Шотландия в системе международных отношений в конце XV — 80-е годы XVI века
Планам Английского государства в подчинении себе Шотландии' как путем религиозного вмешательства, так и путем политических интриг, могла помешать Франция, активно боровшаяся за сохранение «Традиционного союза» с Шотландией. Однако в своих политических интересах королевская власть усматривала прежде всего собственную выгоду, сопряженную с постоянной враждой французской короны с Англией. Шотландия… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Англия и Шотландия на рубеже XVI века
- 1. Развитие социальных институтов Англии и
- Шотландии в XV — первой половине XVI века. стр
- 2. Централизация королевской власти и положение высших дворянских сословий и влиятельных клановых семей в Шотландии во второй половине XV — XVI веках. стр
- 3. Англо-шотландские отношения и их влияние на развитие внешнеполитических отношений в Западной Европе в XV — начале
- -ХУ1 века. стр
- Глава 2. Особенности Реформации в Шотландии
- 1. Предпосылки развития Реформации в Шотландии. стр
- 2. Сущность и ход Реформации и ее влияние на политическую борьбу за власть в Шотландии.-.стр
- Глава 3. Международное положение Шотландии и позиция западноевропейских монархий в 40-е-80-е гг. XVI в
- 1. Борьба политических партий при королевском дворе
- Шотландии в 40-е — 60-е годы XVI века. стр
- 2. Франко-шотландские отношения в годы малолетства
- Марии Стюарт.(1542- 1543).'.стр
- 3. Франко-шотландские переговоры и результаты посольства Жака де ля Броса. стр
- 4. Вмешательство Англии во внутриполитические отношения
- Шотландии и положение Марий Стюарт (в период с 1548 по годы).стр
Шотландия в системе международных отношений в конце XV — 80-е годы XVI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Международное положение Шотландии в XV — первой половине XVI века рассматривается в контексте внешней политики крупнейших западноевропейских монархий: Англии, Франции и Испании.
Начало и середина XVI века для Шотландии были последним периодом ее независимости от Англии. В этом качестве независимое королевство Шотландия в XVI веке представляло собой арену для вмешательства в ее внутренние дела ведущих политических' держав Западной Европы в ходе I европейской Реформации. Противостояние крупных стран Запада — Франции, Англии, Испании — определилось борьбой католического лагеря против политических сил, возглавлявшихся сторонниками Реформации. Проблема Реформации — одна из важнейших в истории XVI века. Вопросы региональных особенностей Реформации, общественных движений, внутренних гражданских войн имели яркое отражение во внешней политике государств. Испания стояла во главе католического лагеря, во Франции сохранение позиций католической церкви вело к расколу общества, Англия провела Реформацию сверху, то есть церковь была поставлена под контроль монарха, но в английском обществе оставались политические силы, сочувствовавшие католической церкви. Весь комплекс сложных общественно-политических противоречий находил отражение на международной арене. В борьбе католичества и протестантизма поиск союзника определял международные, контракты.
Независимое королевство Шотландия, географически связанное с Аглией, в XVI веке представляло определенный интерес для Европейских держав. Англия не оставляла надежд на объединение с Шотландией, а для врагов Англии, то есть для католической Испании и давнего соперника Франции, вмешательство во внутренние дела Шотландского королевства могло означать открытый вызов Английскому государству.
Борьба за установление гегемонии в Шотландии разгорелась между Францией и Англией в XV — XVI веках, особенно сильно. Именно тогда Шотландия, на короткий срок позволив Франции стать своим союзником, в последний раз добилась относительной стабилизации на международной арене.
Целью данного исследования является доказательство того факта, что Шотландии выступала сильным игроком на внешнеполитической арене на рубеже XV — XVI веков, способным продолжать оказывать военное сопротивление английским притязаниям на шотландский трон, а также то, что к концу XVI века Шотландия была внутренне готова к выбору Англии в качестве своего. союзника в силу политических, экономических и религиозных перемен в шотландском королевстве.
Для достижения поставленной цели важным представляется изучение следующих вопросов:
— развитие социальной структуры шотландского общества. В связи с этим необходимо ознакомиться с изучением,' истории социальных институтов Шотландии и Англии на рубеже XV — XVI веков, положением клановых семей и могущественных дворянских группировок в конце XV века и вмешательством королевской власти во внутреннюю клановую структуру шотландского общества с целью ослабления гегемонии клановых семей и усиления королевской власти;
— значение англо-шотландских отношений в системе международных связей начала и середины XVI векаобъяснение роли Шотландии во внешней политике Англии и Франции в конце XV — середине XVI века;
— сущность шотландской Реформации и её влияние на внутреннюю борьбу и внешнюю политику Шотландии;
— внешнеполитическое' положение Шотландского государства во второй половине XVI века, после проведения церковной реформы. Отношение Франции, Англии и Испании к проведенной в Шотландии Реформации и дальнейшая судьба Шотландии на международной арене.
Объект исследования — горная и * равнинная Шотландия со всем комплексом присущих ей элементов общественной структуры и совокупностью внутриполитических и внешнеполитических отношений.
Предметом изучения является международное положение Шотландии на мировой арене в конце XV — 80-х годах XVI века.
Хронологические рамки работы ограничены концом XV — 80-ми годами XVI века. Данный период изучения проблемы обусловлен интересом к переломному периоду существования независимости Шотландии, когда Ь вследствие борьбы с влиятельными клановыми семьями в государстве сформировались две полярные по своим интересам политические группировки, выступающие за дальнейший путь развития государства либо в качестве союзника Франции, либо суверена Англии. Именно в данный период Шотландии было необходимо окончательно определить свой путь развития, так как наряду с еще более быстрым экономическим развитием соседних европейских государств (в особенности Франции и Англии) необходимость межгосударственного альянса для Шотландии стояла на первом месте. Данное обстоятельство и обусловило усиление вмешательства во внутреннюю структуру шотландского королевства Франции и Англии. Каждое из этих государств руководствовалось своими собственными, похожими факторами для обладания Шотландией. Важнейшим из них было усиление экономического могущества за счет расширения своих территорий. Не менее важным фактором было укрепление собственных границ Европейских держав, поскольку Шотландия являлась своеобразным «буфером» между Францией и Англией, что могло обезопасить как Францию, так и Испанию от прямого вторжения со стороны Англии. Другим решающим фактором в определении актуальности выбора хронологических рамок данного исследования является реформационное движение в Шотландии, которое сделало это королевство крайне привлекательным союзником в. противостоянии католических сил.
Реформации. Карта была разыграна в дипломатической игре и военной политике государств.
История развития Шотландии в XVI веке доведена в настоящем исследовании до 1587 года, года казни шотландской королева Марии Стюарт. Именно в период ее правления в Шотландии активизировалось вмешательство во внутренние и внешние дела государства-таких мировых держав, как Англия, Франция и Испания, что особенно важно с точки зрения изучения международного положения Шотландского королевства. Со смертью Марии Стюарт и восхождением на престол ее сына Якова VI (I) Шотландское государство как независимая держава прекратило свое существование, участие Франции и Испании во внутренних делах Шотландии ослабло.
Источниковая база данного исследования представлена на материалах документальных источников, сочинениях хронистов, мемуарах, письмах, юридических документах. .
К первой группе источников относятся официальные регистрационные документы, «Источники по истории Шотландского государства» под редакцией В. Дикинсона.1 Акты шотландского парламента, собранные в издании В. Дикинсона, содержат частную переписку шотландских государственных деятелей, хроники, крупных исторический событий XVI века, дают важные сведения по истории развития Реформации в Шотландии как общественно-религиозного явления. В этих источниках отражена реакция шотландских университетов на перемены в религиозной жизни* страны, а также все крупные политические события, прямо или косвенно обусловившие религиозный переворот.
Документальные источники раскрывают историю Реформации в Шотландии.
1 A Source Book of Scottish history. Ed. by W.C.Dickinson. Volumes I-II. Edinburgh, 1952;1953. Первый том «Источников» охватывает весь период шотландской истории с XI по XV века, второй том содержит события XV века и заканчивается XVII веком.
Основные источники шотландской Реформации принадлежат перу выдающегося деятеля шотландской реформации Джона Нокса. Будучи учеником Жана Кальвина, Джон Нокс начал свою деятельность в Шотландии с проповедей кальвинистского протестантизма, принимал участие в издании Женевской Библии. В годы реакции против реформаторов в Шотландии Нокс был сослан во Францию, затем долгое время читал свои проповеди в Англии. Вернувшись в Шотландию в середине XVI века, он развернул религиозную деятельность, направленную на изменение духовной жизни государства. Джон Нокс стал лидером организации «Лордов Конгрегации», которая в 1560 году на заседании шотландского парламента окончательно закрепила протестантизм в Шотландии в рамках основного догмата религии протестантов — «Конфессии веры». Выдающаяся работа Джона Нокса, «История Реформации в Шотландии"1, написана с точки зрения его собственного восприятия событий, свидетелем которых был сам автор. Как идеолог шотландской Реформации, он глубоко оценивает основные события, раскрывает истинные причины Реформации и ее влияние на политическую и социально-культурную жизнь шотландского общества.
Другие труды Джона Нокса собраны и систематизированы в работе Д. fy.
