Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы изучения и просвещения народов Северного Кавказа во взглядах и деятельности П.К. Услара и Н.И. Воронова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование подтверждает ряд приоритетов П. К. Услара в исследовании края. Его капитальные труды имеют научное значение для истории, этнографии, лингвокультурологии. Своими трудами он заложил основы научного изучения кавказских языков. Он первым из исследователей сказал, что они являются родственными между собой и представляют особую семью. Ученым были заложены основы для дальнейшей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы культурного сближения народов Кавказа с Россией в научной и общественной деятельности П.К.Услара
    • 1. 1. Основные этапы жизни и деятельности П.К.Услара
    • 1. 2. П.К.Услар об изучении этнической истории Кавказа
    • 1. 3. Вклад П. К Услара в развитие кавказской фольклористики
    • 1. 4. Культурный синтез в концепции кавказской политики П.К.Услара
    • 1. 5. Практическая деятельность П. К. Услара, направленная на включение народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный процесс
  • Глава II. Общественная, просветительская, исследовательская и научно-организационная деятельность Н.И.Воронова
    • 2. 1. Основные этапы жизни и деятельности Н. И. Воронова. Формирование его мировоззрения
    • 2. 2. Кавказские историко-этнографические материалы в ранних работах Н.И.Воронова
    • 2. 3. Контакты Н. И. Воронова с лидерами революционно-демократического движения
    • 2. 4. Деятельность Н. И. Воронова в Кавказском Отделе ИРГО
    • 2. 5. Н.И.Воронов — редактор «Сборника сведений о кавказских горцах»

Проблемы изучения и просвещения народов Северного Кавказа во взглядах и деятельности П.К. Услара и Н.И. Воронова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Целый ряд самых насущных проблем и коллизий, связанных с ситуацией на Северном Кавказе на рубеже XX—XXI вв.еков коренится в том факте, что к моменту полноценного включения народов региона в политико-административную систему Российской империи в социально-культурном плане они отстояли весьма далеко друг от друга. Преодоление этой дистанции могло произойти только на основе диалога обществ и культур, их взаимного «просвещения» и сближения. Одним из наиболее плодотворных периодов в этом историческом процессе были 1850−1870-е гг. — активная фаза становления российского кавказоведения, поиска адекватных административно-правовых механизмов интеграции народов региона в государственную систему России, осуществления социальных и культурных преобразований и формирования нового слоя просвещенных элит в местных обществах. Межкультурный диалог реализовался в политике и институтах, в науке и просвещении, но немаловажным источником его развития в тот период являлись творческие личности, интеллектуальный опыт и инициативы П. К. Услара и Н. И. Воронова, ярких представителей интеллектуальной элиты российского общества второй половины XIX века, жизнь и деятельность которых неразрывно связана с Кавказом.

Современные исследователи подчеркивают, что завоевание Кавказа Россией шло вместе со становлением российского кавказоведения. Указывается на тесное взаимодействие кавказской администрации и ведущих научных учреждений, причем среди российских военных чиновников, членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества (КОИРГО), занявшихся изучением Кавказа в первую очередь, называют П. К. Услара, а среди научных изданий — «Сборник сведений о кавказских горцах», которым руководил Н.И.Воронов1.

Актуальность изучения взглядов и деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова определяется их значительной ролью в развитии российского кавказоведения и существенным вкладом в формирование концептуальных основ российских государственных практик на Северном Кавказе. Необходимо подчеркнуть, что деятельность П. К. Услара и Н. И. Воронова фактически носила общественно-научный характер и поддается адекватной оценке только в единстве академических и практических аспектов. Отсюдаважность рассмотрения их наследия и деятельности на Кавказе в контексте их жизненного пути, всего процесса формирования их личностных качеств, убеждений и опыта. С другой стороны, их исследовательские интересы складывались во многом в ответ на общие потребности и конкретные задачи государственной практики, результаты исследований адресовались не узкому кругу профессионалов, а кавказской администрации и общественности, в процесс исследования вовлекались талантливые представители местных народов, полученные выводы становились основой практических мер в области управления краем и просвещения местного населения.

Нам представляется, что изучение деятельности и взглядов П. К. Услара и Н. И. Воронова в рамках одного исследования имеет особую значимость. Разрозненный анализ указанных предметов ведет к преувеличению их индивидуально-субъективного аспекта и затрудняет целостное видение процесса институционализации российского кавказоведения и концептуального становления государственных практик по отношению к народам Северного Кавказа. Оба они в одно время осуществляли свою деятельность в рамках одной и той же научно-административной структуры и сотрудничали между собой. Предлагаемая в настоящей работе форма параллельного исследования их творческих биографий и деятельности представляется также необходимым этапом для дальнейшего комплексного изучения всей проблематики культурного синтеза и социально-политической интеграции народов Северного Кавказа в цивилизационное и государственное пространство России. Подходы П. К. Услара и Н. И. Воронова к данной проблеме сохраняют существенную значимость с точки зрения насущных общественных потребностей и задач современности. Их изучение и осмысление является актуальным, так как выдвинутые ими идеи предполагали не простое сосуществование культур в единых имперских рамках, а их конвергенцию в общем цивилизационном процессе.

Петр Карлович Услар (1816−1875) — выдающийся ученый, член-корреспондент Академии Наук, лауреат Демидовской премии, который занимает особое место среди русских людей, внесших вклад в развитие науки, культуры и просвещения Кавказа. Он проявил себя как выдающийся лингвист, этнограф и автор ряда ценных трудов по истории и фольклору. Исследовав ряд кавказских языков, П. К. Услар создал образцовые лингвистические труды, которыми по праву может гордиться Россия. Николай Ильич Воронов (1832−1888) — деятель науки и культуры, правитель дел Кавказского Отдела ИРГО, редактор таких известных изданий, как «Сборник статистических сведений о Кавказе», «Сборник сведений о кавказских горцах», редактор-издатель газеты «Кавказ». Его имя вошло в список русских писателей XIX века.

Начало научной деятельности обоих ученых связано со статистическими исследованиями, которые были высоко оценены научным сообществом. Они многое сделали для того, чтобы активизировать деятельность КОИРГО. Их усилия были направлены на то, чтобы помочь будущим исследователям Кавказа. Они способствовали накоплению материала и разрабатывали методические приемы его изучения. П. К. Услар разрабатывал в своих трудах теоретико-методологические основы изучения отдельных вопросов кавказоведения. В работах Н. И. Воронова рассмотрены вопросы критического анализа такой категории исторических источников, как статистические материалы. Таким образом, их работы представляют интерес и для современной науки.

Результатом плодотворного сотрудничества П. К. Услара и Н. И. Воронова явился «Сборник сведений о кавказских горцах». Важное значение имело привлечение ими к участию в «ССКГ» представителей кавказских народов. Кавказоведы оказывали влияние на формирование их мировоззрения. Ученые превращали народы Северного Кавказа из объекта этнографического описания в субъект межкультурного диалога.

П.К.Услар и Н. И. Воронов размышляли над историческими судьбами народов Северного Кавказа и проблемой их интеграции в российское цивилизационное пространство. Представляют интерес постановка ими проблемы «Россия и Кавказ» и поиск путей ее решения, их стремление внести посильный вклад в процесс сближения народов Северного Кавказа и русских, и творческие связи с горскими просветителями. Органичное включение народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство, по их мнению, должно осуществляться посредством культурного синтеза, но при сохранении национально-культурной специфики местных народов и обществ. В этой связи актуальным для Российского государства является изучение в исторической ретроспективе концептуальных построений, которые преодолевают ложную дилемму: национальное или общероссийское. Изучение и осмысление позитивных аспектов проблемы «Россия и Кавказ» способствует формированию этнической толерантности, которая является гарантом стабильного полинационального государства.

Интерес исследователей к личности П. К. Услара не угасает. Но следует указать на возможности расширения источниковой базы и привлечения новых материалов, которые позволяют уточнить и дополнить работы, посвященные ИК.Услару. Необходимо отметить, что нуждаются в пересмотре некоторые историографические штампы и подходы к изучению отдельных источников.

