина. М.: Высш. школа, 1982. 364 с. 3.
  128. История философской мысли в Московском университете. /Под ред. И. Я. Щипанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 264 с. 3.
  129. Калтахчян С Т Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983. 367 с. 3.
  130. Г. Г. Ленин о культурной революции. Л.: Лениздат, 1970. 407 с. 3.
  131. Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М.: Госкультпросветиздат, 1954. 244 с.
  132. .М. Как изучать книгу В.И.Ленина «Материализм и эмшриокритищзм». 4-е изд. доп. М.: Политиздат, 1983. 318 с. 3.
  133. .М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла. М.: Наука, 1983. 478 с. 3.
  134. Н.М. Власть и авторитет. М., 1973. 3.54.Ким М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. М.: Знание, 1967. 48 с. 3.55. Ким М. П. Коммунистическая партия организатор культурной революции в СССР. М.: Госполитиздат, 1955. 340 с. 3.
  135. Ковалев С М Социализм и культурное наследие. М.: Знание, 1967. 32 с. 3.
  136. Л.Н. Категория «культура» в системе категории исторического материализма. Б кн.: Проблемы систематизации категорий исторического материализма. Тезисы республиканского совещания. Челябинск, 1980, с.129−132. 3.
  137. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с. 3.
  138. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры /Ред. кол.: А. И. Арнольдов и др. М.: Наука, 1966. 427 с. 3.
  139. Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. М.: Политиздат, I98I. 192 с. 3.
  140. Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. /Пер, с нап. З. В. Горловой. М.: Прогресс, 1975, 64 с. 3.
  141. А.Д. Теоретические обобщения В.И.Лениным опыта Октябрьской революции и строительства социализма в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974., 314 с.
  142. В.П. У истоков советской философской науки (I9I71922 гг.). М.: Изд-во Моск. ун-та, I98I. 152 с. 3.
  143. Кризис современной буржуазной идеолозши. /Под ред. проф. М. Я. Корнеева и проф. М. А. Кисселя. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 119 с. 3.
  144. Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинской философии. Учебн. пособие /Под ред. А. Д. Косичева. М.: Высш. школа, 1979. 343 с. 3.
  145. Н.К. Ленинские установки в области культуры. Сборник статей. М.: Парт, изд-во, 1934. 259 с. 3.
  146. В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М.: Мысль, 1980. 312 с. 3.
  147. Е.И. Познание, язык, культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 264 с. 3.
  148. Культура и идеологическая борьба /Под общ. ред. А. И. Арнольдова и Н. В. Новикова. М.: Мысль, 1979. 192 с. 3.
  149. Культура и социалистический образ жизни /Отв. ред. Коган Л. Н, и Павлов Б. С. Свердловск: Урал. науч. центр АН СССР, 1980. 112 с. 3.
  150. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в I900-I9I7 годах. М.: Мысль, I98I. 284 с. 3.
  151. Ленинизм и философские проблемы современности. /Авт. коллектив под руководством М. Т. Иовчука. -М.: Мысль, 1970. 653 с. 3.
  152. Г. М. Критика В.И .Лениным идеализма и религии /Науч. ред. А. А. Круглов. Мн.: Наука и техника, 1983. 280 с. 3.
  153. Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. 247 с. 3.
  154. А.В. Избранные статьи по эстетике. М., 1975. 391 с.
  155. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с. 3.
  156. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс. Целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.: Наука, 1983. 534 с. 3.
  157. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов Л. В. Алехина, В. Р. Аронов, М. Н. Афасижев и др. /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высш. школа, 1983. 544 с. 3.79. «Массовая культура» иллюзии и действительность. М., 1975. 256 с. 3.
  158. В.М. Культура и история: (Проблема культуры в филосоюко-исторйческой теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. 198 с. 3.
  159. В.М. О понятш «культура». М.: Знание, 1968. 16 с. 3.
  160. Л.Г. Кино и «эстетика разрушения». М.: Искусство, 1984. 143 с. 3.
  161. А.В. Плюрализм: истоки и сущность: Критический анализ философских основ. М.: Наука, 1983. 231 с. 3.
  162. Овсянников М. Ф, Искусство и капитализм. М.: Искусство, 1979. 343 с. 3.
  163. М.Ф. История эстетической мысли: Учебн. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1984. 336 с. 3.
  164. Ю.И. Большевики и культгра прошлого. М.: Мысль, 1969. 96 с. 3.87. О гуманизме в науке и культуре /Под ред. П. Е. Сивоконя, В. М. Леонтьева, З. В. Кагановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 176 с.
  165. Т.Н. Главные философские направления- (Теорет, анализ ист.филос.процесса). 2-е изд. доработ. М.: Мысль, 1984. 303 с. 3.
  166. Т.Н. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. М.: Мысль, 1982. 301 с. 3.
  167. О.А. Луначарский. М.: Мысль, 1980. 207 с. 3.
  168. В.Д. Традиции и общество: Опыт филос.-социол. исследования. М.: Мысль, 1982. 220 с. 3.