Ланга. В собрание включены ранние сочинения реформатора Нокса -«Божественное письмо предупрежденияили наставления верующим в Лондоне», изданное в Лондоне в 1554 году, «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин», изданное в Женеве в 1558 году.
Вторая группа источников — хроники — представлена в данном исследовании на примере работ следующих хронистов.
Роберт Линдсей из Питскотти, автор, хроники, написанной между 1576 и 1579 годами, современник изучаемого нами’периода, вхожий в высшие круги шотландского общества (к сожалению, нам не так много известно об авторе данного произведения) рисует яркую картину социального развития.
1 Knox, John. The history of the Reformation of religion in Scotland. Edinburgh, 1905.
2 The works of John Knox./ ed. by D. Laing. V. III. Edinburgh, 1854.
Шотландии и организации государства при Якове III (1460 — 1488) а также Якове II (1437−1460)1. Интерес к хронике Роберта Линдсея вызывает захватывающий анализ состояния Шотландского королевства во время правления данных шотландских королей, положение Шотландии на международной арене. Однако, данную хронику необходимо анализировать с особой осторожностью, поскольку автор неоднозначно относится к позиции правления и Якова II, и Якова III, субъективно выделяя те или иные положительные или отрицательные стороны их внутренней и внешней политики.
Еще один хронист — современник, Френсис Бэкон (1561 — 1626), автор «Истории правления короля Генриха VII», мыслил свою «Историю» как начало истории Англии между завершением войны Алой и Белой роз и объединением Англии и Шотландии2.
В ¦ «Историю» включен значительный материал по истории судопроизводства, в особенности законодательства и организации судебной системы Английского государства. История Англии рассматривается Ф. Бэконом в тесной связи с историей Шотландского королевства: военные столкновения, заключение многочисленных соглашений, — факты, свидетельствующие об активной политике" и характере отношений между этими государствами. Безусловная позиция автора здесь — неизбежность объединения Англии и Шотландии путем подчинения Шотландии английскому королевству, вследствие относительной слабости Шотландии на международной арене.
Р. Холиншед, автор хроники, описывающей события в Шотландском государстве в XV — первой половинеXVI века3, представляет обширный.
1 Lindsay, R. The Chronicles of Scotland. V. I. Edinburgh — EdinburghLondon, 1814.
2 Ф. Бэкон. История правления короля Генриха VII. — М., 1990.
Ф. Бэкон закончил свою «Историю» в 1621 году. Рукопись, поднесенная Якову I в 1621 году, впервые была издана в 1622 году. Самое раннее издание «Истории» содержится в шестом томе собрания сочинений Ф. Бэкона английского издания 1857- 1859 годов с примечаниями Дж. Спеллинга.
3 Holinshed R. The whole volume of chronicles containing the chronicles of England, the chronicles of Scotland, the chronicles of Ireland. London, 1586−1587. материал по международным отношениям европейских государств, особенно выделяя Шотландию и ее роль в борьбе за свою независимость с Англией. Хроника содержит богатый материал о военных столкновениях обоих королевств, здесь можно найти сведения и о внутриполитическом развитии Шотландии, и об истории правления шотландских королей. В данном источнике слабо прослеживается отношение самого автора к международному положению Шотландии в заданный период, однако, ознакомившись с ним, можно с уверенностью говорить о несомненно важном значении Шотландии на международной политической арене в конце XV — первой половине XVI века.
Сведения по истории франко-шотландских отношений содержатся в «Хронике» французского хрониста Жана Фруассара (1337−1404), современника Столетней войны.1 Хронист долгое время' являлся придворным писателем короля Франции Людовика XII, поэтому он владеет довольно богатым материалом по истории дипломатических отношений крупнейших европейских держав XIV века. Несмотря на то, что XIV век не является объектом данного исследования, предыстория отношений Шотландии и Франции, содержащаяся в «Хронике», дает нам обширный. материал по истории развития «Традиционного союза» Шотландии и Франции, а также англо-французских отношений во время Столетней войны и участия Шотландии в ходе военных действий. Автор, несомненно, является приверженцем про-французских интересов по отношению к Шотландскому королевству, и поэтому многие события в его описании трактуются именно с позиции, выгодной французскому монарху, где Шотландия могла бы выступать лишь как орудие для защиты Франции против английской агрессии.
История франко-шотландских отношений в середине XVI века отражена в хронике «Две Миссии Жака де ля Броса.- История Шотландии в 1543 году и журнал осады Лейса», принадлежащем перу Жака де ля Брос, французского.
Первое издание английского историка XVI века относится к 1586−1587 годам. Последующие издания датируются XIX веком и доступны в виде микрофильмов.
1 Froissart J. Chronicles of England, France, Spain, Portugal, Scotland. — V. 2, London, 1812. королевского придворного, человека, удостоившегося чести быть посланником воли французского короля Людовика XII в Шотландии. Судя по тому, что автор предисловия к «Описаниям» Гледис Дикинсон упоминает о Жаке де ля Брос как о «держателе кубка короля», он мог стать королевским посланником для решения политических дел в союзническом для Франции государстве. Однако соавтором «Описаний», по свидетельству Г. Дикинсон, мог быть и спутник Жака де ля Брос граф Менаж, о котором последний упоминает в предисловии к своему произведению как о своем соратнике и коллеге. 1 Это работа французских авторов в очередной раз отражает позицию Франции по отношению к Шотландскому государству. XVI века, раскрывает стремление Франции контролировать внешнеполитическую и внутриполитическую жизнь шотландского королевства. Данный источник впервые используется нами, его анализ сделан в тексте диссертации в связи с освещением событий, характерных для международных отношений" XVI века.
Третья группа исследуемых в данной работе источников представлена на материале мемуаров.
История развития отношений Испании и Шотландии содержится в «Мемуарах» Филиппа де Коммина, которые вышли в свет в 1524 году. В течение XVI — XVII веков появилось несколько изданий этого сочинения французского историка XV века. «Мемуары» были в дальнейшем переведены почти на все европейские языки.2.
Филипп де Коммин (1447 — 1511) долгое время был личным советником французского короля Людовика XI (1461 -" 1483), его личным биографом, и после смерти короля на время сохранил влияние при французском дворе. Его «Мемуары» дают яркую картину внутриполитических отношений во.
1. La Brosse, Jacques de. Two missions of Jacque de la Brosse. An Account of the affairs of Scotland in the year 1543 and the journal of the siege of Leith, 1560. // Ed. by Gladys Dickinson. Edinburgh, 1942. Publication of the Scottish History Society, first series, vol. XXXVI.
Источник редактирован Гледис Дикинсон, содержится в дошедшем до нас в издании «Истории шотландского общества», том 37, в Эдинбурге 1942 года.
2Коммин, Филипп де. Мемуары. М., 2004.
По свидетельству автора предисловия к российскому изданию «Мемуаров» Ю. П. Малинина, до нашего времени данный источник выдержал 120 изданий. французском государстве XV века, вражды между бургундскими герцогами и французскими королями, а также отчасти — раскрывают специфику франко-шотландских отношений в XV веке. Интерес к данному источнику вызван тем, что в нем мы находим сведения о внутреннем положении Шотландии в конце.
XV века, подтверждающие рост влияния. королевской власти в Шотладском королевстве, а также показывающие влияние усиления королевской власти на рост интереса Франции к Шотландии как союзника в борьбе с Английскимгосударством.
Четвертая группа источников, письменные документы, раскрывает историю международного положения Шотландского государства в середине.
XVI века. Это переписка английского короля Генриха VIII с регентами шотландской королевы Марии Стюарт, и со своими государственными советниками.1 Анализ данного источника позволяет воспроизвести картину внутриполитической борьбы в Шотландии, формирующей дальнейший раскол политических группировок на про-французскую и про-английскую. В письмах Генриха VIII четко прослеживается усилие монарха ослабить могущество профранцузской группировки в Шотландии путем привлечения регентов Марии Стюарт на сторону Англии.
Переписка Марии Стюарт с Елизаветой I и с монархами крупных держав Европы — Франции и Испании — до ее пленения в Англии и во время его, также представляет богатый материал, свидетельствующий о внешних связях шотландского королевства накануне Унии корон 1603 года, причем данный материал представлен как .бы «изнутри», посредством описания интриг королевского двора Шотландии2.
Большая часть источников по истории Шотландии на международной арене XVI века представлена в виде исторических трудов современников. Несмотря на то, что репрезентативность этих источников не всегда абсолютна, поскольку.
1 Letters and papers, foreign and domestic, of the reign of Henry VIII, 1509−1547, vol III, part II. London, 1998.
Переписка Марии Стюарт, несчастной королевы шотландской, с Елизаветой, королевой Великобритании, и другими знатными особами. Пер. с французского. Ч. I — II. — М., 1809. они выражают субъективный взгляд автора на происходящие события, эти источники предоставляют богатый материал, позволяющий воссоздать общую картину участия шотландского королевства во внешнеполитической истории Западной Европы в XVI веке.
Богатый фактический, материал по истории Шотландского государства конца XV — XVI веков можно получить из юридических документов (актов шотландского парламента,. раскрывающих историю мирных договоров, различных соглашений между Шотландией и европейскими государствами).1 Данные источники характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Шотландии, определяют ее позицию в отношении противоборствующих сил на конфессиональном и политическом уровне.