Деятельность Н. И. Воронова в области кавказоведения и его взгляды до настоящего времени не получили полного освещения. Источниковая база этих вопросов в работах, посвященных Н. И. Воронову, оставалась узкой. Следствием этого была ограниченность объема фактического материала, введенного в научный оборот. Последнее лишило исследователей возможности сделать важные научные обобщения по этому вопросу. Поэтому существует настоятельная необходимость введения в научный оборот новых как неопубликованных, так и опубликованных источников. К числу последних относятся работы самого Н. И. Воронова и документы КОИРГО.

Историография. Личность П. К. Услара привлекала к себе внимание лингвистов, историков, педагогов. Редактор «ССКГ» Н. И. Воронов неоднократно писал о деятельности П. К. Услара на страницах этого издания2. Освещая научную сторону исследований ученого, он делал выводы об их практическом применении. В частности, Н. И. Воронов отметил, что благодаря исследованиям ученого появилась возможность создания статистических трудов по составу горского населения.

Работы и деятельность П. К. Услара неоднократно анализировал один из старейших членов КОИРГО (с 1852 г.), критик и библиограф кавказоведческой литературы Л. П. Загурский. Он хорошо знал П. К. Услара, поэтому некоторые приводимые им факты представляют большую ценность. В IV томе «Известий КОИРГО» был опубликован написанный им некролог, посвященный П. К. Услару. Кавказский Отдел поручил Л. П. Загурскому составить биографический очерк ученого. Он ознакомился с трудами П. К. Услара, в том числе и с рукописями, а также собрал сведения о деятельности ученого в Тифлисе, побывал у его дочери в Курово, беседовал с сослуживцами. Результатом проделанного труда явилась его работа «Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе». В ней обстоятельно рассмотрена научная и просветительская деятельность ученого. Он анализирует взгляды П. К. Услара на пути интеграции народов Северного Кавказа в Российское государство и его дидактические воззрения. В «Записке об исследовании кавказско-горских языков"4 показано научное значение и практическая значимость трудов П. К. Услара, его стремление ускорить процесс сближения кавказских народов с русским.

После смерти П. К. Услара на страницах изданий Кавказского Отдела были помещены публикации, посвященные ученому, его трудам5. Следует отметить, что в них были подвергнуты критике изменения, которые внес М. Р. Завадский при издании трудов П. К. Услара.

В статье Е.И.Козубского6, опубликованной в 1902 г., показана работа школ, открытых П. К. Усларом в Дагестане. Автор уделяет внимание также сотрудничеству ученого с дагестанскими просветителями.

В 1910 г. на основе материалов работы Л. П. Загурского «Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе» С. Габиевым была написана «Лекция памяти барона Петра Карловича Услара».

В статье П.Н.Черняева7, вышедшей в 1928 г., освещена научно-исследовательская деятельность П. К. Услара на Кавказе. Следует отметить, что анализ научных трудов, сделанный П. Н. Черняевым, гораздо полнее, чем в большинстве последующих работ других исследователей. Автор также анализирует просветительскую деятельность П. К. Услара и его педагогические взгляды.

А.С.Чикобава в работе «П.Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков"8 высоко оценивает методы исследования языков, предложенные П. К. Усларом, и называет монографии ученого нестареющими. У. А. Мейланова в своей статье9 представляет ученого как выдающегося исследователя Кавказа и подчеркивает его приоритеты в исследовании Кавказского края. Ю. Д. Дешериев в статье «Значение научного наследия П. К. Услара для советского кавказоведения» пишет, что труды ученого имеют выдающееся значение для языкознания, истории и этнографии Кавказа. «Столько вполне доброкачественного материала сколько его дал Услар, -отмечает он, — мы не находим ни у кого из дореволюционных исследователей кавказских языков"10. По его мнению, труды ученого представляют большой интерес с точки зрения методологии и методики исследования.

Вклад П. К. Услара в изучение дагестанских языков, его сотрудничество с А. Омаровым и А. Чиркеевским рассматривает Д. Трунов11. В 1966 г. вышла работа А. С. Гаджиева «Петр Карлович Услар — выдающийся кавказовед», в которой основное внимание уделяется научно-просветительской деятельности ученого в Дагестане. Ш. Д.Инал-Ипа в своей статье12 рассматривает вопросы истории, в том числе этнической, этнографии, фольклора в трудах П. К. Услара. Кроме того, он уделяет внимание его политическим взглядам. Ш. Д.Инал-Ипа отмечает, что П. К. Услар видел благотворные последствия присоединения Кавказа к России в развитии просвещения на родных языках, приобщении к европейской цивилизации.

1 ^.

В статье А. А. Магометова «П. К. Услар — кавказовед» рассматривается связь лингвистических и исторических исследований в работах П. К. Услара. В его монографии «П. К. Услар — исследователь дагестанских языков», вышедшей в 1979 г., освещена деятельность ученого как основоположника научного изучения горских иберийско-кавказских языков и первого исследователя дагестанских языков. Следует отметить, что он ввел в научный оборот новые источники — письма П. К. Услара к В. А. Франкини, В. И. Шерцлю, Д.Коваленскому.

Г. Ш.Каймаразов в своих работах14 освещает просветительскую деятельность П. К. Услара в Дагестане. Он анализирует также его педагогические взгляды.

Неоднократно анализировала лингвистические работы П. К. Услара и его педагогические воззрения З. М. Габуниа. В 1991 г. в Нальчике вышла ее монография «Научные портреты кавказоведов-лингвистов», одна из глав которой посвящена ученому. В статье «К методике ономастических исследований П.К.Услара"15 З. М. Габуниа рассматривает систему методических приемов ономастических исследований, примененных ученым для изучения исторического материала. В статье «Национальные ценности и поликультурное образование в трактовке кавказоведа XIX в. П.К.Услара"16 она анализирует его лингвопедагогические теории.

Педагог Т. А. Бекоева в своей работе основное внимание уделяет педагогическим взглядам П. К. Услара. Она рассматривает его взгляды на систему конфессионального образования, на роль двуязычия и многоязычия в процессе обучения детей кавказских народов, его рекомендации по созданию горских школ, определению содержания образования, принципов и методов обучения. Пишет автор и о создании П. К. Усларом письменности для горских народов Кавказа, а также о его сотрудничестве с горскими просветителями. С. А. Айларова на фоне различных векторов кавказской политики рассматривает взгляды кавказоведа на миссию России по отношению к народам региона18.

Среди немногочисленных работ, посвященных Н. И. Воронову, нет ни одной, в которой на основе его работ и других источников была бы всесторонне освещена деятельность Николая Ильича в области кавказоведения и его взгляды.

В некрологах, написанных Л. П. Загурским и Ю. Проценко19, высоко оценена деятельность Н. И. Воронова в качестве редактора историко-этнографических изданий.

В изучение революционно-демократической деятельности Н. И. Воронова большой вклад внес И. П. Лейберов. Данной проблеме посвящены его статьи «Цебельдинская находка» и «Ясочка — почтовый ящик революции». В 1976 г. вышло первое издание его монографии «Цебельдинская находка. Из истории революционных связей между Петербургом и Кавказом», одна треть которой посвящена революционно-демократической деятельности Н. И. Воронова, а остальная часть — революционно-демократической деятельности его потомков. Второе издание, исправленное и дополненное, было опубликовано в 1980 г. Публицистической и научной деятельности Н. И. Воронова в монографии И. П. Лейберова уделено лишь несколько страниц. Она вызвала интерес исследователей к личности Николая Ильича и способствовала появлению нескольких работ, посвященных ему. Но следует отметить, что их источниковая база оставалась узкой.

В центре внимания работ В. И. Недосекина и Н. Ф. Веленгурина находится революционно-демократическая деятельность Н. И. Воронова. В статье Н.П.Гриценко22 отражены основные вехи его научной деятельности. Р. А. Губаханова в своей статье анализирует очерк Н. И. Воронова «Из путешествия по Дагестану». Она высоко оценивает его деятельность в качестве редактора «ССКГ». В статье Ю. Короткова24 дан обзор основных этапов жизни и деятельности Н. И. Воронова.