  169. Попов С И Социализм и оптимизм. М.: Политиздат, I98I, 304 с. 3.
  170. Проблема наследия в теории искусства (НИИ теории и истории изобраз» искусств Акад. художеств СССР- Сектор истории эстет, учений- А1их. Лифшиц (отв.ред.). М Искусство, 1984. 300 с. 3.
  171. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии (История и современность). М.: Политиздат, 1975. 304 с. 3.
  172. P.M. Задачи победившего пролетариата: (О работе В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти»). М.: Мысль, I98I. 253 с. 3.
  173. М.Б. Марксистская диалектика и философский ревизионизм. М.: Наука, I98I. 177 с. 3.
  174. Е.Б. Р1дейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 159 с. 3.
  175. И.С. Ленин и советская культура. Государственная деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства (октябрь I9I7 май I9I8). М.: Акад. наук СССР, I960. 448 с.
  176. Советская демократия: Очерк становления и развития А1ванов В.М., Авакьян А., Гусейнов Ф. А. и др. IL: Политиздат, 1983. 288 с. 3.
  177. Теория революции. История и современность. Сборник /Под ред. М. Я. Ковальзона. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с. 3.
  178. C.I. Против фальсификации ленинизма: Критический очерк. М.: Политиздат, I98I. 159 с. 3.
  179. А.Я. Философия и марксизм.-М.-Л., 19-гб. 3.
  180. В. Крах «Операции Полония» I980-I98I гг. (Документальный очерк). М.: М.: ГЛысль, 1980. 271 с. 3.
  181. П.Н. Коммунизм и философия. Изд. 2-е. М., I97I. 3.
  182. П.Н. Марксизм в XX веке. М., 1977. 683 с. 3.
  183. Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной бурлуазной философии. М.: Наука, 1982. 397 с. 3.
  184. Л.Ф. Социализм и католицизм (Взаимоотношения государства и католической церкви в социалистических странах). М.: Наука, 1982. 215 с. 3.
  185. Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры. В кн.: Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979. с.5−32. 3.
  186. .А., Федотов В. П., Протасенко З. М. Развитие В.И.Лениным исторического материализма после Великой Октябрьской социалистической революции. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 151 с. 3.
  187. Эстетическое наследие В. И. Ленина и художественная культура. 4Д.: Мысль, 1980. 226 с. 1983. с. 3.
  188. А.К. Дзгховная жизнь общества. Пробл.методол. исслед.
  189. П.Ф. Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции. М.: Парт, изд-во, 1933. 47 с. 3.
  190. Kioskowska A. Socjologia kultury,/7yd.II/.-W-wa, Panstv/.wyd-v/c nauk., 1983.-608 s. 3.
  191. Kmita J. O kulturze symbolicznej.-W-wa, Gentralny Osrodek Meto dyki Upovvszechniania Kultury, 1982.-162 s. obrona./vvyd, II/,-W-v/a,
  192. Н.И., Яжборская И. О. Революционно-интернаодоналистичеокие традиции польского рабочего вдижения. Вопросы Истории, 1982, J 10. g
  193. В.Д. Цивилизованная альтернатива А.Шаффа, Вопросы философии, 1984, J 4, с.126−135. a 4.
  194. A.M. Револювдя и культура. Под знаменем марксизма, 1925, В 7. 4.
  195. A.M. Марксизм, Ленин и современная культура, Под знагленем марксизма, 1924, J 6−7. 4.
  196. М.Т. Вопросы развития советской духовной культуры и современная борьба идей. Вопросы философии, 1976, 3, с.40−55. 4.
  197. В.Б. Противоречия в «ловиях социализма. Вопросы философии, 1984, }h 8, c. II-21. 4.
  198. А.Д. Великая Октябрьская социалистическая революция и творческое развитие марксистско-ленинской философии. Вестн. РЛоск. ун-та. Сер.
  199. В.А., Титова Л.Г» Философская наука в СССР: некото1не особенности и закономерности развития. Вестн, Моск. ун-та. Сер. 7, Философия, 1982, ГР- 6. 4.
  200. Культура, история, современность. Вопросы философии, 1977, ib II, 1978, Л 2, 12. 4.
  201. Луппол. Й, Проблема культурного наследия. Под знаменем марксизма, 1935, i 4. l 4.
  202. Медведев В. А, Ключевая проблема диалектики развитого социализма. Вопросы философии, 1984, В 8, с. З-П. 4, J
  203. В. «О левом фронте» в искусстве. Под зншленем марксизма, 1923, ib 4−5. 4.
  204. В. Тезисы докладов. Революция и культурные задачи пролетариата. Пролетарская культура, I9I8, В 2.
  205. Программа. Л Ш 1923, й I. 4.
  206. .Б. Движущие силы общественного развития в условиях зрелого социализма. Вопросы философии, 1984, В 8, с.21−32, 4.
  207. Ю.И., Иовчук М. Т., Бессонов Б. Н. Фальсификация истории марксизма-ленинизма на службе контрреволющш. Вопросы философии, 1983, Л I. 4.
Заполнить форму текущей работой