В отечественной историографии проблема особенностей политического и социального развития Шотландии в XV — XVI веках, а также ее международного положения изучается в контексте общих работ по истории Западной Европы и в частности Шотландии. Мы имеем возможность проанализировать в основном лишь труды советских ученых начиная с 70-х годов XX столетия, в силу того, что до этого времени проблема социального развития Шотландии не изучалась российскими историками отдельно.
История Шотландии в целом привлекала внимание российских и советских ученых. Это объясняется тем, что именно во второй половине XX века в Шотландии стало развиваться направление изучения шотландской истории в ее социальнополитическом аспекте, что сделало возможной доступность многочисленных источников и трудов английских и шотландских ученых для советских исследователей.
В числе общих работ по международному положению Шотландии в первой половине XVI века можно выделить «Историю дипломатии"2, «Историю Европы с древнейших времен до наших дней"3 и «Историю.
1 The acts of the parliaments of Scotland. V. I. London, 1823.
2 История дипломатии. Изд. 2-е, t. I-V. M., 1959;1975.
3 История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2. М., 1992.
Шотландии" Г. И. Зверевой.1 Все они затрагивают политические и социальные аспекты развития шотландского государства, анализируют положение шотландского государства на международной арене в период с начала формирования шотландской народности (около V века нашей эры) до потери Шотландией своей независимости, а отдельные работы, такие, как работа Зверевой Г. И., доводят историю Шотландии до периода, современного исследователям.
В числе общих работ по истории шотландского королевства можно выделить изучение историографии шотландской истории начиная с XIX века. Данным вопросам посвящены работы Г. И. Зверевой, в которых исследователь выделяет позитивную роль шотландских* ученых в формировании истинно шотландской историографии". Именно шотландские ученые, по мнению Г. И. Зверевой, уделили месту шотландской истории особую роль в изучении истории Великобритании в целом, освободили британскую историографию от «унитаристского» подхода, господствующего в английской историографии в первой половине XX века. Выделяя либеральное направление историографии изучения истории шотландского государства, Зверева Г. И. отмечает заметный интерес английских ученых к развитию внешнеполитических связей Шотландского государства и его положение на международной арене как важного звена во внешнеполитических интересах влиятельных государств.
I о.
Западной Европы.
Проблемам историографии Шотландии посвящена статья ученого В. А. Буканова, 4 в которой исследователь подчеркивает интерес известных западных буржуазных историков к истории Шотландии на примере развития различных.
1 Зверева Г. И. История Шотландии. М., 1987.
2 Зверева Г. И. Современная буржуазная историография об англо-шотландской унии 1707 года. // Проблемы британской истории. М., 1987. Стр. 262.
3 Зверева Г. И. Англо-шотландские отношения XI — XV веков в современной буржуазной историографии Великобритании. // Историография проблем международных отношений и национальных движений в странах Западной Европы и Северной Америки. М., 1985. — Стр. 172−193.
4 Буканов В. А. Актуальные проблемы политической, общественной и церковной истории Шотландии XVначала XVII вв. в современной британской историографии. // XII чтения памяти профессора С. И. Архангельского. Часть I, выпуск 12. Нижний Новгород, 2001. школ и направлений изучения шотландской истории в Великобритании. Ученый выделяет тот факт, что современные британские историки рассматривают Шотландию как самобытное государство, со своей динамикой развития церковных и социальных институтов, но в то же время они показывают развитие шотландской истории через призму британской истории в целом. Процесс развития шотландской истории у современных британских историков связан с теорией о предопределенности существований Шотландии j> в рамках одного государства — Великобритании1.
В отечественной историографии изучение шотландской истории было предметом интереса многих историков. Изучение шотландской истории XV —.
XVI веков стало привлекать внимание отечественных историков в поздний советский период, что было связано с развитием интереса к британской науке в условиях развития советской исторической науки в целом. Историки стали интересоваться проблемами политической и церковной жизни шотландского государства, проблемами международного положения Шотландии в XV — XVI веках.
Изучению истории Шотландии второй’половины XV — начала XVI веков посвящены многочисленные труды советских историков 70-х — 80-х годов XX «века. Советскими историками было отмечено стремление Шотландии к своей независимости, они изучали экономический, социальный аспекты организации шотландского общества, выделяли его самобытность в системе европейской культуры заданного периода.
Различным аспектам социальной и политической ранней и средневековой истории Шотландии (XIII — XIV и первой половины XV веков) посвящены исследования Д. Г. Федосова. Помимо исследования становления и развития шотландского парламента в XIII — XIV веках, автор специально рассматривает вопрос о положении шотландского дворянства в позднее средневековье.2.
1 Буканов В. А. Актуальные проблемы политической, общественной и церковной истории Шотландии XVначала XVII вв. в современной британской историографии.- Стр. 130.
2 Федосов Д. Г. Лорды и лэрды: шотландское дворянство в XVI — XVII веках. // Европейское дворянство XVI.
XVII веков: границы сословия. М., 1997.
Ученый справедливо выделяет роль дворянских сословий в поддержании самобытности шотландского общества и отмечает, что «благодаря уникальным особенностям общественного развития Шотландия может притязать на звание самой дворянской страны в. Европе"1. Выделяя роль дворянства в шотландской социальной структуре XV века, Д. Г. Федосов в особенности отмечает тот факт, что сам институт дворянства был демократичным, он предполагал дворянское покровительство всем, даже самым бедным представителям шотландского общества, в обмен на их преданность своему покровителю. Отсюда, как выделяет автор, и истекает такая прочнаяструктура клановой организации Шотландии, что предполагает стремление сохранить независимость государства от его европейских соседей. Именно институт дворянства, по мнению Д. Г. Федосова, мог стать существенной преградой на пути королевской власти подчинить себе шотландский Хайленд, и именно его существование и упрощение его канонов так волновали шотландских королей второй половины XV—XVI вв.еков.
Проблемы развития социальных институтов Шотландии раскрыты в работе Д. Г. Федосова, описывающей историю возникновения и развития шотландского парламента.2 Историк проследил развитие парламента от момента его возникновения до конца XIV века, когда в условиях войн за независимость с Англией Шотландия вынуждена была умело лавировать на политической арене с целью сохранения независимости государства. В борьбе шотландского парламента за независимость страны Д. Г. Федосов выделяет отличие шотландской системы управления государством от английской, определенную стагнацию развития шотландского парламента по отношению к английской системе управления, в частности то, что английский парламент играл важную роль в жизни шотландского Общества уже в XV веке, в то время как в Шотландии парламент занимал позицию подчинения по отношению к.
1 Федосов Д. Г. Лорды и лэрды: шотландское дворянство в XVI — XVII веках. — Стр. 49.
2 Федосов Д. Г. Парламент Шотландии в борьбе за независимость страны (XIII — XIV века) / Власть и. политическая культура в средневековой Европе. Часть I. Москва, 1992. — Стр. 198−205. короне, что выражалось в основном в вьшесении различных кардинальных решений, касающихся организации военных походов против Англии в XIIIначале XIV веков. И только во второй Половине XIV века, с появлением буржуазных слоев шотландского общества, роль сословного представительства в парламенте заметно возросла. В результате возросло и влияние парламента при вынесении важных • государственных решений.1.
Определенный вклад в развитие отечественной историографии шотландской истории 70-х-80-х годов XX века внесла JT. И. Китайгородская, кандидатская диссертация которой посвящена изучению цехового ремесла в л.
Шотландии XV века. Автор рассматривает проблему развития шотландских бургов в контексте развития торговой системы Шотландии XV века в условиях роста могущества королевской власти' и централизации шотландского государства. Роль бургов в шотландском государстве возросла, по мнению Л. И. Китайгородской, с возникновением в них специализированного производства тех или иных товаров, что поставило шотландское государство на один уровень с развитыми европейскими странами Ht обусловило развитие внутренней торговли Шотландии, а также увеличило экспорт готовой продукции в континентальную Европу.3 Данная работа позволяет рассматривать шотландскую историю с позиций ее внутреннего развития и укрепления социальных связей внутри шотландского общества, что сделало возможным сплочение шотландских политических кругов и укрепление королевской власти.
Социально-политические проблемы шотландского государства XVI века представлены в работе Г. Ю. Магакова. В работе «Становление англошотландского союза и парламент 1587 года"4 автор анализирует дальнейшее.
1 Федосов Д. Г. Парламент Шотландии в борьбе за независимость страны (XIIIXIV века). — Стр. 201−205.
2 Китайгородская Л. И. Цеховое ремесло королевский городов Шотландии XVXVI веков: проблемы эволюции цеховой структуры. Автореферат. М., 1988.
3 Китайгородская Л. И. Цеховое ремесло королевский городов Шотландии XV — XVI веков: проблемы эволюции цеховой структуры. — Стр. 5.