Источники. В работе использованы документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива «Главный штаб» (ф.400), «Военно-ученый архив» (ф.ВУА) — Государственного архива Российской Федерации «III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии» (ф.109), «Особое присутствие Правительствующего Сената» (ф.112) — Санкт-Петербургского филиала архива РАН «Канцелярия конференции АН и секретариат АН. Делопроизводственные материалы 18 051 916 г. г.» (ф.2) — Государственного архива Краснодарского края «Коллекция документов по истории просвещения в Черноморском и Кубанском казачьем войске» (ф.427), «Дирекция народных училищ Кубанской области» (ф.470) — Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики «Управление Кабардинского округа» (ф.И-2) — Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания «Канцелярия начальника Терской области» (ф.12), «Войсковое правление Терского казачьего войска» (ф.13) — Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований «Этнография» (ф.4), «Эпоха феодализма в Осетии» (ф.16).

В РГВИА хранятся послужные списки П. К. Услара и Н.И.Воронова25. В послужном списке П. К. Услара имеются сведения о его научной деятельности. В материалах ГАРФ имеются документы, касающиеся революционно-демократической деятельности Н.ИБоронова. В ЦГА КБР и ЦГА РСО-А хранятся документы, содержащие сведения о научной и просветительской деятельности П.К.Услара27.

В ОРФ СОИГСИ хранятся работы П. К. Услара: «Географическое описание Главного Кавказского хребта и характеристика рек, берущих там.

Ой начало", «Географическое описание Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорог"29, «Сведения о Владикавказском округе"30, «Дигорские баделята и повинности, живущих на их землях"31, «Заметка о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев"32. В «Географическом описании Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорог» помимо географических имеются также исторические, этнографические и статистические сведения. Работа «Дигорские баделята и повинности, живущих на их землях» представляет собой извлечение из «Дела по прошению Дигорского общества об отправке депутатов в Санкт-Петербург в 1846 г.». Она является ценным источником по обычному праву дигорцев и их социальным отношениям. Часть «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев» была опубликована после смерти П. К. Услара под названием «Предположение об устройстве горских школ». В ОРФ СОИГСИ хранится та неопубликованная часть «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев», в которой отражены его взгляды на интеграцию народов Северного Кавказа в Российское государство.

Опубликованные источники для изучения взглядов и деятельности П. К. Услара — это научные работы ученого и его личные письма, а также делопроизводственная документация Кавказского Отдела.

Военно-статистическое описание Тверской губернии", «Военно-статистическое обозрение Вологодской области» и «Военно-статистическое обозрение Эриванской губернии"33 были составлены П. К. Усларом по материалам, собранным в этих регионах. В них вошли сведения об экономическом развитии, городах, торговле, путях сообщения, образовании, специальные военные сведения. Эти труды вошли в «Военно-статистическое обозрение Российской империи», подготовленное Генштабом. Это издание явилось фундаментальным как по охвату сюжетов, так и по глубине и подробности их описания.

В работе использованы материалы из его капитальных трудов, изданных под общим названием «Этнография Кавказа. Языкознание». К отдельным монографиям приложены статьи и письма П. К. Услара, а также черновые заметки, которые являются незавершенными работами по исследованию черкесского, убыхского и сванского языков.

В статье «О составлении азбук кавказских языков"34 П. К. Услар излагает мнение о необходимости составления азбук для тех кавказских языков, которые не имеют своей письменности. Он считает, что азбука данного языка должна быть составлена при помощи самих горцев и дает практические советы, как составлять азбуки.

В статье «О лингвистических трудах г. Каменева», опубликованной в 1868 г., П. К. Услар с тревогой пишет о возможности полного исчезновения убыхского языка, а также упоминает предложенную им классификацию иберийско-кавказских языков.

В статье «О распространении грамотности между горцами», опубликованной в 1870 г. в Ш-м выпуске «ССКГ», П. К. Услар излагает взгляды на решение проблемы интеграции народов Северного Кавказа в Российское государство. Он делает обобщения, в том числе, на основе накопленного им эмпирического и известного ему фактического материала. В статью «Предположение об устройстве горских школ"36 вошел проект по созданию школ особого типа для горцев, который, по его мнению, мог бы способствовать укоренению на местной почве норм и понятий, свойственных российской культуре и достижению культурного синтеза кавказских народов с русским.

В работе «Последние сведения о трудах г.-м. П.К.Услара» ученый.

10 сообщает о результатах своих исследований. В статье «О колхах» П. К. Услар предлагает при изучении исторического прошлого народов использовать методы историко-сравнительного языкознания, а также топонимические материалы.

В работе «Кое-что о словесных произведениях горцев», опубликованной в 1868 г. в 1-м выпуске «ССКГ», он приводит собранный им фольклорный материал, а также указывает на важное значение сказаний о Нартах и предсказывает им известность в будущем.

В статье «Начало христианства в Закавказье и на Кавказе», опубликованной во П-м выпуске «ССКГ» в 1869 г., Петр Карлович обращается к вопросу о времени и путях проникновения христианства на Кавказ и о причинах, мешавших ему утвердиться на Северном Кавказе. По мнению П. К. Услара, российские политики совершили большую ошибку, начав войну с горцами. Развязанная Россией война, считал он, способствовала укреплению позиций ислама.

В 1881 г., уже после смерти ученого, был издан его труд «Древнейшие сказания о Кавказе"39, в котором собраны сведения, касающиеся древнейшей истории Кавказа. Это — мифы и предания, бытовавшие у разных народов Кавказа, материалы из сочинений античных авторов, а также этнологические и географические разъяснения. В разных местах своего труда П. К. Услар указывает на значение историко-лингвистических исследований при изучении отдаленного прошлого. Часть материала представляет лишь историографический интерес.

Важным источником являются личные письма П. К. Услара, адресованные крупным ученым, в частности А. В. Шифнеру, В. И. Шерцлю, А. П. Берже и представителям кавказской администрации40. В них содержатся сведения о деятельности П. К. Услара по исследованию кавказских языков, созданию алфавитов, книгопечатанию, открытию школ, о его сотрудничестве с горскими просветителями, их взаимоотношениях. В письмах П. К. Услара отражены его научные взгляды на изучение этнической истории, исследование фольклора, составление этнографических карт. В них он сообщает о своих научных выводах по разным вопросам. Следует отметить, что в письмах П. К. Услара также нашли отражение его взгляды по проблему интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство.

В число опубликованных источников, содержащих сведения о деятельности и взглядах Н. И. Воронова, входят работы самого Николая Ильича, документы КОИРГО и ИРГО, письма М. А. Бакунина к М.Л.Налбандяну41. Письма М. А. Бакунина представляют интерес для изучения его революционно-демократической деятельности. Отчеты и другие документы КОИРГО и ИРГО42 представляют собой важный источник для изучения научной деятельности Н. И. Воронова.

Н.И.Воронов написал ряд публицистических очерков. В его очерках «Из Черноморского края"43, «Черноморские письма"44, «Из Тифлиса"45, «Несколько мыслей о новом портовом городе Черноморья"46, «Долина Риона (из путевых воспоминаний)"47, цикле очерков «Дорожные заметки на разных путях Южной России"48 приводятся интересные исторические и этнографические сведения о городах Ставрополе, Екатеринодаре, Ейске, Тифлисе, Поти, станицах Ставропольской губернии и Кубани. Они представляют ценность для современных кавказоведов как исторический источник. В своих очерках Н. И. Воронов не только описывает города и станицы Кавказа, но и характеризует жителей той или иной местности. Он рассказывает, например, о суевериях жителей Екатеринодара, особенностях моды, бытовавшей в Тифлисе, и др. Зарисовки личностей представляют интерес для историко-психологического изучения эпохи.

В работе «Вести с Кубани (письма в редакцию)"49, опубликованной в 1860 г., Николай Ильич размышляет о проблеме колонизации Кавказа. Он выразил мнение, что для «замирения Западного Кавказа существовал и другой, кроме военного, путь — это именно торговля». Н. И. Воронов выступает в этом очерке как противник военной колонизации Кавказа.

В его очерке «Школьные воспоминания"50 на примере Харьковской гимназии показаны проблемы среднего образования России того времени.

В очерке «Плавание у восточных берегов Черного моря (из путевых заметок о южной России)"51 речь идет о фортификации во время Крымской и Кавказской войн.

В 1861—1862 гг. г. в газете «Колокол» были опубликованы статьи Н. И. Воронова, в которых рассматриваются злоупотребления властью и взяточничество некоторых должностных лиц на Северном Кавказе. Кроме того, он критикует колониальную политику России на Кавказе.