4 Магаков Г. Ю. Становление англо-шотландского союза и парламент 1587 года//Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Англии. — Горький, 1989. Стр. 39−46. развитие шотландского парламента и отмечает его роль в динамике англошотландских отношений. Ученый отмечает растущую роль шотландского парламента и его влияние на’положение королевской власти. Автор говорит о том, что нередко парламенту приходилось решать стратегические военные и социальные вопросы королевства, тем самым подчиняя своим решениям волю шотландских королей. Точка зрения ' автора подкреплена несколькими примерами из истории Шотландского государства, одним из которых является отказ шотландского парламента выделить военные силы для Якова III (1460 -1488) с целью помощи французскому королю Людовику XI (1461 — 1483) в оказании сопротивления Англии, с которой в то время у Франции были напряженные отношения.1 Этот факт значительно повлиял на характер англошотландских отношений XVI века, что усилило раскол, уже наметившийся в шотландских политических кругах. Возросла роль про-английской группировки, что значительно усилило влияние английского государства на внутренние дела Шотландии в первой половине XVI века, и это стало причиной потери Шотландией своей независимости уже в конце XVI века. 2.
Вопросами внешнеполитической истории Шотландского государства XVI века занимается исследователь A.A. Детросьян, одна из работ которого посвящена анализу Эдинбургского договора между Англией и Шотландией в 1560 году. В данной работе автор не только приводит анализ влияния социальных институтов Шотландии на1 политическую жизнь страны (в частности, главенствующая роль шотландского парламента в делах государства), но также сравнивает политические и религиозные причины заключения данного договора в Эдинбурге, делая заключение, что, судя по всему, Эдинбургский договор 1560. года был продиктован более политическими и экономическими соображениями, нежели чем стремлением предоставить протестантам Шотландии полноправную власть в государстве.3.
1 Стр. 74 данного исследования.
2 Там же. — Стр. 41.
3 Петросьян A.A. Эдинбургский договор 1560 года. // Англия в эпоху абсолютизма. М., 1984.
Данный вывод прослеживается и в другой работе исследователя, посвященной идеям выдающегося лидера шотландской Реформации Джона Нокса. На примере учения данного церковного лидера А. А. Петросьян делает вывод о внутреннем переходе шотландского общества к естественной зависимости от английского государства. Религиозное давление на шотландские социальные круги сделало возможным постепенное «подчинение шотландской короны английской1.
Проблемам внешнеполитического положения шотландского государства в контексте религиозного развития Шотландии и его влияние на дальнейшее положение по отношению к английскому государству посвящены работы Штокмар В. В. Так, в работе «Религиозно-политические и национальные аспекты объединения Англии и Шотландии в начале XVII века"2 автор показывает политическое влияние Англии на внутреннее и внешнее развитие Шотландского государства, на растущую зависимость политической структуры Шотландии от политики Англии. Реформация, пришедшая в Шотландию из Англии, стала, по мнению автора, основным инструментом давления со стороны английского духовенства на шотландские низы3.
Политический аспект объединения Англии и Шотландии раскрыт и в других работах В. В. Штокмар, где показана связь. между* внутренним положением шотландской власти и условиями, создавшимися в Шотландии после ее Реформации с тем, как данные внутренние отношения повлияли на отношения Англии и Шотландии.4 В. В. Штокмар особенно выделяет растущую зависимость шотландской короны от английской, показывает закономерность подчинения Шотландии Англии после казни Марии Стюарт и восшествия на.
1 Петросьян A.A. Тираноборческие идеи Джона Нокса. // Проблемы истории докапиталистических формаций. М., 1978. Стр. 100−101.
2 Штокмар B.B. «Религиозно-политические и национальные аспекты объединения Англии и Шотландии в начале XVII века» // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества". Л., 1978.
3 Штокмар B.B. «Религиозно-политические и национальные аспекты объединения Англии и Шотландии в начале XVII века» // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества". Стр. 103.
4 Штокмар В, В. Некоторые условия и дипломатическая подготовка объединения Англии и Шотландии в конце XVI — начале XVII века. // Англия XVI — XVII веков. Вып. 2, Горький, 1974. — Стр. 108−119.
Штокмар В.В. Англо-шотландские отношения накануне соединения двух королевств в конце 80-х годов XVI века. // Проблемы отечественной и общественной истории. Вып. 3, Л., 1976. — Стр. 196−199. престол ее сына Якова VI (I). Анализируя международное положение Шотландии второй половины XVI века, ученый позволяет не только познакомиться с теми условиями, которые стали причиной потери Шотландией своей независимости, но также отмечает роль дальнейшего развития нового религиозного учения в постепенном подчинении Шотландии английской короне1.
Современные рассматривают историю шотландского государства в контексте ее международного положения, продолжая интересоваться социальной структурой королевства XV — XVI веков.
Большой вклад в изучение истории Шотландии второй половины XVI века внес исследователь М. Ю. Брандт.- В своих работах по истории политического положения Шотландии2 историк анализирует причины потери Шотландией своей независимости в конце XVI века и делает вывод о том, что в конце XVI — начале XVII столетия Шотландия была еще довольно отсталой страной по сравнению с ее северным соседом, Великобританией, в силу чего ей не оставалось другого выбора, кроме того, «чтобы отдать свою независимость в подчинение английскому государству во игуш сохранения своего политического и экономического спокойствия.3 По мнению М. Ю. Брандта, несмотря на то, что подчинение Шотландии произошло изнутри, по инициативе самой правящей верхушки государства, у Шотландии не было выбора своей дальнейшей политической судьбы, и потеря ею своей независимости была неизбежной.4.
1 Штокмар В. В. Некоторые условия и дипломатическая подготовка объединения Англии и Шотландии в конце.
XVI — начале XVII века. // Англия XVI — XVII веков. Вып. 2, Горький, 1974. — Стр. 109.
2 Брандт М. Ю. Парламентские дебаты по вопросу объединения Англии и Шотландии в начале XVII века. // Средние века. Вып.52. М., 1989. — Стр. 115−129.
Брандт М. Ю. Союз Англии и Шотландии в европейских международных отношениях конца XVI — начала XVII века. // Англия в эпоху феодализма. М., 1988. — Стр. 61−82." .
Брандт М. Ю. Шотландия в системе международных отношений (вторая половина XVI века): автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.03.03) / МГПИ им. Ленина. М., 1990.
3 Брандт М. Ю. Союз Англии и Шотландии в европейских международных отношениях конца XVI — начала.
XVII века. // Англия в эпоху феодализма. М., 1988. — Стр. 82.
4 Там же. — Стр. 15.
Современных исследователей интересует и религиозный аспект развития шотландского государства в XVI веке. Так, историк Челлини К. Г. дает анализ учения лидера шотландской Реформации Джона Нокса1. Автор рассматривает вопросы духовного развития шотландского общества, выделяя важность религиозного аспекта шотландской Реформации. Джон Нокс у Челлинидуховный руководитель Реформации, стремившийся к обеспечению религиозного перевоспитания шотландского народа. И если М. Ю. Брандт говорит о некоторой стагнации развития шотландского государства в XVI веке, отсталости социально-политической структуры по сравнению с развитием стран континентальной Европы и, в особенности, Англии, то К. Г. Челлини дает совершенно ясное описание глубокой религиозности шотландского народа, сопряженной с готовностью принятия новой религиозной системы, что, соответственно, сплачивало народ и корону, что являлось показателем прочности государственной системы королевства. /.
Итак, отечественная, историография главным образом посвящена изучению социально-политических проблем шотландского государства. Ученых волнуют главным образом проблемы политического и социального воспитания шотландского народа, как, собственно, и проблемы международного положения Шотландии в XV — XVI веках. Надо отметить, что XVI век особенно интересовал советских. ученых, поскольку именно в этот период Шотландия переживала, глубокие изменения в своем внутреннем развитии. В своих работах исследователи. касались в основном политических проблем и почти не рассматривали их в контексте религиозных событий в шотландском государстве. ,.
Современные российские историки (например, К.Г. Челлини) начинают уделять внимание внутриполитическим • проблемам Шотландии, освещая религиозный вопрос в связи с его влиянием на дальнейшую судьбу.
1 Челлини К. Г. «Проблема „истинной“ и „ложной“ веры в творчестве Джона Нокса» // Проблемы истории докапиталистических формаций. — М., 2000. шотландской народности как таковой, его влияние на развитие культуры Шотландии.
Однако, вопрос развития Шотландии во второй половине XV — 80-х годах XVI века был исследован советскими и российскими историками только в общих чертах. Вопрос падения могущества влиятельных шотландских семей и роли короны в борьбе с влиянием шотландских кланов лишь отчасти затрагивается отечественными иссделователями в из работах (A.A. Петросьян). Вопрос религиозного развития Шотландского королевства только начинает изучаться российскими исследователямй, однако он не рассматривается в контексте внешней политики Шотландии в XVI веке (К.Г.Челлини). История развития англо — шотландских и франко-шотландских отношений показана фрагментарно, в контексте общей истории Шотландии, или на примере конкретных событий в истории шотландского общества (Н.И.Басовская, В. В. Штокмар, Г. И. Зверева, М. Ю. Магаков и др.).
Что качается западной историографии изучения истории шотландского государства в XV — XVI веках, то — данному вопросу посвящены многочисленные труды как английских, так и шотландских историков. Причем изучение шотландской истории данного периода в Англии делится на отдельные направления, отображающие концепции ученых, а в Шотландии изучением отечественной истории 'занимались отдельные школы, формирующиеся в шотландских университетах.
Так, до середины XX века в. британской исторической науке господствовала вигско-либеральная концепция образования Великобритании и истории Великобритании, центральное место в которой принадлежало идее исторической предопределенности создания британского унитарного государства в результате приобщения «кельтских» народов к английской цивилизации. Данная традиция изучения шотландской истории (в дальнейшем получившая название «унитарной») закрепилась в научных исторических центрах Англии — Оксфорде, Кембрйдже, Лондоне. К числу работ, рассматривающих закономерность развития Великобритании в естественном присоединении к ней близлежащих кельтских народов, в том числе и Шотландии, относятся работы видного. представителя вигско-либеральной историографии Д. М. Тревельяна, общая работа «Оксфордская история Англии», работы исследователя Дж. Скарисбрика, У. Ферпосона.1 Эти ученые особо подчеркивали роль Великобритании в подчинении к себе Шотландии, а также в том, что Шотландия закономерно вошла в состав Великобритании, поскольку у нее не было другого выбора, иначе ее поработили бы другие европейские государства, либо она не смогла бы существовать по экономическим соображениями. 2.
Оценки вигско-либеральной историографии не исключали сторонников той теории, согласно которой изучению, истории Шотландии необходимо выделить отдельное место в развитии истории международных отношений XV—XVI вв.еков. Роль Шотландии в истории международных отношений • в особенности в XVI веке трактуется данными учеными как особенная роль северного соседа Англии, оказавшего огромное влияние как на развитие внутренних социальных английских институтов, так и на дальнейшее развитие экономической, политической и культурной жизни своего народа.
Так, И. Грант, английский ученый, изучавший историю экономического состояния шотландского государства позднего средневековья (XIV — XVI веков), утверждала, что благодаря войнам за независимость было сохранено политико-территориальное единство Англии и Шотландии, были укреплены торгово-экономические и внешнеполитические связи Шотландии с континентальной Европой. Все это, по. мнению автора, предопределило заключение союза 1707 года на выгодных для Шотландии условиях.3.
1 Trevelyan G.M. Ramilies and the Union with Scotland. L., 1948. Тревельян Д. М. История Англии. Смоленск, 2005. Scarisbrisk J. Henry VIII. London, 1968.
Ferguson W. Scotland’s relations with England. A survey to 1704. — Edinburgh, 1977.
2 Ferguson W. Scotland’s relations with England. A survey to 1704. — Edinburgh, 1977. — P. 26.
3 Grant I.F. The economic history of Scotland. The latter middle ages. XIV to XVI. London, 1934. — PP. 47−56.
Всплеск национального движения в. Ирландии и Шотландии в 1960;е и 1970;е годы стимулировал углубление изучения шотландской истории и источниковедения. В результате большинство специалистов по истории страны заняли националистическую платформу, противопоставляя Шотландию английским завоевательным планам.
На первый план в изучении шотландской истории во второй половине XX века выходят шотландские историки, организаторы и воспитанники сформировавшихся университетских школ изучения шотландской истории.
Дело в том, что, совершенствование в данный период преподавания и изучения истории Шотландии в университетах Глазго, Эдинбурга, Абердина, Сент-Эндрюса и других городов, издание исторических источников, пропаганда значимостиисторических знаний средствами массовой информации стимулировали исследования в области медиевистики. В этот период начался постепенный пересмотр традиционной унитаристской концепции образования Великобритании., Такие видные ученые, как Г. Доналдсон, Уил. Дикинсон, Дж. Мэкки,' ГГ. Браун, Дж. Браун и другие выступили в роли инициаторов пересмотра британской истории. Они подготовили и воспитали новое поколение историков, которые попытались по-новому осмыслить историю Шотландии иисторию складывания британского государства. К 60-м годам XX века в ряде университетов (Эдинбург, Глазго, Сент-Эндрюс) сформировались крупные научные центры медиевистики.
Так, Г. Дональдсон и возглавляемая им долгие годы «эдинбургская школа» поставили в качестве основной' проблемы шотландской истории отношения Церкви и государства. Дональдсон проследил историю церковных структур Шотландии с начала XI 'века, периода самостоятельного существования церкви как «особой дочери» Рима. Тема отношений церкви и государства предстает центральной в его томе «История Шотландии от Якова V к Якову VII», в которой Реформация является многомерным политическим и социокультурным процессом, затронувшим все сферы общества, а успех внутренней политики государей во многом определялся дальновидностью их церковной деятельности.1.
Другим важным направлением трудов Дональдсона стал анализ англошотландских отношений. Автор прослеживает истоки союза двух стран начиная с XI в., показывая, что до конца XV века история отношений этих государств была историей их противостояния. Рассматривая динамику англошотландских отношений XVI в. и факторов, влиявших на них в Шотландии (борьбу дворянских группировок за власть, роль парламента), Дональдсон приходит к выводу, что Англия и Шотландия пришли к единству и согласию к 1570 г. на основе достижения «гармонии между двумя церквами».
Ученый Уил. Дикинсон в своем изучении шотландской истории выдвигает на первое место историю социально-политических институтов Шотландии, в особенности, историю развития церковных институтов. Автор считает, что Шотландия как северный сосед Англии бьша особым государством в период развития товарно-денежных отношений и отношений межгосударственных, играла важную роль как в развитии англо-французских отношений, так и в дальнейшем развитии английской и европейской о.
Реформации. Ученый, таким образом, выделяет особое место Шотландии в системе международных отношений XVI века. 4.
Исследователи 70х-80х годов XX столетия на первое место в изучении шотландской истории выносили изучение^ социально-политической жизни государства, что могло быть связано с подъемом политической активности государств Британских островов, усиливших борьбу за независимость своих политических структур.
Такие видные ученые, как Р. Иве, М. Линч, Ф. Маклин, Р. Никол сон особое место уделяют социально-политическому развитию Шотландии в XVI веке. Ученые показывают единое развитие экономической и культурной жизни.
1 Donaldson G. Scotland, James V — James VII. The Edinburgh history of Scotland. V. III. Edinburgh, 1978. Donaldson G. The Renaissance and Reformation in Scotland. Essays in honor of G. Donaldson. Edinburgh, 1983.
2 Donaldson G. The Scottish Reformation, 1560. Cambridge, 1960. — P. 56.
3 Dickinson W.C. Scotland from the Earliest Times to 1603. London, 1962. государства, выделяют рост социальных институтов и их взаимодействие с короной.
В «Эдинбургской истории Шотландии» Р. Николсон1 подробно исследует социально-политическое развитие Шотландии и особо выделяет роль королевской власти на создание единства страны в XVI веке. Ученый подчеркивает самобытность развития шотландского государства как единой системы социальных институтов, которые, в свою очередь, способствовали поступательному развитию централизации королевской власти. Именно централизация королевской власти, как выделяет ученый, была причиной единения национального самосознания шотландского народа и позволяла Шотландии долго сохранять свою независимость.2.
Исследователь Д. Браун, принадлежащий к кругу ученых, занимающихся проблемами социальной истории Шотландии, наряду с Р. Николсоном представляет подробное описание социально-экономической жизни государства. Ученый выделяет особое место в своем исследовании развитию социальных институтов. Если Р. Николсон подробно описывает отношения королевской власти с влиятельными шотландскими семьями и влияние развития данных отношений на. дальнейшую самостоятельность государственной структуры Шотландии от английской государственной структуры, то Д. Браун говорит об индивидуальном поступательном развитии социальных институтов Шотландии, об усилении королевской власти в XVXVI веках. Именно поступательность развития социально — экономической структуры государства, по мнению автора, и явилась причиной отстаивания Шотландией своей независимости на протяжении довольно долгого периода3.
Наиболее ярко социокультурное развитие Шотландии и ее индивидуальность в развитии европейской системы государств, а, соответственно, и в средневековом мире в целом, представляет шотландский.
1 The Edinburgh history of Scotland. Volume II. Scotland The latter middle ages. By. R. Nickolson. Edinburgh, 1978.
2 The Edinburgh history of Scotland. — P. 57.
3 Brown J.M. Scottish society in the XVth century. New York, 1977. — P. 146. исследователь 80-х годов XX века М. Линч. Ученый интересовался проблемами развития шотландского средневекового города. Совершенно ясно, что именно развитие городской системы могло способствовать распространению различных социальных идей, что делало возможным проникновение новых веяний экономики, культуры, искусства, политических течений в шотландское государство. В своих работах1 исследователь подчеркивает ведущую роль городской культуры в развитии социальных идей государства, а также в распространении идей Реформации в обществе. Ученый показывает влияние развития университетской системы в городе, в которой читающее большинство могло распространять религиозные идеи, поскольку многие дисциплины, преподававшиеся в. университетах Глазго, Эдинбурга, Сент — Эндрюса так или иначе относились 'к религиозным наукам. В этом и есть, по мнению автора, уникальность развития шотландской государственной системы как таковой, так как в Шотландии многие социо-культурные перемены могли происходить изнутри. 2 I.
Итак, преобразования, произошедшие в вигско-либеральной историографии истории Шотландии в рядах исследователей 70-х — 80-х годов XX столетия повлекли за собой право выделять уникальность истории Шотландии, рассматривать шотландское государство в отрыве от остальных государств Западной Европы как государство с богатой историей, выгодным географическим положением, со своим политическим и социальным курсом, позволявшим Шотландии играть значительную роль на международной арене в процессе решения вопросов, связанных с установлением влияния той или иной крупной державы в мировых масштабах. .