Статья «Одна из настоятельных потребностей для многостороннего изучения России», написанная Н. И. Вороновым в 1864 г., интересна для нас прежде всего тем, что в ней нашли отражение его взгляды. Николай Ильич писал: «горцы делаются нашими братьями по обществу, нашими согражданами по государству"53. Поэтому, полагал он, необходимо изучение кавказских народов. В нем Н. И. Воронов видел залог их успешной интеграции в Российское государство.

В 1866 г. в «Записках КОИРГО» были помещены составленные Н. И. Вороновым обзоры статей, опубликованных в газете «Кавказ» и в «Кавказском календаре"54.

Н.И.Воронов опубликовал несколько работ, посвященных статистике Кавказского края. В «Сборнике статистических сведений о Кавказе», который вышел под редакцией Н. И. Воронова в 1869 г., опубликованы три его статьи. В статье «Обзор деятельности статистических комитетов Кавказского наместничества с 1862 по 1867 г.» оценена работа статистических комитетов края и особенности кавказской статистики. В статьях «Статистические сведения о населении Эриванской губернии за 1865 год» и «Статистические сведения о населении Тифлисской губернии» не только приведены статистические сведения по этим губерниям, но и дается критика данных, приведенных в таблицах статистических комитетов.

В «Кавказском календаре на 1867 год» была опубликована статья «Статистические данные о Терском казачьем войске» В ней приводятся не только статистические, но и исторические сведения. В 1876 г. вышла работа ученого, в которых даны анализ развития статистики на Кавказе и обзор статистических работ об этом регионе, опубликованных с 1851 по 1876 год. Тогда же была опубликована статья Н. И. Воронова, в которой рассматривается деятельность КОИРГО с 1851 по 1876 год55.

С 1868 по 1876 год под редакцией Н. И. Воронова вышло девять томов «Сборника сведений о кавказских горцах». В этом издании было опубликовано несколько работ Н. И. Воронова. Он знакомил читателей с результатами лингвистических исследований П. К. Услара и его просветительской деятельностью. Очерк «Из путешествия по Дагестану», напечатанный в «ССКГ» представляет собой историко-этнографический труд, характеризующий экономическое развитие, материальную и духовную культуру народов Дагестана.

Будучи делопроизводителем Комитета по освобождению зависимых сословий горцев, Н. И. Воронов подготовил материалы по отмене крепостного права на Северном Кавказе, которые были опубликованы в «ССКГ», в том числе, «Освобождение зависимых сословий во всех горских округах Терской области» и «Положение дела освобождения зависимых сословий в горских округах Кубанской области». Эти статьи имеют важное значение для исследования социально-экономических проблем, так как в них представлен конкретный материал, характеризующий состав и имущественно-правовое положение низших сословий у народов Северного Кавказа.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследованияраскрыть существенные аспекты налаживания российско-кавказского межкультурного диалога в процессе формирования российского кавказоведения через реконструкцию основных этапов деятельности его видных представителей — П. К. Услара и Н. И. Воронова, определить место проблематики культурного сближения народов Северного Кавказа и России в их научном творчестве и просветительской деятельности.

В соответствии с этими целями в диссертации ставились следующие задачи:

— реконструировать этапы жизненного и творческого пути П. К. Услара и Н. И. Воронова, определить место каждого этапа в процессе их научного становления и деятельности по развитию кавказоведения и просвещению горцев Северного Кавказа;

— систематизировать данные, отражающие вклад П. К. Услара в развитие основных направлений научного познания народов Кавказа как комплексной междисциплинарной области исследований;

— оценить актуальность научного наследия П. К. Услара и Н. И. Воронова для современной науки;

— показать плодотворное сотрудничество П. К. Услара и Н. И. Воронова в научно-организационной работе над «ССКГ»;

— охарактеризовать систему взглядов П. К. Услара на культурологические основы кавказской политики России и рассмотреть опыт его практической деятельности по решению задач включения народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный процесс;

— проследить формирование и раскрыть содержание взглядов Н. И. Воронова на решение проблемы интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство;

— раскрыть формы, степень и пределы влияния взглядов П. К. Услара на практическую деятельность кавказской администрации.

Данная диссертационная работа направлена на решение фундаментальной проблемы обобщения исторического опыта социально-культурной интеграции общероссийского цивилизационного пространства как основы устойчивого развития Российского общества и государства в современных условиях. В соответствии с этим определялись объект и предмет исследования.

Объект исследования — интеллектуальный и практический опыт решения проблем культурного сближения народов Северного Кавказа с Россией в процессе становления российского кавказоведения как особого научно-политического феномена и комплексной междисциплинарной области исследований в 1850—1870-е гг.

Предмет исследования — научно-просветительские взгляды и деятельность П. К. Услара и Н. И. Воронова, направленные на решение задач изучения и просвещения народов Северного Кавказа как предпосылки их устойчивой интеграции в российское цивилизационное и социально-политическое пространство.

Хронологические рамки исследования определены периодом активной научной и иной деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова и соответствуют 50−70-м гг. XIX века.

Географические рамки исследования соответствуют сферам научных интересов и практической деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова.

Методологические основы. Работа строится на принципах историзма и научной объективности. Это обеспечено опорой на репрезентативный корпус архивных и опубликованных источников, позволяющих реконструировать основные факты и этапы жизни и деятельности, а также раскрыть идейные основы и содержание научных взглядов П. К. Услара и Н. И. Воронова. Анализ и интерпретация фактологической базы исследования осуществлены на основе использования историко-системного, историко-сравнительного, историко-типологического методов. Применительно к данному исследованию функции историко-генетического анализа реализованы при помощи историко-биографического метода. В работе применен комплексный подход, позволяющий учитывать социально-политический контекст, организационные условия, идейные основы, научное содержание и практическую значимость исследовательской и просветительской деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данной работы определяется ее предметом, подходом к решению задач, источниковой базой, полученными результатами. В частности в ней:

— впервые существенные аспекты процесса формирования российского кавказоведения рассмотрены на основе изучения взглядов, основных направлений и этапов деятельности его видных представителей — П. К. Услара и Н. И. Воронова;

— введены в научный оборот новые архивные и малоизученные источники, позволяющие реконструировать этапы жизненного и творческого пути П. К. Услара и Н. И. Воронова, определить место каждого этапа в процессе их научного становления и деятельности по развитию кавказоведения и просвещению горцев Северного Кавказа;

— данные, отражающие вклад П. К. Услара в развитие кавказского языкознания, фольклористики, этнографии, истории и географии впервые систематизированы в единстве их фундаментальных и прикладных аспектов сквозь призму становления кавказоведения как комплексной междисциплинарной области исследований;

— впервые подвергнуты систематическому исследованию деятельность и взгляды Николая Ильича Воронова, внесшего большой вклад в становление российского кавказоведения;

— впервые показано, что проблематика культурного сближения народов Северного Кавказа и России была не просто одним из аспектов, а организующим принципом в научном творчестве и практической деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова;

— впервые обоснован вывод о том, что взгляды П. К. Услара на проблему интеграции народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный процесс представляют собой завершенную концепцию кавказской политики, в основе которой лежит идея культурного синтеза через развитие просвещения горцев при помощи их родных языков.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории кавказоведения и кавказской политики России, истории и культуры народов Северного Кавказа, при подготовке практических решений в области современной государственной политики на Северном Кавказе, при решении задач совершенствования содержания и методов гуманитарного образования в средней и высшей школе.

Структура диссертации отвечает задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный в диссертационной работе анализ источников и историографического материала позволяет сформулировать ряд общих выводов и положений по теме исследования.

Исторические реалии начала 60-х годов XIX в. ставили перед Российским государством задачу ускоренной адаптации коренных этносов Северного Кавказа. Осуществлялась финансовая поддержка российских ученых, чиновников, деятелей культуры, занявшихся изучением их быта и обычаев. Центральные власти и местная администрация видели в распространении просвещения меру, способную ускорить интеграционные процессы. П. К. Услар и Н. И. Воронов своей многогранной деятельностью внесли значительный вклад в решение этих задач. По результатам их деятельности П. К. Услара и Н. И. Воронова можно отнести к числу тех ученых, которые закладывали фундамент научного кавказоведения. Следует отметить, что в основе их деятельности лежали не только научные цели, но и стремление по возможности содействовать устойчивой интеграции народов Северного Кавказа в российский цивилизационный процесс.