Дальнейшее исследование истории «Шотландии принадлежит перу многих, как шотландских, так и английских, и американских исследователей 90-х годов XX века, а также начала нынешнего столетия. Однако, необходимо.
1 M. Lynch. Edinburgh and Reformation. — Edinburgh, 1981.
M. Lynch. The Early Modern town in Scotland. — Edinburgh, 1987.
M. Lynch. The Scottish medieval town. — Edinburgh, 1988.
2 M. Lynch. The Scottish medieval town. — Edinburgh, 1988 — P. 19. выделить особый вклад в изучение шотландской истории именно шотландских историков. Для них изучение еще неизученных вопросов национальной истории представляет огромный интерес, как профессиональный, так и патриотический. Именно поэтому на первый план в изучении шотландской истории историками 90-х годов XX столетия выносятся религиозные и культурные вопросы, характеризующие историю Шотландии с точки зрения индивидуальности ее внутреннего развития.
Религиозный вопрос, наиболее стал волновать шотландских ученых, поскольку они смогли доказать, что религиозные перемены, произошедшие в Шотландии во второй половине XVI века, проводились изнутри, путем принятия решения о перемене религиозных принципов самим шотландским народом.
Так считает шотландский исследователь истории шотландской Реформации Дж. Вормальд, которой прйнадлежат несомненные заслуги в изучении не только отношения короны и церкви и роли политических группировок в определении курса церковной политики, но и обратное влияние церкви на политику страны. Во внутриполитическом плане она впервые обратила внимание на феномен смещения административной и юридической власти из центра на места, что нередко приводило к безнаказанности шотландского дворянства.1 Факт данной безнаказанности подтверждает, по мнению автора, то явление проникновения Реформации в общество, при котором как городская, так и феодальная правящие верхушки осознали выгодность исповедания новой религиозной политики в целях удешевления религиозных обрядов в своих поместьях и в городах, что составляло значительную прибавку к их непосредственным доходам. Простой народ тоже машинально принял Реформацию, поскольку ему не только приходилось следовать примеру своих повелителей, но, новая религия также не создавала никаких проблем для дальнейшего развития экономики, а, наоборот,.
1 Wormald J. Court, Kirk and Community, 1425 — 1603. — New York, 1988. — P. 25. значительно удешевляла и для простых людей многие религиозные процедуры1.
Многие ученые — исследователи истории Шотландии, принадлежащие к более позднему периоду изучения шотландской истории, наряду с Дж. Вормальд, которая исследует социальные явления, присущие религиозным переменам в шотландском обществе, изучают также развитие идей Реформации как таковых. Это такие видные шотландские ученые, как Дж. Кирк, Ян Кованн и другие. Они показывают особенность развития шотландской Реформации в том, что многие ее положения не были почерпнуты из новых религиозных институтов, уже сложившихся в Англии, а, напротив, были переданы лидерам Реформации в Шотландии из Швейцарии, Германии, стран Западной Европы, где Реформация протекала несколько иным курсом, нежели чем в Англии, в которой англиканская церковь была подвластна королю и была им же создана. В странах Западной Европы, в особенности в Швейцарии, идеи Реформации генерировались долгое время. Основные положения нового религиозного учения анализировались, доводились до народных масс и становились таким образом достоянием народа. Так было с проповедями Жака Кальвина в Женеве.
В начале нынешнего столетия появляются труды исследователей, наиболее четко выделяющих особенности. развития шотландского государства вне отрыва от его национальной самобытности, в деталях рассматривая все значительные моменты истории государства. Данные работы представляют собой описание всей шотландской истории, от времени основания шотландской народности, до начала XX века. Это особенно интересно, поскольку борьба Шотландии за свою независимость прослеживается в таких исследованиях при описании каждой главы. Так, современный исследователь М. Магнюссон3, видный деятель и — профессор шотландской истории Эдинбургского университета, руководитель несколькими культурными.
1 Wormald J. Court, Kirk and Community, 1425 — 1603. — P. 31.
2 Kirk J. Patterns of Reform: Continuity and Change in Reformation Kirk. Edinburgh, 1990.
Cowan I.B. The Scottish Reformation: Church and society in the XVI century Scotland. New York, 1982.
3 Magnusson M. Scotland. The stoi7 of a nation. Edinburgh, 2000. каналами на национальном британском телевидении, подробно и описательно передает жизнь шотландского государства на протяжении двадцати веков. Это особенно интересно, поскольку автор представляет историю Шотландии через призму глубокого национального самосознания, постоянной борьбы и стремления к сохранению своей независимости. Стараясь не быть субъективным в передаче своего мнения в отношении роли Англии в истории Шотландии, особенно в XVI — XVI веках, исследователь тем не менее четко выделяет самобытность шотландского государства и его индивидуальный политический курс, который сохранялся й развивался даже после того, как Шотландия потеряла свою независимость:
Таким образом, история Шотландии действительно традиционно.
В современной британской историографии произошел переход к рассмотрению истории Шотландии, с одной стороны, как отдельной сложной группы проблем самоценного (национально-шотландского) характера, с другой — как многомерного комплекса взаимозависимых проблем в рамках концепции единой истории британского государства. •.
Особое место в британской историографии заслуженно принадлежит шотландской историографйчесой школе. Научные работы представителей национальной шотландской школы различаются не только по выбору тем исследования, но и зависят от традиционных приоритетов, сложившихся в центрах по изучению шотландской истории — университетах Эдинбурга, Глазго и Абердина. Внимательное обращение к современной британской историографии Шотландии позволяет выявить четкую специализацию ее авторов, разрабатывающих крнкретный круг проблем, но при этом способных выводить более широкие закономерности из темы своих исследований (как это свойственно Дж. Вормальд, Я. Ковану, Г. -Дональдсону, У. Дикинсону и т. д.). Однако именно эта «узкая» специализация и является залогом плодотворных трудов и достижений историографии, богатства ее традиций и новизны.
Тем не менее, британские исследователи, заостряя свое внимание на изучении многих проблем шотландской истории, касающихся как международного положения государства, — так и его религиозного развития, очень скупо смогли раскрыть исторические перемены в Шотландии периода конца XV — начала XVI веков, когда идеи Реформации только стали проникать в социальные круги Шотландии, а королевская власть крепла, что способствовало дальнейшей централизации государства. Централизованное шотландское государство в первой половине XVI века являлось значимым звеном на международной арене, развивая свои отношения с Францией, а также с Англией, влияя на историю как одной,.так и другой державы, внося свои коррективы в международную политику обоих королевств.
Как в исследованиях отечественных, так и зарубехных исследователей мы не находим целостной картины политической структуры Шотландии в конце XV — начале XVI веков, хотя внутренние изменения в политической системе, в отношениях отмечены в ряде работ. Социальная картина шотландского общества XVI века довольно сложная, ее изучение требует анализа эволюции социальной истории и политических учреждений на протяжении длительного периода. Международное положение Шотландии в этот период также исследовано довольно слабо, особый акцент исследователей направлен в основном на изучение вопросов объединения Англии и Шотландии, поэтому исследователей более интересует конец XVI — начало XVII веков, нежели чем период до середины XVI века, когда государство только готовилось к важным переменам в своей жизни.
Научная новизна настоящего исследования выражена прежде всего в том, что впервые в исторической науке история международного положения шотландского государства рассматривается в комплексе международных отношений, в системном подходе к изучению данной проблемы и в процессе политических и религиозных изменений в обществе. Прослеживается не только история внутриполитического и внешнеполитического развития Шотландии в XV веке, изученном исследователями явно недостаточно, но и характер международного положения королевства вXVI веке. Анализ международного положения Шотландского государства в XVI веке дан в связи с развитием шотландской Реформации.
Исторический источник, посвященный миссии французского посланника Жака де ля Броса, впервые в отечественной историографии вводится в научный оборот. Ввиду важности этого источника его анализ занимает отдельную главу диссертации.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в научно — исследовательской работе, при подготовке монографий по истории Щотландии, по истории Реформации и истории международных отношений в Европе XVI века, в учебной и лекционной практике для подготовки общих и специальных курсов по проблемам Всеобщей истории. — •.
Настоящая диссертация состоит из введения, в котором приводится источниковедческий и историографический анализ всех используемых в данном исследовании работ, трех глав, в свою очередь состоящих из нескольких параграфов, заключения, в котором сформулированы основные выводы работы, основанные на кратком резюме каждой главы диссертации, и списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ положения Шотландии в системе международных отношений в конце XV — 80-е годы XVI века представляет собой прохождение нескольких этапов как внутреннего, так и внешнеполитического развития Шотландии в указанный период с целью выявления причины потери ею своей независимости к концу XVI века.
На рубеже XV — XVI веков Шотландия представляла собой уже относительно сплоченное государство, в «котором наметились тенденции к установлению неограниченной королевской власти. Примером этому могло служить четкое разделение процесса управления в государстве между несколькими почти независимыми друг от друга структурами: Королевским Советом, парламентом и Конвенцией. Появление профессионального суда в Шотландии являлось яр&им свидетельством процесса централизации государства и усиления королевской власти.
Королю удалось сломить могущество Правителя островов, препятствующее централизации власти в королевстве. Многие влиятельные шотландские семьи, диктовавшие свою политику управления государством в силу своего могущества, под влиянием королевской власти заметно ослабли, а некоторые из них вскоре вовсе прекратили свое существование (Дугласы, Ливингстоны).
Международное положение. Шотландского королевства на рубеже XV — XVI веков было во многом связано со стремлением Английского королевства установить господство над Шотландией в условиях вмешательства Франции во внутренние дела Шотландского государства. Для Франции военная поддержка Шотландии была жизненно необходимой в условиях дефицита военных сил Франции, побежденной в Столетней войне.
В конце XV — начале XVI века угрозу независимости королевства представляли постоянно соперничавшие между собой феодальные группировки, разделившиеся по своей приверженности к союзу Шотландии с Англией или с Францией. Однако сохранение «Традиционного соглашения» с Францией и роль Франции как военного посредника в делах Англии и Шотландии помогли Шотландии сохранить свою независимость на рубеже XV — XVI веков.
XVI век в истории Шотландии примечателен тем, что именно в это время королевство потеряло свою независимость. Этому во многом способствовало развитие Реформации. Кризис католического духовенства в шотландском обществе и углубившиеся феодальные противоречия поставили королевство в условия поиска новых идей сохранения единства государства. Одним из главных атрибутов сохранения целостности королевства в средние века была религия. Так, Шотландия стала черпать религиозное вдохновение из Англии. К XVI веку Англия стала главным поставщиком в Шотландию протестантской литературы. Постепенно влияние Англии как духовного вдохновителя Реформации трансформировалось в политическое влияние на внутренние дела Шотландского королевства' со стороны. английской короны. Отечественные исследователи (Н.И. Басовская, Г. И. Зверева, В.В. Шоткмар) основной причиной победы Реформации в Шотландии считают политическую победу Английского королевства над раздробленной’Шотландией.1.
Зарубежные исследователи (например, Д. Вормальд) убеждены в том, что Реформация в Шотландии достигла успеха потому, что ее лидеры обеспечили новый ответ на вопрос, в чем, собственно, состоял смысл и назначение церкви. Именно новое значение церкви более явственно открыло людям то, что труд и старания в нынешней жизни открывают путь к спасению.
Д. Вормальд считает, что «сила и слабость католической и протестантской партий не могут быть идентифицированы с периодами альянсов с протестантской Англией или1 католической Францией. Подобно.
1 Штокмар В. В. «Религиозно-политические и национальные аспекты объединения Англии и Шотландии в начале XVII века» //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества". Л., 1978. Басовская Н. И., Зверева Г. И. Союз Франции и Шотландии в системе англо-французских противоречий XIIXV веков. // Средние века, выпуск 48. М., 1985. этому, Реформация не могла бы «случиться» в силу борьбы политических партий, так как политические лидеры в Шотландии использовали лишь маленькую группировку религиозных реформаторов в качестве «козла отпущения» для расторжения Старого Альянса с Францией.
Реформация была движением, которое воплощали в жизнь яркие церковные деятели, оказавшие глубокое влияние на последующее регилиозное развитие шотландского общества. Соответственно, ее развитие и последующий успех были почти полностью не связаны с явлением международных отношений".1.
Можно согласться с мнением Д. Вормальд, так как духовное влияние, несомненно, было одной из причин победы Реформации в шотландском обществе. Но Реформация как явление не могла бы интересовать представителей господствующего класса, ¦ если бы она не несла в себе определенные выгоды. И в этом нельзя не отрицать справедливость выводов Н. И. Басовской, Г. И. Зверевой и В. В. Штодмар, подчеркивающих влияние как внутренних, так и внешних политических' интересов в процессе развития шотландской Реформации. Так, секуляризация церковных земель могла стать причиной оттока огромных капиталов в пользу растущего слоя городской буржуазии. Ослабление влияния католической церкви и папства в Шотландии могло способствовать усилению власти Лордов Когрегации, в ряды которых входили представители сильнейших дворянских группировок в государстве, фактически управлявших Шотландией во время малолетства Марии Стюарт.
В добавление к мнениям отечественных и зарубежных ученых, можно отметить, что Шотландия приняла Реформацию скорее мирным путем, чем в результате многочисленных религиозных, войн, как это было, например, в Германии. Следовательно, и население королевства, и правящая верхушка стремились к новым религиозным переменам. Англия лишь воспользовалась всеми этими благоприятными обстоятельствами для установления своей.
1 Wormald J. Court, Kirk and Community, 1425 — 1603. New York, 1988. — P. 131. гегемонии в Шотландском государстве под предлогом проводника религиозных идей.
Развитие Реформации усилило активность участия Шотландии как крупнейшего игрока на международной арене XVI века.
Усилению вмешательства Англии во внутренние дела Шотландского государства способствовал то факт, что на шотландском троне в серединевторой половине XVI века находилась Мария Стюарт, католичка, выросшая во Франции и являющаяся прямой претенденткой на английский престол.
Планам Английского государства в подчинении себе Шотландии' как путем религиозного вмешательства, так и путем политических интриг, могла помешать Франция, активно боровшаяся за сохранение «Традиционного союза» с Шотландией. Однако в своих политических интересах королевская власть усматривала прежде всего собственную выгоду, сопряженную с постоянной враждой французской короны с Англией. Шотландия, как союзник, могла отлично послужить на благо внешнеполитических интересов Франции, стремившейся отвоевать у Англии потерянные в результате поражения в Столетней войне французские земли. Тем не менее, военный союзник Франции, Шотландия нередко была вынуждена сама участвовать в битвах с Англией, втянутая в них посредством действий французской короны. При этом Франции почти всегда удавалось ловко обойти участие собственных военных сил в военных схватках с английской армией. Так произошло и в битве при Флоддене в 1513 году, в битве при Оолвей Моссе в 1542 году, когда Шотландия оказалась втянутой в борьбу с Генрихом VIII вследствие династического брака шотландского короля Якова V и Марией де Гиз, крестницей французского короля Франциска I. В битве при Солвей Моссе Франция не оказала Шотландии никакой военной поддержки.
Однако несмотря на многие неудачи Шотландии, вызванные в результате существования «Традиционного союза» с Францией, именно блягодаря данному союзу вплоть до 1560 года (когда был подписан Эдинбургский договор с Англией) Шотландии удалось сохранить свою независимость от Англии. Про-французская группировка в шотландских правящих кругах имела прочную власть до 1560 года, и особенно сильна она была в годы правления династии Гизов на французском престоле (1496 — 1598), а в частности, Марии де Гиз, матери шотландской королевы Марии Стюарт. Однако и Франции не удалось установить свою гегемонию в Шотландии. Ослабленная после тяжелого поражения в Столетней войне, угнетаемая усилившейся внутренней междоусобной борьбой, Франция не могла больше представлять препятствия Англии на пути к полному подчинению себе Шотландского королевства.
На некоторое время угрозу внешнеполитическим планам Англии стала представлять Испания, а именно испанский император Филипп II, ярый католик и вдохновитель идей контрреформации. Как в силу своих религиозных интересов, так и по причине стремления распространения могущества испанской короны в Западной Европе, Филипп II стал играть главенствующую роль в шотландской внешней политике, особенно во время английского пленения шотландской королевы, всячески стараясь оказать ей военную поддержку с целью освобождения и восстановления ее власти на шотландском троне. Но и этот противник скоро перестал представлять угрозу для Англии. Известная нам печальная гибель испанской «Непобедимой Армады» поставила Испанское королевство перед выбором:' либо продолжать бороться с гегемонией Англии в Шотландии и темсамым поставить себя под угрозу подчинения более сильному в военном отношении врагу, или отказаться от своего влияния во внутренней политике Шотландского государства, тем самым обеспечив себе спокойное существование на международной арене, что в условиях ослабления Испании в результате постоянной борьбы с Францией было для Испании более выгодным обстоятельством.
Но и Франция, и ни для Испания на самом деле использовали Шотландию в своих завоевательных планах в отношении Англии.
Шотландия, несомненно, была. удобным «плацдармом» на пути европейских держав к завоеванию Англии. Постоянная вражда шотландских политических партий могла только послужить европейским государствам более легко завоевать интересы влиятельных-дворянских группировок, которые могли пожертвовать интересами своего королевства ради собственного благосостояния.
Внутренние перемены. в шотландском обществе в середине XVI века резко изменили курс шотландской политики, заставив правящие круги по-другому посмотреть на возможность — сотрудничества с Английским королевством. Эдинбургский договор 15.60 года был, по существу, отказом Шотландии от своего про-французского политического курса и окончательным поворотом направленности интересов правящей верхушки. Англия стала более выгодным союзником Шотландии и оставалась таким до 1603 года, когда королевства были окончательно объединены. Вопрос о том, ожидала ли Шотландия того, что ей придется так скоро потерять свою независимость, или данный процесс был закономерным этапом развития политики шотландского государства, не является предметом настоящего исследования. Нашей задачей было доказать, что Шотландия на рубеже XV — XVI веков действительно оказывала влияние на формирование внешнеполитического курса европейских держав, а также то, что выбор шотландской короной Англии в качестве своего союзника был обусловлен внутренней (политической, экономической и религиозной) готовностью Шотландии отказаться от постоянных военных столкновений с Английским королевством и сконцентрироваться на дельнейшем укреплении королевской власти. Представляется возможным полагать, что данная задача в настоящем исследовании была реализована.