Проведенное исследование подтверждает ряд приоритетов П. К. Услара в исследовании края. Его капитальные труды имеют научное значение для истории, этнографии, лингвокультурологии. Своими трудами он заложил основы научного изучения кавказских языков. Он первым из исследователей сказал, что они являются родственными между собой и представляют особую семью. Ученым были заложены основы для дальнейшей классификации кавказских языков и народов. Работы как зарубежных, так и отечественных кавказоведов-лингвистов нередко опираются на собранный им фактический материал. Труды П. К. Услара представляют интерес также и с точки зрения методики и методологии исследования. На материале совершенно новых для науки кавказских языков ученым впервые была сформулирована сущность фонемы и положено начало теории фонем. Его алфавиты, в основном, правильно отображают фонемный состав исследованных языков. Ученый не только создавал алфавиты, составлял буквари, но и разработал методические рекомендации по этим вопросам. К ним обращались горские просветители. Изучая языки и создавая алфавиты, П. К. Услар имел в виду и практическое значение этих работ: были составлены буквари, книги для чтения, открыты школы с обучением на родных языках, подготовлены учителя из его помощников.

Благодаря исследованиям П. К. Услара по языкам появилась возможность создания статистических трудов по составу горского населения, стало возможным составление первых этнографических карт, была исправлена географическая номенклатура.

Ученый внес вклад в развитие кавказской фольклористики. Он принадлежал к числу тех, кто заложил основы научного собирания и публикации образцов устного народного творчества народов Кавказа. П. К. Услар хотел познакомить ученый мир и читателей с горским фольклором и потому создал в «ССКГ» новый раздел, которого не было раньше в научной литературе. Он первым обратил внимание на важное значение Нартского эпоса, предсказав ему известность в будущем, и поставил его в один ряд со всемирно известными эпическими поэмами.

П.К.Услар постоянно работал над подготовкой материалов для написания истории Кавказа. Он считал, что необходимо создать обобщающее исследование кавказской цивилизации. К его работам обращаются и современные исследователи, но часть материалов в настоящее время представляет лишь историографический интерес.

П.К.Услар уделял серьезное внимание также и методическим приемам исследования этнической истории. Некоторые положения, высказанные им по этому вопросу, звучат современно. П. К. Услар указывал на необходимость междисциплинарного подхода. Он отмечал, что для полного разъяснения вопроса о происхождении кавказских народов потребуется «много исследований по разным отраслям наук». П. К. Услар понимал, что только в результате усилий историков, этнографов, фольклористов, археологов, лингвистов, направленных на комплексное изучение древнейшей истории Кавказа, станет возможным проникновение в ее глубины.

Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что взгляды ученого на проблему интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство представляют собой завершенную концепцию кавказской политики, в основе которой лежит идея культурного синтеза через развитие просвещения горцев при помощи их родных языков. Интеграция для него — это не просто унификация политических и социальных институтов Северного Кавказа с общероссийскими, а формирование единого российского цивилизационного пространства. Укоренение на местной почве норм и ценностей, свойственных российской культуре, не означало для него ликвидацию культурной самобытности. Это пространство он понимал как поликультурное и поликонфессиональное.

П.К.Услар имел собственные взгляды на природу и взаимодействие цивилизаций. Термин «цивилизация» он употребляет в разных значениях. Он обозначает им достижения науки и культуры и систему норм, ценностей и элементов духовной культуры, которой народ руководствуется на данном этапе развития (по П. К. Услару, это — склад понятий народа и часть его индивидуальности). Применительно к Северному Кавказу П. К. Услар понимал процесс «цивилизации» как переход от традиционной к европейской цивилизации, культурное сближение и изменения в направлении укоренения на местной почве тех понятий, которые соответствуют российской культуре. Цивилизационный процесс, считал он, должен развертываться исключительно на основе мирных средств, принципов национальной терпимости и осуществляться в обстановке заботливого отношения к каждой отдельной национальности. Ученый отводил языкам народов Северного Кавказа важную роль в цивилизационном процессе, так как считал, что с их помощью можно ускорить распространение образования и формирование единого российского цивилизациоииого пространства. Конкретные научные изыскания и практические проекты строятся на базе этих представлений.

Дидактические воззрения ученого представляют большой интерес для исследователей истории педагогики. Важно оценивать принципиальное значение просветительских проектов П. К. Услара, которые не сводятся к их дидактическим и педагогическим аспектам. Его взгляды на устройство школ для народов Северного Кавказа и абхазов являются составной частью его концептуального решения проблемы органичного включения народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство посредством культурного синтеза.

Свои замыслы П. К. Услар осуществлял в тесном содружестве с помощниками-горцами, которых он готовил к просветительской деятельности. Ученый привил им лингвистические знания, повлиял на формирование их педагогических воззрений. Деятельность П. К. Услара оказала влияние не только на современное ему поколение горцев. На его трудах учились передовые представители горской интеллигенции и в последующее время. Они стремились продолжить начинания ученого, делали попытки создания новых алфавитов, взяв за основу разработанные им принципы.

Деятельность П. К. Услара служила примером для других ученых.

Среди ученых и администраторов, которые поддерживали практические проекты П. К. Услара, особое место занимал Н. И. Воронов. Он не только разделял взгляды П. К. Услара на интеграцию народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство, считая, что распространение среди горцев грамотности на их родных языках послужит «посредствующим звеном при восприятии ими начал русской цивилизации», но и пропагандировал деятельность П. К. Услара и его помощников-горцев.

Н.И.Воронов, известный в свое время кавказовед, был незаслуженно забыт. Он принадлежал к прогрессивно мыслящей интеллигенции. Критически осмысливая окружающую действительность, Н. И. Воронов понимал, что Россия нуждается в преобразованиях. Это привело его к сближению с участниками революционно-демократического движения. Как революционный демократ, он не успел многое сделать. Но эта деятельность сильно изменила его дальнейшую жизнь. После ареста и пребывания в Петропавловской крепости Н. И. Воронов был сослан на Кавказ, где занимался научно-исследовательской деятельностью и в итоге смог реализовать себя как ученый. Но интерес к изучению Кавказа у Николая Ильича проявился еще во второй половине 50-х — начале 60-х г. г. ХГХ в. Его путевые очерки представляют ценность как источник для изучения истории и этнографии Кавказа. С середины 60-х г. г. Н. И. Воронов занимается как научно-исследовательской, так и научно-организационной деятельностью. Его научно-организационная деятельность была плодотворной. Он был редактором «ССКГ» и «Сборника статистических сведений о Кавказе» -изданий, к которым обращаются многие кавказоведы. Будучи членом Распорядительного комитета КОИРГО, Н. И. Воронов выступил инициатором выхода в свет нового издания — «Известий КОИРГО». Кавказская администрация совершила ошибку, уговорив его перейти на пост редактора-издателя газеты «Кавказ», так как, по нашему мнению, Н. И. Воронов не исчерпал свой творческий потенциал.

По обилию научных рубрик, широте проблем, по объему привлекаемого фактического материала «ССКГ» значительно превзошел многие российские этнографические сборники второй половины XIX века. В «ССКГ» был опубликован ряд работ, имеющих важное фактологическое значение, так как они опираются непосредственно на источники. Кроме того, сборник сыграл важную организующую роль в пореформенном кавказоведении.

Важное значение имело привлечение к сотрудничеству в «ССКГ» представителей кавказских народов. Это дало возможность обогатить сборник образцами фольклора и рядом этнографических очерков. Привлечение горцев к сотрудничеству в «ССКГ» является ярким свидетельством того, что для П. К. Услара и Н. И. Воронова народы Кавказа были не этнографическим объектом, а субъектом культурного диалога. В работе над этим изданием проявилось творческое сотрудничество Н. И. Воронова и П. К. Услара.

Большую значимость личной роли Н. И. Воронова в подготовке сборника подтверждает тот факт, что, когда он оставил пост его редактора, «ССКГ», несмотря на выделяемую субсидию, перестал выходить. Благодаря своему редактору издание имело либеральную направленность.

Н.И.Воронов внес большой вклад в развитие кавказской статистики. Его заслуги в этой области были отмечены серебряной медалью ИРГО. В числе предметов исследований Николая Ильича были отдельные аспекты кавказской статистики, история ее становления, методы источниковедческого анализа, примененные к ее материалам.

Сопоставительный анализ работ П. К. Услара и Н. И. Воронова свидетельствует, что их взгляды претерпели эволюцию. Если их ранние работы несут определенную отстраненность от объекта изучения, то более поздние проникнуты сочувствием, симпатией к горцам. Несомненно, на процесс эволюции их взглядов наложили отпечаток изменения исторических реалий: присоединение Кавказа к России и наступление пореформенной эпохи. Но следует отметить, что на их взгляды повлияло также многолетнее проживание на Кавказе, общение с представителями коренных народов этого региона.

Анализ взглядов Н. И. Воронова позволяет сделать вывод о большом влиянии на него П. К. Услара. Изучив взгляды Н. И. Воронова, которые он высказывал до знакомства с П. К. Усларом, мы пришли к заключению, что ему были близки идеи последнего. П. К. Услара и Н. И. Воронова волновала проблема интеграции народов Северного Кавказа в Российское государство. В своих работах они обращались к ее теоретическим аспектам, предпринимали посильные практические шаги, направленные на сближение северокавказских народов с русским. Н. И. Воронов поддерживал и практические проекты П. К. Услара, пропагандировал их в печати.