Список литературы
- A Source book of Scottish history. Ed. by W.C.Dickinson. Volumes I II. Edinburgh, 1952−1953.
- Froissart, J. Chronicles of England, France, Spain, Portugal, Scotland. V. II. London, 1812.
- Holinshed R. The whole volume of chronicles containing the chronicles of England, the chronicles of Scotland, the chronicles of Ireland. London, 15 861 587.
- Knox, John. The history of the Reformation of religion in Scotland. Edinburgh, 1905.
- Laing D. The works of John Knox. Edinburgh, 1851.
- Letters and papers, foreign and domestic, of the reign of Henry VII, 15 091 547. V. Ill, part.II. London, 1998.
- Lindsay, R. The Chronicles of Scotland. V. I. Edinburgh London, 1814.
- The acts of the parliaments of Scotland.'.V. I. London, 1823.
- The works of John Knox / ed. by D. Laing'. V. III. Edinburgh, 1854.
- Переписка Марии Стюарт, несчастной королевы шотландской, с Елизаветой, королевой Великобритании, и другими знатными особами. Пер. с французского. Ч. I II. — М., 1809.
- Филипп де Коммин. Мемуары. М., 2004.
- Альтамира-и-Кревеа, Р.афаэль. История Испании. Т. I-II. М., 1951.
- Басовская Н.И., Зверева Г. И. Союз Франции и Шотландии в системе англо-французских противоречий. //'.Средние века. Вып. 52. М., 1989. -стр. 71−90.
- Брандт М.Ю. Парламентские дебаты по вопросу объединения Англии и Шотландии в начале XVII века. // Средние века. Вып. 52. М., 1989.- стр. 115−129.
- Брандт М.Ю. Союз Англии и Шотландии в европейских международных отношениях конца XVI начала- XVII века. // Англия в эпоху феодализма. М., 1988.- стр. 61−82.
- Брандт М.Ю. Шотландия в европейской системе европейских международных отношений (вторая, половина XVI века): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -М., 1990.
- Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. М., 2004.
- Зверева Г. И. История Шотландии. М., 1987.
- Зверева Г. И. Проблемы истории Шотландии в «Scottish Historical Review» //Вопросы истории, № 8. М., 1984.-стр. 153−160.
- Ю.Зверева Г. И. Современная британская историография об истории национальных движений в Шотландии конца XIX начала XX века. //
- Историография проблем международных отношений и национальных движений в зарубежных странах. М., 1988. стр. 46−57.
- П.Зверева Г. И. Современная буржуазная историография об англошотландской унии 1707 года. // Проблемы британской истории. — М., 1987.-стр. 261−272.12.3олотов В. И. Английское общество* накануне «войны роз». Брянск, 1995.
- Ивонин Ю.Е. О характере англо-шотландских отношений при первых Тюдорах. // Вопросы истории. Вып. 8″. Минск, 1981. стр. 161−170.
- Историк в поиске. М., 1999.
- История дипломатии. Изд. 2-е, т. 1-У. М., 1959−1975.
- История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. II. М., 1992.
- Карлейль Т. Герой, как пастырь. Лютер, Реформация. Нокс, пуританизм. // Карлейль, Т. Герои и героическое в истории. СПб, 1898.
- Китайгородская Л.И. Цеховое ремесло королевских городов Шотландии XV XVI веков: проблемы эволюции цеховой структуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.-М., 1988.
- Кузнецов Е.В. Проблема разложениями генезиса капитализма в Англии. -Горький, 1980.
- Магаков Г. Ю. Становление англо-шотландского союза и парламент 1587 года // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Англии. Горький, 1989. стр. 39−46.
- Магаков Г. Ю. Казнь Марии Стюарт и содержание англо-шотландского дипломатического кризиса 1587−1588 годов. // Средневековая Европа: история и историография. Выпуск I. Воронеж, 1997. стр. 73−90.
- Магаков Г. Ю. Шотландия и англо-шотландская «уния корон» начала XVII века. // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. -Л., 1987.-стр. 101−109.
- Матвеев В.А. Мария Стюарт и Елизавета Тюдор. // Цареубийства: гибель земных богов. М., 1998.
- Минеева Т.Г. Политика и власть: Англия трех Генрихов (1399 1471). — Н. Новгород, 2001.
- Петросьян A.A. Тираноборческие идеи Джона Нокса. // Проблемы истории докапиталистических формаций. М., 1978.
- Петросьян A.A. Эдинбургский договор 1560 года // Англия в эпоху абсолютизма. М., 1984.- стр. 31−55. .
- Прескотт, У.Х. История царствования Филиппа Второго, короля испанского. СПб, 1868.
- Сахаров И. Жизнь и смерть шотландской королевы Марии Стюарт. // Корона и эшафот. М., 1991. стр.7−39.
- Семенов В.Ф. Из истории западноевропейского средневековья. М., 1972.
- Тревельян Д.М. История Англии. Смоленск, 2005.
- Федосов Д.Г. Лорды и лэрды: шотландское дворянство в XVI XVII веках. // Европейское дворянство XVI — XVII веков: границы сословия. М., 1997.-стр. 35−49.
- Федосов Д.Г. Парламент Шотландии в борьбе за независимость страны (XIII XIV века). // Власть и политическая культура в средневековой Европе. Часть I. М., 1992. — стр. 198−205.
- Фрида Л. Екатерина Медичи. М., 2006.
- Челлини К.Г. Проблема «истинной» и «ложной» веры в творчестве Джона Нокса. // Общественное сознание в кризисные и переходные эпохи. М., 1996. стр. 40−45.
- Штокмар В.В. Англо-шотландские отношения накануне соединения двух королевств в конце 80-х гг. XVI в. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 3. Л., 1976.- - стр. 196−199.
- Штокмар В.В. Некоторые условия и дипломатическая подготовка объединения Англии и Шотландии в конце XVI начале XVII века. // Англия XVI — XVII веков. Вып. 2. Горький, 1974.-стр. 108−119.
- Штокмар В.В. Религиозно-политический и национальный аспекты объединения Англии и Шотландии, в начале XVII века. // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып. 2. -Л., 1978.-стр. 92−103.
- Эйрл, Питер. Жизнь и эпоха Генриха’V. Санкт — Петербург, 2003.
- Эриксон К. Елизавета I. М., 2005.
- Эриксон К. Мария Кровавая. М., 2002.
- Brown Р.Н. Early travelers in Scotland. London, 1981.
- Brown P. Hume. Scotland in the time of queen Mary. London, 1904.
- Brown J.M. Scottish society in the XVth century. New York, 1977.
- Budge I., Urwin D.W. Scottish political behavior. A case study in British homogeneity. London, 1977.
- Cowan I.B. The Scottish Reformation: Church and society in the XVI century Scotland. New York, 1982.
- Davis I.M. The Black Douglas. Boston, 1974.
- Dickinson W.C. Scotland from the Earliest Times to 1603. London, 1962.
- Dodgshon R.A. Land and society in early Scotland. Oxford, 1981.
- Donaldson G. Scotland, church and nation through XVI century. New York, 1973.
- Donaldson G. Scotland, James V James VI. The Edinburgh history of Scotland. V. III. Edinburgh, 1978.
- Donaldson G. The Scottish Reformation, 1560. Cambridge, 1960.
- Eaves R.G. Henry VIII’s Scottish diplomacy, 1513 1524. England’s relations with the Regency Government of James V. London, 1980.
- Ferguson W. Scotland’s relations with England. A survey to 1704. -Edinburgh, 1977.
- Fleming D.H. Reformation in Scotland. Edinburgh, 1967.
- Grant I.F. The economic history of Scotland. The later middle ages. XIV to XVI. London, 1991.
- Keith T. Trading privileges of the Royal Burghs // English History Review, Vol-s V, XXVIII. London, 1991.
- King H.B. Short history of feudalism in Scotland. New York, 1993.
- Kirk J. Patterns of Reform: Continuity and Change in Reformation Kirk. Edinburgh, 1990.
- Lynch M. Edinburgh and Reformation. Edinburgh, 1981.
- Lynch M. The Early Modern town in Scotland. Edinburgh, 1987.
- Lynch M. The Scottish medieval town. Edinburgh, 1988.
- Mackie J. John Knox. London, 1951.
- Maclean F. A Concise History of Scotland. London, 1983.
- Magnusson M. Scotland. The story of a nation. Edinburgh, 2000.
- Nickolson R. Scotland. The later middle ages. // The Edinburgh history of Scotland. V. II. Edinburgh, 1978.
- Plaidy, Jean. Mary, Queen of Scots. The fair devil of Scotland. London, New York, Putnam, 1975.
- Pollock F. The Land Laws. London, 1979. 68. Scottish clans. London, 1973.
- Scottish historical review. Vol. V. London, 1991.
- Scottish history society. Series 3-d. Vol. X, XII, XXXVI. Edinburgh, 18 821 942.
- Wormald J. Court, Kirk and Community, 1425 1603. New York, 1988.