Отдельные концептуальные положения П. К. Услара были восприняты кавказской администрацией и на определенном этапе являлись частью ее практической деятельности. После прохождения сквозь призму ее интересов они получили увеличение удельного веса политической составляющей. Но после поворота правительственной политики к контрреформам и ассимиляторским целям даже трансформированные подобным образом идеи П. К. Услара не могли лечь в основу решения проблемы интеграции Северного Кавказа в российское культурно-политическое пространство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Из истории общественно-политической мысли народов Дагестана в X1. в. — М.: Наука, 1968. — 336с.
  2. С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60−90-х г. г. XIX в. Владикавказ: СОГУ, 2002. -213с.
  3. С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ: СОГУ, 2003.-365с.
  4. А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века / под общей ред. Гутова A.M. — Нальчик: Эльбрус, 1979. — С.13−39.
  5. К. Мнение о введении письменности в Кабарде // Атажукин К. Избранные труды. Нальчик: Эльбрус, 1971. — С. 128−131.
  6. К. Попытки введения кабардинской письменности // Атажукин К. Избранные труды. Нальчик: Эльбрус, 1971. — С. 131−141.
  7. Х.С. Из истории абхазского письма // Бгажба Х. С. Труды. -Сухуми: Алашара, 1987. Кн.1. — С.15−30.
  8. Т.А. Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. -Владикавказ: СОГУ, 2000. 159с.
  9. Г. А. Дорога из минувшего: Занимательные страницы истории Ставрополя. Ставрополь: Кн. изд-во, 1990. — 270с.
  10. Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996. — 248с.
  11. Библиографическая заметка. П. К. Услар. Этнография Кавказа. Абхазский язык. Тифлис, 1887//ИКОИРГО.-Тифлис, 1886−1888.-T.IX.-C.1−12.
  12. Библиографическая заметка. Барон П. К. Услар. Этнография Кавказа. Чеченский язык. Тифлис, 1888 // ИКОИРГО. Тифлис, 1886−1888. -T.IX.- С.13−24.
  13. Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала: ДГУ, 1961. — 100с.
  14. Е.А. Сравнительно-историческая фонетика восточно-кавказских языков. -М.: Наука, 1981. 140с.
  15. .А., Керимов Э. К., Мамедов И. Г. Из истории учреждения и научно-организационной деятельности Кавказского Отдела Русского Географического Общества // Известия АН Азербайджанской ССР. Сер. наук о Земле. — 1983. — № 6.-С.3−11.
  16. Н.Ф. Воронов Николай Ильич // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / сост. науч. ред. Трёхбратов Б. А. Краснодар: Эдви, 1997. — С.95.
  17. З.М. К методике ономастических исследований П.К.Услара // Актуальные проблемы общего и кавказского языкознания. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1998. — С.79−83.
  18. З.М., Тирадо Р. Г. Миноритарные языки в современном мире. Кавказские языки. М.: Советский писатель, 2002. — 288с.
  19. З.М. Научные портреты кавказоведов-лингвистов. Из истории лингвистических учений. Нальчик, 1991. — С.260.
  20. З.М. Национальные ценности и поликультурное образование в трактовке кавказоведа XIX века П.К.Услара // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2000. — № 1. — С.21−26.
  21. А.С. Петр Карлович Услар выдающийся кавказовед. -Махачкала: Даг. уч. пед. гиз., 1966. -25с.
  22. А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1964. — 228с.
  23. Г. Г. Дагестанский феномен возрождения XVIII- XIX вв. -Махачкала: ДНЦРАН, 2000. 324с.
  24. В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965. — 391с.
  25. М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). -Махачкала: Юпитер, 1999. 360с.
  26. JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М.: Россия молодая, 1993. — 143с.
  27. И.О. Основные грамматические концепции в кавказском языкознании XIX века // Грамматические концепции в языкознании XIX века. Л.: Наука, 1985. — С.278−293.
  28. Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный: Чеч.-ингуш. книж. изд-во, 1965. — 66с.
  29. Н.П. Русские просветители XIX века среди кавказских народов // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI начале XX в. — Грозный, 1981. — С. 148−164.
  30. Р.А. Н.Н.Воронов и проникновение передовой прогрессивной культуры России в Дагестан // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI начале XX в. — Махачкала: ДагФАНСССР, 1988. — С.121−128.
  31. А. Жизнь и творчество Абдуллы Омарова // Омаров А. Дагестан: время и судьбы. Махачкала: Даг. книж. изд-во, 1990. — С.5−38.
  32. A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М.: Наука, Восточ. лит., 1993.-C.198c.
  33. Ю.Д. Кабардинский (черкесский) язык // УЗКБНИИ. -Нальчик, 1957. T.XIII. — С.225−232.
  34. К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. — 168с.
  35. Л.И. Изучение даргинского и кубачинского языков // Дагестанский сборник. Махач-Кала, 1927. — T.III. — С.231−232.
  36. Л.И. Старая и новая аварская песня // Дагестанский сборник. -Махач-Кала, 1927. T.III. — С. 105−124.
  37. М.Р. О составе второго выпуска сочинений П.К.Услара // Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. II. Чеченский язык. -Тифлис, 1888.-C.V-VIII.
  38. М.Р. Об издании трудов П.К.Услара // Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. — C. V-XV.
  39. М.Р. Предисловие // Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. III. Аварский язык. Тифлис, 1889. — C. V-VII.
  40. Л.П. Заметка об исследовании кавказских языков. М., 1880 — 23с.
  41. Л.П. Заметки о кюринском языке (в связи с исследованными восточно-кавказскими языками) на основании исследований ген. Услара // ССКГ. Тифлис, 1875. — Вып.VIII. — С.1−100.
  42. Л.П. Записка об очерке табасаранского языка, посмертном труде Услара // ИКОИРГО. Тифлис, 1882−1883. — Т.VII. — Вып.П. -С.328−336.
  43. Л. Кавказско-горские письмена // ССКГ. Тифлис, 1871.-Вып.У. -С.1−68.
  44. Л. Краткий обзор 25-летней деятельности КОИРГО по этнографии // КОИРГО с 1851 по 1876 г. Тифлис, 1876. — С.33−46.
  45. Л.П. Николай Ильич Воронов // ИКОИРГО. Тифлис, 18 861 888. — T.IX. — С.494−497.
  46. Л.П. Об издании в последние годы (1887, 1888 и 1889 г. г.) в Тифлисе лингвистических трудов Услара и об изменении его алфавитов // ИКОИРГО. Тифлис, 1889. — Т.Х. — С.3−78.
  47. Л. Петр Карлович Услар // ИКОИРГО. Тифлис, 1875. — T.IV. — С.38−49.
  48. Л.П. П.К.Услар и его деятельность на Кавказе // ЗКОИРГО. -Тифлис, 1881 Kh.XII. — C. I-LXXXIII.
  49. Записка об исследовании кавказско-горских языков // ИКОИРГО. -Тифлис, 1886 1888. — T.IX. — С. З-16.
  50. Зульпукарова Э.-М.Г. Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции конец XIX начало XX века. — Махачкала: Юпитер, 2003. -360с.
  51. Извлечение из протокола годового собрания КОИРГО 18 июня 1888 года // Тифлис, 1886−1888. T.IX. — С.33−36.
  52. Н.И. О применении русского алфавита к инородческим языкам // Ильминский Н. И. Избранные места из педагогическихсочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань, 1892. -С.5−15.
  53. Н.И. Об образовании инородцев // Ильминский Н. И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань, 1892. — С. 16−29.
  54. Н.И. Школа первоначального обучения детей крещенных татар в Казани // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. — С.53−84.
  55. Инал-Ипа Ш. Д. Некоторые вопросы кавказоведения в трудах П. К. Услара // УЗАНИИ. Майкоп, 1968. — Т.VIII. — С.25−38.
  56. История Дагестана в 4-х томах / гл. ред. Даниялов Г. Д. М.: Наука, 1968. -Т.2. -368с.
  57. К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. — С. 1−20.
  58. Кавказские алфавиты // ИКОИРГО. Тифлис, 1886−1888. — T.IX. — С.1−32.
  59. А.В. Развитие северокавказской окраины России (1864 -1904 г. г.). Пятигорск, 2005. — 409с.
  60. Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971.-476с.
  61. Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. -Махачкала: Даг. уч. пед. изд-во, 1989. 157с.
  62. Н. Песни народов Дагестана // Песни народов Дагестана. Л.: Советский писатель, 1970. — С.5−42.
  63. З.М. К вопросу о роли русских учёных в изучении адыгских языков (XVIII-XIX в.в.) // УЗАНИИ. Майкоп, 1957. — Т.1. — С.77−98.
  64. А. Введение в кавказское языкознание. М.: Наука, 1986. — 208с.
  65. Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. — Вып.1. — С. 189−230.
  66. И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVIII 30 г. г. XX в.). — Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1964. — 179с.
  67. Ю. Воронов Николай Ильич // Русские писатели 1800−1917 годов: Биографический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. — Т. 1. — С.488−489.
  68. Ф.Ф. Публицисты 1860-х годов: Круг «Русского слова». Григорий Благосветлов, Варфоломей Зайцев, Николай Соколов. 2-е изд. испр. и доп. -ЖЗЛ.-Вып.1 (469).-М.: Молодая гвардия, 1981.-335с.
  69. П.А. Эмансипация зависимых сословий на Северном Кавказе в контексте гегелевской парадигмы «отрицание отрицания» // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Ставрополь, 2005. — Вып.8 (спец-й). — С. 167−177.
  70. Т.Х. Кази Атажукин. Жизнь и деятельность. Нальчик: Эльбрус, 1969.-172с.
  71. Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX нач. XX в. — Нальчик: Эльбрус, 2002. — С.448с.
  72. Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. — 420с.
  73. Ю.Д. Вейнберг Петр Исаевич // Русские писатели 1800−1917 гг.: Биографический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989. -Т.1. -С.402−403.
  74. И.П. Россия. Кавказ. Абхазия.-СПб., 1995.-96с.
  75. И.П. Цебельдинская находка. Из истории революционных связей между Петербургом и Кавказом. 2-е доп. изд. — М.: изд-во полит, лит-ры, 1980. -320с.
  76. Лингвистический энциклопедический словарь. М.:Сов. энцикл., 1990. — 685с.
  77. Л .Г. Песня о Бзиекской битве // СМОМПК. Тифлис, 1891. -Вып.12.-С.77−81.
  78. Л.Г. Предисловие к краткой кабардинской грамматике // СМОМПК. Тифлис, 1891. — Вып.12. — C. I-III.
  79. . Проф. Черняев П. Н. Из истории кавказоведения // Записки Северо-Кавказского Краевого Горского НИИ. Ростов-на-Дону, 1929. -Т.2. — С.347−348.
  80. А.А. П.К.Услар исследователь дагестанских языков. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. — 101с.
  81. А.А. П.К.Услар кавказовед // Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. VII. Табасаранский язык. — Тбилиси: Мецниереба, 1979. — С.1046−1068.
  82. Н. Законодательство об инородческой школе // Инородческая школа: Сб. статей. -Пг., 1916. С. 119−157.
  83. К.Т. Важнейший сдвиг в адыгской лексикологии // УЗКБНИИ. -Нальчик, 1964.-Т.ХХ.-С.261−267.
  84. Материал для этнографии Восточного Кавказа. Последние труды бар. П. К. Услара. Хюркилинский и Кюринский языки // ЗКОИРГО. Тифлис, 1873.-Кн. VIII. — С.100−115.
  85. Н.А. Лауреаты Демидовских премий Петербургской Академии Наук (1832−1865).-Л.: Наука, 1987.-201с.
  86. У .А. П.К.Услар выдающийся ученый-кавказовед // УЗДагФАНСССР. — Махачкала, 1956. — Т.1. — С. 182−196.
  87. Младописьменные языки народов СССР. М.-Л.: АНСССР, 1959. — 503с.
  88. Г. Г. Ярмарки // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар: Эдви, 1997.-С.556−558.
  89. В.И. Черномория. История и люди. Краснодар: КубГУ, 1977.-99с.
  90. В.И. Черномория. Проблемы социально-экономической структуры. 1792−1860 гг.: Учеб. пособие. Краснодар: КубГУ, 1980. — 66с.
  91. B.C. Журнал М. М. и Ф.М.Достоевских «Эпоха». 1864−1865. -М.: Наука, 1975.-303с.
  92. А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1868. — Вып.1. -С. 13−64- Тифлис, 1869. — Вып.П. — С. 1−70.
  93. А. Как живут лаки // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. III. — С. 1−46- Вып.1 V. — С. 1−24.
  94. Очерки истории Ставропольского края в 2-х т-х. Ставрополь: Кн. изд-во, 1986.-Т.1.-С.462.
  95. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен по март 1917 года в 2-х т-х. Грозный: Чечено-ингушское книж. изд-во, 1967. -Т.1.-313с.
  96. Отчет о деятельности и состоянии КОИРГО в 1881 году // Известия КОИРГО.-Тифлис, 1882.-Кн.VII.- № 2.-С.217−232.
  97. Отчет о деятельности и состоянии КОИРГО в 1888 г. // ИКОИРГО. -Тифлис, 1889. Т.Х. — № 1. — С.1−20.
  98. Петр Карлович Услар // Отчет о действиях ИРГО за 1875 год. СПб, 1876.-С.4−5.
  99. А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала: ДагФАНСССР, 1973. — 149с.
  100. И.В. К вопросу о происхождении и истории бытования образа Прометея // УЗКБНИИ. Нальчик, 1959. — T.XVI. — С.323−357.
  101. И.В. К вопросу о происхождении и истории бытования образа Прометея // УЗКБНИИ. Нальчик, 1961. — T. XVIII — С.31−62.
  102. И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1963. — 343с.
  103. .А. Демченко Степан Дмитриевич // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. -Краснодар: Эдви, 1997. С. 139.
  104. .А. Ейск // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар: Эдви, 1997. -С.153−154.
  105. .А. Шаимов Ахмет // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. -Краснодар: Эдви, 1997. С. 531.
  106. Д.И. Свет из России. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. — 206с.
  107. Г. Ф. Кази Атажукин (Из истории кабардинской общественной мысли во второй половине XIX века) // УЗКНИИ. -Нальчик, 1947. Т.2. — С.89−97.
  108. Е.С. К вопросу об организационных формах исторического кавказоведения во второй половине XIX века // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа (дореволюционный период). -Нальчик, 1989.-С.113−125.
  109. Хь. Щ. Адыгэбзэм и тхыдэ. Налшык: Эльбрус, 2000. — 357с.
  110. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. -Нальчик: Эльбрус, 1979. — 404с.
  111. Е.Е. Просветители горских народов (XIX в.). Орджоникидзе: СОГУ, 1985. — 85с.
  112. Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. — Нальчик: Эльбрус, 1983. -244с.
  113. М.Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный: Чеч.-ингуш. книж. изд-во, 1958. — 87с.
  114. П.Н. Из истории кавказоведения // Сборник статей по вопросам культуры. Труды Северо-Кавказской ассоциации научно-исследовательских институтов. № 43 — Ростов-на-Дону, 1928. — Вып.4. — С.5−42
  115. П.Н. Как изучал П.К.Услар язык убыхов // Записи СевероКавказского краевого горского научно-исследовательского института. -Ростов-на-Дону, 1928. Т. 1. — С.223−225.
  116. А.С. П.Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков // Иберийско-кавказское языкознание. -Тбилиси, 1955. -T.VII. -С.461−471.
  117. А.С. Сравнительный словарь и родство языков (страничка из истории изучения иберийско-кавказских языков // УЗАНИИ. Майкоп, 1957.-С.69−76.
  118. А.К. Об убыхах и убыхском языке // Вестник КБГУ. 1994. -Сер. гум. наук. — Вып.1. — Кн.П. — С.63−64.
  119. П.А., Муравьев В. Н. Ставрополь. Исторические очерки. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1977. -264с.
  120. В. Сравнительная грамматика славянских и других родственных языков в 2-х ч-х. Харьков, 1871. — ч. 1. Фонетика. — 682с.
  121. А.А. Разбор сочинения барона П.У.Услара под заглавием: Этнография Кавказа, I. Абхазский язык, П. Чеченский язык. СПб, 1864. — 5с.
  122. Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. Екатеринодар, 1910. — Т. 1. История Края. -714с.
  123. Языки Дагестана / под общей ред. Гамзатова Г. Г. Махачкала-М.: РАН, 2000.-556с.
  124. Языки народов СССР в 5-ти томах / отв. ред. Е. А. Бокарев, К. В. Ломататидзе. М.: Наука, 1967. — Т.4. Иберийско-кавказские языки. — 712с.
  125. Языкознание: Большой энциклопедический словарь. -М.: Больш. Рос. энцикл., 1998.-685с.4. Авторефераты:
  126. С.А. Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа (XIX век): Автореф. д-ра ист. наук. Владикавказ, 2003. — 40с.
  127. А.Г. Проблемы происхождения народов Дагестана (с древнейших времен до IV н.э.). Историография вопроса: Автореф— канд. ист. наук. Махачкала, 1996. — 23с.
  128. А.И. Он был сыном своего времени // Эхо Кавказа. 1992. — № 1. -С.25−28.
  129. Р.С. Из истории социально-культурной политики на Северном Кавказе (1860−1900 г. г.) // Педагогика. 1996. — № 4.- С.72−78.
  130. H.JI. Неверов и его автобиография // Вестник воспитания. -1915. № 6. — С.73−93.
  131. Введение письменности у кавказских горских народов // Кавказ. 1862. -6 сентября.
  132. Н. Писатель и путешественник Н.И.Воронов на Кубани // Вольная Кубань. 1993. — 17 июня.
  133. В. О народных праздниках обыкновения христианского населения за Кавказом и преимущественно в Тифлисе // Кавказ. 1855. -1−2 января.
  134. Н. Долина Риона (из путевых воспоминаний) // Эпоха. 1864. -№ 11. С.1−22.
  135. Н. Дорожные заметки на разных путях Южной России. I. От Екатеринодара до Ставрополя // Одесский вестник. 1858. — 18 марта.
  136. Н. Дорожные заметки на разных путях Южной России. II. Ставрополь // ОВ. 1858. — 20 мая.
  137. Н. Дорожные заметки на разных путях Южной России. III. Постоялый двор // ОВ. 1858. — 14 июня.
  138. Н. Дорожные заметки на разных путях Южной России. IV. Степи // ОВ. 1858. — 4 октября.
  139. Н. Дорожные заметки на разных путях Южной России. V. Черноморская степь. Степная ярмарка. — Ейск // ОВ. — 1858. — 8−11 ноября.
  140. Н. Екатеринодар, 20 апреля // ОВ. 1858. — 6 мая.
  141. Н. Из очерков Западного Кавказа и Закавказья // Русь. 1864. -25 апреля.
  142. Н. Из Черноморского края // РВ. 1856. -№ 11.- С.55−59.
  143. Н. Конокрадство в Новоузенском уезде // Самарские губернские ведомости. 1858. — 22 ноября.
  144. Н. Лондонский пансион. Очерк из жизни наших туристов // Эпоха. 1864.-№ 9.-С. 1−16.
  145. Н. Материал для размышлений. Из рассказов моего приятеля // Эпоха. 1864.- № 9.- С. 1−24.
  146. Н. Несколько мыслей о новом портовом городе Черноморья // ОВ.- 1858.-21 июня.
  147. Н. Одна из настоятельных потребностей для многостороннего изучения России (по поводу издания ИРГО «Географическо-статистического словаря Российской империи». Вып. 1−6. СПб., 1862−1864) // Эпоха. 1864. — № 12. — С.29−40.
  148. Н. Открытие частного учебно-воспитательного заведения для девиц // Самарские губернские ведомости. 1858. — 7 июня.
  149. Н. Плавание у восточных берегов Черного моря (из путевых заметок о южной России) // Русское слово. 1861. — № 11. — С. 1−23.
  150. Н. Рассказы из жизни уездного города // Русское слово. -1861. -№ 11. С.1−18.
  151. Н. Черноморские письма // РВ. 1857. — № 1. — С.71−74.
  152. Н. Черноморские письма // РВ. 1857. — № 3. — С.87−94.
  153. Н. Черноморские письма // РВ. 1857. — № 4. — С. 180−186.
  154. Н. Школьные воспоминания // Журнал для воспитания. 1859. -№ 5. — С.68−83, 120−128.
  155. Габуниа 3. Генерал Услар и кавказские языки // Эхо Кавказа. 1992. -№ 1. — С.24−25.
  156. Г. Географическому обществу Грузии 150 лет // Кавказский географический журнал. 2002. — № 1. — С. 14.
  157. Ю.Д. Значение научного наследия П.К.Услара для советского кавказоведения // Вопросы языкознания. 1956. — № 3. — С.107−115.
  158. Есть ли у нас идеалы? // Кавказ. 1877. — 25−26 января, 28 января, 30 января.
  159. Ибрагимова 3. Кавказская статистика (2-я пол. 19 в.) // Вопросы статистики. 2005. — № 10. — С.81−86.
  160. Из Грузии // Колокол. 1862. 15 сентября.34. й-въ (Воронов Н.) Из Тифлиса // РВ. — 1860. — № 10. — С.253−264.
  161. К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа // ЖМНП. 1867. — № 4. — С.75−96.36. Кавказ. 1875. — 16 мая.
  162. А.Е. Грамматические концепции в языкознании XIX века // Вопросы языкознания. 1988. — № 3. — С. 133−134.
  163. И. Любить и знать цену любви // Купчинские новости. 1989. -№ 25 (сентябрь).
  164. И. Цебельдинская находка // Советская Абхазия. 1973. -8 февраля.
  165. И.П. Цебельдинская находка // Наука и жизнь. 1973. -№ 11.-С.26−31.
  166. А.А. Неизданная монография П.К.Услара о Табасаранском языке // Вопросы языкознания. 1954. № 3. — С.68−76.
  167. И.И. Борьба за существование в обширном смысле//Вестник Европы. 1878. № 8. — С.437−484.
  168. В. Пароль «Ясочка» // Правда. 1987. — 7 апреля.
  169. Я.М. Еще об образовании кавказский горцев // Кавказ. -1859. 21 мая.
  170. Я.М. К вопросу об образовании инородцев (письмо в редакцию) // ЖМНП. -1869. № 12. — С.123−134.
  171. В. Кубанский корреспондент Герцена // Советская Кубань. -1977.- 3 февраля.
  172. Победа графа Евдокимова над саперным казачьим полком // Колокол. -1861. -1 июля.
  173. Ю. Воронов Н. И. // Кавказ. 1888. — 13 ноября.
  174. Распятие казачьих бород // Колокол. -1861.-1 августа.
  175. Саид-Казик. Лекция памяти барона Петра Карловича Услара // Дагестанские областные ведомости. -1910.-1 августа, 22 августа, 5 сентября, 12 сентября.
  176. П.К.Услар. Некролог // Русский инвалид. 1875. — 6 сентября.
  177. А. Не открещиваясь от кириллицы //http:// www.dagpravda.ru/kult/kiril 13 110. htm
Заполнить форму текущей работой